Конспект урока и презентация по музыкальной литературе "программно-изобразительная музыка". Презентации по музыке Презентации по муз литературе для дши

Аннотация к материалу

Музыкальные презентации становятся настоящим украшением уроков музыки. Они превращают обычное занятие во что-то сказочное, манящее, волшебное. На таком уроке может раскрыть свой талант даже тот, кто не очень силен в математике, кому не удается запомнить все правила правописания или запомнить даты по истории. Презентации по музыке активируют деятельность детей, создают предпосылки для развития у них творчества, заставляют быть активными. Такое занятие никогда не будет формальным, потому что на нем интересно, при таком подходе ребенок чувствует себя успешным, он с нетерпением ждет встречи с новыми произведениями, с их авторами, со своим учителем, который все это преподносит.

Хороший урок в школе подготовить непросто, а урок музыки с презентацией готовить еще сложнее. Однако не будем запугивать тех, кто готов работать творчески. Решив открыть новый раздел, мы наполнили его замечательными презентациями на музыкальную тему, скачать которые можно только бесплатно. Здесь собраны разработки по программам, которые наиболее часто используются в школах (Критская Е. Д., Сергеева Г. П.).

Презентация на уроке музыки, которую учитель все-таки решил скачать из раздела бесплатно, подарит ребенку радость познания не зависимо от того, в каком классе обучается ученик. Наконец-то школьник перестанет быть простым слушателем готовых знаний. Работая по слайдам, дети становятся активными участниками процесса обучения.

Каждый день раздел наполняется новыми пособиями по музыке. Это значит, что каждый может скачать для работы не только электронные разработки для общеобразовательных школ. Здесь же имеются готовые презентации на различные темы по музыке для ДОУ, для коррекционной и музыкальной школы по стандартам ФГОС.

Пусть музыка всегда звучит на ваших уроках! Пусть дети знают и любят этот предмет, дарящий им новые знания, а наша коллекция мультимедийных работ позволит решить основные задачи образования, которые возложены на предметы эстетического цикла.

Музыка - 1 класс

Уроки музыки в 1 классе с применением презентации являются любимыми у маленьких школьников. Они еще только переступи порог школы и робко знакомятся с буквами и цифрами. Их страшит много неизвестного на уроках математики и чтения, но они с радостью заходят в музыкальный класс, где можно не только учиться, но и...

Музыка - 2 класс

Презентация по музыке во 2 классе является самым удобным и эффективным способом подачи теоретической информации учащимся. Рассказ учителя перестает быть монотонным, когда на экране появляется первая картинка. Этим работам присуща динамика, яркость, привлекательность, доступность отражения фактов и сведений. Это именно те составляющие, которые заставят младшего школьника вслушиваться в каждое слово...

Музыка - 3 класс

Презентации к урокам музыки в 3 классе помогут младшим школьникам ориентироваться в сложном музыкальном мире, понять его красоту, разобраться в его необычности, полюбить его. Именно на таких занятиях с первых лет обучения в школе у детей начинают формироваться истоки музыкальной культуры. Насколько правильно будет подобран учителем материал к каждому уроку,...

Музыка - 4 класс

Презентации по музыке для 4 класса позволяют решать те новые задачи, которые на сегодняшний день стоят перед современным образованием. Учителю пришло время изменить свой педагогический менталитет, заняв свою нишу в новом образовательном пространстве. Использование ИКТ особенно тяжело дается порой учителям музыки. Это особая группа педагогов, умеющая виртуозно управляться с музыкальными...

Музыка - 5 класс

Презентация на уроке музыки в 5 классе нужна! В этом уже убедились те учителя, которые работают в союзе с компьютером. Однако и всем остальным, которые пока не успели освоить ИКТ, тоже пора переходить к работе в современных условиях. А для этого предлагаем скачать готовые электронные ресурсы с данного раздела бесплатно...

Класс: 4

Презентация к уроку







































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Сформировать у учащихся представление о жанре оперы.

Задачи:

  • Образовательные : Познакомить учащихся с основными чертами оперы как музыкально-сценического жанра.
  • Развивающие : Развить познавательный интерес, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
  • Воспитательные : Воспитать эстетический вкус.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа с учащимися , основной вопрос которой: что вы знаете об опере?

Беседа выявляет знания учащихся об опере. Их ответы позволяют сделать обобщение:

а) опера – это музыкальное произведение для театра, главными исполнителями в котором являются певцы и симфонический оркестр;

б) в отличие от драматического театра, действующие лица оперы не говорят, а поют и в пении, прежде всего, выявляются характеры героев, выражаются их мысли и чувства;

в) оперный спектакль – красочное зрелище, способное воплотить жизнь народа, нарисовать фантастические и сказочные образы, правдиво передать глубокие человеческие переживания.

Даётся определение (слайды № 1, 2).

(Определения, основные понятия и термины записываются учащимися в рабочих тетрадях.)

2. Рассказ учителя.

Родиной оперы стала Италия- страна bell canto (прекрасного пения), народ которой славился своими голосами и песнями. Родилась опера в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), ставшей возрождением древнегреческого искусства, которое восхищало итальянцев прославлением совершенства и красоты человека, ценности человеческой жизни. В конце XVI века (1580 г.) в итальянском городе Флоренция собрался кружок поэтов, музыкантов, учёных и любителей искусств под названием “камерата” (по-итальянски - “компания”), мечтавших возродить древнегреческую трагедию, т.е. представление глубокого содержания о жизни и сложном внутреннем мире человека, объединявшее драму, музыку и танец. Но какова была музыка античного театра? Музыканты оказались в более трудном положении, чем поэты. Сохранившиеся отрывочные записи древнегреческой музыки никто ещё не умел расшифровать. Но музыканты знали, что в античном спектакле стихи не декламировали, а пели. Ритм мелодии зависел от ритма стиха, а интонация отражала чувства героев. Вокальная мелодия представляла собой нечто среднее между пением и обычной речью. Стараясь сочинить такую музыку, участники камераты создали новый мелодический стиль - гомофонно-гармонический, отличавшийся от распространённого тогда в Европе стиля хоровой полифонии. У многоголосной музыки звучание красивое и волнующее, но в сплетении голосов слова различаются плохо и какие-либо сложные чувства и мысли выразить трудно. Участники камераты полагая, что они восстанавливают театральную музыку древних, решили заменить многоголосное пение одноголосным. Так появилась новая мелодия, предназначенная для сольного исполнения в сопровождении инструментов. Члены кружка дали ей название “речитатив”. Теперь у музыкантов появилась возможность, подобно грекам, передать в вокальной музыке выразительные интонации речи и точно донести поэтическое слово (слайды № 3, 4, 5, 6).

Создание первых спектаклей с использованием новых выразительных средств привело к появлению нового вида искусства- оперы.

Самые первые музыкальные представления итальянских композиторов назывались “сказание в музыке” или “музыкальная повесть” с добавлением слова “опера” (в переводе с итальянского оно означает “труд”, “сочинение”), то есть труд такого-то композитора. Со временем обозначение “опера” так и осталось в театре как наименование нового жанра.

Первый публичный оперный спектакль был дан во Флоренции в октябре 1600 года, на свадебных тожествах во дворце герцогов Медичи. Высоким гостям было показано представление, которое называлось “Сказание в музыке” об Орфее и Эвридике (создатели первых спектаклей использовали сюжеты из древнегреческой мифологии). Текст принадлежал перу поэта Оттавио Ринуччини, а музыку написал Якопо Пери – композитор, органист и певец, исполнивший в спектакле главную роль.

Опера быстро завоевала популярность и распространилась не только по всей Италии, но и по всем странам Европы. В каждой стране она приобрела особый национальный характер- это сказалось и в выборе сюжетов (часто из истории той или иной страны, из её сказаний и легенд), и в характере музыки.

3. Беседа с учащимися о тех, кто создаёт оперу.

Объяснение учителя (слайды № 7, 8).

Опера – это сложное музыкально- театральное произведение, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия и декораций. Нередко в оперу вводятся балетные номера или сцены, украшающие спектакль. Поэтому у оперы пять создателей: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер, художник и режиссёр.

Композитор пишет музыку на литературный текст-либретто (текст оперы, написанный на сюжет уже существующего литературного произведения). Режиссёр сочиняет спектакль. Художник создаёт костюмы действующих лиц и декорации. Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: “хорео” - пляска, “графо” - пишу).

Даются определения (слайды № 9, 10, 11, 12).

4. Беседа о строении спектакля (слайды № 13, 14).

Опера, как и другие музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Оперный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом. Оперные номера бывают вокальные и оркестровые.

(Объяснение основных вокальных и оркестровых номеров сопровождается показом музыкальных примеров. Прослушивание и анализ музыкальных фрагментов выявляет выразительные особенности оперных форм.)

5. Беседа с учащимися о видах вокальной музыки в опере : о вокальных номерах, предназначенных для сольного, ансамблевого, хорового исполнения и составляющих основу оперного спектакля.

Объяснение учителя.

Главное в опере - пение. Сочетание слова и выразительной вокальной мелодии позволяет создать яркие музыкальные сценические образы.

Сольное пение в оперном спектакле играет главную роль в характеристике героев. Среди сольных номеров самым распространённым является ария. В ней раскрываются основные черты характера и душевное состояние героя, его мысли и чувства. Это музыкальный портрет действующего лица. Для арии характерна широкая, распевная кантиленная мелодия, часто трёхчастная репризная форма. К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина (слайды № 15, 16, 17, 18).

Ария в опере иногда уступает место песне, романсу или монологу (слайд № 19).

Кроме напевных мелодий в опере используется декламационное пение- речитатив. Речитатив, то близкий разговорной речи, то более напевный, предшествует арии, создавая нужное настроение, или используется в диалогах для понимания взаимоотношений действующих лиц, а также отражает ход развития сюжета (слайд № 20).

Беседа с учащимися о составе и роли оперных ансамблей, являющихся ярким средством характеристики героев (слайды № 21, 22).

Беседа с учащимися о разнообразных функциях оперного хора, то активного участника действия, то только фона, не связанного с развитием основного сюжета, о красочных средствах хоровых составов (слайды № 23, 24).

6. Беседа с учащимися о тембрах певческих голосов , о стремлении композитора выбрать для каждого действующего лица голос, соответствующий облику и характеру персонажа (слайды № 25, 26, 27, 28).

7. Беседа с учащимися о роли оркестра в опере (слайды № 29, 30).

Обобщение и объяснение учителя.

Большую роль в опере играет оркестр. Он не только сопровождает пение, но и является активным участником всех событий. Многообразие красок оперного оркестра позволяет композитору создать более глубокие образы, раскрыть смысл происходящего действия.В этом важная роль оркестра:когда умолкают действующие лица, он словно договаривает мысли героев, а порой передаёт то, что чувствуют, но о чём умалчивают персонажи спектакля. Велики живописно-изобразительные возможности оперного оркестра, умеющего создать звуковые картины природы, наполненные эмоциональным содержанием. Оркестр может выразительными средствами обрисовать и окружающую героев обстановку.

В оркестре часто звучат музыкальные характеристики героев или событий, повторяющиеся на протяжении оперы. Такие мелодии и характеристики получили название лейтмотивов или лейттем.

Даётся определение (слайд № 31).

Опера включает также самостоятельные оркестровые номера. К ним относятся увертюра, музыкальные антракты, балетные сцены и музыкальные картины (слайды № 32, 33, 34).

Беседа об увертюре, её значении в оперном спектакле.

Объяснение учителя.

Увертюра-это большое оркестровое вступление к опере. Она вводит слушателя в настроение спектакля, воплощает общий характер данного произведения. Увертюра обычно написана в сонатной форме. В ней часто проходят главные мелодии оперы.

Даётся определение (слайд № 35).

Сочетание в опере музыки, литературы, изобразительного и драматического искусств, танца даёт богатые возможности для раскрытия содержания спектакля, создаёт яркое художественное впечатление (слайды № 36, 37).

III. Обобщение по теме урока в виде ответа на вопрос: что нового вы узнали об опере? Повторение основных понятий и определений.

IV. Домашнее задание. Составить кроссворд об опере, используя новые термины.

Музыкальный материал: М.Глинка, опера “Иван Сусанин”, речитатив и ария Сусанина из IVд.; Н.Римский-Корсаков, опера “Снегурочка”, вступление из пролога, Третья песня Леля из IV д.; П.Чайковский, опера “Пиковая дама”, дуэт Лизы и Полины; опера “Евгений Онегин”, хор “Болят мои скоры ноженьки со походушки” из 1 к.; А.Бородин, опера “Князь Игорь”, “Половецкие пляски” из IIд.; М.Глинка, опера “Руслан и Людмила”, увертюра; Н.Римский-Корсаков, опера “Сказка о царе Салтане”, “Полёт шмеля”.

Список литературы.

  1. Волкова, Паола “Мост через бездну”. – М.: Зебра Е, 2013
  2. “Музыкальные жанры”. Общая редакция Поповой Т.В. – М., Музыка, 1968
  3. Осовицкая З., Казаринова А. “В мире музыки: Учебное пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ”. - М.; СПб.: Музыка, 1997
  4. Островская Я., Фролова Л. “Музыкальная литература в определениях и нотных примерах”, учебное пособие для детской музыкальной школы,1-й год обучения. - СПб.: “Валери СПД”, 1998
  5. Покровский Б.А. “Путешествие в страну ОПЕРА”. - М.: Современник, 1997

Презентация "Иоганн Себастьян Бах" разработана для урока музыки в 4 классе. Этот же материал можно также использовать в 6 классе к теме "Небесное и земное в музыке Баха".
Цель презентации:
- кратко познакомить учащихся с жизнью и творчеством немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

Презентация "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера" разработана для урока музыки в 5 классе.
Цели презентации:
- наглядно познакомить учащихся с оперным жанром на примере оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
- закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке
- проанализировать музыкальное произведение

Целевая аудитория: для 5 класса

Данная разработка предназначена преподавателям-теоретикам, ведущим предмет «Музыкальная литература» в ДМШ, ДШИ. Работа основана на использовании меж-предметных связей (музыка и живопись), что способствует наиболее полному и интересному раскрытию темы «Музыкальный импрессионизм». В ходе презентации учащиеся знакомятся не только с творчеством композиторов, но и художников. Работа добавлена на конкурс «Моя презентация к уроку».

Целевая аудитория: для 7 класса

Данная презентация является наглядным материалом для урока музыки. Тембр - специфическая окраска звука, свойственная каждому музыкальному инструменту или голосу. Презентация дает краткую информацию об тембровых разнообразиях; учитель на уроке может наглядно продемонстрировать звучание различных музыкальных инструментов, а также, как выглядит музыкальный инструмент и способ извлечения звука. Раскрывается роль симфонического оркестра в музыкальном искусстве, как достояние культуры. В презентации учителю предоставляется возможность продемонстрировать наглядно обучающимся состав симфонического оркестра, и послушать тембры инструментов, входящих в состав каждой из 4х групп симфонического оркестра.

Целевая аудитория: для учителя

Презентация к уроку музыки для младших школьников из серии "За страницами учебника". Презентация состоит из следующих разделов:
- «В ожидании Пасхи»;
- «Православные традиции»;
- «Звуки праздника» (знакомит школьников с музыкальными традициями православной Пасхи);
- «Любопытные факты»;
- «Музыкальный сад» (игра, в ходе которой ребята отгадывают знакомые мелодии).

Целевая аудитория: для 4 класса

Презентация предназначена для урока музыки в 4 классе на тему "Трудовые песни в народной и композиторской музыке" в разделе "Россия - Родина моя", УМК "Музыка" Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх