Конспект урока по орксэ. модуль: «основы мировых религиозных культур».тема урока: "семья" презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему
Технологическая карта урока
Учитель: Ковалёва Светлана Михайловна
Класс: 4
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема урока: Семья
Место урока в изучаемой теме: 28 урок
Тип урока: Усвоение новых знаний
Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Знакомство с понятиями семья, семейные ценности; раскрытие отношения к семье в традиционных религиях; формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям; умение объективно оценивать себя и других;
2.Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развитие умения работать с учебником, словарём и компьютерными ресурсами для получения наиболее точной полной информации; развивать познавательный интерес к предмету;
3.Воспитательные:
- формировать уважительное отношение к семье;
- воспитывать ответственность по отношению к членам семьи;
- воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи»
Планируемые результаты:
дать начальное представление о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, об этнических нормах взаимоотношений в семье и между поколениями;
способствовать формированию ценностного отношения к России, к своему народу, своей семье, старшему поколению.
Метапредметные УУД:
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника, положительное отношение к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; воспитывать уважение и трудолюбие.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.
Регулятивные УУД: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности на уроке; учить определять цель задания, корректировать работу по ходу его выполнения, высказывать свое предположение на основе учебного материала; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД: учиться анализировать, выстраивать логическую цепь рассуждений; ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Технологии, используемые на уроке: проектная деятельность, проблемное обучение.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, в группах.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Основы мировых религиозных культур», ромашки,
Структура и ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1. Организационный момент.
Создать эмоциональный настрой на работу,
мотивировать учащихся к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу, гостям. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
И послушаем песенку
Звучит песня «Дружная семейка»
-Понравилась ли вам песня?
- О ком идет речь в этой песне?
- Как одним словом можно их назвать? Проверяют готовность к уроку;
На доске – солнышко.
Ребята рассаживаются за 3 стола.
-О маме, папе, бабушке, брате, сестре
-Семья Личностные УУД: желание и стремление к познавательной деятельности.Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. 2.Самоопределение к учебной деятельности. Постановка проблемы.
3. Изучение темы и осмысление материала урока.
4. ФизминуткаПостарайтесь определить тему нашего урока.
-Правильно, мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
–Как слово получилось,
Неясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
«Семья» - мы слышим это слово каждый день и настолько к нему привыкли, что порой не задумываемся, что оно обозначает.
А где мы можем уточнить значение слова?
1 группа - Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
2 группа - Ушаков Д.Н.: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
3 группа - «Большая советская энциклопедия.»Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.
- А у вас семья большая? Расскажите о своей семье.
- Какая семья называется дружной?
- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья».
- Прочитайте названия этих качеств: (на Слайде) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА.- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
- А сейчас поговорим об отношении традиционных религий России к семье. На какой вопрос мы должны ответить?
Работа с учебником: Найти в учебнике (с. 74) ответ на вопрос:
– Как должны жить люди в христианском браке?
- Каждая группа получает задание.
1)В Христианстве брак - это школа…. (любви)
2)В Иудаизме брак - одна из главнейших заповедей.
3) В исламе – обязанность.
4)В буддизме – ответственность.
- Проверяем.
- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
- Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье. Определяют тему урока, выдвигают предположение о цели и задачах урока.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях.
Участвуют в беседе.
В словарях (работа в группах)
2-3 ученика рассказывают о своих семьях.
Называют признаки дружной семьи.
Читает заранее подготовленный ученик: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»
- Как должны жить люди в браке?
Читают в учебнике
Групповая работа
1 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?
2 группа – Какое значение имеет брак в исламе?
3 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?
Ответы учащихся 1-3 групп.
Строить свои речевые высказывания в устной форме.
Регулятивная УУД: определяют и формируют учебную задачу
Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: Построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные УУД: Уметь в коммуникации строить высказывания.
Личностные УУД: уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе.
Регулятивные УУД: умение удерживать учебную задачу.
5. Закрепление изученного.
Работа в парах.
Вывод -Давайте поработаем с таблицами: посмотрим и определим, что общего есть во всех религиях мира, для построения добрых отношений в семье? (+)- Какие ценности являются общими для всех семей?
-Какие пословицы о семье вы знаете? Как вы их понимаете?
Составь пословицы из предложенных частей и соедините их стрелочками.
- Объясните, как вы понимаете пословицы.
1.На что клад, коли в семье лад.
Согласье в дому – достаток в дому, раздоры в семье - пропадать всему.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
2. Вся семья вместе, так и душа на месте.
В родной семье и каша гуще.
За общим семейным столом еда вкуснее.
3. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Давайте вернёмся к целям нашего урока. Удалось ли нам достичь их? Что такое семья? Как относятся к семье основные религии мира?
Какую семью можно назвать счастливой?
-любовь мужа и жены друг к другу;
- любовь родителей к детям;
-почитание родителей;
-согласие;
- забота;
-терпение;
-уважение,
-прощение;
-семейные традиции
Предположения детей.
Работа в парах. Выполнение задания, рассуждения, доказательства своей точки зрения.
Объяснение пословиц. Коммуникативные УУД:
Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.
сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные УУД: Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
6. Рефлексия деятельности
(итог урока).
7. Домашнее задание. Организует беседу по уточнению и конкретизации новых знаний
-А какие праздники, посвящённые членам семьи вы знаете?
15 мая -Международный день семьи,
1 июня - День защиты детей, 20 ноября «Всемирный день ребенка», третье воскресенье июня – День отца, первое воскресенье ноября – День матери, первое воскресенье марта -«Национальный день бабушек» (Франция)
В России существует Всероссийский день семьи – 8 июля.
Отмечать стали этот праздник с 2008 года. День семьи в России отмечается в этот день неслучайно. 8 июля - православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии. Они были мужем и женой.
Символом праздника стала ромашка (символ любви на Руси). Вы поняли, ребята, почему у вас на столах не волшебный цветик-семицветик, а обычная ромашка?
– Ребята, давайте возьмем наши ромашки в руки. Чувствуете, какие они хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью.
- А сейчас, кому понравилось на нашем уроке, изобразите в центре ромашки улыбку, а кому нет – грусть. И прикрепим символы нашей маленькой семьи поближе к солнышку, и пусть ваши семьи крепнут и процветают.
- (Звучит «Гимн семьи»)
И закончить урок я бы хотела стихотворением.
Семья-это счастье, любовь и удача,
Семья-это летом поездки на дачу.
Семья-это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья-это труд, друг о друге забота
Семья-это много домашней работы.
Семья -это важно!
Семья -это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая эта семья!»
Подготовь рассказ о своей семье. Вместе с родителями придумай и нарисуй герб своей семьи.
Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.
- символ любви
Дети прикрепляют свои ромашки к солнышку. Регулятивные УУД:
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; в диалоге с учителем оценивают степень успешности своей работы
Личностные УУД:
понимание значения семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Путинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по курсу ОРКСЭ
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
«Семья»
Подготовила: Степанова Лидия Григорьевна,
учитель начальных классов
Путино, 2014
План – конспект урока
1. Тема урока: Семья
2. Дата проведения: 2014-2015 учебный год
3. Класс: 4
4. Тип урока: комбинированный урок
5. Цель урока: формировать образовательные компетенции учащихся школы I ступени (информационные, коммуникативные и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
6. Учебные задачи, направленные на достижение:
1) личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
Формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формирование умения взаимодействовать в группах – коммуникативные УУД.
3) предметных результатов обучения:
- раскрытие понятия «семья», выявление его отличительных признаков,
Обогащение словарного запаса, развитие речи, мышления, творческого воображения,
Воспитание уважения к членам своей семьи.
7. Используемые учебники и учебные пособия:
Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
8. Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».
9. Основные понятия: «семья», «дружная семья».
10. План изучения материала:
1) Что такое «семья»?
2) Как традиционные религии относятся к семье?
3) Как должны относиться друг к другу родные люди?
4) Как составить семейный герб?
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация 2. Осмысление учебной задачи 3. Целеполагание 4.Открытие нового знания 5. Физминутка 6.Домашнее задание 7. Закрепление 8. Рефлексия | Ребята, посмотрите внимательно на доску и выберите тот «смайлик», который больше нравится. Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему. О чём мы поговорим на уроке? (На доску вывешивается карточка с надписью «семья») Как вы думаете, что мы должны узнать при изучении данной темы? Мы также ответим на вопросы: 1. Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»? 2. Как называются люди, объединённые одной семьёй? 3. В каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»? Как вы понимаете слово «семья»? Давайте узнаем о происхождении этого слова. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие. А у вас семья большая? Расскажите о своей семье. Наша дружная семья: Мама, папа, брат и я. Спортом любим заниматься, И, конечно, закаляться. Мы – счастливая семья, Мама, папа, брат и я. Какая семья называется дружной? (На доску вывешивается карточка с надписью «дружная семья») О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья». Напишите качества дружной семьи. Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы. Поговорим об отношении традиционных религий России к семье. На какой вопрос мы должны ответить? Каждая группа получает задание. Проверяем. Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»? Как называются люди, объединённые одной семьёй? Родственники бывают ближними и дальними. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам родными людьми. О ком идёт речь? А если у ваших мам и пап есть братья или сёстры, кем они вам приходятся? Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»? Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? Как вы их понимаете? Что же такое семья? Ребята, мы поговорили о семье. Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать образ своего семейного герба. Каким может быть герб? Какие цвета вы бы внесли в семейный герб? Что может быть изображено на гербе? Дома вы нарисуете ваш семейный герб. А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов. На доске записаны незаконченные предложения: 1. Мама и папа для меня самые … 2. Я доверяю свои тайны … 3. Я люблю бабушку за то … 4. Свою семью я считаю … 5. Родным я хочу пожелать …) Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми. Ребята, посмотрите внимательно на доску и прикрепите свой смайлик к словам «семья» или «дружная семья». Я приготовила вам подарок. Звучит песня в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом». | Выходят к доске и выбирают «смайлики». Ученица читает: У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, А у них есть я. О семье. Что такое «семья»? Для чего люди создают семью? Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить? Как традиционные религии относятся к семье? Выстраивают ассоциативный ряд. Работают со школьным этимологическим словарём: Семья – от семь «домочадец». Семья – «живущие в одном селении». 2-3 ученика рассказывают о своих семьях. Называют признаки дружной семьи. Читает заранее подготовленный ученик: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…» Дети пишут качества дружной семьи. Как должны жить люди в браке? (Групповая работа) Работа с учебником: Найти в учебнике ответ на вопрос: 1 группа – Как должны жить люди в христианском браке? 2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме? 3 группа – Какое значение имеет брак в исламе? 4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме? Ответы учащихся 1-4 групп. Родственники, родные. Родителей: маму и папу. Дети, ребёнок, сын, дочь. Бабушки и дедушки. Дядями и тётями. На что и клад – коли в семье лад. Ответы детей. Дети пишут слова на листочках и прикрепляют к доске вокруг слова «семья». Возможные ответы учащихся Продолжают предложения. | Регулятивные УУД (оценка) Личностные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Познавательные УУД Личностные УУДП Познавательные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Личностные УУД Личностные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД |
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М. : Просвещение, 2012.
Вкладка к журналу «Начальная школа», 2011, № 8.
Вкладка к журналу «Начальная школа», 2011, № 10.
Просмотр содержимого презентации
«ОМРК»
Семья
Основы мировых религиозных культур
Степанова Л. Г. учитель начальных классов МБОУ «Путинская СОШ»
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Понимание Любовь
Уважение Доверие
Доброта Забота
Помощь Дружба
- 4. Одно из главных назначений семьи в буддизме – это ответственность и забота – о детях, о родителях, о монахах.
В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.
Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех. Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья
- Счастлив тот, кто у себя дома.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Не нужен и клад, коли в семье лад.
- При солнышке - тепло, при матери – добро.
- Согласную семью и горе не берет.
- Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть.
- 1. Музыка с песней «Родительский дом» с диска.
- 2. http://yandex.ru/images
Наумова Анастасия Сергеевна
учитель начальных классов
ГБОУ школа№ 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Основы мировых религиозных культур.
Семья.
[Скачать]
Методическая разработка урока в начальной школе
Предмет: основы религиозных культур и светской этики
Предметный модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема: «Семья»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: сформировать представление о семье как о базовой ценности общества в традиционных религиях России.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить со значением слова «семья», его происхождением;
Сформировать представления об отношении к семье в традиционных религиях;
Развивающие:
Развивать речь, логическое мышление, внимание, память;
Развивать навыки работы с информацией и фотоматериалами;
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к своей семье;
Воспитывать в ребенке чувство ответственности за семью.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать значение слова «семья»;
Объяснять смысл пословиц о семье.
Личностные:
Уважительно относиться к членам семьи;
Понимать свою причастность к семейному коллективу;
Чувствовать ответственность за каждого члена семьи.
Метапредметные:
Развивать умение работать с графической и текстовой информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
Формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
Формировать умение взаимодействия в группах.
Оборудование и материалы к уроку:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» - учебник для 4-5 классов, Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др.
Дополнительный материал: справочники, словари, пословицы, поговорки и высказывания о семье;
Иллюстративный материал: листы с изображением солнышка и незаконченными предложениями;
Наглядный материал: дерево и ленточки.
Формируемые на уроке УУД:
Личностные:
Формирование способности к самооценке;
Регулятивные:
Формирование умения самопроверки и взаимопроверки.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и понимать других;
Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
Формирование умения согласованно работать в группе и коллективе.
Познавательные:
Анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
Выбор оснований и критериев для сравнения;
Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
Использование материала для нахождения ответов на вопросы;
Формулирование способа выполнения задания;
Умение действовать по аналогии;
Установление причинно-следственных связей.
Техническое оснащение: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, доступ к интернет ресурсам.
Структура учебного занятия
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организация класса (1 минута) |
Психологический настрой учащихся на урок. |
Проверяют готовность к уроку, настраиваются на занятие. |
2. Осмысление учебной задачи (5 минуты) |
Подводит к теме урока через обобщение ответов на загадки |
Делают вывод о теме урока через обобщение ответов на загадки и вывод о целях урока |
3. Изучение нового материала (31 минута) |
Обсуждает с учащимися значение слова «семья». Предлагает подобрать ассоциативный ряд к этому слову. Обращает детей к ребусу. Предлагает поразмышлять о взаимоотношениях в семье на основе легенд и притч, пословиц и поговорок. |
Дети высказывают предположения о значении слова «семья», читают определение в словаре. Выстраивают ассоциативный ряд к этому слову. Читают легенды и притчи, делают выводы об их смысле. |
Физминутка (1 минута) |
Настраивает учащихся на небольшой отдых. |
Ученик проводит физкультминутку |
Учитель обращает внимание учащихся на отношение традиционных религий России к семье. Предлагает обсудить отношения детей и родителей в православной семье, сравнить с отношениями в семьях в других религиях. Организует работу в группах -поиск ответов на вопросы по материалам учебника. Организует учебную дискуссию по нахождению отличительных признаков священных сооружений. Предлагает на листочках дописать предложения и обсудить получившиеся ответы. |
Ученики обсуждают отношение традиционных религий России к семье. Обсуждают отношения в семьях в традиционных религиях. Работают в группах. Делают вывод о значимости семьи во всех религиях. Определяют, какое священное сооружение они видят на иллюстрациях. Дописывают предложения, обсуждают получившиеся предложения. |
|
5. Рефлексия. Анализ и самоанализ урока. |
Рефлексия урока, самооценка деятельности учащихся на уроке. |
Обобщают сведения, полученные на уроке, самооценка. |
6. Организованный конец (1 минута) |
Разъясняет домашнее задание. Благодарит за урок. |
Записывают домашнее задание. Благодарят учителя. |
2.3 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.
Методы и приемы:
Словесные методы – беседа, учебная дискуссия, рассказ-повествование, рассказ-заключение, объяснение;
Наглядные методы – метод иллюстраций, демонстраций, ассоциаций;
Метод самостоятельной работы по усвоению нового материала – анализ графической и текстовой информации, конспектирование;
Метод закрепления изученного материала – обобщающая беседа.
Формы организации работы на уроке:
Коллективная работа,
Самостоятельная работа,
Работа в группах и парах.
Средства обучения:
Материальные – учебная литература, учебное оборудование, технические средства обучения;
Идеальные – средства наглядности, учебные компьютерные программы по теме урока.
Материальные и идеальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной: материальный объект может быть описан словами, а мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. При этом материальные средства обучения возбуждают интерес, привлекают внимание и незаменимы при отработке практических действий, идеальные – помогают понять сущность процессов и явлений, запомнить, описать и объяснить их, постичь логику рассуждений, выработать культуру речи, развить интеллект.
Средства обучения и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Данное занятие соответствует требованиям ФГОС.
Ход урока
1. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: «Доброе утро»
– Доброе утро и солнцу и птицам.
– Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Осмысление учебной задачи
С хорошим настроением мы начинаем наш урок. Говорить будем о важной и близкой для каждого человека теме. А о чем именно, вы узнаете, если отгадаете загадки:
1. Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? -
Лишь заботливая... (мама)
2. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый... (папа)
3. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? -
Очень модная девчонка -
Моя старшая... (сестренка)
Молодцы, ребята с загадками мы справились. А что общего между отгадками? Назовите одним словом.
Сегодня мы поговорим о семье. (На интерактивной доске появляется слайд «семья»).
На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на сегодняшнем уроке? (слайд 2)
3. Открытие нового знания
Ребята, а что же такое семья? Пока мы с вами обсуждаем ответ на этот вопрос, один ученик посмотрит значение слова «семья» в толковом словаре, а другой будет искать значение этого же слова в интернет-словаре.
Как вы думаете, кто еще является членами семьи? А как еще по-другому можно назвать всех членов семьи?
На партах у вас лежат листы с изображением солнышка. Напишите в центре солнышка «семья», а на его лучиках слова, с которыми оно ассоциируется.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы своё задание - легенда, притча, пословицы, поговорки и высказывания о семье. После того, как вы познакомитесь с содержанием вашего текста, мы обсудим его.
Итак, ребята 1 группы читали «Легенду о мудреце». (Приложение 1)
Расскажите о чём это легенда? Какой совет мудрец дал членам семьи, которые к нему обратились? Как вы его понимаете?
Ребята 2 группы читали притчу «Дружные братья». (Приложение 2). Расскажите о чём эта притча? Почему у нее такое название? В чём её смысл?
Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА (слайд 4).
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
Ребята 3 группы читали библейскую притчу о Ное и его сыновьях. (Приложение 3). О чём эта притча? Чему она учит? Как вы думаете, в каком случае родители могут говорить про своих детей «наша опора и защита»?
4. Физминутка. Давайте немного отдохнем.
А теперь мы поговорим об отношении традиционных религий России к семье.
Семья - мама, папа, братья и сестры - играет большую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется церковью. Какие значения этого слова мы знаем? Так семья в православии называется малой церковью. Семья в православии - это школа любви. Учиться любить здесь могут все - и папа, и мама, и дети, ведь христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, - человека и тем более члена своей семьи. Любви к ближним и своим родным учили все святые, даже если они порой и ругают тебя. Сейчас ребята расскажут нам о преподобном Сергии Радонежском, который всю жизнь проповедовал любить ближних и почитать своих близких. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся) (Приложение 4) (слайд 5,6).
Как вы думаете, стоит ли обижаться на родителей, когда они вас ругают? Почему?
1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?
2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?
3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?
4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?
Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из самых важных ценностей? На страницах учебника мы увидели фотографии священных сооружений христиан, иудаистов, мусульман и буддистов. Как определить, какое сооружение в какой религии является священным?
Что же такое семья? Переверните листок с солнышком и закончите предложения:
1. Мама и папа для меня самые …
2. Я люблю бабушку и дедушку за то …
3. Я люблю вместе с братом (сестрой) вместе …
4. Свою семью я считаю …
5. Родным я хочу пожелать …
5. Рефлексия. Анализ и самоанализ урока.
Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Расскажите, что нового вы узнали на уроке, что запомнилось? (На доске появляется дерево).
Я предлагаю вам украсить наше дерево ленточками. Если вам на уроке было все понятно, работали с интересом, то украсьте дерево зеленой ленточкой, а если не все удалось, были трудности в понимании материала, то повесьте красную ленточку (слайд 8).
Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми (слайд 9).
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
6. Организованный конец.
Спасибо за урок.
Приложения к методической разработке
Предлагаемая информация для учащихся
Приложение 1
Легенда о мудреце
Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…
Приложение 2
Притча «Дружные братья»
В одном селе жили два дружных брата. Хотя их дома находились по разным сторонам села, они жили в полном согласии, помогая друг другу.
Однажды осенью братья собрали урожай и поделили всё поровну. В ту ночь старший брат подумал: «Мы поделили урожай пополам, но это неправильно, брат только начал обзаводиться хозяйством, ему нужно больше, чем мне. Встал старший брат и ночью отнёс младшему мешок своего зерна. А в это время младший брат тоже лежит и думает: «Нет, мы неправильно поделили урожай. У брата большая семья, и он старше меня, ему нужно больше, чем мне». Под утро младший также украдкой отнёс мешок зерна старшему. Утром братья заглянули в свои амбары и удивились: «Как это так случилось? Помню, вчера мешок зерна отнёс брату, а зерна не убавилось». Они по несколько раз пересчитывали мешки и удивлялись: «Ну и чудеса…»
А, это ты, куда так поздно?
В возрасте 10 лет юного Варфоломея (такого имя, которое родители дали Сергию Радонежскому при рождении) отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей заметно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и совестили его, сам же мальчик со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.
Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Низко поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания, о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание - отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил:
При солнышке тепло, при матери добро.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н. Толстой
Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье. В.А. Сухомлинский
В семейной жизни главное - терпение... А.П. Чехов
Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О.Бальзак
Приложение 6
Урок 28. Семья. Как традиционные религии относятся к семье. Семья занимает большое место в религиозных традициях. В православии семья именуется малой или маленькой Церковью. Брак считается одним из таинств христианских. Жить в браке - жить в любви. Иудаизм. Брак и рождение детей считается одной из важнейших заповедей. Ислам. Брак это обязанность, дети - знак божьего благоволения. Ведущая роль матери в воспитании, после совершеннолетия – отца. Воспитание любви и уважения к старшим, к родителям. Буддизм. Верующие в буддизме: монахи из общины и миряне (вне ее). Для мирян семья – важная часть жизни. Брак заключается ради счастья двоих и ради интересов общины. Главное назначение семьи - ответственность и забота и детях, о родителях, о монахах. Материнская любовь в буддизме есть идеал человеческих взаимоотношений.
Слайд 22 из презентации «Модуль «Основы мировых религиозных культур»» к урокам религии и этики на тему «Модули ОРКСЭ»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке религии и этики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Модуль «Основы мировых религиозных культур».pps» можно в zip-архиве размером 1965 КБ.
Скачать презентациюМодули ОРКСЭ
«Модули ОРКСЭ» - Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. Основы исламской культуры. Основы светской этики. Основы иудейской культуры. Учебники по курсу. Нормативно-правовая и методическая документация. Основы мировых религиозных культур. Цели и характер нового учебного курса. Основы православной культуры.
«Модули» - Воспитание детей. Синагога и ее устройство. Учебный модуль «Основы светской этики». Выбор нравственных образцов. Молельная комната. На занятиях курса ОРКСЭ. Мусульманская семья. Дети в буддизме. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей. Нормативно-правовая основа. Семья в буддийской культуре и ее ценности.
«Модуль «Основы мировых религиозных культур»» - Учебные модули. Россия – наша Родина. Семья. Религии мира и их основатели. Любовь и уважение к Отечеству. Паломничества и святыни. Добро и зло. Священные сооружения. Священные книги религий мира. Возникновение религий. Структура изложения темы уроков в учебных пособиях. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
«Содержание курса ОРКСЭ» - Основы буддийской культуры. Цель и задачи комплексного учебного курса. Основы иудейской культуры. Основы исламской культуры. Программа курса ОРКСЭ. Проблемы преподавания модуля «Мировые религиозные культуры». Выбор модулей в школе. В помощь учителю. Учебно-методический комплекс к курсу. Модуль: «Основы мировых религиозных культур».
«Модули курса ОРКСЭ» - Основы исламской культуры. Основы православной культуры. Основы мировых религиозных культур. Как будет организовано преподавание нового курса. Учебный курс включает в себя модули. Цель учебного курса. Содержание всех модулей. Россия – наша Родина. Основы буддийской культуры. Задачи учебного курса. Основы иудейской культуры.
СЕМЬЯ
Власенко И.И.
Цели урока:
Обучающие :
показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, как традиционные религии относятся к семье;
довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека; что сплоченность семьи – это фундамент благополучия.
Воспитательные :
воспитывать любовь и уважение к своей семье, доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;
формировать у детей стремление помогать семье во всем, пробудить в ребенке чувство ответственности и заботы за семью.
Развивающие :
развивать речь, внимание, мышление, память;
развивать приёмы наблюдения, аналитическое мышление;
формировать умение выделять главное;
пополнять словарный запас.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебное пособие А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной «Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы», электронное приложение к учебному пособию «Основы мировых религиозных культур», мультимедийная презентация.
Основные понятия и термины: семья, члены семьи, домочадцы, старшее поколение, младшее поколение, дружная семья, культура общения семьи.
Место проведения урока : кабинет с компьютером, проектором, экраном.
Тип урока : изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и не только я: сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. А теперь настройте себя на рабочий лад: улыбнитесь друг другу, прикоснитесь своей ладошкой к ладошке своего соседа по парте и пожелайте друг другу успехов.
II. Подготовка к изучению нового материала
Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с традиционными религиями России, но сегодняшний урок я начну с загадок. Отгадайте их и скажите, о чём именно пойдет речь на уроке?
Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьет, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о нас
Каждый день и каждый час? (Мама)
Детям он решит задачу,
Отвезет семью на дачу.
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг.
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы - самый важный! (Папа)
Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего
А для меня он… (Дед)
Она совсем не старая,
Хотя уже седая.
Я сяду с нею рядышком:
Расскажи мне сказку, дорогая… (бабушка)
Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне… (сестренка)
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой -
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы - одна… (Семья)
III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: что такое семья, что объединяет членов семьи, чем семья отличается от другой группы людей? (Слайд 1-2)
IV. Актуализация знаний обучающихся
Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (Семья – это дом, в котором ты живешь, папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат)
Словарная работа (чтение и запись в тетрадь) (Слайд 3)
Давайте обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова и выпишем значение слова «семья»:
1. Группа живущих вместе близких родственников.
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
- Какие важные вопросы должна решать каждая семья? (Слайд 4)
Вести общее
хозяйство
Воспитывать
Организовывать
совместный досуг
Заботиться
о старших
Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.
Как появилось слово «семья» мы узнаем, послушав стихотворение:
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева кротко ответила: «Я».
Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
Кто платье сошьет,
Постирает белье,
Меня приласкает,
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
«Я», «Я» …тихо молвила Ева – «Я», «Я»…
Сказала она знаменитых семь «я».
Вот так на земле появилась семья.
- А зачем человеку нужна семья? (Ответы детей)
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Какая хорошая ваша семья!
В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья: счастье материнства и отцовства.
- Какую роль играет семья в вашей жизни ? Какие ценности должны преобладать в семье, чтобы она была счастливой?
- Любовь - это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.
Послушайте китайскую притчу
Жила-была на свете одна семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что эта семья была особая – мир и лад царили в ней и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого императора. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в то село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Лишь три слова были начертаны на бумаге.
Император прочел и с удивлением спросил: «И всё?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
- Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке? (Любовь, прощение, терпение). Запишите данные ценности в тетрадь. (Слайд 5)
Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей? (Нет, потому что у класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений).
Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
V. Физкультминутка
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я. (Слайд 6)
VI. Изучение нового материала, работа с учебником
Итак, мы выяснили, что семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды. Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.
– Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей? (Ответы детей)
Обобщение высказываний обучающихся (интерактивный материал)
Иудаизм
В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адаму и Еве.
Христианство
Для православных христиан брак – это одно из таинств, в котором Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.
Буддизм
В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.
Ислам
Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение Всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».
– Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
VII. Закрепление пройденного материала
Тренажёр – Выберите верный вариант
1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью».
2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым.
3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать».
4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь.
Контроль - Укажите правильный ответ
1.В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств.
2.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адаму и Еве.
3.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом.
4.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.
VIII. Итог урока
– Почему же во всех религиях семья считается одной их важнейших ценностей?
IX. Рефлексиция
Аппликация «Счастливая семья» (дети под музыку выходят и приклеивают на плакат, висящий на доске, «фигурки счастья»).
X. Домашнее задание (Слайд 7)
Подобрать пословицы о семье
- А закончить наш урок мне хочется словами из стихотворения о семье, которое звучало в начале урока:
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша СЕМЬЯ! (Слайд 8)