Милосердие прохожу по подземному переходу. Проблема понимания истинного милосердия

Часто люди совершают благие поступки: уступают место старшим, помогают донести тяжёлую сумку или дают милостыню. Но лишь немногие задумываются о важности этих дел для каждого из нас.

Так какова же роль милосердия в жизни человека? Ответ на поставленный вопрос даёт автор текста, размышляя над данной проблемой.

Милосердие — истинная общечеловеческая ценность. Это поступки, совершаемые не задумываясь, от чистого сердца, поступки, не требующие ничего взамен. Именно милосердие делает человека человеком, ведь помощь слабому — высшее проявление гуманности. Такие поступки имеют очень важное значение в жизни людей, они позволяют развиваться духовно. Об этом пишет автор данного текста: «Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человека в области духа…» Человек с высоко развитой моралью не будет допускать несправедливости, ужасов войны или иных бедствий. Именно поэтому Ф. Искандер говорит, что духовные ценности намного важнее материальных: «Обмен духовными ценностями…, может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.»

Проявив милосердие, человек может обрести истинных друзей. Так, в произведении Джека Лондона «Зов Предков» рассказывается история жизни пса Бека. Однажды, после долгого путешествия в упряжке, собака была измождена. Бек не мог идти дальше, и хозяин уже хотел побить его, но за пса заступился Джон Торнтон. Он стал ухаживать за собакой. Такой акт доброты поразил пса, и Бек был верен Джону до самой его смерти. Данный пример доказывает, что милосердие играет очень важную роль в жизни человека.

Бывает, милосердие позволяет человеку кого-то простить. Так, в кинокартине «Выживший» рассказывается о тяжкой судьбе следопыта Хью. Его сына убивают, и он хочет отомстить убийце. Но, проделав труднейший путь и поймав виновника смерти, главный герой отпускает его. Хью понимает, что месть — это не выход из ситуации. Милосердие дарует ему душевное спокойствие. Данный пример ещё раз доказывает важность этого качества для человека.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать: милосердие играет огромную роль в жизни каждого. Ведь это именно то, что делает человека человеком.

Владислав Соболев

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

В ритме современной жизни люди все чаще забывают проявлять милосердие к нуждающимся в поддержке и сострадании. Текст Фазиля Искандера как раз и является напоминанием нам о важности этой проблемы в обществе.

Автор повествует о рядовом, на первый взгляд, случае, когда герой подает милостыню слепому музыканту. При этом Искандер особый акцент ставит на внутреннем монологе рассказчика, который задается вопросом: отчего не отдал всю находившуюся в кармане мелочь? И находит ответ практически сразу – дело здесь в равнодушии.

Герой не находит в «мелком акте милосердия» какой-либо возвышенной цели, высокопарные слова отвергаются им. Для рассказчика это не благодать, а обыденный и естественный поступок – плата за возможность послушать музыку, ведь слепой словно играл лишь для него, следовательно, «дарил благо».

Автор проводит параллель между обменом ценностями в духовной сфере и рядовой торговлей. Это своеобразный «бартер», когда «благодарность в ответ на добро» становится важнейшим звеном в развитии духа и морали человека. Писатель таким образом подводит нас к мысли, что проявление доброты - естественный процесс, и не стоит заранее ждать ответной благодарности за проявленное милосердие, либо сетовать потом на ее отсутствие.

С позицией Фазиля Искандера невозможно не согласиться. Милосердие не должно вытекать из тщеславных побуждений, ведь это – порыв души, его нельзя рационально измерить выгодой либо должной благодарностью. Также считали и русские классики, в произведениях которых можно найти немало примеров милосердия. В романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков описывает такой порыв души, когда героиня на балу у сатаны просит о помиловании несчастной Фриды. Своим самоотверженным и бескорыстным поступком она лишает себя шанса спасти Мастера. Однако Маргарита без раздумий идет на этот шаг, заранее зная, что личной выгоды не получит.

В заключение хочется сказать, что Искандер своим произведением учит нас проявлять милосердие, не раздумывая о благодарности. Обмен добром должен быть естественным процессом взаимоотношений между людьми. Без чувства сострадания, составляющего нравственную основу общества, невозможен добрый и гармоничный мир.

Обновлено: 2017-03-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская» (По Ф. Искандеру) Проблема проявления милосердия

В ритме современной жизни люди все чаще забывают проявлять милосердие к нуждающимся в поддержке и сострадании. Текст Фазиля Искандера как раз и является напоминанием нам о важности этой проблемы в обществе.

Автор повествует о рядовом, на первый взгляд, случае, когда герой подает милостыню слепому музыканту. При этом Искандер особый акцент ставит на внутреннем монологе рассказчика, который задается вопросом: отчего не отдал всю находившуюся в кармане мелочь? И находит ответ практически сразу – дело здесь в равнодушии.

Герой не находит в “мелком акте милосердия” какой-либо возвышенной цели, высокопарные слова отвергаются им. Для рассказчика это не благодать, а обыденный и естественный поступок – плата за возможность послушать музыку, ведь слепой словно играл лишь для него, следовательно, “дарил благо”.

Автор проводит параллель между обменом ценностями в духовной сфере и рядовой торговлей. Это своеобразный “бартер”, когда “благодарность в ответ на добро” становится важнейшим звеном в развитии духа и морали человека. Писатель таким образом

подводит нас к мысли, что проявление доброты – естественный процесс, и не стоит заранее ждать ответной благодарности за проявленное милосердие, либо сетовать потом на ее отсутствие.

С позицией Фазиля Искандера невозможно не согласиться. Милосердие не должно вытекать из тщеславных побуждений, ведь это – порыв души, его нельзя рационально измерить выгодой либо должной благодарностью. Также считали и русские классики, в произведениях которых можно найти немало примеров милосердия. В романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгаков описывает такой порыв души, когда героиня на балу у сатаны просит о помиловании несчастной Фриды. Своим самоотверженным и бескорыстным поступком она лишает себя шанса спасти Мастера. Однако Маргарита без раздумий идет на этот шаг, заранее зная, что личной выгоды не получит.

В заключение хочется сказать, что Искандер своим произведением учит нас проявлять милосердие, не раздумывая о благодарности. Обмен добром должен быть естественным процессом взаимоотношений между людьми. Без чувства сострадания, составляющего нравственную основу общества, невозможен добрый и гармоничный мир.


Другие работы по этой теме:

  1. Русский писатель Фазиль Искандер в своем произведении рассуждает о благотворном влиянии литературы на человека. Автор вспоминает свое состояние после прочтения случайно найденной “Анны Карениной” Льва...
  2. К сожалению, иногда случается так, что дети по разным причинам теряют своих родителей и становятся сиротами. Их очень жалко, ведь они обделены той лаской и...
  3. Возможен ли вариант воспитания в себе совести? Имеет ли непосредственное влияние степень цивилизованности людей на возникновение у них совести? Эти крайне важные вопросы, касающиеся граждан...
  4. Писатель Фазиль Искандер своим текстом заставляет задуматься над вопросами природы таланта и отражении личности творца в его произведении. Что движет художником в период творческого подъема?...
  5. Наверное, каждый слышал фразу “все мы родом из детства”. Эти слова говорят о том, что формирование личности происходит в детские годы. От того, в какой...
  6. Фазиль Искандер поднимает в своем тексте проблему уважения и взаимопонимания между взрослыми и детьми. Он задается вопросами: как сделать, чтобы подросток внимал советам старших, понимал...
  7. “В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать о том, что якобы массовый героизм советских людей во время Великой Отечественной войны был обусловлен...

МИЛОСЕРДИЕ (1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст. (4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше. (6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане. (9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку. (10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл. (17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь? (25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного. (З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом. (36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля. (По Ф. Искандеру *) * Фазиль Абдулович Искандер (род. 6 марта 1929г.) - советский и российский прозаик и поэт. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура». Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.

Показать текст целиком

Что такое милосердие? Как оно проявляется? Именно над этими вопросами размышляет Ф.А.Искандер.В данном тексте в центре внимания автора актуальная проблема человеческого милосердия. Она раскрывается на примере ситуации, произошедшей в подземном переходе. Молодой человек подал нищему музыканту мелочь. Когда он отошел, то обнаружил, что у него есть еще монеты и вернулся обратно, чтобы оставить их просящему. Лирический герой делал эти действия автоматически, не ожидая в замен благодарности. По мнению автора, милосердие - это доброта человеческой души по отношению ко всему живому. Я согласна с мнением Ф.А.Искандера. Именно милосердие позволяет человеку оставаться человеком в трудных, как для него , так и для окружающих, жизненных ситуациях.Одно из величайших произведений русской литературы подтверждает мою точку зрения

Искандер Фазиль

Милосердие

Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». Впереди нищий музыкант в черных очках сидит на скамеечке и поет, подыгрывая себе на гитаре. Переход в это время почему-то был пуст.

Поравнялся с музыкантом, гребанул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. Иду дальше.

Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там еще много монет. Что за черт! Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб все, что было в кармане.

Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нем черные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова гребанул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку.

Пошел дальше. Отошел шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там еще много монет. В первый миг я был так поражен, что впору было крикнуть: «Чудо! Чудо! Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!»

Но через миг остыл. Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. Их там много скопилось. Сдачу часто дают мелочью, а на нее вроде нечего покупать. Почему же я в первый и во второй раз недогреб монеты? Потому что делал это небрежно и автоматически. Почему же небрежно и автоматически? Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. Тогда почему же все-таки гребанул из кармана мелочь?

Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. Обычно по этим переходам снует множество людей. А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.

Впрочем, во всем этом что-то есть. Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. Значит, вы в расчете и не было никакого бескорыстного добра. Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за свое бескорыстие. Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом.

Но можно поставить вопрос и так. Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. Товарообмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, еще более необходим человеку, чем торговля.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх