Вводный урок литературы «Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека. Что такое духовная литература? Роль художественной литературы в духовной жизни человека
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ш кола №7 »
Нижегородского района города Нижнего Новгорода
Вводный урок литературы
Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека
Воротникова О.Г., учитель высшей категории , учитель русского языка и литературы МБОУ школа №7 Нижегородского района города Нижнего Новгорода
Предмет (направленность): урок литературы
Возраст детей: 9 класс
Место проведения: класс
Планируемый результат |
|
Предметные умения Расширение объема знаний по литературе, Выявление заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; Восприятие текста литературного произведения, Владение элементарной литературоведческой терминологией; Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений, Умение вести диалог; Создавать устные монологические высказывания разного типа; Формулирование собственного отношения к произведению, Получение опыта метапредметной деятельности. | Личностные УУД: Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; Определять общие для всех правила поведения; Определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке; Высказывать свое предположение на основе учебного материала; Осуществлять самоконтроль; Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради; Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; Проводить анализ учебного материала; Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, Развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий |
Урок - лекция
Ход урока
1. Что такое литература?
Литература -
1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.
2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства.
3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой - либо отрасли знания, к какому - либо вопросу.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000
Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору?
2. История возникновения термина «литература».
Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).
Источник: http://www.litdic.ru/literatura/ .
3. Эпиграф урока (записывается в тетрадь).
Литература - это исповедь,
Под видом исповеди - проповедь,
Для тех, кто ненавистен - отповедь,
Для всех, кого любишь, заповедь.
Л. Ошанин
Словарная работа:
Исповедь
Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).
перен. Откровенное признание кому-л. в чем-либо.
Про́поведь
Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.
перен. разг. Наставление, нравоучение.
Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.
перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.
Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы
Отповедь
Строгое и неодобрительное возражение, выговор.
устар. То же, что: ответ .
За́поведь .
Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание.
перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.
Объясните смысл эпиграфа.
4. Цели изучения литературы в школе:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
5. Задание по группам. Каждой группе дается несколько высказываний, смысл которых после обсуждения они должны объяснить всем.
Задание для 1 группы
Общество находит в литературе свою действитель-ную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский
Франческо Петрарка
Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют.
Екатерина II
Задание для 2 группы
Литература — В. Гюго
Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Бэкон Фрэнсис
Джозеф Аддисон
Задание для 3 группы
Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций
Я зык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной. П. А. Вяземский
Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. Максим Горький
Задание для 4 группы
Литература, в которой не бьется тревога совести,— это уже ложь . Д. Лихачев
Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. Д. Лихачев
Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным. Д. С. Лихачев
6. Периодизация русской литературы
Устное народное творчество до XI века
Древнерусская литература XI - XVIII в
Литература XVIII века
Литература XIX века
Литература ХХ века
Новая русская литература
Домашнее задание:
Написать сочинение - рассуждение по одному из предложенных высказываний.
В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческо Петрарка
Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго
Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела.
Джозеф Аддисон
Сочинение на тему «Литература в жизни человека». 4.74 /5 (94.76%) 42 votes
С самого детства нас сопровождают различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, поэмы, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в становлении человека. Еще в раннем возрасте литературные произведения закладывают в нас основные моральные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и прибаутки учат нас ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, обдумывать свои поступки. Все это изложено доступным языком для детей языком, поэтому им это быстро и легко запоминается. Именно поэтому роль литературы и книг, в общем, в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но составляют основную часть морального воспитания каждого из нас.
За время изучения школьной литературы, мы не просто узнаем новых авторов, новые произведения, новые течения, но и сближаемся с литературой настолько, что она становится неотъемлемой нашей частью. Знаменитый педагог В.П.Острогорский сказала: «Правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путем благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною, интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе и не подозревал… Таким образом, это чувство, подавляя в нас эгоизм, выводит нас из ежедневного круга обыденности, в то же время пробуждая и в эту обыденность вносить мысль и добро, — выводит в широкое общение с природою, обществом, родиной, человечеством… Все же это, вместе взятое, т.е. все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу, и создает в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом – словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье».
На мой взгляд, эти слова очень глубоко и ярко отражают роль литературы и искусства, в общем, в жизни человека. Книги учат нас любить окружающих и дарят нам настоящее человеческое счастье. Именно поэтому, люди, читающие книги и любящие литературу, могут чувствовать на себе все прелести окружающего нас мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми. К тому же, благодаря литературе, пополняется наш словарный запас и обогащается духовный мир.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что литература очень важна в жизни человека: она влияет на наше мировоззрение. Формирует наш внутренний мир, обогащает нашу речь. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать книгу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым.
Урок 1
Тема урока: «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».
Цели урока: выявить уровень литературного развития учащихся;
углубить представления учащихся о литературе как искусстве слова, о её роли в духовной жизни человека;
сделать краткий обзор курса литературы 9 класса.
Ход урока.
Вступительная беседа.
Вдумайтесь в тему урока и попробуйте сформулировать его цели.
Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература». Опираясь на этимологию слова, дайте ему определение.
Мы с вами изучаем художественную литературу. А какой ещё может быть литература?
Что является характерной особенностью художественной литературы?
Кто является создателем художественной литературы? Какие задачи решает писатель, работая над книгой? Какому читателю он её адресует?
Вывод:
Художественная литература
Писатель читатель
мысли переживания соразмышление сопереживание
соучастие
6.Каким читателем вы считаете себя? Помогают ли вам знания, полученные на уроках литературы, читать и понимать книги?
Тест. (Карточку-тест для учащихся см. в Приложении)
Искусство по своей природе:
а) рационально; б) эмоционально; в)
а) образом; б) персонажем; в) типом.
а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.
4. Тема произведения – это:
5. Идея произведения – это:
в) главная обобщающая мысль произведения.
а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.
7. Композиция – это:
в) последовательность частей и элементов произведения.
8. Завязка – это:
а) момент возникновения или обнаружения конфликта;
б) начало произведения;
9. Сюжет – это:
б) совокупность событий и действий;
а) композиция; б) конфликт; в) фабула.
11. Литературные жанры – это:
а) эпос, лирика, драма;
б) роман, трагедия, эпиграмма;
а) проблематика произведения;
б) его тематика;
III. Учитель об основной задаче курса и его программе.
Основная задача курса литературы 9 класса – познакомить вас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием её форм. Обратимся к учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.
Запись в тетради:
Основные разделы курса литературы 9 класса:
Древнерусская литература.
Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм.
Литература XIX века. Романтизм. Реализм.
Литература XX века.
IV. Роль литературы в духовной жизни человека?
V. Домашнее задание: повторить жанры древнерусской литературы, прочитать статью учебника «Древнерусская литература». Читать «Слово о полку Игореве».
Приложение к уроку 1.
Литература как искусство слова
Искусство по своей природе:
а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в себе и рациональное и эмоцио- нальное начала.
2. Действующее лицо художественного произведения называется:
а) образом; б) персонажем; в) типом.
3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?
а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.
4. Тема произведения – это:
а) главная идея; б) объект отражения; в) конкретная описанная ситуация.
5. Идея произведения – это:
в) главная обобщающая мысль произведения.
6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?
а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.
7. Композиция – это:
а) последовательность событий и действий;
б) движение произведения от завязки к развязке;
в) последовательность частей и элементов произведения.
8. Завязка – это:
а) момент возникновения или обнаружения конфликта;
б) начало произведения;
в) первое появление главного героя.
9. Сюжет – это:
а) основное содержание произведения;
б) совокупность событий и действий;
в) последовательность всех элементов произведения.
10. В основе сюжетного действия лежит:
а) композиция; б) конфликт; в) фабула.
11. Литературные жанры – это:
а) эпос, лирика, драма;
б) роман, трагедия, эпиграмма;
в) политический роман, социальная драма, философская элегия.
12. Для определения жанра существенным признаком является:
а) проблематика произведения;
б) его тематика;
в) время создания произведения.
Тема урока: «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы».
Цель урока: показать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие её жанров; познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве».
Ход урока.
Повторение изученного в 5-8 классах.
Беседа по статье «Древнерусская литература».
Когда и как начиналась русская литература? Какие периоды развития древнерусской литературы обозначены в статье?
Чем интересен каждый период, какими произведениями представлен?
Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?
Дайте определение слову «жанр».
Викторина «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр».
(См. С.Шадрина.«Литература. 9класс. Поурочные планы. Стр. 9-10)
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
Вступительное слово учителя. Выразительное чтение древнерусского текста (начало поэмы).
Проверка читательского восприятия: какое впечатление произвёл на вас текст начала поэмы? В чём его своеобразие? Поняли ли вы, о чём идёт речь?
Знакомство с прозаическим (Д.С.Лихачёв) и стихотворным (В.А.Жуковский)
переводами этого отрывка. Проверка читательского восприятия: вы прослушали два перевода одного и того же текста. Какой из них более точен? А какой более приближен к народному песенному стиху? Можно ли считать переводом текст
Н. Заболоцкого, который вы читали дома? Почему?
3. Слово учителя о переводах «Слова…».
4. Чтение статьи учебника «Из истории рукописи».
5. Сообщение учителя об исторической основе «Слова…».
III. Итог урока. Домашнее задание: подгот. выразит. чтение понравившихся эпизодов; инд.: сост. план событий по Ипатьевской летописи и по композиционным частям «Слова…»; разделите «Слово…» на части, озаглавьте их.
Тема уроков: «Слово о полку Игореве» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение».
Цели уроков: определить идею «Слова…»; рассмотреть образную систему, особенности композиции и специфику жанра, проблему авторства; подготовить учащихся к сочинению.
Ход 3 урока.
Проверка домашнего задания.
1. Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова…»
План событий по Ипатьевской летописи |
План событий по композиционным частям «Слова…» |
Выступление в поход князя Игоря. Солнечное затмение. Первое удачное столкновение с половцами. Неудачи второго боя. Ранение и пленение Игоря. Набеги половцев на Русь. Побег Игоря. |
Вступление. Сборы в поход, предзнаменование. Первый бой. Второй бой. история сражения с половцами. Поражение. Лирическое рассуждение о междоусобицах. Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава. обращение к князьям. Плач Ярославны. Возвращение Игоря. Приветственная встреча. |
●Чем повествование в «Слове…» отличается от Ипатьевской летописи?
●Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову…»?
2. Выразительное чтение понравившихся эпизодов с последующими комментариями.
II.Изучение нового материала.
– Как проявился в этих частях поэмы «пронизывающий душу патриотизм» неизвестного автора?
– Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря?
Характеристика образной системы «Слова…».
Какие образы «Слова…» вам запомнились?
Как вы их себе представляете?
●Почему Игорь и Всеволод сравниваются с соколами, с померкнувшим Солнцем, а Святослав уподобляется грозе и вихрю?
● Каким вы представляете себе Святослава в момент произнесения слова? Отчего оно – «со слезами смешанное»? Почему оно названо «золотым»?
● Почему с «золотым словом» соседствует плач Ярославны? В чём их сходство и отличие?
Кто главный герой «Слова…»?
Слово учителя о главном герое произведения – Русской земле (С.Шадрина. «Поур.пл.», стр.16-17).
Изучение композиции «Слова…».
● Что вы можете сказать о композиции произведения? В чём её своеобразие?
●Сколько композиционных частей выделяется в «Слове…»? Как их можно озаглавить?
●А с чего начинается «Слово…»?
●Как выстроен рассказ о походе князя Игоря и почему?
III. Домашнее задание:
Перечитайте гл.12 из части I, гл. 2-5 из части III. С какой целью автор делает временное отвлечение?
Как природа откликается на происходящее?
●Сообщения: жанровые особенности произведения;
Наизусть отрывок из произведения.
Ход 4 урока.
Поэтическая пятиминутка. Наизусть отрывок из «Слова о полку Игореве».
Как начал бы повествовать Боян и как это делает автор «Слова…»?
(В изображении природы: свойственны живописная выразительность, напряжённый динамизм, символический характер образа степи, непривычный характер образов Солнца, ночи; (ч. I, гл.5-9, ч. III, гл. 2-5)
в повествовательной манере: восклицания, риторические вопросы, обращения, повторы, монологи и диалоги, контрасты в изображении эпизодов, лирические отступления;
● Каков смысл противопоставления речи Всеволода и голоса природы? (ч.I, гл. 1, 2, 5)
● Почему повторяется строка «…ища себе чести, а князю славы»? В связи с чем эта строка сменяется другим рефреном: «О русская земля! Уже ты за холмом»?
● Какую роль играет временное отвлечение – воспоминание о том, как «в княжих крамолах жизни людские сокращались»? (ч.I. гл. 12-13).
4. Исследователь древнерусской литературы Д.С.Лихачёв писал: «Любовь к родине водила его (автора) пером и определила глубокую народность содержания и формы». Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Выступление ученика: «Жанр «Слова о полку Игореве».
Продолжение беседы:
Слово учителя о влиянии фольклора на «Слово…».
Домашнее задание: подготовить сообщения о художниках, иллюстрирова-вших «Слово о полку Игореве»: о В.А.Фаворском, В.Перове, В.М. Васне-цове, М.Добужинском и др. Сравнить разные переводы «Плача Ярославны» (В.Жуковского, К.Бальмонта, Н.Заболоцкого и др.)
Выбрать тему сочинения: 1. Образ Русской земли на страницах «Слова…»
2.Возвращение князя Игоря на родную землю.
Программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература»Программа
Контроля Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека . 1 Вводный урок Индивидуальная Фронтальная беседа Литература Древней Руси... тематический план по литературе 9 класс (102 часа) № урока Тема урока . Основное содержание...
Тема: Литература и её роль в духовной жизни человека.
Цель: углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.
Ход урока.
I . Обмен мнениями о личном читательском опыте.
1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?
3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?
4. Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?
II . Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам» (с. 3).
Беседа по статье.
Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?
Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в отрывках, наиболее значительные произведения русской литературы?
Почему освоение данной программы требует от учеников самостоятельности, инициативы и творчества?
Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?
III . Обзор курса литературы 9 класса.
Основная задача курса литературы 9 класса - познакомитьвас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомитьсяс составляющими нашего курса.
Па доске открывается первая страница перекидного календаря С красочной надписью: «Древнерусская литература»
Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец X века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия.
Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит.
Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность... Еще долго после прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят, скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли рокочут славу воинам, возвратившимся из похода.
«Слово...» - драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.
Открывается вторая страница «календаря»: «Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм» (запись в тетради).
Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносова - реформатора русского литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития - путь сближения литературного языка с языком народным».
А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А, Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!
Учитель (открывает последнюю cmpa ниц y - «Литература XX века»).
XX век - век военных и революционных потрясений -вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.
Идет «перекличка» тем и имен.
До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе - И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.
После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья -И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.
В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий - в произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.
С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.
В литературе 50-70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни.
Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.
IV . Завершающее слово учителя.
Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы XX века, скоторойнам предстоит познакомиться, названы далеко не все имени писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Об этом вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за каждым поворотом сюжета, за любой метафорой, гуманным намеком.
Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская литература», с. 4-6.
Термин "духовная литература" имеет несколько толкований. Во-первых, это может быть целый ряд книг, призванных побуждать человека к размышлениям о смысле жизни. А в более узком понимании - это труды святых подвижников, в которых они описывают свой жизненный путь. Давайте разберемся, какие книги можно считать духовными.
Духовно-нравственная литература: определение и ее задачи
Основным критерием духовной литературы можно считать ее соответствие евангельскому духу. Это означает, что все книги подобной тематики должны в первую очередь отражать суть библейских принципов. Духовная литература поднимает извечную проблему бытия, дает ответ на многие философские и религиозные вопросы, а также развивает нравственные качества в характере своего читателя. Помимо всего прочего, подобное чтиво очень часто описывает жизнь святых людей, пророков и всегда проповедует основы той или иной религии. Если говорить простым языком, то духовные книги - это пища для нашей души.
Главной задачей духовных книг является пробуждать в человеке все душевные качества, развивать и, наконец, сподвигать человека к исполнению религиозных законов. Ведь почти в каждой религии существует свод заветов, которым должен следовать верующий человек.
Особенности нравственной литературы
Пожалуй, отличительной особенностью духовной литературы можно назвать религиозную наклонность ее книг, в которых поднимаются философские вопросы. Духовная литература, как правило, предстает больше в то есть лирика практически отсутствует. В этот жанр входят притчи, различные исторические хроники, описания жизни святых пророков, проповеди и труды, посвященные устройству загробного мира и о том, какая судьба ждет каждого человека после смерти.
Книги духовной литературы можно условно разделить на несколько групп:
- каноническая литература (священные книги, Библия, Коран и др);
- богослужебная (Псалтырь, Слово и др);
- богословская литература (теологические трактаты);
- учебная религиозная (православный толковый молитвослов);
- религиозно-публицистическая (проповеди святых отцов, поучения старцев и т. п.);
- религиозно-популярная (рассказы, повести и даже сказки с поучительным смыслом).
В последнее время появляется все большее количество книг, посвященных вопросам воспитания детей. Подобная литература дает советы и наставления родителям о том, как правильно растить детей, в какой обстановке их воспитывать, чтобы они выросли хорошими людьми.
Самые популярные книги на духовную тематику
Помимо религиозных духовных книг, духовная литература представлена в других жанровых композициях. Эти книги не только меняют взгляд на многие вещи, но также знакомят читателя с такими добродетелями, как любовь, доброта,
Духовно-художественная литература - именно так можно определить те произведения великих русских писателей, в которых через главных героев и их автор передает незыблемые христианские ценности. Существует ряд произведений русской классики, которые должен прочитать каждый человек, независимо от своих религиозных убеждений. Вот самые известные: "Война и мир" Л. Н. Толстого, многие рассказы А. П. Чехова, "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова, из зарубежной литературы - романы Эрнеста Хэмингуэя ("По ком звонит колокол", "Старик и море"), а также Данте ("Божественная Комедия"), Эрих Мария Ремарк и др.
Несмотря на то что эти произведения не имеют религиозного контекста, они все же затрагивают важнейшие вопросы бытия: в чем смысл жизни и что происходит с душой человека после смерти?
Роль духовной литературы в жизни современного человека
Не секрет, что в наше время людям как никогда раньше сложно найти свободное время для чего-либо, а особенно для чтения книг. Может быть, именно по причине того, что мало читает или вовсе не открывает книги духовной литературы, люди в мире становятся более эгоистичными - каждый старается получить собственную выгоду, забывая при этом об окружающих.
Однако можно смело утверждать, что духовная литература играет огромную роль в жизни любого человека. Благодаря чтению духовных книг развиваются внутренние душевные качества, пробуждаются лучшие черты человека, такие как, например, доброта, милосердие и любовь. Ведь духовные книги проповедуют Евангельские заветы, а основным законом Библии считается завет о любви к ближнему. "Возлюби ближнего своего, как самого себя", - вот главная заповедь, на которой утверждается весь закон и пророки.
Итак, получается, что побудить на размышления о смысле жизни способна именно такая литература. а также в воспитании моральных ценностей и формировании правильного мировоззрения духовные книги выполняют важнейшие функции.