Древние религии. Возникновение религий, древнейшие верования

Идете ли вы в мечеть по пятницам, посещаете синагогу по субботам или молитесь в церкви по воскресеньям, религия, так или иначе, коснулась вашей жизни. Даже если единственная вещь, которой вы когда-либо поклонялись – ваш любимый диван и лучший друг-телевизор, ваш мир был все равно сформирован религиозными убеждениями и практиками других людей.
Верования людей влияют на все, от политических взглядов и произведений искусства до одежды, которую они носят и пищу, которую они едят. Религиозные убеждения не раз ссорили народы и вдохновляли людей на насилие, они также играли не последнюю роль в некоторых научных открытиях.
Ни для кого не новость, что религия очень сильно влияет на общество. Каждая цивилизация, от древних майя до кельтов, имела своего рода религиозную практику. В своих самых ранних формах, религия предоставляла обществу систему взглядов и ценностей, в соответствии с которой оно могло воспроизводить и воспитывать молодёжь. Кроме того, это также помогало объяснять процессы и явления такого прекрасного и такого сложного и порой пугающего окружающего мира.
Свидетельства неких зачатков религии были обнаружены еще в артефактах эры неолита, и хотя религия очень развилась по сравнению с примитивными обрядами того времени, никакая вера в действительности не умирает. Некоторые, как например мировоззрение друидов, продолжают жить до настоящего времени, в то время как другие, типа древних греческих и римских религий, живут в качестве составляющей части и каких-то отдельных аспектов более поздних христианства и ислама.
Ниже мы сделали небольшой обзор из 10 религий. Несмотря на их древние истоки, во многих из них хорошо прослеживаются параллели с главными современными религиями.

10: Шумерская Религия


Хотя существуют отдельные свидетельства, указывающие на то, что люди, возможно, практиковали религию уже 70 000 лет назад, самое раннее достоверное доказательство сформировавшейся религии относится приблизительно к 3500 году до нашей эры. То есть, к тому времени, когда шумеры построили в Месопотамии первые в мире города, государства и империи.
Из тысяч глиняных табличек, которые находят в районах, где располагалась шумерская цивилизация, мы знаем, что у них был целый пантеон богов, каждый из которых «заведовал» своим сектором явлений и процессов, то есть, милостью или гневом конкретного бога люди объясняли для себя то, что не могли иначе объяснить.
Все боги шумеров имели «привязку» к конкретным астрономическим телам, они же управляли естественными силами: например, восход и закат солнца приписывались сверкающей колеснице бога солнца Уту. Звезды считались коровами Наннар, божества Луны, путешествовавшего по небу, а полумесяц был его лодкой. Другие боги представляли собой такие вещи и понятия, как океан, война, плодородие.
Религия была центральной частью жизни шумерского общества: цари утверждали, что действовали на воле богов и, таким образом, выполняли и религиозные и политические обязанности, а священные храмы и гигантские платформы в виде террас, известные как зиккураты, считались жилищами богов.
Влияние Шумерской религии прослеживается в большинстве существующих религий. Эпопея о Гильгамеше, наиболее раннее из уцелевших произведений древней шумерской литературы, содержит первое упоминание о великом потопе, которое также содержится в Библии. А семиярусный вавилонский зиккурат, вероятно, и есть та самая Вавилонская Башня, рассорившая потомков Ноя.

9: Древняя египетская Религия


Для того чтобы убедиться во влиянии религии на жизнь Древнего Египта, достаточно посмотреть на тысячи пирамид, расположенных в регионе. Каждая постройка символизирует собой веру египтян в то, что жизнь человека продолжается даже после смерти.
Правление египетских фараонов длилось приблизительно с 3100 по 323 года до н.э. и насчитывало 31 отдельную династию. Фараоны, имевшие божественный статус, использовали религию для поддержания своей власти и подчинения себе абсолютно всех граждан. Например, если фараон хотел заполучить расположение большего количества племен, все, что он должен был сделать, это принять их местного бога как своего собственного.
В то время как бог солнца Ра был главным богом и создателем, египтяне признали сотни других богов, примерно около 450. Причем, по крайней мере, 30 из них получили статус главных божеств пантеона. С таким количеством богов, египтяне испытывали неудобства в истинной последовательной теологии, однако они были связаны общей верой в загробную жизнь, особенно после изобретения мумификации.
Руководства, названные «гробовыми текстами», давали тем, кто мог позволить себе это руководство в похоронных мероприятиях, гарантию бессмертия. Гробницы богатых людей часто содержали драгоценности, мебель, оружие и даже слуг для полноценной жизни после смерти.
Флирт с Единобожием
Одна из первых попыток установить единобожие произошла в Древнем Египте, когда фараон Эхнатон пришел к власти в 1379 году до н.э. и объявил бога солнца Атона единственным богом. Фараон попытался стереть все упоминания о других богах и их разрушить их изображения. Во время правления Эхнатона народ мирился с этим так называемым «Атонизмом», однако, после смерти он был объявлен преступником, его храмы были разрушены, а само его существование было вычеркнуто из записей.

8: Греческая и римская Религия

Боги Древней Греции


Как и египетская, греческая религия была политеизмом. Хотя наиболее широко признаны 12 Олимпийских божеств, греки также имели несколько тысяч других местных богов. Во время римского периода Греции эти боги были просто адаптированы к римским потребностям: Зевс стал Юпитером, Венера Афродитой и так далее. Фактически, большая часть римской религии была заимствована у греков. Настолько, что эти две религии часто упоминаются под общим названием греко-римской религии.
Греческие и римские боги имели довольно скверные характеры. Им были не чужды ревность, гнев. Это объясняет, почему людям приходилось приносить так много жертв в надежде умилостивить богов, заставить их воздержаться от причинения вреда, вместо этого помогать людям, делать добрые дела.
Наряду с жертвенными обрядами, которые были первичной формой греческого и римского вероисповедания, в обеих религиях важное место занимали празднества и ритуалы. В Афинах, по меньшей мере, 120 дней в году были праздничными, да и в Риме не много дел затевалось без предварительного выполнения религиозных ритуалов, гарантировавших одобрение богов. Особые люди следили за знаками, посланными богами, наблюдая за птичьим щебетом, погодными событиями или внутренностями животных. Рядовые граждане могли также расспросить богов в священных местах, называвшихся оракулами.

Религия Обряда
Возможно, самой внушительной особенностью римской религии была важная роль ритуалов фактически в каждом аспекте повседневной жизни. Мало того, что ритуалы выполнялись перед каждым собранием сената, празднеством или другим общественным мероприятием, так они к тому же должны были быть выполнены безукоризненно. Если, например, обнаруживалось, что молитва была неверно прочитана перед правительственной встречей, то любое решение, принятое во время этой встречи, могло было быть признано недействительным.


Религия, основанная исключительно на природе, Друидизм появился из шаманских практик и колдовства в доисторические времена. Первоначально, он был распространен по всей Европе, но затем сконцентрировался в кельтских племенах с их продвижением в сторону британского побережья. Он продолжает практиковаться сегодня среди небольших групп.

Главная идея Друидизма состоит в том, что все действия человек должен совершать, не причиняя никому вреда, даже себе. Нет другого греха, кроме нанесения вреда Земле или другим, считают друиды. Точно так же нет никакого богохульства или ереси, так как человек неспособен нанести вред богам, и они способны себя защитить. Согласно верованиям друидов, люди — только маленькая часть Земли, которая в свою очередь является единым живым существом, населяемым богами и духами всех видов.

Хотя христиане пытались подавить Друидизм за его политеистические языческие убеждения и обвиняли его последователей в осуществлении жестоких жертвоприношений, друиды были фактически мирными людьми, которые практиковали скорее медитации, размышления и осознание, чем жертвенные действия. В жертву приносились только животные, которые потом употреблялись в пищу.
Поскольку вся религия Друидизма была построена вокруг природы, ее церемонии были связаны с солнцестояниями, равноденствиями и 13 лунными циклами.


Чем-то похожая на языческую веру Викка, Асатру – вера в дохристианских богов Северной Европы. Восходит к началу скандинавского Бронзового века приблизительно 1000 до н.э. Асатру взяла многое из древних скандинавских верований викингов, и многие последователи Асатру продолжают воспроизводить обычаи и традиции викингов, как например, сражения на мечах.
Главные ценности религии — мудрость, сила, храбрость, радость, честь, свобода, энергия и важность родовых связей с предками. Как и друидизм, Асатру основана на природе, и все вероисповедание завязано на смене сезонов.
Асатру утверждает, что вселенная разделена на девять миров. В их числе Асгард — царство богов и Мидгард (Земля) — дом всего человечества. Соединение этих девяти миров — Мировое Дерево, Иггдрасиль. Главный бог и создатель вселенной — Один, но также большим уважением пользовался Тор, бог войны, защитник Мидгарда: именно его молот викинги изображали на своих дверях, чтобы отгонять зло. Молот, или Mjollnir, многие сторонники Асатру носят таким же образом, как христиане носят крест.
Освобождение от налогов
Хотя некоторые аспекты Асатру могут показаться непосвященному неправдоподобными, она получает все большее распространение по всему миру. Кроме того, что это зарегистрированная религия в Исландии и Норвегии, она освобождена от уплаты налогов в Соединенных Штатах.


Справедливости ради, нужно уточнить, что, технически, индуизм — это не одна религия. Под этим понятием фактически объединено множество верований и практик родом из Индии.
Индуизм — одна из старейших существующих религий, корни которой прослеживаются приблизительно до 3000 до н.э. Хотя некоторые из ее сторонников утверждают, что учение существовало всегда. Священные писания религии собраны в Ведах, старейших из известных религиозных произведений на индоевропейских языках. Они были собраны приблизительно между 1000 и 500 годами до н.э. и почитаются индусами как вечная правда.

Всеобъемлющая идея индуизма — поиски «мокша», вера в судьбу и перевоплощение. Согласно представлениям индусов, люди имеют вечную душу, которая непрерывно рождается заново в разных воплощениях, согласно ее образу жизни и действиям в предыдущих жизнях. Карма описывает последствия, которые следуют из этих действий, и индуизм учит, что люди могут улучшить их судьбу (карму) через молитву, жертвы и различные другие формы духовных, психологических и физических дисциплин. В конечном счете, следуя праведными путями, индус может быть освобожден от возрождения и достигнуть «мокша».
В отличие от других главных религий, индуизм не заявляет ни о каком основателе. Не прослеживается его связь и с каким-либо определенным историческим событием. На сегодняшний день почти 900 миллионов человек во всем мире считают себя индусами, причем большинство из них живут в Индии.

4: Буддизм


Буддизм, зародившийся в Индии около 6 века до н.э., во многом подобен индуизму. Он основан на учении человека, известного под именем Будда, который родился как Сиддхартха Гаутама и вырос как индус. Как и индусы, Буддисты верят в перевоплощение, карму и идею достижения полного освобождения — Нирваны.
Согласно Буддистской легенде, Сиддхартха имел довольно закрытую молодость и был поражен, когда обнаружил, что люди вокруг, оказывается, испытывают такие вещи как горе, бедность и болезни. Встретив группу людей, ищущих просвещения, Сиддхартха начал искать способ закончить человеческие страдания. Он долгое время постился и медитировал, и, наконец, достиг способности вырваться из вечного цикла перевоплощений. Именно это достижение «бодхи», или «просвещения» привело к тому, что он теперь известен как Будда, или «Просвещенный».
Четыре Благородных Истины: (чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого - одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы.
1. Все существование — страдание.
2. Все страдания вызваны человеческими желаниями.
3. Отречение от желаний закончит страдания.
4. Существует путь к прекращению страданий – Восьмеричный путь.
Буддизм не оказывает слишком большое внимания божеству, гораздо большую важность имеет самодисциплина, медитация и сострадание. В результате буддизм иногда расценивается больше как философия, нежели религия.
Путь
Как и буддизм, даосизм и конфуцианство являются больше философией, чем религиями. Обе зародились в Китае в 5 – 6 веках до н.э. обе активно практикуются в Китае и сегодня. Даосизм, который является основанным на понятии «Дао», или «Путь», очень ценит жизнь и проповедует простоту и непринужденный подход к жизни. В основе конфуцианства — любовь, доброта и человечность.


Еще одна религия, происходящая из Индии. Джайнизм провозглашает в качестве главной цели достижение духовной свободы. Берет свое начало из жизней и учений Джайн, духовных учителей, которые достигли наивысшего уровня знания и понимания. Согласно учению Джайн, последователи религии могут достигнуть свободы от материального существования или кармы. Как и в индуизме, это освобождение от перевоплощения называют «мокша».
Джайны также учат, что время вечно и состоит из ряда восходящих или нисходящих движений, которые длятся в течение миллионов лет. В течение каждого из этих периодов, есть 24 джайн. Только два из этих учителей известны в текущем движении: Парсва и Махавира, жившие в 9 и 6 столетиях до н.э., соответственно. При отсутствии всяких высших богов или бога создателя, последователи джайнизма почитают Джайн.
В отличие от буддизма, который осуждает страдания, идея джайнизма — аскетизм, самоотречение. Образ жизни джайна управляется «Великими обетами», которые провозглашают отказ от насилия, честность, сексуальное воздержание, отрешение. Хотя эти клятвы строго соблюдаются отшельниками, джайны также следуют им соразмерно своим способностям и обстоятельствам, с целью саморазвития по 14-этапному пути духовного роста.


Хотя другие религии и имели короткие периоды монотеизма, иудаизм считается старейшей всемирной монотеистической верой. Религия основана на том, что Библия описывает как соглашения между Богом и некоторыми из отцов – основателей. Иудаизм — одна из трех религий, ведущих свое происхождение от патриарха Авраама, который жил в 21 веке до н.э. (Две другие — ислам и христианство.)
Пять Книг Моисея входят в начало еврейской Библии, образуя Тору (Пятикнижие), еврейский народ — потомки Авраама и однажды возвратятся в свою страну Израиль. Поэтому евреев иногда называют «избранным народом».
В основе вероисповедания — десять заповедей, представляющие собой священное соглашение между Богом и людьми. Наряду с 613 другими руководствами, которые содержатся в Торе, эти десять заповедей определяют образ жизни и мысли верующего. Следуя законам, евреи показывают их приверженность воле бога и укрепляют свои позиции в религиозном сообществе.
В редком единодушии, все три главные мировые религии признают десять заповедей основополагающими.


Зороастризм основан на учении персидского пророка Заратустры, или Зороастры, который жил между 1700 и 1500 годами до н.э. Его учения явлены миру в виде 17 псалмов под названием Гаты, которые составляют Священное Писание зороастризма, известное как Зенд Авеста.
Ключевым аспектом зороастрийской веры есть этический дуализм, постоянная борьба между добром (Ахура Мазда) и злом (Ангра Майнью). Личная ответственность имеет большое значение для зороастрийцев, поскольку их судьба зависит от выбора, который они делают между этими двумя силами. Последователи верят, что после смерти, душа приходит к Мосту Суда, откуда она попадает либо в рай, либо в место мучений, в зависимости от того, какие при жизни преобладали поступки: хорошие или плохие.
Поскольку положительный выбор не так сложно сделать, зороастризм в целом рассматривается как оптимистичная вера: Заратустра, якобы, единственный ребенок, который смеялся при рождении вместо плача. В настоящее время зороастризм одна из самых малочисленных среди основных мировых религий, но ее влияние ощущается широко. Христианство, иудаизм и ислам, все были сформированы на его постулатах.

Вера в Бога окружает человека с младенчества. В детстве этот еще неосознанный выбор связан с семейными традициями, существующими в каждом доме. Но позже человек может сознательно сменить конфессию. Чем они похожи и чем отличаются одна от другой?

Понятие религии и предпосылки ее появления

Слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, то есть священное. Началом и смыслом любой религии является вера в Бога, независимо от того, олицетворен он или обезличен.

Известно несколько предпосылок появления религии. Во-первых, испокон веков человек пытается выйти за границы этого мира. Он стремится найти спасение и утешение за его пределами, искренне нуждается в вере.

Во-вторых, человек хочет дать объективную оценку миру. И тогда, когда он не может объяснить только естественными законами происхождение земной жизни, то делает предположение о том, что ко всему этому приложена сверхъестественная сила.

В-третьих, человек полагает, что разные события и происшествия религиозного характера подтверждают существование Бога. Список религий для людей верующих уже служит реальным доказательством существования Бога. Объясняют они это очень просто. Если бы не существовало Бога – не было бы и религии.

Древнейшие виды, формы религии

Зарождение религии произошло еще 40 тысяч лет тому назад. Именно тогда было отмечено появление простейших форм религиозных верований. Узнать о них удалось благодаря обнаруженным захоронениям, а также наскальной и пещерной живописи.

В соответствии с этим выделяют следующие виды древних религий:

  • Тотемизм. Тотем – это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода. В основе этой древнейшей религии была вера в сверхъестественную силу оберега (тотема).
  • Магия. Эта форма религии, основанная на вере в магические способности человека. Маг помощью символических действий способен воздействовать на поведение других людей, естественные явления и предметы с положительной и отрицательной стороны.
  • Фетишизм. Из числа любых предметов (череп животного или человека, камень или кусок дерева, к примеру) выбирался такой, которому приписывались сверхъестественные свойства. Он должен был приносить удачу и оберегать от опасности.
  • Анимизм. Все явления природы, предметы и люди имеют душу. Она бессмертна и продолжает жить вне тела даже после его смерти. Все современные виды религий основаны на вере в существование души и духов.
  • Шаманизм. Считалось, что глава племени или священнослужитель обладает сверхъестественной силой. Он вступал в разговор с духами, слушал их советы и выполнял требования. Вера в силу шамана лежит в основе этой формы религии.

Список религий

В мире насчитывается более ста различных религиозных направлений, включая древнейшие формы и современные течения. Они имеют свое время возникновения и отличаются количеством последователей. Но в основе этого большого списка лежат три самые многочисленные мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Каждая из них имеет различные направления.

Мировые религии в виде списка можно представить следующим образом:

1. Христианство (почти 1,5 млрд человек):

  • православие (Россия, Греция, Грузия, Болгария, Сербия);
  • католицизм (государства Западной Европы, Польша Чехия, Литва и другие);
  • протестантизм (США, Великобритания, Канада, ЮАР, Австралия).

2. Ислам (около 1,3 млрд человек):

  • суннизм (Африка, Центральная и Южная Азия);
  • шиизм (Иран, Ирак, Азербайджан).

3.Буддизм (300 млн человек):

  • хинаяна (Мьянма, Лаос, Таиланд);
  • махаяна (Тибет, Монголия, Корея, Вьетнам).

Национальные религии

Кроме того, в каждом уголке мира существуют национальные и традиционные религии, также со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах. По этому признаку различают такие виды религий:

  • индуизм (Индия);
  • конфуцианство (Китай);
  • даосизм (Китай);
  • иудаизм (Израиль);
  • сикхизм (штат Пенджаб в Индии);
  • синтоизм (Япония);
  • язычество (индейские племена, народы Севера и Океании).

Христианство

Эта религия возникла в Палестине в Восточной части Римской Империи в I веке нашей эры. Ее появление связано с верой в рождение Иисуса Христа. В 33 года он принял мученическую смерть на кресте, чтобы искупить грехи людские, после чего воскрес и вознесся на небеса. Таким образом, сын Бога, воплотивший себе сверхъестественную и человеческую природу, стал основателем христианства.

Документальная основа вероучения – Библия (или Священное Писание), состоящая из двух самостоятельных сборников Ветхого и Нового Завета. Написание первого из них тесно связано с иудаизмом, от которого берет свое начало христианство. Новый Завет был написан уже после зарождения религии.

Символы христианства – православный и католический крест. Основные положения веры определены в догматах, которые основаны на вере в Бога, сотворившего мир и самого человека. Объекты поклонения – Бог-Отец, Иисус Христос, Святой дух.

Ислам

Ислам, или мусульманство, зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале VII века в Мекке. Основателем религии стал пророк Мухаммед. Этот человек с детства был склонным к одиночеству и часто предавался благочестивым размышлениям. Согласно учению ислама, в 40 лет на горе Хира к нему явился небесный посланник Джабраил (архангел Гавриил), который и оставил в его сердце надпись. Как и многие другие мировые религии, мусульманство основывается на вере в одного Бога, но в мусульманстве его называют Аллах.

Священное писание – Коран. Символами ислама являются звезда и полумесяц. Основные положения мусульманской веры заключены в догматах. Они должны признаваться и беспрекословно выполняться всеми верующими.

Основные виды религии - суннизм и шиизм. Их появление связано с политическими разногласиями между верующими. Так, шииты по сей день считают, что истину несут только прямые потомки пророка Мухаммеда, а сунниты думают, что это должен быть избранный член мусульманской общины.

Буддизм

Буддизм зародился в VI веке до нашей эры. Родина – Индия, после чего учение распространилось в страны Юго-Восточной, Южной, Центральной Азии и на дальний Восток. Учитывая, сколько существуют другие наиболее многочисленные виды религий, можно смело утверждать, что буддизм является самой древней из них.

Основатель духовной традиции – Будда Гаутама. Это был обычный человек, родители которого удостоились видения, что вырастет их сын Великим Учителей. Будда также был одинок и склонен к размышлениям, и очень быстро обратился к религии.

В этой религии нет объекта поклонения. Цель всех верующих – достичь нирваны, блаженного состояния прозрения, освободиться от собственных оков. Будда для них представляет собой некий идеал, на который следует равняться.

В основе буддизма лежит учение о четырех Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинном пути к прекращению страдания. Этот путь состоит из нескольких ступеней и делится на три этапа: мудрости, нравственности и сосредоточения.

Новые религиозные течения

Кроме тех религий, которые зародились очень давно, в современном мире до сих пор продолжают появляться новые вероучения. В их основе по-прежнему лежит вера в Бога.

Можно отметить следующие виды современных религий:

  • саентология;
  • неошаманизм;
  • неоязычество;
  • бурханизм;
  • неоиндуизм;
  • раэлиты;
  • оомото;
  • и другие течения.

Этот список постоянно видоизменяется и дополняется. Некоторые виды религий особенно популярны среди звезд шоу-бизнеса. Например, саентологией всерьез увлечены Том Круз, Уилл Смит, Джон Траволта.

Эта религия возникла в 1950 году благодаря писателю-фантасту Л. Р. Хаббарду. Саентологи считают, что любой человек изначально хороший, его успех и душевное равновесие зависят от него самого. Согласно фундаментальным принципам этой религии, люди – бессмертные существа. Их опыт имеет более продолжительный срок, чем одна человеческая жизнь, а способности неограниченны.

Но все не так однозначно в этой религии. Во многих странах считается, что саентология – это секта, псевдорелигия с большим капиталом. Несмотря на это течение очень популярно, особенно в Голливуде.

Что такое религия? Когда появились первые религии? Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Ответ

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община).

Религии появились в форме различных верований (не имевших тогда четкой ещё организации подобной современной) практически одновременно с появлением человечества.

Согласно имеющимся на данный момент сведениям о периоде палеолита, по меньшей мере, к концу этой эпохи, древние люди развили то, что мы могли бы назвать религией или духовными отношениями. На это указывают имевшиеся у них к тому времени обычаи ритуального захоронения и наскальные рисунки в пещерах. Люди, вероятно, верили, что естественный мир населяли боги или божества, или даже, что различные объекты и места, такие, как камни или рощи, сами были живы. Религиозные верования и практики - как мы могли бы их себе вообразить - сформировали социальную структуру, как бы связывая общины и повышая эффективность их деятельности.

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам. Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

Религия в своем развитии прошла длительный и сложный путь формирования. Безусловно, основой для возникновения самых первых религиозных верований человека были природные инстинкты, заложенные в нём, прежде всего, инстинкт самосохранения. В первобытных религиях запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных сил. Так как уровень развития был еще низким, человек не отделяя себя от природы, переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине (кровнородственные связи, раннеродовые связи, взаимоотношения полов, бессилие перед болезнями, смерть сочлена родовой общины, угрожающая её целости и благополучию, межплеменная рознь). Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно-важное значение.

Раскопки захоронений древнего человека, датируемые временем 80-40 тыс. лет назад, указывают на то, что люди ещё не задумывались о существовании какого-то иного мира, чем видимый ими вокруг (в могилах нет вещей для жизни).

В захоронениях, сделанных 30-10 тыс. лет назад, уже появляется оружие, предметы домашнего обихода, украшения, плоды, тела умерших покрывали красной краской - охрой, что свидетельствует о мыслях человека о возможности жизни и после смерти. Он стал рассматривать смерть, как длительный сон, после которого человек проснётся, и ему могут понадобиться предметы повседневного быта.

Древние формы религии

Необходимо отметить, что древние верования не появлялись в строгом порядке, один на основе другого, но они связаны между собой по сложной схеме, поэтому, думаю, будет разумно рассматривать каждую форму религии отдельно.

Тотемизм – одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой - либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). исследователей устойчивые языковые обороты. Позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно - родственных отношений.

В наиболее чистом и удобном для исследования виде тотемизм был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки.

Анимизм Одним из распространенных верований и, связанных с ними символических действий первобытного человека, является анимизм (от лат. anima – дух, душа) - вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен английским этнографом Э. Тайлором. Он считал, что анимизм - это исходная, элементарная форма религии, которая развивалась затем в более сложные религиозные представления и действия.


Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.

Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Этнографы склонны объяснять появление этого мира духов вполне естественными причинами. Появление этого мира обусловлено, по их мнению, своеобразным истолкованием первобытным человеком целого ряда оптических и акустических явлений: теней, эха, отражений, шумов, в реальности которых он не имел никаких оснований сомневаться, поскольку об их существовании свидетельствовали его чувственные восприятия.

Фетишизм . В магии таинственной силой наделяются конкретные действия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы - фетиши (от португальского feitico - амулет, магическая вещь). Объектом поклонения мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: необычный камень, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие.

Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонство. Идол - это материальный предмет, которому придана форма человека или животного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

19 Религия древней Греции и древнего Рима. Вначале древние римляне были язычниками, поклонялись в основном греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился активным увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции религиозных представлений победу в Древнем Риме по политическим соображениям одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.

Римские молитвы лишены были экстаза, восхищения. Для римлян это было суеверие (superstitio). По отношению к богам, как по отношению к своим семейным, равно как и в отношении всей общины, нужно было соблюдать верность, благочестие, выражавшиеся словом pietas. Римская религия не имела определённых этических норм. Главное - это строгое выполнение обрядов и соблюдение всяких запретов. Впоследствии (в I в. до н. э. и позднее) римские писатели выводили слово religio из глагола religare, что значит связывать, привязывать.

Христианство В начале новой эры в Древнем Риме все большее распространение получает христианство. Оно прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Христианство зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти четыре столетия благодаря императору Константину оно стало государственной религией Римской империи, принеся с собой в его культуру не только новое мировоззрение, но и новое искусство.

У древних греков большое место занимал культ предков. Греки считали, что умершие могут вредить живущим людям; и чтобы этого не случилось их нужно ублажать, т.е. приносить жертвы. Особенно недопустимым считалось непредание земле праха (отсутствие погребения). Существовало представление о царстве мертвых Аиде. В Аиде умершие люди делились на грешников и праведников; грешники попадали в Тартар (подобие ада). Учение о посмертном существовании называлось орфизм (по имени древнегреческого героя, побывавшего в мире мертвых).

Большое значение имело исполнение ритуалов, существовали государственные культы. Эти культы осуществлялись периодически, а также в ознаменование особенно значительных событий (бедствия, победы и т.д.).

В VI в. до н.э. был учрежден праздник - «Великие Панафинеи» в честь богини Афины. Для этого праздика был построен Акрополь. Ритуал совершался один раз в четыре года в июле-августе и длился пять дней. Сначала проходили ночные празднества, демонстрация. Затем совершались жертвоприношения.

В Древней Греции существовали различные религиозные общины. Основой религиозной жизни была семья. Семьи объединялись во фратрии, фратрии объединялись в филы (прежде всего по профессиональному признаку). Были также секты - тайные организации, которые собирались вокруг лидера.

Кафедра философии, политологии и социологии

Дисциплина: философия

Религиозное сознание и его структура

Выполнила: студент группы 8-Э-1

А.С. Стрелкова

Проверил: доцент

А.В. Воецкий

Санкт-Петербург

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. История возникновения религии……………………………..5

Глава 2.Определение религиозного сознания………………………...12

Глава 3. Структура религиозного сознания…………………………...14

Заключение……………………………………………………………....17

Список используемой литературы…………………………………….18

Введение

Индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, – с другой. Он начинает рассматривать свое существование как своего рода тюремное заключение и лишь всю Вселенную в целом воспринимает как нечто единое и осмысленное. Зачатки космического религиозного чувства можно обнаружить на более ранних ступенях развития, например, в некоторых псалмах Давида и книгах пророков Ветхого завета. Гораздо более сильный элемент космического религиозного чувства, как учат нас работы Шопенгауэра, имеется в буддизме.

Религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни бога, сотворенного по образу и подобию человека. Поэтому не может быть церкви, чье основное учение строилось бы на космическом религиозном чувстве. Отсюда следует, что во все времена именно среди еретиков находились люди в весьма значительной степени подверженные этому чувству, которые своим современникам часто казались атеистами, а иногда и святыми. С этой точки зрения люди, подобные Демокриту, Франциску Ассизскому и Спинозе, имеют много общего.

Как же может космическое религиозное чувство передаваться от человека к человеку, если оно не приводит ни к сколько-нибудь завершенной концепции бога, ни к теологии? Мне кажется, что в пробуждении и поддержании этого чувства у тех, кто способен его переживать, и состоит важнейшая функция искусства и науки.

Итак, мы подошли к рассмотрению отношений между наукой и религией с точки зрения, весьма отличающейся от обычной. Если эти отношения рассматривать в историческом плане, то науку и религию по очевидной причине придется считать непримиримыми противоположностями. Для того, кто всецело убежден в универсальности действия закона причинности, идея о существе, способном вмешиваться в ход мировых событий, абсолютно невозможна. Разумеется, если принимать гипотезу причинности всерьез. Такой человек ничуть не нуждается в религии страха. Социальная, или моральная, религия также не нужна ему. Для него бог, вознаграждающий за заслуги и карающий за грехи, немыслим по той простой причине, что поступки людей определяются внешней и внутренней необходимостью, вследствие чего перед богом люди могут отвечать за свои деяния не более, чем неодушевленный предмет за то движение, в которое он оказывается вовлеченным. На этом основании науку обвиняют, хотя и несправедливо, в том, что она подорвала мораль. На самом же деле этическое поведение человека должно основываться на сочувствии, образовании и общественных связях. Никакой религиозной основы для этого не требуется. Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти.

Глава 1. История возникновение религии.

Под временем возникновения религиозных верований следует подразумевать период очень большой временной протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч лет. Это был процесс, происходивший в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали появляться в период среднего палеолита, а позднее уже существовали более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.

Само появление религиозных верований и культов, как отмечает И.А. Крывелев, имело объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с деятельностью, в основе которой лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с реальной практикой.

На возникновение в сознании первобытного человека религиозных признаков должны были оказывать влияние, прежде всего отрицательные эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможные варианты развития событий, которые способны дать это утешение. Потребность человека, его желания укрывают и защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из кажущегося безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения.

Стимулом к возникновению религиозных представлений являлись и некоторые положительные эмоции. Радость и восторг, наполнившие человека при какой-нибудь удаче, чувство благодарности тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта - все это требовало своего выражения.

Итак, религия возникла тогда, когда это стало неизбежным и возможным. Неизбежность коренилась в тяжелых условиях жизни человека, и как следствие этих условий, постоянном нервно-эмоциональном напряжении, в стремлении к самообнадеживанию и самоутешению.

Возможность появления религиозных идей и связанных с ними культов появилась тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором воображение было уже в состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции.

Религия давала человечеству иллюзию относительной безопасности, обеспечиваемой помощью дружественных сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала у него страх перед враждебными сверхъестественными силами.

В первобытном обществе возникают:

Тотемизм (представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений - тотемом)

Магия (совокупность символических обрядовых действий, направленных на достижение какого-либо конкретного результата)

Фетишизм (поклонение предмету, которому приписывались не присущие ему сверхъестественные свойства)

Мифология

Анимизм (вера в духовные существа).

Вместе с появлением представлений о сверхъестественных существах появляются и люди, способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые еще не были жестко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен. Социальное расслоение внутри племен, формирование племенной аристократии, становление раннеклассового общества нашли также свое отражение и в содержании религиозных представлений. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов.

Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение, а вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальное сословие. Жречество становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных систем государственно-организованных народов.

Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института.

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Постепенно происходит самоопределение религиозной системы. Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и сосредоточивают в своих руках деятельность по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархичную систему - церковь.

Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере складываются особые взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для упрочнения ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народу определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым государством.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Произошло столкновение двух различных идей: античной и христианской. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы за освобождение человека. Ведь оно смогло без смены государственной власти, через смену личности, ликвидировать один социальный строй (рабовладельческий) и создать совершенно другой по своей сути строй. Христианство возвышало человека. Исходя из христианского учения, человек в мире стал свободен и зависел он лишь от Бога. Люди, принимая христианство, освобождались от рабства, но тут же принимали на себя другую ношу - религиозную.

Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении.

Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство.

Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

История становления христианства охватывает период с середины I в. до V в. включительно. В течение указанного периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые можно свести к следующим трем:

Стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

Стадия приспособления (II в);

Стадия борьбы за господство в империи (III-V вв.).

На протяжении каждой из этих стадий переживали серьезные эволюционные изменения и вероучение, и культ, и религиозная организация. Менялся социальный состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, постоянно кипели внутренние столкновения, за вероисповедной и культовой формой которых скрывалась борьба социальных и национальных группировок по поводу общественных интересов. Так на первом этапе христианство было иудейской сектой людей, объединившихся в ожидании близкого конца света и возникновения новых мировых порядков, соответствовавших нормам царства небесного на земле, прихода мессии - Христа, который и осуществит грядущий переворот. Они решительно не приемлют существующего порядка вещей, преисполнены ненависти к нему и ждут его неминуемой гибели в ближайшее время. Понятно, что социальной базой такого движения могли быть порабощенные и угнетенные господством Римской империи люди.

На второй стадии при переходе от актуальной эсхатологии к приспособлению социальный состав общин менялся. Теперь уже влиятельное положение в общинах стали занимать представители состоятельных слоев общества.

Они брали на себя функцию идеологического и литературного оформления христианского учения. В рассматриваемый период приспособления христианства к окружающему миру возникла церковь как система учреждений и совокупность профессионалов - служителей этой церкви.

В III - начале IV в. христианство вело борьбу за господство в Римской империи, завершившуюся победой.

Христианство, по И.Н. Яблокову, обладало качествами чрезвычайно важными во всех отношениях. Его космополитическая направленность, выработавшаяся в предыдущем веке - “нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни богатого, ни бедного, перед богом все равны”, его демократичность по отношению к социальным низам, реально не угрожающая правящим слоям общества, создавали условия наилучшего распространения в многонациональной массе населения. Его верноподданническая позиция в отношении властей, связанная с проповедью непротивления и полного подчинения, как нельзя лучше подходила для государства, одной из главных забот которого было добиться безропотного подчинения со стороны всех слоев общества.

Во второй половине III в. шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV в. из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Митрополии создавались в порядке своего рода естественного отбора - наиболее многочисленные, влиятельные и богатые епархии имели в этой борьбе особо прочные позиции.

Полагается, что с этого времени церковь как орган управления приобретает относительную самостоятельность и становится обладательницей особых интересов по отношению к верующим. Одной из важнейших целей церковной организации становится поддержание и воспроизводство целостности и устойчивости самого института церкви. В ходе этого процесса активизируется деятельность органов управления по введению предписаний, требующих безусловного подчинения аппарату церкви, усиливается особый метод идеологический деятельности - нормативно-правовая регламентация, связанная с разработкой определенных идейных обоснований и созданием структур организационной деятельности, направленных на пропаганду этих идей, их реализацию.

Таким образом, можно прийти к выводу, что религиозное мировоззрение имеет довольно долгую историю. Религия возникает практически вместе с появлением человека, она претерпела множество изменений, прежде чем стать такой, какой мы привыкли ее видеть сейчас.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх