Жанровые и композиционные особенности романа «Петр Первый». А

Проблема взаимоотношений народа и государства - это вечная проблема России. Конечно же, выдающийся писатель А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве, ведь каждый талантливый писатель - всегда часть своего народа.
А. Н. Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период нашей истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь понять и осмыслить прошлое - это значит понять и осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха Петровских реформ, коренных преобразований жизни России начала XVIII века, как нельзя лучше помогает осознать всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны. Воплощением творческого замысла А. Н. Толстого стал исторический роман “Петр I”.
Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает буквально с первых страниц произведения. Царь умер, начинается смутное время. И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их собственную судьбу. Ведь русский народ не мыслит себя отдельно от Отечества, будущее страны - это и будущее народа. Все ждут перемен, уверены в их неизбежности, но народ боится этого. Народ не знает, с кем ему идти, куда идти. Он не имеет голоса в решении своей судьбы. Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против сторонников Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившие такой глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажают всю бессмысленность и беспощадность задерганных неразберихой людей, страшащихся своего будущего.
Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям свою опору Петр видит как раз в народе. Выходец из народа Алексашка Меншиков становится главным его помощником.
Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.
Придя к власти, Петр начинает свои реформы. Он действует жестоко, даже слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений народных масс. Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу, и народ стихийно протестует против этого. Причиной, например, стрелецкого бунта послужило прежде всего непонимание народом политики царя, неприятие тех методов, которыми он пользовался. Жестокая расправа над участниками стрелецкого бунта служит ярким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души народной, по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачивается насилием, жестокостью, кровью.
Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражений с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ, единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.
Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через несколько лет русская армия разобьет непобедимые корпуса шведов. И устами царя именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу ОТильви, который не желает видеть дисциплинированности и боеспособности в русском воинстве. Сцена осады Нарвы демонстрирует полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе.
И глубоко символично, что именно Меншиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву.
Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и напряжения русского народа. Основная трагедия здесь в том, что власть снова видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым ростом противостояния народа царю. Власть снова не находит иного средства реализации своих планов, кроме как насилия. Петербург растет на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен образ каторжанина Федьки Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как к винтикам государственной машины.
Своим романом “Петр I” A. H. Толстой отрицает насилие государства над народом, чем бы оно ни оправдывалось.


Романное время охватывает целую эпоху, ограниченную, однако, рамками деятельности центрального героя - Петра I, которого писатель показывает на протяжении 25 лет.
Первоначально Алексей Толстой предполагал довести повествование о Петре до Полтавской битвы, но смерть писателя остановила работу над рукописью, и роман завершается победой русских войск под Нарвой.
Таким образом, историческая судьба главного героя определила композицию романа.
В первом томе А. Н. Толстой рисует детство и раннюю молодость Петра. Исторически это очерчивается возвращением Петра из первого заграничного путешествия и событиями стрелецкого бунта.
Во втором томе воссоздается первый период преобразовательной деятельности Петра, включающий в себя начало Северной войны и основание Петербурга.
Третья книга романа написана в последний период творчества и осталась незавершенной. Алексей Толстой утверждал, что "третья книга - самая главная часть романа", так как она относится к наиболее интересному периоду жизни героя и в ней будут осуществлены все основные задачи, которые писатель ставил перед собой, приступая к созданию "Петра Первого".
По словам А. В. Алпатова, несмотря на то, что Толстому не удалось реализовать полностью намеченного им плана третьей книги, шесть написанных глав развертывают перед нами богатое содержание. В повествовании обозначаются новые горизонты, проступают новые сюжетные линии... Гораздо большую завершенность и яркость приобретает образ Петра.
Основу содержания третьей книги составляют темы крепнущей военной мощи России и культурного подъема русского общества, победы нового в патриархальном укладе старой Руси.
Все разнообразные эпизоды, сюжетные линии располагаются вокруг этих двух центров, притягивающих к себе весь материал третьего тома. Три книги, составляющие роман, связаны воедино и развитием сюжета - постепенное становление нового русского государства и личности Петра - и общими для всех трех книг героями.
Личная судьба царя-реформатора крепко спаяна в романе с исторической судьбой России. Чутко улавливая назревшую потребность коренных изменений жизни Российского государства, царь начинает действовать решительно. Толстой показывает, как сама эпоха выбирает Петра, как исторические обстоятельства формируют те качества его личности, которые помогают ему пробудить Россию от вековой спячки, вывести ее. на новый этап развития, когда уже не призраки торговых кораблей, а настоящий российский флот выходит в море и русские закрепляются на Балтийском побережье, где начинается строительство города-крепости.
Таким образом, композиция романа связана с главной творческой задачей писателя - показать "становление личности в эпохе". Этой художественной задаче подчинены все компоненты произведения. Особенно значительно, с точки зрения художественного раскрытия толстовской концепции роли личности в истории, сопоставление образов Петра и Василия Голицына. Просвещенный мечтатель, Голицын так же, как Петр, осознает необходимость решительного общественного и государственного преобразования России, но личная слабость, пассивность, нерешительность приводят его в лагерь реакционных сил. В систематическом противопоставлении Голицыну и Софье писатель рисует Петра в развитии, в неуклонном движении его личности вперед.
Принцип контраста выдерживается Толстым и в последующих главах романа. Петр постоянно, но ненавязчиво противопоставляется королю Августу ("шармант и симпатию"), грубому и ограниченному солдафону- Карлу, твердокаменному коменданту Нарвы - Горну, а также ближайшим сподвижникам - Францу Лефорту и Александру Меншикову.
В характере Петра и его деятельности ярко проявились главные устремления эпохи, ее сущность. Алексей Толстой сумел оценить историческое место своего героя, правдиво изобразить масштабы его деятельности, дать художественное исследование целой эпохи.
Из множества эпизодов и картин складывается достоверный художественный мир, в центре которого царь-преобразователь и его деятельность. Противоречивый образ государя становится связующим звеном всех событий и судеб в романе.

Янв 25 2011

Проблема взаимоотношений народа и государства - это вечная проблема России. Конечно же, выдающийся А. Н. не мог обойти ее в своем . Ведь каждый талантливый писатель - всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него и личной проблемой. А. Н. Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период нашей истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь понять и осмыслить прошлое - это значит понять и осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха Петровских реформ, коренных преобразований жизни России начала XVIII века, как нельзя лучше помогает понять всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны. Воплощением творческого замысла А. Н. Толстого стал исторический “ ”.

Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает буквально с первых страниц романа. Царь умер, начинается смутное время. И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их собственную судьбу. Ведь народ русский не мыслит себя отдельно от Отечества, будущее страны - это и будущее народа. Все ждут перемен, уверены в их неизбежности, но народ боится этого. Народ не знает, с кем ему идти, куда идти. Он не имеет решающего голоса в решении своей судьбы. Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против сторонников Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившие такой глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажают всю бессмысленность и беспощадность задерганных неразберихой людей, страшащихся своего будущего.

Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям свою опору Петр видит в народе. Выходец из народа Алексашка Меньшиков становится главным его помощником.

Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновские полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.

Придя к власти, Петр начинает свои реформы. Он действует жестоко, даже слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений народных масс. Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу, и народ стихийно протестует против этого. Таким протестом явился стрелецкий бунт.Причиной этого бунта послужило прежде всего непонимание народом политики царя, неприятие тех методов, которыми он пользовался. Жестокая расправа над участниками стрелецкого бунта служит ярким примером того, что государство по - прежнему не хочет видеть души народной, по - прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачивается насилием, жестокостью, кровью.

Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании , которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти - то моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает своим солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражения в схватке с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ, единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.

Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы русская армия разбивает непобедимые корпуса шведов. И устами царя именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу О’Гильви, который не желает видеть дисциплинированности и боеспособности в русском воинстве. Сцена осады Нарвы демонстрирует полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе. И глубоко символично, что именно Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву.

Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и напряжения русского народа. Основная в том, что власть снова видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым ростом противостояния народа царю. Власть снова не находит иного средства реализации своих планов, кроме насилия. Петербург растет на муках, на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен каторжанина Федьки Умойся Грязью. Вместе с ним протестует против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как к винтикам государственной машины.

Отношения между народом и государством в нашей стране очень противоречивы. Правдивый художник Толстой показал их во многообразии, во всей сложности. Автор романа “Петр Первый” решает для себя проблему взаимоотношений народа и власти однозначно. Он отрицает насилие государства над народом, чем бы оно ни оправдывалось.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Проблема взаимоотношений народа и государства в романе «Петр Первый» . Литературные сочинения!

Император Всероссийский Петр I умер в мучениях 8 февраля 1725 года в возрасте 53 лет. Результаты вскрытия показали, что причиной смерти стала острая гнойная гангрена, как следствие болезни мочевыводящих путей. Петр Алексеевич не успел оставить завещание, и при поддержке гвардейского полка власть перешла его жене Екатерине.

О причине смерти первого российского императора ходило много догадок. Официально принято считать, что в могилу Петра Великого свело воспаление легких. Результаты вскрытия и выводы зарубежных медиков говорят о тяжелом течении болезни почек и мочевыводящих путей, приведшей к гангрене.

Как бы то ни было, в январе 1725 года в возрасте 53 лет император скончался, оставив открытым вопрос о престолонаследии. Смерть Петра I фактически положила начало женской эре на российском престоле.

Когда скончался Петр Первый

Ранним утром 28 января (8 февраля) 1725 года не стало первого российского императора Петра Великого. Его последние дни были тяжким мучением для него самого, его жены Екатерины Алексеевны и для всех придворных, находившихся в Петровском Зимнем дворце.

Последнюю неделю жизни всегда энергичный император, не способный устоять на одном месте ни минуты в своей жизни, не имел сил даже подняться с постели. Он чувствовал близость кончины. Когда был в сознании, и его не мучили адские рези, Петр Алексеевич причащался и исповедовался. Для этого в соседней со спальней комнате даже была устроена походная церковь.

Застарелая почечная болезнь, усугубленная постоянным сумасбродством самодержца, нисколько не щадила несчастного. В моменты тяжелых приступов крики императора были слышны даже за пределами Зимнего дворца. В последние дни у больного не доставало сил даже на них. Он пребывал в состоянии беспамятства либо слабо стонал от боли.

Возможно, если бы кончина 53-летнего императора не была столь тяжелой, он бы всё-таки смог оставить однозначное завещание с указанием конкретного человека, кому передавал свои права на престол. Но измученный Петр Алексеевич так и не назвал никакого имени. В последние часы он лишь попытался оставить письменное указание, в котором успел написать «Оставьте всё…». Вероятно, правитель так и не смог разрешить внутри себя главный вопрос для судьбы империи.

Что показали результаты вскрытия

2 февраля тело императора было подвергнуто вскрытию. Данная процедура обнаружила значительное воспаление мочевого пузыря (гангрена) и затвердение в шейке мочевыводящего канала. Именно эти поражения послужили причиной нечеловеческих мук, испытанных Петром в последние дни жизни.

Очевидно, что именно острая гнойная гангрена и стала причиной смерти императора. К такому же выводу пришли и более поздние исследователи болезни Петра Великого.

Таким образом, распространенные некогда версии о том, что Петра I свели в могилу заболевания венерического характера, не имеют под собой оснований. Такие малопривлекательные версии причин смерти первого российского императора были особенно популярны после революции и в СССР, когда новая власть всячески пыталась очернить монархию.

Последние месяцы жизни

Может показаться странным, но последние месяцы жизни Петр I провел по своему обыкновению бурно и деятельно. Несмотря на то, что здоровье уже давно не позволяло ему вести столь активный и не всегда полезный образ жизни, император и не думал каким-то образом менять свои привычки или сдерживаться в своих порывах.

Осенью 1724 года, несмотря на недавний острый приступ болезни, император отправился в путешествие для осмотра Ладожского канала. Придворные медики были против этой затеи и безуспешно пытались отговорить Петра от поездки. Уже на обратном пути у Лахты императорская экспедиция стала свидетелем бедствия моряков – на мель сел бот с солдатами. Петр по ноябрьской ненастной погоде влез в воду и помогал вытянуть судно на глубокую воду.

В ноябре же по приезду в Петербург император испытывал на прочность ледяную переправу на Неве, первым проехав по едва вставшему льду. Порубежье годов было богато на торжества: в декабре прогремела очередная вакханалия «Всепьянейшего собора», в январе была шумно отмечена свадьба одного из денщиков. Одним словом, причин для необратимого усугубления состояния здоровья российского правителя к началу 1725 года хватало с лихвой.

Попытка составить завещание

Накануне смерти 27 января Петр Великий распорядился объявить амнистию всех осужденных на смерть или каторгу, кроме убийц и рецидивистов. Император по-прежнему чаял обмануть смерть, много молился сам, просил молить о его здоровье всех подданных, наказал служить молебны за его здравие во всех храмах столицы.

Этим же днем в краткий миг прояснения сознания император сделал было попытку составить завещание, уже отдавая себе отчет в том, что ему остаются считанные часы. Не сумев сам написать и строчки из-за слабости и паралича, Петр позвал было дочь Анну. Уже спустя несколько минут этой заминки, он опять погрузился в тяжелое забытье. Воля государя так и осталась неизвестна.

Захоронение в Петропавловском соборе

Похороны Великого императора состоялись лишь 10 марта 1725 года. 40 дней вся столица прощалась в Петром Алексеевичем. Гроб с телом покойного в 2 с лишним метра в длину не проходил ни в одну дверь дворца. Перед церемонией погребения решено было выносить покойного через окно, которое специально прорубили до пола.

До заячьего острова, где на месте будущего Петропавловского собора решено было предать тело императора земле, пышная похоронная процессия двигалась по льду. За гробом шли все члены семьи:

  • вдовствующая императрица Екатерина;
  • дочери Анна и Елизавета;
  • а также первейшие сановники Российской империи Меньшиков и Головкин.

Солдаты Преображенского и Семеновского полков несли более 30 знамен, а одним из первых – флаг российского флота, возродившегося благодаря усилиям Петра I.

Великий император будет предан земле лишь спустя 6 лет со дня похорон. Именно столько времени понадобилось для окончания строительства Петропавловского собора.

Решение сената о престолонаследнике

Претендентов на престол на момент кончины Петра Великого было немало. Основной фигурой в этой борьбе долгое время оставалась жена императора Екатерина Алексеевна, его верная спутница. Однако последние годы их совместной жизни были омрачены частыми размолвками – многих при дворе не устраивали притязания безродной чужеземки на российский престол.

До Петра стали доходить слухи об изменах Екатерины. До сих пор не ясно, имели ли они под собой основание. Но вера в однозначного наследника российского престола у императора всё же была подорвана.

Выдвигались кандидатуры

  • внука императора Петра Алексеевича, сына опального царевича Алексея;
  • дочерей Анны, уже замужней, или младшей Елизаветы 15-ти лет от роду;
  • племянниц императора – дочерей его сводного брата Ивана в малолетстве бывшего соправителем Петра.

Все они по тем или иным причинам не могли устроить ни Петра, ни его приближенных. Поэтому сразу по кончине императора было созвано специальное собрание для решения вопроса о престолонаследии.

Екатерина Алексеевна и ближайший сановник Петра князь Александр Меньшиков заранее заручились поддержкой гвардейцев. Именно два гвардейских полка, выведенные на площадь и офицеры, присутствующие на собрании, решили вопрос о престолонаследии в пользу Екатерины Алексеевны, первой императрицы России – Екатерины I. Так началась эра правления женщин.

Главная тема всех произведений А. Толстого - тема Родины. К ней обращается он в период эмиграции в повести «Детство Никиты» и романе «Аэлита», о ней пишет в трилогии «Хождение по мукам» и в историческом романе «Петр Первый», ей посвящает публицистические статьи военных лет. Эта горячая и глубокая любовь к своей стране и народу пронизывает все творчество А. Толстого. Даже краткий анализ трилогии «Хождение по мукам» позволит показать, как менялось мировоззрение писателя-, как увеличился круг его наблюдений, как все глубже становились художественные обобщения. Внимательное изучение действительности, активное участие в общественной жизни страны, знакомство с громадным историко-документальным материалом позволили А. Толстому глубоко, исторически правдиво и всесторонне отобразить революцию и гражданскую войну. Роман о судьбах интеллигенции в революции превратился в роман-эпопею о великом русском народе в один из важнейших, переломных периодов его истории.

30-е годы в творческой биографии А. Толстого стали периодом расцвета его таланта (назовем произведения этих лет). В 1938году он мог сказать о себе: «Я стал участником строительства новой жизни на земле, я вижу задачи эпохи. Мне ясны мои задачи».

Рассказывая о творчестве А. Толстого в период Великой Отечественной войны, отметим, что его замечательный талант проявился в эти годы с новой силой: он написал более 60 публицистических статей, сами названия которых звучали как призывы: «Стыд хуже смерти», «Нас не одолеешь!», «Мы должны выстоять!», «К подвигам, к славе!». Прочитаем отрывок из первой его статьи «Что мы защищаем»: «…моя Родина, моя Родина, моя род-пая земля, мое отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе…»

В эти годы написаны и «Рассказы Ивана Сударева», один из них - «Русский характер» -хорошо знаком учащимся. В нем Л. Толстой раскрывает силу русского характера, мужество, героизм, человеческую красоту- черты, наиболее сильно проявившиеся у русских людей в годы тяжелых испытаний. Во время войны создавалась и третья книга романа-«Петр Первый», в которой особенно ощущаются величие и мощь русского народа. Сознание грядущей победы народа над фашистскими полчищами, радость, вызванная успехами на фронте и в тылу, пронизывают не только публицистику А. Толстого, но и последние главы недописанной третьей книги романа.

Работа над романом «Восемнадцатый год» помогла писателю выработать новое понимание исторического процесса, во многом облегчила создание произведения о Петровской эпохе, к которому он приступил в 1929 году. «Работа над «Петром»-писал А. Толстой,- прежде всего вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски».

Высокую оценку романа «Петр Первый» дал М. Горький в одном из писем к А. Толстому: «Петр»- первый в нашей литературе настоящий исторический роман, книга - надолго…»

«Петр Первый», как справедливо отметил А. Серафимович,- «прежде всего книга о русском характере». Поэтому и при обзорном изучении этого произведения уделим внимание лучшим чертам русского национального характера, которые раскрывает Толстой в своих героях.

Это, по словам самого писателя, «становление личности в эпохе». С исторических позиций подходит Толстой в романе к решению вопроса о роли личности в истории. Одной из важнейших проблем для Толстого было, «выявление двигающих сил эпохи»- исторической роли народа во всех преобразованиях страны, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа, обострения классовых противоречий, приведших затем к восстанию Булавина, которое не успел изобразить Толстой. В романе решается проблема исторической закономерности и необходимости петровских преобразований, культурного развития России, формирования новой интеллигенции (братья Бровкины, царевна Наталья и др.). Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.

Работу над романом «Петр Первый» полезно начинать с рассмотрения композиции произведения, что позволит учащимся охватить контуры всего романа, понять принцип организации материала художником. «Что это такое - композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника… В моем романе центром является фигура Петра I».

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определили композиционные особенности этого произведения. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, а создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.

Решающие события в жизни страны (восстание стрельцов а Москве, неудачные крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, начало войны со шведами, строительство Петербурга, взятие Юрьева и Нарвы), само движение эпохи составляют сюжетную основу романа. Следует обратить внимание нас на то, что отбор событий был продиктован одной из задач, романа- показать становление личности в эпохе. Поэтому события, изображенные в романе, не являются простым историческим фоном, на котором развертывается жизнь его героев. Толстой показывает, как каждое из исторических событий в той или иной степени воздействует на формирование личности Петра, толкает его к преобразованиям (так, неудачный азовский поход заставил Петра заняться строительством флота, «нарвская конфузил» способствовала реорганизации армии и т. д.).

Далее следует определить центральные конфликты романа. Это прежде всего классовые противоречия - противоречия между самодержавием и народом, борьба нового, прогрессивного, со старым, отживающим, борьба русского народа с иноземными захватчиками за свою национальную независимость.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх