Добрые поступки в литературных произведениях. Размышления о добре и красоте по произведениям русской классики

Сочинение «Что такое доброта?» является одним из вариантов мини-сочинений, предлагаемых выпускникам девятых классов на экзамене по русскому языку.

Алгоритм составления

Для того чтобы успешно справиться с поставленной задачей, написать качественное сочинение на тему «Что такое доброта», необходимо пользоваться определенным алгоритмом. Сначала необходимо изучить высказывание, предлагаемое в задании. Далее нужно прочитать само задание, проанализировать его.

На следующем этапе важно правильно определить основную мысль предложенного высказывания.

Например, сочинение «Что такое доброта» подразумевает анализ данного термина, особенности его проявления.

Далее нужно продумать вариант вступления, которое включает в себя не больше трех предложений. Мини-сочинение «Что такое доброта» предполагает указание позиции автора высказывания, демонстрацию собственного отношения к данной проблеме.

Среди слов, которые можно использовать при составлении введения, выделим «автор рассуждает, анализирует, отмечает».

Для того чтобы сочинение «Что такое доброта» было полным и получило высокую оценку экспертов, важно показать свое отношению к данному вопросу, воспользовавшись словами «я согласен с автором, разделяю позицию автора, вынужден согласиться».

В основной части сочинения необходимо рассмотреть проблему более детально, привести пример из литературных источников, добавить описание собственного опыта.

Для того чтобы сочинение «Что такое доброта» было оценено положительно, в нем необходимо привести не меньше двух аргументов.

У любого экзаменационного сочинения, независимо от его тематики, должно быть заключение. Его можно начать словами «таким образом», или «мы убедились в том, что». Далее излагается результат исследований, который был получен автором в результате анализа аргументов.

Схема выпускного сочинения

Сочинение по русскому языку «Что такое доброта» можно написать, воспользовавшись одной из нескольких видов схем.

В одном варианте сначала используется тезис, отражается отношение автора к добру и злу, указывается свое отношение к данному явлению. Далее приводятся два аргумента, которые связаны с темой добра. В конце рассуждения приводится четкий вывод.

По второй схеме, сочинение на тему «Что такое доброта» начинают с авторского высказывания (тезиса). Далее можно представить собственное отношение к добру и злу, привести пример из классической литературы. Потом выбирается второй аргумент, приводится пример, который его подтверждает. В конце сочинения приводится вывод.

Первый пример

Приведем несколько примеров экзаменационных работ, тема которых «Что такое доброта». Сочинение-рассуждение может основываться на разных литературных источниках, выбор их осуществляет сам ученик.

Доброта - это позитивное качество, обладать которым должен любой живущий на нашей планете. Только добрый человек способен помочь людям, которые оказались в трудных условиях, нуждаются в поддержке. Люди во время войны делятся последним куском хлеба. В мирное время они сдают кровь, помогая выживать тем, кто попал в беду. Настоящая доброта проявляется не в красивых словах, а в поддержке и понимании.

После того как в Японии произошло землетрясение и цунами, в числе пострадавших оказались тысячи мирных граждан. Люди из разных стран мира устремились на помощь японцам, не стала исключением и Россия. Народная мудрость говорит: «Доброта спасет мир».

Люди всегда считали добро тем качеством, которое необходимо любому человеку. Недаром в сказках оно всегда одерживает победу над злом.

Сегодня все меньше людей, которые обладают этим удивительным качеством. Многие взрослые являются эгоистичными и равнодушными, занимаются только собственными делами и проблемами. Вместо нормального человеческого общения, люди пользуются компьютерами и мобильными телефонами. Человек стал зависеть от интернета, он утратил душевность, лишился сострадания.

На мой взгляд, нужно задумываться над тем, как сделать другому человеку добро. Нельзя равнодушно проходить мимо людей, которые просят о помощи. Если человек стремится только к своему личному благополучию, он перестает быть человеком. А.П. Чехов напоминал: «Спешите делать добро». Как актуально его высказывание в настоящее время!

Второй образец

Приведем еще один вариант итоговой работы на тему «Что такое доброта». Сочинение-рассуждение можно начать с проблемы богатства и бедности.

Доброта является положительным качеством, которым должен владеть любой человек на нашей планете. Добро - это приятное и светлое чувство, приносящее радость, улыбки другим людям. Его можно сравнить с настоящим счастьем.

Мои друзья считают, что добрые люди не способны обижать, обманывать, унижать достоинство другого человека.

В моем понимании слово «добро» - это бескорыстная помощь тем, кто нуждается в поддержке и понимании. Для меня приятным поступком будет дело, которое сделано по велению сердца.

Каждый человек рождается добрым, но проявляется это качество у всех по-разному. Кто-то старается поддержать коллег и друзей, кто-то счастлив тогда, когда рядом с ним нет несчастных людей. Я абсолютно убежден в том, что доброта - это огромнейшая сила!

Еще один пример

Порассуждаем над тем, что такое доброта. Сочинение с аргументами по данной тематике является одним из вариантов заданий, предлагаемых выпускникам девятого класса. Приведем вариант готового рассуждения, касающегося данной проблемы.

Что такое доброта? Определение для сочинения можно взять любое. Но все они сводятся к тому, что добро - это понятие, которое не имеет корысти и зависти. Оно ассоциируется с великодушием, милосердием, желанием приносить пользу другим людям.

Этот термин связан с любовью, радостью, позитивным отношением к другим людям, живой природе. В. В. Маяковский рассуждал в своих стихах о зле и добре. Он подтверждает ту тонкую грань, которая существует между двумя этими терминами. Именно они являются основополагающими понятиями морали.

Несмотря на то, что на протяжении нескольких веков человечество борется со злом, люди не спешат творить добро. Я убежден в том, что ситуация, которая сложилась в современном мире, приближает человечество к самоуничтожению. Если добро не сможет себя защитить, исчезнет сострадание, взаимопонимание, люди превратятся в злых и коварных существ.

Соотношение зла и добра

Продолжим разговор о том, что такое доброта. Сочинение ОГЭ, связанное с данной тематикой, должно быть подтверждено аргументами из литературных источников. Многие поступки, которые совершаются людьми, связаны с добрыми намерениями. Но, как известно, «благими намерениями выслана дорога в ад».

Это выражение свидетельствует о том, что изначально люди совершают поступки, которые направлены на помощь другим, но в итоге они далеко не всегда оказываются хорошими делами. Все чаще зло прикрывается добром.

Ситуация, которая в последние годы наблюдается в мире, свидетельствует о том, что люди перестают ценить добро, все чаще их действия связаны только с достижением личной выгоды.

Что такое добро

Данный вопрос должен быть освещен в выпускном сочинении, поэтому остановимся на нем подробнее. Добро является даром, который не предполагает корысти. Люди помогают друг другу, не требуя взамен материальных благ. У многих россиян есть врожденная потребность совершать добрые дела, помогать людям, которые в этом нуждаются.

К сожалению, в мире инновационных технологий все большее внимание уделяется материальным ценностям и благам, и все меньше отводится времени на обычные человеческие отношения, общение с друзьями и родными. Душевное тепло и отзывчивость в наши дни можно смело заносить в Красную книгу.

Подбор аргументов для сочинения

Доброта способна сделать человека счастливым. Счастье и доброту можно считать двумя сторонами одной медали. Отдавая другим свою любовь, человек получает взамен счастье и гармонию.

Примером взаимовыручки можно считать ситуацию, которая произошла в метро Санкт-Петербурга. Не было равнодушных людей, все старались помочь тем, кто пострадал от действий террориста. Данный аргумент является подтверждением того, что люди способны творить добро, не задумываясь о том, какие материальные блага они получат при этом.

Заключение

Любое экзаменационное сочинение, которое пишут выпускники девятых классов, предполагает соблюдение определенной последовательности действий. Например, если ребенок пишет на ОГЭ рассуждение о доброте, сначала он должен указать цитату, показать отношение к той мысли, которая предлагается автором. Для того чтобы сочинение было засчитано, школьником должно быть приведено не меньше двух аргументов. Они подбираются в соответствии с основной тематикой итогового сочинения.

Один из них можно брать из литературных произведений, а второй базировать на личном опыте. В структуре сочинения должны быть соблюдены определенные разделы. Во введении важно показать свою позицию к доброте. Основная часть подразумевает рассмотрение двух аргументов, подтверждение важности и значимости добра. В заключительной части своего сочинения школьник делает вывод о крайней важности добрых поступков, их преобладании над агрессией и злостью.

«Кто людям помогает - лишь тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя», - распевала в своей песенке зловредная героиня детских повестей Эдуарда Успенского старуха Шапокляк. Вместе со своей подопечной крысой Лариской, находящейся в ее ридикюле, она регулярно устраивает жителям города коварные розыгрыши. Но даже ехидная Шапокляк, несмотря на все свои проделки, попав в капкан, встаёт на путь исправления и добрых поступков.

В каждом из нас в той или иной степени присутствует желание творить благие дела. Ведь когда человек совершает добрые и альтруистичные поступки, на душе у него становится легко, а каждое по-настоящему доброе дело вызывает в людях энтузиазм такой силы, что одно маленькое событие способно привести к множеству дел, наполненных любовью, светом и теплом. Одним из таких примеров является международный праздник - День добрых дел , который по традиции отмечается ежегодно 15 марта.

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. Лев Толстой

История этого праздника берет свое начало в 2007 году в Израиле. Впервые в этом событии приняли участие около 7000 человек, решившие претворить в жизнь идею о том, что каждый человек может совершать добрые поступки. Это и каждодневная небольшая помощь окружающим, и глобальные социальные проекты, помогающие детям, пенсионерам и нуждающимся людям. Данная традиция не оставила равнодушным и население других стран. С каждым годом в этой акции принимают участие все больше и больше людей из разных уголков мира.

По другой версии - история возникновения Дня добрых дел в России берет свое начало еще в XIV-XV столетии. По преданию, 15 (25) марта точно неизвестно какого года, в Москву въехал купец. Он вмиг стал объектом людской молвы. Купец творил добро, раздавая деньги нуждающимся людям. Но делал это не просто так, а давал определенные суммы на конкретные потребности - ремонт протекающей крыши, покупку домашней утвари, на одежду для детей. Время прошло, но благие дела не забываются, и в память о купце, люди, ставшие свидетелями добрых дел, стали ежегодно 15 (25) марта помогать друг другу.

Во многих странах подобный день отмечается в другие дни календаря и называется «Днем спонтанного проявления доброты» . Например, в это время многие книжные издательства проводят акции под названием «Подари ребенку книгу», где каждый желающий может выбрать любую детскую книгу, оплатить и передать представителю фонда.

Кто свершит прекрасные дела,
В небесный мир он переходит. Будда

Но для совершения добрых дел не обязательны крупные денежные вложения. Можно помочь старушке перейти дорогу или убрать мусор на ближайшей детской площадке, или просто подарить улыбку проходящему мимо человеку - в этом и заключается доброта. Любой благодушный поступок, совершенный одним человеком, может воодушевить на добрые дела многих. Ведь главное - это положительный духовный всплеск в людях, принимающих участие в таких благородных делах, как с одной, так и с другой стороны.

Как известно, реальные и литературные примеры всегда воодушевляют и придают силы. Рассказывая о добрых и положительных поступках своих героев, многие писатели вдохновляют и вселяют уверенность в том, что каждый человек может творить добро, изменяя этот мир к лучшему. Погружаясь в мир литературы, человек облагораживает свой внутренний мир, познавая прекрасное, учится внутренней красоте и возможности видеть ее вокруг себя. Правильно подобранная литература для детей развивает мышление, формирует систему духовных ценностей и идеалы. Очень важно, чтобы у ребенка был близкий ему герой, на которого ему хотелось бы походить.

Давайте вспомним самый яркий литературный пример - повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда» , написанная в 1940 году. После выхода книги и фильма о Тимуре в СССР началось движение юных «тимуровцев», пионеров, помогающих людям, которые нуждались в такой помощи: семьям войны в годы Великой Отечественной войны, старикам. Можно сказать, что тимуровское движение предшествовало современным российским волонтёрским организациям. А главную идею повести выражает, обращаясь к Тимуру, Ольга следующей фразой: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».

Верю я: придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра. Борис Пастернак

Еще один яркий герой, столь привлекательный для писателей, поэтов и художников и реализующий принципы добра и взаимовыручки -персонаж средневековых английских легенд Робин Гуд . Ему посвящают литературные произведения, ставят спектакли, снимают фильмы, а его популярность не угасает. Он один из немногих легендарных героев, которые вышли за рамки фольклора и стали источником вдохновения. Существуют десятки художественных версий о Робин Гуде. По одной из них, это лучник, который жил в лесу со своей армией вольных стрелков, людей смелых и по-своему благородных, боролся с несправедливостью и защищал бедных.

А чего стоит ждать от трех свирепых вооруженных разбойников, которые носят черные плащи и высокие черные колпаки? Согласитесь, зрелище весьма устрашающее. Но три разбойника из одноименной книжки-картинки Томи Унгерера совсем не наводят страха на детей. Однажды им попадается карета с одним-единственным сокровищем - девочкой Тиффани. Эта встреча меняет их жизнь, и они решают заняться благородным делом - устроить в шикарном замке приют для сироток! Эта трогательная история сопровождается красочными авторскими иллюстрациями Томи Унгерера.

Все мы помним и светлый поступок маленькой девочки Жени - главной героини произведения В. Катаева «Цветик-Семицветик» . В её руки попадает волшебный цветок с семью лепестками, каждый из которых может исполнить только одно желание. Сначала героиня легкомысленно растрачивает лепестки на свои сиюминутные детские «хочу», но потом приходит осознание, что она делает что-то не так, и самый последний драгоценный лепесток Женя уже использует для того, чтобы помочь больному мальчику.

Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен

Или другой замечательный пример -знаменитая сказка великолепной шведской писательницы Сельмы Лагерлёф о заколдованном мальчике Нильсе , который отправился в удивительное путешествие вместе со стаей гусей. Непослушный хулиган Нильс постепенно становится добрым и внимательным мальчиком, его новые друзья помогают ему понять, что значит сочувствие, взаимопомощь и ответственность за других.

Радость, доставленная нами другому, пленяет тем, что она не только не бледнеет, как всякий отблеск, но возвращается к нам еще более яркой. Виктор Гюго

Ключевая тема знаменитого цикла Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» - дружба и взаимовыручка. Герои заботятся друг о друге, черпают друг у друга поддержку и утешение (в плену у Бастинды), получают радость от общения и взаимовыручки. Страшила все время просит Железного Дровосека, чтобы он не плакал, а то от этого он может заржаветь. Все вместе они достают Страшилу из реки, спасают Льва из макового поля.

Для самых маленьких читателей хочется отметить удивительно добрые и поучительные сказки детского писателя и художника-иллюстратора Владимира Григорьевича Сутеева . Трогательные истории с зайкой, утенком, ёжиком и котенком непременно оставят глубокий след в душе каждого ребенка, научат доброте и взаимопомощи.

Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А. Дюма-отец

Из современных детских книг невозможно не отметить и трогательную книжку-картинку канадской художницы Марианны Дюбюк. «Лев и Птичка» - это нежная история о том, как дружба и забота помогают скоротать долгую зиму. Одинокий лев подбирает раненую птичку, отставшую от своей стаи. Её крыло должно постепенно зажить, да и догонять сородичей уже слишком поздно - и птичка остается зимовать у льва.

Многие педагогические идеи Василия Александровича Сухомлинского сохраняют свою актуальность и сегодня, ведь подход Сухомлинского к воспитанию детей основан на исключительно гуманистических принципах. Как сохранить Человека в себе и как вырастить его в своем ребенке - вечная тема, отраженная Сухомлинским просто и мудро.

Мы постарались собрать для вас лучшие детские книжки, которые смогут рассказать ребенку о важном. Тут есть из чего выбрать! Читайте книги, творите добро, и оно обязательно к вам вернется!

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Не за горами декабрь, а значит, до написания итогового сочинения остаётся ровно месяц.

Это не так уж мало, если учесть, что за четыре недели, изрядно потрудившись, можно написать от 5 до 10 пробных сочинений.

Данная статья посвящена одному из тематических направлений, предложенных выпускникам в 2018 году. Оно сформулировано так: сочинение «Доброта и ». Чтобы успешно написать текст по данной теме, достаточно совершить несколько простых действий.

Формулируем конкретные темы сочинения

Для начала предлагаем осмыслить заявленное направление и сформулировать 5 приблизительных тем. Это не означает, что они достанутся вам на экзамене. Зато, хотя бы по одной-двум из них, вы приблизитесь к пониманию проблемы. Для примера возьмём следующие темы :

  1. — «Как доброта и жестокость уживаются в сердце человека?»;
  2. — «Способен ли жестокий человек на добрый поступок?»;
  3. — «Почему добрые люди становятся жестокими?»;
  4. — «Где кончается доброта и начинается жестокость в ситуации войны?»;
  5. — «Отчего дети бывают жестокими по отношению друг к другу?».

Выбирайте тему, которая вам ближе, и приступайте к следующему этапу работы.

Ищем цитаты

Разнообразить сочинение помогут цитаты. Их лучше всего поместить во вступлении к сочинению. Хорошо подобранная цитата даёт возможность оттолкнуться от неё и сформулировать собственный .

Для связи предложений используйте выражения, построенные :

«Известный учёный высказал мысль о том, что жёлтые единороги – довольно редкие существа, и с этим нельзя не согласиться / эта мысль находит подтверждение в художественной литературе, / и жизненный опыт подтверждает это…»

или на основе его опровержения:

«Писатель предлагает рассматривать жёлтых единорогов как нормальное явление, но мы попробуем… доказать обратное / поспорить с этой точкой зрения / рассуждать иначе…»

Например, используя афоризм Оноре де Бальзака:

«Жестокость и страх пожимают руки друг другу»

Можно прокомментировать сочинение о причинах жестокости.

А цитата Льва Толстого станет лучшим началом собственного рассуждения:

«Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются…»

Аргументы из литературы на тему доброты и жестокости

Хорошей иллюстрацией по заявленному направлению станет поведение Пугачёва в «Капитанской дочке » А.С. Пушкина.

Ужасающие своей жестокостью сцены расправы повстанцев над капитаном и капитаншей сменяются эпизодом необъяснимого добродушия бунтовщика по отношению к Петру Гринёву. Что заставляет одного и того же человека быть то бессердечным, то милостивым?

Знаменитая гоголевская повесть «Тарас Бульба » рассказывает о быте казаков, цель жизни которых защищать в ратном бою. В ситуации войны мир делится на «своих» и «чужих», поэтому сердечный и справедливый в мирной жизни Тарас Бульба становится беспощадным к сыну, когда речь заходит о верности Отчизне.

Веря, что правый карает неправого, «свой» – «чужого», отец жестоко убивает собственного сына. Жестокость Бульбы обусловлена эпохой, в которой он живёт, культурой и традициями его среды.

М. Горький в пьесе «На дне » рисует образы героев, оказавшихся вне нормальной социальной среды. Все они, по разным обстоятельствам, становятся обитателями ночлежки, в которой царят жестокость, зависть, стремление к обману.

Только Лука-утешитель добр. Но на поверку его доброта оказывается недостаточной для их спасения: она растворяется в словах и не подтверждается делами. Такая доброта хуже жестокости: она становится губительной для персонажей.

Помимо названных произведений , допустимо обращаться за аргументами к:

  1. рассказу И. С. Тургенева «Му-му»
  2. его роману «Отцы и дети»
  3. роману И. А. Гончарова «Обломов»
  4. поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»
  5. рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор
  6. роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
  7. роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон»
  8. и другим литературным источникам.

Приступаем к работе

Постараемся максимально ёмко сформулировать главную мысль , проиллюстрировать её логичными, взаимосвязанными аргументами и сделать вывод, соответствующий основному тезису, озвученному вначале.

Набросаем план : «Доброта и жестокость. Сочинение». Он должен состоять из трёх элементов:

  1. — вступления;
  2. — основной части;
  3. — заключения.

Дополнительные советы принимайте здесь:

Для примера возьмём третью тему: «Почему добрые люди становятся жестокими ». На черновике запишем аргументы, которые помогут проиллюстрировать злое, агрессивное поведение человека, прежде бывшего на хорошем счету.

К двум основным аргументам не лишним будет добавить третий (лучше – из западноевропейской литературы). Каждый абзац должен заканчиваться мини-выводом, а весь текст работы – обобщающим умозаключением.

Пример итогового сочинения: «Почему добрые люди становятся жестокими?»

Китайский мудрец Конфуций сказал: «Все люди рождаются добрыми». С этим трудно поспорить: младенцы не знают зависти, лукавства, лжи. Они беззащитны перед людьми и одинаково открыты для добра и зла. Почему же происходит так, что добрые люди становятся жестокими?

В любящих семьях растут спокойные сыновья и ласковые дочери. А если семья неблагополучная (родители ссорятся, занимаются только собой, пропадают совсем), детство рушится. Каким будет человек – зависит от среды, в которой он растёт. Если некто добродушный проявляет агрессию и чёрствость по отношению к другим, значит, ему сделали больно, его обидели, оскорбили, заставили разувериться в людях.

Пример тому – чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель». Честно служа в своём департаменте, «маленький человек» ни о чём не мечтал, но стоило Акакию Акакиевичу пожелать новую шинель, как провидение над ним посмеялось. Шинель воспринималась чиновником как живая – так много он думал о ней, так долго готовился к новой жизни, символом которой она стала.

И вот когда шинель, наконец, перешла к нему во владение, неизвестные отобрали её. Башмачкин умер от потрясения. Призрак Акакия Акакиевича начал отбирать шинели у всех, кто ему встретится. Так Н.В. Гоголь описал модель рождения жестокости: обиженный становится обидчиком. Правда, происходит только после смерти героя.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема достигает апогея. Убийство старухи студентом Раскольниковым – это реакция на жестокость окружающего мира, которая тяготит героя. Кровь порождает кровь, зло не может остановить зло.

Только жертвенная любовь Сони Мармеладовой прерывает эту цепь. Гордость уступает место раскаянию, жестокость уступает место доброте, которая жила в сердце Раскольникова ещё тогда, когда он был ребёнком. Другой пример превращения доброго человека в жестокого иллюстрирует о прекрасной девушке Лорелее, записанная немецким поэтом-романтиком Клеменсом Брентано.

Речная фея Лореляйн (или Лорелея) сидит на вершине скалы и поёт сладостные песни, которые сводят с ума каждого, кто их услышит. Красота Лорелеи губительна, но она не радует девушку, ведь её сердце разбито безответной любовью. Пострадав от жестокости возлюбленного, Лорелея равнодушно губит других юношей, а потом гибнет сама. Так жестокость разрушает всё вокруг и внутри человека.

Какими бы добрыми мы ни были, жизнь посылает нам суровые испытания, и выстоять хватает сил не у каждого. Мало кто сохраняет такие качества, как сердечность и , на всю жизнь. Люди становятся жестокими, чтобы защитить себя от новой боли, отомстить, дать отпор тем, кто их обидел. Размокнуть этот круг может только любовь. Именно она дарит силы жить дальше.

Анализируем результаты и готовимся к ЕГЭ

Итоговое сочинение покажет, насколько вы готовы к ЕГЭ по русскому языку.

Даже если зачёт успешно получен, честно задайте себе вопросы:

  1. — Много ли литературных произведений мною прочитано?
  2. — Умею ли я подбирать цитаты и аргументы?
  3. — Получается ли у меня делать логичные выводы?
  4. — Легко ли мне далось написание эссе?

Если ответ хотя бы на один из этих вопросов будет отрицательным, есть смысл продолжать писать пробные сочинения, доводя этот навык до совершенства. Тогда часть С вашего письменного экзамена стопроцентно порадует и вас, и проверяющих.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения Что такое жестокость - причины возникновения, можно ли ее оправдать и как защитить себя от жестокости Что такое доброта, хорошо ли быть добрым и как им стать (7 шагов) Что такое характер человека - черты, виды, типы и сила характера Как писать сочинение - что это такое, план подготовки и пример сочинения-рассуждения на тему мечты Гуманный - это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты Аргументы, выбор произведений для цитат и план написания сочинения на тему: Мечта и реальность Значение слова тщеславие - что это такое и почему это плохо Что такое человечность - примеры из жизни и литературы, как формируется человечность и каковы причины ее отсутствия Что такое милосердие и как развить в себе это качество


Дорогие читатель!

Прочитав книги, представленные в этом

возможность поразмышлять над тем, что

такое добро, милосердие, задуматься о тех

людях, которые живут рядом с тобой и,

может быть, нуждаются в твоей

помощи и поддержке.

Андерсен, Г.Х. Сказки и истории / Г.Х. Андерсен

-М.:Квадрат,2008.-350с.

Есть на свете сказки, которые делают людей добрее; вы держите в руках одну из них. "" - самая пронзительная история великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Она, как щемящий звук флейты, затрагивает струны любой души, вызывая светлые слёзы. Классический рождественский сюжет о бедной сиротке, бродящей по нарядным улицам накануне Нового года, приобрёл под гениальным пером Андерсена совершенно новое звучание. Всем известно, что желание, загаданное новогодней ночью, обязательно сбывается. Исполнилось и девочки со спичками: она получила наконец любовь, заботу и тепло, которых ей так не хватало. Книга адресуется детям младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Астафьев, В.П. Белогудка /В.П.Астафьев.

-М.:Дет.лит.,1987.-152с.

Рассказы Виктора Астафьева проникнуты верой в человека, в его нравственные силы, заставляют быть добрее друг к другу, внимательнее к другим людям, их бедам и радостям.

Горький, М. На дне. Егор Булычов и другие / М.Горький.

-М.:Искусство,1987.-304с.-(Школьная библиотека).

В основе пьесы Максима Горького «На дне» - спор о человеке и его возможностях. Герои пьесы - люди, оказавшиеся на самом «дне» жизни. Что мо­жет помочь человеку? Может ли его вообще что-ли­бо спасти? В ведущемся в пьесе споре о человеке особенно важны три позиции - Бубнова, Луки и Сатина. Лука самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произве­дения: «Что лучше: истина или сострадание? Нуж­но ли доводить сострадание до того, чтобы пользо­ваться ложью, как Лука?»

Гюго,В.М. Козетта /В.М.Гюго –М.:Стрекоза- Пресс, 2006.

- 62с.:ил.-(Библиотека школьника).

" Козетта "-отрывок из романа Виктора Гюго"Отверженные». История маленькой девочки, оказавшейся в услужении у жестоких трактирщиков, не оставит юных читателей равнодушными и поможет научиться сострадать чужой беде. Для детей младшего возраста.

Достоевский, Ф.М. Раненое сердце: повести, рассказы, статьи /Ф.М. Достоевский. -М.: Молодая гвардия,1986.

- 494с.-(Библиотека юношества).

Хочу предложить вашему вниманию рассказ «Мальчик у Христа на елке» из книги Ф.М.Достоевского «Раненное сердце». Да, «Мальчик у Христа на елке" - это коротенький рассказ, но очень впечатляющий! Не знаю, могут ли найтись равнодушные, прочитавшие его. Недолгая история о маленьком мальчике-сироте. Новый год и Рождество - мои любимые праздники и в эти дни особенно больно видеть бездомных, нищих, обездоленных людей. А детей - больно вдвойне. Хочется, чтобы все мы были немного добрее друг к другу и не оставались "глухими" к несчастьям тех, кто оказался более слабым и незащищенным. Советую прочитать этот рассказ всем.

Железняков, В.К.Чучело/В.К. Железняков.

-М.:Астрель,2010. - 65с.:ил.-(Планета детства).

Повесть " Чучело " впервые была опубликована 36 лет назад. Она стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях "Чучела"."Чучелом" прозвали Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер.
Много "чучел" живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.
Высокохудожественные иллюстрации в
выполнены талантливой художницей Екатериной Муратовой.
Короленко, В.Г. Дети подземелья /В.Г. Короленко

-М.: Книги Искателя, 2011.- 62с.-(Библиотечка школьника).

Повесть очень грустная, главный герой повести мальчик Вася (сын судьи) знакомится во время прогулки совершено случайно с двумя детьми Марусей и Валеком, которые живут в ужасных нищих условиях. Вася сын судьи, и поэтому знаком с таким понятием как нарушение закона, он хорошо усвоил формулу "нехорошо воровать", и потому нищие, добывающие себе средства на жизнь воровством, вызывают у него чувство презрения и негодования. Но когда он видит нищету своих маленьких друзей, он начинает по-другому смотреть на многие вещи. Глядя на мир с непривычной точки зрения, Вася откроет много нового и неизвестного. Например, он поймет, что за балаганным представлением нищих на улице чаще всего скрывается истинная трагедия. Финал повести печален: маленькая Маруся умирает. Книга адресуется детям младшего школьного возраста

Куприн, А.И. Рассказы /А.И.Куприн.-М.:Просвещение,1989.

-319с.:ил.-(Школьная библиотека).

В книгу включены рассказы о детях, странствующих актёрах, о цирке, о животных,- обо всём том, что Куприн особенно любил, что великолепно знал и чем жил. Моё внимание особенно привлёк рассказ Чудесный доктор.

Несколько строк о рассказе. Несчастья одно за другим обрушиваются на семейство Мерцаловых. Из-за тяжелой болезни отец остается без работы, все сбережения уходят на его лечение. Потом дети начали болеть: младшая девочка умерла, еще одна лежит в бреду и горячке. Старшие мальчики, посланные матерью с прошением к бывшему работодателю отца, возвращаются ни с чем. Безуспешные попытки Мерцалова найти хоть какую-нибудь работу приводят его в отчаяние, он решается на самоубийство. И нет, кажется, никакого выхода из этой беспросветной нищеты, из грязного и холодного подвала. Нечаянная встреча с незнакомцем в городском саду, где Мерцалов собирался свести счеты с жизнью, изменила его судьбу. Участие и помощь чудесного доктора помогли побороть несчастья, жизнь семьи наладилась, детям удалось вырасти и выйти в люди. Воспоминание о Чудесном докторе свято хранится в семье Мерцаловых. Книгу рекомендую для широкого круга читателей

Лиханов, А.А. Невинные тайны /А.А. Лиханов.

-М.:Детство.Отрочество.Юность,2005.-287с.:ил.

Действительно невинные тайны хранит в душе мальчик из благополучной семьи Женя, обманом отправленный родителями в лагерь на море для детей-детдомовцев, но к каким переменам в его судьбе это приводит.

Лиханов, А.А. Никто: роман / А.А.Лиханов.-М.:Дом,2008.

-320с.

Роман Альберта Лиханова, как и многие его произведения, посвящён вечной теме писателя- сиротству, защите обездоленных, обиженных семьей и обществом детей. В центре произведения –образ подростка-детдомовца Николая Топорова.

«Никто» называют мальчика небескорыстно прибравшие его к рукам покровители из «нового» бандитского мира. Гибнет чистая и светлая душа. Книга рассчитана на массового читателя.

Осеева, В.А. Волшебное слово /В.А.Осеева.

-М.:Самовар,2010.-77с.:ил.-(Школьная библиотека).

Замечательные о волшебной силе добрых слов и поступков, об отношениях между ребятами и взрослыми.
Рекомендую школьникам младшего школьного возраста.
Платонов, А.П. Юшка: повести и рассказы/ А.П Платонов.-М.:Сов.Россия,1984.- 464с.:ил.

Люди кричат о доброте. Где она? Как жесток мир! Как тяжело в нем нам несчастным! А когда доброта рядом, ее или считают бесполезной, даже нелепой, а то и попросту затаптывают в грязь, убивают как главного героя. Юшка, так звали героя нашего рассказа, был болен чахоткой. И поэтому он стал стар не по своим годам, был очень наивен и добр. Никто не понимал Юшку и все думали, что Юшка не такой, как все и поэтому все его били и обзывали. Юшка никогда не пил чай и собирал деньги. Оказалось, что у него есть приемная дочь и он давал ей деньги, чтобы она училась. Такое вот у Юшки было доброе сердце. Мне кажется, что у каждого человека должно быть доброе сердце, как у Юшки.

Книга рассчитана на массового читателя

Приставкин, А.И. Ночевала тучка золотая: повести

/ А.И.Приставкин.- М.: Сов. писатель,1989.-321с.

Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая...», предельно искренне и честно рассказывает о трудной жизни детдомовцев в военную пору. Эта повесть принесла автору широкую известность и была отмечена Государственной премией СССР. Она буквально ошеломила читателей своим трагическим звучанием и высокой нотой милосердного отношения к человеку.

Распутин, В.Г.Уроки французского /В.Г.Распутин.

-М.:Худож.лит.,1987-479с.:ил.

Валентин Григорьевич Распутин (род. в 1937 г.) признан классиком при жизни, его имя известно всему миру, его книги переведены на десятки иностранных языков. Трагизм и горькая правда его произведений поразили читателей - недаром его повести и рассказы экранизированы и поставлены на многих театральных сценах.
В наши дни, когда литература напряженно ищет "героя нашего времени", русские люди распутинской прозы с их необыкновенным мужеством и терпением стали еще более важны и необходимы для всех нас.
В книгу "Уроки французского" вошли самые любимые читателями произведения Валентина Распутина.

Приятного и полезного Вам чтения !

С начала сотворения мира на свете существуют два царства: света и тьмы. Между ними идет вечная борьба. Людей всегда интересовала та неизвестная таинственная грань между добром и злом, которую человечество пыталось, и пыталось небезуспешно, преодолеть.

Итак, что же такое доброта и какова ее роль в психологии, жизни человека? Почему, когда она находится в забвении, отсутствует или ее недостаточно, люди сворачивают с дороги и нередко гибнут для общества, принося в мир лишь горе, разочарование и беды, а мы говорим тогда, что торжествует зло?

В понятие доброты входить сердечность, бескорыстие. Не случайно слово «нравственный» имеет в своем корне на языках разных народов такие понятия, как «воля», «желание», «мужество», «храбрость», «дружественный», «герой» и т.д.

Благородство – неотъемлемый признак доброты, и именно оно оказывает самое сильное влияние на души. В произведении «Доктор Живаго» Бориса Пастернака главным действующим лицом является Юрий Андреевич Живаго. Это доктор, выходец из семьи разорившегося интеллигента. Присвоение Пастернаком профессии доктора Юрию Андреевичу не случайно. Доктор символизирует собой нейтральность между двух противоборствующих лагерей. Всю свою жизнь Живаго посвятил любимым людям, часто принося себя в жертву. Живя с любимой женщиной, в безопасности, уюте, он покидает дом ради спасения ее жизни. Юрий Андреевич обладает чутким, добрым и отзывчивым характером. В его понимании жизнь надо прожить так, чтобы люди запомнили о тебе только хорошее. Трудно приходилось доктору Живаго; сталкивающимися с глупыми, черствыми людьми. Но тяга к добру и надежда на лучшее будущее всегда спасали его. Попав в плен, Живаго видит перед собой кровавый ужас революции. На его глазах погибают невинные жертвы, ему самому грозит смертельная опасность. И при этом он не испытывает страха за собственную жизнь. Юрий Андреевич размышляет о судьбе России, переживает за все человечество. Вот что значит истинная доброта! Решать глобальные проблемы, не думая о своей судьбе. Творя бескорыстно добро для разных людей, Живаго не забывает о своих близких, с которыми он волею судеб был разлучен. «Военное время требовало трудных решений, и все же критерии милосердия и гуманизма должны определять поступки людей». Именно таким человеком был доктор Живаго. И это поистине гуманно! Человечеству остается только надеяться, что в его рядах есть еще такие благородные люди, которые без всякой корысти, искренне стараются помочь людям.

Доброта – это, прежде всего, необходимость быть твердым и мужественным, ибо именно добрый человек, должен первым вступить в борьбу с уродством и злом, быть до конца непримиримым к ним. Понадобилось помочь – отдай последнее, случилось несчастье с кем-то – бросайся на выручку, не рассуждая, забыв все и вся. Доброта – это прямодушие, огромная безграничная вместительность сердца. И проверяется она, в первую очередь, на отношении к беззащитному. Есть замечательная повесть Л. Воронковой «Девочка из города». Эту повесть я прочитала еще в раннем детстве, на рассказ о маленькой девочке-сиротке запомнился мне надолго. Действие повести происходит во время войны. В село Нечаево пришли беженцы, среди которых была Валентинка, девчушка, потерявшая родителей и младшего брата. Тетка Дарья, приютившая Валентинку, была матерью двоих детей. Несмотря на это, она относилась к ней, как к родной дочери: Дарья не сомневается, что сделала правильно, взяв девочку. В письме на фронт мужу она пишет: «… А я взяла в дом девочку Валентинку – сироту, беженку. Думаю, что я хорошо сделала…» Но в деревне так не считали. Дарью уговаривали не брать Валю, смеялись в лицо женщине, совершившей прекрасный поступок. Деревенские жители посмеивались над Валентинкой, робкой и застенчивой. Но Дарья не давала ее в обиду и постепенно все свыклись с новой жительницей. А Валя, доверчиво относящаяся к людям, внимая разговорам детей Дарьи, понимала, что Таиска и Роман не осознают того чувства любви и доброты матери, которым она сама, совсем еще недавно, была обделена. И поэтому поначалу замкнутая, Валентинка раскрывает свою душу перед детьми, чтобы показать, что добрые чувства важнее всего на свете. Даже грозный дед оттаивает под душевной теплотой Вали, он водит девочку в лес, чтобы показать ей лесные цветы, удивляется тому, как много городская девчонка знает. В день рождения Дарьи Валентинку, по совету Таиски, рисует на столешнице красной краской цветы, думая, что это лучший подарок из тех, какие она делала. И это, действительно, оказывается так, Дарья счастлива, что девочка приняла ее. Под крылом «новой» мамы Валентинка находит себе защиту от злых людей, новый дом и много новых друзей. А наградой Дарье послужило слово – мама - , которое Валентинка долго не решалась ей сказать.

Доброта сотворена человеком, она не наследуется при зачатии, не вручается с паспортом. Ее необходимо создавать заново всякий раз, в каждом новом человеке.

Верную характеристику добра дает в своей монографии «Категории этики» доцент Уральского университета имени А.М. Горького – Л.М. Аргангельский: «Добро обобщено включает в себя содержание всей совокупности норм, принципов, морали данного класса или общества в целом, выступает как нравственное основание долга, совести, чести, счастья. В широком смысле добро и доброта – стремление дать полное счастье всему человечеству. Именно доброта станет основным критерием в отношениях между людьми грядущего века, когда навсегда исчезнет ужас войны, исчезнут пороки, разъедающие старое со сцены человеческое общество.

Думается, как высшую форму общественного добра, следует рассматривать такое историческое явление: мы сражались с немецкими войсками насмерть, понесли в этой войне неслыханные потери, принесли огромные жертвы. Но едва пробил час победы, с тем же самоотвержением мы стали помогать германскому народу, обманутому Гитлером и его сворой, строить новую жизнь. Это великая, братская доброта. Одним из лучших примеров такой доброты является повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Насколько велико было взаимопонимание в отряде коменданта – старшины Васкова» И хотя весь отряд состоял из девушек, казалось бы, совершенно слабых и беззащитных, все равно их вера в победу, их чистые добрые сердца были так велики, что это помогло им совершить подвиг. Разве не вера в себя и в товарищей помогла им совершить невозможное? В повести Васильева самая страшная беда человечества – война. А где, как не в беде, познаются друзья и проверяются лучшие качества человека. Борис Васильев сумел восстановить страшную картину: ужас, кровь, убийство, но главное то, что в своем произведении он сумел передать чувства, переживания людей, вставших на защиту своей Родины. Ведь на войну ушли совсем молодые девушки, прожившие так мало, еще не сумевшие испытать главных чувств в своей жизни. Кто-то, как Галя Четвертак, еще не познал любви, кто-то, как Рита Осянина, оставил больную маму и маленького сына, а кто-то, как Женя Комелькова, еще только мечтал о будущем. И вот эти молодые девушки попали в капкан, который грозил вот-вот захлопнуться, если к тебе на помощь не поспешат друзья. Чувство доброты, существовавшее между ними, укрепляло им силы, заставляло их идти на неравный бой, но с твердой уверенностью в скорой победе. Все они совершили подвиг. Хотя подвигом является уже то, что они решили пойти на фронт вместе с мужчинами. Рита Осянина, тяжело раненная, зная, что рана смертельная, убивает себя, чтобы не быть обузой в пути. Женька Комелькова уводит за собой немцев и погибает, но этим спасает единственного оставшегося в живых Федота Васкова. Повесть оканчивается трагически, но автор не оставляет надежды, что немало есть на свете людей, готовых жертвовать собой ради спасения человечества.

Есть у А. Солженицына рассказ «Матренин двор». Это произведение автобиографично. Рассказывается в нем, как учитель приехал на новое место работы и искал себе жилье. Ему указали на дом Матрены. Неказистый был домишко, старый. Зато хозяйка была прекрасной женщиной. Не молода была Матрена, да и болела часто, но всегда старалась угодить постояльцу. Вставала рано, готовила обед: для учителя, для себя и для грязно-белой козы, единственной в ее хозяйстве. Безотказная Матрена Васильевна всегда старалась помочь людям; всем кто бы ни просил у нее помощи, всегда была готова помочь. Из разговоров с Матреной учитель узнал, что она была замужем, но ее муж погиб на фронте. Дети, а их было шестеро, умирали один за другим. А приемная дочь Матрены – Кира, вышла замуж и живет в соседней деревне. Свой дом Матрена оставляла ей в наследстве. Узнал учитель, что у Матрены Васильевны есть три родные сестры, которые даже не навещают ее потому, что боятся, что она попросит их о помощи.

Жила Матрена на маленькую пенсию, которую ей давали за то, что она всю жизнь, не жалея сил, проработала в колхозе. Чтобы получить эту жалкую пенсию, Матрене Васильевне пришлось несколько лет писать заявления и носить их в сельпо, стоящее на краю деревни. Вот так и жила Матрена, не причиняя никому зла, творя вокруг себя добро. Но не судьба была жить ей тихо и мирною, решил брат ее погибшего мужа перевезти хижину Матрены в другую деревню, чтобы в ней могла поселиться Кира. Матрена поехала вместе с ними, чтобы помочь. Но когда они переезжали через железную дорогу, пошел поезд и Матрена бросилась отталкивать сани, успела, но погибла сама. Ее племянник тоже попал под колеса. И вот в день похорон собрались в матренином дворе три ее сестры, приемная дочь и Фадей со своей семьей. Сестрички Матрены вздыхали и плакали, но в глазах у них светилась жадность. На уме у сестер была одна мысль: «Кому же достанется дом Матрены?» Искренне о смерти прекрасной женщины переживали только Кира да Матрена, жена Фадея. Только они понимали, что это был за хороший человек. Учитель, оставшийся один в доме, сразу почувствовал, что означало присутствие Матрены. Без хозяйки дом опустел, пропал домашний уют. Горько было учителю, что родные люди Матрены не знают, какой она была замечательный человек…

Итак, доброта к людям зарождается в опыте гуманного отношения ко всему живому и вопрос этот далеко не праздный, ибо человек начинается с простых чувств и поступков – с заботы о природе, о старшем, с ответа за слабого, с сострадания к ближнему. Эти качества потом переплавятся, социально обогатятся, станут масштабнее.

Вовсе не надо быть сентиментальным, чтобы пожалеть живое, маленькое существо, обреченное на гибель, - это естественное, почти бессознательное движение души. Помните у Толстого в «Казаках»: «… Ерошка поднял голову и начал пристально вглядываться в ночных бабочек, которые вились над колыхавшимся огнем свечи и попадали в него. «Дура, дура» - заговорил он – Куда летишь?...Сгоришь, дурочка, вот сюда лети, места много, приговаривал он нежным голосом, стараясь своими толстыми пальцами учтиво поймать ее за крылышки и выпустить. – Сама себя губишь, а я тебя жалею…» Старый гребенской казак движим могучим чувством добра ко всему живому, и потому активно противится слепой стихии разрушения.

Человек должен быть другом всему живому. Эта старая, как мир, истина помогает нравственному росту. Жестокость рождается легко, и особенно легко отравить ею душу маленького. Если человек в самом нежном возрасте не обладает живым воображением и не способен представить, почувствовать чужую боль, как свою, независимо от того, кто ее испытывает, пусть даже кошка, то будьте уверены, вряд ли его взрослого, очерствевшего с годами, смутят человеческие страдания и боль.

Милосердие! Древнее русское слово, означающее милость сердца, сострадание к слабому, беззащитному, поверженному. Редким оно стало, к сожалению, это мудрое человеческое слово. Человек, понимающий красоту, почти всегда добр сердцем. Мы зачастую холодно, с иронией говорим о жалости. В русской литературе слову «жалеть» всегда отводилось почетной место, и оно было синонимом слова «любить». Пожалеть слабого, в том числе и бессловесное животное, - значит прославить доброту одно из самых чтимых и прекрасных человеческих качеств, которому нет цены. А жалости – в самом широком смысле, именно в смысле любить – учат и учатся с детства. Милосердие в отношениях – это непосредственное, как бы импульсивное движение души; оно по природе своей нерасчетливо, бескорыстно.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх