Бедность не порок как жанр драматургии. Конспект урока по литературе на тему "А.Н.Островский

Новая комедия господина Островского "Бедность не порок" была его новым сценическим триумфом и в то же время сигналом жесточайших обвинений, какие только выпадали на долю нашему автору. Комедия эта, в свое время служившая предметом таких сильных споров, принадлежит к числу недостаточно оцененных даже друзьями г. Островского, даже теми людьми, которые... ни на шаг не отступали в своей симпатии к его светлому дарованию. Поэтому мы приглашаем всех внимательных и беспристрастных судей перечитать ее сызнова, на свободе, медленно и не увлекаясь никакими наперед составленными воззрениями. В произведении этом они найдут неоспоримые недостатки постройки, слишком крутую и прихотливую развязку, некоторую бедность комических положений, но погрешности эти с избытком выкупятся разительными, первоклассными красотами. ...По крайней мере изо всех его произведений подобную поэзию находим мы лишь в трех, кроме комедии нами названной, то есть в комедии "Бедная невеста", в драме "Не так живи, как хочется" и в "Воспитаннице". Во множестве сцен и подробностей разлита поэзия, нами указанная, поэзия здоровая и сильная, от которой Русью пахнет, в самом лучшем смысле этого выражения. Она сказывается в отношениях Любима Торцова к бедному мальчику, его пригревшему, в раздирающем душу прощании молодых любовников под глазами плачущей матери в отдаленном уголку дома, в милом и симпатическом лице бойкой вдовы Анны Ивановны и наконец в капитальной сцене всего произведения, которая обнимает собою святочный вечер в доме Торцова, устроившийся в отсутствии грозного хозяина. Святочный вечер в "Бедность не порок" у нас как будто перед глазами. До сих пор, вспоминая его, словно переносишься в детские годы и оттого испытываешь сладкую теплоту на сердце. Как мила и приветлива старушка хозяйка, которая сама когда-то любила плясать и хорошо пела песни, покуда суровый муж не полез в бары, и старушки гостьи, так весело глядящие на поющих девушек, и хлопотунья Анна Ивановна, всегда веселая и покладистая, и эти девушки с подблюдными песнями, и коза с медведем, и все эти чистые радости, оттененные страхом, что вот сейчас все кончится и наступит неожиданная катастрофа... Откинемте же рутинную высокомерность, которая гнездится во всех нас, как бы мы просты ни были, позабудем то, что до сей поры в изображениях купеческого быта видали мы лишь грязь и безнравственность, постараемся взглянуть на участников этой святочной беседы, как следует русскому человеку глядеть на хороших русских людей, и тогда, может быть, с глаз наших спадет завеса, скрывающая от нас такую простую и так близкую нам поэзию!

О недостатках разбираемой комедии мы уже сказали вкратце, и ввиду красот, какими они выкупаются, на них сетовать невозможно, но тем не менее мы считаем долгом указать на один из сказанных недостатков, ибо он мелькает в нескольких последующих трудах г. Островского и тем заставляет предполагать в даровании нашего автора одну складку, от которой он может и должен освободиться. Погрешность, о которой идет речь, есть крутое и прихотливое обращение с интригой пьесы; обращение, может быть, еще имеющее некоторое значение на театре, но неприятно поражающее в чтении. Гордей Карпыч Торцов, столько времени занятый дурными делами и промыслами, столько лет мучивший свою семью, пренебрегавший родным братом и грубо попрекавший Митю его бедностью, вследствие небольшой побранки и просьб Любима вдруг обращается на путь добрый, раскаивается в своем прошлом, наконец дает неожиданно благополучный поворот всей истории любовников. В другом, даже очень даровитом писателе, мы могли бы отнести такой грех к бедности драматического соображения, но можно ли подумать что-нибудь подобное про автора "Бедной невесты" и комедии "Свои люди — сочтемся". Есть заслуги, после которых непозволительна тень сомнения в ценителе; есть успехи, после которых малейшее слово осуждения должно быть взвешиваемо десять раз и потом только выговариваться. Погрешность художественной отделки? Но как обвинить в нехудожническом деле того писателя, у которого в малейших произведениях, ускользающих от нас по своему объему и объему статьи нашей, всюду виден ум сильного мастера и ряд неожиданных сценических соображений? Вернее будет предположить, что пьеса, нами разбираемая, поступила на сцену и в печать слишком скоро, не прочитанная лишний раз автором. Небольшая подготовка развязки, несколько приготовительных фраз Гордея Торцова, несколько заранее высказанных объяснительных черт его характера, могли бы сгладить всю шероховатость, на которой мы теперь поневоле останавливаемся. Такое нетрудное дело мог бы выполнить драматург только что талантливый — у г. Островского, быть может, самая сказанная подготовка явилась бы рядом метких выражений и мастерских подробностей. <...>

/Александр Васильевич Дружинин (1824-1864).
Сочинения А. Островского. Два тома (СПб., 1859)/

Пьеса «Бедность не порок».

Цели урока:

    Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии «Бедность не порок».
    Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; Развивать умения дискутировать на заданную тему; Развивать монологическую речь; Воспитывать правильное отношение к морально-нравственным ценностям русского менталитета; Воспитывать интерес и бережное отношение к .

Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не порок». Запишите в тетради тему урока: «. «Бедность не порок». В старших классах вы будете изучать его знаменитую пьесу «Гроза». Но сейчас имя это для нас новое, поэтому несколько слов о самом драматурге.

(Сл. 2) родился в 1823 году в Москве: в Замоскворечье, - в старинном купеческом и чиновничьем районе. Отец будущего драматурга, образованный и умелый судебный чиновник, а затем - известный в московских коммерческих кругах адвокат; поднимаясь по служебной лестнице, получил права потомственного дворянина, стал помещиком; понятно, что ему хотелось и сына пустить по юридической части. (Сл. 3)Александр Островский получил неплохое домашнее образование - с детства пристрастился к литературе, владел немецким и , хорошо знал латынь, охотно занимался музыкой. Он с отличием окончил гимназию и в 1840 году без экзамена был принят на Московского университета. Но карьера юриста Островскому не нравилась, неодолимо влекло его к себе искусство. Он старался не пропускать ни одного спектакля: много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В то же время сам пробовал писать стихи и рассказы.


(Сл. 4) Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет по настоянию отца служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем. В 1867 году он совместно с братом выкупает у мачехи имение Щёлыково, в котором великий русский драматург проживал с весны до поздней осени в течение многих лет и писал свои замечательные пьесы: «Снегурочка», «Бесприданница», «Без вины виноватые» и др.

П. К сожалению, в школьной программе мало представлено драматических произведений, а ведь каждый драматург неповторим, у каждого своя манера письма, свои достоинства, но, тем не менее, только называют в мире искусства и литературы «отцом русского театра».

В связи с этим возникает вопрос… Какой? (Чем же заслужил он это звание? Каковы особенности его творчества?) Это и предстоит нам с вами сегодня выяснить.

Пропустим 2-3 строчки после указанной темы урока, допишем:

Особенности драматургии (по ходу урока будем отмечать и записывать, будьте внимательны).

О чём же писал Островский в своих произведениях?

Выступление подготовленного ученика.

Богатые, но еще вчера жившие по старинке люди и новые требования, которые властно предъявляет им современная жизнь, где миром правят власть и деньги, - вот основа комедийных конфликтов молодого Островского, да еще таких, где смешное переплетено с грустным: ведь причуды имеющих власть не только забавны, но и опасны для бедных: зависимых и угнетенных. (Сл. 5) Его всероссийская известность началась с комедии - «Свои люди - сочтемся!» (или «Банкрот» 1849 г.), опубликованная в журнале «Москвитянин», молодые сотрудники которого тяготели к славянофильству, проповедующему идеи национальной самобытности, сохранившейся в среде крестьянства и патриархального купечества. Пьеса имела огромный успех. Однако постановка ее были запрещена по указанию самого царя Николая 1. Цензурный запрет продержался одиннадцать лет. (Сл.6 – читает ученик). (Сл. 7)Уже в комедии «Свои люди - сочтемся!» проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры. В его пьесах звучит сочная, живая народная речь. Островскому захотелось показать героев положительных, способных противостоять безнравственности и жестокости современных отношений. Именно такие, вызывающие сочувствие герои и появляются в комедии «Не свои сани не садись» (1853) (первая из пьес Островского, которая пошла на сцене) и «Бедность не порок» (1954) .(первоначальное название «Гордым бог противится»). В последующие периоды творчества Островского появляется более 50-ти оригинальных пьес, составивших целый народный театр, где перед читателем прошла история всех сословий России.

Помимо писательского творчества, успешно занимался общественной деятельностью. Он организовал Московский артистический кружок, Общество русских драматических писателей и композиторов. Но главная его заслуга – создание огромного драматического репертуара для русского театра. (Сл. 8)

Особенности:

    Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт; Яркие, узнаваемые характеры;
Разбор конфликта пьесы.

(Сл. 9) Сегодня мы начинаем знакомство с комедией Островского «Бедность не порок».

Название. Итак, бедность не порок.

Как вы понимаете это изречение?

К какому жанру относится это выражение?

Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди – сочтёмся!, На всякого мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых двух, Свои собаки грызутся – чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг , Без вины виноватые.

Из полусотни драм. произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у одного писателя.

Особенность:

    Своеобразие названий.

Работа с 9 слайдом.

Чтение текста слайда.

Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте.

Конфликт – это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Аня, напомни, какова основа конфликтов в пьесах молодого Островского.

Найдите в этом предложении понятия. (патриархальный (старинный) быт – новшества).


В чём, по-вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность мировоззрения).

Чему противостоит этот мир? (новшествам, современной, так называемой «цивилизации»).

Запись в тетради (пропущенные строчки):

Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному миру власти и денег.

Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно – бытовой конфликт. Кто же в нём участвует?

(Сл. 10). Афиша. Чтение имен и фамилий действующих лиц.

Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому – Гордей? Какие качества людей подсказываются именами и фамилиями – Африкан Коршунов (хищник), Любовь, Гуслин, Разлюляев, Митя?

(Гордей – гордый, богатый купец,

Любим – любимый всеми, хороший человек, но неудачник,

Гуслин – простой, весёлый парень (от слова «гусли» - старинный народный инструмент),

Разлюляев – простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» - потеха),

Митя –. посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре)

П. - Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом?

У. – дал им говорящие имена и фамилии.

Особенность:

    Говорящие имена.

Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций?

Особенность:

    Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе.

Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему?

(Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по-новому и даже готов отдать за старика единственную дочь)

А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу)

Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова – хищника, расстраивает свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.)

С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт?

Любим Карпыч (берет).Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот и будет в настоящий такт. (Митя дает.)Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.)Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело сделает. Я походил по Москве-то, я все видел, все… Большую науку произошел! А дураку лучше денег не давай, а то он заломается… фу, фу, фу, трр!… вот как брат, да как я, скотина… (Полусонным голосом.)Митя, я ночевать к тебе приду.

Митя. Приходите. Теперь контора пустая… праздники…

Любим Карпыч (засыпая). А я с братом смешную штуку сделаю. (Засыпает.)

5. Краткий обзор действий.

Задание: Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка.

(Сл. 12) 1 действие. Первый акт — это объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия. Это начальный момент в развитии событий, подготовленный экспозицией. Здесь читатель получает первые представления об изображаемых характерах, о конфликте между ними.

В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство — зло!», « А я с братом смешную штуку сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

П. - Как мы знакомимся с главными героями: с Гордеем Карпычем и Любимом Карпычем?

У. – О них мы слышим от других персонажей.

О Гордее от Егорушки: ругается, сердит на Любима Карпыча,

от Пелагеи: с Африканом пьёт, будто подменили его. (д. 1, явл. 3)

О Любиме от Егорушки: рассмешил всех за обедом, Гордей выгнал, Любим в отместку созорничал: стал с нищими у собора.

Особенность:

    «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие.

П. - С каких реплик вступают непосредственно в действие наши герои?

У. – Первая реплика Любима (увидел одних в комнате Любовь Гордеевну и Митю), закрывая лицо руками: «Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять под сумнение! Я, племянница! Что, испугалась? Ступай, не бойсь! Я не доказчик, а кладу всё в ящик…» (д.1, явл. 11)

Первая реплика Гордея (д.1, явл. 7), входит в комнату, где веселится молодёжь: «Что распелись! Горланят, точно мужичьё! (Мите) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная! Чтоб у меня этого не было вперёд!

П. – Что можно сказать о персонажах по их первой реплике? (Л. – шутки, прибаутки, «не доказчик»; Г. – грубит, унижает, «мужичьё» - ругательство).

Особенность:

    Значимость первой реплики героя

(Сл.13) Второе действие. Действие стремительно развивается, новых персонажей, причем все они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности, праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой, гаданиями, ряжеными, представлениями с медведем и козой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.

П. - О каком празднике речь? Святки. Что за праздник? По каким приметам можно догадаться, что это святки?

Почему Островский время действия пьесы соотносит со временем празднования святок?

У. – Соблюдение народно - религиозных традиций. Основным смыслом свят. периода, по народным представлениям, являлось возрождение порядка в мире и в жизни каждого человека как частице этого мира. (Традиции устного народного творчества – фольклора)

Особенность:

    Фольклорные моменты.

(Сл. 14) Действие третье. Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, что развязка логически вытекает из развития действия, она все-таки носит неожиданный характер: это действительно подчеркнуто счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим. «Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги. Любим Торцов вмешивается в естественный ход событий, препятствует торжеству зла. Протест против сильных мира сего он облекает в броскую форму: «Хорошо тому на свете жить, у кого нету стыда в глазах».

Опять пословица!

Метко сказано, что театр Островского — речевой театр. У него в пьесах красивый, поэтически богатый язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. У Островского каждый персонаж говорит своим языком. Речь героев — важнейшее средство их характеристики. Докажем.

Чтение отрывков. (Пелагея, Любим)

Гордей Карпыч. Нет, ты вот что скажи: все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот фициянт, он ученый, из Москвы, он все порядки знает: где кому сесть, что делать. А у других что! Соберутся в одну комнату, усядутся в кружок, песни запоют мужицкие. Оно, конечно, и весело, да я считаю так, что это низко, никакого тону нет. Да и пьют-то что, по необразованию своему! Наливки там, разные… а и не понимают они того, что на это есть шампанское! Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал.

Объясните особенности речи тех персонажей, монологи которых мы читали.

(Гордей неграмотный, считает, что образование ни к чему, главное – жить по моде.

Любим: его речи присущ элемент несомненной интеллигентности; его речь не патриархальна, не фольклорна, а принадлежит современной Островскому городской культуре; один из всех действующих лиц он употребляет какие-то обрывки иностранных фраз довольно правильно и уместно).

Особенность:

    Своеобразие речевой характеристики героев.

П. – Если бы я попросила вас выявить черты сходства и различия между определёнными героями пьесы, кого бы вы сопоставляли, сравнивали? Почему?

(Митя – Коршунов. Сходство: намерение жениться на Любови Гордеевне; различие: честность Мити – действия исподтишка Коршунова;

Любим Торцов – Гордей Торцов. Сходство: братья, в конце концов, Гордей прозревает, оказывается не чужд правде. Различие: Г. – самодур, ему важен внешний лоск, а не человеческая душа; Л., в молодости тоже поддавшийся на якобы обязательное поддержание статуса и прогулявший всё своё состояние, осознал, что главное в жизни не деньги, потому что можно и без денег оставаться хорошим человеком;

Любим Торцов – Коршунов. Сходство: бывшие сотоварищи. Различие: честность первого и бесчестие второго.)

Особенность:

    Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.

6. Это сопоставление и будет вашим домашним заданием, а также надо ответить на вопрос: почему Любим Торцов – любимый герой Островского?

7. Подведём итог урока.

(Сл. 15) - Перечислим особенности драматургии Александра Николаевича Островского:

    Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт
    Яркие, узнаваемые характеры; Своеобразие названий. Говорящие имена. Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе. «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие. Значимость первой реплики героя. Фольклорные моменты. Своеобразие речевой характеристики героев. Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.

Если позволит время, можно обсудить слова: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: « У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского».

МБОУ «Калининская ООШ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 9 КЛАССЕ

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ А. Н. ОСТРОВСКОГО.

ПЬЕСА «БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК».

Учитель и литературы

А. Н. Островский.

Слово о драматурге. Отражение в пьесах реальных общественных противоречий времени. Обзор содержания пьесы «Бедность не порок».

Цели урока: выявить значение драматургии А. Н. Островского; познакомиться обзорно с содержанием пьесы «Бедность не порок»; повторение литературоведческих терминов

Словарная работа: драматическое произведение, комедия, реплика, ремарка.

Ход урока

1. Работа с эпиграфом урока

Вы один достроили здание, в основание которого

положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов.

Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:

«У нас есть свой, русский национальный театр.

Он по справедливости должен называться «театр Островского».

И. А. Гончаров

Какую сторону дара Островского отметил Гончаров?

2. Активизация мыслительного процесса. Слово учителя

В 1856г. Морское ведомство отправило нескольких молодых талантливых писателей в разные края Российской империи для обследования знаменитых рек России, описания быта и нравов проживающего в тех местностях населения. А.Н.Островский напросился в эту поездку сам. Ему было поручено обследовать верховья Волги. В те времена еще не было точно известно, где начинается Волга: в озере Селигер, или в озере Пенно, или в озерке Волго. А.Н.Островский добрался до самого истока Волги, до того места, где великая русская река берет свое начало, выбиваясь из-под земли малозаметным ручьем. В некотором смысле Островский совершил великое географическое открытие, подобное тому, что было совершено им в 1849 году на литературном поприще в комедии «Свои люди – сочтемся». Сделав героями драматического произведения московских купцов, Островский впервые в русской литературе открыл жизнь и быт Замоскворечья. Кстати, примерно в то же время, когда А.Н.Островский, преодолевая всевозможные трудности, поднимался к истокам Волги, знаменитый путешественник Дэвид Ливингстон обследовал реку Замбези в Южной Африке, стирая с карты белые пятна, которыми были для европейцев внутренние области Африканского континента. Весь цивилизованный мир следил с увлечением за этим путешествием. Заканчивалась эпоха великих географических открытий.

Что же значит «совершить открытие»? Колумб открыл Америку, но это был населенный континент, более того, до Колумба туда плавали викинги. Мы знаем об этом и тем не менее продолжаем говорить: Колумб открыл Америку. Замоскворечье – не Америка, район близкий и известный москвичам и не только москвичам, однако принято считать, что Островский открыл для русского театра и русской литературы нравы и быт Замоскворечья. Так что же такое «открытие»? Поразмышляйте об этом письменно .

3. Жизненный путь драматурга. Слово учителя.

После реформ Петра I наша государственная жизнь потекла по общеевропейскому руслу, хотя в ней были и свои особенности, главная из которых - чрезмерно долго сохранявшееся в России крепостное право. Это резкое разделение на рабов и хозяев усугублялось еще и тем, что дворянство со времен Петра должно было забыть национальное платье, отказаться от старинного бытового уклада и устроить свой быт так же, как жили в это время на Западе. В результате возник глубокий разрыв между образованными сословиями, с одной стороны, и теми, на кого не распространялись жесткие петровские требования жить по-новому: крестьянами, купцами, – с другой.

Они по-разному одевались, по-разному ели и пили, по-разному веселились, и даже общая православная вера не до конца их объединяла: простонародье гораздо тщательнее образованных людей соблюдало церковные обряды, но и нередко примешивало к истинной вере всякие суеверия и небылицы. На Русской земле словно существовали два разных, мало понятных друг для друга мира. Но к середине XIX века границы этих миров стали постепенно стираться. Образованные люди начали искать способы преодоления этого разрыва, восстановления духовного и культурного единства русского народа. А простые, по-старинному жившие люди все чаще были вынуждены сталкиваться с построенным Петром государством: обращаться в суды для разрешения имущественных споров и наследственных дел, получать разрешения на промысел и торговлю в разных государственных учреждениях и т.п. Бюрократический мир, с которым приходилось соприкасаться, был им непонятен, о правах и порядках, установленных государством, они ничего не знали. Здесь их обманывали, запугивали и обирали. Самые живые и умные стали учить своих детей приспосабливаться к «европеизированной» жизни, но на первых порах часто принимали за «образованность» лишь внешние стороны быта высших сословий. Вот в этих-то «пограничных» зонах между богатыми, но еще вчера жившими по старине людьми и новыми требованиями, которые властно предъявляла современная жизнь, и возникает почва для комедийных конфликтов, да еще таких, где смешное переплетено с грустным, ведь причуды власть имущих не только забавны, но и опасны для бедных и зависимых….

12 апреля 1823 года, 180 лет назад, в семье дьякона церкви Покрова в Замоскворечье Николая Островского родился сын, которого нарекли Александром. Сам Николай вскоре оставил службу в церкви и устроился в московский городской суд сначала стряпчим, или помощником прокурора, потом стал адвокатом. Юридическая деятельность отца, бывшего «ходатаем по делам», давала маленькому Александру богатую пищу для наблюдений за реальной жизнью, чаще всего в ее не самых лучших проявлениях: «В его доме с утра до ночи толкались купцы, решая разные свои вопросы, мальчик Островский видел там не одного банкрота, а целые десятки, и разговоров о банкротстве наслышался Бог весть сколько» (Н. В. Берг, друг Островского).
На 9-м году жизни Островского постигла первая жизненная трагедия: умерла сначала бабушка, а потом мать Спустя пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. Благодаря незаурядной деловитости отца семья, в которой было четверо детей, жила в достатке. В доме имелась богатая библиотека, приглашались хорошие преподаватели, и Александр смог получить прекрасное домашнее образование знал греческий, латинский, французский, немецкий языки. Кроме названных, овладел английским, итальянским, испанским языками. Приобретение европейской образованности гармонично соединялось в нем с постижением русских традиций и духовности, источником которых были для него мать и особенно бабушка по матери, бывшая просвирней. Просвирни, как никто другой, берегли и сохраняли русские традиции, а кроме того, по выражению А. С. Пушкина, «они говорили удивительно чистым, правильным языком». Любовь к русскому фольклору пробудила в нем также няня со своими сказками и небылицами; недаром, когда спустя много лет уже известного драматурга спрашивали, как возникла его «Снегурочка», он отвечал: «Мне няня сказывала».
В 12 лет А. Н. Островский был отдан в гимназию, по окончании гимназии А. Н. Островский продолжает учебу на юридическом факультете университета. Спустя 2 года он принимает решение уйти, выдвигая в качестве формального повода конфликт с одним из преподавателей, но, скорее всего, его влечет к иной, не юридической, а литературной деятельности. Уход из университета вызывает бурный гнев отца, который в конце концов отказывает сыну в материальной поддержке, из-за чего долгие годы Островский вместе со своей семьей вынужден бедствовать. К слову сказать, женитьба на мещанке без приданого еще более усугубила недовольство родителя, но принесла семейное счастье и добрую атмосферу открытого для всех дома. Ради добычи хлеба насущного будущий драматург устраивается в канцелярию Совестного суда, а чуть позже в Коммерческий суд , где еще более развиваются те впечатления, которые были получены еще в детстве в отчем доме из наблюдений за взаимоотношениями купцов. Перед ним во всей своей неприглядности предстали тайны имущественно-семейных отношений и быта купцов. Он увидел способы обогащения через обход законов, подлоги, познакомился с историями банкротств. Все это нашло впоследствии отражение в его творчестве, даже имена его будущих литературных героев можно найти среди участников судебных разбирательств, в которых участвовал Островский.

Мало кто знает, но первым произведением, которое вышло из-под пера Островского, была вовсе не пьеса, а прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя». Именно здесь мы находим заготовки будущих пьес, прежде всего, в пугающей реалистичности образов. Это именно та среда, из которой прорастут потом многие герои будущих пьес.

А первым драматургическим произведением стала комедия «Несостоятельный должник», сцены из которой 9 января 1847 года были опубликованы в газете «Московский городской листок». Редко кому из драматургов так удается – дебют превратился в шумный триумф. Комедия усердно читалась по трактирам. В трактире у Чугунного моста, самого знаменитого в те годы (хотя бы тем, что привлекала публику машиной с барабанами – единственной в то время на всю Москву), пьеса читалась ежедневно каким-то изгнанным из театра актером-добровольцем вслух. Он не брал денег за чтение, просто просил накрыть ему стол. И жил припеваючи, ведь желающие послушать находились с утра и до полуночи.

Прошло чуть более трех лет, прежде чем пьеса была опубликована полностью под названием «Банкрут, или Свои люди – сочтемся». Это случилось в марте 1850 года в журнале «Москвитянин». И вот тут-то началось такое, чего начинающий драматург не мог предположить.

Во-первых, на него тут же подал в суд его друг детства Дмитрий Горев, в чью семью Островский был вхож, и обвинил, ни много ни мало, в плагиате. Хотя о каком плагиате могла идти речь, если сам Горев никаких пьес не писал, зато Островским была изложена история семьи друга, а все герои были кристально узнаваемы.

Во-вторых, почти сразу после выхода пьесы на автора поднялись московские купцы, которых за живое задел стиль автора, вскрывающего социальные язвы, словно скальпелем. Купцы сразу подали челобитную царю. Тот, хотя и смеялся до колик при прослушивании пьесы, но купечество обижать не стал. В результате Островский с треском вылетел из Коммерческого суда, да еще и попал под надзор полиции.

Долгая судебная тяжба с другом, который требовал большую материальную компенсацию, затянулась на долгие годы. Это был хороший стимул для Островского «отыграться» за свои страдания, и он в своих пьесах никогда не жалел тех, кто живет по законам животной силы, полагая, что деньги и связи решают все. В течение 10 лет комедия была запрещена к постановке, начальник III отделения Дубельт мотивировал это тем, что недопустимо ставить пьесу, в которой все действующие лица - отъявленные мерзавцы. Премьеры же спектаклей по пьесам Островского «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», состоявшиеся соответственно в 1853 и 1854 годах, принесли автору огромный успех. Зрители, особенно купцы, искали знакомства с драматургом, писали письма ему и актерам, исполнявшим роли. Например, к актеру Малого театра Прову Михайловичу Садовскому один из купцов обращался так: «Верите, я плакал, ей-богу, плакал! Как подумал я, что со всяким купцом это может случиться... страсть! И чудится мне, что я уже на паперти стою и руку протягиваю... Спасибо, голубчик! Я теперь, брат, ничего не пью, будет! Все выпил, что мне положено! Думаю богадельню открыть».

4. Комедия «Бедность не порок».

1 )Словарная работа

Дайте толкование терминам, запишите.

Драматические произведения (др.-гр. drama–действие) воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Списки действующих лиц, обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной же его текст - это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.

Коме́дия ( κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos , «праздник в честь Диониса » и ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ , «песня») - жанр , характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы , в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

Реплика (от . replico - возражаю или предваряет или сопровождает ход действия в пьесе . Р. могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В Р., предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание, места действия, обстановки.

2). История создания пьесы

«Бедность не порок» была задумана автором 10 июля 1853 г., а начата 22 августа того же года.

В первоначальной редакции пьеса имела иное заглавие: «Гордым бог противится», и должна была состоять только из двух актов.

К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои».

Напечатана была пьеса впервые в 1854 г. отдельной книжкой.

Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». 25 января 1854 года комедия была представлена на сцене Малого театра с Провом Садовским, которому посвящена пьеса, в роли Любима Торцова. Сам Островский определял смысл пьесы так: «чтобы иметь право направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее», соединяя высокое с комическим, даже сатирическим. Таким является в пьесе изображение самодурства Гордея, которое разъясняется в одной из пьес так: «Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...» (по С. Дурылину, В. Лакшину, Л. Дудко и Л. Нежурко).

Предназначая «Бедность не порок» для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра.

В Петербургском Александрийском театре «Бедность не порок» была впервые поставлена 9 сентября 1854 г.

На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест. (Краткое содержание пьесы – ученик)

5. Обмен мнениями о прочитанном

Вопросы для беседы:

  • Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?
  • Можно ли так назвать эту пьесу?
  • Драма - это изображение жизни в формах самой жизни. Как в пьесе «Бедность не порок» Островский изображает установившийся порядок жизни?
  • Митя и Люба счастливы и довольны, что все так удачно завершилось. Но любовная линия не столь важна. А что важно? Что хотел сказать своей пьесой Островский? (истинные ценности в семье, в патриархальных традициях)
  • Когда-то Руссо в «Письме о зрелищах» сделал упрек Мольеру за то, что он осмеивал порок, но не научил нас любить добродетель. Как решает эту задачу Островский? (миру Коршуновых противопоставлен мир положительных героев с их естественным поведением)
  • Чем дорожит больше всего Островский в пьесе? Что для него главное в отношениях людей? Что помогает нам это понять? (любовь – вот что главное. Герои – Любовь Торцова, Любим Торцов. Героиня сдержанна внешне, но «сердце свое надорвала». Пьеса утверждает народную веру в то, что «любви золотом не купишь». Такое преданное чувство не может не торжествовать)

6. Домашнее задание

1) Вопросы и задания 12-14 (с. 396), 1-3 (с. 396, рубрика «Развивайте дар слова»).

7. Итог урока

  • Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите.
  • Сформулируйте основные особенности стиля Островского.

1. Говорящие фамилии

2. Своеобразные названия пьес

3. Фольклорные моменты

Драматические произведения (др.-гр. drama–действие) воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Списки действующих лиц, обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной же его текст - это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.

Коме́дия ( κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos , «праздник в честь

Подписи к слайдам:

Александр Николаевич Островский. Пьеса «Бедность не порок».

«Вы один достроили здание, в основу которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского». А.И.Гончаров

Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье (ул. Малая Ордынка)

Первая Московская гимназия

Московский Университет, куда на юридический факультет, окончив гимназию, поступил Островский

Титульный лист журнала «Московитянин» № 6 за 1850г, в котором была опубликована пьеса «Свои люди – сочтемся»

«Бедность не порок» – гимн русскому купечеству – содержит в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами.

Пьеса «Бедность не порок» Пьеса была задумана автором 10 июля 1853 года, а начата 22 августа того же года. В первоначальном варианте пьеса должна была называться «Гордым бог противится» и состоять всего из 2 актов. К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский после первых публичных чтений пьесы в литературных кружках Москвы писал М.П.Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только мои ожидания, но и даже мои мечты». Напечатана впервые комедия была в 1854 году отдельной книжкой.

Александр Евстафьевич Мартынов – актер Малого театра (Африкан Коршунов) Пров Михайлович Садовский – ведущий актер Малого театра (Любим Торцов)

Критика о комедии «Бедность не порок» Ни одна из пьес А.Н.Островского не вызывала после своей публикации таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику с славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов. А.Н.Островский (второй слева) в кругу писателей и критиков Москвы


Драматическое столкновение тысячелетней общенародной укорененной культуры с преломлением новой европейской куль­туры в сознании традиционалистской купеческой среды лежит в основе комедии «Бедность не порок» (1854). Именно этот кон­фликт составляет зерно сюжета пьесы, как бы втягивая в себя все другие сюжетные мотивы, в том числе и любовную линию, и отношения братьев Торцовых. Старинная русская бытовая культура здесь выступает именно как общенародная. Она - вчерашний день современных Островскому купцов, нередко ещё поколение или два назад бывших крестьянами. Быт этот ярок, живописен и в высшей степени поэтичен, по мысли Остров­ского, и драматург всячески стремится художественно доказать это. Веселые, задушевные старинные песни, святочные игры и обряды, связанное с фольклором поэтическое творчество Коль­цова, которое служит образцом для песен, слагаемых Митей о любви к Любови Гордеевне, - все это в комедии Островского не средство оживить и украсить спектакль. Это художествен­ный образ национальной культуры, противостоящей нелепому, искаженному в сознании темных самодуров и хищников образу заемной для России бытовой культуры Запада. Но это именно культура и быт патриархальные. Важнейшим и наиболее привлекательным признаком подобных отношений оказывается чувство человеческой общности, крепкой взаимной любви и связи между всеми домочадцами - и членами семьи, и работ­никами. Все действующие лица комедии, кроме Гордея и Коршунова, выступают как опора и поддержка этой старинной культуры.

И все-таки в пьесе отчетливо видно, что эта патриархальная идиллия - нечто несовременное, при всей своей прелести несколько музейное. Это проявляется в важнейшем для пьесы художественном мотиве праздника. Для всех участников патри­архальной идиллии подобные отношения не будни, а празд­ник, т.е. радостное отступление от обычного уклада, от повсе­дневного течения жизни. Хозяйка говорит: «Святки - х0чу потешить дочку»; Митя, пуская переночевать Любима, объясняет такую возможность тем, что «праздники - контора пустая».

Все герои как бы вступают в своеобразную игру, участвуют в каком-то радостном спектакле, хрупкое очарование которого немедленно нарушается вторжением современной реальности - бранью и грубой воркотней хозяина, Гордея Торцова. Стоит ему появиться, как умолкают песни, исчезает равенство и ве­селье (см. д. I, явл. 7; д. II, явл. 7).

Взаимодействие /праздника и буден выражает в пьесе Ост­ровского соотношение идеальных, с точки зрения писателя, форм патриархальной жизни с той же патриархальностью, ко­торая существует в современном драматургу купеческом быту. Здесь патриархальные отношения искажены влиянием денег и наваждением моды.

Мотив денег, которые, по словам Любима, «дуракам вред­ны», традиционен для пьес Островского. В высшей степени активен и значителен этот мотив в комедии «Бедность не по­рок». С наибольшей последовательностью он реализован в лю­бовной фабуле, но связан также и с линией Любима. «Наваж­дение моды» - это своего рода лейтмотив образа Гордея.

Гордея сравнивали с Журденом, героем комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Основная причина всех бед домаш­них Гордея, судьбами которых он распоряжается самовластно, - его стремление заставить их забыть, что «у нас тятенька-то мужик был», и намерение «жить по-нынешнему, модами зани­маться». Имя героя - явный намек на то, что его обуяла гордыня, да и жена упоминает о гордости мужа. Весь его дом живет по старине, прочно связан с традиционным бытовым укладом, ценит не только русское платье, но и национальные обычаи (святочные игры, ряженье, народные песни). Гордей от жены требует: «Хочешь сделать у себя вечер, позови музыкан­тов, чтобы это было по всей форме»; гостей, по его мнению, угощать нужно не привычными наливками и мадерой, а шам­панским и т.д.

Поведение Гордея объясняется тем, что в соблазн его вво­дит «цивилизованный» современный фабрикант Африкан Савич Коршунов.

В системе образов пьесы Гордей даже именем контрастно соотнесен с образом своего обедневшего брата Любима Торцова. Он выступает как основное препятствие на пути к соединению влюбленной пары, его дочери Любови Гордеевны и бедного приказчика Мити, судьбу которых в конце концов устроит Любим.

Главная причина, по которой Гордей противится счастью дочери, - желание выдать её за Коршунова, переехать в Москву, где бы он «всякую моду подражал <...> сколько бы хватило <...> капиталу». В его затуманенном соблазнами «цивилизации» со­знании прочно убеждение, что дочь его должна быть счастлива с Коршуновым, поскольку в Москве будет «по-барски жить, в каретах ездить»; переняв комически искаженные внешние при­меты «цивилизованного», «барского» житья, Гордей сохранил, однако, в неприкосновенности патриархальные представления о законности своей абсолютной власти над всеми домашни­ми - от жены до приказчиков, о полном и единоличном праве отца решать судьбу дочери. Однако, по мысли Островского и по мнению других героев пьесы, Гордей это право утратил: ведь родители за детей перед Богом отвечают, и отец не должен из-за прихоти, корысти или каприза обрекать дочь на замужество со злым стариком, замучившим свою первую жену, как говорят о Коршунове некоторые персонажи. Нарушает Гордей и ещё одну незыблемую заповедь патриархального мира, когда оби­жает разорившегося и раскаявшегося в своем загуле брата Лю­бима, пришедшего просить у него работу и кров. Глава рода и купеческого дела должен поддерживать своих менее удачливых родственников, тем более невозможно обидеть родного брата.

Показывая «русского Журдена» во всей неприглядности его нелепого, опасного для окружающих, но вместе с тем комичес­кого поведения, Островский и ему не закрывает путь к прозре­нию. С помощью брата Любима и он понимает, что чуть не погубил дочь, и даже публично признается в этом: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия».

В комедии «Бедность не порок» сталкивается идеальная лю­бовь Мити и Любови Гордеевны, также патриархальная по своей сути, с темным безудержным самодурством Гордея, которое, по мнению Островского, есть лишь искажение и опошление идеи родительского авторитета, насмешка над ней. Не случайно именно Митя напоминает матери своей возлюбленной ос­новной принцип, основную заповедь патриархально понятой обязанности родителей по отношению к детям: «За что девичий век заедаете, в кабалу отдаете? Нешто это не грех? Ведь, чай, вам за неё надоть будет Богу ответ дать». Митя упрекает не за то, что судьбу Любови Гордеевны решили без её ведома и согласия, а за то, что в мужья выбрали плохого, жестокого, страшного человека. Любовь Гордеевна и не мыслит возмож­ности нарушить отцовскую волю и готова покориться ей, при­нимая предстоящий брак как подвиг послушания, как жертву. Очень характерно, что дочь не просит отца послушать её, пос­ледовать её желанию, в отчаянии она молит его: «Тятенька! Не захоти ты моего несчастья на всю мою жизнь!.. Передумай!..» При всем этом Любови Гордеевне не откажешь в своеобразном мужестве. Приняв решение, она проявляет твердость, не хочет никого мучить зрелищем своих страданий. Когда Пелагея Его­ровна, пытаясь ей посочувствовать, хвалит и жалеет Митю, Любовь Гордеевна решительно её останавливает: «Ну, мамень­ка, что там и думать, чего нельзя, только себя мучить».

Островский видит в поведении Любови Гордеевны не раб­скую покорность, тем более не страх перед невзгодами, кото­рые ждут девушку в случае нарушения отцовской воли. Героиню удерживает мысль о моральном долге, как этот долг пони­мается в её среде; «Должна я ему покориться, такая наша доля девичья. Так, знать, тому и быть должно, так уж оно заведено исстари. Не хочу я супротив отца идти, чтобы про меня люди не говорили да в пример не ставили. Хоть я, может быть, серд­це свое надорвала через это, да по крайности я знаю, что я по закону живу, никто мне в глаза насмеяться не смеет». Любовь Гордеевна - человек сильный и цельный. её любовь к Мите искренняя, горячая и с оттенком какой-то взрослой, материн­ской жалости к бедному и зависимому человеку. «Ах, Аннушка, как я его люблю-то, кабы ты знала! <...> Парень-то хороший... Больно уж, он мне по сердцу, такой тихий да сиротливый».

Любовь Мити и Любови Гордеевны опоэтизирована Остров­ским, она представляется ему полным выражением настоящей любви, как её понимают в народной среде. Не случайно поэтому отношения любящих все время сопровождаются как лейтмотивом народными лирическими песнями. Особенно тесно связана, соотнесена с фольклорной стихией Любовь Гордеевна. В соответствии со складом её личности речь героини немногословна и сдержанна, но вся строго выдержана в чисто народном, крес­тьянском стиле. Если в складе речи Мити виден приказчик, в неё проникают обороты и выражения «гостинодворской галант­ности», то речь Любови Гордеевны совершенно лишена подоб­ного налета.

Любовь Гордеевна сама не поет, в её речи нет цитат из песен, она даже немного суховата и лишена яркой поэтической образ­ности. Но зато вся судьба Любови Гордеевны в пьесе Островского как бы «выпета» другими героями. Все повороты её отно­шений с Митей, с женихом, с родителями комментируются любовными лирическими песнями и песнями свадебного обряда. Поэтому не будет преувеличением сказать, что Любовь Гордеев­на - героиня песенная и в высшей степени поэтическая. Она в наибольшей степени близка к народу среди всех героев комедии. Митя стоит как бы на следующей ступеньке, в его облике преобладают, как и у Любови Гордеевны, глубоко симпатичные Островскому народные начала. Драматург подчеркивает доброту Мити, которая так ярко выразилась в его сочувствии Любиму, в стремлении посильно помочь ему. Митя - прекрасный, самоотверженный сын. На попреки Гордея, что он бедно одевается, Митя отвечает: «Уж пущай же лучше я буду терпеть, да маменька по крайности ни в чем не нуждается».

Как этого и требует патриархальная мораль, Митя почтите­лен к старшим. Он с сердечным расположением относится к Пелагее Егоровне, находящемуся «в опале» Любиму. Следова­тельно, почтительность Мити бескорыстна и ничуть не связана с видами на какие-то выгоды, ничем не напоминает, напри­мер, почтительность Подхалюзина по отношению к имеющим вес и власть, столь контрастирующую с его беспардонной грубостью к тем, кто либо зависит от него, либо не может уже быть ему полезным. Характерно, что все угнетенные домочад­цы симпатизируют Мите, верят в его доброту и искренность его хорошего отношения. Пелагея Егоровна, сожалея, что дочь просватана и должна расстаться с Митей, говорит о несбыв­шейся надежде молодых людей вымолить согласие Гордея Карпыча на их брак: «А хорошо бы! Полюбовалась бы на старости. Парень-то такой простой, сердцем мягкий, и меня-то бы, ста­руху, любил». В последнем действии Любим, уговаривая брата благословить дочь на брак с Митей, просит: «Пожалей ты и Любима Торцова! <...> Брат, отдай Любушку за Митю - он мне угол даст. <...> Мне работишку дадут; у меня будет свой

горшок щей».

Терпеливо сносит Митя попреки и брань Гордея Карпыча. Вместе с тем в его отношении к хозяину нет и следа угодниче­ства или лести. Он только вежлив, не более.

Митя бескорыстно и самоотверженно любит дочь Гордея. Его разговор с Пелагеей Егоровной о предстоящем браке Лю­бови Гордеевны показывает, что он в отчаянии не только отто­го, что любимая потеряна для него навеки, но едва ли даже не больше оттого, что просватали её за злого, страшного старика. Хотя в своих главных представлениях о жизни, в основных нравственных убеждениях Митя - человек патриархального мира, в нем уже видны некоторые черты, обусловленные влия­нием нового времени. Мы уже не раз обращали внимание на речь Мити, свидетельствующую о его принадлежности к опре­деленной социальной прослойке, - особый приказчичий язык, сочетающий народную основу с признаками «образованности», некоторого городского лоска, «хорошего тона», преломленного в сознании малокультурной купеческой среды. Речь как бы на­мекает на его профессию и связывает с Гордеем Торцовым. С Любимом Торцовым сближает Митю другая черта, обусловлен­ная влиянием нового времени, для Островского черта безус­ловно положительная, - это искренняя бескорыстная тяга к образованию уже в подлинном значении этого слова, тяга к поэзии, к книге. Жизненно правдоподобно, что приобщают Митю к этой культуре стихи Кольцова. Разговор о Кольцове в первом действии как будто бы эпизодический, тем не менее весьма значителен: поэзия Кольцова проникает в среду купе­ческой молодежи. Героям кажется, что Кольцов «в точности описывает» их чувства. Однако нам ясно, что не только «в точ­ности описывает», но и формирует их чувства, воспитывает: недаром непосредственно за этим разговором Митя сообщает, что сочинил песню. Это песня о его собственной любви к Лю­бови Гордеевне, любви, которая так возвышенно понята Ми­тей и его друзьями именно под влиянием кольцовской поэзии. Главным препятствием на пути любящих оказывается в ко­медии воля отца невесты. Казалось бы, мотив этот совершенно традиционный: в основе драмы влюбленных лежит социальное, имущественное неравенство. Первоначально действие и развива­ется именно в этом направлении. Так понимает положение ве­щей и сам Митя. В стихах, сочиненных для Любови Гордеевны, он пишет: «Понапрасну свое сердце парень губит, / Что неровнюшку девицу парень любит». Яша Гуслин воспринимает эту любовь своего друга как несчастье, как нечто безусловно не­сбыточное: «Лучше, Митя, из головы выкинь. Этому делу ни­когда не бывать, да и не раживаться.<...> Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, - да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего». Мотивировка невозможности брака, как видим, чисто денежная.

Но уже во втором действии появляется новый оттенок, мотив, связывающий любовную фабулу пьесы с основным конфлик­том - борьбой исконного, патриархального жизненного уклада и «наваждения моды». Гордей сообщает о решении выдать дочь за Коршунова и приводит причины решения: дело, оказы­вается, не в богатстве жениха, а в желании Гордея иметь своего человека в столице, где он намерен жить и «подражать всякую моду». Загоревшись страстью «подражать всякую моду» и заста­вить забыть, что его «тятенька мужик был», Гордей как бы теряет свою «колею в жизни», начинает чувствовать себя в высшей степени неуверенно, все время боится оплошать и, как всякий человек в таком положении, быстро делается внутренне зависимым, превращаясь в удобный объект для всякого рода влия­ний. Несмотря на свою шумную, но беспорядочную активность, Гордей Карпыч - фигура пассивная, игрушка в руках других людей. Борьба за Гордея и составляет фабулу главного конфликта пьесы, выраженного через столкновение Коршунова и Любима Торцова. История влюбленной пары и поведение Гордея в этой истории оказываются поводом для столкновения двух главных антагонистов пьесы, причем Коршунов выступает здесь как лицо корыстно заинтересованное, как соперник героя-любовника, а Любим Торцов - как бескорыстный защитник справедливости.

Образ Коршунова написан Островским чрезвычайно инте­ресно, совсем по-особому. Решающее значение имеет то, ка­ким он представляется действующим лицам. Пелагея Егоровна считает Коршунова главным виновником «перерождения» Гор­дея Карпыча. И это понимание как бы реализуется в способе изображения героя. Коршунов - злой гений, демон Гордея, а если воспользоваться словами более близкими к лексикону изображаемой среды, - враг, нечистый, мурин, который смущает Гордея. «Уж я так думаю, что это враг его смущает!» - сетует жена Гордея. Характерно особое значение слова «враг», свойст­венное старинному русскому языку: враг - дьявол, искуситель.

Здесь у Островского происходит оживление древнего эвфемис­тического значения и обыгрывание двух смыслов: Коршунов - враг светлого начала, враг всех положительных героев пьесы и попросту враг семьи Торцовых: брак Любови Гордеевны с Кор­шуновым явно не сулит ничего хорошего не только для неё - ни для кого из семьи. И этими героями (исключение - один Любим) Коршунов и воспринимается как нечистый. Чужое и отчасти непонятное, но явно враждебное старому укладу нача­ло дано как загадочное, таинственное. Самое имя Африкана Савича Коршунова - словно и не имя, а прозвище, данное какой-нибудь странницей, ждущей бед из Белой Арапии.

Ореол этой страшной таинственности развеивает Любим. В его судьбе, оказывается, Коршунов тоже играл роль «искусителя». Но в этой истории Коршунов лишается всякой таинственнос­ти, Любим трезво оценивает его как жулика, сознательно разо­ряющего получившего наследство и загулявшего купеческого сына - самого Любима в молодости. По сути дела, «искуси­тель» Коршунов в рассказе Любима превращается просто в вора.

Победа Любима над Коршуновым оказывается поворотным пунктом в судьбе всех героев комедии. И в построении пьесы отчетливо выразился ключевой характер роли Любима Торцова: он своей волей всех спасает, включая и темного, потеряв­шего голову брата Гордея.

В ремарке положение Любима в системе действующих лиц определено именно по отношению к Гордею - «богатому куп­цу». О Любиме же сказано: «... его брат, промотавшийся». Кон­трастная соотнесенность персонажей подчеркнута и семанти­кой имен. По своей фабуле история Любима (о ней он сам рас­сказывает в монологе) - несколько переосмысленная притча о блудном сыне. Сюжет этот, повествующий о горестных при­ключениях молодого человека, вырвавшегося из-под опеки патриархальной семьи и мечтающего пожить по своей воле, пото­му и был весьма популярен на Руси, что выражал долго быв­ший актуальным конфликт. В судьбе Любима этот конфликт претерпевает, однако, характерные изменения. Вместо примирительного финала евангельской притчи - нечто прямо проти­воположное. Сперва он развивается традиционно: блудный сын кутит «по кружалам», в пьесе - развлечения по трактирам («... шпилен зи полька!» - цитирует себя Любим) и посеще­ние театров. Для закутившего купчика это покуда ещё стоит в одном ряду. Есть и традиционный мотив друзей, оставивших юношу после его разорения в кутежах, в которых и они участво­вали за его счет. Финал же этой осовремененной притчи совсем иной, противоположный евангельскому рассказу и его древне­русским вариациям, где отец с распростертыми объятиями встре­чает раскаявшегося сына, дошедшего до крайних пределов нище­ты и позора, живя по своей воле, и мечтающего о возвращении в рай патриархальной семьи. Гордей же (замещающий здесь отца) стыдится брата и не хочет иметь с ним ничего общего.

Еще более важное отличие от притчи - сама суть образа Любима. В евангельской притче круг поисков замыкается, ге­рой возвращается к изначальному состоянию, опыт, обретен­ный в скитаниях, ничем его не обогатил, а лишь подтвердил ценность патриархального существования. Любим же рассмат­ривает свои скитания все же как «науку», горькую, но обога­щающую («...нам, дуракам, наука нужна»). Коренное отличие Любима, выразившееся и в его сюжетной роли, очевидно: в пьесе Островского Любим - единственный действительно «но­вый» человек. Он не только сохранил важнейшие черты народ­ной нравственности (доброта, достоинство, стремление помочь ближним и любовь к людям), но и обогащен ощущением своей личности, индивидуальности, свойством, неведомым патриар­хальному сознанию. Любим принадлежит к типу героев, кото­рых можно назвать авторскими и зрительскими представителя­ми на сцене, героев, которым доверено выражать истину. Лю­бим наряду с Несчастливцевым едва ли не наиболее прямой наследник Чацкого на русской сцене (не по фактуре, конечно, а по своей художественной функции и в какой-то мере - по своему положению по отношению к остальным действующим лицам). А смена образной фактуры и речевой интонации героя, провозглашающего истину, - одно из знамений времени: в ли­тературе середины века появляется целый ряд таких «негерои­ческих» героев, выражающих несомненные истины (ср. Мармеладова в «Преступлении и наказании» Достоевского, многие персонажи Некрасова).

Выступая в фабуле защитником подлинной патриархальной культуры и связанных с ней персонажей, сам Любим иной. Его облик определяется связью с современной Островскому город­ской культурой. Ему одному присущ некоторый налет интеллигентности. Так, он нередко употребляет иностранные сло­вечки и выражения, мимоходом, иронически, но всегда уместно. В его речи и поведении отразилась и театральная культура эпохи (цитаты из популярного репертуара). Элементы городского про­сторечия сочетаются у него с обилием пословиц, поговорок, с народным острословием, местами его монологи походят на ра­ешные сценки (см. д. III, явл. 10). Однако все это именно эле­менты его речевого облика, важные вкрапления в речь, основу которой составляет живой, но вполне правильный и свобод­ный язык москвича середины XIX в. Это особенно заметно в сравнении с молодым героем Митей, только тянущимся к культуре: речь Любима льется свободно и естественно - Митя ско­ван, подбирает слова, мешая простую и искреннюю речь с обо­ротами приказчичьей вежливости.

«Забулдыга» Любим - наиболее здравомыслящий герой в пьесе, он смеется над дворянскими претензиями брата, пони­мает опасную власть денег над темными людьми, ценит скром­ного и честного Митю, видит, в чем состоит истинное счастье племянницы, и умеет спасти её от страшной участи. Весь фи­нал со счастливой развязкой пьесы задуман, спланирован и как по нотам разыгран Любимом. Его план основывается на точ­ном понимании натуры и Коршунова, и брата Гордея.

Таким образом, персонаж, открывающий истину, разобла­чающий злодея, вразумляющий потерявшего «колею в жизни» брата и счастливо соединяющий влюбленных, - Любим Торцов. Столь активная, можно сказать, решающая роль положительного героя в развитии событий - нечастое явление у Островского.

Этот герой произвел очень большое впечатление на совре­менников своей художественной новизной. Оценки колебались от крайнего неприятия («Бедность не порок, да и пьянство не добродетель» - острота, приписываемая великому актеру М.С. Щепкину и многократно повторенная критиками) до вос­торженных строк Ал. Григорьева, посвященных Любиму Торцову в прозе (статьи) и даже в стихах.

Любим Торцов скоро стал популярнейшей «гастрольной» ролью русских актеров, вошел в культурную память, и имя его стало употребляться в нарицательном значении («неправиль­ный», «неблагообразный», герой, проповедующий истину и ус­пешно защищающий слабых).

Тема урока: А.Н. Островский. Страницы жизни и творчества. Пьеса «Бедность не порок».

Цель урока: знакомство с биографией А.Н. Островского, содержанием пьесы «Бедность не порок» (обзорно), повторение литературоведческих понятий (драма, реплика, ремарка).

обучающие: дать представление об А.Н. Островском как о человеке и драматурге, выявить его роль в развитии русского национального театра; познакомиться с особенностями сюжета пьесы «Бедность не порок» (обзорно);

развивающие: развивать (или формировать) учебно-познавательные и информационные компетенции; формировать общекультурную компетенцию;

Ход урока.

Вы один достроили здание, в основание которого

положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов.

Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:

«У нас есть свой, русский национальный театр.

Он по справедливости должен называться «театр Островского».

И. А. Гончаров

Подготовка к восприятию. Слово учителя.

Сегодня мы с вами еще раз побываем в театре, имя которому - театр Островского.

Формирование новых знаний. Обращение к эпиграфу.

Сегодня темой нашего урока будет жизнь и творчество великого русского драматурга - Александра Николаевича Островского (1823 - 1886г).

Обратимся к эпиграфу: как вы понимаете слова А.Н. Гончарова? О какой стороне дара писателя говорит его современник? (слайд 2)

(о том, что Островский является создателем русского национального театра) (слайд 3)

Ребята, как вы думаете, какие цели на сегодняшний урок мы можем для себя поставить?

(формулируются цели: знакомство с жизнью и творчеством драматурга А. Островского, его ролью в создании русского национального театра, знакомство с содержанием его пьесы «Бедность не порок»).

Слово учителя.

Вглядитесь в портрет Островского кисти художника В.Перова (1871год).

Каким вы видите этого писателя? На что обратил особое внимание художник? (слайд 4)

(Художник сделал явно не парадный портрет: здесь мало светлых тонов, обыденная поза, уставшее лицо, серьезный взгляд - перед нами — работник, об этом говорят даже руки, тяжело лежащие на коленях. Островский — писатель - труженик, он писал непрерывно. Пожалуй, нет среди русских драматургов тех, кто мог бы соперничать с ним в числе прижизненных постановок его пьес. Только в столичных театрах их было около полутора тысяч!)

Как же складывалась жизнь А.Н. Островского?

Реализация домашнего задания.

Обсуждение статьи об А.Н. Островском, ответы на вопросы, помещенные в конце статьи.

Формирование новых знаний. Подготовка к чтению пьесы А. Островского «Бедность не порок».

Слово учителя. Актуализация знаний .

Вспомните, ребята, что такое «драма»? (слайд 5)

Какие произведения, относящиеся к драматическим, мы изучали? Что является главной особенностью драматических произведений?

(драма — это род литературы. Драматические произведения написаны для постановки на сцене. Главная особенность - характеристика героев складывается на основе речи - реплик персонажей, их поступков на сцене. Изученные пьесы - Н.В. Гоголь «Ревизор», Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума»).

Слово учителя. Пьеса «Бедность не порок».

К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои» (слайд 6)

Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику со славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов (слайд 7)

На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» (в том числе О. О. Садовская — Пелагея Егоровна, М. Н. Ермолова — Любовь Гордеевна и др.; в роли Любима Торцова гастролировал один из лучших ее исполнителей — артист Александринского театра Пав. Васильев).

Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест (слайд 8)

Обмен мнениями о прочитанном.

Критик Н. Добролюбов называл произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?

Назовите героев пьесы.

К какому сословию они принадлежат?

(мир купечества).

Покажите на примере текста, что Островского действительно интересует прежде всего жизнь русского общества, русского человека.

Обзорная беседа по содержанию пьесы.

Как называется та часть произведения, которая знакомит нас с местом и временем действия, представляет основных героев и их взаимоотношения, но где нет еще завязки, не обозначился конфликт? (слайд 9)

(экспозиция)

Зачем Островский создает такую развернутую экспозицию?

(ввести нас в мир семьи Торцовых, показать взаимоотношения героев, их характеры).

(решение Гордея Карпыча выдать замуж дочь Любу за Африкана Коршунова).

Какова развязка? Чем объяснить ее случайность?

(ссора Гордея Карпыча с Коршуновым. Вмешательство Любима Карпыча).

(главные герои: купец Торцов и его семья, Митя; второстепенные - Гуслин, Разлюляев и др.)

Зачем, по вашему мнению, драматург вводит в пьесу Гуслина, Анну, мальчика, Разлюляева и других персонажей, не связанных с развитием действия, с конфликтом, определяющим сюжет пьесы?

(лучше, ярче показать русский купеческий быт, его связь с народной жизнью) (слайд 10)

Итог урока.

Каков вклад А.Н. Островского в русскую литературу?

(драматург явился не просто «Колумбом Замоскворечья», но и создателем русского национального театра. Его пьесы не сходят со сцен театров до сих пор.)

Домашнее задание.

Характеристика героев (Гордей Торцов, Любим Торцов, Любовь Гордеевна, Митя) по группам.

Тема урока: Патриархальный мир и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.

Цель урока: анализ драматического произведения.

обучающие: дать понятие о патриархальном мире пьесы «Бедность не порок», любовном конфликте в пьесе;

развивающие: способствовать совершенствованию навыков анализа драматических произведений;

воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного через интерес к драматическому искусству.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Оргмомент.

Подготовка к восприятию. Слово учителя. (Слайд)

На прошлом уроке произошло знакомство с писателем А.Н. Островским, творчество которого мы будем подробно изучать в 10 классе.

Какие ассоциации могут возникнуть у вас теперь, когда вы услышите имя Островского?

(Писатель, драматург, театр, «Колумб Замоскворечья»).

Театр… спектакль…зрители… Для нас, ребята, это не пустые слова. Почему?

(1) нет, наверное, такого человека, который никогда бы не был в театре; 2) наш класс посетил несколько спектаклей в этом учебном году, мы смотрели…).

А почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»? (слайд)

(За Москвой-рекой жили купцы, Островский впервые заговорил о них в своих произведениях).

Войти в мир купечества, нагляднее представить его помогут нам художники.

Реализация индивидуального задания.

Презентация «Мир купечества в полотнах русских живописцев» (слайд)

Как художники показывают мир купечества? (Каким вы увидели этот мир - мир купечества?)

(Он смешон и одновременно трагичен).

Формирование новых знаний.

Тема сегодняшнего урока - «Патриархальный мир в пьесе «Бедность не порок» (слайд)

Формулирование целей и задач урока.

Ребята, как вы думаете, на каких вопросах мы должны сегодня сосредоточить свое внимание?

(формулируются цели: знакомство с понятием «патриархальный мир», каковы взаимоотношения представителей этого мира, их нравственные ценности).

А как вы понимаете значение слова «патриархальный»?

Вы правы, все эти вопросы будут рассмотрены на уроке, потому что они лежат в основе конфликта пьесы. Без конфликта не обходится ни одно драматическое произведение.

Формирование новых знаний.

Слово учителя. Актуализация знаний .

Как вы понимаете значение слова «конфликт»? (слайд)

(Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — противоборство, столкновение, воплощенное в сюжете. Следует различать жизненные и художественные конфликты. Особенно важную роль играет конфликт в драме).

Какие герои пьесы, по-вашему, олицетворяют ее конфликт?

(Гордей Торцов, Любим Торцов, Митя, Любовь Гордеевна).

Чтобы ярче представить себе конфликт пьесы, давайте просмотрим один из эпизодов.

Инсценирование фрагмента.

Да, Островский - мастер!

Он очень ярко представляет нам своих героев, характер которых запечатлен в самих фамилиях и именах.

Беседа по содержанию пьесы. Презентация (слайд)

Гордей Торцов .

Как вы понимаете слова «гордость», «гордыня». Это одно и то же?

Каким вы видите Гордея Торцова?

Почему Гордей Торцов выступает «злодеем» и под чьим влиянием он находится?

(Пред нами семья старого типа, глава которой — богатый купец, самодур, стремящийся сделать свою волю законом для окружающих и понимающий жизнь лишь с этой точки зрения. В начале произведения Гордей Торц ов представляется нам человеком недалеким, лезущим из кожи вон, чтобы показать свою значительность, современность, даже светскость. «Нет, ты вот что скажи, - говорит он Коршунову, - все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал».)

Почему Островский дает возможность ему исправиться?

(«И что это с ним сделалось? То все-таки рассудок имел, а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то... все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно - хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Спьяну-то, должно быть, у него и помутилось. Уж я так думаю, что это враг его смущает!» - такой «диагноз» ставит мужу Пелагея Егоровна. Но оказывается, что это стремление к «образованности», плебейский стыд за своих близких не убили в нем его лучших качеств. Любовь к дочери заставляет его вспомнить о достоинстве и чести, прогнать Коршунова. Оскорбленный наглостью Коршунова, отец соглашается на брак дочери с Митей, говоря брату: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия. Ну, дети, скажите спасибо дяде Любиму Карпычу да живите счастливо».)

Любим Торцов .

- Какие чувства вызывает этот персонаж?

(Любим был когда-то богат, подобно брату, но, не удовлетворенный обстановкой жизни богатого купечества и не находя выхода из нее, он предается пьянству. Его богатый брат и Коршунов помогли ему «освободиться» от своего состояния, и теперь Любим, в изорванном пальто, шатается по трактирам, делая из себя шута за стакан водки. Без гроша денег, одетый в лохмотья, дрожащий от холода и голода, он приходит в помещение молодого приказчика, Мити, прося позволения переночевать — ужасный в своем падении и все же сохранивший в себе человека. Любим Торцов обличает Коршунова, напоминая ему, между прочим, как он помогал его, Любима, разорению, как он грабил бедных, как замучил первую жену… и указывает брату, какое он собирался совершить преступление, отдавая дочь за такого негодяя. Его выгоняют из комнаты, но он, становясь на колени перед братом, просит: «Брат, отдай Любашу за Митю — он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то, да честно пожить». К просьбам дяди присоединяются просьбы матери и дочери. Именно Любим Карпыч не боится говорить правду в лицо сильным мира сего. Его «пьяные выходки» провоцируют скандал между Гордеем Карпычем и Коршуновым. И удивительно, что во время этого скандала пелена гордости спадает с его глаз).

Это одна сторона конфликта, но есть и другая… Как вы думаете, о ком должна пойти речь?

Любовь Гордеевна и Митя.

- Что объединяет этих героев? А в чем они различны?

(Митя отличается мягкостью характера, добрым нравом. Митя — чрезвычайно скромный, боязливый, но честный парень, и мать очень хотела бы выдать свою дочь замуж за него: «Парень-то такой простой, сердцем мягкий», - говорит о нем Пелагея Егоровна. Но отчаяние от возможности навсегда потерять любимую делает его смелым, дерзким; он хочет увезти Любовь Гордеевну накануне свадьбы и тайно обвенчаться с нею. Правда, он просит благословения на этот шаг у ее матери. Но не оценить этот порыв невозможно.

Любовь Гордеевна - дочь купца Гордея Торцова, которая влюблена в одного из приказчиков отца, Митю, и, в свою очередь, любима им, но не может бороться за свое счастье. Любовь Гордеевна твердо исполняет отцовскую волю, отказывается от предложения Мити. Послушание и смирение - одни из главных ее черт, являются и главными ценностями русской православной цивилизации. Пристало ли скромной девушке непослушание, непочтение родителей! Но любовь делает и ее смелой: она признается Мите в любви (вопиющее нарушение патриархальных традиций!) и решается просить отца о согласии на ее брак с Митей).

Так и в пьесе Островского: за смешным стоит страшное, мягкий юмор сочетается с глубоким внутренним драматизмом.

Счастливым или печальным концом завершается комедия и почему? (Слайд)

(Пьеса «Бедность не порок» заканчивается торжеством добродетели, наказанием порока, свадьбой главных героев. Совсем не так бы сложились судьбы Любови Торцовой и Мити, если бы их любовь не смогла противостоять косным законам патриархальной старины. Умение любить, горячее сердце, говорит нам Островский, способны творить чудеса).

Итог урока.??? Рефлексия???

Оцени себя на уроке.

-Работая в группах, вы общались. Как это повлияло на результат нашего урока?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх