К моне биография кратко. Клод моне - биография, информация, личная жизнь

Оскар Клод Моне – великий импрессионист, всю свою жизнь рисовавший картины. Художник является основателем и теоретиком французского импрессионизма, которому следовал на протяжении всего творческого пути. Живописная манера Моне в импрессионизме считается классической. Для нее характерны раздельные мазки чистого цвета, создающие богатство света при передаче воздушной среды. В своих картинах художник стремился передать сиюминутное впечатление от происходящего.

Детство и юность

Клод Моне родился в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, кроме способностей к рисованию. У его родителей была бакалейная лавка, которую они надеялись передать сыну. Вопреки надеждам отца, Клод с раннего возраста тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы стать бакалейщиком.

Портрет Клода Моне. Художник Огюст Ренуар

В местном салоне пользующиеся успехом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по 20 франков. Увлечению способствовало и знакомство юноши с пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник показал начинающему живописцу основные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о юноше после смерти матери.

Занятия с Буденом открыли перед будущим художником его истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году Клод отправляется на родину в Париж. Здесь он работает в студии для бедных художников, посещает выставки и галереи. Развитию таланта помешала армия. В 1861 году Монепризывают на военную службу в кавалерийские войска и отправляют в Алжир.


Из семи положенных лет на службе он пробудет два года, так как заболеет тифом. Вернуться домой ему помогли и 3 тысячи франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника от воинской повинности. Оправившись от болезни, Моне поступает на факультет искусств университета, но быстро разочаровывается. Ему не нравится царивший там подход к живописи.

Начало творчества

Желание учиться приводит его в студию, организованную Шарлем Глейром. Здесь он знакомится с , Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. В Академии состоялось его знакомство с Писсарро и . Молодые художники были одного возраста, имели схожие взгляды на искусство. В скором времени они стали костяком, объединившим импрессионистов.


Портрет Камиллы Донсье, созданный художником в 1866 году и выставленный в салоне, сделал его известным. Первым серьезным произведением стала картина «Завтрак на траве» (1865-1866), написанная им вслед за одноименной работой Эдуарда Мане. Вариант Клода был в четыре раза больше по размеру. Композиция картины достаточно проста – на полянке возле леса разместилась группа нарядных женщин и мужчин.


Ценность картины – в ощущении движения воздуха, усиленного фактурными мазками. На выставку она не попала, так как художник не успел дописать большое полотно. Стесненному материально Клоду пришлось продать картину, чтобы забыть о голоде и не одалживать у друзей. Вместо нее художник выставил «Даму в зеленом» (портрет К.Донсье).


Следующее двухметровое полотно «Женщина в саду» полностью написано на пленэре. Чтобы словить нужное освещение, художник вырыл траншею, позволяющую перемещать холст вверх и вниз. Приходилось подолгу ждать нужного освещения, и только после этого браться за кисть. Несмотря на его стремление добиться совершенства, жюри салона работу отклонило.

Импрессионизм

Новое направление в живописи, получившее название «импрессионизм», стало переворотом в живописи. Чувствовать сиюминутность происходящего и передавать его на полотне – задача, которую ставили перед собой импрессионисты. Клод Моне был ярким представителем и основоположником этого направления. Он был художником пленэра, передающим естественную, сиюминутную красоту окружающего пространства.


Летом 1869 г. в компании с Ренуаром он отправляется на пленэр в Бужевиль. В новых картинах, написанных крупными пастозными мазками, он отказывается от смешанных оттенков. Пишет чистым цветом и делает для себя множество открытий, касающихся техники живописи, особенностей светотени, влияния на цвет окружающих оттенков и т.д. Так появился и получил развитие импрессионизм – новаторское направление в изобразительном искусстве.


Картина Клода Моне «Здание парламента. Солнечный свет в тумане»

С началом франко-прусской войны Клод Моне, пытаясь уклониться от армии, едет в Англию. Он не поддерживал Наполеона III и был его убежденным противником. В Англии знакомится с Полем Дюран-Рюэлем – продавцом картин. Они станут хорошими друзьями и партнерами. Поль купит у художника большую часть картин этого периода его творчества.


Деньги от продажи позволили приобрести домик на родине, в Аржантее, в нем он прожил несколько счастливых лет до 1878 года. В этот период художник плодотворно работает, создавая свои картины, в том числе и знаменитое произведение Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Название этого шедевра выражает суть импрессионизма и было использовано критиками для определения нового направления в живописи. «Восход солнца» был выставлен в 1974 году в Париже.


Много времени Моне уделяет серийным композициям: изображает виды Лондона, Руанский собор, Стога, Маки и др. пейзажи. В импрессионистической манере передает неодинаковую освещенность в зависимости от погоды, времени суток и года, используя для каждого состояния свою тональность палитры. Для описания картин великого импрессиониста трудно подобрать слова, их нужно чувствовать и понимать.

Жизнь в Живерни

Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде. Банкротство бизнесмена вынуждает семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей. Здесь в его биографии происходят трагические события, связанные со смертью жены, а затем и сына. В 1883 году семья Моне переезжает в деревню Живерни, расположившуюся на живописном берегу Сены. В это время его картины хорошо продаются, он скопил неплохое состояние, часть которого тратит на расширение своего сада.


Известно, что знаменитый художник был еще и садовником, создававшим свой сад на протяжении 43-х лет. Он находил удовлетворение не только в выращивании растений и созерцании результата своих трудов. В последние годы жизни Моне выходил с мольбертом в свой роскошный сад и много рисовал. Великий труженик и «раб своего дела», как он себя называл, пытался достичь совершенства в передаче красоты окружающей природы на холст.


В этот период художник осваивает новую технику. Пишет по несколько картин одновременно. Таким образом он старается запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над одной картиной мог составлять полчаса, затем он переходил к другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное впечатление. К примеру, серия его картин с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.

Личная жизнь

Первой женой художника была Камилла Донсье, позировавшая ему для «Дамы в зеленом» и других картин. Она родила двух сыновей с разницей в 11 лет. После смерти любимой жены, которая была и его постоянной натурщицей, у художника завязываются отношения с Алисой Гошеде. Официально они станут мужем и женой после смерти ее мужа Эрнеста. Алисы не стало в 1911 году, через три года ушел из жизни его старший сын Жан.


Клод Моне и Алиса Гошеде на площади Сан Марко в Венеции

Творчество Клода Моне входит в ТОП-3 самых дорогих живописцев. Средняя цена картин - $7,799 млн. самая дорогая из них («Водяные лилии», (1905) оценивается в $43 млн. Работы хранятся в музеях всего мира. Крупными владельцами наследия художника считаются Россия, Великобритания и США.

Смерть

Художник прожил долгую жизнь, перенес две операции по удалению катаракты, после которых изменилось его цветовосприятие. Ультрафиолет он стал видеть в лиловом или голубом цвете. Это видно по его картинам, написанным после операции. Примером такой работы являются «Водные лилии». В этот период большую часть времени он проводит в саду, создавая на своих полотнах таинственный мир воды и растений. Знаменитая серия его последних панно представлена разнообразными прудами с кувшинками и другими водными растениями.


Умер художник в Живерни 5 декабря 1926 г. от рака легких в 86-летнем возрасте, пережив многих дорогих ему людей. По его настоянию, церемония прощания была простой и немноголюдной. Попрощаться с художником пришло 50 человек. Похоронили Моне на церковном кладбище.

Самые известные картины

  • «Женщины в саду» (1866)
  • «Терраса в Сент-Адресс» (1867)
  • «Темза ниже Вестминстера (Вестминстерский мост)» (1871)
  • «Впечатление: Восходящее солнце» (1872)
  • «Поле маков у Аржантея» (1873)
  • «Бульвар Капуцинок» (1873)
  • «Прогулка к утесу в Пурвиле» (1882)
  • «Дама с зонтиком» (1886)
  • «Руанский собор: главный вход на солнце» (1894)
  • «Водяные лилии» («Нимфеи») (1916)

Самые дорогие картины

  • «Водяные лилии», (1905) – $43 млн.
  • «Железнодорожный мост в Аржентее» (1873) - $41 млн.
  • «Водяные лилии» (1904) - $36 млн.
  • «Мост Ватерлоо. Облачно» (1904) - $35 млн.
  • «Тропинка к пруду» (1900) - $32 млн.
  • «Пруд с водяными лилиями» (1917) - $24 млн.
  • «Тополя» (1891) - $22 млн.
  • «Здание парламента. Солнечный свет в тумане» (1904) - $20 млн.
  • «Парламент, закат» (1904) - $14 млн.

«Он выставил на Салоне около 30 пейзажей, похоже, написанных за один день. Теперь можно сказать с уверенностью: он стал таким ничтожеством, что уже никогда не поднимется…» , - так писал о Клоде Моне (Oscar-Claude Monet) популярный художественный критик газеты «Фигаро».

Почти сорок лет этому вторили его многочисленные коллеги, решительно отвергая импрессионизм, как безрассудное явление и язву на теле художественного искусства.

Особенно яростно акулы пера нападали на Моне, как на главного зачинщика. Впрочем, сам художник нисколько не внимал критике. И не зря. Сегодня вклад французского импрессиониста в развитие мирового художественного искусства сложно переоценить, как и созданные им шедевры.

Была середина 1850-х годов, но бунтарский дух, как это водится у подростков всех времен, рвался на волю. Тогда будущий отец импрессионизма еще не брал в руки кистей, но уже хорошо орудовал карандашом. Он в самой непочтительной манере изображал на полях тетрадей своих учителей и известных Гавру - родному городу Моне - людей.

Карикатуры были так популярны, что местный торговец красками, на радость проходящих зевак, устанавливал их прямо на витрине своего магазина. Моне позже признавался, что это заставляло его буквально лопаться от гордости, пока однажды его саркастичным рисункам не пришлось соседствовать с творениями другого человека.

«Кто этот идиот, возомнивший себя художником?» , - вопрошал задетый Клод Моне у торговца красками. Тем идиотом оказался сутулый и долговязый бывший моряк - Эжен Буден. В последствии, когда Моне усмирил свою гордыню, тот стал его первым учителем живописи. Он же стал человеком, впервые выведшем юного художника рисовать на пленэр (фр. en plein air - «на открытом воздухе»). Если до этого момента Моне использовал любой предлог, чтобы отлынивать от встреч с Буденом и его раздражающих настояний исследовать академический рисунок, то после работы на пленэре он буквально почувствовал, как его взор распахнулся красоте природы.



В 1861 году, едва Моне успел сообщить отцу, далеко не благосклонному к художественному ремеслу, о своем намерении рисовать, подоспел призыв в армию. Он был отослан в Алжир, где вся миссия сводилась к торжественным проходам на лошадях от одного города к другому с целью продемонстрировать мощь французской армии. Художник, рост которого был всего 165 сантиметров, ни разу так и не был выбран для столь важной миссии, а потому его казарменная жизнь обернулась сущей скукой. На радость Моне, отец с теткой согласились выкупить его из армии за условную плату: тот должен был поступить в художественную школу в Париже и изучать рисунок у серьезных мастеров.

Моне действительно поступил в мастерскую Глейра, которую, правда, вскоре покинул, несмотря на угрозу прекращения спонсирования. Впрочем, бесполезными ту пару лет не назовешь: именно у Глейра, за спиной учителя, сформировалась шайка будущих великих художников. Базиль, - все это люди, которым тогда еще только предстояло познакомить мир с импрессионизмом.

Надо сказать, этот термин возник спонтанно и изначально должен был носить оскорбительный характер. Все началось с картины, которую Моне сперва назвал «Корабли, покидающие порт Гавра». Позже, для выставки Отверженных (так непризнанные авторитетным Парижским Салоном художники себя именовали) он изменил название на «Впечатление. Восходящее солнце». Скептически настроенный художественный критик, посмотрев на полотна Моне и его товарищей, заявил, что «у них тут не живопись, а одни сплошные впечатления» (фр. impression - «впечатление). Отверженные с удовольствием приняли новое имя и стали зваться импрессионистами.



К счастью, не все из молодых импрессионистов были так бедны, как Моне, лишившийся покровительства. До того, как под свою опеку его взял коллекционер и торговец картинами Дюран-Рюэль, художнику приходилось обираться у друзей. Самым щедрым из них был Базиль, с которого Моне тряс деньги, не стесняясь ни шантажа, ни агрессивной настойчивости. «Я все ещё жду от вас свои 50 франков…» , - заявлениями, подобными этому, полны все сохранившиеся письма.

Соглашение с Дюран-Рюэлем вскоре обеспечило Моне беззаботную жизнь в маленькой парижской студии, где он мог свободно творить, но обязывался часть картин продавать коллекционеру. За два года сотрудничества, тот купил у Моне полотен на 21800 франков. Художник уже простился, было, с черным хлебом, если бы не его страсть к растратам. Едва появлялась монета, он заказывал себе лучших вин и ликеров, отправлялся к дорогому портному, нанимал горничную и кухарку. Ничего удивительного, что даже став зарабатывать своим художественным талантом, Моне оставался щеглом с пустыми карманами и вновь брался за выпрашивание денег у приятелей, щедрость которых, ожидаемо, истощалась день ото дня.

Но несмотря на тяжелый характер и всякое бесстыдство в вопросах финансов, была у Моне и плодотворная дружба, например, с Ренуаром. Художники неоднократно вместе выезжали на пленэр, известна даже история, как Ренуар нарисовал Моне, пока тот запечатлевал сад в Аржантее. Так художественное наследние пополнилось сразу двумя работами: «Сад в Аржантее», авторства Моне и «Клод Моне, работающий в своем саду», кисти Ренуара.

Еще одна знаковая, хоть и не столь очевидно свойственная стилю Моне, картина «Дама в зеленом» открыла новую главу в жизни художника. На ней он впервые запечатлел свою возлюбленную, милую и скромную Камиллу.



Позже она появлялась на очень многих его полотнах, причем в образе сразу нескольких девушек. Так на двух поистине гигантских полотнах «Завтрак на траве» и «Женщины в саду» все женские фигуры написаны с Камиллы.

Ни одна из них так и не была принята Салоном, где Моне тщетно надеялся их выставить, хотя спустя шесть десятилетий французское правительство все-таки выкупило эти работы за баснословные деньги.

Камилла, пусть и не сразу, все-таки стала официальной женой Моне, но их истории не суждено было продлиться долго: бедняжка скончалась в возрасте 32 лет. Даже на смертном одре она послужила моделью художнику.

«Я вдруг осознал, что стою, уставившись на ее висок, и машинально ищу переход живого цвета в мертвый… Синий, желтый, серый, не знаю какой еще… Вот до чего я докатился. Все это происходило помимо меня, автоматически. Сначала шок и дрожь от созерцания этого цвета, а потом чистый рефлекс, бессознательное стремление делать то, что я привык делать всю свою жизнь…» , - писал Моне немногим позже.


Впрочем, горе было столь же кратковременным, как и сам брак. На момент смерти Камиллы Клод уже несколько лет был в тайной связи с женой своего друга, торговца живописью Эрнеста Ошеде. Она даже имела от него ребенка, которого законный супруг считал своим. Спустя время, отпущенное для соблюдения приличий, Алиса Ошеде переехала жить к Моне. Так художник обзавелся еще шестью детьми, в добавок к своим двум, рожденным в браке с Камиллой.

Одна из старших дочерей - Сюзанна - обладала столь редкой красотой и грацией, что однажды, случайно приметив ее, стоящую на холме с зонтиком, Моне решительно заявил, что завтра же она будет ему позировать. На следующий день они вдвоем вновь вернулись на тот холм, поросший травой и летними цветами и художник написал сразу две картины: «Женщина с зонтиком, повернувшаяся налево» и «Женщина с зонтиком повернувшаяся направо».

К 1880 году картины Моне уже приобрели некоторую ценность и художник, никогда не отличавшийся мягким характером, почувствовал себя в праве не только назначать за свои полотна высокую цену, но и отказываться от их продажи вообще. Когда однажды известный оперный певец пришел в мастерскую Моне и заприметил пейзаж с видом Ветея, художник покачал головой:

«У вас плохая память, дружище. Когда‑то вы отказались купить этот этюд за пятьдесят франков. Теперь можете выбирать себе любой другой, но этот этюд я вам не уступлю ни за какие деньги, даже за пятьдесят тысяч!»

Один из самых знаменитых основателей импрессионизма, величайший французский художник Клод Оскар Моне появился на свет в , четырнадцатого ноября в 1840-ом году. Впрочем, когда ему исполнилось пять лет, его семья перебралась в Гавр, что в Нормандии. Отец желал, чтобы его сын продолжил семейный бизнес и стал бакалейщиком, но у самого Моне было иное видение своей будущности. Он ненавидел школу, сравнивая ее с тюрьмой, и потому предпочитал на занятиях рисовать забавные карикатуры на учителей, приобретя к пятнадцати годам даже некоторую известность в городе именно как художник-карикатурист.

К нему частенько стали обращаться люди с просьбой нарисовать их карикатурный портрет. Просьб было так много, что юноша принял дерзкое решение брать за один портрет 20 франков, чем поверг родителей в шок. В это же время Моне учился рисованию в у преподавателя колледжа Эжена Будена, пейзажиста, который, в отличие от многих, предпочитал писать с натуры и был в свое время учеником самого Давида Жака-Франсуа Ошара. Именно общение с Буденом утвердило желание Моне посвятить свою жизнь именно живописи, и, для достижения своей мечты, Клод отправился в Париж.

Творчество

Получив художественное образование в Париже в мастерской Сюиса, потом – Глейра, Клод Моне был завсегдатаем Салонов, где особенно внимательно изучал полотна Т. Руссо, К. Коро, Ш. Добиньи. Там же он познакомился с молодыми художниками – новаторами: Базилем, Писсаро, Сезанном, Сислеем, . Именно среди них начало зарождаться новое направление – импрессионизм. Название этого направления произошло от слова «впечатление» (фр. Impression), а на идею натолкнула картина Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), которая демонстрировалась во время первой выставки импрессионистов в студии фотографа Надара (1874).

Клод Моне известен как непревзойденный пейзажист. Он работал на природе, и главной задачей для него было не просто точно запечатлеть пейзаж или какую-то сценку на лоне природы, а передать свежее непосредственное впечатление от наблюдения за происходящими вокруг метаморфозами. Его вдохновляли те ежеминутные изменения в природе, где от состояния атмосферы, от угла падения солнечных лучей, от погоды, от колебания ветра, от соседства других предметов происходят волшебные превращения. От этих превращений рождались новые краски, новые отблески, новые впечатления. Потому-то так счастливо работалось художнику на природе, где он написал множество этюдов и завершенных картин.

Образцом импрессионистического видения мира можно назвать картину Моне «Дамы в саду» (1865). Залитое сияющим светом пространство, многоцветье природы и белое платье, вбирающее в себя это многоцветье – голубые блики, розоватые, светло-зеленые, охристые – все это воссоздает прекрасный живой мир. Тонкие оттенки зеленой травы и листвы наполняют впечатление от картины чувством покоя, тихой радости и гармонии. В более поздних картинах («Скалы в Этрета» - 1886, «Луга в Живерни» - 1888, «Поле маков» - 1880-ые) Моне продемонстрировал манеру рельефного мазка, при помощи которого смог передать неуловимый трепет листьев, сияние солнечных бликов на поверхности воды, тени от плывущих в небе облаков. При этом композиция сознательно построена так, чтобы пейзаж производил впечатление случайно пойманного взглядом эпизода, как, например, на картине «Бульвар Капуцинок» (1873).

Особое внимание заслуживают серии картин, на которых запечатлен один и тот же объект или пейзаж, но при различном освещении, которое бывает в течение суток, например, «Руанский собор в полдень» (1894 г.), «Руанский собор вечером» (1894 г.) Контуры предметов здесь как бы растворяются в пространстве под влиянием особенностей освещения в данное время суток. Чтобы добиться чистоты цвета, Моне почти не прибегает к смешиванию красок на палитре. Вместо этого, он использует эффект визуального смешения: например, чтобы дать траве или листве нужный ему оттенок зеленого цвета, он рядом кладет мазки синего и желтого, которые на расстоянии зрителю сливаются, и тогда фантастическим образом зелень обретает разные оттенки и кажется трепещущей. В такой манере написана картина «Стог сена» (1886).

На закате жизни

Публика и критика не воспринимала новую живопись импрессионистов и творчество Моне в том числе. Картины новаторов не принимали Салоны, не покупали, а если и покупали, то за бесценок. Долгие годы Моне просто бедствовал от безденежья, у него не было средств ни на холсты и краски, ни даже на хлеб. По этой причине многие его работы так и остались незаконченными. Начиная с 1918 года, и до конца жизни Моне работал над четырнадцатью масштабными декоративными панно под общим названием «Нимфеи» (иное название «Водяные лилии», или «Кувшинки»). Эти работы Моне завещал в подарок своей родине – Франции. Они и теперь украшают два овальных зала «Оранжереи» Лувра в Париже. Бессмертные пейзажи с лилиями на мерцающих водах, серебристо-зелеными ивами вдоль берегов и их дрожащими отражениями на водной поверхности – последний шедевр, подаренный миру великим импрессионистом.Умер художник в 1926 году.

Имя : Клод Моне (Оскар Клод Моне)

Знак зодиака : Скорпион

Возраст : 86 лет

Место рождения: Париж, Франция

Деятельность : живописец, один из основателей импрессионизма

Теги : живописец

Семейное положение : вдовец

Оскар Клод Моне – великий импрессионист, всю свою жизнь посвятивший рисованию картин. Художник является основателем и теоретиком французского импрессионизма, которому следовал в течении всего творческого пути. Живописная манера Моне в импрессионизме считается классической. Она характеризуется раздельными мазками чистого цвета, которые создают богатство света при передаче воздушной среды. В своих картинах художник старался передать сиюминутное впечатление от происходящего.

Клод Моне появился на свет в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, помимо способностей к рисованию. Его родители были владельцами бакалейной лавки, которую они хотели передать сыну. Вопреки надеждам отца, Клод с ранних лет тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы быть бакалейщиком.

В местном салоне пользующиеся спросом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по двадцать франков. Увлечению способствовало и знакомство молодого человека с пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник показал начинающему живописцу главные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о парне после кончины матери.

Занятия с Буденом открыли перед начинающим художником его истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году Клод едет на родину в Париж. Тут он работает в студии для бедных художников, ходит на выставки и галереи. Развитию таланта помешала служба в армии. В 1861 году Моне забирают на военную службу в кавалерийские войска и отправляют в Алжир.

Из 7-ми положенных лет на службе он пробудет 2 года, поскольку заболеет тифом. Вернуться домой ему помогли и три тысячи франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника от воинской повинности. Оправившись от болезни, Моне поступает на факультет искусств университета, однако сразу же разочаровывается. Ему не был по душе царивший там подход к живописи.

Желание учиться приводит его в студию, которую основал Шарль Глейр. Тут он знакомится с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. В Академии было его первое знакомство с Писсарро и Сезанном. Начинающие художники были одного возраста, имели схожие взгляды на искусство. Вскоре они стали костяком, объединившим импрессионистов.

Портрет Камиллы Донсье, написанный художником в 1866 году и выставленный в салоне, сделал его знаменитым. Первым серьезным произведением была картина «Завтрак на траве» (1865-1866), написанная им вслед за одноименной работой Эдуарда Мане. Вариант Клода был в 4 раза больше по размеру. Композиция картины очень проста – на полянке около леса разместилась группа нарядных женщин и мужчин.

Ценность картины состоит в ощущении движения воздуха, усиленного фактурными мазками. На выставку она не попала, поскольку художник не успел дописать большое полотно. Стесненный материально Клод вынужден был продать картину, чтобы забыть о голоде и не одалживать у друзей. Вместо нее художник выставил «Даму в зеленом» (портрет К.Донсье).

Следующее 2-метровое полотно «Женщина в саду» полностью написано на пленэре. Чтобы словить нужное освещение, художник вырыл траншею, благодаря которой можно было перемещать холст вверх и вниз. Приходилось подолгу ждать нужного освещения, и только после этого браться за работу. Невзирая на его желание добиться совершенства, жюри салона работу отклонило.

Новое направление в живописи, получившее название «импрессионизм», было переворотом в живописи. Ощущать сиюминутность происходящего и передавать его на полотне – задача, которую старались выполнить импрессионисты. Клод Моне являлся ярким представителем и основоположником данного направления. Он был художником пленэра, передающим естественную, сиюминутную красоту окружающего мира.

Летом 1869 г. вместе с Ренуаром он отправляется на пленэр в Бужевиль. В новых работах, написанных крупными пастозными мазками, он отказывается от смешанных оттенков. Пишет чистым цветом и делает для себя большое количество открытий, касающихся техники живописи, особенностей светотени, влияния на цвет окружающих оттенков и т.д. Так возник и получил развитие импрессионизм – новаторское направление в изобразительном искусстве.

С началом франко-прусской войны Клод Моне, пытаясь уклониться от армии, отправляется в Англию. Он не поддерживал Наполеона III и являлся его убежденным противником. В Англии знакомится с Полем Дюран-Рюэлем – продавцом картин. Они будут хорошими друзьями и партнерами. Поль приобретет у художника большую часть картин этого периода его творчества.

Средства от продажи позволили купить домик на родине, в Аржантее, в нем он прожил несколько счастливых лет до 1878 года. В этот период художник плодотворно работает, пишет свои картины, в том числе и известное произведение Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Название данного шедевра выражает суть импрессионизма и было использовано критиками для определения нового направления в живописи. Работа была выставлена в 1974 году в Париже.

Достаточно много времени художник уделяет серийным композициям: изображает виды Лондона, Руанский собор, Стога, Маки и др. пейзажи. В импрессионистической манере передает неодинаковую освещенность в зависимости от погоды, времени суток и года, используя для каждого состояния определенную тональность палитры. Для описания картин легендарного импрессиониста трудно подобрать слова, их нужно чувствовать и понимать.

Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде. Банкротство предпринимателя вынуждает семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей. Тут в его биографии происходят трагические события, связанные со смертью супруги, а затем и сына. В 1883 году семья Моне переезжает в деревню Живерни, которая находится на живописном берегу Сены. В этот период его картины хорошо продаются, он скопил приличное состояние, часть которого тратит на расширение своего сада.

Известно, что популярный художник был еще и садовником, создававшим свой сад в течении 43-х лет. Он находил получал удовольствие не только в выращивании растений но и в созерцании результата своих трудов. В последние годы жизни Моне выходил с мольбертом в свой шикарный сад и много рисовал. Великий труженик и «раб своего дела», как он себя называл, хотел достичь совершенства в передаче красоты окружающего мира на холст.

В это время художник осваивает новую технику. Пишет параллельно по несколько картин. Таким образом он пытается запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над одной картиной мог составлять тридцать минут, потом он переходил к другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное впечатление. Например, серия его работ с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.

Первой супругой художника была Камилла Донсье, позировавшая ему для «Дамы в зеленом» и других картин. Она родила 2-х сыновей с разницей в одиннадцать лет. После смерти любимой супруги, которая была и его постоянной натурщицей, у художника завязываются отношения с Алисой Гошеде. Официально они узаконят свои отношения после смерти ее мужа Эрнеста. Алисы не стало в 1911 году, спустя 3 года ушел из жизни его старший сын Жан.

Творчество Клода Моне входит в тройку наиболее дорогих живописцев. Средняя стоимость картин - $7,799 млн. самая дорогая из них («Водяные лилии», (1905) оценивается в $43 млн. Работы находятся в музеях всего мира. Крупными владельцами наследия художника считаются РФ, Великобритания и Америка.

Художник прожил долгую жизнь, ему было сделано 2 операции по удалению катаракты, после которых изменилось его цветовосприятие. Ультрафиолет он начал видеть в лиловом или голубом цвете. Это видно по его работам, написанным после операции. Примером такой картины являются «Водные лилии». В этот период большую часть времени он находится в саду, создавая на своих полотнах таинственный мир воды и растений. Известная серия его последних панно представлена разнообразными прудами с кувшинками и другими водными растениями.

Скончался художник в Живерни 5 декабря 1926 г. от рака легких в 86-летнем возрасте, пережив многих дорогих ему людей. По его просьбе, церемония прощания была простой и немноголюдной. Попрощаться с художником пришло пятьдесят человек. Похоронили его на церковном кладбище.

Самые известные картины

  • «Женщины в саду» (1866)
  • «Терраса в Сент-Адресс» (1867)
  • «Темза ниже Вестминстера (Вестминстерский мост)» (1871)
  • «Впечатление: Восходящее солнце» (1872)
  • «Поле маков у Аржантея» (1873)
  • «Бульвар Капуцинок» (1873)
  • «Прогулка к утесу в Пурвиле» (1882)
  • «Дама с зонтиком» (1886)
  • «Руанский собор: главный вход на солнце» (1894)
  • «Водяные лилии» («Нимфеи») (1916)

Самые дорогие картины

  • «Водяные лилии», (1905) – $43 млн.
  • «Железнодорожный мост в Аржентее» (1873) - $41 млн.
  • «Водяные лилии» (1904) - $36 млн.
  • «Мост Ватерлоо. Облачно» (1904) - $35 млн.
  • «Тропинка к пруду» (1900) - $32 млн.
  • «Пруд с водяными лилиями» (1917) - $24 млн.
  • «Тополя» (1891) - $22 млн.
  • «Здание парламента. Солнечный свет в тумане» (1904) - $20 млн.
  • «Парламент, закат» (1904) - $14 млн.

Моне Клод. Это имя слышали даже те, кто весьма-весьма далек от живописи и мира богемы. Сегодня картины этого художника уходят с торгов просто-таки за баснословные суммы и растворяются у неизвестных покупателей в частных коллекциях, а через некоторое время вновь всплывают, чтобы быть проданными за еще большие деньги.

Что это был за человек? Какие дорожки жизни привели его на путь живописи? И что помогло на этом пути добиться столь блистательного успеха?

Юношеские годы

Неизвестно, как бы сложилась жизнь будущего живописца, если бы не скупость его отца. Хотя их семью нельзя назвать очень богатой, но в нужде они тоже никогда не были. Однако Клод-Адольф Моне - отец мальчика - считал, что его юный отпрыск вполне способен обойтись без карманных денег. А вот мальчику эта ситуация представлялась совсем в другом свете.

Моне Клод был в меру независимым, немного хулиганистым и очень свободолюбивым подростком. Он сбегал со школьных занятий при любом удобном случае и лазал по близлежащим скалам, наслаждаясь свободой. Когда же сбежать никак не удавалось, непоседливый мальчишка на уроках развлекался рисованием карикатур на учителей и одноклассников.

Вскоре Моне Клод овладел мастерством карикатуриста практически в совершенстве. Его работы пользовались таким успехом, что соученики были согласны за них платить, чем молодой художник с радостью и воспользовался для пополнения своего скудного бюджета. Родители не были в восторге от этой затеи, но и препятствовать сыну не собирались.

Встреча с художником

Через некоторое время карикатуры Моне уже выставлялись в городском магазинчике вместе с работами некоего Эжена Будена - местного живописца. Эжен признал талант в штрихах незатейливых картинок молодого человека, посоветовал развивать его и предложил свою помощь.

Моне Клод вежливо отказывался, сколько мог, потому что работы Будена его совсем не впечатляли. Однако в какой-то момент, ради соблюдения приличий, ему все-таки пришлось пойти на встречу с художником. И Клоду их общение по-настоящему понравилось.

Моне действительно повезло с наставником. Он не давил на юношу, не навязывал свое мнение, да и вообще занятия с ним совсем не походили на школьную муштру. Буден бескорыстно делился своим опытом и учил Клода видеть красоту окружающего мира. Видеть ее по-своему и сразу же отображать на холсте.

Дальнейшее обучение

Прошло не так много времени, и Эжен Буден посоветовал юноше отправиться на обучение в Париж. Клод-Адольф Моне позволил сыну уехать, но не собирался тратить ни сантима на его образование. Он попробовал предложить кандидатуру сына на место стипендиата в художественной школе родного города, но, когда в прошении о стипендии было отказано, полностью умыл руки.

Однако восемнадцатилетнего юношу это не остановило. Он собрал свои немногочисленные пожитки и сбережения и отправился покорять Париж. По приезде в столицу он познакомился со многими художниками, поинтересовался тем, как проходит обучение, и понял, что Школа изящных искусств, куда он намеревался поступать, ему не подходит.

Он осознал, что, занимаясь самообразованием и усердно работая, можно добиться намного лучших результатов, чем просиживая на скучных лекциях. А может быть, не последнюю роль тут сыграла и его свободолюбивая натура, которая еще в школе не давала ему усидеть на месте. Из-за этого решения отец полностью отказался помогать ему, но Моне не отступил и остался в Париже.

Служба в армии

Биография Клода Моне будет не полной, если не упомянуть его службу в армии. Он был призван в двадцатилетнем возрасте и отправлен в Алжир. В то время это была очень неспокойная местность, и мир мог бы так никогда и не увидеть работы одного из основоположников импрессионизма, но, к счастью, молодой солдат подхватил и не попал в зону непосредственных военных действий.

А благодаря протекции своей обеспокоенной тетушки и ее финансовой помощи, ему удалось откупиться от обязательной воинской повинности и вернуться на родину в 1862 году.

Признание

Молодой художник упорно продолжал оттачивать свое мастерство. Вскоре картины Клода Моне стали привлекать внимание общественности. Прорывом в этом отношении послужила работа под названием «Камилла, или портрет дамы в зелёном платье». Вскоре девушка, изображенная на этом полотне, стала женой художника.

По сути, Камилла была любимой моделью Моне, и ее образ можно увидеть чуть ли не на всех полотнах художника, на которых встречаются женщины. Они прожили счастливо до самой смерти Камиллы, которая скончалась от туберкулеза в 32 года.

Сегодня всемирно известные галереи считают большой удачей возможность заполучить в свои коллекции картины Клода Моне. Фото его работ и их репродукции украшают многие гостиные в богатых домах. На аукционах полотна его кисти стоят десятки миллионов долларов. В России оригиналы картин Моне можно увидеть в Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх