Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни.

Площадь Сан-Марко в Венеции условно можно разбить на две части: пьяцетту и пьяццо. Пьяцетта - небольшая территория между самой площадью Святого Марка и каналом Джудекка. Она встречает гостей входными воротами в виде двух гранитных колонн. Справа от них стоит Дворец дожей (правителей города), слева - Библиотека Марчиана, заканчивается пьяцетта Колокольней. Центром притяжения служит Собор Сан-Марко - главная достопримечательность города. Не менее интересны здания Прокураций, Часовая башня, Лоджетта. Современный вид, форму, размеры она приобрела к 1777 году. Сейчас ее длина 175 м, ширина 82 м.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

История

История возникновения этого удивительного места уходит корнями в 829 год. Венецианские купцы, имевшие торговые дела в египетской Александрии, ухитрились тайком вывезти мощи великого христианского святого, апостола Иисуса Христа - евангелиста Марка, спрятав их в саркофаг среди свиных шкур. Видимо они заметили, что мусульмане никогда не прикасаются к «нечистому» грузу. План удался, таможенный досмотр обошел их стороной, и мощи благополучно прибыли в Венецию.

Для их размещения построили базилику Сан-Марко, соответственно и площадь перед ней назвали также. В 976 году во время пожара здание сильно пострадало. Вместо него был построен величественный собор. Площадь постепенно расширялась, стала центром города, на ней проходили все политические мероприятия, народные праздники и даже казни.

Архитектурные достопримечательности

Знакомство с достопримечательностями начинается для туристов сразу же, как только они выходят из вапоретто (морские такси). На Piazza San Marco сосредоточен целый ряд исторических зданий и сооружений.

Колонны Святого Марка и Теодора

Первое, что видят гости, ступая на мостовую пьяцетты, это две гранитные колонны. Они привезены из Константинополя в 1125 году, а установлены только в 1196 году. Колонны монолитные и очень тяжелые, вес каждой более 100 тонн, именно из-за этого их длительное время не могли установить. Одну из колонн венчает мраморная статуя Святого Теодора с копьем, попирающего ногами дракона. Эта сцена символизирует власть Венеции над морской стихией. Святой Теодор был первым покровителем города и до сих пор очень любим и почитаем венецианцами.

На капители другой колонны - бронзовый крылатый лев, держащий лапу на открытом Евангелии. Лев - библейский символ святого Марка. Он изображен на гербе Венеции. Этой фигуре более 2500 лет, по одной версии она была привезена из Китая, другие усматривают в ней образец ассирийского искусства. В прежние времена пространство между колоннами служило местом казней. До сих пор венецианцы считают дурной приметой проходить там, где свершались смертные приговоры.

Собор Сан-Марко

По существующей легенде евангелист Марк проповедовал христианство в Венецианской лагуне. Однажды, попав в страшную бурю, он пережидал ее. Во сне явился ангел и возвестил, что он обретет вечный покой на этой земле. И вот, уже 12 веков мощи святого покоятся под сводами собора, названного в его честь. С первого же взгляда Собор Сан-Марко поражает своим великолепием. Базилика, построенная в 829 году, сильно пострадала от пожара 976 года, поэтому на ее месте решили построить новое здание. Современный вид собор приобрел в 1094 году.

В тот период было велико влияние на Венецию Константинополя. Поэтому здание возведено в византийском помпезном стиле, с роскошью, нехарактерной для храмовых сооружений Западной Европы. Мраморный фасад украшен многочисленными колоннами, башнями, барельефами, скульптурами. Необычайно красивы мозаичные композиции со сценами «Страшного суда» и «Похищения мощей Святого Марка».

У собора пять входных порталов. Над главным - установлена величественная бронзовая квадрига (четыре коня). Скульптуры относят к работе древнегреческого мастера 4 века до н.э. Они украшали триумфальную арку Нерона в Риме, а потом арку Трояна. Венецианцам достались в качестве военного трофея. Венчают храм пять куполов, облицованных серебристыми прямоугольными пластинами.

Не менее завораживает внутреннее убранство. Из-за обилия золота Собор Сан-Марко нередко называют «Золотой Собор». Своды, стены, купола покрыты мозаикой из разноцветного муранского стекла. Купол расписан сценами «Сотворения мира». Но главная драгоценность находится под алтарем: это рака с мощами Святого Марка.

Золотой Алтарь - великое произведение готического искусства выполнен в 1345 году. Его размеры - 3,50*1,4м. На нем изображены эпизоды из Священного Писания, жизни Святого Марка. В драгоценный оклад вставлены эмали и 2500 камней: аметисты, изумруды, сапфиры, рубины. Иконостас изготовлен из серебра, покрыт слоем золота, украшен множеством эмалевых пластин, драгоценных камней.

Часовая башня

Здание построено в 1499 году под руководством архитектора Кодуччи. Композиция состоит из четырех частей. Главный ее элемент - сине-золотые астрономические часы. На циферблате два круга: наружный и внутренний. Золотая стрелка показывает время по наружному кругу. На внутреннем - изображены знаки зодиака и фазы Луны. Над часами установлена медная статуя сидящей Мадонны с младенцем Христом. Дважды в год, на Богоявление и Вознесение, перед ней появляются волхвы, склоняющиеся в поклоне.

По обе стороны от статуи - небольшие прямоугольные окошечки, где указываются текущие часы и минуты. Выше установлена скульптура крылатого льва, держащего в лапах открытое Евангелие. Венчают башню статуи двух мавров из бронзы: старик и юноша. В руках у них длинные молоты, которыми они периодически ударяют по колоколу: за 5 минут до целого часа и через 5 минут. Это символ уходящего вперед времени.

Библиотека Сан-Марко

Библиотека находится на северной стороне пьяцетты. Длина здания 80 м. Оно построено в 1537-1545 г.г. по проекту архитектора Сансовино. Первоначально библиотека предназначалась для хранения старинных греческих, латинских первопечатных книг и манускриптов (рукописных свитков), преподнесенных городу кардиналом Брессаноне.

В последующие годы пополнялась за счет военных трофеев, монастырских и семейных коллекций. Сейчас библиотека Сан-Марко (Marciana) насчитывает около 40 тыс. уникальных экземпляров. Беломраморный фасад очень наряден, украшен балюстрадой из статуй, колонн. Внутреннее убранство не менее изыскано: на стенах - портреты знаменитых мыслителей и философов, в позолоченном зале хранятся рукописи в изысканных переплетах.

Дворец Дожей

Здание в стиле венецианской готики, украшенное колоннами, ажурными арками создает впечатление воздушности и легкости. Расположено оно одной стороной к морю, фасадом - к площади. Во дворец ведет Лестница Гигантов, по обе стороны от нее – две огромные статуи, символизирующие войну и море: Марс и Нептун. Между ними вверху – барельеф крылатого льва. Здесь давали присягу избранные дожи.

Дворец дожей был построен в XIV веке, имел несколько предназначений:

  • Частные апартаменты дожа (правителя Венеции). Там они жили и правили
  • Магистратура, где заседали Сенат, Совет, располагались различные Коллегии
  • Гражданский и церковный Суд
  • Трибуна - с балкона второго этажа дож обращался к жителям Венеции
  • Тюрьма

В залах магистратуры обсуждались законы, решались политические, церковные вопросы, принимались послы и дипломатические миссии. В зале Сената вершился суд, и до наших дней сохранилась судебная трибуна 18 века. Интерьер дворца поражает своей роскошью. Стены и потолок облицованы мрамором, гобеленами, кожей с золотой отделкой.

Украшением служат полотна гениальных художников, таких как Тициан, Тинторетто, Порденоне, фрески Паоло Веронезе. На одних изображены сцены, прославляющие Венецию: победоносные битвы, построение флота, морские сражения. На других - эпизоды из Священного Писания, боги античного мира. Особого внимания достойно уникальное собрание оружия: боевого, декоративного, трофейного. Всего экспозиция насчитывает 2031 предмет, в их числе доспехи французского короля Генриха IV, рыцарей-крестоносцев, турецкий штандарт, сабли, мушкеты.

Старая и Новая Прокурации

Прокурации были построены для размещения высших чиновников исполнительной власти - прокураторов. В их обязанности входило исполнение постановлений дожа и Сената в финансовой, юридической, имущественной, политической и других сферах. Первую Прокурацию - Старую - построили на северной стороне площади в 1532 году. Это длинное трехэтажное здание с арками, лоджиями, колоннами. Из-за разрастающегося бюрократического аппарата одного здания оказалось недостаточно.

В 1586 году напротив него были построены Новые Прокурации. А в 1810 году по указу Наполеона на западе площади построили еще одно здание - Ала Наполеоника (крыло Наполеона), соединяющее обе Прокурации. Все здания построены в едином стиле эпохи Возрождения. Сейчас на верхних этажах располагаются музеи, нижние отданы под кафе.

Лоджетта Сансовино

Лоджетта - небольшое изысканное здание, созданное по проекту архитектора Сансовино в стиле барокко, примыкающее к колокольне. Время постройки: 1537-1540 годы. Фасад выполнен из белого и цветного мрамора, украшен колоннами, барельефами со сценами из античной мифологии, статуями богов. Долгое время Лоджетта служила местом встреч знатных патриций. Позже в ней разместилась стража Дворца дожей. Сейчас через Лоджетту входят на смотровую площадку колокольни.

Кампанила

Кампанила - смотровая площадка и колокольня собора Сан-Марко. У основания имеет форму квадрата со стороной 12 м, высотой 98,6 м. Она выстроена из кирпича, увенчана мраморной звонницей с пятью колоколами, украшена статуями богинь Правосудия, Венеры, Минервы, фигурой крылатого льва. Завершается колокольня шпилем в форме пирамиды, на вершине которого установлен флюгер с золотым архангелом высотой 2 м.

Первая башня на этом месте была построена в IX веке, служила смотровой площадкой и маяком. В начале XVI века построили новый вариант колокольни. Она простояла почти 400 лет и в 1902 рухнула. Десять лет шли работы, и первоначальный вид был восстановлен полностью.

Сан Марко – площадь голубей

Голуби стали неотъемлемой частью Piazza San Marco. Согласно преданию, на освящение собора приехало много гостей. В числе даров были два голубя, которых выпустили на волю. Они сели на карниз собора, что было сочтено символичным знаком, голуби признаны священными. С тех пор сложилась традиция охранять и кормить птиц.

Со временем их расплодилось великое множество. Из санитарных соображений, и чтобы ограничить потомство, голубей кормят специальным кормом. До 2008 года пакетики с крупой можно было купить на площади, но потом продажу прекратили и туристам запретили кормить птиц.

Время работы и цены на билеты

Время работы достопримечательностей на пьяццо Сан-Марко разнится по сезонам. Высоким сезоном считается апрель–октябрь, низким: октябрь–апрель.

Собор Святого Марка:

  • Вход в Собор бесплатный. В будни часы работы: 9.30 –17.00, в выходные: 14.00–17.00.
  • Билет в Музей Святого Марка стоит 5 €. Открыт ежедневно: 9.45 – 16.50.
  • Посещение Сокровищницы – 3 €. В будни: 9.45 – 17.00, выходные:14.00 – 17.00
  • Вход в Золотой алтарь 2 €. В будни: 9.45 –17.00, выходные: 14.00 –17.00

В низкий сезон время посещения сокращено на час. Вход в Собор с багажом запрещен, нельзя делать фото- и видеосъемку, громко говорить и находиться в открытой одежде.

Чтобы не спеша осмотреть все достопримечательности Венеции , побывать в самых удалённых её уголках и чтобы прочувствовать и хотя бы немного понять этот город, необходимо провести здесь как минимум неделю.

Практически все путешественники начинают знакомиться с Венецией со знаменитой площади Сан-Марко , когда многочисленные кораблики высаживают их, причалив к шумной набережной. И мы не были исключением - нас доставили к пристани, и мы, пройдя мимо бесконечных сувенирных лавок, прикупили на всякий случай зонт с видами города и отправились гулять по Сан-Марко.

Площадь, несомненно, стоит посетить. Во-первых, на Сан-Марко сосредоточены самые именитые достопримечательности, и, во-вторых, на площади просто очень красиво. Впервые в жизни оказавшись здесь, мы испытали чувство дежавю, ведь это место неоднократно становилось площадкой для съёмок кино, и столько раз мы видели площадь на фото и по телевизору.

Самыми главными архитектурными объектами площади Сан-Марко в Венеции считаются и Кампанила базилики Св. Марка - колокольня высотой около 100 метров. Несмотря на то что очередь перед башней была внушительной, продвигалась она довольно быстро. Вход платный - приблизительно 5-6 евро, но за эту сумму наверх нас поднял лифт (пусть и не очень быстрый), а не собственные ноги). Вид с вершины колокольни отличный!

Туристов наверху надёжно защищает сетчатое ограждение. Сетка крупная, поэтому можно приноровиться, чтобы сделать неплохие снимки. Кстати, можно приобрести комбинированный билет за 11 евро, который позволяет посетить Дворец дожей и многие другие музеи на площади Сан-Марко.

Невозможно не заметить на площади часовую башню Torre dell`Orologio , возведённую в конце XV века архитектором Кодуччи. Настоящий шедевр - астрономические часы на башне, показывающие времена года, лунные фазы, часы и переход Солнца из созвездия в созвездие.

Дворец дожей, пожалуй, самое пышное здание во всей Венеции. Здесь проходили заседания сената и Большого совета, работали суд и тайная полиция. На мой взгляд, дворец больше напоминает резную шкатулку, чем крепость. Ведь главной целью создателей дворца было поразить иностранных послов, изумить их. Фасад строения словно говорил, что Венеция способна завоевать новые территории не огнём и мечом, а торговлей. Этим вполне можно объяснить роскошные внутренние помещения, созданные знаменитыми художниками - Беллини, Тицианом и другими. Что ж, Дворец дожей нам, безусловно, понравился.

Увидев собор Св. Марка , мы ахнули от удивления - настолько он оказался красив. Снаружи собор можно разделить на три уровня: нижний ярус, затем терраса и купола.

Говорят, что саркофаг, который стоит у алтаря, хранит мощи Святого Марка.

За небольшой дверью около главного входа есть лестница, ведущая на внешнюю галерею. Здесь можно побыть рядом с конной квадригой из Константинополя. Оригиналы, правда, хранятся в музее собора, а здесь стоят их копии.

А с крыши собора Св. Марка можно полюбоваться красивым видом на венецианскую лагуну.

Раньше многочисленных голубей, которыми славится площадь Сан-Марко, можно было кормить крупой. Купив за один евро кулёк, люди предавались тесному общению с этими милыми птичками: тучи голубей тут же слетались, садясь на руки и головы счастливых туристов. Но сейчас почему-то крупу больше не продают, а вот голуби остались. У меня, например, возник вопрос: птиц на площади множество, но везде очень чисто! Ведь где-то же голуби это делают?))

После долгой прогулки по площади Сан-Марко мы решили отдохнуть в расположенном здесь кафе «Флориан». Это, кстати, одно из самых старых кафе в Венеции, открытое в далёком 1720 году. За прошедшие века здесь успели побывать многие великие люди - Руссо, Байрон, Бродский, Хемингуэй, Гёте и другие.

Посидеть в знаменитом кафе приятно, конечно, но дорого. За чашечку ароматного кофе придётся выложить не менее 6 евро. И в счёт обязательно включат supplemento musica, т. е. доплату за живую музыку, которая составит 6 евро с человека.

Невзирая на сумму в итоге мы остались довольны не только приятной атмосферой «Флориан», но и замечательной прогулкой по площади Сан-Марко в Венеции!

Это единственное место в городе, которое сами венецианцы называют пъяцей – площадью.

Оставшиеся площади жители города называют campo или campiello – полем или маленьким полем. В IX веке это была небольшая площадка возле Собора Святого Марка. В 1777 году площадь обрела свои сегодняшние размеры. В наши дни площадь Святого Марка имеет форму трапеции с длиной – 175м, шириной в широкой части – 82м, а в узкой – 56м.

Северную сторону площади занимает здание Старых Прокураций, южную — здание Новых Прокураций. К Старым Прокурациям пристроена часовая башня с колоколом, по которому каждый час бьют бронзовые статуи, а циферблат украшен знаками зодиака. Эти здания в западной части соединяют аркады Фабрике Нуове, благодаря чему площадь имеет вид огромного двора . В юго-восточном углу возвышается колокольня Сан-Марко. Высота колокольни – 99м.

Однако главной достопримечательностью площади является Собор Святого Марка – кафедральный собор Венеции, который и дал площади ее название. До 1807 года собор был придворной капеллой при .

Совет: попасть в собор без очереди можно купив билет заранее онлайн за 5 евро.

По легенде в 828 году два венецианских купца Рустико и Буоно украли тело Святого Марка и вывезли его из Александрии, предварительно спрятав в свиных тушах. Для хранения мощей Святого Марка и была возведена базилика, которая была освящена в 832 году. В 976 году пожар практически уничтожил базилику, но к концу X века ее реставрировали. Новое строительство собора по византийскому образцу (Константинопольская церковь Двенадцати апостолов) было начато в 1063 году, а в 1094 собор был освящен. В течение следующих веков собор украшался и расширялся. Каждый иностранный корабль, приходивший порт, должен был предоставить в собор драгоценный подарок. Много реликвий оказалось в церкви после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году.

  • Читайте

Собор Сан-Марко становится религиозным и политическим центром Венецианской республики. В соборе проводились грандиозные официальные церемонии: коронация и представление горожанам нового дожа, благословление войск перед войной (в частности перед 4-м крестовым походом). Здесь же получил свое благословление перед отплытием капитан Марко Поло.

Более 4-х веков собор строился и достраивался. Это сказалось на архитектурном стиле. Собор представляет собой гармоничную смесь эпох и стилей.

Преобладающий стиль – византийский, но это верно для общего вида и куполов. Добавление античных колон и барельефов, готических башен и стрел, облицовки восточным мрамором – все это дает основание сделать вывод, что Собор Сан-Марко – уникальный архитектурный памятник, выполненный в своем, венецианском стиле.

Здание собора построено в форме греческого креста размерами 76,5м на 62,5м, высота по центральному куполу – 43м. Интерьер церкви представлен разнообразным иконостасом, статуями апостолов и многочисленной мозаикой.

В наши дни Собор Сан-Марко является действующим храмом, где проводятся богослужения. А такие реликвии как мощи Святого Марка, мощи мученика Исидора, образ Богородицы «Никопея», делают Собор Сан-Марко центром христианского паломничества.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Площадь Сан Марко в Венеции (Италия) указана во всех путеводителях для туристов, посещающих регион. Она по праву является главной в черте города. Другая в окрестностях не может сравниться с ней ни по размерам, ни по представленным там историческим, культурным, архитектурным достопримечательностям. Жители города только ее привыкли именовать Piazza (площадь - в переводе с итальянского). Все остальные похожие по функциям места в Венеции они называют campo (поле) либо campiello (небольшое поле).

Сан Марко - главная площадь Венеции

Принято разделять ее территорию на два участка. Пьяцца - основная и самая большая ее часть. Пьяцетта - участок, выходящий на набережную. Можно сказать, что это ворота с моря. Именно их первыми видят туристы, прибывающие в Венецию по воде. На входе сразу же попадают в поле зрения две величественные колонны из мрамора с символическими скульптурами вверху.

Сан Марко - площадь, по форме напоминающая трапецию. Длина ее 175 м, минимальная ширина составляет 56 м, а максимальная 82 м. Раньше, в период своего образования (IX век) она была намного меньше. Упоминалась лишь небольшая площадка напротив Как раз в то время мощи святого прибыли в Венецию. Собор был возведен в его честь, и он же стал покровительствовать городу. С течением времени святыню перестраивали и расширяли, добавляя и без того величественному сооружению новые украшения и архитектурные детали.

История

Место приобрело особую важность и значение с 829 года, когда в построенной базилике были погребены вывезенные купцами из Александрии мощи С тех пор Сан Марко - площадь перед религиозной святыней, также стала важным местом паломничества. В 1267 году она была замощена с использованием каменной кладки.

Рядом с собором на протяжении нескольких столетий возводилась величественная колокольня, которая была закончена только в XVI веке. В далеком 1177 году на этой площади примирился Папа Александр III и император Барбаросса. На ней традиционно проводились важные церемониальные процессии, проходили турниры и символические охоты на быков. По площади после принесения присяги венецианцы проносили вступивших в права и воссевших на трон великих дожей.

Устроители посчитали, что территория церемониального места недостаточна и в 1777 году она была расширена до существующих на сегодня размеров. С 1807 года отстроенный Собор Св. Марка стал кафедральным. В 1902 году на площади разрушилась знаменитая колокольня (Campanile). Но величественное здание было восстановлено в первоначальном виде спустя десятилетие.

Достопримечательности

Чем еще знаменита Венеция? Сан-Марко - один из шести районов города. Он считается сердцем города и известен, в том числе, знаменитой одноименной площадью. Главенствующее место на ней занимает Дворец дожей. Он пережил разрушения и пожары. В величественном здании в разное время заседал Сенат, Большой совет, судьи и даже тайная полиция. Но, прежде всего, это была главная резиденция дожей республики.

Кроме упомянутой колокольни из красного кирпича, возвышающейся почти на 99 метров и используемой в ночное время как маяк для кораблей, радует глаз не такая высокая, но не менее знаменитая часовая башня в составе окружающего ее архитектурного комплекса. Она соседствует с фасадом Старых Прокураций. Вызывает интерес богато украшенное статуями и барельефами здание у основания Campanile - Лоджетта, изначально проектируемая, как сооружение для встречи вельмож, прибывающих в город. Нельзя не упомянуть изысканный двухъярусный фасад национальной библиотеки Сан Марко. Площадь, как утверждают специалисты, является ярчайшим примером средневекового архитектурного зодчества.

Современность

Есть мнение о том, что площадь Сан Марко в Венеции вместе с городом постепенно опускается под воду. Возможно, уже в ближайшие десятилетия окружающая территория из-за повышения уровня моря сделается непригодной для обитания. Но сейчас все достопримечательности открыты для туристов. Во действует уникальный музей.

Сложно утверждать, что является большей достопримечательностью здания - экстерьер или его интерьер. Среди экспонатов музея богатейшие коллекции, трофеи, карты, исторические документы. Можно приобрести сувениры на любой вкус, обозреть величественную панораму со смотровой площадки на часовне или базилике.

Сан Марко - площадь голубей

Почему так говорят все, кто побывал в Венеции? Существует легенда о паре птиц, однажды подаренных дожу по случаю коронации. Выпущенные из клетки, они уселись на освященной арке построенной базилики. Это посчиталось хорошим знамением, поэтому голубей впоследствии выпускали по случаю Вербного воскресенья. Традиция привела к тому, что птицы не улетали далеко, а селились в округе. На площади они были в безопасности, их постоянно подкармливали.

Властям же приходилось решать проблемы очистки достопримечательностей от продуктов жизнедеятельности голубей. Их помет не давал туристам сполна оценить величественную красоту исторических и культурных достопримечательностей. На многочисленных арках и карнизах приходилось устанавливать конструкции, отвлекающие птиц. Были периоды, когда даже вводились ограничения на продажу на площади птичьего корма.

Площадь Сан-Марко

Площадь святого Марка, работы Каналетто, 1730. Площадь выглядит так же, как и в наши дни.

План площади 1831 года

Cesare Vecellio. Вид на Площадь святого Марка XVI век

Площадь Сан-Марко (итал. Piazza San Marco), или площадь Святого Марка - главная городская площадь Венеции, Италия. Логически состоит из двух частей: Пьяцетты - площадки от Гранд-канала до колокольни, и непосредственно Пьяццы (площади).

Площадь образовалась в IX веке, как небольшое пространство перед Собором Святого Марка. В 1777 году она была расширена до своих нынешних размеров.

Архитектурной доминантой площади является Дворец дожей и, находящаяся на некотором расстоянии колокольня базилики Святого Марка с лоджеттой. Вокруг площади, если смотреть против часовой стрелки от Большого канала, высятся:

Колонны Святого Марка и Святого Теодора

Дворец дожей

Собор Святого Марка

Часовая башня Святого Марка

Старые и Новые Прокурации, на первом этаже которых находятся несколько кафе, в том числе и знаменитое кафе «Флориан».

Ала Наполеоника

Библиотека Сан-Марко

Мостовая

В конце XIII века площадь была вымощена кирпичами «в елку». При этом полосы светлого камня укладывалась параллельно длинной оси площади. Эти линии, вероятно, использовались, как маркеры при организации частых церемониальных процессий. Это оригинального вида мостовая запечатлена на полотнах Средневековья и Ренессанса, например на Процессии на Площади Святого Марка работы Джентиле Беллини 1496 года.

Бесчисленное количество голубей разгуливающих по площади стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Существует легенда, повествующая о появлении голубей на Сан Марко:

В Венеции существовала традиция подносить дожу раз в год дары от каждого района города и религиозных братств. Обычно это были продукты питания - фрукты, сладости, дичь и тому подобное. Однажды, в год завершения строительства базилики Сан Марко, среди даров была обнаружена клетка с двумя голубями. Птиц выпустили из клетки и они вылетели наружу и уселись на арке фасада только что освященной базилики. Это было истолковано как очередное чудо святого Марка, который таким образом дал знать, что желает, чтобы голуби стали священными птицами, которым покровительствует сам святой. Дож подписал декрет, по которому Сиятельнейшая обязалась кормить за свой счёт эту пару голубей и всё их потомство… этот декрет в последствии подтверждался Сенатом, даже когда птиц стало слишком много. Лишь в декабре 2008 года, в разгар эпидемии птичьего гриппа, городскими властями было принято решение запретить продажу на площади Сан Марко корма для голубей.

9. Соборный ансамбль в Пизе

Падающая башня в Пизе – колокольня собора в городе Пиза (Италия), расположенная на Соборной площади, которую часто называют «Площадь чудес». Знаменитая ‘падающая’ башня (Torre Pe’ldente) – это колокольня (Campanile) собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля, состоящего, помимо колокольни и собора, еще из часовни для крещения (баптистерия) и кладбища. Если бы ‘падающая’ башня не кренилась, а стояла строго вертикально, как все остальные башни на свете, слава ее ограничилась бы, вероятно, лишь узким кругом архитекторов и историков. Благодаря же своему конструктивному изъяну она известна во всем мире. Работы по строительству кампанилы начались в 1174.

Считается, что архитекторами были Бонанно Пизано и Гульельмо да Инсбрук.

После того как колокольня собора Pavia разрушилась в 1989 году, Consorzio Progetto Torre di Pisa (Консорциум Проекта Пизанской Башни) поручил инженерам стабилизировать «Падающую» Башню. Из-за того, что Башня наклонялась в различных направлениях первые годы, она слегка искривилась, как банан. Инженеры работают над фундаментом Башни больше чем над самим строением, надеясь вернуть вершину башни примерно на 20 см назад. Но это означает, что 800-летняя башня останется «падающей».

Работы по сохранению башни (решению проблемы ее наклона) начались еще во время строительства. Первая комиссия экспертов работала на ней в 1298, проверки проводились в 1396, в 1550, неоднократные в 18–19 вв. До нашего времени на ней работали уже 15 комиссий. В 1935, чтобы сделать фундамент башни влагонепроницаемым, в него ввели жидкий цемент. В 1992 на высоте первой галереи и под карнизом памятника были наложены 18 стальных колец, покрытых специальным пластиком, которые должны были помешать дальнейшему проседанию здания. Для временного укрепления фундамента с северной стороны положили 600 тонн свинца, который в 1993 перенесли на платформу, соединенную с башней при помощи обручей.

Падающая’ башня имеет цилиндрическую форму и устремляется ввысь своими восемью ярусами (считая звонницу). Шесть центральных ее этажей окаймлены изящными декоративными аркадами, в облике которых, возможно, сказалось влияние византийской или мусульманской архитектурной традиции. Вопрос о возможных мусульманских влияниях интересен вдвойне, поскольку до сих пор не ясно, возникла ли идея отдельно стоящей колокольни в христианской церковной архитектуре под воздействием мусульманских минаретов, или, напротив, сами эти минареты, с высоты которых муэдзины призывали верующих к моленью, ведут свою родословную от христианских колоколен.’Падающая’ башня строилась как колокольня при Пизанском соборе, возведение которого началось столетием ранее. Случилось это после победного морского сражения пизанцев против сарацин при Палермо в 1063 году. В Пизанском соборе находятся несколько захоронений различных исторических деятелей, среди которых – гробница германского императора Генриха VII. Архитектурный стиль сооружения приобрел известность под названием романо-пизанского. В черно-белой мраморной облицовке наружных стен опять-таки очевидно влияние ислама. Фасад первого этажа увенчан аркадами, а в верхней части декоративные аркады расположены в несколько ярусов Друг над другом, уменьшаясь от центра к флангам и образуя фронтонную конструкцию. Собор с его средним и поперечным нефами и богато орнаментированным интерьером был окончательно достроен позже.

Круглая в плане башня, выполненная из камня и мрамора, вызывает восхищение своими грандиозными размерами, ажурностью и ощущением «эффекта падения». Высота восьмиярусной колокольни – 58,36 м над фундаментом, диаметр основания – 15,54 м, отклонение на уровне основания превышает 4 м. Центральный цилиндр башни выложен из кирпича. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине (у основания – 4,9 м, на высоте галерей – 2,48 м). Нижний ярус колокольни украшен 15 полуколоннами. Ажурность и легкость башне придают колонны, с опирающимися на них округлыми арками, с проходами под ними: 6 ярусов аркад по 30 колонн в каждом. Наверху расположена нарядно украшенная звонница с колоколами. Внутри цилиндра колокольни идет винтовая лестница из 294 ступеней, по которой можно попасть на обзорную площадку.

Башня декорирована орнаментом из цветного мрамора (белого и светло-серого). У входа расположены барельефы с изображением фантастических животных, наверху – люнетта со скульптурой Мадонна с младенцем Андреа Гварди (15 в.)

В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый. Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.

Мастера, внёсшие огромный вклад в строительство и украшение Пизанской башни Первым строителем храма был архитектор Бускетто, вероятно, выходец из Греции. На это указывают как фамилия мастера, так и предложенная им композиция собора, восходящая к идеям византийской архитектуры V века.

После 1118 года строительство Пизанского собора продолжил мастер Райнальдо. Он удлинил главный неф здания и возвел фасады. Именно ему принадлежит оформление главного фасада собора в виде нескольких рядов легких, изящных полукруглых аркад. В Тоскане не было принято украшать фасады церквей скульптурой, и мастер Райнальдо просто облицевал фасад белым и черным, с серо-голубым оттенком, камнем с мраморными инкрустациями. Под ярким южным солнцем Пизанский собор контрастирует с зеленью луга и, кажется, вбирает в себя все краски неба. Собор производит удивительное впечатление благодаря ювелирной отделке своих колонок и арочек, создающих ощущение игрушечности. Сколько же терпения и любви понадобилось мастерам, чтобы так тщательно и кропотливо соединять в единое целое множество мраморных деталей!В основном строительство Пизанского собора было завершено в 1150-х годах. Такая сравнительно быстрая постройка объясняется тем, что мастера не тратили время на возведение сложных каменных сводов: перекрытие центрального нефа выполнено деревянным. Над порталами помещены красочные мозаичные панно. Интерьер собора украшают позолоченный потолок и многочисленные мраморные скульптуры. Скульптурные работы в храме связаны с именем выдающегося итальянского мастера Никколо Пизано. Его скульптуры напоминают искусство времен Римской империи времен раннего христианства. Многие исследователи усматривают в творчестве Пизано первые проблески эпохи Ренессанса (»проторенессанс»). Дело отца продолжил его сын, Джованни Пизано, также много работавший над украшением храма.

Строительство звонницы-кампанилы (»Пизанской башни») было начато в 1174 году, как предполагают – мастерами Вильгельмом (Гульельмо) из Инсбрука и Боннано. Башня имеет монолитное основание, окруженное «слепыми» (без прохода внутрь) аркадами. Над ними поднимается шесть ярусов арочных галерей, таких же, как и аркады главного фасада собора. Этот мотив аркад объединяет весь ансамбль в единое целое.

В алтаре Пизанского собора возвышается колоссальная статуя Христа. Очень хороша мраморная готическая кафедра (амвон) – работы отца и сына Пизано, одна из главных достропримечательностей собора. Кафедра богато украшена скульптурой и рельефами работы Никколо Пизано, выполненными около 1260 года. В целом же внутреннее убранство собора сильно пострадало во время пожара 1596 года.

Знаменитый соборный ансамбль в Пизе – шедевр средневековой итальянской архитектуры. Создание ансамбля началось в 1063 году, когда на окраине города, на зеленом лугу, было заложено здание ансамбля городского собора, включившего в себя беломраморный пятинефный собор, колокольню и баптистерий-крещальню. Так на удаленной от городского центра площади образовалось одно из выдающихся произведений средневековья, оказавшее огромное воздействие на развитие итальянской культуры.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх