Сибирские сказки. Художественный мир Сибири: Бурятские народные сказки Сказки и предания народов сибири

Вступительная статья, подготовка текстов, примечания, указатели раздела «Волшебные сказки» Р.П. Матвеевой, раздела «Сказки о животных» Т.Г.Леоновой. - Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. - 352 с.

В том вошли 76 волшебных сказок и сказок о животных, записанных с 1890-х по 1980-е годы. Большая часть сказок публикуется впервые. Значительное место отведено современным записям как живому свидетельству некогда богатейшей сибирской традиции.

В книге собраны произведения в исполнении и прославленных мастеров, и неизвестных читателю исполнителей.

В этом томе Вы найдете и сказки, сюжеты которых широко распространены у восточнославянских сказочников, в том числе и в Сибири, и редкие тексты, ушедшие из живого бытования. В сказках в полной мере проявился сибирский колорит.

ОГЛАВЛЕНИЕ От редколлегии.................................................. 7 Русские сказки Сибири.......................................... 10 ТЕКСТЫ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ 1. О трех богатырях - Вечернике, Полуношнике и Световике....... 52 2. Подсолнешна Красота......................................... 79 3. Иван-царевич и Марфа-царевна................................ 91 4. Иван царской сын золотых кудрей............................. 99 5. Иван Вдовин................................................ 116 6. Сережа купеческий сын...................................... 124 7. [Медведь и три сестры] ..................................... 138 8. [Колдун и его ученик] ...................................... 142 9. Про Ванюшку................................................ 148 10. Старик охотник и заветная птичка.......................... 150 11. О мальчике купеческом сыне................................ 161 12. [Царевна-старушка] ........................................ 168 13. [Василиса Васильевна] ..................................... 177 14. Червячок.................................................. 178 15. Жених-заяц................................................ 183 16. [Василиса Премудрая] ...................................... 187 17. Иван крестьянский сын..................................... 192 18. Булат-молодец............................................. 196 19. Сивко, Бурко, вещий Коурко................................ 204 20. Свинячая кожура........................................... 214 21. Сказка про Ивашку худого поваришку........................ 217 22. [Волшебное кольцо] ........................................ 223 23. Два брата................................................. 235 24. Чудесная овечка........................................... 237 25. Старуха повиваленка....................................... 238 СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ 26. Лиса и кот................................................ 240 27. Медведь и лиса.............................................. - 28. [Лиса-повитуха] ........................................... 241 29. Котушка и лиса............................................ 242 30. Лиса и козел.............................................. 243 31. Лиса, волк и медведь...................................... 244 32. Груздь, лиса и сорока....................................... - 33. Лиса и Петя-петух......................................... 245 28. Кот да петушок............................................ 245 35. Заяц и овцы............................................... 249 36. Тетеря...................................................... - 37. Медведь и бревно............................................ - 38. Дружба собаки и кота........................................ - 39. Кот и лиса................................................ 251 40. [Сказка о волке и свинье] ................................. 253 41. Лошадь и тигр............................................... - 42. Про кошечку............................................... 254 43. [Мужик и медведь] ......................................... 257 44. Волк и лиса................................................. - 45. Про лису и волка.......................................... 258 46. [За добро добром] ......................................... 260 47. Медведь - деревянная нога................................. 261 48. Сыновья................................................... 262 49. [О лисе] .................................................. 263 50. Про козу-резу............................................. 265 51. Репка..................................................... 267 52. [Мышь и воробей] .......................................... 268 53. [Журавль и гагара] .......................................... - 54. Воробей................................................... 269 55. [О Ерше Ершовиче] ......................................... 270 56. Слепень и комар........................................... 271 57. [Терем мухи] ................................................ - 58. О мышке да пузырьке....................................... 274 59. Старик и дрожь [дрозд] ...................................... - 60. Машенька.................................................. 275 61. [О петухе] .................................................. - 62. Про козу лупоглазу........................................ 276 63. Про козла................................................. 277 64. О старике да старухе, о курочке и петушке................... - ПРИЛОЖЕНИЯ Примечания.................................................... 286 Тексты сказок, звучащих на грампластинке...................... 302 1. Про кошечку и собачку.................................... - 2. [Падчерица] ............................................ 304 3. Коза ярая.............................................. 305 Список сокращений............................................. 308 Указатель сюжетов сказок...................................... 310 Указатель контаминации сюжетов................................ 326 Указатель имен и прозвищ персонажей........................... 327 Указатель географических названий в сказках................... 329 Указатель имен сказочников.................................... 330 Указатель имен собирателей.................................... 331 Указатель мест записи сказок.................................. 332 Словарь малоупотребительных и диалектных слов................. 334 Алфавитный указатель названий сказок.......................... 339 Список литературы............................................. 340 Summary ....................................................... 344

М, "Детская литература", 1995 г.

Вступительная статья к Х тому «Сказок народов мира» - "Сказки народов Сибири, Средней Азии и Казахстана", издательства М, "Детская литература", 1995 года, составленная Алиевой Аллой Ивановной, легла в основу данной статьи. В нашу аудио книгу вошли сказки о животных, волшебные и бытовые сказки народов, проживающих в Сибири, на Крайнем Севере, Дальнем Востоке России, в странах Средней Азии и Казахстана. Такое объединение не случайно. Народы, населяющие Сибирь, Крайний Север и Дальний Восток с одной стороны и Среднюю Азию и Казахстан с другой, объединяет географическая близость, сходство или общность исторических судеб, экономического и культурного развития, во многих случаях родство языков, сходство духовной культуры. В Южной Сибири - это буряты, якуты, алтайцы, хакасы, тувинцы, западно-сибирские татары, щорцы, тофалары. Все эти народы говорят на разных языках - преимущественно тюрских или монгольских. В Северной Сибири и на Дальнем Востоке живут ханты и манси, ненцы, нганасаны, энцы, селькупы, кеты, эвенки, долгане, эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи, ороки, нивхи, юкагиры, чукчи, эскимосы, коряки, ительмены, алеуты. Некоторые из этих народов насчитывают по нескольку тысяч, численность других не превышает и одной тысячи человек. Народы эти говорят на тунгусо-манчжурских, самодийских и угорских языках. Языки разных народов Сибири и Дальнего Востока значительно различаются между собой. Так, нивхский и юкагирский языки не имеют ничего общего ни между собой, ни с языками чукчей, коряков, ительменов.
Существенно различаются история и культура народов Южной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Малочисленные коренные народности Северной Сибири и Дальнего Востока, разделенные огромными труднопроходимыми пространствами тайги и тундры, жили в суровых климатических и бытовых условиях. С древнейших времен их основными занятиями были рыболовство и охота на различных зверей и животных - морских и тундровых. Значительные перемены в жизнь народов Севера принесло приручение дикого оленя, возникновение оленеводства. Занятия охотой, рыболовством, собиранием съедобных и лекарственных трав, растений развили у народов Севера веру в силы природы и преклонение перед ними. Восхищением природными силами проникнута вся духовная жизнь народов Севера, и прежде всего их религиозные представления, широко отразившиеся в народных сказках. Таковы представления о «верхнем» и «нижнем» мире (герой чукотской сказки «Белая яранга» отправляется в верхнюю тундру добывать себе жену), о «хозяевах» стихий (хозяине ветров - в ненецкой сказке «Хозяин ветров», сыне Грома - в долганской сказке «Песенный человек», о хозяине тайги в нанайской сказке «Храбрый Мэргэн» и др.).
Особое место в сказках северных народов занимают шаманы. Здесь, как и в народных представлениях, они характеризуются как люди, наделенные сверхъестественной способностью вступать в общение с различными духами и благодаря этому совершать невероятное. Суеверный страх перед силой шамана, способного отправляться в царство духов, общаться с ними и возвращаться обратно отразился в сказках народов Севера. Подтверждением служит нганасанское «Сказание о старике шамане, его сыновьях и о Чинчире шитолицем».
Наиболее яркое отражение восхищения природой, стремление понять многие ее явления, объяснить их происхождение мы находим в замечательных сказках народов Севера. В них выразительно описаны жизнь, быт, обычаи северных народов, оставшиеся не измененными на протяжении многих веков. Незабываемы и неповторимы описания того, как сказочные герои охотятся на морского зверя или дикого оленя, ловят рыбу (что в условиях Севера - дело совсем не легкое и далеко не безопасное), а женщины ведут домашнее хозяйство: готовят пищу, выделывают шкуры добытых мужчинами животных, шьют из них одежду.
В сказках северных народов своеобразно объясняется происхождение многих бытовых явлений (добывание огня - в сказке «Как птицы огонь добывали») и особенных свойств различных птиц, зверей и животных.
Многочисленны и художественно убедительны сказки народов Севера, в которых говорится о происхождении и особенностях разных зверей, животных и птиц (хантыйская сказка «Лиса и медведь», эвенская «Кукушка», эскимосская «Как ворон и сова друг друга разукрасили», мансийская «Зайчик» и другие). Конечно же, у народов Севера есть волшебные и бытовые сказки, но неповторимое своеобразие сказочному эпосу народов Крайнего Севера и Дальнего Востока придают именно эти древнейшие произведения их устной народной поэзии.
Сказки народов Южной Сибири значительно отличаются от сказок народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Это не случайно и имеет историческое объяснение. Южная Сибирь, заселенная людьми уже в эпоху верхнего палеолита, была областью древнего скотоводства и земледелия. В последующем своем развитии она входила составной частью в различные государственно - политические временные образования тюркских и монгольских племен и не без их влияния стала областью сравнительно высокой древней культуры.
Северная Сибирь имела постоянные многовековые хозяйственные и культурные связи с южными областями Сибири, а через их посредство - с древними цивилизациями не только Востока, но и Запада. В Китае, Индии и Средней Азии много веков назад славились драгоценные северные меха.
Население Западной Сибири имело несомненные связи с Восточной Европой. Походы Чингисхана, тюркский каганат, движение гуннов оказали отраженное влияние на этнические перемещения народов Сибири, на развитие их культуры, прежде всего их устной народной поэзии, где сказки занимают одно из центральных мест. Вместе с тем сказки народов Южной Сибири - алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов, - созданные в глубине веков, сохранили тесные связи с различными древними ритуалами. В давние времена алтайцы рассказывали сказки только зимой - вечером или ночью. Они, как и другие тюркоязычные народы Сибири, считали, что в середине января мир распадается на старую и новую части. Для того, чтобы противостоять зимней спячке и разгулу «нечистой» силы в трудную зимнюю пору и приготовиться к новой жизни, которая должна прийти с наступлением новой весны, люди и рассказывали сказки. Каждая эпоха оставляла на существовавших древних сказках свой отпечаток.
Сказки народов Сибири были связаны с почитанием «Хозяина Алтая» - духа гор, которому дважды в год делали жертвоприношения. Хакасские, тувинские и шорские охотники верили, что сказки оказывают магическое влияние на хозяина гор: за хорошую сказку он может послать охотнику богатую добычу.
Большую часть в нашей аудио книге занимают сказки народов Средней Азии и Казахстана. Самостоятельные государства Средней Азии и Казахстана, бывшие республики СССР, расположены на обширной территории, которая протянулась от берегов Волги и Каспийского моря на западе до Китая на востоке, от Западной Сибири на севере до Афганистана и Ирана на юге. На их территории проживают узбеки, казахи, таджики, туркмены, киргизы, каракалпаки, уйгуры, дунгане, корейцы, татары, русские, украинцы, белорусы, немцы. Более половины населения Средней Азии и Казахстана - узбеки, казахи, киргизы, каракалпаки, туркмены, уйгуры, татары относятся к тюркской группе алтайской семьи языков. Другая значительная часть населения говорит на иранских языках - это прежде всего таджики, а также белуджи, курды, персы.
Средняя Азия и Казахстан - один из древнейших центров мировой цивилизации: уже более пяти тысячелетий назад здесь, как и в странах древневосточной цивилизации Передней Азии, было орошаемое земледелие. Во втором тысячелетии до нашей эры (в эпоху бронзы), население Средней Азии и Казахстана было знакомо с ирригацией, а в середине первого тысячелетия до н. э. здесь существовали могущественные государства, где процветали науки, искусство, литература. На протяжении своей многовековой истории народы Средней Азии и Казахстана создали богатую и самобытную культуру, значительной и органической частью которой является устная народная поэзия - фольклор. Одно из значительных мест в котором занимают сказки. В нашей аудио книге собраны самые выразительные и характерные сказки этого региона.
Сказки о животных имеют много общего со сказками ряда других народов (они сходны с анекдотами краткостью формы и выразительностью диалогов, в них центральными персонажами бывают, как правило, звери и животные, реже фигурируют люди). Волшебные же сказки отличает ряд специфических черт. Прежде всего это обусловлено многовековыми культурными связями народов Средней Азии и Казахстана, с одной стороны, между собою, а с другой - с мифологией и фольклором иранцев и арабов. Вот почему в сказках казахов, таджиков, киргизов, туркмен фигурируют очень похожие герои, совершающие сходные подвиги или просто похожие поступки. Герою сказки нередко помогает сказочная птица Симург или птица Зумруд, он отправляется на поиски необыкновенной девушки - красавицы - пери и вступает в борьбу с дэвами или драконами, которых, конечно же, обязательно побеждает. Все эти персонажи пришли в узбекскую, туркменскую или казахскую сказку из персидской или арабской. Одни из них, например пери или дэвы, изменили свой облик, обрели некоторые специфические туркменские, казахские или таджикские черты, другие (птица Симург) сохранили и свой облик, и свою роль в сказочном действии.
Но определяющими в формировании своеобразия сказок народов Средней Азии и Казахстана стали собственные мифологические и сказочные традиции этих народов, их этические и эстетические представления. В них широко отразились быт, нравы, обычаи узбеков и казахов, таджиков и туркмен, дунган и уйгуров. Вместе с тем у вас есть возможность увидеть и сходство всех сказок народов Сибири, Средней Азии и Казахстана - утверждение торжества правды, добра, справедливости.
Предлагаем вам слушать онлайн или скачать аудио сказки народов Сибири, Средней Азии и Казахстана в свою аудио библиотеку!

Аудио сказки народов Сибири, Средней Азии и Казахстана - Х том Сказок народов мира. В том вошли сказки о животных, волшебные и бытовые сказки народов, проживающих в Сибири, на Крайнем Севере, Дальнем Востоке России, в странах Средней Азии и Казахстана. Составитель тома,вступления "Увлекательное путешествие" и словаря - Алиева Алла Ивановна. Вы...

Аудио сказка "Старушка Байбярикян с пятью коровами" - о доброй старушке Байбярикян со своими пятью коровами, удалом охотнике Харжит-Бергене и прекрасной девушке-хвощинке. Волшебная, якутская народная аудио сказка. Вы можете слушать онлайн и скачать якутскую народную аудио сказку "Старушка Байбярикян с пятью коровами".

Тувинская народная волшебная аудио сказка "Оскюс-оол и Золотая царевна" - о добром юноше и Золотой царевне волшебнице. Слушайте онлайн и скачивайте аудио сказку "Оскюс-оол и золотая царевна". Оол переводится с тувинского - парень.Так вот: жил Оскюс-оол со своим старым-престарым отцом в ветхом чуме, и было у них всего-навсего семь коз. Оскюс-оол...

Таджикская, народная, волшебная аудио сказка "Салим-пахлавон" - о юном падишахе Салиме-пахлавоне. О том, как искал он своих родителей, а в пути обрёл силу, друзей, жену, а в конце встретил родителей и своего брата. Можете слушать онлайн, скачать таджикскую народную аудио сказку "Салим-пахлавон".

"Три сына бедняка" - казахская народная волшебная аудио сказка. "Жил на свете бедняк. Было у него три сына. Старшего звали Ашкен, среднего - Мошкен, а младшего - Жумагельды. Отличались они большой силой и были очень похожи друг на друга. Отдал отец сыновей в школу. С нетерпеньем ждал, когда они выучатся, вырастут и станут ему помощниками." Так...

"Белая яранга" - чукотская народная волшебная аудио сказка. Восхищением природными силами проникнута вся духовная жизнь народов Севера, и прежде всего их религиозные представления, широко отразившиеся в народных сказках. Таковы представления о "верхнем" и "нижнем" мире. Герой сказки "Белая яранга" Сэкен, отправляется в верхнюю тундру добывать...

"Шелковая кисточка Торко-чачак" - алтайская народная волшебная аудио сказка. Сказки народов Южной Сибири - алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов, - созданные в глубине веков, сохранили тесные связи с различными древними ритуалами. Суеверный страх перед силой шамана отразился в алтайских сказках. "Жила-была девочка, звали ее...

"Гульджахан" - туркменская народная волшебная аудио сказка. Туркмены относятся к тюрской группе алтайской языковой семьи. Средняя Азия и Казахстан - один из древнейших центров мировой цивилизации. Во 2-м тысячелетии до нашей эры - в эпоху бронзы - население Средней Азии было знакомо с ирригацией, а в середине 1-го тысячелетия до нашей эры здесь...

"Гарьюлай-мэргэн и его отважная сестра Агу-ногон-абаха" - бурятская народная волшебная аудио сказка о смелой и находчивой девушке, преданной сестре Агу-ногон-абаха, которая спасла своего брата Гарьюлая-мэргэна из пасти семиголового чудовища мангатхая. Много трудностей пришлось испытать и преодолеть отважной девушке для спасения своего брата....

"Рустамзод и Шерзод" - узбекская народная волшебная аудио сказка. Были у одного старика два сына Рустамзод и Шерзод и вторая жена - мачеха его детям. Заставила злая жена своего мужа воровать, чтобы денег у них было побольше, а он не хотел становиться вором. Трудно пришлось человеку жить с ворами, а помогать тем, кого те хотели обокрасть, но...

"Конь с глазами как цветок ядовитой травы" - уйгурская народная волшебная аудио сказка. Уйгуры - народ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, в Казахстане, Киргизии, Узбекистане - 211 тысяч человек (по переписи 1979 года). Уйгурский (новоуйгурский) язык относится к тюрским языкам (карлукская группа). С первых слов повествования начинаются...

"Шакир и Шакирет" - киргизская народная аудио сказка. Волшебная сказка о горькой доле ханских детей, мальчиков Шакира и Шакирета и сестры, которая в сказке играет пассивную роль. Действие начинается в киргизском городе Ош. Мальчики учились у молдо (муллы). Мать троих детей умерла, а через год хан женился на дочери соседнего бая. "Новая жена была...

"Храбрый Мэргэн" - нанайская народная волшебная аудио сказка. Занятия охотой, рыболовством, собиранием съедобных и лекарственных трав, растений развили у народов Севера веру в силы природы и даже преклонение перед ними. Восхищением перед природными силами проникнута вся духовная жизнь народов Севера, и прежде всего их религиозные представления,...

"Мудрый Аяз" - казахская народная волшебная аудио сказка. Значительное место в нашей аудио книге занимают сказки народов Средней Азии и Казахстана, прежде входивших в Советский Союз, а таперь населяющих независимые государства. На протяжении своей многовековой истории народы Средней Азии и Казахстана создали богатую и самобытную культуру,...

"Хозяин ветров" - ненецкая народная волшебная аудио сказка. "В одном стойбище старик жил. Вместе с ним три дочери жили. Младшая самая хорошая, самая умная была..." Так начинается ненецкая волшебная сказка о послушной, доброй, старательной, а значит удачливой младшей дочери и о нетерпеливых, непослушных средней и старшей дочерях. Младшей из...

"Лягушонок" - дунганская народная волшебная аудио сказка. В бездетной семье прижился лягушонок. Стариков стал называть "отец" и "мать", сам помогал им во всем, как родителям. Когда вырос, исполнив разные испытания, женился на принцессе. Был он заколдованным сыном царя драконов. Три дня оставалось до окончания срока действия колдовских чар, но...

"Тахир и Зухра" - красивая, известная узбекская народная аудио сказка о любви. Тахир и Зухра были ровесниками. Старик волшебник предрек не разлучать детей шаха и визиря, мальчика назвать Тахиром, девочку Зухрой и поженить их, когда вырастут. Шах, отец Зухры, все время пытался разлучить детей... "В Разлуке с Тахиром день и ночь она (Зухра)...

"Великий стрелок" - хакасская народная волшебная аудио сказка. Сказки народов Сибири были связаны и с почитанием "хозяина Алтая" - духа гор, которому дважды в год делали жертвоприношения. Хакасские, тувинские и шорские охотники верили, что сказки оказывают магическое влияние на хозяина гор: за хорошую сказку он может послать охотнику богатую...

"Барса-Келмес, или Пойдешь-Не-Вернешься" - каракалпакская народная волшебная аудио сказка. Барса-Келмес, или Пойдешь-Не-Вернешься - это такое урочище. "В старое время в Кунграде учились вместе в школе сын богатого бая и сын его батрака. На одной кошме сидели, в одну книгу смотрели..." Только батрацкий сын старался, а сын бая завидовал своему...

"Песенный человек" - долганская народная волшебная аудио сказка о "верхнем" и "нижнем" мире, о "хозяине" стихии Громе и его сыне. "У края леса, у края тундры стояла, говорят, рубленная избушка. В ней женщина с тремя сыновьями жила. Два старшие сильные были, а младший - Куначжи его звали - все на печи лежал. Не ходил совсем, не держали его ноги....

"Отважная девушка" - таджикская народная волшебная аудио сказка о девушке, которая отважилась добыть лекарство для своего ослепшего отца. В мужской одежде она отправилась в опасный путь. Ей помогали доброта, сердечность, приветливость, а против дивов ей дали зеркало, гребень и брусок. Зеркало, в нужный момент, превратилось в реку, брусок...

"Мальчик в девичьей одежде" - алеутская народная волшебная аудио сказка. "Канаагутух, когда молод был, много воевал. Только песен про него никто не пел, сказаний не складывал. Иные с врагом в честном бою лицом к лицу сходятся, а Канаагутух тайком в чужое селение прокрадывался, сонных мужчин убивал, женщин, детей в плен уводил... хотел побольше...

"Волшебный камень аханрабо" - узбекская народная волшебная аудио сказка. Сюжет известный из персидской, арабской, а также европейской народной сказки. Прежде всего это обусловлено многовековыми культурными связями народов Средней Азии и Казахстана между собой и с мифологией и фольклором (устной народной поэзией) иранцев и арабов. Похожие сказки...

"Деревянные невесты" - ительменская народная волшебная аудио сказка. Сложная по восприятию сказка. Восхищение таинственной природой Севера отразилось и в изобразительном искусстве северных народов. Особое развитие получила такая область прикладного изобразительного искусства, как резьба по моржовому клыку, мамонтовой кости, металлу, инкрустация...

"Говорящий верблюд" - туркменская народная бытовая аудио сказка о находчивом маленьком мальчике, который спрятался от ливня в ухе своего верблюда. Нашлись желающие присвоить одинокого верблюда, и тогда мальчик стал говорить как бы за верблюда, который немедленно прослыл "мудрым". Ему даже удалось переубедить хана строить плотину, которая...

Нивхи (устаревшее название "гиляки") - народ проживающий в низовьях реки Амур (Хабаровский край) и на острове Сахалин. По переписи 1979 года - 4,4 тысячи человек. Нивхский (или "гиляцкий" язык) генетически изолированный, относится к полеоазиатским языкам. Создан алфавит на основе русской графики. "Горная красавица" - нивхская народная аудио...

"Всемогущая Катгыргын" - чукотская народная волшебная аудио сказка. Занятия охотой, рыболовством, собиранием съедобных и лекарственных трав, растений развили у народов Севера веру в силы природы и преклонение перед ними. В чукотской сказке "Всемогущая Катгыргын" рассказывается о взаимосвязи в природе растительного и животного мира, или кто кого...

"Завет Сулайманбая" - киргизская народная волшебная аудио сказка. Умирая один человек, Сулайманбай, рассказал своей невестке о зарытом в саду, на черный день,кладе. Но не клад является в сказке заветом Сулайманбая. После смерти свекра невестка использовала клад против сына. Сама она погибла. А сын Сулайманбая второй раз женился на доброй и умной...

"Добрая лесная Адига" - удэгейская народная волшебная аудио сказка. Восхищением природными силами проникнута вся духовная жизнь народов Севера и прежде всего их религиозные представления, широко отразившиеся в народных сказках. Случилась беда у женщины: сына и мужа потеряла. "...Лежит Исама, плачет... А в это время шла по тайге добрая лесная...

"Насыр Плешивый" - узбекская народная аудио сказка о скромном талантливом мастере гончаре Насыре Плешивом, о тщеславном бездельнике шахе, и, конечно, о злом и жадном визире. В центре сказочного повествования - искусно выполненная, прекрасная шахская пиала. "По бокам у новой пиалы были изумительные цветы, а внутри все предметы отражались, разными...

Нганасаны - народ в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе. Язык нганасанский (тавгийский, тавгийско-самоедский), относится к самодийской группе уральских языков. Бесписьменный. Особое место в сказках северных народов занимают шаманы. Здесь, как и в народных представлениях, они характеризуются как люди, наделенные сверхъестественной...

На протяжении своей многовековой истории таджикский народ создал богатую и самобытную культуру, значительной и органической частью которой является устная народная поэзия - фольклор. "Мудрая девушка и лентяй" - таджикская народная аудио сказка о самой умной в государстве девушке и самом ленивом лодыре, а также о том, что "Умная жена и глупого...

"Проделки Алдара" - цикл киргизских народных бытовых аудио сказок. В нашей аудио книге размещены две сказки об умном и находчивом человеке, которого звали Алдар-Косе: "Как Алдар наказал разбойника", послав его за серебряным ведром в колодец, и "Белый козел Алдара", где Аладар обрядил волка в козла и заставил волка играть роль козла. Предлагаем...

"Железная птица" - нанайская народная аудио сказка. Наиболее яркое отражение восхищения природой, стремление понять многие ее явления, объяснить происхождение различных обычаев находятся в замечательных сказках народов Севера. Конечно же, в них выразительно описаны жизнь, быт, обычаи северных народов, остававшиеся неизменными на протяжении...

Средняя Азия и Казахстан - один из древнейших центров мировой цивилизации: ученые-археологи, историки, этнографы установили, что более пяти тысячелетий назад здесь, как и в странах древневосточной цивилизации Передней Азии, было орошаемое земледелие и т.д. В туркменской народной аудио сказке "Как Ярты-гулок нашел отца и мать" так описываются...

Яркое восхищение природой, стремление понять некоторые ее явления, объяснить их происхождение видим мы в мансийской народной этиологической аудио сказке "Дочери Отортена", рассказывающей о происхождении рек Печоры и Вишеры, а также малых рек Лозьвы и Сосьвы. Необычайно поэтическая, красивая сказка. "И рассеялось, потерялось облако темное. На том...

"Говорящие деньги" - таджикская народная аудио сказка. Волшебная аудио сказка о том, как один скряга ходил в рваном халате, держал впроголодь жену и детей, накопил кувшин золота и кувшин серебра, а деньги оказались говорящими. "Не тронь - это деньги Курбана!"Забавная история о том, как деньги нашли предназначенного им хозяина, а затем все время...

"Мойтнынг" - хантыйская народная волшебная аудио сказка о том, как одинокая, красивая, сильная, свободолюбивая девушка искала свой народ. Мойтнынг, так звали смелую и отважную девушку, любила животных. Ее друзьями были олень и селезень. Она освободила из рабства волка, медведя, росомаху и рысь. Предлагаем слушать онлайн или скачать хантыйскую...

"Жадный бай и Алдар-Косе"- казахская народная бытовая аудио сказка. В фольклоре многих народов мира бытует образ смышленого, изобретательного героя, выходца из низов, который оставляет в дураках своих недругов, чванливых богачей. Наверное, самый знаменитый из этих героев - ходжа Насреддин, который является героем циклов анекдотов у турок и...

"Чудесная шуба Алдара-Косе" - казахская народная бытовая аудио сказка, в которой продрогший от стужи Алдар-Косе так обернул разговор с повстречавшимся ему путником, что тот посчитал за удачу обменять свою лисью шубу на дырявую шубу Алдара-Косе, а своего скакуна на старого тощего коня Алдара-Косе. "...Потешая людей, Алдар-Косе рассказывал, как...

"Тигр у двери" - негидальская народная аудио сказка. Негидальцы - самоназвание элькан бэйэнин, группы народа в Хабаровском крае. Негидальский язык относится к тунгусо-манчжурским языкам, бесписьменный. Сказка повествует о мальчике, страстно желавшем стать охотником и о пяти взрослых трусливых охотниках: "Пять человек в тайгу собираются -...

"Курицын хлеб" - саларская народная волшебная аудио сказка. Необычен для формата волшебной сказки маленький объем ее, но сюжет насыщен. Добрый поступок бедного юноши предопределяет благодарность змеиного сына. Далее выбор: золото, серебро или курица. Доверчивый и кроткий молодой человек внимает змеиной рекомендации, и курица приносит ему не...

"Алыке и Барыпжан" - киргизская народная волшебная аудио сказка. Алыке и Барыпжан были нареченными женихом и невестой.Однако семья Барыпжан уехала, а Алыке остался сиротой. Нелегко ему пришлось. "...Алыке рос умным и смелым мальчиком. С молодыми он был любезен, со стариками почтителен.Понравился Алыке одному старику волшебнику, и тот научил его...

Уйгуры - народ в Китае, Казахстане, Киргизии и Узбекистане. Уйгурский язык относится к тюркским языкам. "Волшебный кетмень" - уйгурская народная аудио сказка. Может быть кто-то и знает, но для всех остальных скажу, что кетмень - это тяжелая мотыга для обработки земли. Было у императора два сына-близнеца, которых он очень любил и баловал. Однажды...

"Хозяйка огня" - селькупская народная бытовая аудио сказка о важности огня в очаге. Селькупы - (устаревшее название - остяко-самоеды) народ в Тюменской и Томской областях и Красноярском крае. Селькупский язык - на основе русского алфавита. В сказке выразительно описаны жизнь, быт северного народа селькупов. Священен огонь в каждом чуме стойбища...

"Ахмед" - туркменская народная бытовая аудио сказка. Бедняк по имени Ахмед постоянно твердил: "Вот если бы у меня были деньги, я бы знал, что с ними делать". Один купец дал Ахмеду денег и отвел его в караван-сарай к купцам, которые уезжали в другой город. Ахмед, поступив неординарно, превратил деньги в старое тряпье, тряпье - в пепел, пепел - в...

"Мудрая девушка" - киргизская народная бытовая аудио сказка повествует о традиции выбирать хана, если нет наследника, полетом любимого сокола хана. На кого сядет сокол, тот человек и будет ханом или другим должностным лицом, в зависимости от того, кого выбирают. "...И вот стал пастух Болотбек ханом. Был он умным, справедливым и щедрым..." Далее...

Уйгурский народ населяет Китай, Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Бытовые сказки часто рассказывают о хитроумных загадках или умных ответах. Причем одним из мудрецов часто бывает или не старый или вовсе не богатый и с виду не образованный человек. "Три улыбки падишаха" - уйгурская народная бытовая аудио сказка повествует о восточном красноречии...

"Два брата" - энецкая народная аудио сказка. Энцы - народ в Таймырском (Долгано-Ненецком автономном округе, сливаются с ненцами и нганасанами. Энецкий язык относится к самодийской семье уральских языков, бесписьменный. Малочисленные коренные народности Северной Сибири, разделенные огромными труднопроходимыми пространствами тайги, жили в суровых...

"Скрипучая старушка" - ульчская народная волшебная аудио сказка. Ульчи - народ в Хабаровском крае (самоназвание нани). Ульчский язык относится к тунгусо-манчжурским языкам. "Скрипучая старушка" - этиологическая сказка, фантастическим образом объясняющая происхождение "оводов, комаров и мошек, которые досаждают людям и животным." А сама скрипучая...

"Бай и батрак" - узбекская народная бытовая аудио сказка о находчивости батрака Алдара, сторицей заплатившего баю за обиды, причиненные ему и его братьям. Находчивый, неунывающий бедный батрак Алдар симпатичен и создателям и слушателям сказки. Поэтому его роль в сказке - миссия положительного супермена. Можете слушать онлайн и скачать бесплатно...

Орочи - народ на юге Хабаровского края, самоназвание нани. Орочский язык относится к тунгусо-манчжурским языкам, бесписьменный. "Лучший охотник на побережье" - орочская народная волшебная аудио сказка. Не приучал отец сына с детства к работе и охоте. Вырос сын: "Глаза у сына зоркие, ноги быстрые, руки сильные. Но только, чтобы зверя убить,...

Тофалары - народ в Нижнеудинском районе Иркутской области, самоназвание - тофа, устаревшее название - карагасы. Язык тофаларский тюркской языковой группы. "Три великана" - тофаларская народная аудио сказка. Присутствие в названии сказки слова "великаны" уже предполагает, что сказка наша - волшебная. Так и есть. Ждут трех великанов волшебные...

"Братья" - саларская народная волшебная аудио сказка. Сказка начинается без присказки: "Был некий юноша сирота, у него была мать. Юноша рубил в горах дрова и продавал их в городе. Тем и кормились. Однажды с горы сорвался лев и запутался в колючем кустарнике. "Если срублю куст, - подумал юноша, - лев получит свободу и съест меня". А вслух сказал:...

"Сын бедняка и жестокий хан" - бурятская народная бытовая аудио сказка, главный герой которой смышленый, изобретательный юноша, сын бедняка. Злой, жестокий, бессердечный хан всячески притеснял бедняка, заставлял работать даром, кормил впроголодь. Подрос у бедняка сын и пошла молва о нем, как об очень ловком, умном и хитром пареньке. "Скоро хан...

"Айога" - нанайская народная волшебная аудио сказка о том, как красивая девочка Айога, будучи при этом ленивой и злой гордячкой, превратилась в гуся. "...Не удержалась Айога на берегу. Бултыхнулась в воду и обратилась в гуся. Плавает и кричит: -Ах, какая я красивая! Го-го-го... Ах, какая я красивая!.. Плавала, плавала, пока говорить не...

"Чудесный сад" - казахская народная волшебная аудио сказка, красивая сказка о большой дружбе двух мужчин бедняков, о любви их детей, о казане золота, который не разрушил ни дружбу старых друзей, ни любовь юноши и девушки, о настоящей и мнимой мудрости четырех учеников мудреца, о пленных птицах, о том как птицы в благодарность за обретенную...

"Чужая ураса" - юкагирская народная бытовая аудио сказка. Ураса - это жилище из шкур животных у юкагиров. Юкагиры - народ в Якутии и Магаданской области, самоназвание - одул. Язык юкагирский (одульский) - относится к юкагирско-чуванской группе палеоазиатских языков. "Чужая ураса" - сказка о трех незадачливых братьях. Как они пели, так они и...

"Мальчик Идэ" - хантыйская народная бытовая аудио сказка о "воспитательном мероприятии", которое бабушка устроила своему внуку, чтобы он стал смелым. "...Это я нарочно, Идэ. Я хочу, чтобы ты храбрым вырос. Ты - человек, а человек над всем на свете хозяин. А разве ты не хочешь храбрым быть? / -Хочу, - тихонько говорит Идэ... / С тех пор перестал...

"Трус Худайберды и лисица" - туркменская народная волшебная аудио сказка. Многовековые культурные связи народов Средней Азии и Казахстана между собою, а также с мифологией и фольклором иранцев и арабов, обусловили наличие в туркменской сказке героя, попадающего в сходные ситуации и совершающего сходные поступки, вступает в единоборство с...

Селькупы - народ в Тюменской, Томской областях и Красноярском крае. "Ича" - селькупская народная бытовая аудио сказка, ее героем является Ича, простой бедный парень, который жил вдвоем со своей бабушкой. Его оппонентом в сказке "Ича" представлен любопытный, жадный и предельно глупый князь, каких вне сказки и не бывает. Ича - находчивый человек...

"Хвастливая лягушка" - якутская народная этиологическая аудио сказка, рассказывающая о происхождении некоторых особенностей у лягушки. После определенных приключений, произошедших в жизни лягушки, в ее внешности появились изменения. "...До сих пор на животе лягушки остались кровянистые пятна от ушиба. На спине лягушки видны следы когтей,...

"Чокчолой-батыр" - киргизская народная аудио сказка о животных, переводится как "Кот богатырь". Не будут лишними и следующие пояснения: джайлоо - это пастбище, а тайганы - охотничьи собаки. Когда повстречал в лесу кот лису, то его приключения пошли по сценарию русской народной сказки "Кот и лиса". Приходили разные звери к коту на поклон, сначала...

"Птичка-невеличка" - кетская народная аудио сказка. Кеты - прежнее название енисейские остяки, енисейцы, народ живущий в Красноярском крае по среднему и нижнему течению Енисея.Кетский язык относится к енисейской группе палеоазиатских языков. Далеко от великой Волги до границы Западной и Восточной Сибири, где протекает величественный Енисей, а...

"Мышонок мудрец" - узбекская народная аудио сказка о дружбе животных: голубя Сизаря, мышонка Мудреца, вороны, черепахи и козы. Сказка показывает как сплоченность и взаимовыручка помогают в трудных ситуациях, и любое, даже такое маленькое животное, как мышка могут спасти жизнь более крупным и сильным животным, когда те попадают в...

"Храбрый осел" - казахская народная аудио сказка о животных. Ослу пришлось проявить недюжинные ум, находчивость и просто невероятную смелость, чтобы живым остаться и закрепиться на полюбившейся поляне, посрамив при этом куда более сильных, чем сам осел, хищников. В сказке "Храбрый осел" действуют животные, но подразумеваются люди, со...

"Умный осел" - таджикская народная аудио сказка о животных. Как и предыдущая, сказка "Умный осел" рассказывает историю как животные: осел, вол, петух и мышь организовывали себе самостоятельную жизнь на понравившемся цветущем пастбище. Как им удалось перехитрить и навсегда распугать стаю волков. Предлагаем слушать онлайн и скачать таджикскую...

"Страшный гость" - алтайская народная этиологическая аудио сказка о животных. Сказка "Страшный гость" рассказывает о происхождении окраса у барсука. "От белого заячьего живота побелел лоб у барсука. От задних заячьих лап прошли белые следы по щекам." Предлагаем слушать онлайн и скачать бесплатно и без регистрации алтайскую народную...

"Кто сильнее" - киргизская народная цепевидная аудио сказка о животных. С вопросом "Ты самый сильный?" фазан обращался ко Льду, к Солнцу, к Туче, к Дождю, к Земле, к Подснежнику, к Ягненку, к Волку, к Ружью, к Муравью, к Лесу, к Человеку. А Человек стругал деревянную доску - что-то мастерил для себя. Задал фазан свой вопрос: "Человек, Человек!...

"Петух и шакал" - каракалпакская народная аудио сказка о животных. Голодный шакал приглядел петуха себе на завтрак. Но петух оказался не прост. Не стал слетать с забора, отослал шакала к "своему приятелю" - к собаке. Та и задрала шакала. Предлагаем слушать онлайн и скачать бесплатно и без регистрации каракалпакскую народную аудио сказку "Петух...

"Как птицы царя выбирали" - хакасская народная аудио сказка о животных. Решили птицы выбрать царя: самого сильного, самого умного и самого долговечного. Пока птицы занимались самовыдвижением, никого не могли выбрать, так как остальные только высмеивали претендента. Но вот ворона и сорока, одна предложила орла, вторая поддержала. "Тут все птицы...

"Неугомонный воробей" - таджикская народная аудио сказка о добросовестном, бескорыстном, смелом стороже хлопкового поля - воробье. Преданно служил бедной старушке воробей, и падишах не смог расхитить охраняемый воробьем хлопок. "...Падишах умер, а неугомонный воробей вылетел на волю. Рассказывают: тот воробей до сих пор живет у бедной старухи,...

"Старик и птичка" - нганасанская народная аудио сказка. Нганасаны - северный народ в Таймырском (Долгано- Ненецком) автономном округе. Нганасанский язык (тавгийский, тавгийско-самоедский) относится к самодийской группе уральских языков. Бесписьменный. Легендарная сказка предлагает сказочный вариант, объясняющий смену зимы и лета на земле. "Жила...

"Медведь и Чалбача" - эвенкийская народная аудио сказка об охотнике по имени Чалбача и о медведе, хозяине тайги. Не хотел медведь давать охотнику Чалбаче ягод, и поспорили они: кто сильнее - тому и ягоды собирать. Хитростью пришлось доказывать Чалбаче свое превосходство. Но ведь ум - это тоже сила, причем большая, чем сила мышц. Эвенки -...

"Две кедровки" - эвенская народная цепевидная аудио сказка. Забавное, сказочное повествование, суть которого показать как все взаимосвязано в мире природы. Поводом цепочки вопросов послужила кедровая шишка, угодившая в глаз кедровки. Эвены - (прежнее название -ламуты). Народ в Якутии, в Чукотском и Корякском автономных округах и других районах...

"Как птицы огонь добывали" - шорская народная легендарная сказка о том, откуда у людей появился огонь. Птицы, звери и рыбы так или иначе были защищены от холода. "...Одному человеку было плохо: он голым был, в жилище его огня не было, чтобы согреться возле него в зимние холода, мясо или коренья на нем сварить или зажарить. Холодно и голодно было...

"Казарочка" - ительменская народная аудио сказка. Ительмены - народ в Корякском автономном округе Камчатской области. Ительменский язык относится к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Бесписьменный. Ительменская история Серой Шейки. Спасла казарочку девушка: "Меня зовут Синаневт. Я дочь волшебника Кутхи. Иди ко мне. Я дам тебе...

"Лиса и медведь" - хантыйская народная этиологическая аудио сказка. Художественно убедительное, хотя и фантастическое, повествование о происхождении короткого хвоста у медведя. "...Медведь сидит да спину греет, а лиса то и дело подбрасывает дров в костер... Самые большие поленья к медвежьей спине подвигает. У медведя от жары по хвосту жир ручьем...

"Хитрая лиса" - корякская народная аудио сказка о животных. Коряки - народ в Камчатской и Магаданской областях. Корякский язык (нымыланский) относится к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Письменность на основе русского алфавита. Известный на многих континентах сюжет, когда не умеющее или плохо плавающее животное, спасается...

"Баран и козел" - казахская народная аудио сказка о животных. Обычные, на первый взгляд, животные разговаривают и понимают человеческую речь, наделены яркими человеческими чертами характера. "...Баран и козел между собой были большими друзьями. Они помогали друг другу в беде, по своим качествам дополняли один другого. Баран был спокойным,...

"Зайчик" - мансийская народная этиологическая, цепевидная аудио сказка, рассказывающая о том, отчего у зайца кончики ушей черные. Сначала зайчик порезал себе губу осокой. А в конце сказки: "Загорелась осока, а в осоке зайчик прыгает. Растерялся, из огня побежал, уши себе подпалил. Едва жив остался. Вот и стали с тех пор у зайца кончики ушей...

"Кукушка" - эвенкийская народная этиологическая аудио сказка, рассказывающая о причине особенного голоса у кукушки. "В древние времена, когда на небе было два солнца и на земле всегда день белый сиял, кукушку считали первой певуньей..." Не захотела кукушка гнезда своего вить, птенцов высиживать, "смеется, песнями по тайге разливается..." А когда...

"Как ворон и сова друг друга разукрасили" - эскимосская народная этиологическая аудио сказка, повествующая о происхождении окраски перьев у ворона и у совы. "Давно это было. Ворон и сова жили вместе. Жили в дружбе и согласии..." Решили они разукрасить друг друга. Первым ворон разукрашивал сову и думал: "Постараюсь красавицей сделать ее. Увидит...

"Медведь и бурундук" - нивхская народная этиологическая аудио сказка о том, как появились у бурундуков на спине на желтой шкурке темные полоски. Так отблагодарил медведь бурундучка за угощение: "Спасибо, бурундучок. Маленький ты зверь, а хороший." И погладил медведь бурундука лапой по спине. Осторожно погладил, ласково..." Нивхи - устаревшее...

"Росомаха и лисица" - эвенкийская народная этиологическая аудио сказка о происхождении красивой, пестрой окраски и крепкого клюва у дятла. Семья росомахи решила перебраться жить на новое место, через реку, где лес гуще и пищи больше. Во время перевозки обманула коварная лиса росомаху, позарилась на чужое добро. А дятел восстановил...

"Как охотились лиса и старик" - киргизская народная аудио сказка. "Давным-давно жили-были в далеких горах старик со старухой. Сеяли они хлеб, пасли скот - тем и кормились. И жили еще в тех горах дикий кабан, серый волк, косолапый медведь, полосатый тигр, грозный лев и лиса - хитрая кумушка. Однажды настали в горах голодные времена, трудно стало...

"Как собака себе товарища искала" - ненецкая народная этиологическая аудио сказка о том, как собака стала жить с человеком. "Когда-то собака одна в лесу жила. И стало ей скучно одной жить. Пошла она по лесу искать себе товарища..." Претенденты: заяц, волк и медведь, оказались робкими - они боялись по ночам. А человека не смутил собачий лай, и...

Киргизская народная волшебная аудио сказка "Дыйканбай и дэв". Однажды охотник Дыйканбай, отважный, сильный и находчивый, пошел с товарищем охотиться на косуль, а повстречал огромного дэва. Нос у дэва был величиной с бурдюк, ноги, как пара чурбаков. Дэв стал громко смеяться. Дыйканбай в ответ тоже стал смеяться. Дэв сказал, что он смеётся потому...

Дагестанская народная бытовая аудио сказка "Богатырь Назнай"с присказками в начале и в конце сказки. Жил в Дагестане "паршивый и придурковатый богатырь Назнай. Боялся он темноты и жены своей. Однажды он так струсил, что жена его сказала: "Опротивел ты мне, трусливый! Сию же минуту убирайся вон отсюда!," Захватив с собой плохонькую саблю,...

Татарская народная аудио сказка-притча "Мудрый старик". Злой падишах приказал убивать всех стариков, которым исполнится 70 лет. Один юноша очень любил своего отца, и когда тому исполнилось 70 лет, укрыл его дома. Приходя домой юноша рассказывал ему о том, что делается в городе. Однажды он рассказал, что в реке виден большой драгоценный камень,...

Долганская народная этиологическая аудио сказка "Как появились разные народы". Давным-давно, в старину, зимы были очень холодные... И был такой мороз, что люди боялись выйти из чумов. Гуси, утки и другие птицы зарылись в снег, чтобы согреться. Но один смелый человек не побоялся отправиться в путь искать тёплую страну. Долго ходил он по земле и...

Стр. 2 из 53

А народ спорил, смеялся и своими ироническими сказками отвечал:

– Нет, бурундук полосатым стал оттого, что его погладил дедушка медведь.

– Нет, у зайца верхняя губа раздвоилась оттого, что он много хохотал. Помните, когда он овец перепугал?..

Народ мечтал о покорении сил природы и мечту свою выразил в чудесных сказках. Так, эвенкийские женщины сделали мальчику железные крылья, и он поднялся на этих крыльях к облакам. Одна женщина в хантыйском стойбище выткала чудесное полотенце, на нем ее муж переплыл море. А на Алтае богатырь Сартакпай строил мосты через бурные реки, прокладывал дороги и даже пытался заставить молнию освещать ночью землю.

Много интересных былин и сказок сложили народы Сибири. По этим произведениям учёные познают жизнь народа, его древние представления о мире, его мечты и надежды.

А. М. Горький называл сказки и былины народов Сибири жемчужинами, советовал собирать их и изучать.

Но до Октябрьской социалистической революции эти произведения почти не были известны русскому читателю.

За годы советской власти, под руководством Коммунистической партии, как мы уже видели, в корне изменена жизнь народов Сибири. Наравне со всеми народами нашей родины они стали сами управлять своим социалистическим государством – братским Союзом Советских Социалистических Республик. У всех народов Сибири созданы свои автономные советские социалистические республики, автономные области или национальные округа. С братской помощью великого русского народа все кочевые народы, создав колхозы, перешли на оседлую жизнь. Дымную и холодную юрту они заменили светлым и тёплым домом. В тайге для охотников построены фактории и охотничье-промысловые станции. Всюду проложены дороги. В самые отдалённые районы пришли машины. Тракторы подняли вековую целину. В национальных республиках и областях построены фабрики и заводы. У всех народов создана своя письменность, ликвидирована неграмотность. Появились свои врачи, инженеры, агрономы, кандидаты и доктора наук. Выросли свои поэты, писатели и драматурги. Их голоса слышны всей стране. Их книги переведены на русский язык, изданы в Москве, Новосибирске, Иркутске и других городах. Лучшие произведения искусства народы Сибири показывают трудящимся нашей родины со сцены московских театров.

По совету Алексея Максимовича Горького писатели любовно и заботливо собрали «жемчужины народного творчества». От народных певцов и сказочников они записали устные художественные произведения – былины, песни, сказки.

В Сибири записано много замечательных русских сказок. Они издавались в Новосибирске, Красноярске и Иркутске. Поэтому мы печатаем здесь только сказки тех народов, творчество которых малоизвестно. Русскому читателю будет интересно познакомиться с тем, что в веках создали его талантливые соседи.

Сказки в нашей книге разные. Одни из них публикуются в том виде, в каком они были записаны русскими писателями от сказителей, другие печатаются в литературной обработке, третьи принадлежат перу литераторов, но созданы они по народным мотивам. Основа у всех сказок, включенных в этот сборник, одна и та же – народное творчество, народная мудрость.

Здесь есть сказки, сложенные при советской власти. В них – радость и счастье народа. Есть и старые сказки о борьбе с баями и ханами. В эту борьбу вступают молодые, смелые, сильные люди, юноши и девушки. Они борются за радость и свободу для всех трудовых людей. Иногда они побеждают благодаря своей богатырской силе, иногда благодаря уму и находчивости. Правда и победа всегда на их стороне. Это было выражением мечты о свободной жизни. Народ осуществил свою прекрасную мечту.

Есть старые сказки о покорении сил природы. В далёкую прежнюю пору это было смелой мечтой. В наше время мечта стала былью: построены дороги, железные птицы переносят человека на далёкие расстояния с быстротой звука, молния служит людям, наши космонавты в чудо-кораблях осваивают пространство, отделяющее Землю от ее соседки Луны, многочисленные «моря», созданные советскими людьми, изменили географический облик страны.

Ещё вчера смелые мечтания называли сказочными. Сегодня сказка трудом народа превращена в быль.


Афанасий Коптелов.

АЛТАЙСКИЕ СКАЗКИ

САРТАКПАЙ

На Алтае, в устье реки Ини, жил богатырь Сартакпай. Коса у него до самой земли. Брови – точно густой кустарник. Мускулы узловаты, как нарост на берёзе – хоть чашки из них режь.

Ещё ни одна птица не пролетала мимо головы Сартакпая: он стрелял без промаха.

Копытных зверей, бегущих вдали, всегда метко бил Сартакпай. В когтистых зверей он целился ловко.

Не пустовали его арчемаки (арчемаки – кожаные мешки, перекинутые через седло). К седлу всегда была приторочена жирная дичь. Сын Адучи-Мерген, ещё издали услыхав топот иноходца, выбегал навстречу отцу, чтобы расседлать коня. Сноха Оймок готовила старику восемнадцать блюд из дичи, десять напитков из молока.

Но не был счастлив, не был весел прославленный богатырь Сартакпай. Он день и ночь слышал плач зажатых камнями алтайских рек. Бросаясь с камня на камень, они рвались в клочья. Дробились в ручьи, натыкаясь на горы. Надоело Сартакпаю видеть слёзы алтайских рек, надоело слушать их немолчный стон. И задумал он дать дорогу алтайским водам в Ледовитый океан. Сартакпай позвал своего сына:

– Ты, дитя, иди на юг, а я на восток пойду.

Адучи-сын пошёл к горе Белухе, поднялся туда, где лежит вечный снег, стал искать пути для реки Катуни.

Сам богатырь Сартакпай отправился на восток, к жирному озеру Юлу-Коль. Указательным пальцем правой руки Сартакпай тронул берег Юлу-Коля – и следом за его пальцем протекла река Чулышман. В эту реку с весёлой песней устремились все попутные ручейки и речки, все звонкие ключи и подземные воды.

Но сквозь радостный звон Сартакпай услышал плач в горах Кош-Агача. Он вытянул левую руку и указательным пальцем провёл по горам борозду для реки Башкаус. И когда засмеялись воды, убегая с Кош-Агача, засмеялся вместе с ними старик Сартакпай.

– Оказывается, левой рукой я тоже работать умею. Однако не годится такое дело левой рукой творить.

И Сартакпай повернул реку Башкаус к холмам Кокбаша и тут влил её в Чулышман и повёл все воды одной правой рукой вниз, к склонам Артыбаша. Тут Сартакпай остановился.

– А где же сын мой, Адучи? Почему не идёт мне навстречу? Слетай к нему, чёрный дятел, посмотри, как работает Адучи-Мерген.

Чёрный дятел полетел к горе Белухе, от Белухи река Катунь бежала на запад. Дятел устремился следом за рекой.

Недалеко от Усть-Коксы догнал он силача Адучи. Тот вёл Катунь всё дальше к западу.

– Что ты делаешь, Адучи-Мерген? – крикнул дятел. – Отец твой уж полдня ждёт тебя в Артыбаше.

Не одним снегом богата Сибирь…

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество - фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки…

Предлагаем вашему вниманию сказки народов, заселявших землю сибирскую на протяжении множества столетий, и оставивших свой след в истории.

А также хотим познакомить вас с сибирскими и новосибирскими писателями сказочниками, творчество которых продолжает лучшие традиции сказочной литературы России.

Дети зверя Мааны: сказки народов Сибири о животных / худож. Х. А. Аврутис. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988. — 144 с. : ил.

«В стародавние времена жила на Алтае чудо-зверь мать Мааны. Была она, как кедр вековой, большая. По горам ходила, в долины спускалась – нигде похожего на себя зверя не нашла. И уже начала понемногу стареть. Я умру, — думала Мааны, — И никто на Алтае меня не вспомянет, забудут все, что жила на земле большая Мааны. Хоть бы родился у меня кто-нибудь…»

Сказки народов Сибири о животных учат детей доброму и внимательному отношению к окружающему миру.

6+

Русские сказки Сибири / сост. Т. Г. Леонова; худож. В. Лагуна. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1977. — 190 с. : цв. ил.

Русские люди живут в сибирских местах очень давно – со времени покорения Сибири Ермаком. Тогда же началась здесь история русского фольклора – устного народного творчества.

Эта книга – избранное из русских сказок Сибири, из всего того сказочного богатства, которое в течение столетий передавалось народом из уст в уста, из поколения в поколение, и так пришло в наши дни.

12+

Сибирские сказки / записаны И. С. Коровкиным от А. С. Кожемякиной. – 2-е изд., доп. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1973.- 175 с.

Народнопоэтическое творчество Омской области разнообразно и богато. Там живет немало замечательных знатоков сказок.

Одной из лучших сказочниц в Омской области была жительница села Красноярское Омского района Анастасия Степановна Кожемякина (род. 1888). От нее записано сорок сказок..

Сама А. С. Кожемякина начала рассказывать сказки лет пятнадцати. «Сначала девчонкам и парнишкам рассказывала, — вспоминала сказочница, — когда стала бабой — племянницам и всем жителям села». Большинство сказок она переняла от своей матери и рассказывала их, кажется, так же, как когда-то слышала: редко изменяла что-нибудь в них, еще реже прибавляла что-либо от себя.

Сказочный репертуар Кожемякиной не только велик, но и разнообразен. Сказочница рассказывала и богатырские, и волшебные, и авантюрные, и бытовые сказки.

6+

Сказки народов Сибири / сост.: Э. Г. Падерина, А. И. Плитченко; худож. Э. Гороховский. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984. — 232 с. : ил.

В сборник вошли лучшие сказки Сибири: алтайские, бурятские, долганские, мансийские, ненецкие, селькупские, тофаларские, тувинские, хакасские, хантыйские, шорские, эвенкийские, якутские сказки о животных, волшебные сказки.

Один из составителей сборника – Александр Иванович Плитченко — наш земляк, поэт, писатель, переводчик алтайского и якутского эпоса.

Сказки народов Сибири / сост. Г. А. Смирнова; пер. на англ. язык О. В. Мязина, Г. И. Щитникова; худож. оформление В. В. Егоров, Л. А. Егорова. – Красноярск: Витал, 1992. – 202 с: ил.

«Хочешь ли ты узнать, почему звери друг от друга отличаются и почему Ворон – чёрный, а не белый?

Почему львы не живут теперь в Сибири, а у Медведя нет большого пальца?

Или о том, какой костёр разжёг в небе Сокол, как Муравей к Лягушке в гости ходил, а маленький Комарик победил злого духа Чучунну?» — так обращается к маленькому читателю составитель этой книги сказок и легенд о разных зверях, птицах, насекомых, населяющих тайгу и тундру.

Очень привлекательное подарочное издание книги сказок народов Сибири, с красочными иллюстрациями и постраничным переводом на английский язык.

Белоусов, Сергей Михайлович. Вдоль по радуге или Приключения Печенюшкина: повесть — сказка / С. М. Белоусов. — Новосибирск: Нонпарель, 1992. — 240 с. : ил.

Кто такой Печенюшкин? Удивительное существо! Некогда он был обычной бразильской обезьянкой по имени Пичи-Нюш и спас своего друга от страшной смерти. В награду боги наделили его безграничными волшебными свойствами, а главное, обострённым чувством справедливости. И вот уже много веков Печенюшкин, подобно рыцарю без страха и упрёка, борется со злом во всех его проявлениях.

О приключениях этого озорного персонажа новосибирский писатель Сергей Белоусов написал сказочную трилогию, которая открывается повестью «Вдоль по радуге, или Приключения Печенюшкина». Две самые обычные сестры-школьницы живут в самой обычной новосибирской квартире и даже не догадываются, что прямо на их балкон ведёт волшебная радуга. Радуга, путешествуя по которой, они попадут в волшебную страну Фантазилью и помогут Печенюшкину победить Злодея в серебряном капюшоне.

Для среднего школьного возраста.

Белоусов, Сергей Михайлович. Смертельная кастрюля, или Возвращение Печенюшкина: повесть-сказка / С. М. Белоусов; худож. Н. Фадеева. — Новосибирск: Эсби, 1993. — 304 с. : ил.

Это вторая книга сказочной трилогии о Печенюшкине — обезьянке, наделённой безграничной волшебной силой. Сёстры Алёна и Лиза Зайкины раскрывают коварный замысел картоморов — опасных существ, порождённых людьми.

Спасаясь от этих страшных человечков, сёстры снова попадают в волшебную страну Фантазилью.

Теперь судьба Земли в руках двух девочек и Печенюшкина, который убережёт друзей от всех невзгод.

Белоусов, Сергей Михайлович. Сердце дракона, или путешествие с Печенюшкиным: повесть-сказка / С. М. Белоусов. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1996. — 368 с.

Вот уже четыре месяца обитатели Фантазильи не давали о себе знать. Предчувствуя большую беду, сёстры Зайкины решаются на отчаянный шаг: тайно пробиться в сказочную страну на выручку. Здесь их худшие опасения сбываются: злая воля окружила Фантазилью. Кто и как подстроил заговор, куда пропал Печенюшкин и кто та таинственная дама в чёрном, что является жителям страны по ночам? Чтобы найти ответы на эти вопросы и разгадать великую тайну, сёстрам предстоит отправиться в прошлое…

Заключительная часть трилогии о приключениях Великого Воина Справедливости Печенюшкина.

Магалиф, Юрий Михайлович. Волшебный рожок или приключения Городовичка: сказка-повесть / Ю. Магалиф. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1993. — 79 с.

Эту сказку-повесть Юрий Магалиф посвятил 100-летию Новосибирска.

Над образом Городовичка-Никошки трудились три талантливых и увлечённых человека – придумал его Городской придумщик Владимир Шамов, книгу написал самый известный сибирский писатель-сказочник Юрий Магалиф, а нирисовал замечательный новосибирский художник Александр Таиров.

Ю. Магалиф: «Городовичок – известный персонаж, который стал символом Новосибирска. Ребенок, который прочитает эту книжку, узнает, каким был город. Что было здесь на этом месте до того, как город начал строиться. И что сегодня интересного есть».

Магалиф, Юрий Михайлович. Жаконя, Котькин и другие / Ю. М. Магалиор. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1982. — 125 с. : ил.

В книгу вошли известные сказки знаменитого сибирского сказочника Юрия Магалифа – «Жаконя», «Типтик», «Кот Котькин», «Бибишка - Славный Дружок», «Успех-трава».

«Сказки Магалифа - это были-небылицы двадцатого века. Чудеса техники, вошедшие в мир людей, мирно уживаются на этих страницах с ведьмами, говорящими птицами, феями и кикиморами. Детство видит мир вещей живым, дышащим, одушевлённым. И у Магалифа-сказочника вещи и механизмы говорят, грустят, думают, радуются и обижаются в точности как мы сами - и с этим не приходится спорить.

Я прочитал все сказки Юрия Магалифа и если о чём сожалею, так о том, что я не маленький и что этих сказок, так празднично иллюстрированных, не было среди других в моём детстве». Владимир Лакшин.

  • * * *

Книги Городского Придумщика Владимира Шамова

написаны в своеобразном сказовом стиле,

рассчитаны на семейное чтение новосибирцев

и очень хорошо подходят для чтения взрослыми детям.

12+

Шамов, Владимир Викторович. Катеринина тайна / В. В. Шамов; худож. Л. В. Трещева. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1995. — 78 с. : цв.ил.

Как и у всех столиц, у Новосибирска есть свои тайны, связанные с его рождением.

Одна из них – про любовь Обинушки и первостроителя Иванушки. Владычица Обская поведала и другую легенду – о Катерине – управительнице Обского Подводного царства. Многие страницы посвящены покорению Сибири Ермаком, тому, как шло продвижение русских в эти места.

12+

Шамов, Владимир Викторович. Легендные россыпи: фантастические путешествия во времени / В. В. Шамов; худож. Л. В. Трещева. — Новосибирск: Книжное издательство, 1997. — 141 с. : ил.

Читателю предстоит путешествие в век шестнадцатый, во времена Ермака Тимофеевича, казацкого атамана, присоединившего к Руси сибирские земли в царствование царя Ивана Грозного. Привлекает внимание и таинственная история старца Федора Кузьмича. Прочитав эту книгу, можно узнать о замечательном человеке Семёне Ульяновиче Ремезове – картографе, архитекторе, летописце. В ней рассказывается о происхождении названий Заельцовский бор, Бугринская роща, Затулинка. А еще – предлагается адрес Городовичка, по которому можно написать ему письмо.

6+

Шамов, Владимир Викторович. Новосибирские сказки / В. В. Шамов; худож. Е. Третьякова. — 2-е изд., доп. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2003. — 144 с. : цв.ил.

Небольшие увлекательные сказки знакомят с историей Новосибирска, некоторыми его замечательными жителями, городскими достопримечательностями.

Как и в предыдущих книгах В. Шамова,

здесь действует полюбившийся всем Городовичок.

6+

Шамов, Владимир Викторович. Обская легенда / В. В. Шамов. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство: Фонд столетия Новосибирска, 1994. — 55 с. : ил.

«…знаете ли вы, любезный читатель, что во глубине каждой крупной реки есть дворец? И что дворцы эти не похожи друг на друга, как и сами реки…Живут во дворцах этих царицы речные, неувядающие красавицы, в глазах которых затаилась вся глубина рек…» — так начинается «Обская легенда» — первая книга Владимира Шамова из цикла книг об истории нашего города. Обинушка – царица речная, хозяйка великой реки Оби. Она-то и рассказывает о событиях весны 1893 г., когда началось строительство моста через Обь. Из ее легенды можно узнать о первостроителе Иванушке, о том. каким он мечтал увидеть Новосибирск, как хотел, чтобы будущие жители любили свой город…

12+

Шамов, В. В. Фонтаны над Обью: сказ о будущем, настоящем и прошлом / В. В. Шамов; худож. Е. Третьякова. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005. –220 с.: ил.

Владимир Шамов написал книгу путешествий во времени.

Главные ее герои живут в Новосибирске 200-летнем.

Алтайские сказки

Страшный гость

Жил-был барсук. Днём он спал, ночами выходил на охоту. Вот однажды ночью барсук охотился. Не успел он насытиться, а край неба уже посветлел.

До солнца в свою нору спешит попасть барсук. Людям не показываясь, прячась от собак, шёл он там, где тень гуще, где земля чернее.

Подошёл барсук к своему жилью.

Хрр… Брр… - вдруг услышал он непонятный шум.

«Что такое?»

Сон из барсука выскочил, шерсть дыбом встала, сердце чуть рёбра не сломило стуком.

«Я такого шума никогда не слыхивал…»

Хррр… Фиррлить-фью… Бррр…

«Скорей обратно в лес пойду, таких же, как я, когтистых зверей позову: я один тут за всех погибать не согласен».

И пошёл барсук всех, на Алтае живущих, когтистых зверей на помощь звать.

Ой, у меня в норе страшный гость сидит! Помогите! Спасите!

Прибежали звери, ушами к земле приникли - в самом деле, от шума земля дрожит:

Брррррк, хрр, фьюу…

У всех зверей шерсть дыбом поднялась.

Ну, барсук, это твой дом, ты первый и полезай.

Оглянулся барсук - кругом свирепые звери стоят, подгоняют, торопят:

Иди, иди!

А сами от страха хвосты поджали.

В барсучьем доме было восемь входов, восемь выходов. «Что делать? - думает барсук. - Как быть? Которым входом к себе в дом проникнуть?»

Чего стоишь? - фыркнула росомаха и подняла свою страшную лапу.

Медленно, нехотя побрёл барсук к самому главному входу.

Хрррр! - вылетело оттуда.

Барсук отскочил, к другому входу-выходу заковылял.

Изо всех восьми выходов так и гремит.

Принялся барсук девятый ход рыть. Обидно родной дом разрушать, да отказаться никак нельзя - со всего Алтая самые свирепые звери собрались.

Скорей, скорей! - приказывают.

Обидно родной дом рушить, да ослушаться никак нельзя.

Горько вздыхая, царапал барсук землю когтистыми передними лапами. Наконец, чуть жив от страха, пробрался в свою высокую спальню.

Хррр, бррр, фррр…

Это, развалясь на мягкой постели, громко храпел белый заяц.

Звери со смеху на ногах не устояли, покатились по земле.

Заяц! Вот так заяц! Барсук зайца испугался!

Ха-ха-ха! Хо-хо-хо!

От стыда куда теперь спрячешься, барсук? Против зайца какое войско собрал!

Ха-ха-ха! Хо-хо!

А барсук головы не поднимает, сам себя бранит:

«Почему, шум в своём доме услыхав, сам туда не заглянул? Для чего пошёл на весь Алтай кричать?»

А заяц знай себе спит-храпит.

Рассердился барсук, да как пихнет зайца:

Пошёл вон! Кто тебе позволил здесь спать?

Проснулся заяц - глаза чуть не выскочили! - и волк, и лисица, рысь, росомаха, дикая кошка, даже соболь здесь!

«Ну, - думает заяц, - будь что будет!»

И вдруг - прыг барсуку в лоб. А со лба, как с холма, - опять скок! - и в кусты.

От белого заячьего живота побелел лоб у барсука.

От задних заячьих лап прошли белые следы по щекам.

Звери ещё громче засмеялись:

Ой, барсу-у-ук, какой ты красивый стал! Хо-ха-ха!

К воде подойди, на себя посмотри!

Заковылял барсук к лесному озеру, увидал в воде свое отражение и заплакал:

«Пойду медведю пожалуюсь».

Пришёл и говорит:

Кланяюсь вам до земли, дедушка-медведь. Защиты у вас прошу. Сам я этой ночью дома не был, гостей не звал. Громкий храп услыхав, испугался… Скольких зверей обеспокоил, свой дом порушил. Теперь посмотрите, от заячьего белого живота, от заячьих лап - и щёки мои побелели. А виноватый без оглядки убежал. Это дело рассудите.

Ты ещё жалуешься? Твоя голова раньше чёрная была, как земля, а теперь белизне твоего лба и щёк даже люди позавидуют. Обидно, что не я на том месте стоял, что не моё лицо заяц выбелил. Вот это жаль! Да, жалко, обидно…

И, горько вздохнув, ушёл медведь.

А барсук так и живёт с белой полосой на лбу и на щеках. Говорят, что он привык к этим отметинам и уже похваляется:

Вот как заяц для меня постарался! Мы теперь с ним друзья на веки вечные.

Ну, а что заяц говорит? Этого никто не слыхал.

Литературная обработка А. Гарф.

Обида марала

Прибежала красная лиса с зелёных холмов в чёрный лес. Она в лесу себе норы ещё не вырыла, а новости лесные ей уже известны: стал медведь стар.

Ай-яй-яй, горе-беда! Наш старейшина, бурый медведь, умирает. Его золотистая шуба поблекла, острые зубы притупились, в лапах силы былой нет. Скорей, скорей! Давайте соберёмся, подумаем, кто в нашем чёрном лесу всех умнее, всех краше, кому хвалу споём, кого на медведево место посадим.

Где девять рек соединились, у подножья девяти гор, над быстрым ключом мохнатый кедр стоит. Под этим кедром собрались звери из чёрного леса. Друг другу шубы свои кажут, умом, силой, красотой похваляются.

Старик медведь тоже сюда пришёл:

Что шумите? О чём спорите?

Притихли звери, а лиса острую морду подняла и заверещала:

Ах, почтенный медведь, нестареющим, крепким будьте, сто лет живите! Мы тут спорим-спорим, а дела решить без вас не можем: кто достойнее, кто красивее всех?

Всяк по-своему хорош, - проворчал старик.

Ах, мудрейший, все же мы хотим ваше слово услышать. На кого укажете, тому звери хвалу споют, на почётное место посадят.

А сама свой красный хвост распустила, золотую шерсть языком охорашивает, белую грудку приглаживает.

И тут звери вдруг увидели бегущего вдали марала. Ногами он вершину горы попирал, ветвистые рога по дну неба след вели.

Лиса ещё рта закрыть не успела, а марал уже здесь.

Не вспотела от быстрого бега его гладкая шерсть, не заходили чаще его упругие рёбра, не вскипела в тугих жилах тёплая кровь. Сердце спокойно, ровно бьётся, тихо сияют большие глаза. Розовым языком коричневую губу чешет, зубы белеют, смеются.

Медленно встал старый медведь, чихнул, лапу к маралу протянул:

Вот кто всех краше.

Лиса от зависти за хвост сама себя укусила.

Хорошо ли живёте, благородный марал? - запела она. - Видно, ослабели ваши стройные ноги, в широкой груди дыхания не хватило. Ничтожные белки опередили вас, кривоногая росомаха давно уже здесь, даже медлительный барсук и тот успел раньше вас прийти.

Низко опустил марал ветвисторогую голову, колыхнулась его мохнатая грудь и зазвучал голос, как тростниковая свирель.

Уважаемая лиса! Белки на этом кедре живут, росомаха на соседнем дереве спала, у барсука нора здесь, за холмом. А я девять долин миновал, девять рек переплыл, через девять гор перевалил…

Поднял голову марал - уши его подобны лепесткам цветов. Рога, тонким ворсом одетые, прозрачны, словно майским мёдом налиты.

А ты, лиса, о чём хлопочешь? - рассердился медведь. - Сама, что ли, старейшиной стать задумала?

Прошу вас, благородный марал, займите почётное место.

А лиса уже опять здесь.

Ох-ха-ха! Бурого марала старейшиной выбрать хотят, петь хвалу ему собираются. Ха-ха, ха-ха! Сейчас-то он красив, а посмотрите на него зимой - голова безрогая, комолая, шея тонкая, шерсть висит клочьями, сам ходит скорчившись, от ветра шатается.

Марал в ответ слов не нашёл. Взглянул на зверей - звери молчат.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх