Все о хрустальной посуде. Горный хрусталь

Мы привыкли отсчитывать историю хрусталя от 1676-года, когда англичанин George Ravenscroft добавил в стекольную шихту некоторое количество окиси свинца, в результате чего полученный сплав засверкал, зазвенел и засиял преломлённым лучом света.

Между тем, первые опыты по введению свинца в стекло проделали древние египтяне, а вслед за ними – и жители Междуречья. Результат не впечатлил стародавних мастеров: без отжига свинцовистое стекло проявляет непомерную хрупкость и норовит рассыпаться в пыль даже без приложения к нему внешних сил, а отжечь готовое стеклоизделие никто в ту пору не догадался...

Горный хрусталь как природный образец

Стеклоделам всех времен и народов было к чему стремиться: кристаллы давали им безупречный образец для подражания. Увы, все попытки создать материал, подобный природному, оканчивались получением не очень прозрачного и не вполне бесцветного стекла.

Дело в том, что песок, из которого варят стекло, химически неоднороден. Примеси заставляют готовое стекло желтить либо зеленить, и попутно отнимают прозрачность. Лишь венецианские стеклоделы, использовавшие чистейший песок из урочища Фонтенбло да белейший русла реки По, сумели сварить относительно бесцветное стекло. Которому тут же присвоили горделивое наименование «кристалло».

Еще дальше пошли богемские стеклоделы. Пользуясь своей собственной рецептурой, они сварили стекло еще более высокого товарного качества, и без ложной скромности нарекли свое детище «кристаллином». Опыт богемцев оказался настолько удачным, что богемское бессвинцовое стекло и сегодня относят к хрусталям.

Однако появлению современного хрусталя мы обязаны все-таки Георгу Равенскрофту.

Королевский запрет как основа успеха

Среди неоднозначных декретов английского короля Якова I одним из полезнейших следует признать запрет 1615-го года на использование деловой древесины в любой отрасли, кроме судостроения. Подчиняясь королевскому указу, собственники английских стекловарен перевели свои предприятия на каменноугольное топливо. Взаимодействуя с продуктами сгорания каменного угля, стекло теряло цвет – хотя и не прибавляло в прозрачности!

Воодушевленные случайным открытием, английские стекловары бросились экспериментировать с рецептурой шихты. Опыты продлились шестьдесят лет, а успеха добился лишь Джордж Равенскрофт. Ему, посвятившему долгие годы общению с мастерами стеклоделия разных стран, пришла в голову идея добавить к калиево-кальциевого стекла некоторое количество растертой в пудру окиси свинца.

Опыт оказался успешным! Полученное стекло блестело на солнце и нисколько не окрашивало свет. Правда, красота изделий из первых партий свинцового стекла оказалась крайне недолговечной. В течение года (редко – двух лет) вазы, тарелки и бокалы покрывались сеткой мельчайших трещин, а то и вовсе рассыпались.

Меняя рецептуру и температурный режим обработки изделий, Равенкрофт сумел усовершенствовать технологию. Идея отжига, заключающаяся в нагревании хрусталя до температуры красного свечения и последующем полуторачасовом охлаждении обдувом, оказалась плодотворной. Воодушевленный мастер придумал клеймо в виде головы ворона и принялся торговать своими изделиями.

Первый хрусталь с головой ворона (raven – «ворон» в переводе с английского, croft - «поместье») в качестве фирменного клейма сохранился до сих пор. И хотя большинство из этих изделий таки покрылись сеткой трещин, их сегодняшняя стоимость исчисляется многозначными суммами...

За двадцать лет, последовавших вслед за созданием первых партий свинцового стекла, патент на производство хрусталя был куплен более ста раз. Эта сотня безвестных стеклоделов внесла в изобретение Равенскрофта коррективы, превратившие английский flint-glass (дословно «кремень-стекло») в привычный нам хрусталь.

Современный хрусталь

Единого для всех стран стандарта товарного хрусталя не существует. Промышленностью выпускаются стекла с содержанием оксида свинца от 6% до 36% - все это хрустали. Стекло с включением оксида бария или оксида цинка вместо соединений свинца – тоже хрусталь. И, наконец, богемское калиево-кальциевое стекло тоже принято звать хрусталем – хотя для нашего времени это наименование уже немного архаично.


В отечественной товароведческой практике используется ГОСТ 24315-80, принятый в 1981-м году и описывающий посуду и декоративные изделия из стекла. По этому ГОСТу:

  • стекло с суммарным содержанием легирующих окисей (PbO, BaO, К2О, ZnO) менее 10% называется «хрустальным стеклом»;
  • стекло с содержанием PbO в концентрации от 18% до 24% является малосвинцовым хрусталем;
  • стекло с содержанием PbO в концентрации от 24% до 30% является свинцовым хрусталем;
  • стекло с содержанием PbO в концентрации от 30% и выше относится к высокосвинцовому хрусталю;
  • стекло с содержанием BaO в концентрации 18% и возможными добавками окисей щелочных металлов называется бариевым хрусталем.
Европейские нормы определения хрусталя отличны от российских. В Европе:
  • стекло с содержанием PbO в количестве от 1% до 15% называется Crystalline («кристаллин»);
  • стекло с содержанием PbO в количестве от 16% до 23% называется Crystal («хрусталь»);
  • стекло с содержанием PbO в количестве от 24% до 30% называется Full Lead Crystal («полносвинцовый хрусталь»).

Свойства хрусталя

С нарастанием процентного содержания свинца у хрусталя растет коэффициент преломления света (от 1.520 до 1.545 по ГОСТУ), увеличивается плотность, усиливается блеск. Нерасчетная оцвеченность (как правило, едва заметный желтовато-коричневый оттенок) допустима, но снижает сортность хрусталя.


Бесцветный хрусталь может слегка «синить»: подобное свойство помогает скрадывать желтизну света ламп накаливания. Однако зеленые (сине-зеленые, фиолетовые) тона в неокрашенном хрустале недопустимы совершенно!


Светопоглощение товарного хрусталя не должно превышать 2% на 1 см толщины стекла, при этом лучшие сорта материала показывают и 1%, и даже рекордные полпроцента! Стоит отметить, что оптические сорта флинтгласса, содержащие 36% PbO, могут поглощать до 9% проходящего сквозь них света. Такое стекло выглядит тусклым и товарным хрусталем считаться не может.

Мелодичность хрустального звона, а также способность изделия «петь» при соприкосновении с влажной человеческой кожей не имеет решающего значения. Тем более что звенеть при соударении способны все стеклянные изделия, формой повторяющие колокол.

Чем красив хрусталь?

В потребительской среде принято различать изделия из хрусталя по способу производства. Менее ценным вполне справедливо считается так называемый «прессованный» хрусталь. Дело тут даже не в избыточной, явно с запасом прочности, толщине стенок. И не в простоте декора. Машинная работа, массовое производство... Произведение искусства не может сходить с конвейера!


Сам по себе хрусталь обладает ограниченной привлекательностью. Стакан из тонкого качественного стекла и тонкостенный недекорированный стакан из хрусталя малоразличимы между собой. Но хрусталь, в отличие от обычного стекла, мягок и «с охотой» принимает механическую обработку!

Огранка, гравировка, полировка, послойное или сплошное окрашивание, резьба и матирование превращают хрустальное изделие в драгоценность. Ручная обработка гарантирует уникальность!

Хрусталь безопасен!

Обывательские опасения касательно миграции ионов тяжелых металлов из хрустального массива в пищу или напиток необоснованны, доказывает наука. Сохраняется, однако, опасность физического разрушения хрустальной посуды над обеденным столом. Чокаться бокалами – неискоренимая традиция, не так ли?

Передовые производители хрустальной посуды применяют особые методы упрочнения краев стаканов и рюмок. Специальная закалка и повторный отжиг создают из верхней кромки бокала настоящее «кольцо безопасности».


Обрезка краев при помощи мощного лазера и упрочняет, и сглаживает кромки хрустальной посуды. Монолитная формовка изделия снижает вероятность отделения ножки бокала от емкости для напитка (так называемого «пойла»).

Введение в рецептуру шихты максимально возможного количества хрустального боя также способствует упрочнению готовых изделий.

Производство рукотворного хрусталя

Во времена Древнего Рима считалось что хрусталь - это изменившие свои свойства вода.

С егодня простое стекло заменило хрусталь. Крупные Российские предприятия, не выдержав наплыва дешевого товара, закрывают свои производства. Многие пытаются под видом хрусталя продавать стеклянные вещи, это такой маркетинговый ход, рассчитанный на не очень знающего потребителя.

Подарки как символ эпохи, огромные картины, скульптуры, ковры ручной работы и конечно изделия из хрусталя, такими подношениями баловали придворные чиновники своих кумиров, и все с царским размахом. Хрусталем одаривали "высокопоставленных" и в царское время, в советский период, дарят хрусталь и сейчас.

Варка хрусталя


Хрусталь тоже стекло, но в него обязательно добавляют окись свинца, который придает материалу совершенно новые свойства, это прозрачность и мелодичный звон. Помимо свинца в состав хрусталя входят и другие компоненты, например, сурьма, мышьяк. Все засыпается в огромную, с трех этажный дом, печь, в ней варится около ста тонн хрусталя.

Опасен или нет свинцовый компонент хрусталя?

Специалисты по поводу свинца поясняют так:

Когда производится варка хрустальной массы, свинец оказывается уже в химической связи с другими компонентами стекла и более выделиться уже никуда не может.

Поэтому хрустальная посуда совершенно не опасна.

Стеклодувы и конвейер


Далее за дело берутся стеклодувы. У мастеров стеклодувов все просто и слажено, мягкий стеклянный шар опускают в нужную форму из жаропрочной стали. Более сложные вещи выдувают, без каких либо заготовок. В соседнем цехе работает конвейер, ножницы автоматически отрезают кусочек расплава, который выплевывается на вращающуюся форму, порисуется, снимается и изделие готово. На конвейерах делаются чайные стаканы, стопки, небольшие рюмочки и т.д. Редкой вещью из хрусталя считается, конечно же, только изделие ручной работы.


Отжиг


Важным этапом производства хрусталя является, так называемый "отжиг" изделия - это процесс при котором температура разогретого хрусталя в течении четырех часов медленно опускается до комнатной. Если остудить стекло резко, то внешние слои отдадут тепло быстрее внутренних и фужер просто разорвет.

Гранение


Следующий этап - гранение. На этом этапе вазы, фужеры, подносы гранят - наносят клинообразные канавки. Чем глубже и острее края, тем больше преломляются и отражаются лучи света и хрусталь начинает сверкать всеми цветами радуги.

Химическая шлифовка


Дальше происходит химическая шлифовка хрусталя, в том числе и серная. Воздух в этом цехе пропитан едкими испарениями, через несколько минут начинает першить в горле. После нанесения огранки алмазная грань становится матовой, чтобы сделать ее прозрачной изделия укладываются в специальные кассеты, подвешиваются на специальной установке и поочередно окунаются, то в кислоту, то в воду. Постепенно верхний слой разъедается, и поверхность становится идеально гладкой, отполированной.

Конец 70-х в советской семье хрусталь считается признаком достатка. Предприятия наращивают темпы и объемы производства, посуда из этого материала становится массовой и как следствие качество хрусталя снижается. А сегодня в моде обычное стекло, а хрусталь если и останется эталоном изысканного вкуса, то только для любителей роскошной и дорогой посуды.

Мало кто задумывается о роли свинца в жизни человечества. Долгое время этот тяжёлый металл использовался людьми весьма активно – он был составляющей самых разных красок (в том числе для домов и мебели), глазури для керамических изделий, косметических средств. Существовала даже посуда из свинца; делали из этого металла и трубы, а также добавляли его соединения в бензин и хрусталь. Сегодня свинец используется гораздо реже, чем раньше, однако это не означает, что вы не можете получить свинцовое отравление.

Свинец в хрустале

Настоящий хрусталь (lead crystal) всегда содержит немало свинца – точнее, оксида свинца (II), PbO. Его доля должна составлять не менее 24% – и, разумеется, порой она бывает выше (до 35-40%). Изделия из хрусталя продолжают выпускать и сегодня. В исправном состоянии, так сказать, они представляют опасность для здоровья лишь в том случае, если вы используете их для хранения алкогольных и кислых напитков / кислой еды. Скажем, не стоит неделями и тем более месяцами хранить в хрустальном графине коньяк или портвейн. Конечно, очень маловероятно, что вы умрёте, выпив его, но получите большую и совершенно не нужную вашему организму дозу свинца. Однако для подачи напитков на стол можно использовать хрустальную посуду, в том числе и графины. Согласно проводившимся в Канаде тестам, в течение обеда в напитке, находящемся в хрустальном изделии, содержание свинца обычно составляет существенно меньше 0,2 ppm – верхней границы, допустимой в Канаде; при этом за несколько недель нахождения вина в хрустальном графине содержание свинца в этом вине возрастает до 20 ppm, превышая предельно допустимую концентрацию в 100 раз (см. ).

Добавлю, что детям обычно не рекомендуют пить и есть из хрустальных вещей, особенно регулярно. Департамент общественного здравоохранения Калифорнии, например, утверждает, что хрустальная посуда может быть опасна для детей, а также беременных женщин (см. ). Дело здесь в том, что в детском организме свинец усваивается куда активнее, чем во взрослом, а последствия могут быть весьма печальными. Далее мы ещё об этом поговорим.

Как я вычитал, в норме свинец химически и физически изолирован в структуре хрустального изделия (см. эту , например); «утечка» может происходить при существенных повреждениях посуды и при сравнительно долгом нахождении в ней кислых и/или алкогольных напитков / еды. Если на изделиях из настоящего хрусталя имеются трещины или иные заметные повреждения, лучше вывести их из обращения. Кроме того, с большой осторожностью стоит относиться к хрустальным изделиям, в которых долгое время хранились кислые и/или алкогольные напитки или еда с высокой кислотностью. Наконец, нужно отказаться от использования хрустальных изделий с заметно деградировавшей поверхностью.

Зачем нужен свинец в хрустале? Он придаёт изделию очень высокую степень прозрачности, блеск и прочность; кроме того, благодаря свинцу хрустальная посуда красиво «играет» и переливается на свету. Побочным эффектом является большой вес изделий. По красивой игре, кристалльно-чистой прозрачности и большому весу можно определить настоящий свинцовый хрусталь.

Так называемое хрустальное стекло (crystal glass) не является настоящим хрусталём, но может содержать свинец (менее 24%).

Свинец в фарфоре и керамике

В изделиях из фарфора, фаянса и другой керамики тоже может содержаться свинец / оксид свинца. Раньше он часто использовался для глазури и красок; сегодня его применяют значительно реже. Индикатором безопасности может стать факт продажи изделий в крупных американских и канадских магазинах; в этих странах весьма суровые нормы по содержанию свинца в посуде. Кроме того, можно отправить производителю или продавцу запрос относительно содержания свинца. С подозрительностью стоит относиться к кустарной посуде, ко всяческим мелкосерийным handmade изделиям маленьких фирм, а также традиционным терракотовым вещам, потому что содержание свинца там может быть значительным и представлять опасность для здоровья. Подобные изделия не стоит использовать регулярно, если вы не уверены, что свинца там нет.

Если говорить о винтажной и антикварной керамической посуде возрастом примерно от 40 лет, то свинец там запросто может быть… но не исключены и другие варианты. Отмечают, что чаще он присутствует в посуде, расписанной яркими красками; в однотонных белых изделиях его присутствие менее вероятно, но не исключено. Вот я встречал мнение относительно того, что в изделиях из настоящего классического фарфора (porcelain) без надглазурной росписи свинца быть не должно, потому что они проходят обжиг при очень высокой температуре (около 1300С), которая делает бессмысленным его применение. В указанном ранее материале от департамента здравоохранения Калифорнии тоже написано, что свинец редко встречается в однотонной белой посуде.

С другой стороны, я отправлял в компанию Noritake запрос относительно изделий одной из их серий, давно снятых с производства (выпускалась с 1963 по 1985 годы). Это белая посуда с платиновой отделкой, сделанная, насколько я могу судить, из классического просвечивающего фарфора (porcelain). Мне ответили, что она может содержать свинец, и что ориентироваться надо на время покупки/производства. Переломной точкой стал 1973 год. Если изделие было выпущено/куплено ранее 1973 года, оно может содержать свинец, если после 1973 – то если и содержит, то в незначительных количествах, потому что именно в том году вошли в действие строгие нормы FDA. Если дата производства (она не указана на изделиях) и дата покупки неизвестны, то следует руководствоваться следующим правилом: для подачи и употребления пищи изделия использовать можно, для хранения – нет. В первом случае – если на них нет повреждений и признаков деградации, во втором случае – вне зависимости от наличия каких-либо дефектов.

Подобные запросы я направлял ещё в Bernardaud и Mikasa, но ответы были неудовлетворительными. Точнее, от Bernardaud вообще никакого ответа не было, а от Mikasa пришёл ответ следующего содержания: сейчас в нашей посуде свинца нет (или его концентрация не представляет опасности), а что было раньше – мы не знаем, и даже не знаем, в какие годы какая серия производилась. Дело в том, что не так давно (в 2008 году) эту фирму купила компания Lifetime Brands – и вот результат, полная потеря истории.

Что же у нас получается в итоге? Винтажную и антикварную посуду лучше не использовать ежедневно и для хранения пищи / напитков, если она была произведена ранее середины 1970-х годов. Более современные изделия крупных американских и европейских фирм, скорее всего, безопасны (современные – практически наверняка безопасны). При этом опасность могут представлять современные изделия мелких производителей, если они не гарантируют, что свинца в них нет, или что его содержание минимально. Для повседневного использования – в том числе и особенно детьми! – лучше выбрать посуду, относительно содержания свинца в которой у вас нет сомнений. Если говорить о времени производства, то я лично ради перестраховки провожу границу по началу 1990-х годов.

Ещё один нюанс: не стоит использовать изделия, произведённые в 1970-х годах или ранее, на которых есть признаки сильного износа, деградации глазури, сколы в местах, соприкасающихся с едой / напитком, трещины, паутинки трещин на глазури. Относительно паутинки трещин (crazing), впрочем, нужно сделать ремарку: под глазурью, собственно в керамическом «теле» изделия, свинца нет или почти нет, но в трещинки могут просачиваться кислые жидкости и пища, которые оттуда полностью не вымываются и способствуют деградации глазури и выделению из неё свинца. Это моя гипотеза (не знаю, верна она или нет). В любом случае, как отмечает департамент здравоохранения Калифорнии, даже если на посуде нет повреждений, утечка свинца всё равно может происходить.

Добавлю, что при прочих равных большую опасность могут представлять изделия с надглазурной росписью яркими красками (там может быть не только свинец, но и кадмий). Если эта роспись находится на стороне, соприкасающейся с едой или напитком, а изделие было сделано очень давно (50 и более лет назад), то регулярно использовать его я бы не стал, особенно если на росписи присутствуют следы износа, и если она занимает большую часть поверхности. При этом позолота и платиновое покрытие угрозы не представляют.

Можно ли проверить, есть ли «утечка» свинца из посуды? Да, но я не нашёл соответствующие тесты в России. В США они бывают в продаже и стоят сравнительно недорого, а вот в России простых бытовых тестов на свинец, похоже, нет, а прочие обойдутся в довольно крупную сумму.

Наконец, стоит отметить, что содержащую свинец (в заметных количествах) посуду не рекомендуется сильно нагревать, помещать в микроволновую печь и мыть в посудомоечной машине.

Опасность свинца и признаки свинцового отравления

Коварство свинца заключается в том, что при отравлении этим металлом люди, как правило, меньше всего подозревают свинец. Симптомы на начальном этапе довольно обычные: головные боли, потеря аппетита, общая слабость, боли в животе, повышенная утомляемость, усталость, раздражительность, нервозность, тошнота, периодическая рвота. Затем могут появиться забывчивость, анемия, потеря памяти, нарушения физической и умственной работоспособности, депрессия. Далее может возникнуть кайма свинцового цвета на деснах. Со временем свинец накапливается в костях и зубах, где может оставаться до конца жизни, потому что выводится он из костей чрезвычайно медленно. Высокое содержание свинца в организме может способствовать развитию подагры, что, как предполагают, было распространено среди богатых европейцев, постоянно использовавших хрустальную посуду и для употребления, и для хранения спиртных напитков (Emsley J., 2005).

Имейте в виду, что стандартный анализ крови обычно не включает исследование содержания свинца. На свинец нужно делать отдельный, специальный анализ. Если после прочтения статьи вы подозреваете, что свинца в вашем организме значительно больше, чем нужно, обратитесь в медицинское учреждение и сделайте анализ. Вообще, слова «больше, чем нужно» здесь не очень-то уместны, потому что свинец человеку не нужен вообще. Чем его меньше, тем лучше. Однако какое-то количество свинца, я думаю, всё равно содержится в организме каждого человека.

Для полноты картины стоит добавить, что свинец из человеческого организма выводится, но очень медленно. Период его полувыведения из мягких тканей – несколько недель, из костей – 10-20 лет (данные разнятся). (Период полувыведения – это время, за которое доля свинца сокращается вдвое). Кроме того, отмечу, что во время беременности отложившийся в организме свинец / поступающий в организм свинец может начать направляться в тело ребёнка, в отдельных случаях провоцируя выкидыши, мертворождения, преждевременные роды, а также негативные особенности развития ребёнка.

На детей свинец влияет особенно негативно, потому что детским организмом он усваивается гораздо активнее, чем взрослым, а выводится хуже. Возможные проблемы при отравлении детей свинцом: плохое и странное поведение, гиперактивность, пониженная масса тела, задержки в развитии, снижение уровня интеллекта. При больших концентрациях могут возникнуть судороги, необратимые изменения в мозгу, проблемы с почками, даже кома; не исключён и летальный исход (в особо тяжёлых случаях; например, в XIX веке бывали смерти детей на фабриках, производивших посуду – от отравления свинцом в результате постоянной работы со свинцовосодержащей глазурью).


Посуда из хрусталя была показателем роскоши во все предыдущие эпохи. Во времена Средневековья богатые люди украшали свои столы хрустальными кубками и чашами. В эпоху СССР все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.

Сейчас ситуация, конечно, сильно изменилась. Хрустальная посуда утратила былую значимость и почёт среди населения. Кроме того, у хрусталя появилось множество соперников из современных видов стекла. Но он всё ещё пользуется заслуженным признанием на торжественных приёмах и светских раутах, а наиболее искушённые персоны используют хрустальные бокалы у себя дома безо всяких поводов, когда им просто хочется создать атмосферу величественности и фееричности.

Хрустальная посуда имеет весомые эстетические преимущества даже перед современной посудой из самого необычного стекла. Хрусталь вот уже несколько столетий подряд завоёвывает сердца потребителей благодаря своей поразительной прозрачности, блестящей поверхности, способности преломлять свет и передавать мельчайшие оттенки цвета напитков. Красота хрустальной посуды позволяет ей оставаться востребованной и в XXI веке.

Свойства хрусталя

Хрусталь - это одна из разновидностей стекла, отличающаяся от других видов наличием в составе оксидов серебра, бария, цинка или свинца. Хрусталём считается белое стекло, содержащее не менее 16% окислов этих металлов. Если содержание бария, свинца, серебра не достигает этой нормы, стекло расценивается как кристалин.

Свойствами хрусталя, выделяющими его на фоне других видов стекла, являются повышенная плотность, тяжесть даже при наличии тонких стенок посуды, необыкновенная прозрачность, блеск, светопреломляемость с эффектом радуги, низкая термоустойчивость, яркий мелодичный звон, кажущаяся хрупкость и неповторимая красота.

Качество хрустальной посуды в обязательном порядке сверяется с требованиями ГОСТ 30407-96.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: НЕЛЬЗЯ ДОЛГО ХРАНИТЬ В ПОСУДЕ ИЗ ХРУСТАЛЯ ЕДУ И НАПИТКИ: ТЯЖЁЛЫЙ МЕТАЛЛ СВИНЕЦ МОЖЕТ ПРОНИКНУТЬ В ПРОДУКТЫ, А ЗАТЕМ И В ВАШ ОРГАНИЗМ!

Виды хрусталя

1. Процентное содержание оксида свинца влияет на качество хрусталя. Согласно Госстандарту (ГОСТ 24315-80), материал,

  • содержащий не менее 10% свинца, бария или цинка, признаётся хрустальным стеклом;
  • содержащий от 18 до 24% оксида свинца - именуется малосвинцовым хрусталём;
  • имеющий в своём составе от 24 до 30% окислов свинца - считается дорогим свинцовым хрусталём;
  • содержащий более 30% оксида металла - элитным высокосвинцовым хрусталём.

2. Согласно европейской классификации, материал,

  • содержащий от 1 до 15% оксида свинца, - это кристалин;
  • от 16 до 23% - хрусталь;
  • от 24 до 30% - свинцовый хрусталь.
  • горный хрусталь - кварц (природный хрусталь), не содержащий никаких примесей;
  • свинцовый хрусталь - содержащий оксид свинца;
  • бариевый хрусталь - включающий в свой состав окислы бария;
  • богемский хрусталь - имеющий в составе калиево-кальциевое стекло вместо оксидов свинца или бария.

История хрусталя


Хрусталь изобрёл англичанин Георг Равенскрофт в XVII веке. Сначала разработчик нового вида стекла получил патент на производство кристалина, и лишь в 1976 году впервые было произведено так называемое «алмазное стекло» - известный нам хрусталь. До хрусталя популярностью пользовалось тугоплавкое стекло, содержащее кремний и древесную золу. Георг Равенскрофт заменил кремний на чистый песок и ввёл свинец для запуска химической реакции - так появился хрусталь.

Своё окончательное название изобретённое англичанином стекло приобрело за удивительное сходство с кварцем (горным хрусталём).

Но активное производство «алмазного стекла» начала вовсе не Англия, а ценящая всё прекрасное Франция. Французская мануфактура «Вонеш-Баккара», сделавшая хрусталь достоянием всего мира, функционирует и в настоящее время.

В нашей стране наибольшей популярностью пользуются сувениры и посуда из хрусталя, выпускаемые в городе с говорящим названием Гусь-Хрустальный. Продукция не раз завоёвывала лидерские позиции и высшие награды на международных выставках. Еще среди известных производителей хрусталя в России назовем и »

Мирового признания добилась хрустальная посуда, выпускаемая Чехией, Германией, Румынией, Болгарией и Австрией. Кстати, в Болгарии производится модный сегодня гладкий негранёный хрусталь.

Производство хрустальной посуды


Посуда из хрусталя может производиться четырьмя методами: выдуванием, прессованием, прессовыдуванием или центробежным литьём. Выдувание - наиболее надёжный способ, так как в результате его формируется цельное, монолитное изделие, а не части, которые потом ещё надо будет соединять.

Выдувание тоже бывает разным: механизированным, вакуум-выдувным, ручным и свободным. Наиболее ценны сувениры и посуда из хрусталя, полученные ручным методом выдувания, то есть с помощью стеклодувной трубки. Свободный способ выдувания (гутенская техника) представляет собой создание хрустального изделия без отчётливой формы. Продукция, полученная таким методом, всегда уникальна.

Вся хрустальная посуда и сувениры, произведённые выдувным способом, характеризуются тонкостью стенок, особой прозрачностью, необычностью и неповторимостью форм.

Поскольку хрусталь - это изначально очень мягкий материал, вся хрустальная посуда, как правило, подвергается алмазной огранке. Сначала изделия обрабатываются посредством крутящихся кругов искусственного алмаза, затем полируются кислотами.

Известны четыре способа обработки хрустальных бокалов, ваз и сувениров: гравировка, огранка, шлифовка, резьба.


В наше время особым спросом пользуется цветной хрусталь. Для получения окрашенной хрустальной посуды во время её производства применяются разнообразные добавки: кадмий или соединения золота - для получения красного оттенка; кремний - для получения розового хрусталя; кобальт - для синего; окись медь - для приобретения хрусталём зелёного цвета; окислы марганца - для фиолетового.

Цветной хрусталь производится и российскими заводами, но они пока не могут составить достойную конкуренцию хрустальным мастерским города Севр во Франции. Там выпускается знаменитый жемчужно-серый, аметистовый и голубой хрусталь.

В настоящее время для украшения хрусталя начали применять особые виды декорирования . Самый распространенный из них - украшение золотом. Мастера для этого используют золотую фольгу, которая вплавляется внутрь стекла, либо покрывается снаружи. Другие мастера расписывают хрусталь вручную, это, кстати, и дешевле. Другой способ декорирования - это травление (сатинирование). Так называется техника обработки плавиковой кислотой, что позволяет сделать хрустать наиболее блестящим. Существует и противоположный способ декора - матирование, когда хрусталь обрабатывают острозернистым песком.

Ассортимент хрустальной посуды


Ассортимент посуды из хрусталя довольно разнообразен. Из этого материала в основном изготавливают всевозможные вазочки и розетки, кувшины с крышками, конфетницы и фруктовницы, вазы для пирожных и тортов, креманки на ножках, блюда, сахарницы, компотницы, селёдочницы, салатницы, приборы для специй, пепельницы, салфетницы и т.п.

Горный хрусталь - разновидность кварца, одной из кристаллических модификаций кремнезема (SiO 2). Термин применяется для обозначения бесцветных прозрачных кристаллов кварца. Чистые однородные кристаллы горного хрусталя встречаются сравнительно редко. Практическое значение имеют кристаллы размером свыше 3-5 см. Кристаллы настольrо совершенны и чисты, что в давности этот минерал воспринимался людьми как окаменевший лед. У хрусталя существует еще одно интересное свойство: он на ощупь сохраняет свою прохладность, что еще раз навевает на мысль о его ледяном происхождении. К тому же кристаллы этого минерала в основном находили в горах, среди льда и снегов.

Смотрите так же:

СТРУКТУРА

Тригональная сингония. Кремнезём, наиболее распространённой формой нахождения которого в природе является кварц, обладает развитым полиморфизмом.
Две основные полиморфные кристаллические модификации двуокиси кремния: гексагональный β-кварц, устойчивый при давлении в 1 атм. (или 100 кн/м 2) в интервале температур 870-573°С, и тригональный α-кварц, устойчивый при температуре ниже 573°С. В природе широко распространён именно α-кварц, эту устойчивую при низких температурах модификацию обычно называют просто кварцем. Все гексагональные кристаллы кварца, находимые в обычных условиях, являются параморфозами α-кварца по β-кварцу. α-кварц кристаллизуется в классе тригонального трапецоэдра тригональной сингонии. Кристаллическая структура - каркасного типа, построена из кремне-кислородных тетраэдров, расположенных винтообразно (с правым или левым ходом винта) по отношению к главной оси кристалла. В зависимости от этого различают правые и левые структурно-морфологические формы кристаллов кварца, отличимые внешне по симметрии расположения некоторых граней (например, трапецоэдра и др.). Отсутствие плоскостей и центра симметрии у кристаллов α-кварца обусловливает наличие у него пьезоэлектрических и пироэлектрических свойств.

СВОЙСТВА

Свойства минерала обусловлены отсутствием в нем примесей металлов.
С ними кварц приобретает цвет. Основное же свойство хрусталя – прозрачность. Как и у всех кварцев, твердость прозрачной разновидности по шкале Мооса равна 7-ми баллам. По 6-бальному гранату минерал прочертит линию, но поцарапать 8-бальный сапфир не сможет. Плотность камня так же равна показателю остальных кварцев в 2,64 грамма на кубический сантиметр. Минерал имеет раковистый излом и характерный стеклянный блеск.

Часто образует двойники. Растворяется в плавиковой кислоте и расплавах щелочей. Температура плавления 1713-1728 °C (из-за высокой вязкости расплава определение температуры плавления затруднено, существуют различные данные). Диэлектрик и пьезоэлектрик.

Относится к группе стеклообразующих оксидов, то есть может быть главной составляющей стекла. Однокомпонентное кварцевое стекло из чистого оксида кремния получают плавлением горного хрусталя, жильного кварца и кварцевого песка. Диоксид кремния обладает полиморфизмом. Стабильная при нормальных условиях полиморфная модификация - α-кварц (низкотемпературный). Соответственно β-кварцем называют высокотемпературную модификацию.

МОРФОЛОГИЯ


Обычны кристаллы в виде шестигранной призмы, с одного конца (реже с обоих) увенчанной шести- или трехгранной пирамидальной головкой. Часто по направлению к головке кристалл постепенно сужается. На гранях призмы характерна поперечная штриховка. Наиболее часто кристаллы имеют удлиненно-призматический облик с преимущественным развитием граней гексагональной призмы и двух ромбоэдров, образующих головку кристалла. Реже кристаллы принимают облик псевдогексагональной дипирамиды. Внешне правильные кристаллы кварца обычно сложно сдвойникованы, образуя наиболее часто двойниковые участки по т. н. бразильскому или дофинейскому законам. Последние возникают не только при росте кристаллов, но и в результате внутренней структурной перестройки при термических β-α полиморфных переходах, сопровождаемых сжатием, а также при механических деформациях.

В магматических и метаморфических горных породах кварц образует неправильные изометричные зерна, сросшиеся с зернами других минералов, его кристаллами часто инкрустированы пустоты и миндалины в эффузивах.
В осадочных породах - конкреции, прожилки, секреции(жеоды), щётки мелких короткопризматических кристаллов на стенках пустот в известняках и др. Также обломки различной формы и размеров, галька, песок.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Будучи минералом магматического происхождения, кварц оседает из горячих растворов лавы. То есть, процесс гидротермальный. Воды, обогащенные минеральными примесями, просачиваются через расщелины в земле, остывают. Во время охлаждения и происходит выпадение, кристаллизация кварца, появляется горный хрусталь. Единичные кристаллы кварца – редкость. Обычно, из одной основы возвышается пучок разноразмерных шестигранников с пирамидальными верхушками. Кристаллы, зачастую, направлены в разные стороны. Композиция красива и гармонична. Поэтому, ее часто не разделяют в ювелирном деле. Если ансамбль состоит из небольших кристаллов, его впаивают в перстень, или кулон целиком.

Встречается главным образом в пустотах гидротермальных жил, большинство промышленных месторождений и находок крупных кристаллов связаны с хрусталеносными жилами «Альпийского типа». Встречается также в миаролитовых пустотах пегматитовых жил и контактово-метаморфических месторождений различного типа. В осадочных породах весьма распространён, но крупных кристаллов не образует, а находится в виде кристаллических щёток на стенках трещин и в форме жеод, преимущественно среди известняков и в известковых толщах.

Месторождения многочисленны и разнообразны. В России крупные месторождения известны на Приполярном Урале и в Вост. Сибири (Алданский щит, Верхоянский хр. и др.). Бездефектные монокристаллы горного хрусталя для технических нужд и ювелирной промышленности выращивают в автоклавах.

ПРИМЕНЕНИЕ


Горный хрусталь применяется в радиотехнике для получения ультразвуковых колебаний, изготовления призм, спектрографов, линз. Горный хрусталь используется для изготовления украшений и декоративно-прикладных изделий, окрашенные кристаллы горного хрусталя применяются как полудрагоценные камни.

Кристаллы чистого горного хрусталя значительных размеров встречаются редко, поэтому он относительно дорог. Искусственный материал под названием «хрусталь» изготовляют путём добавления в обычное стекло оксида свинца и бария. В торговле люстры, бокалы и т. д., изготовленные из искусственного хрусталя, нередко выдают за предметы из природного камня.

В ювелирном деле можно найти не только серьги с горным хрусталем, но и линзы из него. Мастера древности использовали их для расплавления металлических элементов, их сплавления в украшениях.
Гранулы прозрачного кварца шли на производство окон, и по сей день, используются при изготовлении керамических плит, керамогранита.

Горный хрусталь (англ. Rock crystal) — SiO 2

КЛАССИФИКАЦИЯ

Strunz (8-ое издание) 4/D.01-10
Nickel-Strunz (10-ое издание) 4.DA.05
Dana (7-ое издание) 75.1.3.1
Dana (8-ое издание) 75.1.3.1
Hey’s CIM Ref. 7.8.1


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх