На какой скрипке играет спиваков. Личная жизнь виктории постниковой

К моменту завершения обучения в Московской консерватории в 1967 году в классе профессора Ю. Янкелевича Владимир Спиваков уже стал многообещающим солистом-скрипачом, мастерство которого было отмечено рядом премий и почетных званий на международных конкурсах.

В тринадцать лет Владимир Спиваков получил первую премию на конкурсе «Белые ночи» в Ленинграде и дебютировал в качестве солиста-скрипача на сцене Большого зала Ленинградской консерватории. Затем талант скрипача был удостоен наград престижных международных конкурсов: имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1965 г.), имени Паганини в Генуе (1967 г.), конкурса в Монреале (1969 г., первая премия) и конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (1970 г., вторая премия).

В 1975 году, после триумфальных сольных выступлений Владимира Спивакова в США, начинается его блестящая международная карьера. Маэстро Спиваков неоднократно выступает в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина, Вены, Лондона и Нью-Йорка, оркестр «Концертгебау», симфонические оркестры Парижа, Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда под управлением выдающихся дирижеров современности: Е. Мравинского, Е. Светланова, Ю. Темирканова, М. Ростроповича, Л. Бернстайна, С. Озавы, Л. Маазеля, К. М. Джулини, Р. Мути, К. Аббадо и других.

Критики ведущих музыкальных держав мира причисляют к особенностям исполнительской манеры Спивакова глубокое проникновение в авторский замысел, богатство, красоту и объем звука, тонкую нюансировку, эмоциональное воздействие на аудиторию, яркий артистизм, интеллигентность. Сам Владимир Спиваков считает, что если слушатели находят в его игре перечисленные выше достоинства, то это, прежде всего, благодаря школе его знаменитого педагога, профессора Юрия Янкелевича, и творческому влиянию его второго учителя и кумира, величайшего скрипача ХХ века Давида Ойстраха.

До 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем. С 1997 года маэстро играет на инструменте работы Антонио Страдивари, переданным ему в пожизненное пользование меценатами - поклонниками его таланта.

В 1979 году Владимир Спиваков с группой музыкантов-единомышленников создает камерный оркестр « » и становится его бессменным художественным руководителем, главным дирижером и солистом. Рождению коллектива предшествовала серьезная и многолетняя подготовительная работа и обучение дирижерскому мастерству у прославленного профессора Израиля Гусмана в России и великих дирижеров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США. Бернстайн по завершении обучения подарил Спивакову свою дирижерскую палочку, тем самым символически благословив его как начинающего, но многообещающего дирижера. С этим подарком маэстро Спиваков не расстается по сей день.

Вскоре после своего создания камерный оркестр «Виртуозы Москвы», во многом благодаря выдающейся роли Владимира Спивакова, получает широкое признание специалистов и общественности и становится одним из лучших камерных оркестров мира. «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова гастролируют практически во всех крупных городах бывшего СССР; неоднократно выезжают в турне по Европе, США и Японии; принимают участие в самых известных международных музыкальных фестивалях, среди которых Зальцбургский, Эдинбургский, фестиваль «Флорентийский музыкальный май», фестивали в Нью-Йорке, Токио и Кольмаре.

Параллельно с сольной исполнительской деятельностью успешно развивается и карьера Спивакова - дирижера симфонического оркестра. Он выступает в крупнейших концертных залах мира с ведущими оркестрами, среди которых Лондонский, Чикагский, Филадельфийский, Кливлендский, Будапештский симфонические; оркестры театра «Ла Скала» и академии «Санта-Чечилия», оркестры Кельнской филармонии и Французского радио, лучшие российские оркестры.

Обширная дискография Владимира Спивакова как солиста и дирижера включает в себя свыше 40 компакт-дисков с записями музыкальных произведений различных стилей и эпох: от музыки европейского барокко до произведений композиторов ХХ века - Прокофьева, Шостаковича, Пендерецкого, Шнитке, Пярта, Канчели, Щедрина и Губайдулиной. Большинство записей осуществлены музыкантом на звукозаписывающей компании BMG Classics.

В 1989 году Владимир Спиваков создает Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), бессменным музыкальным руководителем которого он является до настоящего времени. За прошедшие годы на фестивале выступали многие выдающиеся музыкальные коллективы, в том числе, лучшие российские оркестры и хоры; а также такие выдающиеся артисты, как Мстислав Ростропович, Иегуди Менухин, Евгений Светланов, Кшиштоф Пендерецкий, Жозе ван Дам, Роберт Холл, Кристиан Циммерман, Мишель Плассон, Евгений Кисин, Вадим Репин, Николай Луганский, Владимир Крайнев…

С 1989 года Владимир Спиваков - член жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале) и Президент конкурса скрипачей имени Сарасате в Испании. С 1994 года Владимир Спиваков принимает эстафету от Н. Мильштейна по проведению ежегодных мастер-классов в Цюрихе. С момента создания Благотворительного фонда и Независимой премии «Триумф» Владимир Спиваков является постоянным членом жюри, присуждающего награды этого фонда. Последние годы маэстро Спиваков ежегодно принимает участие в работе Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария) в качестве посла ЮНЕСКО.

Много лет Владимир Спиваков целенаправленно занимается активной общественной и благотворительной деятельностью. Вместе с оркестром «Виртуозы Москвы» он дает концерты в Армении сразу же после страшного землетрясения 1988 года; выступает на Украине через три дня после Чернобыльской катастрофы; им проведены многочисленные концерты для бывших узников сталинских лагерей, сотни благотворительных концертов по всему бывшему Советскому Союзу.

В 1994 году создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на выполнение как гуманитарных, так и творческо-воспитательных задач: улучшение положения детей-сирот и помощь больным детям, создание условий для творческого развития юных талантов - приобретение музыкальных инструментов, выделение стипендий и грантов, участие наиболее талантливых музыкантов детского и юношеского возраста в концертах оркестра «Виртуозы Москвы», организация международных художественных выставок с участием работ юных художников и многое другое. За годы существования Фондом была оказана конкретная и действенная помощь сотням детей и юных дарований на сумму в несколько сотен тысяч долларов.

Владимир Спиваков удостоен звания Народный артист СССР (1990 г.), награжден Государственной премией СССР (1989 г.) и орденом Дружбы народов (1993 г.). В 1994 году в связи с пятидесятилетием музыканта Российский центр космических исследований назвал одну из малых планет его именем - «Спиваков». В 1996 году артист был награжден орденом «За заслуги» III степени (Украина). В 1999 году за вклад в развитие мировой музыкальной культуры Владимир Спиваков награжден высшими государственными наградами целого ряда стран: орденом Офицера искусств и изящной словесности (Франция), орденом святого Месропа Маштоца (Армения), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (Россия). В 2000 году музыкант удостоен ордена Почетного легиона (Франция). В мае 2002 года Владимиру Спивакову было присвоено звание Почетного доктора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

С сентября 1999 года наряду с руководством Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков становится художественным руководителем и главным дирижером Российского национального оркестра, а в январе 2003 года - Национального филармонического оркестра России .

С апреля 2003 года Владимир Спиваков является Президентом

Владимир Спиваков – это человек, сумевший стать настоящей легендой в своей профессии. Талантливый скрипач, виртуозный дирижер, основатель популярного оркестра – но только ли это известно о нашем сегодняшнем герое? Конечно, нет. Ведь интересные страницы можно отыскать в биографии практически любого человека. И Владимир Спиваков является прекрасным подтверждением истинности этих слов.

Детство и семья Владимира Спивакова

Будущий известный музыкант появился на свет в городке Черниковске (ныне пригород Уфы) 12 сентября 1944 года. По своему происхождению Владимир Теодорович относится к еврейской национальности, однако в Израиле музыкант бывает достаточно редко. Раскрывая тему семьи дирижера, отметим, что с музыкой тесным образом была связана только лишь мать нашего сегодняшнего героя. До войны женщина жила и выступала в Ленинграде, появляясь на сцене преимущественно в качестве пианистки. Что касается отца Владимира Спивакова, то он всю свою жизнь работал инженером.

После окончания военных действий в СССР семья Спиваковых переехала назад в город над Невой. В Ленинграде будущий дирижер начал посещать специальную музыкальную школу, действующую при Ленинградской консерватории. Именно здесь Владимир начал впервые проявлять свои неординарные творческие способности. Уже в тринадцать лет он стал лауреатом премии «Белые ночи», а некоторое время спустя дебютировал в качестве скрипача на легендарной сцене Ленинградской консерватории.

После окончания музыкальной школы наш сегодняшний герой переехал в Москву, где впоследствии в течение нескольких лет оттачивал свое врожденное мастерство в Московской консерватории. Стоит отметить, что и здесь Владимир Спиваков четко выделялся из числа других студентов. Еще в студенческие годы он стал победителем международных конкурсов в Париже и Генуе. После этого некоторое время специальные уроки для молодого скрипача давал выдающийся музыкант Давид Ойстрах. Во многом именно благодаря ему уже в 1969-м году Спиваков получил премию фестиваля имени Чайковского, а также стал лауреатом конкурса музыкантов в канадском Монреале.

Карьера скрипача Владимира Спивакова

В 1975-м году Владимир Спиваков начал впервые профессионально выступать на сцене в качестве солиста-скрипача. Дебютным для нашего сегодняшнего героя в этом плане стало выступление в нью-йоркском Линкольн-центре. После этого было долгое турне по городам Америки, после которого молодой музыкант получил множество восторженных отзывов, а также стал настоящей звездой классической сцены. Его начали приглашать лучшие оркестры мира. И подобным шансом скрипач воспользовался сполна.

Владимир Спиваков и Виртуозы Москвы

В разные годы он появлялся на сцене вместе с оркестрами Санкт-Петербурга, Москвы, Берлина, Вены, Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Чикаго, Филадельфии и многих других городов. В качестве скрипача наш сегодняшний герой стал очень популярен. Однако в какой-то момент Владимир Спиваков почувствовал, что способен на большее. Сократив интенсивность выступлений, Владимир Теодорович начал учиться дирижерскому искусству и уже скоро предстал перед восторженными зрителями в принципиально новом амплуа.

Карьера дирижера Владимира Спивакова

Как признается сам музыкант, его профессиональному становлению в новом качестве помог опыт работы с такими известными дирижерами как Е. Светланов, М. Ростропович, Р. Мути, Е. Мравинский, К. М. Джулини, К. Аббадо и др.

В 1979-м году наш сегодняшний герой собрал вокруг себя группу единомышленников, вместе с которой впоследствии начал гастролировать по городам Европы и Америки. Коллектив получил название «Виртуозы Москвы». Стоит отметить, что и по сей день Владимир Спиваков работает с ним в качестве дирижера, художественного руководителя и солиста.

Владимир Спиваков и Виртуозы-Брамс-Венг.танец

С первых выступлений оркестра нашему сегодняшнему герою сопутствовал успех, который не оставляет его уже более тридцати лет. Сегодня Спиваков и «Виртуозы Москвы» часто дают концерты в самых разных городах планеты, а также участвуют в различных международных фестивалях. Среди наиболее известных выступлений концерты в Зальцбурге, Эдинбурге, Нью-Йорке, Флоренции и многих других регионах Земли.

Стоит отметить, что в качестве дирижера наш сегодняшний герой выступает также и с другими коллективами. В разные годы он появлялся на сцене с Чикагским, Кливлендским, Лондонским, Филадельфийским и Будапештским оркестрами. Кроме того, талантливый музыкант выступал также с оркестром театра «Ла Скала», музыкальными труппами Французского радио и Кёльнской филармонии. В течение четырех лет наш сегодняшний герой также являлся руководителем Российского национального оркестра.

В январе 2003-го года Владимир Спиваков возглавил хорошо известный ныне Национальный филармонический оркестр России, который когда-то сам же и создал.

Владимир Спиваков в настоящее время

На данный момент впечатляющая дискография Владимира Спивакова включает в себя более сорока музыкальных произведений. Спектр его музыкальных стилей варьируется от мелодий европейского барокко до классических авторских партий Канчели, Прокофьева, Пярта, Шнитке, Шостаковича и многих других композиторов. Выступления Владимира Спивакова нередко проводятся на благотворительной основе.


За свой выдающийся вклад в музыкальное искусство наш сегодняшний герой был удостоен многочисленных наград. Так, в частности, в его личной коллекции есть звание Народного артиста СССР, орден «За заслуги» III степени (Украина и Россия), орден Дружбы народов, звание кавалера ордена Почетного легиона, а также многие другие регалии.

В настоящее время Владимир Спиваков все также гастролирует по свету. На момент написания данной статьи дирижер вместе со своим оркестром находился на гастролях в странах СНГ (Беларусь и Украина).

Личная жизнь Владимира Спивакова

Вот уже двадцать восемь лет музыкант женат на телеведущей Сати Саакянц (ныне – Спивакова). У Владимира и Сати есть три дочери Екатерина, Татьяна и Анна. Кроме того, у нашего сегодняшнего героя есть также старший сын Александр, родившийся во время брака музыканта с пианисткой Викторией Постниковой.

Выдающийся музыкант, скрипач и дирижёр удостоен премии «Герой нашего времени» в номинации «Музыкант десятилетия».

Достаточно произнести эти имя и фамилию, как в сознании каждого русского человека возникает образ обаятельного седовласого мужчины за дирижёрским пультом. Кажется, музыка льется из-под его рук, а дирижерская палочка, наподобие волшебной, превращает ноты в прекрасные звуки… Владимир Спиваков - гениальный скрипач, талантливейший дирижер, основатель Международного благотворительного фонда и просто сногсшибательный мужчина и светский лев.

Жизнь - в музыке

Кажется, слава и признание сопутствовали ему с самого детства. Уже в 13 лет (в 1957 году) Владимир Спиваков, учащийся музыкальной школы при Ленинградской консерватории по классу скрипки, получает I премию на конкурсе «Белые ночи». Окончив ЦМШ в 1959 году, юноша продолжает учебу в консерватории. И далее награды следуют одна за другой: 1965 год - I премия Международного конкурса имени Маргариты Лонг и Жака Тибо (Париж), 1967 - премия в конкурсе имени Паганини (Генуя), 1969 - I премия на Международном конкурсе в Монреале (Канада), 1970 - II премия на Международном конкурсе имени Чайковского (Москва).
С 1972 года Спиваков ведет спецкласс в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, в 1979-м становится доцентом, затем профессором. Спивакова-скрипача одаривают приглашениями о сотрудничестве. Он совершает триумфальные гастроли по США: как скрипач выступает в Питтсбурге, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других городах мира. Тогда же знаменитый к тому времени скрипач впервые публично встаёт за дирижёрский пульт. И вскоре основывает коллектив «Виртуозы Москвы», ставший впоследствии известным на весь мир.
Наиболее урожайным в отношении официальных наград и предложений стал 1999-й - год 55-летия Спивакова. Указом Президента России Ельцина он был удостоен одной из самых высоких наград - ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени. Правительство Франции возвело его в ранг «Офицера искусств и изящ-ной словесности», а президент Армении лично вручил орден Святого Месропа Маштоца.
В том же 1999-м наступил важнейший поворот в творческой судьбе музыканта: он стал постоянным дирижёром не только камерного оркестра, но и симфонического. Руководитель «Виртуозов» принял предложение стать главным дирижером Российского национального оркестра (РНО), независимого негосударственного коллектива. Но в 2002 году контракт с ним руководство оркестра не продлило, и Спиваков был вынужден покинуть этот пост. Правда, вскоре ему была предоставлена исключительная творческая возможность: собрать свой симфонический оркестр и возглавить его. Новому коллективу было дано название - Национальный филармонический оркестр России (НФОР) с государственным финансированием. В начале 2003 года Спиваков лично провел отборочный конкурс, и 27 сентября НФОР дал свой первый концерт. А несколькими месяцами ранее Владимиру Теодоровичу предложили еще один пост - он стал президентом Московского международного дома музыки (ММДМ).

Вот уже 13 лет существует Международный благотворительный фонд его имени. За это время 4000 детей получили помощь, организовано 2000 концертов в городах России и за рубежом, проведено более 300 художественных выставок, 800 человек являются стипендиатами фонда, более 1000 человек участвуют в программах МБФ, 350 из них - лауреаты международных конкурсов и фестивалей, подарено 212 музыкальных инструментов, выделены средства на обследование 150 человек. «Жизнь каждого человека в каком-то смысле - это жертва, - говорит Владимир Спиваков. - Я вообще думал, что существует какая-то большая высшая истина. Раньше она существовала, а потом упала на нашу грешную землю и разбилась на мелкие кусочки. И вот каждый человек несёт свой крест и идёт в поисках своего маленького кусочка истины. Это - жертвенность. Я считаю себя счастливым человеком. Потому что у меня есть музыка. Это мир, в который я могу уйти в любой момент от любых жизненных невзгод».

Первое и любимое дитя

«Виртуозы Москвы» - первое и любимое детище Владимира Спивакова. 15 июня 1982 года оркестр приобрел официальный статус и стал Государственным камерным оркестром.
Отличительными качествами профессионально нового камерного оркестра были необычайная слитность ансамбля и неотразимая выразительность. «Замечательный ансамбль солистов, которые понимают друг друга с одного вздоха, а играют как один голос», - писали о нём в «Нью-Йорк пост». Пресса восторженно приняла интерпретацию «спиваковцами» великих музыкальных классиков. В Австрии, на родине Моцарта, после концертов оркестра говорили: «В мгновенье ока первоклассный московский ансамбль показал нам, как раскованно и без проблем, а следовательно, и предельно убедительно можно исполнять Моцарта. Каждая фраза произносится с наслаждением, каждый звук - ощутимое удовольствие и для музыкантов, и для слушателей. Здесь нет никаких «проходных» или пустых фраз, и это напряжение, эту естественность дыхания вы ощущаете так, словно она исходит от вас самих».
Оркестр «Виртуозы Москвы» совершенно уникален по уровню музыкантов, которые в нем работают. Обычно в мире музыкального бизнеса происходит жесткое разделение на «солистов» и «оркестрантов». «Солисты» практически никогда не работают в оркестрах, а «оркестранты» редко имеют серьёзную сольную карьеру. В «Виртуозах» же все без исключения оркестранты - лауреаты престижных международных конкурсов, включая международный конкурс имени Чайковского, за которыми числятся и серьёзные сольные контракты и гастроли.

Скрипка Страдивари

Первым инструментом будущего музыканта стала виолончель. Но поскольку он был небольшого роста и худенький, то попросил инструмент полегче. С тех пор скрипка для Владимира Спивакова - его безраздельная хозяйка. У маэстро совершенно удивительное отношение к своему рабочему инструменту. «Володя считает, что если в его отсутствие кто-то прикоснётся к его скрипке, в ней нарушится молекулярный состав», - говорит жена музыканта Сати Спивакова. Перед тем как отправиться дирижировать скрипкой, он обнимается с ней. Прижимается к ней щекой. Наигрывает что-то. И отправляется на сцену. «Скрипка - особое существо. Иногда друг, иногда сестра, иногда - непрощающий человек, иногда некто, кто говорит мне: «Ты бездельник, возьми меня в руки, вспомни то, с чего ты начинал». Но для того чтобы она прощала, поддавалась, отдавалась и была проводником твоих чувств и мыслей к сердцам слушателей, ей нужно служить - каждодневно, ежечасно», - откровенничает маэстро.
Мечта любого музыканта - скрипка Страдивари. Мечтал о такой и Владимир Теодорович. Но он считал, что у него никогда не будет денег, чтобы купить её. Ему, правда, предлагали играть на скрипке из Государственной коллекции, но Спиваков отказался: скрипка должна жить с музыкантом, принадлежать ему.
Однажды знакомый семьи Спиваковых, скрипичный торговец Эдуард, привез и показал артисту три инструмента. Спиваков поиграл на них: два были хороши, но одна скрипка звучала просто феноменально. Во время её экспертизы руки парижского скрипичного мастера Этьена Ватло, который угадывает автора, дату, место создания инструмента по его фрагменту, затряслись. «Это Страд, 1712-й или 1713-й год. Дайте сюда. В это время Страдивари сделал две скрипки, одну из которых я держал в руках. Видимо, это вторая». Спиваков сказал, что ему негде взять два с половиной миллиона долларов. Эти деньги нашли жена Сати и импресарио Мишель Глотц. Деньги дали меценаты - любители музыки, друзья семьи. В течение нескольких месяцев были собраны все необходимые документы. Адвокаты оформили так называемое society - общество, в которое входят семьи меценатов. По условиям контракта они имеют равные доли. Скрипка Страдивари передана Спивакову в пожизненное пользование.
А еще у маэстро особая дирижёрская палочка - её подарил Спивакову Леонард Бернстайн, великий американский композитор, пианист и дирижёр. Это произошло после их совместного выступления в Зальцбурге на юбилее Моцарта в 1984 году. Бернстайн вручил тогда еще молодому музыканту свою дирижерскую палочку со словами: «Придёт время, когда ты будешь дирижировать так же, как играешь на скрипке». И Владимир Спиваков выполнил наказ мастера. «Он с поразительной уверенностью владеет дирижёрской палочкой так же, как и смычком», - писала как-то европейская пресса после одного из его концертов.

Спиваков всю жизнь мечтал играть на скрипке Страдивари. И не просто играть. Он считает, что инструмент должен принадлежать музыканту.

«Увеличил бы численность вдвое»

У Владимира Спивакова две квартиры - в Москве и в Париже. Но домом он считает ту, где в настоящее время находится его семья. А семья Владимира Теодоровича - это его жена Сати, драматическая актриса, выпускница ГИТИСа, автор и ведущая программ на телевидении, и дочери - Екатерина, Татьяна, Анна. Имена своим дочерям музыкант давал сам. Это его любимые русские имена.
С Сати Саакянц Владимир Спиваков познакомился, когда она вместе с отцом, известным скрипачом, руководителем камерного оркестра, пришла к нему на концерт. Зарэ Саакянц как-то приехал в Москву и пригласил дочь на выступление «Виртуозов». С тех пор они вместе. Сати - прекрасная мать и хозяйка. Она понимает: Спивакову нужен именно такой дом, где всё всегда в полном порядке.
Катя говорит на нескольких языках, пишет стихи, песни для джазовой группы. Она профессионально играет на фортепьяно, даже получила первую премию на конкурсе Radio France, но затем решила не заниматься серьёзно классической музыкой. Татьяна рисует, играет на флейте, занимается театром. Младшая Аня, по словам отца, «необыкновенно тёплое и ласковое существо». Он хранит дорогое для него воспоминание о том, как, только начав ходить, она отправилась с ним на первую прогулку и вложила ему в руку свою детскую ручку. Именно тогда Спивакову в связи с его Благотворительным фондом пришла мысль о том, что с доверием, теплом и добротой нужно относиться ко всем детям.
«Дети должны иметь возможность испытывать к кому-то полнейшее доверие. Я сам доверчивый человек и понял, что доверие — потрясающая вещь в отношениях с детьми. Когда они чувствуют доверие, совесть не дает им обманывать. И себя они тогда начинают уважать больше. А человек должен себя уважать».
А еще у музыканта есть сын от брака с Викторией Постниковой - Александр. Правда, фамилия у него другая - Рождественский. Дело в том, что Постникова, после развода с Владимиром Спиваковым, вышла замуж за дирижёра Геннадия Рождественского. Он усыновил Александра и дал ему свою фамилию. Сейчас Александр Рождественский - известный скрипач.
В семье Спиваковых живёт племянница Владимира Теодоровича - Саша, дочь его безвременно ушедшей из жизни сестры. Однажды маэстро спросили: «Если бы вы могли изменить что-нибудь одно в семье, что бы вы изменили?» И он ответил: «Увеличил бы её численность как минимум вдвое».

Владимир ПОТАПОВ,
декан музыкального факультета Красноярской академии музыки и театра:


- Владимир Теодорович Спиваков - музыкант экстра-класса. Особенно мне очень близко его исполнение Вивальди. Это не поддается никакому дополнительному разъяснению. Вообще музыка - это, наверно, язык души. Она вызывает определенные эмоции и дает сверхположительные эмоции. Например, я, когда работаю, всегда включаю какую-то музыку. Бывает, слушаю Глинку или Чайковского. Но больше всего мне по душе Вивальди и Штраус в исполнении именно Владимира Спивакова. Конечно, каждый музыкант - фигура самобытная. Спивакова ни с кем нельзя сравнить, так же как и Мстислава Ростроповича. Да и вообще сравнивать актёров, художников, музыкантов невозможно. Один в одном непревзойденный, другой - в другом. Это только в армии можно сравнивать - по росту. Мне дважды удалось побывать на концертах Святослава Рихтера, когда он выступал в Красноярске. Я переписывался со своим сослуживцем по армии, так вот он был знаком с Рихтером. Тот даже присылал ему пластинки в армию. После, когда расставались с этим товарищем, то семь пластинок он отдал мне. Так что сейчас у меня есть пластинки с автографом самого Рихтера.

Татьяна СУЕТОВА,
директор бизнес-школы «ЛИНК»:


- Для меня Владимир Спиваков - это синоним элитарности в музыкальной культуре и искусстве в целом. Знаковая фигура, известный и почитаемый во всем мире талантливейший музыкант с особой, присущей только ему манерой исполнения. Его обожают и боготворят, а концерты расписаны на несколько лет вперёд по всему миру. В честь его юбилея даже одна из планет получила название «Спиваков». Я знаю, что он широко занимается благотворительностью, например, уже много лет возглавляет Международный благотворительный фонд своего имени. Постоянно проводит различные фестивали, организует художественные выставки, поддерживая таланты. Помогать сиротам и больным детям, развивать юные дарования - дело благородное. И такие люди всегда вызывают у меня уважение и восхищение! Я была бы рада, если бы мне представилась возможность пообщаться с Владимиром Теодоровичем лично. Общение с такими людьми делает нас духовно богаче.

Ирина ИВАНОВА,
актриса драматического театра имени Пушкина:


- К сожалению, ни разу не была на концерте Владимира Спивакова. А очень хотелось бы! Я считаю, что это просто потрясающий музыкант. Это значимая фигура среди исполнителей. Таких у нас мало. Владимир Теодорович - прекрасный музыкант, очень хороший дирижёр, а также замечательный мужчина. Обстановка в его семье мне очень нравится, члены его семьи внутренне хорошие люди. Как и всякий хороший артист, Спиваков, безусловно, создал какой-то свой сценический образ, но какой именно, я не могу сказать, потому что я его видела только по телевизору. Что касается того, известно ли его имя молодёжи, не знаю, может быть, кто и знает, но ведь не секрет, что сейчас далеко не каждому подростку известно, когда началась Великая Отечественная война. Этим, пожалуй, все сказано.

Михаил АНУФРИЕВ,
директор по подготовке производства ООО «Стройтехника»:


- Владимир Спиваков действительно виртуоз Москвы. И не только Москвы, но и всей России и даже мира. Я в музыке плохо разбираюсь, но всегда приятно и очень здорово его послушать. В этом музыканте, на мой взгляд, есть искра Божия внутри. У него есть творческий подход к каждому музыкальному произведению, он в них словно душу вкладывает, и мелодия звучит совсем по-другому. На концертах Спивакова и его «Виртуозов Москвы» я не был, но с большим удовольствием слушаю по телевизору.

Художественный руководитель Национального филармонического оркестра России

Художественный руководитель Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы»

Президент Международного Благотворительного Фонда

Выдающийся скрипач и дирижер Владимир Спиваков ярко реализовал свой многогранный талант в музыкальном искусстве и многих сферах общественной жизни. Как скрипач Владимир Спиваков прошел блестящую школу у знаменитого педагога, профессора Московской консерватории Юрия Янкелевича. Не меньшее влияние оказал на него выдающийся скрипач ХХ века Давид Ойстрах.

В 1960–1970-е годы Владимир Спиваков стал лауреатом престижных международных конкурсов имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, имени Н. Паганини в Генуе, конкурса в Монреале и конкурса имени П.И. Чайковского в Москве. В 1979 году с группой музыкантов-единомышленников создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и стал его бессменным художественным руководителем, дирижером и солистом. Дирижерскому мастерству Спиваков обучался у профессора Израиля Гусмана в России, брал уроки у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля в США. Бернстайн в знак дружбы и веры в будущее Спивакова-дирижера подарил ему свою дирижерскую палочку, с которой маэстро не расстается по сей день.

В 1989 году Владимир Спиваков возглавил Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), художественным руководителем которого он является до настоящего времени. С 2001 года в Москве раз в два года проводится фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» с участием корифеев мирового исполнительского искусства и восходящих звезд; с 2010 года фестиваль проходит также в других городах России и СНГ. Неоднократно музыкант принимал участие в жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале, Монте-Карло, Памплоне, Москве), в 2016 году организовал Международный конкурс скрипачей в Уфе.

Много лет Владимир Спиваков занимается общественной и благотворительной деятельностью. В 1994 году создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на поиск и всемерную поддержку юных талантов. В 2010 году за создание фонда Владимиру Спивакову присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры.

Современные композиторы неоднократно посвящали музыканту свои произведения, в их числе А. Шнитке, Р. Щедрин, А. Пярт, И. Шварц, В. Артёмов.

В 2003 году Владимир Спиваков стал художественным руководителем и главным дирижером созданного им Национального филармонического оркестра России и президентом Московского международного Дома музыки. С 2011 года Владимир Спиваков – член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

Обширная дискография музыканта включает более 50 CD; большинство записей выпущено фирмами BMG Classics, RCA Red Seal и Capriccio. Многие записи были удостоены престижных премий, в том числе Diapason D’Or («Золотой камертон»). В 2014 году маэстро начал выпускать записи с НФОР под собственным лейблом Spivakov Sound.

Владимир Спиваков – народный артист СССР, России, Армении, Украины, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарии, Республики Башкортостан. Маэстро удостоен Государственной премии СССР, ордена Дружбы народов, ордена «За заслуги перед Отечеством» III, II и IV степени, высших орденов Киргизии, Украины, Армении, Италии, Франции (в том числе ордена Почетного Легиона), а также многих других почетных наград и званий. В 2006 году Владимир Спиваков за «выдающийся вклад в мировое искусство, деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» был признан Артистом мира ЮНЕСКО, в 2009 году награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО.

В 2012 году Владимиру Спивакову была присуждена Государственная премия России «за выдающиеся заслуги в области гуманитарной деятельности» (премии были удостоены в разные годы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Александр Солженицын, Валентина Терешкова, король Испании Хуан Карлос I и президент Франции Жак Ширак).

Родился 12 сентября 1944 года в местечке Черниковск Башкирской АССР, в текущий момент вошедшем в состав города Уфы. Мать – Екатерина Осиповна Вайнтрауб, пианистка, окончила Ленинградскую консерваторию и всю существование концертировала. Отец, Теодор Владимирович Спиваков, по специальности инженер-технолог, ушел добровольцем на фронт и был тяжко ранен. От родителей – отца-фронтовика и матери-блокадницы – Спиваков с детства воспринял дух жертвования и помощи страждущим. Супруга – Спивакова Сати (урожд. Саакянц Сатеник), драматическая актриса, выпускница ГИТИСа, автор и ведущая программ на телевидении. Сын от брака с Викторией Постниковой – Рождественский Александр. Дочери: Екатерина, Татьяна, Анна.

После окончания войны семейство переехала в Ленинград. Первыми музыкальными впечатлениями мальчика была развлекуха матери на фортепиано. С шести лет Володя начал обучаться на скрипке у Б.Э.Крюгера. Поступил поначалу в районную музыкальную школу, после этого, в 1955 году, – в среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Крепкую подготовку ему дали Л.М.Сигал и В.И.Шер. Вольнослушателем Спиваков посещал кроме того школу живописи при Ленинградской академии художеств. В целях самозащиты начал заниматься боксом, получив в дальнейшем 2-й разряд.

В 1957 году 13-летний скрипач впервой принял участие в конкурсе, на ленинградском фестивале «Белые ночи», где получил первую премию. Далее, ещё учась в музыкальной школе при консерватории, Спиваков выступил на Всероссийском конкурсе юных исполнителей. Его способности были замечены, и ему предложили перевестись для продолжения учебы в Москву. Не закончив школы при Ленинградской консерватории, в 1961 году Спиваков зачисляется как скрипач в Центральную среднюю специальную музыкальную школу при Московской консерватории, в класс Ю.И.Янкелевича (до 1963). В 1962 присутствует в Ленинграде на памятной встрече с 80-летним И.Стравинским, во время его приезда в СССР. Живя в Москве в интернате, организует для младших школьников экскурсии в Третьяковскую галерею с собственными пояснениями. Сам продолжает заниматься жи-вописью под руководством А.В.Буторова.

В 1963 году Владимир Спиваков поступает в Москов-скую государственную консерва-торию им. П.И.Чайковского по скрипке в класс Ю.И.Янкелевича, своего прежнего педагога. Из класса этого профессора кроме Спивакова вышел весь строй известных в мире скрипачей: И.Бочкова, Т.Гринденко, Г.Жислин, П. Коган, Л.Маркиз, В.Третьяков, Н. Школьникова, Е.Алиханова и др.

Диапазон произведений, изучаемых в классе Янкелевича, простирался от старых итальянцев – Тартини, Локателли, Джеминиани, Вивальди – до импрессионизма Дебюсси и более того экспрессионизма Берга. Как вольнослушатель Спиваков посещает класс выдающегося Давида Ойстраха. Занятия живописью отнимают несть числа времени, и Янкелевичу пришлось настоять на том, чтобы Спиваков оставил живопись и совершенно избрал своей профессией музыку.

1965 год. Студент 3-го курса Владимир Спиваков выступает на первом зарубежном состязании – Между-народном конкурсе скрипачей и пианистов имени М.Лонг и Ж. Тпотому что в Париже и занимает третье местоположение, получив звание лауреата. В условиях тогдашнего «железного занавеса» это был величавый период в жизни советского музыканта. Спиваков получает позволение на поездку в Венгрию, с делегацией ЦК ВЛКСМ.

В 1967-м его направляют на труднейший зарубежный конкурс скрипачей – имени Н. Паганини в Генуе – там он, студент 5-го курса, получает вторую премию.

В 1968 году Спиваков как скрипач оканчивает Московскую консерваторию. Далее два года, с 1 сентября 1968 по

1 сентября 1970 года, проходит ассистентуру-стажировку при Московской консерватории, неизменно у того же Янкелевича. В 1969-м он едет на следующий Международный конкурс – в Монреаль (Канада) и возвращается с победоносным результатом – первой премией.

К этому времени он уже немного лет женат на пианистке, ещё с большим будущим, – Виктории Постниковой, лауреатке нескольких международных конкурсов. В 1970 году Спиваков становится лауреатом труднейшего в мире музыкального конкурса – имени П.И.Чайковского в Москве (вторая премия и серебряная медаль). Получает премию и его благоверная. За три месяца до конкурса у них рождается отпрыск Александр, в дальнейшем определившийся по специальности отца – скрипке. Постникова выходит замуж вторично, за дирижера

Г. Рождественского, тот, что усыновляет Александра и дает ему свою фамилию – Рож-дественский.

По окончании ассистен-туры-стажировки Спиваков получает ориентация в Московскую филармонию. Янкелевич, побывав на концерте своего ученика, сказал ему знаменательные слова: «Ты знаешь, я почувствовал себя на концерте счастливым, оттого что я увидел: ты больше во мне не нуждаешься». Высок был авторитетный отзыв Д.Ойстраха: «Владимир Спиваков принадлежит к числу лучших молодых представителей советского исполнительского искусства, снискавших себе популярность и влюбленность посреди любителей музыки многих стран. Его игру характеризует тонкое и глубокое разумение стиля исполняемых произведений, аристократичный привкус, безупречное виртуозное мастерство, ослепительный художественный темперамент».

1975-й стал годом блестящего дебюта Спивакова в США. Его выход с камерной программой в зале Линкольн-центра в Нью-Йорке произвел таковый фурор, что более того позже первого отделения (Соната до минор Бетховена) зал встал. Но в 1977 году, как раз в знаменитом нью-йоркском концертном зале Карнеги-холл произошел политический инцидент: в скрипача была брошена банка с краской и взрывным устройством – это американская Лига защиты евреев пыталась сдернуть концерт советского музыканта. Зал аплодировал стоя, а на следующий день в американской прессе были опубликованы извинения официальных лиц США. Советские газеты писали о «стойкости и мужестве» советского артиста. В 1978-м скрипач был удостоен почетного звания – Заслуженный артист РСФСР.

Став признанным скрипачом-солистом, в 70-е годы Владимир Спиваков начал участвовать в различных камерных составах: струнном квартете, трио, дуэтах. Работой на большую перспективу стало его участие как солиста в выступлениях с Государственным камерным оркестром, основанным Р.Баршаем: он освоил в этом месте десятки произведений Моцарта, Вивальди, Корелли, Альбинони, Боккерини.

Еще одной сферой деятельности стало для Спивакова преподавание. Известный хоровой дирижер В. Минин, будучи ректором РАМ (тогда Музыкально-педагогического института) имени Гнесиных, пригласил его на работу в тот самый вуз.

С октября 1972 до мая 1990 года – Владимир Теодорович преподавал там, получив ученое звания профессора. Ученики его рассеялись по городам СССР: Мурманску, Курску, Кишиневу, Одессе, Москве и др. Некоторые стали победителями между-народных конкурсов, к примеру, К. Мак-Дермотт (США) получил диплом на конкурсе имени П.И.Чайковского, Б. Гарлицкий (Москва) – премию на конкурсе имени Н.Паганини, немного вторых премий на междуна-родных конкурсах, где не присуждались первые.

Владимир Спиваков серьезно задумывается о специаль-ности дирижера. Как многие скрипачи, он не мог не видать недостаточность скрипичного репертуара. Внутреннюю надобность такого поворота сравнивал с тем, как артист В.Шукшин стал писателем. В качестве педагога он выбирает И.Б.Гусмана и занимается у него примерно пяти лет, в Нижнем Новгороде (Горьком), и в Москве. В дальнейшем при случае берет отдельные консультации у известнейших зарубежных дирижеров – Л. Маазеля, Л. Бернстайна. Огромную профессиональную школу Владимир прошел, выступая как солист под руководством К. Аббадо, С. Озавы, Р. Шайи, Б. Хайтинка.

В 1979 году он опять делает триумфальные гастроли по США: как скрипач выступает в Питтсбурге, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Кливленде, Вашингтоне (зал Библиотеки конгресса) и Далласе. В камерных программах его сопровождает пианист Б. Бехтерев. В Кливленде Л. Маазель дарит солисту фото с надписью: «Неописуемый гений скрипки». Хорошо запомнившие Спивакова с прошлых лет публика и сми принимают его восторженно. «Виртуозность Спивакова ни в жизнь не вызывала сомнений со времени его первого концерта в Нью-Йорке в 1975 году, но такая развлекуха, как в Карнеги-холл, не может покинуть равнодушным», – писала «Нью-Йорк пост».

Поворотным пунктом в музыкальной жизни 35-летнего артиста становится его дирижерско-симфонический дебют в США со всемирно известным Чикагским симфоническим оркестром на летнем фестивале в Равинии (1979). Перед тем он давал концерты в Испании, Англии – гастроли приняли важный нрав. Американская печать писала: «Молодой совдеповский мастер В.Спиваков является представителем русской скрипичной школы. Для его игры характерны отличный звук, ничем не скованная виртуозность, величественность, элегантность, достоинство» («Нью-Йорк Таймс»). Также и в связи с чикагским дирижерским дебютом: «Спиваков заставляет Моцарта напевать и как скрипач, и как дирижер»; «Спиваков – действительный дирижер» («Чикаго Сан-таймс»). Хвалебные отзывы дала и советская пресса: «Успешные гастроли» («Труд» 2 февр. 1979), «Аплодирует Карнеги-холл», «Это потрясающий скрипач» (О. Поляковский, «Советская культура» 16 февр. и

1979 год вошел в творческую судьбу Спивакова как особенно знаменательный и вследствие того что, что аккурат тогда происходило создание его собственного коллектива, руководство которым принесло ему самую широкую вмемирную славу в течение десятков лет, – камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Наглядными образцами для Спивакова были столичный камерный оркестр Р. Баршая, итальянские «Виртуозы Рима», Пражский и Лондонский камерные оркестры (в финальный его более того пригласили руководить). Начинающий дирижер замыслил свой оркестр как состав баснословных виртуозов и отбирал только лауреатов конкурсов, учеников Янкелевича, Ойстраха, Ростроповича. Не менее важным считал и существование хороших человеческих качеств. Кроме того, оркестр составлялся только мужским, не привязанным к дому и детям. Концертмейстерами стали участники Квартета имени Бородина, Ю. Башмет.

Датой дебюта «Виртуозов Москвы» считается выступление в Нижнем Новгороде (Горьком) 20 июня 1979 года.

15 июня 1982 года оркестр приобрел официозный статус: Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР «Виртуозы Москвы».

Среди творческих установок руководителя «Виртуозов» – и серьезность, благородство камерной музыки, и ее доступность, и стремление подсоблять молодым талантам, предоставляя первоклассный аккомпанемент для их сольных выступлений. Естественно, влекла вероятность испробовать свои музыкальные силы в новом репертуаре. Диапазон музыкальных стилей охватил эпохи от ХVII до ХХ веков, страны – Европы и Америки, жанры – от церковного до развлекательного.

В сценическом поведении были отработаны определенные повадки, вносящие налет театрализации. Спецификой репертуара «Виртуозов» являлось то, что Спиваков в качестве «бисов» стал вводить нечто остроумно-развлекательное, заставляющее публику радостно оживляться (будь то Полька И. Штрауса или Прелюдия Д. Шостаковича).

Профессионально новоиспеченный камерный оркестр одним духом растет и приобретает признание. Его отличительные качества – необычайная слитность ансамбля и неотразимая выразительность. Позднее об этом писали следующим образом: «Замечательный ансамбль солистов, которые понимают дружбан друга с одного вздоха, а играют как единственный голос» («Нью-Йорк пост»).

Пресса восторженно принимает, в свое время всего, интерпретацию «спиваковцами» великих музыкальных классиков. В Австрии, на родине Моцарта, пишут: «В мгновенье ока первоклассный столичный ансамбль показал нам, как раскованно и без проблем, а значит, и предельно убедительно не возбраняется исполнять Моцарта. Каждая мысль произносится с наслаждением, любой звук – ощутимое блаженство и для музыкантов, и для слушателей. Здесь нет никаких “проходных” или пустых фраз, и это усилие, эту естественность дыхания вы ощущаете так, вроде бы она исходит от вас самих» («Ди Прессе»).

В Испании – о воплощении Баха с участием хора басков «Орфеон Доностиарра»: «Вместе с “Виртуозами Москвы” они исполнили Мессу И.С. Баха. Этот концерт явился выдающимся памятником Баху и стал незабываемым событием, сравнимым только с лучшими концертами Западно-Берлинской филармонии, возглавляемой Караяном, Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Орманди и Парижского оркестра во главе с Маазелем. Браво!» (В зеркале прессы //Музыкальная существование, 1985 № 18, с.7).

Чрезвычайная выразительность исполнения высококлассных музыкантов, остроумные «бисы», элементы театрализации создали классическому оркестру популярность, которую начали сравнивать с успехом у публики звезд эстрады. Тем самым оркестр выполнял мощную образ в культуре: приобщал к классической музыке сотни тысяч людей, до того с ней не соприкасавшихся.

«Виртуозы Москвы» поражали количеством выступлений – до 120 в год, в разных странах мира, больше всего в своей стране. Например, концертный период 1984/85. Осень: фестивали в Эдинбурге, Лондоне, Уэльсе, свой фестиваль в Ереване (12 концертов – в лучших залах, а кроме того совхозе, на погранзаставе), Детский театр в Москве, Братиславские музыкальные торжества, другие города Словакии, Ленинград – взаимные мастер-классы с БДТ под руководством Товстоногова, фестиваль в Кишиневе, 25 концертов в ФРГ и Австрии. Зима: фестиваль «Русская зима» в Москве, Дом-музей Чайковского в Клину, конец дня памяти Высоцкого в театре на Таганке, концерты в Мадриде, вновь Москва. Весна: Ростов, Донецк, «Флорентийский май», Милан, Челябинск, Одесса, заново Москва – конец дня памяти Янкелевича. Лето: Стамбульский фестиваль искусств, Алма-Ата, Ташкент, Баку, Будапешт. (Е.Баранкин. «Виртуозы Москвы»: Четыре времени года. Музыкальная бытие, 1985, № 18, с.6-7).

Важным творческим контактом стало знакомство В.Т. Спивакова со знаменитым американским композитором и дирижером Л. Бернстайном. Впервые они встретились в середине 80-х годов на выступлении в Зальцбурге в день рождения Моцарта, когда основополагающий солировал, а второй дирижировал. Бернстайн подарил тут Спивакову свою дирижерскую палочку.

Руководитель «Виртуозов Москвы», у которого «в начале было сердце», кто готов был «рыдать с плачущими», всю дорогу обладал повышенной чувствительностью к людским бедам и сразу же являлся на содействие.

Актом самопожертвования и грандиозного мужества стал выезд В. Спивакова и его оркестра в Киев сквозь немного дней затем взрыва атомного реактора в Чернобыле. Масштаб личного мужества музыканта оказывается тождественным масштабу его художественного творчества. «Виртуозы Москвы» оказались единственным составом, приехавшим на «Киевскую весну» 1986 года. «Когда мы вышли на сцену зала филармонии, – вспоминал Спиваков, – эти минуты насовсем останутся в моей памяти. В зале стояли люди и плакали. Половина из них – ликвидаторы, больные, по сути, люди. Музыканты на сцене также плакали. После концерта к нам подходили люди, многие из которых впервой в жизни слушали живьем классическую музыку, и со слезами на глазах благодарили. Вот это то, что связывает всех нас больше, чем любые речи, тосты, застолье». (И. Лапинский. «Виртуозы Москвы» в Киеве. Зал аплодировал стоя. Финансовая Украина, 17.12.1996, с.1).

К 10-летию трагедии Спиваков организовал международную благотворительную акцию «Эхо Чернобыля» (в Киеве и Днепропетровске): присоединив к своему оркестру хоровой коллектив Академии Санта-Чечилия из Рима и солистов из Германии, Польши, США, он реализовал Реквием Моцарта и «Прощальную симфонию» Гайдна.

После катастрофического землетрясения 1988 года в Спитаке для поездки в Ленинакан (через три месяца) Спиваков составил композицию Реквиема из стихов А.Ахматовой с исполнении А. Демидовой и музыки Д. Шостаковича – Камерной симфонии (переложение Квартета № 8). Участвовал Спиваков и в днях поминовения жертв спитакского землетрясения: в концертах Армянской филармонии в Ереване, далее во Франции, в парижском зале Гаво (2001).

1987 год ознаменовался 500-м концертом «Виртуозов Москвы». В 1989 году за музыкальные программы 1986–1988 годов Владимиру Спивакову присуждается Государственная премия СССР. В 1990-м – почетное звание «Народный артист СССР». В 1992 году отмечается 1000-й концерт «Виртуозов Москвы».

С упомянутой Камерной симфонией Д. Шостаковича Владимир Спиваков производил глубокое ощущение и за рубежом. Так, в 1988 году в Хиросиме позже ее звучания две с половиной тысячи джентльмен поднялись и стояли немного минут в полном молчании. На концерте в Дахау, где был именитый концлагерь, в зале более того мужчины плакали, и музыканты сидели со слезами на глазах.

К концу 1980-х годов в коллективе «Виртуозов Москвы» наступил кризис.

В стране возникли серьезные экономические проблемы, острота житейских проблем ставила под угрозу само наличие коллектива. В то же время вируозы из Москвы пользовались успехом за рубежом. В этих условиях музыканты обратились к Спивакову с просьбой нарыть схема сберечь оркестр где-нибудь за рубежом. Следуя их настояниям, дирижер обратился к королевской семье Испании, с которой был дружен, и получил согласие на переезд оркестра сообща с семьями. Осенью 1990 года 150 джентльмен прибыли на Север Испании, в район Хихона и Овьедо. Финансировал артистов Фонд принца Астурийского Филиппа, сына испанского короля: под его покро-вительством состоял хоровой коллектив, в настоящее время добавили ещё и оркестр. «Виртуозы Москвы» пробыли в этом месте до весны 1997 года.

По контракту оркестр был обязан одаривать по 10 концертов в год для Испании, а в остальном мог располагать собой по своему усмотрению. Эту вероятность глава коллектива обширно использовал.

В 1991 году он провел в Петербурге памятное претворение в жизнь своей композиции по «Мессии» Генделя с участием Астурийского хора и с чтением текстов Цвейга актером Большого драматического театра В. Стржельчиком. С супераншлагами шли концерты в Большом зале Московской консерватории, к примеру в 1994 году при исполнении «Stabat mater» Вивальди и концерта для скрипки Альбинони. В середине 90-х годов «Виртуозы Москвы» провели 13 концертов в США (глава оркестра дирижировал ещё и симфоническими оркестрами Хьюстона и Сан-Франциско).

В качестве «звезды» Вла-димира Спивакова стали все чаще звать на элитные акции в столице России.

Высоко ценя мастерство российских музыкантов, деятели Испании старались их как позволительно крепче при себе удер-жать. Поступило предложение от Барселоны, с высочайшей оплатой, но при одном условии: вместо «Виртуозов Москвы» оркестр стал бы «Виртуозами Барселоны». Спиваков наотрез отказался. Благодаря «спиваков-цам», в Астурии возник другой цивилизованный климат: появилось два новых симфонических оркестра, немного камерных, открылись музыкальные школы, был отстроен изрядный нынешний концертный зал. Новый оркестр при оперном театре в Хихоне предусмотри-тельные испанцы создали как раз в расчете на участие «Виртуо-зов». Но все это стало угрозой существования московского коллектива, в оркестре шло брожение.

Спиваков не намеревался закрепляться в Испании. По истечении первого срока контракта Спиваков нашел квартиру для себя в Париже - на культурном перекрестке Европы и не так неблизко от Овьедо. К этому времени у него уже была вторая семейство, родились дети, начавшие существовать в столице Франции. В 1984 году он женился на армянской актрисе Сатеник Саакянц, ставшей Сати Спива-ковой. Ее папа был скрипачом, учеником Янкеле-вича, она сама окончила школу по фортепиано. В 20-летнем возрасте Сати стала известной благодаря главной роли в фильме-опере «Ануш». Эпизодически выступала на сцене с чтением стихов, вела собственную программу на Центральном телевидении в Москве, выпустила биографическую книгу о Спивакове «Не вс?» (М.: Вагриус, 2003). В книге представлены выдающиеся люди, с которыми встречался музыкант: королева Испании София, С.Параджанов, Б.Окуджава, Г.Товстоногов, В.Стржельчик, А.Собчак, И.Менухин, Л.Бернстайн, М.Плисецкая, М.Ростропович, Г.Вишневская, Ю.Башмет, Е.Светланов, Т.Квастхоф, Дж.Норман и др. В 2004 году под ее редакцией вышел фотоальбом «Мимолетности» (к 60-летию Спивакова, с его текстами – М.: Музыка). В жизни она – верный товарищ и помощник своему мужу. У них трое детей – Екатерина, Татьяна и Анна (последняя родилась в Париже). После кончины сестры Спивакова Елизаветы Владимир Теодорович взял к себе ее дочка.

В отрезок времени организационных трудностей с его оркестром Спиваков совершил немного масштабных организаторских акций. В 1989 году он стал артистическим директором музыкального фестиваля в г. Кольмаре (Франция) – и быстро сделал тот самый фестиваль одним из виднейших в Европе. В 1994-м создал Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова в Москве, приобретший с течением времени общероссийское и мировое важность (дата основания – 20 мая, исполнительный управляющий – Е. Ширман). В том же 1994 году артист дал согласие на новую педагогическую работу – мастер-классы в Цюрихе (до 2005 года).

Глава «Виртуозов Москвы» ясно постиг, что полноценная существование его оркестра будет только в Москве. Он что надо видел позитивные изменения в жизни страны – свободу высказывания и волеизъявления, лучшее материальное состояние. Спиваков стал настойчиво известия переговоры о судьбе оркестра с главой администрации города Москвы Юрием Лужковым и в 1997 получил позволение на патронат коллектива со стороны мэрии Москвы со статусом – Государственный камерный оркестр.

В России он к этому времени уже установил традицию дарить с «Виртуозами» предновогодние концерты. Их ждали, на них настраивались, это вечно был ослепительный, ликующий торжество.

Именно в тот самый отрезок времени Спиваков, ставший человеком мира, в особенности сильно осозна?т ценность для него России: память о детстве, первые, самые яркие открытия молодого сознания, ментальность россий-ских музыкантов, слушатели, часто всю темное время суток стоящие за билетом на его концерт.

Владимир Спиваков не прижился на Западе. Он и больше половины состава «Вир-туозов» вернулись в Москву. Ряд отличных музыкантов, входивших в оркестр, остался за рубежом.

Спиваков начал докомплектацию «Виртуозов» на российской основе. Совершился сдвиг по спирали: перед маэстро сидели музыканты другого поколения, годившиеся ему в сыновья, но заново – полные способностей и энтузиазма.

И только с закладкой камня нового концертного комплекса на Красных Холмах у «Виртуозов Москвы» появилась надежда располагать близкое пристанище в столице.

С 1997 года «Виртуозы» стали наращивать численность выступлений и резво довели численность до 100 концертов в год. При этом Спиваков стал звать в страну знаме-нитейших певцов, которых в России ни при каких обстоятельствах не слышали. Огромный резонанс имели его выступления в 1997 году с немецким басом-баритоном Т.Квастхоффом (ещё – в Киеве).В том же году прошла российская премьера «Российских фотографий» Р.Щедри-на, посвященных «Виртуозам Москвы» и их руководителю.

Неизменный счастливый момент сопутствовал омоложенным «Виртуозам» за границей: в 2000 году они играли в престижном лондонском Барбикане, в «Старой опере» Франкфурта-на-Майне. По последнему случаю сми сообщала: «Интерес любителей музыки к концертам оркестра “Виртуозы Москвы” традиционно высок. Вечером

16 апреля в «Старой опере» благодарные слушатели семь раз вызывали “Виртуозов Москвы” на “бис”. В ключевой программе концерта прозвучали произведения Моцарта, Шостаковича, Чайковского». (16 апреля в «Старой опере» (Alte Oper) в центре Франкфурта-на-Майне состоялся концерт «Виртуозов Москвы» (РИА Ореанда 18.04.2000. Rambler-Media).

1999-й – год 55-летия Спивакова – оказался урожайным в отношении официальных наград и предложений. Указом Президента России Ельцина он был удостоен одной из самых высоких наград – ордена «За заслуги перед Отечеством»

III степени. Правительство Франции возвело его в ранг “Офицера искусств и изящной словесности”, а Президент Армении лично вручил орден Святого Месропа Маштоца.

В том же 1999-м наступил важнейший разворот в творческой судьбе Спивакова: он стал постоянным дирижером не только камерного оркестра, но и симфонического. Руководитель «Виртуозов» принял предложение М.Плетнева сделаться главным дирижером Российского национального оркестра (РНО), независимого негосударственного коллектива. К этому моменту маэстро В.Спиваков накопил громадный навык – 20-летнее руководство камерным оркестром «Виртуозы Москвы», симфоническое дирижирование в качестве приглашенного дирижера с виднейшими коллективами: Лондонский симфонический, Сан-Францисский, Лос-Анджелесский филармонический, оркестр Академии «Санта Чечилия» в Риме, оркестр миланского театра «Ла Скала», Национальный оркестр французского Радио, Национальный симфонический Венгрии и др. Однако вывод Спивакову далось непросто, он чувствовал, что нуждается в расширении своих профессиональных горизонтов.

Для Спивакова открывался дорога музыки самой сложной по мысли и самой богатой по звуковому содержанию – симфоний Бетховена, Чайковского, Малера, Шостаковича, оркестра Вагнера, Рихарда Штрауса, Равеля, Прокофьева. Налицо была и огромная ответственность: РНО имел славу одного из самых престижных оркестров мира, имелись несметные спонсоры, по большей части американские. В независимости оркестра Спиваков видел величавый символ новой, демократической России.

Работа с Российским национальным оркестром направляла мысли Спивакова к русскому репертуару, в то время как у «Виртуозов» изначально культивировалась западная классика. Он сберег самую раннюю свою установку: аккомпанировать солистам, выводя на эстраду талантливую молодая поросль. И перенес в серьезнейший оркестр свои очаровательно-легкие «бисы». Премьера Спивакова с РНО прошла в Большом зале Московской консерватории на открытии сезона в 1999 году с символической программой: «Инаугурация (освящение) Дома» Бетховена, Первый концерт Бетховена с М. Плетневым в качестве солиста (как бы передача эстафеты) и Пятая симфония Чайковского (русская классика).

Хорошо зная народную музыкальную бытие, Спиваков думал о необходимости для Москвы современного концертного комплекса, подобного Линкольн-центру в Нью-Йорке, Кеннеди-центру в Вашингтоне, центрам в Лондоне, Амстердаме, Риме. Убедив в этом главы администрации города Москвы Ю. Лужкова, он сообща с ним заложил начальный булыжник такого здания на Красных Холмах (7 сентября 2000 г.).

Испытал свои силы Спиваков и в качестве дирижера оперы. По приглашению генуэзского театра «Карло Феличе» он провел спектакль «Пуритане» В. Беллини, к 200-летию композитора (2001). Важным элементом мастерства стало умение маэстро вкалывать с исполнительницами сложнейших колоратурных партий.

В 2001 году Спиваков положил начало новой акции на родине: по образцу руководимого им фестиваля в Кольмаре он организовал Московский международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…», с периодичностью в два года (второй состоялся в 2003 г., третий – в 2005 г.).

Инициатор отечествен-ного фестиваля стремился вознести художественный порядок концертов в Москве, в России (в эти годы был очевиден кризис во всех областях) до самого высокого мирового. На фестиваль 2001 года Спиваков выдвинул и доверенный ему симфони-ческий оркестр: РНО его празднично открыл и закрыл. На открытии дирижер продемонстрировал необыч-ную трактовку Пятой симфонии Д.Шостаковича. Пригласил ярчайших оте-чественных исполнителей, в том числе Ю.Башмета, игравшего с его ансамблем «Солисты Москвы». Поставил свою литературно-музыкаль-ную композицию по «Мессии» Генделя с участием народного артиста СССР О.Табакова. Исполнил оперу «Моцарт и Сальери» Н.Рим-ского-Корсакова с участием С.Лейферкуса и Д.Корчака. Сам выступил в сольной программе (в том числе с Сонатой Ц.Франка), подтвердив свой имидж скрипача мирового класса. Открытием и потрясением для российских слушателей стало участие американской «певицы тысячелетия», негритянки Дж. Норман. Исполнение «Смерти Изольды» Р. Вагнера стало кульминацией фестиваля.

Пресса, уделявшая неизменное чуткость всем видам творческой деятельности артиста, сделала вывод, что Спиваков успевает работать больше, чем способна обычная психофизика. А сам артист сослался на фразу дирижера З.Меты: «Я отдыхаю в Adagio Восьмой симфонии Брукнера…».

Крупная немецкая предприятие звукозаписи «Capriccio» выпустила в течение 2001–2004 годов восемь компакт-дисков, представляющих Спивакова во всех его ролях: солиста с фортепиано, солиста с оркестром, дирижера оркестра. “Suddeutsche Zeitung” назвала «диском года» запись сонат Ц. Франка, М. Равеля и Р. Штрауса в исполнении В. Спивакова с С. Безродным (2001). Большая доля дисков содержит музыку ХХ века. Отдельного внимания заслуживает запись «Ночи просветления» А. Шенберга в исполнении «Виртуозов Москвы» (2004). Звуковая выразительность и слаженность исполнения достигают совершенства прежних «Виртуозов», но в музыке не Вивальди, а значительно больше трудного Шенберга.

Глубоко прочувствовал Спиваков американскую катастрофу 11 сентября 2001 года, когда два самолета, управляемые исламскими экстремистами, врезались в высотные башни нью-йоркского Всемирного торгового центра. Множество раз он выступал в Америке, у него образовалась там своя обширная публика. И в тот миг, когда разразилась беда, он в Париже репетировал с Дж. Норманн. РНО одним из первых коллективов отозвался на потрясшее весь мир событие: концерт в Большом зале консерватории из музыки американских композиторов – Гершвина и Бернстайна – получил мемориальную окраску.

Гражданской, более того политической акцией стал концерт памяти жертв этих терактов в Киеве (сентябрь 2002 г.). Присутствовали Президент Украины Л. Кучма, государственные деятели, посол США. Спиваков с РНО исполнили скорбный «Реквием» Моцарта с участием Академического хора Национальной оперы Украины и солистов из США, Франции, Южной Кореи и Канады и сюиту из «Щелкунчика» Чайковского, как добрую сказку с хорошим концом. Для американской стороны прозвучал марш Дж. Ф. Соуза «Звезды и полосы», следом чего Спиваков сыграл на скрипке «Молитву» Альбинони.

Крупной концертной акцией РНО под руководством Спивакова стало волжское турне 2002 года с девизом «Большая музыка – в сердце России»: Нижний Новгород, Казань, Тольятти, Самара, Саратов. «Праздник сердец» (слова прессы) был обоюдным для публики и артистов.

Неожиданно руководство этим оркестром для Спивакова прекратилось: с ним не продлили контракт, и он вынужден был в 2002 году досрочно оставить пост главного дирижера РНО. Тем важнее оказалась помощь Спивакову, оказанная лично Президентом России В. Путиным: глава государства считал необходимым, чтобы дирижер остался существовать и трудиться в России.

Авторитет Спивакова в мире способствовал постоянным приглашениям его в жюри международных конкурсов разных стран, в частности тех, где некогда он сам завоевывал премии, – Генуя, Монреаль, Париж, конкурс им. Чайковского в Москве. Несколько раз он работал на конкурсе имени К. Флеша в Лондоне, стал президентом конкурса имени Сарасате в Испании. Вошел в жюри негосударственной российской премии «Триумф» с момента ее учреждения, в ряду виднейших отечественных деятелей искусства (В. Аксенов, Ю. Башмет, А. Битов, А. Вознесенский, Э. Неизвестный, О. Табаков и др.). Как член жюри он упрямо боролся за правильность оценок конкурсантов, будь то Италия, Франция, Испания или Москва.

В 2002 году Владимир Теодорович возглавлял жюри скрипачей на Х11 Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве, где поставил мишень – отдать этому состязанию его важный авторитет. Ввел немного существенных новаций, в частности запрет на голосование членов жюри за своих учеников. На московском конкурсе 2002 года первая премия не была присуждена, вторую поделили участники родом из Японии и Китая.

Оставшемуся без большого оркестра Спивакову была предоставлена исключительная творческая возможность: составить свой симфонический оркестр и его возглавить. Новому коллективу было дано наименование – Национальный филармонический оркестр России (НФОР) с государственным финансированием. В 2003 году Спиваков лично провел отборочный конкурс, и 27 сентября 2003 года НФОР дал свой основополагающий концерт. Коллектив изначально мог претендовать на имидж одного из лучших оркестров России и мира. Считая опасной для коллектива безраздельную монополию одного руководителя, Спиваков наметил перспективу работы с его оркестром многих дирижеров из разных стран. Так, вскоре следом дебюта НФОР им дирижировали именитый польский композитор К.Пендерецкий и первейший дирижер Национальной оперы Франции Дж. Конлон.

В Москве Владимиру Спивакову был предложен ещё единственный значительнейший пост: весной 2003 года он становится президентом Московского международного дома музыки (ММДМ) – нового концертного комплекса, воздвигнутого в Москве на Красных Холмах. Спиваков, патриот и радетель России, в 59 лет получил необозримые возможности для реализации своих выдающихся музыкальных и деловых талантов. В ММДМ нашли в конце концов приют три его кровных детища: камерный оркестр «Виртуозы Москвы», симфонический Национальный филармонический оркестр России и Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова. Ни единственный прочий изрядный музыкант России не имел таких богатых «владений».

По ходатайству Спивакова Большому залу ММДМ было присвоено имя выдающегося русского дирижера ХХ века Евгения Светланова. И праздничный день открытия этого первого концертного зала в Доме музыки 27 сентября 2003 стал посвящением памяти старшего коллеги. Раньше Светланов неоднократно выступал на фестивале в Кольмаре, поручал Спивакову работу с Госоркестром. А когда Светланов был лишен своего оркестра, Спиваков предложил ему концертировать с РНО. На вечере памяти Светланова Спиваков сделал его «Арию» для оркестра, позже которой выдержал символическую «минуту молчания»; закончил же концерт не ликованием и шутками, а грозным «Dies irae» из «Реквиема» Моцарта.

Вскоре направив свежий оркестр в Петербург, Спиваков дал концерт в пользу несладко больных детей. «Утро Петербурга» сообщило: «Тринадцать тысяч долларов переданы отделению химиотерапии острых лейкозов Детской городской больницы №1. Эти монеты были собраны на благотворительном концерте Национального филармонического оркестра России под управлением маэстро Владимира Спивакова. Концерт состоялся 11 октября в Большом зале Петербургской филармонии. На эти средства уже закуплены лекарства и медикаменты для 28 пациентов, которые проходят врачевание в отделении» (Лекарства с концерта // Утро Петербурга. 24 октября 2003 г.).

Продолжением дебютных концертов стало участие НФОР во втором московском фестивале «Владимир Спиваков пригла-шает…» в ноябре-декабре 2003 года. Новый оркестр открыл и закрыл тот самый изрядный форум, еще раз с участием уникальной певицы Дж. Норман.

В мае 2004 года подмечалось десятилетие образования Международного благотворитель-ного фонда Вла-димира Спивакова, по случаю которого прошел фестиваль «Москва встречает друзей», куда съехалось 947 джентльмен. Идеей фестиваля было единение детей разных народов сквозь искусство. Ф

Онд к этому времени приобрел размах, не имеющий равных: 3500 детей получили содействие, организовано 2500 концертов, проведено 300 художественных экспозиций, 625 джентльмен стали стипендиатами фонда, 90 из которых – лауреатами международных конкурсов и фестивалей, подарен 221 музы-кальный инструмент, оказано содействие в проведении 44 хирургических операций. Некоторые стипендиаты фонда приобрели народную известность – раньше всего, Евгений Кисин.

Летом 2004 года Спиваков провел 16-й фестиваль в Кольмаре, кульминационный по значимости: выступали и НФОР, и «Виртуозы», и стипендиаты Фонда.

Каждый фестиваль Спиваков посвящал выдающимся музыкантам: Л.Бернстайну, И.Менухину, Й.Сигети, К.Пендерецкому и др. Символом этого стала Дж.Норман. О значении деятельности выдающегося российского музыканта во Франции свидетельствует выпущенная там книжка Г.Бройнера «Годы Спивакова» (хроника фестивалей в Кольмаре).

Этапным периодом для Спивакова как музыканта стала осень 2004 года, штурмование 60-летия. Концерты со всей ясностью по



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх