Квест-урок: как разработать и где взять готовые образцы. Литературный квест- идем в ногу со временем Образовательный квест по русскому языку

Муниципальный конкурс профессионального мастерства

педагогических работников учреждений общего, дополнительного и

дошкольного образования -2016

Литературный квест- идем в ногу со временем

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Гимназия № 26»

Миасский городской округ

1.Введение………………………………………………………………… 3-4

2. Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе 4- 9 2.1. Виды квест-технологий…………………… 4 - 6

2.2. Структура квест-технологии. Задачи и мотивация. 7

2.3. Задания для квестов 7-8

2.4.Роль и значение квест-технологий в воспитании и образовании 9

3.Заключение…………………………………………………………….. 9

4. Список литературы……………………………………………………. 10

5. Приложение……………………………………………………………. 11-19

Введение

Литературный квест – идем в ногу со временем

В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. А формирование любой компетентности происходит через некоторую практическую деятельность. Поэтому закономерно, что возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения .

Современные требования к обучению ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное участие в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности.

Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.

Формирование познавательного интереса происходит при создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем. Технология квестов на уроках литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и является одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций.

Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Надо сказать, что большую роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся пару десятилетий назад компьютерные игры жанра quest . Попробуем рассмотреть основные аспекты, связанные с пониманием этого процесса, чтобы каждый смог понять, например, что такое квест-технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. Далее определим основные принципы взаимодействия педагога и ученика (или группы учеников), а также приведем некоторые простейшие примеры использования таких новшеств в процессах обучения и становления ребенка как личности.

Как известно, дети достаточно часто воспринимают образовательный процесс, что называется, «в штыки». Особенно это касается случаев, когда подается сухой материал, насыщенный фактами. Естественно, они предпочитают обучению обычные игры. Чтобы заинтересовать детей образовательными дисциплинами, можно использовать использовать игру, как один из методов обучения , ведь именно в процессе игры у детей появляется восприятие того или иного материала, а также формируется собственное мнение по поводу происходящего, не говоря уже о разделении на положительных и отрицательных героев, что, в свою очередь, может достаточно сильно повлиять на психику ребенка и сформировать правильное мировосприятие.

2. Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе

Квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

В принципе, изначально тогдашняя веб-квест-технология сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана, скорее, заинтересовать ребенка , создав некий процесс, подобный игре. Именно игры (в любом их проявлении) и стали той отправной точкой, которая послужила развитию такого направления в педагогике. С эволюцией компьютерной техники такие процессы стали интерактивными, что позволило привлечь к ним еще большую детскую аудиторию, ведь современные подростки частенько проводят за компьютерными играми намного больше времени, чем за выполнением домашнего задания и освоения учебного материала.

Термин « квест» имеет несколько значений. Рассмотрим их.

Квест (калька с англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»). В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Герои могут выполнять квест как из личной выгоды, так и из других мотивов. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач. Большую популярность подобные сюжеты получили в рыцарских романах, в частности, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола - поиски Святого Грааля.

Квест - компьютерная игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Квест - задание в компьютерной ролевой игре, которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. После выполнения игрок получает опыт, деньги, репутацию, вещи, одежду, оружие и т. д. Чаще всего квесты представляют собой задание пойти куда-то в определенное место и совершить какое –либо действие.

Квест - задание в настольной ролевой игре, которое мастер даёт команде персонажей.

Квест - интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами.

2.1.Виды квест-технологий

Теперь поговорим о том, что собой представляет квест как педагогическая технология несколько подробнее. На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником.

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее. Ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? «Живой» квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. «Живые» квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Учащиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей.

С использованием квестов мы можем хотя бы частично уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства.

В педагогике квест-технология является сравнительно новой и ещё не прошла стадию достаточного теоретического обоснования. В современной образовательной практике она представляет собой модель, в которой сочетается продолжительный целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями или игрой.

По структуре образовательные квесты классифицируются на:

1) последовательные квесты , в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;

2) квесты-проекты , позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;

3) квесты-бродилки , где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

Базовая модель квеста представляет собой технологический цикл (рис.1). На этом этапе проектирования квеста, помимо выбора темы и формирования проблемной задачи, требуется разработка сюжетной линии из серии «путешествие». Определение этапов маршрута, выбора заданий, подчинённых единой цели, а также системы подсказок (помощников).

В общей классификации выделяют следующие виды квестов:

1) линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);

2) штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);

3)кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.

2.2. Структура квест-технологии. Задачи и мотивация

Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ученику, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат .

Итак, структура квест-технологии следующая :

1) постановка задачи (введение) и распределение ролей;

2) список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);

3) порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);

4) конечная цель (приз).

Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата? Все просто. На финише должен быть приз! Это может быть хорошая оценка, поощрение или что-то еще.

Пояснить такую ситуацию можно на самом простом примере. Раньше в советских пионерских лагерях неотъемлемым мероприятием каждой смены являлась военизированная игра под названием «Зарница», в которой назначенный отряд отвечал то за разведку, то за проведение наступления и т. д. Это сродни американским играм бойскаутов, которые в конечном итоге должны захватить вымпел или флаг противостоящей стороны. Естественно, на уроке провести такую операцию будет крайне сложно, но вот в плане знания, допустим, неких исторических событий, литературы или решения математических задач на скорость с последующим выставлением определенных баллов и оценок наиболее отличившимся игрокам с обеих сторон – дело совершенно простое.

Посудите сами, ведь даже маленькие дети способны понимать, что конечный результат зависит от общих усилий. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему. Поэтому каждый ребенок и старается изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды. А команда – это что? Грубо говоря, общество, в котором потом придется жить, соответствуя его гласным и негласным правилам поведения, а также общепринятым моральным нормам.

2.3.Задания для квестов

Задания для квестов – очень интересное и популярное развлечение. Игрокам даются различные загадки и подсказки, с помощью которых они переходят от одной точки заданного маршрута в следующую, получая за это приятные сюрпризы. Вопросы, задающиеся участникам, зачастую объединены одной темой, которой посвящен квест. Главное требование к их составлению – разнообразность и необычность. От того, насколько сложными они будут, зависит степень увлекательности игры. Но во время придумывания подсказок также важно не перегнуть палку и не сделать их чрезмерно сложными.

Основная классификация заданий

1.Самые простые по уровню подготовки задания для квестов – это вопросы в записках. Их зашифровывают на листах, которые участникам необходимо найти или заработать на каждом этапе соревнования. Существует масса их разновидностей. Название следующей точки передвижения разрезано на отдельные буквы, правильно сложив которые, участники узнают, куда идти дальше.

2.Использование ребусов и шарад. В них можно сочетать картинки, цифры, буквы, знаки препинания, которые при правильной трактовке дают подсказки о дальнейшем маршруте передвижения.

3.Загадки в логических рядах. Например: "Тепло рождается в духовке, а откуда берется холод?"

4.Вариант в лучших шпионских традициях - подсказки, написанные на бумаге с помощью растопленного воска. Чтобы узнать ответ, нужно закрасить листик цветными карандашами. Размещение по всему пути следования указателей. Но это совсем не обязательно должны быть обычные стрелки.

5.Можно использовать цветы определенного вида или следы животного. В такой форме часто делаются задания для квеста для детей. Например, можно сказать им: "Идите по стопам львенка и найдете приятный сюприз".

6.В фразе, из которой состоит подсказка, могут быть перемешаны слова. Игрокам необходимо расставить их в правильном порядке. Только так они узнают, что делать дальше.

7. Задание пишется задом наперед, и его нужно прочесть правильно. Подсказка наносится на бумагу с помощью лимонного сока или молока. Вместе с листиком участникам даются свечка и зажигалка, благодаря теплу от огня которых слова должны проявиться и направить игроков к следующему пункту.

8. Используются цифровые шифровки слов. Например, вместо каждой буквы пишется ее порядковый номер в алфавите.

9.Ключ к разгадке необходимо отгадать или выиграть на одном из предыдущих этапов. В качестве задания для квеста в помещении можно использовать предмет, находящийся в комнате в нескольких экземплярах, в одном из которых спрятаны указания касательно дальнейших действий. Это может быть книга, коробка, тумбочка и тому подобные вещи.

10.Еще один интересный вариант – использование подсказок, записанных в форме зеркального отражения. Их расшифровка - занятие не из легких, зато оно очень увлекательное и интересное.

11.Загадки можно зашифровывать с помощью картинок, каждая из которых символизирует часть названия следующего пункта следования.

12. Записки прячут внутри печенья, конфет.

2.4.Роль и значение квест-технологий в воспитании и образовании

Само собой разумеется, что роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка зубрежкой, конечно, можно, но, сами понимаете, ничего хорошего из этого не выйдет. Грубо говоря, он запомнит какой-то определенный неосмысленный набор знаний, который на практике будет совершенно ни к чему. Но вот когда придет понимание того или иного процесса, тут дело другое. И, надо сказать, дети иногда способны запоминать материал даже на подсознательном уровне. А если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать.

Как видим, любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Заключение

Вы помните книгу, с которой началась ваша великая любовь к чтению и литературе? «Незнайка на Луне», «Три мушкетера», «Пеппи Длинный Чулок», а может, «Дети капитана Гранта»? Любовь к чтению у каждого книголюба начиналась с Книги, с той самой настолько интересной книги, от которой невозможно было оторваться, пока не доберешься до конца, а добравшись, накатывало сожаление, что Книга закончилась. После этого желание найти что-то такое же интересное, не покидает никогда, и книги просто «проглатываются».

Некогда самая читающая в мире страна сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Родители не только подростков, но и младших школьников жалуются, что дети перестали читать. Школьные учителя ломают копья о компьютерный щит и подсчитывают потери в бою за приобщение к классической литературе и – увы! – проигрывают бой за боем.

Так давайте сделаем так,чтобы наши уроки литературы были интересными, а внеклассные мероприятия разнообразными. Предлагаем вам окунуться в мир литературного квеста.

Литература

1.Чудинова В.П. Чтение детей как национальная ценность /В.П.Чудинова, Е.И. Голубева. – Сб.: Профессия, 2004.–197с.

2.Голубева, Е.И. Поддержка семейного чтения – общая задача специалистов /Е.И. Голубева. – Сб.: Профессия, 2007. – 136с.

3.Локсина, М.В. Загадки тридесятого царства / М.В. Локсина.–Волгоград:Учитель, 2013. – 138с.

4.Ромашина, Н.Ф. Литература. 9-11 классы: викторины /Н.Ф. Ромашина.– Волгоград: Учитель, 2008. – 204с.

5.Чудинова, В.П. Чтение «компьютерных мальчиков»: результаты исследования/ В.П. Чудинова: [Электронный ресурс] /Режим доступа:http:/net.teacher.fio.ru/news.php (Заглавие с экрана)

6.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

Семенов С. В. Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – С. 37.

7.Степанова И. Ю Особенности организаци обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001

8.Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство

развития навыков информационной деятельности учащихся. http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm

Приложение

Литературный квест

для учащихся 8 классов

(по художественным произведениям, изученным в 5-7 классах)

«Читаю я! Читаем мы! Читают все!»

Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры. По данным исследований, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество не читающих людей.

Детский читательский негативизм становится нормой наших дней: дети не хотят и не умеют читать, у них наблюдается потеря интереса к полноценной художественной литературе, классике, поэзии, сказкам.

Негативное воздействие на чтение детей и подростков оказывает «электронная культура». Компьютерная грамотность становится атрибутом современного человека. Молодежь стала читать меньше, им «некогда», но для компьютера и телевизора время всегда находится. Да, сейчас век новых технологий. Не будем, подобно страусам, прятать голову в песок и не замечать, что компьютеры вытесняют печатную продукцию, и Интернет подключен уже даже в домах жителей далеких сел.

Как же вернуть тягу читателей к книге? Кто в нашем обществе вводит ребенка в мир книги? Это, прежде всего родители, потом школа и библиотека. Давно замечено, что в тех семьях, где родители не берут в руки книгу или читают от случая к случаю, даже читающие дети на определенном этапе развития сначала ленятся, а затем и вовсе перестают читать. Потом эти дети вырастают, создают свои семьи, и все повторяется сначала.

Безусловно, проблема детского чтения является актуальной в наши дни и будет существовать всегда. А нам хотелось бы внести частицу своей помощи в решение данной проблемы.

Литературный квест - это игра для учащихся 8 классов.

Цели и задачи квеста:

– сделать как можно больше наших учеников активными читателями, превратить чтение в привычку;

– способствовать становлению чтения средством самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;

– приобщить гимназистов к чтению за счет формирования нового имиджа.

Цель этого внеклассного мероприятия - повысить интерес учащихся к литературе, к чтению книг вообще.

Суть квеста состоит в том, что от каждого класса выбирается команда в количестве 7 -10 человек, желательно наиболее начитанных и эрудированных по литературе. В школе заранее выбираются места, куда по запискам - "отправлялкам" будут приходить команды. Здесь команды ожидают заранее подготовленные люди (учителя, старшеклассники) с очередным для команды заданием - "отправлялкой", за ответ команды здесь же выставляются заработанные баллы, и команда направляется дальше, до следующего пункта назначения, пока не придёт к финишу.

Каждой команде выдается маршрутный лист с заданиями. Маршрутные листы игры-поиска составляются так, чтобы учащиеся могли вспомнить сюжеты художественных произведений, прочитанных по программе с 5 по 7 классы, их события и героев. Для правильного прохождения маршрута командам можно предложить презентацию или просто повторить список художественных произведений,которые могут встретиться на маршруте. В конце игры руководители игры подсчитывают баллы и объявляют команду-победителя.

Чтение книг – это обязательный пункт для участников литературного квеста.

Маршрутный лист № 1

(2 балла – И.А.Бунин « Лапти»)

(По следам от … идем к следующему заданию)

Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

(2 балла – « Слово о полку Игоревом»)

3.Совмести картинки,угадай произведение и автора.


(2 балла – В.Г.Распутин « Уроки французского»)

(Следующее задание в уголке)

(2 балла – А.С.Пушкин « Дубровский»)

5.По иллюстрациям узнай произведение.




(2 балла –«Повесть о Петре и Февронии Муромских»)

(вдоль окна сделай 3 шага)

«Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во всё горло. Ей так же горласто откликались подруги. Васютка не любил этих нахальных птиц. Он снял с плеча ружье, прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Стрелять он не стал. Ему ужо не paз драли уши за попусту сожженные патроны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду.»

(2 балла –В.П.Астафьев «Васюткино озеро)

7. Какому русскому писателю, родившемуся в Украине, намекая на его фамилию, сказали: «Если вы и птица, то небесная»?

(2 балла – Николай Васильевич Гоголь)

(сделай 3 шага прямо)

9. Какие три известных произведения русской литературы озаглавлены кличками собак? Назовите авторов этих произведений .

(идите к фонтану)

10. По начальным рифмам отгадать стихотворение и автора

А.Т. Твардовский

«Июль – макушка лета»

Александр Твардовский

Июль - макушка лета, -

Напомнила газета,

Но прежде всех газет -

Дневного убыль света;

Но прежде малой этой,

Скрытнейшей из примет, -

Ку-ку, ку-ку, - макушка, -

Отстукала кукушка

Прощальный свой привет.

А с липового цвета

Считай, что песня спета,

Считай, пол-лета нет, -

Июль - макушка лета.

11. Фоторобот. Назовите литературного героя по его словесному портрету, из какого произведения герой и кто автор .

(3 балла Тарас Бульба из повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь)

«Настоящая казацкая папаха, чуб, торчащий на голове, длинные усы, суровый взгляд и постоянная его спутница-люлька.»

«Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса…»

Маршрутный лист № 2.

1.Какое произведение зашифровано в данной иллюстрации?

(2 балла – И.А.Бунин « Цифры»)

По … иди к следующему заданию.

2.Угадай произведение по фразе из текста:

«Лонгрен поехал в город, взял расчет, простился с товарищами и стал растить маленькую Ассоль. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам все делать для девочки, и, поблагодарив вдову за деятельное сочувствие, зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе.»

(2 балла – А.Грин « Алые паруса»)

(Найдете следующее задание под М.В.Ломоносовым)

3.Совмести картинки,угадай произведение и автора

(2 балла – М.М.Пришвин « Кладовая солнца»)

(Следующее задание в уголке)

(2 балла – Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

(Там, где стоит то,без чего человек не может жить)

5.По иллюстрациям узнай произведение



(2 балла –О Генри«Дары волхвов»)

(вдоль окна сделай 3 шага)

« Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь!»

(2 балла –В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»)

(Там, где ты усердно пишешь) Доска

7. Какому русскому писателю, принадлежит эта фраза: ««В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?

(2 балла – Антон Павлович Чехов)

(следующее задание на выходе из кабинета)

(5 баллов -«Детство» Л.Н. Толстой, М. Горький)

(сделай 3 шага прямо)

9. Какие три известных произведения русской литературы озаглавлены кличками собак? Назовите авторов этих произведений.

(3 балла + за дополнительные 1 балл: «Муму» И.С. Тургенев, «Каштанка» А.П. Чехов, «Белый Бим, Черное Ухо» Гавриил Троепольский, «Кусака» Л. Андреев)

(идите к фонтану)

10.По начальным рифмам отгадать стихотворение и автора

(2 балла) + 2 балла дополнительное чтение наизусть

…аравийской земли

…высоко росли.

…из почвы бесплодной

… водою холодной,

…зеленых листов

…сыпучих песков

«Три пальмы» Михаил Лермонтов

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

11. Фоторобот. Назовите литературного героя по его словесному портрету, из какого произведения герой и кто автор.

(3 балла Бирюк из повести «Бирюк» И.С.Тургенев)

«Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною.»

(следующее задание в Храме книг)

« Левша»)

«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, - и чем-нибудь отведет.»

Литературный квест заканчивается подведением итогов и награждением в библиотеке. Обязательным является то,что каждый выбирает себе книгу для чтения.

Тимохина Н. А. Страница 19

Тема внеклассного мероприятия : Игра-квест по русскому языку

Цель: выявить и обобщить знания учащихся по русскому языку по разным разделам языкознания; развивать память, смекалку, сообразительность, творческие способности, умения и навыки учащихся сплочённо работать в команде; воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества, доброжелательности, интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями по станциям (7), «отправлялки»-загадки для команд на стации, тетрадные листы, ручки шариковые.

Ход мероприятия:

I Оргмомент

Команды в составе 6 человек каждая получают у организатора мероприятия «отправлялки» - четверостишия, которые команды должны разгадать и отправиться на отгаданную станцию, где получают определённое задание, которое должны выполнить. Затем команды получают очередную «отправлялку» и двигаются на следующую станцию.

II Проведение мероприятия

1 станция – «Лексическая»

Вы видите шесть букв - Д О К О С А. Какие различные слова - имена существительные - сумейте прочитать и записать. Читать разрешается в разных направлениях, буквы читать подряд. Ваша задача – чтобы получилось как можно больше слов!

Ответ:

око, сок, ас, оса, док, коса, сад, садок, осадок, код, дока

2 станция – «Фразеологическая»

Хорошо ли вы знаете фразеологизмы русского языка? Вспомните и запишите как можно больше фразеологизмов со словами «ГЛАЗ» или «ГЛАЗА».

Ответ:

Глаза разгорелись

Хоть глаз выколи

В глазах темно

Говорить за глаза

Глазом не моргнуть

Глаза на лоб полезли

Глаза разбегаются

Глаза разгорелись

Попался на глаза

Куда глаза глядят

Глаза на мокром месте

Хлопать глазами

Есть глазами

Вырасти в глазах

Строить глазки

Смотреть правде в глаза

С глаз долой

3 станция – «Корректорская»

Исправьте ошибки. Отредактируйте данные предложения и запишите. Каждое предложение - 1 балл:

1) Если я вас обидел, то извиняюсь.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Ихний сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то замечаю, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть его электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг очутюсь в полной темноте.

Ответы:

1) Если я вас обидел, то извините.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом того, кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Их сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то заметил, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть свою электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг смогу очутиться в полной темноте.

4 станция – «Шуточная»

Ответьте без подготовки на шуточные вопросы. Каждый правильный ответ – 1 балл:

1) Какая соль не имеет вкуса? (нота)

2) Чем заканчивается день и ночь? (ь)

3) Какой ячмень нельзя посеять? (на глазу)

4) Какое государство можно носить на голове? (Панама.)

5) На какой вопрос нельзя ответить «да»? (вы спите?)

6) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (двое)

7) Какую строчку не может прочесть никто? (шов)

8) Как большой дом превратить в маленький? (дом – домик)

9) Какая из нот не нужна для компота? (соль)

10) Из какой посуды ничего нельзя есть? (из пустой.)

11) Какие очки нельзя надеть? (баллы)

12) Что стоит посреди земли? (буква М)

13) Какой наряд нельзя примерить? (дежурство в армии)

14) Чем заканчивается лето и начинается осень? (буквой О)

15) Какой город летает? (Орёл)

16) Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (кот)

17) Что в арбузах, помидорах, огурцах есть, а в дынях и тыквах нет? (буква Р)

18) В названии какого города содержится одно мужское имя и сто женских? (Севастополь)

19) Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими?

(Твое имя.)

20) Что легче - килограмм ваты или килограмм железа?

(Одинаково - оба по килограмму.)

5 станция – «Морфологическая»

Найдите среди четырёх слов, стоящих в одном ряду, одно лишнее. Объясните – почему. За каждый правильный ответ – 1 балл, за ответ и объяснение – 2 балла:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы.

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе.

3) Баку, мозоль, георгин, помидор.

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы.

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь.

6) Тюль, трель, капель, оттепель.

Ответы:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы. (Башмак может стоять в единственном числе)

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе. (Сочи – мужского рода)

3) Баку, мозоль, георгин, помидор. (Мозоль – женского рода)

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы. (Брюки не имеют единственного числа)

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь. (Боль – женского рода)

6) Тюль, трель, капель, оттепель. (Тюль – мужского рода)

6 станция – «Ребусы – Шарады»

Отгадайте шарады. Каждая правильная отгадка – 1 балл:

Шарада 1

С твёрдым Л я на стене

(Книги, например, на мне),

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите.

Ответ: полка – полька

Шарада 2

Я с Л смягчённым под землёй

Бываю каменным и бурым,

А с твёрдым – в комнате любой

В геометрической фигуре.

Ответ: угол – уголь

Шарада 3

Я – сборник карт; от ударенья

Зависит два моих значенья.

Хочу – преображусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани.

Ответ: атлас – атлас

Шарада 4

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

Я тут же превращусь в конфету.

Ответ: ирис – ирис

Разгадайте ребусы на картинках. За каждый отгаданный ребус – 1 балл.

Ответы:

1) косы

2) тигр

3) стрекоза

4) аист

5) русский

6) узор

7 станция – «Поэтическая»

За три минуты подобрать рифму к данным словам и составить с ними четверостишие. Задание оценивается до 10 баллов:

ЗИМА

МОРОЗ

СНЕГ

IV Подведение итогов

После прохождения всеми командами семи станций организатор мероприятия (жюри) собирает задания с ответами команд по станциям, подсчитывает баллы, подводит итоги и определяет победителя игры.

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по русскому языку

Сценарий игры - квеста

«Лингвистические раскопки»

Сценарий игры - квеста

«Лингвистические раскопки»

Цель: развивать познавательную активность школьников, прививать интерес к истории и особенностям русского языка, формирование информационной компетенции учащихся (самостоятельный поиск информации)

Задачи:

    углубление знаний о русском языке, формирование лингвистической компетенции;

    формирование коммуникативной культуры школьников;

    развитие и совершенствование психологических качеств личности школьника: любознательности, инициативности, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Оборудование: словари, справочники, энциклопедии, учебники русского языка, истории, биологии. Интернет, оборудование для мультимедиа.

Ход мероприятия

Музыка

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости, любители русского языка!

Ведущий 2. Язык – это острое оружие дипломатов, политиков, деятелей искусств.

Ведущий 3. Одного из видов искусства – литературы – просто не могло бы быть без языка.

Ведущий 1. Войны могут начать с принятия законов о языке… Хотите мира, говорят дипломаты, берегите свой язык, уважайте чужой и при этом оставайтесь реалистами.

Ведущий 2. Знаменательно, что 2001 год объявлялся Советом Европы (в него входят 47 стран) Годом языка…

Ведущий 3. А 26 сентября 2001 года праздновалось как День языков. Правда, хотелось бы, чтобы такое пристальное внимание к языку было бы постоянным.

Ведущий 1. Нам повезло!

Ведущий 2. Мы владеем одним из пяти основных языков мира. (В мире насчитывается 6800 языков, среди них – 5 основных: английский, русский, испанский, китайский, хинди).

Ведущий 3. Это ли не повод, чтобы гордиться…

Ведущий 1. … как гордились русским языком Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой …

Ведущий 2. …и многие другие русские и зарубежные классики.

Ведущий 3. (обращаясь к слайду, где отображены высказывания о русском языке) Вы видите цитаты, принадлежащие известным писателям. Мы не можем их прочесть, поскольку со временем стёрлись некоторые слова.


Не
замути Божественный родник ,
Великий Святорусский наш язык
Иеромонах Роман Языка нашего небесна красота не будет никогда попранна от скота.

Михаил Васильевич Ломоносов

Язык есть исповедь народа ,

Его душа и быт родной.

Пётр Андреевич Вяземский

Ведущий 1. Мы должны восстановить цитаты.

Ведущий 2. Для этого команды отправятся в путешествие и произведут «лингвистические раскопки». Каждая команда имеет название. Капитаны команд руководят «раскопками» в своей группе. На определённом этапе команда может выполнять сразу несколько заданий. По мере выполнения заданий (по результатам каждого этапа «раскопок») жюри выдаёт букву/буквы для расшифровки пропавших слов, которую вы прикрепляете к свободным ячейкам в табличке, расположенной на рабочих столах.

Ведущий 1. Так постепенно каждая команда найдёт исчезнувшие слова и продемонстрирует ход и результат своей работы через день после игры (презентации). При работе можно пользоваться любой справочной литературой, словарями, Интернетом.

Ведущий 2. Каждая команда имеет наставника (старшеклассники ), который может помочь найти путь решения поставленной задачи, дать дополнительную инструкцию, в случае необходимости, а в заключении -составить отчёт-презентацию.

Ведущий 3. Итак, мы отправляемся в лингвистическую экспедицию!

Сценка ""Три загадки"".

Поссорились на переменке ребята, один кричит:

    Я тебе покажу, где раки зимуют

А второй ему:

    Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный. А они на него напустились:

    Все следишь! Наверное, и спишь с закрытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

    Стойте, ребята! Разгадайте свои загадки!

    Какие еще загадки? – удивились ребята.

    А вот какие, слушайте. Где раки зимуют?

Кто из кожи вон лезет?

Кто спит с открытыми глазами.

Ведущий 1. Внимание! Задача первая: каждая команда должна объяснить происхождение одного из фразеологизмов.

После выполненного первого задания командам выдаются маршрутные карты (после каждого этапа) и буквы пропавших слов.

Маршрутная карта № 1

Родная речь - Отечеству основа.
Не
________ Божественный _____ ,
Храни себя: душа рождает слово -
Великий Святорусский наш язык
Иеромонах Роман

1 этап

Где раки зимуют

Буква

2 этап

заимствовано в первой трети XIX в. из франц. языка, одна часть переводится с греческого как «жизнь», другая – «слово».

Буква

3 этап

Расшифруйте запись

[дурной"эсловакаксмалапр"истан"итн"иатл"эп"иш]

Буква

4 этап

    пельмени

    длань, очи, ланиты ?

    Почему в старину ябедник был уважаемым человеком?

    Как называлась буква Д

Буква

5 этап

В чешуе, как жар горя,

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

Буква

6 этап

Буква

Разгаданные слова

Маршрутная карта № 2

Языка нашего _______ красота не будет никогда ________ от ______.

Михаил Васильевич Ломоносов

1 этап

Из кожи вон лезет

Буква (выдаётся после выполненного задания)

2 этап

Этимология (происхождение) этого слова: заимствовано в XVIII в. из нем. яз. С греч. переводится как "любовь к слову, литературе", первая часть слова переводится "люблю" и вторая - "слово".

Определите слово – найдёте место, где прячется следующее задание.

Буква

3 этап

Расшифруйте запись

[жалаостраизыкастр"эй"таво]

Буква

4 этап
  1. Объясните этимологию (происхождение) слова помидор

    Что обозначают старославянские слова: чело, бры, перст ?

    Почему за яд , подаваемый к столу, в древности не только не казнили, но и благодарили?

    Как называлась буква З кириллицы – алфавита, придуманного в 10 веке для славянских языков братьями Кириллом и Мефодием?

Буква

5 этап

Найдите в приведённом ниже отрывке из сказки А.С.Пушкина устаревшие слова и грамматические формы

Там лес и дол видений полны,

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой.

Буква

6 этап

Объясните происхождение имён членов вашей команды

Буква

Разгаданные слова

Маршрутная карта № 3

Язык есть _______ _______ ,

Его душа и быт родной.

Пётр Андреевич Вяземский

1 этап

Спит с открытыми глазами

Буква (выдаётся после выполненного задания)

2 этап

Этимология (происхождение) этого слова: заимствовано в древнерусскую эпоху из греч. языка, переводится с греческого как «знание, знаток, свидетель»

Определите слово – найдёте место, где прячется следующее задание.

Буква

3 этап

Расшифруйте запись

[б"изрускаваизыкан"искалот"ишысапага]

Буква

Ответ: Без русского языка не сколотишь и сапога

4 этап
  1. Объясните этимологию (происхождение) слова шахматы

    Что обозначают старославянские слова: выя, стан, уста ?

    Какой день семидневки назывался на Руси неделей (в болгарском языке это название сохранилось до сих пор)?

    Как называлась буква Г кириллицы – алфавита, придуманного в 10 веке для славянских языков братьями Кириллом и Мефодием?

Буква

5 этап

Найдите в приведённом ниже отрывке из сказки А.С.Пушкина устаревшие слова и грамматические формы

Князь Гвидон тот город правит,

Всяк его усердно славит;

Он прислал тебе поклон,

Да тебе пеняет он:

К нам-де в гости обещался,

А доселе не собрался.

Буква

6 этап

Объясните происхождение имён членов вашей команды

Буква

Разгаданные слова

Заключение

В современном обществе очевидна успешность и востребованность человека эрудированного, имеющего творческий потенциал. Знания важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать их практически. Представленное внеклассное мероприятие по русскому языку – одна из форм подготовки учащихся к предметной олимпиаде, а также возможность окунуться в историю происхождения слов русского языка; подобная работа может помочь в объяснении трудных случаев написания слов.

Список использованной литературы

  1. Э.А.Вартаньян. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982

    С.В.Водолазькая. Предметная неделя русского языка в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006

    М.М.Казбек – Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2010

    З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцов, В.Я.Дерягин. Беседы о русском слове. – М.: «Знание», 1978

    Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности по русскому языку. 5 -11 классы / Авт.-сост. Т.А.Чернова. М.: Планета, 2013

Название: Квест-игра «Великое русское слово». 5-10 классы.
Номинация: Школа, Коррекционная педагогика, 5-10 классы

Должность: учитель-дефектолог первой квалификационной категории
Место работы: ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»
Месторасположение: Иркутская область, г. Черемхово, пер. Крупской, 8

Аннотация: Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-10 классов (слабослышащие, глухие, вспомогательные).

Тема: Квест-игра «Великое русское слово» (для учащихся 5-10 классов)

Задачи: прививать интерес к предмету, через проведение квест-игры; закрепить изучаемый на уроках русского языка материал; способствовать умению работать в команде, принимать ответственные решения.

Оборудование : карточки с заданиями, конверты, мантии и шапочки для мудрецов, презентация.

Ход занятия

  1. Орг. момент

— Здравствуйте, ребята.

— Сегодня мы проведем заключительное занятие недели русского языка «Великое русское слово».

— Давайте начнем наше занятие с высказывания древнего философа о языке. (слайд – разворачивается свиток, и он оказывается пустым, раздается злобный хохот). Что случилось? Похититель слов украл надпись на свитке. Необходимо срочно отыскать запись, которая была на свитке, чтобы похититель слов не смог ничего больше украсть.

— Для этого вам нужно разделиться на четыре команды. (заранее всем участникам пришивается жетон определенного цвета, команды формируются по цветам жетонов)

— Каждой команде нужно будет попасть к четырем мудрецам.

Мудрецы: «Мысль бежит, слово догоняет»

«Что не так?»

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

«Я знаю слово».

— Мудрецы дадут вам подсказку, где искать запись свитка.

  1. Квест-игра

— Чтобы получить подсказку, где искать первого мудреца, нужно выполнить фонетический разбор слова и выбрать правильную схему. Это будет ваша первая подсказка, где найти мудреца.

(каждой команде по одному слову – уходит, морозный, принес, зимний.)

— Мудрецы будут давать вам конверты, на которых будут следующие подсказки. Когда соберете все четыре конверта, откроете и получите главную подсказку, где искать запись свитка.

Схема движения команд:

Жёлтые : I этаж – IV этаж – II этаж – III этаж

Красные : IV этаж – II этаж – III этаж – I этаж.

Зелёные : II этаж – III этаж – I этаж – IV этаж.

Голубые : III этаж – I этаж – IV этаж – II этаж.

Подсказки на конвертах :

I этаж (вахтер) – смотрит, чтобы посторонние не вошли в школу.

II этаж (компьютерный класс) – здесь учат, что такое файлы, папки, мегабайты.

III этаж – Класс напротив балкона. Она учит ребят читать, писать, считать.

Лестница справа от входа. Она учит ребят правильно говорить и внимательно слушать.

Подсказки в конвертах:

I этаж – зал, второе

II этаж – справа

III этаж – от сцены

IV этаж – актовый, окно

Задания мудрецов:

«Мысль бежит, слово догоняет»

— Составить 15 словосочетаний глагол + существительное.

Даны 30 карточек со словами: снег, телега, птица, собака, самовар, мороз, солнце, фильм, время, душа, червяк, растение, оркестр, ребенок, город, стоит, играет, выступает, тянется, летит, скрипит, идёт, ползет, печёт, кипит, трещит, снимается, тает, поет, бежит.

«Что не так?»

— Что такое антонимы?

Даны карточки-пары (картинки) с противоположным значением. Распределить карточки по парам, четко проговаривая слова-антонимы и записать их в карточку.

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

— Игроки получают большую карточку и знакомятся с темой, читают и разгадывают загадку, вспоминают значение фразеологизма, запоминают окончание пословицы. Далее мудрец зачитывает текст на карточках с толкованием слов-омонимов, игроки должны точно угадать свое слово. Далее мудрец зачитывает загадки и если у игроков загадка с таким же ответом, они получают карточку. Третье задание – продолжить пословицу. Мудрец зачитывает начало пословиц, игроки должны определить начало своей пословицы. Четвертое задание – подобрать к фразеологизму на своей карточке другой, с противоположным значением.

Карточки:

Омоним 1. – красивая одежда.

— задание, поручаемое военнослужащим.

2. — заострённый стержень.

— самое значительное среди чего-то другого.

3. –взятое взаймы

— обязанность

4. – раздел книги или статьи

— купол церкви.

Загадки 1. Что растёт вверх ногами?

2. На дворе горой, а в избе водой.

3. Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

4.Дедушка без топора мост мостит.

Пословицы 1. Не за свое дело не берись,…

2. Взялся за гуж – …

3. По одежке встречают, …

4. Долог день до вечера ….

Фразеологизмы 1. Раз-два и обчёлся.

2. Плясать под чужую дудку.

3. Как кошка с собакой.

4. засучив рукава.

«Я знаю слово»

Игрокам даны 4 карточки. Необходимо подобрать к словам на карточках значение этого слова, признаки, которые подходят к данному слову, и ребус.

Слова: воздух, паспорт, компот, хоровод.

Карточки:

Токовый словарь: 1. Смесь газов, из которых состоит атмосфера.

2. Южное лиановое растение со сладкими ягодами.

3. Документ, удостоверяющий личность.

4. Десертное (третье) блюдо из сваренных фруктов)

Признаки: 1. Морозный, свежий, прозрачный

2. Крупный, сушёный, ранний.

3. Потрепанный, поддельный, гражданский.

4. Сладкий, прозрачный, вчерашний.

(Собрав, все четыре конверта, команда их вскрывает и составляет последнюю подсказку. Находят свиток. Побеждает команда, которая первым нашла свиток.)

  1. Итог

— Прочитайте, что написано на свитке.

…Важно точно знать, в каком смысле разуметь каждое слово.

Публилий Сир

Как вы понимаете эти слова?

— Молодцы! Игра окончена.

Квест по русскому языку « Знатоки русского языка»

Лупинос А.Л.

учитель начальных классов

Форма проведения мероприятия: игра - путешествие по станциям

Аудитория: учащиеся 1 класса.

Задачи внеклассного мероприятия:

Расширить знания учащихся о русском языке, способствовать повышению грамотности учащихся;

Развивать познавательный интерес;

Воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово.

Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами тоже отправимся в увлекательное путешествие в Страну русского языка.

Станция № 1 «Анаграммы »

Ведущая: Ваша задача состоит в том, что из данных слов вы должны новые слова.

Сел, сорт, сосна, нос, банка, волос.

(лес, трос, насос, сон, кабан, слово)

Станция №2 « Многозначные слова».

Ведущая: Дайте краткое объяснение значению второго слова в парах:

Овсянка -птица, овсянка - ....

Норка - животное, норка - ....

Бокс - стрижка, бокс -....

Коса - для скашивания травы, коса -....

Ключ - родник, ключ -…

Лист – тетрадный, лист - …

Станция № 3 «Мне эхо раскрывает секреты».

Ведущая: Вы помните, как отвечает эхо? Да, верно! Оно повторяет окончание слова. А в нашей игре эхо будет называть имена девочек и мальчиков. Какие? Сейчас узнаем!

«Кто забрался под диван?»
Эхо мне в ответ: «Иван ».
«Не боится кто мороза?»
Эхо отвечает: «Роза ».
«Кто съел плитку шоколада?»
Эхо (с укоризной): «Лада ».
«Кто гуляет до рассвета?»
Эхо мне ответит: «Света ».
«Кто глядит из-за сарая?»
Знает эхо: это «Рая ».
«Кто потерял сандалик?»
Промолвит эхо: «Алик ».
«Назови мне кавалера!»
Эхо прокричит: «Валера

Станция №4 «Ударение-помощь для чтения»

Ведущая: Чтобы дождик быстрее прошёл, каждая капелька должна упасть на то слог в слове, куда падает ударение.

Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Купи соли и соли капусту.
На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.

Станция №5 « Умники и умницы»

Ведущая: Составьте несколько новых слов, используя буквы, входящие в состав слова ПАРОХОД.

(пар, ход, хор, пах, поход, дар, порох, пора, проход)

Ведущая

Школа-это первый день, начатый от букваря.

Буквы сложатся в слова, цифры в трудные задачи.

Ученику - Ура! Ура! Ура! Много знаний и удачи.

(Награждение участников игры медалями «ЗНАТОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА»).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх