Как начать писать второй аргумент. Клише для сочинения егэ

Аргументация собственного мнения по проблеме.

Что такое аргумент?

В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора, как написано в задании части С. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Обратите внимание

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.Аргументация - это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, всё, что может подтвердить тезис.

Иллюстрирование аргумента

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. примеры, поддерживающие аргумент.

Коллекция аргументов:

Аргументы, оцениваемые двумя баллами

Виды аргументов

Существуют различные классификации аргументов. Например, различают логические аргументы - это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы - доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и др.).

Главное, что должен знать пишущий сочинение: используемые вами аргументы «имеют различный вес», то есть оцениваются различными баллами.

Одни аргументы оцениваются одним баллом, а другие - двумя.

Обратите внимание на то, что аргументы, оцениваемые двумя баллами, всегда предполагают ссылку на автора и название произведения. Кроме того, говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения (О проблеме патриотизма размыш­ляет Л.H.Толстой в романе «Война и мир» ), необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами художественного произведения с рассматриваемой в исходном тексте проблемой.

Например: О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить путь к свободе, - потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к людям.

В качестве аргумента, оцениваемого 2 баллами, могут рассматриваться пословицы, поговорки, афоризмы, но только в том случае, если они сопровождаются пояснениями, вашими размышлениями над их содержанием. Например: Не случайно народная мудрость утверждает безусловную ценность дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»; «Старый друг лучше новых двух», «Друга ищи, а найдёшь - береги»... Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире.

Надо сказать, что любой пример из художественной, научной или публицистической литературы должен быть «обрамлён» вашими рассуждениями, подчеркивающими связь приведённого примера с рассматриваемой вами проблемой.

Приведя пример из публицистической литературы, также не забудьте, кроме фамилии автора, указать название заметки, статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал.

Над проблемой влияния телевидения на современное российское общество размышляет тележурналист Олег Пташкин в статье «Треш-ТВ», опубликованной на сайте www.gazeta.ru. По словам автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис - кризис идей и смысла. Те, кто создаёт телепередачи, совершенно не думают об общественной пользе. Журналист озабочен тем, что современные СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что нормальная жизнь ради семьи, детей, успехов в работе - удел неудачников. Автор убеждён в том, что главная задача современного телевидения - просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные традиции. Только тогда телевидение будет способствовать возрождению духовности.

Всё, что было сказано ранее, касается и примеров из научной литературы.

Люди, не пасующие перед жизненными трудностями, смело смотрящие правде в глаза, - это хозяева своей судьбы. Историк Лев Гумилёв в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» назвал таких людей пассионариями. Среди них много великих исторических деятелей, знаменитых полководцев, борцов за свободу и права человека, и каждый из них внёс свой вклад в развитие общества.

В поисках весомых аргументов некоторые ученики смело придумывают фамилии «известных публицистов» или названия несуществующих произведений, приписывая их порой знаменитым писателям. Например: В одном из своих произведений «Природа» русский писатель И. С. Тургенев размышляет о взаимосвязи природы и человека.

Критик Белинский в своей статье «О человечности» писал о том, что люди должны помогать друг другу.

Также можно привести в пример рассказ А. Приставкина «Война русских и чеченцев».

Не сомневайтесь: все подобные «опусы» будут квалифицированы как фактические ошибки, а значит, вы не только не заработаете баллов за аргументацию, но и потеряете 1 балл за нарушение фактической точности.

Аргументы, оцениваемые одним баллом

Аргументы, оцениваемые 1 баллом, как правило, подобрать проще, поэтому и «удельный вес» их ниже. Большинство из них так или иначе опирается на наш жизненный опыт, наши наблюдения над своей жизнью, жизнью других людей или общества в целом.

Примеры из жизни. Несмотря на то, что жизненный опыт выпускника ещё не очень велик, в своей жизни или жизни окружающих можно найти примеры хороших или плохих поступков, проявления дружеских чувств, честности, доброты или чёрствости, эгоизма.

Будьте осторожны с аргументами этого типа, поскольку, как показывает наш опыт проверки сочинений, большинство из них просто-напросто выдуманы учениками и убедительность подобных доводов весьма сомнительна. Например:

Я на собственном опыте убедилась во вреде дешёвой литературы. После одной из таких книг у меня сильно разболелась голова. Это книга про вора-неудачника. Бред страшный! Действительно, я испугалась, что получу рак мозга после этой книги. Ужасное ощущение!

Приведу пример из личной жизни: сидят люди на улице без жилья, без еды, абсолютно без ничего. Сидят и просят деньги на какую- нибудь еду.

К сожалению, мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить моё обширное мнение по данному вопросу.

Особенно часто в подобных горе-аргументах фигурируют разнообразные родственники, друзья и знакомые, с которыми происходят чрезвычайно поучительные истории. Например:

Я знаю одного человека, который пропустил мимо глаз (?!) болезнь и смерть своего отца. Теперь его дети ему не помогают.

Мне мой дедушка рассказывал, что его папа в 1812 году (?!) был в отряде, когда на Москву начали наступать войска под командованием Наполеона.

Хорошим примером проблемы данного текста являются некоторые мои одноклассники. Очевидно, их слишком мало воспитывали, и они не приучились к труду с детства, так ничего и не делают.

Гораздо реже встречаются примеры из жизни, которые можно признать подходящими доводами:

Я убедилась в том, что существуют не только равнодушные люди. Два года назад в нашу семью пришла беда - случился пожар. Родственники, соседи, знакомые и даже просто люди, знавшие о нашей беде, помогали нам кто как мог. Я очень благодарна всем, кто не остался равнодушным и помог мне и моей семье в трудную минуту.

Убедительнее выглядят наблюдения над жизнью людей и общества в целом, поскольку отдельные факты в таких примерах подвергаются обобщению и оформляются в виде некоторых выводов:

Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и лаской, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.

Впрочем, и аргументы этого типа могут выглядеть курьёзными и не самыми убедительными:

Наверное, у всех мамы и бабушки увлекаются женскими романами. Начитаются женщины всяких книжечек, а потом страдают от того, почему у них не так, как в книжке.

Предположительные примеры представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях:

Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и форми­рующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.

«У слепой веры - злые глаза»,- точно заметил однажды польский писатель Станислав Ежи Лец.

О сущности писательского таланта размышлял Фёдор Михайлович Достоевский: «Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно». «Для иных природа - это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты», - писал Михаил Пришвин.

Помните, что лица, на высказывания которых вы ссылаетесь, действительно должны быть авторитетными в той или иной области. Например, нидерландский философ Бенедикт Спиноза вообще сомневался в значимости подобных аргументов, считал, что «ссылка на авторитет - не довод».

По своей сути пословицы и поговорки представляют собой разновидность ссылки на авторитет. Сила этих доводов заключается в том, что мы обращаемся к авторитету народной мудрости. Помните, что простое упоминание пословиц, поговорок, крылатых слов, не сопровождающееся вашими размышлениями над их содержанием, оценивается 1 баллом.

Не случайно в русских пословицах утверждается ценность опыта старших поколений: «Родительское слово на ветер не молвится; Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».

Ссылки на кинофильмы, в последнее время часто встречающиеся в сочинениях, чаще всего свидетельствуют об узости кругозора, о небольшом читательском опыте. Мы убеждены, что примеры дружбы, гуманного отношения к людям или подвига всегда можно найти не только в фильмах «Аватар» или «Гарри Поттер и философский камень», но и на страницах художественных произведений.

Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли автора о том, что человек должен стремиться к осуществлению своей мечты, может служить судьба героини фильма В. Меньшова «Москва слезам не верит». Катерина работала на фабрике, сама воспитывала ребёнка, заочно окончила институт и в результате добилась успеха - стала директором комбината. Таким образом, каждый из нас в силах добиться осуществления своей мечты. Необходимо только каждым шагом, каждым своим поступком приближать её осуществление.

(Можно заметить, что подтверждение мысли автора можно было бы найти и в судьбе Александра Григорьева, героя романа В. Каверина «Два капитана», или привести в пример Алексея Мересьева из произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», или вспомнить Ассоль из одноимённой повести А. Грина.)

Структура аргумента

При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и двумя аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая обычно выражена так называемыми «логическими переходами» - высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» - высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.,

Несоблюдение этой структуры (в сущности, по этой схеме строится любой абзац связного текста) часто приводит к логическим ошибкам.

Типичные ошибки аргументации

Что проверяет эксперт?

Эксперт выделяет ту часть текста сочинения, которая выполняет функцию аргументации. Затем он устанавливает соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается), оценивает степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии.

Эксперт определяет количество аргументов, а также соответствие аргумента смысловой функции: приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.

Максимальный балл (3) по критерию К4 ставится за работу, в которой экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

Пишется по следующему плану:

    Вступление

    Постановка проблемы

    Комментарий к проблеме

    Ваша позиция

    Аргументы (2 аргумента: из личного опыта и из литературы, истории и т.д.)

    Заключение

Речевые клише для вступления.

Для вступления можно использовать следующие речевые клише :

    Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.

    Риторические вопросы.

    Цитата из текста, - в этих словах звучит (раскрывается, затрагивается)...

Речевые клише для формулировки проблемы.

Для описания проблемы, раскрываемой в тексте можно использовать следующие фразы:

В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему…Волнующую многих проблему … в вышеописанном тексте раскрывает автор…

Речевые клише для отражения позиции автора.

В этом пункте можно использовать следующие речевые обороты :

Речевые клише для выражения собственного мнения.

Для того, чтобы дипломатично выразить свое мнение по поводу раскрываемой проблемы , можно использовать следующие фразы:

Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схжего с автором мнения по поводу …

Речевые клише для аргументирования.

Для того, чтобы органично вписать аргументы в текст , можно использовать следующие клише (в зависимости от типа аргумента):

Нам часто приходиться сталкиваться с… Зачастую, в наше время… Кто из нас не встречал… В наши дни стало обыденностью, что… Особенно остро данная проблема была раскрыта в таком произведении, как… Проблема, раскрытая в данном тексте, волновала многих русских классиков, например,...Актуальность этой темы раскрывает в произведении…. великий русский писатель (поэт, философ).... Теме …. посвящено множество телепередач и статей…

Речевые клише для заключения.

Подытожить сочинение ЕГЭ можно, начав со следующих фраз:

Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что)... Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль:... Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы...

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ.

1. Вступление (2-3 предложения). Во вступлении должен прозвучать К1(1 б.) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

2. Основная часть. а) В основной части должен прозвучать К2 (2 б.)– комментарий проблемы. Для этого еще раз прочти текст и четко изложи мнение автора по данной проблеме. Найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая над данной проблемой, автор – это ты раскроешь уже К3 (1 б.)– позицию автора.

3. Продолжение основной части: б) далее надо отработать К4 (3 б)– изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты.

1 аргумент – из художественной, научной или публицистической литературы,

2 аргумент - из жизненного опыта – то, что видел, слышал по телевизору, в фильмах, в Интернете, по радио, от солидных или уважаемых тобой людей. Это могут быть реальные факты из жизни окружающих, достойные подражания или крайнего осуждения. Свои собственные наблюдения и выводы. Предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях). Пословицы, поговорки, афоризмы, отражающие традиционно-исторический опыт народа, его мудрость (этом случае не просто приводите пословицу, ведь это еще не аргумент, а раскрываете, комментируете её, объясняете её связь с тезисом). Свои суждения, почерпнутые при изучении школьных предметов, например, истории, права, обществознания.

4. Заключение. Сделай вывод в 1-2 предложениях.

Обрати внимание: если неправильно сформулируешь проблему, то по критериям К1-К4 получишь 0 баллов, т.е потеряешь 7 баллов из возможных 23.

При этом будут еще учитываться К5 (2 б.) – смысловая цельность и последовательность,

К6 (2 б.) – точность и выразительность речи,

К7 (3 б.) – при одной негрубой орфографической ошибке,

К8 (3 б.) – при одной негрубой пунктуационной ошибке,

К9 (2 б.) – при отсутствии грамматических ошибок,

К10 (2б.) – при 1 речевой ошибке

К11 (1б.) – при отсутствии этических ошибок,

К12 (1 б.) – при отсутствии фактических ошибок в фоновом материале.

Всего можно набрать за сочинение 23 балла.

Шаблон.

1. Вступление + проблема

(ФИО автора) ставит в своем тексте очень важную проблему – проблему…
или Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. …
или Что такое … ? …….? Именно об этом размышляет (Ф.И. автора) в своем тексте.

или В тексте, предложенном для анализа, автор (или Ф.И.автора) рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание он уделяет проблеме….
или Пишете ключевое слово проблемы (именительный темы). Ставите многоточие. Пишите ассоциации, связанные с этим словом. «Именно этой проблеме …»

или Пишете 2-3 назывных распространенных предложения, которые бы рисовали картину по проблеме. Заявляю проблему.

или Текст, лежащий передо мною, я назвал бы «…», потому что проблема, поднятая (ФИО автора в Т. падеже), посвящена……..

Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он это всё написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?

Разделяет мнение …

Отстаивает что?

Доказывает что?

Убеждает кого в чем?

Призывает к….

Открыто заявляет о своей гражданской позиции…

3. Собственное мнение

Я согласен с … (в том, что…). Во-первых, потому что … Во-вторых,…
или Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

или В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.

или В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …

Для ввода примеров можно использовать:

Приведем пример…

Сошлемся, например, на…

Возьмем в качестве примера…

Сравним…

Сопоставим…

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…

Никто не будет отрицать, что…

Никто из нас не будет возражать против того…

Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…

Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…

4. Краткий вывод.

Эта история заставила меня задуматься о таких (вечных) вопросах, как…

Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…

Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что….

Речевые клише - это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к...
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и...(имя писателя) в...(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Этот поступок героя говорит о...
  • Мы видим, что герой поступил так потому...
  • Автор показывает, к каким последствиям привело...
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет...
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу...

Для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о...! Будем помнить о...!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...
  • Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«...,» - писал.... В этих словах выражена мысль о.... Автор текста тоже считает, что.…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…

(переходов от одной части к другой)

От выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой.

Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.

1. Риторический

вопрос

Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора

«Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?»

«Как поступает наш герой?»

«Может писатель не прав?»

связь

«Рассмотрим теперь…»

«Проанализируем этот рассказ…»

«Ещё хочу сказать, что…»

3. Переход-

соединение

Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…

«Это качество проявляется также в том…»

«Следующая черта, которую необходимо отметить…»

«Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»

4. Переход- противопоставление

Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но…

«Совсем иные взгляды свойственны…»

«Для Булгакова же эта мысль неприемлема»

«Другие методы использует Толстой»

5. Внутренняя связь

Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла

«Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть.

Герою романа Н.Островского

пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх