Культуры, обычаи и традиции народов сибири. Презентация на тему: «Культура и традиции народов Сибири Традиции сибирского края

Проживает сегодня более 125 национальностей, из них 26 коренных малочисленных народов. Крупнейшими по численности населения среди этих малых народов являются ханты, ненцы, манси, сибирские татары, шорцы, алтайцы. Конституция РФ гарантирует каждому малому народу неотъемлемое право самоидентификацию и самоопределение.

Хантами называют коренной немногочисленный угорский западно-сибирский народ, проживающий по низовьям Иртыша и Оби. Их общая численность 30 943 человека, причем большая их часть 61% живет в Ханты-Мансийском АО, и 30% в Ямало-Ненецком АО. Занимаются ханты ловлей рыбы, стадным оленеводством и таежной охотой.

Старинные имена хантов «остяки» или «югры» широко используются и сегодня. Слово «ханты» произошло от древнего местного слова «кантах», что просто означает «человек», в документах оно появилось в советские годы. Ханты этнографически близки к народу манси, и объединены с ними часто под единым названием обские угры.

Ханты в своем составе неоднородны, среди них различают отдельные этнографические территориальные группы, различающиеся диалектами и названием, способами ведения хозяйства и самобытной культурой – казымские, васюганские, салымские ханты. Язык хантов принадлежит к обско-угорским языкам уральской группы, он разделен на множество территориальных диалектов.

С 1937 года современная письменность хантов развивается на основе кириллицы. Сегодня 38,5 % хантов свободно говорят на русском языке. Ханты придерживаются религии своих предков – шаманизма, но многие из них причисляют себя к православным христианам.

Внешне ханты имеют рост от 150 до 160 см с черными прямыми волосами, смуглым лицом и карими глазами. Лицо у них плоское с широко выдающимися скулами, широким носом и толстоватыми губами, напоминающее монголоидное. Но у хантов в отличие от монголоидных народов правильная прорезь глаз и более узкий череп.

В исторических хрониках первые упоминания о хантах появляются в X веке. Современные исследования показали, что ханты проживали на данной территории уже в 5-6 тыс. лет до н.э. Позже они были серьезно потеснены кочевниками на север.

Ханты наследовали многочисленные традиции усть-полуйской культуры таежников промысловиков, развивавшейся в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э. Во II тыс. н.э. северные племена хантов оказались под влиянием ненцев-оленеводов и ассимилировались с ними. На юге племена хантов ощутили на себе влияние тюркских народов, позднее русских.

К традиционным культам народа хантов относится культ оленя, именно он стал основой всей жизни народа, транспортным средством, источником пищи и шкур. Именно с оленем связаны мировоззрение и многие нормы жизни народа (наследование стада).

Живут ханты на севере равнины по низовьям Оби в кочевых временных стойбищах с временными оленеводческими жилищами. Южнее на берегах Северной Сосьвы, Лозьвы, Вогулки, Казыма, Нижней они имеют зимние поселения и летние кочевья.

Ханты издавна поклоняются стихиям и духам природы: огню, солнцу, луне, ветру, воде. У каждого из родов есть тотем, животное, которое нельзя убивать и использовать в пищу, божества семьи и предков-покровителей. Повсеместно ханты почитают хозяина тайги медведя, проводят даже традиционный праздник в его честь. Почитаемой покровительницей домашнего очага, счастья в семье и рожениц является лягушка. В тайге всегда есть священные места, где проводятся шаманские обряды, задабривая их покровителя.

Манси

Манси (старинное название вогулы, вогуличи), численность которых 12 269 человек, проживают большей частью в Ханты-Мансийском АО. Этот весьма многочисленный народ известен русским с открытия Сибири. Еще государь Иван IV Грозный повелевал посылать стрельцов усмирять многочисленных и могущественных манси.

Слово «манси» произошло от прафинно-угорского старинного слова «мансз», означающего «мужчину, человека». У манси есть свой язык, относящийся к обско-угорской обособленной группе уральской языковой семьи и достаточно развитый национальный эпос. Манси являются близкими по языку родственниками хантов. Сегодня до 60% используют в повседневной жизни русский язык.

Манси удачно сочетают в своей общественной жизни культуры северных охотников и южных кочевников-скотоводов. Новгородцы контактировали с манси еще в XI веке. С появлением русских в XVI веке часть племен вогулов ушли на север, другие жили по соседству с русскими и ассимилировались с ними, приняв язык и православную веру.

Верованиями манси являются поклонение стихиям и духам природы – шаманизм, им присущ культ старших и предков, тотемного медведя. Манси имеют богатейший фольклор и мифологию. Манси разделяются на две обособленные этнографические группы потомков уральцев Пор и потомков угров Мось, отличающиеся происхождением и обычаями. С целью обогащения генетического материала браки издавна заключались только между этими группами.

Манси занимаются таежной охотой, разведением оленей, ловлей рыбы, земледелием и скотоводством. Оленеводство на берегах Северной Сосьвы и Лозьвы было перенято у хантов. Южнее с приходом русских было перенято земледелие, разведение лошадей, КРС и МРС, свиней и птицы.

В повседневной жизни и самобытном творчестве манси особое значение имеют орнаменты, схожие по мотивам с рисунками селькупов и хантов. В орнаментах манси явно преобладают правильные геометрические рисунки. Часто с элементами рогов оленей, ромбы и волнистые линии, похожий на греческий меандр и зигзаги, изображения орлов и медведей.

Ненцы

Ненцы, по-старинному юраки или самоядь, всего 44 640 человек живут на севере Ханты-Мансийского и соответственно Ямало-Ненецкого автономных округов. Самоназвание самодийского народа «ненец» дословно означает «мужчина, человек». Из северных коренных народов они самые многочисленные.

Занимаются ненцы крупностадным кочевым оленеводством в . На Ямале ненцы содержат до 500 тысяч оленей. Традиционным жилищем ненцев является конический чум. До полутора тысяч ненцев, живущих южнее тундры на реках Пур и Таз, считаются лесными ненцами. Кроме оленеводства они активно занимаются тундровой и таежной охотой и рыбной ловлей, сбором даров тайги. Питаются ненцы ржаным хлебом, олениной, мясом морского зверя, рыбой, дарами тайги и тундры.

Язык ненцев относится к уральским самодийским языкам, он разделен на два диалекта тундровый и лесной, они в свою очередь делятся на говоры. Народ ненцев обладает богатейшим фольклором, сказаниями, сказками, эпическими сюжетами. В 1937 году ученые лингвисты создали для ненцев письменность на основе кириллицы. Этнографы описывают ненцев как коренастых людей с большой головой, плоским землистого цвета лицом, лишенным какой-либо растительности.

Алтайцы

Территорией проживания тюркоязычного коренного народа алтайцев стали . Живут они в количестве до 71 тыс. человек, что позволяет считать их крупным народом, в республике Алтай, часть в Алтайском крае. Среди алтайцев различают отдельные этнические группы кумандинцев (2892 чел), теленгитов или телесов (3712 чел), тубаларов (1965 чел), телеутов (2643 чел), челканцев (1181 чел).

Издавна алтайцы поклонялись духам и стихиям природы, они придерживаются традиционного шаманизма, бурханизма и буддизма. Живут они родами сеоками, родство считается по мужской линии. Алтайцы имеют многовековую богатейшую историю и фольклор, сказания и легенды, собственный героический эпос.

Шорцы

Шорцы являются немногочисленным тюркоязычным народом, в основном проживающим в отдаленных горных районах Кузбасса. Общая численность шорцев сегодня составляет до 14 тыс. человек. Издавна шорцы поклоняются духам природы и стихиям, основной их религией стал сложившийся веками шаманизм.

Сформировался этнос шорцев в VI-IX веках путем смешения кетоязычных и пришедших с юга тюркоязычных племен. Шорский язык относится к тюркским языкам, сегодня более 60% шорцев говорят по-русски. Эпос шорцев древний и весьма самобытен. Традиции коренных шорцев сегодня хорошо сохранились в , большинство шорцев сейчас живут в городах.

Сибирские татары

В средние века именно сибирские татары были основным населением Сибирского ханства. Сейчас субэтнос сибирских татар, как они сами себя называют «себер татарлар», состоящий по разным оценкам от 190 тыс. до 210 тыс. человек проживает на юге Западной Сибири. По антропологическому типу татары Сибири близки к казахам и башкирам. «Тадар» себя могут именовать сегодня и чулымцы, и шорцы, и хакасы, и телеуты.

Предками сибирских татар ученые считают средневековых кыпчаков, которые контактировали длительное время с самодийцами, кетами, угорскими народами. Процесс развития и смешения народов шел на юге Западной Сибири с VI-IV тыс. до н.э. до возникновения в XIV веке Тюменского царства, и позже с возникновением в XVI веке могущественного Сибирского ханства.

В большинстве сибирские татары пользуются литературным татарским языком, но в некоторых отдаленных улусах сохранился сибирско-татарский язык из кыпчако-ногайской группы западнохуннских тюркских языков. Он делится на тоболо-иртышский и барабинский диалекты и множество говоров.

Праздники сибирских татар содержат черты доисламских древних тюркских верований. Это, прежде всего амаль, когда празднуется во время весеннего равноденствия новый год. Прилет грачей и начало полевых работ сибирские татары празднуют карга путка. Прижились здесь и некоторые мусульманские праздники, обряды и молебны о ниспослании дождя, почитаются мусульманские захоронения суфийских шейхов.

Многие традиции, исчезнувшие к 19 веку в Европейской России, в Сибири не только законсервировались, но и возродились. Многие ценностные компоненты сибирской народной культуры, имевшие в России отрицательную оценку, здесь стали положительными. Сибирь удивительным образом смогла соединить традиционную, восточную систему ценностей с западной, прогрессивной. Обусловленно это было свободным трудом сибиряка на соей земле, где центром была личность собственника, живущего по нормам обычного права «общества»

На первом месте в системе ценностей стоял труд человека. С раннего детства воспитывали трудолюбие. Высшей оценкой человека была- «зарывной, усердно робить». Это означало одновременно – высоконравственны, порядочный человек. Оценка трудолюбия подкреплялось оценкой состояния подворья, дома, пашни, запасливости и бережливости. Мотоство осуждалось.

В ряду сибирских особенностей не последнеее место занимает склонность к пьянству. Но пили по праздникам, практически в зимнее время. Летние беспричинные пьянки суждались и пресекались. Особенно осуждалось индивидуальное винопитие.

Бесчестием считалось покушение на чужую собственность « Вор ворует не для прибыли, а для своей погибели», говорили в Сибири. Честность и уважение к собственности -–вот черты присущие, по мнению сторожила, сибиряку. А вот к переселенцам, ссыльным относились с недоверием, говорили «Поселенец, что младенец- на что взглянет, то и стянет».

Особо в Сибири ценили гостеприимство и радушее, щедрость и почитание гостя. Нормами «гостевания» было следущее. Во-первых, о гостьбе договаривались заранее, иногда круг гостей определялся на всю зиму, что свидетельствует о просчитанности и упорядоченности жизни во времени. Во- вторых гости приходили с «гостинцами» детям, Даренную вещь не обсуждали, делали ответные подарки. В долг всегда давали под честное слово. В случае обмана веры человеку больше не было. Традиции старожилов держались на «заветах предков», на постоянном обращении к правилам, по которым жили отцы.

Помочами назывались разнообразные виды работ, выполнить которые крестьянин в одиночку не мог или желел сделать в кратчайшие сроки. Было принято, чтобы хозяин, устраивающий «помочь» самолично обошел всех и, приглашая, оговорил все условия труда. Хозяин обязан был утром предложить помочанам позавтракать и 1-2 раза кормить во время работы.

Православие в Приенисейском крае. Вера стала олицитворением нравственного идеала.

«Нехристь»,- говорили о человеке нравственно ущербном, совершающем дурные поступки. Однако Сибирь была значительно менее религиозна, особенно в выполнении обрядов, посещении церкви, все же каждый человек был внутренне верующим. Вера помогала воспитанию мудрого отношения к ворпросам жизни и смерти, освящала нравственные традиции преков. Жизнь человека была связана с првославным календарем праздников, обрядов, постов и мясоедов.



Верующие посещали церковь в основном в воскресные дни, чаще зимой, чем летом. Отмечалось, что в страдную летнюю пору сибиряки в церковь почти не ходили, особенно крестьяне отдаленных деревень. Одевались для посещения церкви в лучшие одежды, в храме вели себя «чинно, благопристойно, степенно». Женщины ревностнее относились к вере чем мужчины. Духовным центром крестьянского дома была икона в переднем углу. Преобретая икону, крестьяне называли это не покупкой, а меной, хотя выменивали на деньги.

Сибирское мироощущение было основано на двоеверии. Двоеверие проявлялось во всем, в том числе, в вере в «нечистую силу» и «шишкунов», в «домового» и в магию. Но все действия в условиях веры в Бога и языческих верований совершались комплексно. Читалась молитва и тут же следовал «обряд предков». Перед пахотой молились всей семьей перед иконой, а прибыв на пашню, в первую бороздку запахивали кусочек хлеба.

Практически вся народная медицина совмещала лечение болезни православной молитвой с древними заговорами.

Особое место в системе верований занимал домовой- хозяин, суседко. В каждом доме рассказывали былички, о том как видели его. «Хозяин» следит за благополучием и здоровьем членов семьи, он хранитель дома, поит и обихаживает скот. Сибиряки не только верили в существование домового. Но и выполняли ряд действий, чтобы уважить его. «Хлебцы» с солью клали для «хозяина и хозяйки» в укромном месте во дворе, два хлебца клали в подполье, под балку, в специальную выемку. С домовыми постоянно делились прикусками, кашенными яйцами, блинами. Но памятуя о православных обычаях, добавляли: «Только креститься при обращении к хозяину, ни Боже мой, не надо».

Женский труд и женская судьба. Совместный общеполезный труд членов семьи был основой благополучия крестьянского хозяйства. Разделение труда с сохранением гармонии его - это прежде всего нравственная сторона натурального крестьянского хозяйства. Судьба сибирячки, его жизненый путь прежде всего определялся природоопределенной функцией работницы. А высокая самоценность работницы, его вклада в «достаточность» хозяйства наделяли женщину высоким экономическим статусом. Нигде женщина не пользовалась таким высоким положением в миру, как сибирячка в сообществе «своих».Хотя, целиком от природы женщина занимала ведомое за мужчиной место, ее положение компенсировалось социальными правами: правом выбора. Сибирячки обладали правом собственности: могли содержать свой мелкий скот и птицу для последующей продажи. Они расходовали деньги, заработанные на оговоренных заранее поденных работах.

С самого раннего возраста девочке внушалось, что женская судьба неразрывно связанна с естественными для любой женщины умениями и работами. Все эти работы воспринимались не как безысходность и «каторга», а как естественное течение жизни. Девочку с юных лет учили прясть, вязать, доить корову, шить, ткать, выполнять иные работы по- хозяйству, но при этом не раскрывали особенности приготовления пищи в родительском доме. Женщина, выходя замуж, не должна нести в дом мужа традиции своего родительского дома. После свадьбы «молодуху» первый год не обряжали на общие работы, а учили у печи: учила всему свекровь.

В предверии старости сибирячки выполняли наивожнейшую работу – ткали и шили себе «смертное».

Таким образом, весь круг работ женщины, труда и отдыха были основой ее нелегкой, но по-своему счастливой женской судьбы.

Система воспитания детей. Воспитание ребенка включало три основных составляющих: общественное, семейно- родственное и самовоспитание.

С первых минут жизни, с момента рождения считалось обязательным дать нравственное напутствие. « Не будь крикливым, не будь ревнивым, будь уемным, будь угомонным, не будь жадным, будь аушным, приговаривала повитуха над ребенком. Ребенку «вправляли» врожденные вывихи, правили головку», «вправляли грыжу», с первых дней закаливали.

Воспитанием в ссемье традиционно занимались дедушка и бабушка: они были менее других заняты крестьянским трудом. Важнейшее место занимало трудовое и нравственное воспитание. В ситеме воспитания важным было ровное, без унижения и оскорбления отношение к детям. Часто малыша бабушка шутливо именновала по имени отчеству, спрашивала совета, беседовала на серьезные темы. «Общество» строго следило за поведением детей, подавало пример традиционного поведения и спрашивало за нарушения по всей строгости. Любой взрослый мог сделать замечание, пожурить за поступок, об этом сразу же становилось известно родителям. Семья не желая падения авторитета в обществе, за прказы сына строго его наказывала – честь рода ставилась на первое место. Человек прдолжал воспитываться всю жизнь и только в преклонные годы обретал истинную мудрость: понятия старость и мудрость у сибиряков были синонимами.

Грамотность и просвешение. Особенностью Сибири по сравнению с Европейской Россией был более высокий уровеь грамотности крестьянского населения. Немаловажную роль играло обучение грамотности на дому. Обучали на дому чаще всего грамотные крестьяне, родители, родственники, грамотные люди со стороны. Обучение начиналось 1 декабря, в день пророка Наума, который считался «помошником умственных знаний.

Исключительную роль в развитии народного просвещения в Сибири сыграли декабристы. Практически все они занимались обучением детей.

Грамотнось и зажиточность, были весьма почитаемы и уважаемы сторожилами. Но отношение к государственному просвещению со стороны старожилов долгое время наблюдалось пассивно –негативное отношение, как к властям и к политике.

«Русские крестьяне и казаки, переселяясь в Сибирь, создали ряд оригинальных вариантов русской культурной традиции… Землепроходцы и следовавшие за ними крестьяне, перемешались с аборигенами Сибири, образовали субэтнос сибиряков.» (Л.Н.Гумилев.)

Доклад студенток учебной группы Ф-1211

Ивановой П.

Шкарупа В.

Манакова М

по теме: «Традиции Сибиряков»

Преподаватель: Барсуковская Н.М

г. Барнаул


Традиции Сибиряков

Обряд российской свадьбы, родившийся в глубокой древности, был принесен в Сибирь, но, сохраняя главные сюжетные и структурные компоненты, претерпел определенные изменения.

Обычаи свадьбы:

Рукобитие;

Девичник(мальчишник);

Похищение невесты;

Сватовство;

Благословления родителями невесты молодожен.


Традиции Сибиряков

Рождение младенца

В отличии от «российских» обычаев(«беречь дитя от зглазу») в Сибири о рождении младенца извещали всех родственников, друзей, родителей.

Обычаи:

Родительницу непременно, если позволяло здоровье, водили в баню через день. Сибиряки говаривали: «Банька - вторая мать». После бани поили отваром из ягод, из слабого пива с изюмом, черносливом, имбирем. Кормили родительницу кашей из цельного пшена с изюмом.

В воду, в которой купали младенца клали серебряные монеты, которые потом брала себе бабка-повитуха.

После 3-4 месяцев младенца начинали кормить коровьим молоком, которое вливали в рожок.


Традиции Сибиряков

« Помочи »

В случае, когда крестьянская семья не могла одна справиться с выполнением большой работы, она приглашала на помощь всех желающих. Семья заранее готовила угощение и все, что потребуется для коллективной работы.

Холщовая скатерть – стелилась после работы даже в бедных домах. Скатерть расстилали даже ради одной картошки

Обязательно ели щи.

Уронить и не поднять кусок хлеба считалось грехом, оставлять его недоеденным, выходить из-за стола раньше времени тоже не полагалось.

Соблюдение времени между завтраком, обедом, паужной и ужином.


Традиции Сибиряков

Вхождение в новый дом

Приметы связанные с переездом и домом в настоящее время немного утратили свою актуальность, и многие уже не помнят о традициях и обычаях наших далеких предков, связанных именно с приметами и новым домом.

Впускают кота в дом.

Над входной дверью вешают подкову.

Под порог кладут нож.

При входе в дом нужно бросить на пол несколько серебряных монет.

После въезда провести уборку новой квартиры.

Отметить новоселье.


Традиции Сибиряков

Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю.

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресье!» - «Воистину воскресье!», при этом троекратно целуясь.

Пасхальные ручьи.

Пасхальный огонь.

Пасхальные куличи, яйца и кролики.


Обряды Сибиряков

Масленица-неделя радости

Понедельник- встреча масленицы

Вторник- весёлые заигрыши, катание на ледяных горках

Среда- Лакомки

Четверг- разгуляй- взятие снежного городка

Пятница- «К тёще на блины»

Суббота- Золовкины посиделки

Воскресенье- «Проводы широкой масленицы»


Обряды Сибиряков

Похороны

Особое внимание уделяют приметам. Объяснение причин смерти были разнообразными. «Когда кладбище увеличивают, то и покойников больше в тот год». «Если в новом кладбище похоронить первым человека из своей деревни, - мор на людей в этой деревне будет». Если у покойника один или оба глаза открыты, то «он один идти не хочет. При этом говорят: - Выглядывает, каво-то уташшыт, за собой поведет». В таких случаях умершему закрывают глаза, положив на них по медной монете. Можно подытожить наличие многих ритуальных особенностей. Икону в Сибири было принято ставить не на грудь усопшему, а в голове. Покойника прикрывали полотном, парчою. На столике в изголовье обязательно ставили чашку с водой. «Чтобы душа смогла умыться»


Обряды Сибиряков

«Из повести временных лет» (XII в.); «Удивительное видел я в славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные и разожгут их до красна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут чуть живые, и обольются водою студеною... И только так и живут. И творят это каждый день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовение себе, а не мучение».


Обряды Сибиряков

Из числа главных традиций – священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья у источников. Без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн, мусор, незатушенный костер. У источника нельзя стирать вещи. Не следует осквернять святое место плохими словами, мыслями или действиями. Нельзя громко кричать и сильно напиваться. Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту. Нельзя обижать стариков. Нанесение обиды старшим - это такой же грех, как лишить живое существо жизни. От древних обычаев сохранилось уважительного отношение к огню своего очага. Огню приписывается магическое очистительное воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили и не принесли какого-либо зла.

Обряды Сибиряков

Крестины

Вскоре после родов в сибирских семьях проводили православный обряд крещения. Для этой цели в зажиточных семьях приглашали священника к себе в дом, а большинство приносили новорожденных для крещения в церковь в близжайшее после родов воскресные дни. Крестный отец и крестная мать назначаются родителями из числа многочисленных родственников или близко знакомых. При крещении родители редко сами выбирали ребенку имя, чаще всего это предоставлялось свяшеннику, который давал ребенку имя того святого, которого праздновали в день крещения. Даже в деловых бумагах называли человека не христианским именем, а прозвищем, например, Смирный, Паук, Шестак, Распуга, Мясоед, Кабак и др. Иногда носили три имени-прозвище и два крещенных -явное и тайное, известное только самым близким. Это делалось для спасения от лихих людей и от сглаза. По окончании обряда крещения обязательно устраивали застолье или просто ужин. Подавали пшенную кашу на молоке, а в постные дни её варили на воде. Постную кашу посыпали сахаром. Гости пили вино и поздравляли отца и мать с рождением ребенка и крестинами. Если ребенок в семье был первым («первородок»), то часто, подшучивая над отцом, давали ему ложку каши с солью или перцем, говоря при этом, что он должен разделить мучения жены.

Транскрипт

1 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет художественного творчества Кафедра социально-культурной деятельности ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ НАРОДОВ СИБИРИ Учебная программа для студентов очного и заочного форм обучения по специальности «Социально-культурная деятельность» квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ» Барнаул 2011

2 Утверждена на заседании кафедры социально-культурной деятельности, протокол 6 Рекомендована к изданию советом факультета художественного творчества, протокол 7 Праздники и обряды народов Сибири: учебная программа для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социально-культурная деятельность» и квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ» / сост.а.д. Плюснин; АлтГАКИ, издана на кафедре социальнокультурная деятельность. Барнаул, с. Учебная программа по дисциплине «Праздники и обряды народов Сибири» представляет собой документ, определяющий основное содержание обучения по данной дисциплине, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению студентами. Учебная программа учебной дисциплины «Праздники и обряды народов Сибири» формулирует цели и задачи изучаемого курса в соответствии с его местом и значением в общей системе дисциплин по специальности «Социально-культурная деятельность», устанавливает структуру учебного предмета, содержание разделов и тем. Составитель: доцент А.Д. Плюснин 2

3 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка.4 2. Тематический план курса «Праздники и обряды народов Сибири» (очная форма обучения Содержание курса Контролируемая самостоятельная работа Внеаудиторная самостоятельная работа студентов Вопросы к зачетам и экзамену Тематический план курса «Праздники и обряды народов Сибири» (заочная форма обучения Содержание курса Темы контрольных работ Рекомендуемая литература..23 3

4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа по дисциплине «Праздники и обряды народов Сибири» входит в блок СД.Р и связана с изучением праздничной культуры этносов, проживающих на территории северной, южной и восточной Сибири. Изучение курса как одного из важнейших при подготовке специалистов по специальности «Социально-культурная деятельность», квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ» имеет культурологическое, педагогическое и художественное значение. Материал курса дает верное понимание происхождения праздничной культуры, раскрывает ее своеобразие, подчеркивает преемственность в становлении и развитии праздников и обрядов различных этносов. Цель курса состоит в ознакомлении студентов с празднично-обрядовой культурой народов Сибири, в привитии практических навыков по эффективному использованию материалов курса при проведении празднично-обрядовых программ. Задачи курса: - вооружить знаниями в области празднично-обрядовой культуры этносов Сибири; - сформировать отношение студентов к использованию в практической деятельности богатейшего празднично-обрядового наследия Сибири - включить студентов в культурологический процесс создания, организации и проведения празднично-обрядовых программ на основе национальной и этнической специфики. В результате изучения курса студенты должны знать: - истоки, роль, значение празднично-обрядовой культуры этносов; - структуру этносов; - содержание (структуру) праздников и обрядов, выразительные средства и формы выразительности праздников; 4

5 - основные методы изучения празднично-обрядовой культуры этносов. В результате изучения дисциплины студенты также должны уметь: - использовать основные методы для изучения празднично-обрядовой культуры сибирских этносов; - применять материал по празднично-обрядовому наследию в разработке современных социально-культурных программ; - уметь использовать материал курса для сохранения и воспроизводства празднично-обрядового наследия народов Сибири через современные социально-культурные технологии (разработка факультативов, лекций, уроков). Студенты должны владеть: - методами и приѐмами изучения празднично-обрядовой культуры сибирских этносов; - технологиями сохранения, возрождения и популяризации празднично-обрядового наследия сибирских этносов; - навыками использования научных, практических материалов по празднично-обрядовому наследию в разработке празднично-культурных программ и проектов. Курс «Праздники и обряды народов Сибири» изучается в 5, 6 и 7 семестрах. По очной форме обучения предусматривает 188 часов из которых лекций 10, практических-36, лабораторных 24, мелкогрупповых -22, КСР 6, внеаудиторной СРС Форма контроля - зачет в 5 и 6 семестрах, экзамен в 7 семестре. По заочной форме обучения предусматривает 22 час., из которых: лекций 4, семинарских 2, практических 6, лабораторных 6, мелкогрупповых 4. Форма контроля экзамен. 5

6 Всего Лекции Практ. Лаборат. Мелкогр. КСР Наименование курса Внеаудиторная Тематический план курса (очная форма обучения) п/п Введение Общая характеристика историкоэтнографических и историкокультурных областей Сибири: Северная Сибирь, Южная Сибирь, Восточная Сибирь Праздничнообрядовая, культура сибирского этноса: понятие, истоки, развитие Праздники и обряды народов Южной Сибири Праздники и обряды народов Северной Сибири Праздники и обряды народов Восточной Сибири Итого:

7 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение Предмет, структура, задачи курса. «Праздники и обряды народов Сибири» как специальная региональная дисциплина. Место курса в системе дисциплин специальности «Социальнокультурная деятельность». Тема 1. Общая характеристика историкоэтнографических и историко-культурных областей: Сибирь, Северная Сибирь, Южная Сибирь, Восточная Сибирь. Характеристика историко-этнографических и историкокультурных областей: Сибирь. Северная Сибирь. Южная Сибирь, Дальний Восток, климатические условия. Отдаленность земель Сибири от важнейших культурных центров Европы и Азии. Общие сведения о классификации коренного населения этой области, о формах хозяйства и культуре. Одежда. Социальный строй. Верования. Включение народов Сибири в Русское государство. Влияние русской культуры. Общие черты и закономерности социально-экономического. Этнического и культурно-бытового развития в ХХ-ХXI вв. Тема 2. Празднично-обрядовая культура сибирского этноса: понятие, истоки, развитие. Роль праздников и обрядов в социально-культурной и досуговой жизни общества. Истоки возникновения праздников и обрядов. Понятие праздника и обряда. Классификация праздников. Основные теоретические концепции праздников. Праздничная культура как способ освоения и развития культурного наследия. Проблемы и методы изучения празднично-обрядовой культуры народов Сибири. 7

8 Тема 3. Праздники и обряды народов Южной Сибири. Празднично-обрядовая культура народов Южной Сибири: буряты, якуты, алтайцы, тувинцы, хакасы, западно-сибирские татары, шорцы). Буряты. Происхождение бурятских народности. Кочевой и оседлый быт. Способ передвижения. Преобладающие отрасли хозяйства бурят. Верования. Эпические сказания. Гесэровский эпос. Отражение промыслово-охотничьего быта в народном творчестве. Основные праздники и отряды бурятской народности (ланей тетеревов, волчья игра, медвежья пляска). Традиционные ежегодные летние праздники и обряды. Выразительные средства праздников. Якуты. Происхождение якутского народа. Формирование якутской народности, четыре группы якутов. Исторические сведения о якутах. Хозяйство. Домашние производства. Средства передвижения. Поселения и жилища. Одежда. Верования, обычаи. обряды. Богатырские сказания «Олонхо». Описания свадебных пиров с танцами. Якутская орнаментика. Искусство орнамента и бытовая пластика как основа для танцевального творчества. Изображения охотничьих танцев. Хоровод осуохой, игры с танцевальными элементами, спортивные игры - танцы с луком. Влияние русской культуры. Сравнение календарной обрядности якутов с брядностью окружающих их народов. Национальный кумысный праздник якутов. Национальный праздник «Ысыах». Народы Алтая - Саянского нагорья алтайцы, хакасы, шорцы, тофалары, тувинцы. Хозяйственные и культурно-бытовые условия. Тип хозяйства. Промыслы. Одежда. Верования. Героический эпос. Основные национальные праздники: «Дьа жил бюр», «Сары бюр», «Эл-Ойын» и др. Тувинский фольклор. Шорский фольклор. Танец шаманов. Праздник «Посвящение в охотники». Сибирские татары. Национальные самобытные черты татар Среднего и Нижнего Иртыша. Географические труппы западносибирских татар - тобольские («Заболоцкие»), тюменские, томские, Барабинские, сибирские бухарцы. Особенности празднично-обрядовой культуры. 8

9 Тема 4. Народы Северной Сибири - ханты, манси, селькупы, кеты, ненцы, энцы, нганасаны, эвенки Сложность этнического состава. Определение наименования «малые народы Севера», «малочисленные народы Севера». Характеристика отдельных групп близких между собой на родов. Краткий обзор исторического прошлого, происхождения, географических условий, мест расселения, хозяйства, верований, общественного и семейного быта, обычаев, обрядов, народного творчества. Культура в прошлом. Изменения, происшедшие за время, протекшее с момента присоединения к Русскому государству. Ханты, манси, селькупы, кеты. Направление хозяйства и быт. Обские угры (ханты и манси). Общность обско-угорских языков, былины и сказания о богатырях. Стили орнамента. Народные игры, пляски, представления в масках, медвежий праздник. Влияние татарской и восточноевропейской культур. Черты сходства с ненецкой культурой и народами Восточной Европы. Национальные праздники: «Вороний день», «Праздник трясогузки», «Нарождение лука». Селькупы. Героический эпос, сказочный фольклор. Основной тип орнамента. Традиционный праздник «День оленя». Кеты. Обособленное положение. Охотничий промысел и другие отрасли хозяйства. Мифологические и исторические предания. Мотивы орнамента. Национальный праздник «Медвежьи пляски». Ненцы, энцы, нганасаны. Сходные черты в материальной культуре, социальном строе, народном творчестве, праздничнообрядовой культуре. Эвенки, эвены, долгане, юкагиры. Тунгусские народы. Обособленные северо-тунгусские этнические группы и народности, народное творчество; праздник «День оленевода»; обряды. Иг- 9

10 ры, соревнования, показы, танцы, отражающие охоту и рыболовство. Тема 5. Народы Восточной Сибири: нанайцы, ульчи, ороки, орочи, удэгейцы, нивхи, негидальцы, чукчи, коряки, ительмены, эскимосы, алеуты Сложность этнического состава. Характеристика отдельных групп близких между собой народов. Краткий обзор исторического прошлого, происхождение, географических условий, мест расселения, хозяйства, верований, общественного и семейного быта, обычаев, обрядов, народного творчества. Культура в прошлом. Изменения, происшедшие за время, протекшее с момента присоединения к Русскому государству. Нанайцы, ульчи, ороки, удэгейцы, нивхи, негидальцы - нарды Нижнего Амура и Сахалина. Сходство по языку, хозяйству, быту, историческому прошлому. Общие сведения о народном творчестве. Ганцы, отражающие природу, трудовые процессы, повадки птиц и зверей, плетение ивовых корзинок, вязание сетей, вышивку, выделку шкур. Охотничьи праздники у ульчей, других народов Нижнего Амура, Приморья и Сахалина. Нивхи. Основные типы фольклора. Деревянная резьба. Чукчи, коряки, ительмены, эскимосы, алеуты народы Северо-восточной Сибири - Чукотки и Камчатки. Особенности хозяйства и быта. Общность происхождения группы народов, самоназвание. Художественные промыслы. Медвежий праздник как основной национальный праздник. Корякские праздник на темы труда, праздник оленевода, праздник рыбака. Праздник моржа у чукчей. Танцы-игры, передающие повадки зверей и птиц, тайги и тундры. 10

11 Сложившаяся этническая и культурная общность как причина единообразия жизни. Эскимосы, алеуты. Особенности хозяйства. Область расселения. Материальная и духовная культура. Игры и танцы. КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для студентов очной формы обучения) - составление терминологического словаря по курсу; - изучение и составление литературы по основным темам курса; - разработка проекта (программы) по сохранению и возрождению празднично-обрядового наследия сибирского этноса, с предоставлением сценария одной из форм; - организация ежегодного фестиваля праздничных традиций «Небо общее для всех». ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для студентов очной формы обучения) Внеаудиторная самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к лекциям, практическим занятиям, контрольным работам, зачету. На основе изучения литературных источников, опыта работы учреждений культуры, студенты готовят рефераты, научные статьи и доклады, проекты по сохранению и развитию празднично-обрядового наследия народов Сибири. Темы рефератов: 1. Праздники и обряды народов Южной Сибири: буряты, якуты, народы Алтая, сибирские татары, немецкое население Сибири (по выбору студента). 2. Праздники и обряды народов Северной Сибири: ханты, манси, селькупы, кеты, ненцы, энцы, нганасаны, эвенки (по выбору студента). 11

12 3. Праздники и обряды народов Восточной Сибири: нанайцы, ульчи, ороки, орочи, удэгейцы, нивхи, негидальцы, чукчи, коряки, ительмены, эскимосы, алеуты (по выбору студента). Примечание: структура реферата (методические рекомендации для студентов очной формы обучения по специальности «Социально-культурная деятельность» квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ» / А.Д. Плюснин; АлтГАКИ, издано на кафедре социально-культурной деятельности. Барнаул, с. 12

13 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (для студентов очной формы обучения) V семестр 1. Роль и значение праздников и обрядов в социальнокультурной и досуговой жизни общества. 2. Этнокультурная специфика Сибири. Понятие этноса. 3. Природно-климатические и ландшафтные особенности Сибири. 4. Сущность и основные функции праздника и обряда. 5. Классификация праздников и обрядов. 6. Основные теоретические концепции праздников. 7. Система классификации коренных народов Сибири. 8. Антропологическая классификация народов Сибири. 9. Культурно-хозяйственная характеристика народов Сибири. 10. Основные исследования празднично-обрядовой культуры Сибири. 11. Алтайский праздник Эй Лайн: структура, содержание, особенности проведения. 12. Обряды почитания природы алтайского этноса. 13. Праздники и обряды якутского этноса. 14. Праздники и обряды хакасов. 15. Праздники и обряды шорцев. 16. Праздники и обряды тофоларов. 17. Праздники и обряды тувинцев. 18. Праздники и обряды сибирских татар. 19. Праздники и обряды немецкого населения Сибири. 20. Праздники и обряды русских староверов. 21. Праздничная культура бурятского этноса. VI семестр 1. Праздники и обряды хантов 2. Манси и их праздничная культура 3. Праздники и обряды селькупов 4. Праздники и обряды кетов 5. Ненцы и классификация их праздников. 13

14 6. Празднично-обрядовая культура энцов 7. Нганасаны и их основные праздники. 8. Эвенки, эвены, долгане, юкагиры и их обряды и праздники. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ VII семестр 9. Праздники и обряды народов Нижнего Амура и Сахалина 10. Праздничная культура нанайцев 11. Обряды и праздники ульчейи 12. Ороки и их обряды и праздники 13. Удэгейцы и их праздничная культура 14. Особенности праздников и обрядов негидальского этноса. 15. Нивхи и их обряды и праздники. 16. Праздники и обряды народов Северо-восточной Сибири. 17. Трудовые праздники коряков. 18. Праздник моржа у чукчей. 19. Праздничная культура эскимосов 20. Праздничная культура алеутов. Примечание: второй вопрос билета предусматривает защиту практического задания по разработке празднично-обрядовой проекта или программы по сохранению, возрождению и популяризации коренных народов Сибири. 14

15 Всего Лекции Семинарские Практ. Лаборат. Мелкогр. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА (заочная форма обучения) п/п Наименование курса Введение 1. Общая характеристика историкоэтнографических и историко-культурных областей Сибири: Северная Сибирь, Южная Сибирь, Восточная Сибирь Праздничнообрядовая, культура сибирского этноса: понятие, истоки, развитие Праздники и обряды народов Южной Сибири Праздники и обряды народов Северной Сибири Праздники и обряды народов Восточной Сибири Итого:

16 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение Предмет, структура, задачи курса. «Праздники и обряды народов Сибири» как специальная региональная дисциплина. Место курса в системе дисциплин специальности «Социальнокультурная деятельность». Тема 1. Общая характеристика историкоэтнографических и историко-культурных областей: Сибирь, Северная Сибирь, Южная Сибирь, Восточная Сибирь. Характеристика историко-этнографических и историкокультурных областей: Сибирь. Северная Сибирь. Южная Сибирь, Дальний Восток, климатические условия. Отдаленность земель Сибири от важнейших культурных центров Европы и Азии. Общие сведения о классификации коренного населения этой области, о формах хозяйства и культуре. Одежда. Социальный строй. Верования. Включение народов Сибири в Русское государство. Влияние русской культуры. Общие черты и закономерности социально-экономического. Этнического и культурно-бытового развития в ХХ-ХXI вв. Тема 2. Празднично-обрядовая культура сибирского этноса: понитие, истоки, развитие. Роль праздников и обрядов в социально-культурной и досуговой жизни общества. Истоки возникновения праздников и обрядов. Понятие праздника и обряда. Классификация праздников. Основные теоретические концепции праздников. Праздничная культура как способ освоения и развития культурного наследия. Проблемы и методы изучения празднично-обрядовой культуры народов Сибири. 16

17 Тема 3. Праздники и обряды народов Южной Сибири. Празднично-обрядовая культура народов Южной Сибири: буряты, якуты, алтайцы, тувинцы, хакасы, западно-сибирские татары, шорцы). Буряты. Происхождение бурятских народности. Кочевой и оседлый быт. Способ передвижения. Преобладающие отрасли хозяйства бурят. Верования. Эпические сказания. Гесэровский эпос. Отражение промыслово-охотничьего быта в народном творчестве. Основные праздники и отряды бурятской народности (ланей тетеревов, волчья игра, медвежья пляска). Традиционные ежегодные летние праздники и обряды. Выразительные средства праздников. Якуты. Происхождение якутского народа. Формирование якутской народности, четыре группы якутов. Исторические сведения о якутах. Хозяйство. Домашние производства. Средства передвижения. Поселения и жилища. Одежда. Верования, обычаи. обряды. Богатырские сказания «Олонхо». Описания свадебных пиров с танцами. Якутская орнаментика. Искусство орнамента и бытовая пластика как основа для танцевального творчества. Изображения охотничьих танцев. Хоровод осуохой, игры с танцевальными элементами, спортивные игры - танцы с луком. Влияние русской культуры. Сравнение календарной обрядности якутов с брядностью окружающих их народов. Национальный кумысный праздник якутов. Национальный праздник «Ысыах». Народы Алтая - Саянского нагорья алтайцы, хакасы, шорцы, тофалары, тувинцы. Хозяйственные и культурно-бытовые условия. Тип хозяйства. Промыслы. Одежда. Верования. Героический эпос. Основные национальные праздники: «Дьа жил бюр», «Сары бюр», «Эл-Ойын» и др. Тувинский фольклор. Шорский фольклор. Танец шаманов. Праздник «Посвящение в охотники». Сибирские татары. Национальные самобытные черты татар Среднего и Нижнего Иртыша. Географические труппы западносибирских татар - тобольские («Заболоцкие»), тюменские, томские, Барабинские, сибирские бухарцы. Особенности празднично-обрядовой культуры. 17

18 Тема 4. Народы Северной Сибири - ханты, манси, селькупы, кеты, ненцы, энцы, нганасаны, эвенки Сложность этнического состава. Определение наименования «малые народы Севера», «малочисленные народы Севера». Характеристика отдельных групп близких между собой на родов. Краткий обзор исторического прошлого, происхождения, географических условий, мест расселения, хозяйства, верований, общественного и семейного быта, обычаев, обрядов, народного творчества. Культура в прошлом. Изменения, происшедшие за время, протекшее с момента присоединения к Русскому государству. Ханты, манси, селькупы, кеты. Направление хозяйства и быт. Обские угры (ханты и манси). Общность обско-угорских языков, былины и сказания о богатырях. Стили орнамента. Народные игры, пляски, представления в масках, медвежий праздник. Влияние татарской и восточноевропейской культур. Черты сходства с ненецкой культурой и народами Восточной Европы. Национальные праздники: «Вороний день», «Праздник трясогузки», «Нарождение лука». Селькупы. Героический эпос, сказочный фольклор. Основной тип орнамента. Традиционный праздник «День оленя». Кеты. Обособленное положение. Охотничий промысел и другие отрасли хозяйства. Мифологические и исторические предания. Мотивы орнамента. Национальный праздник «Медвежьи пляски». Ненцы, энцы, нганасаны. Сходные черты в материальной культуре, социальном строе, народном творчестве, праздничнообрядовой культуре. Эвенки, эвены, долгане, юкагиры. Тунгусские народы. Обособленные северо-тунгусские этнические группы и народности, 18

19 народное творчество; праздник «День оленевода»; обряды. Игры, соревнования, показы, танцы, отражающие охоту и рыболовство. Тема 5. Народы Восточной Сибири: нанайцы, ульчи, ороки, орочи, удэгейцы, нивхи, негидальцы, чукчи, коряки, ительмены, эскимосы, алеуты Сложность этнического состава. Характеристика отдельных групп близких между собой народов. Краткий обзор исторического прошлого, происхождение, географических условий, мест расселения, хозяйства, верований, общественного и семейного быта, обычаев, обрядов, народного творчества. Культура в прошлом. Изменения, происшедшие за время, протекшее с момента присоединения к Русскому государству. Нанайцы, ульчи, ороки, удэгейцы, нивхи, негидальцы - нарды Нижнего Амура и Сахалина. Сходство по языку, хозяйству, быту, историческому прошлому. Общие сведения о народном творчестве. Ганцы, отражающие природу, трудовые процессы, повадки птиц и зверей, плетение ивовых корзинок, вязание сетей, вышивку, выделку шкур. Охотничьи праздники у ульчей, других народов Нижнего Амура, Приморья и Сахалина. Нивхи. Основные типы фольклора. Деревянная резьба. Чукчи, коряки, ительмены, эскимосы, алеуты народы Северо-восточной Сибири - Чукотки и Камчатки. Особенности хозяйства и быта. Общность происхождения группы народов, самоназвание. Художественные промыслы. Медвежий праздник как основной национальный праздник. Корякские праздник на темы труда, праздник оленевода, праздник рыбака. 19

20 Праздник моржа у чукчей. Танцы-игры, передающие повадки зверей и птиц, тайги и тундры. Сложившаяся этническая и культурная общность как причина единообразия жизни. Эскимосы, алеуты. Особенности хозяйства. Область расселения. Материальная и духовная культура. Игры и танцы. Этногенез палеоазиатских народов. Условия исторического прошлого. Историческая судьба. Своеобразные особенности культуры и быта малых народов Севера. 20

21 Темы контрольных работ: 1. Праздники и обряды народов Южной Сибири: буряты, якуты, народы Алтая, сибирские татары, немецкое население Сибири (по выбору студента). 2. Праздники и обряды народов Северной Сибири: ханты, манси, селькупы, кеты, ненцы, энцы, нганасаны, эвенки (по выбору студента). 3. Праздники и обряды народов Восточной Сибири: нанайцы, ульчи, ороки, орочи, удэгейцы, нивхи, негидальцы, чукчи, коряки, ительмены, эскимосы, алеуты (по выбору студента). 4. Этнокультурная специфика Сибири. Понятие этноса. 5. Система классификации коренных народов Сибири. 6. Обряды почитания природы алтайского этноса. 7. Основные исследования празднично-обрядовой культуры Сибири. Примечание: структура контрольной работы (методические рекомендации для студентов очной формы обучения по специальности «Социально-культурная деятельность» квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ» / А.Д. Плюснин; АлтГАКИ, издано на кафедре социальнокультурной деятельности. Барнаул, с. Вопросы к экзамену: (для студентов заочной формы обучения) 1. Роль и значение праздников и обрядов в социальнокультурной и досуговой жизни общества. 21

22 2. Этнокультурная специфика Сибири. Понятие этноса. 3. Природно-климатические и ландшафтные особенности Сибири. 4. Сущность и основные функции праздника и обряда. 5. Классификация праздников и обрядов. 6. Основные теоретические концепции праздников. 7. Система классификации коренных народов Сибири. 8. Антропологическая классификация народов Сибири. 9. Культурно-хозяйственная характеристика народов Сибири. 10. Основные исследования празднично-обрядовой культуры Сибири. 11. Праздники и обряды обских угров (ханты и манси) 12. Праздники и обряды селькупов 13. Праздники и обряды кетов 14. Ненцы, энцы, нганасаны и их основные праздники. 15. Эвенки, эвены, долгане, юкагиры и их обряды и праздники. 16. Праздники и обряды народов Нижнего Амура и Сахалина (нанайцы, ульчи, ороки, удэгейцы, негидальцы). 17. Нивхи и их обряды и праздники. 18. Праздники и обряды народов Северо-восточной Сибири. 19. Трудовые праздники коряков. 20. Праздник моржа у чукчей. 21. Праздничная культура эскимосов и алеутов. 22. Праздничная культура бурятского этноса. 23. Праздники и обряды якутского этноса. 24. Алтайский праздник Эй Лайн: структура, содержание, особенности проведения. 25. Обряды почитания природы алтайского этноса. 26. Праздники и обряды хакасов. 27. Праздники и обряды шорцев. 28. Праздники и обряды тофоларов. 29. Праздники и обряды тувинцев. 30. Праздники и обряды сибирских татар. 22

23 31. Праздники и обряды немецкого населения Сибири. 32. Праздники и обряды русских староверов. Примечание: второй вопрос - защита практического задания по разработке празднично-обрядовой программы по народам Южной Сибири. Рекомендуемая литература Основная 1. Андрейчук, Н.М. История и теория массовых праздников: учеб. пособие / Н.М. Андрейчук. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, с 2. Жарков, АД Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А.Д. Жарков. М.: МГУКИ, с. 3. Жигульский, К. Праздник и культура. Пер. с польск. М.: прогресс, с. 4. Козлова, Т.В. Современные технологии организации массовых мероприятий: Уч.-метод. пособие / Т.В. Козлова. М.: АПРИКТ, с. 5. Народная культура Сибири: учебное пособие отв. ред. Н.А.Томилов и Н.Ф. Xилько. - Омск: Сиб. филиал. Рос. ин-та культурологии, Ч. I -170 е.; Ч с. 6. Орлов О.Л. Праздничная культура России /О.Л.Орлов. СПбГУКИ с. 7. Праздники народов России энциклопедия. М.: РОС МЭН Рябков, В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина ХХ в.): учеб.пособие / В.М.Рябков; Челяб. гос.акад. культуры и искусств. Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер» Т с. 23

24 9. Тучков, А.Г. История и культура народов Сибири: Учебное пособие. 2-е издание. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, с. Дополнительная 1. Буряты / отв. Ред. Л.Л. Абаева: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, с. 2. Бутанов, В.Я. и др. Народные праздники Хакасии: учеб.пос. / В.Я. Бутанов, А.А. Верник, А.А. Ултургашев. - Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Каганова, с. 3. Васильевский. Р.С. Происхождение и древняя культура коряков / Р.С. Васильевский М.: Статус с. 4. В поисках себя: Народы Севера и Сибири в постсоветских трансформациях / Отв. ред. Е.А. Гивнева, - М.: Наука, с. 5. Горбачева, В.В. Обряды и праздники коряков / В. В. Горбачева СПб.: Наука Дьяконова, В.П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая) В.П. Дьяконова - Горно- Алтайское республиканское книжное издательство «Юч- Сюмер» с. 7. Кучуганова, Р.П. Уймонские староверы / Р.П. Кучуганова - Новосибирск: Сибирское соглашение, с. 8. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. / отв.ред. И.Н. Гемуев: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо- Маклая. М.: Наука, с. 9. Республика Алтай. Краткая энциклопедия. Новосибирск: Изд-во «Арта», с.,ил. 24

25 10. Рублев, С.А. Календарная обрядность немцев Западной Сибири конца XIX-XX вв. / С.А. Рублев 2-е изд. М.: Готика, с. 11. Современное состояние и тенденции развития культуры и искусства России и региона: материалы Омской регион. науч.-практ. конф. / отв.ред. Г.Г. Волощенко, Н.М. Генова, Н.М. Чистилина. Омск: Издатель-Полиграфист: Изд-во ОмГПУ, с. 12. Соколова, З.П. Народы Западной Сибири: этнограф. альбом / З.П. Соколова: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, с. 13. Черкашенинов, Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры: учебное пособие / Л.Ф. Черкашенинов; Алтайская государственная академия культуры и искусств. Изд. испр. и доп. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, с. 25

26 26

27 Учебное издание ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ НАРОДОВ СИБИРИ Учебная программа Составитель: доцент А.Д.Плюснин Издана на кафедре социально-культурной деятельности Алтайская государственная академия культуры и искусств, г.барнаул, ул.юрина,277 27

28 28


Положение языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Российской Федерации Российская Федерация, как и многие другие современные государства мира, по своей структуре является

Порядок выдвижения кандидатур и оформления материалов на присуждение краевых именных стипендий для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории

Приложение 2 Порядок выдвижения кандидатур и оформления материалов на присуждение краевых именных стипендий для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 марта 2000 г. N 255 О ЕДИНОМ ПЕРЕЧНЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.09.2000 N 740,

9 августа День коренных народов мира Международный день коренных народов мира установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН. В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным

Василий Афанасьевич РОББЕК Якутск, Российская Федерация Заведующий сектором эвенской филологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Бывший директор Института

А.А. Ильина, О.В. Петренко Культурное наследие народов Западной Сибири в сети Интернет Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Конституции

1 Содержание стр. 1. Цели и задачи дисциплины 3 2. Место дисциплины в структуре ОПОП 3 3. Требования к результатам освоения дисциплины 3 4. Объем дисциплины и виды учебной работы 4 5. Содержание дисциплины

"Практический бухгалтерский учет", 2012, N 4 ДЛЯ ПРИЗЫВНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет информационных ресурсов и дизайна

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Кафедра теории, истории и педагогики искусства

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Хореографический факультет Кафедра хореографии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ 16 ноября 2012г. Рабочая программа дисциплины Этнология Специальность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» Факультет

Традиционное природопользование России 1. Цель и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины «Традиционное природопользование России» является комплексное изучение традиционных систем природопользования,

Пояснительная записка Российская Федерация многонациональная страна, где проживают представители более 60 национальностей. Республика Саха (Якутия) субъект России, имеющий многовековой опыт совместного

Программа проведения открытого школьного этнокультурного фестиваля «Путешествие по России» 1. Цели и задачи фестиваля 1.1. Цели: изучение традиционного и исторического наследия народов, проживающих на

89 языков в государственной системе образования 30 59 языков в форме предмета изучения как язык обучения Государственные языки русский якутский Официальные языки эвенский эвенкийский юкагирский чукотский

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий

Омская область многонациональный регион Омская область, на территории которой проживают представители 121 национальности, является моделью России в миниатюре, это пограничный регион «душа» России, находящийся

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА ЖИЗНИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ Заместитель руководителя Федерального агентства

Пояснительная записка Российская Федерация многонациональная страна, где проживают представители более 160 национальностей. Республика Саха (Якутия) субъект России, имеющий многовековой опыт совместного

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет художественного творчества Кафедра

Пояснительная записка 1.1. Цели освоения дисциплины Основная цель ознакомление аспирантов с этнографией народов Центральной Азии, Использовать полученные знания при написании диссертационной работы. 1.2.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ 01 сентября 2011

Пояснительная записка. В сложной, противоречивой ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своего края представляется крайне необходимым и важным. Обновление России невозможно без ее духовного возрождения,

Народы Севера России: демографический профиль на рубеже веков. Д.Д. Богоявленский Институт демографии ГУ-ВШЭ Доклад подготовлен на материалах, собранных в рамках проекта "Народы Севера: право на жизнь.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический

1 Научный электронный журнал Меридиан Научный электронный журнал Меридиан Языки и культура народов Севера admin Tuesday, November 22nd, 2016 Одним из важных геополитических факторов устойчивого развития

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет художественного творчества Кафедра теории

Направление подготовки 034600 (46.03.03) Рекреация и спортивнооздоровительный туризм Профиль подготовки: спортивно-оздоровительный туризм КРАЕВЕДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Самостоятельная работа

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств Факультет художественного творчества Кафедра социально-культурной

СТАТЬИ 3. П. Соколова АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИБИРЕВЕДЕНИЯ 1 Говоря об актуальных проблемах сибиреведения, необходимо хотя бы коротко подвести итоги исследований в области этнографии народов Сибири за истекшие

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет художественного творчества Кафедра теории

Мостью энергоносителей и транспортных услуг, без чего ни одно хозяйство, ни одно предприятие района не сможет стать самоокупаемым. А потом помощь коренным жителям района будут оказывать лишь с обязательной

III. Национальный состав населения России по данным переписей населения (тыс. чел.)* Опубликовано на сайте "Демоскоп" (http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nation.php) Национальность 1926 * 1939 1959

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет художественного творчества ЧЕЛОВЕК И ЕГО

Вопросы для 5-9 классов Вопрос 1 А. Назовите человека, первым из наших соотечественников побывавшего в области субэкваториального климата. Б. Перечислите: 1) зональные типы почв, свойственные территориям

123 М.А. Овчарова МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ КАК РЕСУРС ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ СИБИРИ М.А. Ovtcharova Статья посвящена изучению музейных коллекций Новосибирского государственного краеведческого музея

Директор центра развития образования, культуры и гендерного просвещения «Ин» (Жизнь) АКМНСС и ДВ РФ, с.н.с ФГНУ «Институт национальных школ РС(Я)» О состоянии и перспективах функционирования языков коренных

Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

4. Этноязыковой состав Российской Федерации по данным переписи... язьша было единственным средством контакта власти с соответствующим народом, на нем создавалась и развивалась периодика; когда же возникала

Мировая художественная культура 8 класс (68ч) Тема урока Кол-во часов Тема года: Художественная культура народов мира I. В мире художественной культуры 6 Художественные символы народов мира. Архитектурные

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный

Смирнов Ю.А. Лабиринт: морфология преднамеренного погребения. М., 1997. Соболев В.И., Панфилов А.Н., Молодин В.И. Кротовский могильник Абрамово 11 в Центральной Барабе // Культурные и хозяйственные традиции

СТОЙБИЩЕ ХАНТОВ Выполнили: ученики 6 класса Белоусов Алексей Бойко Анатолий Мурзин Артем Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа "Сургутская школа с профессиональной

Направление подготовки: 100400.62 ТУРИЗМ ПРОФИЛЬ: ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРОПЕРАТОРСКОЙ И ТУРАГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАЕВЕДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Самостоятельная работа студентов заключается

2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт Кафедра гуманитарных

ЛУКИНА НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА Доктор исторических наук ТИТУЛЬНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ 1. Сб.: Материалы по этнографии Сибири / Отв. ред. Н.В. Лукина (Совместно с Н.А. Томиловым). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1972.

Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2009. 10 ЭТНОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ БАЗА ДАННЫХ СОБСТВЕННОЙ ГЕНЕРАЦИИ ГПНТБ СО РАН «КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА»: характеристика, анализ документопотока

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан ИГФ Т.В.

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа Югры Городской округ город Ханты-Мансийск муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский этнокультурно-образовательный

ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ РОССИИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель: Органическое усвоение, творческое осмысление и активное закрепление современной информации по различным аспектам этнографии народов России. Задачи:

174 Т. Г. Харамзин, В. Т. Харамзин БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», г. Ханты-Мансийск Социология культуры коренных малочисленных народов севера: к теории вопроса Sociology

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный

Об этнической истории русского народа и сохранности его генотипа.. тем, что впервые в истории дано геополитическое определение Руси как Север,. Св. Нестор определяет все неславянские народы, дающие дань

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2016 г. Выпуск 1 (40). С. 58 64 ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ А. М. Гафт 58 УДК З16.647 Россия многонациональная и многоэтничная страна. В данной статье

Таким образом, колонизация Сибири в XVII – начале XVIII вв. является преимущественно земледельческой. Более того, ее успехи неразрывно связаны с развитием земледелия. Русский народ, обладая огромным земледельческим опытом смог адаптировать его в Сибири и создать новое земледелие, более высокое по своему уровню.

В течение XVII века в Сибири определились две тенденции: первая – в западно- и среднесибирских районах – тяготела к установлению трехполья, вторая – в восточном районе – к двуполью. Внедрение в земледелие залежной и паровой систем с зачатками трехполья означало качественный скачок в развитии производительных сил сибирского землепашества. С приходом русских в Сибири установились типичные для центральной и северной части русского государства сельскохозяйственные культуры. Это, прежде всего, рожь и овес. Эти культуры были единственными, возделываемыми на государевой десятинной пашне. На собинных запашках состав культур был шире. Здесь наряду с рожью и овсом встречается пшеница, ячмень, полба, ярица, горох, просо и гречиха. Но и на собинных пашнях господствующими культурами оставались рожь, овес и ячмень.

В XVII в. начинают внедряться посевы технических культур. В 1668 г., по распоряжению П.И. Годунова, в Сибири был введен посев конопли на государя. Помимо «собинной» запашки крестьянами отводили места под огороды.

Отвод огородов производился одновременно со всем землеустройством крестьянина, к примеру, в 1701 г. 16 апреля «дано ему на Тушамской повосте под двор и огород из порожних мест земли против ево братей обротчиков». Встречаются три равнозначных названия огорода – «огороды», «огородцы», «овощные» огороды. Все огороды имели потребительское назначение. Совершенно не встречаются сведения о заготовки и продаже овощей, и цен на них. Государство не облагало крестьян никакими овощными поставками. На огородах возделывалась главным образом капуста. Другие овощи имели меньшее распространение. Это можно установить на основании заявлений о потравах. «Огородных овощей, как в городе Илимске, так и в уезде, родица: капуста, ретька, свекла, морковь, репа, лук, чеснок, огурцы, тыква, бобы, горох. А более никаких овощей не бывает».

За весь период с конца XVI до начала XVIII вв. в 17-ти из 20-ти сибирских уездов появились возделанные поля. К концу XVII – началу XVIII вв. очаги земледелия существовали почти на всем пути от Верхотурья до Якутска. Величина и значение этих районов уменьшались по мере их отдаления от европейской части страны – чем дальше находился район, тем меньше в нем было земледельческого населения и, соответственно, возделываемых земель. Однако с течением времени происходило увеличение крестьянского населения и возделываемых земель с постепенным перемещением на юг в более благоприятные почвенно-климатические условия. Первым по своему значению был Верхотурско-Тобольский район, вторым Енисейский. Районами со слабым развитием хлебопашества были Томский, Кузнецкий и Ленский районы.

Таким образом, развитие сибирского земледелия в XVII – начале XVIII вв. характеризуется явной территориальной неравномерностью. Некоторые уезды не знали земледелия, другие – делали первые шаги по его развитию. Верхотурско-Тобольский и Енисейский районы в XVII в. стали житницами Сибири и снабжали излишками хлеба другие районы.

Неравномерность развития земледелия привела к образованию районов с товарным хлебом и районов, не имевших такового. Это, в свою очередь, привело к образованию районов, нуждающихся в хлебных дотациях и, соответственно, высокими ценами на зерно и районов, более или менее обеспечивающих себя хлебом. Значительное расстояние между районами затрудняло внутрисибирские поставки хлеба. Поэтому в Сибири получила развитие скупка хлеба перекупщиками с дальнейшей перепродажей в малохлебные и бесхлебные районы.

К XVIII в. производство зерна в хлебных районах достигло такого уровня, что хлебом было удовлетворительно снабжено население всей Сибири, освоенной русским населением, и поставки из Европейской России практически не требовались.

2. Одежда и материальная культура

В Западной Сибири сохранилась рациональная основа русского народного костюма. В одежде крестьян было представлено 74 (66,0 %) элемента, традиционных для сельских жителей России. Сарафанный комплекс с соответствующими женскими головными уборами, состав и способ ношения которых был аналогичен утвердившимся в европейской части страны, играл в гардеробе западно-сибирских крестьянок ведущую роль. Мужской костюм, его главные элементы рубаха и порты, верхняя тканевая (зипун, армяк, шабур) и меховая одежда (шуба, полушубок, тулуп) были такие же, как на всей территории, заселенной русскими. Старообрядцами использовались наиболее древние по происхождению виды одежды – епанечка, кунтыш, однорядка, пониток, высокая мужская шапка, убрус, поршни, вышедшие из употребления в остальных регионах страны.

В материальной культуре русского населения Западной Сибири феодального периода сохранились и некоторые специфические традиции мест выхода переселенцев. В конце XVII в. в районах первоначального освоения края в описях имущества крестьян зафиксированы наиболее древние по происхождению, известные на Русском Севере коробья, коробы для хранения вещей. Названия и устройство демонстрируют генетическую связь "неподвижной" мебели (залавок, грядка, стамик) в жилищах населения Западной Сибири и Русского Севера. Разнообразие в обозначении предметов с одинаковыми функциями (утиральник – северное, полотенце – тверское, рукотерт – новгородское, рязанское наречия) в уездах лесостепной зоны также говорит о сохранении здесь традиций мест выхода переселенцев. В старожильческих деревнях на Алтае выделялись принадлежавшие бывшим жителям Южной России "мазанки", стены которых были покрыты глиной и побелены с внешней и внутренней сторон. Алтайские староверы красили, расписывали стены, потолки и мебель по привычке в яркие цвета.

Гардероб западно-сибирских крестьянок включал 12 элементов костюма, имевших локальное бытование в Европейской России. К северно-русскому комплексу можно отнести дубас, навершник, верхник, шамшуру, колпак; к западно-русскому – юбку андарак, наметку, подубрусник; к южно-русскому – запон, получеревики. Нагрудник был характерной деталью наряда рязанских переселенок. Распространившиеся в Западной Сибири виды мужской верхней одежды: азям, чекмень, чапан – бытовали соответственно на северо-востоке, в восточных и юго-восточных губерниях России. Выявленные локальные формы одежды подтверждают сохранение традиций мест выхода переселенцев в новых условиях. Это было связано как с функциональным соответствием используемой ранее одежды, так и со стремлением зафиксировать память о родине в некоторых знаковых элементах женского костюма. В целом поддержанию русских традиций в материальной культуре крестьян, проживавших в Западной Сибири, способствовали создание на этой, как и на исходной, территории земледельческого хозяйства, приток переселенцев из России, развитие торговых связей и ремесел, особенности народного сознания.

Существенным фактором, определяющим развитие материальной культуры западно-сибирского крестьянства, являлось городское влияние. Истоки его связаны с процессами первоначального заселения и освоения региона. В XVII в. сельское хозяйство было первичным и необходимым элементом социально-экономической структуры сибирского города. Горожане-хлебопашцы (служилые люди, посадские, крестьяне) становились основателями и жителями окрестных деревень.

3. Строительство

3.1 Дома

Об общности развития культуры на территориях, заселенных в разное время русскими, свидетельствуют такие наблюдения. В XVII в. в Сибири использовались характерные для большей части государства приемы деревянного зодчества: устройство оснований домов "на стульях", сваях, стойках, камнях; техника крепления бревен в четырехугольные срубы в "углы", "в обло"; двухскатная, самцовая и стропильная конструкции крыш3. Все типы и варианты горизонтальной и вертикальной планировки жилища, известные в европейской части страны ко времени переселения крестьян за Урал, в зависимости от природно-климатических условий, миграционных процессов находили воплощение в Западно-Сибирском регионе.

В первые годы в лесостепной и степной зонах, где был дефицит строительных материалов, крестьяне-новоселы строили только избы. Со временем доля построек двухчастного типа достигала 48 %. Дома трехчастной планировки в степных и лесостепных районах составляли 19 – 65 %.

Приписные крестьяне предпочитали вариант "изба – сени – клеть". Местная администрация способствовала его сохранению. Многокамерных построек, включавших несколько жилых помещений и сени, во всех районах Западной Сибири было очень мало – до 3 %. Ими владели семьи со сложным структурно-поколенным составом, торгующие крестьяне, сельские священники и мещане.

Планировочные структуры соответствовали Двор крестьянина Треньки Федотова имущественному цензу крестьянства: у бедных были жилища однокамерного и двухчастного типа, у богатых – многочастные и зависели от людности сельского двора: семьи из 10 чел. и более имели дома трехчастного типа с вариантом "две избы, сени".



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх