Башкирское подворье «Башкирская Юрта. Башкирское национальное жилище- юрта Башкирское жилище


Юрта это переносное жилище. Очень прочное, легкое и удобное в транспортировке. Легко собирается и разбирается. Площадь ее составляет 15-20 кв. метров. Обычно в такой юрте проживало 5-6 человек. Летом в юрте было прохладно, а зимой тепло. Во время дождя она не промокала, и ветер не продувал ее. Так что же это за чудо – покрытие? Оно называетсявойлоком. Войлок специально изготовляли для покрытия юрты, изготовляли только из шерсти осенней стрижки особых пород овец.

Богатые скотоводы покрывали свои жилища белым войлоком. Свадебные юрты также укрывались белыми кошмами. В торжественных случаях боковые стены юрты украшали красивыми декоративными тканями, китайским шелком. Верх юрты также укрывал поверх войлочных покрышек светлым шелком. Казахские и башкирские юрты имеют двухстворчатые деревянные двери, но зачастую используется также и войлочный полог.

А что же у нее находится внутри? Давайте заглянем. Изнутри юрта делится на две половины. Север - женская, а юг - мужская и отделялась занавеской – шэршау . В центре юрты - очаг. Пол устилался сухой травой, затем циновками и дерюжками, а потом шерстяными паласами и коврами, которые чаще всего изготовлялись из войлока.

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Какие народы мы относим к кочевым племенам?

Что из себя представляло жилище кочевых народов?

Из чего оно изготовлялось?

Как его декорировали мастера войлоковаляния?

Что являлось центром юрты?

ОБЪЯСНИ, можно ли по интерьеру юрты представить образ жизни кочевых народов? В чем особенность внутреннего пространства юрты? дайте характеристику организации внутреннего пространства юрты.

Если в северо-западных земледельческих районах большинство деревень возникло еще до присоединения к Русскому государству, то в южной и восточной Башкирии, где господствовало сначала кочевое, потом полукочевое скотоводство, оседлые поселения появились лишь 200-300 лет назад.

Селились родовыми группами по 25-30 дворов. С 20-х годов ХIХ в. администрация начала перепланировку башкирских аулов по типу русских деревень.

Все башкиры имеют дома, живут в деревнях, пользуются определенными земельными наделами, на которых занимаются хлебопашеством или другими промыслами и ремеслами, и в этом отношении отличаются от крестьян или других оседлых инородцев разве только степенью своего благосостояния.

Одно, что могло бы дать повод к закреплению за башкирами названия полукочевого племени, это обычай с наступлением весны переселяться на так называемые коши, т. е. в войлочные кибитки, которые они в виде лагеря разбивают на своих полях или лугах.

В местах безлесных эти летние помещения делаются из деревянных решеток в 2 аршина вышиной, обтянутых кругом войлоком, а на них ставят другие сводом, вкладывая их наверху в деревянный круг, который не закрывается кошмою, а образует отверстие, служащее трубой для дыма от очага, вырытого посередине коша.

Впрочем, такая войлочная палатка лишь достояние богатых, среднего же состояния люди живут в аласыках (род лубочного шалаша) или же в простых шалашах, сделанных из прутьев и покрытых кошмами. В местах же, изобилующих лесом, летние помещения состоят из деревянных избушек или берестяных шатров, остающихся всегда на одном и том же месте.

Деревни башкир по наружной архитектуре ничем не отличаются от русских или татарских деревень.

Тип избы тот же самый, равно как и расположение улиц, но при всем том опытный глаз с первого же раза отличит башкирскую деревню от русской, даже если не брать во внимание мечеть. На рубеже ХIХ-ХХ вв.

Конспект экскурсии в музейный уголок «Башкирская Юрта»

у башкир можно было встретить самые разнообразные жилища, начиная от войлочной юрты и кончая бревенчатыми избами, что объясняется сложностью этнической истории народа, особенностями хозяйства и многообразием природных условий. Дома башкир всюду носят отпечаток какой-то недоконченности или полуразрушения; в них не видно той хозяйственной уютности и заботливости, как в русских домах.

Это, с одной стороны, объясняется бедностью, плохим хозяйством, с другой - нерадивостью, отсутствием домовитости и той любви к своему жилищу, с которой обряжает его русский крестьянин.

Современные сельские жилища башкир строят из бревен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона, бетонных блоков. В интерьере сохраняют традиционные черты: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство нар.

Жилище башкир википедия
Поиск по сайту:

«Башкирское утро»

Аутентичное жюри из Башкортостана


Наша компания производит индивидуальные юрты следующих типов: этнические, стандартные и легкие; а также вручную.

Мы не производим одни и те же ярды, каждый заказ уникален и изготовлен по индивидуальным требованиям заказчика. Мы учитываем все функции обслуживания, желание нашего клиента, и поэтому каждая наша репутация уникальна.

Мы делаем турецкие юрты.

Все подробности о сгибании рамы с паровой технологией, что повышает твердость Утро и дает более подробный вид.

Наличие:

Стандартное утро с диаметром 5 метров

Свяжитесь с нами и купите jurte!

Внутреннее расположение домов также имеет некоторые особенности. Во-первых, это удивительно — печь или Чуваев, напоминающая камин с плоской трубкой и большое отверстие для дерева.

Это очень часто приводит к гибели детей.

Когда зима падает рядом с большим огнем, платье загорается, или просто падает в Чуваев.

Фальшивая история человечества. Башкирское утро.

В Чувалеве есть котел, где готовят пищу немедленно и стирают одежду, если это слово можно назвать грязным и изношенным.

Мебель для салона состоит из кроватей, расположенных вокруг стен и покрытых войлоком; Здесь более богатые перья и подушки. Если мы сделаем это, присоединитесь к одному или нескольким жирам, чтобы дать себе самовар с чайными вещами, чтобы вы получили всю мебель для богатого башкирского дома; большинство бедных — это не просто самовар, их даже нет дома.

Когда едят пищу, башкир не знает ножей или вилок, которые заменяются пальцами.

Я был бы признателен, если вы разделите статью о социальных сетях:

Внутренняя структура дома Башкирская википедия
Поиск на этом сайте.

Елена Павлова
Конспект на тему: «Башкирское национальное жилище - юрта»

Программное содержание :

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями башкирской семьи ,

Дать детям элементарное представление о жилище башкир – юрта ,

Показать характерные особенности украшения юрты,

Закрепить раннее изученные слова,

Познакомить с башкирскими словами .

Словарная работа : юрта-тирме , аул (башкирская деревня , бабушка-олосей, дедушка-олотай, папа-атай, мама-эсей, дети-балалар, здравствуйте-хаумахагаз.

Оборудование : иллюстрации с изображением юрты, куклы в башкирских национальных костюмах , картинки башкирского орнамента ; аудиозаписи, платки, салфетки, цветная бумага, клей, кисть.

Ход занятия:

Воспитатель в национальном башкирском костюме . Слышатся мелодия курая (запись) . Стихи детей.

1 реб. Башкортостан !

Моя земля и небо!

Моя любовь! Мой соловьиный край!

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того, кому не пел курай.

2 реб. А мне он пел…

Была ночная степь,

Горел костер,

Маячили зарницы,

Когда мы просим друга спеть

И полились причудливые звуки.

3 реб. На просторах башкирской земли

Много разных народов живет,

Все народы, как братья равны

Всем народам любовь и почет!

Правильно на башкирских землях живет много разных народов, но основное население это – башкиры , и сегодня мы с вами познакомимся с их национальным жилищем .

Акто знает где жили башкиры ? (в степи) . Башкиры занимались разведением животных и им нужно было жилье которое легко собирается и разбирается

Может кто-нибудь знает башкирское жилище ? Правильно - юрта , а по башкирски будет - тирме . Давайте повторим юрта – тирме .

Показ слайдов

- Юрта сделана из живых материалов : шерсти, дерева и кожи. Нижняя часть – решетка, слегка скреплена в перекрестках ремнями так, чтобы было удобно складывать, когда нужно вести юрту; и раздвигать когда юрту ставят. Деревяный круг, служит в юрте отверстием для прохода дыма и света и закидывалась отдельной верхней кашмой. Важнейшим элементом башкирской юрты была зановесь (шаршау, которая разделяла жилище на 2 неравные части . Правая от двери, меньшая была женская (спальня, там хранились предметы хозяйственной необходимости, одежда, припасы. Левая большая предназначена для мужчин была гостевая. Башкирский народ использовал для украшения своего жилища вышитые ковры , вышитые полотенца, праздничную одежду, украшения, охотничьи принадлежности, конскую упряжь и оружие .

Игра “Юрта” .

Ребята мы с вами сегодня также попробуем себя в роли мастеров художников, мы будем работать в мастерской, занимайте рабочие места. Сейчас мы с вами будем украшать юрты для башкирского народа .

Дети, какие цвета обычно используются в башкирских орнаментах ? (черный, красный, желтый, зеленый)

С чего начинаем работу?

Какие элементы вы видете? (ромб, квадрат, полосы)

Обратите внимание на то, что полосы могут соединятся друг с другом, а могут быть и на расстоянии. А теперь преступаем к работе.

Итог : - Ребята как называлось жилище башкир (юрта , а по башкирски (тирме) .

Чем украшали юрту изнутри? (Коврами, паласами, одеждой ит. д.)

Кого мы сегодня поселили в юрту (Бабушку - олосей, дедушку - олотай, маму - эсей, папу - атай, детей - балалар). Молодцы ребята за то что вы внимательно слушали и сделали для Айгуль и Айрата юрту они для вас принесли угощения.

ЖИЛИЩЕ БАШКИР , традиционные жилые постройки для сна, отдыха, бытовых потребностей и т.п., часть традиционно материальной культуры башкирского народа. Жилищем башкир-кочевников была юрта. При переходе к оседлому образу жизни появляются жилища различных типов. Их выбор определялся природными условиями, в которых жили башкирские племена, – горные области или равнины, лесная или степная зона. Как строительный материал использовались бревна, кора, лыко, дерн, глина, навоз. Из кустарника и камыша делали плетеные крыши и стены, из глины и соломы производили кирпич-саман.

Распространены были у башкир бревенчатые избы различного размера и планировки. В зависимости от состоятельности хозяина это могла быть избушка в два окна или большой дом в шесть-восемь оконных проемов. В бедных домах окна затягивали бычьим пузырем, рыбьей кожей, промасленной бумагой. В богатых избах окна стеклили.

Мастера, осуществлявшие постройку, стремились придать каждому строению индивидуальность. Это достигалось прежде всего украшением фасадов деревянной резьбой. Узоры наносили на оконные наличники, ставни, фронтоны, слуховые окна. Применялись преимущественно два мотива – ромб или круг (символическое изображение восходящего солнца). Дополнительным элементом были 8-образные завитки в различных комбинациях.

Помимо бревенчатых домов в башкирских аулах были распространены также дома с деревянным каркасом, такие как плетневые избы – «ситэн ой». Для их сооружения вдоль стен будущего жилища на расстоянии полуметра вкапывали колья. Их оплетали ветками, обмазывали обычной глиной и белили белой глиной. Дома из саманного кирпича преобладали в южных районах нынешнего Башкортостана. Основу саманного кирпича составляли конский навоз (реже солома) и глина: в степи труднее было найти чем солому, которая чаще использовалась на корм скоту, чем на хозяйственные нужды.

Покрытием изб служила также пропитанная глиной солома. Существовали дома с земляной засыпкой (тултырма). В процессе строительства столбы по периметру будущего дома оббивали расколотыми пополам стволами березок с наружной и внутренней стороны. Образовавшееся пространство заполняли землей, а стены обмазывали глиной. Башкиры Курганской области строили глинобитные избы. В процессе строительства пользовались деревянными формами, в которые набивали глиняный раствор. При высыхании глины форму поднимали, пока стена не достигала необходимой высоты. Углы скрепляли столбами.

Самые бедные из башкир строили пластовые или дерновые избы. Техника постройки была схожа с саманными домами, но вместо сырцовых кирпичей использовали вырубленные прямоугольником куски дерна.

Для домов всех типов был обязателен один принцип – разделение дома на две части, мужскую и женскую. Этот планировочный принцип был напрямую связан с нормами поведения, установленными исламом. Традиционное жилище арабов членилось на переднюю, парадную, мужскую и внутреннюю, заднюю, женскую, закрытую части. Это было связано с прямоугольной планировкой как дома, так и шатра. У тюрков и монголов членение шло по иному принципу – на левую (мужскую) и правую (женскую) части. Так что здесь следует говорить о наложении принципов ислама на традиционные представления тюрков. Так, у монгольских народов юрта членится точно так же, как и у тюрков, хотя они никогда не были мусульманами.

Лит.: Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. – Уфа, 1978; Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. – М., 1984.

2019-02-04T19:32:37+05:00 Культура народов Башкортостана Свой дом башкиры,история,краеведение,строительство,этнография ЖИЛИЩЕ БАШКИР, традиционные жилые постройки для сна, отдыха, бытовых потребностей и т.п., часть традиционно материальной культуры башкирского народа. Жилищем башкир-кочевников была юрта. При переходе к оседлому образу жизни появляются жилища различных типов. Их выбор определялся природными условиями, в которых жили башкирские племена, – горные области или равнины, лесная или... КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник

Если в северо-западных земледельческих районах большинство деревень возникло еще до присоединения к Русскому государству, то в южной и восточной Башкирии, где господствовало сначала кочевое, потом полукочевое скотоводство, оседлые поселения появились лишь 200-300 лет назад. Селились родовыми группами по 25-30 дворов. С 20-х годов ХIХ в. администрация начала перепланировку башкирских аулов по типу русских деревень.

Все башкиры имеют дома, живут в деревнях, пользуются определенными земельными наделами, на которых занимаются хлебопашеством или другими промыслами и ремеслами, и в этом отношении отличаются от крестьян или других оседлых инородцев разве только степенью своего благосостояния. Одно, что могло бы дать повод к закреплению за башкирами названия полукочевого племени, это обычай с наступлением весны переселяться на так называемые коши, т. е. в войлочные кибитки, которые они в виде лагеря разбивают на своих полях или .

В местах безлесных эти летние помещения делаются из деревянных решеток в 2 аршина вышиной, обтянутых кругом войлоком, а на них ставят другие сводом, вкладывая их наверху в деревянный круг, который не закрывается кошмою, а образует отверстие, служащее трубой для дыма от очага, вырытого посередине коша. Впрочем, такая войлочная палатка лишь достояние богатых, среднего же состояния люди живут в аласыках (род лубочного шалаша) или же в простых шалашах, сделанных из прутьев и покрытых кошмами. В местах же, изобилующих лесом, летние помещения состоят из деревянных избушек или берестяных шатров, остающихся всегда на одном и том же месте.

Деревни башкир по наружной архитектуре ничем не отличаются от русских или татарских деревень. Тип избы тот же самый, равно как и расположение улиц, но при всем том опытный глаз с первого же раза отличит деревню от русской, даже если не брать во внимание мечеть. На рубеже ХIХ-ХХ вв. у башкир можно было встретить самые разнообразные жилища, начиная от войлочной юрты и кончая бревенчатыми избами, что объясняется сложностью этнической истории народа, особенностями хозяйства и многообразием природных условий. Дома башкир всюду носят отпечаток какой-то недоконченности или полуразрушения; в них не видно той хозяйственной уютности и заботливости, как в русских домах. Это, с одной стороны, объясняется бедностью, плохим хозяйством, с другой - нерадивостью, отсутствием домовитости и той любви к своему жилищу, с которой обряжает его русский крестьянин.

Современные сельские жилища башкир строят из бревен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона, бетонных блоков. В интерьере сохраняют традиционные черты: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство нар.




Остов юрты состоял из деревянных складных решеток (канат), которые ставили по кругу. К ним прикреплялась конусообразная крыша, образуемая из деревянных тонких жердочек (ук), опиравшихся нижним концом на решетки, верхним (заостренным) – к деревянному кругу (сагарак), который одновременно был и окном, и дымовым отверстием для выпуска из юрты паров, скапливающихся под ее войлочным сводом от дымящегося среди нее котла.


Сверху юрта покрывалась пятью-семью кошмами (войлоком). «Кошмы, которыми покрывается кибитка (юрта), привязываются к остову особыми веревочками, пришитыми к ним по углам и на середине края, а для большей прочности вся кибитка опутывается снаружи длинными волосяными веревками (аркан) и привязывается к двум - трем небольшим колышкам, вбитым в землю снаружи ее» (Руденко С.И.)


Внутреннее убранство юрты Важнейшим элементом башкирской юрты была занавесь (шаршау), которая разделяла жилище на две части: мужскую и женскую. На полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Поэтому пол юрты застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами.


Женская половина юрты Занавесь (шаршау) разделяла жилище на две неравные части. Правая от двери (меньшая) часть была женской, там хранились предметы хозяйственной необходимости кожаная и деревянная утварь, пищевые припасы, женская и детская повседневная одежда и т.д.)


Мужская половина Левая, бо"льшая часть предназначалась для мужчин, она же была и гостевой. На ее решетчатые стены развешивались орнаментированное воинское снаряжение всадника (колчаны, футляры и сумы для дроби и пороха), конская упряжь, праздничная одежда. И, наконец, в мужской половине, вдоль стены напротив входа, было традиционное почетное место – урын.




Злые силы, по представлениям древних башкир, могли проникнуть в жилье через входную дверь, место соединения различных частей юрты. Поэтому украшалась прежде всего линия, где соединяется решетчатый остов с куполом: на ней закреплялась широкая тканая лента с геометрическим узором. Сам остов, как отмечалось, декорировался узорными тканями, паласами.


Постоянные жилища башкир В зимнее время башкиры жили в домах, которые в полукочевом скотоводческом хозяйстве представляли простые срубы в основном без декора. Заметные изменения в строительной технике и способах украшения жилищ произошли во второй половине XIX в. При сооружении дома башкиры исходили из принципа: жилище должно быть не только прочным и удобным, но и привлекательным в художественном отношении.








На фасаде наиболее декорированными были наличники окон, ставни, фронтоны, т.е. части, которые закрывали места соединений, через которые могли проникнуть в дом вредные духи. Наличники окон, украшенные хотя и не сложной резьбой, оживляли фасад дома, придавали ему привлекательный вид. Возможно, поэтому долгое время именно они были основным, нередко единственным объектом художественного оформления. Особое внимание уделялось украшению верхней части наличников. Нижняя их часть, как правило, скрытая от глаза изгородью, забором, отделяющим дом от улицы, орнаментировалась меньше.









Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх