Что особенно хорошо удалось выразить художнику лаптеву. Книжный иллюстратор Алексей Лаптев (1905—1965)

Алексей Михайлович Лаптев - художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Жил в Москве. Учился в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923) в Москве, у П. И. Львова и Н. Н. Купреянова в ВХУТЕМАСе/ ВХУТЕИНе (1924-1929/1930). С 1925 работал художником-иллюстратором в ряде журналов. Сотрудничал с книжными издательствами Москвы. Автор книг-учебных пособий для художественных ВУЗов. В 1944 отмечен дипломом I-й степени Комитета по делам искусств при СНК СССР за цикл рисунков «Военная серия» 1942-1943. Участник выставок: в т.ч. многих республиканский, всесоюзных, зарубежных; персональные: 1938, 1949 – Москва. Член Союза Художников. Награжден медалями СССР. Автор иллюстраций к произведениям классической русской и советской литературы, в т. ч. книг для детей. Работал в области станковой графики на современные и исторические темы, а также в скульптуре малых форм. Писал стихи, опубликовал несколько детских книг со своими собственными иллюстрациями. Последний раз одна из книг А. М. Лаптева была переиздана в 2010 году.

Это ему Незнайка впервые позволил себя нарисовать. И портрет получился настолько схож с оригиналом, что все последующие «портретисты» лишь повторяли и обыгрывали созданный А. М. Лаптевым образ.

Выполненные пером и акварелью рисунки А. М. Лаптева не просто украсили первые две части носовской трилогии, они, как точно заметил в рецензии на «Приключения Незнайки и его друзей» Юрий Олеша, подчеркнули «её лёгкость, её радостный, летний, мы бы сказали, полевой колорит». В той же самой рецензии, строчку из которой мы только что процитировали, Ю. Олеша заметил, что вся книжка напоминает хоровод: «целый хоровод приключений, шуток, выдумок». Эта ассоциация возникла у рецензента, без сомнения, благодаря иллюстрациям А. М. Лаптева. Они многофигурны и невероятно подвижны. Изображения постоянно «меняют места, конфигурацию, врезаются в текст, пересекают его по диагонали» (Л. Кудрявцева), не давая нашему глазу оторваться от великолепного, яркого, разнообразного хоровода забавных и милых коротышек. Иллюстрации Алексея Михайловича «нежные, лиричные, хрупкие… с трогательной теплотой и вместе с тем подкупающей «серьёзностью», всамделешностью» (А. Лавров) подробно, шаг за шагом, рисуют мир маленьких человечков. И эти существа у Лаптева хотя и напоминают детей (они по-детски одеты, у них детские повадки), «но никак не дети, не пародия, не шарж на ребёнка, и не куклы, а сказочные человечки» (Л. Кудрявцева).

Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Подготовлено по материалам сети.


Все дети и взрослые прекрасно знают портрет озорного малыша Незнайки по книгам писателя Николая Носова, а вот про художника Алексея Лаптева, который первым нарисовал портрет Незнайки, знают не все.
Художник родился в Москве. Его мама всю жизнь посвятила детям. Средств на хорошую бумагу и краски в семье не было, поэтому приходилось обходиться графитными карандашами и маленькими тетрадными листочками. Алеша предпочитал рисовать по воображению (например, иллюстрации к сказкам); приблизительно с семи лет он стал рисовать с натуры. А вот перерисовывать чужие картинки ему было не интересно. В порядке исключения его приняли бесплатно в одну из лучших гимназий города - гимназию Страхова. Его стихией были уроки рисования. Чтобы получить чью-то подсказку Алексей пошел к художнику А. Е. Архипову. Ему не понравилось как он рисует. Хорошо, что мама уговорила его пойти к Василию Михайловичу Васнецову. От него он услышал совсем другое мнение: «Я вижу в вас явное дарование…». Учась в старших классах, Алексей параллельно занимался рисованием и живописью в студии Федора Ивановича Рерберга. Это позволило ему поступить на текстильный факультет ВХУТЕМАСа (Высшие художественные мастерские). А через год он перешел на графический факультет. Алексей Михайлович много работал. В это время он начал сотрудничать с журналами (например «Пионер», в котором читателей развлекал своими приключениями созданный Лаптевым персонаж - пионер Кузька), различными издательствами; выполнял портреты, пейзажи, натюрморты; участвовал в выставках; ездил в творческие командировки. Когда началась Великая отечественная война он стал работать в Московской организации Союза Советских художников: рисовал листовки, плакаты, литографии для «Окон ТАСС». В 1942 году в составе творческой бригады попал на Калининский фронт, позже побывал на Юго-Западном фронте. За цикл фронтовых рисунков в 1944 году художник был удостоен диплома 1-й степени Комитета по делам искусств. После войны Алексей Михайлович выступал одним из инициаторов движения за сохранение памятников старины, работал над деревянными игрушками, увлекся скульптурами из корней, работал над циклами рисунков. Цикл рисунков «Колхозная серия» (1947 г.) был приобретен Третьяковской галереей и долгое время находился в ее постоянной экспозиции.
После этой удачи художнику предложили проиллюстрировать роман Шолохова «Поднятая целина». А потом были замечательные иллюстрации к произведениям Гоголя «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», к басням Крылова, к «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина, множество картинок для журнала «Веселые картинки», было несколько детских книжек, в которых автор выступал в роли не только художника, но и автора. Была книга «В пути…Записки художника», учебные пособия по рисунку «Как нарисовать лошадь» и «Рисунок пером»…И, конечно, образ Незнайки. В 2015 году Издательство «Эксмо» в серии «Ретро-классика» представило книгу «Приключения Незнайки и его друзей» с иллюстрациями А. М. Лаптева (книга есть в Томской областной детско-юношеской библиотеке на младшем абонементе).

Сообщение составила зав. отд. искусств Л. П. Валевская

Лаптев Алексей Михайлович (1905, Москва - 1965, Москва) — график, скульптор.

Учился в Москве: в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923–1924); Испытательно-подготовительном отделении Вхутемаса (1924); Вхутемасе - Вхутеине (1924–1930), сперва на текстильном факультете, затем на графическом у Д. А. Щербиновского, П. И. Львова (рисунок) и Н. Н. Купреянова (литография). В 1920-х - член волейбольной команды Вхутемаса.

Занимался станковой и книжной графикой. Прекрасно владел всем техническим «арсеналом» рисунка: использовал прессованный уголь, соус, сангину, тушь, акварель, пастель, мел и другие материалы.

С 1925 работал художником-иллюстратором в журналах; рисовал для журнала «Пионер» (1927–1929). В 1929 начал работать в области книжной графики («Первый выгон» Г. Замчалова). В 1930–60-х сотрудничал в различных издательствах Москвы: ГИЗ, Детгиз, Гослитиздат, «Молодая гвардия», «Советский график», «Советский художник», «Детская литература» и других. Иллюстрировал учебники по заказу Учпедгиза.

Один из первых иллюстраторов А. Л. Барто («Про войну», 1930) и Н. Н. Носова («Приключения Незнайки и его друзей», 1956; «Незнайка в солнечном городе», 1959). Оформил книги: «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. В. Маяковского (1930), «Басни» И. А. Крылова (1944–1945), «Медведко» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1951), «Мертвые души» (1953), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1960) Н. В. Гоголя, «Литовские народные сказки» (1954), «Джованнино и Пульчероза» Д. Пирелли (1958), «Маша-растеряша» Л. Ф. Воронковой (1960) и другие.

Написал и проиллюстрировал книги для детей: «Патефон» (1947), «Забавные малыши» (1948, 1949), «Веселые картинки» (1948), «Как я рисовал в зоопарке» (1950), «Фу ты, ну ты!», «Забавные картинки» (обе - 1958), «Лесные диковины» (1959), «Малыши» (1964), «Раз, два, три…» (1966) и другие. С 1956 художник журнала «Веселые картинки».

В 1948–1954 создал обширный цикл иллюстраций к роману М. А. Шолохова «Поднятая целина», для чего предпринял поездку на Дон (несколько изданий, одно из них: Шолохов М. А. Собрание сочинений. М.: Молодая гвардия. 1956–1960, т. 6–7). В конце жизни работал над серией иллюстраций к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (не завершена, издана - 1971).

Выполнял портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции; создал несколько автолитографий на историко-революционную тему. В 1935 по заданию оргкомитета Всесоюзной выставки «Индустрия социализма» совершил поездку на Урал; результатом стал цикл рисунков «Заводы Красноуральска» (1936). В 1937–1939 и 1940 ездил в творческие командировки по колхозным деревням; создал серии рисунков «Колхозы Украины» и «Сальские степи». В 1941 был командирован на Каспий, где выполнил серии зарисовок с изображением рыбацких поселков и степных пейзажей («Каспийская сюита», «Под Астраханью»).

В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве. Член бригады графиков МОССХ, издававшей сатирические литографированные плакаты «Окна МОССХ», агитационные листовки. Сотрудничал в «Окнах ТАСС» и издательстве «Искусство», работал над плакатами, открытками, листовками. Выезжал на Калининский и Юго-Западный фронты; создал цикл фронтовых рисунков (1942–1943), за который в 1944 был удостоен диплома 1-й степени Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР.

В послевоенные годы выступил одним из инициаторов движения за сохранение памятников старины, шествовал над молодежным клубом «Родина», помогавшим в охране памятников культуры. Зарисовывал памятники древнерусского зодчества для предполагавшейся выставки «Шедевры русской архитектуры» (изданы в альбоме «Памятники древнерусского зодчества в рисунках А. М. Лаптева» М., 1969).

Создал циклы рисунков «Углич», «Колхозная серия» (1947), портретов знатных рабочих заводов Москвы (1958), путешествий по Чехословакии (1958) и Италии (1956–1962).

Работал в скульптуре малых форм. Выполнял деревянные игрушки («Жеребенок», «Каранд`Аш», обе - 1948). В начале 1950-х увлекся скульптурой из корней («Санчо-Панса и ослик», «Дон-Кихот»).

С 1926 - участник выставок (1-я выставка «Ассоциации графиков» в Москве). Член Союза художников СССР. Экспонировался на выставках: выставка-смотр произведений молодых художников (1936), произведений московских художников (1939, 1942, 1947), рисунка, иллюстрации и плаката (1940), живописи, графики, скульптуры (1941), «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» (1943), «Героическая оборона Москвы в 1941–1942 годах» (1944), Всесоюзная художественная выставка (1946), «30 лет советских вооруженных сил. 1918–1948» (1948), 1-я Всесоюзная выставка графики и плаката (1950), книги и книжной графики Детгиза (1951), «Н. В. Гоголь в произведениях советских художников» (1952) в Москве; «Военная доблесть русского народа» в Свердловске (1943) и других. Экспонент многочисленных передвижных выставок советского искусства в союзных республиках и городах РСФСР. Участник ряда зарубежных выставок: международной выставки «Искусство книги» в Париже и Лионе (1931–1932), «Современное искусство СССР» в Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорке (1933), «Советская графика» в Бухаресте, Хельсинки, Праге, Будапеште (1950), советского изобразительного искусства в Дели, Калькутте, Бомбее (1952), «Советское и классическое русское искусство» в Берлине, Дрездене, Галле, Будапеште (1953–1954), XXVIII международной биеннале в Венеции (1956). Провел персональные выставки в Москве (1940, 1949).

Член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Творчеству художника посвящено издание «Алексей Михайлович Лаптев» (серия «Мастера советского искусства»; М., 1951). Автор воспоминаний: «В пути…: записки художника» (М., 1972).

Мемориальная выставка произведений Лаптева была организована в 1966 в Москве.

Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее и других.

Яснов М. Д. «С добрым утром!» ,
В книге «Раз-два-три…» был .

Был текст Николаенко Людмилы Михайловны.

Зазвенел в траве жучок,
А кузнечик взял смычок,
Сколько музыки кругом!
Цили-вили-дили-бом!

Шли лягушки
По опушке,
Шли да шли —
И отличный
Земляничный
Куст нашли.

Хорошо в лесу
Утром пить росу,
Наклонить цветок
И отпить глоток.

Дунул ветер-ветерок,
Раскачал в траве цветок.
Шорох-ворох пробежал —
И зайчат перепугал.
Вот они ушастые,
Пугливые, глазастые.

Эти четверо утят
На жука напасть хотят.
Жук идёт — рога вперёд,
Кто же первый нападет?

Пускай на мне пушок —
Уже я петушок.
И, может, это не змея,
Но победитель — я!

Над галчонком вертолёт,
А галчонок ждёт,
Что ему в открытый рот
Мошка попадёт.

Сорочата из-за шишки
Передрались, как мальчишки;
Но уже через минутку
Обратилась ссора в шутку.

Сидит рыбак,
Грустит рыбак:
Ему совсем не нужен рак,
Ему бы рыбку на обед,
А рыбки нет.

Подосиновый грибок
Нам — и зонтик и домок.

Я хороший скакунок,
У меня две пары ног,
Я скачу — куда хочу,
Будто, птица я лечу.

Это — кони
Маленького роста.
А зовут их просто
Пони.

Мёд душистый липовый.
А пчёлы лезут в рот.
Любишь мёд — не всхлипывай,
Ужалят — заживёт!

Мы серые козлята,
У нас растут рога.
Мы два родные брата,
А не два врага.

Утята делят свой обед —
У них ножей и вилок нет.

Алексей Лаптев «В пути» (1972)

Лаптев Алексей Михайлович (1905, Москва - 1965, Москва) — график, скульптор.

Учился в Москве: в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923–1924); Испытательно-подготовительном отделении Вхутемаса (1924); Вхутемасе - Вхутеине (1924–1930), сперва на текстильном факультете, затем на графическом у Д. А. Щербиновского, П. И. Львова (рисунок) и Н. Н. Купреянова (литография). В 1920-х - член волейбольной команды Вхутемаса.

Занимался станковой и книжной графикой. Прекрасно владел всем техническим «арсеналом» рисунка: использовал прессованный уголь, соус, сангину, тушь, акварель, пастель, мел и другие материалы.

С 1925 работал художником-иллюстратором в журналах; рисовал для журнала «Пионер» (1927–1929). В 1929 начал работать в области книжной графики («Первый выгон» Г. Замчалова). В 1930–60-х сотрудничал в различных издательствах Москвы: ГИЗ, Детгиз, Гослитиздат, «Молодая гвардия», «Советский график», «Советский художник», «Детская литература» и других. Иллюстрировал учебники по заказу Учпедгиза.

Один из первых иллюстраторов А. Л. Барто («Про войну», 1930) и Н. Н. Носова («Приключения Незнайки и его друзей», 1956; «Незнайка в солнечном городе», 1959). Оформил книги: «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. В. Маяковского (1930), «Басни» И. А. Крылова (1944–1945), «Медведко» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1951), «Мертвые души» (1953), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1960) Н. В. Гоголя, «Литовские народные сказки» (1954), «Джованнино и Пульчероза» Д. Пирелли (1958), «Маша-растеряша» Л. Ф. Воронковой (1960) и другие.

Написал и проиллюстрировал книги для детей: «Патефон» (1947), «Забавные малыши» (1948, 1949), «Веселые картинки» (1948), «Как я рисовал в зоопарке» (1950), «Фу ты, ну ты!», «Забавные картинки» (обе - 1958), «Лесные диковины» (1959), «Малыши» (1964), «Раз, два, три…» (1966) и другие. С 1956 художник журнала «Веселые картинки».

В 1948–1954 создал обширный цикл иллюстраций к роману М. А. Шолохова «Поднятая целина», для чего предпринял поездку на Дон (несколько изданий, одно из них: Шолохов М. А. Собрание сочинений. М.: Молодая гвардия. 1956–1960, т. 6–7). В конце жизни работал над серией иллюстраций к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (не завершена, издана - 1971).

Выполнял портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции; создал несколько автолитографий на историко-революционную тему. В 1935 по заданию оргкомитета Всесоюзной выставки «Индустрия социализма» совершил поездку на Урал; результатом стал цикл рисунков «Заводы Красноуральска» (1936). В 1937–1939 и 1940 ездил в творческие командировки по колхозным деревням; создал серии рисунков «Колхозы Украины» и «Сальские степи». В 1941 был командирован на Каспий, где выполнил серии зарисовок с изображением рыбацких поселков и степных пейзажей («Каспийская сюита», «Под Астраханью»).

В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве. Член бригады графиков МОССХ, издававшей сатирические литографированные плакаты «Окна МОССХ», агитационные листовки. Сотрудничал в «Окнах ТАСС» и издательстве «Искусство», работал над плакатами, открытками, листовками. Выезжал на Калининский и Юго-Западный фронты; создал цикл фронтовых рисунков (1942–1943), за который в 1944 был удостоен диплома 1-й степени Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР.

В послевоенные годы выступил одним из инициаторов движения за сохранение памятников старины, шествовал над молодежным клубом «Родина», помогавшим в охране памятников культуры. Зарисовывал памятники древнерусского зодчества для предполагавшейся выставки «Шедевры русской архитектуры» (изданы в альбоме «Памятники древнерусского зодчества в рисунках А. М. Лаптева» М., 1969).

Создал циклы рисунков «Углич», «Колхозная серия» (1947), портретов знатных рабочих заводов Москвы (1958), путешествий по Чехословакии (1958) и Италии (1956–1962).

Работал в скульптуре малых форм. Выполнял деревянные игрушки («Жеребенок», «Каранд`Аш», обе - 1948). В начале 1950-х увлекся скульптурой из корней («Санчо-Панса и ослик», «Дон-Кихот»).

С 1926 - участник выставок (1-я выставка «Ассоциации графиков» в Москве). Член Союза художников СССР. Экспонировался на выставках: выставка-смотр произведений молодых художников (1936), произведений московских художников (1939, 1942, 1947), рисунка, иллюстрации и плаката (1940), живописи, графики, скульптуры (1941), «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» (1943), «Героическая оборона Москвы в 1941–1942 годах» (1944), Всесоюзная художественная выставка (1946), «30 лет советских вооруженных сил. 1918–1948» (1948), 1-я Всесоюзная выставка графики и плаката (1950), книги и книжной графики Детгиза (1951), «Н. В. Гоголь в произведениях советских художников» (1952) в Москве; «Военная доблесть русского народа» в Свердловске (1943) и других. Экспонент многочисленных передвижных выставок советского искусства в союзных республиках и городах РСФСР. Участник ряда зарубежных выставок: международной выставки «Искусство книги» в Париже и Лионе (1931–1932), «Современное искусство СССР» в Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорке (1933), «Советская графика» в Бухаресте, Хельсинки, Праге, Будапеште (1950), советского изобразительного искусства в Дели, Калькутте, Бомбее (1952), «Советское и классическое русское искусство» в Берлине, Дрездене, Галле, Будапеште (1953–1954), XXVIII международной биеннале в Венеции (1956). Провел персональные выставки в Москве (1940, 1949).

Член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Творчеству художника посвящено издание «Алексей Михайлович Лаптев» (серия «Мастера советского искусства»; М., 1951). Автор воспоминаний: «В пути…: записки художника» (М., 1972).

Мемориальная выставка произведений Лаптева была организована в 1966 в Москве.

Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее и других.

Яснов М. Д. «С добрым утром!» ,
В книге «Раз-два-три…» был .

Алексей Михайлович Лаптев.

Алексей Михайлович Лаптев (1905—1965) — художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент Академии художеств СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Учился в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923) в Москве, у П. И. Львова и Н. Н. Купреянова в ВХУТЕМАСе/ ВХУТЕИНе (1924—1929/1930).
Иллюстрировал детские книги: «Приключения Незнайки и его друзей»

Н. Носова, Незнайкины черты в лаптевском исполнении, включая знаменитую его шляпу, сегодня считаются «каноническими». Алексей Михайлович иллюстрировал две книжки – «Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайку в Солнечном городе».
Иллюстрации Алексея Михайловича «нежные, лиричные, хрупкие… с трогательной теплотой и вместе с тем подкупающей «серьёзностью», самодеятельностью » (А. Лавров) подробно, шаг за шагом, рисуют мир маленьких человечков. И эти
существа у Лаптева хотя и напоминают детей (они по-детски одеты, у них детские повадки), «но никак не дети, не пародия, не шарж на ребёнка, и не куклы, а сказочные человечки» (Л.Кудрявцева).
Лаптев иллюстрировал «Басни» И. А. Крылова (1944—1945). После выхода «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя с его иллюстрациями был избран членом-корреспондентом академии художеств. Сотрудничал в журнале "Весёлые картинки" с момента его основания. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в

России и за рубежом. Последней работой стали иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Писал стихи, опубликовал несколько детских книг со своими собственными иллюстрациями. Последний раз книга А. М. Лаптева «Пик, Пак, Пок» была переиздана в 2010 году.

Алексей Михайлович Лаптев был очень талантливым и добрым человеком. Он нес радость и взрослым, и детям. В нем, как в волшебной шкатулке, постоянно рождались и роились стихи, а зоркие глаза художника замечали смешные и интересные детали нашего смеющегося мира.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх