Прага астрономические часы на площади. Часы в Праге на Староместской площади: описание

Здравствуйте, друзья! Часы Орлой в Праге заслуживают того, чтобы о них рассказать детально. Знаменитые куранты Чехии обошли по продолжительности своего существования все подобные часовые механизмы мира. Созданные в начале XV века, они до сих пор функционируют и показывают центрально-европейское время, а также старочешское и вавилонское.

Но зрители торопятся к Пражскому Орлою вовсе не за тем, чтобы сориентироваться по времени. Астрономические часы уникальны. Они одновременно являются произведением искусств, научно-историческим объектом и развлечением для посетителей , где они и находятся.

Логичнее будет, прежде чем пуститься в подробные описания, предоставить возможность взглянуть непосредственно на куранты, их действие, и на те многочисленные , среди которых они находятся. Коротенькое видео позволит быстро окунуться в гущу событий:

А теперь можно остановиться и на некоторых деталях — кто причастен к астрономическим часам, какие символы их окружают, и чем они знамениты:

  1. Как появился Пражский Орлой
  2. Астрономический диск и определение времени
  3. Символические образы курантов

Кто и когда создал Pražský orloj

Первые куранты на появились еще в конце XIV века, когда Вацлав IV распорядился установить на готической башне ударный механизм, издающий сигналы по прошествии часа.

Прошло еще немного времени, и в 1410 году ратушную башню оборудовали удивительными астрономическими часами.

Создал Орлой мастер часовых дел Микулаш из Кадани, руководствуясь расчетами и чертежами математика и астронома Яна Шинделя.

Мастером Ганушем называли пражского часовщика Яна Руже, который имел непосредственное отношение к курантам ратуши, однако несколько позднее. Мастер Гануш еще и не родился к тому времени, когда Орлой уже не только исправно отбивал временные интервалы, но и завоевал европейскую известность.

Новые факты относительно автора Пражского Орлоя открылись недавно – после 1980 года. Вот так история может водить нас за нос… Пражане веками считали, что Гануш создал куранты, и передавали из уст в уста предания о том, как жестокие городские советники приказали ослепить мастера, чтобы он не смог повторить свое изобретение. К счастью, данная изощренная средневековая жестокость оказалась только легендой.

Зато отыскался документ, который зафиксировал щедрое вознаграждение изобретателю Пражских курантов Микулашу из Кадани. Мастеру предоставили дом у Гавельских ворот и 3000 пражских грошей, что по тем временам было необычайно крупной суммой. Более того, было назначено ежегодное жалование размером 600 грошей и предоставлены гарантии на собственность – по сути, защищены авторские права.

Астрономический диск и как определить обычное время

Долгое время Орлой состоял только из одного диска – астрономического. Собственно и создавали механизм для нужд астрологии, а не для того чтобы сообщать жителям время. Астрономический диск — это специальная движущаяся карта неба, с помощью которой можно определить положение Солнца, Луны, а также их расположение относительно зодиакальных созвездий.

Представляете, вся эта махина движется, демонстрирует массу сведений, а мы — современные жители, — смотрим на этот диск и даже не знаем, как понять, который час))) Но сейчас разберемся.

Точно по центру изображена Земля. Верхняя часть диска соответствует дневному времени – она голубоватого цвета. А темный круг в нижней части – это ночь. Между днем и ночью обозначены сумерки оранжевым цветом. На всю эту картину наложено кольцо, на котором изображены знаки зодиака, но кольцо к определению времени отношения не имеет.

Настоящее время указывает стрелка с символом Солнца и золотой Рукой. Загвоздка только в том, что указывает эта рука одновременно на три числовые шкалы. И где же нужная нам? По краю диска расположены числа в виде неких «загогулин» — это старочешское время. Интересно, что в этой системе координат сутки заканчивались с наступлением сумерек.

Следующие цифровые символы в римском обозначении, размещенные также по кругу, – это и есть европейское время. Теперь вы без труда можете определить, во сколько я запечатлела астрономический диск на фото.

Там еще есть и арабские цифры – они идут ниже римских и изображены слабее. Арабские цифры позволяют определить вавилонское время. К нему же относится и та сетка из золотистых кривых линий, расходящихся от центра диска. К счастью, оно нам ни к чему, и нет потребности углубляться в эти средневековые показатели.

Что еще хочется добавить по части установки астрономических часов, так это упомянуть о заслуге архитектора Петра Парлержа, который создал каменную пристройку к ратуше, где поместили куранты. Каменная отделка вокруг астрономического диска – так же его работа.

Повторюсь, определение времени является чуть ли не побочной функцией Орлоя. Главное – отслеживать движение небесных тел. И на астрономическом диске символы Солнца и Луны перемещаются не только по кругу, но и вдоль по стрелке. Диск с зодиаком также движется… Из всего этого знатоки считывали информацию. А вот минуты в средневековье определять не пытались. Жителей того времени такие мелочи не интересовали.

В 1490 году Орлой дополнили еще одним диском. На диске помещался календарь, включающий все 365 дней в виде делений по ободу диска. Появление календаря как раз и соотносят с деятельностью мастера Гануша.

Каждый вечер календарный диск вручную поворачивали на одно деление, и такая практика была до 1566 года. С тех пор движение календарной доски механизировано.

Привлекательный календарный диск, который наблюдаем сейчас мы, появился гораздо позднее. В середине XIX века часы нуждались в капитальном ремонте. Был объявлен на это благовидное дело сбор денег среди населения Чехии. Было собрано 4 265 золотых. А лучший пражский художник того времени Йозеф Манес за скромное вознаграждение взялся за оформление календарного диска. И хотя мы видим сегодня только воссозданную копию, она близка к оригиналу:

Манес изобразил в центре диска герб Праги, а вокруг него оригинальные знаки зодиака. 12 золотистых дисков с изображениями, которые расположены по кругу, составляют серию картин «Двенадцать месяцев». Каждая картина представляет особенности средневековой сельской жизни в период определенного месяца. Обозначение дней, как и в более ранних версиях, расположено на внешнем кольце диска. Где же увидеть, какой сегодня день? Смотрите на метку с золотой чертой в верхней точке календаря. Там указано и число, и день недели.

Символические образы курантов

Большой интерес вызывают фигуры, установленные по обе стороны от астрономического и календарного диска. Скульптуры возле верхнего диска, как вы заметили во время просмотра видео, приводятся в движение во время боя курантов. Считается, что данные образы олицетворяют 4 порока, хотя это мнение вызывает вопросы.

Справа расположены Скелет и Турок. Скелет символизирует смерть, напоминает о ее неизбежности. Можно ли отнести эту аллегорию к порокам? Данный образ появился на курантах первым, еще в XVI веке.

Размещение фигуры в тюрбане рядом со Скелетом еще более загадочно. Чехия в средние века частенько использовала образ Турка в негативном контексте. Так, к примеру, появился сюжет «ворон, выклевывающий глаз турку» на гербе рода Шварценберг. Возможно, и в данном случае образ Турка обозначает порочные особенности.

Слева от астрономического диска находятся более понятные образы. Здесь установлены аллегории скупости и тщеславия:

Тщеславие всматривается в зеркало, Скупость потряхивает мешочком с деньгами. Однако в трактовке и этих образов существуют разногласия. Предполагают, что крайним слева установлен Маг, изучающий невидимые миры, что ассоциируется с познанием, а не пороком.

Ниже, у календарного диска располагаются слева Философ и Архангел Михаил, а справа – Астроном и Летописец.

Эти образы Pražský orloj всегда на виду. Но если вы посмотрели видео, то обратили внимание на шествие апостолов, которое происходит во время мини-представления курантов. Окошки над астрономическим диском с обеих сторон от скульптуры Ангела открываются и перед нами проходят 12 учеников Христа. А завершается все действо возгласом золотого Петуха.

Появление фигурок апостолов связывают с реконструкцией курантов в 1659 году. Фигуры сделаны из древесины, поэтому их несколько раз приходилось восстанавливать. Нынешнюю компанию апостолов создал скульптор Войтех Сухарда.

Последним из образов был установлен на свое место Петух. Пражане впервые услышали его 31 декабря 1882 года.

В завершение хочу сказать, что Пражский Орлой – это объект-загадка. Впрочем, это не удивляет. Астрономические часы и создавались с целью отображать информацию, понятную далеко не каждому. И столь длительный век у них, что без загадок и легенд не обошлось. Предполагаю, друзья, что многие из вас слышали нечто интересное о Пражских курантах. Если так, расскажите и нам.

Ваш euro-проводник Татьяна

В Праге украшает старинная башня Староместкой ратуши, которая неизменно привлекает внимание путешественников. Ведь на южной стене башни ратуши расположены самые знаменитые часы в Праге и старые действующие астрономические часы в мире. Это потрясающее механическое чудо называют Пражскими курантами, или Орлоем. Астрономические часы являются одной из .

Первое упоминание о часах на башне ратуши датируется 1402 годом. Но это был ещё не те Пражские куранты, которые мы знаем сегодня. Предшественник знаменитых Астрономических часов Праги сумел проработать совсем недолго. За часами так плохо ухаживали, что уже в 1410 году их пришлось заменить. Тогда на стене появилась старейшая часть Пражских курантов: астрономический циферблат с механическими часами. Изготовил их мастер Микулаш из Кадани.

Долгое время было принято считать автором Пражских курантов часового мастера Яна Руже. Даже появилась легенда, что Гануша, как ещё известен Ян Руже, ослепили, чтобы он не смог в последующих работах превзойти сам себя. В действительности, Гануш сделал существенный ремонт часового механизма, установил внизу календарный циферблат и создал движущуюся фигуру Смерти. Это случилось в 1490 году.

В XVII веке Астрономические часы в Праге пережили еще одну значимую перестройку. Отбивающий механизм спустили непосредственно к курантам, были добавлены новые деревянные фигуры и разработан механизм, показывающий фазы Луны.

За время существования Пражских курантов достойно обслуживать механизм часов удавалось не всегда. В результате Орлой часто останавливался, а в XVIII веке часы не работали десятилетиями. Во время перестройки ратуши в 1787 году их даже хотели выбросить, но энтузиасты воспротивились этому и добились ремонта.

Самое серьёзное повреждение часов произошло в 1945 году. В башню ратуши попал немецкий снаряд, вызвавший пожар. Календарный циферблат и деревянные фигуры были уничтожены, астрономический циферблат свалился вниз. Конечно, жители Праги не пожелали оставаться без Орлоя и уже в 1948 году часы полностью восстановили. Сейчас в их устройстве есть почти три четверти старинных деталей.

Верхний, астрономический циферблат Пражских курантов, с удивительной точностью показывает четыре типа времени: древнее вавилонское, старочешское, современное центральноевропейское, а также звёздное, используемое лишь в астрономии. По этому циферблату можно наблюдать движение солнца и луны среди созвездий зодиакального круга, следить за фазами луны, временем заката и рассвета. По бокам от циферблата располагаются занятные фигуры. Слева вы увидите аллегории людских пороков: Тщеславие и Гордость. Справа стоит Смерть, подсказывающая людям к чему приводит течение жизненного времени, и Турок, образ которого считают воплощением греховных земных удовольствий и напоминанием о турецкой угрозе.

Нижний, календарный циферблат показывает дни недели, точную дату, праздники. Календарный циферблат, который сам по себе является живописным шедевром, украшают слева фигуры философа и архангела Михаила, а справа – астронома и летописца.

Астрономические часы в Праге славятся не только своей удивительной историей и уникальным обликом, но и необыкновенным представлением, которое разворачивается здесь каждый час в период с 8 утра до 8 вечера.

В верхней части курантов, рядом с каменной фигурой ангела Вы можете заметить два окошка. В начале каждого часа они открываются, из них появляются фигуры апостолов и начинается их удивительная процессия. Каждый из апостолов держит в руках определённый атрибут, символ. Например, это ключ от Рая у святого Петра, и копьё у апостола Фомы.

Когда происходит шествие апостолов, двигаются и фигуры рядом с астрономическим циферблатом: Тщеславный человек смотрится в зеркало, Скряга трясет мешочком с деньгами… Больше всего внимания привлекает Смерть, переворачивающая песочные часы, звонящая в колокольчик и кивающая головой, напоминая о быстротечности жизни. Расположенная сверху фигура петуха сигнализирует об окончании представления: когда Петух прокукарекает, фигуры замирают до следующего часа, когда мини-спектакль повторится вновь.

Староместская площадь (Staromestske namesti), несомненно, является одной из главных, самых прекрасных и сказочных площадей Праги. Расположена Староместская площадь в историческом центре Праги, на стороне Старе-Место. По месторасположению Староместскую площадь также называют Старогородской площадью.

Староместская площадь, пожалуй, самая крупная площадь старой Праги. Место это довольно пикантное, а всё благодаря тому, что на площади сосредоточено большое количество достопримечательностей, которые как магнит тянут к себе туристов со всего мира.

Помимо массы главных городских достопримечательностей, сама площадь окружена городскими домами с фасадами одни краше других, переплетающих в себе несколько архитектурных стилей: готического, ренессанса, барокко, рококо. Всё это вместе образует сказочный вид и праздничную атмосферу всей площади.

История Староместской площади или Старомака, её ещё так называли, началась в 10 веке. Тогда это была центральная рыночная площадь, окруженная тавернами и постоялыми домами. Постепенно вокруг площади стал разрастаться город. За время своего существования площадь одарена богатой историей, ещё в давние времена на площади проходили коронационные процессии, шедшие в , а также столкновения сословий и казни. После отмены публичных смертных казней на площади стали проходить различные ярмарки, праздники и народные гулянья.

Вот и по сей день на площади царит атмосфера праздника и всеобщего веселья. По периметру установлены палатки, из которых идет оживленная торговля сувенирами и . От шатров с уличной едой исходит просто изумительный запах сладких трделиков и подкопченного свиного колена. Пройти мимо и не попробовать лакомство просто невозможно.

В центре площади устанавливают сцену и проводят концерты

По площади и старому городу можно устроить прогулку на лошадях. А уличные артисты развлекают честной народ. Всё это вместе выглядит очень интересно и захватывающе.

Основной достопримечательностью площади является возвышающейся и видная с многих точек старого города Городская ратуша, её также называют Староместской ратушей/Staromestska radnice .

Староместская ратуша была построена на площади в 1338 году как резиденция городского самоуправления и сначала носила название Городской ратуши, это было первое в те времена грандиозное сооружение на площади. После, в 1410 году на ратуше были установлены астрономические часы, те самые знаменитые пражские Орлой. За время своего долгого существования ратуша многократно реставрировалась и расширялась. В настоящее время можно все также наслаждаться старейшей частью комплекса ратуши, это готическая башня с эркерной часовней и уникальными астрономическими часами.

Именно на этой ратуше, часовой башне, расположены одни из самых знаменитых часов в мире – астрономические часы Орлой /Prazsky Orloj. Пожалуй, Староместская ратуша вместе с часами Орлой не только основная достопримечательность площади, но и всей Праги, если ни Чехии.

Пражские куранты Орлой представляют собой очень сложный механизм, над созданием которого в своё время трудился лучший мастер часовщик - Микулаш из Копенгагена. При создании часов Микулаш консультировался у лучшего математика и астронома своего времени Яна Шинделя. Самое интересное, что основная легенда овивающая эти часы связана вовсе не с их родоначальником, а с совершенно иным мастером - Гануша, который дорабатывал куранты впоследствии. После своей работы Гануша был ослеплен городскими властями, чтобы больше никогда не смог создать такие же часы для другого города.

Механизм часов Орлой считается очень сложным и по сей день, поскольку на часах можно видеть не только время суток и текущую дату, но и время захода и восхода Луны и Солнца, а также расположения всех 12-ти знаков зодиака и положение Земли относительно Солнца. Вот такие вот выдающиеся и прекрасные внешне часы смастерили мастера 14-го века.

Для развлечения рядовых граждан на часах были придуманы и установлены действующие лица, которые под звук боя часов двигались, исполняя каждый свою роль. Так часы превратились ещё и в средневековый театр. И по сей день, каждый час (с 9.00 до 23.00), под бой курантов, фигурки на часах оживают. В двух окошках над циферблатом часов можно видеть 12 апостолов, движущихся попеременно.

Помимо апостолов на часах есть ещё девять фигурок исполняющих каждый свою роль: Скелет (чешский Смертюшка) переворачивает часы и звенит приглашая следовать за ним, Спесивец разглядывающий себя в зеркало, у Скряги в руках мешок денег, Турок (символ наслаждения и порока) отрицательно качает скелету головой, ведь ему так не хочется уходить по знаку Смерти. Завершает все это представление трубач, выходящий на площадку под сводами ратуши и торжественно отмечая наступление нового часа.

Благодаря этому концерту, каждый час на Староместской площади под часами Орлой собирается сотни туристов, каждый так и наварит сфотографировать или снять на камеру столь захватывающее представление. Все это конечно надо видеть собственными глазами. Видео всей прелести концерта фигурок не передает, зато общая атмосфера восторга и «праздника» отлично видна:

На самом верху Староместской ратуши расположена смотровая площадка, на площадку можно подняться и полюбоваться прекрасной панорамой старого города Праги. Взрослый билет 130 крон, детский, студенческий и пенсионный - 80 Kc.

Главной доминантой Староместской площади, после Староместской ратуши естественно, является двухбашенный Тынский Храм/Tynsky chram . Истинное название Тынского Храма звучит как Храм Девы Марии перед Тыном/Chram Matky Bozi pred Tynem. Тын, это внутренний двор или Тынский двор, расположенный сразу за Староместской площадью. Отсюда и название Храма Девы Марии, который таки и стал называться Храмом перед Тыном или Тынским Храмом.

Два сооружения Староместской площади - Городская ратуша и Тынский храм, когда-то подчеркнули важность площади, которая, из просто рыночной превратилась в исторически значимую, а в 60-х годах 20-го века стала полностью пешеходной.

Строительство Тынского Храма началось в 1365 году. Две несимметричные башни храма, ставшие таковыми после сильного пожара достигают в высоту 80 метров и являются одним из главных символов Праги. Именно две эти башни, также часто, как и часы Орлой, можно видеть на многих открытках и магнитиках продающихся в Чехии в качестве сувениров.

Вход в Храм был закрыт и фото запрещено

В центре Староместскую площадь украшает бросающийся в глаза, огромных размеров бронзовый памятник в стиле модерн, посвященный национальному герою Чехии Яну Гусу/Pomnik mistra Jana Husa .

Статуя Яна Гуса изображена стоящей в центре скульптурной группы. По обеим сторонам от Яна находятся скульптуры символизирующие гуситов и эмигрантов. Статуя Яна Гуса повернута лицом к Тынскому храму.

Справа от памятника можно видеть красивое здание стиля рококо, пастельно розовых тонов. Это одно из самых запоминающихся строений на площади - Дворец Кинских/Palac Kinskych . Дворец был построен в 1765 году для графа Яна Армоста Гёльца. В настоящее время Дворец Кинских действует как Художественная галерея. В дни некоторых праздников вход в галерею бесплатный.

На противоположной стороне от памятника и дворца белеет знаменитый и посещаемый туристами Собор Святого Николая . Это один из самых известных пражских храмов в стиле барокко принадлежащих к ценнейшим строениям этого стиля к северу от Альп. Купол храма с диаметром в 20 метров и внутренней высотой в 49 метров является самым высоким в Праге.

Церковь Святого Николая (в переводе с чешского Храм Святого Микулаша/Chram sv. Mikulase), величественное строение, которое не проходит стороной ни один турист. Кстати, единственный храм, и вообще место в Праге, в которое при нашем посещении Чехии был бесплатный вход, во все остальные места вход платный.

В храме демонстрируется роскошный декор в стиле высокого барокко. А украшает храм одна из самых крупных в Европе скульптур Святого Николая.

В церкви Святого Николая находится уникальный орган 18-го столетия, украшенный фигурами ангелов. С участием данного органа в храме проходят концерты.

А высоченный и прекрасный свод храма Святого Микулаши украшает уникальная в своем роде хрустальная люстра в виде императорской короны. Люстра была принесена в дар Собору императором Александром II.

Напротив центрального входа в собор Святого Николая раскинулась зеленая зона с лавочками для отдыха, вокруг которой сконцентрировано несколько кафе с открытыми террасами.

P.S. Староместская площадь, прекрасна сама по себе, а её достопримечательности, так удобно расположенные в одном месте, также являющиеся основными в городе и просто завораживают. Мы приходили на площадь практически каждый день, а как же иначе, ведь все пути ведут через неё, и постоянно любовались ею, как в первый раз, открывая для себя что-то новое. Посетить эту знаменитую на весь мир площадь рекомендуем каждому.

Как мы путешествуем дешево!

Отели со скидками ищем на Roomguru. Он ищет на множестве сайтов бронирования, в том числе и на Букинге, что дает возможность сравнивать цены и выбирать самый оптимальный вариант

Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает самые дешевые авиабилеты

Туристические страховки ищем на Cherehapa, где можно сравнить цены многих страховых компаний

Такси/трансфер заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в "чужих" странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте

Дешевые билеты на поезда по Европе ищем на RailEurope

Дешевые билеты на автобусы по Европе ищем на FlixBus

Горящие туры ищем на Level.travel

Мастер Гануш объяснял для чего все это, рассказывал о движении Луны, Земли и Солнца, учил определять время и дату. Люди долго еще сбегались к часам посмотреть на невиданное до того времени зрелище. Особенно удивлялись часовщики. Мастер Гануш сдержал свое слово и создал такие часы, которых не было ни в одном городе!

Однако часовщик не возгордился, продолжал сидеть в своей маленькой комнатке и чертить новые чертежи, а его помощник взахлеб рассказывал люду о том, что его господин готовит новое произведение, которое будет еще лучше и удивительней Староместских курантов. Об этом узнали советники Старого Места, и их это известие обеспокоило, они подумали, что мастер Гануш готовит новые часы для другого города, им не хотелось, чтобы слава Пражских курантов померкла, и они стали думать, как помешать этому случиться. Одни предлагали взять с мастера письменное обещание не изготавливать больше подобных часов, другие предлагали взять устное обещание с мастера, но все это казалось советникам недостаточно надежным, пока один из них не произнес: «Почему мы должны требовать обещания, на которые все равно нельзя надеяться? Хотим иметь лучшие куранты на свете? Тогда не надо ни с чем считаться, а воспользоваться единственной возможностью помешать мастеру Ганушу в его дальнейшей работе. Ничего плохого мы ему не сделаем, город будет о нем заботиться, хоть он и не будет больше работать». Все испугались такого предложения, но тот советник всех убедил.

И вот однажды ночью, мастер Гануш сидел в своей комнатке, чертил чертежи и был спокоен, не чувствуя приближения опасности. В дверь постучали, мастер испугался резких ударов, и старческими шагами направился к двери, чтобы закрыть ее на засов, но не успел. В комнату ворвались два человека с закрытыми лицами и сбили мастера с ног, он ударился головой о стол и потерял сознание.

Пришедший утром помощник нашел своего мастера лежащим в горячке на кровати, глаза у старика были завязаны, он метался на постели и просил зажечь свет. Испуганный помощник поспешил опросить соседей, не знал ли кто-нибудь, что произошло ночью. А старик все просил зажечь свет. Осторожно сняли повязку и пришли в ужас: поняли, что ночные посетители лишили мастера зрения раскаленным железом.

Известие о случившемся облетело всю Прагу, народ требовал наказать злодеев, но их не могли найти. Старый мастер долго находился между жизнью и смертью, его чертежи покрылись пылью. Помощник ждал, когда мастер с ним заговорит, а старик все размышлял, кто и за что мог его так наказать. Думал, что живые не могли такое сделать и предположил, что это темные силы. Мастеру снились кошмары, по ночам он кричал и мучился. Помощник пожалел старика, и рассказал ему о том, о чем шепчутся в городе, о том, что преступника никто искать не будет, и что он где-то рядом. Мастер Гануш все понял, несколько дней сидел печальный, иногда вставал в порыве гнева брал пилу или готовальню, потом клал на место.

И в один из дней, приободренный мастер, попросил своего помощника проводить его к курантам. Подмастерье обрадовался, подумал, что к мастеру возвращается желание жить и работать. Они шли по площади, люди с уважением останавливались и приветствовали мастера Гануша. Из ратуши в тот момент вышло несколько советников, но они быстро отвернулись, сделали вид, что не заметили старика.

Часовщик попросил помощника отвести его к четвертой, самой сложной части курантов. Ему было очень тяжело подниматься по узкой лестнице, он с трудом стоял на ногах и пытался отдышаться. Когда отдохнул, застыл в молчании, внимательно слушал тихий голос механизма, помощнику даже показалось, что мастер еле заметно улыбнулся и порозовел. Потом внезапно нахмурился, и позже помощник вспоминал, что как раз в ту минуту в курантах прозвучал колокол, когда за него потянула смерть.

Немногие знают, что Астрономические Пражские часы , расположенные в одной из башен ратуши называют так же Пражскими курантами или же Пражским Орлоем . Дело в том, что оригинальное название этой легендарной достопримечательности Pražský orloj, что в переводе и означает упомянутые выше синонимы. Именно здесь можно всегда увидеть многочисленных туристов, ожидающих действо, которое называют настоящим прорывом всех времен - шоу, когда оживают фигурки, находящиеся внутри часов.

Глядя на Астрономические часы, можно определить три часовых измерения и узнать интересующее среднеевропейское, старочешское или звездное время. Помимо этих данных, с помощью часов можно увидеть зодиакальное расположение Луны и Солнца. Все необходимые данные узнаются из верхнего - астрономического и нижнего - календарного циферблатов.

Поднимаемся вверх

Верхний циферблат представляет собой один из старейших астрономических инструментов - астролябию который определяет широту и долготу. Автором астролябии Астрономических часов был Ян Шиндел,который являлся в свое время профессором математики и астрономии, а так же ректором в знаменитом университете имени Карла IV. Изготовил астролябию Микулаш из Кадани в 1410 году, а 80 лет спустя, в 1490 году был добавлен нижний циферблат с готическими скульптурами, изготовленный часовщиком Яном из Руже. Лишь в XVIII веке были добавлены движущиеся фигурки и остальные элементы декора, которые ежедневно приковывают к себе взгляды туристов и по сей день.

Сложные механизмы требовали тщательного контроля, а потому к часам был прикован смотритель, который в случае поломок всегда мог устранить причину, чтобы стрелки часов могли продолжать движение. Однако не всегда находился опытный и грамотный часовщик-смотритель, а потому были периоды, когда Пражские куранты оставались без присмотра или же останавливали свой ход. В период с 1791 по 1866 годы астролябия была сломана, тогда как часовой механизм продолжал свой ход.

После событий 8 мая 1945 года, когда как Орлой, так и вся Староместская ратуша сгорела от попадания зажигательного снаряда, началось полное восстановление утраченных ценностей. За три года, завершились восстановительные работы, в ходе которых удалось воссоздать как сам механизм, так и астролябию из первоначальных материалов. Малая часть деталей была заменена, так же модернизировался часовой механизм. Большая часть изменений пришлась на художественное оформление и декор Пражских курантов.

Амулеты на верхней части Астрономических часов

В Средние века считалось, что каждое здание поддается негативному воздействию, а потому было принято декорировать здания различными элементами, отображающими зло. Так, два мифических Василиска, которые одним лишь взглядом способны превратить в камень все живое на земле охраняют здание, расположившись на конусообразной крыше.


Под куполом крыши можно увидеть следующего защитника здания - петуха. Именно эта птица, встречающая рассвет символизирует смелость и бдительность. По поверьям, когда петух начинает петь, прочь убегает вся нечисть, именно поэтому практически на всех средневековых значимых постройках можно увидеть фигуру петуха, которая обязательно будет установлена наверху.


Чуть ниже петуха расположилась статуя ангела, которая одной из первых появилась на часах. По обе стороны от статуи расположены два окошка, в которых можно увидеть 12 апостолов.

Этот загадочный верхний циферблат

Верхний циферблат - это часовой механизм и астролябия. Здесь можно увидеть область движения солнца. В отличие от стандартных часов, здесь отсутствует минутная стрелка.

Как работает циферблат

Если взглянуть на циферблат, вы увидите несколько окружностей. Так, самая крупная по диаметру,где можно увидеть крупные арабские числа, показывает старочешское время.


Чуть ниже вы увидите римские цифры, по ним можно узнать среднеевропейское время.


Чтобы определить время, нужно найти достаточно крупную золотую стрелку с рукой в виде наконечника, и взглянуть на римские цифры.


До середины XX века, жители Праги жили по старочешскому времени, началом суток начиналось с заходом Солнца, а потому вариаций было множество.Вот почему внешний круг вращается в двух направлениях, относительно циферблата. Полдень в те времена ознаменовывался выстрелом из пушки.

Римские цифры появились относительно недавно, благодаря которым мы может узнать реальное время суток.

Так же на самой малой окружности циферблата можно увидеть 12 арабских цифр. Именно эти цифры, изображенные на светло-синем фоне, обозначают светлое время планетарных суток.


Если приглядеться, то можно увидеть, что двенадцать цифр разделены на несколько секторов, некоторые из которых подписаны. Там где расположена цифры "1" можно увидеть надпись ORTUS, что означает восход, а где цифра "12" - OCCASUS, что обозначает закат.


На темно-синем фоне изображено ночное время планетарных суток. Между кругами вы наверняка заметили светло-коричневый сектор. Он символизирует зарю - AURORA и сумерки - CREPUSCULUM.

Синий круг, который находится в самом центре часов обозначает нашу планету, вокруг которой движется Зодиакальное кольцо. Именно оно показывает в каком созвездии находится Солнце. Кольцо зодиака разделено 72-мя лучами, которые разделяют месяцы на дни, каждый промежуток между ними обозначает 5 дней.


Определить созвездие поможет стрелка с позолоченным Солнцем, а стрелка с темным шариком покажет фазы Луны от того или иного расположения Солнца. В темное время суток данную стрелку можно легко узнать по свечению, в новолуние можно увидеть ее светлую сторону.

Декорирование и отделка циферблата

Если возвести вообразимую окружность вокруг Астрономического циферблата, то можно увидеть огромное количество скульптур, где изображены живые существа, часть из которых реальны, а часть вымышленные.

В самой верхней точке окружности расположилась скульптура льва. Если вы интересовались мифологией, смотрели фильмы или читали книги, то должны понимать и знать, что лев находится в верхней цепи питания, считается королем и защитником остальных живых особей. Помимо этого, львы всегда уважаемы, а так же считаются символом смерти в равноправном бою.


Рядом с королем зверей расположена скульптура верной и бдительной собаки, которую приручили люди в первую очередь. По легендам, именно собаки охраняли клады от разбойников и воров. Изображение собаки на надгробии рыцаря означало естественную смерть усопшего.

Далее вы увидите змею с фригийским колпаком. Очевидно, что данная скульптура имеет двоякое значение, ведь колпак означал свободу от рабства в античном Риме, а змея - самое грешное и оскверненное дьявольское существо. Таким образом, данная композиция означает очищение и совершенство, то есть перевоплощение из более низкого статуса змеи в более высокий и разумный статус человека.

Затем, ваш взгляд упадет на кошку, которая так же являлась охранником кладов, однако не такой надежной как собака. Кошка символизирует независимость, фальшь, ехидство, так же считалась спутником магов и чародеев.





В верхней части циферблата вы увидите маскаронов. Это изображения лиц с озлобленными выражениями. Считалось, что расположенные на высоте маскароны отпугивают внешние стихии, которым впоследствии приходилось искать другое место для проявления своей силы.

В водостоках конструкции расположены скульптуры гаргуль, которые как не странно охраняют кладку от излишней влаги.

Затем, ваш взгляд упадет на знакомую всем жабу, которая означает грех, а так же символизирует еретиков. Пребывая во лжи, то есть в болоте, жабы постоянно лгут, издавая квакающие звуки.

После скульптуры жабы вы заметите еще одно знакомое ночное животное - ежа. Он символизирует защиту домашнего очага, однако не является добрым, так как характер состоит из трех составляющих: жадности, агрессивности и гнева.

Под астролябией в нижней части циферблата можно найти изображение дьявола, которое представлено в виде настороженного зверя с выпученными глазами.

На востоке и западе циферблата вы увидите две различные скульптуры, которые предостерегают от темных сил. Это лицо без формы и леший соответственно.

Крупные статуи по сторонам циферблата

1. Скупой Человек с мешочком и деньгами - это Скряга. Имеются сведения, что ранее на месте скряги располагался еврей, наживавшийся на процентах, но по причине политкоректности, статую пришлось видоизменить.


2. Изображение мага с зеркалом символизирует благородное духовное занятие - смотреть за границы мира. По другой интерпретации, скульптура означает тщеславие, рассматривающее свое изображение в зеркале.

3. Изображение скелета - символизирует Смерть. Песочные часы и тянущаяся к нему кисть означает звонок, который напоминает о смерти.


4. Рядом со скелетом находится скульптура Турка. По одной версии - это символ наслаждений и греха, по второй - напоминание о турецкой угрозе для существовавшей когда-то Австрийской империи.

Нижний циферблат - циферблат Манеса

К сожалению, первоначальный вариант нижнего циферблата, который является календарем, не сохранился. Сегодня туристы наблюдают за циферблатом, который был спроектирован по копии от 1659 года архивариусом Яромиром Эрбеном. В 1866 году был закончены художественные работы . Согласившись выполнять свою работу, он не взял большого гонорара, однако, внес существенные изменения в Орлой. Легенды гласили, что тот, кто отклонится от первоначальной задумки оформления Орлоя, вскоре умрет. Стечение обстоятельств или пророчество существенно изменили жизнь Йозефа Манеса: последующие годы он испытывал сильные боли, на фоне которых развилась депрессия и душевная болезнь. После завершения работы художник-реставратор прожил 5 лет.


Циферблат Манеса состоит из двух дисков. Внутренний позолоченный диск представляет собой созвездия, а медный внешний диск - обозначение дней в году. Из-за ценности календарного циферблата, оригинал было решено перенести в главную Галерею Праги, а на его место установили копию, автором которой являлся Е. К. Лишка. Таким образом, было решено уберечь циферблат Манеса от природных условий и сохранить его в оригинальном виде.

Внутренний диск циферблата

Внутренний диск циферблата изображает герб столицы Чехии, так же знаки зодиака и календарный цикл картин тематики сельской жизни в Средние века. Сами же картины символизирует 12 месяцев.

  • Январь - изображено празднование рождения ребенка.
  • Февраль - изображен крестьянин, греющий ноги у костра и жена, несущая дрова.
  • Март - изображена пахота.
  • Апрель - изображено подвязывание деревьев.
  • Май - изображен парень, который украшает шапку и девушка, собирающая цветы
  • Июнь - изображены покосы
  • Июль - изображена жатва
  • Август - изображена вымолотка зерна
  • Сентябрь - изображен посев
  • Октябрь - изображен сбор винограда
  • Ноябрь - изображены сруб деревьев и подготовка дров
  • Декабрь - изображен забой поросенка

Внешний диск циферблата Манеса

Медный диск разделен на 365 отрезков, в каждом из которых вписан стихотворный слоговой календарь - цисиоян. В нем же указаны даты упоминания святых. Если день праздничный, то в начале цисиояна указывается имя святого, чтимого в этот день. Если же день обычный, тогда цисиоян принимает осмысленное содержание на разные темы.

Декорации календарного циферблата Манеса

Основной идеей внешнего оформления циферблата является изображение растительных мотивов и символов жизни, таким образом циферблат обрамляет виноградная лоза. Считалось, что вино являясь напитком Богов освобождал от земных рутин, приносил радость, молодость и жизнь вечную.


По правую сторону от циферблата находятся скульптуры обезьяны и птицы-феникса, ведущие беседу. Феникс был почитаем всеми древними цивилизациями, символизировал вечность, цикл жизни и воскресение. Обезьяна же считалась прирученным ловким и понятливым животным до тех пор, пока в Средневековье не стала символизировать греховность, жадность и воплощение дьявола. Дополняет композицию лесной гном и птицы.

Всю конструкцию как бы поддерживают две скульптуры каменщиков из Средневековья. По одеянию можно определить их общественное положение. По одной из версий, данные скульптуры изображают мастера и подмастерье, труды которых взаимосвязаны.

В левом нижнем углу можно увидеть скульптуру совы, которая в древние времена символизировала ночь и мудрость, чуть позже сову стали ассоциировать с тьмой и неверием.

  • Летописец
  • Астроном
  • Архангел Михаил
  • Философ

Представление в стиле Средневековья

Каждый час с 8 утра и до 8 вечера на Староместской площади происходит действо в духе средневековья, когда в верхних окошках один за другим появляются апостолы а завершающим участником является Иисус. В это же время чуть ниже, в боковых сторонах, фигуры также приходят в движение. Движущиеся объекты символизируют человеческие пороки. Таким образом, скелет, который символизирует смерть переворачивает часы и кивает Турку, а Турок отрицательно мотает головой. В другой же стороне, Скряга встряхивает кошелек, а архангел с мечом, карает его, являясь воплощением наказания для грешников. Окончание представления знаменуется криком петуха.

Как добраться до Пражских курантов

Адрес: Staroměstské náměstí 1/3, 110 00 Praha 1-Staré Město
Телефон: 236 002 629

Проложить маршрут



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх