Геракл от лисиппа. Великий Лисипп

Алессандро Фарнезе (1545-1592) - герцог Пармы и Пъяченцы. Художник Ваентус

По свидетельству римского ученого Плиния Старшего (23/24- 79), один из самых знаменитых ваятелей античности Лисипп создал свыше 1500 скульптурных работ. Несмотря на это явное преувеличение, Лисипп действительно был самым одаренным ваятелем своего времени. Лучшей из созданных им скульптур признана статуя Геракла Фарнезского, вызывавшая восхищение во все времена, ставшая эталоном мужской красоты и силы.

Лисипп, творивший во второй половине IV века до нашей эры, считался придворным художником великого полководца Александра Македонского. Начинал он как литейщик, внимательно изучал свойства металла, прежде всего бронзы, и любил делать скульптурные отливки с людей физически сильных, которых природа наградила мощной мускулатурой и красивой внешностью.

Наиболее известная скульптура, созданная Лисиппом и передающая красоту мужского I мускулистого тела,- это бронзовая фигура Геракла (римское имя Геркулес), героя греческой мифологии, наделенного необычайной силой и совершившего двенадцать подвигов. До нашего времени дошли только римские копии III века до нашей эры, которые, как предполагают, сделаны с греческого оригинала скульптора Лисиппа.

Лисипп знал Александра Македонского с детства. Он делал с него рисунки, нередко изображал обнаженным. Александр был наилучшим объектом для художника, так как с раннего детства занимался физическими упражнениями, умел управлять лошадью, прекрасно фехтовал, был атлетически сложен. К сожалению, до нас не дошли рисованные работы Лисиппа, о них мы знаем только со слов ученых древности.

Однако каждая найденная античная статуя — это почти всегда дело случая. Итальянский естествоиспытатель и коллекционер Улисс Альдрованди (1522-1605) с чьих-то слов в 1592 году записал, что в 1546 году во время раскопок терм (бани) римского императора Каракаллы, построенных в 216 году, была найдена бронзовая статуя греческого героя атлета Геракла. Тогда же высказывались предположения, что ее изготовил греческий скульптор Лисипп, так как римские ваятели не часто обращались к образу Геркулеса. Позже эта скульптура попала в коллекцию пармского герцога Алессандро Фарнезе, фамилия которого и была добавлена к Геркулесу, чтобы не возникало путаницы с другими подобными скульптурами. Теперь она хранится в музее Неаполя.

Ученые полагают, что Лисипп, как и многие скульпторы древности, первоначально лепил свои модели из воска или глины. Давал им высохнуть. Затем, если это были крупные объекты, разделял их на фрагменты и делал формы из глины, или песка, возможно гипса. В эти формы заливал бронзу — сплав меди и олова. Отливки делал полыми. После остывания бронзы глину удаляли, и начинался длительный этап обработки металла, соединения фрагментов оловом, оттачивания деталей.

На первый взгляд, складывается впечатление, что Лисипп изобразил Геракла после совершения им первого подвига — схватки с диким Немейским львом, жившим в горной пещере. У льва была непробиваемая шкура, и Гераклу пришлось приложить немало усилий, чтобы задушить его. Он снял шкуру и отнес ее в Микены, чтобы все увидели — Немейский лев мертв и не будет больше опустошать окрестности. Уставший Геракл, по замыслу автора, опирается на свою палицу, на которую накинута шкура убитого им льва.

Но первое впечатление обманчивое. Если посмотреть на скульптуру сзади, то можно заметить, что в правой руке Геракл держит три яблока. Откуда они? Вероятно, из мифического сада, в котором жили дочери Атланта Геспериды. Ведь Геракл добыл волшебные яблоки из сада Гесперид. А это был один из последних его подвигов. Таким образом, Лисипп отобразил мифического героя, совершившего не один, а два из двенадцати своих знаменитых подвигов.

Статуя Геракла Фарнезе быстро сделалась популярной. С нее лепили множество копий, которые устанавливали в дворцах, гимнастических залах, на стадионах. Позднее, с изобретением печати, делались рисунки, их помещали в энциклопедии, словари, печатались тонкие гравюры, по которым начинающие художники изучали мускулатуру мужского тела.

В XVII и XVIII веках копиями скульптуры Геракла Фарнезе стали украшать парки по всей Европе. Тогда же мраморная копия Геракла Фарнезе, которую изваял неизвестный итальянский скульптор XVIII века, появилась и в России. Ныне она находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Лисипп Лисипп

(Lэsippos), древнегреческий скульптор IV в. до н. э. Крупнейший представитель поздней классики. Родился в Сикионе. Был придворным художником Александра Македонского. Произведения Лисиппа, выполненные преимущественно в бронзе, известны главным образом по описаниям античных авторов, эллинистическим и римским копиям. Предвосхитив эллинистическое искусство, Лисипп отошёл от идеальных канонов Поликлета, стремясь к большей жизненной непосредст- венности изображений. Творчеству Лисиппа свойственно ощущение драматической сложности и изменчивости жизненных явлений. В отличие от спокойной гармонической уравновешенности статуй Поликлета, Лисипп изображал фигуры в сложных, неустойчивых, как бы мгновенно уловленных многоплановых движениях. Его главная работа - статуя "Апоксиомен" (изображает атлета, очищающего тело скребком после борьбы; римская копия, Ватиканские собрания), внутренне напряжённая по композиции, является одним из первых произведений античной скульптуры, рассчитанным на круговой обзор. Среди наиболее прославленных работ Лисиппа: колоссальная статуя Зевса в Таренте, статуя Гелиоса на колеснице на острове Родос, многочисленные изображения Геракла и его подвигов, неоднократно копировавшиеся в древности ("Геракл Фарнезский", "Геракл со львом", римская копия, ГЭ), "Отдыхающий Гермес" (Национальный музей, Неаполь), Лисипп создавал также монументальные группы (например, конных дружинников Александра Македонского, павших в битве при Гранике), одним из первых в античном искусстве обратился к искусству портрета. Созданный им идеализированный портрет Александра Македонского (эллинистическая копия, Археологический музей, Стамбул) воплотил стремление к раскрытию сложной, напряжённой внутренней жизни человека.

Лисипп. "Отдыхающий Гермес". 2-я пол. 4 в. до н. э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь.
Литература: О. Ф. Вальдгауер, Лисипп, Берлин-П.-М., 1923; Johnson F. P., Lysippos, N. Y., 1968.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Лиси́пп

(lý sippos), древнегреческий скульптор 4 в. до н. э., придворный мастер Александра Македонского. По преданию, создал 1,5 тыс. статуй богов, героев и знаменитых атлетов. Его произведения, выполненные преимущественно в бронзе, известны главным образом по описаниям античных авторов, эллинистическим и римским копиям. Наиболее прославлена статуя Лисиппа «Апоксиомен» (греч. «юноша, скребком счищающий с себя грязь»), известная по римской копии, в которой автор переосмыслил классический скульптурный канон в изображении человека, созданный Поликлетом . Фигура лёгких, удлинённых пропорций, с небольшой головой представлена в сложном, пространственно-многоплановом движении. Среди наиболее знаменитых работ мастера: колоссальная статуя бога Зевса в Таренте, статуя Гелиоса на колеснице на о. Родос, многочисленные изображения Геракла, «Отдыхающий Гермес» (известен по римской копии). Скульптор создал множество портретов Александра Македонского. Согласно легенде, полководец не дозволял себя изображать никому, кроме своего придворного мастера. Лисипп был последним скульптором классической эпохи и первым скульптором эпохи эллинизма . Он научился изображать не застывшее, а словно выхваченное из потока времени и продолжающееся движение; лица его героев не бесстрастны, а наполнены земными переживаниями.




(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Лисипп" в других словарях:

    Лисипп греческий скульптор, вместе со Скопасом и Праксителем вошел в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры. Завершает эпоху поздней классики (IV в. до н. э.) Родился в Сикионе около 390 г. до н.э. Начинал … Википедия

    Лисипп - Лисипп. Отдыхающий Гермес. 2 ая пол. 4 в. до н.э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь. ЛИСИПП, древнегреческий скульптор 2 й половины 4 в. до нашей эры. Представитель поздней классики. Придворный художник Александра Македонского.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ЛИСИПП, древнегреческий скульптор 2 й половины 4 в. до нашей эры. Представитель поздней классики. Придворный художник Александра Македонского. Скульптуры Лисиппа (атлеты, мифологические персонажи, сохранились в римских копиях) изображены в… … Современная энциклопедия

    Древнегреческий скульптор 2 й пол. 4 в. до н. э. Представитель поздней классики. Придворный художник Александра Македонского. Создатель образов деятельных героев, живущих сложной внутренней жизнью (Отдыхающий Гермес, Апоксиомен, бюст… … Большой Энциклопедический словарь

    - (ок. 390 ок. 300 до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Сикионе (Пелопоннес). В античности утверждали (Плиний Старший), что Лисиппом создано 1500 статуй. Даже если это преувеличение, очевидно, что Лисипп был чрезвычайно плодовитым и… … Энциклопедия Кольера

    - (Lýsippos) (родися, вероятно, в первое, умер в последнее десятилетие 4 в. до н. э.), древнегреческий скульптор, виднейший представитель поздней классики (См. Классика). Родился в Сикионе. Был придворным художником Александра Македонского … Большая советская энциклопедия

    Древнегреческий скульптор второй половины IV в. до н. э. Придворный художник Александра Македонского. Создатель образов деятельных героев, живущих сложной внутренней жизнью («Отдыхающий Гермес», «Апоксиомен», бюст Александра Македонского … … Энциклопедический словарь

Лисипп - древнегреческий скульптор, родился в Сикионе (Пелопоннес). В античности утверждали (Плиний Старший), что Лисиппом создано 1500 статуй. Даже если это преувеличение, очевидно, что Лисипп был чрезвычайно плодовитым и разносторонним художником. Основную массу его произведений составляли преимущественно бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского. Колоссальная статуя Зевса работы Лисиппа стояла на агоре Тарента. Как утверждает тот же Плиний, ее высота составляла 40 локтей, т.е. 17.6 м. Другие статуи Зевса были воздвигнуты Лисиппом на агоре Сикиона, в храме в Аргосе и в храме Мегар, причем последняя работа представляла Зевса в сопровождении Муз. Изображение стоявшей в Сикионе бронзовой статуи Посейдона с одной ногой на возвышении имеется на сохранившихся монетах; копией с нее является напоминающая изображение на монетах статуя в Латеранском музее (Ватикан). Созданнная Лисиппом на Родосе фигура бога Солнца Гелиоса изображала бога на запряженной четверкой колеснице, этот мотив использовался скульптором и в других композициях. Имеющиеся в Лувре, Капитолийских музеях и Британском музее копии, на которых изображен Эрот, ослабляющий тетиву на луке, восходят, возможно, к Эросу работы Лисиппа в Феспиях. Находившаяся также в Сикионе статуя изображала Кайрос (бог удачи): бог в крылатых сандалиях сидел на колесе, его волосы свешивались вперед, однако затылок был лысым; копии статуи сохранились на небольших рельефах и камеях.
Геракл - излюбленный Лисиппом персонаж. Колоссальная сидящая фигура Геракла на акрополе Тарента изображала героя в мрачном настроении после того, как он очистил Авгиевы конюшни: Геракл сидел на корзине, в которой носил навоз, голова покоилась на руке, локоть упирался в колено. Эту статую Фабий Максим забрал в Рим после того, как в 209 году до н. э. взял Тарент, а в 325 году н. э. Константин Великий перевез ее в новооснованный Константинополь. Возможно, Геракл, которого мы видим на монетах из Сикиона, восходит к утраченному оригиналу, копиями которого являются как Геркулес Фарнезе в Неаполе, так и подписанная именем Лисиппа статуя во Флоренции. Здесь мы снова видим хмурого Геракла, удрученно опирающегося на дубину, с накинутой на нее львиной шкурой. Статуя Геракл Эпитрапедзий, изображавшая героя «за столом», представляла его, согласно описаниям и множеству существующих повторов разного размера, сидящим на камнях, с чашей вина в одной руке и дубиной в другой - вероятно, после того, как он вознесся на Олимп. Статуэтку, которая первоначально являлась созданным для Александра Македонского настольным украшением, впоследствии видели в Риме Стаций и Марциал.
Созданные Лисиппом портреты Александра превозносили за соединение двух качеств. Во-первых, они реалистически воспроизводили внешность модели, включая необычный поворот шеи, а во-вторых, здесь явственно выражался мужественный и величественный характер императора. Фигура, изображавшая Александра с копьем, по-видимому, послужила оригиналом как для гермы, ранее принадлежавшей Хосе-Никола Азара, так и для бронзовой статуэтки (обе находятся теперь в Лувре). Лисипп изображал Александра и верхом - как одного, так и с соратниками, павшими в битве при Гранике в 334 году до н. э. Существующая конная бронзовая статуэтка Александра с кормовым веслом под лошадью, что, возможно, является аллюзией на ту же битву на реке, может быть репликой последней статуи. Другие портреты работы Лисиппа включали портрет Сократа (наилучшими копиями, возможно, являются бюсты в Лувре и Музео Национале делле Терме в Неаполе); портрет Эзопа; еще существовали портреты поэтессы Праксиллы и Селевка. Вместе с Леохаром Лисипп создал для Кратера группу, изображавшую сцену львиной охоты, на которой Кратер спас Александру жизнь; после 321 года до н.э. группа была посвящена в Дельфы.
Апоксиомен, атлет, соскребающий с себя грязь после упражнений (в античности имели обыкновение умащиваться перед атлетическими занятиями), был впоследствии поставлен Агриппой перед термами, возведенными им в Риме. Возможно, ее копией является мраморная статуя в Ватикане. Скребком, зажатым в левой руке, атлет очищает вытянутую вперед правую руку. Таким образом, левая рука пересекает тело, что было первым случаем воспроизведения движения в третьем измерении, с которым мы встречаемся в древнегреческой скульптуре. Голова статуи меньше, чем было принято в более ранней скульптуре, черты лица нервные, тонкие; с большой живостью воспроизведены растрепавшиеся от упражнений волосы.
Еще одно портретное изображение атлета работы Лисиппа - найденный в Дельфах мраморный Агий (находится в музее Дельф); такая же подпись, что и под ним, обнаружена также в Фарсале, однако там статуи не найдено. В обеих надписях перечисляются многие победы Агия, предка фессалийского правителя Даоха, который и заказал статую, причем на надписи из Фарсала Лисипп указан как автор работы. Статуя, найденная в Дельфах, стилем напоминает Скопаса, на которого, в свою очередь, оказал влияние Поликлет. Поскольку сам Лисипп называл своим учителем Дорифора Поликлета (от угловатых пропорций которого он, однако, отказался), вполне возможно, что на него оказал влияние и его старший современник Скопас.
Лисипп - в одно и то же время последний из великих классических мастеров и первый эллинистический скульптор. Многие его ученики, среди которых были и три его собственных сына, оказали глубокое воздействие на искусство 2 века до н. э.
"Отдыхающий Гермес",скульптура, выполненная Лисиппом. Не сохранилась. Известна по римской копии, хранящейся в национальном археологическом музее Неаполя. Колоссальная сидящая фигура Геракла на акрополе Тарента изображала героя в мрачном настроении после того, как он очистил Авгиевы конюшни: Геракл сидел на корзине, в которой носил навоз, голова покоилась на руке, локоть упирался в колено.

"Апоксиомен", бронзовая скульптура, выполненная Лисиппом. Не сохранилась. Известна по римской копии, выполненной из мрамора в I веке н. э. Статуя изображает атлета, счищающего с себя пыль и песок, приставшие к обнаженному телу во время борьбы. По сравнению со статуями V века она отличается более удлиненными пропорциями, объемной моделировкой и детальной передачей мускулатуры.

"Эрот, натягивающий лук", скульптура, выполненная Лисиппом. Не сохранилась. Известна по копиям. Одна из копий хранится в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург. Эрот изображен в виде подростка, тело которого уже приобрело некоторую угловатость, но еще не утратило детской мягкости форм. Юный бог натягивает тетиву на лук. При полной естественности и жизненной правдивости позы Лисипп создал сложную пространственную композицию, при которой части фигуры расположены в разных пресекающихся между собой плоскостях. Благодаря этому изображение приобретает особую динамичность.

"Геракл, борющийся со львом", бронзовая скульптурная группа, выполненная Лисиппом. Не сохранилась. Уничтожена в 1204 году крестоносцами, пустившими ее на монеты. Стояла на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Изображается первый подвиг Геракла - удушение Немейского льва, борьба Геракла со львом. Мраморная копия хранится в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург.

Случалось ли вам когда-нибудь подниматься в горы? Тогда вам наверняка знакомо ощущение величия открывающейся картины от возможности увидеть ее сверху, всю целиком, а не маленькие фрагменты ее, как внизу. Что произошло? Да просто поменялся угол зрения, ракурс, и все перестало быть обычным, бессмысленным, несвязанным. Интересно, что смысл открывается только после этого восхождения, после проделанного пути и изменения угла зрения.

Посмотрим на картину, скульптуру - то же самое! Тайна, скрытая холстом или камнем, открывается только пытливому взгляду. Детали, фрагменты, другой ракурс - все это ключики к тайной двери, которая скрывает невидимый внутренний мир, мир, полный смысла.

Давайте потренируем взгляд на примерах великих мастеров.

Оправимся для начала в Древнюю Грецию. Эпоха эллинизма. Македония.

Знакомьтесь: Лисипп. Греческий скульптор IV в. до н.э. По свидетельству римского ученого Плиния Старшего, это один из самых знаменитых ваятелей античности. Был при дворе Александра Македонского художником и скульптором. Создал около 1500 скульптурных работ. По легенде, Лисипп умер в глубокой старости от голода, ибо не мог оторваться от работы над последней своей статуей. Наиболее прославленными из его творений в древности были колоссальная статуя Зевса в Таренте, статуя Гелиоса с колесницей на острове Родос, аллегорическая фигура Кайроса в Олимпии, многочисленные изображения Геракла и его подвигов. Он ваял и своих современников -доблестных воинов, победителей олимпиад, Александра Великого, Аристотеля, Сократа.

Лисипп переосмыслил греческий канон пропорций человеческой фигуры в пространственно-многомерном исполнении. Отличие его творений от работ предшественников - отражение в застывшей фигуре героя движения, порыва души, энергии и напряжения. Лисипп работал в бронзе (этот материал часто идет на переплавку), поэтому ни одна из его статуй не дошла до наших дней. Сохранились лишь несколько мраморных римских копий его произведений: «Апоксиомен» (Ватиканский музей), «Отдыхающий Гермес» (Неаполь), статуя атлета Агияя (музей в Дельфах), «Геракл со львом» (Эрмитаж), голова Александра Македонского (Археологический музей в Стамбуле).

Поиск ответов на вопросы «кто такой Человек?», «какую природу он имеет?», «что делает его Героем?» читается в его творениях. Он изображал людей «не такими, какие они есть, но какими они представляются» (Плиний). Он создавал не реальный портрет, а Идеал Человека. Но как это изобразить? Ответ Лисипп находит в мифах. Геракл, его подвиги - эта тема преобладает среди его работ. Лисипп представлял героя сражающимся, задумчивым, сидящим, пирующим, отдыхающим после подвига или за трапезой. Мастер как будто пытается изобразить, как выглядит Герой в жизни - «героический дух в любой момент жизни».

Из серии статуй, изображавших подвиги Геракла и перевезенных из Ализии в Акарнании в Рим, до нас дошло несколько воспроизведений. Очень выразительна статуя Геракла в борьбе с немейским львом, которая хранится сейчас в Эрмитаже.

Давайте рассмотрим ее подробнее.

Итак, оказавшись фронтально перед скульптурой, мы застаем Геракла в самом начале сражения. Герой, твердо упершись ногами в землю, охватил шею льва и душит его, сжимая горло правой рукой. Колени, плечи, грудь Геракла - все напряжено. Но и лев, опираясь на задние лапы, своей звериной натурой противостоит силе Героя. Он силен и зол. Его тело мощно, лапа захватила правую руку Геракла. Он не уступает человеку.

Теперь, обходя скульптуру вокруг, проследим, изменится ли наше впечатление от схватки.

Ракурс спереди Ракурс справа
Ракурс со спины Ракурс слева

Ракурс справа: лев устойчиво опирается лапами на опору, не теряя вертикальности. Вот уже его сильная лапа захватила левую ногу Геракла, лишая его движения. Кажется, Герой теряет равновесие! Все тело накренилось вперед, поддаваясь натиску зверя. И хотя рука Геракла сильно сжимает львиную шею, еще далеко не ясно, на чьей стороне будет победа.

Ракурс со спины: наконец-то сила Героя проявилась в полной мере! Его мощная спина и сильные ноги занимают практически все пространство композиции. Льва почти и не видно. Тело зверя свело судорогой. Высовывая язык, он последними усилиями тщетно пытается освободиться от железной хватки. Задние лапы уже бессильно подкашиваются. Конец его близок.

Ракурс слева: исход сражения решен. Зверь повержен. Теперь мы не видим тела льва. Лишь только безвольно свисающие лапы и морда напоминают о сложной битве. Геракл, окончив бой, смотрит на побежденного зверя. Решительный шаг - сразиться, преодолев страх перед разъяренным чудовищем и не ожидая победы, - принес долгожданную удачу!

Великое искусство Лисиппа заставило нас прожить вместе с Героем этот подвиг. Мастер предлагает зрителю, просто обходя вокруг статуи, пройти одновременно внутреннее сражение со своим «львом», своим животным началом. Вспомним, что, согласно Платону, в душе человека присутствуют анимальное (животное) и человеческое начало. Они находятся в постоянном противостоянии. И какое начало одерживает вверх в этой вечной схватке, то и определяет выборы и действия человека. Вот он - Геракл, человек, освободившийся от своей звериной природы!

Это маленькое путешествие во времени вернуло нас в эпоху героев, в эпоху величия Человека. Птолемей Сотер, вспоминая Александра Великого, говорил: «Когда Александр был жив, мы творили чудеса. После его смерти мы еще совершаем подвиги, но творить чудеса уже не способны». Лисипп даже сегодня возвращает это время - время подвигов, преодолений самого себя. Сделать, когда не хочется, не сказать, когда нет сил терпеть, встать, когда все говорит за отдых и сон. Пусть эти подвиги сегодня не велики, но это реальные шаги к внутреннему герою.

И еще: мы просто поменяли угол зрения при осмотре скульптуры, и нам открылся совершенно новый взгляд на привычные вещи. Может, попробовать это и в обычной жизни?

Лисипп считается последним скульптором древнегреческой классики. Его работы до сих пор вызывают восхищение. О самом художнике известно немного. Однако современники знали, что единственным учителем, которого признавал великий грек, была природа.

Как начинал великий скульптор?

На заре своей карьеры работал обычным медником Лисипп. Скульптор, конечно, мечтал стать кем-то великим, но у него не было денег на учителя.

Возможно, скульптор так бы и остался безвестным человеком, который жил в IV веке до нашей эры, если бы однажды он не услышал речи живописца по имени Евломп. Тот заверял, что лучшим учителем может быть только природа, а никак не человек. Художник, выслушав эту речь, сделал для себя выводы и пошел наблюдать за природой.

Именно Лисипп в свое время научился создавать более правдоподобные скульптуры. Он сделал ноги своих персонажей длинней, а голову - меньше. Кроме того, как Скопас, художник работал над передачей движений в своих работах.

Кстати, именно эти великие скульпторы - Скопас, Лисипп - являются последними представителям древнегреческой классической эпохи.

Особенности работ

С одной стороны, классические произведения художник не отвергал. Героизм прослеживался в работах Лисиппа. С другой стороны, новатор оживлял у него получались более динамичными, даже драматичными, а лица напоминали лица современников.

Любимым материалом у него была бронза. К сожалению, этот сплав меди часто переплавляли. Если бы не римляне, сегодня никто бы и не знал, кто такой скульптор Лисипп. Его работы можно изучать только по копиям. Считается, что римские художники более правдиво смогли воссоздать скульптуру атлета Апоксиомена.

Возвращаясь, к особенностям произведений художника, стоит отметить, что он изображал людей не такими, какие они есть, а такими, какими их представлял сам Лисипп. Скульптор Древней Греции больше всего любил работать над характерами. Кроме того, это первый художник, который разбил тело человека на плоскости. Благодаря этому его работы стали выглядеть легче и живей, чем, допустим, монументальные статуи Поликлета.

Скульптуры Лисиппа

Сложно до конца понять, как выглядели работы художника при его жизни. Возможно, римским копиям удивился бы и сам Лисипп-скульптор. Его произведения тем не менее сегодня разделяют на более и менее удачные.

К самым популярным относят:

  1. Статую «Апоксиомен». Эта композиция завоевала признание во всем мире. Хотя мотив произведения достаточно прост: спортсмен после соревнований чистит свое тело скребком.
  2. Скульптуры, изображающие Геракла. Были увековечены все подвиги героя. В наши дни в Эрмитаже можно полюбоваться самым первым из них. Там находится копия скульптуры «Геракл, борющийся со львом».
  3. «Отдыхающий Гермес». Бог Лисиппа очень похож на обычного человека.
  4. «Эрот». Изображение пропорциональной детской фигуры.
  5. Колоссальная в Таренте. Работа достигала 20 метров в высоту.

Кроме того, считается, что первым обратился к жанру портрета также Лисипп. Скульптор в основном работал над воссозданием образа Александра Македонского. Также ему приписывают портреты Сократа и семи мудрецов.

Знаменитый "Апоксиомен"

Статуя «Апоксиомена» считается самой известной работой, которую оставил нам в наследие великий Лисипп. Скульптор, фото это подтверждает, не просто создал статую, но и умудрился передать все переживания уставшего атлета.

Даже на иллюстрации видно, что Апоксиомен - это молодой человек, который все еще возбужден после борьбы. Он словно переступает с ноги на ногу, а волосы, убранные рукой набок, позволяют догадаться о том, что спортсмен вспотел. По открытому рту видно, что атлет еще не успел перевести дыхание, а в запавших глазах - усталость.

При этом искусствоведы уверены, что мраморная копия не смогла передать всю глубину работы Лисиппа. Мало того, когда в XIX веке скульптура попала к римскому реставратору Тенерани, художник предположил, что в руке Апоксиомена находится Вскоре археологи нашли доказательство того, что в оригинале атлет просто чистит себя скребком. Игральную кость из работы убрали.

Разноплановый "Геракл"

Практически у каждого древнегреческого автора был свой любимый мифический герой. Лисипп в свое время выбрал Геракла. Искусствоведы полагают, что художник в нем видел своего героя-покровителя. И задаются вопросом, какие качества Геракла подчеркнул древний скульптор Лисипп?

В одних работах герой сражается, другие скульптуры показывают уставшего полубога, на третьих сын Зевса просто отдыхает от земных тягот жизни. Проследить эволюцию греческого богатыря можно на трех произведениях автора.

  1. «Геракл, борющийся со львом».

Говорят, если обойти скульптуру с четырех сторон, то можно прожить известный подвиг героя вместе с ним. Фронтально зритель оценит начало поединка. Геракл и лев готовы к схватке, оба уверены в победе. При взгляде с правой стороны кажется, что полубог вот-вот потеряет равновесие. Со спины становится заметно, что сила на стороне героя. Слева - зверь практически сражен.

  1. «Отдыхающий Геракл».

Тут уже герой после подвига. Он устал и бездействует. Кажется, что если бы полубог не опирался на палицу, покрытую львиной шкурой, то он бы упал без сил.

  1. «Молодой Геракл пирует на Олимпе» (статуэтка).

Герой уже совершил все свои подвиги, закончил земной путь, и, наконец, попал на Олимп. Он беспечен, никуда не спешит, а просто наслаждается пиршеством.

Если верить историкам, именно третью статуэтку Лисипп подарил Александру Македонскому. Правителю так понравилась работа, что он до самой смерти с ней не расставался.

Боги в работах Лисиппа

Также уделил много внимания великий скульптор Лисипп. Его работы, с одной стороны, делают жителей Олимпа более живыми и близкими к людям, с другой стороны, - сразу видно, что это небожители.

К примеру, «Отдыхающий Гермес». и красноречия сидит на краю скалы. Он устал, тяжело дышит, кажется, это обычный мужчина, который сейчас продолжит нелегкий путь. Однако пряжки на его ступнях выдают бога, в них нельзя ходить - можно только летать.

Статуя Сатира. Лицо этого рогатого бога напоминает старичка. Он бородат, лоб в глубоких морщинах, глаза прищурены. Лесной бог поднялся на цыпочки и, кажется, куда-то устремился. Но если присмотреться, можно заметить, что он танцует свою вакхическую пляску, только сдержано.

Посейдон в работах Лисиппа выглядит величественным, как и подобает владыке. При этом художник смог изобразить подводного царя частью моря. Складки на лбу, кудри на голове, движения рук - все напоминает волны.

Очень сильно Зевс Лисиппа выделяется на фоне изображений главного олимпийского бога в работах других авторов. Его Зевс не просто властелин мира, но и очень трагичный и даже уставший персонаж. Бог, на плечах которого лежит огромная ответственность.

Попытка изобразить детскую фигуру в скульптуре

Как известно, художники не сразу научились изображать детей. Обычно они за основу брали лицо и фигуру взрослого человека и просто ее «уменьшали». Первым в Древней Греции нарушить эту традицию решился Лисипп. Скульптор изобразил молодого Эрота похожим на ребенка.

Тело получилось нежным, еще не развитым. Голова больше, чем у взрослого человека, пухлые губы, небольшой рот и щечки, - все говорит о том, что бог еще очень юн.

При этом видно, что Эрот напряжен. Мальчик пытается натянуть тетиву, но это дается ему с большим трудом. Вот он уже согнулся, вытянул руки и повернул голову.

И тут можно проследить находку скульптора - автор изображает фигуру в разных плоскостях. Что придает статуе глубину и пространство.

Придворный художник Македонского

Современники ценили и восхищались работами самородка. Не смог пройти мимо и сам Александр Великий. Скульптор Лисипп был удостоен чести стать личным художником Македонского.

К сожалению, в наше время по достоинству невозможно оценить работы скульптора, изображающие полководца в полный рост. Они, как и другие произведения, не дошли до наших дней. Хороших их копий римляне также сделали.

Говорят, самой известной была скульптура «Александр с копьем». На ней полководец смотрел в сторону левого плеча, левой же рукой опирался на копье, правая рука при этом была на боку. Позже художники часто заимствовали мотив этого произведения, изображая царей и полководцев в такой же позе. Все великие правители хотели быть похожими на Македонского.

В наши дни на «Александра с копьем» можно посмотреть в Эрмитаже. Там находится копия великой статуи, правда, ее размер не превышает нескольких сантиметров.

Портретный жанр

Больше повезло портретам Практически основоположником портретной скульптуры в Древней Греции стал Лисипп. Скульптор настолько мастерски изображал полководца, что Македонский не разрешал больше никому делать свои портреты.

В своих работах великого царя Лисипп изображал с одной стороны как сильную личность, с другой стороны - как человека, потерявшего покой и уверенность. Часто полководец выглядит как человек, многое переживший и порядком уставший от жизни.

Скульптор не идеализировал своего правителя. Он изображал человека, а не классического героя.

Искусствоведы полагают, что Лисипп в свое время слепил портреты Сократа, семи мудрецов и Эврипида. Это были работы не с натуры, а сделанные по воспоминаниям, описаниям и ранним нарисованным портретам.

Также есть основание полагать, что найденная римская бронзовая голова, портрет неизвестного атлета, принадлежала руке великого скульптора. Мало того, вероятно, это автопортрет. Тут автор показал простого человека с грубым лицом.

Последние годы жизни

Нашим современникам сложно понять, что же был за человек великий скульптор Лисипп. Биография художника практически неизвестна.

При этом историки уверены, что с ним в мастерской трудились его ученики, помощники и сыновья. Поэтому о точной причине смерти Лисиппа говорить сложно.

Еще одно предание гласит, что после каждой удачно проданной работы великий грек откладывал себе по золотой монете. После его кончины выяснилось, что монет более 1500.

Многогранное творчество художника принесло ему известность за пределами Древней Греции. Тогда же его начали сравнивать с величайшим классиком - Фидием.

Вклад скульптора в мировую культуру

Подводя итоги, можно сказать, что художник «легкими движениями рук» создал революцию в мире искусства. Он:

  • изменил пропорции тела в скульптуре, удлинил руки, уменьшил голову;
  • научился в движениях своих персонажей изображать их внутренние порывы;
  • пытался в скульптуре изобразить саму жизнь с ее тревогами и сомнениями;
  • в его работах юные герои лицом и телом похожи на детей;
  • открыл дорогу портретной скульптуре;
  • создавал идеал человека - изображал персонажей не такими, какие они есть, а такими, какими художник их представлял.

Лисипп был самым известным скульптором античности. В каждой работе художник старался изобразить беспокойный характер своей эпохи. И у него это получилось.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх