История рок‑группы "Машина времени". Справка

После того, как стало известно, что клавишник «Машины времени» Андрей Державин не примет участие в гастролях по Украине, появилось множество домыслов и версий о том, что же в действительности произошло в коллективе. СМИ и соцсети первым делом нашли "крымский след" в этой истории. Якобы, ещё в 2015 году менеджер группы Антон Чернин сообщал о расколе: что, мол, Державин и директор группы Владимир Сапунов выступили за присоединение полуострова к России, а бас-гитарист Александр Кутиков и Макаревич поддержали Украину.

Сами музыканты называют версию ухода Державина из-за Крыма фейком. Что бы там ни было, возможное его увольнение ординарным событием уже точно не назовёшь. К слову, предыдущий клавишник «Машины времени» Петр Подгородецкий, проработавший в группе почти 10 лет, также покинул её со скандалом. Уход его предшественников — Сергея Кавагое и Александра Зайцева — также сопровождался неприятными инцидентами. Обозреватель НСН решила разобраться в так называемом «проклятии клавишников» в «Машине времени».

ОТКУДА ХАЙП

История с отстранением Андрея Державина начала активно обсуждаться после поста в соцсети украинского журналиста Айдера Муждабаева , который и выдвинул версию ухода музыканта из-за его поддержки присоединения Крыма к России. «Если информация верная, то спасибо Андрею Вадимовичу (и, возможно, Александру Кутикову) за чёткое понимание ситуации. Ну и, конечно, хорошо, что украинцы своей принципиальностью помогли легендарным рокерам, друзьям Украины, избавиться от «русскомирного» дурака в их группе», — написал он в своем Facebook .

Бессменный лидер группы Андрей Макаревич в интервью «Комсомольской правде» назвал это ерундой. При этом он намекнул, что в группе есть некие «личные внутренние вещи», которые пока преждевременно обсуждать.

Личной инициативой неучастие Державина в украинском туре и бас-гитарист, вокалист и композитор «Машины Времени» Александр Кутиков . «Державин не едет на гастроли по Украине по собственной инициативе. Почему он не едет, это вопрос уже к нему, а не к нам. А слухи — это всё перепечатки каких-то журналистов, как и были перепечатки до официального заявления нашего директора Володи Сапунова о том, что его тоже отставили из коллектива. Это всё неправда», — заявил НСН музыкант.

При этом сам Владимир Сапунов в беседе с НСН , что покинул пост директора «Машины времени» ещё 2 ноября по собственной инициативе. Про возможный уход Державина он сказал, что клавишник не будет сопровождать коллектив только в туре по Украине. О его дальнейших перспективах в группе Сапунов говорить не стал.

Андрей Державин на просьбу НСН прокомментировать слухи о расколе внутри «Машины времени» из-за «крымского вопроса», отказом и повесил трубку.

Позднее в понедельник, 13 ноября, на странице Андрея Макаревича в Facebook появился многозначительный пост, где лидер коллектива отметил, что хорошая группа получается «только из разномышленников», и позиция Державина по Крыму его не интересует. «Группа — это особенное объединение, отношения музыкантов в ней очень близкие, почти (господа гусары, молчать!) интимные. Представьте себе, что жила много лет семья — и вдруг разбегается. Да они сами себе не всегда могут объяснить, что пошло не так. А тут их вызывают на суд общественности и кричат — признавайтесь, это вы из-за Крыма? Ну, правда, смешно», — написал музыкант в своем посте.

ЗАКЛЯТЫЕ КЛАВИШНИКИ

За почти полувековое существование «Машины времени» в коллективе сменилось четыре клавишника. Уход каждого из них был связан со скандальными историями — злоупотреблением спиртным, проблемами с дисциплиной и т.д.

Сергей Кавагое был сооснователем группы, в течение десяти лет играл на клавишных и на бас-гитаре. О причине его ухода из группы после одного из выступлений в 1979 году рассказывает музыкальный журналист Михаил Марголис в своей книге «Затяжной поворот: история группы «Машина времени». «У Кавагое с Маргулисом был ритуал: в середине концерта, когда Макаревич один исполнял пару песен под акустическую гитару, заскочить за кулисы и по-гусарски, винтом схватить по стакану спиртного. На концерте для авангардистов они схватили по паре». Вместе с Кавагоэ из коллектива ушёл и Евгений Маргулис .

Проблемы не только с алкоголем, но и с наркотиками, по воспоминаниям близких к коллективу людей, также были у еще одного клавишника — Александра Зайцева . В той же книге Михаила Марголиса приводится интервью бывшего участника «Машины времени» Максима Капитановского : «Заяц поступил тогда, как настоящий дурак. Запил, закололся, исчез, а потом вернулся, чуть ли не за полчаса до первого концерта во Дворце спорта, розовый, чисто выбритый, да ещё и нахамил Макаревичу, считая, что ничего плохого не сделал. И это после того как группа, разыскивая его, целую неделю обзванивала больницы, морги и т. п. Конечно, его сразу уволили».

Самым скандальным стало расставание с Петром Подгородецким — его уволили из коллектива в 1999 году после юбилейного концерта по случаю 30-летия рок-группы. Сам он говорил, что причиной стали разногласия политического характера. После своего ухода он крайне нелицеприятно отзывался о бывших коллегах.


В беседе с НСН на тему возможного увольнения Андрея Державина, Подгородецкий также не скупился на высказывания в адрес музыкантов коллектива. «Я считаю, что не коллективу с клавишниками не везло никогда, а наоборот, что клавишникам не везло с коллективом. Это проклятие «Машины времени», — заявил он.

Подгородецкий убежден, что клавишники всегда были лучшей частью рок-группы, что это «самые профессиональные музыканты». «Плюс Женя Маргулис — единственный из состава, кого я могу отметить. Остальное все — махровая самодеятельность», — поделился своим мнением с НСН Петр Подгородецкий.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Коллеги по цеху и российские журналисты версию о «проклятии клавишников» не поддержали. В беседе с НСН автор серии книг о музыке Александр Кушнир назвал тему с возможным уходом Державина «наглухо раздутой». Времена, когда группы представляли собой команду единомышленников, по его мнению, уже давно прошли, и совершенно нормально, что в рок-группе меняются участники. «Последние 40 лет формула модели рок-группы — это лидер, максимум два лидера, плюс аккомпанирующий состав. За исключением, может быть, «Би-2», где два лидера, рок-группы — «Мумий Тролль», «Наутилус Помпилиус», DDT — это лидер плюс некий оркестр, который может колебаться от двух до десяти человек. «Машина времени» — это Андрей Макаревич плюс аккомпанирующий состав, как бы кому-то это не было обидно», — заявил НСН Кушнир.

«Фейковой» называл эту новость и певец Юрий Лоза . Его удивило, что музыканты, которые проработали вместе столько лет, могли выгнать из коллектива участника из-за позиции по Крыму. «Кого выгнали? Андрюху? Что-то, крутовато, мне кажется. Потому что они вместе столько лет проработали, и выгнать на такой почве... Мне кажется, что эта новость — фейк. Не думаю, что из-за такой ерунды они будут расставаться», — заявил Юрий Лоза в комментарии «Федеральному агентству новостей».

Действительно ли Андрей Державин уйдет из группы и «проклятие клавишников» активируется в очередной раз, сейчас сказать сложно. Во всяком случае, на протяжении ближайших нескольких недель — пока не закончится гастрольный тур по Украине. Ну или пока не заговорит Державин...

Анна Гришко

Источник текста - Wikipedia
Начало биографии группы "Машина Времени ". 1968 - весна 1970.
Школа № 19 (имени Белинского) Москва, Кадашёвский 1-й пер., д.3а. Здесь образовалась группа «Машина времени»Предшественником «Машины времени» была группа под названием «The Kids», образовавшаяся в 19-й московской школе в 1968 году. В неё входили:

Андрей Макаревич - гитара
Михаил Яшин (сын поэта и писателя Александра Яшина) - гитара
Лариса Кашперко - вокал
Нина Баранова - вокал

Группа пела англо-американские народные песни, выступала на школьных вечерах. Записи не сохранились, только одну из песен того периода можно услышать на диске «Неизданное» - эта песня «This Happened to Me», в которой пелось о несложившейся любви и расставании. Группа давала концерты в московских школах, где удавалось договориться, особого успеха не имела, хотя часто выступала на вечерах школьной самодеятельности.

Переломным, по воспоминаниям Макаревича, стал день, когда в школу приехал с концертом ВИА «Атланты», руководитель которого Александр Сикорский разрешил молодым музыкантам в перерыве сыграть пару песен на их аппаратуре и даже сам подыграл школьникам на бас-гитаре, с которой те были совершенно незнакомы. После этого события в 1969 году из старшеклассников двух московских школ формируется первый состав группы, получившей название «Time Machines» (по-английски, во множественном числе, по аналогии с «Beatles», «Rolling Stones» и другими западными группами). Название группы придумал Юрий Борзов. В группу входят ученики школы № 19: Андрей Макаревич (гитара, вокал), Игорь Мазаев (бас-гитара), Юрий Борзов (ударные), Александр Иванов (ритм-гитара), Павел Рубин (бас-гитара), а также учившийся в соседней школе № 20 Сергей Кавагоэ (клавишные).

После образования группы сразу же происходит внутренний конфликт из-за репертуара: большинство хочет петь песни «Битлз», Макаревич настаивает на исполнении менее известного западного материала, мотивируя это тем, что «Битлз» слишком хорошо поют и непрофессиональное подражание им будет выглядеть жалко. Группа раскалывается, Кавагоэ, Борзов и Мазаев пытаются организовать группу в школе № 20, но попытка оказывается неудачной и вскоре происходит воссоединение «Time Machines».

В этом составе была сделана самая первая магнитофонная запись, из одиннадцати англоязычных песен, написанных участниками группы. На концертах группа исполняет кавер-версии песен английских и американских групп и свои песни на английском, написанные в подражание, но очень быстро в репертуаре появляются и собственные песни на русском языке, тексты для которых пишет Макаревич. Большое влияние на стилистику группы оказали принципы движения хиппи, ставшие популярными среди части советской молодёжи в начале 1970-х.

Оставшиеся после окончания школы участники (1970-1972):
Андрей Макаревич - гитара, вокал
Сергей Кавагоэ - клавишные
Игорь Мазаев - бас-гитара
Юрий Борзов - ударные

Андрей Макаревич и Юрий Борзов поступают в МАРХИ, где происходит знакомство с Алексеем Романовым, игравшим в институтской рок-группе. 8 марта 1971 года в МАРХИ прошёл концерт группы, на котором состоялась встреча приглашенного туда Кутикова с Макаревичем.

В 1971-v году группа некоторое время базируется в ДК «Энергетик». В первые годы состав остаётся нестабильным, а коллектив самодеятельным. Осенью 1971 года Кавагоэ приглашает на место Мазаева, призванного в армию, Александра Кутикова (первый концерт с его участием состоялся 3 ноября 1971 года), затем, уже с подачи Кутикова, Макс Капитановский, ранее игравший в группе «Второе дыхание», садится за барабаны вместо Борзова, ушедшего в группу Алексея Романова. В 1972 году Капитановского тоже призывают в армию, и Сергей Кавагоэ, чтобы не искать в группу нового человека, пересаживается за ударные. Несмотря на полное незнакомство с барабанами, он очень быстро учится играть и остаётся ударником группы вплоть до 1979 года. До середины 1970-х основной тройкой музыкантов остаются Макаревич (гитара, вокал), Кутиков (бас-гитара) и Кавагоэ (ударные); остальные участники постоянно меняются.

Летом 1972 года Кутиков и Макаревич приглашаются сессионными музыкантами в состав известной в то время группы «Лучшие годы» («The Best Years») во главе с Ренатом Зобниным; музыканты соглашаются, так как из-за занятости Кавагоэ, решившего поступать в МГУ, «Машины» всё равно не могут в это время выступать в полном составе. Группа едет на Чёрное море выступать перед отдыхающими в международном студенческом лагере «Буревестник-2». На концертах в основном исполняются «один в один» хиты западных групп (поёт Сергей Грачёв), но часть программы отводится песням из репертуара «Машин Времени» в исполнении Макаревича. По возвращении с юга совместные выступления некоторое время продолжаются, но вскоре альянс распадается. На некоторое время после развала в «Машинах» задерживается барабанщик «Лучших годов» Юрий Фокин и ещё около года на клавишных периодически играет Игорь Саульский.

В 1973 под давлением публики название группы меняется на единственное число - «Машина времени». Некоторое время в «МВ» поёт Алексей Романов, будущий основатель «Воскресения»; он становится первым и единственным «освобождённым вокалистом» группы за всю её историю. Романов задерживается ненадолго и вскоре покидает группу. Фирма «Мелодия» выпускает виниловый диск с записью вокального трио «Зодиак» (трио Дмитрия Линника) в сопровождении «Машины времени». Это становится первым упоминанием группы в официальных анналах. Как писал Макаревич, «… даже такой пустячок помогал нам существовать: в глазах любого чиновного идиота ансамбль, имевший пластиночку, - это уже не просто хиппари из подворотни».

С осени 1973 до начала 1975 года группа пережила «смутное время», выступала на танцплощадках и сейшенах, играла «за стол и кров» на южных курортах и часто меняла состав. За полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов.

Осенью 1974 года Макаревича под формальным предлогом отчисляют из института и он устраивается на работу архитектором в «Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений» («Гипротеатр»). Происходит первый опыт киносъёмок - группу приглашают сняться в эпизоде фильма «Афоня» режиссёра Георгия Данелии в роли самодеятельной группы на танцах. Данелия официально покупает для фильма права на две песни, и после съёмок группа получает первый официальный гонорар, 600 рублей (по тем временам - зарплата типичного служащего или инженера за 4-5 месяцев), который тратится на покупку магнитофона «Грюндиг ТК-46», в последующие годы заменявший группе студию. В окончательной версии фильма почти все кадры с «Машиной времени» оказываются вырезаны - группа появляется буквально на несколько секунд, хотя песни звучат несколько дольше.

В 1974 году из-за многочисленных конфликтов с Кавагоэ Кутиков уходит в группу «Високосное лето». Через несколько месяцев он возвращается, но летом 1975 года снова уходит в ВИА при Тульской государственной филармонии. Кавагоэ и Макаревич быстро находят гитариста Евгения Маргулиса, обладающего характерным «блюзовым» голосом. Макаревич сразу же предлагает Маргулису играть на бас-гитаре, на что тот легко соглашается, хотя честно предупреждает, что никогда не держал баса в руках. Тем не менее, он быстро осваивает новый для себя инструмент; с тех пор Макаревич играет исключительно на соло-гитаре. В группе Маргулис начинает писать и исполнять песни с уклоном в блюз.

На последующие четыре года тройка Макаревич - Кавагоэ - Маргулис становится ядром группы, периодически дополняемым одним-двумя сессионными музыкантами. В 1975 году Элеонора Беляева приглашает «Машину времени» записаться на ТВ в «Музыкальном киоске». За два дня в профессиональной студии звукооператор Владимир Виноградов записывает семь песен: «Солнечный остров», «Марионетки», «В круге чистой воды», «Флаг над замком», «Из конца в конец», «Черно-белый цвет» и «Летучий голландец». В телеэфир группу не допускают, но первая качественная студийная запись собственных песен «МВ» тут же тиражируется и стихийно распространяется по стране.

В 1976 году «машинисты» приезжают на фестиваль «Таллинские песни молодёжи-76» в Эстонии, где с удивлением узнают, что песни «Машины» известны за пределами Москвы. На фестивале группа получает первый приз, там же происходит знакомство с Борисом Гребенщиковым, благодаря которому начинаются периодические самодеятельные гастроли в Ленинграде. На полгода в группу приходит Юрий Ильченко (ранее - солист ленинградской группы «Мифы»). После его ухода группа играет втроём (Макаревич, Маргулис и Кавагоэ), в 1977 году снова выступает в Таллине, правда, с меньшим успехом, чем в первый раз.

Начинаются эксперименты со звуком: в группу приглашается духовая секция, первоначально в составе саксофониста Евгения Легусова и трубача Сергея Велицкого; в 1978 году Велицкого сменил Сергей Кузминюк. За звук тогда отвечал Игорь Кленов. В марте 1978 года свет увидел магнитоальбом «День рождения», собранный Андреем Тропилло из отдельных записей. Он взял записи, которые привозил Макаревич (Тропилло тогда проводил подпольные сейшены) и растиражировал эту плёнку в количестве 200 штук. Весной 1978 года Артемий Троицкий везёт «Машину» в Свердловск, где группа выступает на фестивале «Весна УПИ». Выступление получается скандальным - группа своим видом и репертуаром совершенно выбивается из общего ряда выступавших там «политически благонадёжных» ВИА.

Летом 1978 года «машинисты» узнают, что Кутиков, работавший в речевой студии ГИТИСа, нашёл возможность организовать там в нерабочее время запись группы «Високосное лето» (где он тогда играл). Макаревич просит Кутикова помочь записаться и «Машине»: тот соглашается. Примерно за две недели по ночам группа записывает 24 песни, исполняемых на этот момент на концертах. В записи использовалось наложение с перезаписью и два магнитофона с плохо настроенными трактами, звучание гитар и ритм секции на фоне голоса оказалось «тусклым». Запись тут же копируют, она расходится по стране (как утверждает Макаревич - без ведома и согласия группы) и приносит группе широкую известность. Оригинальная версия записи была утеряна, в 1992 году с копии, сохранившейся у Градского, был оцифрован и издан альбом под названием «Это было так давно…». Впоследствии в интернете не раз упоминалось о существовании более качественной копии записи в ГИТИС’е, но официально она не издавалась. Существуют также записи ряда песен «Машины времени», сделанные в той же студии, но в другое время, отличающиеся техническими особенностями.

Осенью 1978 года группе звонит тогда ещё неизвестный Ованес Мелик-Пашаев и предлагает выступить за большие деньги в стройотряде в Печоре, одновременно предложив себя в качестве клавишника. Выступления в «полевых» условиях (на лесной полянке и в маленьком сельском клубе) приносят более чем приличный доход, и Пашаев закрепляется в группе, работая на концертах как звукорежиссёр, но в основном выполняя функции администратора группы. Пользуясь своими богатыми связями, он занимается организацией выступлений. Коммерческая деятельность Мелик-Пашаева приносит плоды: по воспоминаниям Сергея Кавагоэ, в последний год подпольного существования музыканты зарабатывали концертами более тысячи рублей в месяц каждый (зарплата инженера на заводе в то время составляла около 120-150, квалифицированного рабочего - около 200 рублей в месяц).

Той же осенью 1978 года группа расстаётся с духовой секцией. Появляется Александр Воронов, играющий на синтезаторе собственного изготовления, но не приживается в команде и вскоре уходит. 28 ноября 1978 года группа участвует на открытии Первого фестиваля рок-музыки «Черноголовка-78». Первое место поделили как раз «Машина времени» и «Magnetic Band», второе заняло «Високосное лето». Самое интересное то, что «Машина времени» и «Magnetic Band» опять поделят первое место через полтора года на фестивале «Тбилиси-80».

В конце 1978 года на 1979 год создаётся программа «Маленький принц», по одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери, представляющая собой концерт «Машины времени», где в течение первого отделения песни перемежались с текстовыми интерлюдиями из книги, подобранными более или менее созвучно текстам исполняемых песен. Впоследствии с 1979 по 1981 год программа менялась, отличалась составом, аранжировками, в неё были включены новые прозаические и стихотворные фрагменты, в том числе и других авторов. Тексты сначала читал Андрей Макаревич, а в феврале 1979 года специально для исполнения литературной части программы в качестве чтеца в группу был приглашён Александр Бутузов («Фагот»).

В феврале 1979 года Андрей Тропилло записал «Маленького принца» во время одного из выездов «Машины Времени» в Ленинград и распространил катушки с записью. Эта запись «Маленького принца» - единственная известная запись программы в её раннем варианте и со старым составом группы. В 2000 году на компакт-дисках издан более поздний вариант.

К весне 1979 года между двумя основателями группы - Макаревичем и Кавагоэ, - вызревает конфликт. Макаревич в книге «Всё очень просто» говорит о творческом кризисе и личном конфликте между ним и Сергеем Кавагоэ. По версии Подгородецкого (пришёл в группу позже и лично свидетелем событий не был) имел место крупный скандал, связанный с финансовыми вопросами, кроме того, Кавагоэ и Маргулис были против стремления Макаревича вывести группу из андеграунда на профессиональную сцену. Окончательный раскол группы происходит после организованного Макаревичем, вопреки активному нежеланию Кавагоэ, концерта в помещении подвала только что образованного «Горкома графиков» - комитета художников-авангардистов на Малой Грузинской. По словам Макаревича концерт проходит отвратительно (его коллеги в своих воспоминаниях уточняют, что Кавагоэ, Маргулис и Мелик-Пашаев перед концертом явно перебрали со спиртным и откровенно дурачились на сцене). В тот же вечер после концерта группа собирается в квартире Мелик-Пашаева, где хранили аппаратуру, и Макаревич объявляет о своём уходе из группы, приглашая за собой «всех, кроме Кавагоэ». Маргулис, на которого Макаревич очень рассчитывал, уходит с Кавагоэ. В «Машине времени» с Макаревичем, единственным музыкантом, остаются Мелик-Пашаев, Бутузов и техники Короткин и Заборовский.

В мае 1979 года Кутиков, игравший тогда в «Високосном лете», предлагает Макаревичу воссоздать «Машину времени» с ним и ударником «Високосного лета» Валерием Ефремовым. На место клавишника приглашается Пётр Подгородецкий, недавно демобилизовавшийся из армии; профессиональный пианист, он производит на Макаревича огромное впечатление своей фантастической работоспособностью и умением играть всё, что угодно. Кутиков с Подгородецким были знакомы до «Машины», поскольку за 2 недели до прибытия в «Машину» он был взят в состав «Високосного лета». В этом составе группа репетирует программу, в состав которой входят новые песни «Право», «Кого ты хотел удивить», «Свеча», «Будет день», «Хрустальный город», «Поворот» и другие. Подгородецкий пишет для группы несколько песен с юмористическим уклоном, которые исполняет сам.

К концу 1979 года прессинг партийных органов и милиции делает всё более затруднительной «подпольную» концертную деятельность. К группе специально прикрепляют «куратора» из отдела культуры горкома КПСС Москвы. Макаревич вынашивает идею выхода из подполья и включения группы в состав одного из государственных творческих объединений. Ведутся переговоры, в том числе, с Театром на Таганке. В итоге группа получает предложение от «Росконцерта», и в ноябре 1979 года входит в состав труппы Московского Гастрольного Областного Театра Комедии. Забавно, что партийный куратор, довольный уходом скандальной группы из-под его опеки, даёт «Машине времени» блестящую характеристику. В театре основным занятием музыкантов становится исполнение песен, встроенных в спектакли, что даёт возможность обходить запрет на частные концерты (по словам Макаревича: «можно было спокойно заниматься своей музыкой и своими песнями, и тогда уже сейшн становился не криминально-подпольным мероприятием, а вполне легальной творческой встречей с артистами известного театра»). Театр же, получив возможность писать на афишах «с участием группы Машина времени », резко увеличивает сборы.

1980-е: работа в «Росконцерте».
Работа «Машины времени» в составе театра продолжается всего несколько месяцев. В январе 1980 года руководство «Росконцерта» решает, что выгоднее использовать группу по прямому назначению, и предлагает представить собственную концертную программу. Программа концерта в одном отделении проходит худсовет и весной 1980 года «Машина времени» получает статус самостоятельного ансамбля при «Росконцерте» и начинает собственную гастрольную деятельность. Ованес Мелик-Пашаев официально становится «художественным руководителем» группы, а Андрей Макаревич мелким шрифтом на афишах указывается как «музыкальный руководитель».

Андрей Макаревич получает грамоту от Юрия Сергеевича Саульского на фестивале Тбилиси-80В новом составе группа триумфально 8 марта 1980 года дебютирует на Тбилисском рок-фестивале 1980 года, где же получает первую премию за песни «Снег» и «Хрустальный город», опередив «Автограф» и «Аквариум».

Популярность группы выходит из андеграунда и превращается во всесоюзную. «Машину времени» постоянно крутят по радио, популярными становятся песни «Поворот», «Свеча», «Три окна». «Поворот» на 18 месяцев возглавляет хит-парад «Звуковой дорожки» «Московского комсомольца» (единственный на тот момент официально существующий советский хит-парад). Крупными тиражами расходятся подпольные магнитоальбомы, одним из источников которых становится студийная запись «Машины времени» - «Москва - Ленинград», полуподпольно сделанная летом 1980 года во время гастролей группы в Ленинграде звукорежиссёром Андреем Тропилло на ленинградском филиале «Мелодии».

Во второй половине 1980 года делается попытка восстановить «Маленького принца» в качестве отдельной программы, концерт репетируется, шьются костюмы, программа успешно проходит несколько худсоветов, билеты на представление в «Театре эстрады» уже поступают в кассы и мгновенно раскупаются. Однако накануне первого концерта на утверждение программы прибывает чиновник из ЦК КПСС Иванов; по его указанию программу не принимают, концерты отменяются. До 1981 года группа продолжает использовать на концертах литературные фрагменты, зачитываемые между песнями, но осенью Бутузова увольняют из группы и эта практика прекращается. Негативная реакция ЦК приводит к тому, что «Машине времени» вплоть до 1986 года вообще не разрешают выступать с концертами в Москве. За эти шесть лет «Машина» успевает объехать с гастролями практически весь Советский Союз.

После того, как стало известно, что клавишник «Машины времени» Андрей Державин не примет участие в гастролях по Украине, появилось множество домыслов и версий о том, что же в действительности произошло в коллективе. СМИ и соцсети первым делом нашли "крымский след" в этой истории. Якобы, ещё в 2015 году менеджер группы Антон Чернин сообщал о расколе: что, мол, Державин и директор группы Владимир Сапунов выступили за присоединение полуострова к России, а бас-гитарист Александр Кутиков и Макаревич поддержали Украину.

Сами музыканты называют версию ухода Державина из-за Крыма фейком. Что бы там ни было, возможное его увольнение ординарным событием уже точно не назовёшь. К слову, предыдущий клавишник «Машины времени» Петр Подгородецкий, проработавший в группе почти 10 лет, также покинул её со скандалом. Уход его предшественников — Сергея Кавагое и Александра Зайцева — также сопровождался неприятными инцидентами. Обозреватель НСН решила разобраться в так называемом «проклятии клавишников» в «Машине времени».

ОТКУДА ХАЙП

История с отстранением Андрея Державина начала активно обсуждаться после поста в соцсети украинского журналиста Айдера Муждабаева , который и выдвинул версию ухода музыканта из-за его поддержки присоединения Крыма к России. «Если информация верная, то спасибо Андрею Вадимовичу (и, возможно, Александру Кутикову) за чёткое понимание ситуации. Ну и, конечно, хорошо, что украинцы своей принципиальностью помогли легендарным рокерам, друзьям Украины, избавиться от «русскомирного» дурака в их группе», — написал он в своем Facebook .

Бессменный лидер группы Андрей Макаревич в интервью «Комсомольской правде» назвал это ерундой. При этом он намекнул, что в группе есть некие «личные внутренние вещи», которые пока преждевременно обсуждать.

Личной инициативой неучастие Державина в украинском туре и бас-гитарист, вокалист и композитор «Машины Времени» Александр Кутиков . «Державин не едет на гастроли по Украине по собственной инициативе. Почему он не едет, это вопрос уже к нему, а не к нам. А слухи — это всё перепечатки каких-то журналистов, как и были перепечатки до официального заявления нашего директора Володи Сапунова о том, что его тоже отставили из коллектива. Это всё неправда», — заявил НСН музыкант.

При этом сам Владимир Сапунов в беседе с НСН , что покинул пост директора «Машины времени» ещё 2 ноября по собственной инициативе. Про возможный уход Державина он сказал, что клавишник не будет сопровождать коллектив только в туре по Украине. О его дальнейших перспективах в группе Сапунов говорить не стал.

Андрей Державин на просьбу НСН прокомментировать слухи о расколе внутри «Машины времени» из-за «крымского вопроса», отказом и повесил трубку.

Позднее в понедельник, 13 ноября, на странице Андрея Макаревича в Facebook появился многозначительный пост, где лидер коллектива отметил, что хорошая группа получается «только из разномышленников», и позиция Державина по Крыму его не интересует. «Группа — это особенное объединение, отношения музыкантов в ней очень близкие, почти (господа гусары, молчать!) интимные. Представьте себе, что жила много лет семья — и вдруг разбегается. Да они сами себе не всегда могут объяснить, что пошло не так. А тут их вызывают на суд общественности и кричат — признавайтесь, это вы из-за Крыма? Ну, правда, смешно», — написал музыкант в своем посте.

ЗАКЛЯТЫЕ КЛАВИШНИКИ

За почти полувековое существование «Машины времени» в коллективе сменилось четыре клавишника. Уход каждого из них был связан со скандальными историями — злоупотреблением спиртным, проблемами с дисциплиной и т.д.

Сергей Кавагое был сооснователем группы, в течение десяти лет играл на клавишных и на бас-гитаре. О причине его ухода из группы после одного из выступлений в 1979 году рассказывает музыкальный журналист Михаил Марголис в своей книге «Затяжной поворот: история группы «Машина времени». «У Кавагое с Маргулисом был ритуал: в середине концерта, когда Макаревич один исполнял пару песен под акустическую гитару, заскочить за кулисы и по-гусарски, винтом схватить по стакану спиртного. На концерте для авангардистов они схватили по паре». Вместе с Кавагоэ из коллектива ушёл и Евгений Маргулис .

Проблемы не только с алкоголем, но и с наркотиками, по воспоминаниям близких к коллективу людей, также были у еще одного клавишника — Александра Зайцева . В той же книге Михаила Марголиса приводится интервью бывшего участника «Машины времени» Максима Капитановского : «Заяц поступил тогда, как настоящий дурак. Запил, закололся, исчез, а потом вернулся, чуть ли не за полчаса до первого концерта во Дворце спорта, розовый, чисто выбритый, да ещё и нахамил Макаревичу, считая, что ничего плохого не сделал. И это после того как группа, разыскивая его, целую неделю обзванивала больницы, морги и т. п. Конечно, его сразу уволили».

Самым скандальным стало расставание с Петром Подгородецким — его уволили из коллектива в 1999 году после юбилейного концерта по случаю 30-летия рок-группы. Сам он говорил, что причиной стали разногласия политического характера. После своего ухода он крайне нелицеприятно отзывался о бывших коллегах.


В беседе с НСН на тему возможного увольнения Андрея Державина, Подгородецкий также не скупился на высказывания в адрес музыкантов коллектива. «Я считаю, что не коллективу с клавишниками не везло никогда, а наоборот, что клавишникам не везло с коллективом. Это проклятие «Машины времени», — заявил он.

Подгородецкий убежден, что клавишники всегда были лучшей частью рок-группы, что это «самые профессиональные музыканты». «Плюс Женя Маргулис — единственный из состава, кого я могу отметить. Остальное все — махровая самодеятельность», — поделился своим мнением с НСН Петр Подгородецкий.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Коллеги по цеху и российские журналисты версию о «проклятии клавишников» не поддержали. В беседе с НСН автор серии книг о музыке Александр Кушнир назвал тему с возможным уходом Державина «наглухо раздутой». Времена, когда группы представляли собой команду единомышленников, по его мнению, уже давно прошли, и совершенно нормально, что в рок-группе меняются участники. «Последние 40 лет формула модели рок-группы — это лидер, максимум два лидера, плюс аккомпанирующий состав. За исключением, может быть, «Би-2», где два лидера, рок-группы — «Мумий Тролль», «Наутилус Помпилиус», DDT — это лидер плюс некий оркестр, который может колебаться от двух до десяти человек. «Машина времени» — это Андрей Макаревич плюс аккомпанирующий состав, как бы кому-то это не было обидно», — заявил НСН Кушнир.

«Фейковой» называл эту новость и певец Юрий Лоза . Его удивило, что музыканты, которые проработали вместе столько лет, могли выгнать из коллектива участника из-за позиции по Крыму. «Кого выгнали? Андрюху? Что-то, крутовато, мне кажется. Потому что они вместе столько лет проработали, и выгнать на такой почве... Мне кажется, что эта новость — фейк. Не думаю, что из-за такой ерунды они будут расставаться», — заявил Юрий Лоза в комментарии «Федеральному агентству новостей».

Действительно ли Андрей Державин уйдет из группы и «проклятие клавишников» активируется в очередной раз, сейчас сказать сложно. Во всяком случае, на протяжении ближайших нескольких недель — пока не закончится гастрольный тур по Украине. Ну или пока не заговорит Державин...

Анна Гришко

Ставшая, по сути дела, первой звездой отечественной рок-музыки и во многом предопределившая ее переход к русскоязычному творчеству, «МАШИНА ВРЕМЕНИ» была организована в одной из московских школ, хотя ее создатель и с тех пор бессменный лидер Андрей Макаревич начал свой путь в музыку годом раньше. В 1968 г. он впервые услышал « » и, подверженный всеобщей моде, собрал из одноклассников и одноклассниц вокально-гитарный квартет «THE KIDS», с переменным успехом игравший англоязычные номера на вечерах школьной самодеятельности. Знакомство с певшими уже тогда по-русски «АТЛАНТАМИ» А. Сикорского и К. Никольского побудило ею сделать «настоящую» группу и начать сочинять песни самостоятельно.
В первый, просуществовавший крайне недолго, состав «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» вошли: Андрей Макаревич - гитара, вокал; Александр Иванов - гитара; Павел Рубин - бас; Игорь Мазаев - фортепьяно; Юрий Борзов - барабаны. Необходимость добиться минимально-профессионального звучания уже вскоре вызвала изменения: один за другим ушли Иванов, Рубин и Мазаев. Их заменили Александр Кутиков - бас, вокал и Сергей Кавагоэ - клавишные. Мало-помалу группа начала выступать, добиваясь популярности в окрестных школах.
В 1970 г. последнего из «ветеранов» - Ю. Борзова - сменил довольно известный в Москве барабанщик Максим Капитановский. У «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» появился свой аппарат и довольно обширный репертуар. Два года спустя, однако, Капитановский уходит, чтобы впоследствии раствориться в ресторанно-филармонической карусели, и группа, не найдя ему достойной замены, распадается. Следующие 12 месяцев или чуть больше судьба участников «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» оказалась связанной с довольно известной в Москве поп-группой «ЛУЧШИЕ ГОДЫ» Р. Зобнина. Незадолго до этого «ЛУЧШИЕ ГОДЫ» радикально поменяли свой состав и одним из новобранцев стал соученик Макаревича по Архитектурному институту Сергей Грачев, который и привел вслед за собой Макаревича, Кутикова и Кавагоэ.
В 1973 г «ЛУЧШИЕ ГОДЫ» почти в полном составе ушли на профессиональную сцену и «МАШИНА ВРЕМЕНИ» была возвращена к жизни. С осени 1973 г. до начала 1975 г. группа пережила смутное время, выступая на танцплощадках и сейшенах, играла «за стол и кров» на южных курортах, беспрерывно меняя состав. За эти полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов, среди которых были барабанщики Юрий Фокин и Михаил Соколов, гитаристы Алексей «Уайт» Белов, Александр Микоян и Игорь Дегтярюк, скрипач Сергей Осташев, клавишник Игорь Саульский и многие другие. Не выдержавший этой круговерти Кутиков в конце концов ушел в « », Саульский позже играл с «АРСЕНАЛОМ» Алексея Козлова.
К весне 1975 г. состав «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» стабилизировался: Макаревич, Кавагоэ (в результате всех этих перемещений оказавшийся за барабанами) и басист, вокалист Евгений Mapгулис; приобрел узнаваемые черты и стиль группы, который определили многочисленные интересы и пристрастия ее участников: от бардовской песни до блюза и от кантри до рок-н-ролла. Плюс характерные тексты Макаревича: чуть ироничные, иногда немного патетичные, имеющие форму притчи или басни, они затронули широкий круг проблем, характерных для тогдашней молодежи.
В марте 1976 г. «МАШИНА ВРЕМЕНИ» с триумфом выступила на Таллиннских «Днях популярной музыки», после чего по приглашению «МИФОВ» и «АКВАРИУМА» дала несколько концертов в Ленинграде, которые стали началом массовой и длившейся 5 лет «машиномании". На полгода к группе присоединился ленинградский блюзмен Юрий Ильченко (экс-«МИФЫ»). «МАШИНА ВРЕМЕНИ» каждые 2-3 месяца совершает челночные рейсы в Ленинград, давая по нескольку концертов, производивших смятение в рядах местных рок-фанов, и снова исчезает.
Росту популярности группы способствовало и ее участие в фильме Г. Данелия «Афоня», в котором прозвучал тогдашний ее хит «Ты или я» («Солнечный остров»). Продолжались эксперименты с составом. После ухода Ильченко в «МАШИНЕ ВРЕМЕНИ» появились скрипач Николай Ларин, трубач Сергей Кузьминок, кларнетист Евгений Легусов, клавишники Игорь Саульский (вторично) и Александр Воронов (экс-« »). В 1978 г. ленинградский звукорежиссер Андрей Тропилло выпустил первый магнитоальбом «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ «День рождения». На следующий год группа подготовила монументальную программу «Маленький принц» с развернутыми инструментальными соло, чтением стихов и начатками режиссуры (она тоже была записана на пленку).
Летом 1979 г. внутренние противоречия, уже давно копившиеся в группе, нашли свое разрешение.«МАШИНА ВРЕМЕНИ» снова распалась: Кавагоэ и Маргулис, собрав старых друзей, образовали «ВОСКРЕСЕНИЕ», Воронов реорганизовал « », а Макаревич осенью того же года вывел на сцену новый состав «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ»: Александр Кутиков - бас, вокал; Валерий Ефремов - ударные; Петр Подгородецкий - клавишные, вокал. Они подготовили новый репертуар, поступили на работу в Московский областной театр комедии, а в марте 1980 г. стали главной сенсацией и лауреатом Всесоюзного рок-фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80». Группа, наконец, вышла из подполья, получила признание миллионов слушателей. Однако оттепель длилась недолго. Весной 1982 г. против рок-музыки была развернута кампания, инспирированная статьей «Рагу из Синей птицы» в «Комсомольской правде». Так и не вышел первый альбом на «Мелодии», программа «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» по многу раз правилась и пересматривалась бесчисленными худсоветами. Группу покинул Подгородецкий, которого заменили скрипач Сергей Рыженко и клавишник Александр Зайцев. Рыженко, к сожалению, год спустя уходит.
Вынужденное снижение активности «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» побудило Макаревича искать себя в других жанрах.Он выступал соло (с акустическим репертуаром), снимался в кино (вместе с группой): в двух не слишком интересных художественных лентах А. Стефановича - «Душа» (1982) и «Начни сначала» (1986), написал музыку к кинофильмам «Скорость» и «Прорыв».
Лишь в 1986 г. с изменением всей культурной политики страны «МАШИНА ВРЕМЕНИ» получила возможность нормальной работы. Были подготовлены новые, довольно сильные программы «Реки и мосты» и «В круге света», послужившие основой для одноименных пластинок.Вышла также ретроспективная пластинка «10 лет спустя», на которой Макаревич попытался восстановить звучание и репертуар «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» середины 70-х годов. Группа посетила несколько зарубежных рок-фестивапей, работала над альбомом в США, где, кстати, еще в 1981 г. была выпущена их «пиратская" пластинка.
Судьбе «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ в той или иной форме посвящены документальные фильмы «Рок-культ», «Рок и фортуна», «Шесть писем о бите». Долгое время «МАШИНА ВРЕМЕНИ» не придавала значения определению названий своих альбомов и не датировала их годами.В дискографии мы приводим наиболее важные и интересные образцы звукозаписи группы, которая, кстати, имела и великое множество «пиратско-концертных» альбомов.
Летом 1990 г. перед гастролями в Куйбышеве из «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» уходит Александр Зайцев. В группу возвращаются Евгений Маргулис, который теперь играет на гитаре, и Петр Подгородецкий. В репертуаре «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» опять много песен «классического» репертуара прошлых лет.
Через год группа учавствует в Международном фестивале «Музыканты мира - детям Чернобыля» в Минске, «Акция солидарности с программой "Взгляд"». Группа много гастролирует, саписывает диски, Александр Кутиков издает старые записи группы, Андрей Макаревич пишет книгу, в Италии проходит выставка графических работ. Записываются и издаются сольные проекты участников группы.
1999 год - юбилейный! Идет подготовка к турне. Рок-группа была награждена "За заслуги в развитии музыкального искусства" президентом Борисом Ельциным орденом Почета. Вручение наград состоялось 24 июня с прямой трансляцией по ТВ. В ноябре в ГУМ-е прошла пресс-конференция и автограф сессия «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ», посвященная выходу альбома «Часы и Знаки». 19 декабря в СКК «Олимпийский» в Москве состоялся грандиозный финальный концерт юбилейного тура 30-летия «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ». После концерта, на следующий день происходят перемены в составе группы: был уволен клавишник, Петр Подгородецкий, а на его место взят Андрей Державин. Через пол-года выходит двойной CD и видеокассета с записью юбилнйного концерта.
Наступает новый век и тысячелетие. В 2001 году выходит альбом «Место где свет». Группа активно гастролирует, активно празднует очередную дату. 30 мая 2004 на Красной площади «МАШИНА ВРЕМЕНИ» празднует свое 35-летие. Концерт состоялся в рамках акции «Будущее без СПИДа». Группа присоединилась к движению борьбы со СПИДом наряду с Элтоном Джоном, музыкантами группы « », Мстиславом Растроповичем и Галиной Вишневской. Данный проект был продолжен в Петербурге и других крупнейших городах страны. В 2005-м выходит новая пластинка «Машинально». В 2006 году музыканты отправляются записывать новый диск в легендарную студию «ABBEY ROAD» в Лондоне. Презентация пластинки «Time Machine» прошла в марте 2007 года в «Олимпийском».

Евгений Маргулис уходит из группы 25 июня 2012 года, через месяц после 43-летия «МАШИНА ВРЕМЕНИ», – говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте группы. Причины ухода гитариста не называются. Вместе с тем некоторые СМИ предположили, что Маргулис покидает группу ради записи сольного альбома.
Маргулис не в первый раз прощается с «МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ». В 1979 он ушел в другую популярную группу – « », однако через 11 лет все же вернулся в коллектив Андрея Макаревича. Кроме того, гитарист выступал в таких группах, как « », «АЭРОБУС» и «
В качестве сессионного музыканта в студии и специального гостя на концертах, в группу привлекают гитариста Игоря ХОМИЧ.

20 декабря 2017 года клавишник Андрей Державин уходит из группы спустя 17 лет сотрудничества.
В ноябре 2017 года команда отправилась в тур уже без Державина, и его место за клавишами занял бывший музыкант группы «НЮАНС» Александр Лёвочкин. Многие связывали это с политическими причинами: из-за мнения Державина насчёт Крыма его не пускали в Украину.
Андрей Макаревич опроверг слухи: «Это абсолютно временное совпадение. Это могло произойти и произошло бы в любой другой момент так или иначе.
Мы всё время работаем, сейчас был украинский тур, а до этого был тур по Германии, который закончился концертом в Лондоне. Так получилось, что время расставаться выпало на паузу между этими гастролями.»
Андрей Державин появился в группе в 2000 году, покинув собственную группу «СТАЛКЕР». В составе «МАШИНЫ» он играл на клавишах, также был вокалистом и соавтором многих песен. Неожиданную смену амплуа и дальнейшие планы музыканта раскрыл его уже бывший коллега Андрей Макаревич:
«Нам-то тогда эта странность понравилась. Мне казалось, что это выглядит крайне неожиданно, от него ведь никто не ждал такой музыки, которую играем мы, а он – пожалуйста вам. Но всё вот прошло. Он возрождает «СТАЛКЕР». Я его не осуждаю, его детище.»
Новый календарный год «МАШИНА ВРЕМЕНИ» начнёт концертом в Таллине, а в феврале 2018 выступает на Церемонии вручения премии Чартова Дюжина.

Использовались материалы:
А.Алексеев, А.Бурлака, А.Сидоров "Кто есть кто в советском роке", издательство МП "Останкино", 1991.

458 подборов, из них 9 в этом месяце

Биография

Москва - город государственный, и близость к наковальням власти преисполняла молодых искателей истины идти в официальные инстанции и убеждать эти инстанции, что играемая ими - молодыми - музыка нужна и полезна народу. Это забирало столько времени и сил, что собственно на писание песен сил уже оставалось не так много. Машина Времени - исключение.

«Машина времени» — советская и российская рок-группа, один из пионеров в рок-музыке СССР, основал Андрей Макаревич в 1969 году. В составе «Машины Времени» в разные годы прославились такие музыканты, как Александр Кутиков, Евгений Маргулис, Пётр Подгородецкий и другие. Из-за большого количества композиторов жанр группы эклектичен и использует элементы classic rock, rock n roll, blues, bard.

1970-е: основание
Группа под названием The Kids была создана Андреем Макаревичем в 1968 году из одноклассников. Своё первое выступление ансамбль дал, когда в школу приехал ВИА Атланты и дал молодым музыкантам недолго попрактиковаться на их аппаратуре. В 1969 группа стала называться Time Machines (Машины Времени), причем песни исполнялись на английском языке. В 1973 название было изменено на единственное число — «Машина времени», которым и остаётся до сих пор.

В первые годы состав остаётся нестабильным, а коллектив — самодеятельным. На концертах группа исполняет кавер-версии песен The Beatles и свои песни на английском, написанные в подражание. В начале 1970-х в группу входят: Андрей Макаревич (гитара, вокал), Александр Кутиков (бас-гитара), Сергей Кавагое (ударные), остальные участники постоянно меняются. Некоторое время в Машине времени играл Алексей Романов, будущий основатель Воскресение. В 1975 году Машину времени покидает Кутиков, который уходит в группу Високосное лето, но остается звукорежиссёром Машины времени. Его заменяет Евгений Маргулис, которому Макаревич передаёт обязанности басиста и отныне играет только на соло-гитаре. Маргулис также начинает писать песни для группы с уклоном в блюз.

Выступив в 1976 году на фестивале «Таллинские Песни Молодежи в?’ 76» в Эстонии и получив первый приз, Машина времени впервые приобретает популярность. В 1978 году группа записала дебютный альбом Это было так давно..., который не был выпущен официальным лейблом вплоть до 1992 года. В том же году была записана аудиосказка Маленький принц по сказке Антуана де Сент-Экзюпери, по сути представлявшая собой альбом песен Машины времени с текстовыми интерлюдиями из книги. Музыканты начинают часто выступать в театре, играя песни, встроенные в спектакли, что помогает обходить запрет на частные концерты.

1980-е: состав с Зайцевым
В 1979 году крупный скандал, связанный с финансовыми вопросами, приводит к практически полному распаду группы. Маргулис, Кавагое и Алексей Романов уходят от Макаревича и создают группу Воскресение. Снова объединившись с Кутиковым, Макаревич набирает новый состав, в который входят клавишник Пётр Подгородецкий и ударник Валерий Ефремов. Подгородецкий написал несколько песен для группы с юмористическим уклоном, которые исполнял сам, но 1982 году покинул группу, присоединившись к труппе Иосиф Кобзона. Его место занимает Александр Зайцев, который, в отличие от Петра, не был третьим вокалистом.
Андрей Макаревич получает грамоту от Юрий Саульский на фестивале Тбилиси-80

В новом составе группа триумфально дебютирует на Тбилисском рок-фестивале 1980 года и получает первую премию за песни Снег и Хрустальный город, опередив Автограф и Åквариум. Популярность группы выходит из андеграунда и превращается во всесоюзную. Машину времени допускают на телевидение (программа «Музыкальный Ринг»), радио, популярными становятся песни Поворот, Свеча, Три окна, написанные ещё в 1970-е. «Поворот» на 18 месяцев возглавляет хит-парад «Звуковой дорожки» Московского Комсомольца. «Машина времени» принимает участие в саундтреке к фильму «Душа» и мультсериалу «Обезьянки».

С группой подписывает договор «Росконцерт», давая «зелёный свет» легальным концертам. В начале 1980-х годов рок-группа активно гастролирует по городам СССР, приобретая значительную армию поклонников. Популярнейшие композиции того периода: «Скачки», «Синяя птица», «Марионетки» звучат в ресторанах и на свадьбах. Крупными тиражами расходятся подпольные магнитные альбомы группы.

В 1982—1984, в период правления Андропова и Черненко, в СССР начались кампании против самодеятельных музыкальных коллективов. В ходе этого, в газете «Комсомольская Правда» была опубликована статья Николая Кривомазова «Рагу из синей птицы» (название отсылает к песне «Машины Времени» «Синяя Птица»), где группа и её музыка были подвергнуты неконструктивной критике. Статья была составлена по инициативному письму группы известных деятелей искусства — его подписали писатель Виктор Астафьев, главный режиссёр Красноярского государственного театра оперы и балета Максимиллиан Высоцкий, солист дипломант конкурса им. Глинки Евгений Олейников, директор Красноярской филармонии Леонид Самойлов, дирижёр Николай Сильвестров, поэт и драматург Роман Солнцев.

Тем временем Андрей Макаревич снялся в главной роли в фильме «Начни сначала», чей главный герой списан с него самого. В фильме звучат несколько песен «Машины Времени». Только в 1986 году выходит первый официальный альбом «Машины Времени» — «В Добрый Час» — при том, что материал неофициальных магнитоальбомов составляет несколько десятков песен. Вслед за ним выходит альбом «Реки и мосты». В 1987 году «Машина Времени» — снова победитель «Звуковой дорожки» за год. Андрей Макаревич уступает только Валерию Леонтьеву в рейтинге певцов. Группа совершает первые гастроли за рубеж.

1990-е: с Маргулисом и Подгородецким
В 1989 году «Машина Времени» отмечает своё 20-летие. Маргулис и Подгородецкий участвуют в юбилейном концерте в ДС "Лужники". Из-за личного конфликта с Зайцевым, а также, по словам участников группы, из-за его проблем с алкоголем и наркотиками, приводящих к срыву репетиций, Макаревич был вынужден отказаться от его услуг. В результате в группу вернулись Маргулис и Подгородецкий. Таким образом, в группе становится четыре композитора и вокалиста из пяти участников одновременно. Очередной юбилейный концерт «Машины времени», приуроченный к 25-летию группы, проходит на Красной площади при участии нескольких приглашенных групп, среди которых были «Аквариум», «ДДТ», «Черный обелиск», «Чайф» и другие. Выступление, длившееся около шести часов, напрямую транслировалось по Первому каналу российского телевидения, собрав огромную зрительскую аудиторию. На самом концерте присутствовали около 300 000 человек.

Александр Кутиков создаёт звукозаписывающую компанию Sintez records и становится продюсером группы. Благодаря этому «Машина Времени» больше не зависит от государственного монополиста фирмы «Мелодия». Наконец издаётся двойной альбом «Это было так давно…» с материалом 1970-х гг. В 1990-е годы выходят семь альбомов группы, самыми популярными из которых стали «Внештатный Командир Земли», «Отрываясь», «Картонные Крылья Любви» и «Часы и Знаки». Среди наиболее известных песен этого периода — «Однажды мир прогнётся под нас», клип на которую транслировался по российским телеканалам.

«Машина Времени» получила официальное признание в пост-перестроечной России. В 1991 во время путча ГКЧП все пятеро «машинистов» принимали участие в обороне Белого дома, за что впоследствии были удостоены медалей «Защитнику свободной России». В 1999 музыканты также получили «Ордена Почёта», а в 2003 — «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 1996 году, наряду со многими другими группами, «Машина» участвовала в кампании «Голосуй, или проиграешь!» в поддержку кандидатуры Бориса Ельцина.

2000-е: Современный период
В 1999 году группа празднует своё 30-летие. Сразу же после по окончании концерта в СК «Олимпийский» (декабрь 1999) из группы увольняют Петра Подгородецкого. Среди возможных причин увольнения музыканты группы и критики указывают проблемы Петра с наркотиками (увлечение кокаином), прогул репетиций и другие. Его место занимает старый знакомый Макаревича Андрей Державин.

В 2000 году «Машина Времени» гастролирует с группой «Воскресение», где параллельно работает Маргулис, в рамках тура «50 лет на двоих». Выходит альбом «Место где свет», одноимённая песня попадает в «Чартову Дюжину», клип на неё транслируется по телевидению. С 2000 года «Машина Времени» — постояный участник рок-фестиваля «Крылья».

В 2004 году выходит альбом «Машинально», две песни с него вошли в саундтрек к телесериалу «Танцор». В 2007 выходит альбом «Time Machine», записанный на студии Эбби-роуд. Песня «Улетай» попадает в Чартову Дюжину. При финансовой и информационной поддержке «Авторадио» группа играет два бесплатных концерта: 22 сентября 2007 года на Тушинском аэродроме в Москве, где собирает около 50 000 зрителей, а 23 сентября - на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, где количество зрителей переваливает за 60000. 8 июня 2008 года, при поддержке компании «ТНК-BP», «Машина Времени» играет бесплатный концерт в городе Рязани на площади Ленина, который собирает около 20 000 зрителей.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх