Когда родился луи армстронг. Краткая биография луи армстронга самое главное
Луи Армстронг , полное имя Луис Дэниел «Сэтчмо» Армстронг (Louis Daniel «Satchmo» Armstrong) - великий американский музыкант двадцатого века, трубач, вокалист и руководитель джазового ансамбля.
Армстронг стал одной из самых влиятельных персон в мире джазовой музыки.
Музыкант родился в неблагополучном районе Нового Орлеана.
Даже даты своего рождения он точно не знал, так как подобные события не было принято официально фиксировать в документах. Особенно престижным считалось родиться 4 июля, в День независимости Соединенных Штатов Америки, и до сих пор в разных источниках можно встретить две даты рождения Луи Армстронга - 4 июля и 4 августа 1901 года.
Мать Армстронга , Мэйэнн , зарабатывала на жизнь, занимаясь проституцией, а отец ушел из семьи, когда дети были еще совсем маленькими. Детство Луи провел вместе с младшей сестрой Беатрис у бабушки Джозефины , которая рассказывала внукам истории о тех временах, когда люди с черным цветом кожи были рабами.
Луи рос в районе Сторивилле, известном своими публичными домами и свободными нравами. С детства будущая звезда джазовой музыки разгружал вагоны, продавал газеты и пел в уличном вокальном ансамбле, тем самым зарабатывая себе на жизнь.
Однажды он похитил пистолет у одного из клиентов своей матери, и устроил настоящую пальбу под Новый, 1913-ый год, за что немедленно был сдан в исправительный лагерь-интернат «Уэйф’с Хоум». Именно там Луи Армстронг освоил игру на тамбурине, альтгорне и корнете, выступая в духовом оркестре.
Вернувшись в город, Армстронг решил непременно стать музыкантом. Его учителями были Кинг Оливер и известный тромбонист Кид Ори . Луи выступал в ансамбле «Tuxedo Brass Band» Оскара «Папы» Селестина в 1918 году в Чикаго. А в родном Новом Орлеане играл в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла . Во время гастролей на круизных пароходах в летний сезон, Армстронг выучил нотную грамоту и получил свое прозвище Сачмо , сокращение от английского Satchel Mouth («рот-кошелка»).
В 1922 году Луи Армстронга пригласили в качестве второго корнетиста в «Creole Jazz Band» , самый яркий джазовый ансамбль в Чикаго.
Первой женой музыканта была проститутка Дэйзи Паркер из Нового Орлеана. В 1924 году он женился во второй раз на пианистке «Creole Jazz Band» Лил Хардин . Именно вторая супруга Армстронга настояла на необходимости развития его сольной карьеры.
Свой неповторимый стиль Луи Армстронг нашел в Нью-Йорке, в оркестре Флетчера Хендерсона . Любители джаза заговорили о новой звезде, и советовали друзьям послушать его сольные выступления.
В 1925 году Армстронг вернулся в Чикаго и записал альбом «Hot Five» , пригласив тромбониста Кида Ори , кларнетиста Джонни Доддса , исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианистку Лил Хардин . Эти записи стали классикой джазовой музыки. Через год он руководил своим собственным оркестром «Louis Armstrong And His Stompers» , а к квинтету «Hot Five» присоединились Пит Бриггс и Бэби Доддс , образовав новый состав «Hot Seven» .
В 1927 году Армстронг перешел на трубу, отказавшись от игры на корнете.
В 1930-е годы музыкант много гастролировал со знаменитыми биг-бэндами. Европейское турне принесло ему всемирную известность. В промежутках между гастролями Армстронг выступал с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори , с вокальным квартетом «Mills Brothers» . В это же время он участвовал в театральных постановках и радиопрограммах, снимался в кинолентах.
В 1936 году он выпустил автобиографию «Swing That Music» , и перенес несколько операций на верхней губе. Из-за чрезмерного давления мундштука и неправильного амбушюра у него произошли деформация и разрыв тканей. Армстронг также провел операцию на голосовых связках, с помощью которой пытался избавиться от хриплого тембра голоса.
В 1938 году музыкант женился в четвертый раз на танцовщице Люсиль Уилсон
, с которой прожил в любви и согласии до конца своих дней.
Джо Глейзер , менеджер музыканта, решил создать ансамбль «All Stars» , в который вошли знаменитые мастера джаза. Кроме Луи Армстронга (труба, вокал), в нем играли Эрл Хайнс (фортепиано), Джек Тигарден (тромбон), Барни Бигард (кларнет), Бад Фримен (тенор-саксофон), Сид Кэтлетт (ударные).
К середине 1950-х годов Армстронг стал одним из самых знаменитых в мире музыкантов. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и начал спонсировать его мировые турне. От поездки в Россию Армстронг отказался:
Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр…
В 1954 году вышла его вторая автобиография «Satchmo. My Life in New Orleans» .
Луи Армстронг продолжал принимать участие в джазовых фестивалях, гастролировать по Европе. При его содействии был создан ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера.
В 1959 году Луи Армстронг перенес инфаркт, но даже это не помешало ему продолжать свои выступления. Свои гениальные композиции «Hello, Dolly!» и «What a Wonderful World» Армстронг записал в эти годы.
Когда очередной сердечный приступ заставил его лечь в больницу, музыкант попросил собрать его оркестр для репетиции, но 6 июля 1971 года великий джазмен ушел из жизни из-за сердечной недостаточности и отказа почек.
8 июля тело Луи Армстронга было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии. Президент Соединенных Штатов Никсон сделал заявление:
Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга . Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали ее более насыщенной.
Дискография
- What A Wonderful World (1970)
- Disney Songs The Satchmo Way (1968)
- I Will Wait For You (1967)
- Louis (1964)
- Satchmo (1964)
- Hello, Dolly (1963)
- Together For The First Time (1961)
- Armstrong/Ellington: Together For The First (1961)
- Louis Armstrong and Duke Ellington (1961)
- Paris Blues (1960)
- Happy Birthday, Louis! (live) (1960)
- Louis & the Dukes Of Dixieland (1960)
- Satchmo In Style (1959)
- Louis and the Angels (1957)
- Louis Armstrong Meets Oscar Peterson (1957)
- Porgy and Bess (1957)
- Louis Under The Stars (1957)
- At Pasadena Civic Auditorium, vol.1 (live) (1956)
- Ella and Louis (1956)
- American Jazz Festival At Newport (live) (1956)
- Great Chicago Concert 1956 (live) (1956)
- Louis Armstrong Plays W.C.Handy (1956)
- Ambassador Satch (1955)
- Satchmo The Great (live) (1955)
- Satch Plays Fats: The Music Of Fats Waller (1955)
- Louis Armstrong Sings The Blues (1954)
- Latter Day Louis (1954)
- Satchmo At Pasadena (live) (1951)
- New Orleans To New York (1950)
- Satchmo Serenades (1950)
- Satchmo On Stage (live) (1950)
- New Orleans Nights (1950)
- Jazz Concert (live) (1950)
- New Orleans Days (1950)
- Satchmo At Symphony Hall, vol.2 (live) (1947)
- Satchmo At Symphony Hall (live) (1947)
- Satchmo Sings (1947)
- New Orleans Jazz (1940)
- Louis Armstrong In The Thirties, vol.1 (1939)
- On The Sunny Side Of The Street (1938)
- New Discoveries (1937)
- Jazz Heritage: Satchmo’s Discoveries (1936)
- Rhythm saved The World (1935)
- Paris Session (1934)
- More Greatest Hits (1933)
- The Fabulous Louis Armstrong (1932)
- Stardust (1931)
- Louis Armstrong & His Orchestra (1930)
- Hot Fives & Sevens, vol.4 (1929)
- Louis Armstrong And His Orchestra (1928)
- Hot Fives & Sevens, vol.3 (1927)
- Hot Fives & Sevens, vol.2 (1926)
- Hot Fives & Sevens, vol.1 (1925)
- Louis Armstrong And The Blues Singers (1924)
- The Young Louis Armstrong (1923)
Луи Армстронг (1901-1971 гг.) - знаменитый американский джазовый трубач, руководитель известного ансамбля и талантливый вокалист. Своим творчеством он не только разнообразил стиль и звучание джаза, но и возвел его в ранг авторитетного и престижного музыкального жанра.
Тяжелое детство
Биография Луи Армстронга берет свое начало в крупнейшем городе Луизианы - Новом Орлеане. Это огромный портовый город США, расположенный вблизи живописного мексиканского залива.
Многих ценителей искусства интересует конкретная дата появления на свет Луи Армстронга. Год рождения этого выдающегося музыканта - далекий 1901 г. (4 августа).
Мальчик родился в самом нищем квартале города, в негритянском поселке. Семья Луи Армстронга относилась к разряду неблагополучных. Отец, не имея постоянного места работы, ушел из дома, когда ребенку не было и года. Мать, работающая на износ прачкой, отдала сына и дочь (у Луи была младшая сестренка Беатрис) на воспитание бабушке.
Через некоторое время маленький Армстронг снова переехал жить к матери, которая стала подрабатывать проституцией. Из-за своего беспутного образа жизни ей было некогда заниматься воспитанием сына, поэтому Луи рос беспризорником.
Чтобы хоть как-нибудь заработать денег, он продавал газеты, развозил уголь и выполнял другую черную работу. Голодный и холодный, оборванный и грязный, семилетний Луи прогуливал школу и жил своей непутевой жизнью.
Знакомство с Карнофски
Вскоре маленький чернокожий мальчик знакомится с семьей Карнофски - зажиточными евреями, иммигрировавшими из Российской империи, которые занимались в Америке угольным бизнесом.
Вначале Луи помогал иностранным предпринимателям по дому, затем оставался у них ночевать, а под конец стал полноправным членом семьи. Карнофски очень привязались к этому шустрому несчастному ребенку. Они изо всех сил старались помочь ему и поддержать его.
Гостеприимная семья жила в веселом районе Нового Орлеана - Сторивилле, не отличавшемся строгими нравами. Вокруг мальчика постоянно звучала чарующая музыка кабаре и борделей, сияли огни всевозможных казино и игорных домов. Именно здесь и началась творческая биография Луи Армстронга.
Ребенок познакомился с участниками одного уличного ансамбля, выступающего недалеко от его дома, и стал с ними работать. Сначала он только пел, затем принялся играть на барабанах. Разучивая новые песни и мелодии, Луи стал хорошо ориентироваться в музыке и натренировал слух. Необыкновенное чувство ритма, прирожденный красивый голос и быстрая обучаемость сделали из маленького чернокожего мальчика настоящего любимца уличной публики.
Обучение музыке
Как это ни странно, свое первое музыкальное образование Луи Дэниел Армстронг получил, находясь в подростковой колонии для чернокожих, куда попал за озорной хулиганский проступок - стрельбу из пистолета, украденного у полицейского, который часто ночевал у матери.
На базе исправительного лагеря находился духовой оркестр, куда сразу же записался любознательный одаренный шалопай. Старшие участники ансамбля научили Луи играть на разных инструментах: корнете, альтгорне, тамбурине. Талантливо исполняя привычные в то время марши и польки, юный Армстронг старался по памяти воспроизвести хорошо знакомые ему мелодии и напевы беспечного Сторивилла.
Именно в этот период подросток-заключенный понял, что хочет посвятить свою жизнь музыкальному творчеству.
Знакомство с лучшим корнетистом
Время, проведенное в исправительно-трудовом лагере, истекло. Через полтора года Луи Дэниел Армстронг возвращается домой и занимается музыкальной деятельностью. Он подрабатывает выступлениями в ночных клубах и ресторанах, играя на взятых напрокат инструментах.
Одаренного паренька заметил Джозеф Кинг Оливер - новоорлеанский джазовый корнетист и дирижер. Он взял начинающего музыканта под личное покровительство, обучая его тонкостям оркестровой работы и даже доверяя сольные выступления в своих номерах и концертах. С тех пор биография Луи Армстронга обогатилась новым творческим вдохновением - он мастерски овладел корнетом и проникся красивым звучанием джазовой мелодии.
По протекции Оливера талантливый темнокожий парень был принят в известный ансамбль Кида Ори - авторитетного тромбониста, ставшего вторым учителем семнадцатилетнего Луи.
После полутора лет выступлений с оркестром Ори юный Армстронг знакомится с Фэтсом Мэребейлом. Вместе с ним талантливый парень выступает на танцевальных вечерах, происходящих на прогулочных катерах и пароходах.
Мэребейл знакомит своего младшего друга с нотной грамотой, что позволяет Армстронгу стать более квалифицированным и искусным исполнителем.
В это время одаренный предприимчивый паренек вносит в свои сольные номера необычное преобразование - к мелодии он добавляет словесное сопровождение (названное приемом “скэт”).
Заманчивое приглашение
В 1922 году биография Луи Армстронга снова терпит некоторые изменения - легендарный Кинг Оливер приглашает его в свой ансамбль на должность корнетиста. Недолго думая, молодой Армстронг переезжает в Чикаго, где начинает играть в престижном огромном ресторане.
Богатство и роскошь приходят к Армстронгу вместе с известностью и признанием. Он начинает шикарно одеваться, покупает квартиру со всеми необходимыми удобствами, женится.
Вместе с оркестром Оливера Луи записал первую грампластинку, на которой присутствовали его сольные выступления.
Однако вскоре, по настоянию своей жены, новоорлеанский музыкант решает строить свою карьеру самостоятельно.
Жизнь в Нью-Йорке
Луи Армстронг, творчество которого на тот момент уже отличалось яркой неотразимой индивидуальностью и импровизацией, поступает на работу к Флетчеру Хендерсону - именитому руководителю популярного оркестра, пианисту, аранжировщику и композитору.
Под эгидой ансамбля Хендерсона молодой Армстронг выступает с блестящими сольными номерами, вызывая всеобщее восхищение и упоение.
Трудолюбивый и энергичный, Луи сотрудничает и с другими музыкальными группами, активно записывает свои пластинки, аккомпанирует знаменитым блюзовым вокалистам: Бесси Смит, Ма Рэйни, Перри Брэдфорду.
Возвращение в Чикаго
В возрасте двадцати четырех лет Армстронг возвращается в Чикаго, где с успехом делает свои самые удачные джазовые записи, популярные до сих пор.
Также музыкант участвует в театральном шоу-бэнде, блистая перед публикой не только музыкальными способностями, но и актерским мастерством.
На недолгое время артист становится солистом известного оркестра Диккерсона и руководителем собственного ансамбля.
Чикагский период примечателен также организационными изменениями в выступлениях Армстронга. Он перестает играть на корнете и переходит на трубу, более сильную по звучанию, а также возобновляет свое пение в манере “скэт”. Все это вызывает огромные овации как у критиков, так и у почитателей творчества Луи.
Эра свит-музыки
Это был конец 20-х - начало 30-х годов прошлого века. Популярными становятся биг-бэнды с их яркой невообразимой музыкой в стиле танцев. Сосредоточившись на новом течении, Луи создает свой самобытный жанр, схожий со стилем хот-джаза. Популярность Армстронга становится просто ошеломляющей.
Он гастролирует по всему миру (Англия, Голландия, Скандинавия, Франция), снимается в голливудских кинокартинах, играет в театрах Бродвея и Гарлема, участвует в радиопрограммах.
В середине 1930-х годов музыкант вновь создает собственный джаз-бэнд, финансовые дела которого отдает в полное ведение опытного менеджера Глейзера.
Триумфальный успех Луи приводит к профессиональным проблемам со здоровьем: он переносит несколько операций в связи с деформацией и разрывом тканей верхней губы (это произошло из-за чрезмерного нажима мундштука и неправильного способа сложения губ при игре на трубе).
Собственный ансамбль
В возрасте сорока пяти лет Армстронг вновь становится руководителем собственного ансамбля “Все звезды”, в котором участвовали как знаменитые джазовые мастера, так и менее популярные, достигшие широкой известности только благодаря выступлениям с Луи.
Команда специализируется на исполнении классического джаза и популярных песен в джазовой обработке.
Вместе со своим ансамблем Армстронг путешествует по всему миру. Исполнительный департамент правительства США присваивает ему неофициальный титул “Посол джаза” и спонсирует некоторые гастроли исполнителя.
Несколько раз ансамблю Луи было предложено выступить с концертами в СССР, но по субъективным причинам поездки не состоялись. Однако это не помешало известному джазмену провести блестящие гастроли в чешской Праге и других странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
Благодаря своим творческим турне новоорлеанский музыкант познакомил мировую общественность с прекрасным, колоритным музыкальным искусством, сложившимся под влиянием африканских ритмов, американского фольклора и современной аранжировки. Да, это был блистательный, неподражаемый, великолепный джаз! Луи Армстронг украсил его своим индивидуальным хрипловатым голосом и звучным гармоничным трубным звучанием.
Смерть
В возрасте пятидесяти восьми лет легендарный джазмен переносит инфаркт, но продолжает активно и самозабвенно работать. Выступает с концертами, записывает новые песни, принимает участие в известном мюзикле “Привет, Долли!”.
Активная жизнерадостная позиция продлила его жизненный путь еще на десять лет. Армстронг умирает в возрасте семидесяти лет от сердечной недостаточности, приведшей к отказу почек.
О смерти джазового кумира было объявлено во всех крупных мировых газетах. Утрата, которую понес американский мир искусства, не восполнится никогда.
Луи Армстронг: интересные факты из жизни
- Джазмен был женат четыре раза. Первый брак в возрасте шестнадцати лет был заключен с луизианской проституткой и продлился пять лет. Далее следовали короткие супружеские отношения с Лил Хардин (пианисткой) и Альфе Смит. Последний брак (с вокалисткой ночного клуба Люсиль) был самым долгим и длился вплоть до самой кончины музыканта.
- С первой женой Армстронг усыновил умственно отсталого мальчика, дальнего родственника Луи. По некоторым данным, у джазмена имелась дочь от одной танцовщицы, которой исполнитель обязался выплачивать ежемесячное пособие.
- Каждый день американский трубач принимал марихуану, считая ее лучше стаканчика любого первоклассного виски.
- На протяжении своей жизни Армстронг написал две автобиографические книги: в середине 1930-х и в середине 1950-х годов.
- Вокалист обожал вкусную еду и игру в бейсбол.
- За несколько лет до своей смерти Луи немного поменял специфику своего исполнения, уделяя внимание записям не только джазовых песен, но и композициям в госпел-стиле (переделанные традиционные сочинения на духовную христианскую музыку).
- Первый корнет Армстронгу был подарен семьей Карнофски.
Луи Армстронг: дискография
Самые известные творения (с переводом на русский):
- 1964 год - “Хелло, Долли!”.
- 1959 год - “Пять пенни”.
- 1957 год - “Луи Армстронг встретился с Оскаром Петерсоном”.
- 1957 год - “Мир у меня на струне”.
Этого талантливого человека уже давно нет с нами, но его творчество все равно живет практически в каждом сердце.
Луи Армстронг (Louis Daniel Armstrong)
- трубач, вокалист, первый выдающийся представитель традициионного джаза.
Родился в беднейшем районе Нового Орлеана, жители которого часто не оформляли
никаких документов, а потом записывали дни рождения так, как им казалось выгодным
или престижным. Особенно почетным считалось родиться 4 июля, в День Независимости Соединенных Штатов. Сам Армстронг не знал точной даты своего рождения, но во многих справочниках день рождения Армстронга - 4 июля 1900 года.
Не было ни одного трубача в джазе, который не признавал бы влияния Армстронга на свое творчество. Его вклад в джаз столь велик, что даже снобистски настроенные музыканты следующих поколений прощали ему не только многочисленные повторы некоторых эффектных импровизационных фраз, но и заигрывания с популярной музыкой и развлекательной эстрадой.
Армстронг закономерно остался самой популярной личностью в музыкальном исскустве ХХ века, с которой публика идентифицировала традиционный джаз.
Армстронг научился играть на трубе в исправительном доме, куда попал в в предновогоднюю ночь 1913 года, случайно выстрелив во время феерверка из
найденного им настоящего пистолета.
Играл в духовом оркестре в колонии и подбирал на слух мелодии, услышанные в детстве на улицах Нового Орлеана. Через полтора года Армстронг был вполне подготовлен для профессиональной работы в танцевальных оркестрах.
На молодого и способного юношу обратил внимание Джо Кинг Оливер и часто
посылал его играть вместо себя. Когда в 1917 году Оливер уехал в Чикаго,
Армстронг занял его место в оркестре Кида Ори.
После 16 месяцев работы у Ори присоединился к бенду Фетса Марейбла и два года 1919-1920 работал на экскурсионных пароходах, плавающих вверх по Миссисипи.
Летом 1922 года Оливер вызвал Армстронга в Чикаго. С оркестром "Creol Jazz Band" Армстронг сделал первые записи.
В 1924 году Армстронг женился на пианистке Лил Хардин и в том же году приехал в Нью-Йорк, где в течение 11 месяцев был трубачом-солистом в оркестре Флетчера Хендерсона, параллельно записав с группой Кларенса Уильямса "Blue Fiue" композицию "Red Onion Jazz Babies".
Вернувшись в Чикаго в 1925 году, записал первые пластинки с собственной группой "Hot Fiue", в которую вошли тромбонист Кид Ори, кларнетист Джонни Додс, банджист Джонни Сен-Сир и Лил Хардин. В 1927 году выпустил следующие записи уже с группой Hot Seuen.
В 1925-1926 годах играл в ансамбле Лил Хардин "Dreamland Syncopators", а также в оркестрах Эрскина Тайта и Кэрола Диккерсона.
В 1927 году собрал собственный состав "Louis Armstrong And His Stompers". В конце 20-х годов Армстронг считался джазовой звездой первой величины, его имя обозначалось на рекламе огромными буквами, а исполнительский стиль ассоциировался с подлинным новоорлеанским джазом. Музыка группы Армстронга строилась по принципу "выдающийся солист и сопровождающая группа".
В 1929 году Армстронг исполнил песню Фэтса Уоллера "Aint Misbehavin" в бродвейском ревю "Hot Chocolates" и стал популярен как вокалист. Он первым использовал голос как инструмент, первым ввел в обиход вокально-слоговую импровизацию (скэт). В это время за ним закрепилось прозвище "Сэчмо" (от Satchelmouth - рот как сумка).
В 1930 году Армстронг работал в оркестре Луиса Рассела.
В 1932 году впервые выехал в Европу и выступил там с неожиданно громким успехом.
В 1933-1934 в течение 18 месяцев гастролировал в своей стране и снова в европейских странах.
В 1935-1942 годах возглавлял оркестр (почти весь бывший состав Рассела), обратившись к стилю "свинг". Заскучав по старому джазу, собирал в течение этого периода традиционный состав для записи пластинок.
Только в 1946 году организовал для концертных выступлений постоянный секстет "All Stars" и навсегда вернулся к исполнительским принципам чикагской школы. В первый состав вошли кларнетист Барни Бигард, тромбонист Джек Тигарден, барабанщик Биг Сид Катлетт, пианист Дик Керри и контрабасист Арвелл Шоу.
Секстет существовал до смерти Армстронга. В разные годы в него входили Эрл Хайнз, джо Башкин, Эдмонд Холл, Трамми Янг, Милт Хинтон, Кози Коул, Денни Барселона, вокалистка Велма Мидлтон. В 50-е записывался со струнными группами, с Эллой Фицджеральд, Оскаром Питерсоном и многими другими.
Популярность Армстронга была связана не только с джазом, но и с кинематографом. Он снялся в 36 художественных фильмах, в том числе в таких известных, как "Пенни, упавшие с неба", "Художники и натурщицы", "Новый Орлеан", "Песня родилась", "История Гленна Миллера", "Высшее общество", "Парижский блюз". "Хелло, Долли", и других. Многие джазовые мелодии и песни приобрели неслыханную популярность в его интерпретации.
В 1936 году опубликовал книгу "Свинг - это музыка", в 1954 году - "Моя жизнь, мой Новый Орлеан". В 60-е разъезжал по всему свету, считал себя миссионером, "послом джаза". Был торжественно принят в Африке и Австралии, в Азиии и в
странах Восточной Европы.
В конце 60-х годов здоровье Армстронга ухудшилось, он выходил
на сцену на несколько номеров, но продолжал пользоваться огромным успехом.
Умер 6 июля 1971 года. Похороны транслировались по телевидению на все Соединенные штаты. Его тело было выставлено для торжественного прощания в Манеже Национальной гвардии, предоставленном для этих целей по личному рапоряжению Президента. Mимо гроба прошли Двадцать пять тысяч человек.
Луи Дэниел Армстронг (Louis Daniel « Satchmo» Armstrong ) появился на свет 4 августа 1901 года в Новом Орлеане. Он был сыном разнорабочего Уильяма и Мэри Энн, дочери бывших рабов. Родители окончательно разошлись, когда ему исполнилось пять лет и он остался жить со своей сестренкой, достаточно ветренной матерью и бабушкой в неблагополучной и бедной окраине Сторивилла, известной как «Поле сражений» из-за засилья азартных игр, беспробудного пьянства, разборок и стрельбы, частенько происходивших там. Частенько мальчику приходилось подрабатывать, доставляя газеты и разнося уголь. Закончив начальную школу в одиннадцать лет, он частенько пел с друзьями песни, пытаясь заработать на жизнь. Большую поддержку в виде работы он получил в то время от семьи еврейских иммигрантов из Литвы, принявших его как родного. В память об этом периоде Луи носил на шее звезду Давида.
В 12 лет Луи арестовали за стрельбу в воздух и отправили в исправительную школу для трудных подростков, где он впервые начал обучаться игре на музыкальном инструменте. После освобождения начал выступать с местными группами. Собственного инструмента у него не было, равно как и денег на него, поэтому Луи был вынужден одалживать у знакомых. Парня заметил Кинг Оливер, лидер первой большой афроамериканской группы. Армстронг присоединился к Оливеру в Чикаго и сотрудничал с командой до 1924 года. В составе «Креольского джаз-бэнда» он сделал свои дебютные студийные записи. Получив первый опыт, он отправился в Нью-Йорк, чтобы поиграть с группой Флетчера Хендерсона. Зрители приходили на концерты во многом ради самобытных импровизационных соло Луи.
Джазовый пионер
В начале «ревущих двадцатых» Чикаго стал домом для джаза. Луи Дэниел Армстронг вернулся сюда осенью 1925 года, организовал группу и начал записывать с музыкантами «Hot Five» величайшие композиции в истории джаза. Он разработал уникальный стиль и сыграл удивительные соло. В эти годы Армстронг работал с большими группами в чикагских клубах и театрах. Вокал, сопровождавший записи после 1925 года, дополнял бархатной хрипотцой его игру. Пик исполнительского мастерства пришелся на начало тридцатых годов прошлого века. Отточенный неповторимый стиль исполнения в сочетании со зрелым подходом привел к переосмыслению ранних композиций и их перезаписи. Он добился международной славы и впервые отправился в Европу в качестве солиста 1932 году. После окончания Второй мировой войны, начиная с поездки во Францию в 1948 году, он стал регулярно гастролировать по миру. Путешествовал по Европе, Африке, Японии, Австралии и Южной Америке.
Луи продолжал выступать в составе больших оркестров до 1947 года, а после вернулся к немногочисленной команде первоклассных музыкантов, называвшейся «Все звезды». Луи снимался в фильмах и писал книги. Один из самых знаменитых музыкантов в истории джазовой музыки умер в Нью-Йорке от сердечного приступа 6 июля 1971 года.
(2
оценок, среднее: 5,00
из 5
)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Который вышел в августе 2011 к 110-летию со дня рождения Луи Армстронга
6 июля исполнилось 45 лет со дня ухода из жизни музыканта, который для миллионов людей во всём мире олицетворял и продолжает олицетворять собой весь джаз вообще. Луи Армстронг ) всю свою жизнь утверждал, что родился в день независимости Соединённых Штатов Америки 4 июля 1900 года. Только через многие годы после его смерти, лет 30 назад, американские исследователи нашли в нью-орлеанских архивах свидетельство о его крещении - и установили, что на самом деле самый знаменитый джазовый трубач и певец ХХ века родился 4 августа 1901 года и, следовательно, когда 6 июля 1971 он мирно умер во сне, ему было 69 лет и 11 месяцев. А значит, 4 августа со дня его рождения исполнится 115 лет .
Рассказать историю Луи Армстронга в одном коротком тексте, конечно, невозможно. Я и пытаться не буду. Интересно, что на «Джаз.Ру» Сатчмо (Satchmo , «Рот-кошёлка») - под таким музыкантским прозвищем был известен Луи Армстронг - пять раз звучал в : в 52-м, 112-м, 191, 277 и 508 выпусках, последний раз - пять лет назад. И звучали в основном его ранние записи - грампластинки 1920-х годов, что и неудивительно: именно на них основана его репутация в джазовом мире, именно в записях своих знаменитых «Горячих Пятёрок» и «Горячих Семёрок», Hot Five и Hot Seven , с 1925 по 1928 год Луи Армстронг заложил несокрушимый фундамент практически всего джазового инструментального импровизационного искусства - и не только на трубе, так как его принципы вокализации инструментальной интонации (то есть сближения интонаций инструмента и человеческого голоса), его манера ритмической организации звука, утвердившая свинг в качестве основного принципа организации ритмического движения в джазе - всё это было по тем временам совершенно радикально, неслыханно, новаторски и тут же было подхвачено, изучено, скопировано, освоено и пущено в обиход тысячами музыкантов по всему миру.
Интересно, что широкая публика хотя и покупала эти пластинки, но большими хитами в тот момент они не стали: уж больно непривычно горячо и новаторски они звучали, широкую публику это отпугивало. Интересно также, что ни оба состава «Горячих пятёрок», а именно состав 1925-27 и состав 1928 года (они разные), ни единственный состав «Горячей Семёрки» 1927 года не выступали на сцене и не ездили на гастроли. Это были чисто студийные коллективы, которые Армстронг записывал в Чикаго по инициативе тамошнего продюсера, земляка из Нью-Орлеана по имени Ричард Мариньи Джонс (Richard Marigny Jones ). Французское второе имя указывало на происхождение из нью-орлеанских креолов, давших раннему джазу множество ярких звёзд, но коллеги-музыканты переиначили имя Мариньи, дав продюсеру кличку «Май Ни», My Knee , «моё колено» - именно это восклицание они так часто слышали от Ричарда Джонса, сильно хромавшего на одну ногу.
Слушаем вторую «Горячую пятёрку» Луи Армстронга в записи 1928 года: Фред Робинсон - тромбон, Эрл Хайнс - фортепиано, Джимми Стронг - кларнет, Затти Синглтон - ударные, и, естественно, Луи Армстронг - труба и вокал. Обратите внимание: вокал здесь играет ещё подчинённую, инструментальную роль. И, кстати, Армстронг поёт ещё не тем хриплым голосом, который прославил его вокальную манеру в будущем, а вполне мягко и задушевно. Впервые он играет здесь вступительную каденцию на трубе без аккомпанемента, а скромные восемь тактов его соло в конце пьесы считаются самой передовой импровизацией на трубе за все 1920-е годы и стали буквально «символом веры» джазовых трубачей на долгие десятилетия. Кстати, пьесу написал великий Кинг Оливер, первая суперзвезда нью-орлеанского джаза, в ансамбле которого Луи Армстронг дебютировал десятью годами ранее. СЛУШАТЬ:
Hot Five «
West End Blues»
Оплодотворив своими идеями весь тогдашний джаз, Луи Армстронг вместе со всей Америкой вступил в Великую Депрессию рубежа 1920-30-х гг., которая погнала его в бесконечные гастроли под бдительным приглядом мафиозных дельцов шоу-бизнеса: сначала с большим оркестром, а с конца 1940-х, когда эра биг-бэндов закончилась - с ансамблем из земляков-нью-орлеанцев под названием Louis Armstrong All Stars и репертуаром из старых добрых стандартов времён юности Сатчмо. Из новатора-инструменталиста Луи Армстронг превратился в популярного певца, махрового консерватора, улыбчивого развлекателя, который много снимался в кино, первым из чёрных музыкантов долго вёл собственное шоу на радио и регулярно появлялся в хит-парадах поп-музыки с ретро-песенками, стилизованными под старый традиционный джаз.
ВИДЕО: фрагмент западногерманского фильма «La Paloma», 1959
- Луи Армстронг поёт характерную для своего позднего периода песенку «Uncle Satchmo’s Lullaby»
(«Колыбельная дядюшки Сатчмо») с юной немецкой актрисой Габриэле Клониш
Интересно, что лучше всего из всех записей Луи Армстронга продавался его сингл 1964 года «Hello, Dolly» . Армстронг не только оказался последним джазменом в истории, попавшим на первое место в американском хит-параде поп-музык и, и самым пожилым из всех исполнителей, когда бы то ни было добиравшихся до первого места (ему было 63) - именно с этой песней! Он с этой песней оказался ещё и первым, кто спихнул с первой позиции самих The Beatles .
СЛУШАТЬ: Louis Armstrong «Hello Dolly», 1964
(та самая версия, что заняла 1 место в хит-параде)
Первым из чёрных музыкантов, Армстронг был настолько широко принят в белом обществе, получил настолько полный доступ к привилегиям высшего класса, при этом всегда стараясь оставаться добрым дядюшкой Сатчмо, который невинно развлекал и старался не говорить о социальных проблемах, что другие чёрные американцы частенько называли его между собой чрезвычайно обидным для афроамериканца прозвищем «Дядя Том
». Правда, великая джазовая певица Билли Холидей на это обычно говорила: «Конечно, он Дядя Том, но он Дядя Том от всего сердца
». Армстронг и правда всё всегда делал от всего сердца - и от всего сердца отказался ехать на гастроли в Советский Союз по линии Госдепартамента США: музыкант увидел по телевизору, как расисты не пускают чёрных детей в школу в Арканзасе, и в гневе заявил, что не может ехать за границу, потому что «меня там спросят, что я думаю про расовые проблемы, и что я им - врать стану?» Так мы его и не увидели. Хотя, скажем, в Праге в 1965 г. он выступил, как и в Берлине: вот съёмка его берлинского концерта.
ВИДЕО: Луи Армстронг и его «Все звёзды» в Берлине, 1965
От всего сердца Луи Армстронг верил в простоту межчеловеческих отношений - и всех своих знакомых мужского пола, даже президентов, членов королевских семей и целых двух римских пап, Пия XII и Павла VI, называл Pops , «Папаша». От всего сердца он верил, что похудеть можно, только регулярно принимая слабительное, и не просто верил, а проповедовал эту теорию всем, кого знал, и дарил знакомым упаковки своего любимого слабительного травяного сбора. От всего сердца он считал себя баптистом, хотя крещён был в католической церкви, но всю жизнь носил на груди Звезду Давида, в память о русско-еврейской семье Карновских, которая приютила и кормила его в годы беспризорного детства в Нью-Орлеане в начале ХХ века. От всего сердца он считал, что новое поколение музыкантов, заигравших бибоп после второй мировой войны - это жулики, которые украли у него приёмы игры и музыкальные идеи; но даже в пенсионном возрасте, в 50-е и 60-е, гастролируя со своими «Олл Старз» и исполняя невинные стилизации под ранний нью-орлеанский джаз, он способен был вдруг так дунуть в свою трубу и сыграть несколько минут такого подлинного жгуче-огненного джаза, что более молодым музыкантам оставалось только рты разинуть.
Луи Армстронг – фото для обложки журнала “Лайф” (фото © John Loengard, 1965)В заключение послушаем фрагмент с, наверное, последней реально значимой (не «ретро») работы Луи Армстронга в грамзаписи - долгоиграющей пластинки, спродюсированной в 1954 году знаменитым Джорджем Авакяном .
Луи Армстронг, У.К. Хэнди и Джордж Авакян с мастер-лентой альбома «Louis Armstrong Plays W.C.Handy », 1954
Это был концептуальный альбом, который назывался «Луи Армстронг играет Уильяма Кристофера Хэнди»
, и содержал действительно только версии пьес, написанных в 10-х годах ХХ столетия первым профессиональным чёрным композитором, использовавшим в своём творчестве слово «блюз» и блюзовую форму. В сочетании с подлинным глубоким блюзовым чувством Луи Армстронга этот материал дал поистине бессмертные результаты.
СЛУШАТЬ: Louis Armstrong Plays W.C.Handy «Yellow Dog Blues» (Columbia, 1954)