Интересные традиции народов хмао югры. «Быт народов ханты и манси: правда и вымысел»

Лингвисты считают, что представители этого сибирского народа – ближайшие родственники венгров, при этом они не прощают обид, как сицилийцы, их семьи могли враждовать между собой веками, как Монтекки и Капулетти, они практиковали двоежёнство, как мусульмане.

Их мужчины переодевались для лицедейства в женскую одежду, как артисты шекспировского театра "Глобус", они играли на семиструнной арфе и ещё на 26 разновидностях щипковых инструментов, как древние греки, пока русские наяривали на балалайке, и к тому же до сих пор пьют свежую кровь, как один печально прославившийся румынский князь.
И всё это про хантов, которые называют сами себя ханти, хандэ, кантэк, что означает "люди", или по названиям рек, например: Kondikhou ï – то есть, "люди Конды".

Сибирские угры
Русские прозвали хантов "остяками". Возможно, это искажённое As-jah - "народ Оби". Самоеды (ныне - ненцы)
звали хантов "яран" или "ярган", что созвучно иртышско-хантскому слову "яра", которое означает "чужой".
Историки считают, что в VI-V тысячелетии до нашей эры предки хантов жили в лесной и лесостепной зоне Урала и Западной Сибири, а потом воинственные южане-кочевники оттеснили их на север Сибири.
В XII веке на Обь пришли тюрки - прародители сибирских татар. Позже весь Иртыш был ими завоеван, но хантам удалось сохранить независимость от Сибирского ханства. Так что ко времени присоединения западносибирских земель к России в конце XVI века у хантов образовались отдельные княжества, объединенные в военно-политический союз.
Русские начали создавать на территории хантыйских княжеств волости, куда в XVII веке стали активно переселяться крестьяне из европейской части страны. В начале XVII века в Сибири насчитывалось около 7 800 хантов, к концу девятнадцатого столетия их численность составляла 16 тысяч человек, а согласно последней переписи населения Российской Федерации – почти 31 тысяча. А всего в мире сегодня существует примерно 32 тысячи представителей этого народа. Так как этот коренный малочисленный народ России издавна живёт в тайге на севере Западной Сибири по берегам Оби и Иртыша, а также их притоков (недаром же их ещё называют обскими уграми), неудивительно, что традиционное занятие хантов – речное рыболовство.

Медведь, он же хантыйский Прометей
И конечно, ханты – превосходные охотники, в старину они добывали пушного зверя, а также лося и медведя, и только два века назад занялись лесным оленеводством. На протяжении многих веков они жили промыслом и собирательством.
Животноводство и овощеводство начали развиваться у хантов, которые обитают в южных районах и по Оби, только с XIX века.
Поэтому у хантов процветал культ поклонения духам деревьев и тотемным животным, важнейшим из которых стал медведь.
Согласно верованиям хантов, первая на свете женщина родилась от медведицы, а огонь людям даровал Великий Медведь.
Впрочем, поклонение "хозяину тайги" нисколько не мешало хантам на него охотиться. Наоборот, добыть медведя считалось большой удачей и обязанностью устроить односельчанам большой праздник.
Если охотнику-ханту удавалось завалить медведя, всё селение ликовало четыре дня, а если медведицу, то на сутки дольше. Судя по тому, что в каждой семье хантов хранилась не одна медвежья шкура, охота на медведей была для этого народа делом обычным.
Освежевание медведя – отдельный ритуал. Шкуру с него сдирали всем напоказ. Голову медведя-самца оставляли нетронутой и водружали на передние лапы, на нос клали серебряные монеты, а на пасть надевали специально изготовленный из бересты намордник. Голову медведицы украшали женским платком и бусами.
Медвежий праздник обязательно сопровождался лакомствами из медвежатины, обрядовыми песнями, танцами и шуточными представлениями. Интересно, что дурачиться на этом празднике могли только мужчины. Если они разыгрывали сценки про женщин, то переодевались в женскую одежду.

Николай Угодник, он же Нум-Торум
Были у хантов и другие священные животные. Допустим, выдры и бобры почитались ими как исключительно сакральные звери, истинное предназначение которых ведомо лишь шаманам. А, например, лось считался символом достатка и силы.
Верования хантов запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодых или беременных животных, без причины шуметь в лесу. Кроме того, они плели сеть такого размера, чтобы молодняк рыбы мог выскользнуть через достаточно большие ячейки.
Первую добычу или улов ханты жертвовали своим деревянным идолам.
Естественно, как и многие язычники, ханты особо почитали шаманов и слушались их во всём. И даже после того, как официально приняли православие, каким-то удивительным образом ухитряются смешивать его с анимизмом и зооморфизмом.

Например, русские путешественники не раз с изумлением наблюдали, как ханты смазывают губы изображённых на иконах святых кровью жертвенных животных, а также заметили, что обские угры упорно путали Николая Угодника с языческим верховным богом, которого звали Нум-Торум, а Богоматерь – с богиней земли Калтась-эква.

Это объясняется тем, что ханты не так-то легко поддались христианизации.

Бабушка - трясогузка, дед - бобёр
Вплоть до XVIII века у хантов преобладали большие отцовские и братские семьи, которые считали своими предками птиц или зверей (одна семья "происходила" от бобра, другая – от "трясогузки"…). Если умирал старший брат, то младший брал себе в жёны его вдову и усыновлял всех его детей. Ханты-оленеводы вдобавок могли взять в помощь к старой жене молодую.
Ханты не считали добрачные половые отношения чем-то предосудительным. Наоборот, молодая женщина, у которой уже есть внебрачный ребёнок, как невеста ценилась выше: ведь она доказала, что способна рожать здоровых детей.
А вот чтобы преодолеть бесплодие, ханты шли на всё, даже на супружескую измену.

Жене позволялось попробовать забеременеть не от мужа, а от другого мужчины. Мужу – взять вторую, плодовитую, жену.

При этом ханты верили, что тяжёлые роды уличают жену в неверности. Якобы боги наказывают таким образом гулящую женщину, а порядочная родила бы быстро и легко.
У хантов издревле была сильна традиция кровной мести. Некоторые семьи враждовали одна с другой на протяжении многих поколений. Особенно, если эта вражда началась с убийства.
Между прочим, ханты мстили за убитых родичей не только людям, но и животным. Если охотника задрал медведь, то его ближайший родственник обязан был разыскать убийцу и казнить его. В этом случае никакого медвежьего праздника никто не устраивал, труп медведя-убийцы полагалось просто-напросто сжечь – чтоб другим косолапым неповадно было.

Счастье луковое
Как и другие народы Крайнего Севера, ханты с удовольствием едят внутренности оленей. Не брезгуют и содержимым оленьих желудков. Да какое там "брезгуют"! Они готовят из того, что осталось в желудке у оленя, деликатес под названием "каныга", блюдо считается очень полезным для здоровья. По сути это либо полупереваренный ягель (зимой), либо приправленные желудочным соком оленя лишайники, кустарники и грибы (летом).
И конечно, ханты пьют кровь только что забитого оленя, а также немедленно раскалывают оленьи голени и выедают оттуда костный мозг, потому что многовековой опыт убедил их в том, что сырое мясо отлично восполняет дефицит витаминов, укрепляет иммунитет и согревает в лютый мороз.
Из рыбы ханты чаще всего варили похлёбку, но и её могли есть сырой.
Женщины этого народа прекрасные рукодельницы. Они ловко шьют одежду и обувь из оленьего меха, замши и цветного сукна, обильно украшая всё это вышивкой из бисера. Традиционные орнаменты хантов во многом перекликаются с их традиционными верованиями и называются, например, так: "заячьи уши", "ветви берёзы", "след соболя", "оленьи рога", "щучьи зубы"…
Важнейшим мужским символом для хантов был охотничий лук, который служил не только охотничьим орудием, но и оберегом. При помощи лука гадали, лук использовали для предсказания будущего.

Женщинам запрещалось прикасаться к добыче, которая пронзена стрелой, они не имели права перешагивать через охотничий лук.

Зимой ханты передвигались на лыжах (с камусом и на голицах), а также на оленьих и собачьих нартах, летом сплавлялись по рекам на лодках-доблёнках и лодках-неводниках. Впрочем, для дальних путешествий на только им ведомые богатые рыболовные угодья ханты отправлялись в специальных больших лодках с настоящими каютами, крытыми берестой.

Поговори же ты со мной, арфа семиструнная
Удивительно разнообразие традиционных струнно-щипковые инструменты хантов. Известно как минимум 27 видов этих инструментов, каждый из которых связан либо с каким-нибудь тотемным животным, либо с определённым ритуалом. Допустим, семиструнная хантыйская арфа символизирует лебедь.

Елена Немирова


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление:

Социально-гуманитарные

« Быт и традиции народов ханты»

воспитанница группы «Росинка»

Колозякова Майя Сергеевна

Научный руководитель:

воспитатель МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

Гасанагаева Файиза Абдулвагабовна

2016

Содержание

    Аннотация……………………………………………………………………………....

    План исследований……………………………………………………………………..

    Описание работы………………………………………………………………………..

    Список используемой литературы……………………………………………………

    Приложения…………………………………………………………………………….

«Быт и традиции народов ханты»

    Аннотация

Быт народов севера ханты и манси уникален и отличается самобытностью. А все ли знают, что он уникален и чем? На занятии по ознакомлению с окружающим, выяснилось, что не все дети старшего дошкольного возраста знают о быте и традициях народов Севера. Эти заблуждения явились стимулом для того, чтобы изучить более подробно данный вопрос.

Актуальность: Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш краеведческий музей, мы узнали о жизни коренного населения Севера ханты и манси. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты, как возник этот угорский народ. Как живут и какие традиции у коренных народов Севера. После исследования нам захотелось самим проиллюстрировать жизнь этих народов.

Гипотеза: Мы мало знаем о том, как живут народы ханты и манси.

Цель: Расширить представления детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре; развивать познавательные и творческие способности детей; воспитывать уважение к коренным народам Югры, патриотические чувства.

Задачи:

1. Узнать историю происхождения народов ханты и манси. Познакомиться с коренными жителями Ханты-Мансийского автономного округа.

2. Познакомиться с образом жизни, традициями, культурой коренных народов Севера.

3. Познакомить с орнаментом коренных народов, научить детей рисовать некоторые узоры.

4. Обогащать словарь воспитанников: нарты, малица, кисы, чум, лабаз, нырики, акань и др.

5. Воспитывать уважение к культуре народов ханты и манси.

В рамках исследования были использованы следующие методы и приёмы работы:

    Изучение литературы,

    Опрос,

    Сбор информации.

Вывод: Мы часто слышим слово РОДИНА. Что же это такое? Одни могут сказать, что Родина это место, где родился и вырос. Другие ответят, что это родной дом, где он сделал первый шаг, произнес первое слово. Для себя мы сделали вывод, что несмотря на то, что ханты и манси относятся к малочисленным народам, они вносят огромный вклад в развитии культуры нашего края. Благодаря этому проекту мы могли самостоятельно отыскать ответы на многочисленные вопросы. Этот проект научил нас беречь любить родной край, уважать культуру и традиции коренных народов Севера.

    План исследований

Этапы проекта:

    Подготовительный этап

Постановка цели и разработка содержания учебно-познавательного процесса.

Подбор художественной литературы, фотоматериалов, аудио и видеозаписей по теме, музыкальных произведений.

    Основной этап.

    История хантов

    Одежда хантов (мужская и женская)

    Обычаи и традиции,

    Хантыйская утварь

    Жилище хантов

Чтение художественной литературы по теме: хантыйские сказки

Рисование.

"Орнаменты и узоры»"

Аппликация

"Заячьи уши"

Просмотр иллюстраций в книгах, фото и видео материалов, заучивание стихов.

Чтение сказки.

Просмотр мультфильмов «Щука», «Баюн», «Хвастливый мышонок»

Оформление хантыйского уголка..

3.Заключительный этап.

Литературные произведения «Кот», «Три сына»

Презентация проекта.

Выставка хантыйского уголка.

Постановка хантыйской сказки «Кот»

3.Описание работы

В нашей группе был организован «Хантыйский уголок». Создать уголок помогли воспитатели, родители и дети. Дети нашей группы узнали историю Хантов. Узнали многое о традициях и обычаях хантыйского народа. Также на выставке дети узнали, что одежда у хантов шьется из оленей шкуры, что не все ханты живут в городе, а есть которые еще живут и в лесу. Во время оформления хантыйского уголка, дети также познакомились с хантыйскими орнаментами, узорами, домашней утварью. Узнали, что женская одежда вышивается бисером. Познакомились поближе с конструкцией чума, узнали, что он из себя представляет. Дети также узнали, что ханты занимаются не только оленеводством, но и рыболовством и охотой. Поближе познакомились с пищей хантов, узнали, что ханты в пищу употребляют большое количество рыбы и олене мясо. Большую радость детям доставила примерка хантыйской одежды, во время постановки хантыйской сказки «Кот». Также посетили краеведческий музей, где нам была представлена большая информация о хантах, как они живут, чем занимаются.

История возникновения народов ханты.

Ханты, хант, хандэ, кантэк («человек») – народ в РФ. До начала 20 века русские называли ханты остяками (возможно, от «астях» - «народ большой реки», еще ранее, до 14 века – югрой, югричами. В основе формирования народа ханты лежит культура аборигенных племен Урала и Западной Сибири, охотников, рыболовов и скотоводческих угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей. Южной Сибири и Казахстана. Во второй половине первого тысячелетия складываются основные группы ханты, расселенных от низовий Оби на Севере до Барабинских степей на юге. До прихода русских в Сибирь у ханты были племена, затем сложились союзы племен – княжества. В 1930 году был создан Ханты- Мансийский национальный (теперь автономный) округ. Говорят ханты на хантыйском языке. Письменность также создана в 1930 году на основе латинского алфавита, а в 1937 году – русского.

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и обские угры. Язык хантов относят к угорским. Численность хантов – 22, 3 тысячи человек. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало- Ненецком автономных округах Тюменской области,

Быт коренных народов Севера

Брак и семья

Главой в семье хантов и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины, при необходимости, могут сами приготовить пищу. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров. Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья – та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной спинкою.

Жилище

Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид, нередко с земляной крышей. Отапливались зимние постройки открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур. Сколько же домов имеет одна хантыйская семья? У охотников - рыбаловов четыре сезонных поселения. Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая. Охотники зимой во время промысла жили в лесу в избушках. Оленеводы, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах, зимой крытыми оленьими шкурами, летом из бересты. В чумах жили и рыболовы. Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики, домики для рожениц.

Постройки располагались разбросано: жилой дом (зимний и летний), один или несколько хозяйственных амбарчиков, навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг, вешала для просушки сетей, для вяления рыбы, иногда собачьи домики.

Хантыйская изба

Хантыйский чум

Домашняя утварь

Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Одежда

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Местные рукодельницы искусно украшали одежду, вышивали бисером. В меховой одежде сочетаются белый и темный цвета, отделка цветным сукном (красным, зеленым). Летом традиционный костюм женской одежды были платья, распашные халаты(сатиновый или суконный). Зимой они одевали глухую одежду из оленьих шкур двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья). Мужская одежда – рубаха, штаны. Мужчины зимой также одевали глухую одежду: малицы и гуси (сокуи) с капюшоном, кисы.

Пища коренных народов

Основной пищей обских угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху, жарят подовушку, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время излюбленным кушаньем являтся строганина (патанка) – свежемороженая рыба. На зиму заготовляют копченую рыбу (чомых), сушеную (пачи, ехул). Из сушеной рыбы толкут порсу – рыбью муку, из которой варят похлебку, пекут хлеб, добавляя в муку, часто перемешивают с сушеной и свежей ягодой. Лакомством являются брюшки, потроха белой рыбы. Летом из чистых кишок, икры и потрохов делают варку с вареной рыбой и ягодами, особенно с толченой черемухой. Никаких и в приготовлении рыб ханты и манси не используют.

Второй продукт питания ханты и манси – мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. Лакомством является сырая и мороженая печень, сырая теплая кровь оленя, костный мозг. Мясо варят в больших котлах, едят обычно полусырым. Едят обские угры и медвежье мясо, но только варят без соли. Впрок заготовляют сушеное лосиное мясо, топленое сало.

В летнее время в пищу употребляют ягоды. Сушат черемуху, смородину, чернику. Толченую черемуху смешивают с мукой, пекут лепешки, едят с рыбьим жиром или варкой. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми.

Охота

Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Рыболовство

Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь. Основные промысловые рыбы на Оби и Иртыше: муксун, нельма, осетр, сырок, стерлядь, щука, язь.

Оленеводство

Ханты и манси стали заниматься оленеводством с 13 – 15 веков, обучившись этому занятию у северных соседей – ненцев. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера. Шкура оленя – материал для развития национальной культуры – из нее шьют одежду (малицы, кисы), делают различные сувениры. Утепляют жилище. Из рогов изготовляют различные орудия труда, используют в косторезном промысле, в изготовлении лекарства. По одному оленеводческому совхозу имеется в Березовском и Белоярском районах, их стада насчитывают 20 тысяч голов. В остальных районах олени содержатся в основном в личных подсобных хозяйствах.

Средства передвижения

Основной транспорт – лодка. Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде.

Лыжи

Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

Нарты

Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.

Традиционные и религиозные представления

Вероисповедание – православие. При этом сохраняются традиционные верования. У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.

Музыкальные инструменты

Санквылтап (манс. – звенящий) музыкальный инструмент в форме лодки Имеет более пяти струн. Изготовляется из осины. Чаще всего он звучит на Медвежьем празднике. Чисто женский инструмент наркас – юх и санквылтап, томран (косточка с жилкой) Его изготовляет обычно местная мастерица.

Литература

1. Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск: 2000 г.

2.Край родной: Азбука краеведения. - Екатеринбург: 2001 г.

3. Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.

4.Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск: 2002 г.

5.Интернет ресурсы:

- Xant . net . ru /

- Ru / Wikipedia . org / wiki /Ханты

Велики просторы Севера. Маленькие хантыйские поселения разбросаны на сотни вёрст друг от друга. Редки были праздники, на которые съезжалось много семей. Это «Варнга хата» (День ворона) – весенний праздник, Медвежий праздник, который устраивался при поимке медведя, и «Лунгутоп хатл» - праздник середины лета.
Остальное время - нелёгкие будни. Мужчины занимались охотой, рыбной ловлей. Женщины выделывали шкуры, шили тёплую одежду, хлопотали по хозяйству, воспитывали детей. Самых маленьких ласкали и холили. Пока мать занималась хозяйством, ребёнок спал или играл в люльке из бересты, подвешенной к шесту чума. У ребёнка было две колыбельки: дневная и ночная.
Ночная люлька представляла собой берестяную коробку с закруглёнными углами, с завязками над телом ребёнка. Внутрь насыпали опилки либо иссохшее перетёртое дерево. Содержимое люльки хорошо впитывало влагу. На колыбели изображали глухаря – хранителя сна. Если ребёнка оставляли одного, в колыбель для охраны от злых духов клали символ огня – нож либо спички.
Каждая мать дарила своему малышу «личную» песню. Хантыйские женщины, в основном, сами сочиняли песни своим детям. Это происходило потому, что селения расположены далеко друг от друга, и не было возможности перенять слова и напев песен, сочинённых ранее. Если мать и заимствовала песню, то обязательно добавляла в неё слова собственного сочинения, относящиеся к её малышу. Сравнивая его с каким-нибудь зверьком, мать хвалила его достоинства, указывала на его недостатки, пророчила малышу счастливую жизнь. Такие песни назывались «шиканщоп», в переводе – «песни ребёнка».
Если «личная» песня, сочинённая матерью, не устраивала ставшего взрослым ребёнка, он сам сочинял себе новую песню или изменял старую, дополняя её на протяжении всей своей жизни. Так рождались «песни-судьбы», которые исполнялись как самими её владельцами, так и другими жителями. Иногда «личная» песня проделывала дальний путь. Могло оказаться так, что «хозяин» песни жил у устья реки, а песня исполнялась у её истока. По этой песне люди могли узнать, кто её «хозяин», чем занимается, какая у него семья.
Игрушек, в нынешнем понимании, тогда было мало. Игрушками служили миниатюрные копии вещевого набора взрослых. У девочек, к примеру, - игольничек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка. Куклы имели одну особенность – у них не было глаз, носа и рта. Фигурка с чертами лица считалась уже изображением духа. Поэтому старики неодобрительно относились к привозным купленным куклам.
Хантыйские дети взрослели рано: девочка в два-три года уже умела собирать из бисера браслетик; мальчик в этом возрасте уже умел набросить аркан на любой предмет, напоминающий ему оленя. Среди игрушек мальчиков были лодочка, лук со стрелами, фигурки оленей, набор костей, исполнявших роль оленьего стада, нарт. У Романа Ругина, известного поэта нашего края, есть стихотворение, которое называется «Лук»:
Когда про детство думать начинаю,
Среди друзей давнишних и подруг,
Одним из первых часто вспоминаю
Свой неразлучный лиственничный лук…
В шесть лет ребёнок мог получить в самостоятельное управление оленью упряжку, набрать за сезон десятки килограммов ягод. С 12 лет девочка умела самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик ходил один на охоту.
Танцы и песни хантов – это поэтизированное отражение их повседневных забот. Примером тому - песня-танец «Сбор ягод».
Духовный мир ребёнка был богат. В детях воспитывалась привязанность к животным, будь то оленёнок, приручённая птица или выдра. Ребёнок воспринимал их как равных себе и только со временем узнавал, что это существа другого рода и живут они по своим законам.
Люди олицетворяли себя частью той природы, которая их окружала. Именно она давала для творчества все необходимые краски и всевозможные звуки: всплеск воды, скрип полозьев, ритмичный бег оленей, посвист ветра, голоса птиц и зверей. Люди часто изображали птиц и животных в различных сценках.
Для развлечений обычно собирались в чуме, когда дневные дела были окончены. Собирались и дети, и взрослые. Пели песни-сказы, играли на музыкальных инструментах. Так Кастрен (1839) упоминает об игре на домбре, на остяцком языке – «Нарс-юх». Это наиболее известный инструмент, вырезанный из цельной плахи, похож на плоскодонную лодку. К сожалению, нынче звучат лишь немногие инструменты, хотя музыкальный «арсенал» ханты очень разнообразен. К примеру, струнный щипковый инструмент «Тоор» (журавль) – дугообразная арфа с вырезанной птичьей головой или «Тороп-юх» – с лебединой головой.
К другой группе относятся струнные смычковые инструменты («Нерпь» - скрипка). Имелись также духовые и шумовые музыкальные инструменты: дудки, свистки, пищалки; а также ударные – бубен – символ музыки, олицетворение мужского начала, а также волшебный посредник между людьми и духами. уф вроде всё

Ханты и манси – это два финно-угорских народа, близких по культуре и языку. Проживают эти народы в Западной Сибири, в ее северной части, преимущественно в Томской, Тюменской и Свердловской областях.

Основную часть территории округа представляет собой непроходимые леса и тайгу, местами сильно заболоченную. Среди них расположено более 25 тысяч озёр, богатых рыбой и водоплавающими птицами. В лесах водятся олени и другие дикие животные.

Территорию Ханты-Мансийского округа пересекают две полноводные реки — Обь и Иртыш, крупнейшие в России.

Издревле основным занятием местного населения была охота, рыболовство и оленеводство. Женщины занимались рукоделием – тканеплетением, вышивкой.

Национальные костюмы ханты и манси отличаются яркими вышивками и аппликациями.

В обрядах и праздниках этих северных народов отложился огромный опыт человечества в освоении Севера. Особенно красивы свадебные обряды у этого народа. Торжества проходят несколько дней, на свадьбе много танцуют и поют, обязательно проводят состязания в борьбе, стрельбе из лука, беге.

Родители жениха и невесты обмениваются и одаривают родственников подарками. Разумеется, традиции предков теперь редко можно увидеть, большинство молодых ханси предпочитают современное празднование бракосочетания. Многих больше привлекает свадьба за границей, нежели на родине.

Огромную роль в жизни народов ханты и манси играют самые разные запреты, например нельзя ранить землю острыми предметами.

В местах поселений этих народов существуют участки земли, на которые не должна ступать нога человека, в случае если необходимо было перейти то место, к обуви привязывали бересту.

Проходя мимо таких запретных мест, нужно было совершить определенные обряды, например, принести и пожертвовать пищу или приклад из ткани. Во время жертвования принято было обращаться к духам, хозяевам этих мест.

Народы Севера считают ворону священной птицей, покровительницей детей и женщин. На реке Сосьве записана такая песня:

С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду.

Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!»,

именно поэтому гнилушки, которые насыпают в люльку младенцам, никогда не выбрасывают, а складывают в специальное место за домом, для того, что бы ворона грела там лапки и охраняла детей, живущих в этом доме.

Вороне посвящен специальный праздник. На праздник собираются пожилые женщины и девочки, готовится специальная ритуальная каша саламат.

Самым важным элементом праздника является танец. Этот праздник еще связывают с богиней плодородия Калтащь. В ее честь на деревьях завязываются кусочки ткани. Калтащь записывает судьбы людей на особых бирках и помогает при родах.

Обычаи и праздники долган.


«Есть у долган такой обычай…»

Известной долганской поэтессе Огдо Аксеновой принадлежат следующие строки: «Есть у долган такой обычай - делиться первою добычей. Запомни, мальчик!» В прежние времена долганы всегда отдавали часть мяса дикого оленя и выловленной рыбы родственникам и соседям. А вот пушнина разделу не подлежала. Она была ценным. товаром, в обмен на который у заезжих торговцев можно было получить ружья, порох, чай, муку, сахар.
Ловушки на песцов - в Сибири и на Крайнем Севере их часто называют «пасти» - находились в личной собственности каждого охотника. Проверять пасти и забирать попавших в них зверьков мог только тот, кому эти ловушки принадлежали. Существовало еще одно важное правило, связанное с песцовой охотой. Если ты решил установить свои ловушки южнее тех, что поставил другой охотник, тебе не требуется на это его разрешения. Но если ты хочешь поставить пасти севернее чужих ловушек, нужно обязательно заручиться согласием их владельца. Почему возник подобный обычай? Все объясняется очень просто: песцы приходят на земли долган с севера, и поэтому охотник, чьи ловушки стоят севернее, имеет больше шансов на успех.

Маленькая хозяйка большого чума

Долганы вплоть до XIX в. сохраняли пережитки матриархата, хотя счет родства велся у них по мужской линии. Женщины поддерживали огонь, «кормили» его; в их ведении находились все домашние святыни. Зимой несколько долганских семей, как правило, объединялись и строили большой чум из наклонных деревянных плах, обложенных для тепла дерном. Обитатели зимнего дома выбирали общую хозяйку. Нередко это была пожилая, сгорбленная от тяжелой работы женщина. Слово маленькой хозяйки было законом для всех, в том числе и для гордых и воинственных долганских мужчин.

Обычаи и праздники хантов и манси
Ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа, проживают на севере Западной Сибири - в Тюменской, Томской и Свердловской областях. Их часто объединяют под общим названием «обские угры», так как они расселены по реке Оби и ее притокам. Ханты и манси занимаются охотой и рыболовством, часть населения - оленеводы. Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали небольшие передвижения в течение года. В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.

Обычаи, связанные с отношением к природе

Большую роль в жизни хантов и манси играют запреты. Это особенно ярко проявляется в отношении к земле, которую нельзя даже поранить острым предметом. Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озер, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды - приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам - хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.

Вороний день

Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.
В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!» По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки - стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки». Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы хантов и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь - забота о детях.

Медвежий праздник

Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.

Обычаи и праздники ненцев, селькупов, энцев и нганасан
У этих народов много общего. Языки ненцев и селькупов, нганасан и энцев относятся к одной - самодийской-группе урало-юкагирской языковой семьи. Живут самодийцы по соседству, подчас в одних и тех же поселках. Сходны их традиционные занятия: все занимаются оленеводством, охотятся, рыбачат. Численность самодийских народов различна: ненцев - около 35 тыс., селькупов - 3,5 тыс., нганасан 1,3 тыс. и энцев всего 200 человек.

Обряд почитания оленя

У самодийцев было распространено почитание различных зверей, птиц, рыб. Но, пожалуй, ни одно животное не пользовалось таким почетом, как олень. Объясняется это особой ролью оленей в жизни самодийских племен. Для нганасан дикий олень был основным объектом охоты. Добывали его, как правило, осенью, на водных переправах, когда оленьи стада переходили из таймырской тундры на юг, в эвенкийскую тайгу. Энцы тоже охотились на диких оленей, но по-другому, чем нганасаны. Им помогали в этом специально обученные домашние олени-манщики. Этих оленей с опутанными ремнями рогами подпускали к их диким собратьям. Дикие олени вступали с незваными гостями в драку и запутывались рогами в ремнях.
Особенно развит был культ оленя у ненцев, потомственных оленеводов, обладателей самых больших в самодийском мире оленьих стад. Согласно старинным ненецким обычаям, олени белой масти считались священными. Их не впрягали в нарты, не забивали на мясо. Рога и уши белых оленей украшали красными лентами, на боках выстригали знак солнца или изображение духа огня. Олени белой масти считались принадлежащими Нуму - верховному божеству, создавшему, по представлениям самодийцев, землю и всех, кто ее населяет.

Обряд оживления бубна, или на олене за облака

Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов. В соответствии с давней традицией считалось, что бубен шамана - это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествия на небо. Однако, прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Время для проведения обряда было выбрано не случайно. Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками и себя нередко называли орлиными или тетеревиными людьми. Церемония оживления бубна продолжалась десять дней. Ее кульминацией было достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достает». Изображая свое пребывание в этой волшебной стране, шаман демонстрировал зрителям, что ему очень жарко, что с него ручьями льет пот. Завершался обряд оживления бубна всеобщим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворением своих предков.
По мнению многих этнографов, представления о жаркой горной стране, куда попадал шаман на своем ожившем бубне-олене, возникли у селькупов потому, что самодийские племена пришли на Север из южных районов Сибири, с Саяно-Алтайского нагорья. Иными словами, в древности самодийцы действительно жили там, где много солнца и «камень до неба достает».

Праздник чистого чума

Один из главных праздников самодийских народов был связан с окончанием полярной ночи. Отмечался он в конце января - начале февраля, когда зимнее солнце после длительного отсутствия вновь появлялось на небосклоне. Очень торжественно справляли этот праздник самые северные из самодийцев - нганасаны, живущие далеко за Полярным кругом. Для праздника ставили особый, «чистый чум», в котором на протяжении нескольких дней непрерывно камлал шаман. В то время, пока звучал шаманский бубен, молодежь, собравшись возле «чистого чума», исполняла старинные танцы, устраивала игры. Считалось, что все эти действия должны обеспечить удачу в предстоящем году. Иногда праздник проходил по-иному. Вместо «чистого чума» сооружались «каменные ворота». Они представляли собой нечто вроде туннеля. Три дня рядом с туннелем продолжались камлания шамана, а потом он и вслед за ним все обитатели стойбища трижды проходили сквозь каменные ворота.

Обычаи и праздники эвенков
Знаменитый норвежский исследователь Арктики Фритьоф Нансен назвал эвенков «индейцами Сибири». Действительно, многое роднит этих коренных обитателей Северной Азии с прославленными зверобоями из племени ирокезов или делаваров. Подобно североамериканским индейцам, эвенки - потомственные охотники, искусные следопыты, неутомимые путешественники. Их численность составляет немногим более 30 тыс. человек. Но расселены эвенки на огромной территории - от Западной Сибири до Якутии, Бурятии, Приморья. Эвенкийский язык относится к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи. В недавнем прошлом эвенков называли тунгусами.

Как принимали гостей

Обычай гостеприимства известен всем народам мира. Строго соблюдался он и эвенками. Многим эвенкийским семьям приходилось значительную часть года кочевать по тайге в отрыве от других семей, поэтому приезд гостей всегда был праздником. Гостям дарили подарки, усаживали на почетное место в чуме (за очагом, напротив входа), угощали самыми вкусными блюдами, например мелко накрошенным мясом медведя, приправленным прожаренным медвежьим жиром. В теплое время года в честь приезда гостей устраивали танцы. Танцевали на поляне, невдалеке от стойбища. Традиционные эвенкийские танцы были необычайно темпераментны. Принимали в них участие все обитатели стойбища - от мала до велика.
После обильного угощения, обмена новостями, танцев, когда день клонился к вечеру, кто-либо из гостей или хозяев начинал неспешный рассказ. Рассказчик то говорил, то переходил на пение, а слушатели хором повторяли наиболее важные слова. Героями повествования могли быть люди, звери, могущественные духи. Такие, например, как «Старик Амака», в руках которого «находятся нити наших жизней», или небесный охотник Манги, победивший волшебную лосиху Бугады и вернувший людям украденное лосихой солнце…
Всю ночь в чуме, где принимали гостей, люди не смыкали глаз: сказания были настолько длинными, что закончить их к рассвету, как правило, не успевали. Гости оставались в стойбище еще на один день.

Как заключали мир

Эвенки ценили умение не только воевать, но и вести переговоры о мире. Сначала отряд во главе с шаманом подходил к лагерю противника и предупреждал громким криком о своем приближении. Противник высылал парламентеров - двух пожилых женщин. Ремешки их унтов (меховых сапожек) должны быть обязательно развязаны. Это знак, что парламентеры готовы вести переговоры. С пожилыми женщинами вступают в беседу такие же пожилые женщины, представляющие враждебную сторону. Шаман демонстративно отвергал предложения и приказывал готовиться к бою. Тогда обороняющиеся присылали двух пожилых мужчин с развязанными ремешками унтов. Начинались новые переговоры, которые теперь вели между собой старейшие мужчины. Однако и на этот раз соглашение достичь не удается: шаман отсылает парламентеров обратно. Тогда в лагерь нападающих прибывает шаман из обороняющегося стойбища. Оба шамана садятся спиной друг к другу, по обе стороны от вонзенных в землю крест-накрест мечей, и говорят напрямую. Заканчивается такой разговор заключением мира. Обряд, предусматривавший многоступенчатые переговоры, был призван создать у людей определенный душевный настрой, продемонстрировать каждому, как нелегко заключить мир и как важно беречь его впредь.

Обычаи и праздники коряков
«Оленные люди» - так переводится на русский язык слово «коряки» - живут на Камчатке, Чукотке и в Магаданской области. Их около 10 тыс. человек. Охотничье снаряжение, мифы, обряды, праздники коряков имеют много общего с традициями жителей Аляски. Известный этнограф В. И. Иохельсон выдвинул гипотезу, согласно которой «оленные люди» пришли на Дальний Восток из Америки. Современные исследователи не отрицают сходства коряков с индейцами, однако объясняют его по-другому: у тех и других были общие предки - древние охотники Сибири.

Встреча и проводы зверя

В основе многих обычаев и праздников коряков лежал древний миф об умирающем и воскресающем звере. Когда охотник возвращался с добычей, обитатели стойбища спешили ему навстречу, чтобы торжественно встретить «гостя» - медведя, тюленя, лисицу. Женщины держали в руках горящие головни. Издавна у коряков это был знак особого уважения к гостю. Одна из участниц обряда надевала звериную шкуру и исполняла старинный танец. Танцуя, она просила зверя «не сердиться и быть добрым к людям». Обитатели жилища, где жил охотник, готовили праздничное угощение и предлагали его «гостю». Если добычей был медведь, в его честь забивали домашнего оленя.
Важно было не только хорошо встретить зверя, но и с почетом «проводить» домой. Вот как проходили «проводы медведя» у одного из корякских племен. Обитатели стойбища воспроизводили сцену охоты. Один из них, накинув на плечи медвежью шкуру, изображал медведя. Вначале он сражался с охотниками, а затем прекращал борьбу, забирал приготовленный для него мешок с подарками, а взамен отдавал людям свою шкуру… На протяжении многих десятилетий коряки строго следили за тем, чтобы все их соплеменники выполняли обряд встречи и проводов зверя, поскольку именно от этого, по их глубокому убеждению, зависело возвращение к жизни убитых на охоте животных.

Праздник возвращения солнца

Этот праздник коряки отмечали в конце декабря, после зимнего солнцестояния, когда продолжительность светового дня начинала увеличиваться. Накануне праздника оленеводы обязательно совершали перекочевку и устанавливали стойбище на новом месте. Затем ждали приезда гостей. Это были обитатели других оленеводческих стойбищ, а также жители прибрежных поселков, морские охотники. Начинался праздник рано утром. Женщины с помощью деревянного огнива, имевшего вид человеческой фигурки, разжигали огонь. Мужчины забивали оленей. Считалось, что их приносят в жертву «тому, кто наверху» - солнцу. Голову самого крупного жертвенного оленя надевали на шест и поворачивали на восток. Кровью оленей «кормили» огнива, а мясом угощали всех участников праздника. После обильной трапезы, которая сопровождалась пением и танцами, начинались спортивные состязания. Главным из них были гонки на оленьих упряжках.

Обычаи и праздники чукчей
Чукчи - в наши дни их численность составляет немногим более 15 тыс. человек - населяют крайний северо-восток России, Чукотку. Название этого далекого арктического края означает в переводе «земля чукчей». Русское слово «чукчи» произошло от чукотского «чаучу» - «богатый оленя ми». У чукчей тысячелетняя история. Их далекие предки пришли в Арктику из центральных районов Сибири, когда на месте Берингова пролива существовал обширный перешеек, соединявший Азию и Америку. Так часть жителей Северо-Восточной Азии перешла по «Берингийскому мосту» на Аляску. В традиционной культуре, обычаях и праздниках чукчей прослеживаются черты, сближающие их с индейскими народами Северной Америки.

Праздник байдары

Согласно старинным представлениям чукчей, все, что окружает человека, имеет душу. Есть душа у моря, есть - у байдары, лодки, обтянутой моржовой кожей, на которой еще и сегодня бесстрашно выходят в океан морские арктические зверобои. Вплоть до недавнего времени каждую весну, для того чтобы море приняло байдару, охотники устраивали специальный праздник. Начинался он с того, что лодку торжественно снимали со столбов из челюстных костей гренландского кита, на которых она хранилась долгой чукотской зимой. Затем приносили жертву морю: бросали в воду куски вареного мяса. Байдару подносили к яранге - традиционному жилищу чукчей, - и все участники праздника обходили вокруг яранги. Первой шла самая старая женщина в семье, затем хозяин байдары, рулевой, гребцы, остальные участники праздника. На следующий день лодку переносили на берег, снова совершали жертвоприношение морю и лишь после этого байдару спускали на воду.

Праздник кита

В конце промыслового сезона, поздней осенью или в начале зимы, береговые чукчи устраивали праздник кита. В его основе лежал обряд примирения охотников с убитыми животными. Люди, облаченные в праздничные одежды, в том числе в специальные непромокаемые плащи из моржовых кишок, просили прощения у китов, тюленей, моржей. «Это не охотники убили вас! Камни скатились с горы и убили вас!» - пели, обращаясь к китам, чукчанки. Мужчины устраивали поединки борцов, исполняли танцы, воспроизводившие полные смертельной опасности сцены охоты на морских животных.
На празднике кита непременно приносились Жертвы Кэрэткуну - хозяину всех морских зверей. Ведь это от него, считали жители Чукотки, зависит успех на охоте. В яранге, где проходил праздник, вывешивали сплетенную из сухожилий оленя сеть Кэрэткуна, устанавливали вырезанные из кости и дерева фигурки зверей и птиц. Одна из деревянных скульптур изображала самого хозяина морских животных. Кульминацией праздника было опускание в море китовых костей. В морской воде, считали чукчи, кости превратятся в новых зверей, и на следующий год у берегов Чукотки снова появятся киты.

Праздник молодого оленя (Кильвэй)

Так же торжественно, как у береговых жителей праздник кита, отмечался в континентальной тундре Кильвэй - праздник молодого оленя. Его устраивали весной, во время отела. Начинался праздник с того, что пастухи пригоняли стадо к ярангам, а женщины раскладывали священный костер. Огонь для такого костра добывали только трением, так, как это делали люди многие сотни лет назад. Оленей встречали громкими криками и выстрелами, чтобы отпугнуть злых духов. Этой цели служили и бубны-ярары, на которых поочередно играли мужчины и женщины. Нередко вместе с оленеводами в празднике принимали участие жители береговых селений. Их заранее приглашали на Кильвэй, и чем зажиточнее была семья, тем больше гостей съезжалось на праздник. В обмен на свои дары жители прибрежных селений получали оленьи шкуры и оленину, которая считалась у них деликатесом. На празднике молодого оленя не только веселились по случаю рождения оленят, но и выполняли важную работу: отделяли важенок с телятами от основной части стада, чтобы пасти их на самых обильных пастбищах. В ходе праздника часть взрослых оленей забивали. Это делалось для того, чтобы заготовить мясо впрок для женщин, стариков и детей. Дело в том, что после Кильвэя обитатели стойбища делились на две группы. Пожилые люди, женщины, дети оставались на зимних стоянках, где ловили рыбу и собирали летом ягоды. А мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь, на летние стоянки. Располагались летние пастбища к северу от зимних кочевий, неподалеку от побережий полярных морей. Длительный переход со стадом был трудным, нередко опасным делом. Так что праздник молодого оленя - это еще и прощание перед долгой разлукой.

Обычаи и праздники эскимосов
Народ, который мы называем эскимосами, живет на Чукотском полуострове. Это самый крайний северо-восток азиатской части России. Эскимосов там всего 1700 человек. Однако это не весь народ, а лишь его небольшая часть, потому что эскимосы живут еще в США, Канаде и на острове Гренландия. Насчитывает этот народ в мире более 100 тыс. человек. Эскимосы - морские зверобои и охотники. Они охотятся на китов, моржей, тюленей, нерпу и питаются мясом этих животных. Сами себя эскимосы называют инуитами, что означает «настоящие люди».

Праздник начала весенней охоты (Атыгак)

Иногда этот праздник называют иначе - «праздник спуска байдары на воду». Устраивают его в конце весны - начале лета. Именно в это время начинается сезон охоты на морских животных. Та семья, которая имеет байдару (а их имеют далеко не все), с помощью родственников и соседей спускает ее к морю. Байдара - это легкая, быстроходная лодка. Она представляет собой деревянный каркас, обтянутый моржовой шкурой. В большую байдару могли поместиться до 25 человек. Именно в байдаре пойдет на промысел группа охотников. Пока мужчины заняты лодкой, женщины готовят еду: варят мясо, делают что-то типа котлет из мяса, сала и нерпичьего жира, а также особое блюдо из корней и трав, собранных еще летом. А потом все взрослые члены семьи - мужчины и женщины - начинают раскрашивать себе лица черным графитом или сажей, рисуя несколько линий вдоль носа, на подбородке, под глазами. Это не просто украшение, это магический обряд. Количество этих линий напрямую связано с тем морским животным, которое, как считает эта семья, приносит им счастье, - с моржом, тюленем, китом, нерпой. Затем все надевают праздничную белую одежду. В старые времена это была особая одежда, сшитая из кишок морских зверей. Затем все идут к берегу моря, несут с собой приготовленную еду. Хозяин байдары режет принесенное мясо на мелкие кусочки и бросает их в море и в воздух. Это жертва духам ветра и хозяину морских зверей. От них зависит удача на охоте. Часть мяса бросают тут же в разожженный костер - это жертва духу огня.

Праздник моржей (Наскуныхкылык)

В конце июля обычно заканчивалась охота на моржей. Начинался период штормовой погоды, и морские охотники не рисковали на своих байдарах уходить далеко от берега на промысел моржа. Тогда наступало время очередного праздника. В день праздника вынимали из ледника тушу моржа. Хозяин юрты или приглашенный им шаман начинал бить в бубен, созывая на угощение разных духов, от которых зависит жизнь, здоровье и охотничья удача человека. Хозяин относил часть приготовленной еды на берег моря, бросал ее небольшими кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!»
После того как мясо было поделено между родственниками, череп моржа относили на специальную скалу - жертвенное место «хозяйке морских зверей». Как и во время праздника начала весенней охоты, все семьи гуляют по очереди, но каждая приглашает к себе всех жителей поселка.

Праздник кита (Поля)

Кит - главное промысловое животное эскимосов, самое опасное с точки зрения охоты на него и самое желанное, потому что кит - это много-много мяса и жира. Им может наесться сразу весь поселок, им можно надолго запастись впрок. Праздник устраивает тот, кто убил (загарпунил) кита. К нему собираются все жители поселка. Кита разделывают прямо на берегу и тут же его едят. Во время праздника делают изображения китов - деревянные скульптуры, - которые подвешивают в разных углах яранги. На празднике используется мелко размельченный графит, который, подброшенный в воздух, магически воспроизводит фонтан, выпускаемый плывущим в океане китом. На празднике кита, как обычно, гуляют всем поселком. Во многих семьях хранятся амулеты с изображением кита. В честь кита исполняют специальный танец, воспроизводящий все этапы охоты на него. Любопытно, что этот танец исполняется всеми участниками, сидя на одном месте: движутся только руки и голова.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх