Католические короли (1496–1516). Союз кастилии и арагона Обострение классовой борьбы

Одним из важнейших моментов в истории усиления королевской власти было объединение Арагона и Кастилии. В 1479 г. эти королевства объединились под властью супружеской пары - Фердинанда, короля арагонского, и Изабеллы, королевы кастильской. В результате этого объединенная Испания оказалась одной из самых сильных держав Европы. В нее входили большая часть Пиренейского полуострова, Балеарские острова, Сардиния, Сицилия и южная Италия. Опираясь на союз с церковью, городами и мелким дворянством, располагая значительными доходами от морской торговли, королевская власть начала решительное наступление на крупных феодалов и лишила их значительной части прежней политической самостоятельности.

У феодалов было отнято право чеканить монету, вести частные войны, у них было конфисковано много земель. Разрушались их крепкие замки, опора их политической самостоятельности. Король завладел также землями духовно-рыцарских орденов.

В деле сокрушения могущества феодалов королевской власти оказывали поддержку города. В 1480 г. города Кастилии заключили между собой общий союз, так называемую святую германдаду, которая вела борьбу с феодалами. Святая германдада поставила себе целью прекращение феодальных войн, установление безопасного проезда по всем дорогам, борьбу с нарушителями общественного мира. Для охраны внутреннего порядка в Испании святая германдада организовала милицию, всегда готовую приводить в исполнение ее решения. Но использовав военные силы городов для обуздания феодалов, королевская власть исподволь урезывала самостоятельность и самих городов.

Огромную поддержку королевской власти оказывала также церковь и особенно инквизиция, введенная в Испании в 1480 г. Борясь со всякого рода «ересями», которые могли подорвать господство церкви, инквизиция преследовала тем самым всякую социальную и политическую оппозицию существующему строю. Всякое проявление социального и политического инакомыслия считалось сопротивлением не только королю, но и церкви, и инквизиция со своими пытками и кострами была постоянным союзником королевского абсолютизма, всячески поддерживавшего со своей стороны церковь. По словам Маркса, «духовенство еще со времени Фердинанда Католика стало под знамя инквизиции и давно перестало отождествлять свои интересы с интересами феодальной Испании. Напротив, благодаря инквизиции церковь превратилась в самое страшное орудие абсолютизма» 1 . Первым главой инквизиции был свирепый Торквемада, имя которого стало нарицательным вследствие его фанатической жестокости при преследовании еретиков.

Окрепнув изнутри, королевская власть начала политику территориального расширения.

Первый удар был направлен против Гранадского эмирата, последнего владения арабов в Испании. В 1481 г. был предпринят поход на Гранаду. Ему был придан характер крестового похода против неверных. Война с арабами затянулась на 11 лет, и только в 1492 г. Гранада была взята испанцами. С завоеванием Гранады почти весь Пиренейский полуостров за исключением Португалии оказался объединенным в руках испанских королей.

Взятие Гранады потребовало значительных усилий, и сдана она была маврами при условии разрешения им свободного отправления мусульманского культа и сохранения за мусульманами их собственности. Это условие было распространено и на евреев. Но все эти обещания были потом нарушены. Мавров и евреев насильно заставляли переходить в христианство. В результате этого мусульмане подняли ряд восстаний, подавленных лишь с большими усилиями. Им было предложено или покинуть Испанию, или креститься (1502 г.). Значительная часть мусульман и евреев переселилась в Африку, и, таким образом, из Испании ушло очень много экономически ценных элементов. С их эмиграцией распался ряд важных торговых связей, которые Гранадский эмират поддерживал с Северной Африкой и с Востоком. Это выселение сопровождалось крупными конфискациями земель.

Оставшиеся в Испании и перешедшие в христианство мавры, так называемые мориски, были предметом постоянной травли со стороны церкви. Жизнь морисков была подчинена строжайшему церковному контролю. По малейшему доносу они подвергались обвинению в ереси, что влекло за собой гибель на костре или пожизненное тюремное заключение. Таким же постоянным преследованиям подвергались и евреи. В 1492 г. - год взятия Гранады и открытия Америки Колумбом - все евреи, за исключением перешедших в христианство, были изгнаны из Испании с конфискацией всего их имущества. Принявшие христианство евреи, так называемые мараны, подобно морискам, подвергались постоянной духовно-политической слежке и становились жертвами инквизиционного террора.

При Фердинанде и Изабелле в Испании начинает устанавливаться абсолютная монархия. Крупные феодалы утратили политическую самостоятельность, получив вместо этого почетное положение при дворе. Кортесы теряют свое прежнее значение и созываются все реже. Управление принимает бюрократический характер, сосредоточиваясь в центре в руках королевских советов, а на местах - в руках королевских чиновников, коррехидоров. Но бюрократический аппарат отличался крайней громоздкостью, так как состоял из старинных феодальных учреждений, приспособленных к целям королевского абсолютизма, и созданных рядом с ними новых органов. Сложившаяся веками провинциальная и сословная разобщённость Испании нашла свое отражение в крайне сложном и неслаженном аппарате управления.

При всем внешнем сходстве политического строя Испании со строем других монархических государств тогдашней Европы он отличался значительным своеобразием, объясняющемся всем предшествующим историческим развитием Испании. Маркс дает ему такую характеристику: «Абсолютная монархия в Испании, имеющая лишь чисто внешнее сходство с абсолютными монархиями Европы, вообще должна быть приравнена к азиатским формам правления» 2 .

1 Маркс и Энгельс, Соч.. т. X, стр. 720.

Вконтакте

Они оба происходили из династии Трастамара и были троюродными братом и сестрой, оба происходили от Хуана I Кастильского; в связи с этим они получали разрешение на брак у папы Сикста IV.

Титул католических королей они получили в 1496 г. от римского папы Александра VI, уроженца Испании.

Свадьба состоялась 19 октября 1469 г. в Вальядолиде; Изабелле было 18 лет, Фердинанд был на год младше.

Благодаря их браку в одной семье объединились две короны - Арагонская и Кастильская.

Несмотря на то, что многие историки, например Джон Эллиот, считают, что объединение Испании началось с заключения брака Фердинанда и Изабеллы, нет никаких исторических обоснований, что при их правлении Испания уже стала единой монархией.

Кастилия и Арагон ещё долгое время оставались независимыми государственными образованиями.

Двор Фердинанда и Изабеллы постоянно переезжал, чтобы пользоваться поддержкой со стороны отдельных феодалов.

Наследственные права

Изабелла унаследовала трон Кастилии от своего сводного брата Энрике IV по Договору у Быков Гисандо.

Она стала королевой Кастилии в 1474 г. Её племянница, Хуана Кастильская, предприняла попытку захватить трон с помощью португальского короля Афонсу V, начав войну за кастильское наследство.

Если вопрос о легитимности притязаний Хуаны на трон был спорным, то Изабелла смогла доказать свои права.

Сторонники Изабеллы смогли найти выход из положения благодаря поддержке со стороны Фердинанда Арагонского, и война официально закончилась в 1479 г. Алкасовашским договором.

Фердинанд стал королём Арагона в 1479 г.

Благодаря этому браку оба королевства объединились под правлением одной семьи, что положило начало созданию современной Испании, однако они правили в своих королевствах самостоятельно, оба королевства имели собственные законы и правительства ещё несколько столетий.

Внутренняя политика

Католические короли предпринимали все усилия для укрепления королевской власти в Испании. Для достижения этой цели они создали Святую Эрмандаду.

Это были отряды городской милиции, содержавшиеся за общественный счет и созданные для охраны порядка. Кроме того, с их помощью Католические короли пытались контролировать дворянство.

Была проведена судебная реформа, создан Королевский совет и назначены магистраты (судьи) для управления городами. Это укрепление королевской власти стало одним из важнейших шагов на пути к созданию одного из первых в Европе сильных национальных государств.

Изабелла также предпринимала различные меры для уменьшения влияния Генеральных кортесов в Кастилии, однако Фердинанд уважал каталонские обычаи и сам был каталонцем, и не проводил аналогичных мероприятий в Арагонском королевстве.

Даже после его смерти и при объединении корон под правлением одного монарха Арагонские, Каталанские и Валенсианские кортесы (кат. corts ) сохраняли значительное влияние в своих регионах.

В дальнейшем правление монархов продолжалось в форме средневекового контрактуализма, который имел два характерных проявления.

Первое - Католические короли постоянно переезжали по своей стране из города в город, что, несомненно, повышало лояльность их подданных, а не осуществляли руководство страной из одного-единственного административного центра.

Второе проявление было в том, что каждая община или провинция могла связываться с ними напрямую, минуя бюрократические преграды.

Фердинанд и Изабелла известны как монархи, объединившие Испанию и открыли новую главу её истории.

Католические короли стремились к достижению своей цели - завершению на и завоеванию мусульманского Гранадского эмирата.

Серия военных кампаний, известная как Гранадская война, началась с нападения на Альхама-де-Гранаду. Этим нападением руководили два андалузских дворянина, Родриго Понсе де Леон и Диего де Мерло.

Город пал под натиском андалузских войск в 1482 г.

Помощь в Гранадской войне оказал папа Сикст IV, передавший десятину и введший крестовый налог для финансирования военных расходов.

Через 10 лет после множества кровопролитных битв Гранадская война закончилась в 1492 г., когда эмир Боабдиль передал ключи от кастильским солдатам.

Изгнание нехристиан и инквизиция

Фердинанд и Изабелла приказали изгнать из Испании всех и евреев.

Переход в католицизм позволял избежать изгнания, однако между 1480 и 1492 г. сотни сменивших религию (марранов и морисков) были обвинены в тайном соблюдении обрядов их прежней религии (крипто-иудаизме) и арестованы, заключены в тюрьмы, подвергнуты пыткам и во многих случаях казни на костре, как в Кастилии, так и в Арагоне.

Инквизиция была создана ещё в XII в. папой Луцием III для борьбы с ересью на юге современной Франции.

Католические короли решили ввести инквизицию в Кастилии и запросили разрешения у папы. 1 ноября 1478 г. папа Сикст IV опубликовал буллу Exigit sinceræ devotionis, которой учредил Инквизицию в королевстве Кастилия; впоследствии её полномочия распространились на всю Испанию.

Буллой монархам было дано исключительное право назначать инквизиторов.

Во время правления Католических королей и в дальнейшем Инквизиция активно преследовала людей за такие преступления как крипто-иудаизм, ересь, протестантизм, богохульство и многожёнство.

Последний процесс по крипто-иудаизму состоялся в 1818 г.

В 1492 г. Фердинанд и Изабелла приказали создавать закрытые кварталы для иноверцев, которые впоследствии получили название «гетто».

Эта сегрегация, обычная для того времени, также способствовала усилению давления на евреев и других нехристиан путём повышения налогов и социальных ограничений.

В итоге в 1492 г. по Альгамбрскому декрету испанские евреи получили от королей четыре месяца для того, чтобы перейти в католицизм или покинуть Испанию.

Десять тысяч евреев было депортировано из Испании в Португалию, Северную Африку, Италию и Османскую империю.

Позже в 1492 г. Фердинанд написал письмо в адрес евреев, покинувших Кастилию и Арагон, в котором он приглашал их вернуться в Испанию в том и только в том случае, если они станут христианами.

Открытие новых земель

Католические короли отправили экспедицию Христофора Колумба, получившего от них титул Адмирала Моря-Океана, который открыл Новый Свет для европейцев.

Первая экспедиция Колумба, в которой он достиг Индий, ознаменовалась высадкой на Багамские острова 12 октября 1492 г.

Он высадился на острове Гуанахани и назвал его Сан-Сальвадор. В дальнейшем он продолжил плавание к Кубе (назвав её Хуана) и открыл остров Гаити, дав ему имя Эспаньола.

Второе путешествие началось в 1493 г., в этот раз он открыл целый ряд островов Карибского архипелага, включая Пуэрто-Рико. Теперь его главной целью была колонизация открытых земель, для чего он взял с собой около 1500 человек.

Колумб вернулся из своей последней экспедиции в 1498 г., открыв Тринидад и побережье современной Венесуэлы.

Эти открытия и последующая колонизация и завоевания на Американском континенте всего через несколько десятилетий принесла огромные богатства Испании, и внесла значительный вклад в превращении Испании в самое могущественное европейское государство.

Смерть

Изабелла умерла в 1504 г. Фердинанд вторично женился на Жермен де Фуа; он умер в 1516 г.

Фотогалерея




Дата окончания: 1516

Полезная информация

Католические короли
исп. Los Reyes Católicos

Дети и брачные альянсы

Изабелла стремилась обеспечить долгосрочную политическую стабильность Испании, заключая политические браки всех своих пятерых детей; политическая безопасность была важна для страны, которая играла всё большую роль на европейской арене.

Её первенец, дочь Изабелла, вышла замуж за португальского принца Афонсу, образовав важную связь между соседними странами, которая дала возможность рассчитывать на мир и будущий альянс между ними.

Хуана, вторая дочь Изабеллы, вышла замуж за Филиппа, сына императора Священной Римской империи Максимилиана I.

Этот удачный альянс с могущественной Священной Римской империей впоследствии значительно расширил территории, подконтрольные испанским монархам и обеспечил политическую безопасность.

Первый и единственный сын Изабеллы Хуан женился на Маргарите Австрийской, укрепив династическую связь с династией Габсбургов, союз с которой его родители считали очень важным.

Четвёртый ребёнок, Мария, вышла замуж за португальского короля Мануэла I, снова создав династическую связь с Португалией после смерти своей старшей сестры Изабеллы, которая была в своём втором браке за Мануэлом.

Пятый ребёнок, Екатерина, сначала вышла замуж за Артура, принца Уэльского, а после его безвременной смерти за Генриха VIII, короля Англии, став матерью будущей английской королевы Марии I.

Девиз и эмблема

Девизом Католических королей был «Tanto monta, monta tanto».

Этот девиз был придуман Антонио де Небрихой и либо был аллюзией на гордиев узел: Tanto monta, monta tanto, cortar como desatar («Результат един, разрубить или развязать»), и (или) говорил о равноправии монархов: Tanto monta, monta tanto, Isabel como Fernando («Всё едино, Изабелла — то же, что и Фердинанд»)

Их символом было el yugo y las flechas, ярмо, возможно с аллюзией на гордиев узел, и фасции из стрел. Y и F инициалы Изабеллы (Ysabel в архаичном написании) и Фердинанда.

Обострение классовой борьбы

Королевская власть и кортесы

Во всех королевствах Пиренейского полуострова в XII-XIII вв. складываются сословные монархии. Королевская власть была ограничена собраниями представителей сословий - кортесами. Сословия в них заседали по отдельности. В кастильских кортесах было три палаты: духовенства, дворянства и городов. До начала XV в. представители городов иногда заседали вместе с представителями крестьянских общин. Это было особенностью кастильских кортесов. Особенностью арагонских кортесов было то, что мелкое и среднее дворянство заседало отдельно от крупных феодалов. Там кортесы состояли из четырех палат: высшей знати, мелкого и среднего дворянства, духовенства и городов. Кортесы были также в Португалии, Каталонии и Валенсии. Они ограничивали действия монархической власти, вотировали налоги, решали спорные вопросы престолонаследия, оказывали влияние на внутреннюю и внешнюю политику.

К. Маркс отмечал, что при формировании королевств Пиренейского полуострова существовали благоприятные условия для ограничения королевской власти: «С одной стороны, в течение длительной борьбы с арабами небольшие части территории были в разное время отвоеваны и превращены в особые королевства. В ходе этой борьбы возникали народные законы и обычаи. Постепенные завоевания, совершавшиеся главным образом дворянством, чрезвычайно усиливали его могущество, в то же время ослабляя власть короля. С другой стороны, населенные пункты и города внутри страны при­обрели крупное значение, ибо жители вынуждены были селиться вместе в укрепленных местах и искать там защиты.от непрерывных вторжений мавров; в то же время положение Испании как полуострова и постоянные сношения с Провансом и Италией способствовали образованию первоклассных торговых приморских городов на побережье. Уже в XIV столетии представители городов составляли самую могущественную часть кортесов, в состав которых входили также представители духовенства и дворянства».

Развитие товарно-денежных отношений в государствах Испании повлекло за собой усиление эксплуатации феодально зависимого крестьянства. Свободное крестьянство также в большой степени ощущало на себе власть сеньоров. Развитие овцеводства в Кастилии имело следствием в XIV-XV вв. массовое превращение крестьянских земель в пастбища. Все это обостряло в кастильской деревне классовую борьбу, которая осложнялась конфликтами между феодалами и городами и борьбой самих феодалов за власть.

Особенную известность получило восстание «эрмандиносов» (братьев) в Кастилии, подавленное правительством в 1437 г. Крестьянские восстания происходили в XIV-XV вв. на Балеарских островах, где к крестьянам присоединялась угнетаемая купечеством городская беднота.


Ареной особенно упорных и массовых крестьянских движений в течение нескольких десятилетий XV в. была Каталония, где, как отмечалось, положение крестьянства было особенно тяжелым. Движение среди каталонских крепостных возникло в начале XV в. Крестьяне требовали отмены личной зависимости и «дурных обычаев». В 1462-1472 г. на севере Каталонии вспыхнула настоящая крестьянская война. К восставшим крепостным примкнули и свободные крестьяне, малоземельные и безземельные, требовавшие передела земли. Восстание приняло довольно организованный характер: его участники были разделены на военные отряды, среди них собирались взносы на военные надобности. Во главе восставших стал бедный идальго Вернтальят. Арагонский король Хуан II, враждовавший с каталонской знатью и городами, использовал восстание в своих целях. При помощи Вернтальята и его крестьянской армии Хуан II утвердил свою власть над Каталонией. Вернтальят получил за это богатые земельные владения и титул виконта, а крестьян успокоили некоторыми ничтожными уступками, которые, впрочем, были скоро отменены кортесами.

В 1484 г. в Каталонии началось новое мощное восстание под руководством крестьянина Педро Хуана Салы. Действия правительственных войск против восставших были неудачны, так как солдаты неохотно выступали против крестьян. Захват в плен и казнь Салы не остановили движения. В 1486 г. правительству пришлось пойти на соглашение с восставшими и отменить личную зависимость крестьян в Каталонии, что было зафиксировано в «Гвадалупской сентенции». «Дурные обычаи» отменялись, но почти все за большой выкуп. Крестьяне стали лично свободными и могли уходить с земли со своим движимым имуществом, но их наделы по-прежнему оставались в собственности сеньоров и за них взималась феодальная рента. Полностью были сохранены поборы в пользу церкви.

Таким образом, крестьянские войны в Испании XV в. в отличие от подавляющего большинства крестьянских восстаний средневековья достигли хотя бы частичного успеха. Обострение классовой борьбы ускорило процесс централизации государства.

Опираясь на союз с церковью, городами и мелким дворянством, располагая большими доходами от морской торговли, королевская власть как Кастилии, так и Арагона в XIV-XV вв. повела решительное наступление на политические права крупных феодалов и лишила их значительной доли самостоятельности. К концу XV в. она отняла у крупных феодалов право чеканить монету, вести частные войны, конфисковала у них многие земли. Король завладел также землями духовно-рыцарских орденов.

В 1479 г. Арагон,и. Кастилия объединились в единое государство под властью супружеской пары - Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Это событие явилось одним из важных этапов в усилении королевской власти в Испании. В деле сокрушения могущества крупных феодалов королевской власти оказывали поддержку города. В 1480 г. города Кастилии заключили между собой союз - «святую эрмандаду», которая организовала собственную милицию для борьбы с феодалами. Но, использовав военные силы городов для обуздания феодалов, королевская власть исподволь урезывала самостоятельность самих городов. Огромную поддержку королевской власти оказывала также церковь, особенно инквизиция, введенная в Испании в 1480 г.

Борясь со всякого рода антицерковными ересями, инквизиция тем самым преследовала всякую социальную и политическую оппозицию существующему строю. В Испании, по словам Маркса, «благодаря инквизиции церковь превратилась в самое несокрушимое орудие абсолютизма». Первым возглавил испанскую инквизицию свирепый Торквемада, имя которого стало нарицательным.

Укрепив позиции внутри страны, испанские короли направили удар на Гранадский эмират - последнее владение арабов в Испании. После длительной осады в 1492 г. Гранада капитулировала. С ее падением весь Пиренейский полуостров, за исключением Португалии, оказался в руках испанских королей. Мавры сдали Гранаду при условии сохранения за ними и евреями собственности и свободы вероисповедания. Но эти обещания не соблюдались. Преследуемые мусульмане подняли ряд восстаний. Перед ними встала дилемма: либо креститься, либо покинуть Испанию. Значительная часть мусульман и евреев, живших на юге страны, переселилась в Африку. Таким образом из Испании ушла большая часть торгово-ремесленного населения, игравшая важную роль в экономическом развитии страны. Оставшиеся в Испании и перешедшие в христианство мавры (мориски) подвергались постоянной травле со стороны церкви.

При Фердинанде и Изабелле в Испании устанавливается абсолютная монархия. Крупные феодалы утратили политическую самостоятельность, превратились в придворную аристократию. Кортесы теряют свое прежнее значение и созываются все реже. Управление принимает бюрократический характер, сосредоточиваясь в центре в руках королевских советов, а на местах - в руках королевских чиновников (коррехидоров). Однако сложившаяся веками провинциальная и сословная разобщенность Испании нашла свое отражение в крайней громоздкости и неслаженности аппарата управления.

Опираясь на союз с церковью, городами и мелким дворянством, располагая большими доходами от морской торговли, королевская власть как Кастилии, так и Арагона в XIV-XV вв. повела решительное наступление на политические права крупных феодалов и лишила их значительной доли самостоятельности. К концу XV в. она отняла у крупных феодалов право чеканить монету, вести частные войны, конфисковала у них многие земли. Король завладел также землями духовно-рыцарских орденов.

В 1479 г. Арагон,и. Кастилия объединились в единое государство под властью супружеской пары - Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Это событие явилось одним из важных этапов в усилении королевской власти в Испании. В деле сокрушения могущества крупных феодалов королевской власти оказывали поддержку города. В 1480 г. города Кастилии заключили между собой союз - «святую эрмандаду», которая организовала собственную милицию для борьбы с феодалами. Но, использовав военные силы городов для обуздания феодалов, королевская власть исподволь урезывала самостоятельность самих городов. Огромную поддержку королевской власти оказывала также церковь, особенно инквизиция, введенная в Испании в 1480 г.

Борясь со всякого рода антицерковными ересями, инквизиция тем самым преследовала всякую социальную и политическую оппозицию существующему строю. В Испании, по словам Маркса, «благодаря инквизиции церковь превратилась в самое несокрушимое орудие абсолютизма». Первым возглавил испанскую инквизицию свирепый Торквемада, имя которого стало нарицательным.

Укрепив позиции внутри страны, испанские короли направили удар на Гранадский эмират - последнее владение арабов в Испании. После длительной осады в 1492 г. Гранада капитулировала. С ее падением весь Пиренейский полуостров, за исключением Португалии, оказался в руках испанских королей. Мавры сдали Гранаду при условии сохранения за ними и евреями собственности и свободы вероисповедания. Но эти обещания не соблюдались. Преследуемые мусульмане подняли ряд восстаний. Перед ними встала дилемма: либо креститься, либо покинуть Испанию. Значительная часть мусульман и евреев, живших на юге страны, переселилась в Африку. Таким образом из Испании ушла большая часть торгово-ремесленного населения, игравшая важную роль в экономическом развитии страны. Оставшиеся в Испании и перешедшие в христианство мавры (мориски) подвергались постоянной травле со стороны церкви.

При Фердинанде и Изабелле в Испании устанавливается абсолютная монархия. Крупные феодалы утратили политическую самостоятельность, превратились в придворную аристократию. Кортесы теряют свое прежнее значение и созываются все реже. Управление принимает бюрократический характер, сосредоточиваясь в центре в руках королевских советов, а на местах - в руках королевских чиновников (коррехидоров). Однако сложившаяся веками провинциальная и сословная разобщенность Испании нашла свое отражение в крайней громоздкости и неслаженности аппарата управления.

Для укрепления порядка в стране Изабелла создала нечто вроде специальной полиции, поддерживаемой каждым городом или деревней. Она хотела очистить страну от захлестнувшей ее преступности, которая всегда растет в кризисных условиях. И она быстро добилась этого, но какой ценой! За малейшую кражу отрубали руку или казнили. И трупы оставались висеть на деревьях в назидание другим. Королева не упускала случая председательствовать на процессах то здесь, то там.

В это время королева Изабелла говорила, что для нее приятнее всего четыре вещи: воин на поле битвы, епископ в соборе, красивая дама в постели и вор на виселице.

Но все это она делала уже одна, так как Фердинанд в это время находился в Барселоне, где 19 января 1479 года скончался его отец - Хуан II Арагонский - и нужно было позаботиться о получении причитавшегося ему трона.

В том же 1479 году Фердинанд стал королем, а Изабелла - королевой Арагона. С этого момента обе короны объединились в двойную монархию.

Историк Кристиан Дюверже дает нам следующие пояснения: «Фердинанд… занял трон Арагона. Две короны соединились. Помимо собственно Арагона с центром в Сарагосе его Короне принадлежали Каталония - бывшее королевство Валенсия, Балеарские острова и Сицилия. Эти территории с миллионным населением присоединились к Кастилии, в которой в 1479 году проживало четыре миллиона человек, не считая жителей Наварры и Гранады. Новое образование на карте Европы, ставшее Испанией Фердинанда и Изабеллы, пока еще мало что представляло по сравнению с Францией с ее тринадцатью или четырнадцатью миллионами жителей. Но Испания могла соперничать с Северной Италией (5,5–6 миллионов человек), Англией (3 миллиона) или Нидерландами (2,5–3 миллиона). Германия того времени демографически была незначительнее Португалии (около одного миллиона жителей).

Но хотя на бумаге Испания 1479 года, ставшая плодом удачного брака, наследства и победы в гражданской войне, обрела свое существование, она все еще была скорее абстракцией, нежели реальностью. И в Арагоне, и в Кастилии сохранялось собственное внутреннее устройство, и в пределах этих „границ“ каждая провинция стремилась подчеркнуть свою самобытность. В Кастилии сосуществовали Галисия, Астурия, Страна Басков, Леон, Эстремадура, Андалусия, Кордова, Хаэн, Мурсия и Толедо, которые составляли вокруг Бургоса, столицы Старой Кастилии, весьма неустойчивое образование. В Арагоне дела обстояли не лучше: каталонцы ревностно культивировали свой партикуляризм, тогда как в Валенсии, отличавшейся сильной концентрацией морисков , витал дух мятежа. К этому надо еще добавить независимую позицию и военную силу дворян, засевших в своих поместьях, экономическую мощь духовно-рыцарских орденов, вольности, дарованные городам, университетские свободы и безнаказанность разбойников с большой дороги… Что же еще осталось от королевской власти?»

У М. В. Барро в очерке о Торквемаде читаем: «Два самых больших королевства Испании соединились, таким образом, в одно политическое целое, хотя первое время номинально».

Тем не менее оба королевства еще определенное время продолжали сохранять автономию.

Историк Жан Севиллья по этому поводу пишет: «Кастилия и Арагон сохранили свои институты власти, свои деньги и свои языки (кастильский потом возьмет верх), и их короны оставались раздельными до XVIII века. Личная уния Изабеллы и Фердинанда, однако, стала пусковым механизмом для образования Испании. Именно Католические короли - это название было им даровано папой Александром VI - дадут стране усиление государства, внутренний мир, усмирение дворянства и новое социальное равновесие. Это решающие вещи, без которых продолжение испанской истории не могло бы быть написано».

Таким образом, сам по себе брак между Изабеллой и Фердинандом еще не был рождением национального государства Испании. И все же именно с этих пор большая часть Пиренейского полуострова оказалась объединена в двойную монархию с двумя равноправными правителями (в 1474 году Изабелла и Фердинанд стали королевой и королем Кастилии, а с 1479 года - королевой и королем Арагона и Валенсии, а также соответственно графиней и графом Барселонскими).

В этой двойной монархии Кастилия была лидером: в ней проживало намного больше жителей, на Кастилию приходилось 65 процентов совместной территории, да и жила королевская чета почти исключительно в Кастилии (для управления арагонскими делами назначался вице-король или регент, а с 1494 года также особый совет при дворе).

Мориски (исп. moriscos) - так называли принявших крещение мавров.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх