Сибирские меценаты и благотворители. Меценаты российской империи Стремление к социальным льготам, привилегиям

Подготовила:
Студентка 4 курса заочного отделения
Института истории и политики МПГУ
Бузоверова Юлия Николаевна

Сибирские меценаты и благотворители

Сибирские благотворители не приобрели мировой известности (как их московские
современники), но искренне верили в то, что своим богатством, энергией и
подлинной любовью они заботятся о процветании.
Благотворительность в Сибири имела свои особенности:
Во-первых, в большей степени именно купечество, связанное с торговопромышленными операциями, промышленным производством, занималось
филантропической деятельностью.
Во-вторых, в Сибири не было "географической замкнутости" меценатства: если
считалось, например, что открытие музея в Тобольске дело общественно-важное, то
средства перечислялись не только от местных меценатов.
В-третьих, наиболее предпочтительными сферами благотворительной деятельности
были общественная, культурно-просветительская и церковная.
Благотворительность и милосердие конкретного человека - это способность
творить благо для других по милости собственного сердца.

Сибирские меценаты и
благотворители

Иркутские купцы - меценаты
С фамилией Сибиряковы в Иркутске
связано
многое:
с
Михаилом
Васильевичем строительство самого
красивого в городе дворца Белого
Дома - резиденции генерал -
губернатора. С именем Александра
Михайловича
связан
ледокол
«Сибиряков».
В Иркутске именем Сибирякова был назван дом призрения бедных,
построенный на его средства, Норденшильд назвал его именем остров в
Енисейском заливе, а ледокол «А. М. Сибиряков» совершил в 1932 впервые в
истории Арктики переход от Архангельска до Владивостока за один рейс.

Иркутские купцы - меценаты
Сибиряков М.В. меценат,
купец,
гражданский
староста, словесный
судья,
бургомистр,
городской голова и
президент магистрата.

Иркутские купцы - меценаты
Александр
Михайлович
Сибиряков
жертвовал
крупные
суммы
на
благотворительные цели, некоторое время
поддерживал материально газету «Сибирь».
В 1880-е на капитал (в общей сложности 100
тыс. рублей) пожертвований Сибирякова в
Иркутске были учреждены и переданы в
городское управление 2 мужские и 2
женские начальные школы имени его сестры
А. М. Кладищевой, (в тот период в Иркутске
было 17 начальных школ). Увлеченный
идеей просвещения, Сибиряков скупал
целые библиотеки и высылал их в фонд
первого сибирского университета. Подарил
губернской гимназии коллекцию картин.

Иркутские купцы - меценаты
Баснин В.Н. сад и оранжерею
подарил исследователю И.С.
Сельскому, часть библиотеки
подарил Иркутской духовной
семинарии. Был известен как
один из организаторов и
активных членов Общества
вспомоществования учащимся
сибирякам.
Трапезников К.П. - купец,
почетный
гражданин,
стоявший много лет во главе
иркутского
общества.
Пожертвовал капитал в 19636
р.
на
основание
Сиропитательно-ремесленной
школы.
Кузнецов
Е.А.
отличался
широкой благотворительностью,
жертвовал на различные нужды
города. На его капиталы были
построены
гражданская
больница, Девичий институт,
Училище для девиц духовного
звания, им было пожертвовано
на освоение Амура, на нужды
гражданского
и
духовного
ведомств.

Иркутские купцы - меценаты
«Я имею на себе обет, данный Господу Богу в дни испытаний моих,
когда боролся с лишениями и опасностями… Обет сей много лет
носимый в душе моей… в том состоит, чтобы собственными
средствами, без
всякого стороннего
вспомоществования,
но своеобразно с
требованиями
времени, воздвигнуть в
Иркутске
Кафедральный
Собор...».
Евфимий Андреевич
Кузнецов

Иркутские купцы - меценаты
Демидов Д. Д. - городской
голова в 1877-1885 гг. -
один из известнейших
купцов Иркутска 70-х гг.
ХIХ в. Завещал на раздачу
бедным города 100 000
рублей. За время его
управления было открыто
наибольшее число школ в
Иркутске.
Медведников И. Л. -
иркутский
купец
1-й
гильдии,
коммерции
советник,
почетный
гражданин города, меценат.
Открыл в Иркутске в 1838г.
Сиропитательный дом. Он
предназначался
для
воспитания девочек из
бедного сословия и сирот.
Сукачев В.П. - крупный
общественный
деятель
Сибири,
организатор
картинной галереи, меценат.
По его инициативе был
объявлен конкурс на лучший
проект здания городского
театра, и он одним из первых
внес
средства
на
его
строительство.

Иркутские купцы - меценаты
Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева

Иркутские купцы - меценаты
Иркутский драматический театр имени Н. П. Охлопкова

Красноярские благотворители
Саввиных А.А. жертвовал
средства
на
Народный
университет, рисовальную
школу,
Общество
вспомоществования
учащимся,
выплачивал
стипендии учащимся и
студентам.
Щеголев И.Г. в 1863 году на
свои
средства
построил
Петро - Павловский храм в
Красноярском
тюремном
замке. Он произвёл отделку и
украшение
Покровской
церкви
в
Красноярске,
прихожанином которой сам
был.
Гадалов Н.Г. материально
помогал
Владимирскому
приюту, приюту арестантских
детей,
Синельниковскому
благотворительному
обществу,
Красноярским
храмам и.т.д

Красноярские благотворители
Покровский кафедральный
собор - старейшее из
сохранившихся каменных
зданий Красноярска. Памятник
архитектуры енисейской школы
сибирского барокко.
Кафедральный собор во имя Рождества
Пресвятой Богородицы (планируется
воссоздание). Взорван 12 июля 1936 г.

Красноярские благотворители
Юдин
Г.В.
денежными
средствами
помогал:
приютам, Синельниковскому
благотворительному обществу
г. Красноярска. На средства
Юдина изданы в России
десятки книг разных авторов.
Баландина
В.А.
первооткрыватель
Черногорских
копий
основательница
г.
Черногорска, на свои
средства в Енисейске
открыла
бесплатную
школу.
Гадалов И.Г. - попечитель
Красноярской
мужской
гимназии. За труды на
поприще
общественной
деятельности
и
благотворительности
был
награждён
орденами
и
медалями.

Красноярские благотворители

Памятник основателю города В.А. Баландиной


Кузнецовы
Иван Кириллович, Петр Иванович, Александр Петрович
И. К. Кузнецов занимался благотворительностью, в 1829 г. он пожертвовал каменный дом
для неизлечимых больных, в 1845 г. выделил деньги Иркутскому институту благородных
девиц. П. И. Кузнецов в 1855 г. На собственные средства он построил часовню Параскевы
Пятницы, ныне один из символов Красноярска. На свои средства он снарядил первую
Амурскую экспедицию и сам был ее участником. П. И. Кузнецов оплачивал обучение
художника В. И. Сурикова. А.П. Кузнецов являлся почетным блюстителем Бейского
училища.

Енисейские меценаты - Кузнецовы
Часовня Параскевы
Пятницы (Красноярск)
Археологический отдел Минусинского
краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова

Енисейские меценаты - Кузнецовы
Иннокентий Петрович Кузнецов -
сибирский золотопромышленник,
меценат, археолог, этнограф, историк,
учредитель первых частных газет.

Нерчинские купцы - меценаты
Бутин М.Д.
В городе Нерчинские на средства М. Д. Бутина были
открыты и содержались различные общественные
заведения. В 1871 году с целью «Дать возможность
получения музыкального образования в Сибири» М.
Д. Бутин основал музыкальную школу с оркестром.
Им выстроен большой ботанический сад, купальня,
общественный сквер, ферма с опытным полем, где
проводились сельскохозяйственные выставки. В 1885
году М. Д. Бутин открыл городскую общественную
библиотеку и публичный музей. В 1876 году им же
была основана типография, в 1897 году - аптека с
аптекарским складом и
общественный банк.
Занимаясь научными изысканиями, он оказывал
постоянную
финансовую
помощь
научноисследовательским экспедициям. Список меценатской
и филантропической деятельности купца М. Д Бутина
огромен. М. Д Бутин сыграл немалую роль в
улучшении социальных условий жизни, повышении
культурного уровня, образованности народонаселения
Сибири.

Нерчинские купцы - меценаты
Нерчинский краеведческий музей

Нерчинские купцы - меценаты
Собрал научную библиотеку, основу которой
составили книги, приобретенные у декабристов. В
круг научных интересов Зензинова входили
проблемы истории края, ботаники, этнографии,
медицины, экономики, а также народного
творчества и литературы. Михаил Андреевич
устроил в Нерчинске «ботаническое заведение»,
проводил агрономические опыты, собирал образцы
даурской флоры, образцы насекомых, минералов,
вел
переписку
со
многими
виднейшими
естествоиспытателями. Он был одним из первых
собирателей
и
хранителей
декабристских
реликвий. В 1844-49 послал в СанктПетербургский главной ботанический сад свыше 11
тыс. экземпляров местных растений и до 1,5 тыс.
капсюлей
различных
семян.
Проводил
агрономические опыты по выращиванию новых
сортов пшеницы, дынь и арбузов. Устроил в
Нерчинске
«Ботаническое
заведение»,
где
культивировал лекарственные растения. Собрал
большую библиотеку, которой могли пользоваться
все желающие.
Зензинов М.А.

Бурятский врач и меценат -
Бадмаев П.А.
Пётр Александрович Бадмаев (Жамсаран) (1851, 1849 или 1810 - 1920) - врач тибетской
медицины, П. А. Бадмаев по происхождению бурят. В здании торгового дома «П. А. Бадмаев и
Ко» в Чите с 1895 года издавал первую частную газету Забайкалья «Жизнь на восточной
окраине». Газета издавалась на монгольском и русском языках без контроля цензуры. Улучшил
местную породу лошадей благодаря покупке в Читу Торговым домом Бадмаева чистокровных
английских скаковых лошадей.

Бурятский врач и меценат -
Бадмаев П.А.
Павильон Торгового дома Бадмаева на выставке в г. Чита в 1899 г. и Торговый дом
Бадмаева (современный вид) в г. Чита.

Тувинский меценат - Сафьянов И.П.
Иннокентий Георгиевич Сафьянов
- личность легендарная уже потому,
что именно он предложил 17 августа
1921 года на съезде всех хошунов
заменить старое название Тувы -
Урянхай - на Танну-Тува улус
«В гостях у русского путешественника -
исследователя Урянхая» (Ф. Я. Кон)
из архива И.П. Сафьянова

Меценаты Алтая
В 1882 году Дмитрия Сухова избирают
городским головой Барнаула. Он
переводит всё своё жалование, а это
более 2,5 тыс. рублей, на нужды
населения; ходатайствует об открытии в
городе классической гимназии.
Василий Дмитриевич в 1894 году идёт
по стопам отца и тоже избирается
городским головой Барнаула. Здесь ему
своего родителя удалось обогнать с
лихвой.
Василий
Сухов
много
занимается благотворительностью -
жертвует 5 тыс. рублей на нужды
Общества попечения о начальном
образовании.
Сухов Дмитрий Никифорович (1882-1885) – (ум. в 1893), купец 1-й гильдии.

Меценаты Алтая
Однако основным занятием Василия Сухова было всё же предпринимательство.
Именно оно позволяло ему жить безбедно и заниматься меценатством.

Меценаты Алтая
Барнаульское горное училище во второй половине 19 века было лучшим учебным заведением
города. Училище выпускало специалистов для горной промышленности Алтая и всей Сибири,
а также готовило детей местных инженеров и чиновников для поступления в высшие учебные
заведения, чаще всего в горный корпус. В 1897 году окружное училище было преобразовано
в реальное училище, которое размещалось в этом здании до своего закрытия в 1920 году.

Меценаты Алтая
Братья Александр и Иван Ворсины происходили из мещанского сословия. Барнаульский
предприниматель, владелец винокуренного и пивоваренного завода И.Ф.Ворсин, потратил
10000 рублей на постройку второго этажа здания барнаульской женской гимназии,
почетным попечителем которой он являлся.

Меценаты Алтая
Александр Фёдорович Ворсин
Ворсины,
будучи
крупными
промышленниками, активно занимались
политической
и
общественной
деятельностью,
а
также
благотворительностью.
Александр
Фёдорович Ворсин (1847-1919) в 1902-
1917 годах являлся гласным Барнаульской
городской
Думы.
Был
членом
попечительского
совета
женской
гимназии и 15-го мужского училища.

Меценаты Алтая
Сычёв Михаил Савельевич
Он регулярно давал деньги на
содержание учебных заведений. А в
1903 году построил новое здание для
Успенской
церковно-приходской
школы. Пожертвовал в пользу
томского Владимирского детского
приюта -100 рублей. В 1881 году
М.С. Сычев построил на свои
средства "... деревянное на каменном
фундаменте с железной крышей"
здание для Форштадского училища,
рассчитанное на 100 учащихся, а в
1585 году пристроил к нему еще
одну классную комнату, что в сумме
обошлось ему в 6000 рублей.

Меценаты Алтая
Сычёв М.С. регулярно поддерживал денежными средствами и бийскую
прогимназию и Пушкинское училище.

Меценаты Алтая
Успенский кафедральный собор – православный храм, одна из главных
достопримечательностей города Бийска. Храм был построен на деньги прихожан и
пожертвования старосты Казачьего Старо-Успенского собора, городского головы,
бийского 2-ой гильдии купца-миллионера Михаила Савельевича Сычёва.

Омские меценаты
Омский музей художника К.П. Белова
(Дом Штумпфа)
Штумпф Филипп Филиппович
По его инициативе было создано Омское
отделение
Московского
сельскохозяйственного общества (являлся
его членом, а с 1912 - председателем);
учреждена
Омская
торговопромышленная биржа (1904); торговая
школа и коммерческое училище. Являлся
устроителем и участником Первой
западно-сибирской лесной и торговопромышленной выставки.

Омские меценаты
Первая западно-сибирская лесная и торгово-промышленная выставка 1911 г.

Омские меценаты
С большим благотворительным вкладом связано строительство Храма во имя Божией
Матери, именуемый «Утоли мои печали» на пожертвования Луки Дмитриевича Шебалина
и купца Мирона Ивановича Печенина

Томские меценаты
В 1887 году на средства Горохова было
построено церковно-приходское училище, а
в 1899 томским обществом физического
развития при его поддержке была открыта
детская колония для физически ослабленных
детей.
Когда в 1891 год по решению Епархиального
совета
была
начата
реконструкция
Сретенского храма, который построен
в 1808 году, Горохов оказал помощь в
реализации этого проекта. В 1897 год в селе
Бердском по инициативе жены Горохова,
Анны Ивановны, была основана народная
бесплатная библиотека, также построенная на
средства самого Горохова. При библиотеке
действовал
«Народный
дом»
с
самодеятельным театром.

Томские меценаты
При мельнице, которая являлась
своего рода градообразующим
предприятием,
были открыты
детский сад и школа для детей
работников, столовая и народная
библиотека.

Томские меценаты
Алексей Евграфович
Кухтерин
Старший Алексей, стоял у истоков
создания первого в Сибири Томского
коммерческого училища и возглавлял
его
попечительский
совет.
Иннокентий жертвовал на нужды
церкви. Алексей пожертвовал также
под родильный приют трехэтажный
дом и вместе с женой состоял в
попечительном
совете
этого
учреждения. Алексей же был избран в
почетные
члены
Общественного
собрания, внеся в фонд строительства
здания 10 тыс. руб. (ныне это Дом
Офицеров). Он помогал становлению
Томского общества садоводства и
одно время был его председателем.
Алексей
Кухтерин
поддерживал
развитие
научных
исследований, Иннокентий Евграфович
Кухтерин
высшего образования.

Томские меценаты
1864. Открытие Томского
общественного собрания.
В настоящее время Дом офицеров.
Здание бывшего коммерческого
училища в наши дни

Томские меценаты
Илья Леонтьевич (Илиокум Вульфович)
Фуксман
(1835 или 1840 год - 13 мая 1917 года) -
томский предприниматель и общественный
деятель, купец первой гильдии. Почётный
гражданин города Томска.
Родился в еврейской семье в черте оседлости.
Подростком вместе с родителями был сослан в
город Каинск (Томская губерния), семья была
приписана к мещанам. Записался в купеческое
сословие, не позже 1867 года состоял уже во 2й гильдии, в 1890-х годах - в 1-й гильдии.
Владел золотыми приисками, конным заводом.
Торговал вином собственного производства, а
также породистым скотом, чистокровными
лошадями.

Томские меценаты
На средства И.Л. Фуксмана было построено еврейское начальное училище в Томске.
Он стал одним из крупнейших жертвователей на строительство местной Хоральной
синагоги и здания Общественного собрания. Эти интересные памятники архитектуры
сохранились до настоящего времени.

Кузнецкие благотворители
Шукшин Степан Георгиевич (в миру Егорович) Кузнецкий
купец
2

й
гильдии
родился в 1840 году. Родом он был из знаменито
й семьи Шукшиных.
В Кузнецк приехал с Алтая, где оставил
родню, из которой произошёл самый знаменитый
из
Шукшиных
писатель
Василий
Макарович
Шукшин. В 1870 годах
Шукшин был Кузнецке городским старостой,
прославился
своей
церковной
благотворительностью. Женившись второй раз на
дочери священника Христорождественской церкви
Прасковье Федоровне, имел двоих сыновей Михаила и Петра, дочь Марию и воспитанницу
Валентину. Вторая жена Шукшина была родом из
семьи священника и набожна не меньше мужа.

Кузнецкие благотворители
Магазин купца Емельянова, и справа
лавка купца Шукшина С.Е.
Дом купца Шукшина С.Е.

Кузнецкие благотворители
Степан Попов (1846 – 1911)
Исключительно яркая личность среди кузнецкого
купечества и предпринимателей. Купец и меценат.
Возглавлял городское самоуправление, а свое
жалованье
целиком
отправлял
на
благотворительность.
Именно он своей деятельностью более всего
приблизился к общепринятому представлению о
меценатстве. С 1885 более 10 лет исполнял
обязанности головы города и на этой должности
реализовал себя как общественный деятель и
меценат. Исполнял общественные обязанности
директора Кузнецкого попечительства о тюрьмах,
почетного блюстителя городских улиц. Он же
являлся одним из инициаторов и жертвователей
возведения в Кузнецке Народного Дома имени
А.С. Пушкина (1905-1906).

Кузнецкие благотворители
Народный Дом им. Пушкина в г. Кузнецке

Тобольские меценаты
Степан Иванович Колокольников
(1867-1925)
предприниматель, меценат, личный почётный
гражданин,
почётный
гражданин
города
Тюмени, депутат Государственной думы I
созыва от Тобольской губернии.
Известный
меценат
и
жертвователь,
Колокольников помогал деньгами погорельцам,
переселенцам, бедным горожанам, основал
Общество
вспомоществования
бедным
учащимся. Его жена, Мария Николаевна,
открыла школу грамоты, где сама обучала детей
из беднейших семей, бесплатно обеспечивала их
учебниками, одеждой, обувью. Колокольников
выделял
крупные
суммы
денег
на
благоустройство
Тобольска,
укрепление
набережной, освещение улиц, телефонизацию.

Тобольские меценаты
Музей – усадьба Колокольникова

Тобольские меценаты
Чукмалдин
Николай
Мартинианович
(Мартемьянович)
(1836 – 1901)
В Тюмени входил в число учредителей ряда
предприятий, помогал Обществу попечения об
учащихся, основал при нем бесплатную
библиотеку-читальню.
Выделил
средства
Александровскому реальному училищу на три
ежегодных премии за лучшие сочинения о
Тюмени и Тюменском уезде. В 1878 г. переехал
на жительство в Москву, но не забывал о родных
местах. Стал основателем музея при реальном
училище, купив коллекцию И. Я. Словцова и
присоединив к ней много редкостей, добытых им
самим.
Создал
в
Тюмени
уникальную
библиотеку рукописных и старопечатных книг.
Постоянно помогал жителям родной деревни:
построил церковь, школу, мастерскую по
обработке дерева, выделил средства на
организацию парка.

Тобольские меценаты
Подаруев
Прокопий Иванович
(1823–1900)
Будучи головой, он за свой счет содержал городскую общественную
богадельню, поставил в Думе икону святого Николая Чудотворца в
серебряной ризе, оплатил стоимость постройки моста на Большое
городище через овраг, воздвигнул за свой счет здание для
Тюменского реального училища по утвержденным планам и
проектам. Прокопий Иванович был членом нескольких
благотворительных обществ: в тобольском Александровском детском
приюте,в омском обществе «Надежда».
На родине, в Перевалово, он построил Алексеевское сельское
училище, 4050 рублей положил в банк «на вечные времена», чтобы
проценты от вклада ежегодно использовались на нужды училища. В
память избавления 2 апреля 1879 года «Государя Императора от
грозившей ему опасности» (одно из покушений на Александра II)
Подаруев взялся содержать 20 бедных мальчиков, обучавшихся в
переваловском Алексеевском училище.
В 1897 году тюменские купцы, среди которых были такие
влиятельные люди, как Сергей Гилёв, Иван Иконников, Евлампий
Котовщиков, Ксенофонт Метелёв, Петр Ядрышников, образовали
общество любителей коневодства, которое доверили возглавить
купцу 1-й гильдии Прокопию Подаруеву.

Тобольские меценаты
Любимое детище Прокопия
Подаруева Тюменский ипподром

Тобольские меценаты
В 1902-1916 гг. на общественных началах
являлся
церковным
старостой
тюменской Спасской церкви, на свои деньги
построил церкви в деревнях Борки и Падериной.
В деревне Патрушево вместо планировавшийся
часовни на средства Текутьева был построен
храм, который был освящён 31 июля 1908 г. С 10
декабря 1912 г. он был и попечителем ГрадоТюменской Спасской церкви и расходовал на
приход значительные суммы. В 1913-1916 гг. он
добился постройки северного придела церкви
несмотря
на
запрет
Императорской
археологической комиссии.
Он был попечителем и почётным членом
Тобольского детского приюта, а также был
попечителем Владимировского сиропитательного
заведения - детского приюта в Тюмени.
Текутьев
Андрей Иванович
(1839 – 1916)

Тобольские меценаты
Спасская церковь
(Тюмень)
Памятник Текутьеву
(Тюмень)

Тобольские меценаты
Музей –
усадьба
Абрамцево
Московская
частная русская
опера - оперный
театр в Москве в
1885-1904 годах.
Савва Иванович Мамонтов
(1841, Ялуторовск - 1918, Абрамцево) Крупный промышленник, меценат, деятель в
области русского искусства, театра и музыки.

Якутские купцы - меценаты
Кривошапкин
Николай Осипович
(1832-1926) - уроженец
Оймяконского улуса
Нажитое богатство пускал на добрые дела. В 1880-е годы, в
засуху, спас от голодной смерти мемяльских эвенов, закупив для
них продовольствие и сотни оленей. Будучи сам безграмотным,
очень много сделал для образования молодежи:
- пожертвовал на строительство школ в Мегино-Алдане 150
руб., в Оймяконе - 350 руб.;
- все дети из бедных семей Баягантайского улуса учились на
его средства. Из его стипендиатов вышел талантливый прозаик
Николай Заболоцкий, по произведениям которого поставлены
первые фильмы на Якутском телевидении;
- в 1913 году пожертвовал на нужды народного образования
10.000 рублей (на проценты от этой суммы создал фонд
стипендий для беднейших учащихся учебных заведений г.
Якутска);
- В Якутске на углу улиц Орджоникидзе и П.Алексеева стоит 2этажная деревянная школа, построенная еще в 1912 г. на его
средства.

Якутские купцы - меценаты
Астраханцев
Федот Васильевич
(1847-1914 гг.) для устройства
реального училища в Якутске
пожертвовал
в
1913
году
колоссальную по тем временам
сумму - 130.000 рублей.
Дом Астраханцева Ф.В.

Якутские купцы - меценаты
Здание женской гимназии в
Якутске через 25 лет после
учреждения
Первое здание женской
гимназии в Якутске
Много
занимался
широкой
благотворительностью: жертвовал
большие суммы денег и другие
средства для Якутской женской
гимназии, женского епархиального
училища, церквей Якутска и для
неимущего населения Якутии.

Якутские купцы - меценаты
В 1886 году основал первую бесплатную публичную библиотеку и
по праву был ее первым директором. Сама библиотека после
открытия в конце XIX века располагалась в помещении гостиного
двора (на его месте пл. Ленина), и только в 1911 году была
перенесена в только что построенное здание на ул. Большой
(ныне пр. Ленина), откуда больше уже никуда не переносилась.
Москвин
Николай Иосафович
Лавка гостиного двора музей и библиотека
1891-1911. Худ. П. Попов

Якутские купцы - меценаты
Идельгин Степан Иванович (1828 - ок. 1892) купец 2-й гильдии, меценат, голова Олёкминского
округа,
почётный
инородец;
занимался
поставками с.-х. продукции на Олёкминские и
Бодайбинские золотые прииски, завозил в
Якутию промышленные товары и организовал
выдачу кредитов. 1856-1881гг - работал на
выборных должностях органов самоуправления
(выборный управы Олйсминского улуса, староста
1-го Нерюктейского наслега, глава Олёкминского
округа); жертвовал крупные средства на
строительство
церквей:
Олёкминской
Нерюктейской каменной церкви (освящена в 1889
г.), Олёкминской Иоанно-Предтеченской церкви,
Николаевской церкви (на о. Кыллах).

Якутские купцы - меценаты
Являлся
попечителем
Олёкминского
приходского
училища
и
Якутской
прогимназии; на его средства открылись
начальное училище на о. Кыллах и церковноприходское училище в 1-м Нерюктейском
наслеге; помогал пострадавшим от засухи,
пожаров и наводнений. На его средства
построены в г. Якутске во дворе Спасского
монастыря здание духовной консистории
(1886) и архиерейский дом.

В дореволюционной России был накоплен огромный опыт благотворительной
деятельности, нужно помнить дела сибирских меценатов и чтить память о них,
учиться на их ошибках и пользоваться их открытиями, продолжая начатое дело, и
возрождая благотворительную традицию Сибири.
Благодарю за внимание!

В середине XIX - начале XX века меценаты открывали музеи и театры, возрождали старинные ремесла и народные промыслы. Их имения превращались в культурные центры, куда съезжались известные художники, актеры, режиссеры, писатели. Здесь при поддержке благотворителей они создавали свои знаменитые картины, писали романы, разрабатывали проекты зданий. Вспоминаем самых щедрых меценатов, которые повлияли на развитие русской культуры .

Павел Третьяков (1832–1898)

Илья Репин. Портрет Павла Третьякова. 1883. Государственная Третьяковская галерея

Николай Шильдер. Искушение. Год неизвестен. Государственная Третьяковская галерея

Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853. Государственная Третьяковская галерея

Свою первую коллекцию купец Павел Третьяков начал собирать еще в детстве: он покупал гравюры и литографии в небольших лавках на рынке. Благотворитель организовал приют для вдов и сирот неимущих художников и поддерживал многих живописцев, покупая и заказывая у них картины. Всерьез о собственной галерее искусств меценат задумался в 20 лет, после посещения петербургского Эрмитажа . Картины «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова положили начало собранию русской живописи Павла Третьякова.

Уже через 11 лет после приобретения первых полотен в галерее купца было более тысячи картин, почти пять сотен рисунков и десять скульптур. К 40 годам его коллекция стала настолько обширной, в том числе и благодаря собранию брата, Сергея Третьякова, что коллекционер решил построить для него отдельное здание. Тогда же он передал ее в дар родному городу - Москве. Сегодня в Третьяковской галерее находится одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Савва Мамонтов (1841–1918)

Илья Репин. Портрет Саввы Мамонтова. 1880. Государственный театральный музей имени Бахрушина

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Фотография: aquauna.ru

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Фотография: mkrf.ru

Крупный железнодорожный промышленник Савва Мамонтов всерьез увлекался искусством: он сам неплохо лепил, писал пьесы и ставил их в своем подмосковном имении, профессионально пел басом и даже дебютировал в Миланской опере. Его усадьба Абрамцево стала центром культурной жизни России в 1870–90-х годах. Здесь собирался так называемый мамонтовский кружок, куда входили известные русские художники, театральные режиссеры, музыканты, скульпторы и архитекторы.

При поддержке Саввы Мамонтова были созданы мастерские, где художники возрождали забытые традиции народных промыслов и ремесел. На свои средства меценат основал первую в России частную оперу и помог создать Музей изящных искусств (сегодня - Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).

Савва Морозов (1862–1905)

Савва Морозов. Фотография: epochtimes.ru

Савва Морозов у здания Московского Художественного театра имени Чехова. Фотография: moiarussia.ru

Здание Московского Художественного театра имени Чехова. Фотография: северная-линия.рф

Мария Тенишева собирала предметы народного творчества и произведения известных мастеров. В ее коллекцию вошли национальные костюмы, украшенные смоленскими вышивальщицами, посуда, расписанная в традиционных техниках, русские музыкальные инструменты, декорированные знаменитыми художниками. Позже это собрание стало основой музея «Русская старина» в Смоленске. Сейчас оно хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени Коненкова.

Ежегодно 13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Дата праздника связана с днем рождения Гая Цильния Мецената (Gaius Cilnius Maecenas, 13 апреля 70 года до н.э. — 8 год до н.э.) — известного римского аристократа, покровителя художников, артистов, музыкантов. От его имени, как можно догадаться, произошло и нарицательное слово «меценат».

Россия всегда славилась тем, что благотворительность и меценатство составляли неотъемлемую часть ее давних традиций, – отмечает зав.отделом Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Ольга Солодовникова.


В истории российской благотворительности можно выделить 3 периода:

Первый период связан с возникновением христианства на Руси. В этот период благотворительность связана с деятельностью церкви, монастырей, первых русских князей – Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого, Александра Невского . Благотворительность проявлялась в раздаче милостыни и пожертвований церкви, а также в народной традиции взаимопомощи.

Второй период связан с деятельностью императорской семьи. Основы благотворительности здесь заложил Иван IV . Особую роль в развитии благотворительности сыграла императрица Мария Федоровна, которая возглавила созданные ей воспитательные дома, коммерческое училище, учредила несколько женских институтов в столице и провинции, положила начало широкому бесплатному образованию женщин в России.

Третий период благотворительности связан с деятельностью предпринимателей и купцов, прежде всего Шереметьевых, Третьякова и Бахрушина .

Наряду с благотворительностью особого размаха достигло и меценатство.

· Благотворительность – это оказание помощи нуждающимся из сострадания. Очень широкое понятие, где меценатство – её специфический вид.

· Меценатство – это бескорыстная и безвозмездная помощь искусству, образованию, культуре без какой-либо выгоды для мецената.

Ведущую роль в XIX столетии играли промышленные династии: Щукины, Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы и другие российские купцы, фабриканты, банкиры и предприниматели.

А.Ф.Строганов
Первым меценатом в истории России был граф Александр Сергеевич Строганов . Много времени, средств и сил Строганов уделял развитию культуры и искусства, оказывал помощь и поддержку таким знаменитым поэтам как Гавриил Державин и Иван Крылов. Был бессменным президентом Императорской Академии художеств, одновременно курировал Императорскую Публичную библиотеку и был её директором.

Потомки промышленника Никиты Демидова жертвовали огромные деньги российским университетам и Академии, на свои деньги строили в России новые учебные заведения. Так, например, возникло Ярославское демидовское училище высших наук, преемником которого стал Ярославский государственный университет.

XVIII -начало XIX века отмечены благотворительными делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. Яркими образцами благотворительных учреждений этого времени являются Голицинская больница, первая градская больница, Шереметевский дом, Мариинская больница и др.

Еще раз подчеркну одну из характерных особенностей российского предпринимательства, его определенную историческую традицию: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью. Огромные средства отчислялись дарителями прежде всего на образование. И особенно на профессиональное.

Еще одна причина религиозного характера, диктовавшаяся давними традициями милосердия и благотворительности на Руси, осознанием потребности помогать другим.

На богатом фоне меценатства в России конец XIX -начало ХХ веков могут быть по справедливости названы его «золотым веком», порой его подлинного расцвета. И эта пора была связана, главным образом, с деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей». Только в Москве ими были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был качественно новый этап благотворительности.

Меценатство Саввы Ивановича Мамонтова (который поддерживал художников В. Поленова, Васнецова, Врубеля, В. Серова) было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля.

Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина – гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.


Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928)была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Происхождение её покрыто тайной: одна из легенд называет её отцом самого императора Александра II.

Ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей.



Феномен Павла Михайловича Третьякова (1832-1898), создавшего знаменитую Третьяковскую галерею в Москве – верность идее: положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства. И второе: поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее, раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.

В.В. Стасов,выдающийся русский критик, в некрологе на смерть Третьякова, писал:«Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с амура – он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным человеком в течении всей его жизни».

Елена Павловна , до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, супруга Великого князя Михаила Павловича (четвертого сына Императора Павла I ) обладала энциклопедическими знаниями, была прекрасно образована, одаренная тонким чувством изящного, наделена организаторским талантом.

Император Николай I называл её le savant de famille «ум нашей семьи». Это она дала средства художнику Иванову на перевоз картины «Явление Христа народу » в Россию

Покровительствовала К. П. Брюллову, И. К. Айвазовскому, Антону Рубинштейну. Финансировала проект создания Русского музыкального общества и консерватории, внеся крупные пожертвования, в том числе вырученные от продажи лично принадлежавших ей бриллиантов. Елена Павловна содействовала посмертному изданию собрания сочинений Н. В. Гоголя . Интересовалась деятельностью университета , Академии Наук, Вольного Экономического общества, по сути, была одной из основателей Российского Общества Красного Креста.

Придворный банкир, барон Александр Людвигович Штиглиц , один из богатейших людей своего времени, больше всего поддерживал нужды просвещения и интересов своих подчинённых: щедро награждал и обеспечивал на будущее время всех своих служащих, причём никто не был забыт, до артельщиков и сторожей включительно.

Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) им было сделано два крупных пожертвования (по 5 000 рублей каждое) на нужды российского воинства: в 1853 году – в пользу Чесменской военной богадельни и в 1855 году – в пользу морских чинов, лишившихся имущества в Севастополе . Самым важным пожертвованием Штиглица, самым ценным для России, которое одно способно было бы обессмертить его имя, – было учреждение на его средства в Петербурге центрального училища технического рисования для лиц обоего пола, вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой. Любопытно отметить, что, будучи человеком вполне независимым, капиталы которого охотно принимались во всех странах, Штиглиц помещал своё огромное состояние почти исключительно в русских фондах и на скептическое замечание одного финансиста о неосторожности подобного доверия к русским финансам однажды заметил: «Отец мой и я нажили все состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе все своё состояние».

Имя купца Саввы Тимофеевича Морозова (1862–1905) также вошло в историю российского меценатства. На здание МХТа с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей.

Он открыто сочувствовал революционерам: дружил с Максимом Горьким, прятал в своем дворце на Спиридоновке Николая Баумана, помогал доставлять нелегальную литературу на фабрику, где (с его ведома) служил инженером будущий нарком Леонид Красин.

Настоящих меценатов всегда было мало. Даже если наша страна возродиться, много меценатов не будет никогда. Все известные коллекционеры и меценаты были людьми глубокой веры и цель каждого из них была служить людям.

Современные благотворители и меценаты России


Благотворительность и меценатство в России продолжается и в наше время.

Нельзя не упомянуть видных деятелей искусства Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Валерия Гергиева , одним из важнейших направлений их фондов является сохранение и развитие культурных ценностей и обеспечение всесторонней благотворительной поддержки.

Сегодня в России вновь появились богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы создавать картинные галереи, – не знаю, но все же материальная основа для возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть.

Дающий деньги – это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность – обязательная спутница солидного бизнеса.

Одним из ярких представителей благотворительного подвижничества известных предпринимателей нашего времени является Алишер Усманов , бизнесмен, выкупивший произведения искусства М.Ростроповича и Г.Вишневской. Коллекция была выкуплена целиком, и новый владелец вернул её в Россию. Усманов считает, что «кичиться тем, что ты помогаешь, — это показатель низкого культурного уровня человека. Если ты помогаешь (как он – Пушкинскому музею), ты же это делаешь для того, чтобы сберечь этот музей, а не для того, чтобы там было твое имя». Кроме того, Усманов поддерживает спорт – в частности отечественную гимнастику.

Мне хотелось бы упомянуть деятельность известных в России предпринимателей, создавших частные благотворительные фонды, поддерживающие культуру, образование и науку.

Благотворительный фонд Михаила Прохорова , ставший первой в России благотворительной организацией с региональной стратегией работы, учрежден бизнесменом в 2004 году. Основная цель — системная поддержка культуры в российских регионах. В зоне внимания фонда разработка и внедрение инновационных учебных программ и программ дополнительного школьного образования, помощь в программном комплектовании библиотек, осуществление музейно-образовательных проектов, поддержка одаренных детей.

Благотворительный фонд Владимира Потанина – бюджет которого формируется из личных средств Владимира Потанина и составляет более 300 млн. рублей в год, учрежден в 1999 году для реализации социально значимых долгосрочных проектов в области отечественного образования и культуры. Важнейшим направлением деятельности фонда является проведение долгосрочных стипендиальных и грантовых программ, которые адресованы талантливым студентам и курсантам, обучающимся в ведущих государственных учебных заведениях России, а также перспективным преподавателям.

Проекты поддержки культуры составляют другую, не менее важную сферу деятельности фонда. Его усилия направлены на стимулирование профессионального и творческого роста российского музейного сообщества. Ежегодно фонд выплачивает более 400 грантов и 2300 стипендий.

Фонд «Вольное дело »основан российским предпринимателем Олегом Дерипаской в 1998 году. Фонд занимается поддержкой проектов в сфере науки, образования, культуры, территориального развития, здравоохранения и защиты животных. За время существования Фонда было реализовано более чем 500 благотворительных проектов в 50 регионах России. Одна из основных областей работы Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» – это развитие системы отечественного образования. Действуют 50 программ и проектов в 62 регионах России. Среди благополучателей Фонда Школа-студия МХАТ, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и камерный оркестр «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета, Московская государственная академия хореографии и Музыкальный образовательный театр, Государственные Большой и Мариинский театры, Эрмитаж.

Дмитрий Борисович Зимин , основатель и почетный президент Открытого акционерного общества «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн») – весьма одарённый и достойный наследник традиций прославленной династии первопроходцев, староверов Зиминых – предпринимателей и благотворителей, депутатов и инженеров, учёных, деятелей культуры и искусства.В 2001 году Зимин Д. Б. основал первый в современной России частный семейный Фонд некоммерческих программ «Династия», поддерживающий науку и образование.

Когда-то по-русски выходило множество отличных книг об открытиях современной науки, адресованных широкому читателю. Имена их авторов были известны всем — от Перельмана до Лихачева и от Бронштейна до Панченко. Потом научное просветительство оказалось в издательском загоне. Благодаря усилиям последнего времени, в том числе книгоиздательской программе «Библиотека Фонда Династия» , на российский рынок пришли переводные книги лучших западных авторов, посвященные научной картине мира в XX столетии. Фонд принял решение сделать следующий шаг и поддержать отечественных просветителей, умеющих и желающих популяризировать идеи, которые формирует ученое сообщество.Зимин Д. Б. учредил литературную премию «Просветитель» с целью расширения рынка просветительской литературы.

Цель премии – привлечь внимание читателей к просветительскому жанру, а также создать предпосылки для расширения рынка научно-популярной литературы. Премия проводится фондом Дмитрия Зимина «Династия» при поддержке Института книги. Книги лауреатов премии выходят в издательстве «Слово»

Челябинские меценаты и благотворители


Челябинские предприниматели, государственные и общественные деятели, меценаты Владимир Корнильевич (1843–1913) и Иван Корнильевич (1844–?) Покровские .

В.К.Покровский
И.К.Покровский






Созданная ими коллекция книг и журналов легла в основу фонда Челябинской областной универсальной научной библиотеки. Владельцы библиотеки были неординарными, хорошо известными в Челябинске людьми. Коллекция насчитывает 263 единицы хранения на русском и французском языках: 159 экз. (146 названий) книг и 104 экз. (8 названий) периодических изданий. Бытование библиотеки Товарищества «Бр. Покровские» – существенная часть истории библиотечного дела на Южном Урале.

Уже в наше время действует известные далеко за пределами Челябинской области Благотворительный фонд культурных инициатив Олега Митяева , который активно поддерживает проекты: Ильменский фестиваль авторской песни, народная премия «Светлое прошлое », Фестиваль «Лето - это маленькая жизнь» в г. Сочи , Молодёжная программа «Открытия ».


Марк Лейвиков – председатель совета директоров ЗАО «УК «Промышленные инвестиции», вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области (родился и учился в Челябинске) является многолетним меценатом премии «Светлое прошлое».


Предприниматель Александр Дейнеко создал именной Благотворительный фонд, девиз которого «За все, что делает мой благотворительный фонд, отвечаю лично» .

И. Крамской "Портрет П.М. Третьякова"

Отечественное меценатство — уникальное явление. А если учесть, что Россия сейчас переживает нелегкие времена, то можно считать вопрос о меценатстве актуальным.

В наши дни культура находится в тяжелом положении, в поддержке нуждаются не только провинциальные библиотеки и театры, но даже и знаменитые, известные на весь мир музеи и другие учреждения культуры.

Меценаты основывали заводы, строили железные дороги, открывали школы, больницы, приюты… Чтобы подробно рассказать обо всех, нужен формат не статьи, а целой книги, причем не одной. Мы же остановимся только на некоторых именах.

Но сначала о самом термине «меценатство». Русским синонимом является понятие «благотворительность». Но откуда пришло к нам заимствование?

История термина «меценатство»

Меценат – человек, который на безвозмездной основе помогает развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств. Нарицательное название «меценат» происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената (Мекената), который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе.

Бюст Мецената в одном из парков Ирландии

Гай Цильний Меценат (около 70 до н. э. - 8 до н. э.) - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Личный друг Октавиана Августа и своего рода министр культуры при нём. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным.

Во время гражданской войны в Римской империи он устраивал примирение враждующих сторон, а после окончания войны во время отсутствия Октавиана вел государственные дела, был свободен от низкопоклонства и заискивания, смело выражал свои взгляды и даже удерживал иногда Октавиана от вынесения смертных приговоров. Поэты того времени находили в нем покровителя: он помог Вергилию возвратить отнятое у него имение, а Горацию подарил свое поместье. Он умер, оплакиваемый всем народом, а не только друзьями.

Ф. Бронников "Гораций читает свои стихи Меценату"

Впрочем, благотворительность в России – дело не такое уж и редкое. Эта система жертвования стала складываться уже с принятием христианства на Руси: ведь первые богадельни и больницы начали строиться при монастырях, а большинство меценатов XIX века были выходцами из купеческой старообрядческой среды. П. А. Бурышкин, исследователь московского купечества, считал, что на свой труд и доходы купцы «смотрели не только как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела» . Период XVIII-XIX вв. дал России так много благотворителей, что его называют «золотым» веком меценатства. В Москве особенно много таких памятников человеческому милосердию. Вот, например, Голицынская больница.

Голицынская больница

Городская клиническая больница № 1 им. Н.И. Пирогова

Голицынская больница была открыта в Москве в1802 г. как «больница для бедных». В настоящее время это Голицынский корпус Первой городской клинической больницы.

Голицынская больница была построена по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова на средства, которые были завещаны князем Дмитрием Михайловичем Голицыным «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». При разработке проекта Казаковым был использован принцип городской усадьбы. Непосредственно руководством строительства занимался двоюродный брат князя действительный тайный советник, обер-камергер Александр Михайлович Голицын.

Открытая в 1802 г., она стала третьей больницей в Москве гражданского ведомства. В Голицынскую больницу принимались на бесплатное лечение представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян, - «…и русские, и иностранцы, всякого пола, звания, вероисповедания и национальности».

В 1802 г. в больнице было 50 коек, а в 1805 г. - уже 100. Дополнительно в 1803 г. при больнице была открыта богадельня для неизлечимых больных на 30 мест. Управляющим больницей в течение многих лет служил Христиан Иванович Цингер. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москву заняли войска Наполеона, он остался в больнице один и сумел не допустить её разграбления, а также сберёг оставленные ему на хранение больничные деньги. За добросовестную службу Христиан Иванович Цингер получил звание потомственного дворянина.

А теперь немного о том, на чьи средства была построена эта больница.

Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793)

А. Браун "Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына"

Князь Дмитрий Михайлович Голицын - русский офицер и дипломат из рода Голицыных. В 1760-1761 гг. исполнял обязанности посла в Париже, а затем был отправлен послом в Вену, где сыграл большую роль в улучшении отношений российского двора с императором Иосифом II. Одним из первых среди русских он увлёкся собиранием полотен старых мастеров (художников Западной Европы, работавших до начала XVIII столетия).

Д. М. Голицын был известным благотворителем. 850 тысяч рублей, доходы от двух имений в 2 тыс. душ и свою картинную галерею он завещал на устройство и содержание больницы в Москве. Его воля была осуществлена двоюродным братом — князем А.М. Голицыным. Больница до 1917 г. содержалась на средства князей Голицыных, а затем воля Д.М. Голицына нарушена последующими наследниками - распродажей его галереи.

Он скончался в Вене, но его тело по желанию родных и с высочайшего соизволения в 1802 г. было перевезено в Москву, где и похоронено в склепе под церковью Голицынской больницы.

Истинные меценаты никогда не стремились афишировать свою деятельность, скорее, наоборот. Часто, совершая крупную благотворительную акцию, они скрывали свои имена. Известно, что Савва Морозов, например, оказал большую помощь в основании Художественного театра, но при этом поставил условие, чтобы его имя нигде не упоминалось. О Савве Тимофеевиче Морозове наш следующий рассказ.

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905)

Савва Тимофеевич Морозов

Происходил из старообрядческой купеческой семьи. Окончил гимназию, а затем физико-математический факультет Московского университета и получил диплом химика. Общался с Д. Менделеевым и сам написал исследовательскую работу о красителях. Обучался также в Кембриджском университете, где изучал химию, а затем в Манчестере — текстильное дело. Являлся директором Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°». Ему принадлежали хлопковые поля в Туркестане и несколько других товариществ, где он был пайщиком или директором. Благотворительностью занимался постоянно: на своих фабриках он ввел оплату по беременности и родам работающим женщинам, выделял стипендии молодым людям, обучавшимся в стране и за рубежом. Известно, что на его предприятиях рабочие были более грамотными и образованными. Помогал он и нуждающимся студентам Московского университета.

В 1898 г. он вошел в состав Товарищества для учреждения в Москве театра и регулярно вносил большие пожертвования на строительство и развитие МХАТа, инициировал строительство нового театрального здания. За границей на его деньги были заказаны самые современные приспособления для сцены (осветительное оборудование в отечественном театре впервые появилось именно здесь). На здание МХТа с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей.

К сожалению, связи с революционным движением, а также личные обстоятельства привели С.Т. Морозова к преждевременной смерти.

Семью Бахрушиных в Москве называли «профессиональными благотворителями». В 1882 г. Бахрушины пожертвовали городу 450 000 рублей на строительство больницы. Эта акция положила начало целой серии подобных благотворений. А общие пожертвования семьи (только крупные) составили сумму более 3,5 млн. рублей.

В семье Бахрушиных была традиция по окончании года, если он был финансово благополучным, выделять определенную сумму на помощь бедным, больным, учащимся. Благотворительную деятельность они вели и в Зарайске, откуда были родом родители, и в Москве. По воспоминаниям современников, к роскоши в семье Бахрушиных никогда не тяготели. Бесплатная лечебница на двести мест для неизлечимо больных, городской сиротский приют и приют для деревенских детей из нищих семей, бесплатный дом, где жили нуждающиеся вдовы с детьми и учащиеся девушки, детские сады, училища, бесплатные столовые и общежития для курсисток - это далеко не полный перечень их благотворений. Василий Алексеевич написал завещание, согласно которому пять вузов (Московский университет, Московская духовная академия и семинария, Академия коммерческих наук и мужская гимназия) получили деньги на стипендии для студентов. Четыре театра, в том числе театр Корша, строились частично на деньги Бахрушиных.

Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929)

Алексей Александрович Бахрушин

Купец, меценат, известный коллекционер, основатель знаменитого театрального музея, который в 1913 году он подарил Академии наук.

А. Бахрушин окончил частную гимназию и занялся семейным делом -«Товариществом кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья». Но постепенно он увлекся собирательством и отошел от дел. Под влиянием кузена, Алексея Петровича Бахрушина, он стал собирателем, причем интерес именно к театральной старине пробудился у него не сразу. Афиши, программки спектаклей, фотопортреты актеров, наброски костюмов, личные вещи артистов - все это собиралось в доме Бахрушина и стало его страстью. Его сын вспоминал, что над Бахрушиным посмеивались: «Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». Но эта страсть постепенно оформилась в серьезное увлечение, и 29 октября 1894 г. Бахрушин представил общественности целую выставку. Именно этот день Бахрушин считал днем основания Московского литературно-театрального музея. Он старался наиболее полно представить историю русского театра от самого его зарождения. Он организовал «Бахрушинские субботы», которые пользовались большой популярностью у актеров и театралов. У него бывали А. Южин, А. Ленский, М. Ермолова, Г. Федотова, Ф. Шаляпин, Л. Собинов, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко. Скоро появилась традиция приходить не с пустыми руками. Например, звезда Малого театра Гликерия Николаевна Федотова преподнесла Бахрушину все дары, которые накопились у нее за годы ее сценической жизни. В его собрании, постепенно ставшем обширным и многообразным, было три раздела - литературный, драматический и музыкальный.

Со временем А.А. Бахрушин стал задумываться о судьбе своих богатств. Ему очень хотелось, чтобы вся Москва имела к ним доступ. Но когда он предложил передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления, руководители города, лишь заслышав об этом, стали всячески отмахиваться: «Что вы?! Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы еще с вашим! Увольте, Христа ради!..»

Его сын, Ю.А. Бахрушин, вспоминал: «Отец был в отчаянии - огромное собрание, уже тогда стоившее сотни тысяч, предлагаемое бесплатно государственным учреждениям, оказывалось никому не нужным. Сломить чиновничью косность оказалось невозможным». Заинтересовалась уникальной коллекцией только Академия наук. Четыре года ушло на то, чтобы уладить формальности, и только в ноябре 1913 г. состоялась передача музея Академии наук.

Театральный музей имени А.А. Бахрушина

Российские меценаты были образованными людьми, поэтому они старались развивать приоритетные отрасли отечественной науки, открывать галереи и музеи для просвещения населения страны, помогать в строительстве театров…

В связи с этим можно вспомнить Третьяковскую галерею, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Московскую частную оперу С.И. Мамонтова, Московскую частную оперу С.И. Зимина, уже упоминавшийся нами Московский Художественный театр, Музей изящных искусств, на строительство которого заводчик, крупный землевладелец Ю.С. Нечаев- Мальцов потратил более 2 млн. рублей, Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и т.д. Остановимся хотя бы на одном примере.

Московская частная русская опера (Мамонтовская опера)

Савва Мамонтов поддерживал это начинание финансово и морально. Сначала труппа частной оперы состояла из итальянских и русских певцов, среди которых был Ф. Шаляпин и Н. Забела, а декорации и костюмы создавал М. Врубель. На годы выступлений Шаляпина в Мамонтовской опере (он пробыл солистом четыре сезона - с 1896 по 1899) пришёлся взлёт его артистической карьеры. Сам Шаляпин отмечал важность этого времени: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента» . Покровительство Мамонтова дало возможность таланту Шаляпина раскрыться в полной мере. Сам певец рассказывал: «С.И. Мамонтов сказал мне: «Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу! Всё это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия».

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

И. Репин "Портрет С.И. Мамонтова"

С.И. Мамонтов родился в богатой купеческой семье. Окончил гимназию, а затем поступил в Петербургский университет, позже перевелся в Московский университет, где учился на юридическом факультете. Отец Мамонтова занимался строительством железных дорог, но сына не привлекало это занятие, он больше увлекался театром, хотя по настоянию отца ему пришлось вникать в семейное дело, строительство железных дорог, а после смерти отца занять пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги. Одновременно он активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивал домашние спектакли. В 1870 г. Мамонтов и его жена покупают усадьбу писателя С.Т. Аксакова в Абрамцево, она в дальнейшем становится центром художественной жизни России.

Усадьба Абрамцево

Здесь подолгу жили и работали русские художники И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, а также музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.

Однако в 1890-х годах Савва Мамонтов становится банкротом. Безусловно, не без «помощи» государства и интриг заинтересованных лиц (директора Международного банка А. Ю. Ротштейна и министра юстиции Н. В. Муравьёва). Мамонтов был арестован и посажен в Таганскую тюрьму, его имущество описано. Несмотря на все усилия друзей Мамонтова и положительное мнение рабочих, он несколько месяцев просидел в тюрьме. Освобождению Саввы Мамонтова сознательно препятствовал Муравьёв Н. В., который целенаправленно искал сведения о злоупотреблениях Мамонтова, но найти ничего не смог.

В тюрьме Мамонтов по памяти лепил скульптуры охранников. Известный адвокат Ф. Н. Плевако защищал в суде Савву Мамонтова, свидетели говорили о нём только хорошее, следствие установило, что он не присваивал денег. Присяжные его оправдали, после чего зал суда взорвался аплодисментами.

Ярославль. Открытие памятника Савве Мамонтову

Имущество С. Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям, в том числе и родственникам Витте.

Все долги были погашены. Но Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. До конца жизни он сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей - художников и музыкантов.

Савва Иванович Мамонтов скончался в апреле 1918 г. и был похоронен в Абрамцеве.

Варвара Алексеевна Морозова (Хлудова) (1848-1918)

Варвара Алексеевна Морозова

В память о муже Абраме Абрамовиче Морозове она построила психиатрическую клинику на Девичьем поле, которую вместе с купленным участком земли передала Московскому университету, положив начало созданию Клинического городка на Девичьем поле. Затраты на строительство и оборудование клиники составили более 500 000 руб., огромные по тем временам деньги. Строительство клиники стало одним из первых ее благотворительных мероприятий. Несколько раньше, еще при жизни первого мужа, Варварой Алексеевной было устроено начальное училище и ремесленные классы при них. Изначально училище было расположено в доме А. А. Морозова на Большой Алексеевской улице, позднее же переместилось в новое, специальное построенное для него здание, на особо приобретенном для него в 1899 г. участке, переданное в 1901 г. в дар городу. Это училище было одним из первых в Москве профессиональных училищ. На средства В. А. Морозовой были также построены здания Рогожских женского и мужского начальных училищ.

В. А. Морозова внесла большой вклад в создание учебных заведений: Пречистенские рабочие курсы и городской народный университет им. А. Л. Шанявского. Он получил от В. А. Морозовой 50 тыс. рублей. Благодаря ее участию и активной помощи было построено общежитие для студентов Императорского Технического училища. В 1885 г. В. А. Морозовой была основана первая в Москве бесплатная общедоступная читальня им. И. С. Тургенева, рассчитанная на 100 читателей и располагавшая богатым книжным фондом. Значительные средства были пожертвованы ею на нужды Московского университета. При ее фабрике существовала больница, родильный приют, торговая школа для малолетних рабочих.

Михаил Абрамович Морозов (1870-1903)

В. Серов "Портрет М.А. Морозова"

Крупнейший меценат своего времени. На его средства были учреждены Институт злокачественных опухолей (в настоящее время в здании размещается Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена), зал греческой скульптуры в Музее изящных искусств. Различные суммы были выделены консерватории, Строгановскому училищу для поддержки молодых художников, артистов и музыкантов. В коллекции М.А. Морозова начитывалось 60 икон, 10 скульптур и около 100 картин, среди которых произведения современных французских и русских художников.

М.А. Морозов – продолжатель династии меценатов Морозовых, купец, предприниматель, коллекционер западноевропейской и русской живописи, скульптуры. Он старший сын известного московского купца Абрама Абрамовича Морозова и Варвары Алексеевны Морозовой (Хлудовой), старший брат коллекционера и мецената Ивана Абрамовича Морозова, муж знаменитой меценатки и хозяйки московского литературно-музыкального салона Маргариты Кирилловны Морозовой, отец Михаила Михайловича Морозова (Мики Морозова), учёного-шекспироведа и пианистки Марии Михайловны Морозовой (Фидлер). Потомственный почётный гражданин. Директор Товарищества Тверской мануфактуры, гласный Московской городской думы, почётный мировой судья, председатель купеческого собрания, коллежский асессор. Директор Русского музыкального общества.

Иван Абрамович Морозов (1871-1921)

В. Серов "Портрет И.А. Морозова"

Пополнил перешедшую после брата М.А. Морозова коллекцию большим количеством картин импрессионистов и постимпрессионистов. После революции собрание было национализировано и на его основе организован II Музей нового западного искусства (I Музеем было щукинское собрание). В 1940 г. коллекция была расформирована частично в Музей изобразительных искусств, частично в Эрмитаж. Например, в его коллекции была знаменитая картина П. Пикассо «Девочка на шаре».

П. Пикассо "Девочка на шаре"

Петр Иванович Щукин (1857-1912)

Петр Иванович Щукин

Собрал и подарил государству коллекцию, составившую основу коллекции Исторического музея. До конца жизни оставался хранителем музея и продолжал нести все расходы, платить жалование служащим и пополнять фонды музея.

Сергей Иванович Щукин (1854-1936)

Д. Мельников "Портрет С.И. Щукина"

Московский купец и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Собрал богатейшую коллекцию картин современной западной живописи, признанных спустя годы шедеврами мирового искусства. По завещанию передал свое собрание в дар государству.

Э. Дега "Голубые танцовщицы"

Щукин покупал картины на свой вкус, предпочитая импрессионистов, а затем и постимпрессионистов. Щукину удалось собрать лучшие образцы современного ему французского искусства. Он признавался своей дочери: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок – покупай её» . В коллекции С.И. Щукина была, например, картина Э. Дега «Голубые танцовщицы», а также картины Моне, Пикассо, Гогена, Сезанна.

Федор Павлович Рябушинский (1886–1910)

Ф. Чумаков "Портрет Ф.П. Рябушинского"

Из семьи российских промышленников и банкиров. Был страстным путешественником, заинтересовался географией, интерес к которой привел его к идее организовать научную экспедицию на Камчатку. Со своим замыслом Ф. П. Рябушинский обратился в несколько научных учреждений Москвы и Петербурга, но не нашел у них поддержки. Только Русское географическое общество согласилось на участие в ее проведении.

На его средства экспедиция была проведена в 1908–1910 гг. и названа его именем.

Организационные вопросы экспедиции решались Ф. П. Рябушинским с учеными: океанографом Ю. М. Шокальским и картографом П. П. Семеновым-Тян-Шанским. Финансирование экспедиции взял на себя Ф. П. Рябушинский. Он и сам хотел в ней участвовать, но болезнь не позволила ему это осуществить. В 1910 году он умер от туберкулеза, но завещал родственникам довести экспедицию до конца.

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913)

И. Крамской "Портрет Ю.С. Нечаева-Мальцова"

В 46 лет Нечаев-Мальцов неожиданно стал владельцем империи стекольных заводов, получив ее по завещанию. Его дядя, дипломат Иван Мальцов, был в Тегеране единственным, кто уцелел во время событий в русском посольстве в Тегеране, когда погиб поэт-дипломат Александр Сергеевич Грибоедов. Мальцов оставил дипломатию и продолжил семейный бизнес: стекольное производство в местечке Гусь. Он привез из Европы секрет цветного стекла и начал выпускать прибыльное оконное стекло. Всю эту хрустально-стекольную империю, вместе с двумя особняками в столице, расписанными Васнецовым и Айвазовским, и получил немолодой чиновник-холостяк Нечаев, а вместе с ними - и двойную фамилию.

Профессор Иван Цветаев (отец Марины Цветаевой), занимавшийся организацией в Москве Музея изящных искусств, познакомился с ним и убедил дать 3 миллиона для достройки Музея.

Ю.С. Нечаев-Мальцов не только не желал известности, но все 10 лет, пока создавался Музей, сохранял анонимность. 300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости, а когда выяснилось, что 10-метровые колонны для портика сделать в России невозможно, зафрахтовал в Норвегии пароход. Из Италии он выписал искусных каменотесов.

На его деньги были основаны Техническое училище во Владимире, богадельня на Шаболовке и церковь в память убиенных на Куликовом поле.

Вход в Георгиевский собор, подаренный Ю. С. Нечаевым-Мальцовым городу Гусь-Хрустальный



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх