1547 царь. Каким был самый первый царь на Руси? Божиею милостию, царь

Русское слово, известное как «царь», пришло к нам с латинского языка от слова «цесарь». Это же слово, только в другом звучании, то есть «кесарь», стало для немецкого «кайзер», тоже обозначавшего правитель.

Самый первый царь на Руси пришел к власти неожиданно. До него были князья. Первым же царем стал Ивана Третий Васильевич. Он вышел из династии Рюрика. Именно он был первым князем, Великим князем варягом. Также Иван читался как Иоанн. Так можно было по христианскому и славянскому языку объединить себя с апостолом Иоанном. Ведь получается для народа, что тогда сам Бог поставил его царем.

Церковь помимо иного звучания имени присвоила ему и иное название. Теперь царь был самодержцем, откуда и произошло самодержавие. Именно так звучал византийский император в славянской стране. Пока правила Византией Турция, то императорского дома не было. Когда же удалось ее вернуть России, то Иван Третий начал считать себя преемником, который взошел на трон после императора Византии.

Царь жениться на девушке по имени Софья Палеолог, которая приходится племянницей Константина Палеолога, являющегося последним византийским императором. Софья считается наследницей павшего императорского рода. Именно благодаря этому браку, Иоанну Третьему удается разделить с ней право наследство над Византией.

Когда в Кремле города Москвы появляется Софья, то царевне удается изменить распорядок жизни всего княжеского двора. Речь даже идет о самой Москве. Сам Иоанн Третий тоже издает мысль о том, чтобы изменить все, что находится в Москве. Так как ему мол тоже не нравится ничто, что там есть. Поэтому по приезду молодых, в столицу зовут византийских мастеров и художников, которые начинают не только строить, но и расписывать на свой лад церкви. Также ими сооружаются каменные палаты, где могли бы жить не только цари, но и бояре. В это время появляется на свет Грановитая палата. Но предкам нашим, в отличие от нас, казалось, что жить в доме из камня вредно. Поэтому хотя и были построены каменные дома, но там только пиры да балы устраивались, в то время как жить люди продолжали в деревянных домах.

Теперь Москва представляла собою Цареград. Именно так называли Константинополь, который был столицей Византии, и являлся турецким городом. Жизнь дворян, служивших при дворе, тоже теперь велась по византийским законам. Даже были отмечены моменты, когда царица и царь должны были выходить к столу, как они должны это делать, как должны вести себя другие. Например, было принято, что когда царь или царица заходят или выходят из-за стола, то все остальные должны стоять. Когда великий князь стал царем, его походка тоже изменилась. Теперь она была торжественней, неторопливей, величавей.

Правда, то, что Иоанн назвал себя царем, совсем не означало, что он им стал. Ведь до середины 15 века Древняя Русь величала царями не только византийских императоров, но и ханов Золотой орды. Когда на Руси может появиться царь? Когда он перестанет быть подданным хана. А этого добиться было сложно. Правда, все-таки Русь смогла скинуть с себя это иго, поэтому теперь она по полному праву могла назвать своих правителей царями. Теперь с русских князей никто, никакой татарин, под игом которого столько веков была Русь, не мог потребовать платить дань.

Когда кончался 15 век, то печати, которыми пользовался Иван Третий, стали скреплять политические договоры, а также разные другие важные политические документы, а герб на печати представлен в виде двуглавого орла, который ранее был византийским императорским гербом.

Правда, не Иван Третий по-настоящему царь Руси. Ведь хотя он и стал так называться, еще не все было так гладко. Лишь спустя некоторое время князья стали по праву называться царями, которые начали править Русью. Только тогда они смогли передавать этот титул от отца сыну, то есть по наследству.

На самом деле первым русским царем стал Иван Четвертый Грозный, который являлся внуком Ивана Третьего. Это случилось, когда его официально провозгласили таким титулом, и по всему миру с 1547 года стало известно, что Иван Грозный – это царь всея Руси.

Именно Иван Четвертый Грозный вошел в учебники по истории как первый царь, известной тогда могучей державы всея Руси. До этого официально правители назывались князьями. При этом этот царь послужил самой грозной, почему он так и был назван, а также драматической фигурой во всем мире.

Родился он в 1530 году от знатной боярыни Елены Глинской. Говорят, что она была потомком Чингис-хана. Бабушкой была София Палеолог, как мы уже говорили племянница византийского императора. Отец Ивана умер, когда ему было всего три года. В восемь лет он теряет свою мать. Именно это повлияло на становление характера молодого царя. Он вел себя умным политиком, сильным и жестоким властителем. Когда ему исполняется восемнадцать лет, он становится первым царем в России.

Царская власть окончательно оформилась в России в середине XVI века, когда в 1547 году Великий князь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный первым официально принял титул царя. На первого русского царя торжественно возложили шапку Мономаха, знак царской власти, надели золотую цепь и вручили тяжелое золотое яблоко, которое олицетворяло собой российскую державу. Так Россия получила своего первого царя. Он был из династии Великого князя Рюрика. Царская власть передавалась по наследству старшему сыну.

У Ивана Грозного было три сына. Старший Иван, любимец отца, средний Федор — слабый и болезненный юноша и младший Дмитрий, совсем еще маленький мальчик. Престол должен был наследовать Иван, но в царской семье случилась трагедия. В ноябре 1581 года царь Иван Грозный поссорился со своим старшим сыном и в порыве гнева избил его. От страшного нервного потрясения и сильных побоев царевич Иван заболел и скоро умер. После этой трагедии царь Иван Грозный прожил тоже недолго и скончался в марте 1584 года, а в мае Москва торжественно праздновала коронацию нового царя. Им стал средний сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович. Самостоятельно управлять Россией он не мог, поэтому все вопросы решал брат его жены Борис Годунов, который и стал царем после смерти Федора Иоанновича в 1598 году. Борис Годунов оставил трон своему сыну Федору Годунову, которому пришлось поцарствовать совсем недолго. В 1605 году он вступил на престол и в том же году был убит сторонниками Лжедмитрия, который выдавал себя за младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего в Угличе еще в раннем детстве. Лжедмитрию удалось захватить московский престол, но долго он на нем не удержался. Не прошло и года, как он тоже был убит заговорщиками, во главе которых стоял князь Василий Иванович Шуйский. С 1606 года он и стал очередным русским царем и правил до 1610 года, пока его вместе с женой постригли в монахи и заточили в Иосифо-Во-локоламский монастырь.

После низложения царя Василия в России в течение трех лет продолжался период междуцарствия. Бояре думали и гадали, кому бы предложить царскую корону, перебирали одного кандидата за другим, и так продолжалось до 1613 года, когда царем стал Михаил Романов. Это был первый русский царь из династии Романовых, представители которой правили в России вплоть до 1917 года, когда последний царь из этой же династии Николай II отрекся от престола и был расстрелян.

Михаил Романов был сыном патриарха Филарета и Ксении Ивановны Шестовой, постриженных в монастырь в 1601 году по приказу Бориса Годунова. После смерти Михаила Федоровича в 1645 году царем стал его сын Алексей Михайлович. У него было много детей, среди которых в дальнейшем и разгорелась борьба за царский престол. Сначала, после смерти отца Алексея Михайловича, царем был его сын Федор Алексеевич, а когда тот умер в 1682 году на престоле оказалось сразу два царя 16-летний Иоанн V Алексеевич и его брат, десятилетний Петр. У них были разные матери. По малолетству детей, к тому же старший Иван, как пишут историки, был слабоумный, Россией управляла их старшая сестра Софья, родная сестра Иоанна. В 1696 году после смерти брата Ивана Петр I стал царствовать единолично, заточив Софью в монастырь.

Впоследствии Петр I принял титул императора.

Первым из великих князей, которые правили в объединившейся уже Руси, стал называть себя царем Иван III Васильевич из династии Великого князя варяга Рюрика. Он также первым начал писаться в различных правительственных актах не Иваном, а Иоанном, как было принято церковными книжными правилами: «Иоанн, Божиею милостью государь всея Руси», и присваивает себе титул самодержца — так по-славянски звучал титул византийского императора. К тому времени Византию захватила Турция, императорский дом пал, и Иван III стал считать себя преемником византийского императора. Он женится на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога Софье Палеолог, которая считалась наследницей павшего императорского дома. Выйдя замуж за великого князя Иоанна III, она как бы разделила с ним свои права наследства.

С появлением царевны Софьи в Кремле меняется весь распорядок жизни великокняжского двора и даже облик Москвы. С приездом своей невесты Ивану Ш тоже перестала нравиться та обстановка, в которой жили его предки и, приехавшие вместе с Софьей византийские мастера и художники начали строить и расписывать церкви, сооружать каменные палаты. Правда, наши предки считали, что жить в каменных домах вредно, поэтому они сами продолжали жить в деревянных, а в каменных хоромах устраивали только пышные приемы.

Москва и по облику своему стала напоминать бывший Цареград, как называли Константинополь, столицу Византии, который тоже теперь стал турецким городом. По византийским правилам была теперь расписана и придворная жизнь, вплоть до того, когда и как выходить царю с царицей, кто их должен встречать первым и где в это время должны стоять остальные и т.д. Изменилась даже походка великого князя с тех пор, как он стал называть себя царем. Она стала более торжественной, неторопливой и величавой.

Но одно дело называть себя царем, а другое — быть им на самом деле. До середины XV века в Древней Руси царями называли, кроме византийских императоров, также ханов Золотой орды. Великие князья несколько веков находились в подчинении у татарских ханов и вынуждены были платить им дань, поэтому великий князь мог стать царем только после того, как перестанет быть данником хана. Но и в этом отношении ситуация изменилась. Татарское иго было свергнуто, и великий князь окончательно пресек попытки требовать дань от русских князей.

К концу XV века на печатях, которыми Иван III скреплял политические договоры и другие важные политические документы, появляется византийский императорский герб - двуглавый орел.

Но первым официально венчанным на царство царем стал все-таки не Иван III. Прошло еще некоторое время, когда великие князья, правившие Русью, стали называться официально царями и передавать этот титул по наследству.

Первым русским царем, которого официально стали так называть во всем мире, стал внук Ивана III, Иван IV Васильевич Грозный в 1547 году.

Царь — основной титул монархов Царства Русского с 1547 года по 1721 год. Первым царем был Иван IV Грозный, а последним Пётр I Великий

Неформально этот титул спорадически употреблялся правителями Руси начиная с XI века и систематически со времён Ивана III . Наследовавший Ивану III Василий III довольствовался старым титулом «великий князь». Его сын Иван IV Грозный по достижении совершеннолетия короновался как Царь Всея Руси утвердив таким образом в глазах подданных свой престиж как суверенного правителя и наследника византийских императоров. В 1721 году Пётр Великий принял в качестве основного титул император, неофициально и полуофициально титул «царь» продолжал употребляться до свержения монархии в феврале-марте 1917. Кроме того, титул входил в официальную полную титулатуру в качестве титула владетеля бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, а затем Польши.

Источники: wikii.ru, otvetina.narod.ru, otvet.mail.ru, rusich.moy.su, knowledge.allbest.ru

Дивьи люди

Мир буддизма

Гвиневра – честь королевы

Тристан и Изольда. Часть2

АЛС «Сервейер-6»

«Сервейер» — первая лунная программа США, в рамках которой была осуществлена мягкая посадка на Луну 2 июня 1966 года. В 1966 г. вслед...

Стоит ли открывать интернет-магазин

Сегодня в каждом городе можно найти различные точки продаж. Приобрести можно всё что угодно: от небольших аксессуаров для одежды до...

Почему болит живот у вашего ребенка?

Жизнь современного человека настолько быстра, что порой не хватает времени на полноценное питание. Приходиться довольствоваться перекусами, и то, не...

Подводные лодки класс ”Акула”

В настоящее время в боевом составе Военно-морского флота России находятся 2 стратегические атомные подводные лодки класс ”Акула”. Председатель главного...

Производство водорода из алюминия

Изготовлен генератор, представляющий собой герметичную емкость с внутренним объемом 220 мл и отделяемой крышкой, в которой находятся герметичные, изолированные...

На семнадцатом году жизни, 13 декабря 1546 года, Иван объявил митрополиту, что хочет жениться. На другой день митрополит отслужил молебен в Успенском соборе, пригласил к себе всех бояр, даже опальных, и со всеми отправился к великому князю. Иван сказал Макарию: «Сперва думал я жениться в иностранных государствах у какого-нибудь короля или царя; Но потом я эту мысль оставил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что я после отца своего и матери остался мал; если приведу себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого Бог благословит по твоему благословлению». Митрополит и бояре, говорит летописец; заплакали от радости, видя, что государь так молод, а между тем ни с кем не советуется.

Но молодой Иван тут же удивил их еще другою речью. «По благословлению отца митрополита и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители цари и великие князья, и сродник наш Владимир Всеволодович Мономах на царствие и на великое княжение садились; и я так же этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть». Бояре обрадовались, хотя - как видно из «писем Курбского - некоторые и не очень обрадовались тому, что шестнадцатилетний великий князь пожелал принять титул, который не решались принять ни отец, ни дед его, - титул царя. 16 января 1547 года совершено было царское венчание, подобное венчанию Дмитрия-внука при Иване III. В невесты царю выбрали Анастасию, дочь умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Современники, изображая свойства Анастасии, приписывают ей все женские добродетели, для которых только находили они имена в русском языке: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, не говоря уже о красоте, соединенные с основательным умом.

НАЧАЛО БЫЛО БЛАГИМ

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ЦАРЬ

Святейший император Максималиан, вследствие многих побуждений, особенно по настоянию послов Московскаго государя, дал ему следующий титул: «Светлейшему и могущественному государю, царю Иоанну Васильевичу, повелителю всей Руси, великому князю Владимирскому, Московскому, Новгородскому, государю Псковскому, Смоленскому и Тверскому, царю Казанскому и Астраханскому, единственному другу и брату нашему».

А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. Девизом великаго князя Иоанна Васильевича было: «Я никому не подвластен, как только Христу, Сыну Божию».

ЛЕСТНИЦА С ЗОЛОТЫМИ СТУПЕНЯМИ

В отличие от Византии, на Руси было установлено правило, согласно которому помазанником Божиим становится именно представитель исключительного рода, само происхождение которого связано с тайными судьбами всего мира (Рюриковичи воспринимались как последняя и единственно законная монархическая династия, родоначальник которой, Август, жил во времена боговоплощения и правил в ту эпоху, когда «Господь в римскую власть написася», то есть был внесен в перепись населения как римский подданный). С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь. Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями («златыми степенми»), ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них».

Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А.М.Курбскому. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства».

ГРОЗНЫЙ О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? <...>

Разве же это «супротив разума» - сообразоваться с обстоятельствами и временем? Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым. <...> Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же - милосердие и кротость, злым же - жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще больше посеял плевел. И сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь и ходите в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой-предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас. Так-то ты соблюл крестное целование желать нам добра во всем без всякой хитрости? Что же может быть подлее твоего коварного умысла? Как говорил премудрый: «Нет головы злее головы змеиной», также и нет злобы злее твоей. <...>

Неужели же ты видишь благочестивую красоту там, где царство находится в руках попа-невежды и злодеев-изменников, а царь им повинуется? А это, по-твоему, «сопротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось - того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову! <...>

Неужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет? <...>

В январе 1547 года в Успенском соборе Кремля состоялось венчание на царство великого князя Московского Ивана Васильевича…

Царский венец и трон. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / РИА Новости

Иван Васильевич первым из русских государей стал царем всея Руси, а Русское государство во всеуслышание заявило о себе как о наследнике великой Византийской империи.

«Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя»

Со времени Крещения Руси Византия была для русских своеобразным эталоном, которым поверяли политическое устройство, развитие культуры и искусства. Так, по словам великого князя Московского Симеона Гордого , царство ромеев «есть источник всякого благочестия и училище законодательства и освящения».

Даже накануне падения Константинополя авторитет византийского императора в глазах русских был чрезвычайно высок. Византийскую идею царя раскрыл в письме великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу (1389) патриарх Константинопольский Антоний IV: «Святой царь [имеется в виду византийский император. – Т. С. ] занимает высокое положение в Церкви, но не то, что другие поместные князья и государи. Цари вначале упрочили и утвердили благочестие во вселенной; цари собирали Вселенские соборы, они же подтвердили своими законами соблюдение того, что говорят божественные и священные каноны о правых догматах и благоустройстве христианской жизни, и много подвизались против ересей. <…> На всяком месте, где только имеются христиане, имя царя поминается всеми патриархами и епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих князей и властителей. <…> Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя. Ибо царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении между собой и невозможно отделить их друг от друга. <…> Один только царь во вселенной, и если некоторые другие из христиан присвоили себе имя царя, то все эти примеры суть нечто противоестественное и противозаконное».

Впитав уроки византийских учителей, на Руси хорошо усвоили саму идею царя как некой от Бога данной и Богом утвержденной силы, призванной в согласии со священством охранять и укреплять правоверие во вселенной…

Уния и падение Второго Рима

Василий Темный в 1440 году отвергает соединение с латинскою церковью, принятое митрополитом Исидором на Флорентийском соборе. Гравюра Б.А. Чорикова. XIX век

Московские князья никогда не забывали, что они связаны с императорским домом узами кровного родства. Как было написано в инструкциях, данных в 1489 году Иваном III русскому послу, направленному к императору Священной Римской империи Фридриху Габсбургу , князья на Руси «по изначальству были в приятельстве с передними римскими цари… да и государь наш в братстве и любви был с ними…».

Однако образ вселенского владыки на протяжении многих десятилетий оставался для московских правителей недостижимым, хотя и влекущим идеалом. Известно, что еще со времен Дмитрия Донского отдельные князья в некоторых случаях именовали себя царями. Но это был титул «для внутреннего пользования»: он лишь подчеркивал значение князей как независимых правителей, получивших такой статус по праву наследства. Общаясь же с внешним миром, русские князья не требовали от владык других стран называть их царями.

Ситуация резко изменилась в середине XV века. В 1439 году во Флоренции была подписана уния православной церкви с католической, а спустя несколько лет, в 1453-м, под ударами турок пал Константинополь. То, что византийский император, от Бога призванный охранять основы веры, решился на подписание унии, произвело неизгладимое впечатление на русских. А еще большее впечатление произвело на них падение Второго Рима под ударами «неверных»: в Москве оно воспринималось как «наказание Божье» за союз греков с латинянами.

В сложившейся ситуации впервые в новой для русских правителей роли блюстителя православия выступил Василий Темный. В одном из полемических сочинений, направленных против унии, – «Сказании о Флорентийском соборе» – великий князь Московский уже назван «всея русския земли утверждением, а греческой веры подтверждением и поддержанием».

Венчание на царство

Тем ощутимее для русских было значение венчания на царство Ивана IV в январе 1547 года, демонстрировавшего всему миру право наследования Россией той роли, которую некогда играли на международной арене Византия и ее император, почитавшийся царем всех православных христиан.

Одни историки (в частности, этой точки зрения придерживался Василий Ключевский ) считают, что инициатива венчания на царство исходила непосредственно от молодого великого князя Ивана Васильевича, которому к тому моменту не исполнилось и 17 лет. Однако большинство исследователей (вслед за Николаем Карамзиным ) полагают, что первым с такой идеей выступил тогдашний глава Русской церкви – митрополит Макарий, один из наиболее близких советников будущего царя и его духовный наставник.

Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. Венчание молодого государя проходило в соответствии с чином и ритуалом, которые специально по этому случаю разработал, вероятнее всего, митрополит Макарий.

Как отмечают исследователи, составленный тогда чин имел ряд отличий от византийского. Так, в русский чин не вошло возглашение царя святым, которое следовало сразу после миропомазания. По-видимому, сам ритуал миропомазания не был совершен над Иваном IV. Дело в том, что подробный текст византийского чина был прислан из Константинополя лишь в начале 1560-х годов, когда после долгих переговоров Ивану Грозному post factum удалось добиться патриаршего благословения на уже свершившееся венчание и тем самым обеспечить законность своего царского титула.

Митрополит Макарий возложил на великого князя знаки царского достоинства – крест, бармы и шапку Мономаха – и благословил его. Затем он обратился к нововенчанному государю с наставлением, которому отводилась очень важная роль в церемонии. Пастырь увещевал царя: «Братию свою по плоти люби и почитай… Бояр же и вельмож жалуй и береги по их отечеству; ко всем же князем и княжатам, и детем боярским, и ко всему христолюбивому воинству буди приступен, и милостив, и приветен по царскому своему сану и чину; всех же православных христиан блюди и жалуй и попечение о них имей от всего сердца…»

Почему Иван – Четвертый?

Интересно, что Иван Грозный не всегда обозначался как Четвертый. Во-первых, в допетровскую эпоху цифрового обозначения монархов вовсе не существовало. А во-вторых, известно, что в 1740 году Иван Антонович был провозглашен императором под именем Иоанна III.

Таким образом, Иван Грозный считался Иоанном I, поскольку именно он первым был венчан на царство. И только Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» начал отсчет с великого князя Ивана Калиты: тогда Иван Грозный и стал Четвертым. В дальнейшем в историографии утвердилась именно эта традиция.

Иван I (Калита)

Иван II (Красный)

Иван III (Великий)

Иван IV (Грозный)

«Великое православное самодержство»

В Европе изменение титула московского правителя было воспринято болезненно: если ранее великий князь по своему значению был равен принцу или великому герцогу, то теперь царь становился на один уровень с императором Священной Римской империи.

Католическая Европа провозгласила Ивана «самозванцем», а вот протестантские страны достаточно быстро признали его царское достоинство – первыми в этом ряду стали Англия и Дания. Позже к этой позиции присоединился и император Священной Римской империи Максимилиан II . Польские же короли, опираясь на поддержку папского престола, не признавали московских правителей царями вплоть до XVII века. Эта проблема явилась одним из узловых пунктов дальнейших русско-польских конфликтов…

Православные поместные церкви вскоре после венчания на царство Ивана Васильевича признали его новый титул, и даже патриарх Константинопольский поминал русского царя по обряду, ранее применявшемуся только к византийским императорам. В новых исторических условиях, когда Русь оказалась единственным неподвластным турецкому султану православным государством, страны-единоверцы начали воспринимать ее как «великое православное самодержство». Именно в ней отныне видели оплот православия. Многочисленные посольства просителей милостыни и защиты из Константинополя и монастырей Афона исподволь внушали русским правителям мысль об их долге «избавить угнетенных христиан от агарянского племени».

Несмотря на то что в Москве к этим идеям относились с большой осторожностью, они ложились на хорошо подготовленную почву. Уже в 1548 году братия Хиландарского монастыря в послании к Ивану IV титуловала его «единым правым государем, белым царем восточных и северных стран… святым, великим благочестивым царством, солнцем христианским… утверждением седми соборных столпов». А в 1557 году посланные от патриарха Константинопольского с просительной грамотой именовали в ней русского царя «святым царством» и заявляли о соборном уложении «молить Бога о царе и великом князе Иване Васильевиче, яко же о прежних благочестивых царях».

Трудно сказать точно, было ли это соборное уложение результатом политики Ивана IV, требовавшего признания своего царского титула, либо это было одним из направлений политики восточного духовенства, доказывавшего русским, что их долг – защищать восточную церковь. Очевидно лишь то, что Иван Грозный воспринял эти идеи весьма непосредственно.

Венчание Ивана IV на царство. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век

Венчавшись царским венцом, он действительно почувствовал себя самодержцем, равным византийским императорам – повелителям восточной половины мира. Однако в реальной политике ему пришлось столкнуться с резким непризнанием его нового статуса государями европейских держав и с «неповиновением подданных». Отныне вся деятельность царя – политическая, литературно-публицистическая – была посвящена построению изощренной системы доказательств его законного права на царский венец.

Мономахов трон

Несмотря на враждебное отношение со стороны западных правителей, сам Иван Грозный ощущал себя помазанником Божиим, противиться воле которого – все равно что противиться воле Бога. Одну из важнейших своих задач он видел в том, чтобы изменить традиционное для Руси отношение к правителю как к первому среди равных. Всеми доступными ему средствами венчанный государь проводил в жизнь идею о том, что царь – фигура священная. Это нашло отражение не только в политических шагах, предпринятых им вскоре после венчания на царство, и литературных произведениях, вышедших из-под его пера, но и в своеобразной художественной «программе», осуществленной царем.

Одним из пунктов этой «программы» было появление в Успенском соборе Кремля в 1551 году, то есть по прошествии четырех лет после венчания на царство, знаменитого Мономахова трона. Ивану Грозному было хорошо известно о существовании особого императорского моленного места в Святой Софии Константинопольской: оно называлось митаторием и располагалось в юго-восточной экседре храма. Идея «трона» в Успенском соборе была явно навеяна византийским образцом.

Царское моленное место и поныне стоит вблизи алтаря на южной стороне храма. Это монументальное сооружение имеет форму четверика с шатровым покрытием. Сюда, под сень шатра, венчанный царь, как некая святыня, восходил для молитвы в дни торжественных служб в Успенском соборе.

Заметим, однако, что если сама идея митатория была заимствована из Византии, то форма и декор «трона» весьма оригинальны. Его боковые стенки украшены барельефами, на которых воспроизведены легендарные сюжеты из русской истории. Здесь рассказывается о том, как русский великий князь Владимир Мономах получил в дар от византийского императора знаки царского достоинства – венец и бармы, венчался ими на царство и заслужил право именоваться царем. Эта легенда в годы правления Ивана Грозного имела огромное политическое значение. Она использовалась для доказательства законности права великого князя на царский венец и упоминалась практически во всех официальных документах того времени.

Резная надпись на подзоре (фризе) Мономахова трона представляет собой библейский текст, восходящий ко Второй и Третьей книгам Царств. Это обетование Господне израильским царям Давиду и Соломону, утверждающее божественный характер царской власти: «Аз избрах тя царя, взях тя за десницу твою и устроих тебе обладати людьми моими во вся дни живота твоего…»

В сочетании с сюжетами барельефов, где главным действующим лицом был русский великий князь, библейский текст воспринимался как обетование царскому роду Рюриковичей и русскому царю как преемнику ветхозаветных царей и византийских императоров. Не случайно в одном из своих посланий Иван Грозный, основываясь на родословии «дозаконных» царей, происшедших от Авраама, так объяснял возникновение института царской власти: «И сице обетова Бог Аврааму: яко отца многим языком сотворю тя, и царие из тебе изыдут».

Митрополит Макарий

Одним из наиболее значительных церковных деятелей эпохи Ивана Грозного был митрополит Московский и всея Руси Макарий. Уроженец Москвы, он принял постриг в монастыре преподобного Пафнутия Боровского. В 1526 году Макарий стал архиепископом Новгородским и Псковским, а в 1542-м был возведен на московскую митрополичью кафедру. Ряд историков считают, что именно он предложил Ивану венчаться на царство. Он же благословил царя на поход против Казанского ханства в 1552 году, завершившийся взятием Казани.

При нем получило продолжение прославление (канонизация) русских святых, для чего было созвано два больших церковных собора – в 1547 и 1549 годах, а в 1551-м проходил Стоглавый собор, решения которого были зафиксированы в сборнике, известном под названием Стоглав. Под руководством митрополита Макария были составлены «Великие Четьи-Минеи» – первый полный свод житий святых, святоотеческих поучений и других богословских текстов (впоследствии он был переработан святым Димитрием Ростовским). Сборник, выстроенный по месяцам, состоял из 12 томов.

Макарий покровительствовал первопечатнику Ивану Федорову: Печатный двор на Никольской улице в Москве был открыт при деятельном участии митрополита. После падения «Избранной рады» Макарий оказался единственным ее членом, избежавшим царской опалы. Скончался он в последний день 1563 года. В 1862 году его образ был увековечен среди скульптурных изображений крупнейших деятелей церкви на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, а в 1988-м на Поместном соборе Русской православной церкви митрополит Макарий был причислен к лику святых.
Митрополит Макарий венчает на царство Ивана IV. Гравюра с оригинала К.В. Лебедева

Портретная галерея Архангельского собора

Существовал еще один византийский обычай: при восшествии на престол императоры отдавали распоряжения об устройстве своей будущей гробницы, им даже приносили куски мрамора, чтобы они выбрали материал для саркофага. Смысл этой церемонии состоял в том, чтобы напомнить царю о его человеческой, смертной и греховной природе.

Следуя византийским примерам, Иван Грозный проявил особую заботу об украшении московского Архангельского собора – усыпальницы Рюриковичей, где в алтарной части, в диаконнике, приготовили место для царского погребения. Сам собор был расписан по царскому указу в 1564–1565 годах.

Главной отличительной чертой программы росписи храма, в разработке которой Иван IV, вероятно, принимал участие, стали надгробные портреты покоящихся в нем князей московского дома, предков венчанного царя. Примечательно, что все князья были изображены с нимбами над головой как представители династии, породившей царя-помазанника, каким себя ощущал Грозный. Их святость подтверждала и узаконивала его право на царский венец.

Не случайно и появление на стенах Архангельского собора портрета византийского императора Мануила Палеолога (в росписи, обновленной в XVII веке, Мануил превратился в Михаила), который был помещен на юго-восточном столпе среди изображений русских князей. Его портрет в этом ряду лишний раз подтверждал, что имперская традиция не умерла с падением Византийской империи, но нашла свое развитие при дворе русского царя.

В системе росписи Архангельского собора портрет императора уже не демонстрировал идею власти главы христианского мира, а символизировал верность русских князей имперской идее и тем традициям, которые были восприняты ими от Византии. Он служил напоминанием о праве московской державы – нового Рима – наследовать статус христианской империи.

Для доказательства царского происхождения кроме демонстрации святости рода необходимо было и детальное знание генеалогического древа, причем чем глубже в века уходили его корни, тем больше оснований находилось для подтверждения величия династии.

Византийский император Михаил Палеолог. Фреска юго-восточного столпа в Архангельском соборе Московского Кремля

Об актуальности этой идеи свидетельствует переписка Ивана Грозного с европейскими монархами. В письме шведскому королю Юхану III , не желавшему признавать русского великого князя царем, Иван IV высказывал сомнения относительно царского происхождения самого Юхана и указывал на то, что шведский государь не аргументировал свои претензии генеалогическими построениями: «Всего же достовернее будет, если ты пришлешь запись о своем государском роде, о котором ты писал, что ему 400 лет, – кто и какой государь после кого сидел на престоле, с какими государями были в братстве, и мы оттуда уразумеем величие твоего государства». С этой точки зрения княжеские портреты в Архангельском соборе не только подтверждали законность власти царствующего самодержца, но и были призваны демонстрировать мощь и величие державы.

Сакрализация власти

За долгие годы правления первый русский венчанный царь Иван Васильевич пережил многое – от радостного и бодрого упоения величием своей власти, по праву наследованной от византийских императоров, до мрачного разочарования и ощущения бессилия изменить что-либо в собственной судьбе и судьбе своего государства, что обернулось для его подданных невиданными по жестокости казнями.

В одном лишь царь был всегда последователен: на протяжении всей своей жизни самыми разными способами – сочинением литературных произведений, введением в обиход ритуалов византийского императорского двора, созданием художественных ансамблей со сложной идеологической программой, раскрывавшей идею царства, – он проповедовал воспринятую от Византии концепцию харизматической, то есть наделенной особыми благодатными дарами, царской власти.

На этом поприще Иван IV преуспел. Благодаря его стараниям традиционные для Руси представления о власти в значительной мере изменились. Отныне в царе видели не просто личность, которой полагается воздавать определенного рода почести, а предмет священного чувства и веры. С этого момента стал набирать силу процесс сакрализации царской власти, уже через столетие сформировавший специфически русское отношение к самодержавию как к понятию, принадлежащему не столько к области права, сколько к области веры.

Татьяна Самойлова,
кандидат искусствоведения (при участии Никиты Брусиловского)

Первый русский царь Иван IV родился в августе 1530 года и был наследником Великого московского князя Владимира III. Сам Владимир происходил из династии Рюриковичей, их московской ветви. Мать Ивана, Елена, была литовской княжной из рода Глинских, берущего своё начало от темника Золотой Орды, жестокого и хитрого Мамая.

Когда будущему царю исполнилось всего три года, князь Владимир скончался, а ещё через пять лет и умерла и мать, Елена Глинская. Мальчик остался полным сиротой и был отдан на воспитание опекунов – бояр, между которыми постоянно шла борьба за воздействие на неокрепшую душу ребёнка.

Обстановка интриг, подлости и обмана, в которой рос Иван, имела сильнейшее влияние на развитие его характера и во многом сформировала дальнейшую политику управления государством.

Недаром впоследствии Иван IV получил устрашающее прозвище Грозный или Кровавый царь. Время правления Ивана Грозного было поистине кровавым и жестоким. Это был деспотичный, жёсткий правитель, который во всех своих решениях руководствовался исключительно собственными интересами, достигая цели любой ценой.

Подтверждением сильной воли и властности будущего правителя Руси может служить тот факт, что уже в 13 лет Иван восстал против бояр и приказал отдать Андрея Шуйского на растерзание псам. В дальнейшем Грозный не раз подтверждал своё прозвище, безжалостно устраняя соперников, устраивая показательные казни и не имея снисхождения даже к близким людям.

В то же время Иван Грозный запомнился современникам не только своим бурным и вспыльчивым, скорым на расправу нравом. Это был один из самых образованных людей того времени. Он писал музыку, составлял многочисленные литературные «послания», способствовал зарождению книгоиздательства, причём сам владел одной из лучших библиотек в Европе, имел глубокие познания в богословии и обладал феноменальной памятью.

Умер царь в 1584 году в возрасте всего 54 лет. По некоторым источникам, в последние годы жизни Ивана IV парализовало, причиной чему послужила болезнь позвоночника.

Год венчания на царство первого русского царя

Самым главным итогом царствования Ивана Грозного является введение единоличного правления и принятие царского титула. Понятие самые первые цари связано с византийской культурой и происходит от римского «цезарь».

Обратите внимание! В истории Руси Иван Грозный – первый, кого нарекли царём. До 1547 года все русские правители именовались князьями.

Когда Ивану исполнилось 17 лет, он был официально введён в статус самодержца, хотя номинально исполнял роль правителя государства ещё с трёх лет, после смерти отца — князя Владимира III.

Год венчания – 1547, дата — 25 января. Процедура проводилась в Успенском соборе Московского Кремля.

Во время этого торжественного действа на юного князя были возложены символы царской власти:

  • Крест Животворящего Древа.
  • Бармы – священное одеяние, прикрывающее плечи, инкрустированное драгоценными камнями и расписанное рисунками на религиозную тематику.
  • Шапка Мономаха – символ самодержавия и главная регалия русских князей, украшенная золотом и драгоценностями.

После этого будущий царь принял «помазание» и стал признанным правителем всея Руси.

Что дало государству провозглашение царской власти?

Вход во власть Иваном Грозным был выполнен в нарушение общепризнанных норм. Обряд «венчания на царство» совершил русский митрополит Макарий, тогда как по сложившимся канонам сделать это должен был папа Римский или Константинопольский патриарх.

Это стало причиной того, что законность титула несколько лет отрицалась другими государствами. Но уже в 1561 году Константинопольским патриархом Иосифом была подписана Соборная грамота, подтверждающая правоту нового статуса монарха.

Царский титул кардинально изменил положение государства в дипломатических отношениях:

  • Он уравнял авторитет власти Ивана Грозного с самой значительной фигурой на политической арене тех лет — императором Священной Римской Империи.
  • Страны Западной Европы безоговорочно признали рост влияния Руси, как развивающейся и сильной мировой державы.

Обратите внимание! Польско-Литовское государство долгое время отказывалось принимать правомерность коронации и, в течение XVI века, так и не признала титул самодержца.

Итоги правления Ивана Грозного

Нельзя не отметить, что именно во время правления Ивана Грозного на Руси ощущался небывалый подъём во многих сферах.

Перемены, которые произошли за почти сорокалетний период царствования Ивана IV, во многом укрепили роль Русского государства на международном уровне, да и во внутреннем курсе страны были произведены новаторские изменения:

  1. Благодаря политике централизованной власти, проводимой Иваном Грозным, появился сильный и действенный орган власти, что позволило укрепить внутренние позиции государства и поднять международный авторитет.
  2. Расширилась территория Московского государства — были присоединены Астраханское и Казанское ханство.
  3. Благодаря походу Ермака, началось освоение сибирских земель.
  4. Получило развитие книгопечатание.

Помимо этого, в Русском царстве проводилось большое количество реформ:

  • В 1550 году были внесены изменения в Судебник – главный сборник законов того периода. В них ликвидировались привилегии князей и были расширены права государственных судебных органов.
  • Внесены поправки в систему налогообложения.
  • Увеличилась численность и боеспособность русской армии.
  • Было ослаблено влияние монастырей и уменьшено их финансирование.
  • Произвелась денежная реформа, итогом которой стало создание единой платёжной системы государства.

Обратите внимание! После финансовых преобразований в обиход поступили новые чеканные формы, на которых был изображён всадник с копьём. Именно эти монеты и получили в народе название «копейка», которым мы пользуемся по сей день.

Жёны и дети Ивана Грозного

Первой женой Ивана IV стала Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, венчание с которой состоялось через месяц после коронации царя — 13 февраля 1547 года. Этот брак был долгим, он продолжался более 13 лет, вплоть до кончины Анастасии.

После этого русский царь неоднократно заводил новую семью, помимо прочего имея многочисленные неузаконенные связи.

Участь остальных жён, с которыми Иван Грозный жил между этими тремя браками, сложилась трагически:

  • Марфа Собакина – умерла через две недели после свадьбы.
  • Анна Колтовская – насильно сослана в монастырь.
  • Анна Васильчикова – против своей воли пострижена в монахини.
  • Василиса Мелентьева – наложница, судьба неизвестна.

Взошедший на престол после смерти своего отца Фёдор I Иоаннович был последним из династии Московских царей – Рюриковичей. После этого, в 1613 году, русским царём стал Михаил Фёдорович из рода Романовых.

Споры о личности первого русского царя ведутся на протяжении последующих пяти веков после его правления. В конце ХХ столетия даже поднимался вопрос о канонизации его образа.

Но православная церковь выступила против этой идеи, посчитав фигуру Ивана Грозного слишком противоречивой и одиозной, что стало препятствием для присвоения ему святого чина.

Полезное видео



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх