Герои пьесы На дне Горького: характеристика, образы и судьбы. Характеристики главных героев произведения На дне, Горький

Действие пьесы "На дне" происходит в мрачном, полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, Невысоким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев - грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам - нар

Здесь собрались воры, шулеры, нищие, калеки - все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь.

Пестрая галерея персонажей пьесы - это жертвы бездушного общественного порядка. Даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них несколько грошей.

Судьбы всех этих людей и самое существование "дна" служат грозным обвинением буржуазному миру.

А. М. Горький в одном из интервью так высказался о проблематике пьесы: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?"

С большой силой обрушился А. М. Горький на буржуазную философию утешительной лжи. Лука считает всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении. Лука - сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. "Ложь во спасение" - вот принцип, которому следует Лука. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма в роскошной лечебнице; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Утешающая ложь Луки встречает сочувствие у ночлежников. Ему верят, так как хотят поверить в существование иной правды, так как страстно желают вырваться из ночлежки и пробиться к другой жизни, хоть пути к ней неясны.

А. М. Горький в одном из интервью так высказался о проблематике пьесы: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?"

В пьесе «На дне» автор объединил множество своих теорий, раздумий, предположений. Горький сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся на социальное и нравственное дно. И это неслучайно. Именно на той глубине падения, которая отражена в пьесе, человек способен обсуждать вечные проблемы бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего, и существование его происходит скорее из милости вышестоящих. На «дне» все социальные признаки и различия между людьми стерты: «Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался». Итак, какие же проблемы можно выделить в этом произведении? Автор наталкивает нас на размышления о человеке, о правде и спасительной лжи, о милосердии и жестокости, страдании и терпеливости. Очень интересен в произведении спор о совести. Вопрос о том, нужна ли она в жизни, возникает после замечания Клеща, что в ночлежке живет «рвань, золотая рота…» Возражая Клещу, Васька Пепел замечает, что согласен с теми, кто как Сатин считают наличие совести совершенно невыгодным. Позиция Бубнова такая же: «На что совесть?» И читатель начинает задумываться, настолько ли она необходима людям на самом «дне» жизни. Так же в своем произведении Горький обозначил проблему реального выхода из положения. Она связана с образом слесаря Клеща, который хочет вернуться к «нормальной» жизни посредством упорного, честного труда. Сначала Клещ гордо противопоставляет себя окружающим, верит в осуществимость своего замысла, упорно трудится. Но затем его мечта разбивается о суровую действительность: он теряет работу, переживает кризис. В конце пьесы герой оставляет мечты о работе, примиряется с «бездельничающими босяками», пьянствует вместе с Сатиным, проповедующим принципиальное «неделание». Через образ Анны, жены Клеща, развивается проблема жизни и смерти, а также сострадания. Анна – «терпеливица», покорно несет свой крест и взывает лишь к сочувствию. Также благодаря ей подчеркивается жестокосердие Клеща. На просьбу Анны не кричать, не ссориться, он лишь устало кидает: «Заныла!» Анна задыхается, просит отворить дверь в сени, но Клещ отказывает ей в этом, опасаясь простудиться. В подобных социальных условиях у людей не остается места на элементарную жалость. В этом смысле Бубнов выступает как бы проповедником принципа равнодушия к ближнему, отсутствия сострадания. Кстати, именно Бубнова можно назвать особым героем пьесы, его высказывания зачастую кажутся циничными, но они показывают истинный смысл ситуации, не позволяя податься иллюзиям. Очень важную роль в произведении играет проблема жестокой правды и спасительной лжи. Философию гуманного обмана в пьесе проповедует странник Лука. Он появляется, и вместе с ним в жизнь ночлежников входят жалость и сострадание. Для каждого у этого старичка найдется теплое, ласковое слово. Странник считает, что к человеку нужно искать подход только через доброту и жалость. Своей историей о двух беглых каторжниках, залезших на дачу, Лука подтверждает связь между жалостью к человеку и добром: «Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… Тюрьма – добру не научит, а человек – научит… да!» Здесь Луке противопоставляется Бубнов. Этот герой говорит: «По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Но правда, к которой он призывает, оказывается не всем по силам. И вот в этом споре по-новому открывается Клещ. Он «дрожит от возбуждения», «кричит» о своей ненависти к правде: «Издыхать надо… вот она, правда! Она не дает вздохнуть, с ней жить нельзя…» Своеобразной кульминацией в этом споре героев является притча Луки о праведной земле. Один человек все собирался идти искать праведную землю, где живут «хорошие люди… друг дружку они уважают, друг дружке – за всяко-просто – помогают… и все у них славно-хорошо!» Ради этого он готов был все стерпеть. Не выдержал он только объяснения ученого о том, что праведной земли нет на картах. После этого известия он «пошел домой и – удавился!..» Вера в идеал добра помогает жить, «дает радость». Пытаясь узнать правду, человек убеждается в том, что ее воплощение в действительности невозможно, и это лишает его жизненных сил, способности бороться с судьбой. Сатин же в свою очередь говорил: «человек – вот правда!» И на самом деле, в пьесе значительное место занимает спор о человеке. Бубнов говорит, что «как себя ни раскрашивай – все сотрется… все сотрется, да!» Лука не видит между людьми большой разницы: «Мне - все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Сатин же в своем известном монологе провозглашает: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!.. Все – в человеке, все для человека! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»

Своей пьесой "На дне" А. М. Горький опровергал идеалистические идеи: идеи непротивления, всепрощения, смирения. Вся пьеса проникнута верой в настоящего человека, Человека с большой буквы. Автор поднимает в своей пьесе массу всевозможных проблем, на которые нельзя дать однозначного ответа. Можно сказать, что каждый из героев произведения в той или иной степени раскрывает позиции Горького по поводу нравственных вопросов.

Характеристики главных героев произведения На дне, Горький. Их образы и описание

Один из персонажей пьесы, обитатель ночлежки. Настоящего имени он не называет, так как сам его забыл по причине пьянства. Помнит только псевдоним, представляется Сверчковым-Заволжским. Память Актера стала настолько плоха, что он тщетно пытается вспомнить стихи или продекламировать отрывки из пьес.

Больная чахоткой женщина, доживающая своим последние дни, жена трудяги Клеща. Она устала от жизни, в которой трясется над каждым кусочком хлеба и ходит в отрепьях. При этом Анна постоянно сносит жестокое обращение мужа. Бедняжке сочувствует кто угодно, только не её муж.

Один из наиболее жалких обитателей ночлежки в пьесе, бывший дворянин, промотавший свое состояние. Ему тридцать три года. Он когда-то был богатым аристократом, а теперь опустился на самое «дно», до положения сутенера. В прошлом у него остались сотни крепостных и карет с гербами.

Один из обитателей ночлежки, картузник, живущий там в долг. В прошлом он был владельцем красильной мастерской. Однако его жена сошлась с мастером, после чего он предпочел уйти, дабы остаться в живых. Теперь он опустился на самое «дно» и не желает сохранять в себе каких-либо положительных качеств.

Жена хозяина ночлежки Костылева и любовница Васьки Пепла. Василиса женщина жестокая и властная. Она младше своего мужа на 28 лет и вовсе его не любит, скорее всего, живет с ним ради денег. Она мечтает поскорее избавиться от него и время от времени подговаривает постояльца Ваську-вора избавить ее от мужа.

Постоялец ночлежки, потомственный вор. Ему с детства твердили, что он вырастет вором, как и его отец. С такими напутствиями он и вырос. Ваське 28 лет отроду. Он молодой, жизнерадостный и от природы добрый человек. Он не хочет принимать такую жизнь и всячески пытается найти другую правду.

Одна из персонажей пьесы; жительница ночлежки; торговка пельменей. Квашня добрая женщина, что можно понять по ее отношению в больной Анне, которую даже муж не жалеет. Она часто подкармливает больную, ухаживает за ней.

Один из постояльцев ночлежки, слесарь по профессии, муж Анны. В начале пьесы он идеализирует упорный труд, считая это единственным выходом из положения. Он мечтает вернуться к нормальной жизни с помощью честного труда. Клещ противопоставлен другим постояльцам ночлежки, которые предпочитают ничего не делать.

Один из главных действующих лиц в пьесе, неоднозначный персонаж, пожилой странник, неожиданно появившийся в ночлежке. У него богатый жизненный опыт и его миссия утешать разочарованных людей.

Один из второстепенных персонажей в пьесе, дядя Василисы и Натальи, полицейский. Он является участковым района, где располагается ночлежка Костылева. Часто наведывается, чтобы следить за порядком.

Одна из жительниц ночлежки в пьесе, падшая женщина, мечтающая о романтической любви. Несмотря на то, что она занимается проституцией, она мечтает о чистой и преданной любви. Однако её окружают нищета, безысходность и унижения.

Сестра хозяйки ночлежки, добрая и мягкосердечная девушка. Её образ заметно отличается от других постояльцев. В Наташе сочетаются доброта, чистота, достоинство и гордость. Именно этими качествами она очаровала Ваську Пепла. Интрига пьесы в том сумеет ли она сохранить эти качества под влиянием грубой и жестокой среды.

Человек создан не для того, чтобы влачить цепи, а для того, чтобы, широко расправив крылья, парить над землей.
В. Гюго
Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы задумываемся над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам. Сейчас, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем «милость к падшим», пьеса М. Горького «На дне» опять приобре- тает большое значение. Видимо, его пьесам вообще не дано умереть. Им предопределена долгая жизнь. О его пьесе «На дне» можно сказать, что она - энциклопедия предреволюционной России, история, запечатленная правдиво и мастерски. И нельзя забывать, что в ней много общечеловеческого, подходящего не только к прошлой, но и к нынешней жизни.
«Человек - это великолепно! Это звучит... гордо!» Эти слова, сказанные на заре XX века, определяли творческую линию писателя. Он выступал со страстным и горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех «свинцовых мерзостей» жизни.
В пьесе «На дне» с большой силой и непревзойденным художественным мастерством Горький показал те ужасные условия жизни, которые толкают людей на «дно» ее, в «яму». И тогда человек перестает быть человеком. И разве это люди, которые предстают перед нами в омерзительной ночлежке Костылева? Они утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей. Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватало твердости или умения бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но в этом виноваты и социальные условия. Горький показал эпоху обогащения одних людей за счет обнищания других. В каждом обитателе ночлежки, в его загубленной судьбе мы видим слитое воедино сочетание общественных и личных проблем.
Но даже и здесь, «на дне» жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы. Здесь свои «короли» и им подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от рождения до смерти. Они толкают людей на преступления, черствость, бесчестность. Воровал и ворует Васька Пепел. С самого рождения ему была предопределена судьба. Вот как он сам говорит об этом: «Мой путь - обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне то же заказал... Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын...» Умирает в страшных муках Анна. До самого последнего момента она верит в свое выздоровление: «А... может... может, выздоровлю я?» Но ее дух, ее внутреннюю веру подрывают слова обитателей ночлежки: «На что? На муку опять?» Окончательно спивается Актер. Они уже не могут подняться! А ведь это люди, которые знали когда-то и
другую жизнь. А теперь что у них осталось? Наверное, только- вера. «У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы - нет!» - с горьким чувством восклицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры, веры в лучшее. Этим качеством обладал сам Горький, он наделял им и своих героев.
Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Он зажег ее в Актере, которая потом разгорелась в огонек, в огонек спасения. Актер верил в лечебницу, где сможет излечиться от алкоголизма. Ваське Пеплу Лука советует начать новую жизнь - жизнь честную, без воровства. Но помогла ли кому-нибудь философия Луки? После его ухода жизнь ночлежников стала еще тяжелее. Эти люди так изломаны, что уже не могут ничего изменить в своей судьбе. Надежда, оброненная Лукой, только еще сильнее разбередила их раны. Им, в общем-то, нечего ждать. Зажег старик в их сердцах луч надежды, поманил, а дороги не показал.
Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим его падшим крайне низко. Никогда уже он не выберется отсюда. И нам, читателям, становится не по себе от этих слов.
Пьеса говорит: так жить нельзя!
Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. В Сатине погибла недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые слова о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.
Пьеса «На дне» проникнута горячим, страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Нет, не может быть счастья, пока человек не свободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек!
Пьеса Горького - это не только исторический документ, не просто выдающееся творение человеческого ума, это произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

Горький в своей пьесе предлагает читателям целый калейдоскоп различных характеров и героев. Далее рассмотрим кратко каждого.

Костылев

Костылев - 54-летний человек, является главой ночлежки. В целом, он является отрицательным героем, который склонен к злости и жадности, да и ко многим другим отрицательным качествам. У него есть супруга Василиса, к которой в свою очередь есть сестра по имени Наташа. К каждой он относится более чем пренебрежительно, может грубить и обижать. Этот человек не особенно задумывается о морали, более склонен к поиску личной выгоду. Он скупает краденое у Васьки Пепла, но в завершении пьесы гибнет от рук Васьки.

Василиса Карповна

Василиса Карповна – 26 лет, она супруга Костылева. Как говорят, наградная супруга. Костылев может себе позволить иметь молодуху на содержании, но и сама Василиса не сказать чтобы положительная героиня. Она склонна к разврату и жестокости, то есть не является тут подвластной и угнетенной, она сама знает собственные цели к которым идет и в итоге подговаривает Ваську, с которым когда-то имела отношения, избавиться от пожилого супруга.

Наташа

Наташа – 20 лет. Довольно милая и положительная девушка, которая подвергается всяческим унижениям от Василисы (сестрой которой является) и Костылева. Она нравится Ваське Пеплу, но тот не может ее обеспечить и она оказывается в больнице, а потом пропадает.

Васька Пепел

Васька Пепел - 28-летний преступник. Ранее он встречался с Василисой, которая продолжает испытывать к нему чувства, а сам Васька старается ухаживать за более молодой Наташей, которой предлагает убежать и начать жить честно, но такое предприятие не удается. Тем более Васька сидевший ранее многократно снова оказывается за решеткой, после того как расправился с Костылевым.

Лука

Лука - 60-лет, старик. Старик, который хочет помогать всем другим и умудренный опытом, но по факту его советы никому не нужны и даже вредят. Он вероятнее всего поселился в ночлежке после того как сбегает из каторги. Наверное, Лука не досидел собственный срок, не известно в чем его преступление.

Актер

Актер - 40-летний алкоголик. Он ранее служил в театре и копит деньги, чтобы уехать в какой-то мифический город, где лечат от алкоголизма. Об этом городе рассказал Лука и в этом совете снова проявляется его довольно вредное воздействие. Лука в итоге не называет в каком городе располагается искомая лечебница и этот герой снова пьет, после чего накладывает на себя руки.

Сатин

Сатин - 40-лет, алкоголик и нечестный картежник. Ему пришлось отсидеть пять лет, но тюрьма его не перевоспитала и он хочет продолжать существовать за счет шулерства, хотя он сам неглупый и образованный.

Барон

Барон - 33-летний пьяница, дворянин. Он служил чиновником, но попался на растрате и после семьи не смог наладить свой быт, оказался нищим. Его снабжает деньгами Настя, с которой он встречается и благодаря этому может пить.

Настя

Настя - 24-летняя девушка. Терпит Барона, который ее унижает, хотя и встречается с ней. Вероятно, девушка легкого поведения или зарабатывает каким-то другим непристойным образом. Обожает любовные романы, которые по большей части читает для того чтобы придумывать какие-то любовные истории с собственной персоной в главной роли. Конечно, никто ей особенно не верит.

Бубнов

Бубнов – 45 лет. Ранее он владел меховой мастерской, которой лишился после развода. Теперь нищий.

Клещ

Клещ - 40-летний ремесленник, слесарь. Непрестанно унижает супругу, которая заболевает. После гибели Анны он продает инструменты чтобы похоронить супругу.

Анна

Анна - 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Страдает от чахотки и сама считает болезнь причиной плохого отношения супруга.

Квашня

Квашня - 40-летняя торговка пельменями. Женщина, которая была бита супругом на протяжении восьми лет, после чего развелась, а потом выходит за Медведева, который оказывается сам под рукой этой женщины.

Медведев

Медведев - 50-летний полицейский. Для Василисы и Наташи он является дядей. После того как он становится мужем Квашни, начинает пить. На протяжении всей пьесы он закрывает глаза на дела, которыми занимаются Костылев, Васька и остальные. Помимо этого он также не считает нужным вмешиваться в побои, которые учиняют Костылев и Василиса Наташе.

Алешка

Алешка - 20-летний сапожник, пьяница. Несчастный молодой человек, который иногда пьет и оказывается в полиции. Может петь и играть на гармошке.

Татарин

Татарин - обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Является одним из немногих честных людей и даже обличает Сатина и Барона в нечестной картежной игре. Под завершение пьесы он оказывается со сломанной рукой и соответственно без работы.

Кривой Зоб

Кривой Зоб - тоже грузчик. В отличие от Татарина, он хорошо знает о карточной нечестной игре (имеется в виду Сатина и Барона), но отношение у него другое, он оправдывает этих людей. Любит петь, в чем составляет компанию другим обитателям ночлежки.

Характеристика героев произведения Горького На дне (2 вариант)

В пьесе «На дне» мы видим множество самых разных персонажей со своими судьбами, чувствами и проблемами. Далее попытаемся обратить пристальное внимание и рассмотреть каждого из них более подробно.

Костылев это глава ночлежки в годах. Горький рисует его как персонажа отрицательного, которому чужды нормы морали. Он склонен к вспышкам агрессии, злобе, он скуп и жаден. Также у него имеется жена Василиса. А у Василисы есть сестра Наташа. И к каждой из женщин Костылев предпочитает отрицательно, с ними он груб, нахален и часто норовит обидеть. Костылев человек меркантильный, он привык во всем искать выгоду. Он скупает у Васьки Пепла вещи, которые некогда были украдены, не задумываясь о своих поступках. В конце произведения Васька его убивает.

Василиса Карповна это жена Костылева. Женщину, равно как и супруга, нельзя назвать положительным персонажем. Она развратна, склонна к порокам, жестока. У нее есть свои цели и мечты. В конце концов, она подговаривает своего бывшего любовника Ваську Пепла на убийство Костылева.

Наташа – двадцатилетняя сестра Василисы. Мила, красива, но часто подвергается унижениям от своей родственницы и ее мужа. Васька Пеплов имеет на девушку свои виды, но он понимает, что не способен ее обеспечить. Вскоре Наташа оказывается в больнице, после чего пропадает навсегда.

Васька Пепел – мужчина 28 лет, преступник. Некогда имел любовные отношения с Василисой. Женщина все еще испытывает к нему чувства, в то время как сам Васька предпочитает ухаживать за юной Наташей. Девушка предлагает ему убежать и начать совместную честную жизнь, но им это не удается. Тем более Васька вновь оказывается в тюрьме за убийство Костылева.

Лука – шестидесятилетний старик, желающий каждому дать совет и помочь. Но никто не прислушивается к советам старика, никто его не слушает. Скорее всего, в ночлежке Лука оказался после побега из каторги, но мы так и не узнаем настоящую историю старика.

Актер – алкоголик в годах. Когда-то актер действительно работал в театре. Сейчас же он копит деньги, чтобы поехать в некий мифический город, где его излечат от недуга алкоголизма. Стоит ли говорить, что об этом городе Актеру рассказал Лука, чьи советы нередко оказываются вредными. Но Лука не говорит названия города, и Актер снова начинает прикладываться к бутылке, после чего совершает самоубийство от безысходности.

Сатин – сорокалетний алкоголик и картежный шулер. Мужчине пришлось отсидеть пять лет, но даже тюрьма не смогла его изменить, и он все также желает жить за счет карт. Является образованным и далеко не глупым человеком.

Барон – дворянин, пьяница. Некогда работал чиновником, но попался на преступлении, после чего опустил руки и стал нищенствовать. Пьет мужчина на деньги, которые ей дает Настя.

Настя – юная девушка, встречается с Бароном, несмотря на унижения и хамство. Скорее всего, данный персонаж зарабатывает себе на жизнь не самым подобающим девушке образом, об этом мы можем понять по немногочисленным намекам со стороны других персонажей. Страстью девушки являются любовные романы, благодаря которым она сочиняет истории с самой собой в главной роли. Но, понятное дело, никто ей не верит.

Квашня – немолодая торговка пельменями. Многие годы жила с мужчиной, который ее избивал и всячески угнетал. Но вскоре женщина наконец разводится и выходит замуж за Медведева.

Медведев – сотрудник полиции, родной дядя Василисы и Наташи. После женитьбы с Квашней начинает много пить. Несмотря на свою профессию, Медведев предпочитает закрывать глаза на происходящее вокруг него. Ему плевать даже на то, что Костылев частенько избивает его же племянниц.

Бубнов – простой мужчина, который некогда имел свое прибыльное дело. Но после развода с женой оказался не у дел, после чего стал бездомным и нищим.

Клещ – мужчина средних лет, работающий в слесарной. Имел привычку всячески издеваться над своей супругой, но вскоре она заболевает и умирает. После ее смерти мужчина, желая найти деньги на похороны, продает все свои слесарные инструменты.

Алешка – юный сапожник и безбожный пьяница. Из-за своей пагубной страсти часто оказывается в отделении полиции.

Татарин – простой грузчик, честный малый. В один момент обличает Барона и Сатина в нечестной игре в карты. В конце произведения ломает руку и остается безработным.

Одним из главных героев комедии Грибоедова «Горе от ума» является Скалозуб Сергей Сергеевич. Всю свою жизнь он потратил на военную службу, дослужился до полковника и очень хочет стать генералом

Лето самое прекрасное время года. Вся природа в это время цветет, растет и дает плоды. Насекомые, птицы и животные весь день заняты своими делами. Многие делают запасы на зиму, чтобы с комфортом пережить холода.

Каждый житель планеты в жизни стоит перед выбором. Сложным выбором в жизни человека является выбор профессии. Выбирать ее необходимо исходя из своих личных предпочтений и желаний.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх