Серебряный век русской архитектуры. Московский институт управления

Тамара Гейдор

Русская архитектура серебряного века

«Модерн», или «новый стиль», распространился в культуре европейских стран и России в конце XIX - начале XX в. как реакция на эклектику, обращавшуюся к искусству минувших эпох. Зародившись в середине XIX в. в творчестве прерафаэлитов (английских писателей и художников, следовавших идеалам раннего Возрождения) и их последователей, он прошел несколько этапов - ранний, поздний (строгий) «модерн», рационалистическое, национально-романтическое направления, неоклассицизм. О развитии данного стиля в нашей стране автор рассказывает с привлечением примеров ныне существующих зданий.

Одним из крупнейших течений в литературе и искусстве европейских стран рубежа XIX–XX вв. был символизм (его русский вариант сформировался в 1890-е годы), провозглашавший уход от действительности в мир прекрасных фантастических образов, грез, видений, высоких помыслов, чистых идеалов. Свойственные ему преклонение перед красотой, особенно ее необычными проявлениями, отрицание обыденного выражались в обращении к мистике, всему таинственному, роскоши, культуре средневековья Европы и Востока.

В зодчестве задача символизма, ставшего эстетической основой «модерна», - вызывать сильные чувства и эмоционально напряженные настроения сопоставлением образов - воплощалась в соединении, гротескном укрупнении не сочетающихся, на первый взгляд, форм и элементов. Архитектурная система «нового стиля» была противоположна ордерной, присущей предшествовавшим ему ренессансному, барокко, классицизму, и подчинялась цели органично связать «тело» постройки с элементами отделки, роль которых стали играть карнизы, эркеры, балконы, лестничные перила, подъезды, козырьки, окна и т. д. Внутреннюю динамику деталям декора придавали изогнутые, льющиеся, текучие линии, движущиеся, вздымающиеся, «дышащие» массы стен сродни живым образам природы. Характерные примеры - волна, поднимающая на гребне медузу (лестница со светильником в вестибюле столичного особняка Рябушинского, ул. Большая Никитская, архитектор Федор Шехтель, 1900–1902 гг.), панно «Пловец» над входом Московского художественного академического театра им. Горького на Тверском бульваре (возникающая из плоскости фасада фигура плывущего, окутанная морской пеной, скульптор Анна Голубкина, 1902 г.).

Определяющее влияние на формирование стилистики «модерна» оказали получившие тогда широкое распространение металл, железобетон, стекло, в облицовке - керамика и изразцы. Новые материалы позволили по-иному взглянуть на извечную проблему архитектуры «польза и красота», предложить свежие художественные решения, конструктивные системы. Особое звучание получил синтез искусств, в чем зодчие видели путь к возрождению целостности архитектурного произведения.

Изменился облик зданий общественного назначения. Торговые заведения приобретали огромные, в два и более этажей, внутренние пространства, парадные лестницы, большие остекленные плоскости, игравшие главную роль в оформлении фасадов, ставших, впрочем, строже, лаконичнее. Так выглядел универсальный магазин «Мюр и Мерилиз» (ныне ЦУМ), самый большой в Москве и один из крупнейших в Европе на момент его сооружения (1906–1908 гг., архитектор Роман Клейн). Специфическим для конца XIX - начала XX в. явился тип зданий купеческих собраний и клубов, народных домов. Они имели торжественные парадные фасады, включали зал заседаний и концертный, библиотеку, бильярдную, различные кабинеты, буфетную и т. п. (в Москве - Купеческий клуб на Малой Дмитровке, 1907 г., архитектор Илларион Иванов-Шиц).

Зодчество рассматриваемой эпохи в России отличалось многоплановостью как в интерпретации художественных образов, так и в проявлении творческой индивидуальности авторов: образуя пеструю картину, сменяли друг друга и параллельно развивались различные течения, объединенные одной целью - создания небывалых ранее архитектурных форм, планировочных и объемно-пространственных структур, но разнящиеся путями ее достижения. Все многообразие «нового стиля» можно свести к двум основным направлениям: интернациональному (европеизированному) и национально-романтическому, проявлявшемуся главным образом в неорусском (предшествовало появлению интернационального) и неоклассицизме (последняя стадия «модерна»).

Неорусский стиль опирался на образцы древней архитектуры, монументальной живописи, иконописи, причем наибольшее распространение он имел как раз в Первопрестольной, где всегда особо чтили старинные традиции. «Родиной» его стало подмосковное имение Абрамцево предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, где летом собирались представители творческой интеллигенции и любители искусства. Этот художественный кружок, куда входили живописцы Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Михаил Врубель, Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Василий Поленов, Валентин Серов, театральный режиссер Константин Станиславский и др., просуществовал с конца 1870-х годов по 1893 г. и стал крупным очагом культуры.

В мамонтовской усадьбе много рисовали, открывая для себя пленительную красоту родной природы, ставили домашние спектакли, осуществляли интересные архитектурные замыслы, работали в специально созданных кустарных мастерских. Именно с произведений декоративно-прикладного искусства (мебель, керамика, монументальная живопись) и графики, в которых впервые воплотился принцип стилизации, свойственный «модерну», стал формироваться неорусский стиль. Его наиболее яркие памятники - живописные панно, декорации, монументальные композиции Виктора Васнецова (в частности, росписи в залах Государственного Исторического музея, Москва, начало 1880-х годов), созданная по его же проекту церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве (1880–1882 гг.), керамика, живопись Михаила Врубеля, столярные работы, керамика Константина Коровина, вышивка, книжная графика, мебель Елены Поленовой.

Синтез искусств, провозглашенный «новым стилем» как основа художественного образа архитектурного произведения, проявился в неорусских постройках с необычайной выразительностью. Цветные майоликовые панно, занимавшие порой большие стенные плоскости, керамические вставки, облицовочная плитка, декоративные металлические решетки, роспись, рельефы, резьба по дереву - все это придавало фасадам особую эмоциональность. В подобных композициях нашли отражение сюжеты, взятые из былин, сказок, живой природы, в частности, в Москве в декоре доходных домов церкви Троицы на Грязях (1910-е гг., архитектор Сергей Вашков), Перцова (1905–1907 гг., Сергей Малютин и Николай Жуков), зданий Городского начального училища (1909 г., Анатолий Остроградский), Третьяковской галереи (1902–1904 гг., Виктор Васнецов), Ярославского вокзала (1902–1904 гг., Федор Шехтель).

Неорусский стиль прошел несколько этапов развития. Первый, 1880-1890-е годы, связан с деятельностью кружка в Абрамцеве, где появилось и первое сооружение этого направления - упомянутая церковь Спаса Нерукотворного. Ориентиром для храмов того времени (например, ансамбля Марфо-Мариинской общины в Москве, Большая Ордынка, 1908–1912 гг., Алексей Щусев) стали памятники Великого Новгорода и Пскова XII–XV вв. В конце 1890-х - начале 1900-х годов в круг «источников для подражания» вошли архитектура Киевской Руси XI–XII вв., московская XIV–XV вв., шатровое зодчество XVI в. Примеры созданных по их подобию сооружений - домовая церковь Иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» при Женском коммерческом училище (Москва, 1905 г., Николай Шевяков), пятиглавый собор общины «Отрада и утешение» (поселок Добрыниха Московской области, 1910-е годы, Сергей Соловьев).

Одновременно развивался неовизантийский стиль, обусловленный новым взглядом архитекторов на пропорции объемов и масс, взаимоотношение плоскости стены и декоративных элементов при сохранении каноничности древних форм и планировочных схем. Один из подобных образцов - церковь Ватопегской иконы Божьей Матери «Отрада и утешение» (Москва, 1908–1909 гг., Владимир Адамович), возведенная на Ходынском поле в честь поминовения павших в революционных событиях 1905–1907 гг. и названная «Храм-памятник Русской Скорби».

Романтическое направление нового искусства того времени, получившее название неоготика, отличалось от аналогичного, распространенного в рамках эклектики, тем, что не копировало первоисточник, а прибегало к стилизации. Оно (как неорусское и неовизантийское) явилось новаторским в создании пространственных структур, композиционных решений. Определяющими стали принципы «изнутри наружу» (от внутреннего построения зависели формы внешнего) и всефасадности (каждая сторона здания была задействована в восприятии образа).

Опираясь на наследие западного средневековья, зодчие вырабатывали свои приемы в интерпретации прототипов. Декор стал подчиняться конструктивным элементам сооружения. Объемно-пространственные композиции особняков и доходных домов, в строительстве которых в основном распространилось это направление, обязательно асимметричны и «составлены» из стилизованных традиционных форм готической архитектуры - башнеобразных объемов, щипцовых (Щипец - верхняя часть стены торцового фасада, завершающаяся двускатной остроугольной кровлей) покрытий, балконов, террас, стрельчатых арок и т. д. (магазин «Мюр и Мерилиз»).

Превалирующие вертикальные формы (окна, протянутые на несколько этажей, тяги (Тяга - горизонтальный или вертикальный профилированный пояс, выступ (штукатурный или каменный), членящий стены зданий), эркеры), используемые в фасадном оформлении больших многоэтажных зданий, удачно членили плоскость стены, создавали динамику массы, подчеркивали высоту объемов. Среди них нередко размещали скульптуру (часто рыцарей, геральдические щиты), стилизованные рельефные изображения ящериц, химер и тому подобных фантастических существ. Часто в отделке применяли натуральный камень, витражи. Наиболее яркие примеры неоготического декора в Москве - фасады доходных домов Филатова (1913 г.) и Гусятникова (1912 г.) по проектам Валентина Дубовицкого, интерьер особняка Морозовой (1893 г., Федор Шехтель).

Интернациональный вариант «модерна» (в современной научной литературе встречаются термины «ранний», «чистый») появился в конце 1890-х годов и просуществовал до 1904–1905 гг. (по времени следует за национально-романтическим). Предпосылки его возникновения в России - историзм, появление новых материалов, конструктивных приемов и методов строительства, общие требования времени и т. п. - были близки к таковым в западноевропейских странах. Поэтому влияние австрийской, немецкой, голландской школ на отечественную архитектуру быстро распространялось, причем по большей части в Первопрестольной. Первыми среди таких построек стали особняки - характерный для нее тип частного жилого дома, затем гостиницы («Метрополь» в центре города, 1899–1905 гг., Лев Кекушев и др.), торговые, производственные здания, театры (МХАТ, 1902 г., Федор Шехтель), рестораны, появившиеся в конце XIX в. кинотеатры, наконец, вокзалы (среди них тот же Ярославский), станционные павильоны.

Своеобразие московского «модерна» - его особую стилистику создали такие архитекторы, как Федор Шехтель, Лев Кекушев, Илларион Иванов-Шиц, Вильям Валькот, Густав Гельрих, - заключалось прежде всего в особой декоративности, яркости и эмоциональной насыщенности. К тому же облик зданий выражал статус, материальные возможности заказчиков, их вкусы. Не случайно фасады, особенно особняков, стремились делать разнообразными, броскими, запоминающимися. Традиционно большое значение имел силуэт и полихромия наружного декора. Его выразительности достигали применением фигурных аттиков (Аттик - декоративная стенка над карнизом, на которой располагались надписи, рельефы, росписи), решеток, стеклянных фонарей, освещающих вестибюли, холлы и лестницы, башенок, щипцов, шпилей и других украшений, усиливающих неповторимость каждого сооружения. Одна из лучших и известнейших построек московского «модерна» - уже знакомый вам особняк Рябушинского.

Яркость цветовой композиции фасадов эпохи «модерна» придавали цветные облицовочные материалы (скажем, глазурованная плитка от серовато-оливковой, зеленовато-бирюзовой, золотистой до темно-красной, коричневой), покрывавшие стены или составлявшие орнамент. Изящно выглядел также белый лепной декор на тонированной штукатурке стены. Наиболее распространенные его мотивы - формы и образы, взятые из растительного и животного мира: тюльпаны (распространившиеся в ту пору в садах и парках Европы и России), лилии, ирисы, орхидеи, маки, чертополох, кувшинки, другие водяные цветы, чьи формы легко стилизовались. Кстати, они часто встречались в художественных произведениях символистов. Воспетый ими идеал женской красоты выразился в архитектуре в моде на прелестные головки, столь часто присутствующие в оформлении наружных стен московских домов. С распущенными волосами или пышными прическами они изображены порой столь натуралистично, ...

Культура Серебряного века.

Серебряный век. Так был назван рубеж XIX-XX вв. -- время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

Многие народы, населявшие Российскую империю, получили к этому времени свой алфавит, у них появилась своя литература, своя национальная интеллигенция.

Принятый Государственной думой закон гарантировал каждому жителю получение начального образования на родном языке. Выпуск газет и других периодических изданий за первое десятилетие XX в. увеличился более чем в 10 раз.

Быстрыми темпами развивалась наука. Отставание России в промышленности не помешало ее ученым внести огромный вклад в мировую науку, названный «революцией в естествознании». Это касалось и физики, и математики, и биологии, и химии, и многих других отраслей науки. Имена П. Н. Лебедева, В. И. Вернадского, Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии И. И. Мечникова, И. П. Павлова, С. П. Боткина, Д. И. Менделеева и многих других стали гордостью России.

В области авиации значительны достижения Н. Е. Жуковского, И. И. Сикорского.

В эти годы вышли труды выдающихся философов И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, В. С. Соловьева, теоретиков революционного переустройства России Г. В. Плеханова и В. И. Ленина.

Отечественная история пополнилась работами В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова. А. Е. Преснякова, С. Ф. Платонова. Вышли первые труды будущих советских историков Е. В. Тарле, Б. Д. Грекова.

В мировую литературную сокровищницу вошли книги Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, И. А. Бунина, М. Горького, А. И. Куприна.

В поэзии этого времени появилось новое направление -- символизм. Представители этого течения противопоставили себя материализму, несущему, по их мнению, человеку оскудение души.

Поиск эстетического идеала был характерен для творчества поэтов А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама, отличавшихся глубоким проникновением во внутренний мир человека.

Новаторство в русской живописи проявилось в полотнах И. Е. Репина, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, братьев А. М. и В. М. Васнецовых, призывавших к восстановлению первоначального значения высокой живописи, которое, как они считали, было ослаблено у художников предыдущих поколений.

Традиции И. Е. Репина продолжил его ученик В. А. Серов -- художник, постоянно ищущий новые формы художественного претворения реальности, автор множества замечательных портретов, пейзажей, натюрмортов, картин на бытовые и исторические темы.

В целом же русская живопись начала века изобиловала большим количеством различных групп и художественных объединений со своими взглядами и направлениями. Все они внесли свой вклад в развитие русского искусства.

Поистине гигантский подъем переживала русская музыка. Традиции М. И. Глинки и П. И. Чайковского развивают А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский. Продолжали свою композиторскую и педагогическую деятельность С. И. Танеев, А. С. Аренский. Огромную работу по сохранению и пропаганде традиций русского народного музыкального творчества проводил В. В. Андреев.

Огромную лепту в развитие отечественного театрального искусства внесли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов.

В это время интенсивно развивается новый для того времени вид искусства -- кинематограф. В 1911 г. вышел первый отечественный полнометражный фильм «Оборона Севастополя».

Архитектура серебряного века развивалась в направлении, подчеркивавшем функциональное назначение зданий. В основном это были богатые особняки и общественные здания. Их отличали пышное внешнее убранство, лепнина. На фасадах домов изображались силуэты кораблей, башенных кранов, аэропланов. Разворачивалось городское строительство. Проводилась комплексная застройка в крупных городах России. В частности, разрабатывается проект строительства района «Новый Петербург» на острове Голодай. В строительном деле начал применяться железобетон.

Интереснейшее явление в архитектуре и искусстве «серебряного века» - модерн - продолжает оставаться и полем для исследования, и полем для дискуссий.

В истории архитектуры трудно найти период, когда накал творческих исканий был бы столь жарким и напряженным, а результаты исканий - столь многообразны, неоднозначны и противоречивы. Естественным итогом этих поисков стали удивительное разнообразие и исключительная многоликость модерна в его конкретных проявлениях.

«Идентификация» этого стиля осложняется еще и тем, что во многих произведениях модерна характерные приемы и формы сочетаются, порой самым причудливым образом, с отголосками эклектики и реминисценциями других исторических стилей. К тому же, наряду с примерами «хрестоматийного модерна», и мировая, и петербургская архитектура «серебряного века», дает много примеров, в которых модерна «как бы и нет». Все это превращает «архитектуру эпохи модерна» (как метко назвали свою книгу В.С.Горюнов и М.П.Тубли) в чрезвычайно сложную и пеструю картину.

Отсюда - снова и снова возникающие сомнения: а можно ли вообще определить модерн понятием «стиль»?

Лучшим помощником в формулировании понятия «архитектурный стиль» может стать хрестоматийное определение архитектуры как «единства трех начал - пользы, прочности, красоты». В переводе на современный научный искусствоведческий язык эта «витрувианская триада» звучит как диалектическое единство трех аспектов зодчества, трех групп факторов: функциональных («польза»); конструктивно-технических и технологических («прочность»); идейно-художественных, духовно-эстетических («красота»).

Теперь можно выстроить и определение: «архитектурный стиль» - это устойчивая, характерная для данного времени и данного региона общность:
- планировочных и объемно-пространственных решений;

Конструктивно-технических и технологических приемов (определяющих прочность и долговечность зданий и сооружений).

Средств художественной выразительности, формулирующих систему архитектурно-художественных образов.

Теперь, вооружившись приведенным понятием «архитектурный стиль», попробуем выявить черты «ортодоксального модерна» в том здании, которое общепризнанно считается первым произведением «нового стиля» в Петербурге. Этим произведением, несомненно, является дача госпожи Е.К.Гаусвальд на Каменном острове (современный адрес: угол 2-й Березовой аллеи, 32 и Боковой аллеи, 14). Авторы постройки - архитекторы В.И.Чагин и В.И.Шене (оба - выпускники Императорской Академии художеств). Проект здания был разработан и утвержден в 1898 г.

Черты «нового стиля» - модерна проявились в даче Гаусвальд по всем трем позициям «витрувианской триады». Забота об удобстве и комфорте отразились в свободной, живописной компоновке плана и объема. Этот новый метод проектирования как бы «изнутри» - «наружу», определяемый отчетливым «приматом функции» (т.е. критерием пользы), начал формироваться в петербургской архитектуре еще в период кризиса классицизма - в 1830-х годах (что иллюстрируется, в частности, проектами дач для Павловска, разработанными архитектором А.П. Брюлловым). К концу XIX века такие приемы объемно-пространственной композиции зданий (особенно дач и коттеджей) стали не только общепринятыми, но и превратились в своего рода «знак» удобства и комфорта. В этом отношении модерн выступил продолжателем рационалистических традиций архитектуры периода эклектики.

С точки зрения «прочности» - в смысле использования материалов и конструкций и их архитектурно-художественного осмысления - дача Гаусвальд также весьма характерна. В частности, та часть здания, где стены выложены из кирпича, облицована снаружи светлой керамической плиткой (тогда она называлась «кабанчиком»). А фасады деревянных частей постройки решены иначе - но при этом так, что в них отчетливо выявляется специфика дерева. Впрочем, и в этом аспекте модерн продолжал и развивал принципы концепции «рациональной архитектуры», сформулированный в середине XIX века А.К.Красовским: «техника или конструкция есть главный источник архитектурных форм».

Но если в аспектах «пользы» и «прочности» дача Гаусвальд может рассматриваться как диалектическое развитие рационалистических предистоков модерна, то в аспекте «красоты» это здание уже всецело принадлежит модерну.

Эстетика «нового стиля» основывалась на решительном разрыве с традициями и художественными нормами прежних стилей, отчего для многих современников модерна «новый стиль» стал синонимом «декадентства».

Быть может, точнее и острее других эти стороны идейно-художественной программы модерна поэтически сформулировал один из лидеров символизма Д.С.Мережковский:

«Наши гимны - наши стоны;

Мы для новой красоты

Нарушаем все законы,

Преступаем все черты.»

Таким образом, русская национальная культура конца XIX -- начала XX в. развивалась на традиционной народной почве. В ее основу легли идеи независимости, поиска добра и справедливости.

Выделяя важнейшие приоритеты в развитии русской культуры конца XIX - начала XX века, нельзя обойти вниманием важнейшие его характеристики. Конец XIX - начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или...

"Серебряный век" российской музыкальной культуры

2.1 Характеристика музыкального искусства конца ХІХ -- начала ХХ веков "Серебряный век" производит впечатление «расколотости» и падения интенсивности мысли о музыке. Никто не ставит в большом масштабе острых музыкально-общественных проблем...

Культура Серебрянного века

Начало XX в. - переломное время не только в политической и социально - экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные и представления людей...

Основные тенденции развития отечественной культуры XX века. Архитектура

Серебряный век. Так был назван рубеж XIX-XX вв. -- время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества...

Особенности работы А.Я. Головина над спектаклем "Маскарад"

Бурное развитие театрального искусства в начале XX века, появление в нем ряда революционных нововведений, изменения в иерархии участников театрального действия (если раньше на первом месте были актер и драматург...

Особенности работы А.Я. Головина над спектаклем "Маскарад"

Итак, театральность как принцип культуры и жизнестроительства не только доминировала в Серебряном веке, но и сама становилась объектом осмысления в искусстве - живописи, графике, литературе и самом театре (таким образом...

Развитие живописи в России конца XIX - начала XX века

Ко-нец XIX в. стал для русской культуры важной точкой, момен-том поиска нового самосознания. С точки зрения общественно-политического и духовного развития казалось, что все замер-ло, затаилось в России. Об этом времени А.А...

Русская культура Серебрянного века

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой («Воскресение», 1880-99; «Хаджи-Мурат», 1896-1904; «Живой труп», 1900); А.П. Чехов (1860-1904), создавший лучшие свои произведения...

Силуэт серебряного века

Творцы искусства, которых сегодня относят к "серебря-ному веку", незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие об-щественных коллизий рубежа веков властно требовало пере-оценки ценностей...

Феномен "серебряного века" в русском искусстве на рубеже ХIХ–ХХ веков

«Серебряный век» -- самый весомый вклад России в мировую культуру. Интеллектуальная жизнь тогдашней России отличалась небывалой насыщенностью, стремлением продолжить многие ценные художественные традиции...

Лев Кекушев относится к числу тех, кого при жизни – боготворили, после смерти – забыли, словно и не жил никогда. Неизвестно ни точной даты рождения, ни куда внезапно исчез, ни точной даты смерти, ни где его могила... Есть только догадки: мог спиться, сойти с ума, умереть в больнице для бедных, которую сам когда-то и проектировал.

Среди великих архитекторов Лев Кекушев не значится, его имени нет даже в обширном двухтомнике по русской архитектуре, и только замечательные по красоте и уникальности дома говорят за архитектора как живые свидетели его таланта.

Мимо них невозможно пройти, не зацепившись взглядом. Необычные, жизнерадостные, чуть насмешливые и ироничные, они являются украшением Первопрестольной. Достаточно посмотреть на улыбчивый портрет архитектора, чтобы понять: других домов у него не могло быть.

Правда, друзей у Льва Николаевича тоже не было, и знавшие мастера вспоминают чаще его дурной характер, чем построенные им чудо-дома. Не зря один из его особняков так и называется - домом Маргариты, потому что булгаковские герои могли жить только в таком необычном доме.

Лев Кекушев первым стал строить в стиле модерн, сочетая его с необарокко, напоминающим западноевропейское средневековье. Он первым начал использовать в оформлении фасадов скульптурные изображения, характерные для арт-нуво, а некоторые фасады его домов достигают такой же свободы выражения, как и строения знаменитого Антонио Гауди.

В его шикарных и необычных домах могли жить только самые богатые и успешные, благодаря чему кекушевские особняки обрастали легендами, наполняясь историями и атмосферой когда-то живших здесь и бывавших в них знаменитостей.

Будем знакомиться с ними и мы. Первым нужно назвать особняк, известный сегодня как дом Отто Листа. Особняк построен в стиле модерн, ставший визитной карточкой архитектора, его безоговорочной удачей, архитектурным кредо и манифестом.

Изначально Лев Николаевич строил его для себя и молодой жены с расчетом на большую семью. К слову сказать, далеко не каждый архитектор мог себе это позволить, а только очень обеспеченный, каким Кекушев стал уже к 35 годам. Дом восхищал москвичей, когда еще только строился.

А уж когда предстал во всей красе, то от желающих купить особняк не было отбоя. Но от всех предложений Лев Николаевич отказывался, и только Отто Лист, возжелав, во что бы то ни стало, купить этот чудо-дом, сделал предложение, от которого нельзя было отказаться.

В архитектуре особняка есть все особенности, характерные для кекушевского стиля: яркие мозаичные панно в декоре фасада, разные по величине окна, вставленные в оригинальные темные, контрастно выделяющиеся на общем фоне стен, рамы, общая композиция помещений, словно составленная из разновеликих пересекающихся кубиков.

Характерны также подчеркнутая красота и отделка парадного фасада в сочетании с невзрачным дворовым. Здесь всё продумано, начиная от внутреннего интерьера и выполненной по эскизам мастера мебель, и кончая большим тайником под полом лоджии и сейфом, встроенным в стенную панель кабинета.

Украшением особняка и отличительной его особенностью является большая открытая лоджия с короткой толстой колонной, выполненной из дорогого черного гранита. Но кто же такой Отто Лист, от предложения которого архитектор не смог отказаться?

Предприниматель, ученый, авантюрист по натуре, вся жизнь которого по этой причине состояла из взлётов и падений. Занимаясь со своим компаньоном производством анилиновых красителей, он случайно изобрел сахарин.

Не поделив пальму первенства открытия, компаньоны разругались, но потом нашли выход: компаньон запатентовал открытие на свое имя, а Отто Лист женился на его дочери, тем самым получив право на открытие тоже. Но это не спасло авантюриста от разорения, и особняк пришлось выставить на продажу.

На этот раз особняку повезло больше, т.к. приобрела его богатая наследница московского миллионера Ушкова Наталья, по мужу Кусевицкая. Это была довольно образованная дама, получившая блестящее домашнее образование, знавшая несколько иностранных языков, бравшая уроки музыки у известных мастеров и занимавшаяся в мастерской Анны Голубкиной.

Выйдя замуж за известного музыканта и дирижера Сергея Кусевицкого, она стала помощницей во всех его делах: несмотря на увлечение музыкой, скульптурой и живописью, она переняла от родителей деловую купеческую хватку и все финансовые дела вела лично.

По воспоминаниям Сергея Рахманинова, Наталья была довольно полной блондинкой с голубыми глазами, но лицо ее было недобрым: плотно сжатые тонкие губы, неприветливое и надменное выражение лица. Она была молчалива, никогда открыто не выражала своего мнения, высказывая его только мужу, на которого имела, несомненно, больше влияние. Позднее ее портрет напишет Валентин Серов.

Но главной знаменитостью в семье была, конечно, не она, а ее замечательный муж – Сергей Александрович Кусевицкий, родом из бедной еврейской семьи ремесленников. Легенда о их любви гласит, что однажды музыкант на одном из своих концертов увидел глаза молодой красивой девушки и влюбился в нее.

Два года он искал таинственную незнакомку, которой оказалась дочь знаменитого миллионера Ушкова. Вскоре он развелся со своей женой, балериной Большого театра, и женился на Наталье Константиновне. Семья Натальи посчитала брак мезальянсом, но, в конце концов, смирилась с выбором дочери.

Особняк Наталья купила для своей семьи, который с тех пор стал называться особняком Кусевицкой. Усилиями Натальи Константиновны дом превратился в настоящий культурный центр Москвы, в котором бывали все известные музыканты, певцы и композиторы: Рахманинов, Прокофьев, Метнер, Скрябин, Дебюсси, Собинов, Шаляпин….

Счастье Кусевицих закончилось вместе с революцией: из особняка их выселили, коллекцию картин, фарфора и мебели – растащили. Поселились они напротив своего роскошного особняка – в полуподвальном холодном помещении, тоже когда-то принадлежавшем Кусевицкой.

Три года они пытались приспособиться к новым порядкам, но в 1920-м решили эмигрировать, зная, что уже никогда обратно не вернутся. Сначала – Берлин и Париж, потом – Америка. Став известным музыкантом и дирижером с мировым именем, Сергей Александрович всегда говорил: «Я американский гражданин, но все еще люблю Россию», а лучшими композиторами XX века он называл двух великих русских - Прокофьева и Шостаковича.

Одно из старейших и красивейших зданий Москвы, особняк Отто – Кусевицкой, построенный замечательным архитектором Львом Кекушевым почти 115 лет назад (1898-1899), долгое время занимало посольство Аргентины, сейчас в нем находится представительство правительства Калужской области. (Продолжение )

Причины поражения революции.

Государственная дума

В апреле 1906г. были изданы «Основные государственные законы», ставшие прообразом конституции и закрепившие основные права и законы.

В I Гос. Думе (апрель-июль 1906г.), выборы в которую бойкотировали социал-демократы и эсеры, руководящая роль принадлежала кадетам – самой большой партии. Второе место занимала трудовая группа – возникшая в Думе фракция, выражающая взгляды левых, прежде всего эсеров и ВК. С. Главным в I Думе явился аграрный вопрос. Предложенные кадетами и трудовиками проекты предполагали принудительное отчуждение помещичьей земли.

Во II Гос. Думе (февраль-июнь 1907г.) неонародники и социал-демократы получили 43% мест, кадеты, октябристы и другие либералы – 45%. 3 июня 1907г. Дума была распущена императором. Это не противоречило законодательству, но выпуск Указа об изменении избирательного закона от 3 июня нарушил Основные законы, т.к. был принят без согласия парламента. Революция закончилась. Новая, III Дума, избранная в 1907г., была послушна властям и проработала полный срок.

Поражение революции было вызвано рядом причин. Основные из них:

1. Не было обеспечено единство действий всех демократических сил в борьбе против самодержавия.

2. Недостаточно единодушно выступали против самодержавия трудящиеся национальных районов страны.

3. Армия в основном оставалась в руках правительства и использовалась для удушения революции, хотя в отдельных воинских частях происходили довольно крупные восстания.

4. Недостаточно дружно действовали рабочие и крестьяне. В разных районах они не одновременно поднимались на борьбу.

5. Победу царизму облегчили европейские государства, которые оказали российскому правительству большую финансовую помощь, дав крупный денежный заем, использованный для подавления революции.

Конец XIX - начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только

в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения,

которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не

могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода

является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую

культуру.

1)Лит-ра Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в.продолжали Л.Н. Толстой («Воскресение», 1880-99; «Хаджи-Мурат», 1896-1904,А.П. Чехов (1860-1904), создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами («Палата № 6», 1892; «Дом с мезонином», 1896; и молодые писатели И.А. Бунин(Деревня», 1910; «Господин из Сан-Франциско», 1915) и А.И.



Куприн (1880-1960; «Молох», 1896; «Олеся», 1898; «Яма», 1909-15).Одновременно в реализме появились новые художественные качества (опосредованное отражение действительности). С этим связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения 90-х годов («Макар Чудра», «Челкаш» и др.) принесли известность молодому А.М. Горькому (1868-1936). Лучшие реалистические сочинения писателя отразили широкую картину русской жизни рубежа XX в. с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы (роман «Фома Гордеев», 1899; пьесы «Мещане», 1901; «На дне», 1902 и др.). В конце XIX вв., когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство ([от позднелат. decadencia-упадок] явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Для эстетической концепции характерен культ красоты), многие мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на руб. XX в. Русская литература начала XX в., не создав большого романа, породила замечательную поэзию, наиболее значительным направлением в которой был символизм. Огромное влияние на символистов оказал В.С. Соловьев. Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие» (В.Брюсов. К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус), пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Участники группы акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин) декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущи отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. Одновременно возникло другое модернистское течение - футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин и др.); «Мезонин поэзии» (В. Лавренев, Р. Ивлев и др.), «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.), «Гилея», участники которой Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего. Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты (Н. Клюев, П. Орешин).

2)Театр и музыка . Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра (1898), основанного К. С.Станиславским (1863-1938) и В.И. Немировичем-Данченко (1858-1943).В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской (1864-1910), репертуар которого (пьесы Горького, Чехова и др.) отражал устремления демократической интеллигенции. Ученик Станиславского Вахтангов создал 3-ю студию МХАТ, позднее ставшей театром его имени (1926). Один из реформаторов русского театра, основатель московского Камерного театра (1914) А.Я. Таиров (1885-1950) стремился к созданию «синтетического театра» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, к формированию актеров виртуозного мастерства.

Развитие лучших традиций музыкального театра связано в петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин (1873-1938), Л.В. Собинов (1872-1934), Н.В. Нежданова (1873-1950). Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин (1880-1942) и балерина А.П.Павлова (1881-1931). Русское искусство получило мировое признание. Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки («Садко», 1896; «Сказка о царе Салтане», 1900; «Сказание о невидимом граде Китеже», 1904; «Золотой петушок», 1907). Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста». В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова.

3)архитектура . В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа (банки, магазины, фабрики, вокзалы). Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн. Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот (1900-02), где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил асимметричный принцип планировки. Шехтель использовал такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма - стиля, который оформится в 20-е годы. Торговый дом Московского купеческого общества в Малом Черкасском переулке (1909) и здание типографии «Утро России» (1907) можно назвать предконструктивистскими.

4)Живопись . На рубеже веков происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Художников привлекала тема раскола крестьянской общины (С.А. Коровин, «На миру», 1893, ГТГ), проза отупляющего труда (А.Е. Архипов, «Прачки», 1901, ГТГ) и революционные события 1905 г. (С.В. Иванов, «Расстрел», 1905, Гос. муз.

рев., Москва). Появляется историко-бытовой жанр. В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», 1900, ГРМ). Творчество М.В. Нестерова (1862-1942) представляло вариант ретроспективного пейзажа, через который передана высокая духовность героев («Видение отроку Варфоломею», 1889-90, ГТГ, «Великий постриг», 1898, ГРМ).Ученик Саврасова И.И. Левитан подошел к импрессионизму («Березовая роща», 1885-89) и явился создателем «концепционного пейзажа» или «пейзажа настроения», которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости («Март», 1895, ГТГ; «Озеро»,1900, ГРМ) до философских размышлений о бренности всего земного («Над вечным покоем», 1894, ГТГ). К.А. Коровин (1861-1939) - самый яркий представитель русского импрессионизма, первый среди русских художников сознательно опиравшийся на французских импрессионистов. Один за другим вошли в русскую культуру два мастера живописного символизма, создавшие в своих произведениях возвышенный мир - М. Врубель и В. Борисов-Мусатов. В.Э. Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир, построенный по законам красоты и так не похожий на окружающий. Искусство Борисова-Мусатова проникнуто грустным раздумьем и тихой скорбью чувствами, которые испытывали многие люди того времени. Творчество Н.К. Рериха (1874-1947) обращено к языческой славянской и скандинавской древности («Гонец», 1897, ГТГ; «Заморские гости», 1901, ГРМ; «Никола», 1916, КМРИ). Основой его живописи всегда был пейзаж. Художники объединения «Бубновый валет» (1910-1916), обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Натюрморт выдвигался на первое место. С середины 10-х годов важным компонентом изобразительного стиля «Бубнового валета» стал футуризм, одним из приемов которого был «монтаж» предметов или их частей, взятых из разных точек и в разное время К 10-м годам относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, одним из первых манифестов которого явилась книга Ларионова «Лучизм» (1913), а подлинными теоретиками и практиками стали В.

В. Кандинский (1866-1944) и К.С. Малевич.

32.Реформы Столыпина: характер, содержание, итоги.

1) Столыпин являлся премьер-министром с 1906г-1911г, выступал проводником политики правительства, пытавшегося встать над борьбой классов.

Он был сначала помещиком, потом ковенский губернский предводитель дворянства, затем губернатор Саратовской области, Столпыин организовывал подавление крестьянских выступлений. Он отлично понимал всю необходимость глубоких преобразований, способных сохранить и укрепить государственный строй.

Главная цель реформы заключалась в превращении жителей российской деревни в крепкое, проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство, которое, по словам Столыпина, служит лучшим оплотом порядка и спокойствия. Планировалось ликвидировать поземельную общину, ее экономический землераспределительный механизм.

Конечной экономической целью реформ д.б стать общий подъем с-х страны, трансформация аграрного сектора в экономическую базу новой России.

Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращение крестьян в полноправных владельцев своих наделов предполагалось законом 1910г. путем закрепления наделов в частную собственность. Кроме того, по закону 1911г. разрешалось проводить землеустройство (сведение земли в хутора и отруба), после чего крестьяне также становились землевладельцами. Но были и ограничения, землю крестьянин мог продавать только крестьянину.

Для решения проблемы малоземелья и снижения аграрной перенаселенности в центральных регионах начинает проводиться переселенческая политика. Государством выделялись средства для переезда желающих на новые места, в основном Зауралье и Сибирь. Для переселенцев строились специальные вагоны. За Уралом крестьянам безвозмездно давались земли, для подъема хозяйства и благоустройства, выдавалась ссуда.

Аграрная реформа имела большой экономический успех.

С-х переживало серьезный прогресс. Большую роль в этом сыграли урожайные годы и рост мировых цен на зерно. Прогрессировали особенно хуторские и отрубные хоз-ва. Урожайность в них превышала от общих полей на 30-50%

Значительно повысилась товарность крестьянского хо-ва, также в основном за счет хуторов и отрубов. Вводились новые системы земледелия и сельскохоз-е культуры. Единоличники участвовали в кредитных товариществах, что давало им средства для модернизации.

Община как орган самоуправления рос-й деревни затронута не была, но социально-экономический организм общины начал разрушаться. Особенно быстро этот процесс происходил в северо-западных, южных и юго-восточных районах, где община исторически была слабее. Реформа способствовала становлению крестьянского частного землевладения. В итоге Россия к 1913г стала одним их крупнейших экспортеров сельскохоз-й продукции в мире.

Вскоре после японской войны напряженность отношений между Англией и Россией ослабла, ибо Англия больше не ожидала агресс. действий от России; наоборот, Германия с её сильной армией, с её сильным флотом и с её быстрым экон. развитием становится военной, полит. и экон. соперницей Англии; с другой стороны, Россия была недовольна той политикой австрийской экспансии (в 1889 заключен Тройственный союз =Германия+Австро-Венгрия+Италия) на Балканах, в которой Германия поддерживала свою союзницу, хотя император Николай стремился к сохранению с Германией добрососедских отношений. В 1893 был заключен союз между Россией и Францией, а в 1907 соглашение России с Англией (Антанта ), регулировавшее отн-я двух стран с Афганистаном и Ираном, рынки сбыта кот. являлись предметом взаимных притязаний. Так сложились два блока держав, участв. в первой мировой войне. В ходе самой войны их состав несколько изм.. Италия примкнула к блоку Антанты, а Болгария и Турция – к блоку Германии и Австро-Венгрии.

Причины: углубление международных противоречий; обострение борьбы за передел мира и рынки сбыта; участвовало 38 стран, со стороны всех участников, за исключением Сербии, она была захватнической и несправедливой.

Россия стремилась укрепить свои позиции на Балканах, Ближнем Востоке, расширить западные границы за счет территории Польши, захватить проливы Босфор и Дарданеллы и присоединить себе Константинополь.

Поводом к войне было убийство 15 июня 1914 в Сараево, столице Боснии, наследника австрийского престола Франца Фердинанда во время его пребывания на маневрах австрийской армии. Босния и Герцеговина были захвачены Австро-Венгрией ещё в 1908. Тогда же при её содействии было образ. гос-во Албания, отрезавшее Сербию от Адриатического моря. Назначение маневров на 15 июня, день нац. траура сербов, было провокацией со стороны Австро-Венгрии. Используя то обст-во, что Сербия не приняла один из пунктов австрийского ультиматума, Австро-Венгрия объявила ей войну. В ответ на мобилизацию русской армии 19 июля 1914 Германия объявила ей войну.

С первых же дней войны в Европе образовалось два фронта: Западный (в Бельгии и Франции) и Восточный (против России). Уже начало войны показало недостатки подготовки России к ведению боевых операций, зависимость действий русской армии от пол-я на Западном фронте. Это привело к концу 1914 к утрате захваченной ранее инициативы в Вост. Пруссии и Галиции.

Весной 1915 австро-венгерская армия, исп. подавляющее преимущество в артиллерии, выбила русские войска из Галиции и части Волыни. В свою очередь немцы заняли Польшу, Литву и часть Латвии – Курляндию. Поражения русской армии в 1915 получили название Великого отступления. Началась массовая эвакуация населения и имущества из западных губерний. Это обострило транспортные и продовольственные проблемы. Они переросли в кризис, который прав-во так и не могло разрешить. В городах возникли очереди за продовольствием. Неконтролируемый выпуск бумажных денег породил инфляцию. Все это вместе с притоком беженцев в крупные города вызывало массовое недовольство народа. Начались выступления рабочих против войны.

1916 был успешным для России. Было налажено вооружение и снабжение армии. В мае 1916 начался знаменитый Брусиловский прорыв – наступление Юго-Западного фронта под командованием генерала А.А. Брусилова, в результате которого австрийский фронт был прорван, и войска противника д.б. отступить на 70-120 км, потеряв 1,5 млн. человек убитыми, ранеными и пленными. Это поставило Австро-Венгрию на грань полит. и военной катастрофы. На помощь ей Германия д.б. перебросить из Франции 11 дивизий, что помогло союзникам одержать победу в битве под Верденом и начать наступление на Сомме. В знак признательности союзники согласились в случае победы передать России Константинополь (Стамбул) и черноморские проливы.

Но потери русской армии были громадными (убито, ранено и взято в плен около 7,5 млн. человек). Армия потеряла свой кадровый состав. Большинство из вновь прибывших в войска находились в казармах из-за недост. военной подготовки, нехватки офицеров для их обучения и необеспеченности оружием. С этих “западных полков”, среди кот. были и гвардейские части, распол. в Петербурге, началось разложение армии. В них действовали револ. агитаторы, направлявшие недовольство этих оторванных от земли крестьян против царя и “богатых” помещиков и капиталистов. Во фронтовых частях начались братания с солдатами противника и дезертирство. Авторитет офицеров падал. Усиливалось влияние револ. агитаторов. Это позволило с самого начала револ. событий обесп. силам революции поддержку армии.

С победой Октябрьской револ-и Советское прав-во обратилось ко всем воюющим державам с предл-м о заключении мира без аннексии и контрибуции, кот. было отвергнуто Антантой и США. В этих условиях Советское гос-во вынуждено было заключить тяжелый для себя Брестский мир 1918 . По усл. Брестского мира от России отторгалась территория общей площадью 780 тыс. км 2 с населением 56 млн. человек (почти 1/3 населения империи). Это Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, часть Белоруссии, Украина, некот. районы Закавказья.

1917 г. Февральская революция не привела к выходу России из войны, Временное правительство объявило о верности союзническому долгу. Две военные операции (июнь - в Галиции, июль - в Белоруссии) закончились провалом. Немецкие войска захватили г. Ригу и Моонзуадский архипелаг на Балтике. Русская армия к этому времени оказалась полностью деморализованной. Вся страна требовала немедленного прекращения войны. Советская Россия вышла из первой мировой войны, заключив в марте 1918 г. Брестский мирный договор с Германией и ее союзниками.

Боевые действия на Западном фронте закончились после Компьенского перемирия в ноябре 1918 г. Германия и ее союзники потерпели поражение. Окончательные итоги войны были подведены Версальским мирным договором 1918г. В его подписании Советская Россия участия не принимала.

На Зап. фронте, где с мая 1918 начали действ. амер. войска, военные действия завершились полным поражением Германии и её союзников. 11 ноября Германия капитулировала. Окончательные условия мирных договоров с Германией и её союзниками были выработаны на Парижской мирной конференции 1919-1920 (Сов. Россия не была приглашена).












В своем романтическом порыве архитекторы модерна часто обращались за вдохновением и формами к своему национальному прошлому, черпая оттуда не столько конкретные архитектурные формы и детали, как это было в историзме, а, пытаясь воспроизвести дух народной или древней архитектуры, создавая яркие архитектурные образы. Характерными примерами подобного подхода могут служить здание Третьяковской галереи, построенной по проекту художника В. Васнецова, и доходный дом Перцова, построенный по проекту художника С. Малютина.






Ставя перед собой задачу эстетической гармонизации общества, архитекторы в своих поисках коснулись, конечно, не только индивидуального строительства, но и строительства промышленных зданий (Типография Левинсона Ф. Шехтеля в Москве), железнодорожных вокзалов, общественных и коммерческих учреждений, культовых зданий.





Памятники стиля модерн все достаточно легко узнаваемы. Его внешние стилистические признаки столь характерны, что даже непрофессионал их без труда распознает. Это, в первую очередь, живая, динамичная масса, свободное, подвижное пространство и удивительный причудливый, прихотливый орнамент, основной темой которого становится линия.





Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх