Пять интересных фактов и преданий о Салавате Юлаеве (2 фото). Пять интересных фактов и преданий о Салавате Юлаеве (2 фото) Участие в Крестьянской войне

Салават Юлаев – национальный герой Башкирии, один из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор (сэсэн). Почему же он так почитается в Башкирии? Потому что это наиболее яркая личность, в истории Башкирии дошедшая до наших дней. Во все времена неразделимую суть башкирского воина составляла отвага, любовь к лошадям, песне, родным просторам, древним обычаям и священной вере предков. Идеал башкирского народа тех веков – воин-певец. Именно таким и был Салават Юлаев. Но известно о нем немного.

Заговорили о нем в XX веке - на заре русского коммунизма после создания Башкирской Автономной Социалистической Республике (БАССР). Наверное, Салават Юлаев был ярким примером борца из башкирского народа и нужен был пример. Башкирская АССР стала первой автономной советской республикой в составе РСФСР. Но при этом, ссылаясь на нехватку в Башкирии инженерных кадров, отрезали от исконно башкирских земель весь куст южноуральских заводов в пользу Челябинской области: Симский, Усть-Катавский, Катав-Ивановский, Юрюзанский, Саткинский, Златоустовский и их заводские поселки. Это были те земли, за которые воевали Салават Юлаев, его отец Юлай Азналин и их соратники.

Но этот земельный конфликт произошел еще раньше - до рождения Салавата Юлаева. Главное действующее лицо в нем – Шаганай Барсуков, старшина Шайтан-Кудейской волости до 1743 года. Вероятно, его фамилия происходит от слова «бурхык» (в пер. с башк. – барсук) - это прозвище его отца, данное ему за копание шахт и шурфов. Барсук, имея подземное жилище, выкапывает наружу все, что в горе содержится, и дает знать о горных внутренностях. Барсуки и башкиры были в то время главными действующими лицами в области поиска металлических руд. Незлобивый зверь барсук, рудокопщик Бурхык, его сын рудознатец Шаганай и железоделательный Симский завод, расположенный на их землях – это звенья одной «железной» цепи. Возможно, что из-за своего рудокопного подземного дела род Шаганая и его отца Бурхыка получил свое прозвище Шайтан, а та часть Кудейской волости, где они проживали, после разделения стала называться Шайтан-Кудейской волостью.

Не случайно именно заводчик Матвей Мясников вел переговоры об отводе земли под стройку Симского железоделательного завода. И не только потому, что Шаганай легче шел на сделку. Это была вотчинная земля Шаганая и его родственников, им она принадлежала. Юлай Азналин, отец Салавата, с другой частью башкир-вотчинников попытался опротестовать эту сделку по купле-продаже земли, совершенную Шаганаем, но суд не только ему отказал, но и приговорил к штрафу. Именно тогда отношения между семействами Азналы и Шаганая накалились.

Второй конфликт родов произошел в 1771-1772 годах. Старший сын Шаганая был Рысбай, участвовавший в 1762 году в отводе земли заводчикам Симского завода Твердышеву и Мясникову. Юлай Азналин был в боевом походе в Польше и на старшинской должности оставил вместо себя молодого Салавата. Тут то и произошла стычка Рысбая Барсукова и Салавата Юлаева. Видимо, Рысбай не воспринял Салавата на старшинской должности.

Дальнейшие события развивались аналогично известной трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Родилось новое поколение, в котором молодые люди из враждующих родов полюбили друг друга, несмотря на многолетнюю вражду, и поженились. Один из сыновей Салавата, женился на дочери Рысбая. Девушка под именем Усиктете с крутым нравом сумела потушить пожар кровной вражды, длившейся без малого целый век.

Биография Салавата

Но вернёмся к Салавату Юлаеву. Устоявшейся датой рождения Салавата Юлаева считается 1752 год (хотя некоторые исследователи говорят 1754 год). Отец Салавата Юлай Азналин был старшиной Шайтан-Кудейской волости Уфимского уезда после Шаганая Барсукова. Волость объединяла нынешние деревни Идрис (Идрисово), Юнус (Юнусово), Алька (Алькино), Шаганаево (ныне Юлаево), и ныне уже несуществующие Текеево и Азналино. Известно, что Салават родился в деревне Текеево и много времени в детстве проводил в деревне своего деда – Азналино. П.С. Паллас в своих путевых записках отметил эту деревню: «Между первых взгорьев нашли мы ручей Кулмяк, у него находится маленькая башкирская деревушка из шести дворов, плотина и крупяная мельница…» Основал её влиятельный вотчинник Шайтан-Кудейской волости Бикбулат Тюкаев (Текеев), участвовавший в сделке по сдаче в оброк на 60 лет земли для Симского завода. В договорной записи по этой сделке упомянуты влиятельные вотчинники, состоящие между собой в родстве: Идрис Девятков, Алка Пулатов (Алексей Булатов), его отец Бикбулат Тюкаев, и другие. Деревня Текеево предположительно возникла в XVII веке при слиянии речек Хары Кундуз и Кускянды, и в 1730-х годах была наиболее известным населенным пунктом в округе, центром волости. Поэтому Юлай и Салават и указали ее местом своего рождения, что было естественным для полукочевого образа жизни башкир того времени.

Деревня Азналино. Художник А.Т. Загидуллин, 1992 г., холст, масло

Известно точно, что мать Салавата была дочерью муллы и была образованной женщиной. Своих детей она с ранних лет обучала грамоте. Возможно из-за того, что Салават научился рано читать и писать, он рано начал сочинять стихи. До наших дней дошло около пятисот поэтических строк, написанных Салаватом Юлаевым. Глядя на отца, на его непримиримую борьбу с несправедливым расхищением башкирских земель, это оказало на Салавата Юлаева большое влияние. Салават впервые поднял башкирское поэтическое слово как острое оружие борьбы за светлую жизнь. Башкирский народ мечтал видеть у себя не только батыров с мечом, но и поэтов с пером в руке. Неудивительно поэтому, что он признал в легендарном Салавате и своего национального поэта.

Потом был конфликт с родом Шаганая. Подлило масло в огонь и без того кровной вражды родов нарушение царскими властями некоторых условий договоров (захват вотчинных земель, увеличение налогов, уничтожение самоуправления, принудительная христианизация и др.). И это неоднократно приводило к возникновению башкирских восстаний. И вот, жажда свободы, справедливости привели Салавата в ряды повстанцев.

В ноябре 1773 года Салават Юлаев добровольно перешел на сторону Емельяна Пугачева. Всего год находился он в пугачевском войске, но навсегда вошел в историю России. Когда Салават появился перед Пугачевым, ему было всего 19 лет. Юный башкирский воин быстро завоевал доверие, и в декабре 1773 году Пугачев произвел Салавата в полковники, в июне 1774 - в бригадиры (генералы). Салават участвовал в 28 сражениях, был трижды тяжело ранен. После поражения восстания и ареста Пугачева продолжал борьбу против правительственных войск, но 25 ноября 1774 был взят в плен, судим и сослан в крепость Рогервик на Балтийском море (ныне город Балтийск (в пер. от эст. – Палдиски) в Эстонии), где пробыл 26 лет до своей смерти в 1800 году.

Картина "Допрос Салавата Юлаева"

17 марта 1775 года российская императрица Екатерина II объявила манифест, предавший пугачевский бунт «на вечное забвение и глубокое молчание». Родные деревни сподвижников Пугачева уничтожались карателями, среди них были Текеево и Азналино. Были переименованы все места, связанные с этими событиями, река Яик переименовалась в Урал. Восстание Пугачёва стало последним массовым крестьянским и казацким восстанием в России вплоть до начала XX века. Но память о Салавате Юлаеве у башкирского народа вырвать не удалось.

Память о Салавате Юлаеве

Долгое время даже неизвестно было, где родина Салавата Юлаева. Краеведы, опросив старожилов, изучив исторические материалы и старые карты, записали шежере (родословная, летопись) рода Салавата Юлаева и установили место расположения деревни Текеево (Текей), в которой родились Салават и его отец Юлай. Текеево находилось при слиянии речек Кускянды и Хары Кундуз. В 1936-1938 годах в чистом поле на родине Салавата был построен новый райцентр – Малояз (по имени ближайшей речки). Район активно развивался, жизнь в районе стала налаживаться, колхозы и совхозы получали хорошие урожаи. Начали строиться новые дома, школы, клубы, детсады, дороги. Именно тогда, в предвоенные годы, начали строить дорогу Кропачево - Месягутово. Её проложили по старинному Сибирскому тракту времен Екатерины II, тянущемуся из Москвы через Уфу и Екатеринбург в сибирские города и каторги.

Местность деревни Текеево. Художник А.Т. Загидуллин, 1991 г., холст масло

22 июня 1941 года было воскресенье, в райцентре начался Сабантуй. Но праздничное настроение людей вскоре омрачилось сообщением о том, что фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. В стране была объявлена всеобщая мобилизация. Вся тяжесть тыловой работы в районе легла на плечи стариков, женщин и детей. В последующие годы все становилось труднее и труднее. Весь выращенный хлеб отправляли на фронт, не отставляя даже на посадку.

В 1943 году произошел коренной перелом в ходе войны. Государство предприняло ряд дополнительных мер для усиления патриотического воспитания бойцов и тружеников тыла. Тогда и вспомнили о национальных чувствах башкир, о традиционном боевом духе, не раз проявленном ими в тяжелые для родины дни. В войсковых частях в периодах затишья между боями демонстрировали фильм «Салават Юлаев» с Арсланом Мубаряковым в главной роли. Бойцы видели на экране свою родину, ощущали боевые традиции предыдущих поколений, патриотические чувства переполняли их. Не забывали и о тружениках тыла. В 1943 году в целях увековечения памяти национального героя башкирского народа Малоязовский район был переименован в Салаватский, и с тех пор он с честью носит имя славного батыра.

Кадры из фильма

После войны в 1952 году Башкирский обком ВКП(б) решил провести юбилейные мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения Салавата Юлаева, и это было неожиданно для общественности. Реальная ситуация была просто удручающей. Даже место проведения юбилейных торжеств вызывало споры. Еще не было установлено место рождения Салавата. Дело в том, что в протоколах допроса Салавата и Юлая указано, что оба они родились в деревне Текей. Некогда деревня с таким названием существовала на территории Салаватского района при слиянии речек Хары Кундуз и Кускянды, но была сожжена карателями в далеком 1774 году. Деревня с похожим названием Тикей сохранилась до наших дней на территории современного Иглинского района возле Уфы у трассы М5 «Урал». До пугачевского бунта Юлай был старшиной на территории, входящей и в Шайтан-Кудейскую, и в Кубовскую волости. Деревня Тикей относилась к Кубовской волости и на этом основании руководство Нуримановского (на момент 1952 г.) района заявило свои претензии на право считаться родиной Салавата. Но кроме схожести в названии, ничто не связывало деревни Тикеево с Салаватом Юлаевым. Позже было доказано, что именно в Салаватском районе находится родина Салавата и Юлая.

В том же 1952 году в Уфе и Малоязе установили бюст, созданный Тамарой Нечаевой. Работая над образом, Т. Нечаева создала много скульптурных набросков с натуры, выполнила ряд этюдов с художника А. Лутфуллина и артиста А. Мубарякова, который после успешного исполнения им роли Салавата в фильме «Салават Юлаев» стал олицетворением национального героя. Народный артист СССР Арслан Мубаряков родился в 1908 году, значит в 1951-1952 годах, когда скульптор работала над бюстом, ему было 43-44 года. Салавату Юлаеву в годы его боевой деятельности было всего 20-22 года. Бюст представлял собой лик мужчины, возраст которого ровно в два раза превышал возраст героя. В два раза! И это не могло не бросаться в глаза людям, знавшим историю Салавата Юлаева. Это, конечно, является главным недостатком скульптуры. К сожалению, «мубарякизация» Салавата, заложенная Т. Нечаевой, стала не лучшей традицией. В последующих скульптурных и художественных изображениях Салавата стали представлять сорокалетним мужчиной. Таков, например, Салават в известной скульптуре, сотворенной С.Д. Тавасиевым и установленной в Уфе на крутом берегу реки Белой .

Памятник в Уфе

Но большая нелепость произошла при проведении мероприятий, посвященных 200-летию Салавата Юлаева, был совершен исторический подлог - деревню Шаганай, основанную одним из знатных башкир того времени Шаганаем Барсуковым, всю жизнь верно служившим царской власти и кровному врагу Юлая Азналина, переименовали в Юлаево, назвав именем повстанца Юлая Азналина. Установлено, что Юлай Азналин никакого отношения к деревне Шаганай не имел и никогда там не жил.


В месте, где когда-то находилась деревня Текеево, в 1960-х годах учитель географии из близлежащей деревни Алькино Тархан Загидуллин вместе с детьми из своего краеведческого кружка сложил здесь из кирпичей памятный обелиск. В то же время начал образовываться на общественных началах музей. Естественно, музей никак не финансировался и держался на энтузиазме. Популярность школьного музея в деревне Алькино росла, увеличивалось количество экспонатов. Сюда стали привозить гостей, интересовавшихся судьбой Салавата. Тогда руководством района было принято решение о размещении музея в районном центре. Количество посетителей еще больше возросло за счет экскурсий отдыхающих из санатория "Янган-Тау" , туристов, проплывающих по Юрюзани, школьников, студентов. Тогда созрело решение о строительстве отдельного здания для Музея Салавата Юлаева.

Закладка первого камня Музея Салавата Юлаева осуществилась в 1984 году. Но вскоре в стране начались великие преобразования и строительство приостановилось. Ну как можно было смириться с тем, что на родине героя все еще нет музея? Позже нашлись спонсоры. Немного переделали проект здания, и стройка продолжилась. В архитектурном решении музея стали доминировать классические формы. В основу композиции заложена конструкция башкирской юрты. Центральная часть здания стала поддерживаться слева и справа шестью арочными проемами под скульптуры. Первоначально предлагалась тема «Сподвижники Салавата Юлаева: Кинзя Арсланов, Юлай Азналин, Кинзафар Усаев и другие». Но не было никаких сведений о физическом облике этих людей. Тогда возникла идея создать скульптуры-символы. Композиция скульптур приобрела аллегорическое звучание: «Борьба», «Призыв», «Победа, «Прощание», «Песня» и «Память». Этими шестью образами описывается жизненный путь Салавата Юлаева.

Открытие музея состоялось 15 июня 1991 года. С вступительным словом к собравшимся обратился Риф Xайруллович Вахитов - человек, на плечи которого легла вся тяжесть организаторской работы по созданию музея:

«Наш современник Мустай Карим о нашем батыре пишет: «Чем же все-таки объяснить, что в течение двух столетий Салават остается первым башкиром, превратившись в символ своей нации? Видимо, прежде всего, его человеческая личность соответствовала требованиям того времени и тех событий. Соединение в нем двух качеств - поэта и воина - отражало духовный облик самого народа. И поэтому не удивительно, что его славное имя живет в сердцах соплеменников. Оно стало нарицательным, означая высокий смысл любви и верности своему народу, своей Родине».

Юноша, произведенный в бригадиры его войска в 20 лет, стал не только исторической фигурой, но и легендой. Хотя батыр и поэт воевал меньше 2 лет и встретил смерть на каторге, без него башкирская культура выглядела бы совсем иначе.

Детство и юность

Точных документальных данных о ранней биографии Салавата Юлаева нет. Дата рождения 16 июня 1754 года установлена с его собственных слов при допросе: в 1775-м сподвижник Пугачева сообщил Тайной экспедиции сената, что ему 21-й год от роду. В качестве месяца и дня позднее стали использовать середину года. Будущий народный герой появился на свет в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской области Оренбургской губернии. Сейчас этого населенного пункта не существует – деревню уничтожили государственные войска при подавлении пугачевского восстания.

Памятник Салавату Юлаеву у дома Госсобрания / Википедия

Салават происходил из уважаемой семьи: его отец служил сотником в Российской армии, позже был назначен волостным старшиной. Юлай Азналин был хорошим солдатом и во время Польского похода против сторонников Барской конфедерации получил в качестве награды малое воинское знамя. Позже, в 1773 году, мужчина передал знамя Салавату, который в отсутствие отца подменял его на посту старшины.

Юлай Азналин был безграмотным, но сыну обеспечил возможность учебы. Точно не известно, где и как Салават учился: возможно, в исламских религиозных школах, возможно, у частных учителей. Однако юноша был обучен чтению и письму, знал язык тюрки, да и с русским затруднений не испытывал. От отца юноша впитал тягу к справедливости и любовь к родине и своему народу. Впоследствии именно это привело молодого человека на сторону повстанцев и решило его судьбу.

Крестьянская война и восстание

Когда Емельян Пугачев поднял восстание и начал Крестьянскую войну, его сторонники вели агитацию в башкирских войсках. В результате 10 ноября 1773 года Салават Юлаев вместе с отрядом в 1200 человек не стал выступать против войска самозваного «Петра III», а перешел на его сторону. Так же поступил и отец будущего героя.

Салават Юлаев (1752─1800) - герой башкирского народа, один из активнейших участников и предводителей Крестьянской войны под руководством Е. Пугачева. В народной памяти навсегда сохранится его борьба за права коренного населения Башкирии. Кроме того, Салават Юлаев оставил после себя творческое наследие в виде стихов, написанных на башкирском языке. Они являются важным лингвистическим источником по истории страны.

Ранние годы жизни

Салават Юлаев родился 5 (16) июня 1752 года небольшой деревушке Текеево Уфимской провинции Оренбургской губернии. После пугачевского восстания она была разрушена и не сохранилась до наших дней. Его род был довольно знатным и хорошо известным в Башкирии. Из него в каждом поколении происходили муллы, абызы или батыры.

Отец героя Юлай Азналин в молодости служил сотником в армии, участвовал в военных действиях Барской конференции, выступившей против российского влияния на Речь Посполитую. После этого он вернулся на малую родину и был назначен старшиной Шайтан-Кудейской волости.

Также Юлай был активным участником националистических выступлений и принимал участие в башкирском восстании, начавшемся в 1735 году. Основным мотивом протестных движений стала борьба против незаконного захвата земель башкир владельцами заводов, коих в это время строилось очень много. Отец Салавата всю жизнь прожил безграмотным, но настоял, чтобы его сын научился писать и читать. Вместе с этим в юноше воспитывали любовь и преданность своему народу и стране, что в будущем заметно проявится в его поступках.

Современники Салавата отмечали стройность его фигуры, легкость походки и вместе с этим большую сообразительность. В 19-летнем возрасте он занял должность старшины родной Шайтан-Кудейской волости.

Участие в Крестьянской войне. Начало восстания

Накануне крупнейшего антиправительственного восстания у Юлаевых случился новый виток обострения отношений с властями. Он был вызван насильственным захватом их земельных угодий под строительство Симского завода. В то время Юлай Азналин и Салават числились в составе карательного корпуса, которому была поставлена задача участвовать в боевых операциях против повстанцев. Но в октябре 1773 года большая часть подразделения решила добровольно перейти на сторону восставших, в результате чего они оказались сподвижниками Е. Пугачева. Уже 12 ноября башкиры появились в Бердской слободе, где тогда находился атаман.

Находясь в рядах восставших, Салават участвовал в борьбе против Оренбургского гарнизона, солдаты которого время от времени устраивали вылазки, затем осаждал Верхнеозерную крепость и Ильинское. Но в одном из сражений он был ранен, после чего был отправлен лечиться в родную деревню. Позднее Емельян Пугачев, помня о доблести и отваге храброго башкира, возводит его в чин полковника и поручает возглавить антиправительственное движение в районах Прикамья.

Апогей народного движения

Восстановив свое здоровье, Салават собрал собственный отряд из жителей русских поселений, расположенных в северо-восточной части Уфимской провинции, а также башкир, проживавших вдоль Сибирской дороги. С этим подразделением он выдвинулся в сторону Красноуфимска, который захватил в середине января 1774 года. Здесь в ряды восставших влились местные казаки, крестьяне, а также рабочие заводов, не желавшие терпеть усиление крепостного гнета. Далее путь башкирского героя лежал в сторону Кунгура, который отчаянно обороняли правительственные войска. Объединившись с другими атаманами (А. Бигашев, К. Усаев, М. Мальцев, И. Кузнецов, Б. Канкаев), Юлаев пытается взять прикамский городок. В течение нескольких дней шла осада, однако особого успеха восставшим она не принесла, к тому же Салават получил очередное ранение.

После того как царские войска отстояли Кунгур, они ринулись в контрнаступление и отбросили восставших обратно к Красноуфимску. Здесь в феврале─марте 1774 года развернулись тяжелые сражения, в которых принял участие только оправившийся от ран Юлаев. Он командовал русско-башкирским отрядом и зарекомендовал себя как талантливый руководитель, способный эффективно организовывать партизанскую войну против превосходящего в силе соперника.

Весной 1774 года он вместе со своим отрядом перемещается в район Уфы, где нашел большую поддержку в лице местных жителей. Подразделение Салавата неоднократно вступало в противоборство с крупным корпусом И. Михельсона. И хотя разгромить правительственные войска оно не сумело, каждый раз после боев Юлаеву удавалось избежать серьезных потерь. Несмотря на поддержку Пугачева действия башкирских отрядов имели несколько иной характер. В отличие от своих соратников, при захвате заводов они не заставляли отдавать пушки и плавить новые для своей армии, а попросту уничтожали взятые предприятия, таким образом возвращаясь к старине.

Начало конца

В начале июня 1774 года Салават присоединился к основной армии Пугачева, отправив в ее ряды 3 тысячи башкир. Спустя два дня Пугачев и Юлаев вели два ожесточенных сражения против Михельсона на берегу реки Ай. И если в первом они уступили, то второе не выявило победителя. После этого Пугачев стремительно направился на север в район Прикамья.

Отряд Салавата Юлаева двигался в авангарде войск восставших. Он участвовал во взятии Красноуфимска и новых боях около Кунгура. Не сумев взять эту крепость, повстанцы направились к городку Оса, который начали активно осаждать. Через несколько дней сюда подошли основные силы во главе с Пугачевым, и судьба крепости была предрешена: она пала 21 июня. Затем Пугачев направился к Казани, намереваясь идти далее к Москве. В это время подразделение Юлаева возвращается в Башкирию с твердым намерением взять Уфу. Однако царские войска провели перегруппировку сил и постепенно начали вытеснять восставших со своих позиций.

18 и 22 сентября 1774 года Юлаев терпит два болезненных поражения от корпуса подполковника И. Рылеева под Елдякской крепостью. Это вынудило Салавата отступить к Катав-Ивановску и прятаться в окрестных лесах. В середине ноября он предпринял попытку атаковать царский отряд под руководством Ф. Фреймана, но наткнулся на стойкое сопротивление, заставившее повстанцев бежать, бросив пушки.

25 ноября отряд Юлаева был настигнут в горах Каратау подразделением поручика В. Лесковского и поддержавших его мишарских старшин Абдусалимовых. После небольшой стычки Салават вместе со сторонниками был арестован. Еще ранее были лишены свободы его жены и дети. Юлаев пытался активно бороться против этого самоуправства, говоря: «Такого ж указа, чтоб от лишенных жизни семью отбирать, нет». Он просил направить жалобу в губернскую канцелярию, а если не поможет, то и в Сенат.

Пребывание в плену

После пленения Юлаева отправили в Уфу, затем перевезли в Казань, где он был посажен в тюремный острог. Здесь он был допрошен вместе со своим отцом и 16 марта 1775 года был приговорен к телесному наказанию и пожизненной каторге. Но, учитывая тот факт, что Юлаевы все время отвергали предъявленные им обвинения, в приговоре указывалась необходимость произвести дополнительное расследование на месте их «злодеяний». Для этого Салавата перевозят в Оренбург, а затем в Уфу.

Новое следствие вели чиновники Уфимской провинциальной канцелярии, которые подтвердили предыдущий приговор. В результате окончательный вердикт предусматривал по 175 ударов кнутом отцу и сыну, после чего им надлежало вырвать ноздри и поставить каторжные клейма, а затем отправить на бессрочную каторгу в Эстляндскую губернию на строившийся тогда порт Рогервик. Сюда же были сосланы бывшие соратники Юлаева и Пугачева И. Аристов, К. Усаев и некоторые другие. Всю оставшуюся жизнь герой башкирского народа проведет в местах заключения, где скончается 26 сентября 1800 года.

Поэтическая стезя

Кроме участия в Крестьянской войне, Салават Юлаев запомнился как талантливый поэт. До нас дошли около 500 строчек его стихов-импровизаций, записанных в XIX веке. В них прослеживается необыкновенная любовь к своему краю. Вот что он пишет в произведении «Мой Урал»:

Ай, Урал, ты мой Урал
Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!

Главными темами, которые прославлял в своем творчестве Салават Юлаев, были родной край, башкирский народ, традиции и обычаи предков. Поэт писал свои стихи на башкирском языке, поэтому они представляют большой интерес как лингвистический памятник.

Имя национального героя навсегда останется в памяти башкирского народа. В честь Салавата Юлаева названы населенные пункты, улицы, учреждения культуры, в том числе несколько музеев. В 1967 году была основана премия (с 1992 года - Государственная премия им. Салавата Юлаева), которой удостаиваются лучшие деятели искусства республики. Во многих городах Башкирии установлены памятники прославленному герою. В честь Салавата Юлаева создана одноименная опера (авторы композитор З. Исмагилов и поэт Б. Бикбай), а также художественный фильм (режиссер Я. Протазанов).

16 июня – День рождения национального героя башкирского народа Салавата Юлаева. Когда началась Крестьянская война, Салават в составе взбунтовавшегося сводного башкиро-мещерякского отряда из 1 200 человек, предназначенного властями для использования в операциях против войска Е. Пугачева под Оренбургом, перешел 10 ноября 1773 года на сторону повстанцев. Чем и как закончился этот решительный шаг для него и его войска – всем известно.

В честь дня рождения батыра мы решили вспомнить несколько интересных фактов и преданий, связанных с его именем.

Планета «Салават»

С именем Салавата Юлаева в Башкирии связано много географических мест и объектов. Его имя носят родной район героя, улицы и проспекты, хоккейный клуб, теплоход и многое другое.

Гордое имя батыра носит и один из городов республики. Мало кто знает, что в честь этого города названа малая планета № 5546, которая находится в 392 млн км от Солнца и в 200 млн км от Земли. Диаметр планеты около 11 км. Блеск в оппозиции 16 звездной величины.

Планета была открыта 19 декабря 1979 года бельгийским астрономом А. Дебеоном и названа им в честь г. Салават после посещения БАССР в 70-х годах. На территории Башкирии планету можно наблюдать с помощью телескопа.

Революционер с кличкой «Салават Юлаев»

Аугусто Лопес (около 1940, Манагуа – около 1980) – революционер. Примкнул к движению против диктатуры президента Никарагуа А. Сомосы в середине 1950-х годов. Член Никарагуанской социалистической партии, входил в состав Сандинистского фронта национального освобождения. Революционер носил партийную кличку «Салават Юлаев». В конце 60-х годов посетил Москву.
Клад Салавата

Согласно русскому преданию, записанному участниками экспедиций Челябинского педагогического института в 1949 году, Салават оставил на Южном Урале много кладов, но конкретное место не указывается: «Обычно он уходил с кем-нибудь из своих воинов и закапывал клад в укромном месте». Достать их было трудно, потому что все они были заговоренными («Не дайся клад двенадцати головам», т. е. первые 12 человек, нашедших клад, должны погибнуть, и только 13-й мог завладеть им) и охранялись духом воина, который мог воплощаться в разные образы. Обычно являлся в виде женщины в красном платье, которая бродит рядом с тем местом, где зарыт клад, а при приближении людей исчезает.

В другом предании говорится, что Салават, отступая, зарыл клад около д. Идельбаево Салаватского района РБ. «Перед смертью, – говорится в предании, –один из сопровождавших Салавата воинов рассказал сыну о кладе. Позже его потомки искали этот клад, но не нашли». Предание опирается на реальные исторические события, связанные с захватом заводов повстанцами, но исторических документов о закопанном кладе не найдено.

Жены и дети Салавата

В башкирском и русском фольклоре, а также в фольклоре других народов Урала бытует множество преданий, в которых рассказывается о женах Салавата Юлаева и его возлюбленных. Согласно преданиям, у Салавата было две жены: Амина и Зулейха. По другим фольклорным материалам, жен батыра звали Амина, Зулейха, Гульбазир, Айхылыу, Маудия, Буранбикэ (последние три имени упоминаются в записях фольклористов один раз). В записях Ф. Нефедова (1880) названо два имени: Зулейха и Буранбикэ.

Мотив жен Салавата прослеживается и в предании «Как был пленен Салават». Существуют предания, где говорится, что во время восстания Пугачева Салават Юлаев полюбил русскую девушку, которая родила ему сына («Салават и Екатерина Михайловна»). Бытуют также предания о женитьбе Салавата на калмычке, чувашке, татарке. Эти сюжеты являются свидетельством симпатии к национальному герою других народов, участвовавших в повстанческом движении.

В произведениях самого героя, который был и поэтом, сведения о женах и возлюбленных встречаются в стихотворении «Зулейха» и песне-четверостишии, отразившей обычай левирата, согласно которому в случае смерти старшего брата младшего женили на енге (жене старшего брата).

Из сохранившихся документов следует, что у Салавата Юлаева было три жены. Еще до его ареста жены и дети были схвачены и привезены в Уфу в качестве заложников. Одна из жен с сыном находилась под стражей в городской комендатуре у полковника С. Мясоедова. Второго сына, по словам Салавата, «взял генерал, который на квартире стоит у секретаря (генерал-майор Ф. Фрейман). А прочие жены и дети разобраны большими (представителями местных властей и офицерами)». О дальнейшей судьбе членов семьи Салавата неизвестно. Имена жен и детей в документах не названы.

Салаватов ключ

Это русское предание записано в 1973 году В. Сидоровым от жителя города Сатка Челябинской области Г. Нестерова. В предании говорится о ключе, находящемся на склоне Пьяной горы, около Саткинского завода, у которого произошла встреча Салавата с Пугачевым. «Народ назвал этот ключ "Салаватовым" из-за любви к нему, ведь он русских не обижал», – говорится в предании, тем самым подчеркивается дружеское отношение русского населения к Салавату Юлаеву.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх