Георгий Щедровицкий - Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Г

Георгий Щедровицкий

Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология

Курс лекций 3-е издание, исправленное и дополненное

Издательство Студии Артемия Лебедева


Ответственный редактор П. Г. Щедровицкий

Редакторы Г. А. Давыдова, А. В. Русаков

Эта книга – третье издание курса лекций по управлению Г. П. Щедровицкого (1929–1994) – отечественного мыслителя, философа, методолога и общественного деятеля. Автор считает, что деятельность организации и управления является ведущей для развития любых практических сфер. Источник принципов методологической школы управления – глубокая теоретическая и онтологическая проработка оргуправленческого мышления. Знания и представления, которыми оперирует методология, имеют характер предписаний к действию или проектов организации деятельности (или мышления). Особое внимание в лекциях уделено системному подходу, разработанному в Московском методологическом кружке.

Книга предназначена для специалистов по организации, управлению и руководству, для студентов и аспирантов всех специализаций в области менеджмента.


© ННФ «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», основной текст, 2005

© П. Г. Щедровицкий, предисловие, 2014

© Г. А. Давыдова, А. В. Русаков, предисловие редакторов, примечания, указатель имен, 2014

© А. В. Русаков, литература, 2014

© Студия Артемия Лебедева, оформление, 2014

П. Г. Щедровицкий. Предисловие

Я поднимаюсь по эскалатору станции метро «Павелецкая», выскакиваю на улицу и, щурясь от солнца, бегу к переходу через Садовое кольцо. На противоположной стороне Садового, у моста через Москву-реку стоит типичная советская постройка – на вид 1930-х годов, из кирпича, покрашенная желтоватой краской. Тут расположен Институт повышения квалификации Министерства энергетики СССР. Именно здесь сегодня начнутся лекции моего отца, Георгия Петровича Щедровицкого, и организационно-деятельностная игра, посвященные проблемам управления. На дворе – май 1981 года.


Обстановка

В Советском Союзе с конца 1960-х годов стали существенно расширяться планы строительства атомных электростанций (АЭС). Партийные и правительственные документы, включая постановление 1980 года, предусматривали в период с 1980 по 1991 год ввод в эксплуатацию 66,9 миллионов кВт, а также создание необходимой инфраструктуры гражданской атомной энергетики для обеспечения АЭС совокупной мощностью в 100 ГВт. Продолжается активное продвижение отечественных атомных технологий на рынки стран Восточной и Северной Европы.

В периоды непосредственно предшествующий и последующий за чтением в ИПК Минэнерго лекций Георгия Петровича Щедровицкого в атомной отрасли происходит целый ряд значимых событий .

8 апреля 1980 года состоялся пуск третьего блока Белоярской АЭС, строительство которого продолжалось почти 13 лет. В июне 1981 года досрочно завершается эксплуатация первого блока Белоярской АЭС. После аварии в декабре 1978 года активно обсуждается судьба первого и второго блоков и разрабатываются сценарии развития площадки в целом. К этим обсуждениям в дальнейшем был привлечен Георгий Петрович и члены его команды .

По мере увеличения масштабов сооружения новых энергоблоков все более и более остро обозначились многочисленные проблемы серийного строительства АЭС. Несмотря на идущую в этот период разработку и дальнейшее принятие в 1982 году на базе накопленного опыта «обязательных технологических правил сооружения энергоблока» (так называемых ОТП-82), которые были ориентированы на серийное строительство АЭС , эти сроки повсеместно нарушались и фактически темпы и качество строительства зависели во многом от качества руководства конкретным объектом.

В седьмой лекции Георгий Петрович, потеряв терпение, зачитывает выдержку из отчета правительственной комиссии по итогам проверки хода строительства на Калининской АЭС .

«…У нас на строительстве, – цитирует Георгий Петрович, – уже много лет не выполняется план ввода мощностей… Основными недостатками строительства энергетических объектов являются недостаточная концентрация и распыленность капитальных вложений, увеличение против нормативной продолжительности строительства, неравномерность ввода мощностей в течение года, неравномерность загрузки рабочих и техники, медленный рост производительности труда. На результатах строительства отрицательно сказывается отставание собственной индустриальной базы Министерства, хроническое несоблюдение принципа опережающего строительства жилых домов, объектов социального и культурно-бытового назначения».

Таким образом, вопрос об управлении строительством в этот момент стоял чрезвычайно остро, что и задавало прикладную направленность работы, которую проводил ИПК Минэнерго с резервом кадров.

Следует сказать, что с 30 марта по 4 апреля 1981 года по просьбе директора Белоярской атомной электростанции Вадима Михайловича Малышева Георгий Петрович Щедровицкий проводит в городке Заречный Свердловской области организационно-деятельностную игру «Обеспечение нормального функционирования и развития технологий и деятельности на АЭС». Одним из следствий игры стало привлечение Георгия Петровича к обсуждению ситуации в отрасли и приглашение его в качестве лектора в ИПК Минэнерго для работы с кадровым резервом.


Ситуация

Лекции Георгий Петрович читает параллельно с проведением игры . Игра называется «Вступление в должность начальника управления строительством АЭС». Чуть позже Георгий Петрович проведет с резервом кадров ИПК Минэнерго еще одну игру – «Программирование социального развития коллектива строительства АЭС».

Резерв кадров Минэнерго представлял собой достаточно разнородный и разновозрастный коллектив. Реальных начальников управлений строительства, как я помню, в составе слушателей летнего потока 1981 года было всего двое. Большинство резервистов – заместители, как линейные, так и функциональные. Но было и несколько специалистов, находящихся на более низких уровнях пресловутой советской вертикали управления, которых, как это часто бывает в практике повышения квалификации и переподготовки, прислали в последний момент взамен заместителей с тех площадок строительства, где, как всегда в летние месяцы, образовался «аврал».

Молодые специалисты чувствуют себя неуютно – особенно поначалу, сидя за одной партой с начальством, пусть и не их непосредственным, но слой узкий, все, конечно, друг друга знают. В коридорах работники ИПК шушукаются: давно не было такого представительного состава. Аж два настоящих руководителя строек приехали; такого в последнее время никто не помнит. Неспроста.

На игре состав слушателей разбит на группы по пять человек. С ними работает команда психологов во главе с Виктором Андреевичем Заргаровым , социологом и психологом из Новосибирска. В моде тогда были разговоры о командах и командообразовании, о ролевых структурах, о более эффективном использовании индивидуальных качеств и способностей каждого управленца. Атомная отрасль и здесь хочет быть передовой и максимально использовать как отечественный, так и мировой опыт подготовки управленческих кадров, в том числе в командном режиме. Это отдельная линия обучения.

Вступление в должность – типовая ситуация, с которой неоднократно в своей карьере сталкивается любой руководитель. Георгий Петрович экспериментирует с игровой формой. Игра строится как имитационная: вас назначили руководителем управления строительством АЭС; сроки строительства сорваны; партия и правительство ждут от отрасли своевременного ввода в эксплуатацию новых энергетических объектов; экономика страны нуждается в дешевой электроэнергии; вы приехали на площадку; ваши первые действия.

Действительно, а с чего вновь назначенный руководитель должен начать свое знакомство с ситуацией на площадке – с коллектива? Как ему быстро выявить причины отставания от утвержденного графика?

Вот вы, например, заместитель начальника управления строительством на Нововоронежской АЭС по транспорту? Вас назначили начальником строительства на Калининскую АЭС. Именно материалы по анализу ситуации на этой станции раздаются всем участникам игры как «кейс» для разработки программы действий. Ваши действия? Проблема

Каждый из читателей может мысленно поставить себя на место «резервистов» или вспомнить аналогичные ситуации из своей управленческой практики. «Георгий Петрович, надо собрать совещание», – то ли вопросительно, то ли утвердительно после достаточно длинной паузы произносит «новоиспеченный» начальник строительства. «Ну, так собирайте! Проводите». – «Что, прямо здесь? Сейчас?!» – «Да, здесь и сейчас. Товарищи, давайте поможем, переставим столы, чтобы получился стол для совещаний. Перед вами типовая организационная структура управления строительством. Материалы о реальной ситуации на одной из строек. Давайте быстро распределим позиции и роли между собой и приступим».

Щедровицкий Г. П. Избранные труды. - М.: Шк.Культ.Полит., 1995. - 800 с.
ISBN 5-88969-001-9

Настоящее издание есть первое (и пока единственное) собрание трудов выдающегося мыслителя XX века - философа и методолога Георгия Петровича Щедровицкого (1929-1994), основателя методологического движения в нашей стране. И в качестве такового это издание преследует весьма скромную цель - лишь в самых общих чертах отобразить размах его творчества, представив работы разных лет и разной проблемно-тематической направленности.

Книга адресована широкому кругу читателей - всем тем, кто рефлексивно относится к своей деятельности и придает значение собственным мыслительным средствам.

  • Предисловие
  • К творческой биографии Г.П.Щедровицкого (1929 - 1994)
  • ПРОГРАММЫ. ПОДХОДЫ. КОНЦЕПЦИИ
  • Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований
  • О различии исходных понятий «формальной» и «содержательной» логик
  • «Естественное» и «искусственное» в семиотических системах
  • Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии
  • Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок
  • Организационно -деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности
  • Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов
  • КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
  • Проблемы методологии системного исследования
  • Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности
  • Два понятия системы
  • Исходные представления и категориальные средства теории деятельности
  • Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание
  • НАУКА. ИНЖЕНЕРИЯ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ
  • Методологические замечания к проблеме происхождения языка
  • Методологическая картина дизайна
  • Дизайн: проблемы исследований
  • Дизайн и его наука: «художественное конструирование» - сегодня, что дальше?
  • Педагогика и социология
  • О специфических характеристиках логико-методологического исследования науки
  • Лингвистика, психолингвистика, теория деятельности
  • «Человек» как предмет исследований
  • Проблема объекта в системном проектировании
  • Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности
  • «Естественное» и «искусственное» в социотехнических системах
  • МЫШЛЕНИЕ. ПОНИМАНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ
  • «Языковое мышление» и его анализ
  • О принципах анализа объективной структуры мыслительной деятельности на основе понятий содержательно-генетической логики
  • Заметки о мышлении по схемам двойного знания
  • Системно-структурный подход в анализе и описании эволюции мышления
  • Заметки к определению понятий «мышление» и «понимание»
  • Рефлексия
  • Проблема исторического развития мышления
  • ЗНАК. ЗНАЧЕНИЕ. СМЫСЛ
  • К характеристике основных направлений исследования знака в логике, психологии и языкознании
  • Что значит рассматривать «язык» как знаковую систему?
  • Смысл и значение
  • ПОНЯТИЕ. ЗНАНИЕ. МОДЕЛЬ
  • О некоторых моментах в развитии понятий
  • О строении атрибутивного знания
  • О различных планах изучения моделей и моделирования
  • Синтез знаний: проблемы и методы
  • РАЗВИТИЕ. УЧЕНИЕ. ИГРА
  • К анализу процессов решения задач
  • Игра и «детское общество»
  • Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания
  • Методологические замечания к педагогическому исследованию игры
  • Литература
  • I. Работы Г.П.Щедровицкого
  • II. Работы других авторов
  • Указатель имен

Георгий Петрович Щедровицкий (23 февраля 1929, Москва — 3 февраля 1994, Болшево, Московская область) — советский и российский философ и методолог, общественный и культурный деятель, создатель системо-мыследеятельностной методологии, основатель и лидер Московского методологического кружка, идейный вдохновитель «методологического движения». Кандидат философских наук.

Родился в Москве в семье инженера и организатора советской авиационной промышленности Петра Георгиевича Щедровицкого (1899-1972) и врача-микробиолога Капитолины Николаевны Щедровицкой (урождённой Баюковой, 1904-1994).

В 1937 году поступил во второй класс московской средней школы № 2, в которой учился до эвакуации семьи в г. Куйбышев. Там, параллельно с учёбой в местной школе, работал санитаром в госпитале и шлифовальщиком на военном заводе. В 1943 году семья вернулась в Москву, и Г. П. Щедровицкий продолжил учёбу в средней школе № 150, которую окончил в 1946 году с серебряной медалью.

С 1946 года учился на физическом, а с 1949 года — на философском факультете Московского государственного университета (МГУ), который окончил с отличием в 1953 году. Во время учёбы подружился с А.А. Зиновьевым, в лице которого обрёл единомышленника.

В 1951-1958 годах работал школьным учителем. В 1957 году опубликовал свою первую научную статью.

Являлся членом КПСС с 1956 года по 1968 год, был исключён из партии после того, как подписал т. н. «письмо 170-ти» в защиту А.И. Гинзбурга и Ю.Т. Галанскова.

Работал в различных научно-исследовательских организациях и учреждениях образования.

1988-1992 годах — заведующим лабораторией организации проектно-строительного дела Всесоюзного научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства (ВНИИТАГ).

В 1990-1994 годах являлся главным редактором журнала «Вопросы методологии»; с 1988 года — председателем Комитета по системо-мыследеятельностной методологии и организационно-деятельностным играм при Правлении Союза научных и инженерных обществ СССР (Союза НИО СССР).

В последние годы жизни работал в Международной академии бизнеса и банковского дела (МАБиБД, ныне — Тольяттинская академия управления).

Книги (15)

Психология и методология. Том 2. Часть 1

Второй том серии «Из архива Г.П.Щедровицкого» формируется из текстов, так или иначе связанных с психологией, и по замыслу будет включать по меньшей мере два выпуска.

В первый выпуск этого тома вошли тексты девяти докладов-обсуждений на «Комиссии по логике и методологии мышления» в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР (январь-апрель 1980). Название серии докладов Г.П.Щедровицкого, вокруг которых организовано обсуждение - «Ситуация и условия возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий», - точно отражает их содержание. Эти девять докладов-обсуждений - первая часть большого проекта; в этой части обсуждаются работы Л.С.Славиной.

Организация. Руководство. Управление. Том 4

Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций.

Г.П. Щедровицкий (1929-1994) - выдающийся мыслитель XX века, организатор и идейный лидер ММК (Московского Методологического Кружка) и развившегося на его основе широкого методологического движения, создатель мощнейшей интеллектуальной культуры - СМД-методологии.

В серии «Из архива Г.П. Щедровицкого» - фрагменты обширного и многообразного текстового наследия ММК, осуществившего уникальный прорыв в области философии и методологии.

Серия адресована тем, кто заинтересован в совершенствовании своих мыслительных средств и действительно нацелен на профессиональный и личностный рост.

Организация. Руководство. Управление. Том 5

Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы.

Культовая книга отечественного гуру методологии Г. П. Щедровицкого. Дает взгляд на организацию и управление с общенаучных, общеметодологических позиций: в частности, взгляд Щедровицкого на стратегическое управление, его понимание системного подхода (два понятия системы: структурный и процессуальный) и ряд других полезных моделей.

Процессы и структуры в мышлении. Том 6

Этот текст - изложение последних семи лекций, прочитанных для студентов Московского инженерно-физического института на семинаре по логике науки и инженерии в феврале-марте 1965 года.

Задачей этого цикла лекций было ввести их в систему исходных средств и современных проблем теории мышления. Изложение носило исторический характер - оно соответствовало этапам и направлениям развития взглядов в Московском логическом кружке, разрабатывавшем так называемую содержательно-генетическую логику.

Вместе с тем это не история взглядов и разработок, проведенных в рамках содержательно-генетической логики. Изложение носило скорее проблемный и резонерский характер и не содержало никаких попыток проследить механизм и последовательность развертывания различных представлений.

Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки. Том 7

Тема седьмого тома серии «Из архива Г.П.Щедровицкого» - развитие идей содержательно-генетической логики и теории мышления в Московском Методологическом Кружке (ММК).

Это цикл докладов, сделанных Г.П.Щедровицким на семинарах ММК в 1965 году и являющихся непосредственным продолжением обсуждения этой темы на лекциях в МИФИ, опубликованных в шестом томе.

Московский методологический кружок. Развитие идей и подходов. Том 8

Восьмой том серии «Из архива Г.П.Щедровицкого» издатели решили посвятить истории Московского Методологического Кружка (ММК) - формам организации его работы, появлению новых программ и направлений исследований и разработок, постановке и обсуждению общих проблем и задач и т.п.

Выпуск содержит разновременные тексты - полные и в извлечениях - докладов и лекций Г.П.Щедровицкого, содержащих ретроспективное обсуждение опыта работы ММК.

Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов. Том 9. Часть 2

Тексты обращены к разным аудиториям, их проблемно-тематическое содержание и форма подачи этого содержания ситуационно обусловлены и весьма разнообразны, но они дополняют друг друга и в целом дают достаточно полное представление об ОДИ как действительности особого рода.

Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии

Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии Организации, Руководства и Управления. Хрестоматия по работам Г.П. Щедровицкого.

Составитель: Зинченко А.П.

Путеводитель-хрестоматия содержит фрагменты работ советского российского методолога Г.П.Щедровицкого (1929-1994), представляющих основные средства и инструменты управленческого мышления.

Книга предназначена для использования в качестве учебного пособия в циклах тренировок и практических занятий в рамках элементарной, начальной, обшей и высшей управленческой подготовки.

Я вырос в архиве ММК

В сборнике опубликованы пять интервью (первое 1991 года, пятое — 2005 года) с известным философом, методологом, культурологом П.Г. Щедровицким, который предъявляет свое видение уже полувековой истории Московского методологического кружка, раскрывает смысл и содержание методологии в версии ММК, а также рассказывает о своей в этой рамке жизни и деятельности.

Расспрашивали П.Г. Щедровицкого коллеги, подготовленные ими тексты (четыре первых) были опубликованы в альманахе «Кентавр» и журнале «Вопросы методологии» (пятое интервью публикуется впервые), их первыми читателями были члены методологического сообщества и участники методологического и игрового движения.

Избранные труды

Издание преследует цель — лишь в самых общих чертах отобразить размах творчества автора, представив работы разных лет и разной проблемно-тематической направленности.

Книга адресована широкому кругу читателей — всем тем, кто рефлексивно относится к своей деятельности и придает значение собственным мыслительным средствам.

Щедровицкий Георгий Петрович (23 февраля 1929, Москва - 3 февраля 1994, Москва) - философ и методолог, профессор. Окончил философский факультет МГУ (1953). Создатель научной школы, лидер Московского методологического кружка (ММК). В 1958 организовал (совместно с П. А. Шеваревым и В. В. Давыдовым) Комиссию по психологии мышления и логике Общества психологов СССР (междисциплинарное объединение философов, педагогов, психологов и др.). Отстаивал деятельностный подход в оппозиции к натуралистическому, развивая теорию деятельности . Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности. В его философском развитии можно выделить три основных этапа: содержательно-генетической эпистемологии (логики) и теории мышления (1952-61), деятельностного подхода и общей теории деятельности (1961-71), системомыследеятельного подхода (с 1971). Были разработаны категориальные и операциональные средства онтологической схемы мыследеятельности. Воплощением этих разработок стала новая форма организации мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ). Опыт их проведения позволил разработать представление о различных пространствах в схеме мыследеятельности: мыслительном, мыслительно-коммуникативном и мыследеятельностном. За период 1979-91 проведено свыше 90 игр (с количеством участников до нескольких сот человек), посвященных широкому спектру социально и культурно значимых проблем. В 1988 создал при Союзе научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ. На основе его идей созданы консультативные, экспертные фирмы по различным отраслям деятельности (школа «Культурной политики», рук. П. Г. Щедровицкий и др.). Обширный архив в настоящее время публикуется в электронной форме (информация в Internet по адресу: www.circle.ru).

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 405.

Щедровицкий Георгий Петрович (23. 02. 1929 - 03. 02. 1994, Москва) - философ и методолог, проф. Окончил философский факультет МГУ (1953). Создатель научной школы по проблемам содержательно-генетической логики, общей теории деятельности и исследования мыследеятельности. Лидер Московского методологического кружка (с 1952; ученики и последователи Щедровицкого ведут работу в этой области и в настоящее время). В 1958 году организовал (совместно с П. А. Шеваревым и В. В. Давыдовым) Комиссию по психологии мышления и логике. Отстаивал деятельностный подход в исследовании мышления в противоположность натуралистическому. Разрабатывал идею методологии как основы всех форм мыследеятельности. В его философском развитии можно выделить 3 этапа: содержательно-генетической логики (1952-1961), деятельностного подхода к общей теории мышления (1961-1971) и концепции системомыследеятельности (СМД, с 1971). В последние годы творчества Щедровицкого были разработаны категориальные и операциональные средства построения онтологии мыследеятельности. Воплощением этих разработок стала построенная им особая форма организации мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ). Опыт их проведения позволил построить представление о различных пространствах мыследеятельности: мыслительном, мыслительно-коммуникативном и мыследеятельностном. За период 1979-1991 годов Щедровицким и его учениками проведено более 90 игр (с количеством участников до нескольких сот человек) для широкого спектра социально и культурно значимых проблем. В 1988 году Щедровицкий создал при Союзе научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ. На основе выдвинутых Щедровицким идей были образованы консультативные, экспертные фирмы по различным отраслям деятельности (школа «Культурной политики», руководитель П. Г. Щедровицкий и др.). После кончины Щедровицкого проведено около 20 чтений, посвященных анализу разработанных им идей с участием до 200 человек в каждых.

А. А. Пископпель, В. Н. Садовский

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 786-787.

Сочинения: Языковое мышление и его анализ. М., 1957; О различении исходных понятий формальной и содержательной логики. М., 1962; Два понятия системы. М., 1974; Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. М., 1981; Избр. труды, М., 1995; Философия. Наука. Методология. М., 1997; Знак и деятельность. Кн. 1-3. М., 2005-2007; Я всегда был идеалистом. М., 2012.

Литература: Георгий Петрович Щедровицкий (Сер. «Философия России второй половины XX века») / Под ред. П. Г. Щедровицкого, В. Л. Даниловой. М., 2010; Литвинов В. П. Гуманитарная философия Г. П. Щедровицкого. М., 2008.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

«Языковое мышление» и его анализ - «Вопросы языкознания», 1957, № 1; О возможных путях исследования мышления как деятельности,- Доклады АПН РСФСР, 1957, № 3; 1958, № 1, 4; 1959, № 1, 2, 4; 1960, № 2, 4, 5, 6; 1961, № 4, 5; 1962, № 2-6; О строении атрибутивного знания.-Доклады АПН РСФСР, 1958, № 1-4; 1959, №2, 4; I960, № 6; Принцип «параллелизма» формы и содержания мышления и его значение для традиционных логических и психологических исследований (в соавт.) - Доклады АПН РСФСР, 1960, № 2, 4; 1961, № 4, 5; О различении исходных понятий формальной и содержательной логики.- В кн.: Проблемы методологии и логики науки. Томск, 1962; Система педагогических исследований (методологический анализ).- В кн.: Педагогика и логика. М., 1968; Смысл и значение,- В кн.: Проблемы семантики. М., 1974; Два понятия системы,- В кн.: Труды Международного конгресса по истории науки и техники. М., 1974; Проблемы построения теории сложного «по- пулятивного» объекта,- В кн.: Системные исследования-1975. М., 1976; Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок.- В кн.: Системные исследования-1981. М., 1981; Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности (в соавт.).- В кн.: Нововведения в организациях. Труды семинаров ВНИИСИ. М., 1983; Синтез знаний: проблемы и методы,- В кн.: На пути к теории научного знания. М., 1984; Схема мыследеятельности: системно-структурное строение, смысл и содержание,- В кн.: Системные исследования - 1986. М., 1987; Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного характера,- «Вопросы методологии», 1991, № 2; Рефлексия деятельности,- Там же, 1994, № 3-4; Избр. труды. М., 1995; Философия-Наука-Методология. М., 1997; Организация-Руководство-Управление. М., 1999; Программирование научных исследований и разработок. М., 1999; «Я всегда был идеалистом». М., 1999; Знак и деятельность. М., 1999.

Литература:

Садовский В. Н. Философия в Москве в 50-е и 60-е,- «ВФ», 1993, № 7;

Биография Г. П. Щедровицкого,- «Вопросы методологии», 1994, № 1-2.

Георгий Петрович Щедровицкий (Сер. «Философия России второй половины XX века») / Под ред. П. Г. Щедровицкого, В. Л. Даниловой. М., 2010;

Литвинов В. П. Гуманитарная философия Г. П. Щедровицкого. М., 2008.

Георгий Петрович Щедровицкий

Дата рождения:

Место рождения:

Дата смерти:

Место смерти:

Болшево Московской области

Научная сфера:

СМД-методология, философия, логика, языкознание

Альма-матер:

Московский государственный университет

Научный руководитель:

А. А. Зиновьев, П. А. Шеварев

Известные ученики:

Н. Г. Алексеев, О. И. Генисаретский, Н. И. Кузнецова, В. А. Лефевр, В. П. Литвинов, С. В. Наумов, С. В. Попов, Ю. В. Громыко, А. П. Зинченко, А. Г. Реус, А. А. Тюков, Р. Г. Шайхутдинов, В. С. Швырёв, П. Г. Щедровицкий

http://www.fondgp.ru

Биография

Георгий Петрович Щедровицкий родился в семьеинженераи хозяйственного руководителяП. Г. Щедровицкого (старшего)иврача-микробиологаК. Н. Щедровицкой(урождённойБаюковой;1904-1994).

В 1937 годуон поступил во второй класс 2-й средней школы и учился в ней до эвакуации семьи в г.Куйбышев. В Куйбышеве параллельно с учёбой в школе работал санитаром в госпитале и шлифовальщиком на военном заводе. В1943 годувместе семьёй возвратился в Москву и продолжил учёбу в 150-й школе. В 1946 году закончил эту школу с серебряной медалью.

С 1946по1949 годучился нафизическом, а с 1949 года - нафилософском факультете МГУ, который закончил с отличием в1953 году. В1964 годузащитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Член КПССс1956по1968 год(исключён за подписание так называемого «Письма 170-ти» в защитуАлександра ГинзбургаиЮрия Галанскова ).

В 1951-1958 годахработал школьным учителем; в 1958-1960 годах-редакторомиздательстваАПН РСФСР. В 1960-1965 годы-научный сотрудникНИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР; в 1965-1974 годы- научный сотрудник научно-исследовательских и проектных организаций; в 1974-1980 годы- преподавательМОГИФК; в 1980-1983 годы- научный сотрудникНИИОПАПН. С 1983 по1992 год- заведующий лабораториями в проектно-исследовательских организациях.

В период 1990-1994 годов- главный редакторжурнала«Вопросы методологии»; с1988 года- председатель Комитета по системомыследеятельностной методологии и ОДИ ПравленияСоюза научных и инженерных обществ СССР.

Последние годы Щедровицкий прожил и провёл в кругу молодых «банкиров» в Международной Академии Бизнеса и Банковского Дела(МАБиБД, г.Тольятти, Ягодинский лес). С 2000 года проект МАБиБД был переименован вТольяттинскую Академию Управления(ТАУ, «Русская школа управления»), ректором которой с2008 годаявляется ученик Щедровицкого Н.Ф. Андрейченко. Предыдущий ректорА. Е. Волковзанимается проектомМШУ «Сколково».

Был трижды женат: на Н. П. Мостовенко, И. А. Щедровицкой (Кривоконевой) иГ. А. Давыдовой. От первого брака родилась дочь, от второго - сынПётр.

Скончался в посёлке БолшевоМосковской областизимой1994 года .

Деятельность

Щедровицкий - один из основателей Московского логического кружка(с1952 года; в Кружок также входилиБ. А. Грушин,А. А. ЗиновьевиМ. К. Мамардашвили) и идейный и организационный лидер его непосредственного продолжения -Московского методологического кружка (ММК).

Отстаивал идею приоритета деятельностного подхода над натуралистическим как в гносеологическом так и в онтологическом планах. Разрабатывал идею самоопределения методологии«как общей рамки всей жизнедеятельности людей». Предложил и развивал оригинальную логико-методологическую программу, прошедшую этапы:

    деятельностного подхода и общей теории деятельности (1961-1971),

    системомыследеятельностного подхода и общей методологии (с 1971).

В развитие и социально-практическое воплощение своих философско-методологических идей предложил новую форму организации коллективных мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ), соединяющие в себе свойстваучебно-деловых игри интеллектуального методологическогодискурса(с1979по1993 годыорганизовал и провел 93 игры).

Круг интересов и размах научного творчества Щедровицкого был чрезвычайно широк и разнообразен: педагогикаилогика, общая теория деятельности и логика и методология системно-структурных исследований и разработок,философия наукиитехники, проектирования и организации,психологияисоциология,языкознаниеисемиотика- везде он оставил свой оригинальный след.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх