Этико-эстетическая программа. Классицизм как художественное направление

Лекция: Зарождается в Италии, но наивысшего расцвета достигает во Франции. Латинское - классикус - образец. Классицизм базируется на философии Рене Декарта, рационализме. Рационализм - способность мышления, основанная на рассудке. Чувственное познание отрицается или рассматривается как несовершенное. В произведения классицизма все подвергается суду разума. Основной конфликт Классицизма - конфликт разума и чувств. Эстетика Классицизма: идея о вечности и неизменности законов разума =) законы, по которым творятся произведения искусства, вечны и неизменны. Источники сюжетов: античная литература или мифология. Законы искусства: 1. Высокие (ода, трагедия) и низкие жанры (комедия, эпиграмма, басня). Смешение невозможно. Герои трагедий - люди из высшего сословия. Герои низких жанров - простолюдины; 2. Правило триединства (время, место, действие). Сюжетная линия укладывается в сутки. Место действия не должно меняться. Одна главная сюжетная линия без побочных (функция искусства - воспитательная =) зрителя не нужно отвлекать от самых главных мыслей в пьесе).

Теории и практике барокко в 17 в. решительно противостояла классицистская доктрина. Эстетика классицизма (термин восходит к лат. classicus; первоначальное значение - гражданин высшего имущественного класса; более позднее переносное значение - образцовый, в том числе и в области искусства), как и эстетическая концепция барокко, складывалась постепенно.

Истолкователи классицизма обычно объявляют важнейшей чертой классицистской поэтики ее нормативный характер. Нормативность этой поэтики совершенно очевидна. И хотя наиболее полный и авторитетный, получивший всеевропейское значение свод классицистских законов - «Поэтическое искусство» Никола Буало - был опубликован лишь в 1674 г., задолго до этого, нередко опережая художественную практику, теоретическая мысль классицизма постепенно формировала строгий свод законов и правил, обязательных для всех деятелей искусства. И все же в творческой практике многих сторонников классицизма можно наблюдать далеко не всегда строгое соблюдение этих правил. Из этого, однако, не следует, что выдающиеся художники классицизма (в частности, Мольер) в своей литературной деятельности «выходили за пределы» классицизма. Даже нарушая некоторые частные требования классицистской поэтики, писатели оставались верны его основным, фундаментальным принципам. Художественные потенции классицизма были несомненно шире свода строгих правил и способны были обеспечить углубленное по сравнению с предшествующей литературой постижение некоторых существенных сторон действительности, их правдивое и художественно полноценное воссоздание.

Из этого следует, что при всем значении нормативности для искусства классицизма, она не является его важнейшей чертой. Более того, нормативность - лишь результат присущего классицизму принципиального антиисторизма. Верховным «судьей» прекрасного классицисты объявили «хороший вкус», обусловленный «вечными и неизменными» законами разума. Образцом и идеалом воплощения законов разума и, следовательно, «хорошего вкуса» классицисты признавали античное искусство, а поэтики Аристотеля и Горация истолковывались как изложение этих законов.

Признание существования вечных и объективных, т. е. не зависимых от сознания художника, законов искусства, влекло за собой требование строгой дисциплины творчества, отрицание «неорганизованного» вдохновения и своевольной фантазии. Для классицистов, конечно, совершенно неприемлемо барочное возвеличение воображения как важнейшего источника творческих импульсов. Сторонники классицизма возвращаются к ренессансному принципу «подражания природе», но истолковывают его более узко. Считая источником красоты гармонию Вселенной, обусловленную лежащим в ее основе духовным началом, эстетика классицизма ставила перед художником задачу привносить эту гармонию в изображение действительности. Принцип «подражания природе», таким образом, в истолковании классицистов предполагал не правдивость воспроизведения действительности, а правдоподобие, под которым они подразумевали изображение вещей не такими, каковы они в реальности, а такими, какими они должны быть согласно разуму . Отсюда важнейший вывод: предметом искусства является не вся природа, а лишь часть ее, выявленная после тщательного отбора и сведенная по сути дела к человеческой природе, взятой лишь в ее сознательных проявлениях . Жизнь, ее безобразные стороны должны предстать в искусстве облагороженными, эстетически прекрасными, природа - «прекрасной природой», доставляющей эстетическое наслаждение. Но это эстетическое наслаждение не самоцель, оно лишь путь к совершенствованию человеческой натуры, а следовательно, и общества.

На практике принцип «подражания прекрасной природе» нередко объявлялся равнозначным призыву подражать античным произведениям как идеальным образцам воплощения законов разума в искусстве.

Рационализм эстетики классицизма коренным образом отличается и от рационалистических тенденций эстетики Ренессанса и, тем более, от рационализма барокко. В ренессансном искусстве признание особой роли разума не нарушало представлений о гармонии материального и идеального, разума и чувства, долга и страсти. Противопоставление разума и чувства, долга и влечения, общественного и личного отражает определенный реальный исторический момент, характерное для нового времени обособление общественных отношений в самостоятельную абстрактную для личности силу. Если деятели барокко противопоставляли разум абстракции государства как силу, дающую личности возможность противостоять хаосу жизни, то классицизм, размежевывая частное и государственное, ставит разум на службу абстракции государства. Вместе с тем, как справедливо писал советский исследователь С. Бочаров, «великие произведения классицизма не были придворным искусством, они содержали не образное оформление государственной политики, но отображение и познание коллизий исторической эпохи. Концепцией трагедий Корнеля было поэтому не простое подчинение личного общему, страсти долгу (что вполне удовлетворяло бы официальным требованиям), но непримиримый антагонизм этих начал, вследствие чего внутренняя борьба в душах героев становилась нервом трагедии и главным источником драматизма».

Предпочтение разума чувству, рационального - эмоциональному, общего - частному, их постоянное противопоставление во многом объясняют как сильные, так и слабые стороны классицизма. С одной стороны, это определяет большое внимание классицизма к внутреннему миру человека, к психологии: мир страстей и переживаний, логика душевных движений и развитие мысли стоят в центре и классицистской трагедии, и классицистской прозы. С другой стороны, у писателей-классицистов общее и индивидуальное находятся в полном разрыве и герои воплощают в себе противоречие человеческой сущности как абстрактной, лишенной индивидуального, заключающей только общее. Причем разграничение общественной и личной жизни осознается как вечное противоречие человеческой природы.

Это непонимание диалектики общего и индивидуального определяет и способ построения характера в классицизме. Рационалистический метод «расчленения трудностей», сформулированный крупнейшим философом-рационалистом 17 в. Рене Декартом, в применении к искусству означал выделение в человеческом характере, как правило, одной ведущей, главной черты. Таким образом, способ типизации характеров здесь глубоко рационалистичен. Можно, воспользовавшись выражением Лессинга, сказать, что герои у классицистов скорее «олицетворенные характеры», чем «охарактеризованные личности». Из этого не следует, однако, что характеры в классицизме - абстрактные сущности, формально-логические категории универсального разума; они, по справедливому замечанию советской исследовательницы Е. Н. Купреяновой, суть «образы общечеловеческих, естественных характеров, созданные по образцу исторических, но очищенные от всего случайного, внешнего, что содержится в исторических жизнеописаниях».

Классицистский способ типизации характеров путем выделения в них главной, определяющей черты, несомненно способствовал совершенствованию искусства психологического анализа, сатирическому заострению темы в комедиях. Вместе с тем требование «разумной» цельности, единства и логической последовательности характера мешает его развитию. Исключительный интерес к «сознательной» внутренней жизни человека нередко заставляет игнорировать внешнюю обстановку, материальные условия жизни. Вообще персонажи классицистских произведений, особенно трагедий, лишены исторической конкретности. Мифологические и античные герои в них чувствуют, мыслят и действуют как дворяне 17 столетия . Большая связь между характером и обстоятельствами, хотя и в пределах классицистской типизации, обнаруживается в комедии, действие которой обычно происходит в современности, а образы обретают, при всей их обобщенности, жизненную достоверность.

Из общих эстетических установок классицизма вытекают конкретные требования его поэтики, наиболее полно сформулированные в «Поэтическом искусстве» Буало: гармония и соразмерность частей, логическая стройность и лаконизм композиции, простота сюжета, ясность и четкость языка. Последовательный рационализм эстетики классицизма приводит к отрицанию фантастики (кроме античной мифологии, трактуемой как «разумная»).

Одним из основополагающих и устойчивых теоретических принципов классицизма является принцип расчленения каждого искусства на жанры и их иерархического соотнесения. Иерархия жанров в классицистской поэтике доводится до своего логического конца и касается всех сторон искусства.

Жанры делятся на «высокие» и «низкие», и смешение их признается недопустимым. «Высокие» жанры - эпопея, трагедия, ода - призваны воплотить государственные или исторические события, т. е. жизнь монархов, полководцев, мифологических героев; «низкие» - сатира, басня, комедия - должны изображать частную, повседневную жизнь «простых смертных», лиц средних сословий. Стиль и язык должны строго соответствовать выбранному жанру. В вопросах языка классицисты были пуристами: они ограничивали лексику, допустимую в поэзии, стараясь избегать обыденных «низких» слов, а иногда даже конкретных наименований предметов быта. Отсюда употребление иносказаний, описательных выражений, пристрастие к условным поэтическим штампам. С другой стороны, классицизм боролся против чрезмерной орнаментальности и вычурности поэтического языка, против надуманных, изысканных метафор и сравнений, каламбуров и тому подобных стилистических приемов, затемняющих смысл.


Похожая информация.


Новое мироощущение человека XVII в. в разных областях Европы находило выражение в своеобразных формах духовной культуры. В одних странах после кризиса ренессансной культуры наступает эпоха барокко (Италия, Фландрия), в других формируется новый стиль - классицизм. К началу XVII века барокко уже, выступало единым стилем во всех видах искусств, классицизм же запаздывал в своем формировании. Стилевую систему классицизма нельзя оценивать только в пределах XVII века, потому что его распространение в видоизмененных формах по странам Европы приходится на XVIII и начало XIX в. Зато теория классицизма в отличие от барокко была очень развита и выступала даже впереди художественной практики. Классицизм как целостная художественная система зарождается во Франции. Его часто называют культурой абсолютизма, потому что в XVII в. во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. Но искусство классицизма нельзя сводить к служению абсолютизму. Классицизм складывался в первой половине века, когда вопрос о будущем Франции оставался открытым. Шел процесс государственного и национального строительства, в котором еще существовало равновесие основных социальных сил страны - королевской власти, дворянства и усиливающейся буржуазии. Не королевская власть сама по себе, а именно это равновесие позволило возникнуть классическому искусству, которое прославляло не абсолютное подчинение монарху, но идейную гражданственность. Это искусство требовало от всех - властителей и подчиненных разумных действий, заботы об общественном равновесии, порядка и меры. Классицизм - искусство размышляющее и конструирующее. Оно пыталось создать идеальные модели справедливого и гармоничного мира на основании разумных представлений об общественном благе. Теоретики классицизма главной задачей искусства считали воспитание общества. Конечно, никакое искусство не может строиться только на началах разума, иначе оно перестало бы быть искусством. Классицизм исходил из ренессансного наследия и опыта современности, поэтому ему в равной мере были свойственны и дух анализа, и преклонение перед идеалом. Классицизм приходит на смену культуре Возрождения, когда сама эта культура была в состоянии кризиса, когда ренессансный реализм переродился в эстетизированное бессодержательное искусство маньеризма. В исторических условиях XVII в. была утрачена гуманистическая вера в победу добра над злом, в гармоническое начало человеческой природы. Потеря этой веры привела к прямому кризису художественного творчества, ведь оно лишилось своего идеала - личности с богатой духовной жизнью и благородной целью. Поэтому важнейшим звеном, связывающим классицизм с искусством Высокого Ренессанса было возвращение на современную сцену деятельного сильного героя - человека целеустремленного, энергичного, жаждущего счастья и влюбленного в жизнь. Но в отличие от ренессансного идеала на пути к счастью героя Нового времени действовал сильный нравственный критерий, существующий в обществе. Общественная мораль как непреложный закон человеческого достоинства должна была воодушевлять человека и направлять его поступки. Именно такой герой появляется в трагедиях Корнеля, Расина, комедиях Мольера. Не случайно эстетическая теория классицизма разрабатывается прежде всего во французской драматургии и литературе. Трактаты французских писателей и поэтов сыграли выдающуюся роль в разработке основных стилевых форм классицизма. Параллельно формированию теории возникали первые законченно-классицистические художественные произведения. Одним из первых теоретиков и поэтов классицизма был Никола Буало-Депрео (1636-1711). В его стихотворном трактате «Поэтическое искусство» впервые были сведены воедино теоретические принципы классицизма. Нормы и каноны классицизма изложены в этом произведении в живой и доходчивой форме. Поэтическая система должна подчиняться дисциплине разума. На первый план выдвигается рациональная разработка темы. Призыв Буало «Любите мысль в стихах» стал великим принципом классицистической поэзии. Основное требование к поэту - подчинить свое творчество дисциплине разума. Разум должен господствовать над чувством и воображением. Но не только в содержании произведения, в смысле, но и в его форме. Чтобы в совершенстве отразить содержание, необходим правильный выверенный метод, высокое профессиональное мастерство, виртуозность. Единство формы и содержания - один из основных принципов классицизма. Эстетический идеал красоты классицизм видел в античной, культуре. Античное искусство провозглашалось нормой и для ренессансного искусства, и для барокко. Но соотношение этой нормы с художественной практикой классицизма принципиально иное. Для Ренессанса античное искусство было школой мастерства и стимулом к самостоятельному творческому поиску, а не каноническим образцом. Мастера барокко теоретически признавали каноны античности, но в своем творчестве были далеки от них. В искусстве классицизма нормы античности обретают значение непреложной истины. Следование этим канонам в условиях культуры Нового времени обрекает искусство классицизма на «вторичность» истины. Само название - классицизм, а не классика, подчеркивает эту вторичность. Классицизм видел в античной культуре не только эстетический, но и этический идеал. Искусство Древней Греции и Рима было примером искусства большого общественного звучания, которое проповедовало высокие гражданские и нравственные идеалы. Внутренним стержнем использования античных канонов в искусстве классицизма было рациональное начало. Этот элемент и в эпоху Возрождения занимал важное место в процессе творчества. Но тогда рационализм выдвигался в противовес иррациональному ощущению Средневековья как главное средство в постижении законов природы и искусства. В классицизме разум выступает не как естественный элемент человеческой деятельности, а как объект культа. Рационализм стал основой и сутью теории классицизма. Разум провозглашался главным критерием художественной правды и красоты. Искусство классицизма принципиально отделяло себя от сферы субъективных чувств в восприятии прекрасного. Классицизм претендовал на утверждение абсолютных нравственных истин и незыблемых художественных форм, установленных разумом и выраженных в правилах. Творчество должно подчиняться законам. Классицисты выводили эти законы, исходя из своих наблюдений над античным искусством. Один из первых теоретиков классицизма великий французский драматург Пьер Корнель (1606-1684), комментируя «Поэтику» Аристотеля и ссылаясь на исторический опыт веков, старался вывести формальные законы драмы. Одним из главных стал закон трех единств - времени, места и действия. Деятельность Корнеля была настоящей реформой драматургии. Он автор нескольких трактатов по теории драмы и критических разборов своих собственных сочинений. Трагедия Корнеля «Сад» стала национальной гордостью французов. Очень быстро она была переведена на многие европейские языки. Слава пьесы и ее автора была необыкновенна. «Сид» и сейчас в постоянном репертуаре не только французских, но и многих других театров Европы. Сюжетами своих пьес («Гораций», «Цинна» и др.) Корнель делал драматические моменты из исторического прошлого, судьбы людей в период острых политических и социальных конфликтов. Особенно часто он использовал материал римской истории, которая давала ему обильный материал для политических размышлений на современные темы. Основной драматургический конфликт трагедий Корнеля - это столкновение рассудка, .и чувства, долга и страсти. Победа всегда оставалась за разумом и долгом. Зритель должен был уйти из театра без всяких противоречий и сомнений. Источник трагического - чрезвычайная страсть, и зритель должен был извлечь урок - необходимо держать страсти в узде. В трагедиях другого знаменитого драматурга Жана Расина (1639-1699) зрители увидели не только величественного героя, но человека со слабостями и недостатками («Андромаха», «Берени-ка», «ИфигениявАвлиде»). Пьесы Раси-на отражали салонный быт Версаля. Греки и римляне, неизбежные по требованиям классической поэзии, казались настоящими французами своего времени. На сцене они выступали в завитых париках, треуголках и при шпагах. Цари, которых выводил на сцену Расин, были идеализированными портретами Людовика XIV. Правление короля продолжалось более 50 лет, и в европейской истории это время получило даже название века Людовика XIV. При благоприятно сложившихся обстоятельствах Франция взошла на такую высоту экономического и умственного развития и политического могущества, что сделалась первенствующей европейской державой и законодательницей вкуса и моды для всей Европы. Установление абсолютизма отвечало личным склонностям короля. Властолюбивый, самовлюбленный, избалованный лестью придворных Людовик любил повторять фразу «Государство-это я». С целью поднятия королевского престижа особенное внимание уделялось придворному быту. Строгий этикет распределял королевское время с пунктуальной мелочностью, и самый обыкновенный акт его жизни (например, одевание) обставлялся чрезвычайно торжественно. Людовик XIV не удовлетворялся тем преклонением перед собой, какое видел и слышал от придворных, он стал привлекать на свою сторону выдающихся писателей, французских и иностранных, давая им денежные награды и пенсии, чтобы они прославляли его самого и его царствование. Французская литература постепенно принимала придворный характер. В 1635 г. в Париже была учреждена Академия литературы. С этого времени классицизм стал официальным господствующим направлением в литературе. Сравнительно далеко от двора стоял Жан де Лафонтен (1621-1695). Он занимает своеобразное место в литературе классицизма. Лафонтен не боится интереса к «низшим» жанрам, опирается на народную мудрость, фольклор, что определяет глубоко национальный характер его творчества. Его творческое наследие многогранно, но славой одного из величайших поэтов Франции он обязан своим басням. (Традиции Лафонтена использовал ИА. Крылов.) В их назидательной морали мы видим проявление одного из важнейших принципов классицизма - искусство должно воспитывать и убеждать. Образная система классического стиля оказалась малопродуктивной для искусства лирической поэзии, живописи, музыки. Зыбкая переменчивая сфера эмоций была чужда классицизму. Принципы нового стиля -" гармоническая уравновешенность форм и идеальных пропорций - были по сути принципами архитектуры. Именно в области этого искусства лежат основные достижения классицизма, определившие его распространение на два века европейской культуры. В архитектуре классицизма нашли свое органическое воплощение основные принципы стиля. Классическая архитектура развивалась во Франции, Англии и Голландии. В идеале этот стиль - полная противоположность барокко. Для него характерны ясная геометрия форм, строгие линии, четкие объемы, стройный композиционный замысел. Классицизм обращался к формам античной архитектуры, он использовал не только ее мотивы и отдельные элементы, но и закономерности конструкции. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер в формах более близких к античности, чем барокко. Вместо стихийного иррационального барокко архитектурный образ классицизма стремится выразить представления о логике, порядке и мере. Но в XVII веке архитектура еще не пришла к последовательному и ясному воплощению этих представлений. На практике еще была видна связь с барочной системой. Особенно это заимствование некоторых приемов барокко было видно в архитектуре Франции. Строго классическими образными средствами нельзя было решить задачи прославления абсолютной монархии, которые ставились теоретиками официального искусства. Поэтому архитекторы классицизма часто прибегали к барочным приемам парадной представительности. Фасады своих зданий они украшали в духе барокко, что иногда затрудняет строгое определение стиля для неискушенного зрителя. Только в XVIII веке, когда королевская власть приняла облик просвещенной монархии и изменила свою общественную доктрину, классицизм выработал совершенно самостоятельную образную структуру. Для Франции XVII века характерно переплетение позднеренессансных, готических и барочных черт с чертами классицизма. Но основным направлением был классицизм, все остальные сопутствовали ему. В общем русле культуры Нового времени шел процесс постепенного превращения укрепленного замка в неукрепленный дворец. В городе он включался в общую структуру улиц и площадей, за городом связывался с обширным парком. Подъемные мосты заменялись каменными, рвы становились элементами парка, башни у входа заменялись павильонами. Создавались садово-парковые ансамбли Тюильри, Фонтенбло и др. Они заложили основы искусства регулярного французского сада с его анфиладами выпрямленных аллей, подстриженными травой и кустарниками, которым придавалась геометрическая форма конусов и шаров. Садовник становился архитектором и скульптором, начинал мыслить пространственными категориями, подчинять живой материал рациональному замыслу. Растущая потребность в жилище изменяла застройку города. В начале века в Париже сложился тип отеля, который господствовал на протяжении двух веков. Это дома знати с двором и садом. В них простые и удобные планы сочетаются с фасадами, пышно украшенными скульптурой, рельефом и ордером. В новом облике городских домов большое значение имели крыши, конструкция и форма которых менялись. В 30-х годах XVII в. архитектор Мансар предложил изломанную форму крыши с использованием чердака под жилье. Эта система, названная по имени автора мансардой, получила распространение по всей Европе. С начала XVII в. складывается архитектура английского классицизма. Этот период совпадает со временем энергичного промышленного развития страны и становлением капитализма. Инициатором и творцом первых крупномасштабных композиций классицизма был архитектор Иниго Джонс. Ему принадлежат проекты знаменитых Банкетинг-хауса (здания для официальных приемов) и Линдсей-хауса в Лондоне. Он был архитектором Куанс-хауса (жилище королевы) в Гринвиче. Это блестящий образец классицизма в истории жилищного строительства. В самых строгих формах классицизма был создан ансамбль зданий королевского дворца Уайтхолл, ансамбль гринвичского госпиталя в Лондоне (архитекторы Джонс,Кристофер Рен и др.). Классицизм выработал новые формы в различных сферах - создание городских площадей разных типов (площадь Ковент-Гарден в Лондоне, Вандомская площадь в Париже), строительство дворцовых комплексов (Версаль, Уайтхолл), храмов (собор Св. Павла в Лондоне - архитектор К. Рен, собор Инвалидов - архитектор Ардуэн-Мансар), общественных зданий - ратуш, госпиталей, частных жилых построек, особняков знати, зданий торговых компаний (ансамбль Дома Инвалидов - архитектор Брюан, библиотека Тринити-кол-леджа в Кембридже", здание таможни в Лондоне - архитектор К. Рен; здание ратуши в Аугсбурге - архитектор Элиас Холль, ратуша в Амстердаме - архитектор Я. ван Кампен, здание весов в г. Гауде и др.). Классицизм выработал формы архитектурного языка, отвечавшие и вкусам абсолютной монархии, и буржуазному общественному укладу. Особое место во французской архитектуре занимает Версаль - новая резиденция Людовика XIV. Версаль стал эстетическим камертоном стиля эпохи. Это невиданный по грандиозности и цельности архитектурный ансамбль дворца, парка и города. От огромной площади перед дворцом отходят три проспекта, центральная* ось тянется на 16 километров через город, площадь, дворец и парк. В создании Версальского ансамбля в течение нескольких строительных периодов принимали участие многие архитекторы - Лево, Орбэ, Мансар, Лебрен, Ленотр, Габриэль. В этом ансамбле последовательно воплощались принципы классицизма - регулярность, строгая симметрия, ясность композиции, четкая соподчиненность частей, спокойный ритм чередования окон, пилястр, колонн. В то же время пышная декоративная отделка, особенно в интерьере, напоминает о барокко. Залы дворца расположены анфиладами, обильно украшены скульптурным декором, цветным мрамором, рельефами из позолоченной бронзы, фресками, зеркалами. Важной частью ансамбля, неотделимой от его архитектурной выразительности, стал парк. Его можно считать программным произведением нового вида искусства - садово-паркового. Андре Линотр (1613-1700) довел до совершенства творчество, в котором соединились элементы архитектуры, скульптуры, садоводчества, гидротехники на основе ансамбля. Впервые в истории организованные художниками ландшафты превратились в произведения искусства. Парк был украшен скульптурой знаменитых мастеров Франсуа Жирандона (1628-1715) и Антуана Куазевокса (1640-1720). Эта скульптура имела программный характер - прославление царствования великого монарха. Скульпторы использовали барочные мотивы в классическом преломлении: они стремились к изолированности каждой фигуры и симметричному их размещению. Типичным образцом архитектуры классицизма стал восточный фасад Лувра (иногда его называют «Колоннадой Лувра») архитектора Клода Перро (1613-1688). Своей рациональной простотой, гармоническим равновесием частей, четкостью линий, спокойной и величественной статичностью колоннада Перро отвечала сложившемуся идеалу эпохи. В 1677 г. была создана Академия архитектуры, основной задачей которой стало обобщение накопленного опыта архитектуры с целью выработки «идеальных вечных законов красоты» . Этим законам должно было следовать дальнейшее строительство. Ведущим стилем архитектуры официально был признан классицизм. Искусство должно было наглядно выражать и прославлять величие монархии, могущество нации и государства в великолепных дворцах и парках, городских ансамблях, общественных сооружениях. Академия дала критическую оценку принципов барокко, признав их неприемлемыми для Франции. Основой красоты признавались пропорции. Считалось обязательным четкое поэтажное членение ордером и выделение центральной оси здания, которой обязательно должны были соответствовать выступ здания, балкон или фронтон. Крылья фасада должны были быть замкнуты павильонами. Диктат официального классицизма ощущался и в изобразительном искусстве. Создателем классицистического направления в живописи был Никола Пуссен (1594-1665). Этот французский художник учился и работал в Риме (два года, проведенные по приглашению Людовика XIII в Париже при королевском дворе, не были плодотворными для его творчества). Пуссен совмещал в себе выдающегося теоретика и практика. В его римской мастерской, где собирались живописцы и теоретики, мысли художника находили благоприятную почву для распространения. Пуссен не писал специальных научных трактатов, мысли художника о целях и возможностях живописи дошли до нас в его переписке и передаче другими авторами. Он считал, что искусство «величественного стиля» складывается из 4 элементов - это содержание, его толкование, построение и стиль. Главное, чтобы содержание и сюжет были величественными и прекрасными. Для этого художнику необходимо отбрасывать все мелкое, чтобы не противоречить возвышенному смыслу рассказа. Предмет изображения должен быть «подготовлен» к идее прекрасного, главное в этой подготовке - порядок, мера и форма. Порядок и форма - об этом постоянно говорит Пуссен, об этом говорит и Декарт - основатель философии рационализма: «вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и отчетливо, истинны». Только разумная «подготовка» может одухотворить материю, чтобы она стала поистине прекрасна. Природа в искусстве должна представать в облагороженном разумом виде, лишенная того, что не соответствует мнению о разумном ходе вещей, правилам «приличия» и хорошего тона. Пейзаж должен олицетворять эпическую силу и гармонию природы, это сочиненный пейзаж. Как выражение этой красоты возникает мир пуссеновской Аркадии, населенной небожителями, героями, сатирами, нимфами и прекрасными людьми («Царство Флоры», «Аркадские пастухи», «Пейзаж с Полифеном»). Он черпал темы в мифологии, книгах Священного Писания, исторических преданиях. Пуссена привлекали сильные характеры, величественные поступки, торжество разума и справедливости. Он выбирал сюжеты, дающие пищу для размышлений, воспитывающие добродетель. В этом он видел общественное назначение искусства. На первый план у Пуссена выдвигаются темы общественного долга, моральной необходимости, представленные в форме драматического сюжета: воины клянутся в верности Германику, отравленному по приказу Тиберия, Эрминия отрезает свои роскошные волосы, чтобы перевязать раненного героя и спасти его, царь Соломон выступает носителем моральной справедливости в споре двух матерей из-за ребенка («Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Взятие Иерусалима», «Похищение сабинянок»). Основа живописи классицизма - точные непреложные законы художественной организации произведения. Композиции Пуссена упорядочены, в них видна ясная конструктивная схема, главное действие всегда происходит на переднем плане. Основное значение в художественном языке придается форме, рисунку, линии. Фетишизация разума таила угрозу для истинного искусства. Достижение равновесия между расчетом и вдохновением, между рациональным и эмоциональным, интуитивным - очень сложная творческая задача. Пуссен был единственным живописцем XVII в., в творчестве которого понастоящему продуктивно воплотилась концепция классицизма. Для других мастеров задача оказалась непосильной. Абстрактное рассудочное начало брало верх, и классицистическая система превращалась в академическую. В ней господствовал догматический подход, опора на сложившиеся каноны. Французская Академия художеств была создана в 1648 г. и находилась под началом первого министра короля. В живописи, как и во всех других видах искусства, шел процесс строгой регламентации и подчинения художественного творчества задачам абсолютизма. Академия была призвана разрабатывать формальные правила виртуозного искусства. Некоторые художники того времени утверждали, что ценителями искусства могут быть только ученые. Идея усовершенствования живописи посредством разума была очень сильна. Существовали даже математические таблицы достижений каждого живописца. Академия собиралась на регулярные заседания, где видные художники в присутствии учеников разбирали картины из королевской коллекции Лувра. Анализы картин основывались на классификации. Все распределялось по категориям замысла, пропорции, цвета, композиции. Самым высоким жанром живописи считался исторический, куда входили сюжеты из Библии, античной мифологии, знаменитых литературных произведений. Только совершенное достойно изображения, все низкое, как и в поэзий классицистов, отвергалось как случайная, ненужная подробность, отвлекающая внимание от главного. Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сцены считались «малым жанром». Академиками была разработана целая система правил, основанных на соответствии движений и жестов определенным душевным состояниям - страху, гневу, радости, удивлению и т.д. В классических трактатах давались точные указания, как нужно передавать те или иные эмоциональные состояния и прилагались рисунки-диаграммы. Пропорции человеческого тела строились по античным канонам. При первенстве рисунка над живописью фигуры на полотнах классицистов напоминали античные скульптуры. Но античность стала не естественной формой выражения идеала, а обязательной бутафорией произведений «высокого стиля». Рассудочная и сухая нормативность приводила к перерождению классицизма в академизм. Он изгонял из искусства воображение, фантазию, индивидуальное видение. Свод правил, регулирующих творческий процесс, способствовал регламентации искусства, подчинению его контролю абсолютизма. Исторически необходимая роль классицизма заключалась в развитии сознательного начала, присущего всякому творчеству. Но в силу исторических условий эта тенденция приняла слишком сухой и рассудочный оттенок. Сознательность художественного творчества превратилась в механическую целесообразность. Идея первенства мысли перешла в свою противоположность - безжизненный формализм. Литые формулы стиля сыграли и положительную, и отрицательную роль. Мы должны уметь видеть классическое искусство во всем богатстве и многообразии его содержания. Художественная практика всегда богаче теории и, как правило, переживает свою эпоху. Драмы Корнеля и Расина, комедии Мольера и басни Лафонтена, пейзажи Пуссена и Лоррена живы и сейчас, подтверждая свое бессмертие в истории мировой культуры. Вопросы 1. Каковы общие черты стиля классицизм? 2. Как связаны культурные идеалы античности, Ренессанса и классицизма? 3. Какую роль играло рациональное начало в искусстве классицизма? 4. Какие принципы классицизма сформировались во французской драматургии? 5. Как теоретики классицизма понимали главную задачу искусства? 6. Назовите основные признаки стиля классицизм в архитектуре и живописи.

1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами. 2 . Почему К. Монтеверди называют первым композитором барокко? В чём выразился реформаторский характер его творчества? Что характерно для «Взволнованного стиля» его музыки? Какое отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи? 3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где? Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого композитора вам особенно близки? Почему? 4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII - начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России? Какое впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского?

Этико-эстетическая программа

Исходный принцип эстетического кодекса классицизма - подражание прекрасной природе. Объективная красота для теоретиков классицизма (Буало, Андре) - это гармония и закономерность вселенной, имеющая своим источником духовное начало, формирующее материю и приводящее ее в порядок. Красота таким образом в качестве вечного духовного закона противоположна всему чувственному, материальному, изменчивому. Поэтому красота нравственная выше красоты физической; творение рук человеческих прекраснее грубой красоты природы.

Законы прекрасного не зависят от опыта наблюдения, они извлекаются из анализа внутренней духовной деятельности.

Идеал художественного языка классицизма - это язык логики - точность, ясность, последовательность. Языковая поэтика классицизма избегает по возможности предметной изобразительности слова. Ее обычное средство - отвлеченный эпитет.

На тех же принципах построено и соотношение отдельных элементов художественного произведения, т.е. композиция, которая обычно представляет собой геометрически уравновешенную конструкцию, основанную на строгом симметричном членении материала. Таким образом законы искусства уподобляются законам формальной логики.

А.А. Блок - литературный критик

Еще в раннем детстве, ребенком, Блок начал "сочинять". Биограф поэта М.А. Бекетова уточняет первые литературные увлечения маленького Блока: "Лет в 6 появился у Саши вкус к героическому, к фантастике...

Анализ философско-эстетической основы поэтики Б.А. Ахмадулиной

Боленосный трагизм Ф.М. Достоевского

Болевой эффект - предельно острая эстетическая реакция (на грани антиэстетизма), которой целенаправленно добивался Ф.М. Достоевский, строя свою эстетику "режущей правды"...

Ирония в современной русской прозе (на материале поэмы "Москва-Петушки" Ерофеева и повести "Путём взаимной переписки")

Ирония (греч. eironeia, букв. - притворство) - категория философии и эстетики, обозначающая высказывание или образ искусства, обладающие скрытым смыслом, обратным тому, который непосредственно высказывается или выражается. В отличие от сатиры...

Лицейские годы Пушкина

Усилиями администрации и преподавателями Лицей был превращен в передовое и новаторское учебно-воспитательное учреждение. Созданная в нем атмосфера давала возможность воспитанникам чувствовать себя как дома, в единой семье...

Моральный аспект в романе О. Уайльда "Портрет Дориана Грея"

В историю литературы Оскар Уайльд вошел как наиболее яркий представитель эстетизма в искусстве. Это направление зародилось 70-е годы XIX века, сформировалось в 80-90-ие гг. и утратило свои позиции в начале ХХ века...

Образ Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя

"Портрет", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Нос", "Шинель" - повести Н.В. Гоголя, которые принято называть петербургскими. Несмотря на то...

Оскар Уайльд "Портрет Дориана Грея"

В лекции «Возрождение английского искусства» (1882) Уайльд впервые сформулировал те основные положения эстетической программы английского декаданса, которые были позднее развиты в его трактатах «Кисть, перо и отрава» (1889), «Истина масок»...

Отражение духовного состояния общества в публицистике Ф.М. Достоевского ("Дневник писателя", 1873-1881 гг.)

Отражение советской эпохи в сатирических произведениях ХХ века

В XX в. утвердился взгляд на сатиру как на разновидность комического (иронического, саркастического) отрицания описываемых явлений и нра- вов. «В сатире причудливо сочетаются язвительная ирония, отрицание...

Понятие комического в пьесе Островского

Комическое принадлежит к числу основных эстетических категорий. Существуют различные трактовки его места в системе эстетических категорий. Иногда его понимают как категорию полярную трагическому или возвышенному, например...

Применение художественной литературы в библиотерапии

Библиотерапия - это научная дисциплина, нацеленная на решение проблем формирования у человека способностей и навыков противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям и т.д.), укреплять силу воли...

Классицизм - эстетически значимое направление в искусстве, зародившееся в 17 в., развивавшееся в 18 и прослеживающееся в 19 вв. Характеризуется обращением к античной классике как к строгому нормативному образцу совершенной гармонии. Эстетические идеи классицизма формируются в ключе распространявшего в ту эпоху свое господство рационализма - философско-научной доктрины, согласно которой разум - высшая способность человека, позволяющая ему познавать и даже преобразовывать мир, становясь отчасти вровень с Богом, реорганизовывать общества. Разум, с точки зрения рационализма, - не только главная, но и единственная полностью адекватная способность человеческого ума. Чувства - это только предпосылка рациональных умозаключений, сами по себе туманящие ясную истину; мистическая интуиция ценна своей включенностью в систему рациональной аргументации. Такое воззрение не могло не сказаться на соотношении сфер культуры, которое начало формироваться в высших кругах общества стран Европы: наука, философия и математика в особенности - вот главные движущие силы прогресса познания; искусству отведена более скромная, вторичная роль сентиментального наслаждения, легкого развлечения и доходчивого, впечатляющего назидания; традиционная же религия, не «просветленная» рациональным идеями философского деизма, - это полезная для общественного организма вера простого необразованного народа - своего рода стабилизатор в области общественных нравов.
Классицизм опирается на нормативную эстетическую теорию. Уже Рене Декарт, французский математик и философ первой половины 17 века, в своих оригинальных для того времени сочинениях «Рассуждение о методе», «Компендиум музыки» и др. утверждает, что искусство должно быть подчинено строгой регламентации со стороны разума. При этом язык произведений искусства, по Р. Декарту, должен отличаться рациональностью, композиция строиться на строго установленных правилах. Главная же задача художника - убеждать, прежде всего, силой и логикой мыслей. Для нормативной эстетической теории классицизма характерны рационализм, выверенная ясность, формальный расчет с ориентацией на пропорциональность, целостность, единство, уравновешенность и завершенность форм, связь с идеями политического абсолютизма и морального императива. Нормативные принципы классицизма предполагали четкое деление на высокие и низкие жанры.
Эти принципы классицизма проявляются во всех видах искусства: В театре, придерживавшемся идейных обобщений Н. Буало (Корнель, Расин, Мольер, Лопе де Вега, и др.); в литературе (Лафонтен) в архитектуре, особенно светской - дворцово-парковой (образ Версаля) и гражданской, так и церковной (Лево, Ардуэн-Мансар, Лебрен, Ленотр, Джонс, Рен, Кваренги, Баженов, Воронихин, Казаков, Росси и др.); в живописи (Пуссен, Веласкес, Вермеер, Рембрандт, Ван Дейк): В скульптуре (Канова, Торвальдсен и др.) в музыке (Глюк, Гайдн, Моцарт, ранний Бетховен и др.) Некоторые из перечисленных великих творцов искусства в своих глубоких выразительных замыслах выходили за рамки строгой нормативности классицизма, постулируемой им раздельности высокого и низкого жанров, но их творчество все же объединяется принципами выразительной ясности, лаконизма и стройности стиля, характерных для этой эпохи.
Наиболее ярким представителем эстетической теории искусства той эпохи был Никола Буало (1636 - 1711) - французский поэт-сатирик, теоретик классицизма, нормы и правила которого изложены им в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» - своеобразном наставлении начинающему поэту, художнику.
Н. Буало - сторонник преобладания в творчестве поэта (и в искусстве вообще) интеллектуальной сферы над эмоциональной. Он считает, что произведения искусства обращены не столько к чувству, сколько к разуму. Наиболее важные признаки красоты - то, что легко улавливается разумом - это ясность, отчетливость. Все непонятное одновременно и некрасивое. Ясной должна быть идея произведения, его воплощение, ясны и отчетливы части и вся архитектоника произведения. Простота и ясность - вот мотив знаменитого принципа «трех единств», распространявшихся Н. Буало на поэзию и драматургию в их совершенной композиционности: единства места (действие географически локализовано, хотя и предполагает смену сцен), единства времени (действие должно укладываться в одни сутки, один день), единство действия (сменяющие друг друга сцены должны соответствовать временному порядку событий). При этом и изображаемые характеры на должны меняться на протяжении всего произведения. Эти принципы, по мысли Н. Буало, являясь прямыми проявлениями законов разума, дисциплинируют творческие возможности поэта и позволяют читателю или зрителю без препятствий, легко, а потому и удовлетворяюще полно понять передаваемое содержание.
Правдоподобие - ключевое понятие эстетики искусства Н. Буало. Поскольку Н.Буало представляет прекрасное как разумное и естественное. Разум — основа общезначимости норм вкуса. Тем самым, прекрасное так или иначе подчиняется истине. Но правда жизни это и нормативная идеализация, а не одно лишь верное отображение. Красота, по Н. Буало, вносится в мир неким разумным духовным началом, и произведение искусства, как продукт разумной деятельности, оказывается совершеннее творений природы. Духовная красота ставится выше физической, а искусство - выше природы.
Н. Буало конкретизирует сложившуюся в классицизме теорию жанров при их делении на высшие и низшие: Так, трагедия должна изображать высокое и героическое, а комедия - низкое и порочное. Герои комедии - простой народ, излагающий свои мысли не выспренним языком риторики, а легким современным светским языком.
Новые идеи Просвещения во многом были связаны с принципами классицизма и представляли органичное единство с ним во многих явлениях культуры 18 века. Эпоха Просвещения в своих аксиоматических началах столь же рационалистична, что и нарождавшееся мировоззрение 17 в.. но в отличие от раннего рационализма, Просвещение - это целая программа, направленная уже не столько на овладение силами природы за счет научного познания ее законов (этот процесс, начатый в 17 в., конечно, продолжался), сколько на трансформацию всей культуры и всего общество на началах разума, на основе новых научных знаний, во многом противоречащих духовной традиции, коренившейся еще в установках Средневековья. Проект Просвещения, авторы которого - французские, английские и немецкие мыслители (Д.Дидро, Вольтер (М.Ф.Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Д.Юм, И. Гердер и др., многие из которых были членами тайных мистических обществ рационалистического толка, таких, как иллюминаты (от лат. illuminatio - просвещение) - состоял в целом ряде взаимосвязанных направлений: консолидация научных знаний и распространение рационального знания нового типа на вопросы философского понимания человека, общества, культуры, в том числе и искусства; распространение научных знаний и ценностей новой генерации среди широких слоев общества, обращаясь к образованной публике; совершенствование законов, по которым живет общество, вплоть до революционных преобразований.
В связи с этим одна из линий философии Просвещения - выявление границ познающего разума и его связи с другими познающими и деятельными силами человека, такими, как осмысляющее чувство - отсюда появление философской эстетики как самостоятельной дисциплины, - такими, как воля, сфера которой трактовалась как сфера практического разума. Соотношение естественности и культуры понималась просветителями по-разному: доминирующим идеям культурно-цивилизационного прогрессизма противостоял тезис естественности человека, броско выраженный в призыве Жан-Жака Руссо: «Назад, к природе». Еще один аспект, связанный с реализацией программных задач Просвещения - выход познания на горизонты мировой культуры, начало освоения внеевропейского опыта культуры, искусства и религии и, в частности, появления понятия мировой художественной культуры (И. Гете).
Идеи Просвещения в искусстве - выразились в ряде новых явлений художественной жизни 18 в. - в демократизме - выходе искусства за рамки светских салонов, кабинетов и дворцов в публичные концертные залы, библиотеки, галереи, в обращении к темам народной жизни и национальной истории, в отказе от героического аристократизма и воспевании образов простолюдинов, в смешении высоких и низких жанров, в популярности бытового жанра и жанра комедии; в интересе к общественной жизни и прогрессу; в антиклерикализме и карикатурно ироничной критике обветшалых пережитков средневековья и порочных нравов, в том числе прикрываемых личной благочестия; в либерализме - проповедании свободы личности и в то же время в нравственной проповеди простоты и естественности человека, скоординированых с благом общества; в широких энциклопедических интересах и внимании к внеевропейским культурам; в реализме - отображении простой натуры, социального контекста и психологической ауры человеческих образов, в идиллической приверженности к естественности и верности человеческому чувству в противовес могущему ошибаться разуму.
В литературе и театре это сказалось в творчестве Бомарше, Лессинга, Шеридана, Гольдони, Гоцци, Шиллера, Гете, Дефо, Свифта; в живописи - Хогарта, Гейнсборо, Рейнольдса, Шардена, Греза, Давида, Гойи, Левицкого; в скульптуре - Гудона, Шубина и др.
Многие идеи просвещения претворялись в формах искусства, выработанных эстетикой классицизма, так что можно говорить о реальной близости этих стилей при определенном идейном размежевании их принципов. Некоторые просветительские мотивы гармонировали и с игривым и изысканным придворным стилем рококо. В рамках идей позднего Просвещения сформировался оригинальный стиль сентиментализма (особенно в поэзии и живописи), характеризующийся мечтательностью, чувствительностью, особой ролью передаваемого чувства в постижении жизни и сострадания (симпатии) в моральном воспитании, природосообразности и идиллической пасторали - в духе философии Ж.Ж.Руссо. Сентиментализм с одной стороны, и повышенно выразительные символические образы таких творцов искусства конца 18 в., как Ф. Шиллер, И. Гете, Ф. Гойя, Ж.-Л.Давид позволяют говорить об особом этапе предромантизма, подготовленного в недрах эстетики и художественной жизни эпохи Просвещения.
Философские идеи эстетики Просвещения ярко выразились в творчестве ряда крупных мыслителей 18 в., среди которых:
Александр Баумгартен (1714 - 1762) - немецкий философ, последователь Лейбница и Вольфа, основоположник эстетики немецкой классической философии. В 1735 г.
А.Баумгартен впервые ввел термин «эстетика», которым он обозначил философскую науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Эстетические воззрения Баумгартена изложены в трудах: «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения», «Эстетика».
Готхольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781) - немецкий философ - просветитель, драматург, литературный критик, теоретик искусства, выступавший за сближение литературы и искусства с жизнью; за освобождение их от оков сословно-аристократической нормативности. Искусство, по Лессингу, есть подражание природе, толкуемое широко, как познание жизни. Обосновывая теорию реалистического искусства, опирается на терминологию Аристотеля и творчество Шекспира для борьбы с классицизмом. Основное теоретическое произведение Лессинга: «Лаокоон. О границах живописи и поэзии».
Иоганн Гёте (1749 - 1832) - немецкий поэт, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель. В молодости Гёте - один из вождей движения «Буря и натиск». Искусство, по Гёте, призвано противостоять отжившим условностям, обветшалой морали, бороться против угнетения личности. Искусство И. Гёте трактовал как «подражание» природе. По сути дела он сформулировал идею «Типизации». Для обозначения любой творческой силы Гёте ввел понятие «демоническое». Основные работы И. Гёте: «Простое подражание природе. Манера. Стиль», «Учение о свете».
Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии. Главное произведение И. Канта по проблемам эстетики - «Критика способности суждения». Эстетическое начало оказывается у И. Канта основополагающей априорной (определяющей конституцию сознания до всякого эмпирического опыта) формой - формой незаинтересованного, универсального по своему приложению суждения вкуса. Суждение вкуса связано со способностью чувствовать удовольствие или неудовольствие на основе принципа «целесообразности без цели», производными от которой оказываются практическая целесообразность действия человеческой воли и законосообразность активности разума. Основные категории эстетики Канта - целесообразность (гармоническая связь частей и целого), прекрасное и возвышенное. Кант развеял рационалистические и утилитаристские представления о прекрасном, сведя чувство прекраснного к «незаинтересованному» удовольствию, доставляемому созерцанием эстетической формы. При этом основное достоинство произведения искусства, по И.Канту, не столько их жизненное содержание, сколько совершенная форма, апеллирующая к доопытной эстетической способности человека. Сущность возвышенного, по Канту, в нарушении привычной меры. Суждение о возвышенном требует развитого воображения и высокой моральности. Для восприятия искусства нужен вкус, для творения - гений - уникальная личность, наделенная высокой степенью творческого воображения.
Георг Гегель (1770 - 1831) - выдающийся представитель немецкой классической философии, взгляды которого сформировались под влиянием рационализма, свойственного эпохе Просвещения. Однако Г. Гегель в своей поистине универсальной философской системе преодолел рамки просветительских идей. При формировании своей оригинальной методологии он испытывал влияние и ранних романтических мотивов, которые были заметны в концепциях немецких философов начала 19 в. И. Фихте и Ф.Шеллинга. Г.Гегель сделал метод рациональной рефлексии более совершенным, способным постигать противоречия бытия и сознания, интегрировать в себе как строго рационально-логические, так и специфически эстетические и даже мистические модели движения мысли, вписывающиеся, по Гегелю, в более широкие координаты диалектической логики, правда, превращавшиеся, тем самым, в модальности разума. Г. Гегель - создатель системы объективного идеализма на основе метода диалектики.
В ранний период творчества Г. Гегель считал, что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и добро соединяются родственными узами лишь в красоте. Позднее, эстетика предстает у Г.Гегеля как философия искусства. Искусство занимает подчиненную, в сравнении с философией как абсолютной формой самопознания духа ступень в историческом развитии исторического сознания.
Новизна эстетики Г.Гегеля зрелого периода состояла в акцентировании связи искусства и красоты с деятельностью человека и с развитие «объективного духа», то есть, иными словами, культуры общества в целом. Красота по Гегелю всегда человечна. Предельно общей эстетической категорией у Гегеля выступает прекрасное. Эстетике Гегеля присущ исторический принцип рассмотрения материала. Диалектическую триаду саморазвития искусства образуют, последовательно сменявшиеся в ходе истории, его формы: символическая (Древний Восток), классическая (Античность) и романтическая (Христианская Европа). В Эстетике Гегеля были подробно рассмотрены виды искусства. Всюду он старался уловить принцип развития. Главное произведение, в котором изложена эстетическая концепция Г. Гегеля - «Лекции по эстетике».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх