Открыть левое меню свияжск. Достопримечательности свияжска

Уникальный город-крепость основан по указу царя Ивана Грозного в 1551 году. Как уникальный целостный историко-культурный территориальный комплекс 16-20 веков в 1990 году Свияжск включен в новый Список исторических городов и населенных мест РФ; в 1996 году включен в предварительный Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО по шести номинациям: история, градостроительство, архитектура, иконы и фрески, археология, природный и антропогенный ландшафт.

На острове зарегистрирован 21 памятник федерального значения.

в XVI в. между Казанским ханством и растущим Московским царством шла ожесточенная борьба за господство в Среднем Поволжье. Столица ханства была - для своего времени - неприступной крепостью. Кроме крепостных стен град был защищен глубоким рвом, и с трех сторон окружен водой - реки Казанка и Булак. Два похода Ивана Грозного на Казань окончились неудачей. Преодолев длительный и тяжелый переход, в чужой земле русское войско оказывалось отрезанным от сообщения с Москвой и не могло предпринять длительной осады Казани. После очередного такого похода, при отступлении осенью 1550 года, русское войско, предводительствуемое царем, расположилось лагерем на волжском берегу, при впадении реки Свияги, на расстоянии суточного перехода от Казани. Внимание царя и воевод привлекла круглая гора с плоским верхом и крутыми обрывистыми склонами - место весьма удачное для возведения фортификационных сооружений. Решено было тут заложить город-крепость. К тому же это было достаточно безлюдное место, которое находилось на стыке чувашских, марийских и татарских земель (уже в советское время недалеко от Свияжска пролегли границы трех автономных республик). Глухомань, царившая окрест, позволяла установить град незаметно для ханских доносчиков.

Этим решениям предшествовали особые мистические события, описанные со слов местных жителей неизвестным летописцем ("Казанская история", глава 29, Анонимный автор, 1564-1565):

И рассказали, тужа и жалуясь, царю и воеводам нашим старейшины (сотники горной черемисы) живущие неподалеку от Свияжска, то, что было им хорошо и подробно известно: "За пять лет до постройки этого города, когда место это было еще безлюдно, а город Казань пребывал в мире, слышали мы здесь часто звонящий по русскому обычаю церковный колокол. И напал на нас страх, недоумевали мы и дивились, и много раз посылали неких быстроногих юношей добраться до места того и посмотреть, отчего это происходит. И слышали они прекрасно поющие, как во время церковной службы, голоса, а самих поющих не видели; одного только увидели старого каратуна вашего, то есть старца (с марийского карт - старейшина рода, с татарского карт - старый, древний), ходящего по тому месту с образом и крестом, и благословляющего на все стороны, и кропящего святой водой, как если бы он любовался этим местом и размерял, где поставить город. Место же все то наполнилось благоуханием.

Много раз посланные нами юноши, отважившись, поджидали его, чтобы свести в Казань и допросить, откуда он приходит на это место. Он же не давался им в руки. Они и стрелы в него пускали из луков, чтобы, подстрелив, схватить его, но он становился невидим. Стрелы же их не долетали до него и не поражали его, но летели вверх, а опускаясь, переламывались пополам и падали на землю. И, устрашившись, юноши те убегали прочь. Мы же удивлялись и размышляли про себя: "Что нам предвещает это знамение?"

И рассказали мы обо всем господам нашим - князьям нашим и мурзам. Они же, пойдя в Казань, рассказали обо всем царице нашей и казанским вельможам. Царица же и вельможи также удивились и ужаснулись появлению того старца".

(Остров Свияжск - со стороны Татарской гривы - Успенский монастырь)

Успенский мужской монастырь

Устье Свияги - пристань на Свияжске

Зимой 1550 года за тысячу километров от Казани , на Верхней Волге, в Угличских лесах, зазвенели топоры. Руководство постройкой и составление чертежей крепостных сооружений будущего города было поручено известному мастеру, дьяку Ивану Григорьевичу Выродкову. К весне деревянный город со стенами, башнями и церквами был готов. Затем все бревна разметили, разобрали и погрузили на суда. В апреле 1551 года, как только сошел лед, караван судов "везущи с собой готовы град деревян... того же лета нов, хитр сотворен", отправился вниз по Волге к выбранному месту. Одновременно выступило из Москвы на Казань государево войско; вместе с ним двинулись рати князя Хилкова из Мещеры, князя Серебрянного из Нижнего Новгорода и Бахтияра Зюзина из Вятки, которые блокировали Казань, перекрыв водные пути и заняв переправы через Волгу и Каму.

По прибытии судов в устье Свияги началась лихорадочная работа. Гору очистили от леса, разровняли, и за четыре недели из привезенных бревен был возведен город. Тогда же поставили Троицкую и Рождественскую церкви.

Сооружение Свияжска - случай уникальный в истории русского градостроительства. По своей площади крепостные сооружения Свияжска превосходили сооружения Новгорода Великого, Пскова и даже Московского Кремля. Крепость была обнесена деревянной стеной протяженностью 2550 метров, составленной из городней - прямоугольных срубов, заполненных внутри землей и камнями. На всем протяжении стены усиливались восемнадцатью башнями. В семи башнях для въезда в город были устроены ворота. Рождественские ворота, обращенные на северо-восток, к Волге, были главными и имели подъемную решетку. Их увенчивала шестисаженная башня, в которой размещались большие самобойные часы с колоколом. Неприступность крепости обеспечивалась исключительно выгодным ее положением: с трех сторон город был прикрыт судоходной рекой Свиягой, Щучьим озером и речкой Щукой. Для снабжения питьевой водой на случай осады было устроено несколько потайных ходов, через которые можно было пробраться как к Щуке, так и к Свияге. Во время весеннего половодья круглая гора с крепостью превращалась в остров.

Вид со Свияжска в сторону Волги

В Успенском мужском монастыре

Главный архитектор острова Свияжск - читает нам лекцию...

Домик Троцкого (он был тут во время Гражданской войны)

Далее мы пошли по острову к храму св. Константина и Елены - это единственный приходской храм на Свияжске (все остальные - монастырские). Подъем к храму украшала старинная каменная лестница. Эту лестницу специально построили в честь приезда сюда императрицы Екатерины II, которая восхищалась красотами здешних мест, когда путешествовала по Волге. Посещал остров и ее сын - император Павел, который особо отметил также и Макарьевский монастырь. Этот монастырь (особенно колокольня), кстати, хорошо виден, когда поднимешься на гору по вышеназванной лестнице. Император оставил значительные вклады на содержание обителей, что в то время (когда монастырские земли были уже секуляризованы) явилось для них хорошим подспорьем.

Каменная церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены очень гармонично сочетается с окружающим его ландшафтом, это особенно заметно, когда подплываешь к острову со стороны Казани. Она была построена в конце XVII века вместе с отдельно стоящей колокольней. В начале XVIII века храм и колокольня были объединены общей трапезной частью. На месте этой каменной церкви находился деревянный храм, устроенный еще в 1551 году (по записи 1568 года в писцовой книге города Свияжска и его уезда). Сейчас церковь во имя Константина и Елены представляет собой трехчастную бесстолпную церковь, четверик храма под коробовым лотковым сводом увенчан маленькой главкой на глухом барабане.

(Церковь св. Константина и Елены - единственная приходская церковь на острове)

На севере острова стоит Успенский монастырь - прямо к берегу подходит кондовая каменная стена обители, которая во многих местах осыпалась и по основаниям поросла быльем. С северной стороны остров окаймляла река Щука, которая втекала в Свиягу и являлась прекрасной естественной защитой града. С северо-востока открывался вид на Щучье озеро, где ранее были богатые рыбные промыслы жителей Свияжска. После затопление все стало единой поймой Волги - о старом можно было догадаться по островкам и песчаным косам, что хорошо различались в чистой воде. В этих местах также были обильные заливные луга, что имело важное хозяйственное значения для обитателей града, значение не меньшее чем плодородная пашня или строевой лес.

Возле древних стен монастыря мы в очередной раз остановились, экскурсовод поведала нам печальную новую историю обители. За этими стенами в 20-х и 30-х годах прошлого столетия поочередно располагались лагерь для военнопленных, концентрационный лагерь для "контрреволюционного элемента" и пересыльная тюрьма. При этом мы впервые узнали очень поразительные факты. Так, в качестве военнопленного австро-венгерской армии тут некоторое время находился Иосиф Тито (будущий руководитель Югославии), который даже впоследствии женился на местной уроженке. В качестве политзаключенного тут находился князь Оболенский, который здесь умер и был похоронен в братской могиле на этом острове. Какое-то время в заключении тут была и княгиня Оболенская, однако благодаря своему умению прекрасно вышивать ей удалось пережить эту тюрьму и голодные годы военного лихолетья. Сколько же тут погибло простых людей - только Бог ведает, вероятно, счет идет на десятки тысяч. Весь Свияжск - это огромное кладбище, практически везде тут в разное время были захоронения. Прямо напротив входа в Успенский монастырь стоит каменный крест - на этом месте в 1918 году большевики расстреляли монастырскую братию.

Монастырь был основан в конце XVI века и первоначально располагался в северо-западной части соборной площади Свияжска. Однако после сильных пожаров 1753 и 1759 гг. Иоанно-Предтеченский женский монастырь был переведен в помещения упраздненного в 1764 году мужского Троице-Сергиева монастыря, основанного в 1551 году.

(На Свияжск надвигается гроза с ливнем)

Справа от Троицкой церкви - Сергиевский храм. Он был устроен на втором этаже трапезной монастыря, построенной в 1604 году. Главной святыней храма являлась чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. Икона была принесена в Свияжск в 1551 году. Ныне она хранится в Казани в церкви Ярославских чудотворцев, что на Арском кладбище (где, кстати, похоронен.сын Иосифа Сталина - Василий).

(Церковь прп. Сергия Радонежского - псковский стиль зодчества)

Наши вятские друзья берут благословение у местного батюшки

духовные разговоры о смысле жизни.....

самая древняя фреска Свияжска - святая Троица Андрея Рублева

Среди сохранившихся монастырских строений наиболее древнее - Троицкая деревянная церковь, являющаяся древнейшим сохранившимся православным храмом на территории Татарстана. Храм построен в 1551 году одновременно с крепостью Свияжск в угличских лесах, потом перевезен по воде и собран на новом месте. Хотя храм неоднократно перестраивался в XIX веке, получив, например, вместо шатрового луковичное завершение, однако основные черты он сохранил. Данный храм - это настоящее окно в прошлое. Как входишь в него, то чувствуешь, что время отошло на полтысячелетия назад. Это очень напомнило нам Кижский погост на Онежском озере. Внутри все из дерева: клеть из древних бревен, широченные лавки, потемневший и закопченный тес на потолке, старинный иконостас. Именно тут перед решающим походом на Казань горячо молился русский православный Царь. До недавнего времени тут хранились его бранные доспехи.

(вход в подворье монастыря - слева, а справа - первая церковь Свияжска - Троицкий деревянный храм, сделанный из лиственицы...)

Вид монастыря завершает огромный по размерам Собор в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Он построен в 1898-1906 гг. по проекту архитектора Ф.Д.Малиновского. Приделы были освящены во имя преподобного Серафима Саровского и пророчицы Анны. Это крупный четырехстолпный крестовокупольный храм, выстроенный в неовизантийском стиле с элементами эклектики.

Дом купца Каменева

В музее острова Свияжска - так выглядели храмы до революции

Старинное фото Макарьевского монастыря, где у нас будет лагерь - на берегу Волги

ИНФОРМАЦИЯ ПРО КЛАД НА ОСТРОВЕ СВИЯЖСКЕ:

Россыпь из 79 медных монет XVIII века обнаружили сотрудники Института археологии РАН (Москва) в Татарстане. На одном из раскопов близ фундамента строящегося жилого дома на Рождественской площади Свияжска археологам посчастливилось найти настоящий клад из медных монет номиналами "полушка" и "деньга", отчеканенными в период 1730-1770 гг. В республике полным ходом реализуется масштабный проект по возрождению уникальных памятников истории и культуры православия и ислама - острова-града Свияжск (Зеленодольский район республики, в 30 км от Казани) и древнего города Болгар (Спасский район, 120 км от Казани), сообщает

Многие уверены, что он является прототипом сказочного острова Буяна, описанного Пушкиным в "Сказке о царе Салтане". В это место в любое время года едут туристы со всей России и других стран мира.

История

Соорудить город-крепость решил сам Иван Грозный после череды провальных операций по взятию Казани. Было необходимо создать опорный пункт для поддержки армии. Остров с трех сторон омывался водами рек Щуки, Свияги и Волги, с возвышенной местности - Круглой горы - были видны дальние подступы, а главное - располагался остров на расстоянии суточного перехода от столицы Казанского ханства.

Крепость возводилась незаметно для врага. Сначала укрепления были сооружены под Угличем. После этого их разобрали и с наступлением весны сплавили бревна по Волге к острову, затем дотащили до подножия Круглой горы. На повторную сборку крепости пришлось потратить один месяц. Строительством руководил известный русский архитектор того времени Иван Выродков.

Город состоял из восемнадцати башен, жилых домов и православного храма. Крепость полностью выполнила свое предназначение: через год после ее основания Казань была взята.

История названия

Изначально населенный пункт носил название "Новоград Свияжский". Имя городка происходит от реки Свияги. Со временем первоначальное название сократили.

Герб города был утвержден лишь в конце XVIII века. Он представляет собой щит, где нарисован город, плывущий на корабле, под которым изображены рыбы. Эта эмблема в полной мере отражает удивительную историю постройки городка.

После завоевания столицы Казанского ханства городок потерял свое военное значение. Вскоре остров стал тихим монастырским местечком. С приходом советской власти история городка круто меняется. Он был практически полностью разграблен. Спустя время на месте храмов и монастырей были обустроены тюрьмы и исправительные лагеря.

В наше время остров Свияжск превратили в одну из ключевых достопримечательностей Республики Татарстан. Путешественников встречают белокаменные монастыри и золотые купола храмов. Чудо-остров гостеприимно встречает туристов. Достопримечательности привлекают путешественников со всех уголков нашей страны.

Достопримечательности

Город имеет богатую историю. На его территории расположено огромное количество культовых православных сооружений. В обязательном порядке посетите:









В городке также много несохранившихся культовых сооружений. Места, где они располагались, отмечены табличками. Большинство из этих церквей выглядят сегодня, как руины. В число разрушенных храмов входят следующие: Софийская и Никольская церкви, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещенская приходская церковь, Надвратная церковь Вознесения, Братский корпус и церковь св. Германа. Почти все они были уничтожены в первой половине XX века большевиками.

С городом связана легенда о якобы открытом на территории Советской России памятнике Иуде . Установкой монумента управлял якобы лично Лев Троцкий. Этого известного революционера иногда называли "демоном революции".

Согласно легенде, формат памятника главному библейскому злодею утверждал сам Ленин. Считается, что изначально Троцкий хотел поставить монумент самому Люциферу. Однако Ленин наложил запрет на этот проект, поскольку установка подобных памятников косвенно подтверждала бы и веру в Бога. Проект памятника Каину также был отклонен вождем мирового пролетариата. Поэтому революционеры сошлись на монументе, посвященному Иуде.

По легенде, открытие памятника состоялось с оркестром и парадом из двух полков Красной Армии. После того, как с монумента была сорвана ткань, изумленные жители города увидели каменную человеческую фигуру в полный рост. Памятник Иуде представлял собой пригнувшегося библейского антагониста с поднятыми руками. Поговаривают, что прототипом памятника был сам Троцкий.

Конечно, эта история представляет собой стопроцентный вымысел. Подобные слухи распространяли бывшие белогвардейцы, вынужденные иммигрировать из страны после победы большевиков. Есть достаточно много упоминаний о существовании памятников Иуде в Советской России. В частности, о монументе пишет в своих воспоминаниях известный датский дипломат Хеннинг Келер. Он утверждал, что был свидетелем его установки в 1918 году.

Отметим, что многие современники вполне доверяли подобным слухам, поскольку были враждебно настроены по отношению к большевикам. В частности, информации об установке памятника Иуде верил знаменитый русский писатель Иван Бунин. Естественно, ничего подобного никогда не происходило.

Есть вполне логичное объяснение этим слухам. Командующим Красной Армией, взявшим Казань, был известный предводитель латышских стрелков. Его звали Ян Юдин . В ходе боевых действий этот офицер был убит. Причем дата его смерти примерно совпадает со временем установки "памятника Иуде".

На самом деле речь шла о похоронах Яна Юдина. Ему действительно был установлен памятник. Известно, что он погиб от случайно попавшего снаряда, выпущенного артиллерией Белой Армии. Датчанин Келер мог вполне перепутать созвучную фамилию с "Иудой".

Местоположение, как добраться, режим работы музея.

Доехать до Свияжска из Казани можно следующими способами:

  1. Личный автомобиль. Добраться на машине можно двигаясь по шоссе М7 в направлении столицы России. Необходимо доехать до села Исаково и далее следовать по указателю к городу. Дорога на личном автомобиле займет не более шестидесяти минут.
  2. Пароход. Суда до острова отходят от речного вокзала столицы Татарстана. Путешествие занимает не более двух часов. Сесть на пароход можно с 6.00 до 20.00. За час до отплытия судна можно приобрести билеты. В летний период пароходы отправляются ежедневно. Начиная с первого осеннего месяца по 16 октября добраться до достопримечательности можно только по выходным дням.
  3. Автобус. На автовокзале столицы Татарстана есть возможность купить билет до городка. Маршрут и количество остановок у разных рейсов могут отличаться. Но большинство автобусных рейсов целенаправленно возит туристов посмотреть на красоту города и окунуться в чарующий мир русской древности. Стоимость билетов на автобус вполне доступная.
  4. Электричка. Доехать до места назначения из столицы Татарстана также можно по железной дороге. При этом следует знать, что станция "Свияжск" находится в нескольких километрах от самого города. Железнодорожный узел расположен в соседнем поселке под названием Нижние Вязовые.Оттуда можно быстро доехать до села на попутке.

Экскурсии. Цены на билеты в музеи.

Большинство музеев города работает в стандартном режиме с 10 до 18 часов. Стоимость посещения, как правило, не превышает восьмидесяти рублей. У туристов также есть возможность приобрести единый билет во все музеи Свияжска. Такая покупка выгодна, поскольку дает экономию до двадцати процентов.

Посещение достопримечательности будет интересно как взрослым, так и детям. На территории Конного двора есть возможность покататься верхом на коне. Детям также понравится в культурном центре "Ленивый Торжок", стилизованным под средневековый городок. Здесь можно посоревноваться в стрельбе из лука и примерить на себя настоящие доспехи. В выходные дни на территории центра проводят постановочные рыцарские бои и зрелищные шоу.

Пообедать можно в арт-кафе "Рыбацкое подворье". Это заведение выглядит, как старинная рыбацкая хижина. Из него открывается отличный вид на реку. В городке также есть кафе "Буян". На территории Конного двора расположен "Трактир". В каждом из перечисленных заведений вкусная еда и доступные цены.

Гости могут остановиться на ночь в отеле "Свияга", находящимся в старинном здании богадельни XIX века. Цена - от 1000 рублей в сутки.

Лучшим временем для посещения городка считается лето. Но путешествие в это удивительное место можно осуществить и зимой. В эту пору он выглядит особенно красивым и интересным.

Посетить сказочный остров можно также на автобусной .

ПРАВОСЛАВНАЯ ЖЕМЧУЖИНА ТАТАРСТАНА

Свияжск ‒ уникальный остров в Зеленодольском районе Татарстана, при слиянии рек Свияги и Щуки. В историческом прошлом крепость-град, в дальнейшем остров-село, а ныне остров-град с населением чуть больше 250 человек.

История Свияжска началась в 1550 году, когда царь Иван Грозный возвращался после неудачного похода на Казань и обратил внимание на высокую Круглую гору острова, занимавшую выгодное положение для дальнейших попыток взятия Казани. Якобы, именно тогда Иоа́нн IV Васи́льевич решил основать на этом месте крепость, дабы продолжить завоевание ханства.

Ныне, силами местных и федеральных властей Свияжск обращен в глянцевый туристический оазис Татарстана и России в целом. А еще несколько лет назад…

Автор: Syamuka

Часть I . Не успели… (Публикация от 26 сентября 2012 г.).

Не ет, теплоходик «Москва», хотя и шел медленно, но прибыл к месту вовремя, по расписанию. Я о другом. Не успели мы посмотреть ТОТ СВИЯЖСК, которым он был еще совсем недавно без промышленности и сельского хозяйства, без современных домов-коттеджей, дорог и машин, без уличного освещения и тротуаров, погруженный в тишину и глубокую провинциальность… В ТОТ СВИЯЖСК, где от монастыря к воде спускались козьими тропами, где по праздникам пахло свежеиспеченными хлебом-пирогами, а главным занятием островитян была рыбная ловля и плетение рыболовных сетей…

В первый момент ‒ огорчились. Еще бы! Старинный город-крепость, а теперь − село Свияжск, исчезали на глазах. Повсеместно главными «действующими лицами» ‒ и в центре, и на окраинах − выступали бульдозеры, экскаваторы, тракторы, КАМазы и подъемные краны. А еще загорелые до черноты герои «рукопашного» труда.

Вокруг все ревело и грохотало, трещало и рушилось. Все село было изрыто канавами-траншеями, глубокими и помельче, проход через которые вызывал немалые неудобства. Ни мостиков с перилами, ни мостиков без перил, ни просто досок, перекинутых через траншеи, не было, и, проходя через такие препятствия, каждый чувствовал себя немного эквилибристом.

На улицах лежал толстый слой дорожной пыли, песка и глины, разбитых и перемешанных колесами строительной техники, разогретый июльским солнцем до нетерпимости. Пройти по нему было еще замысловатее, чем пробраться через канавы-траншеи. Ноги скользили и погружались в малоприятное ассорти, проникавшее в обувь.

Более-менее беспрепятственно можно было продвигаться только по нетронутым цивилизацией островкам старого советского асфальта, остаткам еще более старого булыжного покрытия и годами-веками утрамбованной грунтовой дороге.

Все это, взятое вместе, означало, что в Свияжске активно идет возрождение, о чем свидетельствовал и плакат: «Возрождение Болгар и Свияжска ‒ всенародная задача».

Суть вот в чем: Когда в 1957 году заполнялось водой Куйбышевское водохранилище, и многие населенные пункты ушли под воду, Свияжск, благодаря своему «горному» расположению, сохранился, но, при этом, стал островом. С тех пор строительство в селе практически не велось. Причем никакое. Коммуникации не проводились, так что в домах топились печки, воду брали из колонок и колодцев, удобства располагались на улице.

Дороги не прокладывались, автомобили не покупались ‒ островок-то небольшой, ездить все равно некуда. Сообщение со столицей по воде осуществляли «Омик» или «Москва». Сложившийся веками ансамбль острова-града Свияжск сохранялся почти без изменений, и «законсервировался» на уровне 60-х и более ранних годов XX в. Так было. Было до момента, пока не построили дамбу ‒ насыпную дорогу, соединившую остров с материком, и верховные власти Татарстана не решили преобразовать Свияжск в туристско-паломничекий центр.

Вот мы и попали, как раз тогда, когда, после многих лет забвения на острове-селе-граде Свияжске начались широкомасштабные преобразования. Всюду что-то рылось-копалось, прокладывалось, обдиралось-соскабливалось, штукатурилось, белилось-красилось, корчевалось, удалялось, ломалось, устанавливалось, возводилось. Новейшие строительные материалы, новейшая техника. Яркие краски, новоиспеченный кирпич, свежий асфальтобетон и тротуарная плитка. Работа на острове кипела.

А мы под палящим, изнурительным солнцем обходили-перешагивали неудобства восстановительного периода, перерытого вдоль и поперек города, и нам пока еще трудно представлялось, каким станет Свияжск, но… виденное настораживало и вызывало грусть.

Гостиница «Свияга» должна была расположиться в купеческом доме XIX века. Раньше там была богадельня, а в советские годы ‒ школа-интернат для слепых детей.

Мне очень хотелось увидеть на лицах островитян радость переменам, но лица не радостны. Сельчане не хотят терять СВОЙ СВИЯЖСК. Беспокоятся, как сложится их будущее. Привыкли к своей земле, к просторам, к обветшалым домам и неустроенности. Приспособились. (В Свияжске проживает чуть больше 250 человек. В основном — пенсионеры. И еще 180 дачников, ‒ прим. авт.) Понять можно: рвется история, гибнет культурный слой, исчезают связующие звенья прошлого и настоящего.

А мы? Забегая вперед, скажу: не утерпела я, отыскала в сети фотографии свежие, августовские, текущего года, и… не узнала Свияжск. Теперь ‒ точно знаю: Радоваться! Радоваться нам надо, так как еще немножко из ТОГО СВИЯЖСКА застали, увидели, почувствовали!


Купеческий деревянный жилой дом XIX века. Балкончик… колонны… скворечник под крышей… В этом доме жил Троцкий в 1918 году.

От дома открывается замечательный вид на Волгу.

Часть 2. Историческая

Крепость была построена в 1551 году «с легкой руки» Ивана Грозного всего за четыре недели, что было немыслимо по всем параметрам тогдашнего строительства фортификационных сооружений.

Первый этап строительства проводился зимой, выше по течению Волги ‒ в городе Мышкине. Все колышки-бревнышки крепостного ансамбля были аккуратно пронумерованы и на плотах спущены ко впадению Свияги в Волгу. Тут они были выловлены, и в 4-х недельный срок бригада из 75 тысяч рабочих-плотников на Круглой горе соорудила город-крепость, который сразу же был заселен русскими людьми и оснащен артиллерией. Это был второй этап строительства. Назвали новодел Ивангородом, но название не прижилось, и, вскоре, его переименовали в Свияжск.

От того Свияжска ныне сохранилось только Троицкая церковь. Она была срублена то ли в Мышкине, то ли в Угличе зимой 1550 года, сплавлена по Волге вместе с другими сооружениями крепости и собрана за один день воинами князя Серебряного-Оболенского. Основой церкви стал сруб из толстенных брёвен лиственницы. Церковь была освящена 17 мая 1551 года - в день Святой Троицы.

Церковь стоит на кирпичном побеленном цоколе, снаружи обшита досками и покрашена серо-голубой масляной краской. Купол с восьмискатной крышей покрыт крашеным в зеленый цвет железом. К основному зданию церкви пристроены крылечки. Большие квадратные рамы окон пристроек занимают все стенные пространства, а стекла прикрыты деревянными оконными переплетами…

В будущем Свияжск станет первым христианским городом Казанского края с Троице-Сергиевским, Успенским и Иоанно-Предтеченским монастырями, расстроится новыми храмами и монастырскими кельями-корпусами, конным двором и посадами с купеческими домами, обзаведется пекарней и водонапорной башней, гимназией и больницей, обустроится мощеными улицами и газовыми фонарями.

Основную часть площади бывшего женского Иоанно-Предтеченского монастыря занимает собор Богоматери Всех Скорбящих Радость, построенный в 1896-1906 гг. по проекту архитектора Малиновского.

Внутри собора прекрасная акустика, великолепное по красоте пространство с потертыми и размытыми живописными росписями стен и купола.

На звонницу поднимается старинная металлическая лестница. На монастырском подворье сохранилась трапезная церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, построенная в 1604 году.

В тени стены можно передохнуть от жары.

От бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря по Успенской улице мы прошли к Успенскому мужскому монастырю, куда можно было попасть только через пролом в стене для движения строительной техники.

Территория монастыря представляла собой сплошную строительную площадку, соборы стояли в лесах. Но главные храмы монастыря мы увидели. Справа великолепный Успенский собор, построенный по мотивам Псковской архитектуры в середине XVI в., был возведен за 4 года из белого тесаного камня артелью Постника Яковлева и Ивана Ширяя — зодчих, построивших в Москве храм Василия Блаженного (Покровский собор) и Благовещенский собор в Казани.

Свой нынешний облик храм обрел в XVIII в., когда под влиянием модного тогда течения «украинского барокко» собор существенно вырос в высоту, обретя 12 острых кокошников и новый купол.

Слева ‒ колокольня Успенского монастыря. Колокольня относится к Никольской церкви ‒одной из первых, построенных в Свияжске. Никольская церковь ‒ действующая, но открыта только для монахов. Высота колокольни 43 м. Это самое высокое здание в Свияжске. Красивое, и строгое. Во времена Ивана Грозного на колокольне были установлены башенные часы, а из нижнего яруса к берегу Щучьего озера вел потайной подземный ход, предназначенный для снабжения водой в случае осады Свияжской крепости.

О дальнейшей судьбе Свияжска красноречиво повествуется в книге Сергея Соколова «Казань. Портрет в стиле импрессионизма». И вот лишь некоторые фрагменты: «Первый тяжелейший удар по городу был нанесён революцией и гражданской войной. Здесь в 1918 году Лев Троцкий останавливал отступление Красной армии путём децимации - методом, забытым со времён античного Рима и орды Чингисхана. Расстреливали каждого десятого красноармейца. Просто выстраивали на площади в шеренгу воинскую часть, отступившую под натиском армии Каппеля и белочехов, и каждому десятому человеку пускали пулю в затылок…

Около этой стены белогвардейцы расстреливали красногвардейцев.

По приказу Троцкого при содействии революционного писателя и поэта Демьяна Бедного на главной площади Свияжска был установлен памятник Иуде Искариоту, привезённый из Москвы на бронепоезде! Скульптура изображала человека, грозящего небу кулаком. Даже такой ненавистник православия, как Владимир Ленин, посчитал это ошибкой, и вскоре памятник-нонсенс был убран. Зато были закрыты монастыри и церкви, с иконостасов сорваны иконы. Были расстреляны монахи и священники, а также многие жители города.

Были взорваны Рождественский собор и Никольская церковь, разобрана надвратная церковь Успенского монастыря. Потом Свияжск надолго стал подразделением ГУЛАГа и в монастырских кельях содержались заключённые, а кирпичные ограды монастырей были последней «стенкой» для обречённых на расстрел «врагов народа». Сколько людей нашли свою смерть в этих концлагерях, неизвестно, архивы недоступны. Потом к тюремным учреждениям были добавлены больница для инвалидов Великой отечественной войны и психбольница. Это не были учреждения для излечивания и выздоровления пациентов, это были помещения для изоляции от общества неизлечимых, изуродованных войной и сталинскими лагерями, или просто неугодных. Лучшего места, чем остров Свияжск, для такого дела не найти…»

Разглядывая монастырское ограждение, мы чуть было не прошли мимо двух плит, вделанных в стену: «Владимир Голицын Художник, моряк 1901 — 1943» и «Софья Олсуфьева Реставратор 18… (далее цифры подтерты)». И крестики…

Дома я нашла сведения об этих людях. Мороз по коже. Софья Владимировна Олсуфьева (3 июня 1884 - 15 февраля 1943). Живописец, график, реставратор. Из знатной дворянской семьи. С 1934 жила в Москве, где получила работу художника-реставратора в Музее изящных искусств. Сопровождала мужа – сотрудника отдела древнерусской живописи Третьяковской галереи – в командировках по старым русским городам.

В марте 1938г. мужа арестовали и расстреляли на Бутовском полигоне «за распространение антисоветских слухов».

В 1941г., когда возникла угроза оккупации Москвы, Софья Олсуфьева в возрасте 57 лет была арестована вместе с большой группой аристократов. Приговорена к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. После приговора, попала в колонну заключенных, которую погнали в Казань. Место заключения – Свияжский концлагерь. Умерла в заключении ‒ Свияжский концлагерь. Место захоронения ‒ Свияжский концлагерь…

Вместе с Софьей Владимировной отбывал заключение ее родственник В. М. Голицын ‒ художник, моряк, князь, который одновременно с ней был арестован, и умер в лагере у нее на руках.

Голицын был одним из строителей корабля «Персей», участвовал в арктической экспедиции на ледоколе «Малыгин». На Международной выставке в Париже он был удостоен золотой медали за роспись деревянных изделий (1925). Изобретатель детских настольных игр, иллюстратор детских книжек.

Осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал в колонии Свияжска. Умер от пеллагры.

В стене монастыря, где находился лагерь, сохранилась плита с датами жизни Олсуфьевой и Голицина.

С 1937 по 1948 год за время функционирования политической тюрьмы ГУЛАГа в Свияжске погибло 5 тысяч репрессированных. Мы обошли вокруг ограды.

Когда-то в Свияжске было множество церквей, и звон колоколов производил незабываемое впечатление на проплывающих по Волге. В советское время все приходские церкви Свияжска были уничтожены. Старейшая уцелевшая церковь - Константина и Елены, построенная в конце XVI в. и перестроенная два века спустя. Расположена церковь недалеко от пристани.

По преданию, место для церкви выбрал сам Иван Грозный. В церкви и вокруг нее тоже шли строительные работы, так что посмотреть ее мы могли только на расстоянии.
Уцелела…

Сложно даже представить, как бы выглядел Свияжск, если бы все церкви сохранились…

Остров-град Свияжск необычное и невероятно живописное место, привлекающее туристов своими историческими достопримечательностями и красивыми панорамами. Городок стоит на небольшом участке суши посреди зелено-голубого разлива образованного водами могучей Волги и реки Свияги. Свияжск можно назвать большим музеем, где перед посетителями разворачиваются увлекательные страницы истории.

В городе сохранились монастыри и церкви, построенные 400-500 лет назад. Они выстояли тяжелое время и все невзгоды, чтобы после возродиться и вновь стать духовными центрами Поволжья. Многие архитектурные памятники Свияжска уникальны не только для Татарстана, но и для всей России. Их культурная ценность признается всемирными организациями.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Свияжске?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Со времени своего основания в середине XVI века обитель была главным духовным центром всего Поволжья и одним из богатейших монастырей России. В XVIII столетии после секуляризации земель она постепенно начала приходить в упадок, а в период советской власти и вовсе была разграблена и закрыта. Возрождение началось в 1997 году. Главные архитектурные памятники комплекса: Успенский собор и Никольская трапезная церковь с колокольней, возведенные 400 лет назад.

Собор является частью ансамбля Успенского монастыря. Он представляет собой уникальный образец русского средневекового зодчества. Храм был возведен в классическом псковско-новгородском стиле мастерами из Пскова из белого тесаного камня. Внешние украшения фасада выполнены в виде узорчатых кокошников, которые были достроены позже – в XVIII веке. Внутри почти полностью сохранилась фресковая живопись эпохи Ивана Грозного.

Храм начала XVIII века, возведенный на месте обветшавшей деревянной церкви. Первое здание было построено с элементами барочного стиля. После разрушения в 1930-х годах от него остался только нижний ярус с фрагментами фресок. Восстановление храма началось после тщательного анализа исторических данных, который позволил воссоздать его изначальный облик. Реставрационные работы закончили в 2015 году.

Пятиярусная башня 43 матра в высоту, возведенная в XVI-XVII веках. Подобные сооружения на территории России – большая редкость. Она является неотъемлемой частью Никольской трапезной церкви (храм как будто специально выстроен под нее). В начале XIX столетия общее количество колоколов достигло 22, самый крупный из них весил 8,5 тонн. Вход внутрь звонницы разрешен только монахам.

Ныне бывшая женская обитель является подворьем Успенского монастыря, но до 1917 года она была самостоятельным учреждением. Первое упоминание о ней относится к середине XVI века. В 1919 году монастырь упразднили и организовали на его территории музей-заповедник. Главные архитектурные памятники – деревянная Троицкая церковь 1551 года постройки, одноглавый храм Сергия Радонежского 1604 года и собор во имя иконы Божией Матери, возведенный в неовизантийском стиле на рубеже XIX-XX столетий.

Небольшой храм середины XVI века – единственное деревянное здание в Свияжске, сохранившееся с тех времен. Церковь срубили из лиственницы и поставили буквально за один день. В последующие столетия вид здания изменялся в результате переделок и реставраций, что привело к значительному искажению исторического облика. Церковь напоминает деревянную усадьбу, и только купол с крестом указывают на религиозное предназначение.

Облик собора разительно отличается от внешнего вида церквей Свияжска. В отличие от последних, выстроенных в манере русского зодчества, его возвели в нарядном неовизантийском стиле. Храм имеет внушительные размеры – сферический центральный купол достигает 32 метра в высоту. Внешний облик сооружения полностью сохранился, но внутренний интерьер был утрачен в советское время.

Храм возвели в 1604 году, изначально он строился как подворье Троице-Сергиева монастыря. Он представляет собой двухэтажное каменное здание: раньше на первом уровне располагались хозяйственные и жилые помещения, на втором – сама церковь. Внутри сохранился фрагмент фрески XVII века с изображением Ветхозаветной Троицы (копия одноименной иконы Андрея Рублева).

Первая церковь была возведена при Иване Грозном в 1551 году, до наших дней дошло здание, построенное в XVIII веке в манере древнерусского зодчества. С 1939 года на ее территории располагался музей, пока в 1993 году храм не передали православной общине. Церковь является единственным религиозным сооружением в Свияжске, не относящимся к какому-либо монастырю.

Церковь была сооружена в середине XVIII столетия в стиле барокко, классическую колокольню пристроили позже. В начале XX века здание разобрали и все, что сегодня может видеть турист, – это сохранившийся кирпичный фундамент. Сейчас на месте церкви установлен деревянный крест. На памятной табличке помещена фотография храма и его краткая история. В последние годы начались работы по восстановлению.

Главная городская площадь, заложенная на месте уничтоженного в 1930-х годах храма Рождества Пресвятой Богородицы (его руины находятся неподалеку). Здесь располагаются основные административные и общественные здания: управа, почта, школа, полиция, а также кафе и магазины. Для туристов оборудована смотровая площадка с видом на живописные разливы Волги.

Музейная коллекция размещена на территории здания середины XIX века. Она состоит из нескольких постоянных выставок: «Страницы истории Свияжска», «Древний город Свияжск», «Очарованные островом», «Как по Волге-матушке…» и других тематических вернисажей, рассказывающих об истории города и знакомящих посетителей с его культурным наследием.

Музей открылся в 2016 году и сразу привлек внимание посетителей. Экспозиция располагается в городской усадьбе XIX века, ранее принадлежавшей семье зажиточных мещан. Она посвящена истории Красной и Белой армий, их противостоянию, а также личностям, сыгравшим ключевую роль в исходе войны. Отдельная экспозиция рассказывает об одном из вождей Революции – Льве Троцком.

В 1940-х годах после окончания ВОВ Свияжск стал подразделением ГАУАГа и использовался для содержания заключенных (преимущественно политических), а также инвалидов, получивших увечья в ходе боевых действий. Памятник жертвам репрессий установили в 2011 году. Он представляет собой решетку в камне, через которую заключенный выпускает на волю голубя.

Сооружение находится на Рождественской площади, в нем размещается одноименная гостиница. Историческое здание из камня и дерева было построено в XIX веке, оно принадлежало купцу Ф. Т. Каменеву. Но эта постройка до наших дней не сохранилась. В 2011 году на ее месте был возведен новый дом. Реставраторы постарались максимально воссоздать первоначальный облик и интерьер.

Сооружение из красного кирпича, построенное в начале XX века. Оно до сих пор выполняет свое предназначение (здесь расположена средняя школа). На центральном фасаде здания можно разглядеть готические элементы – на них указывают стрельчатая форма окон и витраж-роза, расположенный под крышей, – характерный для католических церквей архитектурный прием.

Один из многочисленных выставочных залов Музея-заповедника «Остров-град Свияжск», расположенный в двухэтажном здании, когда-то входившем в систему гидротехнических сооружений Свияжска. Первый этаж-основание башни выполнен из камня, второй – из дерева. Внутри располагается небольшая экспозиция картин местных художников и выставка ремесленных изделий.

Комплекс представляет собой историческую реконструкцию Свияжска, где можно погрузиться в неповторимую атмосферу ушедших столетий. Здесь работают ремесленные лавки и стрельбища, регулярно устраивают импровизированные военные поединки в полном историческом облачении и готовят национальные блюда. Также можно посетить выставку старинного оружия и доспехов.

Конный двор располагается неподалеку от Успенского монастыря. Ансамбль зданий является архитектурным памятником. После реставрации на территории двора заработал развлекательный комплекс. Здесь можно покататься на лошади, посетить кузницу, хлебную и медовую лавки, заказать карету и прокатиться в ней по всему Свияжску, пообедать в ресторане и купить сувениры на память.

Свияжск находится на острове, соединенном с «большой землей» перешейком, как раз на том месте, где встречаются Свияга и Волга, образуя невероятные по красоте широкие разливы. Город очень живописно смотрится с проплывающих мимо прогулочных судов. Посреди зеркальной водной глади разбросаны небольшие островки, и участки суши, придающие окружающему пейзажу неповторимый колорит.

Фото 2.

12 февраля 1550 года московский царь Иван IV осадил Казань. Осада длилась одиннадцать дней, было много погибших с обеих сторон. 25 февраля царь отступил. Возвращаясь домой, русские войска остановились на правом крутом берегу Свияги. Здесь Ивану IV приглянулся поросший лесом остров “Круглая гора”, который возвышаясь над Волгой позволял держать под контролем речные пути, дороги и саму Казань.

Фото 3.

Царь задумал выстроить здесь городок-крепость, который помог бы ему захватить столицу Казанского ханства. Он поручил военному инженеру дьяку Ивану Выродкову составить чертежи крепости и начать строительство, но не на выбранном месте, а в Угличских лесах, в вотчине бояр Ушатых. Всю зиму за тысячу километров от Казани рубили город со стенами, башнями и церквами. Весной 1551 года после пробной сборки все постройки разобрали, погрузили на суда, и сплавили к устью Свияги.

Фото 4.

Город заложили 24 мая 1551 года. Вершину горы спешно очистили от леса, но выяснилось, что привезённого материала хватит лишь на половину города, остальное пришлось рубить из местного дерева. Небывалый случай в истории архитектуры - за четыре недели на Круглой горе, омываемой рекой Свиягой и Щукой, вырос целый деревянный город-крепость с мощными дубовыми стенами, златоглавыми церквями, расписными избами, высокими башнями и колокольнями. Город назвали в честь основателя Иван-городом, позднее стали именовать “Новый город Свияжский”, а вскоре закрепилось короткое название Свияжск - от реки Свияги.

За почти 500-летнюю свою историю Свияжск пережил многое: взлеты и падения, бедность и богатство, славу и безвестность, почитание и поругание…

Фото 5.

Мощная крепость после завоевания Казани превращается в крупный административный и торговый город, куда прибывают иностранные посольства и иноземные купцы. Позднее Свияжск - это монастырский городок, где жизнь проста, тиха и наполнена благодатью, затем - уездный город Казанской губернии, которому в 1781 г. учредили свой герб - на щите изображен город, плывущий на корабле, а под ним рыбы. Это дань памяти чудесной постройки города, привезенного из Угличских лесов. После революции Свияжск - это разграбленные, осквернённые храмы, в которых размещались тюрьмы и исправительные учреждения…

Фото 6.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы, начало 18 века

Сегодня город-крепость возрождается. Как и в былые времена, путешественника встречают белокаменные монастырские стены, золотые маковки церквей, как и прежде, здесь живут люди, возможно, потомки тех, кто создал это сказочное чудо, имя которому Свияжск. Гостеприимный остров посещают множество туристов со всех уголков страны.

Фото 7.

И сразу на высоком берегу острова нас встречает скромная белая церковь с невысокой колокольней - церковь Константина и Елены, построенная в ХVI веке. Она видна со всех сторон и удивительно гармонично вписывается в природное окружение острова. Это единственная из сохранившихся в Свияжске посадских церквей. Когда-то она разделяла верхнюю часть города - крепость и нижнюю - посад, где жили ремесленники.

А на месте границы находились Рождественские ворота - главный въезд в город. По обе стороны Рождественских ворот располагалась главная городская площадь. Со стороны посада на площади находился гостиный двор и лавки. Торговые ряды спускались к реке Свияге, здесь была пристань, куда причаливали суда с товарами. Ежегодно 8 июля и 25 сентября (по старому стилю) в день престольных праздников в честь Казанской иконы Божьей Матери в Свияжске проводились ярмарки.

Город был известен своими купцами, которые строили здесь всем на диво деревянные и каменные дома. Первый этаж - пекарня, торговые лавки, магазины, второй этаж - жилые помещения для семьи купца.

Фото 8.

Прогуливаясь по улицам Свияжска, невозможно не восхищаться деревянным кружевом, в которое одеты купеческие дома. Причудливой формы балкончики, замысловатые наличники, изящные въездные ворота - всё это создает неповторимый облик русского городка. Здесь каждый дом, каждое здание имеет свою историю. И чем дальше мы продвигаемся по неширокой тропинке в глубь острова, тем дальше погружаемся в глубь веков, в то время, когда Свияжск был, прежде всего, духовным центром. И вот перед нами Святые врата - вход на территорию женского Иоанно-Предтеченского монастыря.

Фото 9.


автор Александр Рачук

Фото 10.


Софийская церковь, конец 18 века.

Раскопки и реставрация на острове продолжается и по сей день.

Фото 11.

А вот интересное место выстроено для туристов. Этнографический комплекс - Ленивый торжок. Тут вас познакомят с традициями и бытом местных жителей. Название "ленивый" произошло то того, что тут был рынок в старые времена, но торговали как то неторопливо и леново. Совсем не в правилах рыночной экономики.

Фото 12.

Достаночно эффектное и колоритное место

Фото 13.

Фото 14.

Вот вам народные промыслы. Настоящий кузнец прямо при вас делает свое изделие.

Фото 15.

А вот ребята готовятся к реконструкции исторического боя.

Фото 16.

Общий вес упрощенной брони составляет 15-18 кг.

Фото 17.

С левой стороны воин русского княжества в личине, а справа - воин татарского ханства. Ребята нас сразу предупрелили, что бой не постановочный и они будут в полной мере стараться реконструировать его по историческим канонам.

Фото 18.

Фото 19.

В ход шли и мечи и щиты и ноги и голова. Победил воин Московского княжества.

Фото 20.

Интересно было повертеть в руках элементы боевых доспехов. В музее все под стеклом, а тут хоть и реплика, зато доступная.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Отдельный павильончик, где учат стрелять из лука и арбалета. Я попробовал "стрельнуть" из арбалета, но по моему все улетело в молоко. Надо приноровиться.

Фото 24.

Фото 25.

Выходим на набережную и идем в сторону монастыря.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 29.

Самая древняя постройка монастыря - это деревянная Троицкая церковь - единственное сохранившееся до наших дней сооружение из тех, которые были срублены под Угличем и доставлены к устью Свияги весной 1551 года. Вот уже почти пять столетий насчитывает история этой церкви, которая была свидетелем многих событий, происходивших в Свияжске. Пожары и время пощадили её, и теперь она представляет собой уникальный образец древнерусского зодчества. По форме церковь святой Троицы напоминает крест - символ христианской веры, обращённый на восток. Внутри помещение церкви больше похоже на деревенскую избу. Деревянные скамейки, массивные двери, спокойное освещение, аромат некрашеного дерева создают атмосферу домашнего уюта. Вся суета внешнего мира вдруг отступает. Создается ощущение, что после долгих бесцельных скитаний ты, наконец, вернулся туда, где тебя любят и ждут, где всё поймут и простят, согреют лаской и заботой.

Фото 30.

В этом и есть особенность русских деревянных церквей. Срубленное дерево здесь будто продолжает жить - согревает зимой и дарит желанную прохладу летом. Ощущение чего-то родного, близкого усиливает тонкий, едва уловимый запах свечного воска, которым насквозь пропитаны древние стены. Простое убранство церкви дополняет четырехъярусный резной иконостас, поражающий своей красотой. Царские врата украшены иконами с изображением Благовещенья и апостолов-евангелистов. Обращают на себя внимание яркие одежды святых и латинские надписи - чуждые православному храму. Происхождение иконостаса пока не установлено и является одной из загадок Троицкой церкви.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Фото 39.

Самым молодым храмом Иоанно-Предтеченского монастыря является Собор Божьей матери "всех скорбящих радость". Он был заложен в мае 1898 года. Архитектор Малиновский построил его в распространённом в те годы ложно—византийском стиле. Украшенный величественным куполом, собор и сегодня возвышается над древними монастырскими строениями. Всякого входящего в него, храм поражает огромным внутренним пространством. Солнечный свет проникает через множество окон, украшающих купол и арочные перекрытия собора. В центре храма, солнечные лучи встречаются и даруют Божью благодать всякому, входящему с открытым сердцем и чистой душой.

На территории Иоанно-Предтеченского монастыря привлекают внимание кельи, где издавна жили монахини. Проста и нетороплива была их жизнь в обители. Скромное убранство келий: узкая кровать, столик, скошенная подставка-аналой, помогали отрешиться от мирских забот и полностью посвятить себя служению Богу. Чуть поодаль находится корпус игуменьи - простое строение, служившее домом матушке-настоятельнице монастыря.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 42.

Фото 43.

Фото 44.

Фото 45.

В центре монастыря располагается Сергиевская церковь - первое каменное здание на территории обители. Толстые стены храма выложены из тесаного белого камня.
Здание имеет два этажа. Внизу размещались кельи для монахов, а наверху церковь. При храме была трапезная, где прихожане дожидались начала службы, угощались. Там же размещались богомольцы, приходившие в монастырь издалека в дни больших праздников, эта часть храма использовалась также для поминальных обрядов и для чтения царских указов.

Фото 46.

Фото 47.

Фото 48.

Фото 49.

Фото 50.

Вот таким дошел до наших дней ансамбль Иоанно-Предтеченского женского монастыря. А в южной части острова взорам путешественников открывается, пожалуй, самый знаменитый в Свияжске мужской Успенский монастырь.
Он был основан в 1555 году архиепископом Гурием. Здесь сохранились два уникальных памятника времён Ивана Грозного - Успенский собор и Никольская трапезная церковь.

Собор Успенья Пресвятой Богородицы был возведен в 1560 году из белого камня. Строили храм псковские мастера при участии Постника Яковлева и Ивана Ширяя. Небольшой храм восхищает гармонией линий. Причудливые архитектурные детали придают Успенскому собору воздушность, легкость. Создается впечатление, что перед нами сказочный теремок, сошедший с картины неизвестного художника.

Фото 51.

Сразу после возведения Успенский собор был расписан внутри и снаружи. К сожалению, внешняя роспись храма не сохранилась. Но внутреннее убранство собора производит неизгладимое впечатление, и надолго остается в памяти всякого, кто однажды открыл тяжёлую дверь и оказался под сводами древнего храма. Удивительный, фантастический мир фресок волнует своим великолепием, от них веет далёкой стариной. Заботливые руки неизвестного мастера вдохнули в них жизнь, кажется, что им не чужды людские страдания, мечты, радости и переживания.

Художники, расписавшие Успенский собор, черпали сюжеты для своих красочных композиций не только из канонических книг, но и из Апокалипсиса и апокрифических легенд (история первых людей в раю и т.д.). На куполе мы видим изображение бога Саваофа. Облачённый в белые одеяния, отливающие прозрачными розовыми и светло-зелёными тонами, Саваоф восседает на золотом троне на двух подушках - зелёной и красной. Он творит, благословляя всех обеими простертыми руками. Огненно- красный круг за троном символизирует "неприступный свет", в котором живет Господь.

Фото 52.

Голубая полоса, огибающая круг, обозначает небо и заполнена изображениями херувимов и двукрылых ангелов. Подножие, на которое опираются ступни творца, а также ножки трона стоят тоже на голубой полосе. Глядя на это изображение, невольно вспоминаешь строки Святого Писания: "Небо есть мой трон".

Чуть ниже взору предстают семь Архангелов и Ангел Хранитель. Это небесное воинство - хранители престола Господня. Им отдано право посредничества между небом и землёй.

Фото 53.

На стенах Успенского собора можно увидеть интересные фрески, посвящённые теме "Дни Творения". Художник развивает сюжет росписи, двигаясь по стене слева направо, вслед за солнечным светом. Создается впечатление сопричастности событиям, изображённым древним мастером. Яркие красочные фрески рассказывают нам о сотворении мира - шаг за шагом, день за днём, в той последовательности, как это делал Господь.

Множество фресок посвящено Святой Троице, житиям святых, апостолам, библейским событиям и, конечно, жизни Девы Марии. Храмовая фреска “Успение Пресвятой Богородицы” поражает богатством красок, яркостью, чёткостью линий.
Она рассказывает нам о последнем пути самой святой женщины православии Девы Марии. Именно в честь этого события и освящен Успенский собор.

Фото 54.

Есть в храме и фреска, рассказывающая о низвержении сатаны и его воинства, что является редким изображением для православных церквей. Свергнутые с неба падшие ангелы летят, неестественно согнувшись, вниз головой.
Можно бесконечно рассказывать о великолепии внутреннего убранства храма. Но лишь однажды, увидев его собственными глазами, можно почувствовать на себе притягательную силу старинных фресок.

Храмовая роспись Успенского собора понятна и близка каждому. Одни, глядя на яркие, запоминающиеся образы укрепляются в своей вере, другие, впервые попавшие в православный храм, невольно замирают, испытывая священный трепет и благоговение перед необыкновенной силой таланта древних мастеров, сумевших донести до нас величественную красоту внутреннего убранства Дома Божьего. Трудно переоценить значение свияжских фресок: ведь это единственный, почти целиком сохранившийся до наших дней полный цикл стенной росписи ХVI века.

Фото 55.

Неохотно покидая Успенский собор, мы оказываемся в монастырском дворе, где нашему взгляду предстаёт Никольская церковь - самое старое каменное здание Свияжска. Она заложена осенью 1555 года почти одновременно с Успенским собором. Через год строительство было закончено. Возвести эту небольшую церковь было необходимо, потому, что вновь основанному монастырю срочно понадобилось помещение для церковных служб, а начатое строительство Успенского собора, из-за большого объема работ не могли быстро закончить.

Фото 56.

Рядом с церковью была возведена колокольня. Это самое высокое сооружение Свияжска имеет высоту 43 метра. Наверх ведет крутая лестница, по которой когда-то поспешно поднимался звонарь, чтобы вдохнуть жизнь, наполнить силой, и заставить говорить пять тяжелых колоколов. Колокола созывали монахов к молитве, возвещали окончание службы, прославляли имя Божье. Их веселый перезвон, протяжный, заунывный голос или тревожный набат приносили обитателям монастырских стен радость, печаль или весть о пожаре.

Из нижнего яруса колокольни по подземному ходу был выход к берегу Свияги. Кто пользовался этим тайным ходом? Может быть те несчастные, которые по воле судьбы оказались в “земляной тюрьме” для усмирения и исправления непослушных монахов и сумевшие каким-то образом оттуда выбраться и прибегнуть к помощи свияжских братьев? А, может быть, пользуясь тайным ходом, монахи могли вовремя заметить приближающееся к Свияжску войско неприятеля и, предупредив братию, подготовиться к обороне… Подлинное назначение этого хода до сих пор остается одной из загадок Успенского мужского монастыря.

Фото 57.

А на территории обители мы можем увидеть ещё немало интересных построек: братские кельи, покои настоятеля - постоянные и летние, больничные кельи. Эти здания живут своей особенной жизнью, каждая постройка здесь имеет свою историю. Мы можем прикоснуться к молчаливым, прохладным камням и как бы перенестись на несколько веков назад, в те времена, когда Успенский монастырь процветал, занимал седьмое место в списке 1105 монастырей Российской империи.

Фото 58.

Значительную часть территории монастыря занимал великолепный сад - символ райских кущ. В летний зной он дарил желанную прохладу обитателям монастыря. Можно было отдохнуть от повседневных забот в красивой беседке, покрытой деревянной щепой и украшенной резными деталями. А осенью сад давал богатые урожаи, являясь источником пищи монастырской братии. Этой же цели служил огород, где находилась оранжерея для выращивания ранних овощей и рассады.

Фото 59.

Чуть поодаль можно увидеть старинное монастырское кладбище. Долгие годы здесь находили успокоение обитатели монастыря. Это кладбище стало последним пристанищем и мученикам, погибшим в Свияжске в послереволюционный период. Те годы были тяжелым испытанием для чудо-острова Свияжска и его жителей. Разрушение храмов, надругательство над древними святынями, постоянные аресты и расстрелы - одна из печальных страниц истории острова. Но, несмотря на это, Свияжск сумел сохранить свою самобытность - облик старинного русского городка с золотыми куполами белокаменных храмов, стройными колокольнями, причудливо украшенными купеческими домами.

Фото 60.

Сегодня вновь возрождаются древние святыни острова - града Свияжска. С 1997 года вновь начал действовать Успенский мужской монастырь. Братия во главе с настоятелем отцом Кириллом взяла на себя ответственность за реконструкцию храмов и зданий монастыря, являющихся архитектурными жемчужинами Свияжска.

Фото 61.

Окруженный со всех сторон водой сказочный остров как магнитом притягивает путешественников. Человек, однажды ступивший на святую, полную неразгаданных тайн землю Свияжска, навсегда сохранит в памяти ту особую атмосферу чего-то возвышенного, нерушимого, которая как бы окутывает остров, превращая его в чудо-град.

Фото 62.

Фото 63.

Фото 64.

А вот малый ракетный корабль «Град Свияжск», построенный на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» вооруженный ракетами "Калибр"

Фото 65.

источники исторического текста:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх