Изделия народных промыслов. Исконно русский народный промысел

Знакомство с народными художественными промыслами (НХП) России поможет лучше понять дух и культуру народов нашей страны.

Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. А можно ли связать народное искусство с таким словом, как благополучие? А если можно, то о каком благополучии можно говорить? Мастер вкладывает частицу своей души в изделие, которое он создает. Не есть ли это благо?

Работа хороша, если в ней польза и душа.

Не то дорого, что красно золото, А то дорого, что мастера доброго.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.

Народные промыслы и ремесла России

1 группа- резьба и роспись по дереву

1. Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного во всем мире искусства - хох-ломской росписи. В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владения Троице-Сергиева монастыря. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство золоченой деревянной посуды. Деревянная посуда с самых древних времен употреблялась русским человеком. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется.

Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Работа очень трудоемка. Белая неокрашенная посуда сначала просушивается, а затем покрывается жидким слоем глины, которая закрывает поры дерева. Предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли 3-4 раза. Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической. По проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливать в печь, под влиянием высокой температуры лак темнел, и серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск. В росписях Хохломы преобладают изображения растительных форм или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Несмотря на то, что в последнее время появились и новые центры хохломской росписи, ведущими по-прежнему остаются «коренные»: фабрика в селе Семино Ковернинского района и объединение в городе Семенове Нижегородской области.

2. Родившаяся в 30 километрах от Хохломы Городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Городецкие краски пылали всей палитрой. Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись - холодная. Ягоды, листья, цветы - у Хохломы; сюжетные картинки «мещанского быта» - у Городецкой росписи.

3 . Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел резьбы по дереву находится в селе Богородском. Здесь на рубеже XVI-XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку. В XIX веке в игрушке появились многофигурные композиции, а сами изображения фигур стали более динамичными. Для изготовления игрушки издавна применяется древесина липы, ольхи или осины.

С начала возникновения богородского промысла местные кустари изготовляли для посадских игрушечников лишь отдельные части, из которых сергиевцы собирали уже целые игрушки. Потом богородцы стали изготовлять игрушки «в белье», т.е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева Посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу. Богородский промысел имеет активную тенденцию к развитию. Кадры мастеров готовятся в местной профтехшколе и художественном училище, расположенном в Загорском районе.

4. В середине 90-х гг. XIX столетия жена русского мецената И. Мамонтова привезла из Японии деревянную токарную разъемную куклу, которая представляла собой фигурку восточного мудреца. Привезенная кукла заинтересовала членов абрамцевского кружка, и было решено создать свою, русскую Матрену по образцу японской игрушки. Считают, что первые образцы матрешек были расписаны художником С. Малютиным и выточены токарем В. Звездочкиным. Русская Матрена была отмечена на Всемирной выставке в Париже. В Сергиевом Посаде матрешка появилась в 1902 г. Малютинский вариант росписи матрешки стал образцом для массового повтора.

Группа 2- художественная керамика

1. К юго-востоку от Москвы находится бывший волостной центр - Гжель. Происхождение этого названия связываю со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.

Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. В середине XVII века в этих местах были обнаружены беложгущиеся глины. Эти глины как нельзя лучше подходили для аптекарской посуды. Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство гжельской майолики - покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку - так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью.

В начале XIX века гжельцы решили добавить в свои глины известь, так получили полуфаянс. С этого момента и начинают расти знаменитые синие цветы. Листья и бутоны на белом фоне - исключительная гжельская традиция, которой не найдешь больше нигде в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом - синей краской - становится классическим. Тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появились лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным. Научившись в 1820 году делать тонкий фаянс, гжельские мастера стали постигать тайны фарфора. Фарфор Гжели из-за массовости производства стал доступен многим. Было время, когда гжельский промысел пришел в упадок, сократилось и заводское производство. Виной этому - война начала XX века, разруха после революции, отсутствие сырья и топлива. К началу 80-х годов фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом.

2 . Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые игрушки, конечно, дымковские. Их изготовляют в слободе Дымково под Вяткой. Еще в XIX веке многие путешественники с восторгом описывали забавный вятский праздник «Свистунья». Во время этого праздника жители Вятки гуляли, плясали, пели и свистели в расписные свистульки из глины.

Дымковские игрушки большие, сложные, с множеством деталей. Глину специально готовят, замешивают «тесто», из которого лепят фигурки, потом обжигают их в специальной печи, чтобы были прочнее, деревянной палочкой прокалывают отверстие для свистка. Коричневую глину покрывают белой краской из молока и мела, расписывают яркими цветами и украшают тоненькими квадратами настоящего золота. Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, петухи, индюки, барыни, няньки.

3. Знаменита своими игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Глина здесь не коричневая, а белая, она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые: это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. А сколько разных узоров из точек, звездочек, полос и кружочков придумывают филимоновские мастера!

4. На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополь, делают совсем другие игрушки. Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платках и барынь в шляпках, идущих с базара с покупками, мужичков-гармонистов в лаптях и кафтанах.

Группа 3 - художественная обработка металла

1. Изделия из металла составляют важную и непременную часть повседневной жизни людей. Многообразие художественно-технических приемов позволяет делать из него вещи самого разного назначения.

В середине XVIII века развивается в Великом Устюге искусство северной черни. На металлической поверхности предмета специальными инструментами - штихелями - выполняют гравировку. Гравированный рисунок заполняют порошком черни, то есть сплавом сернистых окислов серебра, меди и свинца. После этого изделие подвергают обжигу, при этом от высокой температуры чернь расплавляется и прочно заполняет углубления. Затем поверхность шлифуют. В Вологодской области и сейчас выпускают высокохудожественные предметы: шкатулки с изображением исторических событий и сказочных сюжетов, кубки, стопки, ювелирные украшения (броши, запонки, браслеты, серьги и кулоны).

2. Эмаль, древнегреческое название финифть, - техника, применяемая в ювелирном искусстве: легкоплавкое стекло, которое образует после обжига на поверхности украшаемого предмета тонкую прозрачную или непрозрачную, цветную или бесцветную однотонную пленку. Художественная эмаль - средство цветного обогащения металлического изделия. Эмаль возникла, по-видимому, в I тысячелетии до н. э. в Восточном Средиземноморье. На Руси оригинальная перегородчатая эмаль возникает в начале X века. В XVI-XVII веках в России получила развитие многоцветная прозрачная эмаль, живописная уральская эмаль. Изготовлялись чаши, блюда, тарелки, венцы, оклады Евангелия для подарков. В Ростове в XVII-XIX веках изготавливались иконы и другие изделия в технике расписных эмалей.

3. Мстерский промысел Владимирской области развивался в XIX веке, где обработка металла начиналась с изготовления чеканных окладов к иконам, выполняемым местными живописцами. Для украшения подносов, подстаканников использовали гравированный орнамент в виде скромных букетиков, веточек, розеток. Участки гравированного рисунка, как правило, золотили и полировали. Остальная поверхность металла оставалась матовой. Работа с филигранью расширила декоративные возможности изделий. Ажурный орнамент стал использоваться как накладной декор в вазочках и стопках из металла.

Группа 4 - декоративная роспись на металле и лаковая живопись

1. Сто с лишним лет назад подмосковные крестьяне братья Вишняковы откупились от кое-

собственную мастерскую. Они решили расписывать металлические подносы. Жостовские подносы

могут быть овальными, округлыми, прямоугольными и фигурными. Металлическую заготовку больше не выколачивают вручную, как раньше, а прессуют на станке. И фон бывает не только черным, но и золотым, зеленым, кремовым. Фон делают со всей тщательностью, соблюдая определенную последовательность: поверхность дважды промазывают маслом с олифой, сушат и шлифуют, кладут три слоя черного грунта, дважды покрывают черным лаком и снова слегка шлифуют. Расписывают подносы только масляными красками и только беличьей кисточкой. Мастер работает сразу на нескольких подносах и использует по очереди каждую краску. При этом он строго придерживается очередности операций, каждая из которых имеет свое назначение.

2. Федоскинская лаковая живопись на протяжении истории своего развития ориентировалась на образцы русской классической живописи. От нее же она восприняла технику многослойного письма масляными красками. На шкатулках, табакерках получили отражение сюжеты русского лубка, старинных гравюр, переложенные на язык миниатюрного письма. Сюжеты летних и зимних поездок в упряжке трех коней закрепились в федоскинской живописи на долгие годы. «Тройки», «чаепития», пейзажи Подмосковья стали своеобразными символами России. Федоскинская миниатюра выполняется всегда в окружении черного фона коробки. В искусстве Федоскина присутствуют и приемы откровенно декоративного орнаментального оформления изделий: цветная клетка - «шотландка», роспись «под черепаху», инкрустация сканью, цировка, напоминающая игру гравированного по металлу рисунка под слоем прозрачной эмали.

3. В наши дни Палех не просто популярен - он знаменит. Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры, уходящее своими корнями в художественную культуру Древней Руси. Изделия палехских художников из папье-маше: шкатулки, коробочки, пудреницы, броши, ларцы, расписанные темперой в ярком декоративном стиле и затейливо орнаментированные золотом, - расходятся по всему миру. Лаковая живопись на папье-маше расцветает в четырех основных центрах народных промыслов России: Федоскине, Мстере, Холуе, Палехе.

Композиция миниатюры смело раскладывается на плоскости в виде фигурной цветной мозаики. Рисунок всегда выразителен по силуэту и лаконичен, внутри проработан золотыми линиями. Эта штриховка придает всему изделию законченность и напоминает насечку золотом, также ювелирные эмали.

Группа 5 - вышивка, кружевоплетение, платки

1. Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России, - это вышивка и кружево.

Вышивка в прошлом была присуща каждому наооду как наиболее доступный способ создания. В северных районах России вышивали узор -изображали животных, птиц, людей; для средней полосы более характерны геометрические фигуры, а для южной России - обилие цветов.

Вышивной крест издавна украшал национальные костюмы всех славянских народов. Полотенца, расшитые крестовым орнаментом или рисунком, изображающим бытовые сценки (рушники), были обязательны в каждом жилище и являлись необходимым обрядовым предметом. Сложность вышивки крестом заключается в том, что нужны специально разработанные по клеткам рисунки.

Гладью называется вышивание прямыми или косыми стежками, заполняющими плоскость узора. Многоцветная художественная гладь необходима при вышивании по рисункам, приближенным по форме и цвету к натуральным предметам, с передачей тональных переходов, и применяется в отделке платья, скатертей, подушек, ею создаются панно, картины, портреты, пейзажи.

Много веков назад родилось в Торжке удивительное золотошвейное искусство. Традиции новоторж-ского золотого шитья складывались на протяжении столетий. Основной узор здесь составляли из веток с розами, бутонами, листьями дуба, колосьями злаков. В растительные мотивы включались изображения птиц. Золотошвеи выполняли различные заказы военных ведомств, вышивали знамена, пояса...

2. В России кружевоплетение распространилось ближе к XVII веку, то есть гораздо позже вышивки. Кружевной промысел в России процветал в многочисленных мастерских при барских усадьбах. Крепостные крестьянки обязаны были следовать западноевропейским образцам.

Вологодское кружево - самое известное, оно выплетается там с 1820 года. Особое внимание уделяется штучным изделиям: знаменитым воротникам, пелеринам, шарфам, перчаткам, салфеткам. Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. С рисунка, из линий и точек, мастерица создает кружево, переставляя многочисленные булавки с навитыми нитями. Выплетают кружево с помощью пар гладких деревянных палочек-коклюшек. Коклюшки имеют специальные углуб ления на концах, на которые намотаны нитки. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется.

3. В XIX веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготавливают прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как в России, так и за рубежом.

Не менее знамениты в России и в мире оренбургские платки. Уральские казачки, знавшие кружева и вышивание, стали использовать в вязке растительный орнамент - живые мотивы природы. Длинными зимними вечерами вязали они нежные шаг1и и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки.

Народные промыслы наро́дные про́мыслы

Одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства ). Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) призваны прежде всего внести красоту и радость в обыденную жизнь человека. В России наиболее популярны были гжельская керамика, расписанная синими красками по белому; дымковская глиняная игрушка; вологодские кружева, городецкие росписи по дереву, лаковые миниатюры Палеха, Холуя, Мстёры, Хохломы, великоустюжское чернение по серебру и др.

С развитием массового промышленного производства многие древние ремёсла и промыслы пришли в упадок. В кон. 19 – нач. 20 в. на волне интереса к национальному прошлому во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов. В России традиционные ремёсла целенаправленно культивировались в мастерских Абрамцева и Талашкино . Ныне мастера, работающие в традициях народных промыслов, создают как уникальные художественные произведения, так и эскизы для производства массовых промышленных изделий.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "народные промыслы" в других словарях:

    Одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. История Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже… … Википедия

    - … Википедия

    Одна из форм народного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно прикладного искусства). Многие народные художественные промыслы своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское… … Художественная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, одна из форм народного творчества, производство фольклорных художественных изделий (в частности, изготовление произведений декоративного искусства). Восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому… … Современная энциклопедия

    Одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок… … Энциклопедический словарь

    Народные художественные промыслы - Изделия чешских народных промыслов. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, одна из форм народного творчества, производство фольклорных художественных изделий (в частности, изготовление произведений декоративного искусства). Восходят к древности, к… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Народные художественные промыслы - форма нар. творчества, включающая изготовление предметов быта, имеющих характер произведений декор. прикл. иск ва: вышивка, керамика, ковроделие, обработка дерева, камня, металла, кости, кожи, плетение кружев и т. д. Н. Х. П., как правило,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно прикладного искусства (См. Декоративно прикладное искусство)). Многие Н. х. п. своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились… … Большая советская энциклопедия

    Народные художественные промыслы - одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление кружев и кружевных изделий, вышивка, вязание и пр.). Многие Н. Х. П. своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское… … Энциклопедия моды и одежды

Книги

  • Народные промыслы , Клиентов Алексей Евгеньевич. Издательство Белый город представляет новую книгу для детей младшего и среднего возраста, входящую в полюбившуюся многим читателям серию История России. КнигаНародные промыслы посвящена…

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

Гжель
Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор, окутывает дымчатым туманом - это знаменитая Гжель - народный керамический промысел. Живописный подмосковный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках радует глаз и греет душу. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия - синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. История гжельского фарфора начинается в 14 веке с изготовления предметов домашнего обихода, изразцов и черепицы. Затем был сложный путь к майоликовой посуде, фаянсу, а в 19 веке гжельские мастера стали изготавливать посуду из фарфора. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу.

Хохлома
С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» - искусство росписи красками по дереву. Технология росписи золотыми красками появилась еще в 17 веке, и с тех пор на золотом фоне живут диковинные цветы - яркие алые и задумчивые черные. Золотой орнамент украшает деревянную мебель. Расписные ложки и куклы-матрешки известны во всем мире. Сегодня мастера предлагают не только расписную деревянную посуду, но и детскую мебель, подсвечники, декоративные блюда. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придает специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок.
Символом художественных промыслов России стала Матрешка - деревянная игрушка в виде набора из нескольких полых внутри расписных кукол. Появилась Матрешка около 100 лет тому назад в г. Сергиев Посад. Традиционная роспись Матрешек - наряды крестьянских девушек древней Руси. Современные Матрешки «носят» наряды самые разнообразные, цвета красок и варианты росписи делают ее образ неповторимым.

Оренбургский пуховый платок
Вязаные платки из козьего пуха - древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае еще 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые, как ладони матери. Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколение, согревая своим теплом и накопленной энергией предков. Русские мастерицы изготавливают три вида платков: шали, паутинки и палантины. Они разные по форме, плотности вязки, цвету и рисунку. Пуховые платки выполняют не только свое прямое назначение - утеплять и согревать, но и являются эксклюзивным украшением. Ажурные легкие шали, и белые паутинки станут украшением для любой женщины, подчеркнут ее изящество и тонкий вкус.

Дымковская игрушка
Слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области) стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка - символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности.

Палехская миниатюра
Палех - центр иконописной живописи, расположенный возле города Иваново. В настоящее время в г. Палехе развит народный промысел «Палехская миниатюра» взамен существовавшей школы иконописной живописи. В росписи лаковой миниатюры сохранились традиции древнерусского искусства и мастерство иконописцев. Миниатюрная лаковая живопись выполняется темперой на папье-маше. Шкатулки, брошки, пепельницы и игольницы обычно расписываются золотом на черном фоне. Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов.


Ювелирная техника скань - это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Украшаются изделия из скани маленькими серебряными или золотыми шариками (зернью) и эмалью. Художественная обработка металла - филигранная скань - известна издавна. Появилось это художественно-прикладное искусство в 9 веке. Тончайшая проволока, искусно свитая, делает каждое изделие уникальным. Большое разнообразие видов скани позволяет создавать поистине образцы художественного промысла. Напайная филигрань предполагает напайку проволоки и зерни на листовой металл, объемная филигрань используется для объемных предметов - кубков, ваз, подносов, ажурная филигрань - кружево из проволоки с напаянной зернью. Филигранная ажурная скань горит и переливается всеми цветами радуги, разбрасывая вокруг золотые, серебряные и медные искры.

Каслинское литье
Садовая мебель, решетки, надгробия, бытовые предметы, скульптуры из чугуна и бронзы, выполненные на Каслинском чугунолитейном заводе (Южный Урал), становятся произведением искусства. Традиции Каслинского литья - это сложные технологии формовки и отливки изделий, ручная чеканка, графическая четкость силуэта. Завод был построен в 18 веке, и с тех пор чугунолитейное производство является центром отливок высокохудожественных изделий. Ажурные решетки, плиты с орнаментом, барельефы и скульптуры, тарелки и подсвечники не уступают по качеству и художественной ценности лучшим мировым образцам. На заводе трудились известные скульпторы и художники, выпускники Петербургской Академии художеств. При их участии были разработаны и воплощены многие проекты, в т.ч. изготовление мемориальных досок с портретами, памятников, архитектурное литье для Московского метрополитена.

Появление ремесла приходится на начало производственных занятий человека. Еще с древних времен известны зачатки

Понятие о ремеслах

Ремесло - это производственная деятельность, основанная на изготовлении промышленных предметов с помощью мелкого ручного труда, преобладающая до развития машинного производства и сохранившаяся при нем.

Человека, который занимается профессиональным изготовлением предметов, называют ремесленником.

Что такое народное ремесло

Народным ремеслом называют предметы, которые изготовлены при помощи обычных подручных материалов и простых конструкций. Народные ремесла разнообразны своей творческой деятельностью, изделия изготавливаются своими руками и чаще всего из природных материалов или близких к ним (дерево, ткани, металл и пр.). Этот вид деятельности сформировался из домашнего ремесла, когда изготовлялись необходимые бытовые вещи. Как и искусство, народные ремесла развивались в зависимости от культуры, религии и иногда - политических взглядов.

История ремесла

Ремесло имеет долгую историю возникновения. Первобытные общины чаще всего занимались домашним ремеслом, изготовляя предметы из камня, кости, глины, дерева и т.д. Домашнее ремесло - это производство изделий, необходимых для ведения хозяйства. В некоторых местах и в наши дни это занятие имеет большое значение.

Позже люди начали вести появились ремесленники. Многие ремесленники работали на хозяйственных угодьях царей, храмов, монастырей и рабовладельцев (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и странах Междуречья). Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы. Эти группы назывались артелями и принимали заказы от населения. Некоторые из мастеров ходили по городам и селам, а другие жили и работали в одном месте. Промыслы и ремесла на заказ дали начало появлению и развитию городов как центров ремесленных работ и торговли. До наших дней во многих населенных пунктах сохранились названия улиц, указывающих на место работы того или иного мастера. Например, Гончарная - на ней было организовано производство Кожевенная - обработка кожи, производство кожаных изделий, ремонт обуви, Кирпичная - производство кирпичей.

В Средние века появилась форма профессионального ремесла. В городах появился новый социальный слой - это городские ремесленники. Главными отраслями городского ремесла были: изготовление предметов из металла, сукноделие, производство изделий из стекла и пр. Городские мастера располагали такими привилегиями, как городское право, ремесленные цеха, собственная свобода.

С приходом многие виды ремесел утратили свое первенство в производстве, на фабриках и заводах стали использовать машины. Сегодня ремесленники сохранились в отраслях, которые обслуживают личные нужды клиентов, и в изготовлении дорогостоящих художественных изделий (сапожники, портные, ювелиры, художники и др.).

История развития ремесел в России

Население русских городов в основном состояло из ремесленников. Большая часть из них занималась кузнечным производством. Позже из кузнечного дела образовалось слесарное. Его продукция пользовалась большим спросом в Европе. Производство оружия выделило мастеров по изготовлению луков, ружей, колчанов и т.д. Доспехи русских ремесленников считались на порядок выше турецких, сирийских и итальянских.

По сведениям из летописи, в 1382 г. на Руси уже имелись пушки. В 14 веке сформировалось литейное дело (литье колоколов). С нашествием монголов производство пришло в упадок.

Ювелирное мастерство обслуживало потребности аристократии. Сохранившиеся изделия (иконы, золотые пояса, посуда, переплеты книг) свидетельствуют о высоком профессионализме ювелирных мастеров в области гравировки, художественного литья, ковки, черни и чеканки. В 14 веке началась в нескольких русских княжествах, что образовало денежное ремесло. На рынок и широкий круг заказчиков было рассчитано кожевенное, сапожное и гончарное ремесла. Из глины делали разнообразную посуду, игрушки и строительные материалы. Кроме того, в Москве и других городах строились каменные церкви (преимущественно из белого камня) и устанавливались башенные часы с боем.

Труды мастеров внесли большой вклад в восстановление разрушений после татаро-монгольских завоеваний. Русские ремесла повлияли на подготовку экономических предпосылок в создании русского централизованного государства.

С 1917 года число ремесленников в России резко снизилось, они объединились в промысловую кооперацию. Однако и сейчас русские ремесла включают несколько всемирно известных народно-художественных промыслов.

Различные типы и виды ремесел

Виды ремесел образуются от материала, из которого изготовлен предмет. С давних пор люди знают такие ремесла, как:


Кузнечное дело

Это одно из первых занятий, появившихся на Руси. Люди всегда удивлялись, наблюдая за работой кузнеца. Они не могли понять, как из серого металла мастер делал такие изумительные предметы. У многих народов кузнецы считались чуть ли не волшебниками.

Ранее кузнечное ремесло требовало особых знаний и специально оборудованной мастерской с множеством инструментов. Металл выплавляли из которые добывались весной и осенью. Древнерусские кузнецы изготавливали для земледельцев серпы, сошники, косы, а для воинов - копья, мечи, топора, стрелы. Кроме того, в хозяйстве всегда нужны были ножи, ключи и замки, иглы и т.д.

В наши дни технический прогресс несколько изменил и усовершенствовал кузнечное ремесло, но оно все еще востребовано. Художественной ковкой украшают офисы, квартиры, загородные дома, парки, скверы, особенно она востребована в ландшафтном дизайне.

Ювелирное ремесло

Ювелирное ремесло - одно из самых древних в истории человечества. Изделия из золота, серебра и драгоценных камней с давних времен считались признаком власти и богатства аристократического класса. Еще в 10 - 11 веках ювелирные мастера славились своим талантом по всей Европе. Люди с давних времен являлись страстными поклонниками украшений. Изготовлялись бусы из драгоценных металлов или цветного стекла, подвески с различными рисунками (обычно зверей), серебряные височные кольца, которые подвешивали к головному убору или вплетали в прическу, кольца, колты и т.д.

В 18 веке в России был расцвет ювелирного мастерства. Как раз в это время профессия «золотых и серебряных дел мастер» стала называться "ювелир". В 19 веке у русских мастеров появился собственный стиль, благодаря чему сейчас русские ювелирные изделия остаются уникальными. Начали свою работу прославившиеся фирмы братьев Грачевых, Овчинникова и Фаберже.

В наши дни население в связи с ростом благосостояния все больше и больше нуждается в высокохудожественных ювелирных изделиях.

Гончарное ремесло

Известно, что с 10 века на Руси производили глиняную посуду. Делалось это вручную, и в большинстве женскими руками. Для увеличения прочности и долговечности изделия к глине подмешивали мелкие раковины, песок, кварц, гранит, а иногда растения и осколки керамики.

Немного позже появились что облегчило работу гончарам. Круг приводили в движение рукой, а потом ногами. В это же время гончарным делом стали заниматься мужчины.

Промышленных масштабов гончарное дело достигло в 18 веке. В Петербурге, а немного позже и в Москве появились керамические фабрики.

Предметы, изготовленные современными гончарами, все так же восхищают. Сегодня гончарное ремесло - это популярное занятие во многих областях России, а спрос на керамические изделия ручной работы постоянно возрастает.

Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, позволяющем производить высококачественные, часто .

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок . С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок - кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX-XX вв. назывались кустарями.

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

Становление профессионального ремесла , особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. - первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий - гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Виды ремёсел

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

и многие другие.

В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

Художественное ремесло

Художественное ремесло - культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне её культуры. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Так, золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и т. д.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и т. д. В Древнем Киеве, например, было 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское художественное ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам. Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие. На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло, каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. , поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа.

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы (народное ремесло ) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен , где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которые имеют не только эстетическую ценность, но и находят практическое применение.

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений.

Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов, но многие модернисты также используют необычные элементы и конструкции, например, промышленные детали и механизмы.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на поток (массовое изготовления фабричного типа).

Поскольку ручная работа и подобного рода ремесло развивает интеллект и разного рода навыки, иногда в учебные процессы школ и институтов вводят специальные задания по созданию чего-либо. Для изготовления многих изделий нужны определённые навыки, но, как правило, научиться ремеслу может каждый. Многие виды ремесла становятся популярными уже спустя некоторое время после появления, иногда - нет.

История ремесел

Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.

При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома.

Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.

Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно - небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов - именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

  • пекарное и мельничное ремесло превратились, каждое в свою часть пищевой промышленности
  • сапожное ремесло превратилось с годами в обувную промышленность
  • ткацкое и прядильное ремесла вместе родили текстильную промышленность
  • портновское ремесло превратилось в швейную промышленность
  • кузнечное ремесло стало прародителем целого ряда промышленностей, связаных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.

Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в можно насчитать не менее десятка.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх