Поэты-шестидесятники и примкнувший к ним дементьев. Шестидесятые: удостоверение времени нас кто-то разводит в отдельные клетки

Термин «шестидесятники» впервые был использован Станиславом Рассадиным в статье под таким же названием, которая была опубликована в декабре 1960 года в журнале «Юность».

Шестидесятники — это часть интеллигенции, появившаяся в период «оттепели», который наступил после XX съезда КПСС, где был развенчан «культ личности» Сталина. В это время внутриполитический курс государства был значительно более либеральным и свободным по сравнению с предыдущими временами, что не могло не повлиять на культурную сферу общества.

Поэзия шестидесятников

Ключевую роль в культуре общества того времени играла поэзия. Надежда на перемены вызвала сильнейший духовный подъем, который вдохновил шестидесятников на их стихи.

Поэзия стала не просто популярна, в первый раз после Серебряного века она стала снова одним из важнейших аспектов социальной жизни страны.

Многотысячные толпы приходили послушать выступления поэтов, с прилавков мгновенно расходились их сборники, а сами писатели стали своеобразным выражением творческой свободы.

Представители

Самым знаменитыми поэтами того времени были Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина.

Роберт Иванович Рождественский (1932-1994) написал тридцать поэтических сборников за всю свою жизнь. Многие его стихотворения были положены на музыку. Также он получил признание и как переводчик. Выражая идеи противоположные советской идеологии, он подвергся гонениям и был вынужден переехать в Киргизию, где он стал зарабатывать деньги переводами стихов, авторы которых были родом из южных республик.

Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017) написал более шестидесяти сборников. Самый большой успех данного автора была поэма «Братская ГЭС», в строчках которой появилось выражение, получившее статус девиза: «Поэт в России больше, чем поэт». Также играл в кино и на сцене. После развала СССР переехал вместе со всей семьей в США.

Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010) был поэтом-авангардистом, который мог писать во всех стилях: начиная от традиционных заканчивая самыми прогрессивными. Он написал более сорока лирических сборников и поэм. Текст всем известной песни «Миллион алых роз» принадлежит ему.

Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010) — написала более тридцати сборников.

Особенным явлением в «оттепель» стали поэты-песенники, или как еще их называли «барды», а жанр стали называть «авторской песней». К ним относили тех поэтов, которые исполняли собственные произведения под музыку. Ключевыми личностями в данном движении были Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юрий Визбор.

Особенности творчества

Стихотворения шестидесятников выделялись своей непосредственностью, отзывчивостью. Идеология минимально влияла на темы и на их раскрытия. Народ моментально полюбил их стихи, так как они были честными: то, чего в то время, сильно не хватало.

Основная тематика

Людям сильно причинял боль тот факт, что идеальный образ государства и его лидеров был нарушен из-за объявления Никитой Хрущевым «преступления культа личности» на XX съезде КПСС и огласки сталинских репрессий. Но при этом радовались реабилитации и освобождению многих жертв несправедливых приговоров. Поэты высказали не только разочарование и смятение, которые испытывал каждый гражданин СССР, но и сильную радость народа, который признал свои ошибки и вернулся на истинный путь к коммунизму. Как говорят современники того периода, в воздухе чувствовался вкус свободы и предстоящих перемен, которые приведут страну с равенству, свободе и братству.

Молодое поколение интеллигенции заразилась этой идеей. Стремление к свободе, восторг, юношеский максимализм, представления об идеалах, вера в прекрасное будущее нашли свое место в их стихах, что резонировала с желанием читателей.

Шестидесятники как культурное явление

Стихи 1960-х годов стали своеобразной струей свежего воздуха в стране. Осознание сталинских репрессий, моральные переживания, стремление к свободе, желание перемен — все это причины того, что поэзия стала отдушиной.

Шестидесятники не отказались от идей коммунизма, они хранили глубокую веру в идеалы Октябрьской революции. Поэтому так часто в их стихах появлялись символы того времени: красное знамя, речи, буденовка, конная армия, строки революционных песен.

Поэты, прославившиеся в то десятилетия, не перестали писать и выпускали свои работы до самой своей кончины или выпускают их до сих пор.

Урок разработан для 11 класса по разделу: "Литература 20 века" (Поэзия). Творчество трех замечательных поэтов-шестидесятников: Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского занимают внимание старшеклассников. Для проведения урока необходима предварительная работа. Класс делится на три группы, и каждая из них разрабатывает свой проект по плану.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

Тема: «Поэты-шестидесятники: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский»

Учитель: Ерюшева Н.А.

Цель : познакомить и систематизировать знания о поэтах-шестидесятниках: Евгении Евтушенко, Андрее Вознесенском, Роберте Рождественском.

Задачи:

учить выразительному чтению;

формировать навык работы с поэтическим текстом;

Методы и приемы работы : «устный журнал», концерт-миниатюра, исследование.

Тип урока : знакомство с новым материалом.

Педагогические технологии: метод проектов, «обучение в сотрудничестве»

Средства обучения : презентация, сборники стихов, аудиофайлы.

Использованная литература : Агеносов В.В., Анкудинов К.Н.Современные русские поэты: Антология.

Евтушенко Е.А.Строфы века: Антология русской поэзии.

Ход урока:

І. Начало урока

(Звучит музыка: Геннадий Трофимов Рок-опера композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского "Юнона и Авось», «Я тебя никогда не забуду»).

Узнали ли вы эту песню? Откуда она?

Понравилась она вам? Чем? (слова очень пронзительные)

ІІ. Основная часть.

Слова этого поэта, как и других «шестидесятников», действительно, очень глубокие и проникновенные.

1.Постановка цели и задач

Наш урок сегодня посвятим творчеству трех имен в поэзии второй половины ΧΧ : Евгению Евтушенко, Андрею Вознесенскому, Роберту Рождественскому.

2. Введение в тему, работа с понятием «поэты-шестидесятники».

Появление поэтов-шестидесятников в Советском тогда Союзе связано с периодом «оттепели»

С какими общественно-политическими событиями в России связан период 2оттепели»? Каковы его предпосылки и значение в развитии русской поэзии второй половины ΧΧ?

- «Поэтический бум» 1960-х годов был обусловлен общественно-политической ситуацией в россии после смерти Сталина и ΧΧ съезда КПСС, на котором Н.С.Хрущев осудил культ личности «вождя народа». Период «оттепели», получивший свое название по одноименной повести И.Эренбурга, продолжался более 10 лет (1953-1964). Ощущение весны, освобождения, созвучное изменившимся общественным настроениям, Эренбург метафорически выразил в стихотворении «Да разве могут дети юга…», ставшем песней, исполняемой Т.и С.Никитиными.

3. Комментирование.

Рассмотрите эмблему журнала «Юность», родившегося в эти же годы. Как в облике «девушки-весны» с линогравюры Стасиса Красаускаса (1961) символически отразилось ощущение времени?.

Ключевым моментом эпохи 2оттепели2 стало расширение российского культурного пространства, знакомство с современной европейской и американской литературой и кинематогрфом. Однако ощущение воздуха свободы не было безграничным, и поэты могли творить только в рамках дозволенного цензурой.

Хотя самые известные поэты-шестидесятники Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт

Рождественский близки друг к другу ораторским пафосом, публицистичностью тем и интонаций, следованиям традициям В Маяковского, все же каждому из них присуща своя стилистическая манера, своя поэтика.

4.Защита проектов.

Вы разделились по желанию на группы и каждая должна была подготовить проект по следующему плану:

1.Краткий очерк жизни и творчества поэта.

2.Показ галереи портретов с комментариями.

3.Концерт-миниатюра из 2-3 стихотворений.

4.Обобщающая беседа об особенностях лирики поэта.

5.Анализ стихотворения, выделяющий особенности авторского стиля.

6.Выявление эволюции творческой манеры поэта (на примере 1-2 стихотворений поздней лирики).

7.Прослушивание и исполнение популярной песни на слова поэта.

8.Запись выводов ученического исследования.

5.Выступления групп, защита проектов.

Группа 1. Е.Евтушенко.

1.Биография.

Войну я встретил в Москве, и моя мама, певица театра Немировича-Данченко, часто выступавшая в те годы на фронте, отправила меня к бабушкам на станцию Зима. Там я начал писать и стихи и прозу. В 1948 году я с волчьим билетом был исключен из 607-й московской школы по ложному обвинению в поджоге всех классных журналов. Поехал в Казахстан экспедиционным рабочим к отцу-геологу, который еще до войны научил меня любить поэзию. В 1949-м напечатал первые стихи в газете "Советский спорт", в 1952 - первую книгу стихов, очень плохую, был принят в Союз писателей и без аттестата зрелости - в Литинститут. Из Литинститута меня, впрочем, на четвертый год исключили за защиту первого антибюрократического романа Дудинцева "Не хлебом единым", а заодно и из комсомола. Однако с тех пор я напечатал более пятидесяти книг стихов, два романа, несколько повестей и рассказов, две книги фотографий, три книги литературной эссеистики, поставил два фильма как режиссер. Побывал в 94 странах и во всех республиках бывшего СССР. Меня очень часто незаслуженно подозревали и оскорбляли, как когда-то в школе, но мне и доверяли и меня любили, и я тоже любил. Мне не на что жаловаться. Я был облагодетельствован расположением и надеждами и многих прекрасных читателей, и многих прекрасных поэтов, писавших гораздо лучше меня, которые живут внутри этой книги. Они тоже составляли эту антологию - тем, что ее написали. Я самым искренним образом написал и, к сожалению, напечатал очень много плохих стихов, и моя профессиональная жизнь не может быть примером сосредоточенности и разборчивости. Но, положа руку на сердце, как любил говорить Пастернак, кое-что я все-таки сделал. Я надеюсь, что хотя бы часть моих грехов мне простится за эту антологию, по которой во многом будут судить о прошедшем XX веке в наступающем XXI.»

«Бабий яр» (1961).

«Пушкинский перевал» (1965).

«Казанский университет», (1970)

«Откуда Вы?», (1971)

«Снег в Токио», (1974).

«Ивановские ситцы», (1976).

«Непрядва», (1980)

«Дальняя родственница» (1984).

«Тринадцать» (1996).

«В полный рост» (1969-2000).

«Просека» (1975-2000).

«Дора Франко» (2011) и др.

Он много лет преподает в американских университетах русскую поэзию, поэтому живет и работает и в Москве, и в США.

2.Показ галереи портретов.

3.Концерт-миниатюра.:

Свадьбы

А.Межирову

О, свадьбы в дни военные!

Обманчивый уют,

слова неоткровенные

о том, что не убьют...

Дорогой зимней, снежною,

сквозь ветер, бьющий зло,

лечу на свадьбу спешную

в соседнее село.

Походочкой расслабленной,

с челочкой на лбу

вхожу,

Плясун прославленный,

в гудящую избу.

Наряженный,

Взволнованный,

среди друзей,

Родных,

сидит мобилизованный

растерянный жених.

Сидит

С невестой - Верою.

А через пару дней

шинель наденет серую,

на фронт поедет в ней…(1955)

Стихотворение

Два города

Я, как поезд,

что мечется столько уж лет

между городом Да

и городом Нет.

Мои нервы натянуты,

как провода,

между городом Нет

и городом Да!...

4.Обобщающая беседа.

Каковы его мысли о людях, «о времени и о себе»?

Каким пафосом проникнуто его отношение к войне? В чем его новизна?

Почему лирический герой предпочитает вечно метаться между городом Да и Нет?

В чем символический смысл этого стихотворения?

Расскажите о некрасовских традициях в стихотворениях Евтушенко?

5. Задание для исследовательской работы.

Молитва перед поэмой (Вступление к поэме «Братская ГЭС»)

Поэт в России - больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

кому уюта нет, покоя нет…(продолжение)

а) Какие мысли Евтушенко о поэте и поэзии вы считаете актуальными и сегодня?

б) Докажите, что в строфах о русских поэтах выдержаны особенности их стиля. На какие их стихи намекает Евтушенко? Приведите Примеры скрытых цитат, смысловых, лексических, синтаксических, интонационных параллелей.

в) Какие риторические и публицистические приемы использует поэт? С какой целью? Приведите примеры экспрессивной лексики и поэтических интонайий.

г) Найдите метафоры, сравнения, повторы. Прокомментируйте их роль в тексте. Какие рифмы и неологизмы кажутся вам неожиданными, новаторскими? Почему?

Дай Бог

Дай бог слепцам глаза вернуть

и спины выпрямить горбатым.

Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,

но быть нельзя чуть-чуть распятым…

Какие новые темы, проблемы и поэтические интонации вы заметили в этом стихотворении?

Какие вечные истины провозглашаются в нем?

Что особенно волнует поэта?

Изменилась ли его стилистическая манера?

7. Прослушивание песен.

(«Хотят ли русские войны?», «Сережка ольховая», «Со мною что-то происходит…»

Что изменилось в стихах с музыкой?

Группа 2 - Андрей Вознесенский

1.Биография.

Андрей Андреевич Вознесенский (1933 – 2010) родился в Москве 12 мая 1933 года. В 1957 году окончил Московский архитектурный институт, поняв к этому времени, что его призвание – поэзия.

Следуя традициям В.Маяковского, ранний А. Вознесенский не был чужд эпатажу, ошеломляя публику неожиданными, ранее запретными темами и новыми выразительными средствами стиха.

«Он не вошел в поэзию, - пишет Е.Евтушенко, - а взорвался в ней, как салютная гроздь, рассыпаясь разноцветными метафорами. Если я начинал печататься с очень плохих стихов, лишь постепенно вырабатывая свою поэтику, то Вознесенский появился с поэтикой, уже сконструированной. Попав в море русской поэзии, он сразу поплыл баттерфляем, а его ученические барахтанья остались читателям неизвестны. В ранней юности он ходил на дачу к Пастернаку, показывал ему свои стихи. Но генезис его поэтики - это вовсе не божественный бормот Пастернака, а синкопы американского джаза, смешанные с русским переплясом, цветаевские ритмы и кирсановские рифмы, логически-конструктивное мышление архитектора-профессионала: коктейль, казалось бы, несовместимый. Но все это вместе и стало уникальным поэтическим явлением, которое мы называем одним словом: "Вознесенский".

Поэт начал печататься с 1958 года, а в 1960 году были опубликованы его первые книги – «Мозаика» (во Владимире) и «Парабола» (в Москве). Читатели 1960-х годов оценили его творчество неоднозначно.

« В 1963 г. на встрече с интеллигенцией в Кремле Н.С.Хрущёв подверг Вознесенского всяческим оскорблениям, крича ему: «Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!»

Но, несмотря на временные опалы, стихи Вознесенского продолжали издаваться, и тиражи книг его доросли до 200 тысяч»

По его стихам были поставлены спектакли "Антимиры" в 1964-м Театром на Таганке и "Авось" в театре Ленинского комсомола. Вознесенский был первым писателем из нашего поколения, получившим Государственную премию (1978). Перу Вознесенского принадлежат многие эссе, где он рассказывает о своих встречах с Генри Муром, Пикассо, Сартром и другими крупными художниками XX века. Вознесенский - почетный член американской Академии искусств.

2.Галерея портретов.

3. Концерт- миниатюра.

Гойя

Я - Гойя!

Глазницы воронок мне выклевал ворог,

Слетая на поле нагое.

Я - Горе.

Войны, городов головни

На снегу сорок первого года.

Я - голод.

Я - горло

Повешенной бабы, чье тело, как колокол,

Било над площадью голой…

Я - Гойя!

О, грозди

Возмездья! Взвил залпом на Запад -

Я пепел незваного гостя!

И в мемориальное небо вбил крепкие

Звезды -

Как гвозди.

Я - Гойя.

1959

Рублёвское шоссе

Мимо санатория

Реют мотороллеры.

За рулем влюбленные -

Как ангелы рублевские.

Фреской Благовещенья,

Резкой белизной

За ними блещут женщины,

Как крылья за спиной!

Их одежда плещет,

Рвется от руля,

Вонзайтесь в мои плечи,

Белые крыла.

Улечу ли?

Кану ль?

Соколом ли?

Камнем?

Осень. Небеса.

Красные леса.

1962

4.Обобщающая беседа.

Какова проблематика, образная система и особенности стиля стихотворения «Гойя»? Найдите основания для его сопоставления с ранней лирикой В.Маяковского («Мама и убитый немцами вечер», «Нате»). Каков пафос отношения поэта к войне?

Какие звуковые, лексические, синтаксические средства создания образов наиболее выразительны?

Расскажите о традициях Маяковского в лирике Вознесенского.

5.Исследовательская работа.

Прочитайте стихотворение А.Вознесенского «Ностальгия по-настоящему»

Я не знаю, как остальные,

но я чувствую жесточайшую

не по прошлому ностальгию -

ностальгию по настоящему…

Найдите в словарях толкование слов «ностальгия» и «настоящее». В каком значении употребляет поэт их: в прямом или в субъективно-авторском? Обоснуйте свой ответ. Приведите цитатные примеры.

В чем парадоксальность словосочетания «ностальгия по-настоящему»? О чем сожалеет лирический герой и на что надеется в будущем?

Какие образы и картины являются символами настоящего? Символами будущего? Символами вечного? Как решается поэтом проблема смерти и бессмертия?

Какие метафоры и сравнения стали внутренним стержнем текста? Найдите неожиданные рифмы и прокомментируйте смысловые связи рифмующихся слов. Укажите нарушения ритма, элементы дольника. Какова их роль?

6. Позднее творчество.

Какие новые проблемы поднимает А.Вознесенский в поздней лирике? Почему ключевым словом в ней становится слово «стыд»? Что изменилось в поэтике автора?

Нам, как аппендицит,

Поудаляли стыд.

Бесстыдство - наш удел.

Мы попираем смерть.

Ну, кто из нас краснел?

Забыли, как краснеть…

7. Прослушивание песен на стихи А.Вознесенского («Сага», «Ты меня на рассвете разбудишь», «Вальс при свечах»)

Как музыка подчеркивает смысл этих стихотворений?

Группа 3 Роберт Рождественский.

1.Биография.

Популярный советский поэт, переводчик, лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной Премии СССР. Родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Троицкого района Алтайского края. Имя при рождении - Роберт Станиславович Петкевич. С 1934 года Роберт жил с родителями и бабушкой в Омске.

В 1950 году в журнале «На рубеже» (Петрозаводск) появляются первые взрослые публикации стихов Роберта Рождественского. В этом же году Рождественский пробует поступить в Литературный институт им. М. Горького - высшее учебное заведение гуманитарного профиля в Москве, но неудачно. Год учится на историко-филологическом отделении Петрозаводского государственного университета, и по прежнему желая поступать в Литинститут продолжает готовиться. В 1951 году со второй попытки поэту все же это удается, и он переезжает в Москву. Рождественский окончил Литературный институт им. М. Горького в 1956 году.

В 1955 году в Карелии издаётся книга молодого поэта «Флаги весны». Уже год спустя здесь же выходит поэма «Моя любовь». За время учебы в институте выпустил в свет сборники стихов «Флаги весны» (1955) и «Испытание» (1956), напечатал поэму «Моя любовь» (1955). В 1955 году Роберт во время практики на Алтае познакомился со студентом консерватории Александром Флярковским, с которым была создана первая песня поэта Рождественского - «Твоё окно». В 1972 Роберт Рождественский получает премию Ленинского комсомола. В 1979 году удостоен Государственной премии СССР. Член КПСС с 1977 года.

В 1997 году имя Роберта Рождественского было присвоено малой планете, зарегистрированной в международном каталоге малых планет под № 5360.

19 августа 1994 года Роберт Иванович Рождественский умирает в Москве от инфаркта. Похоронен в Переделкино.

В том же году в Москве вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».

Многие стихи Рождественского напоминают оды и баллады, продолжая традиции Ломоносова и Державина и позднего Маяковского. Поздняя лирика заметно «тише», грустнее, исповедальнее.

2. Галерея портретов.

3. Концерт-миниатюра.

На Земле

Безжалостно маленькой

жил да был

Человек маленький.

У него была служба

Маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату

Маленькую...

И однажды -

прекрасным утром -

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось,

война...

Автомат ему выдали

Маленький.

Сапоги ему выдали

Маленькие.

Каску выдали

маленькую

и маленькую -

по размерам -

шинель.

А когда он упал -

Некрасиво,

Неправильно,

в атакующем крике

вывернув рот,

то на всей земле

Не хватило

Мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

1969

Филологов не понимает физтех,-

Молчит в темноте.

Эти

Не понимают тех.

А этих -

Те.

Не понимает дочки своей

нервная мать.

Не знает, как и ответить ей

и что понимать.

Отец считает, что сыну к лицу

вовсе не то.

А сын не может сказать отцу:

«Выкинь пальто!..»

Не понимает внуков своих

заслуженный дед...

Для разговора глухонемых

нужен свет.

4. Обобщающая беседа.

Можно ли назвать поэта оптимистом? Обоснуйте свое мнение.

В чем сущность поэтической антитезы в стихотворении «На Земле безжалостно маленькой…»

Как поэт подходит к освещению темы отцов и детей?

Докажите, что Рождественский – мастер неожиданных рифм и ритмических рисунков, стройных композиций, удачных рефренов?

Расскажите о чертах оды и баллады в стихах поэта.

5. Анализ творчества.

«Горбуша в сентябре идет метать икру…»

Горбуша в сентябре

Идет метать икру...

Трепещут плавники, как флаги на ветру.

Идет она, забыв о сне и о еде,

туда, где родилась.

К единственной воде.

Угаром,

табуном,

лавиною с горы!

И тяжелеют в ней

Дробиночки икры...

Что восхищает поэта в описанном природном явлении? В чем иносказательный смысл стихотворения?

Найдите метафоры, сравнения, повторы, рефрены, объясните их смысловую роль.

Какую функцию выполняет звукопись? Подтвердите свои мысли примерами.

Докажите, что в композиции важную роль играет градация. В чем смысл кольцевой композиции текста?

6. Позднее творчество.

Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест.

Я тащил на усталой спине свой единственный крест.

Было холодно так, что во рту замерзали слова.

И тогда я решил этот крест расколоть на дрова.

И разжёг я костёр на снегу.

И стоял.

И смотрел,

как мой крест одинокий удивлённо и тихо горел...

А потом зашагал я опять среди чёрных полей.

Нет креста за спиной...

Без него мне

ещё тяжелей.

Прокомментируйте смысловую роль финальных строк.

Я верующим был.

Почти с рожденья

я верил с удивленным наслажденьем

в счастливый свет

Домов многооконных...

Весь город был в портретах,

Как в иконах.

И крестные ходы -

По-районно -

несли

свои хоругви и знамена...

А я писал, от радости шалея,

о том, как мудро смотрят с Мавзолея

на нас вожди «особого закала»

(Я мало знал.

И это помогало.)

Я усомниться в вере:

Не пытался.

Стихи прошли.

А стыд за них

Остался.

В чем внутренний конфликт лирического «я» в следующем «исповедальном» стихотворении? Что изменилось в его проблематике и поэтике? Какими способами поэт достигает особой выразительности?

7. Прослушивание песен.

(«Песня о годах», «Мгновения» (из «Семнадцать мгновений весны»), «Старые слова»)

ІІІ. Итоги.

Ранней лирике Е.Евтушенко присущ демократизм, публицистичность, социально-нравственная проблематика и поиск новых поэтических средств. Особенности его поэтики: риторические приемы, сравнения, повторы, экспрессивность лексики и поэтических интонаций, неожиданные рифмы и неологизмы. В поздней лирике поэт часто обращается к «жанру» молитвы, к философской проблематике, хотя стихи последних лет полны публицистичности, стремления разобраться в окружающей жизни и в себе.

Лирику А.Вознесенского сближают с поэтами-шестидесятниками публицистичность и ораторские интонации. Многие его стихи сюжетны, а главные темы – это человек и цивилизация, материя и дух, мир и антимир. Но А.Вознесенский «не поэт «темы», а поэт «языка». Для его лирики характерны неожиданные метафоры и сравнения, богатые рифмы, в том числе и внутренние, причудливые звуковые и лексические повторы.

Ранняя лирика Р.Рождественского публицистична. Ее интонации – громкие, ораторские, излишне патетические. Многие стихи сюжетны и отличаются отточенностью композиции, богатством рифм, оригинальностью ритмов. Рождественский написал стихи ко множеству популярных песен. В поздней лирике начинает звучать философское отношение поэта к миру, нарочитый оптимизм и патетика сменяются нотами грустной исповеди.

Домашнее задание.

Проанализировать одно из стихотворений.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»


Реферат по литературе

Поэты - «шестидесятники». Жизнь и творчество Роберта Ивановича Рождественского


Выполнил:

ученик 11 «А» класса

Михайлов Николай.

Руководитель:

Минаева Галина Александровна.


АЧИНСК 2014


I. ВВЕДЕНИЕ


Рождественский Роберт Иванович (1932 - 1994)

«Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да!» Р. Рождественский

После окончания эпохи Сталинского режима повеяло некоторой свободой. На волне этой свободы возникает новое поколение поэтов - "Шестидесятники". Успешное восстановление страны после страшной войны, достижения в науке и технике, особенно в космосе, некоторый рост благосостояния народа породил веру в будущее, надежду на новые успехи. Возник, особенно в среде молодежи, энтузиазм. Все это вызывало тягу к поэтическому оформлению чувств. В обществе возникает дискуссия физиков и лириков. Толпы народа собираются у памятника Маяковскому в Москве, где поэты читают свои стихи.

«Шестидесятники» - субкультура советской интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 годами. Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников», были годы сталинизма, Великая Отечественная война и эпоха «оттепели».

На этой волне появляется ряд новых имен: Рождественский, Евтушенко, Вознесенский и другие. Но такая свобода не нравится партийной номенклатуре. И к концу шестидесятых годов эйфория свободы угасает. Поэзия снова ставится на службу режиму и снова надолго умирает. Нет, стихи конечно пишут и профессиональные поэты, и любители, но особого общественного резонанса они не вызывают. А если появляются такие стихи, что вызывают общественный резонанс, то на авторов этих стихов начинается настоящая охота.

Термин «шестидесятники» прижился после того, как в журнале «Юность» в 1960 была напечатана одноимённая статья критика Станислава Рассадина. Автор позже критически отзывался о распространившемся слове: «…само понятие «шестидесятник» заболтано, обессмыслено, да и с самого начала не имело поколенческого смысла, являясь приблизительным псевдонимом времени. (Признаю вполне самокритически - как автор статьи «Шестидесятники», напечатанной буквально за несколько дней до наступления самих 60-х, в декабре 1960 года.)»

Роберт Рождественский со своими стихами оказался гораздо современнее и актуальнее той эпохи, в которой жил. Недаром песни на стихи, - а их более шестисот! - были и остаются популярными и сегодня. Его творения оказались без срока давности. Наверное, именно поэтому он и остается всенародно любимым. Его стихи написаны словно вчера, словно для нас - людей третьего тысячелетия.


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

рождественский поэт лирика интонация

Биография

Рождественский Роберт Иванович родился 20 июня в селе Косиха Алтайского края в семье военнослужащего, работника ОГПУ-НКВД Станислава Никодимовича Петкевича. Фамилия и отчество Рождественского - по отчиму. Сам Рождественский помнил об отце немного: отец ругал свою работу, потом, сильно запил. В 1937 родители разошлись. После развода отец Рождественского сумел уйти из органов, в 1939 участвовал в советско-финляндской войне, в 1941 добровольцем ушел на фронт и там вскоре погиб. Мать работала в Косихе директором школы. Перед самым началом Великой Отечественной войны окончила Омский медицинский институт. Вскоре была призвана в армию. Мальчик воспитывался во время войны сначала бабушкой, а затем - теткой. Вехами воспитания стали Даниловский детский дом (в Москве) и Третье московское военно-музыкальное училище воспитанников Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Первая публикация стихов Рождественского появилась в июле 1941 в газете «Омская правда», где, в частности, были такие строки: «Хотя мне сегодня десятый лишь год, / Стрелять научился как надо, / И пусть только Сталин мне скажет: "В поход!" / - Фашистам не будет пощады», подписанные: «Роберт Петкевич».

В 1950 Рождественский поступил на историко-филологический факультет Карело-финского (Петрозаводского) университета, откуда через год перешел в Литературный институт им. М. Горького (окончил в 1956). Здесь он познакомился с Е. Евтушенко, учившимся годом старше, Р. Гамзатовым, Г. Поженяном, Г. Баклановым, Ч. Айтматовым, подружился с В. Соколовым. С 1950 в петрозаводском журнале «На рубеже» стали появляться стихи Рождественского, обратившие на себя внимание публицистичностью. С первых шагов поэт успешно разрабатывал форму прямого диалога с читателем, используя агитационные и ораторские приемы. В Петрозаводске вышел и первый сборник стихов Рождественского - «Флаги весны» (1955), затем, уже в Москве, увидел свет второй его сборник - «Испытание» (1956), объединивший лирику и поэму «Моя любовь», впервые опубликованную журнале «Октябрь» (1955. №1), в некое целое. В «Испытании» Рождественский с подкупающей искренностью говорит с читателем-сверстником о мужестве, о призвании, о выборе своего места в жизни, о любви и разлуке.

Язык и интонация Рождественского были понятны поколению, чье детство пришлось на военное лихолетье. Обличая мещанство и приспособленчество, Рождественский восторженно принимает романтику 1950-х с «дальними вокзалами», «росными травами», «пылью на рыжих степных дорогах». В поэме автор передал знакомое навоевавшему поколению чувство зависти к современникам-победителям; только они, по мнению поэта, обладают бесспорным правом говорить о жизни: «Постой! / А был ли ты в огне? / Месил ли пыль дорог? / Встречал ли ты в атаке смерть? / Привык ли ты дерзать? / И так ли знаешь жизнь, / чтоб сметь / о ней другим сказать?» Поэтому молодой Рождественский стремится не только воспеть героику и мужество, но и побывать на самых трудных участках мирной жизни: Литературный институт направляет Рождественского по его просьбе для прохождения практики на Северный полюс. Впечатления о буднях и праздниках в нелегкой полярной жизни легли в основу сборник «Дрейфующий проспект» (1959).

Вместе с «ворвавшимися» в поэзию Е. Евтушенко и, чуть позднее, А. Вознесенским Рождественский по-своему осваивал традиции Маяковского (а также комсомольских поэтов 1920-30-х). Однако в отличие от своих «собратьев» по т.н. «громкой лирике» Рождественский был менее склонен к экспериментам над стихом и словом, а его художественная палитра не имела полутонов. В вышедших в 1960-х сборниках («Необитаемые острова», 1962; «Реквием», 1963; «Ровеснику», 1962; «Радиус действия», 1965; «Сын Веры», 1966; и др., а также в 1970-х «Посвящение», 1970; «Радар сердца», 1971; «Возвращение», 1971; «Линия», 1973; «Баллада о красках», 1976; «Голос города», 1977) Рождественский «узнаваем» по своей поэтике, интонации и строфике. Лирический герой Рождественского - коллективное «мы». «Кромсаем лед, / Меняем рек теченье, / Твердим о том, / Что дел невпроворот. / Но мы еще придем / Просить прощенья / У этих рек, / Барханов / И болот, / У самого гигантского восхода, / У самого мельчайшего малька...» - писал поэт в стихотворении, посвященном известному защитнику природы В. Пескову. Поэтика Рождественского на всем протяжении творчества претерпела мало изменений: главным для поэта всегда был выбор темы, будь то путешествие по стране или впечатления от поездок за рубеж. «Я очень люблю ездить, хотя много раз слышал, что для поэта самое главное - путешествие в себя, свое сознание, подсознание». Такими путешествиями в себя, перемещениями во времени и пространстве в творчестве Рождественского стали прежде всего поэмы - «Реквием. Посвящается тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», 1960; «Письмо в тридцатый век», 1963-64; «До твоего прихода», 1967; «Посвящение», 1969; «Двести десять шагов», 1975-78 (Государственная премия 1979).

В поэмах нашла свое отражение эпическая сторона дарования Рождественского. В поэме «Двести десять шагов» главным героем является Красная площадь. Она как бы сконцентрировала в творческом сознании автора века отечественной истории. Двести десять шагов - это путь почетного караула к Мавзолею Ленина. В поэме обнаруживается неколебимая вера в историческое предназначение своей страны, восхищение социалистической державностью, трагическое ощущение времени. В одном из интервью на вопрос об отношении к Маяковскому Рождественский, в частности, говорил: «Я люблю его за высочайшую человечность и яростную непримиримость. Я люблю его за советскость каждой строки. Советскость до конца» (Лесс А. Чем вам дорог Маяковский? // Вопросы литературы. 1963. №6. С.151). В полной мере сказанное можно отнести и к самому Рождественскому. Вместе с тем поэт чутко реагировал на признаки общественного нездоровья («Убили парня», «Признание кинодублера», «Государственный частник»), которое все меньше удавалось скрыть в гуле победных космических, спортивных и юбилейных реляций.

Широко известны песни на стихи Рождественского, положенные на музыку композиторами А. Пахмутовой, М. Таривердиевым, Е. Птичкиным и др. («Товарищ песня», «Притяжение Земли», «Мгновения», «Эхо любви», «Позвони мне, позвони...» и др.).

В сборнике «Это время» (1976-82) и «Друзьям» (1982-85) заметно стремление Рождественского к философскому осмыслению жизни, емкости и лаконичности. В поздней лирике 1990-х с новой силой зазвучал голос Рождественского-публициста. Горечь и тревога за Россию переданы поэтом в новой для него интонационной манере, близкой к ритмической организации поэзии М. Цветаевой: «Пей-пляши - страна! / Бей-круши - страна! / Коль снаружи мир, / Так внутри война. / Перекур - страна, / Перегиб - страна. / Больше, чем другим, / Ты себе должна» («Гул веков - страна», 1990). В самых последних стихах с особой силой проявилось лирическое дарование поэта. Неожиданно он оказался близок к таким поэтам, как Есенин, П. Васильев, Твардовский и даже И. Бродский. Ритмическая структура произведений становится классичнее, строфическая «лесенка» теряет свою функциональность. Предчувствие смерти освобождает поэта от излишней дидактичности и агитационности, насыщая его поэзию высокой простотой, трагической ясностью и элегичностью: «Из того, что довелось мне сделать, / Выдохнуть случайно довелось. / Может, наберется строчек десять... / Хорошо бы, / Если б набралось» («Никому из нас не жить повторно...»).

Рождественский переводил многих зарубежных (Ф. Албу, М. Ангелова, Го Бо-Сена, Р. Зоговича и др.) и советских поэтов (В. Коротича, Р. Гамзатова, И. Нонешвили и др.). Благодаря усилиям Рождественского как секретаря правления СП вышел в свет первый (в СССР) сборник стихов В. Высоцкого «Нерв» (1981) с предисловием Рождественского.

Творчество и основные мотивы лирики

Роберт Рождественский вошёл в литературу вместе с группой талантливых сверстников, среди которых выделялись Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Владимир Цыбин. Молодая поэзия 1950-х начинала с броских манифестов, стремясь как можно скорее утвердиться в сознании читателей. Ей помогла эстрада: сам стих молодых лет не мог существовать без звучания. Но прежде всего, подкупали гражданский и нравственный пафос этой внутренне разнообразной лирики, поэтический взгляд, который утверждает личность творящего человека в центре вселенной.

Печататься начал в 1950 году. В многочисленных сборниках проявил себя как один из представителей (наряду с Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенским, Б. А. Ахмадулиной и другими), «молодой поэзии» 1950-1960-х годов, творчество которого отличали не только искренность и свежесть поэтического языка, но и ярко выраженная гражданственность, высокая патетика, масштабность и контрастность изображения в сочетании с известной рационалистичностью. Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй Мировой войны), проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, морально-этических обязательств, трудностей и радостей повседневной жизни, зарубежным впечатлениям, Рождественский со своим энергичным, пафосным, «боевым» письмом выступил продолжателем традиций В. В. Маяковского.


Посредине двадцатого века

Облетают ржавые символы...

Будьте счастливы, человеки!

Люди умные.

Люди сильные, -


писал Рождественский в стихотворении под знаменательным названием «Винтики» (1962). Сейчас, по прошествии времени, отчетливо видишь многие несовершенства молодой поэзии тех лет. Ей часто не хватало глубины и сосредоточенности. Но это была разведка боем, когда потери стоят иных побед, потому что вслед за первопроходцами идут основные силы, решающие исход сражения.

Эта поэзия прокладывала пути в наше время, и без нее уже невозможно представить историю русской литературы. Рискну заметить, что достижения современной прозы с ее углубленным вниманием к нравственно-философским ценностям бытия были в определенной мере обеспечены и поэтической работой того поколения, о котором идет речь.

Оно смолоду ощутило себя звеном русской истории - это чувство надо было претворить в поэзию высокой судьбы, и стоит ли удивляться, что ошеломляющая тяжесть ответственности и славы не всегда оказывалась ему по плечу.

Рождественский выбрал наиболее трудный для поэта путь - лирической публицистики. В его стихах время открыто заявило о себе как часть исторического. Кровные связи настоящего с прошлым и будущим здесь не просто ощущаются, растворяясь в самой атмосфере произведения, они называются, подчеркиваются, на них ставится ударение. Лирический герой полностью сливается с личностью автора и в то же время постоянно воспринимает себя частью общего целого, сознательно стремясь выразить главные духовные запросы, опыт, порыв в будущее своих сверстников, товарищей по судьбе.

Трезвое знание, чувство личной ответственности за все худое и доброе, творящееся на родной земле, руководит поэтом. Зрелая вера наполняет его, вера в обыкновенных работящих людей, живущих рядом, истинных творцов истории, к которой поэт нередко обращается и от их имени.

«Сын Веры» - символическое заглавие одного из сборников Роберта Рождественского. Он органически ощущает себя сыном веры в революцию, в ленинские принципы советской жизни, которые надо ежедневно защищать в больших и маленьких сражениях. Об этом лучшие стихотворения поэта, посвященные темам высокого гражданского звучания: «Подкупленный», «Стихи о моем имени», «На земле безжалостно маленькой», «Говорите по-советски», «Слушая радио» и другие.

Горизонты творчества расширяются. Современный человек в поэзии Рождественского начинает поверяться масштабом идеала. Он вырастает как сложная многогранная индивидуальность. Но одновременно ему предъявляется высокий идейный и нравственный счет, который способен оплатить далеко не каждый. В том числе и создатель поэзии:


Притворись большим и щедрым,

полыхающим в ночи.

Будто ливень по ущельям,

по журналам грохочи.

Притворись родным, родимым,

долгожданным, как капель.

Притворись необходимым!

Притворился?..

А теперь открывай окно пошире,

отряхнись от шелухи.

Надо собственною жизнью

Доказать свои стихи...


Размытые полутона, подтекст - не для этого поэта. Ему свойствен максимализм и в содержании, и в стиле, четкая определенность высказывания и оценки. Не всем по душе такой характер, но то, что он имеет полное право на существование и заслуживает уважения, для меня, несомненно.

Рождественскому принадлежит целый ряд произведений, которые могут служить образцом патриотической лирики. Среди них я хотел бы выделить стихотворение «Говорите по-советски» (1964). Как и многие стихи Рождественского такого рода, они откровенно полемичны, и эта полемика затрагивает весьма серьезную проблему.

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера.

Это вовсе не означает, что, вступая в зону чувства, он не испытывает драматических противоречий, конфликтов. Напротив, все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта - всегда непростой путь; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе.

«Все начинается с любви» - программное стихотворение поэта. Так назван один из лучших его сборников, вышедших в 1977 году.

И в поэмном жанре Рождественский остается верен устойчивым чертам стиля. Приемы эпического изображения поэту, в общем, не свойственны, его поэмы насквозь пронизаны патетическим лиризмом, образ автора, как правило, занимает в них почти все художественное пространство. Ораторский пафос, экспрессивная интонация определяют и размеры этих произведений - они компактны и «длятся», сколько хватает автору дыхания для непрерывного монолога, иногда усложняемого введением иных, тоже монологически выдержанных точек зрения.

Поэт и педагог Литературного института Александр Коваленков верно назвал однажды Роберта Рождественского поэтом-романтиком, обладающим «редкой способностью писать стихи для взрослых, но так, словно он рассказывает своим читателям об их детстве». И далее: «Рождественский умеет разговаривать стихами, писать для людей, обладающих хорошим слухом, он знает, что иной раз важней, правильней акцентировать показывающее особенность человеческого характера слово, нежели поражать множеством поэтических изобретений». В самом деле. Рождественский принципиально избегает формальных стиховых экспериментов. Он ставит слово и акцентирует его так, чтобы стремительно сократить дистанцию между автором и читателем. Этому нередко помогают юмор, ирония - краски весьма характерные для лирики Рождественского. Он вступает в духовный контакт с читателем, как говорится, с ходу. Многие стихотворения Рождественского открываются непосредственным обращением к другу, к любимой, к каждому из нас - читателей.

Даже тогда, когда Рождественский публицистически форсирует голос, он, как правило, придерживается разговорной интонации, он именно беседует, спорит, убеждает, всегда всматриваясь с надеждой на понимание в глаза людей, к которым обращается. Поэт стремится вызвать в читателях и слушателях прежде всего эмоциональный отклик, душевное доверие и участие. Он ничего не скрывает от них, он «свой». Простые истины, утверждаемые его поэзией, - добро, совесть, любовь, патриотизм, верность гражданскому долгу, приходят к читателям в оболочке прямого слова, открытой проповеди, которая действительно отсылает наше сознание к периоду собственного детства, когда все мы были в известном смысле более свободны, простодушны и благородны.

Отсюда у Рождественского тяга к сказке, к фантастике, к гиперболе, к резкому, почти плакатному, противопоставлению добра и зла, белого и черного, что очень свойственно именно романтическому ощущению.

С годами отходя от свойственной ему декларативности и разнообразив ритмическую структуру стиха, Рождественский в органичном сплаве публицистической экспрессивности и лиризма создал много текстов популярных песен («Мир», «Стань таким, как я хочу», «Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых», 1968, режиссёр Э. Г. Кеосаян, «Неоткрытые острова», «Огромное небо», «Сладка ягода», «Желаю вам» и др., в том числе песни к спектаклям и опереттам «Голый король», муз. Т. Н. Хренникова, «Тётушка Чарли», муз. О. Б. Фельцмана, «Путешествие Нильса с дикими гусями», муз. В. Я. Шаинского). На слова поэмы «Реквием» написал музыку Д. Б. Кабалевский. Оставил книгу литературно-критических записок «Разговор пойдёт о песне».


III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Характерное свойство поэзии Рождественского - постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами. Эти вопросы касаются столь многих людей, что мгновенно находят отклик в самых различных кругах. Если выстроить стихи и поэмы Рождественского в хронологическом порядке, то можно убедиться, что лирическая исповедь поэта отражает некоторые существенные черты, свойственные нашей общественной жизни, её движение, возмужание, духовные обретения и потери.

Постепенно внешнее преодоление трудностей, весь географический антураж молодёжной литературы того времени сменяются другим настроением - поисками внутренней цельности, твёрдой нравственной и гражданской опоры. В стихи Рождественского врывается публицистика, а вместе с ней, и не утихающая память о военном детстве: вот где история и личность впервые драматически соединились, определив во многом дальнейшую судьбу и характер лирического героя.

Рождественский видит мир крупно, обобщенно: психологические оттенки, точные предметные детали быта, пейзажа хотя и встречаются в его творчестве, но решающей роли не играют. Конкретное здесь едва намечено, оно постоянно готово раствориться в понятии. Конечно, в такой манере есть свои серьезные противоречия: риторика и многословие то и дело подстерегают поэта, когда стихи не одухотворены глубокой мыслью, свежим образом, правдой лирического переживания. Песни на его стихи поют в нашей стране миллионы. Рождественский обладает завидным даром интонации, - слова ложатся на музыку естественно, словно и не существовали без нее. Для песен поэта характерны два ведущих мотива: героическая патетика («За того парня», «Товарищ Песня», «Огромное небо», «Мгновение») и лирическая задушевность («Стань таким», «Благодарю тебя», «Песня о далекой родине», «Позови меня»).

Поэзия Роберта Рождественского по праву пользуется большой популярностью у нашего читателя. Поэтому многие помнят Роберта Рождественского, многие до сих пор цитируют его наизусть. Настоящий был поэт, нужный своим читателям. Здорово помогал нам оставаться людьми.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Петр Вайль, Александр Генис «60-е. Мир советского человека».

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь.

Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3.

Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь. В двух частях. Часть 2.

. «Строфы века. Антология русской поэзии». Сост. Е. Евтушенко.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


ПОЭТЫ-ШЕСТИДЕСЯТНИКИ

Вспомните о них, вспомните о нас, вспомните о себе...

От составителя

Уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию стихи шестидесятников - поэтов, чьи стихотворения впервые стали известны (не обязательно по публикациям) в первую пятилетку оттепели, после 1956 г., хотя некоторые из них, старшие, печатались и ранее (Левитанский, Слуцкий, Галич как прозаик).
Я повторю, что это было беспрецедентное явление , когда стихи, совершенно необычные для того времени, в том числе и принадлежащие известным литераторам, появились на смену почти четвертьвекового господства официальной советской поэзии, контролируемой ЦК и ЧК.

Решусь сказать, что оттепель принципиально изменила дух и характер искусства вообще и поэзии - в частности. Молодые поэты либо не появились бы, либо их стихи не были бы столь незаурядными. Даже творчество опытных литераторов (например, Левитанского) претерпело кардинальные изменения, что нельзя отнести только к «возрастным» факторам...

Я расположил поэтов в алфавитном порядке, выбрав их по своему вкусу. Они, конечно, неравнозначны по таланту и по судьбе.
Некоторые стихи, сочиненные как песни, проигрывают без музыки. Программным и самым сильным считаю «Гойю» Вознесенского (где нет неизбежной политической трагичности, свойственной Алешковскому и Галичу), который совершенно потряс нас, читателей, воспитанных не только на стандартной советской, но и на классической русской поэзии...

Сандро Белоцкий

Юз АЛЕШКОВСКИЙ (род.1929)

ПЕСНЯ О СТАЛИНЕ

Товарищ Сталин, Вы большой ученый,
В языкознанье знаете вы толк,
А я простой советский заключенный,
И мне товарищ - серый брянский волк.

За что сижу, воистину не знаю,
Но прокуроры, видимо, правЫ.
Сижу я нынче в Туруханском крае ,
Где при царе бывали в ссылке Вы.

В чужих грехах мы сходу сознавались,
Этапом шли навстречу злой судьбе.
Мы верили Вам так, товарищ Сталин,
Как, может быть, не верили себе.

И вот сижу я в Туруханском крае,
Где конвоиры, словно псы, грубы.
Я это все, конечно, понимаю,
Как обостренье классовой борьбы.

То дождь, то снег, то мошкара над нами,
А мы в тайге с утра и до утра.
Вы здесь из искры разводили пламя,
Спасибо Вам, я греюсь у костра.

Вам тяжелей, Вы обо всех на свете
Заботитесь в ночной тоскливый час,
Шагаете в кремлевском кабинете,
Дымите трубкой, не смыкая глаз.

И мы нелегкий крест несем задаром
Морозом дымным и в тоске дождей,
Мы, как деревья, валимся на нары,
Не ведая бессонницы вождей.

Вчера мы хоронили двух марксистов,
Мы их не накрывали кумачом.
Один из них был правым уклонистом,
(Вариант: Братом уклониста)
Другой, как оказалось, ни при чем.

Он перед тем, как навсегда скончаться,
Вам завещал последние слова,
Велел в евонном деле разобраться
И тихо вскрикнул: «Сталин - голова!»

(Вариант:

Он перед тем, как с жизнию расстаться,

Писал вам заявленье до утра,

В евойном деле просил он разобраться

И даже крикнул «Сталину - ура!»)

Вы снитесь нам, когда в партийной кепке
И в кителе идете на парад.
Мы рубим лес по-сталински, а щепки,
А щепки во все стороны летят.

Живите тыщу лет, товарищ Сталин,
И пусть в тайге придется сдохнуть мне,
Я верю, будет чугуна и стали
На душу населения вполне.

1959

Белла АХМАДУЛИНА (род. 1937)

По улице моей который год

звучат шаги - мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход

той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,

нет в их домах ни музыки, ни пенья,

и лишь, как прежде, девочки Дега

голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх

вас, беззащитных, среди этой ночи.

К предательству таинственная страсть,

друзья мои, туманит ваши очи.

О одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!

Твой баловень, обласканный тобою,

утешусь, прислонясь к твоей груди,

умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу,

на том конце замедленного жеста

найти листву, и поднести к лицу,

и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,

твоих концертов строгие мотивы,

и - мудрая - я позабуду тех,

кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислонясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты.

И вот тогда - из слез, из темноты,

из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова.

1959

Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ (род. 1933)

Я - Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворог,
слетая на поле нагое.
Я - горе.

Я - горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью головой...
Я - Гойя!

О грозди
Возмездия! Взвил залпом на Запад -
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие
звезды -
как гвозди.

Я - Гойя.

1959

***

Не пуля, так сплетня
их в гроб уложила.
Не с песней, а с петлей
их горло дружило.

И пули свистели,
как в дыры кларнетов,
в пробитые головы
лучших поэтов.

Им свищут метели.
Их пленумы судят.
Но есть Прометеи.
И пленных не будет.

Несется в поверья
Верстак под Москвой.
А я подмастерье
в Его мастерской.

Свищу как попало,
и так, и сяк.
Лиха беда начало.
Велик верстак.

1957

Кто мы - фишки или великие?
Гениальность в крови планеты.
Нету «физиков», нету «лириков» -
Лилипуты или поэты!

Независимо от работы
Нам, как оспа, привился век.
Ошарашивающее - «Кто ты?»
Нас заносит, как велотрек.

Кто ты? Кто ты? А вдруг - не то?
Как Венеру шерстит пальто!
Кукарекать стремятся сквOрки,
Архитекторы - в стихотворцы!

Ну, а ты?..
Уж который месяц -
В звезды метишь, дороги месишь...
Школу кончила, косы сбросила,
Побыла продавщицей - бросила.

И опять и опять, как в салочки,
Меж столешниковых афиш,
Несмышленыш,
олешка,
самочка,
Запыхавшаяся, стоишь!..

Кто ты? Кто?!- Ты глядишь с тоскою
В книги, в окна - но где ты там?-
Припадаешь, как к телескопам,
К неподвижным мужским зрачкам...

Я брожу с тобой, Верка, Вега...
Я и сам посреди лавин,
Вроде снежного человека,
Абсолютно неуловим.
1959

***

ПОЖАР В АРХИТЕКТУРНОМ ИНСТИТУТЕ

Пожар в Архитектурном!
По залам, чертежам,
амнистией по тюрьмам -
пожар, пожар!

По сонному фасаду
бесстыже, озорно,
гориллой краснозадой
взвивается окно!

А мы уже дипломники,
нам защищать пора.
Трещат в шкафу под пломбами
мои выговора!

Ватман - как подраненный,
красный листопад.
Горят мои подрамники,
города горят.

Бутылью керосиновой
взвилось пять лет и зим...
Кариночка Красильникова,
ой! горим!

Прощай, архитектура!
Пылайте широко,
коровники в амурах,
райклубы в рококо!

О юность, феникс, дурочка,
весь в пламени диплом!
Ты машешь красной юбочкой
и дразнишь язычком.

Прощай, пора окраин!
Жизнь - смена пепелищ.
Мы все перегораем.
Живешь - горишь.

А завтра, в палец чиркнувши,
вонзится злей пчелы
иголочка от циркуля
из горсточки золы...

Все выгорело начисто.
Милиции полно.
Все - кончено!
Все - начато!
Айда в кино!

1957

(продолжение подборки - через несколько дней)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх