Николай Гаврилович Чернышевский: биография, деятельность, история жизни и цитаты. Краткая биография чернышевского самое главное Г чернышевский биография

Чернышевский Николай Гаврилович является известным русским писателем и журналистом. Он был рожден в 1828 году в Саратове. Поскольку его отец был священником, обучение Николай начал в духовной семинарии. Затем в 18 лет он поступает в Петербургский университет на историко-филологический факультет.

В 25 лет Чернышевский женится на Ольге Васильевой. В браке он придерживался равенства полов, что в то время представлялось революционной идеей.

В это же время он переезжает в Петербург и начинает строить карьеру публициста. Особую известность он получил, работая в журнале «Современник».

В 50-х годах активно печатались произведения писателя, в которых он открыто высказывал свое мнение об ожидаемом крестьянском восстании. За революционно-демократические взгляды журнал был закрыт. Чернышевский продолжал продвигать свои идеи, писал революционные прокламации. Власти установили за ним слежку, и вскоре Николай был арестован и отправлен на время следствия в Петропавловскую крепость. По приговору его осудили на 7 лет каторги и ссылку в Сибирь до конца жизни.

Во время следствия Николай Чернышевский создал свое произведение «Что делать».

В 1883 году Чернышевскому разрешили уехать в Астрахань. В 1889 году Николай Чернышевский ушел из жизни.

10 класс. По датам

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Александр Порфирьевич Бородин

    Александр Порфирьевич Бородин, человек неординарный, сделавший много для русской культуры и науки, родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге.

  • Римский-Корсаков Николай Андреевич

    Николай Андреевич Римский-Корсаков является известным на весь мир русским композитором, а также дирижером. Дата рождения – восемнадцатое марта 1844 г, дата кончины – двадцать первое июня 1908 г.

  • Екатерина II

    Императрица Екатерина 2 Алексеевна в истории носит имя Великая. Она была рассудительным человеком, в важных решениях не руководствовалась сердцем, была начитанной и умной, она очень многое сделала для становления России.

  • Василий Константинович Блюхер

    Василий Константинович Блюхер - политический деятель Советского Союза, в числе первых был отмечен орденом Красного Знамени и Красной Звезды. Судьба возвела его до маршала и опустила до заключенного НКВД. Нелегкая судьба, выдающей личности начала XX века.

  • Паустовский Константин Георгиевич

    Константин Георгиевич Паустовский родился на свет 31 мая 1892 года в Москве. Вырос в семье Георгия Максимовича Паустовского и Марии Григорьевны Паустовской

Русский философ-утопист Николай Чернышевский, сын саратовского протоиерея, должен был сделать блестящую духовную карьеру, но годы учебы в семинарии и университете отвратили его сердце от религии. В итоге он стал выдающимся литературным критиком-демократом.

Вольнодумство обошлось писателю дорого: без малого 20-летняя каторга лишила его сил, здоровья, общения с семьей и возможности работать, однако его биография стала источником вдохновения для нового поколения, а труды наложили огромный отпечаток на последующее развитие социальной философии и литературы.

Детство и юность

Николай родился в Саратове 12 (24) июля 1828 года. Его отец Гаврила Чернышевский был священником и для тех лет весьма образованным человеком, стремившимся обеспечить своим детям достойное будущее. Детство маленький Коля провел над книгами. Начитанность и кругозор мальчика поражали не только сверстников, но и взрослых друзей отца.


В 1842 году младший Чернышевский поступил в духовную семинарию. Качество преподавания в учебном заведении его не устроило, и юноша восполнял его с помощью самообразования, изучая географию, словесность, грамматику и языки. Проучившись 4 года в семинарии, Николай подал документы в Петербургский университет на факультет истории и филологии.

Литературная деятельность и книги

Во время студенчества мировоззрение будущего революционера сложилось окончательно. Он стал сознательно готовить себя к просветительской работе и начал писать художественные произведения. Несмотря на то, что Николай ранее учился в духовном учебном заведении и вообще был выходцем из религиозной семьи, доктрину официального православия он решительно отверг.


Через 2 года Чернышевский вместе с молодой женой вернулся в Петербург. Ему предложили место учителя в кадетском корпусе, и он с удовольствием согласился, увидев в этом возможность пропаганды своих идей. Учителем Николай Гаврилович был неплохим, хоть и чересчур лояльным, но с коллегами отношения у него не заладились: после одного особенно громкого скандала педагог уволился.

В 1853 году Чернышевский стал публиковаться в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях». Начав с коротких заметок, он постепенно перешел к программным статьям. Через год автор перешел в «Современник». Несмотря на революционные взгляды, Николай Гаврилович все же не хотел превращать издание в трибуну опасных для того времени идей и на этой почве поругался с либеральными литераторами Анненковым, Дружининым, и Боткиным.

Философские и политические взгляды

В 1855 году Чернышевский защитил диссертацию, посвященную вопросам отношения искусства к явлениям реального мира. Его выступление вызвало общественный резонанс, поскольку резкую критику идеализма и теории «чистого», оторванного от действительности искусства многие расценили как дерзость и попытку расшатать традиционные устои.


Представителям власти также не понравилась позиция молодого ученого: А. С. Норов, бывший тогда министром просвещения, выступил против присуждения Чернышевскому ученой степени. Николай Гаврилович получил звание магистра русской словесности лишь 3 года спустя, когда Норова на посту сменил Е. П. Ковалевский.

В это же время писатель возглавил журнал «Военный сборник». Его привлечение к редактированию издания было не случайным: Чернышевского пригласили, чтобы вести на этом посту пропагандистскую деятельность, ведь, по замыслу тогдашних революционеров, армия должна была стать главной движущей силой грядущих перемен. Там Чернышевский познакомился с Огаревым и . Вместе они стали родоначальниками народничества и основали тайное общество «Земля и воля».

Арест и ссылка

В 1861 году деятельность Николая Гавриловича обратила на себя пристальное внимание полиции, и над ним установили тайный надзор. Редактора «Военного сборника» и автора «Современника» заподозрили в составлении революционных воззваний и возбуждении враждебных чувств к действующей власти (эти обвинения были зафиксированы в служебной записке, составленной главным жандармом Долгоруковым). Кроме того, Чернышевского подозревали в причастности к пожарам, случившимся в Петербурге в 1862 году.


Вскоре «Современник» закрыли, а через месяц Николая Гавриловича арестовали, поместив в одиночную камеру Петропавловской крепости. Формальным поводом для ареста стало перехваченное полицией письмо Герцена к Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского – якобы он планировал организовать работу запрещенного «Современника» в Великобритании. Кроме того, Николаю Гавриловичу предъявили обвинение в изготовлении прокламаций, призывающих крестьян к восстанию против помещиков.

Следствие по делу революционера длилось 1,5 года. Комиссия для подтверждения виновности Чернышевского использовала и незаконные методы – показания подставных свидетелей, фальшивые документы. Чтобы привлечь внимание к несправедливости, узник объявил 9-дневную голодовку, но это не помогло.


Даже в тюрьме ученый продолжал работу, написав больше 200 листов текста. В заточении он закончил роман «Что делать?». Интересный факт – произведение приняли и опубликовали, несмотря на положение его автора.

В 1864 году Николаю Гавриловичу объявили приговор: 14-летняя каторга в Сибири и пожизненное поселение там же. По личному пожеланию императора каторжный срок был уменьшен вдвое, однако в итоге писатель провел в ссылке 19 с лишним лет. Гражданская казнь Чернышевского – унизительное наказание в виде публичного лишения всех чинов и привилегий – состоялась 19 мая 1864 года на Конной площади Санкт-Петербурга.


Узника переправили на Нерчинскую каторгу, а позднее сослали в Вилюйск. Через 10 лет Чернышевскому официально предложили подать прошение о помиловании, однако он отказался. Товарищи по революционному кружку сделали несколько попыток освободить его, но домой в Саратов Чернышевский в итоге вернулся не скоро.

В конце концов, друзья и родственники смогли добиться, чтобы его перевели из Сибири в Астрахань. Император пошел на этот шаг из страха перед новыми беспорядками, ведь «Земля и воля» тогда уже показала себя как общественно опасная организация, и накалять обстановку не хотелось.

Личная жизнь

Писатель был женат. Его избранницей стала Ольга Сократовна Васильева, с которой они обвенчались в 1853 году. Жена слыла весьма оригинальной личностью, и выбор Чернышевского одобрили далеко не все: Ольгу обвиняли в легкомыслии и равнодушии к творчеству супруга, однако сам Николай Гаврилович был в восторге. Его любовь к жене стала слепой и безусловной, и он считал брак способом испытания новых идей, пытаясь построить равные отношения, чтобы искоренить рабство и угнетение женщин в семье.


При знакомстве Чернышевский честно предупредил, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой», но Ольгу это не остановило. Получив ее согласие на брак, писатель завел «Дневник моих отношений с той, которая теперь составляет мое счастье» и начал воплощать в семейной жизни свои революционные идеи.

Чернышевский заявлял, что оба супруга равны по правам и обязанностям, что для того времени было весьма смелой позицией. В браке он предоставил Ольге полную свободу, вплоть до измен, считая, что она вправе распоряжаться собой, как пожелает. Когда у жены начался роман с другом семьи Иваном Савицким, он предложил отпустить ее, уверяя, что ничего не желает так, как ее счастья. Ольга, восхитившись таким великодушием, предпочла остаться с мужем.


Личный опыт Чернышевского позже лег в основу любовной линии романа «Что делать?», а описанные им отношения одной женщины и двух мужчин надолго остались в западной литературе под названием «русский треугольник».

Родственники Николая Гавриловича смотрели на его избранницу «косо», а в родном Саратове о личной жизни пары постоянно ходили неприятные сплетни и слухи. Отъезд молодой семьи в Петербург больше напоминал бегство от предрассудков и старых устоев. Масла в огонь подливал и тот факт, что свадьба состоялась слишком поспешно – незадолго до этого у Николая Гавриловича умерла мать, однако он отказался выдерживать положенный траур.


Вместе Чернышевские прожили 9 лет, но судьба отобрала у них целых 20 лет семейного счастья. Из сибирской ссылки философ написал жене 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее Ольга забудет его, тем лучше.

К моменту его отъезда у супругов уже подрастали трое сыновей – Михаил, Виктор и Александр, и, оставшись без мужа и отца, семья узнала горькую нужду. Ольге пришлось подрабатывать штопкой и вязаньем. В 1866-м она, взяв младшего ребенка, отправилась навестить супруга. Путь занял полгода, а провести вместе они смогли всего 4 дня. Николай Гаврилович умолял Ольгу отказаться от него и выйти замуж снова, но она так и не захотела этого сделать.

Смерть

Благодаря хлопотам родни Чернышевский в июне 1889 года вернулся в Саратов, однако спокойно дожить свои дни в родном городе ему было не суждено. Каторжный труд сломил его здоровье, и в 55 лет писатель был немощным стариком.


Осенью того же года он заболел малярией и скоропостижно скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.

Могила Николая Гавриловича Чернышевского находится на Воскресенском кладбище Саратова.

  • В романе «Что делать?» упоминается алюминий, названный «металлом будущего». В то время он использовался мало, но прогноз Чернышевского относительно его широкого применения в промышленности действительно сбылся.
  • В детстве друзья дразнили писателя библиографом, а приятели юности звали пожирателем книг – настолько неутолимой была его жажда знаний.

Роман Николая Чернышевского «Что делать?» (первое и современное издания)
  • В советское время роман «Что делать?» стал необычайно популярным из-за положительных отзывов .
  • Любовь к жене Чернышевский сохранил на всю жизнь и не прекращал думать о ней даже в самые тяжелые каторжные годы. Сберегая копейки из скудного заработка, он сумел купить ей роскошный лисий мех и переправить подарок в Петербург.

Цитаты

Деятельность человека пуста и ничтожна, когда не одушевлена идеею.
Право жить и быть счастливым - пустой признак для человека, не имеющего средств к тому.
Характер человека больше всего выказывается в том, какого рода отдых легче и приятнее для него.
Человек именно тогда производит истинный эффект, когда и не думает об эффектах.

Библиография

  • 1862-1863 - «Что делать?»
  • 1863 - «Алферьев»
  • 1883 - «Заметки о Некрасове»
  • 1854 - «Критический взгляд на современные эстетические понятия»
  • 1855 - «Эстетические отношения искусства к действительности»
  • 1855 - «Возвышенное и комическое»
  • 1855 - «Характер человеческого знания»
  • 1858 - «Критика философских предубеждений против общинного владения»
  • 1860 - «Антропологический принцип в философии»
  • 1888 - «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь»

Русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, публицист и писатель.

Родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове в семье священника. С детства Николай много читал.

Несколько лет будущий писатель учился в Саратовской духовной семинарии, а в 1846 году поступил на историко-филологическое отделение университета в Петербурге. На становление Чернышевского как писателя сильно повлияли французские философы Шарль Фурье и Анри де Сен-Симон.

С 1850 года писатель преподавал в Саратовской гимназии, где параллельно проповедовал революционные идеи. В 1853 году он познакомился со своей будущей супругой – О. С. Васильевой. С 1854 года он был удостоен должности преподавателя во Втором кадетском корпусе, однако проработал там недолго.

С 1853 года началась литературная карьера Чернышевского. Его заметки стали появляться в «отечественных записках», а также в «Санкт-Петербургских ведомостях». С 1854 года печатался в «Современнике» и пытался использовать журнал в качестве трибуны революционной демократии.

С 1858 году Чернышевский был первым редактором журнала «Военный сборник». Вместе с Герценым и Огаревым он стоял у истоков народнического движения, а также участвовал в тайном революционном кружке «Земля и воля». С осени 1861 года за ним тайно наблюдала полиция.

В июне 1862 он был арестован по подозрению в составлении провокационных прокламаций. Следствие по этому делу велось более года. За это время Чернышевский не только вел упорную борьбу со следственной комиссией, но и работал над своим романом «Что делать» (1863), который позже был опубликован в «Современнике».

С 1864 года писатель был приговорен к каторжным работам. В родной Саратов он смог попасть лишь в 1889 году.

Николай Гаврилович Чернышевский. Родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове - умер 17 (29) октября 1889 года в Саратове. Русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Родился в Саратове в семье священника, саратовского кафедрального протоиерея Гавриила Ивановича Чернышевского (1793-1861).

До 14-летнего возраста учился дома под руководством отца, многосторонне образованного и очень религиозного человека и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной. Архиепископ Никанор (Бровкович) указывал, что с раннего детства к нему был приставлен гувернёр-француз, которому «в Саратове и приписывали первоначальное направление юного Чернышевского».

Начитанность Николая поражала окружающих. В детстве он даже имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников». Не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.

За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения. Влияние на формирование его взглядов оказал кружок И. И. Введенского. В это время Чернышевский начал писать свои первые художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе. Здесь молодой учитель использовал своё положение для проповеди революционных идей.

В 1853 году встретил будущую жену, Ольгу Сократовну Васильеву , вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.

Литературную деятельность начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и в «Отечественных Записках».

В начале 1854 г. он перешёл в журнал «Современник», где в 1855-1862 годах являлся руководителем наряду с и , вёл решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызывало протест литераторов-либералов (В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин, И. С. Тургенев), сотрудничавших в «Современнике».

10 мая 1855 года в университете происходит защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которая стала большим общественным событием и была воспринята как революционное выступление, в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства».

Министр просвещения А. С. Норов помешал присуждению учёной степени, и лишь в 1858 году, когда Норова на посту министра сменил Е. П. Ковалевский, последний утвердил Чернышевского в степени магистра русской словесности.

В 1858 году он стал первым редактором журнала «Военный сборник». Ряд офицеров (Сераковский, Калиновский, Шелгунов и др.), был вовлечён им в революционные кружки. Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарёв, стремившиеся привести армию к участию в революции. Вместе с ними является родоначальником народничества, причастен к созданию тайного революционного общества «Земля и воля».

В июне 1859 г. Чернышевский ездил в Лондон к Герцену для объяснения по поводу статьи «Very dangerous!» («Очень опасно!»), напечатанной в «Колоколе».

С сентября 1861 г. находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков даёт такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству». Подозревался в причастности к пожарам 1862 года в Петербурге.

В мае 1862 года журнал «Современник» был закрыт на 8 месяцев.

12 июня 1862 года Чернышевский был арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором.

В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской Империи номер один». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещённый «Современник» в Лондоне.

Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вёл упорную борьбу со следственной комиссией. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе «Что делать?» (1863), опубликованном в 3, 4 и 5 номерах «Современника».

7 февраля 1864 года сенатором М. М. Карниолиным-Пинским был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет.

19 (31) мая 1864 года в Петербурге на Конной площади состоялась гражданская казнь революционера. Был отправлен в Нерчинскую каторгу в Кадаинскую тюрьму; в 1866 году переведён в Александровский Завод Нерчинского округа, в 1867 году в Акатуйскую тюрьму, в 1871 году в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании.

Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 г. освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883 г. Чернышевского перевели в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал Константин Фёдоров).

Благодаря хлопотам сына Михаила, 27 июня 1889 года переезжает в Саратов, но уже 11 октября того же года заболевает малярией. Чернышевский скончался в 12:37 ночи 17 (29) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. 20 октября был похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище.

Библиография Чернышевского:

Романы Чернышевского:

1862-1863 - Что делать? Из рассказов о новых людях.
1863 - Повести в повести (незаконч.)
1867-1870 - Пролог. Роман из начала шестидесятых годов. (незаконченный)

Повести Чернышевского:

1863 - Алферьев.
1864 - Мелкие рассказы.
1889 - Вечера у княгини Старобельской (не было напечатано)

Литературная критика Чернышевского:

1849 - О «Бригадире» Фонвизина. Кандидатская работа.
1854 - Об искренности в критике.
1854 - Песни разных народов.
1854 - Бедность не порок. Комедия А. Островского.
1855 - Сочинения Пушкина.
1855-1856 - Очерки гоголевского периода русской литературы.
1856 - Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения.
1856 - Стихотворения Кольцова.
1856 - Стихотворения Н. Огарёва.
1856 - Собрание стихотворений В. Бенедиктова.
1856 - Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого.
1856 - Очерки из крестьянского быта А.Ф. Писемского.
1857 - Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность.
1857 - «Губернские очерки» Щедрина.
1857 - Сочинения В. Жуковского.
1857 - Стихотворения Н. Щербины.
1857 - «Письма об Испании» В. П. Боткина.
1858 - Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».
1860 - Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии.
1861 - Не начало ли перемены? Рассказы Н.В. Успенского. Две части.

Публицистика Чернышевского:

1856 - Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина.
1856 - «Русская беседа» и её направление.
1857 - «Русская беседа» и славянофильство.
1857 - О поземельной собственности.
1858 - Откупная система.
1858 - Кавеньяк.
1858 - Июльская монархия.
1859 - Материалы для решения крестьянского вопроса.
1859 - Суеверие и правила логики.
1859 - Капитал и труд.
1859-1862 - Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни.
1860 - История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции.
1861 - Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри.
1861 - О причинах падения Рима.
1861 - Граф Кавур.
1861 - Непочтительность к авторитетам. По поводу "Демократии в Америке" Токвиля.
1861 - Барским крестьянам от их доброжелателей поклон.
1862 - В изъявление признательности Письмо к г. З(ари)ну.
1862 - Письма без адреса.
1878 - Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.

Мемуары Чернышевского:

1861 - Н. А. Добролюбов. Некролог.
1883 - Заметки о Некрасове.
1884-1888 - Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861-1862.
1884-1888 - Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.

Философия Чернышевского:

1854 - Критический взгляд на современные эстетические понятия.
1855 - Эстетические отношения искусства к действительности. Магистерская диссертация.
1855 - Возвышенное и комическое.
1885 - Характер человеческого знания.
1858 - Критика философских предубеждений против общинного владения.
1860 - Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии». Сочинение П. Л. Лаврова.
1888 - Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни.

Переводы Чернышевского:

1860 - «Основания политической экономии Д. С. Милля» (со своими примечаниями).
1861-1863 - «Всемирная история» Ф. К. Шлоссера.
1863-1864 - «Исповедь» Ж. Ж. Руссо.
1884-1888 - «Всеобщая история Г. Вебера» (со своими статьями и комментариями успел перевести 12 томов).


Николай Гаврилович Чернышевский - русский революционер, демократ, писатель, философ, экономист, публицист, литературный критик, ученый - появился на свет в Саратове 24 июля (12 июля по ст. ст.) 1828 г. Его отцом был священник, человек разносторонне образованный. Еще в детские годы Николай пристрастился к чтению и изумлял окружающих начитанностью.

В 1842 г. он становится учащимся Саратовской духовной семинарии. Годы учебы в ней (завершил обучение в 1845 г.) были наполнены интенсивным самообразованием. В 1846 г. Чернышевский - студент философского факультета (историко-филологическое отделение) Петербургского университета. После его окончания в 1951-1853 гг. преподавал в местной гимназии русский язык. В студенческие годы Чернышевский сформировался как личность и был готов посвятить жизнь революционной деятельности. К этому же периоду биографии относятся первые пробы пера.

В 1853 г. Николай Гаврилович, женившись, переехал в Санкт-Петербург и был в 1854 г. определен во Второй кадетский корпус преподавателем. Несмотря на педагогический талант, вынужден был уйти в отставку после конфликта с коллегой. К 1853 г. относится и начало его литературной деятельности в виде небольших статей, которые публикуются «Санкт-Петербургскими Ведомостями» и «Отечественными Записками». В 1854 г. Чернышевский становится сотрудником журнала «Современник». Защита магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» превратилась в значимое общественное событие и дала старт развитию национальной материалистической эстетики.

На протяжении 1855-1857 гг. из-под пера Чернышевского выходит целый ряд статей, главным образом, литературно-критического и историко-литературного характера. В конце 1857 г., перепоручив критический отдел Н. Добролюбову, он приступает к сочинению статей, освещавших экономико-политические вопросы, в первую очередь, касающиеся планируемых аграрных реформ. К этому шагу правительства он относился негативно и в конце 1858 г. стал выступать с призывом к тому, чтобы реформа была сорвана революционным путем, предупреждал, что крестьянство ожидает масштабное разорение.

Конец 50 - начало 60 гг. отмечен в его творческой биографии написанием политэкономических работ, в которых писатель выражает убежденность в неотвратимости прихода социализма на смену капитализму, - в частности, «Опыт земельной собственности», «Суеверия и правила логики», «Капитал и труд» и др.

С начала осени 1861 г. Н.Г. Чернышевский становится объектом тайного полицейского надзора. На протяжении лета 1861-1862 гг. он являлся идейным вдохновителем «Земли и воли» - революционной народнической организации. Чернышевский значился в служебной документации тайной полиции как враг номер один Российской империи. Когда было перехвачено письмо Герцена с упоминанием Чернышевского и предложением выпускать за границей запрещенный к тому времени «Современник», Николая Гавриловича 12 июня 1862 г. арестовали. Пока шло следствие, он сидел в Петропавловской крепости, в одиночной камере, продолжая при этом писать. Так, в 1862-1863 гг. в застенках был написан знаменитый роман «Что делать?».

В феврале 1864 г. был вынесен вердикт, согласно которому революционеру предстояло провести 14 лет на каторге с последующим пожизненным проживанием в Сибири, но Александр II снизил срок до 7 лет. В тюрьме и на каторге Н. Чернышевскому в общей сложности довелось провести более двух десятков лет. В 1874 г. он отказался от написания прошения о помиловании, хотя ему предоставляли такой шанс. Семья выхлопотала ему в 1889 г. разрешение жить в Саратове, но, переехав, он 29 октября (17 октября по ст. ст.) 1889 г. скончался и был похоронен на Воскресенском кладбище. В течение еще нескольких лет, до 1905 г., все его работы были в России под запретом.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх