Художник лоцманова евгения николаевна работы. Книжка, которая сто лет ждала, чтобы ее нарисовали

Коломна замечательный город. Он и древний и новый. Мы приехали сюда заблаговременно, и перед открытием выставки Жени Лоцмановой побродили немного и кое- что сфоткали на память.
Все же непонятно, почему в бульваре перед домом Озерова нет ни одной скамейки((Абсолютно не на чем со вкусом посидеть. Но в остальном - оценки от впечатлений - твердые пятерки.
А сама выставка даже превзошла наши ожидания. Вроде бы видели большей частью известное, уже давно любимое, а все равно чувства при виде этого богатства свежие и сильные. Как и в первый раз.
У меня почему-то живет в глубине души ощущение, что я помню Женю с самых ее юных лет. Это, конечно, "ложная память". Встретил я ее на защите диплома в Университете печати, или чуть раньше, в мастерской у Бориса Аркадьевича Диодорова.
У него, повторюсь, много талантливых учеников. И дипломы в тот раз защищали тоже сплошь достойные ребята. Но не в обиду им всем будь сказано, Женя затмила всех.
Наверное, я пристрастен. Конечно же, пристрастен - потому что неравнодушен. К искусству иллюстрирования детских книг, например. Потому что это очень важное дело. Правильно сказал Дима Шеваров - тот, кто сейчас спасает детскую иллюстрацию, тот спасает Россию. Именно так, и не надо думать, что это пафос, громкие слова, преувеличение. Ведь сегодня дети - а завтра народ. Это тоже не моя мысль, это Сергей Михалков давно сказал. Именно детская книга, детское, семейное чтение создают ту связь времен и поколений, которая жизненно необходима для развития национального самосознания. Эта связь за последние двадцать лет была практически утеряна.
Но не буду больше пересказывать чужие умные мысли, лучше послушать самого Шеварова.
Картинки Жени - очень добрые, интересные, немного загадочные. Их хочется разглядывать, и пытливому детскому взгляду они расскажут много, и много чего оставят для фантазий и размышлений.
Сказал "картинки" - и хочется себя остановить. Не картинки, а пудовые типографские камни, неподъемные для хрупких девичьих рук - вот с чем пришлось работать Жене. Автолитография - дело очень трудоемкое, тяжелое, требующее верного глаза, твердой руки и, конечно, вдохновения. В отличие от рисунка или живописи, конечный результат движений твоих рук виден не сразу, а после появления оттиска (да еще гравюры - это зеркальные отражения оригинала, где "право-лево" - наоборот).


() Что еще добавить? Книга русалочьих и сорочьих сказок готова к печати. Будем ждать ее выхода в свет!
Спасибо Жене Лоцмановой, удачи ей!

Директор коломенской художественной школы Василий Берг, директор культурного центра "Дом Озерова" Галина Дроздова, художники Александра Павлова, Александра Пономарева, Надежда Чехонина, Татьяна Карп, Анастасия Шеварова, писатель и журналист Дмитрий Шеваров выступают на открытии выставки "Маленькое сказочное путешествие" в Коломне:


22.6.20012, съемка - Александра Кириллина

Друзья-художники Александра Павлова, Татьяна Карп, Анастасия Шеварова, писатель и журналист Дмитрий Шеваров рассказывают о Жене Лоцмановой:


Беседует Юрий Курнешов, съемка - Александра Кириллина

По традиции, в День работника культуры, в Кремле вручают премии людям, посвятившим своё творчество подрастающим поколениям, а также тем, кто, несмотря на собственные молодые годы, уже сказал свое значимое слово в искусстве.

Часть лауреатов – уже признанные мастера, другим – едва за тридцать. Но их достижения в области изобразительного искусства и музыки неоспоримы. Те, кто получает награды в этот день, вносят огромный вклад в формирование в обществе нравственных ценностей и моральных ориентиров .

Евгения Николаевна Лоцманова – лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2015 года. Премия присуждена за вклад в развитие отечественного искусства иллюстрации.

Евгения Лоцманова – художник-иллюстратор. Её работы отличает удивительная притягательность, доброе и светлое отношение к героям, внимательное отношение к тексту. Иллюстрации выполнены в технике цветной литографии с использованием тяжёлого литографского камня, что требует большого терпения и физической силы.

Е. Лоцманова - достойный продолжатель традиций отечественной книжной иллюстрации, наследия Т.Мавриной, Ю.Васнецова, Е.Рачёва, Б.Диодорова. Но у молодой художницы неповторимый собственный стиль.

«К сожалению, сейчас многие талантливые молодые иллюстраторы уходят из профессии в силу жизненных и материальных трудностей. И эта награда, я уверена, сможет показать, что профессия иллюстратора почётна, значима и поддерживается государством на самом высоком уровне», – подчеркнула лауреат.

Елена Андреевна Чебурашкина – лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2015 года. Премия присуждена за вклад в развитие отечественного дизайна и художественного образования.

Впервые среди награжденных данной премией не литератор и не музыкант, а представитель прикладной профессии - дизайнер. Елена Чебурашкина выпускница и преподаватель кафедры «Художественное проектирование мебели» МГХПУ им. С.Г. Строганова , ведёт дисциплины «Проект» и «Эргономика в мебели», читает лекции по истории дизайна мебели 20-го века. Елена занимается дизайном интерьеров детских садов, разрабатывает уникальную мебель для детсадов, которая одновременно является средством развития и развлечения ребенка. На её столах можно рисовать, а игровая зона легко превращается в детскую спальню.

"Огромное спасибо моему любящему мужу, моим терпеливым детям, маме и папе. Мама, папа, спасибо за то, что воспитали меня такой. Возможно, хотя бы теперь вы перестанете называть меня маленькой пигалицей", - сказала в своей речи Елена Чебурашкина.

kremlin.ru

Нас иногда упрекают: у вас одни переиздания, а сейчас никто не хочет издавать современных молодых художников. Если честно, читать это обидно: наше издательство издает довольно много таких книг (много, учитывая, что мы маленькое частное издательство). Книги - разные, что-то дань эскперименту, что-то попроще. За последние пару лет у нас были изданы книги с иллюстрациями: Виктории Кирдий, Ксении Лавровой, Галины Зинько, Ольги Фадеевой, Лины Эйтмантите-Валужене, Елены Базановой, Лизы Бухаловой, Ольги Ионайтис, Галины Лавренко, Людмилы Пипченко, Екатерины Плаксиной, Полины Яковлевой. Если кто чего упустил - милости просим изучать на сайт
Возможно такое ощущение складывается потому, что я довольно редко рассказываю про эти книги в данном ЖЖ, но это из серии однобокости информации:) - с этими книгами работает наша питерская редакция, это их специализация, а я просто обычно "не в курсе".

Сейчас мы активно работаем с новой серией "Образ Речи". По нашему замыслу в эту серию будут входить книги современных художников, как признанных мэтров, так и совсем молодых; как совсем новые проекты, так и переработанные художником специально для этой серии. Так уже вышли "Невский проспект" с Михаилом Бычковым, "Путешествие на Тандадрику" и "Про то, чего не может быть" с Игорем Олейниковым, "Ёжка идёт в школу" с Евгением Антоненковым.
Сейчас у нас готовятся две книги: "Девочка-свеча" Юлии Гуковой и "Волшебный холм" Евгении Лоцмановой .

Для молодой художницы Евгении Лоцмановой это будет всего лишь вторая изданная книга.
первая была вот эта (думаю, многие ее заметили)

Итак, редкая сказка Г.Х. Андерсена "Волшебный холм".
В основе иллюстраций - дипломная работа художницы, но значительно переработанная для этого издания.
Рисунки в редкой на сегодняшний день технике - литографии.






Это пока просто иллюстрации, вне макета.
Больше ничего не знаю, это книга нашей питерской редакции, ближе к выходу информация будет на сайте.

Ну, а о художнице можно немножечко прочитать здесь
Дом для слов и персонажей
Интервью Евгении Лоцмановой
"Литография позволяет экспериментировать с одним и тем же эскизом, варьируя цвета и дорабатывая его в поисках лучшего решения. И есть своя прелесть в нерукотворности напечатанной картинки, которая обычно получается немножечко не так, как предполагаешь..."

В Коломне проходит первая персональная выставка Евгении Лоцмановой - талантливой художницы-иллюстратора, у которой пока не вышло ни одной книги.

Тихо и скромно, в культурном центре "Дом Озерова" первая персональная выставка 27-летней художницы-иллюстратора, выпускницы факультета графических искусств Московского университета печати.

Взрослые и дети, люди, тонко разбирающиеся в искусстве, и те, кто вовсе не разбирается, - все ходили по выставке Евгении Лоцмановой какие-то озаренные. Глядя на ее иллюстрации к сказкам Х.К. Андерсена, А.Н. Толстого, С. Писахова и К. Льюиса, забываешь печальные прогнозы специалистов об умирании отечественного искусства книжной иллюстрации. После открытия выставки художница ответила на вопросы корреспондента "РГ".

Как же получилось, что ты посвятила себя такой тяжелой мужской технике, как литография?

Евгения Лоцманова: Литография позволяет экспериментировать с одним и тем же эскизом, варьируя цвета и дорабатывая его в поисках лучшего решения. И есть своя прелесть в нерукотворности напечатанной картинки, которая обычно получается немножечко не так, как предполагаешь.

Ты назвала свою выставку путешествием. Куда же мы отправимся?

Евгения Лоцманова: Мы отправимся в путешествие по сказкам, созданным писателями разных стран. Они несут в себе и яркий национальный колорит, и дух того времени, когда они были созданы. Русские, европейские или восточные сказки требуют разного подхода, разных художественных ориентиров, будь то русский лубок и расписные прялки, иранская миниатюра или европейская живопись XVI -XIX веков.

Твои герои сказочны - таких в жизни не встретишь. Откуда же они к тебе приходят? Из снов, из детства?..

Евгения Лоцманова: Да, в основном из детских впечатлений и каких-то смутных, но очень милых сердцу ассоциаций... Некоторых героев я рисую с самых близких людей. Например, с мамы.

Евгения Лоцманова: В детстве очень любила волшебные сказки и повести про животных. Позже читала много классики и приключенческой литературы вроде "Трех мушкетеров". Одна из любимейших книг сейчас- "Мастер и Маргарита" Булгакова. Всегда с удовольствием читаю мемуарную литературу, книги, написанные в эмиграции, воспоминания людей, переживших сложнейшие моменты нашей истории. Одна из последних прочитанных - воспоминания художницы Остроумовой-Лебедевой.

Когда ты почувствовала себя иллюстратором?

Евгения Лоцманова: Все началось с чудесной картинки, нарисованной мамой к "Городу мастеров". У нее так здорово получалось, что мне захотелось нарисовать не хуже.

Твоя выставка - это целая сказочная страна. Как бы ты назвала эту страну?

Евгения Лоцманова: Мне запомнились слова Ники Георгиевны Гольц, одной из моих любимейших иллюстраторов, сказанные на встрече с нами, студентами. Она сказала: не нужно никаких выдуманных стран, ведь все самое интересное и волшебное происходит рядом, надо просто это увидеть.

Говорят, что твои предки были иконописцами? Что ты о них знаешь и чувствуешь ли в себе, в своем искусстве, какую-то родовую преемственность?

Евгения Лоцманова: К сожалению, знаю я не много. Мой прадедушка по материнской линии происходил из деревни Егорьевского уезда, где процветал иконописный промысел. В юности прадедушка продолжил семейные традиции, но после революции род занятий ему пришлось сменить. Наверное, и иконопись, и книжная иллюстрация - виды искусства, не слишком допускающие суету, включающие труд достаточно кропотливый, требующий "глубокого погружения" и напряженной душевной работы.

Кто твои любимые художники?

Евгения Лоцманова: Люблю фламандскую и голландскую живопись, Питера Брейгеля Старшего, Рембрандта, Хальса, Вермера. С радостью обращаюсь ко многим мастерам европейской живописи вплоть до конца XIX в. В русском искусстве очень люблю Коровина, Кустодиева, Врубеля, всех "мирискусников". С душевным трепетом отношусь к "Азбуке" Бенуа и книжкам Билибина. И конечно, моя огромная и бесконечная радость - мастера советской книжной графики, чьи картинки нежно любимы с детства: Конашевич, Юрий Васнецов, Маврина, Устинов, Елисеев, Гольц и многие-многие другие. И особенно хочу сказать об иллюстрациях моего дорогого учителя Бориса Аркадьевича Диодорова, которые для меня уже в институте стали настоящим озарением.

Ты пишешь стихи, занимаешься пением, делаешь куклы...

Евгения Лоцманова: Успеваю только маленькую часть от того, что хочется сделать. Но разные увлечения, я чувствую, питают друг друга. Пение русских народных песен вдохновляет на картинки к русским сказкам, если нет времени нарисовать явившийся вдруг образ, о нем где-нибудь в дороге можно написать стихотворение, а создание кукол, работа с объемом, с разными фактурами и материалами помогает легче лепить форму в рисунке.

Часто говорят, что дети равнодушны к книгам, к чтению, что скоро книга умрет. Что бы ты ответила таким скептикам?

Евгения Лоцманова: С помощью компьютерных технологий можно получить информацию, но скорее всего она будет калейдоскопичной. Книга же способна нести целостный художественный образ, который будет воспитывать вкус ребенка, являясь понятным, уютным и осязаемым домиком для слов и персонажей, живущих и действующих в ней, как актеры в спектакле, играемом для одного маленького зрителя и для самых близких его людей.

Прочитай, пожалуйста, что-нибудь летнее из своих стихов для детей.

Евгения Лоцманова: Летнее? Тогда вот это: " Счастливое мычание,/ Кузнечиков трещание,/Душистое встречание / предсумрачной зари,/Медово-ароматное / земли благоухание,/ Ты спи сегодня, солнышко, / а завтра вновь гори!"

Выставка Евгении Лоцмановой открыта до 22 июля 2012 г. в культурном центре "Дом Озерова" (Московская область, г. Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2).

Выставка работ студентов Московского государственного университета печати «Дорога к Пушкину.
27-летней художницы-иллюстратора, выпускницы факультета графических искусств Московского университета печати Евгении Лоцмановой. Рисовать начала с раннего детства. Очень любила изображать сказочных персонажей, всяких зайчиков и мышек, которых много в русских народных сказках.

Хотя трудиться над созданием рисунков к этим сказкам художница начала давно, ещё в 2004 году, результат появился только сейчас, через восемь лет, потому что техника исполнения очень сложная и трудоёмкая – литография. На создание одной картинки, по признанию самой Е. Лоцмановой, у неё уходит от одного до нескольких месяцев. (Литография – писание, черчение и художественное рисование на камне чернилами и карандашом особого состава, а также иглой, и производство на бумаге отпечатков написанного, начерченного или нарисованного таким образом.)

Сейчас Евгения живёт в Москве, но родилась и училась в Коломне, посещала художественную школу. В 2002 году поступила в Московский государственный университет печати на факультет книжной графики. Так увлечение стало профессией. Все её работы выполнены в лучших традициях русской школы иллюстрации.




Евгения:
"Иллюстратор – сам себе режиссёр, декоратор и актёр. Я проживаю жизнь своих персонажей, передаю характер. Искусство книжной иллюстрации очень родственно театру, иногда хочется, чтобы персонажи выпрыгнули из книги и начали разговаривать".

"– Сказки Толстого люблю с детства. У него очень сочный русский язык. Здорово почувствовать то время, деревенский быт с избушками, гуляющими гусями во дворе, с конями, гумном, колодцем. Хотелось всё это показать. А литография – очень необычная техника – интересно создавать один эскиз, а потом по-разному варьировать цвет. Это увлекательный художественный процесс, при котором получаются разные эффекты".



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх