Нестандартный урок литературы по пьесе А.Вампилова "Утиная охота". Урок по литературе на тему "темы и проблемы современной драматургии

Тема: “Так что же за человек этот Зилов?”

Тип урока: литературный суд (урок-диалог)

Цели:

  • Образовательная: охарактеризовать образ Зилова, понять идею пьсы.
  • Развивающая: способствовать развитию логического мышления, устной речи учащихся.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств личности; формированию гражданской позиции учащихся.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Я сам себе и враг, и друг,
Я сам себе порок
И сам себе порочный круг…
Я попадаю в оборот –
Спаси меня, спаси меня –
Моя природа!

– Что же за человек этот Зилов?

“Народ наш, – писал Ф.М.Достоевский,– с беспощадной силой выставляет на вид свои недостатки и перед целым светом готов толковать о своих язвах, беспощадно бичевать самого себя… во имя негодующей любви к правде, истине…” Только через эту классическую традицию мы можем правильно понять образ Зилова – крупнейшее открытие А.Вампилова, осознать его глубокий нравственный смысл”.

Из показаний господина Зилова:

“Мне всё безразлично, всё на свете. Что со мной делается, я не знаю. Неужели у меня нет сердца?”

Кто он, Зилов? В чем вина, а в чем беда его? Посмотрим на него глазами тех, кто с ним дни жизни разделял, глазами автора, кто о нем прекрасно рассказал, а также собственными глазами – глазами читателя.
Предоставляется слово прокурору.

II. Литературный суд

Прокурор: Сегодня в литературном суде собрались все, кто хоть как-то причастен к жизни господина Зилова.
Подсудимому Виктору Зилову тридцать лет, он инженер по образованию, но на производстве не работает, служит в ЦБТИ (Центральном бюро технической информации) в одном из глубинных областных центров.
В ходе следствия установлено, что Виктор Зилов, будучи от природы умным, наблюдательным человеком, приносил людям только несчастья.
Жена Галина ушла от него, так как узнала о любовных интригах.
Зилов бесцельно вмешался в жизнь абитуриентки Ирины. Встречался с ней, назвал невестой, а потом без повода оскорбил девушку.
На службе легко согласился начинить дезинформацией подписанную им брошюру. Заслужил равнодушие друзей, сослуживцев, потому что с иронией комментировал их жизнь.
Всего этого достаточно, чтобы предать Зилова осуждению.

Судья: Что ж, господа, приступим. Прошу пригласить свидетельницу Галину, жену Виктора Зилова.

Прокурор: Галина, расскажите о муже.

Галина: Мы с Виктором прожили недолго. Расстались потому, что он оказался лицемером. Он утверждал, что в семейной жизни главное – доверие. А искренним он никогда не был. Он обманывал меня, встречался с женщинами. Не ночевал дома, а на следующий день легко находил себе оправдание. Сочинял, что срочно был отправлен в командировку, в Свирск, на фарфоровый завод. Зачем? Изучить, обобщить, информировать научный мир.
Я всегда хотела иметь настоящую семью. Мы получили квартиру. Были созданы условия, чтобы родить ребёнка. Когда я узнала, что беременна, сразу позвонила Виктору. Реакция была такой: “Поздравляю… Ну рад…Ну что тебе – спеть? Сплясать? Увидеться? Сегодня увидимся… Ведь не сию же минуту он у тебя будет?” Виктор не хотел ребёнка. Я сделала аборт. Наша жизнь не складывалась, становилась невыносимой. Домой он постоянно возвращался пьяным. Я поставила точку в наших отношениях. Уехала от него. У Виктора нет сердца! И неудивительно, что друзья похоронили его заживо.

Прокурор: Ваша честь! Позвольте прояснить ситуацию.
Злой розыгрыш: друзья посылают Зилову на дом траурный венок. Он сам спровоцировал друзей на черный юмор.

Адвокат: Ваша честь! Я протестую против вывода прокурора. Важно понять предысторию Зилова. В глазах тридцатилетнего человека – небрежность и скука, уверенность в своей физической полноценности и ранняя душевная усталость. В его прошлом – яркие убеждения, верования, смелые действия. А сейчас ему всё-всё равно. Быт, которым живут в его кругу, тяжел и скучен. Он потерял смысл жизни. И кто, как ни близкий человек, жена Галина должна была понять его, помочь ему. Прошу пригласить свидетельницу, подругу Галины.

Подруга: “Галина делилась со мной секретами. Она призналась, что, прожив с Виктором шесть лет, она его так и не поняла.
Галина – учитель-словесник, значит человек с определённым воспитанием и духовным миром. Она делала робкие попытки восстановить духовную связь с мужем, но не на основании духовных потребностей, а на основании прочитанной литературы. Её слова: “Мы заживём здесь (в новой квартире) дружно, верно? Как в самом начале. По вечерам будем читать, разговаривать…” Но для него разговоры о прочитанной литературе – это детский лепет по сравнению с тем, что он знает о жизни не из книг, а из самой реальности. Она говорила, что он сам просил о помощи. “Я один, один, ничего у меня в жизни нет, кроме тебя! Помоги мне! Без тебя мне крышка…” В самый разгар его душевных мук, их осознания Галина ушла от мужа.

Адвокат: Ваша честь! Зилов молил о помощи и не получил её.

Прокурор: Прошу пригласить свидетельницу Ирину.

Ирина: Я приехала в город из Михалёвки поступать в иняз. С Зиловым я познакомилась случайно. Пришла в редакцию, чтобы подать объявление в газету. Но ошиблась дверью. Оказалась в ЦБТИ, где и разыграл меня Зилов. Сейчас понимаю, какой наивной я была. Мы встречались. Однажды он пригласил меня в кафе “Незабудка”. Когда я пришла, то была удивлена, что Виктор был не один, а с друзьями. Сначала объявил всем, что я его невеста. Затем всем стал предлагать меня. Его слова: “Хватай её, если она тебе нужна. Мне плевать… Она такая же дрянь, точно такая же. А нет, так будет дрянью. У неё ещё всё впереди…” Оскорблений от Зилова я не ожидала.

Прокурор: Зилов – пьяница, ломающий жизнь любящих его женщин.

Адвокат: Ваша честь! Зилов прогнал Ирину из-за того, что одной любви ему мало, чтобы спастись, а духовной помощи ожидать от этой девочки-полуребёнка бесполезно, раз вполне зрелая женщина Галина не дала ему её.

Прокурор: Зилов – плохой сын: не любил, не уважал отца, не поехал даже на его похороны. Прошу выслушать свидетеля Саяпина.

Саяпин: В сентябре 1968 года Виктор получил письмо от отца Александра Зилова. Я до сих пор не могу забыть его комментарии: “От папаши. Посмотрим, что старый дурак пишет… Опять он умирает… Разошлёт письма во все концы и лежит, собака, ждёт. Родня наезжает, ох, ах, а он и доволен. Полежит, полежит, потом глядишь – жив, здоров, и водочку принимает..” Я посоветовал, чтобы Зилов съездил, навестил отца. На что он мне ответил: “Не могу. В отпуске, в сентябре – время неприкосновенное: охота”. Отец умер. И опять – сборы, разговоры. В последний путь мог проводить отца, собирался, но не поехал. Ему бог – судья!

Адвокат: Ваша честь! Что нам известно об отце Зилова? “Персональный пенсионер” – начальник, руководитель среднего и высшего ранга. Так может в этом всё дело? Зилов любил отца как человека (“Батя, батя”, – шептал он в глубокой тоске, узнав о его смерти), но не любил, даже ненавидел его как личность, вернее, ту “совокупность общественных отношений”, которая в ней проявилась.
Прошу пригласить свидетельницу Валерию Саяпину.

Валерия: Зилов – незаурядный человек. Он отличался от нашей компании странностью. На новоселье мы подарили ему предметы охотничьего снаряжения. Он был искренне рад. По-настоящему он любил лишь охоту, хотя ни разу ещё не убил ни одной утки. Он в охоте любил не результат – добычу, а то, что она даёт его душе – эстетические переживания. “Только там и чувствуешь себя человеком”. В последнее время он помешался на охоте. Ни о чём больше не говорил. Пригласил нас в кафе “Незабудка”, приказывал пить только за утиную охоту, а потом устроил скандал. О злом розыгрыше над Зиловым я узнала от Кузакова.

Прокурор: Пригласите свидетеля Кузакова.

Кузаков: В тот вечер мы с Саяпиным зашли перед закрытием в кафе. Увидели Зилова. Он был мертвецки пьяным. На ногах стоять не мог. Мы подхватили его под руки. Саяпин воскликнул: “Труп! Покойничек!” Засмеялся и сказал: “У меня блестящая идея! Завтра мы ему устроим!” На следующий день домой Зилову был доставлен венок с надписью на чёрной ленте: “Незабвенному, безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей”.

Прокурор: Ваша честь! Разрешите? У меня вопрос к подсудимому Зилову. Почему вы поссорились с друзьями?

Зилов: Поссорились? Вроде бы да… А может и нет… Да разве разберёшь? Есть ли у меня друзья? Допустим, что мы с официантом Димой друзья… А я, допустим, беру и продаю его за копейку. Потом беру и встречаюсь с другими друзьями и говорю: “У меня завелась копейка, пойдёмте со мной выпьем”. И они идут со мной, выпивают, хотя прекрасно знают, откуда эта копейка. Вот так! Нет у меня друзей. Поэтому, какие ссоры?

Адвокат: Так кто же такой Зилов? Обратимся с вопросом к писателю Александру Вампилову.

А.Вампилов: Если говорить о “загадке” Зилова, то она в том, что в нём воплощён не один характер, а 3–5–7 характеров-типов. Зилов – это зеркало, отражающее судьбу не одного поколения. Зилов – это я, это критик Борис Сушков, пишущий о Зилове, это актёр Олег Ефремов, играющий судьбу Зилова как свою собственную, это читатель или зритель, который легко узнает себя в Зилове.

Судья: Итак, сегодня в литературном суде мы выслушали обвинение, защиту, свидетелей, Зилова. Настала пора дать и вам, ребята, свою оценку главному герою пьесы Александра Вампилова “Утиная охота”.

Высказывания учащихся.

III. Заключительное слово учителя

– Кто он, Зилов? Человек, который не может, не хочет удовлетвориться жизнью, отсюда и его бунт. Он будто хоронит себя. На глазах зрителя Зилов пытался покончить счёты с жизнью. Собирался стреляться не оттого, что кто-то его обидел: больше всего он обидел себя сам. Из последней сцены мы узнали, что Зилов выезжает на охоту. Он сознаёт, что снаружи помощь не придёт. Остаётся измениться изнутри, проложить путь к перемене…
Александра Вампилова занимало, почему люди, вошедшие в жизнь молодыми, здоровыми, нравственно сильными, далеко не достигнув вершины своей судьбы, ломаются и погибают.
Как победить этот процесс? Ответ Александра Вампилова обращает нас к себе самим…

Более 20 лет не утихают споры об «Утиной охоте». Что же, по вашему мнению, составляет главный предмет спора? Верно, Зилов. Оценки его противоречивы, даже полярны. Одни критики отмечают в нем даровитость, незаурядность, человеческое обаяние. Да, ему скучно жить, но он способен возродиться. Что-то в нем оставляет надежду на обновление. Есть в классе сторонники такой позиции?

Другие считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Все лучшее в нем утрачено безвозвратно. Он не знает сыновних чувств, отцовской гордости, уважения к женщине, дружеских привязанностей. Кто из вас разделяет такой взгляд?

Но что-то же было в нем примечательного для автора, что послужило поводом и для создания пьесы? Чем же могла привлечь драматурга вот такая жизнь, судьба?

К этим вопросам к концу урока мы еще вернемся, а потому не будем требовать обстоятельных ответов. Весь - это трудный, но увлекательный поиск смысла необычного, глубокого произведения А. Вампилова. Вопросы призваны помочь нам приблизить читателя к писателю: он, юный читатель, молодой человек, должен ощутить тревогу драматурга о чем-то очень важном в нашей жизни, его боль не только за Зилова, но и за каждого из нас. Мы как бы помогаем ученику представить себя на месте драматурга, вглядеться в жизнь его глазами, увидеть то, что увидел он, и, озаботившись (или ужаснувшись?), рассказать об этом другим.

Итак, мы попадаем в провинциальный город, в среду интеллигенции, молодых

Людей около 30 лет, в круг друзей и знакомых Виктора Зилова. Какие они? Насколько

Интеллигентны, по нашим представлениям?

Ему принадлежит идея розыгрыша Зилова, идея с венком и телеграммой.

Приходит остановить Зилова от самоубийства и невольно думает о ремонте квартиры в случае, если она достанется ему после смерти «друга».

Все переваливает на Зилова, когда выясняется, кто виноват в недобросовестной информации.

Валерия, его жена

Энергичная, напористая. Муж восхищен ее пробивными способностями. Ради выгоды готова приударить за начальником мужа, грубо льстить.

Вот она ходит по новой квартире Зилова, из разных концов разносится ее голос: «Холодная, горячая? Красота! Газ? Красота!.. Так, так, так А здесь? Восемнадцать квадратов? Красота! Балкон?.. Юг?.. Север?.. Красота». Она почти как Эллочка-людоедка: минимум словарного запаса.

Трусоват, но не прочь поразвлечься в отсутствие жены.

Не разбирается ни в жизни, ни в людях. Наивен.

Участвует в розыгрыше Зилова. Отбирает ружье у Зилова, спрашивает, не понимая: «Чего тебе не хватает? Молодой, здоровый, работа у тебя есть, квартира, жена тебя любит. Живи да радуйся. Чего тебе еще надо?»

Почему они все для Веры - алики? Потому что серые, на одно лицо. Именно алики - и этим все сказано. И Вера, конечно же, хороша, но уж и алики

Какие чувства вызывает эта среда обитания: грусть, раздражение, неприятие - что? - ведет учитель беседу. - Зилова она устраивает? В чем же тогда драматический конфликт, если не в столкновении, противостоянии героев? Что движет пьесу?

Поиск ответа приводит к выводу о том, что конфликт пьесы заключен в самом герое, перед которым возник главный вопрос, вопрос судьбы: как и для чего жить? А потому пьеса Вампилова ставит не бытовые, а бытийные проблемы.

Мы застали Зилова на следующий день после того, как он, отмечая с друзьями

Открытие охотничьего сезона, устроил скандал, и теперь Продолжите, что теперь. Что

В этом «теперь» для нас самое важное, без чего не было бы пьесы?

Этот момент урока интересен потому, что, казалось бы, формальный поиск завязки пьесы, благодаря личностному обращению к учащимся, превращается в осмысление происходящего с героем и открывает в каждом читателе его видение того момента, который стал отправной точкой в зиловском осознании себя.

Зилов стал раскручивать назад свою жизнь, вспомнил события последних двух месяцев. Воспоминания заполняют почти всю пьесу.

Он получил в отместку за вчерашний скандал траурный венок от друзей. Шутка ужасная, любого ошеломит.

Когда тебя хоронят заживо, даже в шутку, это совсем не смешно. Невольно подумаешь, а зачем им это надо и почему ты это заслужил.

Действительно, все эти моменты важны в жизни . Но что причина, что следствие? Уточним ход событий! Зилов узнает о своей смерти от Димы, встречает мальчика с венком, начинает вспоминать прошлое. Такова логика пьесы, хотя логика реальной жизни иная: то, что отразили воспоминания, предшествовало этим событиям. Для чего понадобился драматургу этот прием? Для чего используется и прием ретроспекции?

И то и другое, как мы выясняем, служит одному: увидев страшный символ смерти в начале пьесы, мы с напряжением ждем, как будет объяснено его появление. Это объяснение мы найдем в воспоминаниях Зилова, воспринимаемых как исповедь героя.

Прежде чем обратиться к столь значимым для понимания героя воспоминаниям, мысленно обратимся к себе. Что обычно отражают наши воспоминания? Не правда ли, это всегда очень личное? Они и возникают в связи с тем, что нам близко, небезразлично. Память то цепко и держит, что было для нас чем-то очень значимым, сокровенным. Что же возникает в воспоминаниях Зилова? Можно ли назвать ярким первое воспоминание? Нет, оно совершенно лишено этого свойства. Мы узнали, что Зилов с нетерпением ждет охоты («Как дожить - не представляю»), получает квартиру, что ему смертельно надоела Вера, что он завидует меткому глазу и твердой руке Димы («Мне бы так!»), приглашает друзей на новоселье. Вроде бы жизнь, но какая-то пустая и даже горькая. Отчего это впечатление?

В новый дом Зилова пришло счастье? Где же оно потерялось? Когда?

«Галина. Мы здесь заживем дружно, верно?

Зилов. Конечно.

Галина. Как в самом начале. По вечерам будем читать, разговаривать Будем? Зилов. Обязательно».

Значит, было оно? Были любовь и надежды? Хрупкость и изящество отмечает автор в Галине. «Это качество, - читаем в ремарке, - несомненно, процветавшее у нее в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд».

Они еще теплятся в Галине? Да, но дежурные зиловские «Конечно», «Обязательно», фразы «Я не против», «Это не проблема» в ответ на тоску жены о ребенке почти приглушают огонек этих надежд.

Может, радостно, празднично на новоселье? Нет, и разговоры ни о чем, и пожелать новоселам нечего, и добрых традиций никто не помнит.

Вера всех называет аликами. Смешно или горько? А Веру Зилов «сбывает» одновременно и Кушаку, и Кузанову

А есть ли в этом воспоминании сцена, которая наполнена живым, искренним чувством героя? Да, когда речь идет о том, «что он любит»!

«Валерия. Вот что ты больше всего любишь?..

Зилов. Что я люблю Дай подумать

Валерия. Ну жену, это само собой

Галина. Да нет, давно не любит

Валерия (Зилову). Ну, сообразил?

Зилов. Соображаю, не могу сообразить.

Валерия. Вот тупица. Ну что же ты любишь - в самом деле!

Галина. Он любит друзей больше всего.

Вера. Женщин

Кузанов. Все чепуха. Больше всего на свете Витя любит работу.

Дружный смех-*

Саяпин развернул сверток. В нем оказались охотничьего снаряжения Зилов (Принимая подарок ). Это - да, это - уважили Да-а. Вы правы. Утиная охота - это вещь».

Что прибавляет эта короткая сцена к нашим впечатлениям о Зилове? Смягчила ли его радость наши первые ощущения?

Обратили ли вы внимание, как одна и та же мелодия, в ремарках автора,

Из траурной преображается в бодрую и веселую? Какой мелодией завершается это

Воспоминание? Как, по вашему мнению, это связано с авторским замыслом?

О чем второе воспоминание Зилова? Оно связано с подписью под липовым документом («Ерунда. Проскочит Спихнуть - и делу конец»), письмом отца и знакомством с Ириной.

Преображается ли эта только что холодная, мертвая душа при встрече с Ириной? -

Искренность. А в Галине, как вы помните, хрупкость. Не кажутся ли вам похожими эти

Героини? Тогда почему об Ирине Зилов говорит Саяпину: «Такие девочки попадаются

Нечасто Она же святая. Может, я ее всю жизнь любить буду - кто знает?», а на звонок

Жены отвечает: «Ну что случилось?.. Увидеться? Сейчас!.. Это невозможно Срочная

Работа. Отчет Что? Ребенок?.. Ну рад Да рад я, рад Ну что тебе - сплясать?..

Увидеться?.. Ведь не сию же минуту он у тебя будет Что?.. Подожди!.. Ну вот, уже

Разобиделась»? Игра, обман, предательство - что видится вам за этими словами и

Слайд 1

Александр Вампилов (1937 – 1972) драматург, сыгравший значительную роль в современном театре

Слайд 2

А.Вампилов вошёл в литературу молодым и молодым в ней остался. «Я смеюсь над старостью, потому что никогда не буду старым»,- написал Вампилов в своей записной книжке. Так и случилось: Вампилов погиб за несколько дней до своего 35-летия.17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка… Он почти доплыл… Но сердце не выдержало за несколько метров до берега…

Слайд 3

Писательская судьба его, возможно, была предопределена: «Дорогая Тася! – обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения, - …Я уверен, всё будет хорошо. И вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей. Я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли…»
19 августа 1937 года: «Молодец, Тася, всё-таки родила сына. Моё предчувствие оправдалось… сын. Как бы не оправдал второе… У меня, знаешь, вещие сны.»

Слайд 4

Биография Вампилова.
Александр Валентинович Вампилов родился в поселке Кутулик Иркутской области 19 августа 1937 года. Его отец - Валентин Никитич Вампилов, талантливый педагог, яркая, незаурядная личность, вскоре после рождения сына 17 января 1938 года был арестован, а 9 марта того же года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД.

Слайд 5

Год рождения Вампилова был годом 100-летия со дня смерти Пушкина, в честь которого он и был назван Александром.

Слайд 6

На руках Анастасии Прокопьевны четверо детей, старшему из которых было семь лет. « После смерти мужа, - рассказывает она, - я осталась работать преподавателем математики в той же школе посёлка Кутулик, где мы вместе начинали учительствовать. Долгих двадцать два года прожила я с детьми в посёлке, в бревенчатом доме барачного типа. Дом стоял на школьном дворе – там и вырос Саша. Кутулик по праву считал своей родиной…»
От неё, от матери, человека удивительной доброты и чистоты, Саня, как звали его родные, перенял самые лучшие свои качества. Этой женщине, так много испытавшей, В.Распутин посвятил рассказ «Уроки французского», опубликованный в годовщину смерти друга.

Слайд 7

На родине драматурга.

Слайд 8

В школе он ничем не выделялся среди своих товарищей, которых у него всегда было много. Получал пятёрки по литературе и не ладил с немецким языком. Увлекался сразу и музыкой, и спортом, и драматическим кружком. Уходил в туристические походы на несколько дней или просто уезжал на лодке или велосипеде в соседнее село с драмкружком или футбольной командой, любил путешествовать. Собирал по округе бездомных собак и кормил их. Хорошо играл на гитаре и немного пел, увлекался классической музыкой.

Слайд 9

Осенью 1965 года Александр Вампилов был рекомендован в Союз писателей. За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов. В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В начале 1971 года А. Вампилов завершает работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»).

Слайд 11

Первый успех драматурга.

Слайд 12

С большим трудом пробивались пьесы молодого автора к зрителю, принесли ему широкую славу. Но при жизни Вампилов так и не увидел ни одной своей пьесы на столичной сцене. Вампилов пишет преимущественно об интеллигенции, обращает внимание на её проблемы. Сохранила ли интеллигенция своё высокое предназначение? Следует ли она культурным традициям? Каковы её цели и идеалы в современном мире? Мучают ли её ещё «вечные» вопросы? Что такое для неё свобода?

Слайд 13

Слайд 14

Гибель…
17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями отправился на отдых на озеро Байкал. Когда трагически оборвалась жизнь Александра Вампилова, на его рабочем столе лежала неоконченная работа - водевиль “Несравненный Наконечников”… В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.

Слайд 15

Слайд 2

Годы жизни

ВАМПИЛОВ, АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ (1937–1972), русский драматург, прозаик, публицист. 22.09.2016 2

Слайд 3

Семья

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики (ее предками были православные священники). До рождения Александра в семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя. После нескольких месяцев после рождения Александра отец был арестован по доносу и расстрелян в 1938 году под Иркутском. Дом-музей А.В. Вампилова в посёлке Кутулик.

Слайд 4

Учёба в университете

По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств» (1961). В начале 1960-х годов написал свои первые драматургические произведения – одноактные пьесы-шутки «Ангел» (др. название «Двадцать минут с ангелом», 1962), «Воронья роща» (1963), « Дом окнами в поле»(1964) и др. Иркутский университет

Слайд 5

Ранние произведения

Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Так, в пьесе Двадцать минут с ангелом, действие которой разворачивается в провинциальной гостинице, происходит своеобразная проверка персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть.

Слайд 6

«Провинциальные анекдоты»

В 1970 Вампилов написал пьесу «История с метранпажем» – притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смертью. История с метранпажем вместе с пьесой «Двадцать минут с ангелом» составила трагикомическое представление в 2 частях «Провинциальные анекдоты». Сцена из спектакля по ранним произведениям Вампилова. Театр «Современник»

Слайд 7

«Прощание в июне»

В 1965 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в Москве. Во время учебы написал комедию «Ярмарка» (др. название «Прощание в июне», 1964), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова. Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом. В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ ангела, встреча с которым преображала героя. Наличие в мире высшей силы было постоянной темой творчества Вампилова.

Слайд 8

Вампилов – наследник классики

Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Были в них представлены и современные «маленькие люди» (Угаров, Хомутов, Сарафанов и др.), и женские типы.

Слайд 9

«Старший сын»

В 1967 Вампилов написал пьесы «Старший сын» и «Утиная охота», в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.

Слайд 10

«Утиная охота»

Герой пьесы «Утиная охота» Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. Зилов понимал, что единственной потребностью в его жизни была утиная охота. Утратив к ней интерес, он потерял интерес к жизни и собирался покончить с собой. Вампилов оставил своего героя в живых, но существование, на которое был обречен Зилов, вызывало одновременно осуждение и сочувствие читателей и зрителей. «Утиная охота» стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов. Зилов – К. Хабенский. МХТ.

Слайд 11

«Прошлым летом в Чулимске»

В драме В драме Прошлым летом в Чулимске (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди.(1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди.Слайд 14

Литература

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2+%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F&lr=213&ex=v11 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F

Посмотреть все слайды

Урок 89.
Темы и проблемы современной драматургии. А.В. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота»…

Цели: дать обзор жизни и творчества Вампилова; раскрыть своеобразие пьесы «Утиная охота»; развивать умение анализировать драматическое произведение.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Когда так говорят: «сон в руку», «вещий сон»?

Бывают ли на самом деле сны «вещими»?

«Дорогая Тася! – обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения… – я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей.

Первый раз, когда мы с тобой собирались, в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли…»

19 августа 1937 года: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Как бы не оправдал второе… У меня, знаешь, вещие сны».

Сны, действительно, оказались вещими. Сын, четвертый ребенок в семье, вырос в писателя-драматурга Александра Валентиновича Вампилова.

II. История жизни Александра Вампилова (1937–1972).

Год рождения Вампилова был годом 100-летия со дня смерти Пушкина, в честь которого он и был назван Александром. В этот год, несмотря на скромный быт большого семейства, отец, Валентин Никитич, подписался на полное собрание сочинений любимого поэта: для детей. А жители Кутулика, одного из самых отдаленных сибирских поселков, надолго запомнили вечер в клубе, где директор школы, учитель литературы В. Н. Вампилов, самозабвенно читал им стихи великого поэта.

Но в пророческих снах отца было не только светлое. По народным приметам, круглое – дроби – к слезам: они пролились в 1939 году, когда, репрессированный, Валентин Никитич погиб 40 лет от роду.

На руках Анастасии Прокопьевны – четверо детей, старшему из которых было семь лет.

Каким остался сын в памяти матери? («…Каким он был, каким рос? – часто теперь спрашивают меня близкие и совсем незнакомые люди из многих городов страны…)

Проявился ли в детстве драматургический талант, выделялся ли он среди своих сверстников в отрочестве?

Драматургический, наверное, нет: человеческий – да, хотя мне трудно говорить о каких-то особенных чертах его характера и впечатлительной натуры.

Он не выделялся среди остальных моих детей… Был спокойным и любознательным, любимцем братьев и сестры – младший ведь! Любил книги, особенно сказки, которые читала и рассказывала ему бабушка…

В школе он ничем не выделялся среди своих товарищей, которых у него всегда было много. Получал пятерки по литературе и не ладил с немецким языком. Увлекался сразу и музыкой, и спортом, и драматическим кружком. Писал стихи:

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал уже о них жалеть,

Огнем своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать –

Приятно пережить любви страданье.

И все ж страдания приятней забывать.

Уходил в туристические походы на несколько дней или просто уезжал на лодке или велосипеде в соседнее село с драмкружком или футбольной командой. Я иногда очень беспокоилась за эти отлучки. Любовь к путешествиям по родной земле он сохранил до конца своей короткой жизни».

Верной оказалась и его любовь к родному краю: «После школы, помню, уезжал я без сожаления, рвался в город…. Но, отдаляясь, не чаще ли я стал возвращаться сюда в своих мыслях?» – читаем в очерке Вампилова «Прогулки по Кутулику», написанном 30-летним человеком, за плечами которого уже был Иркутский университет, поездки по России, Высшие литературные курсы в Москве.

А в очерке «Дом окнами в поле» можно прочитать: «…Отсюда была видна дальняя Берестенниковская гора, по ней, как струйка желтого дыма, поднималась к горизонту дорога. Её вид волновал меня, как в детстве, когда эта дорога казалась мне бесконечной и обещала множество чудес.

Травы пахнут здесь сильней, чем где-либо, и нигде я не видел дороги заманчивей этой вот, что по дальней горе вьется среди берез и пашен.

Мне попадались стихотворные и прозаические высказывания о том, что землю можно любить всю сразу от Карельского перешейка до Курильской гряды, все реки, леса, тундры, города и деревни будто бы возможно любить одинаково. Тут, как мне кажется, что-то не то…»

Конечно же, двадцатилетний Александр Вампилов не знал, что начальные слова его первого, опубликованного в 1958 году, рассказа «Стечение обстоятельств» станут для него пророческими : «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека».В его жизни стечение обстоятельств было трагическим: 17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка… Он почти доплыл… Но сердце не выдержало за несколько метров до берега…

Что дают нам эти воспоминания, очерковые страницы для понимания истоков творчества, духовного мира Александра Вампилова?

III. Анализ пьесы Вампилова «Утиная охота».

1. За свою короткую жизнь Вампилов стал автором пьес, которые привлекли внимание не только читателей, но и театральных режиссеров: «Провинциальные анекдоты», «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Но судьба его драматических произведений была не из легких: «Очень много времени и сил уходило в те годы на то, что мы называем «пробиванием» его пьес на сцены московских театров», – вспоминала Е. Якушкина.

В чем же особенность произведений Вампилова? Прочитайте статью в учебнике (с. 346–348) и ответьте на этот вопрос.

2. Пьеса А. В. Вампилова «Утиная охота» написана в 1968 готду и опубликована в 1970. Мотив трагичен и одновременно снижен до фарса. Многие сцены спектакля автор предлагал сопровождать траурным маршем, который вскоре преображался бы в легкомысленную музыку.

Вникнем в сказанное об «Утиной охоте» главным режиссером МХАТа О. Ефремовым: «У критиков не нашлось ни одного слова, чтобы объяснить природу появления такого персонажа, как Зилов…. Странный и «безнравственный» герой «Утиной охоты», предложенный обществу для осмысления, даже не был принят в расчет…

Зилов – это боль Вампилова, боль, рожденная угрозой нравственного опустошения, потери идеалов, без которых жизнь человека совершенно обессмысливается».

«…Он был молод, но удивительно хорошо знал людей и жизнь, которую наблюдал непрестанно, сосредоточенно и серьезно. Точность своих наблюдений он точно выражал и в характерах своих героев. Он писал только правду, настоящую правду жизни и человеческих характеров.

Но эта внимательность, серьезность и строгость Вампилова-драматурга, его активное стремление раскрыть правду жизни во всей её сложности и многообразии воспринималась некоторыми как «пессимизм», «акцентирование темных сторон жизни» и даже – «жестокость», – продолжает мысль Е. Якушкина.

И это о пьесах, где в каждой, как считает В. Распутин, открываются читателю и зрителю вечные истины: «Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение… Тут нельзя не вспомнить Зилова, который, не имея сил сопротивляться, позволил, чтобы первые названия перешли во вторые…»

Так кто же он, по-вашему, главный герой пьесы?

Оценки его всегда были противоречивы, даже полярны. Одни критики отмечают в нем даровитость, незаурядность, человеческое обаяние. Да, ему скучно жить, но он способен возродиться. Что-то в нем оставляет надежду на обновление. Другие считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Все лучшее в нем утрачено безвозвратно. Он не знает сыновних чувств, отцовской гордости, уважения к женщине, дружеских привязанностей.

Зилов не доверяет людям, не верит даже отцу, который зовет его попрощаться перед смертью: «От папаши. Посмотрим, что старый дурак пишет. (Читает.) Ну-ну… О, боже мой. Опять он умирает (Отвлекаясь от письма.) Обрати внимание, раз или два в году, как правило, старик ложится помирать. Вот послушай. (Читает письмо.) «… на сей раз конец – чует мое сердце. Приезжай, сынок, повидаться, и мать надо утешить, тем паче, что не видела она тебя четыре года». Понимаешь, что делает? Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Полежит, полежит, потом, глядишь – жив, здоров и водочку принимает».

Циничными объяснениями чувств и поступков людей Зилов освобождает себя от необходимости воспринимать жизнь всерьез. Но когда отец действительно умирает, потрясенный Зилов сломя голову летит на его похороны, боясь не успеть. И все-таки задерживается у Ирины, девушки, которую он встретил случайно и не случайно, как он думает, полюбил. Зилов живет без ощущения долга перед другими и перед самим собой.

Вся пьеса Вампилова построена как ситуация ожидания утиной охоты и воспоминаний Зилова, поясняющих постепенно, отчего его жизнь пуста, способен ли он еще жить.

Противоречие в характере героя задано уже авторской характеристикой: «Он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Драматург подсказывает театру и читателю задачу, которую они должны решить на протяжении пьесы.

3. Кто окружает главного героя?

Кушак, вполне уверенный в себе, в своем начальственном кресле, вечно сомневается и на всех оглядывается вне работы. «Холостяк» (по причине отъезда жены на курорт), он ищет «знакомств» и тщательно маскирует это, как и любовь к выпивке (которую, по догадке Зилова, удовлетворяет в одиночестве по ночам). Но, вероятно, больше всего волнует Кушака его машина. О чем бы ни говорили, какой бы волнующей ни была ситуация, Кушак время от времени подходит к окну, чтобы посмотреть, стоит ли на месте его автомобиль.

Мещанство Валерии подчеркивается автором прямолинейно. Прогуливаясь по новой квартире Зилова, Валерия постоянно восклицает: «Красота!» «Из туалета слышится звук спускаемой воды, голос Валерии: «Красота!» Вслед затем появляется Валерия: «Ну, поздравляю. Теперь у вас будет нормальная жизнь. (Саяпину.) Толечка, если через полгода мы не въедем в такую квартиру, я от тебя сбегу, я тебе клянусь!»

Ради желания получить квартиру Валерия бросает Саяпину обвинение в том, что он уступит начальнику жену «с удовольствием» , как «другу семейства» . Зритель убежден в совершенном цинизме Саяпина, когда видит, как «друг» Зилова, поверив в его близкую смерть, осматривает квартиру приятеля.

4. Зилову около 30 лет, но от жизни, где ему все так легко достается, остается только тяжесть, тысячелетняя усталость. От этой жизни и бездумного отношения к ней Зилов становится «покойничком», как выражается Саяпин. В начале пьесы друзья посылают Зилову траурный венок на его могилу, а кончается пьеса попыткой реального самоубийства.

Почему же Зилов остался жить? И, действительно, живой ли он еще человек?

Зилов живой, потому что в нем при всех его грехах нет равнодушия. И течение пьесы подчеркивает углубление конфликта героя с окружением. При всем равнодушии, усталости, пошлости слов и поведения Зилов отличается от других способностью хотеть чего-то бескорыстно, ни для чего, ни за чем. И ощущением того, что возможна другая жизнь, чистая и высокая.

5. В чем смысл названия произведения? Каково значение финала пьесы?

Когда друзья, пришедшие на новоселье, спрашивают Зилова, что он больше всего любит и что ему подарить, он просит: «Подарите мне остров. Если вам не жалко». Потом оказывается, что охотничье снаряжение, которое ему дарят, – самое желанное: «Утиная охота – это вещь» . Для Зилова утиная охота – тот же остров, куда он рад уйти от опостылевшей ему жизни.

После скандала, получив ответную шутку «друзей», объявивших о его смерти, Зилов хочет застрелиться. То, что существует в умах приятелей как игра, может осуществиться на деле. И только сопротивление крохоборству «воронов», которые, по его мнению, слетелись, чтобы поделить квартиру, заставляет его взять себя в руки.

Зилов прогоняет всех «спасателей». То ли слезы, то ли прояснившееся небо («К этому времени дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем») помогли. Зилов возвращается к жизни и говорит по телефону Диме: «Да, хочу на охоту… выезжаешь?.. Прекрасно… Я готов… Да, сейчас выхожу».

Станет ли Зилов теперь жить по-другому или все вернется в прежнюю колею? Финал пьесы загадочен и заставляет нас своей неопределенностью искать ответа в логике жизни, вернуться к началу и еще раз все обдумать.

Думается, что общее направление пьесы Вампилова оптимистично. И как ни робко предвечернее солнце, освещающее конец пьесы, оно пробилось сквозь серое небо и дождливый день.

IV. Итог урока.

О чем заставила задуматься пьеса Вампилова «Утиная охота» лично вас? Каково звучание фразы Вампилова, запомнившейся его друзьям: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам…»?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх