Второй половине хх в. Тест на тему "страны запада во второй половине хх века"

Политического развития ведущих индустриальных стран

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

§ 1. Общие тенденции экономического и социально-

Вторая мировая война явилась самым трагическим событием XX века. Она коренным образом изменила соотношение сил на планете. Германия, Япония и Италия вышли из войны побежденными, экономика и финансовая система этих стран были подорваны. Позиции Великобритании и Франции, ранее ведущих стран Запада, были сильно ослаблены.

Разгром основных центров фашизма и милитаризма оказал огромное воздействие на развитие демократических процессов в странах Запада. Быстро росла политическая и социальная активность широких народных масс. Широко развернулись общественные движения, повысилась активность политических партий и демократических организаций. Появление ядерного и термоядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, постоянные войны и конфликты в различных регионах планеты вызвали рост массового движения за мир и предотвращение новой мировой войны. В политической истории стран Запада ведущим направлением стало развитие либеральной демократии. В основных странах Западной Европы произошло утверждение демократии. В 1970-е годы рухнули последние фашистские режимы – в Португалии, Греции, Испании, ЮАР.

В 80 – 90-е годы в ряде развитых стран Запада в политической жизни получил развитие неоконсерватизм. Он содействовал ослаблению государственного вмешательства в экономику, развитию социального партнерства, расширению межхозяйственных связей.

Во второй половине 90-х годов левые силы начали возвращать утраченные позиции. После весенних 1997 г. парламентских выборов в Англии, а затем и во Франции левые силы в Западной Европе еще больше укрепили свои позиции. В 1997 г. в общей сложности из 15 стран-членов Европейского Союза в 13 у руля исполнительной власти оказались левоцентристские партии либо коалиции с участием социалистов и коммунистов.

Все послевоенные годы в странах Запада шел процесс расширения избирательного права. Были отменены все виды политической дискриминации афроамериканцев в США. Складывались новые принципы взаимоотношений между властью и оппозицией.

Важной особенностью послевоенного экономического раз-

вития стран Запада является быстрый и динамичный прогресс во всех сферах хозяйства. Среднегодовые темпы роста ВНП (валового национального продукта) в Германии и Италии выросли в 4 раза, Франции – более чем вдвое, Великобритании – почти вдвое. «План Маршалла», расширение внутреннего рынка, изменение структуры потребления, бурный рост международной торговли – все это было важными факторами экономического подъема.



Огромное воздействие на послевоенное развитие оказал научно-технический прогресс. Шла качественная перестройка всех отраслей хозяйства на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса. Началось массовое производство изделий радиоэлектроники, новых средств связи, пластических масс и искусственных волокон. Быстрыми темпами развивались реактивная авиация и атомная энергетика, заботой государств и правительств была поддержка инвестиций в новейшие отрасли промышленности. Особое внимание уделялось развитию фундаментальной и прикладной науки. Стимулировался потребительский спрос.

Быстрый экономический прогресс в 50-60 годы качественно изменил облик западных стран. Заметным явлением послевоенной экономической жизни стран Запада явилось быстрое развитие производственной сферы.

Совершив мощный рывок в экономическом развитии, на второе место в мире вышла Япония.

Первой державой в Европе стала ФРГ. На рубеже 70-80-х годов началась смена экономических приоритетов. Еще более значительные изменения в странах Запада связаны с технологической революцией. С середины 70-х годов на первый план выдвинулась проблема осуществления глубоких качественных изменений в структуре экономики, технологического переоснащения производства на базе новейших достижений НТР. Этот процесс продолжается и в настоящее время, однако, развитые страны Запада сделали мощный рывок, прежде всего, в конце 70-80-х годов.

Структурная перестройка сопровождалась быстрым внедрением наукоемких технологий, позволяющих сберегать материалы, энергию и труд, использовать робототехнику, организовывать в передовых отраслях уникальные автоматизированные производства. Достижения новейшей техники вошли в быт и жизнь людей. Массовое производство компьютеров и снижение цены на них позволили сделать их доступными для многих семей. Начался настоящий компьютерный бум. Это позволило получить доступ к любой информации огромной массе людей.

Ведущую роль в мировой экономике и мирохозяйственных связях стали играть транснациональные корпорации (ТНК), располагающие производственной и сбытовой базой сразу во многих странах. Ядро ТНК составляют крупные американские компании.

В последнее десятилетие быстро развивается специфический вариант интернационализации хозяйственной, политической и культурной жизни человечества – неолиберальная глобализация.

Формой согласования и решения экономических и политических проблем ведущих стран стали ежегодно проводимые с 1975 г. совещания «большой семерки».

В послевоенные годы функционируют специализированные учреждения ООН – Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ), членами которых являются подавляющее большинство стран мира. С 1961 г. существует межправительственная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 30 промышленно развитых государств.

Формирование уникальной разветвленной системы миро хозяйственных связей отражает все многообразие мира, как противоречивость, так и его целостность. В орбиту этих связей втягиваются Россия, другие страны СНГ, страны Восточной Европы, многие развивающиеся страны. От США поступила инициатива создания Всемирной торговой организации (ВТО). В настоящее время в нее входят 135 государств. Общая цивилизационная основа развития способствует расширению взаимовыгодного сотрудничества, дает надежду всем народам на лучшее будущее.

Под влиянием НТР стали более важны духовные ценности, знания, уровень развития образования, науки и техники.

Все более заметной становится взаимосвязь высшего образования, всестороннего научно-технического, экономического социального прогресса и национального благосостояния. Высшее и среднее специальное образование становится базовым для большинства профессий. Возможным результатом этих перемен явилось изменение

общественного сознания. Все большее значение приобретает понимание необходимости эволюционного пути развития.

В развитии экономики стран Западной Европы большую роль сыграла интеграция. Начало этому процессу было положено созданием европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 г. Оно интегрировало каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленность шести стран. Позднее к ЕОУС присоединились еще 6 стран, и сейчас оно контролирует 100% добычи каменного угля, свыше 90% выплавки стали и производства чугуна, около 40% добычи железной руды в Западной Европе.

В 1957 г. было подписано соглашение о создании объединения атомной промышленности этих стран – Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В этом же году в Риме ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Цель его – устранить ограничения в торговле между странами-участницами, обеспечить свободное передвижение людей, капиталов, товаров и услуг.

В феврале 1992 г. в нидерландском городе Маастрихте министры иностранных дел и финансов 12 государств – членов Европейского Сообщества подписали Договор о Европейском Союзе, предусматривающий трансформацию ЕС в экономический, валютный и политический союз. Договор открывает новый этап в развитии европейской интеграции. В случае его осуществления к концу ХХ века Европейский Союз превратится, по сути, в экономическую «сверхдержаву», равную США и значительно превосходящую Японию.

В 1988 г. был подписан двусторонний договор о свободной торговле между США и Канадой. 17 декабря 1992 г. заключено соглашение между США, Канадой и Мексикой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА). США активно вовлекают в НАФТА Чили и выступают с инициативой создания к 2005 г. зоны «свободной торговли», в которую бы вошли 34 страны Северной и Южной Америки и Карибского бассейна.

После окончания II мировой войны в мире происходят качественно новые процессы: в основе успешного развития теперь находится научно-технический прогресс. Наука окончательно превратилась в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Период развития человечества в послевоенный период называют научно-технической революцией (НТР).

Значительный толчок к началу научно-технической революции дала II Мировая война, в ходе которой воюющими странами были созданы принципиально новые системы оружия и военной техники: атомная бомба, реактивный самолет, реактивный миномет, первые тактические ракеты и т. д. Эти изобретения моментально внедрялись в производство и в итоге задали направление НТР. Особенность мирового устройства во второй половине ХХ в. внесла свои корректировки в развитие науки и техники. В мире сложилось противостояние систем капитализма и социализма, которое, в конечном счете, вылилось в ожесточенную гонку вооружений. Во-вторых, произошло крушение колониальной системы развитых капиталистических стран, которое завершилось в 60-е годы ХХ в. Новые условия развития экономики, новые потребности, а также значительный задел военной эпохи в области прикладных и технических наук стали стимулом резкого рывка научно-технического прогресса.

Предпосылки же для НТР были созданы научными открытиями первой половины XX в., в частности: в области ядерной физики и квантовой механики, достижениями кибернетики, микробиологии, биохимии, химии полимеров, а также высоким техническим уровнем развития производства. Таким образом, наука стала превращаться в непосредственную производительную силу, что является характерной чертой НТР.

НТР имеет всеохватывающий характер, оказывая влияние на все сферы не только экономической жизни, но и на политику, идеологию, быт, духовную культуру, психологию людей. В НТР обычно выделяется два этапа:

I этап - 40-60-е гг. ХХ в. Главным направлением развития научно-технической мысли на этом этапе стали комплексная автоматизация производства, контроля и управления, создание микропроцессорной техники, открытие и использование новых источников энергии (овладение энергией атомного ядра), освоение космоса, появление телевидения, развитие химии, биотехнологии, генетики.

Автоматический контроль и автоматическое регулирование стали преобладающей тенденцией промышленного развития. Машина обрела способность самостоятельно выполнять длинную цепь сложных операций. Роль человека при этом сводится к конструированию и созданию машины, а также к поддержанию ее в работоспособном состоянии. Программируемая автоматизация и применение вычислительных машин являются самыми яркими штрихами современной жизни.

К этому времени относится появление робототехники ‑ науки о машинах, заменяющих человека и автоматически выполняющих задания. Практические принципы робототехники сформулировал англичанин С. Кенворд в 1957 г.

Основные открытия и изобретения первого этапа НТР:

‑ телевидение, транзисторы, компьютеры, радар, ракеты, атомная бомба, синтетические волокна, пенициллин (1940-е гг.);

‑ водородная бомба, искусственные спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, электроэнергетическая установка на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением (ЧПУ) (50-е гг.);

‑ лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы (60-е гг.).

Границей же между двумя этапами НТР считается создание и внедрение в народное хозяйство ЭВМ четвертого поколения, на основе которых была завершена комплексная автоматизация и начат переход к новому технологическому состоянию всех отраслей экономики.

II этап - с середины 70-х гг. ХХ в. и продолжается по настоящее время. Основным содержанием этой второй волны НТР (ее также называют технотронной революцией) стали массовая компьютеризация производства, развитие наукоемких и свертывание традиционных отраслей производства, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, рост сферы услуг, повышение качества жизни, а также функциональные изменения в самой науке.

Прогресс в науке и технике оказался стремительным и, зачастую, непредсказуемым. Очень быстро развивалась отрасль электронного машиностроения: от традиционной вакуумной электроники (осветительные и приемно-усилительные лампы, кинескопы, приборы ночного видения) к твердотельной электронике (полупроводниковые диоды и транзисторы, разнообразные интегральные схемы). Революция электронных приборов позволила совершить революцию электронных систем, появление современных телевизоров, персональных компьютеров, микропроцессорного управления.

Основные открытия и изобретения второго этапа НТР:

– микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнология (1970-е гг.);

– сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез (1980-е гг.).

Ускоренное развитие научно-технического прогресса и внедрение его достижений в производство стимулировалось стремлением крупных национальных корпораций в условиях внутренней и международной конкуренции обеспечить устойчивый рост прибыльности производства. Большую роль в научно-технической революции играло соперничество двух военно-политических блоков: НАТО (во главе с США) и Страны Варшавского договора (СССР). Длительное противостояние этих блоков в период «холодной войны» вызывали беспрецедентную по масштабам гонку вооружений. Главным условием «победы» в этом процессе было технологическое превосходство, а стало быть возможности создания новых видов оружия массового поражения.

В числе изобретений, воплотивших в себя все новейшие достижения науки и производства, были: стратегические бомбардировщики, баллистические межконтинентальные ракеты, различные виды оружия массового поражения (атомное и водородное, инфразвуковое (акустическое), радиочастотное (радиологическое), генетическое, оружие на топливно-воздушных смесях, геофизическое, химическое, биологическое и другие).

Первоначально в НТР лидировала военная сфера, но достижения в ней давали возможность реализовать военные наработки для мирных целей. Овладение энергией атомного ядра открывало путь к новому источнику энергии, что давало возможность неограниченного промышленного роста и требовало больших усилий научного потенциала. А советские межконтинентальные ракеты были модернизированы для запуска первого искусственного спутника Земли (октябрь 1957 г.) и первого пилотируемого Ю. А. Гагариным космического корабля (апрель 1961 г.).

Одним из фундаментальных направлений стало развитие электронных приборов и устройств, которые нашли широкое применение и стали незаменимыми в аппаратуре связи, автоматике, измерительной технике, электронных вычислительных машинах и других важных областях. Радиоэлектроника, широко вошедшая в производство, науку, быт людей, является одним из самых главных направлений технического прогресса, мощным средством повышения производительности труда. Наиболее важным изобретением радиоэлектроники стали электронно-вычислительные машины (ЭВМ), чье развитие привело к компьютерной революции.

Именно ЭВМ (компьютеры) дают возможность хранения, быстрого поиска и передачи информации, что означает революцию в системах накопления и доступа к освоенным знаниям. Наступает важный в жизни человечества этап «безбумажной информатики»: информация поступает к специалистам прямо на рабочее место на соответствующие устройства отображения (дисплеи), расположенные в удобных и легкодоступных для потребителя местах. Более того, информационная инфраструктура, основанная на слиянии ЭВМ, систем связи (в том числе космической) и баз знаний, становится важнейшим фактором в дальнейшем развитии электронной и вычислительной техники и информационных технологий.

Итого:

Основными чертами начального периода научно-технической революции, были:

‑ задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности;

‑ сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление;

‑ повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов;

‑ совершенствование видов вооружения и экипировки.

‑ развитие технологий более высокого уровня, связанных с понятием аппаратных средств информатики (электроника, вычислительная техника, телекоммуникация, радиолокация, оптоэлектроника, лазерная техника атомная энергетика, химия полимеров);

‑ существенные изменения в социальной структуре мирового общества (рост городского населения, увеличение доли занятых в сфере обслуживания и торговле, изменение образа жизни людей, смена приоритетов и ценностей).

Международные общественные движения

После второй мировой войны на новую ступень развития

поднялись массовые общественные движения. Особенно широ-

кий размах они получили в 70–80-е годы. Ряд из них возник вне

рамок политических партий, отражая кризис политических

партий как института демократического общества.

Ведущие общественные движения выступали в защиту мира,

демократии и социального прогресса, против всех проявлений

реакции и неофашизма. Общественные движения современнос-

ти вносят большой вклад в защиту окружающей среды, отстаи-

вание гражданских прав и свобод, борются за участие трудя-

щихся в управлении предприятиями и государством. Широкую

поддержку оказывают общественные движения справедливым

требованиям женщин, молодежи, национальных меньшинств.

Ведущая роль во многих движениях принадлежала рабо-

чим. Однако в последние десятилетия социальный состав мно-

гих общественных движений значительно расширился. В неко-

торые из них входят представители всех социальных слоев

современных западных обществ.

Коммунисты. Важную роль в победе над фашизмом сыгра-

ли коммунисты. Героическая борьба на фронтах и в тылу врага,

активное участие в движении Сопротивления в порабощенных

ческих партий в мире. Их влияние и численность значительно

возросли. Если в 1939 г. в мире имелась 61 коммунистическая

партия численностью около 4 млн., то к концу 1945 г. коммуни-

стические партии существовали в 76 странах, которые объеди-

няли 20 млн. человек. В первые послевоенные годы численность

коммунистов еще более выросла. В 1950 г. в мире действовала 81

партия, а численность коммунистов выросла до 75 млн. человек.

В 1945–1947 г. коммунисты входили в состав коалиционных

правительств Франции, Италии, Австрии, Бельгии, Дании,

Исландии, Норвегии и Финляндии. Их представители были

избраны в парламенты большинства государств Западной Ев-

ропы. В период с 1944 по 1949 г. компартии стали правящими в

странах Центральной и Юго-Восточной Европы и в ряде стран

Азии, позднее – на Кубе.

В годы войны (1943 г.) был распущен Коминтерн. Однако

зависимость компартий от КПСС сохранилась. Новые задачи

требовали укрепления интернациональных связей коммунис-

тов планеты. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось Совещание

представителей Компартий СССР, Болгарии, Венгрии,

Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Франции и

Италии. На совещании были заслушаны информационные со-

общения о деятельности представленных на совещании партий.

Был также обсужден вопрос о международном положении. В



принятой Декларации перед компартиями ставились коренные

задачи борьбы за мир, демократию, национальный суверени-

тет, за сплочение всех антиимпериалистических сил. Для коор-

динации деятельности компартий, обмена опытом работы было

принято решение создать Информационное бюро и наладить

издание печатного органа. На совещаниях, проведенных в июне

1948 г. в Румынии и в ноябре 1949 г. в Венгрии, были приняты

документы о защите мира, необходимости крепить единство

рабочего класса и коммунистов.

Серьезные разногласия между КПСС и Компартией Юго-

славии, давление Сталина на другие компартии привели к ис-

ключению из Информбюро Компартии Югославии. После 1949 г.

Информбюро не собиралось. Впоследствии связи между ком-

партиями стали осуществляться в форме двусторонних и мно-

госторонних встреч и международных совещаний на доброволь-

ной основе.

В 1957 и 1966 г. в Москве состоялись международные сове-

щания представителей коммунистических партий. Наиболее

актуальные проблемы коммунистического движения, демок-

ратии, мира и социального прогресса нашли свое отражение в

принятых на совещаниях документах. Однако в последующие

годы стали проявляться опасные тенденции и разночтения,

связанные с отходом руководства Компартии Китая от марк-

сизма-ленинизма и пролетарского интернационализма.

В 60-е годы произошло значительное ухудшение отношений

между КПСС и Компартией Китая, между КПК и другими ком-

мунистическими партиями. Разрыв между КПК и КПСС тяжело

отразился на единстве МКД. Некоторые компартии перешли на

маоистские позиции, в других появились маоистские группы. Ос-

трый кризис в МКД возник в связи с вводом войск государств-

участников Варшавского Договора в Чехословакию. 24 компар-

тии, в том числе итальянская и французская, осудили военную

интервенцию. После этого с трудом удалось созвать Совещание

коммунистических и рабочих партий в июле 1969 г. Разногласия

продолжали усиливаться. Пять компартий отказались подписать

итоговый документ Совещания, четыре партии, в том числе ита-

льянская и австралийская, согласились подписать только один

раздел, некоторые подписали документ с оговорками.

В 1977 г. Генеральные секретари влиятельных компартий

Западной Европы – итальянской (Э.Берлингуэр), французской

(Ж.Марше) и испанской (С.Каррильо) приняли декларацию

против ориентации МКД на советскую модель социализма. Новое

течение получило название «еврокоммунизм». «Еврокоммунис-

ты» выступали за мирный путь развития стран к социализму.

ССCP подвергался критике за отсутствие демократии и нару-

шение прав человека. Страны «реального социализма» осужда-

лись за подчинение государства партии. «Еврокоммунисты»

высказывали мнение, что Советский Союз утратил свою рево-

люционную роль.

Новое течение поддержали многие компартии, в том чис-

ле Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Японии. Не-

которые партии – Австралии, Греции, Испании, Финляндии,

Швеции – раскололись. В результате в этих странах образова-

лось по две, а то и по три компартии.

В последние десятилетия увеличилось расхождение идей-

но-политической ориентации коммунистических партий с ре-

альным общественным развитием. Это привело к кризису взгля-

дов, политики и организации коммунистических партий. Больше

всего он поразил те партии, которые находились у власти и

несли ответственность за развитие своих стран. Крушение «ре-

ального социализма» в странах Восточной Европы, уход со сце-

ны КПСС сделали очевидной необходимость серьезного пере-

смотра традиционных взглядов, политики и организации

коммунистических партий, разработки ими новой идейно-

политической ориентации, соответствующей происходящим в

мире глубоким изменениям.

Социалисты и социал-демократы. Социалистический ин-

тернационал. В 1951 г. на конгрессе во Франкфурте-на-Майне

был основан Социалистический интернационал (СИ), кото-

рый провозгласил себя преемником РСИ, существовавшего с

1923 по 1940 г. Ведущую роль в создании СИ сыграли британ-

ские лейбористы, СДПГ, социалистические партии Бельгии,

Италии, Франции. На первых порах в его состав вошли 34 со-

циалистические и социал-демократические партии, насчиты-

вающие около 10 млн. человек.

В программной декларации «Цели и задачи демократиче-

ского социализма» была выдвинута цель: постепенно, без клас-

совой борьбы, революции и диктатуры пролетариата добиться

трансформации капитализма в социализм. Мирный эволюци-

онный процесс противопоставлялся марксистско-ленинскому

учению о классовой борьбе. В декларации было объявлено, что

главной угрозой миру является политика СССР. Создание СИ

и его стратегия в первые послевоенные десятилетия усилило

конфронтацию двух ветвей международного рабочего движе-

ния – социал-демократической и коммунистической.

В конце 50-х и особенно в 60 – начале 70-х годов социал-

демократия существенно расширила массовую поддержку своей

политики. Этому способствовали объективные обстоятельства,

которые благоприятствовали осуществлению политики социаль-

ного маневрирования. Важное значение имело расширение со-

става Социнтерна. Вступление в его ряды социалистических

партий стран Азии, Африки и Латинской Америки привело к

ларации «Мир сегодня – социалистическая перспектива» при-

знавалась необходимость мирного сосуществования государств

с различным общественным строем, содержался призыв к меж-

дународной разрядке и разоружению. Впоследствии СИ все ак-

тивнее выступал за укрепление мира и всеобщей безопасности.

В 70-е годы СИ продолжал придерживаться идеологии и

принципов «демократического социализма». Больше внимания

стало уделяться проблемам социально-экономического поло-

жения трудящихся. СИ активнее и более конструктивно выска-

зался за мир и разоружение, поддерживал новую «восточную

политику» В.Брандта, советско-американские соглашения по

вопросам ограничения и сокращения вооружений, за укрепле-

ние разрядки, против «холодной войны».

В 80-е годы социал-демократы столкнулись с определенны-

ми трудностями. Сократилась численность некоторых партий. В

ведущих странах Запада (Англия, ФРГ) они потерпели пораже-

ние на выборах и уступили власть неоконсерваторам. Трудности

80-х годов были порождены рядом факторов. Более остро прояви-

лись противоречивые последствия НТР и экономического роста.

Обострились экономические и другие глобальные проблемы. Не

удавалось остановить безработицу, и в ряде стран она приняла

угрожающие масштабы. Активное наступление вели неоконсерва-

тивные силы. По многим волнующим вопросам СИ разработал

новую стратегию и тактику, которые нашли свое отражение в

программных документах социал-демократических партий и в

Декларации принципов Социнтерна, принятой в 1989 г.

Конечная цель, провозглашаемая социал-демократами,

состоит в достижении социальной демократии, т.е. в обеспече-

нии всех социальных прав трудящихся (права на труд, образо-

вание, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение), в

ликвидации всех форм гнета, дискриминации, эксплуатации

человека человеком, в гарантии всех условий для свободного

развития каждой личности как условия свободного развития

всего общества.

Цели демократического социализма должны достигаться,

подчеркивают социал-демократические партии, мирными, де-

мократическими средствами, путем постепенной эволюции

общества, с помощью реформ, классового сотрудничества. В

послевоенные годы социал-демократы находились у власти в

ряде стран (Австрия, Англия, ФРГ, Франция, Испания, Шве-

ция, Норвегия, Финляндия).

Несмотря на то, что они нередко шли на уступки буржуа-

зии и крупному капиталу, объективная оценка деятельности

свидетельствует о том, что, прежде всего, они отражали и за-

щищали интересы трудящихся. Значителен их вклад в защиту

демократии, становление и развитие государства, благососто-

яния, в улучшение материального положения трудящихся, в

продвижение их стран на пути социального прогресса, в утвер-

ждение всеобщего мира и международной безопасности, в улуч-

шение отношений между Западом и Востоком, в решение слож-

ных проблем «третьего мира».

В 1992 г. состоялся ХІХ конгресс СИ. Он проходил в Берлине.

Председателем был избран французский социалист Пьер Моруа. В

ряде стран возникли новые социалистические и социал-демокра-

тические партии, в том числе, в независимых государствах СНГ.

Партии Социалистического интернационала представлены круп-

ными фракциями в парламентах многих западных стран.

листического интернационала. На съезда присутствовали 1200

делегатов, которые представляли 143 партии из 100 стран. О

важности проходившего съезда говорит и то, что среди делега-

тов присутствовали президент Аргентины и одиннадцать пре-

мьер-министров. В единогласно принятой декларации среди

многих важных положений, отражающих современные пробле-

мы мира, особое внимание было уделено необходимости «при-

дать процессам глобализации социальное изменение», «улуч-

шать представительную демократию», защищать «равновесие

между правами и обязанностями».

Несмотря на то, что в последние десятилетия в ведущих

странах Запада усилилась «неоконсервативная волна», социал-

демократия оказала и оказывает заметное влияние на полити-

ческую и общественную жизнь в западном мире. Частное пред-

принимательство остается регулируемым, демократия – всеобщей.

Социальные права трудящихся обеспечиваются государством.

Профессиональные союзы. В послевоенные годы возросла роль

профсоюзов – самой массовой организации работников наем-

ного труда. К началу 90-х годов только объединенные в между-

народные организации профсоюзы насчитывали свыше 315 млн.

человек. Уже в 50–60-е годы миллионы членов ВФП, созданной

на 1-м Всемирном конгрессе профсоюзов в Париже в сентябре

1945 г., активно выступали за улучшение материального поло-

жения трудящихся. Много внимания уделялось борьбе с безра-

ботицей, развитию системы социального страхования, отстаи-

ванию прав профсоюзов. Важное место в деятельности

профсоюзов занимали вопросы, связанные с борьбой народных

масс за запрещение атомного оружия, прекращение войн и ре-

гиональных конфликтов, укрепление всеобщей безопасности.

Постоянной поддержкой ВФП пользовалось националь-

но-освободительное движение. Выработке стратегии и тактики

международного профсоюзного движения, восстановлению

единства профсоюзов, борьбе за насущные права трудящихся,

за мир и национальную независимость трудящихся были по-

священы Всемирные конгрессы профсоюзов: в Вене (1953 г.),

в Лейпциге (1957 г.), в Москве (1961 г.), в Варшаве (1965 г.), в

Будапеште (1969 г.). Они сыграли важную роль в поднятии ав-

торитета и роста влияния ВФП в международном профсоюз-

ном движении.

На Всемирном конгрессе в Будапеште (1969 г.) был одоб-

рен «Ориентационный документ профсоюзных действий». Этот

документ ориентировал трудящихся добиваться ликвидации

экономического и политического господства монополий, со-

здания демократических институтов власти, обеспечения ак-

тивного участия рабочего класса в управлении экономикой. В

центре внимания были также вопросы единства международ-

ного профсоюзного движения. В 70 – 80-е годы ВФП по-пре-

жнему уделяла первостепенное внимание проблемам сокраще-

ния вооружений и укрепления мира, прекращения гонки

вооружений, выступала в поддержку народов Индокитая, Аф-

рики, Латинской Америки, которые в разные годы в отдель-

ных странах вели борьбу за укрепление своей независимости,

за демократические свободы. Важное место занимали вопросы

единства действий. ВФП призывала другие международные

профсоюзные центры к совместным выступлениям в защиту

интересов трудящихся, борьбы против безработицы, к отпору

монополистическому капиталу. Прошедшие в этот период Все-

мирные конгрессы и конференции профсоюзов показали все

многообразие форм борьбы ВФП в отстаивании коренных ин-

тересов трудящихся.

Важную роль в международном профсоюзном движении

играет Международная конфедерация свободных профсоюзов

(МКСП). В нее входят профсоюзы индустриальных и некоторых

развивающихся стран. Для лучшей координации деятельности

входящих в нее профсоюзов МКСП создала региональные орга-

низации: Азиатско-Тихоокеанскую, Межамериканскую, Афри-

канскую. Как часть МКСП в 1973 г. была создана Европейская

конфедерация профсоюзов (ЕКП). МКСП стала более энергич-

но выступать в поддержку социально-экономических требова-

ний трудящихся, за укрепление мира и разоружение, против

конкретных актов агрессии. Она приветствовала демократиче-

ские революции в странах Восточной Европы, перестройку в

СССР, поддерживала усилия международного сообщества по

оказанию им помощи, более активно стала выступать за пре-

кращение региональных военных конфликтов.

В послевоенные годы в странах Запада активизировали свою

деятельность профсоюзы, находящиеся под влиянием церкви. В

1968 г. Международная конфедерация христианских профсоюзов

(МКХП) изменила свое название. XII конгресс МКХП поста-

новил именовать организацию Всемирной конфедерацией тру-

да (ВКТ). ВКТ защищает права человека и профсоюзные свобо-

ды, борется за улучшение положения населения в «третьем мире»,

призывает к активизации женщин в общественной жизни; при-

зывает к борьбе против всех видов эксплуатации и дискримина-

ции. Важное место уделяется глобальным проблемам современ-

ности, особенно экологическим. ВКТ поддерживала перемены,

происшедшие в Восточной Европе, приветствует позитивные

изменения в международных отношениях.

Профсоюзы, являясь наиболее массовыми организациями

рабочего движения, способствовали значительным его успе-

хам, социальному прогрессу в целом.

В начале 90-х годов мировое профсоюзное движение на-

считывало, по разным оценкам, 500 – 600 млн. человек, что

составляло 40 – 50% армии наемного труда. Они не охватывают

всей массы наемных работников в развитых странах Запада,

включая преимущественно занятых в традиционных отраслях

материального производства.

Кризисное состояние профсоюзов в современных условиях

связано с неадекватностью их деятельности тем глубоким изме-

нениям, которые произошли в характере труда и структуре за-

нятости в ведущих странах Запада, под воздействием ИТР. Проф-

союзы стараются изменить свою стратегию и тактику, в более

широком плане защищать интересы трудящихся, больше вни-

мания уделять глобальным проблемам, укреплять сотрудниче-

ство с другими массовыми демократическими движениями.

Другие массовые общественные движения. В послевоенные

годы почти во всех странах шел отток из традиционных поли-

тических партий и профсоюзов. Разочаровавшиеся члены этих

организаций стремились обрести больше свободы, не хотели

мириться с жесткими идеологическими установками. Особенно

это было характерно для студенческой молодежи. Появилось

множество различных групп, которые на добровольной основе

объединялись в движения, не связанные ни строгой дисципли-

ной, ни общей идеологией.

В условиях кризисных явлений в социально-экономической

и политической сферах в 70-е годы возникли новые движения,

охватившие людей различных социальных слоев, разных возрас-

тов и политических взглядов.

Массовые общественные движения в 70 – 80-е годы име-

ли различную направленность. Наиболее распространенными и

оказавшими значительное влияние на общественно-политиче-

скую жизнь западного мира были экологические и антивоен-

ные движения.

Представители экологического движения во многих стра-

нах активно выступают против сверхиндустриализации, не-

рациональной эксплуатации природных ресурсов. Особое вни-

мание уделяется проблемам, связанным с опасностью

перерастания экологического кризиса в экологическую ката-

строфу, которая может привести к гибели человеческой ци-

вилизации. В связи с этим экологическое движение выступа-

ет за запрещение испытаний ядерного оружия, ограничение

и прекращение военной деятельности, разоружение. Эколо-

гическое движение рассматривает разоружение и связанную

с ним конверсию военного производства как важнейший по-

тенциальный источник дополнительных ресурсов, матери-

альных и интеллектуальных, для решения экологических про-

блем. Среди массовых общественных движений экологические

течения являются наиболее организованными и развитыми в

теоретическом и практическом планах. Они создали во мно-

гих странах свои политические партии «зеленых» и междуна-

родные организации (Гринпис), единую фракцию в Евро-

парламенте. Движение «зеленых» поддерживает активное

сотрудничество в рамках ООН, многими неправительствен-

ными организациями.

Среди массовых движений в западных странах важное ме-

сто занимает антивоенное движение. Еще в годы второй миро-

вой войны оно консолидировалось на демократической анти-

фашистской основе, ставшей в послевоенный период базой

массового движения сторонников мира. На II Всемирном кон-

грессе в Варшаве (1950 г.) учреждается Всемирный Совет Мира

(ВСМ), который организует кампанию по подписанию Сток-

гольмского воззвания, квалифицировавшего атомную войну как

преступление против человечества. В середине 50-х годов в стра-

нах Запада широкое развитие получил антиядерный пацифизм.

Во второй половине 50-х годов во многих странах Запада созда-

ются массовые антиядерные организации или их коалиции. В

начале 70-х особый размах получило движение против войны

во Вьетнаме. Во второй половине 70-х – начале 80-х годов уча-

стники антивоенного движения активно выступали против ней-

тронной бомбы, размещения американских и советских ракет

средней дальности в Европе.

В 60–70-e годы усилилось женское движение. В русле моло-

дежного бунта возникло неофиминистское движение, высту-

павшее с позиций новейших концепций «смешанного», а не

«сексуально разделенного» общества, и «социального созна-

ния полов», преодоления «насилия над женщиной». Предста-

вители женского движения в странах Запада активно выступа-

ют против монополии мужчин на власть в обществе, за равное

представительство женщин во всех сферах деятельности и всех

социальных институтах.

В последние десятилетия возросла гражданская активность

женщин. Они все большее влияние оказывают на политику,

избираются в парламенты многих стран, занимают высокие

государственные посты. Повысился интерес женщин к глобаль-

ным проблемам современности. Женщины активно участвуют

в антивоенном движении. Все это говорит о наметившейся тен-

денции возрастания роли женщин в жизни своих стран и пре-

вращении женского движения во влиятельную силу современ-

ной демократии.

На рубеже 60-х годов в США и других странах Запада

возникло движение молодежного протеста (хиппи). Это дви-

жение возникло как реакция на специфические черты со-

временного бюрократизма и тоталитаризма, на стремление

поставить все сферы жизни индивидуума под бюрократиче-

ский контроль, противоречие между демократической идео-

логией и тоталитарной практикой, все растущее обезличива-

ние бюрократической структуры. Стиль и лозунги хиппи

получили довольно широкое распространение в 70 – 80-е

годы, оказав сильнейшее влияние на ценностный мир Запа-

да. Многие идеалы контркультуры стали составной частью

массового сознания. Поколение хипстеров пустило в оборот

увлечение рок-музыкой, ставшей ныне существенным эле-

ментом традиционной культуры.

В ряде западных стран в 60 – 80-е годы получил развитие

экстремизм, который традиционно делится на «левый» и «пра-

вый». Левые экстремисты апеллируют обычно к идеям марк-

сизма-ленинизма и другим левым взглядам (анархизм, левый

радикализм), объявляя себя наиболее последовательными бор-

цами «за дело пролетариата», «трудящихся масс». Они крити-

ковали капитализм за социальное неравенство, подавление

личности, эксплуатацию. Социализм – за бюрократизацию,

забвение принципов «классовой борьбы» («Фракция Красной

Армии» в Германии, «Красные бригады» в Италии). Правые

экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне

консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эго-

изм, потребительство и «массовую культуру», отсутствие «по-

рядка», господство плутократии. И для правого, и для левого

экстремизма характерен антикоммунизм («Итальянское соци-

альное движение» в Италии, Республиканская и Националь-

но-демократическая партии в Германии, различные правора-

дикальные и откровенно фашистские группы и партии в США).

Часть «левых» экстремистских организаций находится на неле-

гальном положении, ведет партизанскую войну, совершает тер-

рористические акты.

В 60–70-е годы в западном мире получили развитие и та-

кие движения, как «Новые левые» и «Новые правые». Предста-

вители «Новых левых» (преимущественно студенческая моло-

дежь и некоторая часть интеллигенции) отличались разной

критикой всех современных ему форм социально-политического

устройства и организации экономической жизни с позиций

крайнего радикализма (включая терроризм) и анархизм. «Но-

вые правые» (в основном, интеллигенция, технократы и неко-

торые другие привилегированные слои развитых западных

стран) опирались на идеологию неоконсерватизма.

Современные массовые общественные движения являют-

ся важнейшей частью демократического процесса. Приоритет-

ными для них являются идеи мира, демократии, социального

прогресса, спасения человеческой цивилизации. Общественные

движения в подавляющем большинстве являются сторонника-

ми ненасильственных действий, считая, что гуманные цели не

могут быть достигнуты негуманными средствами.

В 90-е годы ХХ века в сознании широких народных масс

получило развитие критическое отношение к современным

процессам глобализации. В дальнейшем оно переросло в мощ-

ное сопротивление особенно экономической глобализации,

выгоды от которой получают наиболее развитые страны За-

пада. Занимая передовые позиции в мировой экономике и

новейших технологиях, они ограждают свои интересы, про-

водя политику двойных стандартов. В то же время экономи-

ческие, социальные и другие издержки глобализации тяже-

лым бременем ложатся на слабые экономики развивающихся

стран и на беднейшие социальные слои населения даже в

развитых странах.

В этих условиях новое социальное движение, направлен-

ное против политики глобализации, стали называть «антигло-

балистским». Транснациональное по своим масштабам и харак-

теру, оно включает представителей самых различных движений

протеста, которых объединяет неприятие глубочайшего соци-

ально-экономического неравенства современного мира.

ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Последствия Второй мировой войны для страны


Британский премьер-министр У. Черчилль назвал итоги Второй мировой войны для Великобритании «триумфом и трагедией». Триумфом стала победа над гитлеровской Германией и ее союзниками, вхождение Великобритании в число стран-победительниц, ее участие в послевоенном обустройстве мира. Трагедия же заключалась в упадке бывшей британской мощи. Экономическое положение Великобритании в послевоенные годы заметно ухудшилось. Хотя людские потери (245 тыс. убитых и 278 тыс. раненых) были значительно меньше, чем в Первую мировую войну, Вторая мировая война стоила Англии 1/4 части ее национального богатства. За годы войны государственный долг увеличился втрое и к 1946 г. превысил 23 млрд. фунтов стерлингов, из которых 3 млрд. составил внешний долг. Почти вдвое сократился коммерческий экспорт, была утрачена значительная часть торгового флота.

Щедрая американская помощь, в том числе и по «плану Маршалла», немного помогла стабилизировать ситуацию, однако темпы экономического роста Великобритании были более низкими по сравнению с другими западноевропейскими государствами. Это обусловливалось отставанием от основных конкурентов по уровню производительности труда, внедрением достижений науки и техники, разбухшие и малоэффективным государственным сектором экономики.

24 мая 1945 было объявлено об отставке коалиционного правительства В. Черчилля, роспуск палаты общин и новые парламентские выборы, которые не проводились в связи с войной уже 10 лет. Вопреки ожиданиям консерваторов, сделавшие ставку на авторитет и популярность своего лидера В. Черчилля, победу на этих выборах получили лейбористы. Новое правительство сформировал К. Эттли.

В течение послевоенного периода у власти в Великобритании по очереди находились две ведущие политические партии: Лейбористская и Консервативная.

Таким образом, консерваторы управляли государством 35 послевоенных лет, остальное время (25 лет на сегодняшний день) - лейбористы.

Лейбористская партия, опиравшаяся на профсоюзы, провозгласила своей целью «демократический социализм». Лидеры английской лейбористской партии стали инициаторами создания Социалистического Интернационала (1951 г.). Будучи реформистской партией, в течение 40-70-х годов лейбористы выступали за расширение государственного сектора экономики, увеличение бюджетных расходов на социальные нужды, повышение ставок налогообложения предпринимательского капитала и высокодоходных групп населения; уделение большего внимания жилищному строительству, особенно в рабочих кварталах городов, развитие депрессивных районов с высоким уровнем безработицы. 1981 лейбористы заявили об отказе от идеи расширения государственного сектора как приоритетного направления своей политики, а в 1995 г. из устава партии было изъято пункт, выдвигал как обязательную цель лейборизма «общественную собственность на средства производства». Теперь партия выступает за создание смешанной экономики, при которой государственная собственность должна доказать свою эффективность в конкуренции с частным сектором. К концу ХХ века лейбористы пересмотрели также свои традиционно тесные связи с профсоюзами, прекратив быть политической филиалом тред-юнионов. Собственно говоря, в 80-90-е годы произошла полная ревизия традиционных лейбористских ценностей, трансформация партии с «партии рабочих», как она себя называла, в партию «среднего класса».

Консервативная партия выступает в защиту частной собственности, за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь. Лейбористской доктрине «демократического социализма» и их курса на национализацию экономики консерваторы противопоставили концепцию «народного капитализма», или «демократии собственников». Ее цель заключается в привлечении к собственности максимального числа граждан путем приватизации жилья и земельных участков, приобретения акций и участия в прибылях предприятий. Большое внимание в программах консерваторов уделяется малому бизнесу и стимулам его развития. Им свойственны также приверженность традиционных нравственных и религиозных ценностей, уважение к закону и права, конституционного порядка и основанной на нем твердой власти. В области внешней политики консерваторы всегда были сторонниками «особых», тесных отношений с США.

Ликвидация Британской колониальной империи

Непосредственным результатом Второй мировой войны стал распад Британской империи, как и других мировых колониальных империй. Причем Англия осуществляла гибкую политику в отношении своих колоний. Это позволило ей избежать военной конфронтации со странами, освобождались (в отличие, например, от Франции, что «погрязла» в колониальных войнах). Кроме того, Англия сумела на длительное время сохранить контроль над своими бывшими колониями, основав Британское содружество наций (с 1949 г. ее стали называть Содружество наций, или просто Содружество).

В 1947 г. получила независимость самая английская колония, «жемчужина Британской короны» - Индия. На ее территории образовались два государства-доминионы - Индия и Пакистан. 1948 статус доминиона получили Цейлон (ныне - Шри-Ланка) и Бирма.

50-60-е годы стали главным этапом в крахе Британской колониальной империи. В этот период получили независимость бывшие английские колонии в Африке (Гана, Нигерия, Уганда и др.)., На Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии (Кипр, Кувейт, Малайзия и др.)., В бассейне Карибского моря и Океании (Ямайка, Тринидад и Тобаго, Барбадос и др.).. Летом 1997 г. Великобритания передала под юрисдикцию Китая Гонконг, что в течение 150 лет был английским владением.

Большинство бывших британских доминионов и колоний вошли в состав Содружества наций. Сегодня ее членами являются 49 государств. Многие из этих стран признают королеву Великобритании как главу государства.

Консервативные правительства М. Тэтчер и Дж. Мейджора. «Тэтчеризм»

В конце 70-х годов на фоне обострения социально-экономических и политических проблем, переживаемых Великобританией, падение ее национального престижа общественное мнение страны претерпит существенные трансформации. На парламентских выборах 1979 г. избиратели предпочли консерваторам. Впервые в истории страны премьерминистра стала женщина - Маргарет Тэтчер, лидер Консервативной партии.

Главным направлением внутренней политики консерваторов стало возрождение частного предпринимательства. Был сделан акцент на борьбе с инфляцией, радикальном снижении подоходного налогообложения частных лиц и предпринимателей при одновременном повышении косвенных налогов, деиндустриализации (ликвидации нерентабельных предприятий).

В широких масштабах осуществлялась денационализация промышленности. Уже к началу 1991 г. почти половину британского промышленного сектора было передано в частные руки (в том числе нефтяная и газовая отрасли, телефонная связь, авиакомпании, водоснабжения, энергетика, металлургия). В государственной собственности остались только четыре отрасли: угольная, железнодорожная, почтовая служба и атомная энергетика.

Для социально-экономической политики М. Тэтчер, которая получила название «тэтчеризма», также было присуще снижение социальных расходов, бескомпромиссная борьба с непомерным ростом влияния тред-юнионов в обществе, ограничение права на проведение демонстраций и увеличение расходов на содержание полиции.

Такая политика имела позитивные последствия. Инфляция сократилась с 15 до 3% в год. С 1983 г. начался экономический подъем, причем более быстрый, чем в других европейских странах (темпы роста составили 5% в год). Произошла модернизация промышленности, ее структура изменилась в пользу новейших наукоемких отраслей. Около четверти всего взрослого населения (11 млн. человек) стали владельцами акций предприятий. В результате проведенной приватизации жилья две трети британских семей стали владельцами домов и квартир. К среднему классу во времена М. Тэтчер причисляли себя более 40% населения Великобритании. Есть стране удалось выйти из кризисного положения.

Вместе с тем заметно усилилось расслоение общества, увеличилось количество бедняков, безработных. Обострились межнациональные отношения. Все попытки консерваторов урегулировать Ольстерского кризис не увенчались успехом.

Достаточно непопулярным оказался «подушный налог на жилье», введен М. Тэтчер в 1989 г. Он вызвал всеобщее возмущение населения и серьезно подорвал имидж премьер-министра.

1990 г. М. Тэтчер ушла в отставку с поста лидера партии и премьер-министра. Ее сменил Дж. Мейджор. 1992 г. на очередных парламентских выборах консерваторы одержали победу и тем самым подтвердили свой статус правящей партии.

Кабинет Дж. Мейджора в духе «тэтчеризма» сосредоточил основные усилия на борьбе с инфляцией и продолжил политику денационализации экономики. Вместе с тем новый премьер стремился избежать крайностей «тэтчеризма». Это проявилось в том, что правительство больше внимания стал уделять программам социального обеспечения, улучшению систем здравоохранения и образования. Был отменен «подушный налог на жилье», проведена реформа самоуправления с целью его демократизации. Правда, после успешных для консерваторов парламентских выборов 1992 г. политика Дж. Мейджора заметно «поправишала»: была «заморожена» заработная плата, сокращенная помощь по безработице и т. д. Несмотря на блестящие показатели состояния экономики, на выборах 1997 г. консерваторы потерпели сокрушительное поражение.

Политика лейбористского кабинета Т. Блэра

1997 г. был сформирован лейбористское правительство, которое возглавил Т. Блэр. Его правительство взяло курс на реформы. Важнейшей из них является конституционная. Она предусматривает: предоставление большей автономии Шотландии и Уэльса (там уже сформированы законодательные органы - местные парламенты-ассамблеи), отмена наследственного принципа формирования Палаты лордов, включение в национальное законодательство европейской конвенции о правах человека и других.

Значительным достижением кабинета Т. Блэра стало политическое урегулирование Ольстерского кризиса. В апреле 1998 г. между сторонами конфликта было подписано соглашение. Этот документ воплотил компромисс между требованиями протестантов сохранить свое британское подданство и стремлением католиков в более тесных связей с Ирландией. Это позволило провести выборы в ассамблею Северной Ирландии и сформировать исполнительные органы власти.

«Новые лейбористы», которых представляет Т. Блэр, отказались от традиционной вражды в отношении предпринимательства. Правительство пытается удерживать равную дистанцию в отношениях с наемными работниками и работодателями, осуществляя политику социального партнерства. Денационализация государственного сектора была прекращена, но статус тех предприятий общественных служб, которые перешли в частные руки, остался без изменений.

Внешнеполитические приоритеты Великобритании

Главным направлением внешней политики Великобритании в послевоенные годы стал курс на тесный союз и военно-политическое сотрудничество с США, а также со странами Западной Европы. 1949 Великобритания выступила одним из основателей НАТО. Она сохраняла стратегические позиции на Ближнем и Среднем Востоке, приняла участие в создании военно-политических блоков на Востоке. Что касается СССР, то в условиях «холодной войны» отношения с ним резко ухудшились.

В 50-70-е годы Великобритания во внешней политике шла курсу, сложившемуся в послевоенные годы, укрепляя сотрудничество с США и Западной Европой. В частности, Англия поддержала политику союзников в германском вопросе и согласилась на вступление ФРГ в НАТО.

Ликвидация колониализма, финансово-экономические трудности заставили британское правительство отступить от традиционной доктрины «военного присутствия» и до конца 60-х годов вывести свои войска из стран Азии.

Отношения с Советским Союзом складывались неоднозначно. Определенная либерализация внешней политики СССР после 1953 г. способствовала постепенной нормализации отношений между двумя странами, но этот процесс неоднократно подвергался препятствия.

В последние десятилетия ХХ - начале ХХ века возросла активность Великобритании на международной арене, в частности, в процессах европейской интеграции. В 1973 г. она стала полноправным членом Европейского Экономического Сообщества («Общего рынка»). Участие Великобритании в разработке Маастрихского договора 1991 г. (официально был подписан в начале 1992 г.) и создании Европейского Союза свидетельствует о постепенной переориентации британской внешней политики с атлантического направления (ориентация на США) на европейский. Однако Великобритания была и остается главным союзником США на международной арене (о чем, например, свидетельствует активное участие британских вооруженных сил в войнах США в Ираке в 1991 г. и 2003 г.).

В 1982 г. возник военный конфликт между Великобританией и Аргентиной за обладание Фолклендскими (Мальвинскими) островами, в результате которого эти острова полностью перешли под контроль Великобритании.

После распада СССР Великобритания признала все независимые государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве.

Экономические перемены привели к политическим и социальным сдвигам, изменились потребительские стандарты, жизненный уклад и мышление итальянцев. При этом цена «экономического чуда» означала неравномерность и цикличность экономического развития, зависимость от иностранных капиталовложений и импортных технологий, отставание сельского хозяйства, миграцию сельского населения в города и, следовательно, увеличение безработицы, обострение жилищной и транспортной проблем, медленный рост зарплаты. Особенно серьезной оставалась проблема Юга.

Региональная отсталость Юга (шести южных областей и островов Сицилии и Сардинии) исторически являлась болевой точкой Италии, была результатом диспропорции в размещении производительных сил. В начале 50-х гг. доля южных районов в сельском хозяйстве страны составляла 33,2%, промышленности – 15,1%. Значительно более низкой, чем на Севере, была производительность труда. Вместе с тем глубина проблемы состояла не только в экономической отсталости, но и в ее значительном влиянии на социальную и политическую области. В районе Юга, занимающего 43% территории страны, проживало свыше 1/3 населения Италии, а доход на душу населения составлял в 50-е гг. около половины от уровня остальной части страны. Уровень безработицы в южных районах был в два раза выше, чем в северных. Представляя собой район огромного аграрного перенаселения, безработицы и нищеты, откуда эмигрировали на заработки в северные области страны и за рубеж сотни тысяч человек (80% от общего числа итальянских эмигрантов), Юг получал из государственного бюджета вдвое больше, чем давал. Исторически сложившаяся слаборазвитость Юга, социальная и культурная отсталость населения, преступное влияние мафии на все стороны жизни препятствовали общему экономическому росту страны.

С созданием в 1950 г. Кассы Юга – государственного фонда специального долговременного финансирования отсталых районов началась широкая и постоянная государственная политика развития Юга. Дополнительным источником стало финансирование хозяйства южных областей через смешанные предприятия.

В правительственной политике сформировалось два основных подхода к решению этой проблемы. Сначала в основу практического курса была положена концепция о формировании предпосылок самостоятельного развития экономики Юга. Поэтому значительные инвестиции направлялись сюда для развития сельского хозяйства, инфраструктуры, а затем и промышленности. Через несколько лет выявились слабые стороны концепции «автономности», она была пересмотрена, и в 1956г. принимается идея, выраженная в «плане Ванони» (один из функционеров ХДП). Смысл ее сводился к ускорению развития экономики Юга посредством ее включения в общую экономическую систему Италии. Практическое воплощение этой идеи в жизнь в 60-70-е гг. осуществил «левый центр».

Финансовый поток, составивший в 70-е гг. около 50% всех государственных инвестиций, позволил создать в южных областях такие отрасли тяжелой индустрии, как металлургия и машиностроение. Юг превратился из аграрного в индустриально-аграрный. Вместе с тем рядом с развитыми областями продолжали соседствовать зоны упадка.

Поскольку развитие Юга осуществлялось за счет средств, поступающих с Севера, то более сильный партнер диктовал свои условия игры, сохранялась модель зависимого развития южных районов. Юг развивался в интересах Севера. Современники констатировали, что итальянцев – южан «не покидает ощущение, что все и всегда решается вне Юга, за спиной его населения и местных государственных институтов».

Огромные финансовые затраты на «южную политику» за 40 лет принесли довольно скромные результаты. Разрыв в уровне жизни населения удалось сократить лишь на 10%, многие семьи продолжают существовать за счет денежных переводов эмигрировавших родственников. Высокие темпы прироста населения не позволяют решить проблему занятости. Трудности преодоления исторически сложившегося территориального дуализма сопряжены еще и с тем, что перераспределение капиталовложений с Севера на Юг не может возрастать бесконечно, Северу самому нужны средства. В силу этого обстоятельства сокращение разрыва между Севером и Югом в обозримые исторические сроки представляется проблематичным.

С Югом была связана еще одна проблема – аграрная. Поэтому важнейшей мерой правительства ХДП стала аграрная реформа, которой предшествовало небывалое по размаху движение крестьян и арендаторов за захват пустующих земель крупных землевладельцев. Под нажимом массового движения правительство христианских демократов в соответствии со статьей 44 конституции в 1950 г. приняло закон об аграрной реформе, в основу которого был положен проект министра сельского и лесного хозяйства А. Сеньи. По закону около 8 тыс. крупных землевладельцев должны были продать государству излишки своей земли. В созданный таким образом фонд поступили также земельные участки некоторых крупных компаний и государственные земли. В дальнейшем земля из этого фонда путем жеребьевки продавалась нуждавшимся крестьянам в рассрочку на 30 лет. И хотя аграрная реформа не смогла удовлетворить всех безземельных и малоземельных крестьян, все же немалая их часть (около 200 тыс.) улучшила свое положение.

Внешнеполитический курс христианских демократов строился на приоритете ценностей западной цивилизации и был ориентирован на США. Италия участвовала в создании НАТО, на ее территории были размещены воинские формирования и штабы НАТО. Итальянское правительство подписало с США соглашение «о взаимной помощи в целях обороны», по которому американская сторона поставляла в Италию вооружение, а итальянская сторона передала в пользование США базы ВМС и ВВС. С критикой проамериканского внешнеполитического курса ХДП выступала левая оппозиция, главным образом социалисты и коммунисты.

ХДП, занимавшая в политическом истеблишменте Италии центристскую позицию, сочетала в своем правительственном курсе как элементы социального консерватизма, так и меры социального маневрирования. Под напором массовых выступлений ХДП иногда шла на уступки трудящимся в вопросах, касавшихся социальной сферы. В то же время в ряде случаев ответом правительства на эти выступления становились расправы с демонстрантами и репрессии, в которых особенно усердствовали отряды моторизованной полиции (челере). Это способствовало накоплению оппозиционного потенциала. На очередных парламентских выборах в 1953г. ХДП не смогла преодолеть 50%-ный рубеж. Де Гаспери ушел в отставку и через год умер. Уход Де Гаспери не мог не сказаться на политической линии этой партии. К власти рвались другие люди. В ХДП ослабло влияние правого крыла (гасперистов) и усилилось левое течение, предложившее коалицию с социалистами. Однако в целом возобладала центристская фракция во главе с политическим секретарем ХДП Аминторе Фанфани, неоднократно формировавшем правительства в 50-е, 60-е и 80-е гг.

Глава 2. 1963-1976 годы.

2 .1. «Левый центр».

Весомые успехи в развитии народного хозяйства в период «экономического чуда» 50-х – начала 60-х гг., а также преобладающее влияние ХДП в политической жизни обусловили пересмотр политического курса других партий Италии, в первую очередь ее левых партий – ИСП и ИКР. Руководство ИСП во главе с Пьетро Ненни эволюционировало вправо: отказавшись от статуса оппозиционной партии, оно взяло курс на приход к власти и прекратило сотрудничество с коммунистами. Компартия приняла стратегию «итальянского пути к социализму», означавшего активную массовую борьбу против монополий, привлечение на свою сторону всех антимонополистических сил и постепенный, мирный переход к социализму. ХДП учитывала большой вес левых партий в обществе и рост их электората. Намереваясь «приручить» стремившуюся к власти ИСП и использовать поддержку со стороны социал-демократов (ИСДП), ХДП наметила сближение с ними – стратегию «левого центра» с целью укрепить свои позиции в обществе. Левоцентризм предполагал не только сотрудничество ХДП с левыми партиями в парламенте и правительстве, но и принятие христианскими демократами некоторых требований левых партий (кроме компартии). Стратегия левого центра как союз со «светскими» партиями была рассчитана христианскими демократами на длительную перспективу. Тем более что папа римский Иоанн XXIII, сменивший умершего реакционера Пия XII (1958), фактически не препятствовал утверждению новой стратегии христианских демократов. В энциклике Иоанна XXIII «Пацем ин террис» («Мир на земле») содержались призывы к миру и сотрудничеству различных политических течений. В обострившейся между обновленцами и консерваторами борьбе по проблеме приспособления церкви к настроениям масс обновленцы одержали верх. Это продемонстрировали решения Вселенского собора («детища» Иоанна XXIII), первая сессия состоялась осенью 1962 г., вторая – через год.

В свою очередь, частые правительственные кризисы означали, что «эра» монопольного правления ХДП подходила к концу. В1962 г. съезд ХДР утвердил стратегию левого центра, и христианский демократ А. Фанфани сделал первую попытку ее реализации, сформировав правительство из представителей ХДП, социал-демократов и республиканцев. С 1963 г. в левоцентристских правительствах стала участвовать Итальянская социалистическая партия. Во главе этих правительств в 1963-1968 и 1974-1976 гг. стоял известный итальянский политический деятель Альдо Моро, христианский демократ, сторонник сотрудничества с левыми партиями, человек твердых моральных принципов, не замешанный ни в одном грязном скандале. А. Моро (1916-1978) закончил университет по специальности 2юриспруденция»,стал доктором по философии права, участвовал в войне. Глубоко верующий человек Моро работал в молодежной федерации университетских католиков, затем в ХДП. Рано начав политическую карьеру, во многом благодаря своему высокому интеллектуальному потенциалу и таким качествам, как настойчивость, терпение, гибкость и корректность, он стал политиком крупного масштаба, партийным лидером уровня Де Гаспери. Заслугой Моро следует признать смену стратегии ХДП: от центризма при Де Гаспери к левоцентризму при Моро. Понимая, что в силу значительного авторитета у итальянцев левых партий, в том числе коммунистов, без их участия невозможно решить никаких более или менее крупных общенациональных задач, Альдо Моро, несмотря на открытое сопротивление консервативной части ХДП, стал сторонником сотрудничества не только с социалистами, но и с коммунистами. Оставаясь при этом патриотом христианской демократии, он был убежден, что ХДП ни при каких условиях не должна терять своей политической гегемонии.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх