Мысль семейная в произведении анна каренина. "Мысль семейная" – по роману "Анна Каренина"

План

  1. Замысел романа «Анна Каренина».

  2. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина».

  3. Толстовская «диалектика души».

  4. Портретная характеристика героев.

  5. Образы главных героев сквозь призму портретной характеристики.

  6. Роль деталей в характеристике героев.

  7. Связь портретной характеристики с речевой.

  8. Психологический анализ характеров героев.

Толстой повелением пера внушает читателю любое из спектра человеческих чувств – всегда с оттенком наивного , как при чуде, удивления, – оно неслышно преобразует человеческую душу, делая ее стойче, отзывчивее, непримиримей к злу

Л.Леонов
Роман «Война и мир», где «мысль народная озаряла историю», Л.Н.Толстой написал в 60-е гг. XIX века, в период реформ и социального кризиса; «мысль семейная» романа «Анна Каренина», написанного в 70-е гг., осветила жизнь русского общества.

Первый замысел сюжета романа «Анна Каренина» возник у Л.Н.Толстого в 1870 году. Но к работе над романом он приступил только в 1973 году. В это время Л.Н.Толстой перечитывал «Повести Белкина» А.С.Пушкина. Писатель чувствовал, что «заразился» от великого поэта «свободой и силой художественной правоты», которая сама собой вызывала порыв к работе. «Повести Белкина» стали, по признанию Л.Н.Толстого, тем последним толчком, который побудил его взяться за новый роман, «как будто разрешил все сомнения».

Роман с самого начала задумывался многомерным, с участием десятков персонажей. Но весь он был проникнут единой мыслью – о свободе и ее реальном, жизненном воплощении. Толстой писал об изначальной свободе человеческих чувств и об ограничениях этой свободы, установленных Богом и воспринятых людьми в результате осмысления своей жизни.

Эта мысль не утрачивается, а проясняется на протяжении всего романа. Самой своей глубиной она не допускает однозначных толкований, банального морализаторства, делает героев романа не выразителями расхожих мнений, а живыми людьми, вызывающими читательское понимание и сочувствие.

Называя эту мысль «мыслью семейной», Толстой не ограничивается историями нескольких русских семейств – Карениных, Левиных, Облонских. В них должна была отразиться вся Россия, с ее внутренним разладом, «мучительной неправдой» жизнеустройства, которые остро чувствовал великий художник. Оттого так неоднозначны события и характеры в романе «Анна Каренина», оттого право судить героев Толстой оставляет только Богу. «Мне отмщенье, и Аз воздам».

В 1878 году, когда окончательный вариант романа уже готовился к печати, Толстой вписал в рукопись эпиграф к первой части: «Все счастливые семьи похожи друг на друга , каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Далее следовало начало первой главы: «Все смешалось и спуталось в доме Облонских». Затем писатель соединил эти фразы и таким образом создал блистательное по своей лаконичности двойное вступление в роман – философское и событийное. «Все смешалось в доме Облонских…» – эта фраза стала емкой формулой, определившей тематическое ядро романа и охватившей общие закономерности эпохи и частные обстоятельства семейного уклада.

В романе две параллельно развивающиеся любовные истории: неуклюжий, застенчивый Константин Левин, ищущий любви милой княжны Щербацкой, и богатый петербургский аристократ Алексей Вронский. Все начинается с того, что из Петербурга в Москву приезжает молодая красивая дама Анна Аркадьевна Каренина. Она должна уладить скандал в семье брата – Стивы Облонского. Здесь и происходит ее знакомство с блестящим петербургским аристократом Алексеем Вронским.

У Толстого все образы романа «Анна Каренина» выявляют его нравственную позицию. Толстой показывает любовные отношения своих героев не как внешние события романной фабулы, а как их внутреннее состояние, осознаваемое как персонажами романа, так и читателями постепенно. Писателю важно показать чувства персонажей в непрерывном развитии, в переплетении меняющихся состояний. Отношения героев в романе часто выявляются через неожиданные характерные детали, в том числе через портретное описание внешности, а именно выражение лица, блеск глаз, улыбку, мимику и так далее. Это и есть толстовская «диалектика души», психологический анализ, позволяющий увидеть рождение, развитие и подлинный смысл чувства, за которым следуют мысли.

По мысли О.В.Барабаш, можно говорить о многообразии способов изображения портрета в романе «Анна Каренина». Из них следует выделить два типа: статичный портрет и собственно-психологический. Статичный портрет содержит наибольшее количество типизированных характеристик, отражает устойчивые черты личности, которые не изменяются в зависимости от душевного состояния персонажа. Он свойственен второстепенным героям романа и выполняет функцию художественного обобщения, олицетворяя некую силу, влияющую на судьбы главных действующих лиц. Таков портрет матери Вронского: «сухая старушка с черными глазами и букольками, с тонкими губами, с маленькой сухой рукой». Она в молодости имела «много романов, известных всему свету», но это не помешало ей впоследствии всячески чернить, корить, травить Анну за ее связь с Вронским. Интересна почти незаметная деталь в описании Долли – ее сухая, худая рука.

Собственно-психологический портрет не только дает описание внешнего облика героя, но и отражает динамику развития его личности. Такой портрет имеют центральные персонажи романа – Анна, Вронский , Каренин, Левин, Кити – и люди их семейного окружения. По способу описания психологический портрет может быть скрытым или явным. Приемы изображения портретов героев разнообразны: это и объективная авторская оценка, и впечатление героя, которое, в свою очередь, может иметь речевое выражение, а может представлять собой субъективное внутреннее восприятие. Особое стилистическое значение приобретает в портрете укрупненная деталь, наполняющая образ психологическим и нравственным содержанием. Это является у Л.Н. Толстого одним из новаторских средств психологического изображения, которое получит свое дальнейшее развитие в позднем творчестве писателя, в частности в романе «Воскресение», повести «Хаджи Мурат», а также в прозе А.Фадеева, М.Шолохова, А.Толстого.

Эту особенность в творчестве Толстого очень точно заметил известный критик Д.И.Писарев, который писал: «Никто далее его не простирает анализа, никто так глубоко не заглядывает в душу человека…» И это при том, что Д.И.Писарев не успел дочитать роман «Война и мир» и не дожил до появления «Анны Карениной» (критик погиб совсем молодым), но он понял глубинную сущность творческой мысли Л.Н.Толстого и точно ее описал, говоря о том, что сюжеты толстовских произведений служат всепроникающему психологическому анализу, «диалектике души».

В начале романа страдающая, подурневшая Долли, невестка Анны, почти с завистью говорит о счастье и здоровье красавицы-золовки. Однако в этих словах почти верное понимание того, что брак Анны фальшив и лжив. Долли не нравился дом Карениных: что-то было фальшивое во всем складе их семейного быта. «Дарья Александровна, в кофточке и с пришпиленными на затылке косами уже редких, когда-то густых и прекрасных волос, с осунувшимся худым лицом и большими, выдававшимися от худобы лица, испуганными глазами, стояла среди разбросанных по комнате вещей…» (1ч., глава IV). Точно так же оказалась разбросанной жизнь Долли, когда ее муж, Стива Облонский, изменил ей с гувернанткой детей.

Человек тонкий и чуткий , Анна хорошо понимает, какое горе переживает Долли, сочувствует ей, в то время как красивый, неглупый Стива Облонский подумал обо всем, но забыл свою некрасивую, плачущую, беременную жену. Когда ему надо было выпросить прощение у жены, он «втянул голову в плечи», стараясь казаться жалким, но все равно имел вид сияющий. (1ч., глава IY)

Из этих точных портретных и психологических деталей складывается нравственная оценка героев, их мыслей и поступков.

Самая богатая и сложная характеристика в романе – это характеристика главной героини Анны. Известно, что внешний облик Анны Карениной сложился под впечатлением встречи Л.Н.Толстого со старшей дочерью А.С.Пушкина Марией Александровной Гартунг. То, что между Анной и Вронским завяжется роман, становится ясно с первой же их встречи. Анна приехала в Москву с матерью Вронского. Она с первой же встречи привлекает внимание Вронского. Он обращает внимание на ее изящество и скромную грацию. Его поражают ее «блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза» и чарует «сдержанная оживленность» порхающая «между блестящими глазами». Роман начинается с бала, на котором присутствуют и Кити, и Анна, и Вронский, и Облонский. Как счастлива Кити на балу. Все: и платье, и кружевная берта, и розовые туфли, и особенно черная бархатка медальона на шее – все говорило о безграничном счастье прелестной девушки. Но Вронский, почти официально признанный женихом Кити, начинает ухаживать за Анной. Кити сразу чувствует, что Вронский влюбился в Анну, которая очень хороша. «Она была прелестна в своем простом черном платье… Но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести». «Что-то чуждое, бесовское и прелестное» увидела в Анне Кити. (1 ч., глава XXII). Тем не менее Анна необыкновенно обаятельна. У нее тонкая, чуткая, отзывчивая душа. Анна сразу чувствует особое отношение Вронского и не может противиться его обаянию. Вронский с самого начала привлек ее внимание, с той минуты , когда она увидела его на вокзале, где он встречал свою мать, которая по странному стечению обстоятельств приехала в Москву вместе с Анной. Они проговорили всю дорогу. Анна оказалась настолько интересным собеседником, что с ней, по словам матери Вронского, «и поговорить, и помолчать приятно». (1 ч., глава XVIII).

Дурным предзнаменованием становится гибель путейного рабочего под колесами поезда. После гибели рабочего у Анны дрожали губы, и она с трудом удерживала слезы. Ее охватило предчувствие беды, неминуемой гибели. Перед ней замаячил страшный призрак смерти.

Жизнь героев, лишенная оправдания, выходит из повиновения, как та стихия – метель и ветер в ночь возвращения Анны в Петербург. Присутствие злой стихийной силы чувствуют Ленин, Каренин, Вронский. У Каренина не достигают желаемой цели его начинания; Вронский растерянно замечает, что «жизнь складывается не по правилам»; Левин чувствует, что какая-то сила противится ему. Не в силах противостоять силе любви, Анна понимает требования нравственного закона и испытывает чувство непреходящей вины, что указывает на ее глубокую высокую нравственную природу. Но она не нашла опоры, потому что на нее ополчилось ее окружение. «Все ложь, все обман, все зло», – говорит она. Вражда, грубая сила общественного мнения, невозможность реализовать стремление к самостоятельности губят ее. Она, в отличие от кузины Вронского Бетси Тверской, не владеет искусством притворства и лицемерия. Но она очень решительна, ее жесты – это жесты человека уверенного, принимающего быстрые и безоговорочные решения, умеющего анализировать поступки не только других людей, но и свои. Анна искренна: в разговоре с Долли она не скрывает, что на балу Вронский привлек ее внимание. Ей приятно внимание Вронского , но она торопится поскорее уехать из Москвы: ее пугает зарождающееся в ее душе чувство. Долли удивляется решению Анны так быстро уехать.

Анна совершенно неожиданно для себя встречает в поезде Вронского и вглядывается в него, возникшего словно из метели и ветра, на станции, где остановился состав. Анна видит выражение лица Вронского, его глаз, «это было выражение почтительного восхищения», и ее охватывает чувство радостной гордости, неудержимая радость и оживление сияют на ее лице. Но рассудком Анна боится того, чего желает ее душа. И на лице ее Вронский видит борьбу. «Ужас метели» казался тогда Анне «прекрасным», но «впереди плачевно и мрачно заревел густой свисток паровоза». (1 ч., глава XXX).

Л.Н.Толстой – мастер использования выразительной детали в портрете: Левин способен краснеть, что несомненно свидетельствует о его совестливости и высокой нравственности, тогда как мы ни разу не увидим краснеющими от укоров совести ни Стиву Облонского, ни Алексея Вронского. Прелестна 18-летняя Кити Щербацкая. Читатель видит ее глазами влюбленного Левина: «прелесть детской ясности и доброты», «небольшой белокурой головки, так свободно поставленной на статных девичьих плечах», «выражение ее глаз, кротких, спокойных и правдивых, и в особенности ее улыбка. Все в этой девушке переносило Левина в волшебный мир счастья. (1 ч., глава IX).

Довольно точно характеризует Алексея Вронского Облонский, говоря о том, что Вронский – «образец золоченой молодежи петербургской». Толстой часто подчеркивает блеск глаз Вронского, что несомненно свидетельствует о том, что Вронский - победитель. Он самолюбив, самоуверен, честолюбив. Когда Вронский встречает Анну, на его лице, всегда столь твердом и независимом, появляется выражение какой-то потерянности и покорности, похожей на выражение умной собаки, когда она виновата. Вронский влюбляется в Анну, но ему не нужна семейная жизнь, и именно в этом кроется трагедия Анны , которая в браке с немолодым Карениным была обделена любовью и семейным счастьем, но она не нашла этого счастья и в отношениях с Вронским.

Толстой хотел показать Анну «жалкой, но не виноватой», потому что видел, что его героиня не выдержит борьбы со своей средой. Анна оказывается пригвожденной к позорному столбу, в нее бросают «комья грязи» все, кто, собственно, сами были далеко не безгрешны. Но погибает Анна не от внешних причин, а от внутренних: любовь в ее душе перерождается в страдание. В первый раз Анна села в поезд, чтобы поехать в Москву, к брату Стиве Облонскому. В последний раз она приедет на станцию Обираловка в поисках Вронского, но не найдет его… Она увидит, как «мужичок, приговаривая что-то, работал над железом» и почувствует вдруг «невозможность борьбы». В этой сцене мы не видим портретного описания Анны, она раздавлена обстоятельствами и в душе ее последнее желание – умереть, уйти из жизни.

Тяжело переживает разрыв с Вронским Кити Щербацкая. На балу она точно заметила «Анна и Вронский одни в полной зале и что несчастье ее свершилось». Кити чувствовала себя раздавленной, и это отразилось на лице ее. Анна видит, что «лицо Кити только выражением отчаяния и удивления ответило на ее улыбку». И за тем, что Анна отворачивается от Кити и весело заговаривает с другой женщиной, конечно, замешательство и чувство вины, маскируемое деланной веселостью.

Когда по возвращении в Петербург она видит на вокзале мужа, встречающего ее, то испытывает какую-то странную досаду. Анна словно впервые видит некрасивые уши мужа, его холодную представительную фигуру, большие, усталые глаза, упорный и усталый взгляд, раздражающий ее медлительный тонкий голос. Она «ясно и больно» осознает свое давнишнее, похожее на состояние притворства чувство к мужу. (1 ч., глава XXX).

Огонь глаз Анны казался потушенным или припрятанным. Анна безраздельно отдается чувству любви, ей кажется, что она видит в темноте блеск собственных глаз. Она чувствует неприязнь к мужу. Она не хочет его видеть. Алексей Каренин понимает , что с Анной что-то случилось, потому что видит «блеск лица Анны, напоминающий всепожирающий страшный блеск пожара среди темной ночи» (2 ч., глава IX). Дух зла и обмана пронизывает атмосферу дома Каренина. Муж пытается урезонить Анну. Он говорит, что готов ее простить и все забыть, но Анна безумно любит Вронского и ничто не заставит ее вернуться к Каренину.

Петербургское окружение осуждает Анну. Интересно, что о ней сплетничают и ее осуждают даже те дамы, у которых тоже были романы, как например Бетси Тверская со своей сдержанной, злой и насмешливой улыбкой или та же старая княгиня Вронская. Алексей Каренин очень тяжело переживает измену жены, он намерен дать ей развод и при этом оставить сына при себе. Анне по-новому открылся человек, с которым она прожила восемь лет. Она видит страдающего человека, глаза которого «мрачно смотрели вперед себя… рот был твердо и презрительно сжат, в походке, в движениях, в звуке голоса была решительность и твердость… (4 ч., глава IX). Анна, хотя и называет мужа «злой министерской машиной, испытывает мучительное чувство вины перед ним.

Перед ней закрываются двери домов ее прежних знакомых. О ней злословят, ее осуждают. Ей не прощают искренности и душевной чистоты Анна же все больше и больше запутывается в своих отношениях с Вронским. Рожая внебрачного ребенка, дочь Вронского, Анна едва не умирает. Находясь между жизнью и смертью, в полубреду, она просит, чтобы муж приехал и простил ее перед смертью, она лепечет, казалось бы, бессвязные фразы, но за ее отрывочными словами и сияющим от смертного волнения взглядом кроется не страх смерти , а страх уйти из жизни непрощенной. Алексей Александрович прощает ее, более того, он испытывает к ее ребенку нежные отеческие чувства. Исключительным в судьбе Анны было сознание своей вины перед близкими ей людьми, перед самой собой, перед жизнью. В силу этого Анна становится героиней толстовского художественного мира с его высоким идеалом нравственного самосознания.

Выздоровев, Анна возвращается к Вронскому, и они уезжают в Италию. Интересен эпизод, в котором Вронский приглашает талантливого художника Михайлова нарисовать портрет Анны. Мы не находим детального описания портрета и видим его глазами Вронского, который искренне удивлялся тому, что художник «посмотрел и написал» портрет, то есть нашел «это самое милое ее душевное выражение». Но следует обратить внимание на авторскую сопроводительную ремарку: «выражение… было так правдиво, что ему (Вронскому) и другим казалось , что они давно знали его». Вот именно казалось. Вронский не мог понять, что было в душе Анны, тогда как художник это понял. Не потому ли его тяготило вынужденное общение с Вронским, Анной, лицемерным и довольно ограниченным Голенищевым. И не потому ли он избегал разговоров с Анной. Ведь в противном случае задача его осложнилась бы неимоверно. А так достаточно было творческой находки милого душевного выражения Анны. (5 ч., глава XII). Портрет получился замечательный. Позже уже в Петербурге, на него не сможет без волнения смотреть Константин Левин. Михайлов создал большой, во весь рост портрет, на котором была «живая прелестная женщина с черными вьющимися волосами… победительно и нежно смотревшая на него (Левина) смущавшими его глазами».

У Константина Левина сложные отношения с братом Николаем. Левин, вглядываясь в болезненное, чахоточное лицо брата, испытывает к нему острую жалость и понимает, что беспорядочная, сумбурная жизнь Николая – это вызов существующему в жизни злу, поиск справедливости. Сам Левин пытается понять абсурдно устроенную жизнь, когда женщину судят за то, что она хочет уйти из дома разврата, когда человека осмеивают за то, что он набожен , религиозен, ищет узды на свою страстную натуру, но, когда его «прорывает» и он начинает пить, жить с женщиной, взятой из публичного дома, от него с омерзением отворачиваются и никто не протягивает ему руку помощи. Левин понимает, что брат Николай не виноват в том, что «родился с своим неудержимым характером и стесненным чем-то умом». Левин любит брата и готов ему помочь. Он просит Николая перейти жить в отцовский дом и готов принять его вместе с Машей, той самой, которую Николай взял из публичного дома. Левин стремится к семейному счастью, хочет любви, детей, душевного покоя. Он женится на любимой девушке – Кити, у него рождается сын, что еще нужно для полного счастья. А Левин в смятении – душа его полна тревоги за будущее. Важно отметить, что в романе «Анна Каренина» портретная характеристика героев тесно смыкается с речевой характеристикой и с психологическим анализом характеров героев, которые всегда идут неизведанными путями. Но смысл психологического анализа заключается в выборе единственных решений из множества возможных вариантов. Интересен эпизод, в котором оскорбленный Алексей Каренин говорит Анне: «Да, вы только себя помните, но страдания человека, который был вашим мужем, вам не интересны. Вам все равно, что он пеле…педе… пелестрадал». Эти слова заставили Анну смутиться, хотя она и без того понимала, что виновата перед ним.

Роман «Анна Каренина» учит читателей уважению к человеку, к его делам и заботам, к требованиям его души. Поэтому, несмотря на трагический сюжет, роман производит жизнеутверждающее впечатление.

Он говорил, что задача его сделать
эту женщину только жалкой, и не виноватой”.
С. Толстая
После окончания работы над романом “Война и мир” Лев Николаевич “увлекся” проблемами семьи и брака. Окружающая его действительность давала много материала о семейной жизни, и Толстой приступил к работе над новым романом “Анна Каренина”.
Выдвинутая вначале тема семьи оказалась взаимосвязанной с общественными, социальными, философскими вопросами – произведение постепенно разрослось до крупного социального романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь. Завязка проста, даже банальна. Замужняя женщина, мать восьмилетнего ребенка, увлекается блестящим офицером.

Но все просто лишь на первый взгляд. Анна вдруг осознала, что I не может себя обманывать, она мечтает о любви, что любовь и жизнь для нее синонимы. В этот решающий момент она не думает ни о ком, кроме Алексея Вронского.

Неумение обманывать, искренность и правдивость героини вовлекают ее в серьезный конфликт с мужем и тем обществом, в котором она живет.
Анна сравнивает мужа с бездушным

Механизмом, называет его “злой машиной”. Каренин все чувства проверяет нормами, установленными государством и церковью. Он страдает от измены жены, но как-то очень своеобразно, хочет “отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни”.

Он живет умом, а не сердцем. Именно его рациональность подсказывает путь жестокого отмщения Анне. Алексей Александрович Каренин разлучает Анну с горячо любимым сыном Сережей.

Героине приходится выбирать, и она делает “шаг” в сторону Вронского, но это гибельный путь, он ведет к пропасти. Анна ничего не хотела менять в своей жизни, это рок все повернул. Она идет по уготованному ей пути, страдая и мучаясь.

В единый узел противоречий сплелись любовь к оставленному сыну, страсть к Вронскому, протест против ложной морали общества. Анна не в силах решить эти проблемы. Она хочет уйти от них.

Просто жить счастливо: любить и быть любимой. Но как недостижимо для нее простое человеческое счастье!
Разговаривая с женой брата, Анна признается: “Ты пойми, что я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа – Сережу и Алексея. Только эти два существа я люблю, и одно исключает другое. Я не могу их соединить, а это мне одно нужно.

А если этого нет, то все равно. Все, все равно…”
Анна с ужасом понимает, что для Вронского недостаточно одной страстной любви. Он человек “общества”. Ему хочется быть полезным, добиваться чинов и видного положения. Тихая же семейная жизнь не для него.

Ради этого человека и его честолюбивых планов она пожертвовала всем: покоем, положением в обществе, сыном… Анна понимает, что сама себя загнала в тупик.
Писатель еще в эпиграфе: “Мне отмщение и аз воздам” заявил, что его героиню судить не светским ханжам, а Творцу. В романе эта мысль не раз подтверждается. Старая тетка Анны говорит в разговоре с Долли: “Их будет судить Бог, а не мы”.

Кознышев в разговоре с матерью Вронского утверждает: “Не нам судить, графиня”. Таким образом Толстой противопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим “зло, ложь и обман”, мудрость библейского изречения, взятого для эпиграфа.
Изначально автор хотел изобразить женщину, потерявшую себя, но не виноватую. Постепенно же роман вырос в широкое обличительное полотно, показывающее жизнь пореформенной России во всем ее многообразии. В романе представлены все слои общества, все классы и сословия в новых социально-экономических условиях, после отмены крепостного права.
Говоря же об Анне Карениной, Толстой показал, что ее волнуют лишь сугубо личные проблемы: любовь, семья, брак. Не найдя достойного выхода из сложившейся ситуации, Анна решает уйти из жизни. Она бросается под поезд, так как жизнь в теперешнем ее положении стала невыносимой.
Сам того не желая, Толстой вынес суровый приговор обществу с его лживой ханжеской моралью, доведшей Анну до самоубийства. В этом обществе нет места искренним чувствам, а лишь установленным правилам, которые можно обойти, но скрываясь, обманывая всех и себя. Искреннего, любящего человека общество отторгает, как инородное тело.

Толстой осуждает такое общество и установленные им законы.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Анна Каренина Анна Каренина – главная героиня одноименного романа Л. Н. Толстого и одна из наиболее популярных женских образов в русской литературе. Анна молодая привлекательная женщина из высшего общества, жена известного чиновника А. А. Каренина, сестра Степана Облонского. Она не просто красива, а отличается особой изысканностью и грацией. По натуре она весела, добра и приятна […]...
  2. В Москве Анне благодаря ее отзывчивости удается примирить Стиву и Долли Облонских, что вызывает благодарность и любовь брата, и невестки. Анной искренне увлекается и Кити, восемнадцатилетняя сестра Долли, которая влюблена в Вронского. Кити мечтает о бале, от которого ожидает полноты счастья, потому что верит – Вронский сделает предложение ей именно там. Разговаривая с Анной, девушка […]...
  3. Л. Н. Толстой задумал и написал свой роман “Анна Каренина” в переломный период, в 1873-1875 годы, когда русская жизнь переживала огромные изменения. Автор отразил в своем произведении все особенности той драматической эпохи. В романе “Анна Каренина” писатель повествует не столько о частной жизни отдельной семьи, сколько о состоянии всего общества, в котором царит всеобщий разрыв […]...
  4. “Мир Константина Левина” (по роману “Анна Каренина”) Роман Льва Николаевича Толстого “Анна Каренина”, заду­манный автором как произведение, решающее вопросы семьи и брака, постепенно дополняется вопросами социальными, обще­ственными, нравственными. Толстой показывает жизнь поре­форменной России во всем ее многообразии. В его произведении представлены все классы и сословия. Новая действительность только начинающей “укладываться” капитализирующейся России вторгается в помещичий […]...
  5. Лев Николаевич Толстой – великий писатель-философ. Он сумел поставить в своих работах столько важных вопросов, сумел подняться до такой художественной высоты, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе. Вершиной его творчества явился роман-эпопея “Война и мир”. Многие страницы этого романа посвящены семейной теме – одной из “любимых” писателем. Свои взгляды […]...
  6. Цель: продолжить знакомство учащихся с романом “Анна Каренина”, проанализировать образ Анны, исследовать причины противоречивости этого характера, развивать умение анализировать, сопоставлять и делать выводы, воспитывать у десятиклассников настоящие моральные ценности, любовь к жизни, семьи. Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, Анны Карениной (открытка XIX в.), видео, мультимедийная презентация, песня А. Пугачевой “Анна Каренина”. Тип урока: урок-исследование Интеграционный […]...
  7. Одним из самых величайших произведений всей мировой литературы является роман Льва Николаевича Толстого “Анна Каренина”. Его историчность и социальность поражает своей глубиной и достоверным отражением взглядов и мыслей описанного времени. “Анна Каренина” стала открытием современности конца 19 века, его закономерностей и скрытых в глубине происходящих событий. Герои романа – это люди, которые выросли при крепостном […]...
  8. Один из героев романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина” Константин Левин явился новым образом в русской и мировой литературе. Это образ не “маленького”, не “лишнего” человека. По всему своему складу, содержанию мучающих его общечеловеческих вопросов, цельности натуры, свойственному ему стремлению претворять идею в действие Константин Левин – мыслитель-деятель. Он призван к страстной, энергичной общественной деятельности, […]...
  9. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что роман Л. Н. Толстого “Анна Каренина” – один из самых известных романов русской литературы. Его хорошо знают не только в России – это произведение является одной из “визитных карточек” русского искусства. По роману Толстого снято около двух десятков фильмов, спектакли на его основе играют на театральных сценах […]...
  10. Вронский Алексей Вронский – один из главных персонажей романа А. Н. Толстого “Анна Каренина”, граф, флигель-адъютант, представитель “золотой молодежи” Петербурга и завидный жених. Вронский богат, красив и образован. Он происходит из благородной семьи и имеет большие связи в свете. Несмотря на видимое почтительное отношение к матери, теплых чувств к ней не испытывает. Он человек не […]...
  11. 8 марта 1877 г. Софья Андреевна Толстая записала в своем дневнике слова Льва Николаевича: “…чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в “Анне Карениной” я люблю мысль семейную, а в “Войне и мире” любил мысль народную, вследствие войны 12-го г.”. Вы понимаете, конечно, что обе эти мысли и в первом, […]...
  12. Роман “Анна Каренина” является не только одним из самых известных романов Л. Н. Толстого, но и одним из наиболее популярных произведений русской классической литературы во всем мире. В романе описывается много проблем и характеров, но на первое место выходит одна из самых серьезных проблем общества – трагедия семейной жизни. Ведь окружающий автора мир давал почву […]...
  13. Трагедия Анны Карениной Роман “Анна Каренина” был задуман и написан в переломный для России момент, когда все сферы жизни видоизменялись. И Лев Николаевич Толстой, как человек творческий, не смог оставаться в стороне от этого драматизма эпохи и социальных перемен в стране. Он наиболее ярко попытался показать безлюбовную семью той эпохи, как символ всего безлюбовного человечества. […]...
  14. Семейная тема – одна из ключевых тем в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”. На мой взгляд, “мысль семейная”, наряду с “мыслью народной”, занимает главное место в этой гениальной эпопее. Важно, что именно в семье писатель видит “образец в миниатюре” тех отношений, которые, на его взгляд, должны существовать в обществе. В своем романе Толстой […]...
  15. Анна Каренина – это центральный образ всемирно известного одноименного романа Льва Николаевича Толстого. Писатель хотел в первую очередь описать образ дамы из светского общества, которая может легко и непринужденно завлекать мужчин. Литературные исследователи твердят, что Толстого подтолкнули к написанию романа мотивы творчества Пушкина, а именно прозаические отрывки “Гости съезжались на дачу” и “На углу маленькой […]...
  16. Алексей Вронский – герой романа Л. Толстого “Анна Каренина”. Вронский происходит из богатой и известной в обществе семьи, получил хорошее образование, много путешествовал. Несмотря на внешне почтительное отношение к матери, не испытывает к ней теплых чувств, так как сам не знал теплоты семейного очага и страдал от ее легкомысленных любовных связей. Находился на военной службе […]...
  17. Есть в близости людей заветная черта, Ее не перейти влюбленности и страсти. А. Ахматова Перечитывая “Евгения Онегина”, Лев Толстой подумал о том, что случилось бы с героиней, если бы она изменила мужу. Так, “благодаря божественному Пушкину”, родился замысел “Анны Карениной”. В самом начале работы над романом Толстой, я думаю, хотел “высечь” свою героиню за то, […]...
  18. К Стиву Облонскому в Москву приехала его сестра – Анна Каренина. Когда Стива встречал ее на вокзале, она встретилась взглядом с молодым офицером, который встречал там Графиню Вронскую – свою мать. В это время произошла беда на вокзале: поезд переехал насмерть местного сторожа. Анна почему-то запомнила этот случай и решила, что это плохая примета. Затем […]...
  19. Каренин Алексей Александрович Каренин – один из центральных персонажей романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина”, муж главной героини, высокопоставленный государственный деятель. Каренин весьма влиятелен в светском обществе. Его уважают за честность, порядочность и рассудительность. Основные черты его характера – целеустремленность, трудолюбие, преобладание воли, упорядоченность в делах и чувствах. Его дни расписаны поминутно на неделю вперед. […]...
  20. В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” “мысль семейная” выражается при помощи неявного сопоставления трех семей: Ростовых, Болконских и Курагиных. Ростовы – полные жизни, естественные и искренние. В их доме всегда кипит жизнь, полно гостей, и почти все члены семьи жизнерадостны, общительны. Граф Ростов – радушный хозяин, двери дома которого всегда открыты, он готов […]...
  21. “МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ” В “ВОЙНЕ И МИРЕ” …Характеристика различных кругов дворянского Общества идет в романе (“Война и мир”) По семьям, по родовым гнездам. С. М. Петров Л. Н. Толстой писал, что в “Войне и мире” он любил “мысль народную”, а в “Анне Карениной” – “мысль семейную”. Но крепость семьи, сходство людей “одной породы”, их нравственная близость, […]...
  22. Роман “Анна Каренина” одно из величайших произведений русской литературы. В романе объединены черты, характерные нескольким видам романного творчества. В первую очередь произведение можно охарактеризовать как семейный роман. В центре сюжета жизнь и судьба нескольких семей. Семейные отношения и конфликты выдвинуты на первый план произведения. В тоже время через историю семейных отношений описывается множество социальных и […]...
  23. Роман Толстого “Анна Каренина” произведение, где в центре внимания оказываются семейные отношения. Анна Каренина – героиня романа, представительницы высшего света, где зачастую, под маской благопристойности скрывалось распутство, предательство и иные пороки. Жизнь общества была настолько полна фальши, наигранности, что любое проявление живого и естественного вызывало непонимания и осуждение. Анна Каренина несколько отличалась от этого общества, […]...
  24. Граф Вронский, аристократ со звучной фамилией, один из высшей петербургской элиты, перед ним открыта военно-дворянская карьера, к возможностям которой он относится с достоинством: независимо и спокойно. Человек чрезвычайно богатый и одновременно простой и откровенный. Он – всегда уверен в себе и очень привлекателен. Этому способствуют богатство, светские связи и милость императора. Алексей Вронский появляется в […]...
  25. Смерть Анны Карениной была безальтернативна по закону, который вывел и согласно которому творил Л. Н. Толстой: семья – это самое важное в жизни человека. Этот постулат он с успехом доказал в романе “Война и мир”. И он же является ключевым для раскрытия замысла романа “Анна Каренина”. Анна бросила мужа и ребенка, пожертвовала священными узами брака […]...
  26. Дружно… живите. М. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель сложный, но в то же время ясно и просто излагающий самые высокие философские вопросы в своих произведениях. Его роман “Белая гвардия” рассказывает о драматических событиях, разворачивающихся в Киеве зимой 1918-1919 годов. Писатель диалектически рассуждает о деяниях рук человеческих: о войне и мире, о вражде человеческой и […]...
  27. Тяжело больная Анна в бреду произносит: “…какая странная, ужасная судьба, что оба Алексея, не правда ли?” Любой писатель легко мог бы придумать для своих героев разные имена. Но автору “Анны Карениной” для чего-то понадобилось сделать Каренина и Вронского тезками. Может быть, все дело в значении имени? В переводе с греческого “Алексей” значит защитник (а “Анна” […]...
  28. Как известно, связь персонажа и его портрета в художественном произведении взаимообусловлена. Через описание внешности героя автор раскрывает его внутренний мир, его подлинную сущность. Так, в “Анне Карениной” психологический портрет является одним из важнейших средств создания художественных образов. Главной особенностью Толстого-психолога является умение выделить ту или иную деталь, черту в облике героя, без которой он впоследствии […]...
  29. Самый лучший человек тот, который Живет преимущественно своими Мыслями и чужими чувствами, самый Худший сорт человека, который живет Чужими мыслями и своими чувствами. Л. Н. Толстой Уход Л. Н. Толстого из дому в октябре 1910 года потряс весь мир. Что заставило великого писателя совершить такой шаг? Чтобы ответить на этот вопрос, следует перечитать “Анну Каренину”, […]...
  30. Лев Николаевич Толстой – непревзойденный мастер прозы, причем прозы большой и глубоко психологической, проблемы любви и обязанности в его произведениях занимают заметное место. Ф. Достоевский в “Дневнике писателя” писал: “Анна Каренина” является совершенством как художественное произведение… к которому ничто подобное из европейских литератур не может приравняться…”. Автора, прежде всего, интересует любовь, которая способная быть единственной […]...
  31. Интерес к роману Л. Н. Толстого “Анна Каренина” так велик во всем мире, что существует множество вариаций этого произведения, представленных в различных видах искусства. Есть среди них и те, которые заслуживают бесспорного внимания. Так, настоящим культурным событием в мире стало создание известным композитором Родионом Щедриным в 1972 году по роману “Анна Каренина” одноименного балета. Главную […]...
  32. После окончания “Войны и мира” Толстой усиленно изучал материалы об эпохе Петра Первого, решив посвятить ей свое новое произведение. Однако современность вскоре настолько захватила писателя, что он приступил к созданию произведения, в котором широко и разносторонне показал пореформенную русскую жизнь. Так возник роман “Анна Каренина”, который произвел необыкновенно сильное впечатление на современников. Реакционных критиков напугала […]...
  33. Роман Льва Николаевича Толстого ” Анна Каренина “, задуманный автором как произведение, решающее вопросы семьи и брака, постепенно дополняется вопросами социальными, общественными, нравственными. Толстой показывает жизнь пореформенной России во всем ее многообразии. В его произведении представлены все классы и сословия. Новая действительность только начинающей “укладываться” капитализирующейся России вторгается в помещичий быт. На примере семьи Левина […]...
  34. Роман, задуманный Толстым на семейную тему, в силу углубленной и всесторонней разработки поставленной проблемы, естественно и почти незаметно перерастает первоначальный авторский замысел и становится одновременно и семейным, и нравственно-проблемным, и общественно-обличительным. Исходная сюжетная линия романа – это линия Анны. Недаром и роман называется ее именем, и основная нравственная проблема связана прежде всего именно с ней. […]...
  35. Как и во всех других случаях, Толстому долго не давалось начало его романа. Одиннадцать раз начинал он “Анну Каренину”, отбрасывая одну за другой не удовлетворявшие его страницы. В одном из ранних набросков Толстой дал роману заглавие “Молодец-баба” 2. Вслед за этим заглавием возникали другие: “Две четы”, “Два брака”. Однако ни одно из них не закрепилось […]...
  36. Бывает, мы просто съезжаем светлого шоссе на обочину жизни… Черная полоса заканчивается, а белая еще и не маячит на горизонте, когда обстоятельства подкашивают так, что даже земля будто бы неотвратимо ускользает из-под ног, когда бросает в глубочайшую пропасть безысходности. Кажется, все потеряно, истины опровергнуты, веру забрали – и кто знает, для чего ты остался тут, […]...
  37. Цель: углубить, подытожить и обобщить знания учеников о произведении, его идейно-художественных особенностях; развивать навыки выделения главного, обобщение, высказывание собственного обоснованного оценивания; воспитывать высокие морально-этические принципы, эстетичные вкусы. Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему. Тип урока: систематизация и обобщение изученного. Что плохо? Что хорошо? Что нужно Любить, что ненавидеть? Ради чего Жить, и […]...
  38. Роман Льва Николаевича Толстого “Анна Каренина” – один из самых читаемых книг по всему миру. Его неоднократно экранизировали. О нем много писали, его часто критиковали, но, скорее, не за суть и содержание, а за его структуру. Ведь, главная героиня погибает в седьмой главе, а в романе их восемь. В центре сюжета – семейное ценности и […]...
  39. ­О сложной любви Книга Льва Толстого “Анна Каренина” является воплощением русской классики. Вряд ли найдется еще одно подобное произведение, передающее атмосферу дворянской и крестьянской жизни девятнадцатого века на Руси так же ярко и подлинно. “Анна Каренина” – это многогранная работа. Она описывает и народные настроения того времени, и присущие обществу традиции, и любовные перипетии. Основной […]...

Роман «Анна Каренина» был задуман и написан в переломную эпоху, в 1873-1875 годах, когда русская жизнь преображалась на глазах. И Толстой как художник и человек был неотделим от этой драматической эпохи, которая и отразилась в его романе рельефно и отчетливо. Роман начал печататься в журнале «Русский вестник» с января 1875 года и сразу вызвал в обществе и русской критике бурю споров, противоположных мнений и отзывов от благоговейного восхищения до разочарования, недовольства и даже возмущения.

«Анна Каренина» - роман о всеобщем разрыве, каком-то всеобщем разводе во всех сферах жизни. Тут все одиноки и не могут понять друг друга, потому что утерян ключ любви, без которого нет семейной жизни. Безлюбовная семья выступает в романе как обобщенный образ всей безлюбовной жизни человечества. Критикуя глазами семьи весь современный ему социальный строй, Толстой не выходит за рамки семейной темы; он раздвигает эти рамки, расширяет эту тему до всей жизни человечества.

Образ главной героини романа не сразу сложился у автора. В процессе работы Толстой последовательно возвышал облик Анны, наделяя ее не только замечательной физической красотой, но и богатым внутренним миром, незаурядным умом, способностью к беспощадному самоанализу. Это один из сравнительно редких случаев в художественной практике Толстого, когда в образе героини нет противоречия между наружностью и внутренней сущностью. Моральная чистота и нравственная порядочность Анны, не желавшей приспосабливаться, обманывать себя и других в соответствии с «нормами» светской жизни, послужили главной причиной ее смелого решения - открыто уйти от нелюбимого мужа к Вронскому, что и стало источником и причиной ее резкого конфликта с окружающей средой, которая мстит Анне именно за ее честность, независимость, пренебрежение к лицемерным устоям фальшивого в основе своей светского общества. Противопоставление жизнелюбия Анны безжизненности Каренина в романе проводится последовательно с характерной для художественного мышления Толстого заостренностью на непримиримости противоречия. Когда Алексей Александрович столкнулся с мыслью о том, что супруга способна ему изменить, он почувствовал, что «стоит лицом к лицу перед чем-то нелогичным и бестолковым. Он стоял лицом к лицу перед возможностью любви в его жене к кому-нибудь, кроме него, перед жизнью. И любой раз, когда он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся от нее».

Настоящая жизнь для Толстого - это страстное стремление и умение человека существовать жизнью всех людей, общей жизнью и каждой отдельной человеческой жизнью. Только такая жизнь для Анны Карениной и представляется настоящей. Анна наделена самым ценным, с точки зрения Толстого, человеческим даром: даром общения, открытости для всех, понимания всех и умения совместного чувствования с другими людьми. Это и создает поэтический мир героини. В романе противопоставлены жизненность Анны безжизненности Каренина. Любовь, вспыхнувшая в Анне, - это сама жизнь как она есть, со всей ее путаницей, неразберихой, не укладывающаяся ни в какие схемы. Каренин же хотел отстраниться от любви свое жены к другому человеку, сделать вид, что этого просто нет. Отношение Алексея Александровича к Анне воплощает сущность его отношений с самой жизнью: игнорирование живой сложности, замена ее искусственной стройностью внешней логики. Их семейные отношения были насилием над жизнью – медленным, повседневным, постоянным угнетением, при всей незлобности и даже скрытой доброте Алексей Александровича.

Тема одиночества в любви пронизывает весь роман. Ей также посвящена и вся история отношений Анны и Вронского. Любовь Анны и Вронского обречена в романе с самого начала и этому предшествует дурное предзнаменование - погибель человека под колесами поезда, прообраз гибели героини, гибели любви. Так уже само знакомство Анны с Вронским окрашено мыслью о смерти. И история любви оказывается историей смерти. Близость, установившуюся между Вронским и Анной, Толстой изображает как убийство. Любовь Анны неизбежно должна была прийти к своему отрицанию, превращению в свою противоположность. Любовь, которая по сути означает самое полное единение людей, превращается в самое полное разъединение. С того самого момента, когда Анна начинает любить, она приходит в неразрешимое противоречие со всеми формами общественных отношений. Получается, что именно человечность любви Анны сама по себе неизбежно приводит героиню к обособлению от всех и от всего, кроме любимого человека, а в конечном счете и от него. Уже незадолго до своей гибели Анна сама начинает сознавать, что именно глубина ее чувства к Вронскому разобщает ее и с ним. Для Анны роман с Вронским – роман всей ее жизни, но он не создан для той любви, которой она ждет от жизни. Причина гибели любви заключены в самой любви, в этой неизбежной сосредоточенности только на себе самой. Это и порождает «беспричинное» раздражение, вспышки «беспричинной» ненависти. Даже сами разговоры о любви начинают раздражать Вронского. Бунт Анны против лживой морали света оказывается бесплодным. Она становится жертвой не только своего конфликта с обществом, но и того, что есть в ней самой от этого самого общества («дух лжи и обмана») и с чем не может примириться ее собственное нравственное чувство.

В гибели Анны виноваты не лица, представляющие общество. В гибели Анны виновно само устройство общества. Безжизненное общество, безжизненная действительность убивает любовь тем, что лишает ее содержания: жизни. Но истоки трагедии Анны не только во внешних препятствиях, но и в ней самой, в характере ее страсти, в невозможности уйти от укоров совести.

Замысел писателя показать женщину, потерявшую себя, но не виноватую, подчеркивается эпиграфом к роману: «Мне отмщение и аз воздам». Смысл эпиграфа в том, что судить человека, его жизнь и поступки может бог, но не люди. Не светским ханжам судить Анну. Мысль эпиграфа несколько раз звучит в словах действующих лиц романа. Старая тетка Анны говорит Долли: «Их будет судить бог, а не мы». Сергей Иванович Кознышев, встретившись с матерью Вронского, в ответ на осуждение Анны говорит: «Не нам судить, графиня». Библейское изречение, взятое для эпиграфа, Толстойпротивопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим «Зло, ложь и обман» «…все это переворотилось и только укладывается» Трагический жизненный путь Анны проходит в пореформенную эпоху. Сложные вопросы о браке,любвии семье Толстой рассматривает в связи с самыми различными сторонами современной ему действительности, когда на смену политическим и нравственным основам крепостнического строя пришли новые, буржуазные. В романе представлены петербургские сановники, военно-дворцовые круги, московское и поместное дворянство; земские деятели; адвокаты и другиечиновники; служащие в дворянских семьях учителя, врачи, управляющие имениями, приказчики, буржуазные дельцы, слуги, деревенские мужики – словом, все классы и сословия в новых социально-экономических условиях, после отмены крепостного права. Своеобразие жанра «Анны Карениной» состоит в том, что в романе этом объединены черты, свойственные нескольким видам романного творчества. Он закл-т в себе прежде всего особенности, характеризующие семейный роман. История не­с-х семей, семейные отношения и конфликты выдвинуты здесь на первый план. Не случайно Толстой подчеркивал, что при создании «Анны Карениной» им владела мысль семейная, в то время как, работая над «Войной и миром», он хотел во­плотить мысль народную. Но вместе с тем «Анна Каренина» - это не только семейный роман, но и роман социальный, психо­логический, произведение, в котором история семейных отно­шений тесно соединяется с изображением сложных обществен­ных процессов, а обрисовка судеб героев неотделима от глубокого раскрытия их внутреннего мира. Показывая движе­ние времени, характеризуя становление нового социального порядка, образ жизни и психологию различных слоев общества, Толстой придавал своему роману черты эпопеи.

"

Сиотанова Дарья

Работа написана ученицей 11 класса для школьной Научно-практической конференции.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение………………………………………………………………………….2

  1. Личностные отношения героев романа……………………………....4
  1. Семья Карениных……………………………………………………4
  2. Семья Левиных……………………………………………………...7
  3. Семья Облонских…………………………………………………....9
  1. Быт и положение в обществе………………………………………….11

2.1. Семья Карениных…………………………………………………….11

2.2. Семья Левиных…………………………………………………….…13

2.3. Семья Облонских…………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………..15

Список использованной литературы……………………………………….16

Введение

Данная работа посвящена исследованию «идеала семьи» Л.Н. Толстого. Актуальность этой работы заключается в том, что в наше время «семейный вопрос» стоит очень остро. В романе рассматриваются как молодые семьи, так и пары, которые создавали свой союз на протяжении многих лет. Этот роман ценен не только как художественное произведение, но и как наставление всем людям, имеющим свою семью.

Цель данной работы – сравнить три семьи (Облонских, Карениных и Левиных) и найти «идеал семьи» по мнению Л.Н. Толстого.

Объектом исследования данной работы будет являться сам текст романа Льва Николаевича Толстого “Анна Каренина”, а также дневники и письма писателя.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие конкретные задачи:

1) Изучить быт каждой семьи;

2) Рассмотреть личностные отношения героев в семье;

3) Рассмотреть положение семей в обществе;

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В работе будут использоваться следующие методы исследования:

1) сравнение, аналогия

2) умозаключение

3) сопоставление

Лев Николаевич Толстой один из самых значительных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя, просветитель, публицист, в конце жизни основатель нового религиозно-нравственного учения - толстовства. В конце 50-х Л.Н. Толстой познакомился с Софьей Андреевной Берс, дочерью московского доктора из остзейских немцев. Ему шёл уже четвёртый десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет. Ему казалось, что разница эта очень велика, его любовь была бы невзаимной, брак был бы несчастлив и рано или поздно молодая женщина полюбила бы другого, тоже молодого, как и сама она человека. Исходя из волновавшего его личного мотива, он пишет свой первый роман, “Семейное счастье”, в котором сюжет развивается именно по этому пути. В действительности роман Толстого разыгрался совершенно иначе. Три года вынесши в сердце своём страсть к Софье, Толстой осенью женился на ней, и на долю его выпала самая большая полнота семейного счастья, какая только бывает на земле. В лице своей жены он нашёл не только вернейшего и преданного друга, но и незаменимую помощницу во всех делах, практических и литературных. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые, дополняемые и исправляемые произведения, причём своего рода стенограммы, то есть не окончательно договорённые мысли, не дописанные слова и обороты под её опытною в дешифрировании этого рода рукою часто получали ясное и определённое выражение. Для Толстого наступает самый светлый период его жизни - упоения личным счастьем, очень значительного благодаря практичности Софьи Андреевны, материального благосостояния, величайшего, легко дающегося напряжения литературного творчества и в связи с ним небывалой славы всероссийской, а затем и всемирной.

1. Личностные отношения героев романа

1.1 Семья Карениных

Анна Каренина – светская замужняя женщина, а также мать восьмилетнего сына. Анна занимает высокое положение в обществе благодаря своему мужу. Она живет, так же как и все из ее окружения, обычной светской жизнью. Но Анна отличается от остальных светских людей. Она не умеет лицемерить. Анна всегда чувствует фальшь окружающих отношений, и это чувство усиливается после встречи с Вронским.

Алексей Александрович Каренин – муж героини, высокопоставленный петербургский чиновник. Основные черты характера – рассудительность, обладает силой воли. В начале романа Алексей Александрович Каренин – преуспевающий чиновник, постоянно поднимающийся по службе и укрепляющий свое светское положение. Он очень влиятельный человек, уважаемый в обществе за порядочность, честность, справедливость и трудолюбие.

Семья Карениных в романе раскрывает следующий тип отношений. Героиня романа Долли вспоминает, что ей «не нравился самый дом их; что-то было фальшивое во всем складе их семейного быта». Для Алексея Александровича Каренина семья – это узаконенная форма отношений. Каренин понимает, что он бессилен, что «все против него и что его не допустят сделать то, что казалось ему теперь так естественно и хорошо, а заставят сделать то, что дурно, но им кажется должным». Мнение людей, традиции общества оказываются для него наиболее значимы, ведь человек этот живет разумом. Таким образом, семейная жизнь Анны приобретает более глубокий смысл. Речь идет уже о столкновении человеческой души.

Анна же сравнивает мужа с бездушным механизмом, называет его “злой машиной”. Каренин страдает от измены жены, но как-то очень своеобразно, хочет “отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни”. Теперь он со своей стороны жестко и непримиримо рвет внутренние узы, которые их соединяли: “Без чести, без сердца, без религии, испорченная женщина!.. Я ошибся, связав свою жизнь с нею... Мне нет дела до нее”. Он живет умом, а не сердцем. Его ненависть к Анне подсказывает ему путь жестокого отмщения ей. Алексей Александрович Каренин разлучает главную героиню с горячо любимым сыном Сережей. Анне приходится выбирать, и она делает “шаг” к Вронскому, но это очень узкий путь, он ведет к пропасти. Анна ничего не хочет менять в своей жизни, но она уже сделала этот “шаг”. Она идет по выбранному ею пути, страдая и мучаясь. Анна не в силах решить эти проблемы. Она хочет уйти от них. Просто жить счастливо: любить и быть любимой

Каренин не “злая машина”, как в порыве отчаяния называет мужа Анна. Толстой показывает его искренность, человечность в сцене примирения с женой. Даже Вронский признает, что в минуту примирения Каренин был “на недосягаемой высоте”. Ведь отношения с Карениным до увлечения Вронским у нее были мягкие, ровные, уважительные, действительно семейные отношения, когда двое пытаются стать единым целым, живут переживаниями, радостями и горестями другого – такие отношения, о которых мечтает Вронский, и от чего Анна надрывно и резко отказывается: “Отчего ты, хвастаясь своей прямотой, не говоришь правду? – Я никогда не хвастаюсь и никогда не говорю неправду, - сказал он тихо, удерживая поднимавшийся в нем гнев. – Очень жаль, если ты не уважаешь... – Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь. А если ты не любишь меня, то лучше и честнее это сказать”. Отношения с Вронским постепенно накаляются. Анна ведет себя как ревнивая и страстная любовница, желающая удержать любимого мужчину при себе, владеть им полностью, до конца. Вронский в одиночку пытается наладить семейную жизнь, вести себя с Карениной как разумный, терпеливый муж, что Анну каждый раз выводит из себя: “в нежности его теперь она видела оттенок спокойствия, уверенности, которых не было прежде и которые раздражали ее”. Вронскому так и не удается наладить отношения с Анной. Он не знает как правильно повести себя с ней в этой ситуации.

Сам же автор осуждает Анну не за то, что она со всей смелостью сильного и прямого человека бросила вызов обществу, а за то, что она посмела ради личного чувства разрушить семью. Читая главы романа, посвященные Анне, мы видим, что причины ее поступков кроются не только в ее гордом характере, но и в том общественном давлении на героиню, которым связана женщина в обществе. “Законы” этого общества лишают Анну всякой самостоятельности. Вронский видел это и пытался помочь Карениной, но у него ничего не получалась. А беспомощность Вронского угнетала и злила Анну, но она тоже ничего не могла поделать. Ее личная жизнь рушилась, а с жизнью рушился и внутренний мир.

1.2 Семья Левиных

Идеальный пример семьи, которую пытается создать Вронский, – это семья Левина и Кити.

Константин Левин – помещик, живет в деревне, ведет большое хозяйство. Он стремится образовать жизнь, в основе которой будет любовь, он верит в личное счастье и в счастье всех людей, которые его окружают. Семья для Левина – самое глубокое проявление чувств, какое только возможно между людьми. Любовь всей его жизни, Кити, девушка, выбранная им, от которой зависит его судьба. Для Вронского Кити, еще не понявшая себя и свою любовь, всего лишь девушка, которой он вскружил голову. Он решается сделать предложение Кити Щербацкой, но получает отказ. Этот отказ глубоко ранил его. После долгих страданий и испытаний судьба вновь сводит его с Кити. В этот раз она приняла предложение от Константина и начала подготовку к свадьбе.

Константин Левин – воплощение самого Льва Николаевича Толстого. Сама фамилия, которую писатель произносил с ударением на букву «ё», указывает на связь с автором, на автобиографические истоки.

Кити Щербацкая – княжна, красивая молодая девушка из хорошей семьи, младшая сестра Долли Облонской. Она мила и хороша собой. Граф Вронский начинает ухаживать за девушкой, и она отвечает ему взаимностью. В это же время Константин Левин делает ей предложение, и она отказывается, не желая обидеть его, так как она не чувствует привязанности к нему. Вскоре Вронский уезжает, так и не сделав Кити предложение, которого она так долго ждала. После отъезда Вронского она чувствует себя брошенной и униженной. В связи с плохим самочувствием Кити и ее депрессией, родители решаются взять ее собой за границу, где она знакомится с воспитанницей госпожи Шталь, Варенькой. Благодаря Вареньке, Кити наполнилась духовной жизнью, стремилась помочь людям. Из заграницы Кити возвращается уже здоровой, но уже не такой веселой как прежде. Судьба вновь сводит ее с Левиным, на которого она взглянула по-новому. Левин снова делает ей предложение, и она соглашается. После свадьбы она становится счастливой женой, во всем поддерживающей мужа. Она проявляет себя великолепной хозяйкой, устраивая быт молодой семьи. Кити помогает своему любимому супругу ухаживать за больным братом до самой его смерти. После того как Кити родила первого ребенка, она стала ещё и заботливой матерью.

В образе Кити Щербацкой воплощены черты идеальной жены, представления самого писателя. Красивая, добродушная женщина, которая устраивает свой домашний очаг и оберегает его. Кити является самой счастливой героиней романа. У нее в жизни есть все, о чем мечтает каждая девушка, женщина. Образ Кити принадлежит к лучшим женским образам русской литературы. Кроткие правдивые глаза, в которых выражалась доброта ее души, придавали ей особенную обаятельность – за все это Константин полюбил свою жену. Исходя из этого, я могу сделать вывод, что семья Константина Левина и Кити является примером счастливой пары, людей, нашедших свою половинку, готовых в любую минуту прийти друг другу на помощь.

1.3 Семья Облонских

Степан Аркадьич (Стива) Облонский – родной брат Анны Карениной. Стива женат на Долли, то есть Дарье Александровне, старшей сестре Кити Щербацкой. У них пятеро детей. Облонский – очень добродушный, общительный, веселый человек. Он всегда чувствует себя здоровым и цветущим. Он не завидует, никогда не обижается, не ссорится ни с кем, но также не любит трудиться и напрягаться, поэтому часто ленится на работе. Стива обладает красивой внешностью. Он интересуется женщинами, влюбчив и изменяет жене. В своей измене он признается Доли, но не раскаивается, а переживает только о том, что не сумел скрыть ее от жены, причинил ей душевную боль. Долли дорога Стиве, но она уже не так привлекательна, как раньше, измученная кучей детей и домашним хозяйством. Он считает, что жена должна относиться к его изменам снисходительно. Он любит проводить время с детьми, но Долли уделяет им больше времени.

Дарья (Долли) Александровна Облонская – жена Стивы Облонского, родного брата Анны. Долли вышла замуж по любви, но в ее семье очень много проблем. Долли замучена безденежьем, заботами о детях, которые приходится нести ей одной. Она носит заплатанные кофточки, чтобы сэкономить, все силы отдает детям. Из-за вечных забот Долли потеряла свою привлекательность. Она стала не опрятна, на что муж стал обращать внимание и начал изменять ей. Долли просто в ужасе от измен, она не может простить их. Она перестала уважать мужа, даже его веселое настроение периодически начинает ее раздражать. Супруги то ссорятся, то мирятся. Но она чувствительна, нежна, верна и предана, она очень любит детей и заботится о них. Именно эти качества должны быть у настоящей женщины. У нее большое сердце, она искренне любит людей и предпочитает никого не осуждать, даже поступки мужа.

Семья Облонских не идеальна, но это люди, которые преодолевают препятствия, непонимание друг друга. Часто они наступают на те же грабли, но, насколько могут, стараются прощать друг друга, любить и растить детей вместе.

2. Быт и положение в обществе

2.1 Семья Карениных

Анна и Алексей Каренины прожили вместе восемь лет, но об их брачной жизни в романе сказано совсем мало. Например, неизвестно, как долго Анна была “губернаторшей” и когда она с мужем переехала в Петербург. Поселившись в столице, Анна свободно и легко вошла в высшее общество ее мужа. Ей был открыт доступ в три различных круга избранных лиц петербургского света, где, по словам автора, она “имела друзей и тесные связи”. Один состоял из высокопоставленных правительственных чиновников, тесно связанных по службе с Карениным. С гораздо большей охотой Анна появлялась в том круге, центром которого была графиня Лидия Ивановна. Туда Анна обычно приезжала в сопровождении своего мужа, который ценил графиню. Особенно же тесно Анна была связана с людьми “партии крокета” – с кругом княгини Бетси Тверской. В этот салон, объединявший сливки петербургского света, Анну ввела его хозяйка, княгиня Бетси, которая была дальней родственницей Анны, – женою ее двоюродного брата – и являлась Вронскому двоюродной сестрой. Анна часто посещала этот салон, который в дальнейшем стал местом ее встреч с Вронским. Анна, будучи замужем, предавалась обычным светским развлечениям и удовольствиям, для которых у нее было много свободного времени. Она не похожа на барышень и дам петербургского света тем, что отличалась скромностью своего поведения и супружеской верностью. Хотя и было заметно что-то “фальшивое во всем складе их семейного быта”, однако внешне быт Анны с Карениным выглядел вполне благополучным и очень спокойным.

Одним словом, до определенного времени Анна ничем и никак не выражала неудовлетворенность своей семейной жизнью с Карениным, своей судьбой и своим положением в светском обществе. Каренин далеко не идеальный муж, и он был ей не пара. Но все-таки не следует забывать, что жесткие суждения пришли Анне на ум уже после ее измены Каренину. После этого она потеряла все: семейную жизнь, высокое место в обществе, но приобрела любовь, которая перекрыла все потери.

2.2 Семья Левиных

В первые же дни своей семейной жизни Кити занялась хозяйством, “весело свивая свое будущее гнездо”. Левин мысленно упрекал ее в том, что “…у нее нет серьезных интересов. Ни интереса к моему делу, к хозяйству, ни к мужикам, ни к музыке, в которой она довольно сильна, ни к чтению. Она ничего не делает и совершенно удовлетворена”. Кити же защищала себя от упрёков мужа, ведь она готовилась к важному периоду своей жизни, когда “она будет в одно и то же время женой мужа, хозяйкой дома, будет носить, кормить и воспитывать детей”. После родов Кити, Левин, едва сдерживая слезы радости, стоял на коленях и целовал руку жены. В этот момент он был счастлив как никогда. После рождения младенца, Левин, несмотря на увещевания близких людей и удивление крестьянских мужиков, берёт в руки косу и работает наравне с ними. Он не боится физического труда, любит деревенскую жизнь, ответственно относится к своему хозяйству и считает каждую копейку. Таковой оказалась и хрупкая Кити. Она без отвращения ухаживает за умирающим братом Николаем, стойко вынося усталость и бессонные ночи. Жизнь Кити и Левина полноценна, поэтому им некогда скучать, незачем ездить в город на балы, не интересны светские сплетни и разные денежные забавы.

2.3 Семья Облонских

Семья Облонских постоянно переживает какие-то трудные жизненные ситуации. Долли, замученная хозяйством и детьми, погрязшая в быте, вечно беременная и рожающая, уже не представляет для мужа никакого интереса.

Сам же Стива порхает от одной “любви” к другой и чувствует, что жена знает о его похождениях и смотрит на них сквозь пальцы. Семейные дела и проблемы Стиву не заботят – ими, как и воспитанием детей, занимается только Долли. Заботы Стивы составляют организация хороших обедов для друзей и близких, содержание любовниц, ставки на скачках и прочие мелкие радости. Стива погряз в долгах настолько, что его жена с многочисленными детьми считает каждую копейку, выискивая товары подешевле, штопает одежду и ищет способы, как выплатить мелкие долги дровянику, рыбнику, башмачнику. Долли с детьми в деревне, в старом, гнилом доме с протекающей крышей, без еды и денег. Стива же, который живет в городе, в письмах на все жалобы жены обещает приехать при первой же возможности, прося прощение за все свои проступки. Не дождавшись помощи от мужа, Долли сама, как может, налаживает свой быт.

Семьи как таковой у Облонских нет, так как Стива все разрушил своими же руками. Долли из-за поведения мужа стала для детей и мамой, и папой. Она лишь хотела, чтобы ее дети росли и ни в чем не нуждались.

Заключение

«Идеальная семья», по мнению Л.Н. Толстого, - это семья, которая, основана на любви, прощении, доверии между супругами. Ведь именно родным людям мы привыкли, прежде всего, все прощать, терпеть от них обиды, забывать причиненное ими зло.

В первой главе говорится о личностных качествах героев, о том, какие отношения складываются между двумя людьми, которые создали семью. Мы узнаем об их личной жизни. Во второй главе говорится о положении героев в обществе, об их интересах и увлечениях.

Данное исследование помогло нам выявить «идеал семьи» для Льва Николаевича Толстого. Примером идеальной семьи в романе является семья Левиных, которая живет в душевной гармонии, в любви и верности. В данной работе были рассмотрены три модели семейных отношений. Тема данного исследования является актуальной, т.к. каждую из таких моделей мы можем встретить в современном обществе.

Роман Льва Николаевича Толстого помогает читателю понять, на чем должны быть основаны отношения, что должно являться приоритетом в семейной жизни. Л.Н. Толстой утверждал, что “род человеческий развивается только в семье”. Семья для человека есть основание для счастливой жизни. Она необходима каждому человеку. И примером этому являются Константин и Кити Левины.

Список использованной литературы:

1. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. - Репринт. воспроиз. изд. 1928 - 1958 гг. - М.: Изд. центр “Терра”, 1992. - Т. 18, 19, 20. Анна Каренина: роман.

2. Линков В.Л. Мир человека в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. - М.: Изд-во МГУ.

3. Бабаев Э.Г. “Анна Каренина” Л.Н. Толстого – “Роман широкого дыхания”. – В кн.: Бабаев Э.Г. Из истории русского романа XIX в. – М., 1984.

4. Толстой Л.Н. “Анна Каренина” М.,”Наука”,1970,1-4 том.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сиотанова Дарья, 11б класс

Сравнить три семьи (Облонских, Карениных и Левиных) и найти «идеал семьи» по мнению Л.Н. Толстого.

Изучить быт каждой семьи; Рассмотреть личностные отношения героев в семье; Рассмотреть положение семей в обществе.

Каренины? Левины? Облонские?

Идеал Не идеал Занимают хорошее положение в обществе. Измена Анны. Имеют устоявшиеся отношения. Для Алексея Александровича семья – лишь узаконенная форма отношений. Мнение света и традиции общества влияют на их отношения.

Идеал Не идеал Любовь. Начало отношений. Взаимопонимание между людьми. Долгие испытания и страдания от любви. Готовность прийти в трудную минуту на помощь.

Идеал Не идеал Умение забывать обиды. Измены Стива. Умение прощать друг друга. Нежелание Стивы вести дела.

Роман Льва Николаевича Толстого помогает читателю понять, на чем должны быть основаны отношения, что должно являться приоритетом в семейной жизни. Л.Н. Толстой утверждал, что “род человеческий развивается только в семье”. Семья для человека есть основание для счастливой жизни. Она необходима каждому человеку. И примером этому являются Константин и Кити Левины.

Десять самых тяжелых лет в жизни России после отмены крепостного права Лев Толстой посвятил «делам семейным», и эти десять лет были для него, пожалуй, самыми счастливыми. В понятие семьи писатель вкладывал не только близкий круг людей, родственников и свойственников, а также и бывших своих крепостных крестьян. Он считал, что на нем лежит моральная ответственность за эту «большую семью». Писатель строит школу, учит крестьянских детей и пишет для них учебные пособия, методические разработки для других учителей. К тому же в этот период своей жизни он женился на Софье Андреевне. Можно смело утверждать, что «мысль семейная» всецело овладела тогда сознанием писателя.
Поэтому Толстой в семидесятые годы девятнадцатого столетия задумал отразить эту мысль в литературном произведении. В Ясной Поляне он плодотворно работал над романом «Анна Каренина» о жизни современного ему общества. Писатель построил композицию произведения на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной изображается в прямой противоположности с жизнью и домашней устроеннос- тью молодого помещика Константина Левина, которому немалых душевных сил стоит борьба за семейное счастье как ежечасный компромисс ради общего согласия. В образе Левина мы находим столько общих черт с самим писателем, что можно его считать условным портретом Толстого-помещика и заботливого отца семейства. Левину близки как образ жизни писателя, так и его убеждения, манера поведения в общении с народом и соседями и даже психология восприятия домашних неурядиц.
Книга получилась динамичной, легкой в чтении, словно написана на одном дыхании. Кажущаяся простота слога романа «Анна Каренина», очевидно, приходит к Толстому после опыта преподавания в собственной сельской школе, для которой он специально писал «народные рассказы». Толстой хочет, чтобы его мысли доходили до самого широкого круга читателей, а не стали достоянием лишь избранных людей. Тогдашняя критика обвиняла писателя, как сейчас говорят, в намеренной «коммерциализации» романа: любовная история, простой и доходчивый язык способствовали необычайной популярности романа у читателей. На самом деле, помимо «мысли семейной», которая включает в себя еще и семейства Стивы Облонского, Кити Щербац- кой, самого Левина, и захватывающей «любовной интриги» Вронского и Анны Карениной, в романе есть много других повествовательных пластов и тем: от положения художника-живописца в обществе с личной трагедией творчества до модного «нигилизма», жертвой которой пал брат Левина, умирающий от чахотки.
Второй по значимости сквозь весь роман проходит «мысль народная». Смысл существования «образованного сословия» писатель противопоставляет глубокой правде мужицкой жизни. Причем явно преувеличивает моральную чистоту простого народа по сравнению с «распущенными» нравами поместного дворянства и высшего чиновничества. Левин и Анна, главные выразители «мысли народной» и «мысли семейной», позволяют себе пренебречь условностями и законами современной им жизни. Анна на глазах у шокированной публики уходит от старого мужа к молодому любовнику, а Левин не на словах, а на деле выступает как ярый противник крепостного строя, сторонник капиталистических отношений в сельском хозяйстве.
Но если Левину расцветом своего помещичьего хозяйства и семейным счастьем удается доказать правоту своих убеждений, то Анна Каренина оказывается раздавленной судьбой в прямом и переносном смысле слова.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх