Партия эсмеральды балет. Билеты на балет «Эсмеральда

Цезарь Пуни (1802-1870)

Либретто Жюля Перро
Хореография Мариуса Петипа
Постановка и новая
хореографическая редакция
Юрия Бурлаки

«Эсмеральда» - балет, написанный по канонам романтического театра середины XIX века. В начале 1840-х годов Пуни получил заказ на музыку балета по знаменитому роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Либретто было написано одним из самых знаменитых балетмейстеров того времени Жюлем Жозефом Перро. В либретто и своей постановке «Эсмеральды» Перро сохранил сюжетную линию первоисточника, однако социальная тема, столь ярко выраженная у Гюго, в балете была переведена в личную драму.

Премьера «Эсмеральды» состоялась 9 марта 1844 года в Королевском театре в Лондоне. Через четыре года балет был поставлен на сцене петербургского Мариинского театра, еще через два - в Москве, а в 1856 году - в Париже. В 1886 году, М. Петипа осуществил новую, 4-актную постановку балета с добавлением музыки Риккардо Дриго. В 1935 году следующую версию балета, в трех актах, девяти картинах, поставила на той же сцене А. Ваганова, которая привлекла к работе над «Эсмеральдой» композитора Р. Глиэра. Позднее в этой версии балет ставился на многих других сценах. На протяжении XX века «Эсмеральда» шла на многих сценах Европы в постановках разных балетмейстеров.

Художник по костюмам – Наталья Земалиндинова (Ростов-на-Дону),

Ассистент балетмейстера-постановщика – заслуженная артистка России Юлиана Малхасянц (Москва).


Концепция музыкальной драматургии Ю. Бурлака.

Испанский танец во 2 картине I действия, Adagio, Allegro, вариация Флер-де-Лис, кода в Grand pas des corbeilles, пантомима третьей и пятой картин реконструированы кандидатом искусствоведения А. Галкиным.
Вариация подруг Эсмеральды из 1 картины I действия, Adagio из 5 картины III действия в хореографии народного артиста России Ю. Клевцова.

Оригинальные эскизы костюмов И. Всеволожского к балету "Эсмеральда" предоставлены Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства.

Оригинальная партитура Ц. Пуни восстановлена по архивным материалам Библиотеки Консерватории Сан-Пьетро а Майелла в Неаполе.
Оригинальная партитура Ц. Пуни восстановлена А. Троицким.

Музыка отдельных номеров Р. Дриго, А. Симона и фрагменты оркестровой редакции Р. Глиэра.

ЭСМЕРАЛЬДА, цыганка
ГРЕНГУАР, бедный поэт
ФЕБ ДЕ ШАТОПЕР, капитан королевских стрелков
КЛОД ФРОЛЛО, архидьякон Собора Парижской Богоматери
КВАЗИМОДО, звонарь Собора Парижской Богоматери
ФЛЕР-ДЕ-ЛИС, невеста Феба
АЛОИЗА ДЕ ГОНДЕЛОРЬЕ, мать Флер-де-Лис
ДИАНА, подруга Флер-де-лис
БЕРАНЖЕ, подруга Флер-де-Лис
КЛОПЕН ТРУЛЬФУ, главарь шайки бродяг
МЕГЕРА, подруга Клопена
Вальс старого Парижа (соло)
ПОДРУГИ ЭСМЕРАЛЬДЫ
ШУТЫ
ШУТИХИ
КАЛЕКИ
СУДЬЯ
ПАЛАЧ
ТРУБАЧИ
ЛАКЕИ
ГОСТИ на балу Флер-де-Лис, Grand pas des corbeilles (Танец с корзинками), Цыгане, Цыганки
СТРАЖНИКИ
МОНАХИНИ
ДЕТИ, ПАЖИ

Романтический балет «Эсмеральда» по роману Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» – последний шедевр эпохи классического романтизма, впервые увидел свет рампы в 1844 году на сцене Королевского театра в Лондоне (постановка Жюля Перро). За 160 с лишним лет он обошел все театры Европы и обрел прочный приют на русских сценах, дожив до наших дней.

История юной красавицы-цыганки обрела новую жизнь в спектакле театра «Кремлёвский балет» в 2006 году. Хореограф-постановщик Андрей Петров, опираясь на роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» и сценарий Жюля Перро, создал собственную – уникальную по красоте и эмоциональности постановку, которая едва ли кого-то оставит равнодушным.

Музыкальные и хореографические интерпретации знаменитого романа всегда вызывают интерес зрителей, и время не властно над историей о трагическом сплетении неистовых чувств, смертоносных желаний, беззаветной любви и разрушающей ненависти. Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Художественный руководитель и главный дирижер – Сергей Кондрашов.

Либретто – Андрей Петров (по сценарию Жюля Перро и роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»)
Хореограф-постановщик – народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров
Художник – сценограф – заслуженный деятель искусств Российской Федерации Григорий Белов
Художник по костюмам – Ольга Полянская
Ассистент хореографа-постановщика – Валерий Рыжов
Музыкальная редакция, оркестровка и новая музыка – лауреат Международного конкурса Владимир Качесов

Для кого подойдет

Для взрослых, поклонников балета.

Почему стоит пойти

  • Потрясающе красивая постановка
  • В сопровождении симфонического оркестра
  • Уникальная хореография

о Спектакле

Эсмеральда

Балет «Эсмеральда» в театре Станиславского и Немировича-Данченко, созданный по мотивам известного классика Виктора Гюго Владимиром Бурмейстером, впервые был представлен публике в 1950 году. Дебютная постановка прошла успешно, и сейчас, по прошествии нескольких десятилетий, она по-прежнему любима поклонниками театрального искусства. Страстная атмосфера, удачные стенографические решения, до совершенства отточенный танец, грандиозные декорации и захватывающи сюжет - все это балет «Эсмеральда» в театре Станиславского и Немировича-Данченко, заказ билетов на который можно сделать на сайте нашего билетного агентства.

В основе сюжетной линии спектакля лежит история прекрасной Эсмеральды, воспитанной цыганами, которые похитители ее в детстве. Девушка выросла настолько свободолюбивой и непокорной, настолько и красивой. Ее замечает архидиакон собора Парижской Богоматери Клод Фролло и приказывает горбуну Квазимодо похитить девушку для него. Но Эсмеральду спасает красавец-капитан Феб, в которого она влюбляется. По приказу Фролло Феба убивают, а Эсмеральду обвиняют в убийстве и приговаривают к смертной казни. Квазимодо знает о невиновности девушки, он пытается ее спасти, но безрезультатно. В итоге Квазимодо сталкивает коварного священника Фроддо с башни

«Эсмеральда» - восхитительный образец балетного искусства, который поразит и впечатлит каждого театрала. Чтобы увидеть это представление, стоит заказать билеты на балет «Эсмеральда» в театр Станиславского и Немировича-Данченко у нас на сайте уже сейчас онлайн или по телефону.

Продолжительность спектакля составляет 2 часа 50 минут (с двумя антрактами).

Композитор Цезарь Пуни, Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко
Автор либретто Владимир Бурмейстер и Василий Тихомиров
Балетмейстер-постановщик Владимир Бурмейстер
Дирижер: Владимир Басиладзе
Дирижер: Антон Гришанин
Руководитель возобновления постановки Сергей Филин
Художник-постановщик и художник по костюмам Александр Лушин
Художник по костюмам Наталия Кириллова
Жанр Балет
Количество актов 3
Оригинальное название Эсмеральда
Продолжительность 2 часа 50 минут (два антракта)
Дата премьеры 14.10.1950
Возрастное ограничение 12+

Дирижер - Владимир Басиладзе, Антон Гришанин

Эсмеральда - Оксана Кардаш, Наталья Крапивина, Эрика Микиртичева, Наталья Сомова
Феб - Денис Дмитриев, Сергей Мануйлов, Иван Михалев, Михаил Пухов, Георги Смилевски
Клод Фролло - Никита Кириллов, Георги Смилевски
Квазимодо - Антон Домашев, Роман Маленко
Флер де Лис - Наталия Клейменова, Наталья Крапивина, Анастасия Першенкова, Ксения Рыжкова, Наталья Сомова
Гудула - Анастасия Блохина, Яна Большанина, Наталья Крапивина, Анастасия Першенкова

Первая постановка Место первой постановки

Эсмеральда - балет в трех действиях, 5 картинах, либретто Ж. Перро, музыка Ц. Пуни , музыка отдельных номеров - Р. Дриго. Премьера состоялась 9 марта 1844 года, в лондонском театре Театре Ее Величества . В России впервые поставлен 21 декабря 1848 года в Большом Каменном театре Санкт-Петербурга .

Краткое содержание

Действующие лица:
Эсмеральда , цыганка.
Гренгуар , поэт.
Клод Фролло , архидьякон Собора Парижской Богоматери.
Квазимодо , звонарь Собора Парижской Богоматери.
Феб де Шатопер , капитан королевских стрелков.
Альбер , Флоран - офицеры, друзья Феба.
Алоизия де Горделорье .
Флер де Лис , ее дочь, невеста Феба .
Диана, Беранже - подруги Флер де Лис .
Клопен Трульфу , король бродяг.
Судья.
Палач.

Бродяги, нищие, цыгане и цыганки, дамы и кавалеры, подруги Флер де Лис, шуты и шутихи, народ.

Действие происходит в средневековом Париже в конце XV века.

Действие первое.
Картина первая.
Двор чудес.
Поэт Пьер Гренгуар попадает в руки обитателей парижского дна. Бродяги обыскивают его и, не найдя ничего ценного, решают повесить. Гренгуар молит о пощаде. Король нищих Клопен Трульфу обещает сохранить ему жизнь в том случае, если кто-нибудь из находящихся в его подданстве женщин согласится выйти за него замуж. Все присутствующие осматривают Гренгуара, но никто не решает взять его в мужья. В это время появляется Эсмеральда. Узнав о том, что Гренугару грозит смерть, она решает спасти его. Их объявляют мужем и женой на четыре года.
Цыганка и ее новообретенный супруг идут домой по ночным улицам Парижа. Клод Фролло, давно и безответно влюбленный в Эсмераильду, с помощью Квазимодо, Клопена и трех бродяг пытается похитить ее, но подоспевший ночной патруль во главе с капитаном Фебом де Шатопером вырывает ее из рук похитителей. По приказу Феба, солдаты заковывают Квазимодо в цепи.
Эсмеральда очарована спасшим ее офицером. Феб спрашивает, в порядке ли она и узнает, кто она такая. На память он дарит ей свой шарф. По просьбе Эсмеральды стража освобождает Квазимодо.
Картина вторая.
Комната Эсмеральды.
Цыганка любуется подаренным шарфом и мечтает о прекрасном офицере, выкладывает его имя из букв и гравирует его ножем на стене.
Вошедший Гренгуар предъявляет свои права супруга. Эсмеральда отвергает его домогательства, объясняет, что они вышла за него замуж чтобы спасти его от смерти, и что они будут только друзьями. Она учит Гренгуара танцевать. Она велит ему спать в соседней комнате, а сама ложится в этой.
Как только она засыпает - в каморку входят Клод Фролло, Квазимодо и Клопен. Они вновь пытаются похитить цыганку, но ей удается скрыться. Клод Фролло поднимает оброненный Эсмеральдой кинжал: в его голове рождается план мести.
Действие второе.
Картина третья.
Сад в замке Алоизии де Гонделорье.
Флер де Лис танцует со своими подругами.
Входит ее мать со свитой, затем - ее жених Феб. Флер замечает, что на нем нет шарфа, который она для него вышила.
Эсмеральда, Гренгуар и четыре цыганки приглашены в замок - погадать невесте и развлечь гостей своими танцами. Эсмеральда предсказывает Флер де Лис счастливое замужество. Цыганки начинают танец. Эсмеральда замечает, что жених Флер - это спасший ее офицер, в которого она влюбилась с первого взгляда. Ею овладевает отчаяние, но, побуждаемая Гренгуаром, она продолжает танцевать для гостей.
Флер де Лис замечает на цыганке шарф Феба. От волнения она лишается чувств. Гости взволнованно реагируют на происходящее. Гренгуар уводит Эсмеральду; Феб уходит за ними.
Действие третье.
Картина четвертая.
Комната в таверне.
Клопен Трульфу приводит в таверну, где должно состояться свидание Эсмеральды и Феба, Клода Фролло. Он показывает ему, где спрятаться и удаляется.
Появляются счастливые любовники. Феб клянется Эсмеральде в силе своих чувств, но цыганка, сорвав с его плюмажа перо и подбросив его, говорит: твоя любовь улетучится также легко.
Клод Фролло выходит из своего укрытия и поражает Феба кинжалом - тем самым, который он подобрал в каморке Эсмеральды. Когда на крики собирается народ, он обвиняет ее в убийстве. Прибежавший Гренгуар умоляет его спасти ни в чем неповинную девушку. Клод лицемерно обращается к небу и говорит, что ее может спасти только Бог.
Картина пятая.
Праздник шутов.
Берег Сены; справа - тюрьма; в отдалении - башни собора Парижской Богоматери.
Вечерние улицы Парижа полны ряженными - шутами и шутихами и горожанами, участвующими в празднике. Квазимодо, избранный шутовским Папой, танцует в тиаре и с посохом. Появившийся на площади Клод Фролло останавливает кощунственное действо.
Стража выводит из тюрьмы подвергшуюся пыткам Эсмеральду. Она готовится к смерти и молится. Клод предлагает ей спасение, если она согласится принадлежать ему. Девушка отвергает его предложение. Архидьякон приказывает начать казнь.
В это время на площадь вбегает Феб де Шатопер - он был не убит, а только ранен. Он указывает судье, что цыганка не виновата в нападении на него. В ответ на вопрос судьи: кто же виновен, он указывает на Клода Фролло.
Фролло хочет наброситься на Феба, но его останавливает и убивает Квазимодо.
Феб и Эсмеральда соединяются.

Либретто

Либретто балета написано балетмейстером Жюлем Перро по мотивам оперного либретто В. Гюго «Эсмеральда», в свою очередь основанного на его романе «Собор Парижской Богоматери» .

Балетная версия включает некоторое мотивы романа, не использованные Гюго при переработке его для оперы. Однако, как и в опере, судьба балетной Эсмеральды кончается благополучно: в последний момент перед казнью ее спасает Феб (после этого, в отличие от оперного либретто, он не погибает и герои воссоединяются).

В остальном либретто Перро практически не подвергалось перекройкам: основные изменения касались введения дополнительных сцен, призванных дать танцевальную характеристику Клоду Фролло и Квазимодо, изначально действовавших исключительно в сфере пантомимы, и картины быта средневекового Парижа. Заданная же раскладка основных событий романа на три акта сохранялась почти неизменной.

Музыка

Для первой постановки музыкальную партитуру создал итальянский композитор Цезарь Пуни .

В период сценической жизни в России балет дополнялся вставными номерами на музыку различных композиторов.

В 1886 и 1899 годах, возобновляя спектакль в Мариинском театре М. И. Петипа поручил Р. Дриго написать новые номера для второго акта - вариации для Флер де Лис и двух ее подруг в «Танце с корзиночками» и Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырех цыганок, заменивший существовавщее ранее на этом месте Pas de deux с муз. Пуни. Позднее вариации в «Танце с корзиночками» заменялись в отдельных спектаклях на вставные (по желанию исполнительниц)

Музыкальная стуктура последнего возобновления Петипа стала канонической. Именно от нее отталкивались при создании всех последующих версий спектакля.

В 1926 году для постановки балета в Большом театре Р. М. Глиэр заново оркестровал партитуру Пуни - Дриго и сделал в ней несколько вставок. В 1950 году аналогичную работу еще раз проделал Сергей Василенко . С тех пор театрами обычно используются их редакции. В 2006 году в спектакле театра «Кремлевский балет» прозвучала музыкальная редакция В. Качесова .

В 2009 году при постановке балета в Большом театре новая концепция музыкальной драматургии балета была разработана Ю. Бурлакой, на основании оригинальной партитуры Пуни, восстановленной Александром Троицким по архивным материалам Библиотеки Консерватории Сан-Пьетро а Майелла в Неаполе и Музыкальной библиотеки Большого театра России .

Основные постановки в России

Санкт - Петербург/Ленинград

Большой каменный театр

Мариинский театр - ГАТОБ им. Кирова

МАЛЕГОТ

Экранизация

В 1994 году постановка Боярчикова была экранизирована студией «Лентелефильм».
В фильме-балете роли исполнили: Эсмеральда - Э. М. Хабибулина, Феб - К. В. Мясников, Флёр де Лис - А. К. Кондрашова, Гренгуар - А. В. Кулигин, Клод Фролло - А. В. Константинов, Квазимодо - А. Б. Брегвадзе, Клопен Трульфу - И. Ю. Соловьёв.
Режиссером телеверсии выступила Евгения Попова.

Запись постановки Петипа

На протяжении первой четверти XX века оригинальная постановка Петипа была записана по системе Степанова режиссером балетной труппы Н. Г. Сергеевым (записи отдельных фрагментов датируются в интервале 1903 - 23 гг.) .

Сегодня хореографическая нотация «Эсмеральды» входит в «Коллекцию Сергеева» и хранится в Театральной библиотеке Гарварда.

В 2009 году материалы гарвардской коллекции были использованы Ю. Бурлакой в ходе работы над «Эсмеральдой» в Большом театре (балетм. Ю. Бурлака и Д. Медведев) . Однако их версию нельзя считать восстановлением спектакля М. И. Петипа.

Известные фрагменты

Pas de six

Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырех цыганочек из второго акта балета часто исполняется в качестве концертного номера. Эта композиция на музыку Дриго была поставлена Петипа в 1886 году, для В. Цукки и заменила ранее существовавшее в спектакле Pas de deux на муз. Пуни, с хореографией Перро (исполнялось Эсмеральдой с Гренгуаром или безымянным солистом) .

Pas de six - единственный фрагмент постановки Петипа, считающийся «каноническим» и воспроизводимый в большинстве редакций без изменений. Особенностью хореографии Pas de six’а является то, что, в отличие от многих других танцевальных ансамблей в классических балетах, он требует от балерины актерской игры, параллельной танцу: изображая танцующую перед знатными гостями цыганку, она в то же время, должна мимикой передать отчаяние, охватывающее Эсмеральду при виде Феба и его невесты .

Наиболее знаменитый момент Pas de six’а - заключительная часть вариации Эсмеральды: балерина спиной вперед движется на пуантах на мелком pas de bourre suivi змейкой, отступая в глубь сцены, затем через центр сцены выходит вперед и, лишаясь чувств, падает на колено.

Pas de Dian (Pas de deux Дианы и Актеона)

Самостоятельную жизнь обрело Pas de deux Дианы и Актеона, поставленное в 1935 году Вагановой на музыку Пуни из балета «Царь Кандавл», по мотивам постановки Петипа и с использованием женской вариации из «Танца с корзиночками» (муз. Дриго, хореогр. Петипа).

В оригинальном спектакле Вагановой солистам аккомпанировал ансамбль кордебалетных танцовщиц - нимф, отсутствующий в концертной версии номера.

Pas de deux

В концертах исполняется также Pas de deux Гренгуара и Эсмеральды на муз. Пуни (или отдельно - вариация с бубном из этого Pas de deux). Многие ошибочно принимают этот номер за часть спектакля Петипа, хотя на самом деле он был создан в 1954 году Николаем Березовым, поставившим в Лондоне собственную весрсию «Эсмеральды».

Примечания

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
На площади перед собором Парижской Богоматери народ справляет праздник шутов. По традиции из числа самых уродливых участников празднества должен быть избран «папа шутов». Его должны назвать «короли» парижских нищих. Их выбор падает на горбатого звонаря собора Квазимодо. Сидя на бочонке в шутовской тиаре с бубенчиками, он милостиво принимает поздравления с избранием в «папы». Неожиданно перед ним вырастает фигура архидиакона собора Клода Фролло. Он гневно обвиняет горбуна в кощунстве. Толпа хочет защитить своего избранника, но Квазимодо бросается между толпой и архидиаконом, защищая своего господина.

На площадь выбегают цыгане, и среди них девушка с тамбурином. Это - Эсмеральда. Толпа жадно следит за танцем цыганки. Не спускает с нее глаз и Клод Фролло. Эсмеральда бежит к толпе, чтобы собрать деньги, и вдруг останавливается в испуге, увидев старуху, одетую в жалкие лохмотья, с безумными глазами. Так встретились Гудула с Эсмеральдой.
Наступает ночь. Когда Эсмеральда собирается покинуть опустевшую площадь, Клод Фролло приказывает Квазимодо похитить девушку. На крик о помощи прибегает ночной караул во главе с капитаном Фебом. Они набрасываются на Квазимодо, но Эсмеральда просит отпустить его. Как зачарованная, смотрит она вслед уходящему красавцу-капитану.

АНТРАКТ

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина
Парижская знать собирается отпраздновать помолвку прелестной Флер-де-Лис с капитаном королевских стрелков Фебом. Собравшихся гостей приглашают во внутренние покои. Задержавшийся во дворе Феб видит среди подошедших цыган Эсмеральду. Он приказывает впустить цыган. Эсмеральда счастлива, увидев своего спасителя. Не сводя с него глаз, она начинает танцевать. Феб, опьяненный страстью, присоединяется к танцу. Возмущенная хозяйка дома приказывает прогнать незваных гостей.

Вторая картина
В таверне пляшут цыгане. Входит Феб с группой офицеров. В темном углу, прячась от людей, сидит горбун Квазимодо. К офицерам подходит Эсмеральда. Феб подает ей знак, и она покорно следует за ним. Следом в дверь проскальзывает человек в монашеском одеянии. Это - Клод Фролло.

Третья картина
Комната, куда привел Эсмеральду Феб. Он хочет обнять девушку, но падает, сраженный ударом кинжала. Когда Эсмеральда приходит в себя, ее окружают солдаты. Девушку уводят. В комнате остается один Квазимодо. Он поднимает с пола кинжал и понимает, что преступник - Клод Фролло.

АНТРАКТ

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина
Эсмеральда заточена в подземелье. Все происшедшее кажется ей страшным сном. Перед ней появляется Клод Фролло. Он молит девушку о любви, обещая ей спасенье. Эсмеральда гневно отталкивает от себя ненавистного человека. Оставшись одна, она падает без чувств.

Вторая картина
Эсмеральда приговорена к смерти. Все готово к казни. Со всех сторон Парижа собрался народ. Двери собора распахиваются, и перед Эсмеральдой вновь появляется архидиакон Клод Фролло. Он повторяет свое предложение: жизнь в обмен на любовь. Но Эсмеральда готова к смерти. Около Эсмеральды встает палач. Квазимодо, сбив с ног палача, подхватывает Эсмеральду и бросается с ней в собор. Толпа оттесняет стражу, но из дверей собора выходит Клод Фролло с Эсмеральдой на руках и передает ее палачу. В это время из толпы к ней протискивается старуха. Это Гудула, проклинающая цыган за кражу своего ребенка. На мгновение к ней возвращается разум. По висящему на груди талисману она узнает в Эсмеральде свою дочь. Гудула пытается спасти Эсмеральду, но солдаты отталкивают ее.

Третья картина
На одной из башен собора сидит Квазимодо и оплакивает казненную Эсмеральду. Появляется Клод Фролло. Завязывается борьба. Квазимодо сталкивает священника с башни на площадь…



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх