Выставка в кремле марте года. Выставки и музеи в кремле

17 апреля откроется выставка «Династия Мин: сияние учености». Экспозиция развернется в залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы. Она будет посвящена одной из самых ярких страниц в истории Китая - культуре династии Мин (1368–1644). Увлечение искусством, литературой, музыкой, глубокое знание философских и исторических трактатов стало в то время настоящим культом. Именно это в средневековом Китае вкладывали в понятие «ученость».

«Выставка продолжает традицию сотрудничества Музеев Московского Кремля с Шанхайским музеем, которое началось в 2012 году с показа в Шанхае коллекции Фаберже. В 2015-м мы представили проект “Оружейная сокровищница русских самодержцев”, который за три месяца посетили 642 948 человек - это огромная цифра даже для Китая. В апреле в Москве откроется ответная выставка, посвященная культуре династии Мин - важнейшему периоду в истории Поднебесной. Все вещи, которые увидят гости музея, впервые будут показаны в России и позволят познакомиться с самыми разными направлениями искусства, почувствовать очарование времени», - рассказала Елена Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля.

Одним из главных экспонатов станет великолепная процессия - набор из 66 фарфоровых фигур почетного эскорта: ученых, военных, музыкантов - конных и пеших, молодых и пожилых, одетых соответственно их рангу и социальному положению. Группу нашли в захоронении представителей императорской фамилии, однако точная ее принадлежность неизвестна. То, что такой эскорт был помещен в гробницу, означало, что и после смерти человек станет занимать высокие должности, пользоваться теми же благами, что и при жизни. Богато украшенный комплект хорошо сохранился и выполнен с удивительным вниманием к деталям.

Выставка подчеркивает, что интеллектуалы средневекового Китая были увлеченными ценителями произведений искусства. Здесь покажут предметы из нефрита, бронзы, резные лаки и перегородчатые эмали. Они служили не только украшениями интерьера или одежды, но были также предметом коллекционирования.

Посетители увидят уникальную мебель периода династии Мин с характерными линиями и благородной резьбой по дереву: часть выставочного пространства воссоздаст интерьер кабинета интеллектуала.

Визитная карточка династии Мин - фарфор, который специалисты по праву считают вершиной в производстве «белого золота» и высоко ценят. Именно в это время мастера разрабатывают цветные глазури и создают технологию надглазурной росписи. Гости выставки смогут полюбоваться изысканными изделиями, выполненными керамистами этого периода.

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 15:00 7 января до 15:00 8 января

Успенский собор закрыт для посещения.

С 1 октября по 14 мая

Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00, Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:30. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 14 мая

экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Громкие имена и юбилейные торжества, увеличение площадей и инсталляции-аттракционы – все это стало залогом успеха крупнейших музеев мира и самых популярных выставок в 2017 году

Выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина» в Фонде Louis Vuitton. Фото: Manuel Lagos Cid/Getty Images

Отметивший четырехлетие Музей Фонда Louis Vuitton в Париже в прошлом году совершил огромный рывок, приняв более 1,2 млн человек, которые пришли посмотреть на работы французских импрессионистов и модернистов, собранные российским промышленником Сергеем Щукиным между 1898 и 1914 годом.

Древние скульптуры в Токио против модернистов в Париже

На выставку «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина» российские музеи, прежде всего Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, предоставили первоклассную подборку произведений Поля Гогена, Анри Матисса, Клода Моне, Пабло Пикассо, не говоря уже о других мастерах европейского модернизма, а также шедевров русского авангарда из Государственной Третьяковской галереи. Таким образом, выставка в парижском частном музее, основанном французским миллиардером Бернаром Арно, поставила мировой рекорд посещаемости.

Выставка «Исаму Ногучи, архаичный, современный» в Смитсоновском музее американского искусства». Фото: Smithsonian American Art Museum

Хотя выставка коллекции Щукина превзошла все прочие по общему числу зрителей, мы все-таки оцениваем и сравниваем выставки по среднему количеству посетителей в день, а не по абсолютному результату (см. методологию подсчета). Именно поэтому, невзирая на то что в Фонд Louis Vuitton приходило 8926 человек в день (далее — ч/д), выставка в Париже занимает второе место после экспозиции 22 буддийских скульптур японского художника Ункэя (1150-1223) в Токийском национальном музее. В день эта ретроспектива собирала около 11,3 тыс. человек.

Бразилия, Великобритания и Тайвань традиционно доминируют в списке 20 самых популярных выставок мира, но в 2017 году в него также вошли Австралия, Испания и Франция. Многие выставки в Музее императорского дворца в Тайбэе в этом году переместились в категорию «Общий билет» (выставки, на которые не продается отдельный билет или где в стоимость билета включено посещение постоянной экспозиции). Французские музеи, не вошедшие в топ-20 в 2016 году, сейчас заняли четыре места. А вот бесплатная передвижная выставка, посвященная 100-летию голландской группы De Stijl («Мондриан и De Stijl», 6700 ч/д), в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро — единственная из Бразилии в топ-20. В 2016 году их было шесть.

Геррит Ритвельд. Красно-синее кресло. 1919-1950. На выставке «Мондриан и группа
De Stijl» в культурном центре Банка Бразилии. Фото: Stedelijk Museum Amsterdam

Юбилей или обновление — хороший повод сходить в музей

Юбилеи всегда помогают увеличить число посетителей, и прошлый год не стал исключением. Программы, посвященные 20-летию Музея Гуггенхайма в Бильбао, обеспечили появление Испании в нашем рейтинге. Ретроспектива видеохудожника Билла Виолы, работы, созданные Георгом Базелицем примерно в 20-летнем возрасте, а также фильм американского режиссера экспериментального кино Кена Джейкобса, включающий в себя съемки XIX века, сделанные братьями Люмьер, — каждое из этих событий привлекло более 6100 ч/д. Празднование также способствовало увеличению общей посещаемости Музея Гуггенхайма более чем на 150 тыс. человек — до 1,3 млн, это второй по величине результат в его истории. Другой юбилей вознес к вершине рейтинга мадридский Центр искусств королевы Софии: 5200 ч/д увидели «Гернику» Пикассо в честь 80-летия с момента ее создания.

Среди музеев, выигравших от юбилейных торжеств, — Музей Фонда Бейелера в Базеле, отпраздновавший 20-летие выставкой Моне (2300 ч/д), ставшей второй по популярности в его истории, а также Музей современного искусства в Чикаго, где 50-летие отметили приростом аудитории на 125 тыс. В Австралии выставка «Сахарная спираль» (4700 ч/д) в Художественной галерее Квинсленда в Брисбене легко попала в топ-20. Групповая выставка современных художников, на которой посетители музея, благодаря инсталляции-аттракциону Left/Right Slide Карстена Хеллера, получили возможность скользить между этажами, вошла в число событий, устроенных музеем в честь своей десятой годовщины. В 2017 году у него было рекордное количество посетителей — 1,4 млн, что на 760 тыс. человек больше, чем в 2016-м. Еще один большой скачок по количеству посетителей в Австралии и Новой Зеландии случился в Национальной галерее Виктории в Мельбурне, куда в 2017 году пришло на 540 тыс. человек больше благодаря рекордному интересу к выставкам Винсента ван Гога (6100 ч/д) и дома моды Dior (3800 ч/д).

Кен Джейкобс. «Гости». Выставка в Музее Гуггенхайма в Бильбао. Фото: Guggenheim museum Bilbao

Уже не первый год толпы сходят с ума от Яёи Кусамы (передвижная выставка японской художницы заняла вершину нашего рейтинга в 2014 году), поэтому, решив выставить 270 ее работ на свое десятилетие, Национальный художественный центр в Токио попал в яблочко. Эта экспозиция (6700 ч/д) — пятая по популярности в нашем рейтинге и самая популярная выставка ныне живущего художника. Кусама также способствовала почти удвоению посещаемости Музея Хиршхорна в Вашингтоне с 659 тыс. до 1,1 млн. Но в этом музее ее обогнало интерактивное шоу Йоко Оно (3000 ч/д), где зрители могли добавить свои пожелания к «Дереву желаний» художницы.

Еще один музей из Вашингтона, Национальная художественная галерея, в прошлом году добился роста посещаемости на 1 млн человек — этому успеху он обязан открытию осенью 2016 года расширенного Восточного здания с коллекцией из 750 произведений современного искусства. Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA) также получил прирост публики от расширения, стоившего $305 млн: 1,1 млн человек пришли увидеть новое крыло музея, возведенное по проекту шведского бюро Snøhetta.

Пабло Пикассо. «Герника». 1937. Выставка «Жалость и террор» в Центре искусств Королевы Софии, Мадрид. Фото: Succession Picasso

Золотой трон Америки

Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке снискал неожиданный успех благодаря золотому унитазу Маурицио Каттелана, установленному в туалете. Вокруг исправно функционирующего унитаза возник шум, когда главный куратор музея Нэнси Спектор предложила его Белому дому вместо запрошенной администрацией Дональда Трампа картины ван Гога. Золотая сантехника попала в нашу категорию «Общий билет», так как трудно определить, кто из 3 тыс. посетителей музея в день пришел просто посмотреть на творение Каттелана, а кто воспользовался им по прямому назначению. Лидером же в Нью-Йорке остается Музей современного искусства (MоMA): ретроспектива Роберта Раушенберга (5500 ч/д) была самой популярной выставкой в городе, и интересно, что в Нью-Йорке на Раушенберга пришло почти в четыре раза больше посетителей, чем на ту же выставку в Лондоне (1500 ч/д).

Фанерой по Pink Floyd

Для лондонского Музея Виктории и Альберта (V&A) 2017 год стал самым успешным в его истории — чуть менее 3,8 млн посетителей благодаря эклектичной программе, включавшей выставку о нижнем белье, неизвестную историю фанеры и психоделическое исследование британской музыкальной группы Pink Floyd. Удивительно, но посмотреть на фанеру пришло больше людей (2324 ч/д), чем на Pink Floyd (2258 ч/д). Вероятно, потому, что первая была бесплатной, а билеты на последних были одними из самых дорогих в Лондоне.

Музеи Ватикана. Фото: ТАСС / Alamy

В целом это был неоднозначный год для музеев Лондона. Меньше блокбастеров и туристов, а значит, меньше публики. Посещаемость Национальной портретной галереи и Британского музея снизилась на 677 тыс. и 514 тыс. человек соответственно. Но самый тяжелый удар получила Национальная галерея: число ее посетителей сократилось более чем на 1 млн, — и это несмотря на выставку «После Караваджо» (2100 ч/д) о влиянии итальянского гения на современников, которая стала самой популярной в музее и шестой среди наиболее успешных платных выставок в Лондоне.

Количество посетителей Тейт Модерн в 2017 году сократилось на 183 тыс. Тем временем расположенная на другом берегу Темзы Тейт Бритен побила свой собственный рекорд, приняв почти 1,8 млн человек. Увеличению количества публики на целых 60% помогла ретроспектива британской звезды Дэвида Хокни (4300 ч/д), которая стала самой популярной выставкой ныне живущего художника во всех подразделениях Галереи Тейт (прежний рекорд принадлежал Дэмиену Херсту в Тейт Модерн в 2012 году — 2900 ч/д). Но, несмотря на успех Хокни на родине, еще больше людей стояло в очереди, чтобы увидеть его выставку, в Париже (5800 ч/д), что сделало Центр Помпиду вторым по популярности во французской столице в прошлом году.

Национальный музей Китая в Пекине. Фото: ТАСС

Новый герой из Китая

В рейтинге самых посещаемых музеев произошла заметная рокировка и появился новый герой. Национальный музей Китая, бегемот на площади Тяньаньмэнь, который может похвастать коллекцией, насчитывающей более 1 млн произведений искусства, впервые появляется в нашем рейтинге сразу на втором месте (8,06 млн посетителей в год) и совсем немного не дотягивает до первого, давно занятого Лувром, который все еще приходит в себя от падения посещаемости в 2016 году после терактов в Париже (с 8,6 млн в 2015-м до 7,4 млн в 2016-м). В прошлом году в Лувр пришло 8,1 млн человек, и он пока остается самым популярным музеем мира.

Методология

Среднее количество посетителей в день (ч/д) рассчитывается автоматически базой данных. Вычисляется количество дней, в течение которых выставка была открыта, с учетом непредвиденных закрытий, а затем общая цифра посещения делится на количество дней.

Все использованные данные предоставлены музеями и галереями.

Некоторые музеи предлагают несколько выставок по одному билету — они показаны как одно посещение.

Выставки, которые были бесплатными для посещения, будь то весь музей или отдельная экспозиция, отмечены звездочкой (*).

Полотно Винсента ван Гога на выставке в Национальной галерее Виктории в Мельбурне. Фото: National Gallery of Victoria

Самые посещаемые художественные музеи мира. Топ-50

Место в рейтинге Общее число посетителей Музей Город
1 8 100 000 Лувр Париж
2 8 062 625 Национальный музей Китая Пекин
3 6 692 909 Метрополитен-музей* Нью-Йорк
4 6 427 277 Музеи Ватикана Ватикан
5 5 906 000 Британский музей Лондон
6 5 656 004 Тейт Модерн Лондон
7 5 232 277 Национальная художественная галерея Вашингтон
8 5 229 192 Национальная галерея Лондон
9 4 436 118 Музей императорского дворца Тайбэй
10 4 220 133 Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
11 3 880 812 Мадрид
12 3 789 748 Музей Виктории и Альберта Лондон
13 3 476 606 Национальный музей Кореи Сеул
14 3 370 872 Центр Помпиду Париж
15 3 223 350 Сомерсет-Хаус Лондон
16 3 177 842 Музей Орсе Париж
17 2 986 908 Токио
18 2 824 404 Национальный музей Прадо Мадрид
19 2 752 719 Музей современного искусства Нью-Йорк
20 2 746 405 Музеи Московского Кремля Москва
21 2 723 955 Токио
22 2 522 696 Национальная галерея Виктории** Мельбурн
23 2 363 090 Смитсоновский Национальный музей афроамериканской истории и культуры Вашингтон
24 2 255 010 Музей ван Гога Амстердам
25 2 235 355 Галерея Уффици Флоренция
26 2 178 825 Токийский национальный музей Токио
27 2 165 601 Национальный музей Шотландии Эдинбург
28 2 160 000 Рейксмузеум Амстердам
29 2 087 597 Шанхай
30 2 024 000 Государственная Третьяковская галерея Москва
31 1 813 626 Национальный музей народного искусства Кореи Сеул
32 1 809 568 Галерея Саатчи Лондон
33 1 777 877 Тейт Бритен Лондон
34 1 623 677 Галерея Академии Флоренция
35 1 619 316 Чикагский институт искусств Чикаго
36 1 600 761 Национальные галереи Шотландии** Эдинбург
37 1 590 410 Музей Акрополя Афины
38 1 544 000 Национальная галерея Сингапур
39 1 451 801 Центр Гетти** Лос-Анджелес
40 1 436 941 Токио
41 1 427 225 Бельведер Вена
42 1 425 826 Художественная галерея Квинсленда** Брисбен
43 1 424 149 Музей истории искусств Вена
44 1 412 060 Национальные галереи Гран-пале Париж
45 1 402 245 Фонд Louis Vuitton Париж
46 1 389 696 Королевский музей Онтарио Торонто
47 1 353 176 Австралийский центр движущихся образов Мельбурн
48 1 337 566 Рио-де-Жанейро
49 1 323 837 Монреальский музей изящных искусств Монреаль
50 1 322 611 Музей Гуггенхайма Бильбао

* Без учета посещаемости филиала Метрополитен-Бройер (398 922 человек), но с учетом посещаемости Клойстерс.

** Звездочкой отмечены институции, располагающиеся в нескольких зданиях. В этом году мы разделили разные площадки, чтобы получить более точные данные посещаемости каждой из них. Дополнительные площадки и общие показатели посещаемости таковы: Национальная галерея Виктории (Австралийская национальная галерея Виктории — 613 801; общая посещаемость — 3 136 497); Национальные галереи Шотландии (Национальная галерея современного искусства Шотландии — 605 766; Национальная портретная галерея Шотландии — 358 199; общая посещаемость — 2 564 726); Центр Гетти (Вилла Гетти — 379 214; общая посещаемость — 1 831 015); Художественная галерея современного искусства Квинсленда (Художественная галерея Квинсленда — 751 406; общая посещаемость — 2 177 232).

Выставка «Сахарная спираль» в Художественной галерее Квинсленда. Фото: Natasha Harth

50 самых посещаемых художественных выставок мира

Место в рей- тинге Среднее число посетите-лей в день Общее число посетителей Выставка Площадка Город Даты
1 11 268 600 439 Ункэй, великий мастер буддийской скульптуры Токийский национальный музей Токио 26 сентября – 26 ноября
2 8 926 1 205 063 Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина Фонд Louis Vuitton Париж 22 октября 2016 – 5 марта 2017
3 8 505 657 350 Альфонс Муха Национальный художественный центр Токио Токио 8 марта – 5 июня
4 7 509 833 490 Художники художников* Галерея Саатчи Лондон 30 ноября 2016 – 22 марта 2017
5 6 714 518 893 Яёи Кусама. Моя бессмертная душа Национальный художественный центр Токио Токио 22 февраля – 22 мая
6 6 687 516 834 Мондриан и группа De Stijl* Культурный центр Банка Бразилии Рио-де-Жанейро
7 6 388 597 702 Кен Джейкобс. Гости Музей Гуггенхайма Бильбао 27 июля – 12 ноября
8 6 229 710 995 Билл Виола. Ретроспектива Музей Гуггенхайма Бильбао 30 июня – 9 ноября
9 6 161 534 221 Георг Базелиц. Герои Музей Гуггенхайма Бильбао 14 июля – 22 октября
10 6 082 462 262 Ван Гог и времена года Мельбурн 28 апреля – 12 июля
11 5 813 379 527 «Вавилонская башня» Брейгеля Токийский художественный музей «Метрополитен» Токио 18 апреля – 2 июля
12 5 788 620 945 Дэвид Хокни Центр Помпиду Париж 21 июня – 23 октября
13 5 568 597 390 Рене Магритт. Вероломство образов Центр Помпиду Париж 21 сентября 2016 – 23 января 2017
14 5 500 660 052 Роберт Раушенберг. Среди друзей Нью-Йорк 21 мая – 17 сентября
15 5 415 693 125 Исаму Ногучи, архаичный, современный* Вашингтон 11 ноября 2016 – 19 марта 2017
16 5 198 245 795 Чайная церемония. Квинтэссенция Японии Токийский национальный музей Токио 11 апреля – 4 июня
17 5 154 681 127 Жалость и террор. Путь Пикассо к «Гернике» Центр искусств королевы Софии Мадрид 4 апреля – 4 сентября
18 5 145 569 673 Синьяк, Редон, Тулуз-Лотрек Музей Гуггенхайма Бильбао 12 мая – 17 сентября
19 5 090 453 740 Мистический пейзаж от Моне до Кандинского Музей Орсе Париж 13 марта – 25 июня
20 4 729 628 924 Сахарная спираль. Ты, я, искусство и все на свете* Художественная галерея Квинсленда/GoМА Брисбен 3 декабря 2016 – 17 апреля 2017
21 4 693 750 943 От селфи к самовыражению* Галерея Саатчи Лондон 31 марта – 6 сентября
22 4 657 415 773 Портреты Сезанна Музей Орсе Париж 13 июня – 24 сентября
23 4 613 539 688 Франсис Пикабиа Музей современного искусства (МоМА) Нью-Йорк 21 ноября 2016 – 19 марта 2017
24 4 562 520 046 Премия Фонда Карминьяка* Галерея Саатчи Лондон 16 мая – 6 сентября
25 4 519 426 036 Фредерик Базиль (1841–1870). Юность импрессионизма Музей Орсе Париж 15 ноября 2016 – 5 марта 2017
26 4 450 351 574 Los Carpinteros. Живой объект* Культурный центр Банка Бразилии Рио-де-Жанейро 3 мая – 2 августа
27 4 446 313 131 Шедевры из коллекции бостонского Музея изящных искусств Токийский художественный музей «Метрополитен» Токио 20 июля – 9 октября
28 4 389 365 562 Арчимбольдо. Природа в искусстве Национальный музей западного искусства Токио 20 июня – 24 сентября
29 4 346 478 082 Дэвид Хокни Тейт Бритен Лондон 9 февраля – 29 мая
30 4 344 406 435 Пьер Юиг. (Без названия). Человеческая маска Музей Гуггенхайма Бильбао 30 марта – 16 июля
31 4 260 325 000 Вермеер и мастера жанровой живописи Лувр Париж 22 февраля – 22 мая
32 4 210 300 102 Тадао Андо. Подвиги Национальный художественный центр Токио 27 сентября – 18 декабря
33 4 087 217 791 Фигура человека в коллекции Художественного музея Сан-Паулу* Культурный центр Банка Бразилии Рио-де-Жанейро 8 февраля – 10 апреля
34 4 039 180 596 Сисеро Диас. Поэтическое путешествие* Культурный центр Банка Бразилии Рио-де-Жанейро 5 августа – 25 сентября
35 4 035 208 097 Йоко Оно. Небо по-прежнему голубое, знаете ли Институт Томиэ Отакэ Сан-Паулу 30 марта – 28 мая
36 4 033 311 665 Патриция Пиччинини. Сознание* Культурный центр Банка Бразилии Белу-Оризонти 12 октября 2016 – 9 января 2017
37 3 977 269 834 Чжао Баньди. Китайская вечеринка Центр современного искусства Улленсов Пекин 5 августа – 22 октября
38 3 946 365 874 Перемотка вперед. Живопись 1980-х гг. Музей Уитни Нью-Йорк 27 января – 14 мая
39 3 931 364 475 Пельо Ирасу. Панорама Музей Гуггенхайма Бильбао 10 марта – 25 июня
40 3 873 395 000 Дональд Салтан. Картины катастроф* Смитсоновский музей американского искусства (SAAM) Вашингтон 26 мая – 4 сентября
41 3 809 327 000 Диана Арбус Сан-Франциско 21 января – 30 апреля
42 3 781 276 034 Дом Dior. 70 лет высокой моды Национальная галерея Виктории Мельбурн 27 августа – 7 ноября
43 3 732 515 000 Американский визионер. Жизнь и время Джона Ф. Кеннеди* Смитсоновский музей американского искусства (SAAM) Вашингтон 3 мая – 17 сентября
44 3 719 267 261 Брюс Коннер Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA) Сан-Франциско 29 октября 2016 – 22 января 2017
45 3 676 338 209 Луиза Лоулер. Почему сейчас картины Музей современного искусства (МоМА) Нью-Йорк 30 апреля – 30 июля
46 3 628 355 000 Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels Музеи Московского Кремля Москва 20 сентября 2016 – 11 января 2017
47 3 627 370 000 История мира в 100 предметах* Шанхайский художественный музей Шанхай 29 июня – 8 октября
48 3 594 304 434 Фрэнсис Бэкон. От Пикассо до Веласкеса Музей Гуггенхайма Бильбао 30 сентября 2016 – 8 января 2017
49 3 549 419 740 Шедевры из коллекции Художественного музея Bridgestone Музей Оранжери Париж 5 апреля – 21 августа
50 3 443 434 263 Джованни даль Понте Галерея Академии Флоренция 22 ноября 2016 – 17 апреля 2017

Морис Дени. «Шествие под деревьями». 1893. Выставка «Мистический пейзаж от Моне до Кандинского» в Музее Орсе. Фото: Musee d‘Orsay/Henry Lewandowski

Самые посещаемые бесплатные выставки и посещение в формате «Общий билет». Топ-15

В этом году категорию «Общий билет» возглавляет «Ночь искусств» — бесплатный фестиваль, проходивший в течение одной ночи на различных площадках Лондона и включавший в себя более 50 мероприятий: инсталляции, перформансы, кинопоказы. Одной из самых популярных была работа живущей в Лондоне художницы из Германии Мелани Маншо под названием «Танцы» («Вся ночь, Лондон»). Художница сделала ее совместно с десятью разными школами танцев, которые прошли по улицам города в ритме танго или кубинской руэды, а затем собрались на площади в районе Бродгейт, где предлагали всем желающим присоединяться к танцам до утра. В категорию «Общий билет» (или Big Ticket) входят мероприятия, которые нельзя отнести к обычным музейным выставкам. В их числе выставки, билет на которые дает доступ и к иным достопримечательностям, как, например, в случае Версальского дворца; выставки, расположенные на территории других культурных объектов, как в случае пекинского Музея дворца в Запретном городе; выставки в лобби музеев вроде Турбинного зала и «Нефтехранилищ» в Тейт Модерн; выставки, проходящие на нескольких площадках одновременно, в том числе биеннале и фестивали. Несмотря на то что в 2017 году проходила очередная Венецианская биеннале, она с показателем в 3709 посетителей в день не попала в топ-10. Стоит, однако, отметить, что, в отличие от других биеннале, в том числе в корейском Пусане, а также таких фестивалей, как ArtPrize и Scape, вход на Венецианскую биеннале платный.

Дэвид Хокни. «Бассейн с двумя фигурами». 1971. Выставка в Тейт Бритен и Центре Помпиду. Фото: Art Gallery of New South Wales / Jenni Carter

Среднее число посетителей в день Общее число посетителей Выставка Площадка Город Даты
35 968 71 937 Ночь искусств* Различные площадки Лондон 1 июля – 2 июля
27 512 522 737 ArtPrize 2017* Различные площадки Гранд-Рапидс 20 сентября – 8 октября
23 153 231 527 BMW Tate Live 2017. Десять дней, шесть ночей* Тейт Модерн Лондон 24 марта – 2 апреля
21 892 1 882 751 История китайской каллиграфии Тайбэй 1 октября – 25 декабря
16 465 2 930 788 По заказу Hundai. Филипп Паррено* Тейт Модерн Лондон 4 октября 2016 – 2 апреля 2017
15 116 650 000 Scape: сезон паблик-арта - 2017. Время в пространстве* Scape Крайстчерч 7 октября – 18 ноября
12 818 384 526 Пусанская биеннале. Фестиваль «Море искусства - 2017»* Пусанская биеннале Пусан 16 сентября – 15 октября
11 923 1 025 393 Переданная в дар живопись и каллиграфия Национальный музей императорского дворца Тайбэй 1 октября – 25 декабря
11 868 985 056 Шедевры живописи и каллиграфии Национальный музей императорского дворца Тайбэй 4 октября – 25 декабря
11 683 973 000 Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург 30 мая – 3 сентября
10 669 358 188 Шелковый путь. Современная живопись Китая Музей дворца в Запретном городе Пекин 6 июля – 13 августа
10 165 935 224 Медведь Браво в Национальном музее императорского дворца Национальный музей императорского дворца Тайбэй 1 августа – 31 октября
10 133 851 206 Китайская живопись/Птицы/Юмор/Куры Национальный музей императорского дворца Тайбэй 1 января – 25 марта
9 994 909 437 Произведения, переданные в дар семьей Фу Чуаньфу Национальный музей императорского дворца Тайбэй 25 января – 25 апреля
9 673 1 634 778 Император Цзяцин из династии Цин и искусство его времени Национальный музей императорского дворца Тайбэй 1 января – 18 июня

* Звездочкой отмечен бесплатный вход на выставку и в музей.

Просмотры: 10274

Популярные материалы

Из Дворца правосудия в Париже через сводчатый переход можно попасть в Святую капеллу, Сент-Шапель , - жемчужину готической архитектуры. Она была построена королем Франции Людовиком IX (Святым) в 1242–1248 гг. как монументальный реликварий для величайших святынь христианского мира, и прежде всего Тернового Венца Спасителя.

Состоящая из двух церквей, расположенных одна над другой, увенчанная стрельчатыми башенками капелла напоминает драгоценную шкатулку. Заполненный потоками окрашенного света верхний храм представляет собой ансамбль из витражных окон высотой 15 м.

Открывающаяся в Одностолпной палате Патриаршего дворца выставка в рамках перекрестного года культурного туризма России и Франции будет сосредоточена на трех важнейших темах: личности Людовика Святого, реликвиях Страстей Христовых и Сент-Шапель, созданной королем Франции как достойное место хранения обретенных им святынь.

«Идея совместного проекта во многом исходила от наших французских коллег из Центра национальных памятников , - уточняет куратор выставки, доктор исторических наук Ольга Дмитриева . - Они были вдохновлены собственным опытом. В 2014 году масштабной выставкой в Консьержери Франция отметила 800-летие со дня рождения Людовика IX . Акцент тогда делался на фигуре одного из самых известных и любимых королей Франции, которого наша публика знает гораздо меньше. Поэтому в Москве было решено концепцию парижского проекта буквально не повторять ».

Куратор выставки Ольга Дмитриева
Фото: Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля

Зрителя ждет захватывающий рассказ, касающийся любопытных страниц мировой истории, одна из которых посвящена судьбе реликвий.

Терновый Венец Спасителя Людовик Святой приобрел в 1239 году вместе с другими реликвиями Страстей Христовых, что превратило французского монарха из династии Капетингов в «наихристианнейшего короля».

«Во время Четвертого крестового похода (1202–1204) войско крестоносцев захватило Константинополь - столицу христианского государства, получив в свое распоряжение не только город, но и Большой дворец, главную резиденцию византийских императоров, где в часовне много веков хранились реликвии: Терновый Венец, фрагмент Истинного Креста, камень Гроба Господня, копье сотника Лонгина, губка, на которой Иисусу подавали уксус с желчью. Крестоносцы вполне осознавали степень ценности обретенных святынь , - рассказывает куратор. - Однако новые власти Латинской империи, пребывая в плачевном состоянии, лишенные ресурсов, начинают продавать и закладывать реликвии, что само по себе шокирует. Латинский император Балдуин II отправляется во Францию на переговоры. Причем Венец к тому времени уже заложен венецианцам. Людовик , человек искренней веры, решает спасти святыни ».

Разумеется, во Франции это событие вызвало огромный резонанс. Когда приобретенный за немалые деньги Венец прибыл из Венеции, король и его брат босыми вышли его встречать и на своих плечах несли реликварий. Построенная вскоре часовня Сент-Шапель становится центром формирования нового национального самосознания, король же Франции воспринимается как прямой наследник византийских императоров. На ланцетных витражных окнах капеллы последовательно разворачивается библейская линия, при этом вычленяется одна тема - генезис власти. Композиция, начавшись с истории библейских королей, завершается окном, посвященным самому Людовику.

Двенадцать витражей из Сент-Шапель, демонтированные в XIX веке и ныне хранящиеся в Центре национальных памятников, впервые покинут Францию, дабы занять центральное место на выставке в Музеях Московского Кремля.

«Двойная помолвка»
Витраж из Сент-Шапель
1230-1248
© Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux

«Витражи - материал хрупкий. Первые попытки их реставрировать или заменить предпринимались уже XIV веке, когда техника производства стекла была той же, что и в XIII веке , - продолжает рассказ Ольга Дмитриева. - Даже Великая французская революция не нанесла стеклу большого урона. Возбужденные народные массы больше покушались на скульптуры и сбивали со стен королевские лилии. Впоследствии, уже после реставрации монархии, в Сент-Шапель был устроен архив, и для установки шкафов световые проемы заложили кирпичом. Демонтированные стекла, попавшие на антикварный рынок, с течением времени оказались в музейных коллекциях ».

Среди семидесяти пяти экспонатов будущей выставки - множество любопытнейших артефактов, которые прибудут из Лувра, Музея Средневековья (Клюни), Национальных архивов Франции, Национальной библиотеки. Но не все вещи транспортабельные. Хрупкими шедеврами поделился Государственный Эрмитаж. Речь идет о лиможских эмалях XIII века, алтарях и складнях из слоновой кости.

Ларец с изображением Христа во славе, распятия и святых
Франция, Лимож
первое десятилетие XIII в.
Государственный Эрмитаж
Фото: С.В. Суетова, К.В. Синявский

«Мадонна с Младенцем», конец XIII - начало XIV в. Государственный Эрмитаж. Фото: А. М. Кокшаров
Навершие посоха с изображением сцены Благовещения, вторая четверть XIII в. Государственный Эрмитаж. Фото: С. В. Суетова, К. В. Синявский

Створка диптиха с изображением Страстей Христовых
середина XIII в.
Государственный Эрмитаж
Фото: А.М. Кокшаров

Время правления Людовика Святого было эпохой расцвета книжного дела. Куратор выставки обращает особое внимание на манускрипты и иллюминированные рукописи. Весьма любопытны документы, связанные с почитанием самого Людовика и процессом его канонизации, в том числе рукописи с описанием расследования о его святости, проведенного римской курией.

«На выставке будут и портреты самого Людовика. Очень редкая полихромная деревянная скульптура из местечка Пуасси, откуда он родом и где находится некрополь его шестерых детей, в том числе любимой дочери Изабеллы », - продолжает Ольга Дмитриева.

«Чудо Людовика Святого». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика», 1330-1340,
«Людовик IX вершит правосудие». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика», 1330-1340, Национальная библиотека Франции (BNF)

«Людовик IX и Маргарита Прованская вступают на корабль». Миниатюра из рукописной «Книги деяний его величества Людовика Святого», 1401-1500, Национальная библиотека Франции (BNF)
Нижняя крышка переплета Евангелия Сент-Шапель, 1260-1270?, Национальная библиотека Франции (BNF)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх