Скачать презентацию на тему заболоцкий. Презентация на тему "Заболоцкий Н

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными вехами биографии поэта, дать обзор его поэзии, помочь увидеть своеобразие художественного мышления Заболоцкого, постичь нравственно-эстетические искания поэта;
  2. Развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные навыки (анализ лирического произведения, выразительное чтение, исследовательская деятельность, отбор необходимой информации, обобщение, вывод);
  3. Воспитывать гражданственность, нравственность, эстетический вкус.

Эпиграф:

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово…
Н.Заболоцкий

Оборудование: презентация “Николай Заболоцкий” (Приложение 1) , компьютеры, сборники стихов поэта, тетради, аудиозапись стихотворения “Завещание”, песня на стихи “Очарована, околдована”

Основное содержание урока:

I. Побуждение. Стихотворение “Завещание” (аудиозапись запускается по гиперссылке, Слайд 1 ).

Таблица 1.

(Не только о журавлях это стихотворение, но и добре и зле, о памяти, о преемственности поколений, какие бы испытания не выпали на долю, надо оставаться сильным, мужественным, стойким.)

II-я группа. Составьте план – партитуру стихотворения “Сентябрь”. (Слайд 22, 23).

Таблица 2.

О чем это стихотворение? Ваши открытия? (Природа и человек неразрывно связаны, здесь торжество жизни, красоты, хотя эта красота и мгновенна, ее надо успеть увидеть, почувствовать и передать другим в виде картины.)

III-я группа Сравните стихотворения Н.Заболоцкого “Гроза” и Ф.Тютчева “Весенняя гроза”. (Слайд 24, 25).

  1. Какая картина грозы вам кажется ярче, образней? Почему?
  2. Как вы понимаете символический образ “светлоокой девы”? В чем смысл обращения к мифологическим образам в стихотворениях?
  3. Какими художественными средствами пользуются поэты для воплощения своего замысла?

Тютчев:
Люблю грозу в начале мая…

Заболоцкий:
Я люблю это сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья…

В обоих стихотворениях мы видим родственные художественно-изобразительные средства. Так у Тютчева и Заболоцкого присутствуют сравнения.

Природа, как у Тютчева, так и у Заболоцкого одушевлена, поэтому в стихотворениях так часто употребляются олицетворения. Например, у Тютчева: “солнце нити золотит”, гам лесной и шум нагорный вторят весело громам; у Заболоцкого: “человеческий шорох травы”, “травы падают в обморок”, “дождь рвётся”.

В обоих стихотворениях мы видим наличие аллитерации, с помощью которой авторы передают звуковое состояние грозы.

У Тютчева:

Гром,/ Как бы резвяся и играя,/ Грохочет в небе голубом…
Гремят раскаты молодые…

У Заболоцкого преобладание звонких согласных в строке (“Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница”) также передаёт раскаты грома, а глухих и шипящих (“Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке”) – порывы ветра и шуршание травы.

В своём стихотворении Заболоцкий предстаёт и как благодарный ученик, но и, подойдя вплотную к Тютчеву, он показывает пример того, как можно достичь самобытности, оставаясь в пределах традиции. Он просто продолжил мысль на прочном тютчевском фундаменте.

Чем же отличается “Гроза” Заболоцкого от “Весенней грозы” Тютчева?

В первую очередь бросается в глаза разница в размере стиха, который используют авторы.

У Тютчева это – четырёхстопный ямб, который помогает передать движение, лёгкость, энергию.

У Заболоцкого строки гораздо длиннее. Это пяти-шестистопный анапест. И от этого стихотворение весомое, тяжёлое, что подчёркивает торжественность и величие происходящего.

Тютчевская “Гроза” существует объективно, вне времени, вне человека, из века в век совершая свой “громокипящий” праздник. Гроза – это общечеловеческий символ свободы, очищения, разрешения. Её за то и любят, что в ней есть игра природы.

У Заболоцкого человек любит грозу за то, что она творит. Тема наступления грозы переплетается с темой творческого вдохновения (“молния мысли”), и реальная картина, пейзаж выражает творческий процесс. Красота грозы создаётся в творческих муках – “содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница” – в процессе творчества; она рождает себя подобно тому, как рождается произведение искусства.

Вывод: Тютчев выявил суть природного явления, Заболоцкий – суть творчества как высшей стадии самореализации человека, главного смысла жизни.

III. Рефлексия.

Какое слово доминирует в лирике Н.Заболоцкого? (“душа”: душа природы, душа лирического героя (часто двойственного самому автору), просто человеческая душа, а это значит, внутренний мир человека, его сознание/)

О душе и одно из последних стихотворений Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством. Воспринимается оно как завещание. Это стихотворение-заповедь о необходимости постоянного труда человека над своей душой.

Чтение стихотворения “Не позволяй душе лениться”. (Слайд 3, 26).

Итак, ребята, ваша исследовательская работа помогла раскрыть своеобразие художественного мышления одного из самых удивительных поэтов XX века. Вы прекрасно потрудились, научились осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы. Всю это вы выполняли в процессе сотрудничества, в коллективной работе. И теперь, я думаю, пришёл момент, когда вы можете проявить себя каждый индивидуально.

IV. Домашнее задание:

  1. Написать эссе “Мое открытие поэта Н.Заболоцкого”.
  2. Выучить наизусть стихотворение по выбору.
  • Работу выполнил
  • ученик 11 а класса
  • МБОУ Биокомбинатовская СОШ
  • Щёлковского муниципального района
  • Московской области
  • Александр Илюхин
  • Учитель Л.Н.Белая
Н.А.Заболоцкий
  • Цели и задачи работы:
  • проанализировать творчество
  • Н.А.Заболоцкого;
  • рассмотреть идейно-художественное звучание лирики Н.А.Заболоцкого;
  • изучить критическую литературу, а также материалы Интернет сайтов по выбранной теме.
  • 24 апреля (7 мая) 1903 - 14 октября 1958
Жизнь и творчество
  • Н.А.Заболоцкий родился Казани в семье агронома. Детские годы Николая прошли в селе Сернур Вятской губернии.
  • Здесь крестили будущего поэта Николая Заболоцкого.
Жизнь и творчество
  • После окончания реального училища в Уржуме в 1920 году, Заболоцкий поступил в Московский университет сразу на два факультета – филологический и медицинский.
  • Литературная жизнь Москвы захватила поэта. Он увлекался подражанием то Блоку, то Есенину.
  • В 1921 году Николай Заболоцкий поступил в педагогический институт им. Герцена в Ленинграде. За годы учебы сблизился с группой молодых авторов, «обериутов»
  • («Объединение реального искусства).
  • Столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926-1927 годах он написал первые свои настоящие поэтические произведения.
  • Первая книга его стихов, «Столбцы», вышла в 1929 году. Эта книга имела скандальный успех. Средства к существованию давала работа в детской литературе - в 30-х годах он сотрудничал в журналах «ЁЖ» и «ЧИЖ»
  • В 1938 году его репрессировали по ложному обвинению за антисоветскую пропаганду и отправили работать строителем на Дальний Восток, в Алтайский край, Караганду. В этих тяжелых условиях Заболоцкий закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.)
  • В 1946 году Заболоцкий вернулся в Москву; его восстановили в Союзе писателей. Работал над переводами грузинских поэтов, посетил Грузию. В 1950-е вышли стихи «Некрасивая девочка», «Старая актриса» и др., которые сделали его имя широко известным. Однако здоровье поэта было сильно подорвано ссылкой. В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года его сердце остановилось навсегда.
Анализ стихотворения «Движение»
  • Сидит извозчик, как на троне,
  • Из ваты сделана броня,
  • И борода, как на иконе,
  • Лежит, монетами звеня.
  • А бедный конь руками машет,
  • То вытянется, как налим,
  • То снова восемь ног сверкают
  • В его блестящем животе.
  • 1927
«ВЕЧЕРНИЙ БАР»
  • В глуши бутылочного рая, Где пальмы высохли давно, Под электричеством играя, В бокале плавало окно. Оно, как золото, блестело, Потом садилось, тяжелело, Над ним пивной дымок вился... Но это рассказать нельзя. Звеня серебряной цепочкой, Спадает с лестницы народ, Трещит картонною сорочкой, С бутылкой водит хоровод. Сирена бледная за стойкой Гостей попотчует настойкой, Скосит глаза, уйдет, придет, Потом с гитарой на отлет Она поет, поет о милом, Как милого она любила, Как, ласков к телу и жесток, Впивался шелковый шнурок, Как по стаканам висла виски, Как, из разбитого виска Измученную грудь обрызгав, Он вдруг упал. Была тоска, И все, о чем она ни пела, Легло в бокал белее мела.
  • Мужчины тоже всё кричали, Они качались по столам,
  • По потолкам они качали Бедлам с цветами пополам. Один рыдает, толстопузик, Другой кричит: "Я - Иисусик, Молитесь мне, я на кресте, В ладонях гвозди и везде!" К нему сирена подходила, И вот, тарелки оседлав, Бокалов бешеный конклав Зажегся, как паникадило. Глаза упали, точно гири, Бокал разбили, вышла ночь, И жирные автомобили, Схватив под мышки Пикадилли, Легко откатывали прочь. А за окном в глуши времен Блистал на мачте лампион. Там Невский в блеске и тоске, В ночи переменивший краски, От сказки был на волоске, Ветрами вея без опаски. И как бы яростью объятый, Через туман, тоску, бензин, Над башней рвался шар крылатый И имя "Зингер" возносил.
ТЕМА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
  • Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса и сил разума, гармонии.
  • Умирая, человек перевоплощается, обретает новую жизнь в природе. Удивительны мир природы и мир человека в произведениях Н. А. Заболоцкого. Воссозданные с замечательным поэтическим мастерством, они зовут читателя к глубоким раздумьям о смысле жизни, о сущности мироздания.
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА
  • Н. А.Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь - это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о поэтическом мастерстве, всегда вспоминают Заболоцкого. Но главное качество и достоинство его поэзии - все-таки ее философичность.
  • В основе его философии лежит представление о мироздании как о едином целом, в котором ничто ни над чем не возвышается. Своей идеей Заболоцкий стремится объединить неживые и живые формы материи.
Судьба поэта-философа была горькой. Он был репрессирован в 1938 году и надолго оторван от литературы. Но в России всегда оставались честные люди, которые ценили его поэзию.
  • К. И. Чуковский писал: "Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом". Так Чуковский подкрепил свое мнение о Заболоцком, которое он выразил в трех словах - подлинно великий поэт.
ИСТОЧНИКИ
  • 1.Николай Заболоцкий. Вешних дней лаборатория: Стихотворения и поэма-М.:Молодая гвардия,1987.
  • 2.Интернет.
  • 3.Шаблон слайда http//aida.ucoz.ru

Биография поэтаБИОГРАФИЯ ПОЭТА
Никола́й Алексе́евич Заболо́цкий (Заболотский)(24 апреля
7 мая 1903, Кизическая слобода, Каймарской
волости Казанского уезда Казанской губернии - 14
октября 1958, Москва) - русский советский поэт, переводчик.
Родился недалеко от Казани - на ферме Казанского
губернского земства, расположенной в непосредственной
близости от Кизической слободы, где его отец Алексей
Агафонович Заболотский (1864-1929) - агроном - работал
управляющим, а мать Лидия Андреевна (урождённая
Дьяконова) (1882-1926) - сельской учительницей. Крещён
25 апреля (8 мая) 1903 г. в Варваринской церкви города
Казани.

Детство

Детство прошло в Кизической
слободе близ Казани и в
селе Сернур Уржумского уезда
Вятской губернии
(сейчас республика Марий Эл). В
третьем классе сельской школы
Николай «издавал» свой
рукописный журнал и помещал
там собственные стихи. С 1913
года по 1920-й жил в Уржуме, где
учился в реальном училище,
увлекался историей, химией,
рисованием.

В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он
приехал в Москву и поступил на медицинский и
историко-филологический факультеты университета.
Очень скоро, однако, оказался в Петрограде, где
обучался на отделении языка и
литературы Пединститута имени Герцена, которое
закончил в 1925 году, имея, по собственному
определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В
следующем году его призвали на военную службу.

Служил он в Ленинграде, на Выборгской стороне, и уже в 1927
году уволился в запас. Несмотря на краткосрочность и едва ли не
факультативность армейской службы, столкновение с «вывернутым
наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль
своеобразного творческого катализатора: именно в 1926-1927 годах он
написал первые настоящие поэтические произведения, обрёл собственный,
ни на кого не похожий голос, в это же время он участвовал в создании
литературной группы ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства). По
окончании службы получил место в отделе детской книги
ленинградского ОГИЗа, которым руководил С. Маршак.
Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение
видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.

Уйдя из армии, поэт попал в обстановку
последних лет НЭПа, сатирическое
изображение которой стало темой
стихов раннего периода, которые
составили его первую поэтическую
книгу - «Столбцы». В 1929 году она
вышла в свет в Ленинграде и сразу
вызвала литературный скандал и
издевательские отзывы в прессе.
Оценённая как «враждебная вылазка»,
она, однако прямых «оргвыводов»распоряжений в отношении автора не
вызвала, и ему (при помощи Николая
Тихонова) удалось завязать особые
отношения с журналом «Звезда», где
было напечатано около десяти
стихотворений, пополнивших Столбцы
во второй (неопубликованной) редакции
сборника.
Заболоцкому удалось создать
удивительно многомерные
стихотворения - и первое их
измерение, заметное сразу же - это
острый гротеск и сатира на тему
мещанского быта и повседневности,
растворяющих в себе личность. Другая
грань «Столбцов», их эстетическое
восприятие, требует некоторой
специальной подготовленности
читателя, потому что для знающих
Заболоцкий сплёл ещё одну
художественно-интеллектуальную ткань,
пародийную. В его ранней лирике
изменяется сама функция пародии,
исчезают её сатирические и
полемические компоненты, и она
утрачивает роль оружия
внутрилитературной борьбы.

19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и
затем осуждён по делу об антисоветской
пропаганде. В качестве обвинительного
материала в его деле фигурировали
злопыхательские критические статьи и
клеветническая обзорная «рецензия»,
тенденциозно искажавшая существо и идейную
направленность его творчества. От смертной
казни его спасло то, что, несмотря на пытки на
допросах, он не признал обвинения в создании
контрреволюционной организации, куда якобы
должны были входить Николай Тихонов, Борис
Корнилов и другие. По
запросу НКВД критик Николай
Лесючевский написал отзыв о поэзии
Заболоцкого, где указал, что «„творчество“
Заболоцкого является активной
контрреволюционной борьбой против советского
строя, против советского народа, против
социализма» .
«Первые дни меня не били, стараясь
разложить морально и физически. Мне не
давали пищи. Не разрешали спать.
Следователи сменяли друг друга, я же
неподвижно сидел на стуле перед
следовательским столом - сутки за сутками.
За стеной, в соседнем кабинете, по временам
слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои
стали отекать, и на третьи сутки мне
пришлось разорвать ботинки, так как я не мог
переносить боли в стопах. Сознание стало
затуманиваться, и я все силы напрягал для
того, чтобы отвечать разумно и не
допустить какой-либо несправедливости в
отношении тех людей, о которых меня
спрашивали…» Это строки Заболоцкого
из мемуаров «История моего заключения»
(опубликованы за рубежом на английском языке
в 1981 г., в последние годы советской власти
напечатаны и в СССР, в 1988).
Срок он отбывал с февраля 1939 года до мая 1943 года в системе Востоклага в
районе Комсомольска-на-Амуре; затем в системе Алтайлага в Кулундинских
степях; Частичное представление о его лагерной жизни даёт подготовленная им
подборка «Сто писем 1938-1944 годов» - выдержки из писем к жене и детям

С марта 1944 года после
освобождения из лагеря жил
в Караганде. Там он закончил
переложение «Слова о полку
Игореве» (начатое в 1937 г.), ставшее
лучшим в ряду опытов многих русских
поэтов. Это помогло в 1946 г.
добиться разрешения жить в Москве.
Снимал жильё в писательском
поселке Переделкино у В. П. Ильенко
ва.
В 1946 году Н. А. Заболоцкого
восстановили в Союзе писателей.
Начался новый, московский период
его творчества. Несмотря на удары
судьбы, он сумел вернуться к
неосуществлённым замыслам.
Реабилитирован 24 апреля 1963 года
по заявлению жены.

Смерть

Хотя перед смертью поэт успел получить
и широкое читательское внимание, и
материальный достаток, это не могло
компенсировать слабость его здоровья,
подорванного тюрьмой и лагерем. По
мнению близко знавшего Заболоцкого Н.
Чуковского завершающую, роковую роль
сыграли семейные проблемы (уход
жены, её возвращение). В 1955 году у
Заболоцкого случился первый инфаркт, в
1958 году - второй, а 14 октября 1958
года он умер.
Похоронили поэта на Новодевичьем
кладбище.

Творчество поэта

ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА

Раннее творчество 3аболоцкого сосредоточено на проблемах города и народной массы,
в нём сказывается влияние В. Хлебникова, оно отмечено предметностью, свойственной
футуризму, и многообразием бурлескной метафорики. Конфронтация слов, давая
эффект отчуждения, выявляет новые связи. При этом стихи 3аболоцкого не достигают
такой степени абсурда, как у других обэриутов. Природа понимается в стихах
3аболоцкого как хаос и тюрьма, гармония - как заблуждение. В поэме «Торжество
земледелия» поэтика футуристического экспериментирования сочетается с
элементами ироикомической поэмы XVIII века. Вопрос о смерти и бессмертии
определяет поэзию 3аболоцкого 30-х годов. Ирония, проявляющаяся в преувеличении
или упрощении, намечает дистанцию по отношению к изображаемому. Поздние стихи
3аболоцкого объединяются общими философскими устремлениями и размышлениями о
природе, естественностью языка, лишённого патетики, они эмоциональнее и
музыкальнее, чем прежние стихи 3аболоцкого, и ближе к традиции (А. Пушкин, Е.
Баратынский, Ф. Тютчев). К антропоморфному изображению природы здесь
добавляется аллегорическое («Гроза», 1946).

Со стихотворения «Меркнут знаки зодиака» начинается таинство зарождения
главной темы, «нерва» творческих поисков Заболоцкого - впервые звучит Трагедия
Разума. «Нерв» этих поисков в дальнейшем заставит его обладателя уделить куда
как больше строчек философской лирике. Через все его стихотворения пролегает
путь напряжённейшего вживания индивидуального сознания в загадочный мир
бытия, который неизмеримо шире и богаче созданных людьми
рассудочных конструкций. На этом пути поэт-философ претерпевает существенную
эволюцию, в ходе которой можно выделить 3 диалектические стадии: 1926-1933 гг.;
1932-1945 гг. и 1946-1958 гг.

Дальнейший творческий путь

ДАЛЬНЕЙШИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
Сборник «Стихотворения. 1926-1932», уже набранный в типографии, не был подписан в
печать. Публикация новой поэмы «Торжество земледелия», написанной в какой-то степени
под впечатлением «Ладомира» Велимира Хлебникова (1933), вызвала новую волну травли
Заболоцкого. Угрожающие политические обвинения в критических статьях всё более
убеждали поэта, что ему не дадут утвердиться в поэзии со своим собственным,
оригинальным направлением. Это породило у него разочарование и творческий спад во
второй половине 1933-го года, 1934, 1935 годах. Вот тут и пригодился жизненный принцип
поэта: «Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько
разочарований и сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется - песня его спета.
Вера и упорство. Труд и честность…» И Николай Алексеевич продолжал трудиться. Средства
к существованию давала работа в детской литературе - в 30-х годах он сотрудничал с
журналами «Ёж» и «Чиж», которые курировал Самуил Маршак, писал стихи и прозу для детей
(в том числе пересказал для детей «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле (1936))
Постепенно положение Заболоцкого в литературных кругах Ленинграда укреплялось. Многие
стихи этого периода получили одобрительные отзывы, а в 1937 году вышла его книга,
включающая семнадцать стихотворений («Вторая книга»). На рабочем столе Заболоцкого
лежали начатые поэтическое переложение древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» и
своя поэма «Осада Козельска», стихотворения и переводы с грузинского. Но наступившее
благополучие было обманчивым.

Заболоцкий-переводчик

ЗАБОЛОЦКИЙ-ПЕРЕВОДЧИК
Николай Заболоцкий является крупнейшим переводчиком грузинских поэтов: Д. Гурамишвили, Гр.
Орбелиани, И. Чавчавадзе, А. Церетели, В. Пшавелы.
Перу Заболоцкого принадлежит перевод поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (1957 -
последняя редакция перевода).
О выполненном Заболоцким переводе «Слова о полку Игореве» Чуковский писал, что он «точнее всех
наиболее точных подстрочников, так как в нём передано самое главное: поэтическое своеобразие
подлинника, его очарование, его прелесть».
Сам же Заболоцкий сообщал в письме Н. Л. Степанову: «Сейчас, когда я вошёл в дух памятника, я
преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины
веков донесла она до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн,
пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий, собор нашей древней
славы. Страшно, жутко подходить к нему. Невольно хочется глазу найти в нём знакомые пропорции,
золотые сечения наших привычных мировых памятников. Напрасный труд! Нет в нём этих сечений,
всё в нём полно особой нежной дикости, иной, не нашей мерой измерил его художник. И как
трогательно осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут, а оно стоит - это загадочное
здание, не зная равных себе, и будет стоять вовеки, доколе будет жива культура русская ».
Обработал для детей перевод Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Переводил также итальянского поэта Умберто Саба.

Николай Алексеевич Заболоцкий Николай Алексеевич Заболоцкий


Родился 24 апреля 1903 года в восьми километрах от Казани, где его отец служил агрономом, а мать – сельской учительницей. В третьем классе сельской школы он уже «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи.Родился 24 апреля 1903 года в восьми километрах от Казани, где его отец служил агрономом, а мать – сельской учительницей. В третьем классе сельской школы он уже «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й учился в реальном училище в селе Сернур, вблизи маленького провинциального города Уржума, Вятской губернии, увлекался историей, химией, рисованием...С 1913 года по 1920-й учился в реальном училище в селе Сернур, вблизи маленького провинциального города Уржума, Вятской губернии, увлекался историей, химией, рисованием...


В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он едет в Москву и поступает там на медицинское отделение университета. Очень скоро, однако, оказывается в Петрограде, где обучается на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена, которое и заканчивает в 1925 году, имея за душой, по собственному признанию, "объемистую тетрадь плохих стихов". В следующем году его призывают на военную службу.В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он едет в Москву и поступает там на медицинское отделение университета. Очень скоро, однако, оказывается в Петрограде, где обучается на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена, которое и заканчивает в 1925 году, имея за душой, по собственному признанию, "объемистую тетрадь плохих стихов". В следующем году его призывают на военную службу.


В Заболоцкий служил в армии, В Заболоцкий служил в армии, затем получил место в отделе детской затем получил место в отделе детской книги Госиздата. Отдел выпускал не книги Госиздата. Отдел выпускал не только книги, но и два детских журнала только книги, но и два детских журнала "Чиж" и "Еж". К работе были привлечены "Чиж" и "Еж". К работе были привлечены поэты-единомышленники Заболоцкого поэты-единомышленники Заболоцкого Д.Хармс и А.Введенский, образовалась Д.Хармс и А.Введенский, образовалась поэтическая группа. поэтическая группа. В конце 1927 она стала В конце 1927 она стала именоваться Объединением Реального именоваться Объединением Реального искусства (сперва ОБЕРИО, затем искусства (сперва ОБЕРИО, затем ОБЭРИУ), себя они называли обэриутами. Манифест обэриутов появился в начале 1928 в Афишах Дома печати, раздел "Поэзия обэриутов" написал Заболоцкий. ОБЭРИУ), себя они называли обэриутами. Манифест обэриутов появился в начале 1928 в Афишах Дома печати, раздел "Поэзия обэриутов" написал Заболоцкий. Обэриуты заявляли: "Мы творцы не только нового поэтического языка, но и создатели нового ощущения жизни и ее предметов. Обэриуты заявляли: "Мы творцы не только нового поэтического языка, но и создатели нового ощущения жизни и ее предметов.


После выхода в свет сборника «Столбцы» и поэмы «Столбцы» и поэмы «Торжество земледелия» подвергся жестокой критике подвергся жестокой критике и политическими обвинениями. и политическими обвинениями. В 1938 году был арестован В 1938 году был арестован органами НКВД и отправлен в лагеря Дальнего Востока и Алтайского края. В 1944 году освобождён, вскоре вместе с приехавшей к нему семьёй перебрался в Караганду. С1946 по 1948 год семья Заболоцких жила под Москвой, в Переделкино. жила под Москвой, в Переделкино.


Здесь Заболоцкий редактировал привезённые из Караганды привезённые из Караганды переводы «Слова о полку переводы «Слова о полку Игореве» и др., возобновил Игореве» и др., возобновил занятия поэзией. занятия поэзией. С 1948 года Заболоцкий жил в С 1948 года Заболоцкий жил в Москве. Москве. В 1951 году, в период новых политических репрессий, поэт получил предписание в десятидневный срок покинуть столицу, и остался в Москве благодаря вмешательству Фадеева и Тихонова. В годах время «оттепели» создал около половины всех произведений московского периода; в 1957 году в Москве вышел наиболее полный прижизненный сборник сочинений Заболоцкого. В 1951 году, в период новых политических репрессий, поэт получил предписание в десятидневный срок покинуть столицу, и остался в Москве благодаря вмешательству Фадеева и Тихонова. В годах время «оттепели» создал около половины всех произведений московского периода; в 1957 году в Москве вышел наиболее полный прижизненный сборник сочинений Заболоцкого.


Прочитав эту книжку, авторитетный ценитель поэзии Корней Иванович Чуковский написал Николаю Алексеевичу восторженные слова: "Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор "Журавлей", "Лебедя", "Уступи мне, скворец, уголок", "Неудачника", "Актрисы", "Человеческих лиц", "Утра", "Лесного озера", "Слепого", "В кино", "Ходоков", "Некрасивой девочки", "Я не ищу гармонии в природе" - подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть даже против воли) придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом" (5 июня 1957г.)


Умер Заболоцкий в Москве 14 октября Предсказание К. И.Чуковского Предсказание К. И.Чуковского сбывается. В наше время поэзия Н. А. Заболоцкого широко издается, она переведена на многие иностранные языки, серьезно изучается литературоведами, о ней пишутся диссертации и монографии. Поэт достиг той цели, к которой стремился на протяжении всей своей жизни, - он создал книгу, достойно продолжившую великую традицию русской философской лирики, и эта книга пришла к читателю. сбывается. В наше время поэзия Н. А. Заболоцкого широко издается, она переведена на многие иностранные языки, серьезно изучается литературоведами, о ней пишутся диссертации и монографии. Поэт достиг той цели, к которой стремился на протяжении всей своей жизни, - он создал книгу, достойно продолжившую великую традицию русской философской лирики, и эта книга пришла к читателю.



Слайд 1


Жизнь и творчество Н.А.Заболоцкого.
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ Биокомбинатовской СОШ п.Биокомбината Щёлковского муниципального района Московской области Белая Лидия Николаевна п.Биокомбината,2016год

Слайд 2

Н.А.Заболоцкий
Цели и задачи работы: проанализировать творчество Н.А.Заболоцкого; рассмотреть идейно-художественное звучание лирики Н.А.Заболоцкого; изучить критическую литературу, а также материалы Интернет сайтов по выбранной теме.
24 апреля (7 мая) 1903 - 14 октября 1958

Слайд 4

Жизнь и творчество
После окончания реального училища в Уржуме в 1920 году, Заболоцкий поступил в Московский университет сразу на два факультета – филологический и медицинский.

Слайд 5

Литературная жизнь Москвы захватила поэта. Он увлекался подражанием то Блоку, то Есенину.

Слайд 6

В 1921 году Николай Заболоцкий поступил в педагогический институт им. Герцена в Ленинграде. За годы учебы сблизился с группой молодых авторов, «обериутов» («Объединение реального искусства).

Слайд 7

Столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926-1927 годах он написал первые свои настоящие поэтические произведения.

Слайд 8

Первая книга его стихов, «Столбцы», вышла в 1929 году. Эта книга имела скандальный успех. Средства к существованию давала работа в детской литературе - в 30-х годах он сотрудничал в журналах «ЁЖ» и «ЧИЖ»

Слайд 9

В 1938 году его репрессировали по ложному обвинению за антисоветскую пропаганду и отправили работать строителем на Дальний Восток, в Алтайский край, Караганду. В этих тяжелых условиях Заболоцкий закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.)

Слайд 10

В 1946 году Заболоцкий вернулся в Москву; его восстановили в Союзе писателей. Работал над переводами грузинских поэтов, посетил Грузию. В 1950-е вышли стихи «Некрасивая девочка», «Старая актриса» и др., которые сделали его имя широко известным. Однако здоровье поэта было сильно подорвано ссылкой. В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года его сердце остановилось навсегда.

Слайд 11

Анализ стихотворения «Движение»
Сидит извозчик, как на троне, Из ваты сделана броня, И борода, как на иконе, Лежит, монетами звеня. А бедный конь руками машет, То вытянется, как налим, То снова восемь ног сверкают В его блестящем животе. 1927

Слайд 12

«ВЕЧЕРНИЙ БАР»
В глуши бутылочного рая, Где пальмы высохли давно, Под электричеством играя, В бокале плавало окно. Оно, как золото, блестело, Потом садилось, тяжелело, Над ним пивной дымок вился... Но это рассказать нельзя. Звеня серебряной цепочкой, Спадает с лестницы народ, Трещит картонною сорочкой, С бутылкой водит хоровод. Сирена бледная за стойкой Гостей попотчует настойкой, Скосит глаза, уйдет, придет, Потом с гитарой на отлет Она поет, поет о милом, Как милого она любила, Как, ласков к телу и жесток, Впивался шелковый шнурок, Как по стаканам висла виски, Как, из разбитого виска Измученную грудь обрызгав, Он вдруг упал. Была тоска, И все, о чем она ни пела, Легло в бокал белее мела. Мужчины тоже всё кричали, Они качались по столам,
По потолкам они качали Бедлам с цветами пополам. Один рыдает, толстопузик, Другой кричит: "Я - Иисусик, Молитесь мне, я на кресте, В ладонях гвозди и везде!" К нему сирена подходила, И вот, тарелки оседлав, Бокалов бешеный конклав Зажегся, как паникадило. Глаза упали, точно гири, Бокал разбили, вышла ночь, И жирные автомобили, Схватив под мышки Пикадилли, Легко откатывали прочь. А за окном в глуши времен Блистал на мачте лампион. Там Невский в блеске и тоске, В ночи переменивший краски, От сказки был на волоске, Ветрами вея без опаски. И как бы яростью объятый, Через туман, тоску, бензин, Над башней рвался шар крылатый И имя "Зингер" возносил.

Слайд 13

ТЕМА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса и сил разума, гармонии. Умирая, человек перевоплощается, обретает новую жизнь в природе. Удивительны мир природы и мир человека в произведениях Н. А. Заболоцкого. Воссозданные с замечательным поэтическим мастерством, они зовут читателя к глубоким раздумьям о смысле жизни, о сущности мироздания.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх