Антон павлович чехов. Антон павлович чехов Описание презентации жизнь и творчество а

Петр Петрович Ершов (1815 – 1869) – прямой продолжатель пушкинской традиции в жанре литературной сказки. П.Е . часто называют «человеком одной книги».

Родился он в 1815 г. в д. Безруковой недалеко от г. Ишима Тобольской губернии (Западная Сибирь). По долгу службы его отец много ездил по Сибири. Эти переезды, жизнь в Тобольске в доме родственника-купца, где останавливалось много проезжих людей, обогатили П.Е. яркими впечатлениями. Он услышал множество устных рассказов, легенд, сказок, песен, которые возродились в его творчестве.

1.Ершов – студент . Первые поэтические опыты (стихи, песни) П.Е. относятся ко времени учебы в Тобольской гимназии. Его духовному росту способствовало общение с семьей директора гимназии И.П. Менделеева (отца будущего знаменитого химика Д.И. Менделеева), с композитором А. Алябьевым.

1832 г. – поступает на философско-историческое отд-е Петербургского ун-та

1834 г. – представил на суд своего профессора, читавшего курс русской словесности, П.А. Плетнева, сказку «Конек-Горбунок» (далее – КГ). Сказка была прочитана и разобрана в ун-тской аудитории. Это был 1-ый литературный успех 19-летнего студента.

Весной 1834 г. в ж-ле «Б-ка для чтения» была напечатана 1-я часть сказки. Отдельной же книжкой КГ вышел летом этого же года.

Позднее он создал и другие произведения : наброски драматической повести «Фома-кузнец», стихотворения «Молодой орел», «Песня казачки», «Русская песня» .

2.Ершов – педагог . П.Е . мечтал о создании большой сказочной поэмы «Иван-царевич» по мотивам р.н. ск., об организации экспедиции по Сибири, о просветительской деятельности среди земляков. Но этому замыслу не было суждено осуществиться. По окончании ун-та он вернулся в Тобольск и почти до конца жизни занимался педагогической деятельностью – преподавал в гимназии, а затем стал ее директором. П.Е. написал «Мысли о гимназическом курсе», где излагал идею всестороннего развития личности ученика, создал «Курс словесности для гимназии».

3.Ершов – драматург . Он организовал при гимназии театр. На сцене этого театра шла его пьеса «Купец Базим », а также водевиль «Суворов и станционный смотритель» . Кроме того, П.Е. – автор оперы «Страшный суд».

3.1. Сказка «Конек-горбунок»

а) История создания сказки

Далеко не все современники оценили сказку П.Е . КГ по достоинству. В 30-е гг. 19 в. шла борьба за народность русской литературы. Н.А. Полевой, Н.И. Надеждин, Е.А. Баратынский, Н.В. Станюкович и В.Г. Белинский критически отнеслись к сказкам Пушкина, Жуковского и Ершова.

Сам П.Е . признавался: «Вся соя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилу. Зазвенела, родная, и русское сердце отозвалось».

Однако на пути КГ к народу было немало препятствий: то запрещалась, то уродовалась цензурой или выходила в нелепых переделках, вплоть до «Конька-летунка», на котором Иван обозревал Страну Советов. В круге детского чтения сказка появилась сначала как подцензурная переделка, а потом уже в настоящем виде.

б) Народность сказки

Народность КГ проявилась в острой социальной сатире , объектом которой был царь и его придворные. Яркими сатирическими красками нарисован образ царя . Автор показал его не в заботах о государстве, а снедаемым желанием жениться на царь-девице.

На правителя похожи и его придворные. Подхалимством они стараются получить чины и звания.

О народности КГ говорит и широкое изображение народного быта.

в) Главный герой КГ

Подлинно народным является образ главного героя – Ивана , созданный в традициях положительных сказочных героев. Иван трудолюбив, смел, настойчив, честен. Он напоминает Иванушку-дурачка или Балду: так же речист, хитроумно обманывает своих братьев, как пушкинский герой – жадного попа. Философскую сущность образа Ивана-дурака в русском фольклоре вскрыл М. Горький в статье «Разрушение личности», который говорил о том, что этот герой, выступающий вначале как комедийный образ, оказывается героической фигурой и победителем.

В соответствии с традицией развития образа + героя народной сказки Иван становится красавцем и добрым правителем-царем, о котором мечтал народ. Герой П.Е . воплощает в себе все типичные свойства сказочного дурака: нескладный, неряшливый, любящий поспать.

КГ – чудесный помощник Ивана. Этим именем названа сказка. КГ – герой сюжетообразующий. Он оборачивается для Ивана забавой-утешением, другом и помощником

г) Поэтика сказки

Сказка «КГ» представляет собой своеобразный сплав из различных сказочных тем. В основе сказки П.Е. – различные народные сюжеты: об Иване-дураке, о Сивке-бурке – вещей каурке, о Марко Богатом, о Жар-птице и Василисе Премудрой.

О поэтическом мастерстве говорит и высокая культура стиха : бодрый ритм, песенный склад и тонкая передача богатства интонационной речи.

П.Е. обратился к изобразительным средствам , характерным для стиля народной поэзии: гиперболам, сравнениям, постоянным эпитетам, пословицам и поговоркам. КГ написан в традициях русского райка – народного ярмарочного представления, сочетающего стихотворную речь с игровым действием.

В КГ сочетаются 3 основных типа народной сказки :

1. волшебная (см. элементы чудесного и прекрасного);

2.сатирическая (см. обрисовку Иванушки-дурака, братьев, царя, спальника и отчасти Царь-девицы);

3.животная (представлена широко известным лубочным сюжетом «Ерш Щетинникович» - в описании подводных владений).

Большой, умный, ко всему внимательный человек…
Максим Горький

Антон Павлович Чехов родился в провинциальном Таганроге 17 (29) января 1860 года. Он был третьим сыном в семье неудачливого, вскоре вконец разорившегося мелкого купца Павла Егоровича Чехова. У семейства Чеховых были крепкие крестьянские корни. Дед Чехова – крепостной крестьянин – сумел выкупиться и выкупить свою семью. Сам Чехов принадлежал к первому поколению интеллигентных «выходцев из народа», не забывавших о своих истоках и происхождении. «Во мне течет мужицкая кровь» – это Чехов помнил до конца своих дней.

Детство и юность Чехова прошли в Таганроге – небольшом портовом городе на степной окраине страны, у мелководного и теплого Азовского моря. Здесь он прожил девятнадцать первоначальных, решающих лет своей жизни.

Таганрог. Дом Чеховых

В семилетнем возрасте Антон был определен в греческую школу . «Сливки общества в тогдашнем Таганроге составляли богатые греки, которые сорили деньгами и корчили из себя аристократов, – писал М.П. Чехов, брат писателя, – и у отца составилось твердое убеждение, что надо пустить детей именно по греческой линии и дать им возможность закончить образование даже в Афинском университете» .

Таганрог. Гимназия имени А.П. Чехова

Однако греческая школа себя не оправдала. Отучившись в ней два года, Чехов по настоянию матери был отдан в приготовительный класс Таганрогской классической гимназии (1869) . О своих гимназических наставниках Чехов вспоминал впоследствии без горечи, иной раз с юмором, а иногда и тепло. До конца своих дней сохранил Чехов благодарную память о законоучителе Ф.П. Покровском. «Вместо священной истории, – сказано в одной из биографических книг, – на уроках у Покровского говорили о Шекспире, Гете, Пушкине» . Говорили, да; но едва ли «вместо». Отец Федор преподавал священную историю и закон Божий. Для него это был закон справедливости и добра, и он пояснял его, обращаясь к Шекспиру, Пушкину, даже к Щедрину, когда речь заходила о беззаконии…

По преданию, знаменитый псевдоним «Антоша Чехонте» придумал Покровский. Вызывая к доске, он возглашал раздельно, по слогам: «Че – хон – те».

Таганрог. Лавка Чеховых: "Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары".

В 1876 году отец Чехова вынужден был закрыть лавочку и уехать в Москву, где находились его старшие сыновья. Чехов остался в Таганроге без семьи вместе с братом Иваном. Этот период способствовал развитию независимости и чувства собственного достоинства.

В 1879 году Чехов окончил гимназию и получил пособие для поступления в Московский Университет на медицинский факультет. Он очень серьезно занялся медициной, которая не только расширила его взгляды на жизнь, но и дала трезвый, материалистический взгляд на нее. Врач был одним из самых излюбленных героев чеховских произведений.

В 1884 году Антон Павлович окончил медицинский факультет Московского университета. Мы не знаем, когда именно Чехов обратился к литературе. Достоверно известно, что именно старший брат, Александр, ввел Чехова в юмористические журналы . В этот период (80-е годы XIX века) русская юмористика утратила свою остроту. Героями рассказов были глуповатый гимназист, студент, зять и т.д. К сожалению, Чехов вынужден был начинать свою писательскую деятельность с ориентации на издателей, писателей, читателей, которые одобряли подобное творчество. Начиная с первого курса, Чехов много печатался в развлекательных журналах «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Стрекоза», в самых скромных жанрах – короткого юмористического рассказа, фельетона и даже подписей под карикатурами и рисунками.

С 1882 года начинается сотрудничество Чехова с лучшим юмористическим журналом того времени «Осколки» .

Природная наблюдательность, общительность, разнообразные впечатления, сопутствовавшие профессиональным занятиям медициной, сказались в творчестве Антоши Чехонте (наиболее частый его псевдоним в те годы) изобилием тем, сюжетов, персонажей. «В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды… Из меня водевильные сюжеты прут, как нефть из бакинских недр» – такие признания встречаются в чеховских письмах в 80-е годы. Впоследствии Антон Павлович сам изумлялся «целым горам», написанным им в ту пору, рассказов.

Творчество Чехова в 80-е годы

По своей структуре ранние чеховские рассказы близки к жанру анекдота. Уже в это время складывается специфическая чеховская художественная манера – немногословность («Краткость – сестра таланта» , – афористически определит писатель впоследствии), внешняя беспристрастность. Автор воссоздает узнаваемые ситуации и в то же время утрирует их, играет с ними. Герои Чехова равны своему социальному положению, определенной типологической категории. «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Злой мальчик», «Неприятность», «Толстый и тонкий», «Хирургия» и др.

Некоторые рассказы складываются на комизме описаний, названий, фамилий. Иногда рассказ строится на комизме неожиданной развязки.

«Неприятность»

Петр Петрович Стрижин считает себя человеком праведным. На крестинах он выпил. Вернувшись домой, Петр Петрович хочет добавить. Вместо водки случайно хлебнул керосин. Его свояченица Дашенька, старая костлявая дева, начинает отчитывать бедного Петра Петровича за то, что он перевел дорогой продукт (керосин-то дорогой и т.д.)

Постепенно чеховские рассказы начинают усложняться, появляется намек на характеры. Чехов берет простые сюжеты и говорит об искажении человеческой личности.

Итоги

Чехов пытался войти в литературу с крупным произведением, однако вынужден был ориентироваться на вкусы изданий и читателей. Между тем, уже в ранних рассказах проявляется незаурядный талант Чехова-юмориста. Чехов пока ничего не бичевал, он просто смеялся. Мелочи и мелочишки приводят к тому, что мельчает человек.

Домашнее задание

Устно подготовить анализ любого раннего юмористического рассказа Чехова по плану:

1. Какие произведения были прочитаны к уроку?
2. Почему для выступления выбран именно этот рассказ?
3. Пересказ содержания с чтением фрагментов.
4. Что заинтересовало.
5. Что утверждает и что отрицает Чехов в выбранном вами рассказе?
6. Над чем смеется, о чем сожалеет?
7. Какие особенности писательского таланта можете отметить?

Индивидуальное задание:

Сообщение о МХАТе

Литература

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2008.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.


Антон Павлович Чехов

Выдающийся русский писатель, драматург, по профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности. Является общепризнанным классиком мировой литературы. Его пьесы, в особенности «Вишневый сад», на протяжении ста лет ставятся во многих театрах мира. Один из самых известных мировых драматургов.


29 января 1860 года в небольшом домике на Полицейской улице в семье Павла Егоровича Чехова родился третий ребенок - Антон. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 утра каждый день вставали петь в церковном хоре. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства».

Отчий дом писателя в Таганроге


Отец, Павел Егорович Чехов (1825-1898)

Унаследовал от своего отца деспотичный характер и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.


Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова (1835-1919)

Тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Она пережила четырёх из семи своих детей - самой первой умерла дочь Евгения (1869-1871) в возрасте двух лет. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».



Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 г.) и давала солидное по тем временам образование и воспитание

Гимназия 2 имени А . П . Чехова


Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.

А. П. Чехов. Незаконченный портрет маслом работы брата Николая (1883)


Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. Самые типичные и колоритные фигуры появятся позже на страницах его произведений. Возможно, одной из таких фигур был и его учитель математики Эдмунд Дзержинский - отец будущего первого представителя ВЧК

Дзержинский Эдмунд Иосифович- учитель математики А.П. Чехова в гимназии


Склифосовский Николай Васильевич- заслуженный профессор, директор Императорского клинического института великой княгини Елены Павловны в Санкт- Петербурге Григорий Антонович Захарьин- выдающийся русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы, почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук

В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского, Григория Захарьина и других. В этом же году брат Антона Иван получил место учителя в подмосковном городе Воскресенск. Ему была выделена большая квартира, в которой могла бы разместиться целая семья.


Чеховы, жившие в Москве тесно, приезжали на лето к Ивану в Воскресенск. Там в 1881 году Антон Чехов познакомился с доктором П. А. Архангельским, заведующим Воскресенской лечебницы (Чикинской больницы). С 1882 года, будучи студентом, он уже помогал врачам больницы при приёме пациентов. В 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.

П.А. Архангельский- выдающийся врач- терапевт


Получив диплом врача, Чехов на дверях своей квартиры поместил табличку « Доктор А. П. Чехов » , он продолжает лечить приходящих больных и посещать тяжёлых на дому. «Медицина у меня шагает понемногу. Лечу и лечу. Каждый день приходится тратить на извозчика более рубля. Знакомых у меня очень много, а стало быть, немало и больных. Половину приходится лечить даром, другая же половина платит мне пяти- и трехрублёвки». - 31 января1885 года М. Г. Чехову.

Чехов в Мелихове с таксой Хиной,1897


В глубине души врач никогда не умирал в Чехове: «Мечтаю о гнойниках, отёках, фонарях, поносах, соринках в глазу и о прочей благодати. Летом обыкновенно полдня́ принимаю расслабленных, а моя сестра ассистирует мне, - это работа весёлая» -В.Г. Короленко, май 1888 года. Одним из мотивов поездки на Сахалин было желание «хотя бы немножко заплатить» медицине. Обследование санитарного состояния тюрем, лазаретов, бараков, местной педиатрии потрясло Чехова. Результаты его собственной работы в книге «Остров Сахалин» позволили ему сказать: «Медицина не может упрекать меня в измене. Я отдал должную дань учёности».

Портрет Чехова работы Осипа Браза


А в середине 1890-х годов Чехов ещё мечтает о собственном курсе частной патологии и терапии в университете. Для чтения его необходима учёная степень и защита диссертации. Антон Павлович предполагает в качестве таковой использовать «Остров Сахалин», но получает отказ декана факультета как в защите, так и чтении курса лекций.

А.П. Чехов личный доктор Л.Н. Толстого


Чехов добровольно принимает участие в борьбе с последствиями голода и эпидемией холеры в 1891-1892 годах, но постепенно практическая медицина даже в ограниченных размерах начинает тяготить писателя.

Памятник Чехову в Баденвайлере


Широко известны его признания А. С. Суворину: «Я одинок, ибо всё холерное чуждо душе моей, а работа, требующая постоянных разъездов, разговоров и мелочных хлопот, утомительна для меня. Писать некогда. Литература давно уже заброшена, и я нищ и убог, так как нашёл удобным для себя и своей самостоятельности отказаться от вознаграждения, какое получают участковые врачи» (письмо от 1 августа 1892 года). «Уж очень надоели разговоры, надоели и больные, особенно бабы, которые, когда лечатся, бывают необычайно глупы и упрямы». (И.И. Горбунову- Посадову, 20 мая 1893 года).

Титульный лист прижизненного ПСС, 1903




Мелиховский период- это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя.

Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.


В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Писатель жертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах. Благодаря усилиям Антона Павловича в Таганроге появился.

Памятник Петру Первому. В Париже Чехов сумел убедить известного скульптора Антокольского подарить изваяние городу, организовал бронзовую отливку статуи и доставку её через Марсельский порт в Таганрог


С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. Позднее Чехов много путешествовал по Европе. В 1891/92 годах часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейший голод. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний и сам выезжает на места бедствия. Чехов возмущен тем, что о положении в деревне нет объективных статей в газетах, что корреспонденты знают деревню "только по Глебу Успенскому". Имение в Мелихове было продано в 1899г. Чехов с матерью и сестрой едут на жительство в Ялту, где уже закончено строительство прекрасного дома.

«Домик Чехова» на Малой Дмитровке, 2008 г.


Здесь Антон Павлович снова начинает активную общественную деятельность: как местный житель, он избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой биологической станции. В Ялте, будучи сам тяжело болен туберкулезом, работает в Попечительстве о приезжих больных. В то время очень многие чахоточные приезжали в Ялту, причем почти без денег, только потому, что были наслышаны об Антоне Павловиче Чехове, который помогает устроиться и даже может похлопотать о виде на жительство для людей еврейской национальности.

Подпись Антона Павловича Чехова


Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья, постоянно живёт в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена (c 1901 г.), артистка Ольга Леонардовна Книппер, занимает одно из выдающихся мест в труппе образованного в 1898 г. МХТ.

Антон Павлович Чехов и Ольга Книппер


Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Германию. Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться, писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере, Германия. Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): „Ich sterbe“. Потом повторил для студента или для меня по-русски: „Я умираю“. Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: „Давно я не пил шампанского…“, спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

Памятник Чехову в Серпухове, 2009 год


Гроб с телом писателя был доставлен в Москву, где 9 (22) июля 1904 года и состоялись похороны. В Успенской церкви Новодевичьего монастыря прошло отпевание. Погребён Чехов был тут же за Успенской церковью на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца. На могиле был поставлен деревянный крест с иконкой и фонариком для лампадки. В годовщину смерти А. П. Чехова 2 (15) июля 1908 года на могиле был открыт новый мраморный памятник, выполненный в стиле модерн по проекту художника Л.М. Браиловского. В 1933, после упразднения кладбища на территории Новодевичьего монастыря, по просьбе О.Л.Книппер состоялось перезахоронение Чехова на кладбище за южной стеной монастыря 16 ноября 1933 года в присутствии немногочисленных родственников и близких знакомых, могила была вскрыта и гроб на руках перенесён на новое место. Вскоре сюда были перенесены и оба надгробия - А. П. Чехова и его отца.

Могила Чехова на Новодевичьем кладбище в Москве

Работу выполнила Андреева Мария ученица 7А класса МБОУ "СОШ №14" г.Новочебоксарска

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила ученица 7 «а» класса МОУ СОШ №14 Андреева Мария Жизнь и творчество П.И.Чайковского

Раскрыть особенности музыкального языка произведений П.И.Чайковского, способствующие развитию и повышение уровня восприятия музыки. Цель проекта:

Задачи проекта: 1. Изучить основные этапы жизни и творчества композитора. 2. Рассмотреть творчество Чайковского по жанрам, отметив их особенности. 3. Музыкальный анализ произведений. 4. Показать особенности музыкального языка, повышающие, уровень восприятия.

Этапы работы: Погружение в проект: 1.Детские годы жизни П.И.Чайковского. 2.Становление его как композитора. Реализация проекта: 1.Классификация жанров музыки композитора. 2.Музыкальный анализ произведений. 3.Мое любимое произведение опера «Евгений Онегин» Выводы: 1.П.И.Чайковский – гениальнейший композитор мира. 2.Основополагающие принципы творчества: ярко индивидуальный метод, образный строй, способ лирического высказывания, драматургического мышление, музыкальная выразительность - способствуют высокому уровню восприятия музыки.

Детские годы жизни композитора. П.И.Чайковский – русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель родился в г. Воткинске на Урале в семье горного инженера. Уже в раннем возрасте мальчик отличался тонким слухом и хорошей музыкальной памятью. Первым учителем музыки стала его мать. В 5 лет он уже мог по слуху подбирать мелодии Моцарта, Доницетти, Россини на фортепиано, механическом органе,а в 7 лет к нему пригласили настоящую учительницу музыки.

Детские годы жизни композитора В конце 1848 года семья переехала вначале в Москву затем в Петербург. Мальчика отдали в пансион Шмерлинга, где он стал серьезно заниматься музыкой; его часто водили в театр, на оперу или балет, и он на всю жизнь полюбил волнующую атмосферу ожидания, театральную сцену за роскошным занавесом, таинственное освещение и удивительную жизнь, разворачивавшуюся на фоне волшебных декораций.

Становление П.И.Чайковского как композитора В 1850 г. Чайковский поступил в Училище правоведения в Петербурге, о музыке он не забывал, и продолжал брать уроки фортепианной игры. Училище он закончил 9 лет спустя, определился в департамент Министерства юстиции, однако музыка притягивала его все сильнее – и тем сильнее он чувствовал, сколь несовершенны его знания; поэтому в 1861 году Чайковский стал заниматься в музыкальных классах Русского музыкального общества.

Становление П.И.Чайковского как композитора Эти классы были преобразованы в Петербургскую консерваторию – и сам Рубинштейн преподавал там композицию. Чайковский окончил консерваторию с серебренной медалью в 1865 году; к этому времени он уже распрощался со службой, и, когда открылась консерватория в Москве и ему предложили профессуру, он согласился без колебаний. Чайковский преподавал свободное сочинение, теорию музыки, инструментовку и гармонию, причем для занятий составил учебник гармонии – первый русский учебник такого рода.

Становление П.И.Чайковского как композитора В Москве были сделаны первые шаги в сочинении музыки. Одобрения они не вызвали ни у критиков, ни у публики. Опера «Воевода», поставленная в 1869 году в Москве, успеха не имела; фантастическая опера « Мандрагора» его самого разочаровала, и дальше «Хора насекомых» для нее он не продвинулся; оперу «Ундина» Чайковский закончил, но Дирекция императорских театров ее не одобрила, и композитор, крайне раздосадованный происходящим, уничтожил партитуру.

Становление П.И.Чайковского как композитора Дальше дела пошли лучше. «Опричник» был поставлен в Петербурге в 1874 году, но особого восторга у публики не вызвал, зато «Кузнец Вакула», позднее дополненный и переделанный в оперу «Черевички» - на сюжет Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством», был удостоен первой премии Русского музыкального общества. Далее последовали «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама».

Становление П.И.Чайковского как композитора Чайковский писал не только оперы.Своей мировой славой русский балет никому не обязан в большей степени, чем Чайковскому. Он стал первым композитором, который заставил зрителей не только смотреть, но и слушать балетный спектакль. Он создал 3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Балетная музыка, которую делали просто удобной для танца, у Чайковского поражает глубиной содержания и богатой эмоциональной окраской.

Классификация жанров музыки В творчестве Чайковского представлены почти все музыкальные жанры: Оперы Балеты Концерты Симфонии Романсы Увертюры Инструментальная музыка Камерная музыка Церковная музыка

Классификация жанров музыки Однако предпочтение он отдавал опере и симфонии, которую считал исповедью души, лиричнейшей из всех музыкальных форм. Он написал 7 симфоний, среди них: «Зимние грезы», «Манфред», «Патетическая», увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», фантазию «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио».Творческое наследие его огромно. В 1878 году Чайковский оставил консерваторию, чтобы свободно заниматься творчеством. Он был обеспечен пенсией, а произведения его издавались, ставились,исполнялись.

Музыкальный анализ произведений «Зимние грезы» - первая симфония П.И.Чайковского проникнута русскими песенно-танцевальными интонациями. Она стала исповедь души композитора. В ней он выразил все наболевшее и радовавшее,смятение и искания, стремление к вечно прекрасному, возвышенному. В этой симфонии сложился ярко индивидуальный метод, характерный для всех последующих симфоний: образный строй, драматургическое мышление, музыкальная выразительность, способ лирического высказывания В общении с представителями русского передового искусства и при постоянном живом интересе к народному творчеству сформировался реалистический музыкальный стиль. Некоторые произведения содержат яркие зарисовки народного быта, живо передают народный юмор и веселье. «Времена года» - цикл фортепианных пьес раскрывает поэтические образы родной природы.

Музыкальный анализ произведений « Лебединое озеро» - новаторский балет. Его музыка прекрасна, даже слишком хороша для балета. Это лучший балет, мелодии одна другой пластичней, певучее и увлекательнее, льются, как из рога изобилия; ритм вальса, преобладающий между танцевальными номерами, воплощен в таких разнообразных, грациозных и подкупающих рисунках, что никогда мелодическое изображение даровитого и многостороннего композитора не выдерживало более блистательного испытания. «Щелкунчик» - яркий, праздничный балет, поражающий искрометной будоражащей душу мелодией по сказке Гофмана /в обработке Дюма/. «Спящая красавица» - балет по сказке Шарля Перро так поэтичен, так благороден по музыке. В этом фантастическом мире образов Чайковского привлекала прежде всего возможность снова воплотить в музыке вечную проблему реальной жизни: борьбу Добра со Злом, победу светлых идеалов Красоты, Радости, Любви.

Мое любимое произведение В романе «Евгений Онегин» композитор видел реальные и правдивые образы, глубокую жизненную драму, происходящую в реальных условиях. Он глубоко проникся пушкинскими образами, чистой любовью героев, верностью и пониманием их чувства долга и чести, их возвышенной мечтой и стремлением к идеалу. Музыкальная драматургия произведения создана на едином мелодическом дыхании, где один номер органически переходит в другой, где вокальная мелодия монологов /арий или ариозо/ по своей певучести и выразительности не отличается от речетативов – музыкальных разговоров. Композитор словно распевает стихи Пушкина, подобно тому,как поют романсы на стихи поэтов и сочиняет необычные широкие мелодии, покоряющие одухотворенностью.

Мое любимое произведение Опера «Евгений Онегин» . Сцена на балу.

Анкетирование: Проведено анкетирование учащихся 7 «а» класса по определению уровня восприятия музыки П.И.Чайковского. Предложено было прослушать 4 фрагмента из произведений композитора: «Времена года» - фортепианный цикл «Лебединое озеро» - балет. «Щелкунчик» - балет «Спящая красавица» - балет Был задан вопрос: «Нравится музыка?» Предложено 2 варианта ответов: 1. « нравится» 2. « не нравится» Из диаграммы видно, что у учащихся высокий уровень восприятия музыки.

Выводы: П.И.Чайковский выступал как дирижер, руководя исполнением своих произведений и в России и за рубежом, где он пользовался огромным успехом – ведь в его музыке новая русская школа, восходящая к Глинке органично слилась с западноевропейской школой. Одной из триумфальнейших была поездка в Прагу в 1888 г. В 1891 г. Успешно прошли концерты в Америке, куда композитор был приглашен для участия в фестивале по случаю открытия крупнейшего концертного зала Карнеги-Холла. В 1893 г. В Англии Кембриджский университет присвоил Чайковскому звание доктора права, как гениальнейшему композитору мира.

Выводы: П.И.Чайковский – гениальнейший композитор. Весь мир исполняет его музыку.

Выводы: П.И.Чайковский создал свой мелодический язык, он мог передавать в музыке и тончайшие душевные переживания и масштабность идеи. Все выразительные средства его музыки – мелодия, гармония, оркестровка, форма произведения – обладают огромной силой воздействия на человека. Содержание музыки Чайковского универсально: оно охватывает жизнь и смерть, любовь и ненависть, природу и быт и глубокие процессы духовной жизни – сомнение, отчаяние, переживание. Произведения композитора пронизаны большой любовью к жизни, человеку. Произведения композитора легки для восприятия, благодаря мелодичности, распевности, широте мелодий.

Творчество Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы, потому что сочетает в себе добрый и грустный юмор, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма.

Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве

Будущий русский писатель и драматург родился в городе Таганроге в январе 1860 года. Его отец занимался купечеством, держал маленькую лавочку, в которой можно было купить все: начиная от продуктов до предметов быта.

Семья была многодетной. Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрами он помогал отцу, поэтому совмещал работу и учебу. На детские игры и шалости времени практически не оставалось.

Антон рано начал писать, его первые рассказы и повести появились, когда Чехов был еще учеником гимназии. Юноша мечтал о литературной славе, поэтому посылал свои повести и рассказы в журналы, однако издатели не спешили их публиковать.

В 1879 году в жизни Чехова происходит важное событие: он поступает на медицинский факультет Московского университета. При этом жизнь будущего врача в Москве складывается непросто: Чехов беден и, чтобы заработать себе на кусок хлеба, начинает искать литературной подработки – пишет короткие юмористические рассказы под псевдонимом «Антоши Чехонте» и многими другими не менее смешными именами. Эти рассказы постепенно начинают пользоваться популярностью. Позже писатель соберет все свои ранние произведения в два сборника, которые назовет «Пестрые рассказы» и «Невинные речи».

Особенности раннего творчества Чехова

Раннее творчество Чехова включает в себя, в основном, юмористические произведения. Это такие рассказы, как «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Жених» и др.
В этих произведениях автор высмеивает многие человеческие пороки и, в первую очередь, лицемерие, скупость и чинопоклонство. Встретились два гимназических приятеля в рассказе «Толстый и тонкий». Искреннее обрадовались встречи, начали диалог, но в процессе его выяснилось, что толстый занимает чин гораздо выше тонкого, и тонкий, узнав об этом, сразу начинает лебезить перед своим бывшим товарищем. И вся радость их встречи пропадает.

Или другой герой – «Хамелеон», в любой ситуации стремящийся показать себя с лучшей стороны перед начальством и получить от этого выгоду. Сам рассказ «Хамелеон» занимает немногим более одной страницы, вызывает смех, но это смех сквозь слезы, ведь читатели видят в поведении героя отзыв своих недостатков.

Или другой рассказ «Жених».

В нем изображен молодой человек, без ума влюбленный в свою невесту – белокурую красавицу Варю. Жених провожает Варю на поезд, дает ей с собой денег 25 рублей, однако, несмотря на все светлое чувство к своей невесте, не забывает взять у нее расписочку. Что это? Скупость или цинизм. А может быть лицемерие? Но в том-то и дело, что наш жених по-настоящему влюблен, однако все равно подарить эти «несчастные» 25 рублей своей невесте не может.

Особенности творчества Чехова этого периода как раз и заключаются в создании таких произведений, рассказывающих о быте разных людей, высмеивающих их пороки, но заставляющие читателей обращаться к миру собственной души, видя недостатки и своего поведения.

В середине 80-х XIX столетия Чехов (уже ставший к тому времени профессиональным врачом) входит в «большую русскую литературу». Его имя становится известным читателям, а его рассказы начинают пользоваться невероятной популярностью.

Творчество Чехова 90-х гг.

Уже став известным русским писателем, чье произведения публиковались в ведущих литературных журналах того времени, Чехов отправляется в путешествие по России. В 1890 году писатель посещает Сибирь и доезжает даже до острова Сахалин, который в те времена был наиболее известным в империи местом каторги и ссылок.

Итогом его поездок становится книга «Остров Сахалин», вышедшая в свет в 1895 году.

Темы творчества Чехова того периода связаны с исследованием человеческой души, глубинных мотивов психики личности. В этот период писатель публикует самые известные свои произведения рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6».

Писатель много размышляет о судьбе человека, о значении в жизни людей чувства любви. Например, в рассказе «Дама с собачкой» он описывает состояние, в которое погружаются двое людей, случайно встретившихся на курорте. Гуров и Анна Сергеевна не могут справиться с охватившем их любовным чувством. При этом герои глубоко несчастны, не только потому, что внешние обстоятельства не дают им возможности соединить свои судьбы, но еще и потому, что само чувство их любви – глубоко трагично.

Другой рассказ Чехова того периода, вызывавший споры среди современников, называется «Душечка». Он повествует о судьбе женщины, которая всю жизнь жила для других. Когда-то она растворилась в судьбе своего первого мужа, после смерти которого также отдалась всем интересам второго мужа. Когда же умер и второй ее муж, Душечка нашла себе новый объект любви и заботы.

Причем писатель был настолько деликатен, что не давал поведению героини авторских оценок, предоставляя это право читателям. Одни читатели видели в Душечки героиню, которая, забыв себя, была готова возлюбить «ближнего своего», другие – женщину пустую и глупую, не знающую, чем ей заняться и поэтому отдающую себя всем, кто окажется рядом.

Всего в этот период творчества Чехова писателем было написано около 150 произведений, многие из которых вошли в сокровищницу русской литературы.

Драматические произведения

А.П. Чехов вошел в историю русской культуры еще и как талантливый драматург. Его перу принадлежат многочисленные произведения. Это пьесы «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры» и многие другие. До сих эти произведения находят свое воплощение в репертуаре ведущих театров во всем мире.

Во многом благодаря творчеству Чехова и многие его талантливым современникам, актерам и режиссерам, удалось родить новый жанр особой психолого-ориентированной русской драматургии.

Главное в пьесах Чехова – это обращение к внутреннему миру его героев. Именно перу писателя принадлежит фраза о том, что люди могут пить на сцене чай, а в это же самое время решается их судьба. В его пьесах мало острых ярких конфликтов, драматических коллизий, сцен убийств и откровенных любовных признаний. Все скрыто, обнажено и реалистично. При этом его герои жизненны и человечны. Сам Чехов писал по этому поводу: «Пусть на сцене все будет так же просто и так же вместе с тем сложно, как в жизни».

Раневская – главная героиня пьесы «Вишневый сад» – ищет в жизни счастья, но нигде не находит его, она стремится к добру, но не хочет приложить усилия для какого-нибудь конкретного доброго дела. Три сестры из другой чеховской пьесы также ищут в жизни другой лучшей доли, они мечтают о жизни в Москве, но сами боятся предпринимать какие-либо действия, чтобы осуществить свою мечту. Другой герой писателя из пьесы «Дядя Ваня» создает для себя кумира из своего родственника, а когда понимает всю ложность своей иллюзии, впадает в глубочайшую депрессию.

Последние годы жизни писателя

В сорокалетнем возрасте Чехов незадолго после своей свадьбы с актрисой театра Ольгой Книппер узнает, что болен смертельной для того времени болезнью – чахоткой. Писатель вынужден изменить место своего проживания – он переезжает в Ялту. Здесь творческий путь Чехова завершается созданием последних пьес и последних рассказов. Наиболее яркое произведение той поры – рассказ «Невеста», повествующий о судьбе молодой девушки из провинции, которая вместо того, чтобы выйти замуж за нелюбимого ею человека, уехала из своего маленького городка, чтобы учиться. Этот рассказ также вызывал разные оценки у современников, однако сам Чехов считал его одним из своих любимых произведений.

В 1904 году писатель отправляется в Германию, чтобы поправить свое здоровье. Здесь его и застает смерть. Тело Чехова было перевезено в России, где он и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Уже при советской власти в 1933 году кладбище ликвидируется, и могила переносится в другое место.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх