Анализ произведения "маленький принц". Морально-философский смысл сказки «Маленький принц» Сент-Экзюпери Оценка произведения маленький принц

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы условия для самостоятельной творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Озерницкая ООШ

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Выполнила: Гудовщикова Альбина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

П.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ 2013 «Зорко одно лишь сердце»

(«Маленький принц» Сент-Экзюпери)

Цели урока.

  • Образовательная – провести детальный анализ произведения, опираясь на задания и вопросы; способствовать потребности читать внимательно и вдумчиво данное произведение.
  • Развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, развитию речевых навыков.
  • Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; помочь учащимся понять удивительную красоту произведения; увидеть, услышать мир, созданный Сент-Экзюпери в «Маленьком принце», прививать любовь к литературе.

Оборудование: портрет писателя; выставка книг Сент-Экзюпери; иллюстрации к его произведениям.

Ход урока

Ищите меня в том, что я пишу…

Чтобы писать, надо, прежде всего, жить.

Антуан де Сент-Экзюпери

Дома учащиеся прочитали произведение «Маленький принц».

Слово учителя . Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным человеком, писателем, поэтом, мыслителем, пилотом-профессионалом и его философской сказкой «Маленький принц», которую он написал в 1943 году. В этом году книге Экзюпери исполняется 70 лет. Прежде чем приступить к анализу произведения, мы послушаем сообщения ваших одноклассников о жизни Сент-Экзюпери.

1-й ученик. Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе, в семье графа де Сент-Экзюпери, рано лишился отца и рос под духовным влиянием матери. Разнообразие дарований и интересов, которым была отмечена вся его жизнь, обнаружилось у него с детства. Неистощимый в выдумках и проказах, первый заводила в шумных играх и импровизированных детских маскарадах, он мог часами неподвижно сидеть перед камином и грезить наяву, глядя на огонь. Он рано начал писать стихи, задумчивые и грустные; хорошо рисовал, играл на скрипке. Но самая большая его страсть с детства – техника.

В технике Сент-Экзюпери разбирается не хуже взрослых. Шестилетним малышом, на следующий день после поездки на паровозе, он по памяти нарисовал схему устройства локомотива. А в 12 лет впервые поднимается на самолете в воздух, и это впечатление определит затем его дальнейший жизненный путь.

2-й ученик. В школе Экзюпери – рассеянный ученик, не отличающийся усидчивостью и постоянством в работе. Правда, его сочинения находили, как правило, прекрасными и даже печатали в школьном бюллетене. Когда обучение в колледже подходило к концу, Антуана постигла тяжелая утрата – умер его брат Франсуа. И эта смерть вызвала первые раздумья над жизнью.

После смерти брата Антуан остался совсем один и тут впервые понял, что такое дружба. Приятельские отношения с некоторыми из учеников переросли в дружеские, юноша был удивлен и обрадован тому, как много может дать человеку настоящий друг. Сент-Экзюпери всегда умел ценить дружбу. По его мнению, это самое ценное, что есть на земле, это доказательство истинной стоимости человека.

3-й ученик. После окончания колледжа он готовится в военно-морское училище. Карьера военного моряка была выбрана в духе традиций французской аристократии, к которой по рождению принадлежал Антуан. Поэтому провал на экзаменах, вызванный нежеланием Сент-Экзюпери писать сочинение на предложенную тему, стал не только крахом надежд на блестящую будущность морского офицера, но и усугубил намечавшиеся уже расхождения с окружающей средой.

Пробовал он найти себя и в архитектуре, однако в Академии искусств проучился немногим более года. Решив, что эта профессия не для него, Сент-Экс, как звали его впоследствии товарищи, уходит из высшей школы и подает прошение о зачислении в армию, в военно-воздушные войска.

В 1921 году он был зачислен в истребительную авиацию, затем сдал экзамен на гражданского летчика и с 1922 года начинает работать в различных авиационных кампаниях.

4-й ученик. Последующая его жизнь полна драматических событий. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, совершал много опасных рейсов, участвовал в борьбе испанских республиканцев, перенес не одно ранение, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на все!»

31 июля 1944года, менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание. Долгое время считали его пропавшим без вести. Только в 50-е годы, в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись документального характера, подтверждающая гибель писателя. В 1986 году «Обществу друзей Сент-Экзюпери» удалось найти очевидца его гибели, которым оказался 15-летний подросток.

Учитель. Ребята, вы познакомились с биографией этого удивительного человека. А сейчас мы поговорим с вами о его сказке «Маленький принц», которую Экзюпери посвятил своему другу – писателю Леону Верту, скрывавшемуся от нацистов во Франции. Иллюстрировал книгу писатель сам. Скажите, ребята, понравилось ли вам произведение «Маленький принц»? Каким предстает перед вами Маленький принц при первом знакомстве?

Ученики. Да, сказка нам очень понравилась, но не все мы поняли из прочитанного. При первом знакомстве хочется выделить детали портрета, поведения Маленького принца. Он небольшого роста, с золотыми волосами, хрупкий, любознательный, настойчивый, с «ускользающей душой».

Учитель. Скажите, ребята, кто еще из сказочных героев произвел на вас впечатление и почему?

Ученик. Роза. Она нередко ставит Маленького принца в тупик из-за своего непростого характера. Она красивая, кокетливая, капризная, обидчивая. Этот прекрасный и капризный цветок доставляет принцу много забот и беспокойства, потому-то и решился он оставить Розу и уйти. Он отправляется в путешествие.

Учитель. Давайте и мы с вами, ребята, вместе с принцем отправимся в путешествие. Итак, посещая различные планеты, Маленький принц встречается с взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. В своих рассказах постарайтесь использовать прием словесного рисования, выразительное чтение отрывков. Какие планеты вам особенно запомнились?

Ученик. На первой планете Маленький принц знакомится с королем, который в каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний. Вместе с тем образ этот несет в себе отпечаток веры французов в просвещенного монарха. «Власть, прежде всего, должна быть разумной» - эти слова отчасти примиряют Маленького принца с властолюбцем, ибо пронизаны гуманизмом.

Ученик. На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек - он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. На его взгляд, «взрослые – очень странные люди». Писатель показывает, как глупо выглядит тщеславный человек.

Ученик. Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.

Ученик. Встречает в своих странствиях Маленький принц и «делового человека», занятого бессмысленным подсчетом звезд. Карикатурная фигура этого ничтожества, пытающегося превратить необозримую красоту вселенной в собственность, вводит в сказку мотивы социальной сатиры. Светлый мир детства болезненно сталкивается с царящим везде бесчеловечием. По мнению героя, делец, занимающийся бессмысленным подсчетом цифр, не может быть человеком, потому что «за свою жизнь он ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Никогда никого не любил. Никогда ничего не делал».

Учитель. Ребята, мы с вами вместе с Маленьким принцем совершили путешествие по некоторым планетам, познакомились с его обитателями. Скажите, пожалуйста, что хотел писатель донести до читателей через образы жителей планет?

Ученик. Образы почти всех планет – это воплощение человеческих пороков. Они доведены автором до гротеска. Общество бесчеловечных отношений и обесцененных ценностей Экзюпери считал принадлежностью только мира взрослых людей, утративших свою непосредственность. Из их обихода исчезает хозяйская заботливость о своей планете. Писатель хотел донести до нас, читателей, что за цифрами доходов, честолюбием, алчностью взрослые забыли о своем призвании.

Ученик. Экзюпери считает, что только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их «практической пользой». «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек? Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько зарабатывает у него отец?» И после этого воображают, что они узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом, он стоит сто тысяч франков», и тогда они восклицают: «Какая красота!»

Учитель. Действительно, в своей сказке Сент-Экзюпери как бы заставляет читателей изменить угол зрения на привычные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя заставлять генералов порхать как бабочки с цветка на цветок, нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать; человек должен отвечать за тех, кого приручил. Все просто и одновременно сложно.

Ученик. На пятой планете принц встречается с фонарщиком, работа которого вызывает у него восхищение: «Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Из всех встреченных малышом людей он выделяет фонарщика особо: за верность слову, за умение не покладая рук работать и вопреки лени и трудностям освещать людям путь, за то, что этот взрослый «думает не только о себе». Но ведь мысли автора во многих случаях выражает малыш, а он мечтает подружиться с фонарщиком.

Ученик. Обитающий на шестой планете географ сначала тоже кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нем, потому что тот никогда «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «слишком важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ, размышляющий лишь о вечном, заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть ее. Он же советует мальчику посетить планету Земля, у «которой неплохая репутация».

Учитель. Ребята, я думаю, вы заметили, что путешествие на Землю вначале лишь обостряет растерянность героя, приводит его почти к отчаянию, когда принц увидел сад с многочисленными розами (значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая). Ребята, обратите внимание на ход мыслей героя, прочитайте этот эпизод и подумайте, чем вызваны горестные слезы малыша («… он лег в траву и заплакал…»). Кто в эту трудную минуту для принца появляется перед ним? Чему он учит принца?

Ученик. В эту трудную минуту для принца перед ним появляется Лис. Он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца, учит истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в сутолоке деловой жизни и потому лишились друзей. Бич современной жизни – огромные скорости, бешеные темпы. В этой вечной спешке гибнет любовь. Некогда поговорить с другом по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью.

Учитель. Грустной авторской иронией веет от слов принца, сказанных в ответ на просьбу Лиса приручить его: «Я бы рад…но у меня мало времени». В возражении Лиса («узнать можно только те вещи, которые приручишь…надо запастись терпением») большая мудрость. Чтобы иметь друзей, нужно дарить им душу, отдавать самое дорогое – свое время («Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни»). В словах Лиса мы слышим веру самого Экзюпери: познать что-нибудь можно лишь приручая; «приручение состоит в создании уз: человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы нуждаемся в ней, - мы ведь в ответе за всех, кого приручили». И даже, если случайный прохожий скажет теперь принцу, что его Роза похожа на любую из пяти тысяч растущих в саду роз, малыш уже твердо знает: его Роза – единственная на свете, потому что он ее «приручил». Человеку нужен всего один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит его сердце. Потому и возвращается он к своей Розе.

Какова, ребята, главная мысль сказки?

Ученик. Я считаю, в сказке мудро и ненавязчиво проводится мысль, что каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной душевной работой. Любовь – это труд души. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» - вот секрет, открытый Лисом Маленькому принцу. Не случайно, тот повторяет слова Лиса, «чтобы лучше запомнить». Важно, чтобы их запомнил читатель и не прошел мимо основного: надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу.

Учитель. Я думаю, ребята, вы согласитесь со мной, что наш урок сегодня прошел очень плодотворно, а самое главное – эта замечательная сказка открыла вам главные истины жизни: уметь любить, дружить, заботиться о близких, видеть прекрасное.

А сейчас, ребята, обсудим ваше домашнее задание. Каждый из вас вытянет билет с вопросом, на который вы дома ответите письменно (В чем своеобразие посвящения к сказке? Как вы его понимаете? Чем, по мнению автора, взрослые отличаются от детей? Почему Экзюпери так ценит мир детства? В чем вы согласны с автором, что вызывает сомнение? Заслуживает ли доверия человек, спутавший «удава, проглотившего слона», с обыкновенной шляпой? Что дает истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами? Какой рисунок барашка понравился Маленькому принцу больше всего? Сам рассказчик может ли себе представить этого барашка? Почему? Почему нужно выпалывать первые ростки баобабов? Что вы подразумеваете под этим аллегорическим образом? и др.), а также нарисуйте иллюстрацию к сказке.

Скажите, ребята, какую роль играют рисунки в произведении?

Ученик. Рисунки как бы вводят в духовную атмосферу книги, помогают лучшему раскрытию внутреннего мира героя и рассказчика.

Учитель. На уроке по возможности можно использовать записи с чтением Я.Смоленского или инсценировку А.Петровой. В конце урока желательно поставить пластинку «Маленький принц» (сл.Н.Добронравова, муз.М.Таривердиева) или «Нежность» (сл. Н.Добронравова, муз. А.Пахмутовой).

Рефлексия.

Сегодня на уроке я открыл…, почувствовал…, узнал…, понял…, задумался…, испытал…, приобщился…и т.д. Закончите предложение.


Если отбросить сухие выкладки, то описание «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери поместиться в одно слово - чудо.

Литературные корни сказки лежат в бродячем сюжете про отвергнутого принца, а эмоциональные - в детском взгляде на мир.

(Иллюстрации акварелью, сделанные Сент-Экзюпери, без которых просто не выпускают книжку, так как они и книжка образуют единую целую сказку )

История создания

Впервые образ задумчивого мальчика появляется в форме рисунка в записках французского военного лётчика в 1940 году. Позднее автор органично вплёл собственные зарисовки в тело произведения, изменив взгляд на иллюстрацию как таковую.

Исходный образ выкристаллизовался в сказку к 1943 году. На то время Антуан де Сент-Экзюпери обитал в Нью-Йорке. Горечь от невозможности разделить судьбу товарищей, воюющих в Африке, и тоска по любимой Франции просочились в текст. Проблем с изданием не было и в том же году американские читатели познакомились с «Маленьким принцем», однако, восприняли его прохладно.

Вместе с английским переводом вышел и оригинал на французском. До французских издателей книга дошла только спустя три года, в 1946, спустя два года после смерти авиатора. Русскоязычный вариант произведения появился в 1958 году. А сейчас «Маленький принц» обладает чуть ли не наибольшим количеством переводов - существуют его издания на 160 языках (включая зулу и арамейский). Общий объём продаж перевалил за 80 миллионов экземпляров.

Описание произведения

Сюжетная линия строится вокруг странствий Маленького Принца с крошечной планеты Б-162. И постепенно его путешествие становится не столько фактическим перемещением от планеты к планете, сколько дорогой к познанию жизни и мира.

Желая узнать нечто новое, Принц покидает свой астероид с тремя вулканами и одной любимой розой. На пути он встречает множество символичных персонажей:

  • Правителя, убеждённого в своей власти над всеми звёздами;
  • Честолюбца, ищущего восхищения своей персоной;
  • Пьяницу, заливающего выпивкой стыд от пагубного пристрастия;
  • Делового человека, постоянно занятого подсчитыванием звёзд;
  • усердного Фонарщика, который каждую минуту зажигает и тушит свой фонарь;
  • Географа, никогда не покидавшего свою планету.

Эти персонажи, вместе с садом роз, стрелочником и другими - это мир современного общества, обременённого условностями и обязанностями.

По совету последнего мальчик отправляется на Землю, где в пустыне знакомится с потерпевшим аварию лётчиком, Лисом, Змеёй и другими персонажами. На этом заканчивается его путешествие по планетам и начинается познание мира.

Главные герои

Главный герой литературной сказки обладает детской непосредственностью и прямотой суждений, подкреплёнными (но не замутнённую) опытом взрослого человека. От этого в его действиях парадоксальным образом совмещаются ответственность (внимательный уход за планетой) и спонтанность (внезапный уход в путешествие). В произведении он - образ правильного, не замусоренного условностями образа жизни, который наполняет её смыслом.

Лётчик

Всё повествование ведётся от его лица. Он имеет схожести и с самим писателем, и с Маленьким Принцем. Лётчик взрослый, но он моментально находит общий язык с маленьким героем. В одинокой пустыне он проявляет принятую нормами человеческую реакцию - злится от проблем с ремонтом двигателя, боится умереть от жажды. Но напоминает ему о детских свойствах личности, которые не следует забывать даже в самых суровых условиях.

Лис

Это образ обладает внушительной смысловой нагрузкой. Утомленный однообразием жизни Лис хочет найти привязанность. Приручаясь, он показывает Принцу суть привязанности. Мальчик понимает и принимает этот урок и, наконец, понимает природу отношений со своей Розой. Лис - это символ понимания природы привязанности и доверия.

Роза

Слабый, но прекрасный и темпераментный цветок, у которого всего-то четыре шипа для защиты от опасностей этого мира. Несомненно прообразом цветка стала вспыльчивая жена писателя - Консуэло. Роза олицетворяет противоречивость и силу любви.

Змея

Второй ключевой для сюжетной линии персонажа. Она, подобно библейскому аспиду, предлагает Принцу способ вернуться к любимой Розе при помощи смертельного укуса. Тоскуя по цветку, принц соглашается. Змея ставит точку на его путешествии. Вот только была ли эта точка действительным возвращением домой или чем-то иным, решать придётся читателю. В сказке Змея символизирует коварство и искушение.

Анализ произведения

Жанровая принадлежность «Маленького Принца» - литературная сказка. Есть все признаки: фантастические персонажи и их чудесные действия, социально-педагогический посыл. Однако присутствует и философский контекст, отсылающий к традициям Вольтера. Вместе с нехарактерным для сказок отношением к проблемам смерти, любви, ответственности это позволяет отнести произведение и к притчам.

События в сказке, подобно большинству притч, обладают некоторой цикличностью. В отправной точке герой представлен как есть, затем развитие событий приводит к кульминации, после которой «всё возвращается на круги своя», но получив философскую, этическую или моральную нагрузку. Так происходит и в «Маленьком Принце», когда главный герой решает вернуться к своей «прирученной» Розе.

С художественной точки зрения текст наполнен простыми и понятными образами. Мистическая образность вместе с простотой изложения позволяют автору естественно переходить от конкретного образа к концепции, идее. Текст щедро пересыпан яркими эпитетами и парадоксальными смысловыми конструкциями.

Нельзя не отметить и особый ностальгический тон сказки. Благодаря художественным приёмам взрослые видят в сказке беседу со старым добрым другом, а дети - получают описанное простым и образным языком представление о том, что за мир их окружает. Во многом именно этим факторам «Маленький принц» обязан своей популярностью.

Читая произведения А. де Сент-Экзюпери, острее ощущаешь красоту мира и силу человеческого влечения к братства. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции (1944) — он не вернулся на базу с боевого задания, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир.

Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутона и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и изящные рисунки, которыми автор иллюстрировал свое произведение.

Маленький принц — главный персонаж сказки — показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза глядят, то далеко не уйдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые по цифрам доходов, честолюбием, жадностью забыли свое человеческое призвание.

На Земле Маленький принц попадает в сад с множеством роз. В эту тяжелую для малыша минуту, когда он испытывает волнение от мысли, что роза обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется ноября. Он говорит о бездонность человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Никогда поговорить искренне, заглянуть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое — свое время: «Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза — единственная в мире, потому что он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить неустанным душевным трудом. «Хорошо видит только сердце. Самого главного глазам не видно ». Надо уметь быть преданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться ко злу, потому что каждый отвечает не только за собственную судьбу.

Впитывая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему содержанию произведения, можно согласиться с мнением А. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленького принца незадолго до своего конца … пожалуй, человеческие души (отдельные, некоторые) всегда выдают свой последний лебедино-чистый, прощальный крик … ». Эта сказка — своеобразное завещание мудрого человека нам, оставшихся на этой неидеальный планете. Да и сказка это? Вспомним пустыню, в которой летчик, потерпевший аварию, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся ее жизнь. Вспоминается хорошее, но чаще — то, где и когда ты проявил трусость, нечестнисть, непорядочность. Человек «вдруг» прозревает и осознает нечто, недооценивала или на что не обращала внимания на протяжении всей жизни, и поэтому из его уст в эти моменты истины и прозрениявырывается мольба: «Господи! Отведи беда, и я стану лучше, более благородным и великодушным »

Видимо, в образе Маленького принца к рассказчика пришло его безгрешную детство («Но ты невиновен и прибыл со звезды», — говорит автор, обращаясь к Маленького принца), его чистая, незапятнанная совесть. Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в нем и по-новому все это оценить. Рассказчик возвращается к товарищам совсем другим человеком: он понял, как надо дружить, что надо ценить и чего опасаться, то есть он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его ЖИТЬ. Именно в пустыне, вдали от суеты, всецело поглощает нас и наши души, там, где в одиночестве пророки и отшельники спізнавали большие истины, летчик, тоже в одиночестве приблизился к пониманию смысла жизни. Но пустыня — это еще и символ одиночества человека: «С людьми тоже одиноко …».

Волшебная, печальная притча, «загримированный под сказку» (А. Панфилов)! Нравственные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью изящных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, запрашивая за моральные ориентиры: «себя судить намного труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты на самом деле мудрый »,« Тщеславны люди являются глухими ко всему, кроме похвалы »,« Но глаза не видят. Надо искать сердцем ».

Это произведение заставляет и нас по-другому взглянуть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных представляется таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля по своей крохотной планеты. Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко — так, как почувствовал Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери свой долг перед единственной и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами!

Мне безумно понравилась эта книга, поэтому я решил выложить на своем сайте наиболее интересный разбор книги. Семен Кибало

Проблемно-тематический анализ произведения

Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение.

Аудиокнига (2 часа):


Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
В “Маленьком принце” Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.
Другой немаловажный символ, к которому обращено практически все произведение – это роза.
Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”
Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы – одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении “Планета людей”. Точно та же тема и в “Маленьком принце”, но здесь она получает более глубокое развитие. Ни одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал, и не вынашивалось столько времени, сколько “Маленького принца”. Нередко мотивы из “Маленького принца” встречаются в прежних произведениях писателя
Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери?
“Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. “Маленький принц” был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.
“Маленький принц” – это в первую очередь, философская сказка. И, следовательно, казалось бы, простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок.
В сказке сильны романтические традиции.
Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. То, что “Маленький принц” - сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор – это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.
Сент-Экзюпери показывает, что человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства.
Но главная трагедия “взрослых” героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они “растеряли” все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.
Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.
Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” - заклинает писатель.
Сама сказка была написана потому, что это было “страшно важно и неотложно”. Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра - вырастает кедр, а из семян терновника - терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. “Ведь все взрослые сначала были детьми…”. Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными к злу и насилию. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.
Только Художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: “Когда он зажигает фонарь – как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”.
Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей — прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, — и тогда они восклицают: “Какая красота!”
Другая ключевая философская тема сказки “Маленький принц” — тема бытия. Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности. Душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов.

Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его родной планете.
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее - философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.
И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу… Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.
Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.
О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, — задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду,и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
“Маленький принц” – это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство ходит где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Оно подойдет, как ни в чем не бывало, как будто оно и не покидало нас на эти долгие годы, сядет рядом на корточки и, спросит, с любопытством глядя на разбитый самолет: “А что это за штука?” Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей.
Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

Антуана де Сент–Экзюпери

Урок литературы по сказке Антуана де Сент–Экзюпери "Маленький принц".

Задачи урока:

    воспитывать в учащихся чувство любви к прекрасному;

    учить навыкам рассуждения над философскими понятиями: счастье, любовь, дружба;

    учить чтению в лицах;

    учить инсценировать эпизоды, сыграть правильно роль, понять её;

    продолжить обучение выразительному чтению.

Оборудование, наглядность :

1) иллюстрации детей на тему: “Каким вы представляете Маленького принца?”, “Розу” (выставка детских рисунков);

2) Портрет А. С – Экзюпери, статья с биографией автора;

3) музыкальная запись “Волшебный полёт” (группа “Спэйс”).

На доске: тема урока, вопросы для беседы, плакаты с эпиграфом к уроку

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.

Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Постановка целей, задач урока.

III. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся более подробно с произведением французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Вы поближе узнаете героев сказки, их мысли, чувства, желания; мы будем учиться анализировать художественное произведение, а также совершенствовать навыки правильного чтения, чтения наизусть, учиться инсценировать литературное произведение. Это будет урок-размышление, урок-рассуждение.

Учитель: Антуан де Сент-Экзюпери, выдающийся французский писатель и профессиональный лётчик, погиб в 1944 году во время боевого вылета.

Находясь на лечении после аварии в Нью-Йорке он пишет своё произведение “Маленький принц” в 1942 г. И издаёт его там же впервые весной 1943 г.

Ни одно законченное произведение не вынашивалось им так долго, как “Маленький принц”.

По-настоящему мотивы “Маленького принца начали складываться у Сент-Экзюпери с началом войны. В этот период он не редко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крылышками смотрит из-за облачка на землю, на её дома, на овец. Этот удивлённый мальчик всё сильнее не давал покоя писателю, лётчику, бойцу, проповеднику духовных ценностей, зовущему людей на борьбу.

Сент-Экзюпери как писатель ставил перед собой всегда одну и ту же задачу: выразить себя, раскрыть в себе человека- того, кто нуждается в любви и кто способен любить.

Маленький принц” бросает свет на другие произведения писателя, и их не возможно понять во всей глубине замыслов и устремлений без этой сказки.

Посвящение Леону Верту – “Леону Верту, когда он был маленьким” – символично. “Маленький принц” был как бы ответом Сент-Экзюпери своему другу на все споры, которые они вели, и этот ответ должен был показать всю никчемность споров и расхождений перед лицом того прекрасного, что есть в каждом человеке, как бы глубоко это прекрасное не было запрятано.

Музыкальная пауза: “Спэйс” - “Волшебный полёт”, на фоне музыки звучит чтение посвящения.

IV. Анализ произведения.

Чтение 1 главы

Вопрос: Как вы считаете, почему взрослые не понимали автора, когда он был маленьким, показывал свои рисунки?

Анализ 2 главы

Эпизод “Встреча с маленьким принцем” зачитывается.

Вопрос: А каким вы себе представляете маленького принца? Нарисуйте его портрет словами. (Дети рисуют словесные образы и сопоставляют их со своими рисунками)

Анализ 4 главы

Вопросы: Какое важное открытие сделал автор, познакомившись с маленьким принцем?

На какой планете жил принц? Как называлась эта планета?

Как была открыта его планета?

Ответ : Странный народ эти взрослые.

Вопрос : В чём истинная красота? (Когда появился новый друг?”

Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань , а на крыше голуби ”.

Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы…”

Это очень печально – когда забывают друзей. Не у всякого был друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр”.

Вопрос : Почему дети и взрослые смотрят на мир по разному?

Анализ эпизода. Глава 5

На планете маленького принца есть такое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету…”

Вопрос : Баобабы – что это? С чем их можно сравнить?

Но если дашь волю баобабам, беды не миновать”

Анализ 6 главы

Долгое время у тебя было лишь одно развлечение: ты любовался закатом…

Мне кажется, что я у себя дома. Знаешь, когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце.

Вопрос : Почему маленький принц любил закат?

Ответ : Мечты, думы, воспоминания.

Анализ 7 главы

Вопрос : В чём настоящая ценность в понимании окружающего мира, человека?

Анализ эпизода : “Я знаю одну планету, там живёт такой господин с багровым лицом. Он за всю жизнь не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: “Я человек серьёзный”. Он гриб, не человек”.

(Сравнение с цветком – о развитии чувств) “Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз…” “Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня?”

Инсценировка глав 8–9 (Автор, Роза, Маленький принц)

Анализ эпизода

Вопросы : Как вы думаете, любил ли маленький принц розу?

В чём проявляется это чувство?

Что такое любовь?

Инсценировка главы 10. (Автор, Король, Принц)

Обращаем внимание детей при анализе на слова Короля: “Власть должна прежде всего быть разумной”. Король, который отдавал приказания, которые должны быть исполнены, был добр.

Инсценировка главы 11. (Честолюбец, Принц)

Он был один на планете и говорил и думал о том, что он лучше всех”.

Вопрос: Что значит слово “честолюбец”? Почему он на планете был один?

Анализ главы 12. Пьяница. “Хочу забыть, что мне совестно, совестно пить”.

Вывод: Пьянство – болезнь века.

Инсценировка главы 13. (Деловой человек, принц)

Вывод: Ничего вокруг себя не видит, значит, это тоже не настоящий человек?

Анализ главы 14. Фонарщик

Вопросы: Почему из всех людей, которых видел маленький принц, больше всех понравился фонарщик? (Зажигает огни, выполняет нужную работу, дарит людям свет)

Анализ главы 15. Географ. Учёный, который не двигается с места и ничего не видит. Следовательно, ничего не может открыть.

Анализ глав 16–18.

Выводы: “Среди людей тоже одиноко”, “Их носит ветром. У них нет корней,- это очень неудобно”.

Глава 20. Встреча с розами. “Вы красивы, но пустые, ради вас не хочется умереть…Она – моя”. (О единственном друге, возлюбленной). “Ведь он теперь знает, что твоим становится только то, чему ты отдал свою душу”.

Глава 21. Встреча с лисом. “Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. “Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Ты в ответе за свою розу”.

Вопросы: Что такое дружба? Что значит приручить? (Полюбить, подружиться)

Глава 22. “Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень – очень дорога, и если её у них отнимут, дети плачут…” (Рассуждение о счастье)

Глава 25. Обсуждение высказывания. “На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз…и не находят того, что ищут. А ведь то, что они ишут, можно найти в одной – единственной розе, в глотке воды. Но глаза слепы. Искать надо сердцем.

Вывод: Для счастья так нужно мало. И если ты человек любящий, добрый, умеющий разглядеть в малом большое, то ты обязательно будешь счастлив.

V. Заключение : Золотые колосья пшеницы; оживают звёзды; звон серебряных колокольчиков. Когда мы кого-то приручили, мы чувствуем себя сразу богатыми – столько новых впечатлений и переживаний, потому что всё, решительно всё вокруг напоминает о любимом, прирученном нами существе, и является “подарком сердца”. Серьёзные, деловые люди не получают таких подарков. Да они были бы не способны их оценить. Поэтому Маленькому принцу становится ясно, что их могущество и богатство лишь кажущиеся, на самом деле они бессильны и нищи. В “Маленьком принце” автор обращается в равной мере и к детям и к взрослым – ко всем, маленьким и большим, кто хочет задуматься над жизнью и попытаться понять, что же в ней имеет настоящую ценность. Сказка является философской, оказывается, и об очень серьёзных и глубоких вещах можно говорить совсем просто и всем понятно, особенно, если обладаешь чувством юмора.

VI. Подведение итогов урока.

«Продолжай поиски самого себя…»

(Урок-размышление по философской сказке

А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

Цели урока.

Дидактическая:

    Помочь учащимся в постижении философского смысла повести-сказки.

Развивающая:

    Совершенствовать навыки анализа литературных произведений философского содержания (умение видеть художественные средства воплощения авторской идеи и делать выводы).

Воспитательная:

    Помочь в определении системы нравственных ценностей современного человека и своих собственных.

    Заставить учащихся заглянуть в свой внутренний мир, дать оценку своему «Я».

Оборудование урока:

    ноутбук, проектор, электронная презентация к уроку.

    Музыкальные записи

    задания для работы

Тип: урок-размышление с использованием СОТ

Ход урока

Оргмомент.

На доске тема урока: «Вернется ли к нам Маленький принц?»

Эпиграф: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». А. Сент-Экзюпери.

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым именем. Это французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за все, что происходит в мире.

1 слайд

Антуан Сент-Экзюпери был летчиком. Человек необычайно яркой одаренности, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. «Детство – вот огромный край, откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». В его творчестве, пожалуй, нет книги, где бы он ни вспомнил о своем детстве. Экзюпери всегда умел ценить дружбу, считая это чувство самым драгоценным, что есть на земле. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанских республиканцев, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на все!».

2 слайд

В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами.

Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.

«Лежа в снегу, я тебя видел, но ты меня не замечал», - сказал потом чудом спасшийся Гийоме.

«Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?»

«Кто же еще решился бы летать так низко в этих горах?» - ответил Гийоме.

Когда он проделывал головоломные трюки, машина начала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу»,- успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.

3 слайд

Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.

Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель, отдав последние деньги.

Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес – самому их творить; и пусть это будут даже самые маленькие чудеса.

Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее.

Ему принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.

4 слайд

«Маленький принц» - философская сказка. В самом широком философском смысле – это история о любви и дружбе, о жизни и смерти;

- Прошу вас определить жанровые черты сказки. Докажите их присутствие в тексте произведения. Приведите примеры символов и аллегорий.

- Расскажите о встрече летчика с Маленьким принцем;

- Как Маленький принц жил на своей планете?

5 слайд

Чему учит нас, обитателей Земли, Маленький принц?

Как вы понимаете слова автора: «Дети, берегитесь баобабов!». Чем же они опасны?

Почему Маленький принц просит нарисовать намордник для барашка?

Какое место в жизни мальчика занимала Роза?

6 слайд

Почему же Маленький принц улетает от нее?

Чему учат нас здесь золотоволосый мальчик и Роза?

Зачем герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?

Странствия Маленького принца.

Работа в парах.

Посещая различные планеты, Маленький принц встречается с взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. Расскажите о каждой планете и об отношении малыша к их обитателям. Какие уроки вынес Маленький принц с каждого астероида? (Уроки записывают на специальные листы, попутно работают со словарями.)

«Астероид» - 325. Планета короля» – сообщение первой пары. Учащиеся раскрывают значения слов: астероид, подданный, авторитарный, рассказывают, почему мальчик покинул короля. Зачитывают философские мысли Экзюпери : «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр», «С каждого нужно спрашивать то, что он может дать», «Власть, прежде всего, должна быть разумной».

«Астероид - 326. Планета честолюбца» - выступление второй пары. Объяснение слов: тщеславие, честолюбец, эгоист. Рассказ о встрече с честолюбцем. Маленький принц понял, что тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

«Астероид – 327. Планета пьяницы» - работа над словами: совершенство, вера, деградация. Урок, который выносит Маленький принц: пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя, в водке он находит забвение. Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно.

«Астероид – 328. Планета делового человека» - толкование слов: деловой человек, красота, польза. Поразмышляем над словами: «А звездам от тебя нет никакой пользы».

Урок: если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

«Астероид – 329. Планета фонарщика» - учащиеся рассказывают о том, почему Маленький принц хотел подружиться с фонарщиком. Урок: быть верным слову, не покладая рук работать, вопреки лени и трудностям освещать людям путь.

«Астероид – 330. Планета географа» - работа со словарем: репутация, формалист. На этой планете принц понимает: так жить нельзя.

Вывод:

Изображая путешествия Маленького принца по разным планетам, Сент-Экзюпери демонстрирует нам ложные смыслы жизни. Он показывает нам порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. Судьбы их печальны, но никто из них не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя.

А теперь расскажите о посещении мальчиком планеты Земля.

Похож ли летчик на ранее встреченных героев? (нет, он общителен, добр, бескорыстен, заботлив);

Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу? («Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил, ты в ответе за свою розу». Чтение диалога Лиса и Маленького принца по ролям. Глава 21);

Как вы понимаете слово «приручить»? К нам это относится? Почему мы взяли эти слова в качестве эпиграфа к уроку?;

Почему Маленький принц почувствовал себя очень-очень несчастным, когда увидел сад, полный роз? (Он чувствует себя обманутым и обедневшим, он верил, что его Роза – единственная, а в одном только этом саду пять тысяч таких же красавиц. Но Маленький принц понимает, что его Роза неповторима: «Вы ничуть не похожи на мою Розу. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким прежде был мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный во всем свете. Мне моя Роза дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее загораживал ширмою, оберегая от ветра… Она моя»).

В этом главный урок науки любви. Любовь – труд. Дорогим становится тот, о ком заботимся, кому отдаем душу, кого приручили.

Почему Маленький принц возвращается на свою планету? (Потому что он приручил свою розу, он в ответе за нее).

С темой любви смыкается тема подвига, тема ответственности. На что решается принц, ради того, чтобы улететь на свою планету? (Он должен умереть на Земле, освободившись от груза своего тела. Маленькому принцу больно и страшно, но он идет на это, обращаясь за помощью к мудрой змее, у которой «хороший яд»).

Прочитаем конец XXVI главы – сцену прощания с взрослым человеком. «Напрасно ты идешь со мной. Тебе будет больно на меня смотреть, тебе покажется, будто я умираю, но это неправда».

Как характеризует эта сцена летчика и Маленького принца? они приручили друг друга.

В финале сказки автор обращается к нам: «Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем – совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке Вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам розу.

Взгляните на небо. И спросите себя, жива ли та Роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел? И вы увидите – все станет по-другому…

И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!»

Давайте поразмышляем над этими словами.

Ребята, как вы считаете, почему автор так желает, чтобы Маленький принц вернулся на Землю? (Чтобы взрослые наконец-то поняли то, что понимают дети. Чтобы люди посмотрели на себя и на свои поступки глазами чистого, искреннего, доброго друга, стали лучше и совершеннее);

Как вы думаете, вернется ли к нам мальчик с золотыми волосами? (размышления ребят).

7 слайд

Чтение

(Искать надо сердцем…

Нет в мире совершенства

Слова только мешают понимать друг друга

твоя роза – единственная в мире

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь)

8 слайд

Истина… Чтобы найти её, «надо искать сердцем». А если «сердце видит» - песок не просто жёлтый, а «золотой, как мёд», «звёзды на небе расцветают» и для каждого человека они свои, и вода в роднике среди пустыни, «как музыка». Всё это загадочно и непостижимо, как и то пространство, которое продолжается до неба и выше!

    Задумывались ли вы, почему сказка начинается и заканчивается встречей со змеёй?

    (Приход и уход человека на этой планете болезнен. Когда уходит человек, будто бы белая планета прекращает своё существование.)

    Ваши ощущения в финале сказки (трагедии)

    Выводы

Ученица читает стихотворение Евг. Евтушенко. «Людей неинтересных в мире нет»

Финал на фоне песни «Нежность» (Хворостовский)

Дома: сочинение «Берегитесь баобабов»



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх