Сравнение тихона и бориса гроза таблица. Сравнительная характеристика тихона и бориса

Чем по­хо­жи Борис и Тихон? Рас­крой­те свою позицию.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Борис (не видя Катерины) . Боже мой! Ведь это ее голос! Где же она? (Оглядывается.)

Катерина (подбегает к нему и падает на шею) . Увидела-таки я тебя! (Плачет на груди у него.)

Молчание.

Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог.

Катерина. Ты не забыл меня?

Борис. Как забыть, что ты!

Катерина. Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься?

Борис. За что мне сердиться?

Катерина, Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.

Борис. Полно, что ты! что ты!

Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?

Борис. Еду.

Катерина. Куда едешь?

vБорис. Далеко, Катя, в Сибирь.

Катерина. Возьми меня с собой отсюда!

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.

Катерина. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.

Борис. Что обо мне-то толковать! Я — вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?

Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.

Борис. А муж-то?

Катерина. То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.

Борис. Тяжело тебе, Катя?

Катерина. Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!

Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!

Катерина. На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а го- ря-то, горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня... 

Борис. Что ты, что ты!

Катерина. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала...

Борис. Не застали б нас здесь!

Катерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать... Вот забыла!

Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего.

Борис. Время мне, Катя!

Катерина. Погоди, погоди!

Борис. Ну, что же ты сказать-то хотела?

Катерина. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.

Борис. Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!

А. Н. Островский «Гроза»

Укажите ли­те­ра­тур­ный род, ко­то­ро­му при­над­ле­жит произведение.

Пояснение.

Это про­из­ве­де­ние при­над­ле­жит к роду литературы, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся драма. Дадим определение.

Драма - ли­те­ра­тур­ный (драматический), сце­ни­че­ский и ки­не­ма­то­гра­фи­че­ский жанр. По­лу­чил осо­бое рас­про­стра­не­ние в ли­те­ра­ту­ре XVIII-XXI веков, по­сте­пен­но вы­тес­нив дру­гой жанр дра­ма­тур­гии - трагедию, про­ти­во­по­ста­вив ему пре­иму­ще­ствен­но бы­то­вую сю­же­ти­ку и более при­бли­жен­ную к обы­ден­ной ре­аль­но­сти стилистику.

Ответ: драма.

Ответ: драма

Какой по­сту­пок Ка­те­ри­ны по­сле­ду­ет сразу за изоб­ра­жен­ны­ми событиями?

Пояснение.

Сразу за изоб­ра­жен­ны­ми со­бы­ти­я­ми по­сле­ду­ет са­мо­убий­ство Катерины.

Ответ: самоубийство.

Ответ: самоубийство

Установите со­от­вет­ствие между тремя персонажами, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми (упоминающимися) в дан­ном фрагменте, и при­су­щи­ми им ка­че­ства­ми личности.

A Б В

Пояснение.

А-2: Дикой — невежество, грубость, алчность. Дикой Савел Прокофьич — бо­га­тый купец, один из самых ува­жа­е­мых людей го­ро­да Калинова. Д. - ти­пич­ный самодур. Он чув­ству­ет свою власть над лю­дь­ми и пол­ную безнаказанность, а по­то­му творит, что захочет.

Б-4: Борис — образованность, бесхарактерность, чувствительность. Дикой от­ли­ча­ет­ся по­вы­шен­ной агресивностью, же­ла­ни­ем унизить, обидить, оскор­бить собеседника. Не слу­чай­но его речь со­сто­ит из гру­бых слов и ругательств. Борис Григорьевич — пле­мян­ник Дикого. Он один из самых сла­бо­ха­рак­тер­ных ге­ро­ев пьесы. Б. - добрый, хо­ро­шо об­ра­зо­ван­ный человек. Он резко вы­де­ля­ет­ся на фоне ку­пе­че­ской среды. Но он по своей на­ту­ре сла­бый человек. Б. вы­нуж­ден уни­жать­ся перед своим дядей, Диким, ради на­деж­ды на наследство, ко­то­рое тот ему оставит. Хотя сам герой знает, что этого ни­ко­гда не будет, он, тем не менее, за­ис­ки­ва­ет перед самодуром, терпя его выходки. Б. не­спо­со­бен за­щи­тить ни себя, ни лю­би­мую им Катерину.

В-3: Тихон — слабость, за­ви­си­мость от матери, покорность. Тихон — незлой, но сла­бый человек, он ме­чет­ся между стра­хом перед ма­те­рью и со­стра­да­ни­ем к жене. Герой любит Катерину, но не так, как того тре­бу­ет Ка­ба­ни­ха - сурово, «по-мужски». Он не хочет до­ка­зы­вать жене свою власть, ему нужна теп­ло­та и ласка.

Ответ: 243.

Ответ: 243

Установите со­от­вет­ствие между тремя персонажами, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми (упоминающимися) в дан­ном фрагменте, и их даль­ней­шей судьбой.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В

Пояснение.

А-3: Дикой вы­сы­ла­ет пле­мян­ни­ка из Калинова.

Б-1: Борис уез­жа­ет в Сибирь.

В-4: Тихон бро­са­ет упрек матери.

Только над телом мерт­вой жены Тихон ре­ша­ет­ся на бунт про­тив матери, пуб­лич­но об­ви­няя ее в ги­бе­ли Ка­те­ри­ны и имен­но этой пуб­лич­но­стью на­но­ся Ка­ба­ни­хе самый страш­ный удар.

Из воды Ка­те­ри­ну вы­тас­ки­ва­ет Кулигин.

Ответ: 314.

Ответ: 314

В ответ за­пи­ши­те словосочетание, ко­то­рое на про­тя­же­нии пьесы яв­ля­лось по­э­ти­че­ским лейт­мо­ти­вом об­ра­за Катерины, а про­из­не­сен­ное Бо­ри­сом в дан­ной сцене изоб­ли­ча­ет его не­ис­крен­ность (фрагмент со слов «Поезжай с Богом!»).

Пояснение.

Поэтическим лейт­мо­ти­вом об­ра­за Ка­те­ри­ны на про­тя­же­нии пьесы яв­ля­лось сло­во­со­че­та­ние «вольная птица».

Ответ: вольная птица.

Ответ: вольнаяптица

Ответ Ка­те­ри­ны на ре­пли­ку Бо­ри­са («Кто ж это знал, что нам за лю­бовь нашу так му­чить­ся с тобой!..») пред­став­ля­ет собой за­кон­чен­ное раз­вер­ну­тое высказывание. Как на­зы­ва­ет­ся по­доб­ный тип вы­ска­зы­ва­ния в дра­ма­тур­ги­че­ском произведении?

Пояснение.

Подобный тип вы­ска­зы­ва­ния в дра­ма­тур­ги­че­ском про­из­ве­де­нии на­зы­ва­ет­ся монолог. Дадим определение.

Монолог - речь дей­ству­ю­ще­го лица, глав­ным об­ра­зом в дра­ма­ти­че­ском произведении, вы­клю­чен­ная из раз­го­вор­но­го об­ще­ния пер­со­на­жей и не пред­по­ла­га­ю­щая не­по­сред­ствен­но­го отклика, в от­ли­чие от диалога; речь, обращённая к слу­ша­те­лям или к са­мо­му себе.

Ответ: монолог.

Ответ: монолог

Последние слова Бо­ри­са со­дер­жат восклицания, име­ю­щие цель при­влечь вни­ма­ние слушателей. Как на­зы­ва­ют­ся такие восклицания?

Пояснение.

Такие вос­кли­ца­ния на­зы­ва­ют­ся риторическими. Дадим определение.

Риторические - сти­ли­сти­че­ская фигура: обращение, но­ся­щее услов­ный характер. В нём глав­ную роль иг­ра­ет не текст, а ин­то­на­ция обращения. Ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние часто встре­ча­ет­ся в монологах. Глав­ной за­да­чей ри­то­ри­че­ско­го об­ра­ще­ния яв­ля­ет­ся стрем­ле­ние вы­ра­зить от­но­ше­ние к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, уси­лить вы­ра­зи­тель­ность речи. Ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние ни­ко­гда не тре­бу­ет от­ве­та и не несет в себе вопрос.

Бунтарём можно назвать и Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он своим образом жизни, своими взглядами и убеждениями колеблет мир дворян-либералов, под его натиском пошатнулось благополучие Кирсановых, развенчана их несостоятельность.

Бунтарь по натуре и Печорин, бросивший вызов «водяному обществу», взбудораживший его спокойствие и вызвавший на себя шквал негодования и ненависти.

Вообще русская литература XIX века глубоко и всесторонне показала нарастание противоречий между силами, желавшими или требовавшими коренных преобразований, и силами, всячески старающимися сохранить прежний порядок.

Пояснение.

Тихон и Борис - мужские образы «Грозы», которые помогают нам лучше понять сущность Катерины. Тихон является ее мужем, а Борис-возлюбленным. Тихон, и Борис слабые существа, они не в состоянии ни оценить, ни полюбить Катерину так, как она этого заслуживает. Оба являются жертвами «темного царства», испытывают гнет со стороны его представителей: Борис находится под гнетом дяди, а Тихон страдает от матери. Своей властью самодуры: Дикой и Кабанова - подавляют все человеческое в окружающих. Тихон, несмотря на просьбы жены остаться, бежит из родительского дома, чтобы хоть на время вырваться из-под маменькиного гнёта, он в этот момент думает только о себе, Катерина ему не нужна. Справедливости ради надо сказать, что Тихон всё же иногда вступается за жену перед матерью, но протест этот настолько робкий, что не приносит ничего, кроме лишнего раздражения Кабанихи. Именно Тихон совершает попытку бросить вызов в лицо патриархальному миру, обвинив мать в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили!».

Борис ещё более слаб. В приведённой сцене он показывает эту слабость, когда при встрече с возлюбленной боится даже после разоблачения: «Не застали б нас здесь!» Всё, на что он способен, это подчиниться воле Дикого и напоследок воскликнуть: «Эх, кабы сила!»

Борис Дикой и Тихон Кабанов - два совершенно разных персонажа. Они оба очень тесно связаны с главной героиней - Катериной, и составляют с ней любовный треугольник. Тихон - её муж, а Борис - мимолётный интерес, интрижка, мужчина, с которым она изменила Тихону. Конечно, это сразу ставит их в совершенно разные положения. Следует отдельно поговорить о каждом персонаже, чтобы выявить их различия и немногочисленные сходства.

Тихон Кабанов - законный муж Катерины и сын Кабанихи. Он воспитан в строгости и привык во всём слушаться свою матушку; находится, так сказать, у неё «под каблуком». Он не умеет самостоятельно принимать какие-либо решения, он не знает, как жить вдали от матери и поэтому, улетев временно из-под матушкиного крыла, сразу же уходит в разгул:

«Уж очень рад был, что на волю-то выбрался. И пил всю дорогу».

Тихон представляется мне как тряпка, а не как настоящий мужчина, ведь в нём отсутствует то самое главное - мужественность. Конечно, у Тихона есть и положительные качества - он умеет прощать, а это дорогого стоит. Он простил Катерину, когда та ему изменила, хотя, я считаю, это не тот поступок, который нужно прощать. В любом случае, это говорит только о духовности, душевности Тихона. Тихон верный, добрый, но, к сожалению, настоящим мужчиной я его назвать не могу.

Что же касается Бориса, то он для меня фигура ещё более неоднозначная, чем Тихон. Он племянник богатого купца, всю юность провёл в Москве и получил надлежащее образование, что в то время было огромной редкостью. В небольшой городок Калинов, в котором происходят действия пьесы, ему пришлось переехать. Я думаю, если бы не пособничество Варвары и Кудряша, Борис бы не стал бегать за Катериной, ведь она, замужняя женщина, а Борис воспитанный человек, и вряд ли бы он пошёл на свидание к занятой даме. Его чувства к Катерине, нежные слова, которые он ей говорит - всё это делает образ Бориса более живым и романтичным, особенно по сравнению с тем же Тихоном. Борис уверенный в себе человек - это делает его ближе к понятию «настоящий мужчина». Есть одно «но» - к концу пьесы Борис проявляет себя как настоящий подлец. Его слова к Катерине рушат весь образ романтичного молодого человека:

«Только одного Бога надо просить, чтобы она умерла поскорее».

Желать человеку смерти, хоть и скорой, не самая удачная мысль. Тем более, если ты клялся этой женщине в любви. Так был он честен или просто решил по-тихому сбежать? Кто его знает.

Подытожив, можно сказать, что Борис показывает себя более активным человеком во всех сферах жизни, нежели Тихон - тот совершенно пассивен. Но их обоих настоящими мужчинами назвать можно лишь с натяжкой, я вижу в каждом из них черты мальчишек, ещё не сформировавшихся личностей. Они оба не умеют решать проблемы, предпочитая их игнорировать. Тихон прощает Катерине измену, а Борис уезжает от неё, не желая исправлять собственные ошибки. Тихон и Борис совершенно полярны, их характеры различны, но оба они, совершенно точно, не настоящие мужчины.

В драме Катерины, главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», важную роль сыграла не только ее свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова, но и, разумеется, два героя этого «любовного треугольника» - Тихон и Борис. Тихон Кабанов - муж героини, купеческий сын. Он женился на Катерине, потому что этого требовала маменька, и считает, что он сам любит Катерину, но так ли это? Он сам безволен и полностью подчинен матери, он не решается даже защитить жену от нападок свекрови. Все, что он может ей посоветовать, - пропускать маменькины упреки мимо ушей. Он сам итак и делает всю жизнь, поддакивая матери и мечтая в то же время сбежать к соседу Савелу Прокофьеичу и выпить с ним. Счастье для Тихона - это отъезд на две недели в Москву по делам. Катерина в этом случае его уже не интересует, и, когда она просит его взять ее с собой, он откровенно признается: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Катерине жалко мужа, но может ли она его любить? Не видя от него ни понимания, ни поддержки, она невольно начинает мечтать об иной любви, и мечты ее обращаются к другому герою, и Борису. Герой ли он? Он отличается от жителей города Калинова - он образован, учился в Коммерческой академии, он единственный среди горожан ходит в европейском костюме. Но это все отличия внешние, а по сути Борис так же безволен и несамостоятелен. Он зависит от дяди, купца Дикого, материально, он связан условиями завещания покойной бабушки и не только из-за себя лично, но и из-за сестры. Если он не будет к дяде почтителен, она останется бесприданницей, не получив, как и он сам наследства. Но кажется, что его слова: «Я бы бросил все да уехал» - только отговорка. Борис ведь терпит от Савела Прокофьеича унижения и ругань, даже не пытаясь ему возразить, защитить свое достоинство. У него нет ни воли, ни силы характера. Он полюбил Катерину, несколько раз увидав ее в церкви, и его возвышенное чувство никак не принимает в расчет грубые реалии местного уклада жизни. Боясь «загубить свою молодость в этой трущобе», он не слушает Кудряша, который сразу предупреждает его, что любовь к замужней женщине «бросить надоть»: «Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите» - ведь за это в здешних краях Катерину «в гроб вколотят». Борис думает только о себе, о своем счастье, и все душевные переживания Катерины ему чужды, как и Тихону. Если бы не равнодушие мужа («…ты еще навязываешься…»), Катерина не пошла бы на роковой шаг, согласившись на встречу с Борисом. Но и Борис думает также только о себе, отметая терзания Катерины о страшном грезе, совершенном ею: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Для него встречи с Катериной - тайный роман, который надо скрыть: «Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!» Он совершенно не понял, что Катерина абсолютно не умеет лгать по примеру Варвары, поэтому ее поведение, когда приехал муж, для него полная неожиданность. Он жалеет обо всем происшедшем: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Но он бессилен что-либо изменить, взять с собой Катерину он не может - «не по своей я воле еду». Думая обо всем, он жалеет прежде всего себя, проклиная «злодеев» и «извергов»: «Эх, кабы сила!».

Тихон на словах также жалеет Катерину: «… я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть», - но противоречить маменьке он не в силах: и побил жену, как она приказала, и осуждает, повторяя маменькины слова: «Убить ее за это мало». Больше всего жалеет он самого себя: «Несчастный я теперь, братец, человек!» И только после смерти Катерины он осмелился возразить Марфе Игнатьевне: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы…»

Оба героя, Борис и Тихон, несмотря на внешние различия, не смогли стать для Катерины надежной защитой и опорой: оба эгоистичны, безвольны, не понимают тревожной, мятущейся ее души. И оба виноваты в ее трагедии, не сумев и даже не пожелав ее предотвратить.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх