Д шостакович биография кратко. Дмитрий шостакович краткая биография

Д митрий Шостакович стал всемирно известным композитором в 20 лет, когда его Первая симфония прозвучала в концертных залах СССР, Европы и США. Через 10 лет его оперы и балеты шли в ведущих театрах мира. 15 симфоний Шостаковича современники называли «великой эпохой русской и мировой музыки».

Первая симфония

Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге в 1906 году. Его отец работал инженером и страстно любил музыку, мать была пианисткой. Она давала сыну первые уроки игры на фортепиано. В 11 лет Дмитрий Шостакович начал заниматься в частной музыкальной школе. Преподаватели отмечали его исполнительский талант, прекрасную память и абсолютный слух.

В 13 лет юный пианист уже поступил в Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а через два года - на факультет композиции. Шостакович работал в кинотеатре тапером. Во время сеансов он экспериментировал с темпом композиций, подбирал для персонажей ведущие мелодии, выстраивал музыкальные эпизоды. Позже он использовал лучшие из этих фрагментов в своих сочинениях.

Дмитрий Шостакович. Фотография: filarmonia.kh.ua

Дмитрий Шостакович. Фотография: propianino.ru

Дмитрий Шостакович. Фотография: cps-static.rovicorp.com

С 1923 года Шостакович работал над Первой симфонией. Произведение стало его дипломной работой, премьера прошла в 1926 году в Ленинграде. Позже композитор вспоминал: «Симфония вчера прошла очень удачно. Исполненье было превосходное. Успех огромный. Я выходил кланяться пять раз. Все великолепно звучало».

Вскоре Первая симфония стала известна за пределами Советского Союза. В 1927-м Шостакович участвовал в I Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве. Один из членов жюри конкурса, дирижер и композитор Бруно Вальтер, попросил Шостаковича прислать партитуру симфонии ему в Берлин. Ее исполнили в Германии и США. Через год после премьеры Первую симфонию Шостаковича играли оркестры всего мира.

Ошиблись те, кто принял его Первую симфонию за юношески беззаботную, жизнерадостную. Она исполнена такого человеческого драматизма, что это даже странно представить, что 19-летний мальчик прожил такую жизнь... Ее играли всюду. Не было такой страны, в которой симфония не прозвучала бы вскоре после того, как она появилась.

Лео Арнштам, советский кинорежиссер и сценарист

«Я так слышу войну»

В 1932 году Дмитрий Шостакович написал оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Ее поставили под названием «Катерина Измайлова», премьера прошла в 1934 году. За два первых сезона оперу исполняли в Москве и Петербурге более 200 раз, а также играли в театрах Европы и Северной Америки.

В 1936 году оперу «Катерина Измайлова» посмотрел Иосиф Сталин. В «Правде» вышла статья «Сумбур вместо музыки», оперу объявили «антинародной». Вскоре большинство его композиций исчезли из репертуаров оркестров и театров. Шостакович отменил назначенную на осень премьеру Симфонии № 4, но продолжал писать новые произведения.

Спустя год прошла премьера Симфонии № 5. Сталин назвал ее «деловым творческим ответом советского художника на справедливую критику», а критики - «образцом соцреализма» в симфонической музыке.

Шостакович, Мейерхольд, Маяковский, Родченко. Фотография: doseng.org

Дмитрий Шостакович исполняет Первый фортепианный концерт

Афиша симфонического оркестра Шостаковича. Фотография: icsanpetersburgo.com

В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде. Он работал профессором в Консерватории, служил в добровольной пожарной дружине - тушил зажигательные бомбы на крыше Консерватории. Во время дежурств Шостакович писал одну из самых известных своих симфоний - Ленинградскую. Автор закончил ее в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года.

Не знаю, как сложится судьба этой вещи. Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю «Болеро» Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу войну.

Дмитрий Шостакович

Впервые симфонию исполнил в марте 1942 года эвакуированный в Куйбышев оркестр Большого театра . Через несколько дней композицию сыграли в Колонном зале московского Дома союзов.

В августе 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Чтобы сыграть композицию, написанную для двойного состава оркестра, музыкантов отзывали с фронта. Концерт длился 80 минут, из зала Филармонии музыку транслировали по радио - ее слушали в квартирах, на улицах, на фронте.

Когда оркестр вышел на эстраду, весь зал встал... В программе была только симфония. Трудно передать атмосферу, царившую в переполненном зале Ленинградской филармонии. В зале преобладали люди в военной форме. Многие бойцы и офицеры приехали на концерт прямо с передовых.

Карл Элиасберг, дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета

Ленинградская симфония стала известна всему миру. В Нью-Йорке вышел номер журнала Time с Шостаковичем на обложке. На портрете композитор был в пожарной каске, подпись гласила: «Пожарный Шостакович. Среди разрывов бомб в Ленинграде услышал аккорды победы». В 1942–1943 годах Ленинградскую симфонию более 60 раз играли в разных концертных залах США.

Дмитрий Шостакович. Фотография: cdn.tvc.ru

Дмитрий Шостакович на обложке журнала «Time»

Дмитрий Шостакович. Фотография media.tumblr.com

В прошлое воскресенье Ваша симфония впервые прозвучала по всей Америке. Ваша музыка рассказывает миру о великом и гордом народе, непобедимом народе, который борется и страдает для того, чтобы внести свой вклад в сокровищницу человеческого духа и свободы.

Американский поэт Карл Сэндберг, отрывок из предисловия к стихотворному посланию Шостаковичу

«Эпоха Шостаковича»

В 1948 году Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и Арама Хачатуряна обвинили в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкании перед Западом». Шостаковича уволили из Московской консерватории , его музыку запретили.

В 1948 году, придя в Консерваторию, мы увидели на доске объявлений приказ: «Шостакович Д.Д. более не является профессором по классу композиции в связи с несоответствием профессорской квалификации...» Такого унижения я никогда не испытывал.

Мстислав Ростропович

Через год запрет официально сняли, композитора отправили в США в составе группы деятелей культуры Советского Союза. В 1950 году Дмитрий Шостакович был членом жюри в Конкурсе имени Баха в Лейпциге. Он вдохновлялся творчеством немецкого композитора: «Музыкальный гений Баха мне особенно близок. Мимо него невозможно пройти равнодушно... Каждый день я играю одно из его произведений. Это моя насущная потребность, и постоянный контакт с музыкой Баха дает мне чрезвычайно много». После возвращения в Москву Шостакович стал писать новый музыкальный цикл - 24 прелюдии и фуги.

В 1957 году Шостакович стал секретарем Союза композиторов СССР, в 1960 году - Союза композиторов РСФСР (в 1960–1968 - первый секретарь). В эти годы Анна Ахматова подарила композитору свою книгу с посвящением: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».

В середине 60-х годов в советские оркестры и театры вернулись сочинения Дмитрия Шостаковича 20-х годов, в том числе опера «Катерина Измайлова». Композитор написал Симфонию № 14 на стихи Гийома Аполлинера, Райнера Марии Рильке, Вильгельма Кюхельбекера, цикл романсов на произведения Марины Цветаевой , сюиту на слова Микеланджело. В них Шостакович иногда использовал музыкальные цитаты из своих ранних партитур и мелодий других композиторов.

Кроме балетов, опер и симфонических произведений Дмитрий Шостакович создавал музыку к кинокартинам - «Простые люди», «Молодая гвардия», «Гамлет», и мультфильмам - «Танцы кукол» и «Сказка о глупом мышонке».

Говоря о музыке Шостаковича, я хотел сказать, что ее никак нельзя назвать музыкой для кино. Она существует сама по себе. Она может быть связана с чем-то. Это может быть внутренний мир автора, который говорит о чем-то, что навеяно на него какими-то явлениями жизни или искусства.

Режиссер Григорий Козинцев

В последние годы жизни композитор тяжело болел. Дмитрий Шостакович умер в Москве в августе 1975 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Происхождение

Прадед Дмитрия Дмитриевича Шостаковича по отцовской линии - ветеринарный врач Пётр Михайлович Шостакович (1808-1871) - в документах причислял себя к крестьянам; в качестве вольнослушателя окончил Виленскую медико-хирургическую академию. В 1830-1831 годах он участвовал в польском восстании и после его подавления вместе с женой, Марией-Юзефой Ясинской, был выслан на Урал, в Пермскую губернию. В 40-х годах супруги жили в Екатеринбурге, где 27 января 1845 года у них родился сын - Болеслав-Артур.

В Екатеринбурге Пётр Шостакович дослужился до чина коллежского асессора; в 1858 году семья переселилась в Казань. Здесь ещё в гимназические годы Болеслав Петрович сблизился с деятелями «Земли и воли». По окончании гимназии, в конце 1862 года, он отправился в Москву, вслед за казанскими «землевольцами» Ю. М. Мосоловым и Н. М. Шатиловым; работал в управлении Нижегородской железной дороги, принял активное участие в организации побега из тюрьмы революционера Ярослава Домбровского. В 1865 году Болеслав Шостакович вернулся в Казань, но уже в 1866-м был арестован, препровождён в Москву и привлечён к суду по делу Н. А. Ишутина - Д. В. Каракозова. После четырёх месяцев пребывания в Петропавловской крепости он был приговорён к ссылке в Сибирь; жил в Томске, в 1872-1877 годах - в Нарыме, где 11 октября 1875 года у него родился сын, названный Дмитрием, затем в Иркутске, был управляющим местного отделения Сибирского торгового банка. В 1892 году, в то время уже почётный гражданин Иркутска, Болеслав Шостакович получил право повсеместного проживания, но предпочёл остаться в Сибири.

Дмитрий Болеславович Шостакович (1875-1922) в середине 90-х годов отправился в Петербург и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, по окончании которого, в 1900 году, был принят на работу в Палату мер и весов, незадолго до того созданную Д. И. Менделеевым. В 1902 году он был назначен старшим поверителем Палаты, а в 1906 году - заведующим Городской поверочной палаткой. Участие в революционном движении в семье Шостаковичей к началу XX века стало уже традицией, и Дмитрий не был исключением: по семейным свидетельствам, 9 января 1905 года он участвовал в шествии к Зимнему дворцу, а позже в его квартире печатали прокламации.

Дед Дмитрия Дмитриевича Шостаковича по материнской линии, Василий Кокоулин (1850-1911), родился, как и Дмитрий Болеславович, в Сибири; окончив городское училище в Киренске, он в конце 60-х годов переселился в Бодайбо, куда многих в те годы влекла «золотая лихорадка», и в 1889 году стал управляющим приисковой конторой. Официальная пресса отмечала, что он «находил время вникать в нужды служащих и рабочих и удовлетворять их потребности»: он ввёл страхование и медицинское обслуживание рабочих, установил для них торговлю удешевленными товарами, выстроил тёплые бараки. Его жена, Александра Петровна Кокоулина, открыла школу для детей рабочих; о её образовании сведений нет, но известно, что в Бодайбо она организовала самодеятельный оркестр, широко известный в Сибири.

Любовь к музыке унаследовала от матери младшая дочь Кокоулиных, Софья Васильевна (1878-1955): игре на фортепиано она обучалась под руководством матери и в Иркутском институте благородных девиц, а после его окончания вслед за старшим братом Яковом отправилась в столицу и была принята в Петербургскую консерваторию, где училась сначала у С. А. Малозёмовой, а затем у А. А. Розановой. Яков Кокоулин учился на естественном отделении физико-математического факультете Петербургского университета, где и познакомился со своим земляком Дмитрием Шостаковичем ; сблизила их любовь к музыке. Как превосходного певца Яков представил Дмитрия Болеславовича своей сестре Софье, и в феврале 1903 года состоялась их свадьба. В октябре того же года у молодых супругов родилась дочь - Мария, в сентябре 1906-го - сын, названный Дмитрием , а три года спустя - младшая дочь, Зоя.

Детство и юность

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в доме № 2 по Подольской улице, где Д. И. Менделеев в 1906 году снял в аренду первый этаж для Городской поверочной палатки[К 1].

В 1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» юный Шостакович заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера.

Обучаясь у Гляссера, Шостакович достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 году Шостакович покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью того же года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, контрапункт и фугу - у Н. А. Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года Шостакович написал своё первое крупное оркестровое сочинение - Скерцо fis-moll.

На следующий год Шостакович поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева, где среди его однокурсников были Мария Юдина и Владимир Софроницкий. В этот период формируется «Кружок Анны Фогт», ориентирующийся на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка становится и Шостакович , он знакомится с композиторами Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачёвым, дирижёром Н. А. Малько. Шостакович пишет «Две басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и «Три фантастических танца» для фортепиано.

В консерватории учился прилежно и с особым рвением, несмотря на трудности того времени: Первая мировая война, революция, гражданская война, разруха, голод. В консерватории зимой не было отопления, плохо ходил транспорт, и многие бросали музыку, пропускали занятия. Шостакович же «грыз гранит науки». Почти ежевечерно его можно было видеть на концертах Петроградской филармонии, вновь открывшейся в 1921 году.

Тяжёлая жизнь при полуголодном существовании (консерваторский паёк был очень мал) привела к сильному истощению. В 1922 году умер отец Шостаковича, семья осталась без средств к существованию. А через несколько месяцев Шостакович перенес тяжёлую операцию, чуть не стоившую ему жизни. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он ищет работу и устраивается пианистом-тапёром в кинотеатр. Большую помощь и поддержку в эти годы оказывает Глазунов, который сумел выхлопотать Шостаковичу дополнительный паёк и персональную стипендию..

1920-е

В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В. Николаева), а в 1925 году - по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая симфония. Обучаясь в аспирантуре консерватории, преподавал чтение партитур в музыкальном техникуме имени М. П. Мусоргского. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, где Шостакович исполнил также сонату собственного сочинения, он получил почётный диплом. К счастью, необычный талант музыканта ещё раньше, во время своих гастролей в СССР, заметил знаменитый немецкий дирижёр Бруно Вальтер; услышав Первую симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин; зарубежная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 года в Берлине. Вслед за Бруно Вальтером Симфонию исполняли в Германии - Отто Клемперер, в США - Леопольд Стоковский (американская премьера 2 ноября 1928 г. в Филадельфии) и Артуро Тосканини, тем самым сделав русского композитора знаменитым.

В 1927 году произошли ещё два значительных события в жизни Шостаковича. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор Нововенской школы Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы «Воццек», что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило Шостаковича приняться за написание оперы «Нос», по повести Н. В. Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство Шостаковича с И. И. Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал Шостаковича знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего.

Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х гг., были написаны следующие две симфонии Шостаковича - обе с участием хора: Вторая («Симфоническое посвящение Октябрю», на слова А. И. Безыменского) и Третья («Первомайская», на слова С. И. Кирсанова).

В 1928 году Шостакович знакомится с В. Э. Мейерхольдом в Ленинграде и по его приглашению некоторое время работает в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра имени В. Э. Мейерхольда в Москве. В 1930-1933 годах работает заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа (ныне - театр «Балтийский дом»).

1930-е

Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова (написана в 1930-1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, подверглась разгрому в советской печати (статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года).

В этом же 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии - произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича , сочетающего в себе трагический пафос с гротеском, лирическими и интимными эпизодами, и, возможно, долженствовавшего начать новый, зрелый период в творчестве композитора. Шостакович приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой. 4-я Симфония была впервые исполнена только в 1961 году.

В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию - произведение, чей насквозь драматический характер, в отличие от предыдущих трёх «авангардистских» симфоний, внешне «спрятан» в общепринятую симфоническую форму (4 части: с сонатной формой первой части, скерцо, адажио и финалом с внешне триумфальным концом) и другие «классичные» элементы. Выход 5-й Симфонии Сталин на страницах «Правды» комментировал фразой: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». После премьеры сочинения вышла хвалебная статья в «Правде».

С 1937 года Шостакович вёл класс композиции в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова. В 1939 году он становится профессором.

1940-е

Находясь в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией - «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года - в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижером выступил дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.

Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию, (посвящённую Мравинскому Евгению Александровичу) в которой словно следуя завету Малера о том, что «в симфонии должен быть отображён весь мир», рисует монументальную фреску происходящего вокруг.

В 1943 году композитор переезжает в Москву и до 1948 года преподает композицию и инструментовку в Московской консерватории (с 1943 года профессор). У него обучались В. Д. Биберган, Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов (в Ленинградской консерватории), Б. И. Тищенко, А. Мнацаканян (в аспирантуре Ленинградской консерватории), К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Г. Чугаев.

Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств Шостакович использует жанры камерной музыки. В этой области им созданы такие шедевры как Фортепианный квинтет (1940), Фортепианное трио (1944), Струнные квартеты № 2 (1944), № 3 (1946) и № 4 (1949).

В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию.

В 1948-м обвинён в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинён в профнепригодности, лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и изгнан из них. Главным обвинителем был секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. В 1948 году он создаёт вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», но оставляет его в столе (в стране в это время развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом»). Написанный в 1948 году Первый скрипичный концерт также не был тогда опубликован, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955 году. Лишь спустя 13 лет Шостакович вернулся к педагогической работе в Ленинградской консерватории, где руководил несколькими аспирантами, в числе которых В. Биберган, Г. Белов, В. Наговицын, Б. Тищенко, В. Успенский (1961-1968).

В 1949 году Шостакович пишет кантату «Песнь о лесах» - образец патетического «большого стиля» официального искусства тех времён (на стихи Е. А. Долматовского, в которых повествуется о триумфальном послевоенном восстановлении Советского Союза). Премьера кантаты проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу Сталинскую премию.

1950-е

Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя - И. С. Баха, - что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано.

В 1954 году пишет «Праздничную увертюру» к открытию ВСХВ и получает звание Народного артиста СССР.

Многие произведения второй половины десятилетия проникнуты оптимизмом и неприсущей Шостаковичу ранее радостной игривостью. Таковы 6-й Струнный квартет (1956), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта «Москва, Черёмушки». В этом же году, композитор создаёт 11-ю Симфонию, назвав её «1905 год», продолжает работу в жанре инструментального концерта: Первый концерт для виолончели с оркестром (1959).

В эти годы начинается сближение Шостаковича с официальными органами власти. В 1957 году он становится секретарем СК СССР, в 1960 - СК РСФСР (в 1960-1968 - первый секретарь). В том же 1960 году Шостакович вступает в КПСС.

1960-е

В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в пару к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» пишет Симфонию № 12 «1917 год» - произведение ярко выраженного «изобразительного» характера (и фактически сближающее симфонический жанр с киномузыкой), где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища В. И. Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий. Совсем иную задачу он ставит перед собой годом позже, когда обращается к поэзии Е. А. Евтушенко - сначала написав поэму «Бабий Яр» (для солиста-баса, хора басов и оркестра), а затем дописав к ней ещё четыре части из жизни современной России и её недавней истории, создав тем самым «кантатную» симфонию, Тринадцатую - которая была исполнена в ноябре 1962 года.

После отстранения от власти Н. С. Хрущёва, с началом эпохи политического застоя в СССР тон произведений Шостаковича вновь приобретает сумрачный характер. Его квартеты № 11 (1966) и № 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальный цикл на слова А. А. Блока, проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой Симфонии (1969) - снова «вокальной», но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных - Шостакович использует стихи Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. К. Кюхельбекера и Ф. Гарсиа Лорки, которые связаны одной темой - смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти).

1970-е

В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи М. И. Цветаевой и Микеланджело, 13-й (1969-1970), 14-й (1973) и 15-й (1974) струнные квартеты и Симфония № 15, сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний. Шостакович использует в музыке симфонии цитаты из увертюры Дж. Россини к опере «Вильгельм Телль» и тему судьбы из оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга», а также музыкальные аллюзии на музыку М. И. Глинки, Г. Малера и свою собственную. Симфония была создана летом 1971 года, премьера состоялась 8 января 1972 года. Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.

В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года и был похоронен, вопреки завещанию, на столичном Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Жена - Шостакович Нина Васильевна (урожд. Варзар) (1909-1954)

Сын - Максим Дмитриевич Шостакович (р. 1938) - дирижёр, пианист. Ученик А. В. Гаука и Г. Н. Рождественского.

Значение творчества

Шостакович - один из самых исполняемых в мире композиторов. Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью. Вклад Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся, он оказал существенное влияние на многих современников и последователей. Открыто о влиянии на них музыкального языка и личности Шостаковича заявляли такие композиторы, как Пендерецкий, Тищенко, Слонимский, Шнитке, Канчели, Бернстайн, Салонен, а также многие другие музыканты[источник не указан 790 дней].

Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно, в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и ладовой, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и «большой стиль».

Музыка

В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Г. Малера, А. Берга, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, П. Хиндемита, М. П. Мусоргского. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира.

Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича являются симфонии и струнные квартеты - в каждом из них он написал по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний - Пятая и Десятая, среди квартетов - Восьмой и Пятнадцатый.

В творчестве Д. Д. Шостаковича заметно влияние любимых и почитаемых им композиторов: И. С. Баха (в его фугах и пассакалиях), Л. Бетховена (в его поздних квартетах), П. И. Чайковского, Г. Малера и отчасти С. В. Рахманинова (в его симфониях), А. Берга (отчасти - наряду с М. П. Мусоргским в его операх, а также в использовании приёма музыкального цитирования). Из русских композиторов наибольшую любовь Шостакович питал к М. П. Мусоргскому, для его опер «Борис Годунов» и «Хованщина» Шостакович сделал новые оркестровки. Влияние Мусоргского особенно заметно в отдельных сценах оперы «Леди Макбет Мценского уезда», в Одиннадцатой симфонии, а также в сатирических работах.

Основные произведения

  • 15 симфоний
  • Оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (окончена К. Мейером)
  • Балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935)
  • 15 струнных квартетов
  • Цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги», соч. 87 (1950-1951)
  • Праздничная увертюра к открытию ВСХВ для ночной светомузыкальной программы фонтанов (1954)
  • Квинтет
  • Оратория «Песнь о лесах»
  • Кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» и «Казнь Степана Разина»
  • Антиформалистический раёк
  • Концерты и сонаты для различных инструментов
  • Романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром
  • Оперетта «Москва, Черёмушки»
  • Музыка к кинофильмам: «Простые люди» (1945), «Молодая гвардия» (1948), «Взятие Берлина» (1949), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Черёмушки», «Король Лир» (1971).

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (1966)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)
  • Народный артист РСФСР (1947)
  • Народный артист СССР (1954)
  • Сталинская премия первой степени (1941) - за фортепианный квинтет
  • Сталинская премия первой степени (1942) - за 7-ю («Ленинградскую») симфонию
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за трио
  • Сталинская премия первой степени (1950) - за ораторию «Песнь о лесах» и музыку к фильму «Падение Берлина» (1949)
  • Сталинская премия второй степени (1952) - за десять поэм для хора без сопровождения на стихи революционных поэтов (1951)
  • Ленинская премия (1958) - за 11-ю симфонию «1905 год»
  • Государственная премия СССР (1968) - за поэму «Казнь Степана Разина» для баса, хора и оркестра
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974) - за 14-й струнный квартет и хоровой цикл «Верность»
  • Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1976 - посмертно) - за оперу «Катерина Измайлова», поставленную на сцене КУГАТОБ имени Т. Г. Шевченко
  • Международная премия Мира (1954)
  • Премия им. Я. Сибелиуса (1958)
  • Премия Леони Соннинг (1973)
  • Три ордена Ленина (1946, 1956, 1966)
  • Орден Октябрьской революции (1971)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1940)
  • Орден Дружбы народов (1972)
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1958)
  • Серебряный командорский крест ордена Почёта за Заслуги перед Австрийской Республикой (1967)
  • Медали
  • Почётный диплом на I-м Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (1927).
  • Приз I-го Всесоюзного кинофестиваля за лучшую музыку к фильму «Гамлет» (Ленинград, 1964).
  • Членство в организациях[править | править вики-текст]
  • Член КПСС с 1960 года
  • Доктор искусствоведения (1965)
  • Член Советского комитета защиты мира (с 1949 года), Славянского комитета СССР (с 1942 года), Всемирного комитета защиты мира (с 1968 года)
  • Почётный член Американского института искусств и литературы (1943), Шведской королевской музыкальной академии (1954), Итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965)
  • Почётный доктор музыки Оксфордского университета (1958)
  • Почётный доктор Северо-Западного университета в Эванстоне (США, 1973)
  • Член Французской академии изящных искусств (1975)
  • Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член Королевской академии музыки Англии (1958).
  • Почётный профессор Мексиканской консерватории.
  • Президент общества «СССР-Австрия» (1958)
  • Депутат Верховного Совета СССР 6-9-го созывов.
  • Депутат Верховного Совета РСФСР 2-5-го созывов.

ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ВЕСЫ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: СОВЕТСКИЙ РУССКИЙ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: МОДЕРНИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ВАЛЬС ИЗ «СЮИТЫ ДЛЯ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА № 2»

ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: НА ФИНАЛЬНЫХ ТИТРАХ В ФИЛЬМЕ СТЕНЛИ КУБРИКА «С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ» (1999)

МУДРЫЕ СЛОВА: «ЕСЛИ МНЕ ОТРУБЯТ ОБЕ РУКИ, Я БУДУ ВСЕ РАВНО ПИСАТЬ МУЗЫКУ, ДЕРЖА ПЕРО В ЗУБАХ».

Вообразите, что вы играете в игру, правила которой вам никто не объясняет, но за нарушение правил наказывают смертью.

Такова была жизнь композитора Дмитрия Шостаковича. Провозглашенный великим талантом, он, будучи в Советском Союзе публичной фигурой, всю жизнь играл в эту опасную игру. То композитора восхваляли и восторгались его произведениями, а то газета «Правда» клеймила его творчество, и тогда исполнение музыки Шостаковича запрещалось; травля достигла столь высокого накала, что даже десятилетнего сына композитора принуждали «разоблачать» отца.

Многие друзья и коллеги композитора погибли или оказались в мрачном ГУЛАГе, - но Шостакович выжил. Он сыграл в ту страшную игру, излив свое горе в мощной, глубокой музыке, из которой мы многое можем узнать о том, какую дань взимает тоталитаризм с человеческой души.

ЭТО НЕ СМЕШНО

Когда в феврале 1917 года в России вспыхнула революция, семья Шостаковичей, представителей интеллигенции, жила в Санкт-Петербурге, пестуя своего явно одаренного сына Дмитрия. Позже официальные биографы написали, что Шостакович находился в толпе тех, кто встречал на Финляндском вокзале Ленина, вернувшегося из ссылки. Трогательная история, но абсолютно неправдоподобная - Шостаковичу тогда было десять лет. И все же, пусть Шостаковичи и не были твердолобыми коммунистами, революцию они приветствовали - в надежде, что она покончит с коррумпированным и репрессивным царским режимом.

В 1919 году Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию. То время - начало 1920-х - было очень тяжелым. Зимой в неотапливаемой консерватории студенты занимались в пальто, шапках и варежках, оголяя руки, только когда приходилось что-либо записывать. Тем не менее Шостакович потряс преподавателей и однокашников своей дипломной работой - Первой симфонией, написанной в 1924–1925 годах. Впервые и с большим успехом она была исполнена 12 мая 1926 года в Ленинградской филармонии.

Вскоре Дмитрия Шостаковича назначили представлять Советский Союз на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, но, прежде чем ехать в Варшаву, требовалось прослушать курс марксистского музыковедения. Шостакович, по-видимому, не отнесся к этому курсу серьезно. Когда другого студента попросили объяснить различия в творчестве Листа и Шопена с общественно-экономической точки зрения, Шостакович расхохотался. Экзамен он провалил. К счастью, ему разрешили переэкзаменовку, и он, не моргнув глазом, отбарабанил положенное. И усвоил на будущее: с политикой фамильярничать не стоит.

СТАЛИН НЕ В ВОСТОРГЕ

В 1932 году Шостакович женился на Нине Варзар, физике по профессии. Их дочь Галина родилась в 1936 году, сын Максим в 1938-м. Тем временем советским художникам принялись навязывать социалистический реализм в качестве ленинского, а значит, базового художественного метода, согласно которому искусство должно обличать язвы капитализма и славить достижения социализма. Формалистическое «искусство для искусства» подлежало решительному искоренению, равно как и усложненный, «заумный» модернизм; искусству следовало быть понятным и доступным не только интеллигенции, но и рабоче-крестьянским массам.

В начале 1930-х годов Шостакович старался приспособить эти требования к собственным творческим исканиям. Результатом его стараний стала опера «Леди Макбет Мценского уезда» - по повести Н.С. Лескова о купеческой жене. Опера, поставленная в январе 1934 года, пользовалась бешеным успехом.

26 января 1936 года «Леди Макбет» удостоили вниманием самые уважаемые слушатели - Иосиф Сталин и его ближайшее окружение. Верховный вождь ушел со спектакля, не дождавшись финала, и это не предвещало ничего хорошего. Два дня спустя Шостакович, открыв газету «Правда», увидел не подписанную редакционную статью, озаглавленную «Сумбур вместо музыки». «Леди Макбет» там охарактеризовали так: «Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой «музыкой» трудно, запомнить ее невозможно». И дальше: «Способность хорошей музыки захватывать массы приносится в жертву мелкобуржуазным формалистическим потугам, претензиям создать оригинальность приемами дешевых оригинальничаний. Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо».

Шостакович мгновенно сообразил, в сколь шатком положении он оказался. Его друзей-единомышленников и коллег уже арестовывали, допрашивали и отправляли в лагеря. Тещу композитора, Софью Михайловну Варзар, урожденную Домбровскую, сослали в исправительно- трудовой лагерь под Караганду, сестру Марию выслали из Ленинграда в Среднюю Азию. Писатель Максим Горький, существовавший по сути под домашним арестом, умер при подозрительных обстоятельствах. Все это было частью сталинского Большого террора, в ходе которого погибли почти два миллиона человек.

Но Шостакович выжил. Он не поднимал головы и не раскрывал рта. Когда в «Правде» была опубликована та разгромная статья, он работал над Четвертой симфонией. На репетициях выяснилось, что мрачная и диссонансная концовка симфонии никоим образом не способна восславить светлое социалистическое будущее; композитор забрал партитуру и прекратил репетиции.

Реабилитировать себя он начал с Пятой симфонии, премьера которой состоялась 21 ноября 1937 года. Не будет преувеличением сказать, что в тот день на кону стояла его жизнь. И тут выяснилось, что манера Шостаковича радикально изменилась: от насыщенной диссонансной музыки он перешел к музыке внятной и гармоничной. Сам Шостакович писал о Пятой так: «Ее (симфонии) основная идея - переживания человека и всеутверждающийся оптимизм. Мне хотелось показать в симфонии, как через ряд трагических конфликтов большой внутренней, душевной борьбы утверждается оптимизм как мировоззрение». Это произведение композитора было принято восторженно. Некоторые обозреватели - особенно западные - сочли его капитуляцией. Но большинство русских услышали в Пятой симфонии торжество свободы воли перед лицом беспросветного террора, и эта концепция была им близка как никогда.

ПОЛУЧИ, ГЕРМАНИЯ!

Когда в июне 1941 года гитлеровские войска пересекли советскую границу, Шостакович немедленно отправился записываться добровольцем в армию. Сильно близорукий композитор армии не понадобился, тогда Шостакович вступил в народное ополчение и рыл окопы близ Ленинграда. Немецкие войска подступали все ближе, друзья уговаривали Шостаковича покинуть город, но он упорно не двигался с места, пока его не заставили эвакуироваться в Куйбышев.

Седьмую симфонию он начал еще в Ленинграде; блокада крепчала, и в этой партитуре композитор излил все свои тревоги и надежды. Премьера симфонии состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942-го, затем концерты прошли по всему Советскому Союзу, и каждый раз исполнение «Ленинградской» симфонии звучало вызовом нацистской угрозе. Союзники России также пожелали услышать это сочинение; партитуру Седьмой перевели на микрофильм и отправили в Нью-Йорк кружным путем через Тегеран, Каир и Южную Америку. Премьерой в Нью-Йорке, состоявшейся 19 июля 1942 года, дирижировал Тосканини, а журнал «Тайм» поместил на обложке фотографию Шостаковича.

Жители Ленинграда тоже хотели услышать «свою» симфонию, и с военного самолета в осажденный город сбросили партитуру. Оркестр Ленинградского радио созвал музыкантов на репетиции, но смогли явиться только пятнадцать человек. На фронте пустили клич: кто умеет играть на музыкальных инструментах? Ситуация в городе была столь отчаянной, что трое оркестрантов умерли от истощения, не дотянув до премьеры. С целью не позволить немцам испортить исполнение симфонии советская артиллерия провела предупредительный обстрел. Солдаты установили громкоговорители по линии фронта, транслируя музыку на нейтральную полосу и вражеские окопы. Музыка стала участником войны, а Шостакович - героем военного времени.

ЛАДНО, МОЛЧУ, МОЛЧУ

Во время войны советские власти, занятые более насущными вопросами - прежде всего достижением победы над Гитлером, несколько ослабили внимание к «врагам народа», к облегчению последних. Воспользовавшись передышкой, Шостакович принялся сочинять, что называется, от души - в мрачных, меланхолических тонах; в эти годы была написана, например, трагическая Восьмая симфония. Период относительной свободы закончился в январе 1948 года. Секретарь ЦК ВКП(б) и любимец Сталина Андрей Жданов созвал композиторов на трехдневное совещание, посвященное борьбе с формализмом.

Давно минули те времена, когда Шостакович мог смеяться над марксистскими догмами. Он публично покаялся в своих композиторских ошибках: «…Как бы мне ни было тяжело услышать осуждение моей музыки, а тем более осуждение ее со стороны Центрального Комитета, я знаю, что партия права, что партия желает мне хорошего и что я должен искать и найти конкретные творческие пути, которые привели бы меня к советскому реалистическому народному искусству». Тем не менее ЦК партии запретил к исполнению большинство его произведений, затем Шостаковича уволили из консерватории. Десятилетний Максим, сын композитора, был вынужден «осуждать» отца в музыкальной школе, а Шостакович по ночам сидел в лифте рядом со своей квартирой - на случай ареста: если уж за ним придут, то пусть хотя бы заберут прямо с лестничной клетки, не потревожив семью.

СЛАБОЕ СЕРДЦЕ, КАМНИ В ПОЧКАХ, РАК ЛЕГКИХ - ВОТ ЛИШЬ КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ НЕДУГОВ ШОСТАКОВИЧА. И НИЧЕГО ЕМУ НЕ ПОМОГАЛО - ДАЖЕ ЛЕНИНГРАДСКАЯ «КОЛДУНЬЯ», ЛЕЧИВШАЯ НАЛОЖЕНИЕМ РУК, ОКАЗАЛАСЬ БЕССИЛЬНА.

Годом позже опозоренный композитор получил странный приказ: ему велели представлять советскую музыку в Нью-Йорке на Всеамериканском конгрессе деятелей науки и культуры в защиту мира. Шостакович отнекивался до тех пор, пока ему не позвонил лично Сталин. Набравшись храбрости, Шостакович спросил, как он может представлять свою страну, если в стране наложен запрет на его музыку. В жизни Шостаковича это был один из самых мужественных поступков, и Сталин поспешил отменить запрет.

Путешествие в Нью-Йорк, однако, обернулось сущим кошмаром. Стоило Шостаковичу открыть рот, как его слова тиражировались прессой - на первых полосах, крупными буквами. Советские «опекуны» ходили за ним по пятам; под окнами его гостиничного номера топтались демонстранты, громко призывая композитора не возвращаться на родину; и в придачу американские участники конференции наперебой пытались вызвать его на откровенность. Когда композитору Мортону Гулду удалось каким-то образом застать Шостаковича одного, тот немедленно вышел из помещения, пробормотав: «Здесь жарко».

В 1953 году умер Сталин, и политическая атмосфера в Советском Союзе до некоторой степени разрядилась. Не прошло и нескольких месяцев с похорон вождя, как в концертных залах зазвучала музыка Шостаковича, давно написанная, но никогда прежде не исполнявшаяся. Однако от потрясений, пережитых в сталинские годы, Шостакович так и не оправился.

ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ИХ ПОБЕДИТЬ, ВЛЕЙСЯ В ИХ РЯДЫ

Нина Васильевна Шостакович стала известным физиком, она изучала космические лучи. В 1954 году, выехав в командировку в Армению, она внезапно заболела. У Нины Васильевны обнаружили рак толстой кишки, от которого она и умерла. Умная и рассудительная Нина была Шостаковичу надежной опорой; он глубоко переживал утрату и беспокоился о детях-подростках.

Друзья, знавшие о его преданности Нине, были весьма удивлены, когда в 1956 году Шостакович вдруг женился. Тридцатидвухлетняя Маргарита Кайнова была инструктором Центрального Комитета комсомола; в доме Шостаковича она навела порядок и уют, однако творчество мужа ее мало интересовало. Они развелись менее чем через три года. В 1962 году Шостакович женился в третий раз. С новой женой, Ириной Супинской, милой, интеллигентной женщиной двадцати семи лет, композитору повезло куда больше.

В 1960 году Шостакович вступил в Коммунистическую партию - это решение озадачило его друзей и коллег. Позднее жена композитора говорила, что Шостаковича шантажировали, а другой источник передает слова, услышанные от самого Дмитрия Дмитриевича: «Я боюсь их до смерти». И когда молодые коллеги композитора заговаривали о том, что пора бы расправить крылья и начать испытывать терпение властей, он отвечал им: «Не тратьте силы попусту. Вы здесь живете, в этой стране, и вы должны принимать все, как есть».

В конце 1950-х годов здоровье Шостаковича резко пошатнулось. Слабость в правой руке мешала играть на фортепиано, и он с трудом держал карандаш. Врачи поставили диагноз «полиомиелит», но теперь считается, что он страдал от бокового амиотрофического склероза. В его состоянии композитору было трудно передвигаться - он часто падал и в результате получил переломы обеих ног. В 1970-е годы казалось, что у него отказывает все. Шостаковича непрестанно мучили сердечные приступы, донимали камни в почках, и у него диагностировали рак легких. Шостакович обращался за помощью куда только мог, в том числе к ленинградской знахарке, лечившей наложением рук. Ничего не помогло. Он умер 9 августа 1975 года.

Оценка наследия Шостаковича с годами менялась. На Западе многие - и кое-кто на родине - не могли простить ему тесное сотрудничество с Советской властью, утверждая, что, поддавшись политическому давлению, Шостакович проиграл в творческом отношении; другие, напротив, искали в его музыке антисталинские мотивы, изображая композитора тайным диссидентом. Ни один из портретов до конца не верен. Как выразился некий современный критик: «В сумраке диктаторского режима черно-белые категории теряют смысл».

МУЗЫКА ДЛЯ ЗВЕЗД

12 апреля 1961 года первый космонавт Юрий Гагарин пел в космосе песню Шостаковича: «Родина слышит, Родина знает, где в облаках ее сын пролетает…» Шостакович стал первым композитором, чье произведение было исполнено за пределами планеты Земля.

СЧАСТЬЕ - ЭТО РЮМКА ХОЛОДНОЙ ВОДКИ

Мстислав Ростропович, признанный одним из лучших виолончелистов двадцатого столетия, рассказывал о Шостаковиче такую историю:

«Второго августа 1959 года Шостакович вручил мне рукопись Первого концерта для виолончели. Шестого августа я сыграл ему концерт по памяти - трижды. После первого раза он очень разволновался, и, понятно, мы выпили немножко водки. Во второй раз я играл не совсем идеально, и потом мы опять выпили водки, уже побольше. В третий раз, мне кажется, я играл концерт Сен-Санса, но он аккомпанировал мне по партитуре своего концерта. Мы были бесконечно счастливы».

Из книги Маршал Тухачевский автора Автор неизвестен

КАК МНЕ ЕГО НЕ ХВАТАЕТ Д. Д. ШОСТАКОВИЧ Мы познакомились в 1925 году. Я был начинающим музыкантом, он – известным полководцем. Но ни это, ни разница в возрасте не помешали нашей дружбе, которая продолжалась более десяти лет и оборвалась с трагической гибелью

Из книги Сталин и Хрущев автора Балаян Лев Ашотович

Композитор Дмитрий Шостакович Не остался в стороне от «генеральной линии» хрущёвского антисталинизма и композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович, пятикратный лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1946, 1950 и 1952), автор множества музыкальных произведений, таких, как знаменитая

Из книги По направлению к Рихтеру автора Борисов Юрий Альбертович

Шостакович О прелюдии и фуге F-dur № 23 Прелюдия. Как есть «Дань Гайдну» у Дебюсси, так это «Дань Шекспиру» у Шостаковича. Я это воспринимаю так. Дань розенкрейцеровской маске, дань Тайне.У писателей есть преимущество - у них не публичная профессия. Фрэнсису Бэкону (не

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 автора Раззаков Федор

Дмитрий ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Петербурге. Его отец - Дмитрий Болеславович - был инженером-химиком, мать - Софья Васильевна - пианисткой. Именно мать, которая была прекрасным педагогом, и привила сыну и двум дочерям любовь к музыке

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Дмитрий ШОСТАКОВИЧ Первая серьезная любовь пришла к Шостаковичу в 17-летнем возрасте. Это случилось в июле 1923 года, когда будущий композитор отдыхал в Крыму. Избранницей Дмитрия стала его ровесница из Москвы, дочь известного литературоведа Таня Гливенко. В компании

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий ШОСТАКОВИЧ Дмитрий (композитор, оперы: «Нос» (1928), «Катерина Измайлова» (1935) и др., оперетта «Москва – Черемушки» (1959), 15 симфоний и т. д.; музыка к фильмам: «Новый Вавилон» (1929), «Выборгская сторона» (1939), «Молодая гвардия» (1948), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964),

Из книги Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами автора Раззаков Федор

9 августа – Дмитрий ШОСТАКОВИЧ В судьбе этого гениального композитора как в зеркале отразились все важнейшие вехи жизни великой страны под названием СССР. Сегодня многие исследователи трактуют его жизнь исключительно как нескончаемую борьбу с диктатом тоталитарного

Из книги Короткие встречи с великими автора Федосюк Юрий Александрович

Дмитрий Шостакович Д.Д. Шостакович Фотография с дарственной надписью: «Дорогому Юрию Александровичу Федосюку с лучшими пожеланиями от Д. Шостаковича. 15 VI 1953. Вена» Удивительно, что природа одарила столь выдающегося человека ничем не примечательной внешностью. Всё

Из книги Не только Бродский автора Довлатов Сергей

Максим ШОСТАКОВИЧ Кошмар сталинизма даже не в том, что погибли миллионы. Кошмар сталинизма в том, что была развращена целая нация. Жены предавали мужей. Дети проклинали родителей. Сынишка репрессированного коминтерновца Пятницкого говорил:- Мама! Купи мне ружье! Я

Из книги Избранные произведения в двух томах (том второй) автора Андроников Ираклий Луарсабович

ШОСТАКОВИЧ Шостакович - это родившийся в 1906 году Дмитрий Дмитриевич Шостакович, великий композитор XX века. И явление еще более широкое, чем его гениальная музыка, - явление, неотъемлемое от представления о современности, о будущем, об искусстве советском, искусстве

Из книги Любовь и безумства поколения 30-х. Румба над пропастью автора Прокофьева Елена Владимировна

Дмитрий Шостакович и Нина Варзар: восьмое чудо

Из книги Как перед Богом автора Кобзон Иосиф

Дмитрий Шостакович и Нина Варзар

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

Дмитрий Шостакович (1906–1975) Это было в 1960 году. Союз Композиторов организовал творческую поездку по маршруту Москва-Ленинград. Заканчивалась она концертом в Ленинграде. В группу входили Хренников, Туликов, Островский, Фельцман, Колмановский и исполнители их произведений.

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ 25 СЕНТЯБРЯ 1906 - 9 АВГУСТА 1975АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ВЕСЫНАЦИОНАЛЬНОСТЬ: СОВЕТСКИЙ РУССКИЙМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: МОДЕРНИЗМЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ВАЛЬС ИЗ «СЮИТЫ ДЛЯ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА № 2»ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: НА ФИНАЛЬНЫХ ТИТРАХ В ФИЛЬМЕ

Из книги Я – Фаина Раневская автора Раневская Фаина Георгиевна

Из книги автора

Дмитрий Шостакович подарил Раневской фото с надписью: «Фаине Раневской – самому искусству». Познакомил их Михаил Ромм. Было это в 1967 году, когда Шостакович, переживший и годы травли, и вынужденное вступление в партию, был уже признанным гением и корифеем советской музыки.

Дмитрий Шостакович, биография которого интересует многих любителей классической музыки - известный советский композитор, прославившийся далеко за пределами родной страны.

Детство Шостаковича

Родился 25 сентября 1906 года в Петербурге в семье пианистки и химика. Музыкой, которая в его семье была важной составляющей (отец - страстный любитель музыки, мама - преподаватель игры на фортепиано), увлекся с малых лет: неразговорчивый худенький мальчик, садясь за фортепиано, превращался в дерзкого музыканта.

Свое первое произведение «Солдат» написал в 8-летнем возрасте, под влиянием постоянных разговоров взрослых о начавшейся Первой мировой войне. Д. Шостакович, биография которого всю жизнь была связана с музыкой, стал учеником музыкальной школы И.А.Гляссера - известного педагога. Хотя с азами Дмитрия знакомила его мама.

В жизни Дмитрия наряду с музыкой всегда присутствовала любовь. Впервые волшебное чувство посетило юношу в 13-летнем возрасте: объектом любви стала 10-летняя Наталья Кубе, которой музыкант посвятил небольшую прелюдию. Но чувство постепенно угасло, а желание посвящать любимым женщинам свои творения осталось у виртуозного пианиста навсегда.

После учебы в частной школе, в 1919 году Дмитрий Шостакович, биография которого взяла профессиональный музыкальный старт, поступил в Петроградскую консерваторию, успешно окончив ее в 1923 году сразу по двум классам: композиции и игре на фортепиано. В это же время на его пути встретилась новая симпатия - прекрасная Татьяна Гливенко. Девушка была ровесницей композитора, симпатичной, прекрасно образованной, веселой и жизнерадостной, вдохновившей Шостаковича на создание Первой симфонии, которая по окончании учебного заведения была сдана в качестве дипломной работы. Выраженная в этом произведении глубина чувств была вызвана не только любовью, но и болезнью, ставшей следствием множества бессонных ночей композитора, его переживаний и депрессии, развивающейся на фоне всего этого.

Достойное начало музыкальной карьеры

Премьера Первой симфонии, облетевшей весь мир по прошествии многих лет, состоялась в 1926 году в Петербурге. Музыкальные критики рассмотрели в талантливом композиторе достойную замену эмигрировавшим из страны Сергею Рахманинову, Сергею Прокофьеву и Эта же симфония и принесла молодому композитору и виртуозному пианисту мировую известность. При выступлении на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в 1927 году, проходившем в Варшаве, на необычный талант Шостаковича обратил внимание один из членов конкурсного жюри Бруно Вальтер - австро-американский композитор и дирижер. Он предложил Дмитрию сыграть что-нибудь еще, и когда стала звучать Первая симфония, Вальтер попросил молодого композитора прислать ему в Берлин партитуру. 22 ноября 1927 года дирижер исполнил это чем прославил Шостаковича на весь мир.

В 1927 году талантливый Шостакович, биография которого насчитывает множество падений и взлетов, вдохновленный успехом Первой симфонии, принялся за создание оперы «Нос» по Гоголю. Далее был создан Первый фортепианный концерт, после которого в конце 20-х годов написаны еще две симфонии.

Дела сердечные

А что же Татьяна? Она, как и большинство незамужних девушек, достаточно долго ждала предложения руки и сердца, которое робкий Шостакович, испытывавший исключительно чистые и светлые чувства к своей вдохновительнице, то ли не догадывался, то ли не решался сделать. Более проворный кавалер, встретившийся на пути Татьяны, увел ее под венец; ему же она родила сына. По прошествии трех лет Шостакович, преследовавший все это время теперь уже чужую возлюбленную, предложил Татьяне стать его женой. Но девушка предпочла полностью прервать все отношения с талантливым поклонником, оказавшимся в жизни слишком робким.

Окончательно убедившись, что любимую не вернуть, Шостакович, биография которого тесно переплеталась с музыкой и любовными переживаниями, в том же году женился на Нине Варзар - молодой студентке, с которой прожил более 20 лет. Женщина, родившая ему двоих детей, стойко переживала все эти годы увлечения мужа другими женщинами, его частые измены и умерла раньше своего любимого супруга.

После смерти Нины Шостакович, краткая биография которого насчитывает несколько шедевральных и всемирно известных произведений, создавал семью дважды: с Маргаритой Кайоновой и Ириной Супинской. На фоне дел сердечных Дмитрий не переставал творить, но в отношениях с музыкой он вел себя гораздо решительнее.

На волнах настроения властей

В 1934 году в Ленинграде была поставлена опера «Леди Мценского уезда», сразу же принятая зрителем на «ура». Однако через полтора сезона ее существование оказалось под угрозой: музыкальное произведение подверглось резкой критике советских властей и было снято с репертуара. Премьера Четвертой симфонии Шостаковича, характеризовавшейся более монументальным размахом в отличие от предыдущих, должна была состояться в 1936 году. По причине нестабильной ситуации в стране и представителей государственной власти к людям творчества, первое исполнение музыкального произведения произошло лишь в 1961 году. 5-я симфония вышла в 1937 году. В годы Великой Отечественной войны Шостакович принялся за 7-ю симфонию - «Ленинградскую», впервые исполненную 5 марта 1942 года.

С 1943 по 1948 год Шостакович занимался преподавательской деятельностью в Московской консерватории города Москвы, откуда впоследствии был изгнан сталинскими властями, взявшимися «наводить порядок» в Союзе композиторов, по причине профнепригодности. Выпущенное Дмитрием вовремя «правильное» произведение спасло его положение. Далее композитора ожидало вступление в партию (вынужденное), а также множество других обстоятельств, из которых все-таки было больше взлетов, чем падений.

Последние годы Шостакович, биография которого с интересом изучается многими поклонниками музыки, сильно болел, страдая раком легких. Не стало композитора в 1975 году. Прах его был похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.

Сегодня произведения Шостаковича, олицетворяющие ярко выраженную внутреннюю человеческую драму, передающие летопись ужасных душевных страданий - наиболее исполняемые во всем мире. Самые популярные - Пятая и Восьмая симфонии из пятнадцати написанных. Из струнных квартетов, которых тоже пятнадцать, наиболее исполняются Восьмой и Пятнадцатый.

Сообщение о Дмитрии Шостаковиче кратко расскажет Вам о биографии и творчестве великого русского советского композитора, пианиста и преподавателя.

Дмитрий Шостакович краткая биография

Дмитрий Шостакович появился на свет 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге в музыкальной семье. Часто по вечерам в их доме устраивались концерты, которые сыграли свою роль в развитии и становлении Шостаковича, как настоящего музыканта и личности. Первую работу – фортепианную пьесу, написал в 9 лет. В возрасте 13 лет поступает в Петроградскую консерваторию на класс фортепиано и композиции. Через 2 года, желая улучшить финансовое положение семьи, начинает работать музыкальным иллюстратором. Юноша прекрасно импровизировал, сочинял музыкальные картины прямо на ходу. В 18 лет Дмитрий сочинил первую симфонию, которую в 1926 году исполнили на ленинградской большой сцене. Уже спустя несколько лет она звучала в залах Германии и Америки. Так к Шостаковичу пришел успех.

После окончания консерватории он не мог определиться, кем он хочет быть – исполнителем или автором. Одно время старался совмещать, но до 30-х годов ХХ века выступал сольно. Шостакович исполнял Листа, Баха, Шопена, Прокофьева, Чайковского. В 1927 году в Варшаве на Международном конкурсе им. Шопена ему вручили почетный диплом.

Через некоторое время он отказался от славы пианиста и начал искать свой стиль путем множества экспериментов. Дмитрий Шостакович пробовал себя в песнях, опере, музыке для театра и кино, балетах и фортепианных пьесах, а также симфониях.

В 1937 году он стал вести в Ленинградской консерватории класс композиции. Спустя 2 года Шостакович стал профессором. В годы Великой отечественной войны композитор остался в блокадном Ленинграде и работал над своей 7-й симфонией. Ее исполнили 29 марта 1942 года в Доме Союзов в Колонном зале. За симфонию ему вручили Сталинскую премию.

Композитор в 1943 году переезжает в Москву и вплоть до 1948 года занимается преподаванием в Московской консерватории. Отношения с советской властью у Шостаковича были непростые. Его то ставили под цензуру, то награждали своей благосклонностью. Вследствие этого у него развились признаки постоянной неуверенности и затравленности. В 1957 году Шостаковича взяли на пост секретаря Союза композиторов СССР и Союза композиторов РСФСР.

  • Хобби композитора Шостаковича – футбол. Он не только увлекался этим видом спорта, но и окончил школу футбольных судей.
  • Каждый раз, когда он собирался жениться, вмешивалась его мать. Она не позволила Дмитрию связать себя узами брака с Таней Гливенко – дочкой известного лингвиста. Ей не понравилась и вторая избранница сына — Нина Вазар. Но, спустя несколько лет Нина и Шостакович все-таки поженились. В браке родилось 2 детей, сын Максим и Дочь Галина.
  • Он был карточным азартным игроком. Композитор в молодости выиграл большую сумму денег, на которую Дмитрий купил себе кооперативную квартиру.
  • Великий пианист много болел. Но врачи не смогли поставить ему точный диагноз. Только спустя годы Дмитрию диагностировали опухоль, которую уже было поздно лечить.
  • Был соавтором гимна Советского Союза. Интересно, что композитор не любил политический строй Советского Союза и когда получил партийный билет, то плакал.

Шостакович интересные факты из жизни Вы можете дополнить через форму комментариев.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх