Рейтинг безопасности методов и схем оптимизации налогов. Что изменилось в налоговых проверках: перспективы и риски Сроки удержания ндфл

В силу вступили поправки к НК РФ, определяющие пределы законной и незаконной оптимизации налогов. РБК проанализировал, как новые правила повлияют на налогоплательщиков и придется ли бизнесу перестраивать налоговую политику

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

В конце прошлой недели вступили в силу поправки в Налоговый кодекс (НК), дополняющие его новой статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», которые устанавливают пределы прав налогоплательщиков на оптимизацию налогов. По сути поправки определяют, что считать обоснованной и необоснованной налоговой выгодой.

Необоснованной налоговая выгода будет считаться, если она получена в результате искажения сведений в учете или отчетности налогоплательщика. Если искажений нет, получение налоговой выгоды считается обоснованным при соблюдении одновременно двух условий. Первое — основной целью сделки не является неуплата (или возврат) налога. Второе — сделка реальна: стороны свои обязательства по ней исполняют. Это, считают законодатели, будет препятствовать использованию налогоплательщиками фирм-однодневок.

Также поправками закрепляется в НК РФ отказ от формального подхода налоговиков к выявлению необоснованной налоговой выгоды. Если первичные документы подписаны неуполномоченным лицом, контрагент является нарушителем налогового законодательства или тот же экономический результат можно было получить при совершении иных сделок, теперь само по себе не должно говорить налоговикам о неправомерности налоговой выгоды.

Положения закона распространяются не только на налоги, но и на страховые взносы и сборы, им должны подчиняться и налоговые агенты. Установить обоснованность налоговой выгоды налоговый орган может только при проведении проверки, по выездным налоговым проверкам положения закона начали приниматься с 19 августа, по камеральным проверкам — с третьего квартала 2017 года.

До появления поправок ясных правил, которые бы четко проводили границу между законной оптимизацией и уклонением от налогов, в законодательстве не содержалось. Последние десять лет споры бизнеса с Федеральной налоговой службой рассматривались арбитражными судами в рамках концепции необоснованной налоговой выгоды. Концепция необоснованной налоговой выгоды была введена в судебную практику Высшим арбитражным судом (ВАС) в 2006 году (постановление пленума ВАС от 12 октября 2006 года №53 «Об оценке арбитражными судами необоснованности получения налоговой выгоды»). Арбитражные суды в каждом рассматриваемом случае исследовали обстоятельства сделки и определяли, насколько действия компаний соответствуют формальным критериям, утвержденным ВАС России.

Чтобы оценить, как именно новые правила игры повлияют на взаимоотношения налоговиков и налогоплательщиков, решения арбитражных судов и в какой мере бизнесу придется перестраивать налоговую политику, РБК опросил юристов в области налогового права. Общая оценка — скорее со знаком «минус», хотя определенные плюсы, например отказ от формального подхода, эксперты все же отмечают. Юристы считают, что закон может негативно повлиять на бизнес: новая норма дает больше возможностей налоговым органам для доначисления налогов и сокращает число механизмов защиты для добросовестных налогоплательщиков. У ФНС — противоположная позиция.​

Долой формализм

Очевидный плюс поправок — теперь в НК РФ четко декларирован отказ от формального подхода к выявлению необоснованной налоговой выгоды. «Фактически уходят в прошлое те случаи, когда налоговая могла, например, отказать в возмещении налога налогоплательщику или отказать в признании расходов только потому, что в счете-фактуре пропущена запятая или допущена техническая ошибка. Закон ясно провозглашает приоритет реальности сделки над любыми ошибками, — рассказывал депутат, один из авторов поправок Андрей Макаров. — Теперь налогоплательщик не будет отвечать в тех случаях, если его контрагент не заплатил налоги».

Компании сталкивались с формальным подходом налоговых органов настолько часто, что ФНС даже пришлось издавать письмо, чтобы немного остудить пыл на местах, рассказывает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. Более 90% доначислений налогов по результатам выездных налоговых проверок приходилось на претензии к подписям на документах и сомнениям в добросовестности контрагентов, поясняет руководитель правового департамента Heads Consulting Диана Маклозян. «Суммы доначисления по выездным налоговым проверкам редко составляют менее 15 млн руб. Почти каждое решение по выездной налоговой проверке оспаривалось, причем до момента вынесения решения судом со счета компании уже списывались деньги, если денежных средств недостаточно, блокировались счета, и по сути деятельность компании была парализована», — говорит Маклозян.


Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Реальность сделки вместо «должной осмотрительности»

Исполнение обязательств контрагентом по сделке как подтверждение ее реальности вместо бесконечных проверок налогоплательщиком своих контрагентов как из числа поставщиков, так и из рядов покупателей (а именно это требовалось раньше) — тоже, по идее, должно быть в плюс налогоплательщикам, считают опрошенные РБК эксперты.

Последнее время сам факт контрактных отношений с фирмами-однодневками (о чем налогоплательщик может и не знать) зачастую рассматривался арбитражными судами как бесспорное доказательство получения необоснованной налоговой выгоды.

​«Тенденции в подходе судов к делам о необоснованной налоговой выгоде существенно ужесточились примерно с 2015-2016 годов — в настоящее время абсолютное большинство таких дел рассматривается не в пользу налогоплательщиков», — рассказывает руководитель группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александр Ерасов. Такой разворот в арбитражной практике совпал по времени с упразднением Высшего арбитражного суда России. В августе 2014 года Высший арбитражный суд прекратил свою деятельность, и начала действовать учрежденная в это же время коллегия Верховного суда по экономическим спорам. До 2015 года ситуация была лучше. Если компании удавалось доказать, что она проявила должную осмотрительность (один из критериев добросовестности налогоплательщика, утвержденных пленумом ВАС РФ) при выборе контрагента, то суды при условии реального совершения сделки поддерживали налогоплательщика.

Характерным является в этом отношении дело компании «Метинвест Евразия» (копии судебных решений размещены в СПС «Консультант Плюс»). Она дважды — в 2015 и в 2017 годах — оспаривала решения налоговой инспекции о доначислении налогов. В обоих случаях компании вменялось получение необоснованной налоговой выгоды при заключении контракта с перевозчиком. Налоговая инспекция сочла оплаченные компанией транспортные перевозки фиктивными. Арбитражный суд Московского округа пришел к противоположным выводам. В первый раз суд встал на сторону «Метинвест Евразия», но уже в 2017-м поддержал налоговую инспекцию.

Еще один пример. В 2014 году компании из Башкирии «Опытный завод Нефтехим» (входит в число крупнейших налогоплательщиков) удалось выиграть в трех инстанциях судебный спор с Межрегиональной инспекцией ФНС о якобы скрытых налогах в размере более 120 млн руб. Налоговая инспекция тогда посчитала, что завод не приобретал химическое сырье (как было указано в отчетности), а при производстве использовал простую воду. Арбитражные суды тогда не нашли признаков получения компанией из Башкирии необоснованной налоговой выгоды. Однако коллегия Верховного суда по экономическим спорам решения судов отменила. Свое решение коллегия обосновала тем, что арбитражный суд не исследовал саму возможность исполнения сделки контрагентом завода.

Теперь, согласно поправкам, исполнения сделки контрагентом достаточно для получения обоснованной налоговой выгоды. Но юристы указывают на несколько серьезных «но»: реальность сделки в результате исполнения ее контрагентом еще надо будет доказать. По их мнению, от детальной проверки контрагентов налогоплательщикам уйти все равно не удастся.

ФНС может счесть выгоду необоснованной, если не будет доказано, что у контрагента есть необходимые для оказания услуги оборудование и персонал, приводит пример Диана Маклозян. Поэтому важно проверить контрагента перед заключением сделки, убедиться, что у него есть необходимые ресурсы для выполнения условий договора.

Теперь бизнес должен превентивно формировать защитные механизмы, соглашается управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»​Александр Лемчик. Чтобы у налоговых органов не возникло выводов о необоснованности налоговой выгоды, компаниям надо собирать «досье о реальности сделки»: фотоотчеты, протоколы встреч, переписка, контактные данные, коммерческие предложения, информация о внутренних тендерах при заключении контрактов, служебные записки о экономической, производственной, организационной необходимости заключения контрактов​. Юридически правильный документооборот и должная осмотрительность также сыграют в пользу налогоплательщика, уверен он.


Деловая цель вместо экономической целесообразности

Второе обязательное условие, при котором компании смогут учитывать расходы и вычеты из налоговой базы, — наличие деловой цели сделки, а не только желания оптимизировать налоги.

Концепция деловой цели достаточно распространена в налоговых правоотношениях европейских стран. Суть ее заключается в том, что действия налогоплательщика не ставятся под сомнения, если у него есть разумная экономическая цель помимо собственно оптимизации налогов. «Поправки в НК РФ — это попытка законодателей ввести понятие деловой цели, которое перекочевало в российскую практику из зарубежной доктрины business purpose, легитимированной в 2006 году ВАС РФ», — говорит партнер юридической фирмы TertychnyAgabalyan Марат Агабалян.

В России попытки установить обязательность деловой цели как непременного условия признания расходов и вычетов делались неоднократно. Впервые эту концепцию предложили юристы компании Нaarmann, Hemmelrath & Partner, выигравшей еще в 2006 году конкурс администрации президента на разработку механизма разграничения законной и незаконной оптимизации налогов. Однако закрепить эту норму в кодексе законодатели тогда не решились.

Арбитражные же суды рассматривали деловую цель сделки как важное, но далеко не единственное условие права налогоплательщика на признание расходов.

Впрочем, юристы считают, что на практике при спорах с налоговиками поправка сильно ситуацию не изменит. Так, в поправках не описаны способы доказать, что основной целью совершения сделки не является неуплата налога, размышляет Диана Маклозян, а значит, эти вопросы опять будет решать суд. Например, если вы занимаетесь продажей продуктов, то расходы на закупку строительного оборудования вызовут вопросы у налоговой, приводит пример Маклозян. Поэтому надо четко понимать, как расходы связаны с вашей деятельностью и каким образом при проверке вы сможете доказать, что услуги были реально получены. «Скорее всего, ФНС РФ будет продолжать оспаривать экономическую целесообразность сделок налогоплательщиков. Ведь новые правила этого прямо не запрещают», — согласен и Марат Агабалян.

Иначе думает руководитель правового департамента ФНС России Олег Овчар: «Информация о нарушениях компанией налогового законодательства может быть самой различной. Вводить какие-либо ограничения по использованию этой информации для выявления нарушений по уплате налогов и возврате средств в бюджет никто не будет. Но экономическую целесообразность сделок мы не исследуем. Мы проверяем, во-первых, была ли сделка исполнена контрагентом, во-вторых, были ли обоснованы расходы по сделке, то есть послужили ли они достижению экономического результата. Вот и всё».​

НК РФ vs постановление пленума ВАС

Отдельный вопрос, который остается открытым, — как поправки НК РФ будут работать вместе с действующим постановлением пленума ВАС РФ, указывают опрошенные РБК юристы. Их мнения по этому поводу разошлись.

Так, Марат Агабалян считает, что поправки в Налоговый кодекс внесены с целью привести действующее законодательство в соответствие со сложившейся судебной практикой. «Новая статья 54.1 НК РФ дополняет постановление пленума Высшего арбитражного суда, но принципиально нового ничего не вносит», — говорит он. Схожее мнение у Александра Ерасова: «Фактически новая статья (54.1 Налогового кодекса. — РБК ) представляет из себя сокращенную версию постановления ВАС №53». Но, оговаривается он, «со множеством пробелов и весьма нечеткой терминологией». Остается надеяться, продолжает Ерасов, что при рассмотрении споров в целях защиты добросовестного бизнеса арбитражные суды в дополнение к положениям новой статьи будут продолжать применять также и отсутствующие в ней положения постановления пленума ВАС».

​В новой статье отсутствуют и такие важнейшие гарантии, как презумпция добросовестности налогоплательщика, концепция должной осмотрительности и действительного экономического смысла сделок, добавляет Ерасов, которые устанавливались постановлением ВАС. ​Законодатель не построил новые рельсы, а проложил дополнительные пути налоговым органам, указывает и старший юрист BGP Litigation Денис Савин.

Олег Овчар видит совместную работу поправок и постановления пленума ВАС следующим образом: «Мы (налоговое ведомство. — РБК ) стремимся к прозрачности во взаимоотношениях с бизнесом. Новая статья 54.1 ввела в Налоговый кодекс два ясных и понятных условия признания расходов по сделке: реальность исполнения обязательств контрагентом и ее деловая цель. Эти условия основные. На их основании будут приниматься решения о признании либо непризнании расходов и вычетов. Прочие критерии, в том числе и упомянутые пленумом ВАС в постановлении №53, могут использоваться как дополнительные».

Бизнесу предписана бдительность

С учетом всего вышесказанного бизнесу стоит удвоить бдительность, резюмирует Александр Ерасов: «Новая статья 54.1 НК РФ предусматривает гораздо меньше механизмов для защиты прав добросовестного бизнеса по сравнению с постановлением ВАС №53 и гораздо больше возможностей для обоснования налоговыми органами произведенных доначислений».

Кроме того, закон пронизан новой терминологией, но не дает определения этих терминов, указывает Савин: «Например, не совсем понятно, что следует понимать под «искажением сведений о фактах хозяйственной жизни», «правами при исчислении налоговой базы». Это дает возможности для крайне широкой трактовки норм закона, считает юрист.

Также предпринимателям не стоит думать, что способы получения налоговой выгоды, не попадающие под действие норм нового закона, теперь легализованы, поясняет Денис Савин. Такие методы агрессивной налоговой оптимизации, как или привлечение офшорных компаний, действительно не попадают под действие новой статьи НК, объясняет он, но в суде ФНС все еще может доказать нелегальность этих схем, опираясь на все то же постановление ВАС.​

Еще в июне 2015 года появились первые слухи о том, что предвидится новое сокращение и организационно-штатные изменения с 2016 года, но мало кто в это верил. А может быть просто не хотелось в это верить после череды сокращений предыдущих годов (вспомним о сокращении 2010-2013 года – мы много об этом писали и держали вас в курсе в наших статьях).
Одни считали, что этот слух распускался специально, чтобы люди не увольнялись и ждали возможности сократиться.
Но вот уже в июле была доведена до Управлений и налоговых органов стратегическая карта ФНС России на 2015-2019 годы, предусматривающую оптимизацию структуры территориальных органов ФНС России (приказ ММВ-7-12/ от 27.07.2015 «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2015-2019гг.»). Заголовок этой карты звучит довольно-таки оптимистично:

Миссия ФНС России — эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства

Пунктом 2.2 стратегической карты предусмотрена «Оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление», которая включает в себя подпункты:
2.2.1. Совершенствование организационно-функциональной модели ФНС России (Оптимизация структуры территориальных органов ФНС России). Под этим подразумевался показатель: Выявление резервов сокращения численности сотрудников налоговых органов в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ. Указанные изменения должны были проведены с целью повышения внутренней эффективности налоговых органов.
Наиболее значимые изменения должны были коснуться Алтайского края. В данном федеральном округе проводился глобальный эксперимент, информация о котором доведена приказом Минфина России от 14.09.2015 N 142Н «О проведении в 2016 году эксперимента по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов».

В проекте приказа предлагается провести реорганизацию территориальных налоговых органов Республики Алтай путем присоединения двух Инспекций по Республике Алтай к Управлению по Республике Алтай. Управление по Республике Алтай будет осуществлять, помимо полномочий, установленных в Положении об Управлении по Республике Алтай, полномочия Инспекций по Республике Алтай в установленной сфере деятельности.
При этом высвобождающаяся численность руководителей и обеспечивающих специалистов будет перераспределена на приоритетные направления налогового администрирования: аналитическую и контрольную деятельность, обслуживание налогоплательщиков.
Численность сотрудников территориальных налоговых органов Республики Алтай в настоящее время составляет 378 единиц. В непосредственном подчинении Управления по Республике Алтай находятся: Инспекция № 5по Республике Алтай в г. Горно-Алтайске (численность — 220 единиц) и Инспекция № 2 по Республике Алтай вс. Онгудай (численность — 65 единиц). В состав двух Инспекций по Республике Алтай входят 8 территориально обособленных рабочих мест (далее -ТОРМ), расположенных в 8 муниципальных образованиях.
Для обеспечения удобства налогоплательщиков на территории Республики Алтай будет функционировать 9 ТОРМ (включая вновь созданные), при этом налогоплательщики смогут получать сервисные услуги в любом из них.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу (далее — МИ ФНС России по Сибирскому федеральному округу) с целью повышения объективности принятия управленческих решений в части досудебного урегулирования налоговых споров, проведения повторных выездных налоговых проверок, а также получения согласия вышестоящего налогового органа в случае запросов налоговыми органами в банках сведений по счетам физических лиц наделяется полномочиями вышестоящего налогового органа по отношению к Управлению по Республике Алтай. При этом МИ ФНС России по Сибирскому федеральному округу будет наделена правом отменять решения Управления по Республике Алтай как нижестоящего налогового органа или приостанавливать их действие в случае несоответствия законодательству Российской Федерации по указанным выше вопросам.
Проведение эксперимента, предусмотренного проектом приказа, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на руководство и управление в сфере установленных функций.
Предельная численность работников территориальных налоговых органов Российской Федерации при проведении настоящего эксперимента сохранится в рамках, установленных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации о предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на соответствующий финансовый год единиц.
Новая система управления позволит в территориальных налоговых органах по Республике Алтай:
снизить долю численности руководителей и обеспечивающих специалистов к общему количеству работников;
повысить качество работы за счет развития аналитических инструментов и более узкой специализации работников, в том числе повысить эффективность контрольной работы;
увеличить количество работников, осуществляющих аналитические функции, связанные с выявлением сокрытой налоговой базы и отбором налогоплательщиков для проведения проверок;
увеличить количество работников, деятельность которых связана с оказанием сервисных услуг.
В дальнейшем по результатам эксперимента будет рассмотрена возможность его распространения на другие территориальные налоговые органы Российской Федерации.

Таким образом, в конечном итоге указанный эксперимент может стать повсеместным, если пройдет удачно.

Первая информация об организационно-штатных изменениях появилась в конце декабря 2015 года (письмо от 18.12.2015 № 4-2-05/): началась централизация досудебного аудита УФНС, правового сопровождения в судах всех материалов по выездным и камеральным проверкам независимо от суммы, процедур банкротства – по всем субъектам РФ. Сокращаемые единицы могли быть частично спасены, так как переводились в Управления (конечно же – не все, а только кому предложат). Новая структура налоговых органов на 2016 год определена в начале нового рабочего года.

Принятой Федеральной налоговой службой новой концепцией определены меры по повышению эффективности работы налоговых органов в процедурах банкротства, улучшения качества досудебной и судебно-правовой работы, в том числе за счет централизации ряда функций, в части:
досудебного урегулирования налоговых споров,
правовой работы,
банкротства;
на уровне управлений по субъектам Российской Федерации и оптимизации численности территориальных налоговых органов по данным направлениям.
С 2016 года согласно новой концепции определения жалоб подразделения досудебного урегулирования споров Управлений по субъектам дополнительно осуществляют функции:
по рассмотрению следующих жалоб (обращений) лиц, участвующих в делах о банкротстве, на акты налоговых органов РФ ненормативного характера, а также на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, которые, по мнению налогоплательщиков, нарушают их права при участии в делах о банкротстве;
жалоб, связанных с внесением в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях;
жалоб (обращений), связанных с процедурой проверки налоговыми органами соблюдения требований к контрольно-кассовой технике.
Планируемый дополнительный объем материалов, подлежащих рассмотрению подразделениями досудебного урегулирования налоговых споров управлений по субъектам РФ в 2016 году, составит 30% к выполняемому в настоящее время соответствующими подразделениями объему.
В этой связи необходимо принятие мер по сокращению численности и ликвидации структурных подразделений досудебного урегулирования налоговых споров на уровне инспекций, а также перераспределения штатных единиц на уровень управлений по субъектам РФ.
В рамках новой концепции по централизации функций территориальный налоговых органов на уровне управлений на правовые подразделения Управлений по субъектам РФ будут возложены обязанности по сопровождению судебных споров по заявлениям налогоплательщиков о признании незаконными решений инспекций, вынесенных в соответствии со статьёй 101 Налогового кодекса Российской Федерации, вне зависимости от суммы рассматриваемых требований.
В этой связи необходимо принятие мер по сокращению штатной численности сотрудников правовых подразделений на уровне инспекций до необходимого количества сотрудников для выполнения возложенных на правовые подразделения инспекций функций и задач, а также перераспределения штатных единиц на уровень управлений по субъектам РФ и Правового управления ФНС России.
Одновременно необходима централизация функций сопровождения процедур банкротства на региональном уровне путем создания соответствующих отделов в управлениях по субъектам РФ, в том числе обязательная централизация функций сопровождения процедур банкротства на региональном уровне путем создания соответствующих отделов в Управлениях, либо в зависимости от соответствия разрабатываемым критериям — полная централизация по решению руководителя, либо обязательная частичная.

Таким образом:
согласно новой концепции определения жалоб :
— подразделения аудита Управлений с 2016 года дополнительно будут рассматривать жалобы по банкротству, гос.регистрации, проверкам ККТ (очевидно эти функции заберут у других профильных отделов Управлений);
— для рассмотрения этих дополнительных жалоб увеличат на 30% штат аудита Управлений за счет сокращения штата аудитов инспекций.

согласно новой концепции по централизации функций территориальных налоговых органов :
— судебные споры о признании незаконными решений инспекций, вынесенных по ст.101, передаются из правовых отделов инспекций в правовые отделы Управлений;
— соответственно сокращается штатная численность сотрудников правовых отделов инспекций.

согласно новой концепции централизации функций банкротства :
— создаются новые отделы по банкротству в Управлениях, при этом в зависимости от количества дел о банкротстве функции инспекции по сопровождению банкротства могут как полностью быть переданы в Управление, так и частично на усмотрение руководителей Управлений.

Изменения, указанные в концепции, по настоящий день уже реализованы, о чем имеется соответствующее письмо (для служебного пользования, поэтому не разглашается) «О реализации концепции централизации функций обеспечения процедур банкротства, правовой и досудебной работы» №СА-5-18/56ДСП@ от 21.01.2016.

Очередной год наступил не без последствий и существенных изменений. Очень хотелось бы надеяться, что все изменения проводятся к лучшему, но, это не всегда так. По крайней мере, изменения этого года не страшнее предыдущих…
Какие изменения коснулись в вашей инспекции – пишите в комментариях, будет всем интересно узнать.

Учитывая высокую текучесть кадров налоговой службы (ежегодно до 40 тысяч человек), на федеральном уровне в 2015 году была озвучена решимость коренном образом преодолеть проблему дефицита налоговых кадров путем роста их заработных плат. Было констатировано, что налоговикам не повышались зарплаты с 2006, поэтому Минфином на рассмотрение Государственной Думы был направлен законопроект о 30 - процентном повышении окладов работникам ФНС за период до 2018 года.

В начале 2016 года в прессе появились сообщения в качестве ответов на вопросы когда повысят зарплату налоговикам, что к концу первого квартала жалования налоговиков будут сравнимыми с заработными платами работников таможни и приблизятся к среднему показателю в 43 тыс. рублей. А всего за 2016 год планировалось 15-процентное увеличение их окладов. Однако в прессе сообщалось, что такой размер увеличения всего лишь покроет процент инфляции, который прогнозировался на уровне 5-6 процентов, а фактически по подсчетам финансовых аналитиков инфляция составит на уровне 12 процентов.

По статистическим данным в течение 2016 года якобы зарплата налоговиков России в среднем была в пределах 70 тыс. рублей. Работники же региональных отделений имели зарплату около 30 тыс. рублей при окладах, которые составляют от 8 до 20 тыс. рублей, и зависящих от региона проживания. Разница между этими цифрами зарплаты и оклада – это различные надбавки в виде премий, сверхурочных, за выслугу лет и т.д. А надбавки, как известно, обладают отрицательным свойством нестабильности – их сегодня, вроде как уверенно выплачивают, а завтра – их может и не быть.

Повышение зарплаты налоговикам

Опросы свидетельствуют, что на самом деле ситуация с вопросом о том, какая зарплата у налоговиков, выглядит намного печальнее, чем та картина, которую рисует статистика. Например, молодые специалисты после окончания института без опыта работы в ФНС , а значит и не имеющие надбавок, вынуждены работать за 10 -12 тысяч рублей. Вот почему и существует кадровый дефицит в налоговых службах повсеместно по всех российских регионах. Выпускник ВУЗа, считающий, что зарплата ниже 50 тыс. рублей его не может устраивать идет работать простым экспедитором, развозить товары по торговым точкам, чем за предлагаемую ФНС зарплату нести высочайшую ответственность, работая в налоговой службе.

Скорее всего, такую ситуацию федеральные власти понимают и осознают, что если число работников налоговой будет сокращаться такими темпами, причем без притока молодых специалистов, то тот кадровый потенциал, который остается работать не сможет выполнять дополнительный объем работ, вместо ушедших. А учитывая, что уже второй год, как введен налог с граждан на недвижимость, остается открытым вопрос надлежащего администрирования этого налога. Более того, не смотря на огромную текучесть кадров, ФНС были анонсированы меры по сокращению руководящего аппарата службы, которые якобы не затронут специалистов, работающих с населением. Мол, эта категория работников обеспечивает наполнение бюджетов всех уровней.

Не смотря на то, что правительство планирует 10 процентное увеличение зарплат всем бюджетникам, где упоминаются и налоговики, по мнению многих экспертов, повышение зарплаты налоговикам в 2017 году произойдет по схеме, которая была осуществлена в свое время при реформе МВД. За счет сокращения числа сотрудников, происходит увеличение жалований оставшихся.

Зарплата налоговиков в 2017

Относительно того, какова будет зарплата налоговиков последние новости противоречивы и неоднозначны. Кроме уже анонсированного правительством повышения зарплат всем бюджетникам, где упоминается зарплата налоговиков в 2017 году, пресса сообщает о том, что в Думу поступил законопроект инициированный Минфином о ежемесячной индексации зарплат этой категории государственных служащих на 3 процента. Правда, другие источники указывают, что эта цифра якобы составляет лишь 0,3 процента.

И еще одна новость в ответ на волнующий вопрос повысят ли зарплату налоговикам в 2017 году о том, что налоговое ведомство будет переходить на почасовую оплату труда. Причем к почасовым выплатам будут полагаться существующие премии и различные надбавки.

Возможно Вас заинтересуют.

Любая компания стремится оптимизировать налоговые отчисления. Чтобы cделать это с минимальными рисками, нужно хорошо знать основы налогового законодательства и принимать во внимание все его изменения. В связи с этим рассмотрим изменения 2015-2016 гг. в Налоговом кодексе РФ (далее — НК РФ), которые касаются налога на доходы физических лиц, страховых взносов во внебюджетные фонды, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

НДФЛ можно назвать одним из основных налогов, за счет которого пополняется федеральный бюджет. Большинство изменений в 2016 г. внесено законодателями именно по этому налогу. Изменения коснулись сроков уплаты налога, сдачи отчетности, увеличения размера налоговых вычетов и др.

Сроки уплаты

Работодатель, выплачивающий заработную плату своим сотрудникам и удерживающий НДФЛ с их доходов, является налоговым агентом по перечислению НДФЛ в бюджет и подаче сведений по данному налогу в налоговую инспекцию. Он несет ответственность за полноту и правильность представленных сведений, своевременность уплаты налога.

Удержанный НДФЛ должен быть перечислен не позднее даты, следующей за днем выплаты дохода сотруднику (заработной платы, премии, иных доходов, предусмотренных действующей на предприятии системой оплаты труда). Это общее правило установлено в п. 6 ст. 226 НК РФ. Исключение касается отпускных и пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком). Удержанный с них НДФЛ нужно перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены.

До 01.01.2016 дата перечисления НДФЛ в бюджет зависела от разных факторов. Например, от дня получения организацией средств в банке, перевода зарплаты с расчетного счета организации на банковскую карточку сотрудника или фактического получения дохода работником.

Вопрос о том, в какой момент должен быть перечислен НДФЛ, удержанный с отпускных, являлся спорным. Компетентные органы и суды (в том числе Президиум ВАС РФ) считали, что в данном случае налог перечисляется не позднее дня фактического получения в банке денег для выплаты дохода (даты перечисления средств на счет налогоплательщика или на счета третьих лиц по его поручению).

Сдача отчетности

С 01.01.2016 работодатели помимо справок 2-НДФЛ должны ежеквартально сдавать расчет по форме 6-НДФЛ . Приказ ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450 с новой формой прошел регистрацию в Минюсте.

В указанном расчете отражается обобщенная информация по всем работникам: суммы начисленных и выплаченных им доходов, предоставленные вычеты, исчисленные и удержанные суммы налога, а также другие данные, которые нужны для определения суммы НДФЛ.

Налоговые агенты обязаны в течение месяца, следующего за первым кварталом, полугодием и девятью месяцами, подавать в инспекцию расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Расчет за год подается не позднее 1 апреля следующего года .

При определении инспекции, куда необходимо представить сведения о расчетах по НДФЛ, российские организации, имеющие обособленные подразделения, а также налоговые агенты, которые отнесены к крупнейшим налогоплательщикам, должны учитывать специальные положения.

Отчитаться по НДФЛ за работников обособленного подразделения нужно по месту его нахождения. Это правило применяют российские организации, имеющие обособленные подразделения, при подаче расчета по НДФЛ и сведений о доходах физических лиц (абз. 4 п. 2 ст. 230 НК РФ). До 01.01.2016 не было единой позиции по вопросу о месте подачи справок по форме 2-НДФЛ в отношении работников обособленных подразделений.

С 01.01.2016 справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ можно сдавать на бумажном носителе, если численность работников не превышает 25 человек. Раньше лимит по 2-НДФЛ составлял 10 человек.

Если налоговый агент вовремя не сдал новый расчет по форме 6-НДФЛ, ему грозят штрафные санкции со стороны налоговой инспекции в размере 1000 руб . за каждый полный или неполный месяц просрочки НДФЛ (п. 1.2 ст. 126 НК РФ). Если опоздание превысило 10 дней, ИФНС заблокирует счета организации.

За каждый поданный в налоговый орган документ с недостоверными сведениями организация заплатит 500 руб . Освобождение от ответственности возможно, если налоговый агент представил уточненные документы в инспекцию до того, как узнал, что она обнаружила недостоверность поданных сведений (ст. 126.1 НК РФ).

Вычеты по НДФЛ в 2016 году

Стандартные вычеты на детей

В 2016 г. вычет на ребенка будут предоставлять, пока доход работника не превысит 350 тыс . руб . Начиная с месяца, в котором доход сотрудника, исчисленный нарастающим итогом с начала года и облагаемый НДФЛ по ставке 13 %, превысит сумму в 350 тыс. руб., стандартный вычет на ребенка не предоставляется. В 2015 г. лимит составлял 280 тыс. руб.

Увеличился размер вычета на ребенка-инвалида . С 2016 г. величина такого вычета будет зависеть от того, кто обеспечивает ребенка-инвалида. Родитель, усыновитель, жена или муж родителя смогут получить 12 тыс . руб ., а приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя — 6 тыс . руб . Ранее этот вычет составлял 3000 руб.

Новые размеры применяются и в отношении вычетов на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а также учащихся по очной форме, аспирантов, ординаторов, интернов, студентов в возрасте до 24 лет, если они являются инвалидами I или II группы.

Социальные налоговые вычеты

Работодатель предоставляет социальные вычеты на обучение и лечение по заявлению сотрудника. Кроме письменного заявления, сотрудник должен подать работодателю подтверждение права на получение социальных вычетов, выданное налоговой инспекцией. Вычеты на лечение и обучение организация предоставляет, начиная с месяца обращения работника (п. 2 ст. 219 НК РФ). Ранее такие вычеты предоставлялись по окончании налогового периода.

Уплата НДФЛ с продажи недвижимости

НДФЛ не уплачивается, если до момента продажи недвижимость была в собственности не менее пяти лет . Для освобождения от НДФЛ минимальный срок владения недвижимостью может составлять не пять лет, а три года (ст. 217.1 НК РФ). Это правомерно, например, при продаже квартиры, которая получена в дар от члена семьи, по наследству или в порядке приватизации.

Для случая, когда доход от продажи недвижимости меньше 70 % кадастровой стоимости объекта, определенной по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, предусмотрены специальные положения. В такой ситуации доходом, облагаемым НДФЛ, признается 70 % кадастровой стоимости объекта недвижимости на указанную дату.

Следует отметить, что субъекты РФ в законодательном порядке могут уменьшить установленный НК РФ пятилетний срок владения недвижимостью. Также они вправе снижать процентную величину кадастровой стоимости объекта, с которой сравнивается полученный продавцом доход в целях обложения НДФЛ.

Положения ст. 217.1 НК РФ будут применяться в отношении объектов недвижимости, приобретенных в собственность после 01.01.2016 . Как и действующие, новые правила не будут распространяться на недвижимость, которая непосредственно использовалась в предпринимательской деятельности.

Ранее доход, полученный физлицом-резидентом от продажи недвижимости на территории РФ, не облагался НДФЛ, если до момента реализации недвижимость была в его собственности не менее 3 лет.

Сроки удержания НДФЛ

Уточнены сроки, когда считается полученным доход, облагаемый НДФЛ. Например, доход сотрудника, который увольняется, считается полученным в последний рабочий день (новая редакция ст. 223 НК РФ).

Признание дохода по командировке зависит от утверждения авансового отчета по командировке. Датой получения дохода при расчете НДФЛ считается последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки (подп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ). Раньше особые правила признания для этого вида дохода не предусматривались, но было разъяснено, что сумму дохода определяют в момент утверждения отчета.

Доход по материальной выгоде , полученной от экономии на процентах по кредитам и займам , будет признаваться на последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства. До 01.01.2016 для расчета размера материальной выгоды по займам (кредитам) необходимо было знать дату уплаты процентов (подп. 1 п. 2 ст. 212, подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Увеличился срок для сообщения налоговым агентом в инспекцию о невозможности удержать НДФЛ. Информацию с указанием суммы дохода, с которого не удержан налог, и размера неудержанного НДФЛ необходимо представлять не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 226 НК РФ). До 01.01.2016 эти сведения подавались в течение месяца после окончания года.

О неудержанном НДФЛ надо отчитываться по форме 2-НДФЛ . Причем налоговики требуют, чтобы о неудержанном налоге компании отчитывались дважды. Сначала не позднее 1 марта, а затем еще раз вместе с 2-НДФЛ по удержанному налогу — не позднее 1 апреля.

При выходе участника из ООО облагаемый НДФЛ доход можно уменьшить на сумму расходов . Затраты, связанные с приобретением имущественных прав, также учитываются, когда уменьшается номинальная стоимость доли в уставном капитале или участнику при ликвидации общества передается имущество (подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). До 01.01.2016 вопрос об учете расходов в таких случаях являлся спорным.

Представим перечисленные выше изменения НДФЛ 2016 г. и положения, которые действовали ранее, в табличном варианте (табл. 1).

Таблица 1. Изменения НДФЛ 2016 г.

Что изменилось в 2016 г.

Формулировка в новой редакции

Как было раньше

Закон, которым внесено изменение

Сроки уплаты НДФЛ (за исключением отпускных и пособий по временной нетрудоспособности)

Перечислить НДФЛ в бюджет не позднее даты, следующей за днем выплаты дохода сотруднику

Было указано, что перечисление НДФЛ в бюджет зависит от разных факторов (без конкретизации)

Федеральный закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон № 113-ФЗ)

Сроки уплаты НДФЛ по отпускным и пособиям по временной нетрудоспособности

НДФЛ нужно перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором выплачены отпускные и пособия

Вопрос являлся спорным. Компетентные органы считали, что НДФЛ перечисляется не позднее дня фактического получения в банке денег для выплаты дохода или даты перечисления средств на счет работника

Федеральный закон № 113-ФЗ

Новый расчет по форме 6-НДФЛ и сроки его сдачи. В этот расчет включаются данные об удержанном налоге по всем работникам

Сдается в электронной форме ежеквартально, за год подается не позднее 1 апреля следующего года. Если численность сотрудников не превышает 25 человек, можно сдавать на бумажном носителе

Расчета по форме 6-НДФЛ не было. Лимит по 2-НДФЛ для сдачи на бумажном носителе составлял 10 человек

Федеральный закон № 113-ФЗ

Место подачи отчетности по НДФЛ для организаций, имеющих обособленные подразделения

За работников обособленного подразделения сведения подаются по месту регистрации обособленного подразделения

Не было конкретики в отношении подачи справок по форме 2-НДФЛ

Федеральный закон № 113-ФЗ

Налоговые санкции за несвоевременное представление новых расчетов по форме 6-НДФЛ

Взыскание штрафа в размере 1000 руб., за опоздание с подачей в течение 10 дней — приостановление операций по счетам

Федеральный закон № 113-ФЗ

Налоговые санкции за представление недостоверных сведений

За недостоверность данных — 500 руб. за каждый документ

Вопрос о взыскании штрафа за подачу недостоверных справок 2-НДФЛ был спорным

Федеральный закон № 113-ФЗ

Стандартный налоговый вычет на ребенка, исчисленный нарастающим итогом с начала года и облагаемый НДФЛ по ставке 13 %

Будут предоставлять, если размер дохода не превысит 350 тыс. руб. в год

Предоставлялся, если размер дохода не превышал 280 тыс. руб. в год

Федеральный закон от 23.11.2015 № 317-ФЗ «О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 317-ФЗ)

Налоговый вычет на ребенка-инвалида

Величина зависит от того, кто обеспечивает ребенка-инвалида: родитель, усыновитель, жена или муж родителя получат 12 000 руб., приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя — 6000 руб.

Величина налогового вычета — 3000 руб.

Федеральный закон № 317-ФЗ

Признание доходов, облагаемых НДФЛ, по командировкам

Датой получения дохода считается последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки

Федеральный закон от № 113-ФЗ

Признание доходов по выплатам при увольнении

Доход считается полученным в последний рабочий день

Признание дохода не было конкретизировано

Федеральный закон № 113-ФЗ

Признание дохода по материальной выгоде, полученной от экономии на процентах по кредитам и займам

Доход признается на последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства

Доход признается на дату уплаты процентов

Федеральный закон № 113-ФЗ

Социальные вычеты на лечение и обучение

Предоставляются организацией по заявлению сотрудника при их документальном подтверждении налоговой инспекцией

Предоставляются налоговой инспекцией по окончании налогового периода при документальном подтверждении

Федеральный закон от 06.04.2015 № 85-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций“»

Срок подачи сообщения в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДФЛ

Сведения представлять по форме 2-НДФЛ не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Сведения подавались по форме 2-НДФЛ в течение месяца после окончания года

Федеральный закон № 113-ФЗ

Облагаемый НДФЛ доход при выходе участника из ООО

Облагаемый НДФЛ доход уменьшается на сумму расходов

Вопрос об учете расходов в целях налогообложения НДФЛ в таких случаях являлся спорным

Федеральный закон от 08.06.2015 № 146-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

НДФЛ не уплачивается с продажи недвижимости

Если до продажи недвижимость была в собственности не менее пяти лет

Минимальный срок нахождения объекта в собственности составляет три года. При этом не важно, каким образом данный объект получен

Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 382-ФЗ)

НДФЛ не уплачивается с продажи имущества: полученного по договору дарения членом семьи или близким родственником, в результате приватизации, плательщиком ренты по договору пожизненного содержания с иждивением

Если до продажи недвижимость была в собственности не менее трех лет

Минимальный срок нахождения объекта в собственности составляет три года

Федеральный закон № 382-ФЗ

Уплата НДФЛ с продажи недвижимости, когда доход от продажи меньше ее кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности на недвижимость

Доходом по НДФЛ облагается 70 % кадастровой стоимости недвижимости на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности на эту недвижимость

Федеральный закон № 382-ФЗ

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов устанавливается Правительством РФ. База для начисления страховых взносов ежегодно индексируется с учетом роста средней заработной платы в России.

Коэффициенты индексации , установленные с 01.01.2016:

  • 1,072 — для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ);
  • 1,8 — для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ (ПФР).

С 01.01.2016 согласно Постановлению Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.» предельная величина доходов для начисления cтраховых взносов составляет:

  • в ФСС РФ — 718 000 руб .;
  • в ПФР — 796 000 руб .

В 2016 г. ставки страховых взносов останутся на прежнем уровне. Размеры взносов в фонды на общих основаниях представлены в табл. 2.

Таблица 2. Размеры взносов в фонды на общих основаниях за 2015-2016 гг.

Фонд

Процент отчислений от ФОТ

Предельный уровень дохода, руб.

Отчисления на доход выше предельного уровня доходов

Примечание

2015 г.

2016 г.

ФСС (от несчастных случаев)

Отсутствует

Отсутствует

Взносы начисляются на любую сумму зарплаты

Отсутствует

Отсутствует

Облагаются все выплаты

Взносы в ПФР уплачиваются до достижения предельной базы по взносам по ставке 22 %. Заработная плата сверх лимитас облагается пенсионными взносами по ставке 10 % (подп. 1 п. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее — Федеральный закон № 212-ФЗ).

Взносы в Фонд социального страхования уплачиваются до достижения зарплаты предельной базы по ставке 2,9 % . Зарплата сверх лимита взносами в ФСС не облагается (подп. 2 п. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ).

Для взносов на травматизм предельная база для начисления не предусмотрена (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

По взносам в ФФОМС лимит отменен с 01.01.2015 (Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.»). Медицинскими взносами по ставке 5,1 % облагаются все выплаты в пользу работников без ограничений (подп. 3 п. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ).

ПРИМЕР 1

За 2015 г. облагаемый страховыми взносами доход старшего менеджера составил 715 000 руб. Рассчитаем размер страховых взносов, которые должны быть начислены на его доход и уплачены во внебюджетные фонды:

  • ПФР :

711 000 руб. × 22 % + (715 000 руб. - 711 000 руб.) × 10 % = 156 420 руб. + 400 руб. = 156 820 руб.;

  • ФСС РФ :

670 000 руб. × 1,8 % = 12 060 руб.;

  • ФСС (от несчастных случаев ):

715 000 руб. × 1,2 % = 8580 руб.;

  • ФФОМС :

715 000 руб. × 5,1 % = 36 465 руб.

Итого в 2015 г. начислено 213 925 руб . страховых взносов, подлежащих уплате во внебюджетные фонды.

С 01.01.2015 единую отчетность необходимо представлять в территориальные органы ПФР ежеквартально:

  • в бумажном виде — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
  • в форме электронного документа — не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Отчетность по НДС

С 01.01.2015 срок представления декларации по НДС и сроки уплаты этого налога перенесены с 20-го на 25-е число (ст. 174 НК РФ). Остается в силе обязанность представлять декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи . Декларация, представленная на бумажном носителе, не считается поданной.

Теперь в декларации по НДС при ее подаче отражаются данные из книг покупок и продаж. В связи с этим каждая организация во избежание налоговых рисков должна уделять особое внимание наличию подтверждающих документов (счетов-фактур), их верному заполнению, а также надежности контрагентов. Налоговая инспекция может проверить всех контрагентов, участвующих в сделке. Налоговики оставляют за собой право для доначисления налоговых сумм в ходе камеральной проверки. Такую проверку они могут провести сразу после сдачи отчетности.

Период принятия НДС к вычету

До 01.01.2015 специалисты налогового и финансового ведомств настаивали, что принять НДС к вычету можно только в том квартале, в котором право на этот вычет возникло. Переносить вычет полностью или частично на следующие налоговые периоды запрещалось. В противном случае, по мнению контролеров, НДС к уплате в бюджет будет искажен.

Если, например, организация по ошибке не применила вычет в том квартале, в котором для этого возникли все основания, и обнаружила ошибку уже после сдачи декларации по НДС за этот квартал, ей нужно было подавать уточненную декларацию.

С 01.01.2015 вопрос переноса вычетов по НДС перестал быть спорным. Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ дополнил ст. 172 НК РФ новым п. 1.1. В соответствии с ним покупатель (заказчик) вправе принять к вычету предъявленную ему сумму НДС в течение трех лет после того, как товары (работы, услуги) были приняты к учету. Другими словами, если компания выполнила все условия для вычета «входного» НДС в текущем квартале, то заявлять право на зачет налога по итогам именно этого налогового периода совсем не обязательно. Вычет можно перенести на более поздние кварталы. Главное, чтобы они находились в рамках трехлетнего временного интервала.

После принятия п. 1.1 ст. 172 НК РФ организация может ежеквартально оптимизировать перечисление НДС в бюджет вычетами по НДС. Для организации такое нововведение удобно.

Особенности применения вычетов

Вычет по опоздавшим счетам-фактурам

С 01.01.2015 действуют выгодные правила для вычетов НДС по опоздавшим счетам-фактурам. Если счет-фактура пришел после окончания отчетного квартала, но до срока сдачи декларации, у компании есть выбор :

1) заявить вычет в декларации за тот квартал, в котором компания приняла на учет товары, работы или услуги по этому счету-фактуре (п. 1.1 ст. 172 НК РФ);

2) включить вычет в декларацию за тот квартал, в котором получен счет-фактура, либо в любом следующем периоде в пределах трехлетнего срока.

Раньше чиновники разъясняли, что вычет НДС можно заявить исключительно в том квартале, в котором поступил счет-фактура (письмо Минфина России от 09.07.2013 № 03-07-11/26592 «О применении счетов-фактур для вычетов по НДС»).

ПРИМЕР 2

Поставщик отгрузил товары в июне 2015 г. В этом же месяце покупатель принял товары на учет. Счет-фактуру покупатель получил 20.07.2015. Срок сдачи декларации за второй квартал 2015 г. — не позднее 27 июля. Значит, вычет по счету-фактуре можно отразить в книге покупок за второй или третий квартал или перенести вычет НДС на следующие периоды в пределах трех лет.

Как поясняют в Минфине России, новое правило можно применять и в ситуации, если счет-фактура не только получен, но и выставлен после окончания отчетного квартала. Например, поставщик в первых числах июля оформил счет-фактуру на услуги, оказанные в июне. В этом случае покупатель тоже может заявить вычет НДС в декларации за второй квартал.

Вычет по частям

Предъявлять НДС к вычету можно частями в различных налоговых периодах в течение трех лет после принятия товара на учет (за исключением нематериальных активов, основных средств, оборудования к установке).

Важная деталь: вычет частями компания заявляет на основании одного и того же счета-фактуры.

Минфин России не возражает против частичного предъявления НДС к вычету (письмо от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28263 « О принятии к вычету налога на добавленную стоимость на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет товаров (работ, услуг)»).

Налоговики считают, что вычеты по основным средствам, оборудованию к установке или нематериальным активам нужно применять в полном объеме после принятия таких объектов на учет. То есть частями заявлять по ним вычет нельзя. Это отмечено в указанном выше письме Минфина России № 03-07-РЗ/28263.

Вычеты, которые нельзя перенести

Вычет НДС с аванса переносить на другие кварталы не следует. Ведь новое правило распространяется только на приобретенные товары, работы, услуги, имущественные права. А налог с аванса компании принимают к вычету на основании других норм. То есть это иные вычеты. На это обращено внимание в письме Минфина России от 09.04.2015 № 03-07-11/20290 «О сроках принятия НДС к вычету» .

Обеим сторонам безопаснее заявлять вычеты авансового НДС в установленные сроки:

  • поставщику — на дату отгрузки товаров (п. 6 ст. 172 НК РФ);
  • покупателю — в период уплаты аванса при наличии соответствующих документов и договора, предусматривающего перечисление данных сумм (п. 9 ст 172 НК Р).

Есть и другие ситуации, когда вычеты лучше не переносить. В их числе вычет при возврате аванса, вычет налога, уплаченного налоговым агентом, например, при аренде муниципальной собственности, и др. Право заявлять их в течение трех лет НК РФ не установлено, поэтому эти вычеты нужно применить в том квартале, когда на них возникло право (письмо Минфина России от 09.04.2015 № 03-07-11/20290). Наиболее распространенные виды таких вычетов приведены в табл. 3.

Таблица 3. Вычеты НДС, перенос которых не предусмотрен

Виды вычетов

Период применения вычета

Вычет по строительно-монтажным работам для собственного потребления

На дату начисления налога, то есть на последнее число каждого квартала (п. 5 ст. 172 НК РФ)

Вычет по командировочным расходам

На дату, когда утвержден авансовый отчет (п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137)

Вычет с возвращенного покупателю аванса

На дату возврата аванса покупателю

Вычет у налогового агента

В квартале, в котором компания уплатила налог в бюджет при условии, что приобретенные товары, работы или услуги приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ)

Вычет НДС по расходам, нормируемым для целей исчисления налога на прибыль

Утратил силу абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ, который ставил в зависимость вычет предъявленного НДС от суммы признанных расходов. С 01.01.2015 компании могут без риска споров с налоговиками полностью принимать к вычету НДС по рекламным расходам, а также любым другим нормируемым затратам, за исключением представительских.

По новым правилам вычеты можно заявить по представительским и командировочным затратам, которые компания учитывает при расчете налога на прибыль (п. 7 ст. 171 НК РФ). Следовательно, в отношении сверхлимитных представительских расходов вычет по-прежнему заявить нельзя. Что касается командировочных расходов, то сейчас все командировочные расходы можно учесть при расчете налога на прибыль.

Счета-фактуры по представительским расходам нужно регистрировать в книге покупок по итогам каждого квартала после того, как компания определит сумму расходов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль в расчетном периоде. Регистрировать счета-фактуры в книге покупок по мере их поступления в данном случае нецелесообразно. Если в каком-то из периодов сумма расходов превысит норматив, компания не вправе заявить вычеты НДС в полном размере. Следовательно, понадобится исправлять книгу покупок.

К СВЕДЕНИЮ

Вычеты НДС, которые у организации не вписываются в лимит за один квартал, можно дозаявить в следующем квартале, если позволяет норматив расходов. При регистрации дозаявленного вычета в книге покупок нужно зарегистрировать тот же счет-фактуру, по которому компания заявляла вычет с представительских расходов в предыдущем квартале.

Сумму дополнительного вычета надо зафиксировать в бухгалтерской справке-расчете. Кроме того, компания не вправе включать эту сумму НДС в расходы при расчете налога на прибыль (п. 49 ст. 270 НК РФ).

Подтверждение НДС при нулевой ставке

С 01.01.2016 изменения коснулись подтверждения нулевой ставки НДС. Изменения внесены Федеральным законом от 23.11.2015 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Они имеют отношение к компаниям, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность .

С 01.01.2016 для подтверждения нулевой ставки НДС контрактом признается один документ или комплект документов.

ЭТО ВАЖНО

Согласно положениям п. 19 ст. 165 НК РФ контракт может состоять из одного документа, подписанного сторонами, или из нескольких документов, свидетельствующих о том, что участники достигли соглашения по всем существенным условиям сделки. Если представляется комплект документов, в нем должны быть сведения о предмете, участниках и условиях сделки (в том числе о цене сделки и сроках ее исполнения).

До 01.01.2016 в НК РФ не было указано, каким может быть контракт для подтверждения нулевой ставки НДС. Минфин считает, что контракт должен быть заключен в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Ведомство ссылается на положения о форме договора и акцептовании. Вероятно, оно допускает, что налогоплательщик вправе представить контракт и как единый документ, и как ряд документов. Суды такой подход поддерживают.

НДС и посреднические сделки

Многие компании оптимизацию налогообложения по НДС видят в посреднических сделках. В таких сделках посредник платит налоги не со всей суммы сделки, а только с ее части (со своего комиссионного вознаграждения).

Посредническая деятельность — это предпринимательская деятельность, осуществляемая в интересах другого лица. Компании, занимающиеся посреднической деятельностью, очень часто применяют упрощенную систему налогообложения, то есть от уплаты НДС они освобождены и поэтому не должны выставлять счета-фактуры. Однако не следует забывать, что обязанность составления счетов-фактур, ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур с 01.01.2015 установлена не только для плательщиков НДС. Организации, освобожденные от уплаты НДС и осуществляющие свою деятельность на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) от имени комиссионера (агента), должны выставлять счета-фактуры покупателям и (или) получать счета-фактуры от поставщиков, а также вести журнал регистрации выставленных и полученных счетов-фактур.

Формы и правила ведения (заполнения) документов, применяемых налогоплательщиками при расчетах по налогу на добавленную стоимость в посреднической деятельности, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Рассмотрим основные моменты, касающиеся выставления счетов-фактур посредниками и комитентами:

  1. Выставление счетов-фактур посредниками .

Комиссионеры выписывают покупателям отгрузочные документы и выставляют им счета-фактуры от своего имени. Выставленные счета-фактуры регистрируются комиссионером только в журнале выставленных счетов-фактур. При этом у комитента датой отгрузки товаров (работ, услуг) признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного комиссионером на покупателя.

Получив предварительную оплату от покупателя товара, работ или услуг, посредник (комиссионер, агент) выставляет покупателю «авансовый» счет-фактуру, в котором в качестве продавца указывает себя (посредника). Отражать «авансовый» счет-фактуру в книге продаж не надо. Указанный документ посредник регистрирует в журнале выставленных счетов-фактур.

  1. Выставление счетов-фактур комитентами .

Комитенты (принципалы) выдают комиссионеру (агенту) счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером (агентом) покупателю. Эти счета-фактуры регистрируются комитентом в книге продаж. При этом обязанность по предоставлению комиссионером комитенту заверенных копий счетов-фактур, выставленных комиссионером в адрес покупателя, законодательством не установлена (письмо Минфина России от 15.05.2012 № 03-07-09/51).

Если комиссионер при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выставил двум и более покупателям счета-фактуры от одной даты, комитент вправе перевыставить комиссионеру один «сводный» счет-фактуру (Постановление Правительства РФ от 29.11.2014 № 1279 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137»).

Налоговая база по НДС у комитента (принципала ) определяется исходя из фактической цены реализации товаров (п. 1 ст. 154 НК РФ) без уменьшения на причитающиеся комиссионеру вознаграждение и часть выгоды, полученной дополнительно. Моментом определения налоговой базы у комитента является наиболее ранняя из дат :

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Предоплату по договору комиссии, поступающую от покупателя, комитент включает в налоговую базу независимо от того, на чей счет она перечислена — самого комитента или комиссионера.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Изменения по налогу на прибыль внесены Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)“». Эти изменения в основном улучшают положения налогоплательщика . Расскажем, каким образом это происходит.

С 01.01.2016 увеличен лимит минимальной первоначальной стоимости основного средства. Он стал равен 100 000 руб . (раньше был 40 000 руб.). Такое изменение внесено в п. 1 ст. 256 НК РФ. Эти правила применимы к амортизируемому имуществу, введенному в эксплуатацию начиная с 01.01.2016. Теперь расходы в сумме, не превышающей 100 000 руб. по приобретаемому компанией имуществу, которое предполагается использовать в производственных целях, можно сразу учитывать при расчете налога на прибыль.

Увелич и лось число компаний, которые имеют право платить только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль . Авансовые квартальные платежи для организаций намного выгоднее, чем ежемесячные: не нужно забирать денежные средства, необходимые для осуществления коммерческой деятельности, и платить их в бюджет каждый месяц. Платеж в бюджет осуществляется ежеквартально. У организации не будет переплаты по авансовым платежам налога на прибыль в течение года, так как квартальные авансовые платежи рассчитываются от фактической прибыли текущего месяца, а не предыдущего.

С 2016 г. отказаться от ежемесячных авансовых платежей могут организации, у которых выручка за последние четыре квартала не превысила в среднем за каждый квартал 15 млн руб. (п. 3 ст. 286 НК РФ).

НА ЗАМЕТКУ

Авансовые платежи следует перечислить не позднее 28 календарных дней с даты окончания отчетного периода (28 апреля — за первый кварта, 28 июля — за полугодие, 28 октября — за 9 месяцев).

Можно оптимизировать налог на прибыль за счет модернизации или реконструкции полностью самортизированного основного средства . По мнению Минфина, затраты на проведение модернизации ОС, которое было полностью самортизировано и остаточная стоимость которого равна нулю, увеличивают первоначальную стоимость основного средства. Для расчета амортизации применяется та же норма, которая изначально установлена при введении основного средства в эксплуатацию.

Для оптимизации налогообложения можно применить амортизационную премию . Такая премия применима не только к расходам, связанным с приобретением основных средств, но и к расходам, которые понесены в случаях модернизации и реконструкции ОС. Размеры амортизационной премии:

  • не более 30 % затрат на капитальные вложения для 3-7-й амортизационных групп;
  • не более 10 % — для остальных амортизационных групп (1-й, 2-й, 8-й).

При осуществлении капитальных вложений в уже существующие основные средства амортизационная премия признается в расходах в месяце изменения их первоначальной стоимости, то есть в том месяце, когда капитальные вложения были завершены и введены в эксплуатацию, что подтверждено соответствующим документом (например, актом о приеме-сдаче реконструированных или модернизированных объектов основных средств).

ПРИМЕР 3

Организация в 2015 г. осуществила модернизацию основного средства, которое в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (в ред. от 06.07.2015), относится к четвертой амортизационной группе (срок полезного использования — свыше пяти лет до семи лет включительно).

на момент ввода в эксплуатацию (январь 2009 г.) составляла 450 000 руб . Срок полезного использования — 72 мес. Норма амортизации — 1,39 % (1 / 72 мес.).

Амортизация начислялась с февраля 2009 г. по сентябрь 2014 г. Таким образом, к моменту проведения модернизации основное средство было полностью самортизировано .

В апреле 2015 г. работы по модернизации основного средства закончены. Стоимость работ (без учета НДС) составила 300 000 руб .

С мая 2015 г. организация начнет учитывать для целей исчисления налога на прибыль затраты на модернизацию следующим образом.

Первоначальная стоимость основного средства после модернизации составляет 750 000 руб . (450 000 руб. + 300 000 руб.). Норма амортизации будет применяться та же, что и на момент ввода основного средства в эксплуатацию, — 1,39 %. Соответственно, сумма ежемесячной амортизации равна 10 425 руб. (750 000 руб. × 1,39 %).

Затраты на проведение модернизации будут списываться в течение 28 месяцев по 10 425 руб . (итого 291 900 руб.), в 29-й месяц будет списан остаток в размере 8100 руб . (300 000 руб. - 291 900 руб.).

Предположим, организация воспользовалась своим правом (п. 9 ст. 258 НК РФ) и применила амортизационную премию в отношении расходов (300 000 руб.), которые понесены при модернизации основного средства, в размере 30 % .

Амортизационная премия будет учтена в составе прочих расходов в апреле 2015 г. (в периоде, на который приходится дата изменения первоначальной стоимости). Размер амортизационной премии равен 90 000 руб . (300 000 руб. × 30 %).

Затраты на модернизацию для целей налогообложения будут учитываться следующим образом.

Первоначальная стоимость объекта после модернизации за вычетом амортизационной премии :

450 000 руб. + 300 000 руб. - 90 000 руб. = 660 000 руб .

Норма амортизации — 1,39 %.

Сумма ежемесячной амортизации :

660 000 руб. × 1,39 % = 9174 руб.

Затраты на проведение модернизации будут списываться в течение 32 месяцев по 9174 руб . (итого 293 568 руб.), в 33-м месяце будет списан остаток в размере 6432 руб . (300 000 руб. - 293 568 руб.).

На основные средства, находящиеся на модернизации (реконструкции) более 12 месяцев, амортизация не начисляется. Начисление амортизации приостанавливается с 1-го числа следующего месяца.

  1. Знание НК РФ поможет оптимизировать налогообложение, построить грамотную систему учета и уплаты налогов, сэкономить денежные средства законным путем.
  2. Во избежание налоговых рисков оптимизация должна строиться не в разрез положениям НК РФ, а основываясь на них.

Специальные режимы налогообложения – упрощенка, вмененка, патентная система и единый сельхозналог – сами по себе являются низконалоговыми. Но при правильном использовании разрешенных законом схем можно еще больше сократить расходы по уплате налоговых платежей.

 

Оптимизируем с умом

Оптимизация налогообложения - это снижение облагаемой базы по налогам законными способами. Экономить на налогах без риска привлечения к ответственности - главная цель оптимизации.

Важно! ФНС разграничивает оптимизацию и уклонение от уплаты налогов, оценивая действия предпринимателей с точки зрения экономической обоснованности. Если единственным мотивом действий бизнес-субъекта была минимизация - споры с фискалами обеспечены.

Таблица 1. Основные способы оптимизации для спецрежимников

Группа методов

Использование оптимального режима

выбор подходящей системы на стадии открытия бизнеса, смена режима в ходе деятельности (в т. ч. переход с одного объекта налогообложения на другой при УСН)

комбинирование УСН, ЕНВД и ПСН

Использование льгот и преференций

изменение вида деятельности для использования пониженной регионами ставки

«переезд» в регион со льготными ставками

использование сниженных тарифов по страховым взносам

При сравнении вариантов упрощенки опираются на соотношение доходов и расходов по деятельности: если расходы составляют более 60% от доходов, то обычно выгоднее УСН «доходы-расходы». Режим налогообложения можно скорректировать по ходу дела, если условия ведения бизнеса, вид деятельности изменились. Перейти на новую систему удастся с нового года.

Схема №2 Упрощенка «доходы»: снижение объекта обложения

Компания «Продторг» занимается оптовой торговлей и применяет 6-процентную упрощенку. Вместо договора купли-продажи фирма решила заключать с покупателями договор комиссии. «Продторг» по новой схеме - посредник, а контрагенты - заказчики. Размер вознаграждения посредника устанавливается равным обычной прибыли от сделки. Товары приобретаются компанией «Продторг» от своего имени, но на деньги заказчиков. Облагаться налогом будут именно комиссионные - вознаграждение посредника.

Схему целесообразно применять, если в течение года появляется риск «слететь» с упрощенки (при приближении совокупной выручки к установленному лимиту). Способ эффективен, когда:первоначально компания применяет УСН 6% и ведет деятельность, расходы по которой составляют менее 60% от доходов, а затем дополнительно начинает заниматься торговлей (с невыгодным для «доходной» упрощенки соотношением доходов и расходов).

Схема 3. Использование ИП на УСН «доходы» в качестве управляющего

В ООО или АО единоличным исполнительным органом (руководителем) может выступать индивидуальный предприниматель. Применение схемы убивает нескольких зайцев: ИП платит с полученных доходов не 13% НДФЛ, а 6% по УСН «доходы», уменьшая при этом сумму налога на 50% за счет выплаченных страховых взносов.

Допустим, генеральный директор получает зарплату в размере 150 тыс. руб. в месяц (1,8 млн. руб. в год). Организация исчислит с его оплаты труда НДФЛ (13%) - 234 тыс. руб. и страховые взносы - 376 тыс. руб. (в ПФ - 265,32, в ФСС - 19,43, в ФОМС - 91,80).Если месячное вознаграждение ИП-управляющего будет таким же, то страховые взносы за год составят 37,26 тыс. руб. (22,26 - фиксированные платежи и 15 - 1% с суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб.). В итоге ИП заплатит за год всего 108 тыс. руб. платежей.

Ознакомьтесь с порядком расчета взносов по ИП в 2015 году и взносов с ЗП нанятых работников .

При планировании схемы стоит учесть, что страховые взносы, которые компания выплачивала с ЗП директора:

  • по «доходно-расходной» упрощенке включались в расходы и уменьшали сумму единого налога, поэтому при прочих равных условиях компания заплатит больше на 56 482,50 руб. (376 550 x 15%);
  • по«доходной» упрощенке и ЕНВД уменьшали сумму налога (в пределах 50%).

Поэтому для оценки выгодности схемы потребуется дополнительный анализ влияния снижения расходов компании (они уменьшились на страховые взносы за сотрудника) на налоговый результат.

Схема №4. Совмещение УСН и ЕНВД

Организация занимается оптовой и розничной торговлей, причем последнюю ведет в торговом зале площадью 50 м2. Компания применяет упрощенку «доходы». В регионе на следующий календарный год для стационарной розничной торговли будет установлен К2, равный 0,5. Перевод розницы на ЕНВД для организации выгоден. Просчитаем три возможных варианта.

Данные для расчета ЕНВД: базовая доходность = 1 800 руб. в месяц, К1=1,798, К2=0,5. Сумма платежа по вмененке в месяц = 1 800 x 1,798 x 0,5x50 x 15= 12 137 руб.

* - Налог можно снизить только вполовину. Ознакомьтесь с правилами расчета ЕНВД .

При благоприятных для вмененки региональных условиях, в структуре компании, которая в том числе занимается розницей, выгодно иметь подразделение на ЕНВД- независимо от полученной выручки сумма налога фиксирована. При этом выгодность вмененки возрастает с увеличением продаж.

Ознакомьтесь с позицией ФНС по условиям совмещения спецрежимов:

Оптимизация: факторы успеха

Оптимизационная схема не может быть универсальным, подходящим для всех решением. Это не более чем идея. При разработке программы по минимизации фискальных платежей нужно учитывать реальные внешние и внутренние условия ведения бизнеса. Наибольший эффект дает комплекс мероприятий, максимально учитывающий специфику бизнеса: масштаб, вид деятельности, структуру организации, региональные факторы и т.д. Разрешено все, что не запрещено законом. Однако в России сегодня грань между оптимизацией и уклонением от налогов слишком размыта. Будьте начеку и учитывайте мнение специалистов!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх