Как научиться играть на гармошке без нот. Уроки игры на гармони

Данный мастер-класс просто незаменим для всех тех, кто хочет научиться играть на гармони.

Музыкальный инструмент, который обладает очень приятным звучанием и большими возможностями был популярен всегда. Научиться игре на гармони самому можно и совсем не сложно! А тем, кто прекрасно поет, учится просто обязательно! Песни под собственный аккомпанемент станут визитной карточкой певца, которого будут звать на многие вечера и события.

Видео-урок «Уроки игры на гармони»

Часть 1. Варианты боя

Часть 2. Аккорды справа

Часть 3. «Змейки» из аккордов

Часть 4. Аккорды из четырех кнопок

Русский народный инструмент издревле был атрибутом праздников, веселья, и теплых, дружеских вечеров. Точная история гармони неизвестна. Никто не может точно утверждать, где и кем она была изобретена. Однако, широко распространено мнение, что гармонь родом из Германии, и появилась на свет в начале 19 века. Бытует так же мнение, что гармонь впервые появилась в России, а именно в Санкт-Петербурге, в 18 веке. Интересен тот факт, что во время Великой Отечественной Войны, на фронт, среди боеприпасов и провизии, так же массово посылали гармони, для поддержания морального духа населения. Именно в это время, гармонь приобрела свою широкую популярность в России, став любимым музыкальным инструментом многих людей. В это время появилось много авторских песен, которые исполнялись именно под гармонь.

  1. Во-первых, следует ознакомиться со строением данного инструмента. Он невелик по размерам, компактен и удобен для транспортировки. Гармонь состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из которых находятся клавиши или клавиатура с кнопками. Музыканту необходимо играть обоими руками, одновременно сжимая или разжимая гармонь и нажимая на клавиши или кнопки. На правой клавиатуре играется основная мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Конструкция между клавиатурами называется меховая камера. Она предназначена для накачивания воздуха к звуковым планкам гармони.
  2. Полезно знать, что гармони могут иметь определенную тональность (мажорную или минорную).
  3. Выделяют два вида русских гармоней, в зависимости от типа извлечения звука: есть гармони, на которых при растяжении и сжатии мехов кнопка дает один и тот же звук. У других же гармоней, высота звука может меняться в зависимости от положения и движения мехов.
  4. Для успешного овладения игрой на гармони, стоит усиленно развивать музыкальный слух и чувство ритма. Музыкант просто обязан слышать и чувствовать музыку, которую он играет.
  5. Начинать обучение игры на гармони лучше с самых азов: положения гармониста во время игры. До сих пор не существует единого мнения на сей счет. Многие самоучители предлагают использовать ту же позу, что и баянисты. Однако большинство профессиональных музыкантов считают, что не стоит смешивать техники игры на гармони и на баяне. Главное, что бы поза была удобной для самого гармониста. Самая распространенная поза выглядит примерно так: гармонь ставят мехом на левое бедро, гриф правого полукорпуса упирается в бедро правой ноги, левая рука растягивает мех. Инструмент при этом или плотно прижат к телу, либо выдвигается немного вперед.
  6. В гармони предусмотрены специальные плечевые ремни, которые используются для придания гармони надежности и устойчивости. Во время игры сидя хватает и одного плечевого ремня. Если же музыкант надевает оба, их нужно тщательно отрегулировать так, что бы гармонь не висела, а опиралась на бедро.
  7. Стоит уделять большое внимание положению рук. В видео подробно показано, как надо держать руки во время игры на гармони.

Эти советы в комплексе с обучающим видео, на котором подробно и понятно показаны основные принципы игры на гармони, помогут новичкам освоить игру на этом прекрасном музыкальном инструменте. Не стоит заниматься только по урокам или книгам, важную часть занятия составляет импровизация, собственные музыкальные поиски и эксперименты. Успехов!

Учится трудно, а начинать изучать нотную грамоту уже не молодым – еще трудней. Хочется побыстрей, и, может быть, не полном объеме, но достаточном чтобы играть, понимать написанное на нотном стане.


Методики обучения в музыкальной школе, эффективные, спору нет, но они рассчитаны на длительное, постепенное изучение материала, на психологию ребенка. Да и работают они только когда есть преподаватель, который подает материал, контролирует усвоение, исправляет ошибки. Кроме того, опытный преподаватель учитывает психологические особенности ученика и найдет индивидуальный подход. Я же занимаюсь самообразованием, и учебники для музыкальных школ и училищ мне не подходят, но являюся очень полезным справочным материалом. Надо искать что-то другое.


Самоучители для гармони: П. Лондонов, Р.Бажилин, Г. Тышкевич, а также самоучители для игры на баяне этих и других авторов для меня были не эффективны. Наверно мне не подошли психологически. Цель занятия-урока не написана, чего надо добиться на данном занятии? Как контролировать? Нотная грамотность дана скомкано, каким-то урывками. Не создается цельная, взаимосвязанная система.


Я лучше понимаю и выучиваю, когда идем по схеме: вот задача, а для решении ее надо с делать такие то шаги. А схема: сделаем или выучим это (у меня сразу вопрос, а зачем?), потом это, и т.д., и долго всё, занудливо, без объяснения - зачем. А потом, опаньки, готово. Такая схема мне не подходит.


Обложился я книгами по музыкальной грамоте и сольфеджио, полез в интернет, начал учить ноты, длительность, интервалы, тональности, лады, аккорды и их обращения и т.д. Кое-что, конечно, выучил и запомнил. Все это нужно, а на гармони играть с листа не могу. Не правильно что-то делаю. Задумался: цель и методы ее достижения.

И вот что я понял.

Главные задачи, на первом этапе:

1. установить связь с изображением ноты на нотном стане и соответствующей клавишей гармони. Четкую, устойчивую связь.


А название ноты вторично, оно пригодится потом. Да на называю их по разному, у нас (до-ре-ми) или в Европе (C-D-E). (Тем более, что те упражнения, которым я пользовался, позволяют сделать это по ходу дела автоматически.)

2. длительность нот. Необходимо это четко выучить и уметь исполнять. Дело не трудное, и это тоже автоматически решатся в тех же упражнения, что и первая задача.

Из этих двух моментов: нота и длительность, в общем то, и состоит игра на гармони (да и на других музыкальных инструментах), все остальное тоже важно, но это задачи второго плана.

Начал искать подходящие упражнения, находил, пробовал. А все оказалось очень просто – обыкновенная гамма ДО-МАЖОР – до-ре-ми и т.д. Так что ничего нового я не изобрел и не изобретаю.

С этой гаммы все начинается, в любом самоучителе написано – сыграйте гамму – и все. И все ее пропускают, все ясно, чего тут играть то, не малое дитя ведь. Испробовал кучу способов, чтобы и выучить ноты побыстрей и научится извлекать их из гармони, и, как ни странно, это примитивнейшая гамма оказалась лучше всего.

Я просто сейчас поподробней опишу методику своих с упражнениями основанных на этой простой гамме. Много слов будет написано для того, чтобы из этой простейшей вещи получить максимальную отдачу.

Что это даст?

Можно за два-три дня научиться играть по нотам, с листа.

Конечно, вначале это было как у первоклассника: по слогам, медленно, без выражения. Но через очень небольшое время, выработалась и беглость и выразительность.

Это дистанционное обучение, нет учителя, который бы Вас контролировал (замечал ошибки, причины их вызывающие и способы исправления). Вы учитель, Вы же и контролер. Поэтому важно понять цель упражнения и методы ее (цели) достижения для самоконтроля. Обмануть, формально выполняя упражнение, Вы можете только себя. А это Вам нужно?

Общеизвестно, что навык - это умение, приобретенное упражнением, то есть многократным повторением, в основе которого лежит теория образования и закрепления условного рефлекса (в данном случае зрительно-слухо-двигательного).

Задача заключается в том, чтобы сформировать и закрепить навык, то есть сформировать систему нервных связей (динамический стереотип), которая является отражением в мозге реальных связей (нота - расположение на нотном стане и движений пальцев - нажатия нужной клавиши)

Я буду описывать процесс формирования и развития технического навыка. Поэтому необходимо прежде всего уяснить механизм этого процесса.

Начинаем

Подготовительные действия:

Справа картинка правой клавиатуры гармони – как бы через прозрачный гриф гармони (зеркальное отражение), ближе к меху 12 кнопок, дальше от меха – 13 кнопок. Я распечатал и положил эту картинку перед собой. Чуть поиграв, убрал.

Кстати: ноты написанные на линии расположены на ряде клавиатуры дальнем от меха, а между линий – на ряде клавиатуры ближе к меху

Я вначале приклеил кусочки скотча на клавиши ноты до 1, 2 и 3 октавы, для того чтобы правильно, на ощупь, находить эти клавиши. Потом можно его оторвал.

Смотрел на расположение нот, подглядывал вначале, 2-3 раза сыграв гамму, потом не стал это делать.

Чтобы сесть с гармонью удобней, а не перед компьютером, гамму распечатал (смотреть на ноты надо обязательно).

Сел и правильно взять гармонь (как учат в самоучителях), правой ногой лучше отбивать ритм, я так делал (заодно выработается ровный ритм).

Еще я пользовался метрономом. Прибор давний, музыканты используют его, а гармонисты почему-то нет. В интернете горячие споры – нужен он или нет. Но я думаю, не дураки его придумали и используют лет двести.

1. День первый

Как играл гамму:

медленно, и на каждый удар ноги (счет "раз", но вслух произносить это не надо) и одновременно;

1. разглядывал ноту (запоминал ее расположение);

2. произносил вслух название ноты (запоминл название ноты);

3. и при этом нажимл на нужную кнопку («пальцами» запоминл расположение кнопки для ноты);

4. перехожу к следующей ноте;

Необходим такой темп игры, который обеспечивал бы единство сознания и действия.

"Мантра" для этой гаммы:

до – ре – ми – фа – соль – ля – си – ля – соль – фа – ми – ре - до

В результате многократного повторения и достигается эта цель, но при условии игры без ошибок.

А отсюда вывод: чтобы играть быстро, надо играть медленно.

Медленный темп и является условием точности, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность постепенного увеличения скорости игры. Ведь формирование и закрепление технического навыка заключается не в тренировке пальцев, а в тренировке нервных процессов, обусловливающих формирование динамического стереотипа и сокращение времени рефлекторного ответа, от чего и зависит скорость игры.

В первый день я, играл час –полтора, но без ошибок. Если бы я играл дольше, то начал бы ошибать, независимо от скорости.


Кстати В школе, когда задавали выучить стихотворение, я учил его весь вечер - а запомнить не мог, а утром легко рассказывал его, без запинки. Поэтому и упражнения я делал не долго, т.к. сколько бы не повторял, все равно ошибался.

Занятие не весёлое для, но нужное.

Моя ошибка на этом этапе:
Пролистав и посмотрел ноты для гармони, и заметил, что в основном ноты лежат в пределах 5 линий нотного стана, т.е. первая октава и первая половина нот второй октавы. Этому участку на первом этапе освоения игры по нотам я уделил больше внимания (хотелось побыстрей), а теперь испытываю трудности, если приходится играть ноты третьей октавы.

Фото

Игра на гармошке для начинающих

Начинать осваивать новые навыки немного страшно. Особенно, если речь идет о музыкальных инструментах. Тем более, когда нужно научиться играть на «гармошке», как ласково называют этот инструмент, начинающим с полного нуля. Кажется, что взрослому это уже невозможно, ведь нужно координировать не одну, а сразу две руки.

Но для учеников школы «Виртуозы» нет почти ничего невозможного в обучении на гармошке даже для начинающих. Опытные преподаватели научат вас красиво играть ваши любимые мелодии по методике «от простого к сложному». И уже через полгода вы выступите с номером на нашем отчетном концерте, даже если до этого вы никогда не держали инструмент в руках!

Как проходит обучение игре на гармони для начинающих в школе «Виртуозы»?

Научиться играть на гармони в школу «Виртуозы» приходят люди разного возраста и профессий, различной подготовки - как с нуля, так и с минимальным опытом.

Уроки на гармошке для начинающих - одно из самых занимательных процессов музыкального обучения.

Мы предлагаем различные серии уроков игры на гармони - для начинающих или опытных. Не уверены, что вам понравится? Тогда вы можете начать с короткого курса из 4 занятий.

Как играть на гармошке? Информация для начинающих:

Чтобы выбрать подходящий курс обучения игры на гармони, познакомиться с преподавателем и определиться со своим первым музыкальным номером, запишитесь на пробный урок. Он абсолютно бесплатный!

Индивидуальные курсы

Запись

ПРОБНЫЙ УРОК

1 ЗАНЯТИЕ

1 занятие = 30 минут

1 ПОСЕЩЕНИЕ

1 занятие = 600

Запись

Абонемент Rubato

Посещения в свободном графике

8 занятий

1 занятие = 55 минут

2 месяца обучения

максимальный срок абонемента

8 занятий = 14 300

Запись

Абонемент Presto

48 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

48 занятий = 67 680

Запись

Абонемент Vivo

24 занятия

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

24 занятий = 35 280

Запись

Абонемент Accelerando

12 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

12 занятий = 18 360

Запись

Абонемент Allegro

8 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

8 занятий = 12 930

Запись

Абонемент Adagio

4 занятия

1 занятие = 55 минут

1 раз в неделю

планируемая посещаемость

4 занятия = 6 900

Запись

Абонемент Uno

Для тех кому нужно здесь и сейчас

1 Занятие

1 занятие = 55 минут

1 посещение

1 занятие = 1 900

Курсы игры на гармони

Всем знакомы кадры из старых фильмов, в которых народные гуляния проходили под звуки гармони. Игра на этом музыкальном инструменте популярна и в наше время. Не потеряли актуальности и курсы обучения игры «на гармошке», с каждым годом все больше учеников записываются на уроки к репетиторам или в музыкальную школу.

Чтобы не искать опытного учителя по всей Москве, предлагаем приехать в школу «Виртуозы», где собраны лучшие педагоги столицы, а расписание обучения строится с учетом ваших мероприятий.

Что вы получите на уроках игры на гармошке в школе «Виртуозы»?

  • Вы узнаете, что существуют различные техники игры на гармони: от самой простой игры по цифрам до техник, которые используют профессионалы. Мы докажем, что не стоит бояться нот и аккордов, что понять и выучить их совсем не сложно!
  • Обучение игре на гармони в нашей школе в Москве включает и практику, которая начинается с исполнения простых отрывков. В процессе учебы вы будете играть на гармошке все более сложные произведения.
  • Наша школа предлагает на выбор удобные курсы игры на гармошке, различающиеся по количеству уроков. Чем больше часов обучения вы выбираете, тем больше опыта и знаний приобретете на уроках игры на гармони.
  • Курсы игры на гармони в школе «Виртуозы» - это творческая атмосфера, ведь здесь собраны ваши единомышленники, увлеченные музыкой преподаватели. Также у нас регулярно проводятся концерты. Согласитесь, располагающая к учебе обстановка играет не последнюю роль в качестве образования?

Хотите ощутить все преимущества обучения игре на гармони в «Виртуозах»? Запишитесь на пробное занятие , оно бесплатно.

Индивидуальные курсы

Запись

ПРОБНЫЙ УРОК

1 ЗАНЯТИЕ

1 занятие = 30 минут

1 ПОСЕЩЕНИЕ

1 занятие = 600

Запись

Абонемент Rubato

Посещения в свободном графике

8 занятий

1 занятие = 55 минут

2 месяца обучения

максимальный срок абонемента

8 занятий = 14 300

Запись

Абонемент Presto

48 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

48 занятий = 67 680

Запись

Абонемент Vivo

24 занятия

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

24 занятий = 35 280

Запись

Абонемент Accelerando

12 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

12 занятий = 18 360

Запись

Абонемент Allegro

8 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

8 занятий = 12 930

Запись

Абонемент Adagio

4 занятия

1 занятие = 55 минут

1 раз в неделю

планируемая посещаемость

4 занятия = 6 900

Запись

Абонемент Uno

Для тех кому нужно здесь и сейчас

1 Занятие

1 занятие = 55 минут

1 посещение

1 занятие = 1 900



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх