В чем состоял завет бога с авраамом. Роберт Рейберн

Его значимость подкрепляется многократными упо­минаниями. Шесть раз Бог говорил об этом завете при жизни Авраама, а затем возобновил его с Исааком и Иаковом. Павел разъясняет его смысл в Посланиях к Римлянам, Галатам и Ев­реям. Помимо этого, есть множество указаний на этот завет в других многочисленных отрывках Писания.

Завет с Богом это, несомненно, особая тема в жизни Авраама, о которой говорится в главах 12-25 Книги Бытия. Последние стихи одиннадцатой главы Книги Бытия рассказывают о том, что Авра­ам со своей семьей оставил родной город, Ур Халдейский, чтобы идти в Ханаан. Автор предваряет свою историю сообщением о том, что Сарра, жена Авраама, была бесплодной.

Уже в это время Авраам следовал призыву Бога (Деян. 7:2).

2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
(Деян.7:2)

По неизвестным нам причинам эта семья остановилась в Харране, который расположен на территории современной Сирии, и оставалась там до смерти отца Авраама. В Харране Бог по­вторил Свой призыв (12:1-3), и на этот раз призыв содержал первую часть завета.

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
(Быт.12:1-3)

Бог обещал Аврааму благословить его, возвеличить его имя, произвести от него великий народ, благословить благословляющих его и проклясть проклинающих его.

Бог доба­вил, что в Аврааме благословятся все народы земли.

Эти обе­щания были обусловлены тем, что Авраам должен был оставить семью и родину, чтобы отправиться в землю, которую укажет Бог. В дальнейшем Бог продолжил общение с Авраа­мом, раскрывая Свои обещания и ожидаемые результаты.

Долгий путь

Путешествие из Харрана в Ханаан было долгим и опасным, но Авраам не питал никаких сомнений. Он отправился в путь, как только Бог закончил говорить с ним. «И пошел Аврам, как сказал ему Господь». Мы не знаем всех подробностей этого путешествия. Возможно, таким образом Бог говорит нам, что Он и Авраам не считали дорогу чем-то значимым и достойным упоминания. Важным было то, что Авраам оставил Харран и пришел в Ханаан.

Аврааму пришлось оставить семью и друзей; это было необходимо, чтобы он, по желанию Бога, обрел необходимую веру. Семья этого человека по-прежнему поклонялась идолам и не отказывалась от них еще много лет. Когда внук Авраама Иаков вернулся в Харран, чтобы взять жену из рода Авраама, его жена Рахиль украла идолов своего отца (Быт. 31:19).

19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.
(Быт.31:19)

Когда Авраам прибыл в Ханаан, Бог явился ему и вновь подтвердил завет. На этот раз Бог прибавил обещание о том, что земля, в которую пришел Авраам, будет отдана его по­томкам (12:7).

Павел утверждает, что Авраам, покидая роди­ну, не знал, куда он направлялся.

8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
(Евр.11:8)

Остаток своей жизни он провел в Ханаане и там же был похоронен. Более того, он жил в Ханаане как странник, в шатрах, перемещаясь в поисках пастбищ для своего стада или скрываясь от хананеев, не желавших соседствовать с ним.

Павел толкует кочевой образ жизни Авраама как символ его ожиданий лучшего отечества, то есть, небес, которые были его настоящим домом.


13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
(Евр.11:12-16)

Можно предположить, что вначале у Авраама не было полного понимания Божьего завета. Однако со временем он достиг великих высот как в вере, так и в знании.

Это аналогично тому пути, который христианин начинает как младенец во Христе и, как можно надеяться, заканчивает во всей полноте Христовой.

13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
(Еф.4:13)

Авраам оступился однажды, когда при­шел с Саррой в Египет.

10 И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.
11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.
14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
15 увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
17 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
18 И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?
19 для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди.
20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было.
(Быт.12:10-20)

В Ханаане начался голод, и Авраам повел свою семью в Египет (предвестие того, что сделают его потомки по времена Иакова). По дороге в Египет Авраам начал опасаться, что егип­тяне могут убить его, чтобы завладеть Саррой, которая была очень красивой женщиной. Он убедил Сарру представиться его сестрой. И действительно, фараон узнал о Сарре и захотел взять ее в жены. Когда он привел ее во дворец, Бог послал напасти на царский дом, и фараон быстро понял, что было их причиной. Царь разгневался, что нетрудно понять, но вернул Сарру и дал Аврааму богатые дары, с тем, чтобы тот оставил страну. К тому времени Авраам был состоятельным человеком; теперь он стал по-настоящему богатым (13:2).

Несомненно, Авраам впоследствии размышлял об этом случае. Возможно, однажды он шлепнул себя по лбу и сказал: «Конечно! Ведь Бог сказал, что Он благословит благословляю­щих меня и проклянет проклинающих меня. Я должен был догадаться, что Он не позволит убить меня и забрать у меня жену».

Глубокая вера образуется благодаря сочетанию жизненного опыта и молитвенного отношения к нему.

Укрепленная вера Авраама проявляется в действии по его возвращении из Египта. Он и его племянник Лот разбогатели, и их стада стали настолько большими, что они уже не могли со­седствовать в той части южного Ханаана, который теперь назы­вают пустыней Негев. Авраам великодушно дал своему пле­мяннику возможность выбора пастбищных земель. Лот, забо­тясь о собственных интересах, выбрал хорошо орошаемые до­лины реки Иордан, недалеко от великих и нечестивых городов Содома и Гоморры.

Однажды четыре царя с востока пошли войной против Содома и Гоморры, попутно захватив Лота и его семью. Авра­ам посчитал нападение на Лота нападением на самого себя, со­брал войско из друзей и верных слуг и отправился выручать Лота. Большую трудность представляла даже погоня за уходя­щими царями, - Аврааму пришлось пройти около трехсот ки­лометров, прежде чем он настиг их у Дамаска. Авраам напал на них ночью, нанес им полное поражение, освободил пленников и вернул все захваченное имущество.

Эта победа наверняка была особенно приятной для Авра­ама. Она вновь показала намерение Бога благословлять и хра­нить его. Если бы Авраам не доверял Богу, то его погоня за четырьмя царями, окруженными опытными воинами, была бы самоубийством.

Возможно, эта победа была приятной и по другим причинам. Эти цари были из той самой земли, которую оставил Авраам, чтобы прийти в Ханаан. Исследователи считают, что Кедорлаомер, царь Елама, был тем самым монархом, под властью которого Авраам жил в Уре Халдейском. Род Авраама был хорошо известен, поэтому, вероятно, царь знал, или ему сообщили, кого он захватил в лице Лота. Это был вызов, на который Авраам дал достойный ответ.

Приливы и отливы веры

Иногда самым большим испытанием для веры становится не критическая ситуация, а повседневная рутина.

Можно предположить, что именно это произошло с Авраамом. Бог, конечно, благословил его богатством, но что же произошло с обещанием сделать из семени Авраама великий народ? Прошло уже много времени в Ханаане, но Сарра была по-прежнему бесплодной. Их биологические часы неумолимо отсчитывали время. Аврааму было около 85 лет, а Сарра была всего на десять лет моложе.

После сражения с царями Бог явился Аврааму в видении и сказал:

«Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика» (15:1).

Ответ Авраама, который может показаться резким, вероятно, указывает на то, что занимало все его мысли.

«Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска».

Если у Авраама не будет детей, то его наследником станет главный управляющий.

Бог заверил Авраама, что его наследником будет не Ели­езер, но ребенок, рожденный от семени Авраама. Бог говорил с Авраамом, убеждая его в том, что Он не забыл обещание, и что оно будет исполнено. Несомненно, это помогло на некоторое время снять беспокойство Авраама и Сарры.

Но часы продолжали отсчитывать время, а ребенка по-прежнему не было. Поэтому Сарра решила помочь Богу выполнить Его обещание (16:1-2). Она дала Аврааму в жены свою служанку Агарь со словами: «Может быть, я буду иметь детей от нее». Этот поступок вызывает у нас неприятие, но такая практика была довольно распространенной на востоке. Законы некоторых народов требовали того, чтобы бесплодная жена обеспечивала себе замену.

Несмотря на благие намерения, которые может иметь человек, не следует переходить за рамки того, что говорит Бог. Ничего хорошего у Сарры не получилось. Она хотела избавиться от позора бездетности, но вместо этого принесла в свой дом презрение.

Агарь стала презирать свою хозяйку, потому что смогла дать Аврааму то, чего не могла сделать Сарра.

Проблемы в семье

Напряженность между Саррой и Агарью достигла такого уровня, что это отразилось на отношениях между Саррой и Ав­раамом (16:5). Сарра настолько жестко обходилась с Агарью, что та убежала. В видении ангел велел Агари вернуться к госпоже и обещал, что потомки ее ребенка станут великим народом.

Агарь родила сына, которого Авраам назвал Измаилом. Авраам любил Измаила и с радостью сделал бы его своим наследником. Однако Бог не изменил Своего решения.

Прошло тринадцать лет, во время которых, как можно предположить, Авраам утратил былую стойкость веры. Бог явил­ся ему, чтобы вновь подтвердить завет (глава 17). На этот раз Бог дал Аврааму знамение завета.

Следует помнить, что в свое время знамение своего завета с Богом получил Ной.

Символом завета с Авраамом стало обрезание. Именно в этот раз Бог из­менил имя патриарха с «Аврама», что означало «вознесенный отец», на «Авраама» со значением «отец народов» или «отец множества». Имя его жены было изменено с «Сары» на «Сар­ру». Первое имя означало «моя княгиня»; второе - «княгиня». Смысл этого в том, что Сарре предстояло стать княгиней для народов, а не только для Авраама.

Когда Бог сказал, что Сарра станет матерью народов, Авраам рассмеялся и мысленно посчитал эту идею нелепой (17:17). Он просил Бога, чтобы его наследником мог стать Измаил. Однако Бог отверг Измаила как обещанное семя, через которого должны , и напомнил о Своем изначальном обещании.

Нам понятно, какому испытанию подверглась вера Авраама. Ему было 99 лет; Павел говорит, что его тело было «омертвелым», и Авраам это знал.

12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
(Евр.11:12)

Сарра также уже вышла из возраста дето­рождения.

Отступление в повествовании

В определенный момент в повествование об Аврааме вклинивается отступление, рассказывающее о разрушении Содома и Гоморры и несчастьях Лота (главы 18 и 19). В этом отступлении говорится об образовании двух народов, которые будут тесно связаны с Израилем на протяжении столетий.

Авраам просил Бога не истреблять Содом и Гоморру. Вероятно, он опасался, что в пламени огня погибнут некоторые члены семьи Лота. Но среди множества жителей этих городов не нашлось даже десяти праведников, ради которых Бог согласился пощадить Содом и Гоморру.

Бог послал ангелов, чтобы предупредить Лота, но его зятья отказались выйти из города, восприняв все это как шутку.

14 И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.
(Быт.19:14)

Даже его жена оглянулась назад и превратилась в соляной столп. Какой ужасный конец для человека, которому для жизни в этих городах были даны прекрасные стартовые возможности!

Но на этом история Лота не закончилась. Со своими незамужними дочерьми он начал жить в пещере на Мертвом море. Несомненно, они пребывали в удрученном состоянии, и этим девушкам, привыкшим к городской жизни, вряд ли нравилось жить в пещере.

Надо отдать им должное - они проявили максимум изобретательности. Они дважды напоили своего отца, так что он не отдавал себе отчета в своих поступках, и забеременели от него.

Сын старшей дочери стал родоначальником Моава (моавитян), а сын младшей - аммонитян. При чтении Библии стоит обращать внимание на взаимоотношения этих народов с Израилем.

Дитя обетования

Совершенно неожиданно в Книге Бытия появляется следующее утверждение:

«И призрел Господь на Сарру, как ска­зал; и сделал Господь Сарре, как говорил» (21:1)

Сарра зачала и родила Аврааму ребенка «в старости его». Они назвали сына Исааком.

Хотя Библия сообщает об этом довольно сдержанно, нет сомнений в том, что ребенка приняли со всей радостью и любовью, которые на протяжении многих лет ждали своего часа. Однако рождение Исаака пробудило давнее соперничество между Саррой и Агарью, и на этот раз в нем был замешан Измаил.

Дети довольно быстро улавливают настроение своих родителей, и Измаил, которому к этому времени уже исполнилось семнадцать лет, стал дразнить Исаака в тот день, когда Авраам праздновал его отлучение от груди. Исааку было около трех лет; в те времена детей отлучали от груди позднее, чем теперь. Сарра заметила насмешки и разозлилась.

Она вновь потребовала выгнать Агарь и Измаила из дома. Измаил стал достаточно взрослым, чтобы вместе с матерью выжить в пустынной местности, поэтому Бог сказал Аврааму не беспоко­иться и отпустить их.

Павел объясняет духовный смысл истории об этих двух женщинах и их сыновьях в Послании к Галатам 4:21-31.

21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
26 а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам.
27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
(Гал.4:21-31)

Конечно, долгожданное исполнение обещания Бога о рождении Исаака полностью возродило и укрепило веру Авра­ама. Однако самое большое испытание было еще впереди.

«Принеси его во всесожжение»

«Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (22:2).

Бог сказал это так, чтобы Авраам четко знал, о ком идет речь. У него был еще один сын, Измаил, который уже не жил с ним в одном доме. При этом Авраам имел возможность убедиться в том, что его любовь к Исааку была хорошо известна: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь».

Как Авраам ответит на это?

На следующий день, ранним утром, Авраам отправился в путь на север, взяв с собой Исаака и двух слуг. То, что он рано вышел из дома, говорит не о его желании принести сына в жертву. Напротив, он хотел исполнить трудную задачу, чтобы она поскорее осталась в прошлом.

На третий день пути в отдалении они увидели гору. Считается, что впоследствии на этой горе стоял храм.

Авраам велел слугам остаться с ослом, пока «я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам». В этих словах подразумевается следующее. Авраам верил в то, что он приведет Исаака назад после поклонения; он не рассчитывал на то, что Бог остановит принесение Исаака в жертву.

Павел объясняет (Евр. 11:19), что Авраам верил в способность Бога воскресить Исаака из мертвых.

19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
(Евр.11:19)

Авраам считал, что ему придется пойти до конца и заколоть своего сына. Несмотря на то, что Авраам был готов принести Исаака в жертву, он по-прежнему верил в то, что именно Исаак будет его наследником обетования.

Вера дает человеку возможность поступать правильно, даже если при этом он не до конца понимает Бо­жий замысел.

По пути на гору Исаак спросил: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?».

Исаак был вдумчивым ребенком; в тот момент ему, вероятно, было около десяти лет. Склонность к размышлениям (см. 24:63) подсказала ему, что происходило нечто странное, и, возможно, он даже догадался, что сейчас произойдет.

Отец ответил ему: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой».

Восприимчивый ребенок тонко чувствует поведение родителей. Вероятно, непривычная серьезность, отсутствие разговоров, задумчивые взгляды со стороны отца и скрытность относительно цели этого путешествия помогли Исааку заподозрить неладное.

Придя на гору, Авраам незамедлительно принялся за дело. Он возвел жертвенник и положил на него дрова; затем он связал Исаака и возложил его на жертвенник.

Что в такой ситуации можно сказать своему сыну? Что Исаак говорил своему отцу? Плакал ли он? Можно задать еще много подобных вопросов. К счастью, автор упустил эти подробности. Мы знаем лишь то, что для Авраама это было невероятное проявление веры.

Когда Авраам занес нож, чтобы отнять жизнь Исаака, ангел Господень воззвал к нему:

«Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что бо­ишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твое­го, для Меня»

В этот момент Авраам увидел барана, рога которого запутались в зарослях кустарника. Он освободил Исаака и принес барана в жертву вместо сына.

Почему Богу потребовалось такое испытание Авраама? Хотя ангел сказал: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога», мы не думаем, что это испытание было только для Бога.

Подобно всем Его деяниям, оно было на пользу каждого вовлеченного в него человека.

Исаак был возвышен в своей юности. Оказавшись на жертвеннике не за свои грехи, он стал символом Иису­са Христа.

Авраам утвердился в своей вере. Зачастую мы не знаем, как мы встретим испытания. Авраам получил возможность заслужить титул «отец верных», и он использовал эту возможность.

16 Итак по вере, чтобы [было] по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
(Рим.4:16)

Возможно, самое замечательное благословение этой истории было предназначено для людей, которые жили и живут позднее, включая нас. Отец, приносящий своего сына в жертву, дал людям возможность подготовиться к тому, что истинный Отец человечества отдаст Своего возлюбленного Сына в жертву за человека.

Если бы иудеи поняли этот символичный урок во всей его полноте, то смерть Иисуса на кресте не была бы для них камнем преткновения.

23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
(1Кор.1:23)

Смерть Сарры и Авраама

Наполненная событиями жизнь Сарры и Авраама подходила к концу. Они стали людьми веры, которую требовал Бог. Они дали миру семя, в котором благословятся все народы. Они так никогда и не вернулись в Месопотамию, даже на короткое время, что, возможно, символизирует христиан, которые оставляют мир ради Царства Божьего и не оглядываются назад.

Через несколько лет после почти состоявшегося жерт­воприношения Исаака возлюбленная жена Авраама умерла в возрасте 127 лет (23:1). Авраам купил поле для погребения недалеко от Хеврона у хеттеянина по имени Ефрон. Очевидно, это поле располагалось в долине, и на одном его конце, к которому примыкала возвышенность, находилась пещера. Эта пещера при Махпеле стала гробницей Сарры и, впоследствии, нескольких патриархов.

После смерти Сарры Авраам поручил слуге найти жену для Исаака из числа его родственников. К этому времени он четко представлял себе, что у Бога был особый замысел в отношении Исаака. Он знал, что родословная еврейского народа и Мессии должна сохраняться в чистоте. Кроме того, ему сообщили, что его брат Нахор и его жена Милка были благословле­ны сыновьями и дочерьми (22:20-24). Итак, Авраам отправил в Харран своего слугу, чтобы сосватать жену для Исаака.

Этот слуга был хеттеянином, но, очевидно, он уверовал в единого Бога, потому что он молился Господу об успехе своего предприятия, и Бог даровал ему удачу. У колодца при въезде в Харран он встретил молодую женщину по имени Ревекка. Красивая и умная девушка оказалась внучкой Нахора. После довольно продолжительных переговоров между слугой Авраама, с одной стороны, и Вафуилом, отцом Ревекки, и ее братом Лаваном, с другой стороны, право окончательного решения предоставили Ревекке. Ее спросили: «Пойдешь ли с этим человеком?», и она ответила: «Пойду».

В тот вечер, когда караван верблюдов привез Ревекку и ее кормилицу, данную ей в услужение отцом, в пристанище семьи Авраама в Ханаане, Исаак гулял в поле, размышляя и оплакивая смерть матери. Он увидел караван, а Ревекка увидела его. Она спустилась с верблюда и накрылась покрывалом. Исаак отвел ее в шатер, который прежде занимала его мать, и это было особой честью. Ревекка стала женой Исаака; его лю­бовь к ней стала утешением для него после смерти матери.

Хотя в Библии сказано, что Авраам был «стар и в летах преклонных» (24:1), очевидно, что омоложение, данное Богом его телу и сделавшее возможным рождение Исаака, произвело длительный эффект.

Он взял другую жену по имени Хеттура, которая родила ему еще шестерых сыновей. Эти дети, родившиеся на закате жизни Авраама, несомненно, приносили ему много радости, но все основные события его жизни уже закончились.

Имена этих сыновей названы в родословных, например, в 1 Книге Паралипоменон, но, помимо этого, о них ничего неизвестно.

«И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнию, и приложился к народу своему» (25:8).

Авраам умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил погребли его в пещере при Махпеле, рядом с его любимой Саррой.

Подведение итогов

Завет Бога с Авраамом обещал ему и его потомкам великие благословения. Многие обещания исполнились при жизни Авраама, например, богатство, покровительство Бога и наследник. Другие обещания претворились в жизнь позднее, когда его потомки стали великим народом, обрели собственную землю и приняли закон из руки и от сердца Бога.

Этот завет по-прежнему действует. Некоторые его положения исполнились только в христианскую эпоху. Обещание о том, что в Аврааме будут благословлены «все племена земные», исполнилось только тогда, когда Иисус, придя в этот мир, умер за грехи всех людей и призвал верующих из всех народов в Свое царство.

Теперь, когда этот завет исполнился полностью, его обетования касаются только духовных и вечных ценностей, а не материальных и преходящих благ.

Царство не ограничено географическими рамками; оно — духовное; оно — для всех.

Покровительство, которое нам дает Бог, защищает нас не от хананеев, но от нашего реального врага, — дьявола. Наши благословения это вечное богатство, а не земные сокровища, и наш дом это небеса, а не Ханаан.

Даже символ завета изменился, и обрезание плоти превратилось в обрезание сердца.

28 Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
(Рим.2:28,29)

Все истинные верующие это дети Авраама, потому что он есть отец верных. Истинный завет с Авраамом, задуманный Богом от начала и явленный в Новом Завете, стал заветом для каждого человека, который принимает его по вере.

) во всяком случае видно, что жертвоприношение Исаака происходило тогда, когда он уже успел подрасти настолько, что был в состоянии нести потребное количество дров для костра, следовательно, имел не менее 12–15 лет от роду.

Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

Митрополит Филарет различает два рода искушений: искушение во зле, или возбуждение к действованию злых склонностей, кроющихся в человеке, и искушение в добре, или направление, даваемое действующему в нем началу добра к открытой брани против зла или против препятствий в добре, для достижения победы и славы; первое – не от Бога, но есть следствие оставления Богом (); второе – от Бога, и, в меру духовных сил, посылается как благодать тем, которые достойны принять «и благодать на благодать» (). «Не для того искушал Бог Авраама, – говорит еще блаженный Феодорит, – чтобы самому узнать, чего не знал; но чтобы научить незнающих, сколько справедливо возлюбил патриарха». Подобный взгляд на искушение, как на проявление божественной любви и на повод к развитию и укреплению добродетели, проводится и во многих других местах Библии (; ; ; ; ; и др.).

. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака;

Исаак называется «единственным» сыном Авраама, потому что он единственный сын от Сарры, законной жены Авраама, и еще больше потому, что единственно на нем, как сыне обетования, покоились все божественные благословения о будущей славной судьбе потомства Авраама. И вот этой-то единственной опоре всех заветных дум престарелого патриарха теперь и грозит жертвенное заклание!

пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

Слово «Мориа» по переводу с еврейского означает: «усмотрение Иеговы», и можно думать, что, давая Аврааму повеление идти согласно Его божественному внушению, Господь не указывал ему какой-либо определенной местности, уже в то время носившей название Мориа, а просто повелел ему идти в ту землю, куда Он поведет его, другими словами – в землю божественного усмотрения. Такой страной, как оказалось впоследствии, послужила одна из гор, лежавшая от Вирсавии на расстоянии трехдневного пути () и получившая, в память этого события, название горы Мориа. По свидетельству кн. Паралипоменон, позднее на этой самой горе был воздвигнут храм Соломона ().

Авраам дает сильнейшее доказательство своей глубокой веры и полного послушания

. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о которой сказал ему Бог.

Тяжелую ночь провел патриарх Авраам, получивши откровение о жертвоприношении своего единственного, возлюбленного сына! Но сила веры и послушание Богу восторжествовали над всеми прочими чувствами Авраама: его, как объясняет Апостол Павел, озарила мысль, что Бог, чудесно даровавший Исааку жизнь от престарелых родителей, «силен и из мертвых его воздвигнуть» (ср. ; ). И вот лишь только забрезжило утро, как Авраам уже спешил исполнить божественную волю!

. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

В справедливом опасении за то, что слуги Авраама, не привыкшие к человеческим жертвам, помешают ему исполнить божественное повеление, Авраам оставляет их у подножия горы и обещает вскоре вместе с сыном возвратиться к ним. В этом обещании нельзя видеть обмана, хотя бы допущенного и с благой целью, а следует понимать их, как доказательство этой веры Авраама, что Бог не допустит погибели Исаака, а снова возвратит его к жизни.

. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего;

Любопытная подробность, еще более усиливающая прообразовательное сходство жертвоприношения Исаака с великой Голгофской жертвой, идя на которую Господь наш Иисус Христос сам должен был понести Свой крест ().

. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

Весь этот диалог отца с сыном исполнен глубокой преданности Богу. Скрывая от Исаака, что именно он-то и намечен служить жертвой, Авраам невольно пророчествует, так как указывает, что жертвенного агнца Бог изберет Себе сам, что впоследствии, действительно, и оправдалось (). В самой речи Авраама об агнце заключается прообразовательное указание на великого Агнца, закланного от сложения мира, т.е. на Господа Иисуса Христа, принесшего Себя в искупительную жертву за всех нас.

. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова

Этот жертвенник, по всей вероятности, представлял небольшую груду камней, набранных там же, наверху горы.

и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

Из всех подробностей данного повествования ясно видно, что Исаак совершенно добровольно и беспрекословно подчинился божественному повелению. Хотя он и был уже в таком возрасте, когда мог оказать сопротивление своему престарелому отцу, но оказывает ему самое трогательное повиновение: послушание сына здесь равняется вере отца и оба они проявляют великое геройство духа. Если же Авраам все же, как мы видим, находит нужным предварительно связать Исаака, то он делает это или в предупреждение каких-либо невольных его движений, при виде занесенного ножа, или, что еще вероятнее, в силу общего жертвенного обычая.

Ему является Ангел и останавливает его руку

. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

В тот самый момент, когда Авраам уже занес было свою руку для заклания сына, он внезапно был остановлен таинственным голосом с неба, шедшим от лица Ангела Господнего, Который уже являлся ему неоднократно и раньше () и в Котором вероятнее всего должно видеть самого Господа Бога, как это подтверждается и данным контекстом речи ().

. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога

Выражение человекообразное, – передающее собою ту мысль, что теперь Авраам дал самое блестящее доказательство своей глубокой веры и своего полного послушания, т.е. достиг той высоты духовно-нравственного совершенства, после которой становится уже психологически невозможной в нем какая-либо перемена к худшему.

и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

Выражение, почти буквально повторенное Апостолом Павлом в отношении Бога Отца, принесшего в жертву за грех людей Своего единородного Сына ().

. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.

По особому божественному произволению случилось так, что близ места жертвы оказался овен, запутавшийся своими рогами в чаще кустарника какой-то горной породы, которую наш славянский текст называет "савек" ; видя в этом неожиданном совпадении особое божественное указание, Авраам и приносит этого овна в жертву, вместо своего сына Исаака.

Место жертвоприношения получает наименование Иегова-ире

. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире . Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

Славянский текст дает перевод последних двух слов: «Господь виде» . Большинство комментаторов видят здесь повторение того, что было сказано Авраамом раньше (8 ст. «Бог узрит себе овча во всесожжение» в славянском тексте) и что теперь так точно оправдалось. Переименовывать же ту или другую местность в память известного, совершившегося на ней события, было в широком распространении в библейской древности ( и др.). А то обстоятельство, что в еврейском тексте в совершенно тождественных двух фразах 8 и 14 ст. употребляются различные слова для обозначения Господа, Элогим и Иегова, дает сильное возражение для борьбы с рационалистической критикой библейского текста. Что касается второй половины 14 ст., то они представляют собой своего рода пословицу, сложившуюся на основании данного факта и употреблявшуюся при аналогичных же случаях, т.е. когда все человеческие средства будут уже исчерпаны и останется только надежда на чудесную божественную помощь, наподобие той, какую явил Бог Аврааму с Исааком в самый последний решительный для них момент.

Авраам получает божественное благословение

. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба

и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,]

Лучшее объяснение этих слов дано в послании Апостола Павла к Евреям, где апостол обстоятельно доказывает, что эта божественная клятва есть человекообразное выражение мысли о безусловной непреложности божественных обетований (). Примеры подобных клятв можно находить и во многих др. местах Библии (; ; ; ; ; и др.).

. то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;

и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Это заключительное и последнее в жизни Авраама божественное обетование отличается особенной торжественностью и силой. Подобно тому, как Авраам готовностью принести в жертву Исаака обнаружил высшую степень послушания и преданности Богу, и Господь в награду за это дает ему доказательства Своего высшего благоволения, подтверждая и усугубляя ранее данные ему обетования о многочисленности и славе его потомства. При этом в слове 18 ст. об единственном и исключительным семени, через которое имеют благословиться все народы земли большинство толкователей, вслед за Апостолом Павлом, видят указание на великое Семя жены, имеющее стереть главу змия, т.е. на Христа, Сына Божия (

Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила;

от Вафуила родилась Ревекка. Восьмерых сих [сынов] родила Милка Нахору, брату Авраамову;

и наложница его, именем Реума, также родила Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху.

Когда, в силу божественного повеления, Авраам некогда двинулся из Ура Халдейского по пути в Харран и вообще в Сирию и Палестину, то он порвал все связи и отношения с оставшимся у него на родине родством. И вот вдруг, почти уже под конец своей жизни, он получает неожиданное известие о семье своего брата Нахора, разросшейся до 12 сынов (8 от законной жены и 4 от наложницы).

О некоторых из них или точнее о потомстве их, можно находить некоторые указания и в самой Библии: так, первенец Нахора – Уц, по-видимому, дал свое имя стране Уц, лежавшей в северо-восточной Аравии, из которой происходил Иов (), имя Вуз упоминается в качестве названия одного из аравийских племен, живших между Деданом и Феманом () и в некотором соседстве с родиной Иова, ибо оттуда происходит один из его друзей – Елиуй (). Под Кеседом многие, вслед за Иеронимом, склонны видеть родоначальника «халдеев» («kesed» или «kasdim»), живших на севере Месопотамии, по соседству с Сузой и Егамом, наконец, некоторое указание на Мааху усматривают в маахитах, о которых, как об одном из хананейских племен, пограничных с Месопотамией, говорится во Второзаконии и в кн. Иисуса Навина (, ).

Как ни славна была победа Аврама, но она могла повлечь за собой мщение со стороны потерпевшего поражение царя, и потому теперь Аврам более чем когда-либо нуждался в поддержке. И сказал Господь Авраму: «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика » (Быт. 15.1). В ответ на жалобу Аврама о том, что он до сих пор бездетен, Господь обещал ему рождение наследника и повторил обетование о многочисленном потомстве. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их… столько будет у тебя потомков » (Быт. 5.5). И «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность » (Быт. 15.6). Вновь подчеркивается вера Аврама и теснейшая связь веры с праведностью, что позволило потом апостолу Павлу говорить об Аврааме как об отце всех верующих, которым, как и Аврааму, вменилась праведность по вере в пришедшего Спасителя (см. Рим., гл. 4).

Великое обещание было подтверждено заветом , заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени через рассечение животных. В это время напал на Аврама глубокий сон, и во сне Господь открыл праведнику дальнейшую судьбу его потомства (Быт. 15.12–16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Но из страны порабощения они возвратятся опять сюда, в свою землю, которую Бог дает им и которая по обетованию Божию будет простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата » (Быт. 15.18). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя в знак заключения завета.

Но прошло более двадцати лет, Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять, а наследник у Аврама еще не родился. И тогда Господь вновь обратился к Авраму и подтвердил их завет: «…Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт. 17.1–2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и не одного народа, но многих народов, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». И ему и его потомкам отдается ханаанская земля в вечное владение. Но, более того, Господь обещает Аврааму быть его Богом: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17.7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму.

Завет состоял, в первую очередь, из обетований Божиих, но от Авраама и его потомков также требовалось нечто, что стало бы видимым знаком этого завета, напоминанием о заключении завета с Богом. Этим знаком по повелению Господа стало обрезание, которое необходимо было совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения, в том числе над детьми слуг и рабов, которые, живя среди народа Авраама, также принимают участие в завете. Обрезание имеет важное прообразовательное значение, указывая на таинство Крещения, которое также вводит человека в завет с Богом, но только уже завет Новый.

Обращаясь вновь к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». При этих словах Авраам «пал… на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе:…неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт. 17.16–17). По словам прп. Ефрема Сирина, «Авраам посмеялся, не потому что усомнился… Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость; тогда Авраам посмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит сие с ними. Посему-то и говорит ему Бог: воистинну, се Сарра жена твоя родит тебе сына ». И имя было определено для сына Авраама – Исаак, что с еврейского языка как раз и означает «он воссмеется, возрадуется», указывая на радость родителей по поводу рождения Исаака. И с ним также Господь обещает поставить завет: «и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт. 17.19). Более того, было указано точное время рождения Исаака – ровно через год после этого обетования (Быт. 17.21).

В тот же день Авраам в знак завета с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству.

ЗАВЕТ С АВРААМОМ
Роберт Рейберн (С незначительными сокращениями)
http://sermons.faithtacoma.org/Genesis/genesis29.htm

Быт.15.1-21

Эта глава посвящена завету Бога, заключенному с Авраамом, или, лучше сказать, возобновлению завета, который Бог уже заключил с ним. Обетования, которые Он делает Аврааму, раскрываются только сейчас. Уже в Быт.12 Он обещал Аврааму детей; затем в Быт.13.16 Он повторяет это обещание более четко и определенно. Еще одно повторение или продление срока действия Завета Бога с Авраамом предстоит в Быт.17.
Сейчас я хочу показать вам, насколько важна эта история для понимания Библии и христианской веры. В Библии есть определенные моменты, которые являются окончательными и решающими и служат определению природы и характера библейской вести и всей истории. Перед нами один из таких моментов, и если вы понимаете Священное Писание в целом, вы должны понять, что этот Завет играет ту роль, которую он будет играть во всем Писании.
Позвольте мне попытаться продемонстрировать окончательную, формирующую роль этого завета Бога с Авраамом, особенно как он описан в Быт.15, для всего смысла христианской веры, как он дан в Писании.
1. Во-первых, завет с Авраамом организует всю остальную историю спасения.
Вся дальнейшая библейская история будет описывать судьбу завета Бога с Его избранным народом. Иначе говоря, история спасения в Новом Завете – это отношения, которые Бог установил со Своим народом. Но завет с Авраамом – это первый и основной образ этого Завета. Все, что следует далее – это просто развертывание, развитие и исполнение этого Завета, который Бог заключил с Израилем.
Когда мы думаем о Завете Бога с Его народом, мы более склонны представлять себе Израиль на горе Синай, дарование Закона, вхождение в землю обетованную и так далее. Но все это не что иное, как развитие изначального завета с Авраамом, как ясно из Быт.15.7, 13-16. В Исх.2.24, в частности, сказано, что Бог пришел вывести Израиль из Египта, когда он страдал от угнетения в этой чужой стране, когда Он вспомнил Свой завет с Авраамом. Позже, в Исх.6.3, Господь сказал Моисею, что Он избавит Израиль из Египта в силу Своего обетования Аврааму, ибо Израиль есть потомство Авраама.
Завет, заключенный Богом с Израилем на Синае, нигде не называется новым или другим заветом, ибо это просто обновление и усиление завета Бога, уже давно заключенного с Авраамом. Обетования первого завета – взаимоотношения с Богом, множество потомков и земля Ханаанская – в точности те же, которые занимают центральное место в завете, заключенном чрез Моисея.
Израиль на Синае и в пустыне стоит в завете Божьем, заключенном с Авраамом. Более того, завет, который Бог позже заключит с домом Давида, описанный в 2 Цар.7, лишь служит первому завету, заключенному с Авраамом. Этот завет дает средства, через которые обетование Божие Аврааму будет исполнено. В завете с Давидом Бог обещал вечного Наследника его престола, Великого Царя, Который будет царствовать в Царстве Божием навеки. В Пс.72 этот обетованный Царь, Помазанник, Мессия описывается так, что мы узнаем, что «все народы будут благословлены чрез Него, и они будут называть Его благословенным». Иными словами, Божие обетование Аврааму, что чрез него благословятся все народы земли, ныне исполнено в Царстве грядущего Царя, Который, конечно же, есть Иисус Христос, Семя Авраама.
Именно поэтому рождение Господа было возвещено таким образом, что в нем сразу же увидели исполнение завета, заключенного Богом с Авраамом. В Лк.1.69-75, в песне Захарии, мы читаем: «благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей». Это прямое упоминание о клятве в Быт.15. Мария аналогично заключает свое благословение в Лк.1.54-55: Он «воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века».
Иисус Христос и Его спасение, завоевание народов мира для Христа и собирание всех святых в небесной стране – вот то, что Бог имел в виду в завете, заключенном с Авраамом. Все, что Бог обещал после Авраама во всей остальной Библии – это просто исполнение этого обетования. Новый Завет ясно дает понять, что святые Ветхого Завета, Авраам и его потомки, хорошо знали, что завет Бога с ними – это в конечном счете не обетование небольшой страны в восточном Средиземноморье, но спасение и вечная жизнь в лучшей, небесной стране, для которой Ханаан был лишь прототипом или символом.
Завет, заключенный Богом с Авраамом, таким образом, есть организующий и, таким образом, объединяющий принцип всего библейского Откровения. Вера Нового Завета – одна с верой Авраама, и Новый Завет говорит об этом предельно ясно. Его обетование – то же, что и у святых Ветхого Завета. В Библии есть только одно Евангелие, одно спасение, одна весть, один Завет, и его изначальная и окончательная форма – это завет Божий с Авраамом. Как христиане мы верим в одну Весть во всей Библии от начала до конца.
2. Во-вторых, завет Божий с Авраамом раскрывает спасение как общение с людьми ради их личных отношений со Святым и Вечным Богом.
Это имеет огромное значение для всего использования Богом Завета как раскрытия пути спасения. Это также делает спасение вопросом личных отношений с Богом. Это не то же самое, что другие мировые религии, которые учат той или иной форме заслуг или поклонения, предлагаемого Богу, чтобы получить от Него некую пользу. Это и не американская гражданская религия, которой следует огромное большинство наших сограждан. Они верят, что Бог есть и что Он может поощрять и наказывать, и что Он делает то, что считает нужным. И все же для них Он немногим больше, чем Санта-Клаус, который приходит раз в год. Они не имеют ни мысли, ни понятия о личном познании Бога, Творца неба и земли, и личных отношениях с Ним. О жизни в общении, в дружбе с Богом, в Завете с ним они ничего не знают. Спасение для них, как и для приверженцев других религий – это вопрос о том, как далекий от них Бог будет судить об их жизни, прожитой вдалеке от Него.
Но Бог заключил завет с Авраамом и пообещал ему и его потомству не только будущую жизнь на небесах, но и жизнь здесь, в этом мире. Тем самым Авраам был введен в жизнь с активным, личным познанием Истинного Бога, Всевышнего, Который стал Аврааму Отцом и Другом, Его щитом и наградой. И далее в истории этого завета происходит диалог между простым человеком и Великим Богом, вопросы и ответы, обетования и клятвы. Бог обращается к Аврааму, и Авраам верит Слову Божию, обращенному к нему.
Вся Библия описывает именно этот путь ко спасению. Знать Бога – это и значит спастись. Грешники приходят к Нему за прощением, приходят получить вечную жизнь с помощью личных отношений доверия и верности, которые Бог устанавливает с ними, и они, в свою очередь, поддерживают с Ним. Бог, будучи Всевышним, снисходит к нам, чтобы идти с нами в личных, близких взаимоотношениях, установленных с такими грешными и малыми существами, как мы. И это отличает христианскую веру и жизнь от всех других религий и вероисповеданий в мире. Это первая и основополагающая уникальность нашей веры, ибо как христиане мы верим, что Бог приближается ко греховным мужчинам и женщинам, открывает им Себя и спасает их только через личное общение с Ним Самим.
3. В-третьих, завет Бога с Авраамом закрепляет веру как человеческую сторону спасения и отношений с Богом.
Вы знаете о важности веры, которую Павел приводит против фарисеев в доказательство того, что грешники оправданы, введены через прощение грехов в правильные отношения со Святым Богом и приняты Им не через их дела и даже не через предполагаемое послушание Закону, а по вере, через доверие ко Христу, Который исполнил Закон совершенным образом для Своего народа и от его имени.
Во всем своем великом доказательстве оправдания грешников Павел отсылает к Быт.15.6 как к тому, чему Библия учила с самого начала. Мы находим этот ход мысли в Рим.4.12 и далее в Гал.3.6. В каждом случае Павел проводит контраст между реальной жизнью с Богом – через веру в Его обетование и через исполнение во Христе этого обетования – с тем, что естественные люди думают о спасении и с тем, как его представляли себе фарисеи, а именно, что наш путь состоит в том, что мы должны сделать кучу дел и добавить наше усердие к тому,что делает Бог. Вздор, говорит Павел. Во-первых, мы не подчиняемся закону Божию! Мы грешники насквозь и никогда не делаем хорошие вещи в нашей жизни с надлежащим усердием. Бог судит не только наши действия, но и наши мотивы. Наш грех является гораздо более всеобъемлющей и серьезной проблемой, чем большинство людей об этом думает. Александр Уайт однажды заметил о Генри Драммонде, сентиментальном викторианском проповеднике, который по сути вырезал сердце Евангелия из проповеди своему поколению: «Проблема в том, что он не знал о грехе ничего» (Gammie A. Preachers I have Heard. L.,1945. P.12).
И это проблема огромного множества сегодняшних людей. Они воображают, что они могут угодить Богу тем, что они воспринимают как добрые дела, и не понимают, что их «добрые дела» могут проклясть их тысячу раз.
Но, более того, Павел утверждал, что оправдание грешника всегда основано на его вере, а не на делах, потому, что он был уверен, что то, что Бог заговорил с ним и сделал для него – это не то, что человек может сделать сам. Он ссылается на Быт.15.6. Интересно, сколько раз Павел цитировал этот стих в годы своей публичной проповеди? Наверное, в наши дни на юбилейном банкете на вопрос «Какой ваш любимый стих из Библии?» он ответил бы: Быт.15.6.
Авраам был праведен в глазах Бога потому, что он верил Ему, и когда много веков спустя пришел Спаситель и умер за грехи Авраама, праведность Христа вменилась ему, как если бы он никогда не был грешником и не грешил – ибо для любого грешника прощение есть дар от Бога. За истекшие 4000 лет никто не спасался никак иначе.
Конечно, христианин тоже должен стремиться соблюдать закон Божий и жить чистой, святой и послушной жизнью. Но он делает это не для того, чтобы заработать свой путь на небеса – ибо он знает, что никогда не смог бы этого сделать – но для того, чтобы быть честным в своем общении с Богом, чтобы любить Бога, Который так возлюбил его, чтобы явить свою благодарность Богу за Его дары. Авраам был послушен – не во всем и не всегда, конечно – но его вера Богу привела его к делам ради Бога, он вел жизнь в служении Богу и любви к Нему, и любой христианин в любое время призван к тому же самому.
4. Наконец, завет Бога с Авраамом показывает, что спасение происходит только по суверенной воле и инициативе Бога.
Чтобы никто не думал, что Бог и Авраам вместе решили заключить завет между собой, как если бы они были в некотором смысле равными партнерами, весь акцент в Быт.15, как и везде, падает на инициативу Бога. «Слово Господне к Аврааму». «Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать вам эту землю...» «Я сделаю это для вас». Бог всегда говорит о том, что Он дает, Он устанавливает отношения, которых раньше не было. И так в Библии везде и всегда. "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и они идут за Мною", Господь Иисус сказал. "Никто не может придти ко Мне, если Отец Небесный не привлечет его". Так было с Авраамом и так с вами и со мной.. Наше спасение Бог совершает от начала до конца. Даже вера Авраама есть дар ему от Бога, через Дух Святой, и Библия учит этому везде.
Позже некоторые раввины стали учить, что Бог избрал Израиль потому, что это был единственный народ, который согласился соблюдать Его Закон. Но если бы было так, Бог сделал бы плохой выбор, ибо все последующее повествование Библии подтвердило, что народ не смог исполнить Закон. Тем не менее Бог продолжал быть верным завету с Авраамом и продолжает поднимать людей, мужчин и женщин, которые любят Его и поверили Его слову, и последовали Его заповедям. Но это делает Бог, а не человек. Бог дал завет с Авраамом, Он его сотворил и сохранил, и Он дает Своему Завету развернуться в ходе истории.
Поэтому, когда речь идет о спасении, мы монергисты, а не синергисты. Мы верим, что спасение односторонне, а не двусторонне, что это не результат сотрудничества Бога и человека. Сотрудничество никогда не происходило бы, любовь никогда не возникла бы, вера никогда не возникла бы, если бы Бог не действовал первым и не создавал любовь и веру в греховных сердцах. Этого еще не говорится в Быт.15, но это явно подразумевается, но в дальнейшем, с развертыванием библейского повествования, это станет ясно, и основные элементы веры будут излагаться все более детально.
Другими словами, завет с Авраамом – это первая в Библии существенная весть о спасении, о том, что это такое, как оно приходит к человеку, и что он или она должны с ним делать. И поскольку Иисус Христос есть Один и Тот же вчера, сегодня и навеки, Завет, который Он заключил со Своим народом, изначально был заключен с Авраамом.
Один из вас на прошлой неделе дал мне книгу – новую биографию Кристофера Лава, пуританина, пресвитерианского проповедника, который был казнен, как ни больно в этом признаться, тоже пуританами, которые восхищались его жизнью и проповедями, но сочли его предателем из-за его политических взглядов.
Лав вырос в неверующей семье. Ему было 15 лет, когда он услышал первую в своей жизни проповедь. Когда он пошел к проповеднику, это было просто любопытство. Но услышанная проповедь изменила всю его жизнь. Слово Божие пришло к нему. Он вернулся домой, зная, что он грешник в мире, который принадлежит святому Богу. Результат был настолько впечатляющим, что отец отказался отпустить его в церковь еще раз и запер Кристофера на чердаке, опасаясь, как бы он не ушел из дома. И он был прав, ибо юноша бросил в окно веревку, спустился и пошел в церковь. На этот раз Бог встретился с ним, его сердце было изменено, он возродился и уверовал во Христа. Он стал пилигримом, как и Авраам. Его отец был раздражен, что сын уходил из дома вечером, когда его родители уже спали, чтобы встречаться с друзьями-христианами. Как в Уре за 1800 лет до Рождества Христова, в Кардиффе в 1632 году Бог пришел к нему – не в видении, а в проповеди, но по сути это было то же самое.
Бог создал Себе друга, Он ввел в Свой завет еще одного грешника, так же, как это происходило всегда. В случае с Кристофером Лавом произошло то, что со всем народом Божьим в Завете: Бог установил отношения с грешным человеческим существом, которое ответило Ему в вере. Так было во дни Авраама, и так происходит и с нами. Видите ли вы себя в этом завете Бога с Авраамом? Есть ли у вас доверие к Слову Божию и личная дружба с Богом? В завете ли вы с Ним? Сделал ли Он Себя вашим Другом? Вы должны согласиться не меньше чем на это, чтобы войти в правильные отношения с Ним! Господи, сделай меня Своим другом! Возьми меня в Свой Завет! Дай мне истинную веру в Тебя и в Иисуса Христа! Я не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. Такова молитва мужчин и женщин, которые приблизились ко спасению и вечной жизни в дружбе с Богом.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn

То, что Бог вступил в отношения с Авраамом исключительно по Своему изволению, было очевидно уже во время Его первого обращения к патриарху. Это не было кроткое предложение покинуть землю отцов в обмен на благословение. Напротив, слово Божие звучало как торжественное повеление: “пойди из земли твоей, от родства твоего” (Быт. 12:1).

Так же властно прозвучали Его слова при учреждении заветной печати обрезания. Бог провозгласил Аврааму: “Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; И поставлю завет Мой между Мною и тобою.” (Быт. 17:1, 2). Ничто в этих повествованиях не наводит на мысль о “соглашении” или “договоре”. Господь Бог полновластно утверждает условия Своего завета с Авраамом.

Безусловно, самый замечательный отрывок в патриархальных повествованиях, имеющих непосредственное отношение к понятию завета — это загадочное описание церемонии заключения Авраамова завета в 15 главе Книги Бытия. Этот рассказ со всей определенностью указывает, что по своей сути завет — это “узы на крови, которыми Бог по изволению Своему связывает Себя с творением”.

Этот этап исполнения Божьего обязательства совершить искупление уместнее всего определить как “завет обетования”. Бог всевластно подтверждает заветные обетования Аврааму.

Формальное заключение завета с Авраамом

Причиной формального заключения Божьего завета с Авраамом стал вопрос патриарха, вызывающий глубокое сочувствие. Авраам спрашивает в тревоге: “Владыка Господи, по чему мне узнать, что я буду владеть ею?” (Быт.15:8). Авраам верит Божьему слову. Но он просит твердой уверенности.

Бог даровал Аврааму великодушные обетования. Но патриарх старел. Жена его оставалась бездетной. Во дни Авраама было принято принимать разумные меры на случай бездетности родителей. Г931 Можно было “усыновить” одного из тех, кто служил семье. Такой приемный “сын” становился законным наследником.

Следовало ли бездетному Аврааму толковать обетование Божие таким образом, что ему придется прибегнуть к этой предусмотренной законами процедуре? Неужели его наследником неминуемо станет “этот Елиезер из Дамаска” (ст. 2, 3)?

Господь недвусмысленно возвещает о Своих намерениях. Никто иной, кроме сына чресл Авраамовых, не унаследует данных ему обетований (ст. 4).

Но как мог Авраам увериться в этом? Если ли способ подтвердить слово обетования?

Господь милостиво дает патриарху такое подтверждение, скрепляя узы завета соответствующим обрядом. Он повелевает Аврааму представить Ему определенных животных (ст. 9). В дальнейших пояснениях патриарх не нуждается. Он хорошо знает этот ритуал. По обычаям своего времени Авраам рассекает животных пополам и располагает куски друг против друга. Птиц он умерщвляет, но не рассекает.

В это время, говорит повествование, жертвенное мясо привлекает хищных птиц, которые пытаются склевать приготовленную Авраамом жертву. Патриарх считает необходимым вмешаться и отгоняет их (ст. 11).

Когда Авраам впадает в провидческий сон, Бог поясняет ему ход событий, которые должны предшествовать полному осуществлению Его обетований. Авраам не должен отчаиваться. Он не должен беспокоиться из-за отсрочки в исполнении обетований. Бог позволяет ему охватить взглядом историю, которая в конечном итоге приведет семя Авраамово к владению землей обетованной. Это видение побуждает патриарха терпеливо ждать.

В течение 400 лет потомков Авраама будут угнетать в чужой стране. По окончании этого срока они выйдут из земли с большим имуществом. И, наконец, вступят в землю обетованную (ст. 13, 14).

Зачем такой длительный период лишений и испытаний? Почему Аврааму самому немедленно не вступить во владение обетованной землей?

Только милосердие Божие к грешному человечеству дает подобающий ответ на этот вопрос. Такое промедление объясняется благодатью Божьего долготерпения к нынешним обитателям той земли. Поскольку “мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась” (ст.16), потомкам Авраама придется вынести 400 лет изгнания с земли обетованной.

В заключение этих пророчеств Авраам становится свидетелем поистине потрясающего зрелища. “Дым как бы из печи” и “пламя огня” проходят между рассеченными животными (ст.17).

Что же означает этот поражающий воображение обряд? Почему видимые знаки Божественного присутствия проходят “между рассеченными животными”?

Все поясняет следующее предложение: “В этот день заключил Господь завет с Авраамом” (ст.18). Рассечение животных и прохождение между их частями означает “заключение” (буквально “рассечение”) завета.

Рассекая животных и проходя между их частями, участники завета дают клятву верности в жизни и в смерти. Эти действия означают, что участники завета призывают на себя проклятие в том случае, если нарушат его. Они заявляют, что если нарушат свои заветные обязательства, то пусть их тела будут рассечены на части, как тела ритуальных животных.

Внебиблейские аналогии подтверждают, что подобные обрядовые действия при заключении завета означают именно призывание на себя проклятия. Недавно стали известными несколько примеров символического заклания животных при заключении завета. Один сирийский текст, относящийся к восемнадцатому-семнадцатому векам до рождества Христова, представляет собой запись соглашения, по которому некто Абба-АН дарует некий город Яримлиму: “Абба-АН связан с Яримлимом клятвой, и он перерезал горло овцы.” Другие тексты, принадлежащие к культуре Мари и датируемые восемнадцатым веком до Р.Х., упоминают о заклании осла при заключении завета. Похоже, что само выражение “закалать осла” выступало в роли специального термина, обозначавшего заключение завета.

Поскольку клятва верности до смерти являлась неотъемлемой частью церемонии заключения завета, то при этом стороны связывали себя “узами на крови.” Стороны, которые вступали в завет, принимали на себя в этих отношениях обязательства жизни и смерти.

В случае Авраамова завета Бог-Творец связывает Себя со Своим творением-человеком торжественной клятвой на крови. По Своему изволению Всемогущий принимает на Себя обязательство исполнить данные Аврааму обетования. Это Божье обязательство призвано избавить Авраама от сомнений. Бог торжественно дал обетование и скрепил его клятвой, призывающей проклятие на нарушителя. Исполнение слова Господня несомненно.

О. Палмер Робертсон,

Христос Божьих заветов, Copyright 1980, ISBN: 0-87552 — 418 – 4, Перевод Елены Бога, Редактор Елена Шустова



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх