История создания отцы и дети тургенев презентация. История создания романа «Отцы и дети

Слайд 1

И.С.Тургенев роман «Отцы и дети» Автор: Поломошнова Т.А.
Самым «нашумевшим» романом И.С.Тургенева (1818 – 1883г) явился роман «Отцы и дети» (1862г.). В критике появились отзывы: «Отцы и дети» – едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе». Антонович назвал главного героя романа Евгения Базарова «карикатурой на молодое поколение».

Слайд 2

Летом 1860 года Тургенев обратился к изучению немецких материалистов, которые убеждали, что «не должно прислушиваться к опыту отцов, а должно верить только в круговорот химического вещества и физиологию…». Тургенев создал молодого героя, убежденного, что естественно-научные открытия объясняют в человеке и обществе абсолютно все, и отвергающего опыт поколений, душу, чувства, искусство, авторитеты. Нигилист – разрушитель Базаров верит только в «материю и силу».

Слайд 3

Трагический характер конфликта в романе
Нигилист- материалист Евгений Базаров противопоставлен консерватору и романтической натуре – Николаю Петровичу Кирсанову. Но главным его оппонентом является эстет и аристократ Павел Петрович. Идейные разногласия поколений усилены разногласиями семейными. Столкновения сына, Аркадия Кирсанова, и его отца Николая Петровича постепенно уступают место жизненным нормам и взаимоуважению.

Слайд 4

Либерал Павел Петрович Кирсанов говорит о необходимости следовать нормам и верить авторитетам, упрекает Базарова в презрении к простому народу. Базаров утверждает, что «народ заслуживает презрения», а «химик полезнее всякого поэта и философа». Но в Базарове есть и привлекательные стороны: привычка к труду и целеустремленность. Для Кирсанова важны принципы и вера, для Базарова – разрушение авторитетов и принципов. Это крайние позиции, ускользающие от истины.

Слайд 5

В романе представлен мир на грани социальной катастрофы: натянутые отношения между господами и слугами, разухабистые мужички, едущие в город пьянствовать, крепостническое запустение, бедные деревни. «Преобразования необходимы», - думает Аркадий Кирсанов, но не знает, как их исполнить. Евгений же убежден, что он знает: все сжечь и построить новое.

Слайд 6

Автор романа проводит своего героя через ряд испытаний. Виновницей душевных терзаний Базарова становится Анна Сергеевна Одинцова. Любовь к Одинцовой раскалывает Базарова: одна половина его души не признает романтические чувства, другая – страстно и сильно любит. Одинцова – красивая и сильная женщина. Её красота своенравна и неуступчива. Страсть Базарова пугает Анну, как пожар или наводнение.

Слайд 7

Параллельно истории Базарова и Анны развертывается в романе история сближения Аркадия с Катей Одинцовой. Это история о дружбе, постепенно перерастающей в чистую и нежную любовь. Базаров всегда укорял Аркадия в «излишней», по его мнению, доброте: «Ты нежная душа, размазня…». Но именно Аркадий обретает взаимную любовь, семейное счастье, у него рождается сын. Базаров же глубоко несчастен и одинок.

Слайд 8

Базаров говорит, что любит своих родителей, но редко навещает их, скучает в отчем доме, всем недоволен… Слуга Базаровых Тимофеич упрекает Евгения: «Верите ли Богу, сердце изныло на родителей ваших глядючи». Заразившись при вскрытии трупа, Базаров теряет свою уверенность и самообладание, спрашивает себя: «Нужен ли я России?» И сам отвечает: «Нет, видно, не нужен…»

Слайд 9

В финале романа жизнь входит в будничное русло: Николай Петрович женится на простолюдинке Фенечке. Аркадий Кирсанов – на Кате Одинцовой. Анна Сергеевна тоже выходит замуж «не по любви, а по убеждению». По мысли Тургенева, никогда человек человек не может смириться с бездуховностью и отрицанием жизненных ценностей, он верит во всесилие преданной любви.

Слайд 10

С уходом Базарова поэтическое напряжение романа спадает. С его смертью словно «осиротела жизнь». Как сироты приходят родители на могилку сына. Осиротел и Павел Петрович Кирсанов, уехав за границу: «Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь к стене, он задумывается, горько стиснув губы…» Тургенев «наказывает» своих героев, но и сочувствует им.

Слайд 11

«Отцы и дети» в русской критике
«Когда Базаров заболевает, жизнь, его окружающая, становится напряженнее… Могила Базарова озарена светом и миром…Базаров отворачивается от природы, не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красе…» (Н.Н.Страхов) «Герой – торжествующий нигилист. Он остается верен себе до последней минуты…» (Д. Писарев) «Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо – а все толкуют:- зачем он так дурен? или – зачем он так хорош?» (И.С.Тургенев)

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров и Кирсановы «Распалась связь времен…»

  • Урок литературы в 10 классе
  • Учитель МОУ СОШ 17 п. Тырма
  • Кулыгина Е.Г
Цели урока
  • продолжить наблюдение над текстом романа,
  • выяснить причину взаимного неприятия П.П. Кирсанова и Е. Базарова,
  • определить отношение автора к своим героям,
  • отметить средства создания образов, использованные И.С. Тургеневым;
  • работать над развитием умением анализировать и сравнивать.
Проверка знаний
  • Роман «Отцы и дети» закончен автором в июле 1861г., опубликован в 1862г. , действие происходит в мае-августе 1859 г. Чем важны эти годы? Почему автор так точен в датах
  • Каково значение названия романа?
Проверка знаний
  • Какова была внутри-политическая обстановка в России? О чём спорили в передовых кругах?
  • Как роман связан с этим?
Вопрос на размышление…
  • Вы обратили внимание, где происходит действие?
  • Да. В российской провинции, глубинке, в поместье, название которого, Марьино, автором придумано.
  • Как вы думаете, почему действие происходит не столице? не в губернском городе?
Роман рассказывает о «расколе времени»..
  • Во второй половине XIX века «время раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и «новых» людей России
  • разночинцев–демократов,
  • «отцов» и «детей».
Какая главная мысль звучит с первой главы романа?
  • «…Преобразования необходимы...»
  • Кто «произнёс» (подумал) эти слова?
  • Почему именно он?
  • Что натолкнуло его на эту мысль?
  • Зачитаем отрывок из романа со слов «Места, по которым они проезжали…» Проанализируем..
Как в первых главах романа рисуется противостояние «отцов» и «детей»?
  • Базаров не спешит поприветствовать отца Аркадия,
  • подчеркивает свое простое происхождение,
  • резко прерывает Николая Петровича, когда тот цитирует строчки из «Евгения Онегина»
  • заметно ощущение внутреннего превосходство Аркадия над отцом.
  • Николай Петрович не понимает сына, замечает в нем разительные перемены, не может «наладить» разговор, смущается, робеет, молчит
Проверка знаний
  • Тургенев мастерски использует приём «говорящей детали».
  • Расскажите об этом на примере из первых глав романа
Какова тайная психология поведения Базарова? Дайте характеристику герою..
  • Какие черты характера Николая Петровича Кирсанова проявляются в его словах, поведении?
  • Что в его жизни является главным?
  • Чем продиктована такая доброжелательность при встрече с Базаровым?
Вопрос на размышление
  • Как относятся друг к другу Аркадий Кирсанов и Базаров?
  • Что их связывает?
  • Согласны ли с утверждением, что в дружбе один властвует, другой подчиняется?
  • Заметно ли это в данном случае?
Продолжим знакомство с героями романа…
  • В главе V перед нами снова две центральные фигуры
  • Павел Петрович Кирсанов
  • и Базаров.
  • Найдите их описание
Вы представили себе этого героя?
  • В разных иллюстрациях и в разных фильмах Кирсанов П.П предстаёт таким. Похож ли он на вашего?
Какова была реакция Кирсанова П.П. и Базарова друг на друга?
  • Через какие детали мы понимаем, что у них более резкое отношение?
  • Дайте анализ эпизоду их первой встречи
Какой вопрос задал Кирсанов-страший о Базарове? Что в этом вопросе скрывается?
  • Какой вопрос задал Кирсанов-страший о Базарове? Что в этом вопросе скрывается?
  • Вопрос звучал так: «Что такое?»
  • И дальше: «этот волосатый?»
Как отнесся Кирсанов П.П. к тому, что Базаров – нигилист?
  • Как отнесся Кирсанов П.П. к тому, что Базаров – нигилист?
  • Что это такое в его понятии?
Проверка знаний по содержанию…
  • Кто, почему и зачем рассказывает историю жизни Кирсанова Павла Петровича?
  • Что мы узнаем о судьбе?
  • Расскажите эту историю своими словами…
  • Какой вывод сделал Базаров из этой истории? Согласны ли вы с ним?
Выводы по уроку:
  • Между кем будет разворачиваться основной конфликт? Почему?
  • Они являются наиболее непримиримыми представителями своего поколения
  • Какие отношение с первых минут сложились между Кирсановым П.П. и Базаровым?
  • Неприязненные
Домашнее задание
  • главы VI, X перечитать,
  • составить сравнительную характеристику героев:
  • взгляды Базарова и Павла Петровича,
  • их отношение к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои.
  • Желающие могут добавить материал в нашу презентацию
Источники материалов
  • http://www.kostyor.ru/biography/?n=57 - биография Тургенева И.С. , портрет писателя
  • http://www.2do2go.ru/uploads/full/a6fc62ea59ed9b7a3a6010d8737b8db5_w960_h2048.png
  • http://hcenter-irk.info/sites/default/files/000000.jpg - портрет И.С.Тургенева
  • http://www.2do2go.ru/msk/events/5043/film-otcy-i-deti
  • http://static.kinokopilka.tv/system/images/screenshots/images/000/066/064/66064_original.jpg
  • http://show.afisha.ru/show/4358-otci-deti - Кирсанов Аркадий и Одинцова А.С на балу у губернатора (к/ф «Отцы и дети», 2003 г)
  • http://fenixclub.com/index.php?showtopic=62313 (К\ф «Отцы и дети» 1958 г.)
  • http://fenixclub.com/uploads/707/img-38691-59d941e149.jpg - портрет Базарова (К\ф «Отцы и дети» 1958 г.)
  • http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/110/485/110485479_408299.jpg - портрет А.С. Одинцовой (К\ф «Отцы и дети» 1958 г.)
  • http://images.16x9.tv/products/product_thumb_823.jpg - встреча Кирсанова Н.П. и Базарова
  • http://www.kinodisk.com/shots/7654_02.jpg - братья Кирсановы на веранде (к/ф «Отцы и дети», 2003 г)
  • http://icdn.lenta.ru/images/2013/12/20/20/20131220204438120/pic_c6bad8f1d593a362212a554a4fa792c7.jpg - признание Базарова в любви (К\ф «Отцы и дети» 1958 г.)
  • http://s1.stc.all.kpcdn.net/f/3/image/85/06/1400685.jpg - Аркадий Кирсанов К\ф «Отцы и дети» 1983 г.)
  • http://img15.nnm.me/1/c/f/2/2/1cf226dff82483d526ab8f11dbdb3338_full.jpg - иллюстрация к роману, эпизод – родители на могиле А.Базарова
  • http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=210&author=62&dtls_books=1&title=159&submenu=5 Иллюстрации русских художников по мотивам романа -

Открытый урок.

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Цель: Напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

Урок сопровождается показом презентации + Индивидуальные сообщения.

1. История создания романа

2. Прототипы.

3. С тихотворение Дмитрия Минаева

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Цель: Напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы.

Презентация к открытому уроку по роману Тургенева "Отцы и дети"

(И.С.Тургенев - портрет)

Слайд 2 - Цель урока

2. Вступительное слово учителя.

Слайд 3. - (Роман И.С.Тургенева
«Отцы и дети»)

«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», - писал Белинский.

Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети" был опубликован в 1862 году. Он сразу привлёк внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать несомненный интерес читателей остротой поставленных в нём вопросов, а так же своими художественными достоинствами

Тургеневу - великому художнику - удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские проблемы. запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х - начала 60-х годов XIX века.

А.В.Луначарский в статье "Литература 60-х годов" писал о романе "Отцы и дети" как об "одном из центральных явлений во всей русской жизни" того времени.

"Ни в одном из прежних романов Тургенева открытое, прямое столкновение противоположных точек зрения на все самые основные, остро злободневные вопросы общественной жизни, философии, науки, политики, общественного мировоззрения в самом широком смысле слова не играло столь важной, определяющей роли, как в "Отцах и детях" (История русского романа: В 2 т - М.; Л., 1962.)

В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. В ходе реформы 1861 года чётко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов-разночинцев. Революционные демократы Чернышевский и Добролюбов считали готовящуюся реформу крепостнической по характеру. Прибегая к эзоповскому языку, они писали о революционной ситуации в России, призывали русский народ к "решительному делу". Либералы, напротив возлагали на реформу большие надежды, считая её действенным и чуть ли не единственным средством разрешения крестьянского вопроса. Подобным образом смотрел на реформу и Тургенев.

По своим убеждения он был сторонником постепенного преобразования России. Противник всяких общественных взрывов, он не верил в перспективность идей революционной демократии. Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы - большая сила, проявившая себя во многих областях общественной деятельности. И как художник, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивность дворянских интеллигентов типа Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Такого нового героя - человека демократических убеждений, материалиста-естественника писатель поставил в центре романа "Отцы и дети" и стремился изобразить его существенные черты с предельной объективностью.

Слайд 4 и 5, 6

Учитель читает информацию со слайда 7

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, - мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“».

и со слайда 8 Роман «Отцы и дети»

Отправившись в конце июля 1860 года в городок Вентнор на английском острове Уайт на морские купания, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь, на острове Уайт, был составлен "Формулярный список действующих лиц новой повести", где под рубрикой "Евгений Базаров" Тургенев набросал предварительный портрет главного героя:

и со слайда 9

Евгений Базаров

«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского.) Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много - энергичен, может нравиться своей развязанностью. В сущности, бесплоднейший субъект - антипод Рудина - ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки".

III. Проверка домашнего задания. Индивидуальные сообщения.

1. История создания романа - Сергеюк Лиза

2. Прототипы. - Бекешова А, Калкатин Л, Есенова Г. - Показ слайдов с 10 по 19.

«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» - так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания. Это то новое, что пробует себя.

V. Роман "Отцы и дети". Смысл названия. Слайд 21

Учитель: Вы познакомились с первыми главами романа "Отцы и дети", как вы думаете, почему роман носит такое название? (обсуждение)

Учитель: Слайд 22

  • В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50 –х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов-разночинцев накануне крестьянской реформы.
  • Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев в своём романе «имел гордую цель во временном указать вечное». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идёт о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.

Слайд 23 - стихотворение Дмитрия Минаева

Отцы и дети? (Параллель)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой "Отцы" и "Дети",

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили как умели

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа -

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

"Кто устоит в неравном споре?"

Которое ж из двух?

Кто победил? кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как снег бела рука.

В речах, в приемах - такт и мера,

Величье лондонского "сэра", -

Ведь без духов, без несессера

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Феничкой, в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда, при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

"Du calme, du calme!" - твердит.

{* Спокойствие, спокойствие! (Франц.) - Ред.}

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом,

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Он в красоте лишь видит формы,

Готов уснуть при звуках "Нормы",

Он отрицает и...

Он ест и пьет, как все мы тоже,

С Петром беседует в прихожей,

И даже с горничной, о боже!

Играть готов идти.

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де-Одинцовой

К своей груди прижал,

И даже - дерзость ведь какая, -

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фесок и кальянов,

Российский Тогенбург?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров -

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам -

Несите ж им венцы!

И мы, решая всё на свете,

Вопросы разрешили эти...

Кто нам милей - отцы иль дети?

Отцы! отцы! отцы!

V. Эпоха в романе "Отцы и дети"

Слайд 24

Слово учителя:

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению.

^ Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?

Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры.

Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С.Тургенева.

Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тургенева считала "Живое отношение к современности". Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа».

Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тургенева - художника проступает и в романе "Отцы и дети", написанном в 1861г.

^ Как же роман связан с эпохой?

Прежде чем ответить на вопрос нашего сегодняшнего урока, давайте ещё раз обратимся к тем политическим и социальным проблемам, которые имели место в современном писателю обществе?

Что еще вы знаете об этой эпохе?

– Время действия романа - 1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования.

Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли.

В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности.

Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям.

Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.

В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На повестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.

– В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне наконец получили долгожданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах народа. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обязаны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые подавлялись правительством с невероятной жестокостью.

В России сложилась революционная ситуация. Революционные демократы стали готовить восстание: возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чернышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием.

На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хорошо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают звучать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, - писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, - так-таки не выберемся из него».

Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам.

Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?

Расслоение общества на противоборствующие группировки.

Проблема крепостного права.

Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С.Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.

Задание группам:

Зачем И.С.Тургенев дает четкую датировку происходящих событий?

Какое время года совпадает с началом романа?

Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа?

Примерный ответ:

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в "Отцах и детях" начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либералов.

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа, человека дела, а не фразы.

Не случайно, на наш взгляд, и время года – весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий – отец ожидает своего сына.

Выводы записать.

Слайд 25

Взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону:

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести?

Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!»

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса».

«Выпущенным мною словом нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом…»

VI. Идейно-художественное своеобразие романа - Слайд 26

  • Композиция романа «Отцы и дети» – многоцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
  • Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний.
  • Большое внимание уделяется речевой характеристике.
  • Пейзаж в литературе.

Работа с текстом романа "Отцы и дети"

Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни?

Примерный ответ:

Глазами приятеля Базарова - Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце:«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа.

Мы видим "деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами" ("деревеньки", "избенки" - сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички -"обтеханные на плохих клячонках". Хозяйство крестьян скудное, нищенское: "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"...

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить.

Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

Дворовые не встречают старого и молодого барина (вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем- везде толпа дворовых, крепостных)

Слуга, котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак не т-с, не видать».

Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам.

Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг(Савельичей, Захаров) теперь мало.

Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить?...»

Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа?

Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть?

Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными героями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страницах, в экспозиции.

Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели приносить реальную пользу людям.

Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душенном складе его героев.

Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный, но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом (места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

VII. Итог урока.

Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов.

Слайд 27.

«… Я, прочтя «Дворянское гнездо» и «Отцов и детей», перестал причислять Тургенева к обыкновенным смертным; он стал для меня своего рода героем»; моё воображение рисовало его в различных видах, но всегда окружённого ореолом, и мне приходилось сдерживать себя, если кто-нибудь в моём присутствии говорил, что ему не нравятся его произведения… Тургенев успел занять один из тех сокровенных уголков в моём сердце, куда редко проникают посторонние…»

Бойесен Х. - американский литературовед

VIII. Домашнее задание: Слайд 28

  • 1.Чтение романа «Отцы и дети»
  • 2. Подготовиться к анализу образов главных героев: подобрать материал из текста романа.
  • 3. Анализ поведения Е.Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.
  • Оценки за урок.

Цель: Цель: Наблюдение над текстом романа, Наблюдение над текстом романа, выяснить причину взаимного неприятия П.П. Кирсанова и Е. Базарова, выяснить причину взаимного неприятия П.П. Кирсанова и Е. Базарова, определить отношение автора к своим героям, определить отношение автора к своим героям, отметить средства создания образов, использованные И.С. Тургеневым; отметить средства создания образов, использованные И.С. Тургеневым; работать над развитием монологической речи, умением анализировать работать над развитием монологической речи, умением анализировать


История создания романа. Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе.


И.С. Тургенев о романе «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?»


Работа над романом была продолжена в Париже в сентябре 1860 года Работа над романом была продолжена в Париже в сентябре 1860 года В течение зимы написаны первые главы. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В течение зимы написаны первые главы. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»). Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»). Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому. Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.




Изменение социально-политического строя (конституционная монархия); смягчение или отмена крепостного права; выделение крестьянам небольших наделов земли; национальная самобытность России; Земские соборы - голос народа; единственно верная и нравственная религия - православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма. Этим они объясняли особый путь России. Боролись с поклонением Западу


Выступали за развитие России в русле европейской цивилизации; выступали за развитие России в русле европейской цивилизации; объясняли отличие от Запада исторически сложившейся отсталостью России; объясняли отличие от Запада исторически сложившейся отсталостью России; отрицали особую роль крестьянской общины; отрицали особую роль крестьянской общины; ратовали за широкое просвещение народа. ратовали за широкое просвещение народа. Во всем равнялись на Запад, превозносили Петра I как великого преобразователя России Западники


Рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране; сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма; полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму; ратовали за развитие общественных наук, литературы, искусства. Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, А.И.Герцен, Н.П.Огарев Журналы «Современник», «Колокол»




Итак, роман «Отцы и дети» закончен автором в июле 1861 г., опубликован в 1862 г. Эти даты, безусловно, важны. Не случайно И.С. Тургенев в самом начале романа приводит целый ряд цифр и дат. Что они могут сказать внимательному читателю? Итак, роман «Отцы и дети» закончен автором в июле 1861 г., опубликован в 1862 г. Эти даты, безусловно, важны. Не случайно И.С. Тургенев в самом начале романа приводит целый ряд цифр и дат. Что они могут сказать внимательному читателю? Россия II половины XIX века жила в преддверии огромного социального события – отмены крепостного права, которое для страны должно было стать переломным моментом во всех сферах общественной жизни, включая ломку мировоззрения передовых общественных слоев. Что значит выражение «время раскололось»? II половина XIX века. «Время раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян- либералов и «новых» людей России – разночинцев– демократов, «отцов» и «детей». II половина XIX века. «Время раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян- либералов и «новых» людей России – разночинцев– демократов, «отцов» и «детей».


Работа с текстом романа. Чтение. Наблюдение. Анализ - Как в первых главах романа рисуется противостояние «отцов» и «детей»? - Как в первых главах романа рисуется противостояние «отцов» и «детей»? Еще ярче противостояние это раскрывается в главе IV, когда на сцене появляется Павел Петрович Кирсанов, старший брат отца Аркадия. Еще ярче противостояние это раскрывается в главе IV, когда на сцене появляется Павел Петрович Кирсанов, старший брат отца Аркадия. Найдите эту сцену. Читаем по ролям. Найдите эту сцену. Читаем по ролям. Какие детали привлекли внимание? Какие детали привлекли внимание? Какой прием использует автор? В чем его суть? Какой прием использует автор? В чем его суть? Еще одно действующее лицо романа – автор. По описанию героев, по первому впечатлению можно ли предположить, на чьей он стороне? Еще одно действующее лицо романа – автор. По описанию героев, по первому впечатлению можно ли предположить, на чьей он стороне?




Базаров не спешит поприветствовать отца Аркадия, подчеркивает свое простое происхождение, резко прерывает Николая Петровича, когда тот цитирует строчки из «Евгения Онегина». Мы видим тайное превосходство Аркадия над отцом. Базаров не спешит поприветствовать отца Аркадия, подчеркивает свое простое происхождение, резко прерывает Николая Петровича, когда тот цитирует строчки из «Евгения Онегина». Мы видим тайное превосходство Аркадия над отцом. Николай Петрович не понимает сына, замечает в нем разительные перемены, не может «наладить» разговор, смущается, робеет, молчит. Николай Петрович не понимает сына, замечает в нем разительные перемены, не может «наладить» разговор, смущается, робеет, молчит. Автор романа «над схваткой», он одинаково ироничен и в описании Базарова, и в описании П.П. Кирсанова, но схватка обязательно будет, и первое серьезное указание на нее в гл. 5 Автор романа «над схваткой», он одинаково ироничен и в описании Базарова, и в описании П.П. Кирсанова, но схватка обязательно будет, и первое серьезное указание на нее в гл. 5


Анализ 5 главы Снова две центральные фигуры – Павел Петрович и Базаров. Найдите их описание, обратите внимание на прозвучавшее как гром среди ясного неба и озадачившее старших Кирсановых слово «нигилист». Снова две центральные фигуры – Павел Петрович и Базаров. Найдите их описание, обратите внимание на прозвучавшее как гром среди ясного неба и озадачившее старших Кирсановых слово «нигилист». - Заметили, как звучит первый вопрос Павла Петровича о Базарове? («Что такое?»). - Чему удивляется Николай Петрович, почему рука Павла Петровича замерла в воздухе? - Чему удивляется Николай Петрович, почему рука Павла Петровича замерла в воздухе? - Сравните толкования слова «нигилист», данные Николаем Петровичем и Павлом Петровичем, в чем разница? - Сравните толкования слова «нигилист», данные Николаем Петровичем и Павлом Петровичем, в чем разница? - Мастер детали, Тургенев и здесь верен себе, но теперь это другая деталь. Заметили ее? Что подчеркивается с помощью этой детали? - Мастер детали, Тургенев и здесь верен себе, но теперь это другая деталь. Заметили ее? Что подчеркивается с помощью этой детали? - Отношение Павла Петровича к нигилистам в каких фразах звучит? Какой он делает вывод? Понятен ли он вам? - Отношение Павла Петровича к нигилистам в каких фразах звучит? Какой он делает вывод? Понятен ли он вам?


Евгений Базаров Длинный балахон с кистями, «одёжонка»; Длинный балахон с кистями, «одёжонка»; обнаженная красная рука; обнаженная красная рука; представляется как человек из народа: «Евгений Васильев» представляется как человек из народа: «Евгений Васильев» Н.П. Кирсанову руку «не сразу… подал»; Н.П. Кирсанову руку «не сразу… подал»;


Павел Петрович Кирсанов Красивая рука с длинными розовыми ногтями; Красивая рука с длинными розовыми ногтями; снежная белизна рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом; снежная белизна рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом; Базарову «руки не подал и даже положил ее обратно в карман» Базарову «руки не подал и даже положил ее обратно в карман»


Итоги урока. Нам было важно увидеть противостояние старого и нового, отцов и детей, а также определить отношение автора к героям. Удалось ли это? Удалось ли это? Позже мы увидим, что Тургенев готов понять Павла Петровича, не случайно приводит он историю его жизни, ему старички Кирсановы ближе по духу, чем Базаров, которому тем не менее автор будет искренне сочувствовать, когда «простые» формулы жизни Евгения Базарова начнут разбиваться о «сложные» отношения с Одинцовой. И это еще раз докажет, что автор старается быть «над схваткой», что задача художника – показать правду жизни и навязывать читателю свою оценку он не будет.


Домашнее задание главы VI- X перечитать, главы VI- X перечитать, составить сравнительную таблицу: взгляды Базарова и Павла Петровича, в которую внести цитаты, характеризующие отношение героев к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои. (Желающие могут сделать электронную таблицу) составить сравнительную таблицу: взгляды Базарова и Павла Петровича, в которую внести цитаты, характеризующие отношение героев к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои. (Желающие могут сделать электронную таблицу) индивидуально: история Павла Петровича и история Базарова (их жизнь до встречи в Марьино); индивидуально: история Павла Петровича и история Базарова (их жизнь до встречи в Марьино); Чувства Павла Петровича и Базарова.(электронная таблица) Чувства Павла Петровича и Базарова.(электронная таблица)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх